Урок открытых мыслей : «Рыцарь Вася».
[ Скачать с сервера (3.55 Mb) ] | 11.02.2016, 20:34 |
Тема:Урок открытых мыслей : «Рыцарь Вася». Дата: Четвёртое февраля Класс: 5 Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1996) Цели: 1. Создать условия для формирования правильного нравственного выбора. 2. Развитие связной речи, ассоциативного мышления. 3. Обучение начальным навыкам работы с литературным портретом. Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, выполненные по произведениям Ю. Яковлева. Использование ТСО: компьютерная презентация. Оформление доски: 1. Название урока: «Быть Человеком». 2. Литературные термины: композиция, юмор, портрет, антитеза. Высказывания писателя: 3. «Вот он идёт, мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек!» «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье». Ход урока Вступительная беседа В самом начале урока звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. — Узнали ли вы песню, звучавшую на перемене? Можете ли назвать автора слов, композитора? — Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев. — Чем привлекает вас прослушанная вами песня? (Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя). Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их. Знакомство с биографией Ю. Яковлева — Несколько штрихов биографии писателя. Будьте внимательны, так как сразу же прозвучит вопрос по прослушанному материалу. Краткое сообщение Родился Юрий Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения – рассказы, повести. Беседа по прослушанному материалу — Вопрос на внимание: какую юбилейную дату Юрия Яковлева справляла литературная общественность летом 2002 года? (80-летие) — Мир писателя . Чтобы понять духовный мир талантливого писателя, порой достаточно перечесть его произведения. Я знаю, что из предложенного списка рассказов Ю. Яковлева вы прочли многое. Попробуете 1-2 предложениями сформулировать, о чем же его рассказы? Или о каких людях? (о смелых, благородных, бескорыстных) — Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества: «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье» — В качестве определяющих слов для урока я выбрала «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы? (людьми становятся, а не рождаются). Групповая работа над портретом Васи с последующим обсуждением — Как известно, все мы родом из детства. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек». Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове? — А что нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою? (поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором). Задание: выбрать из произведения слова, характеризующие отношение к герою окружающих людей, автора, самооценку героя. Индивидуальная работа экспертам: работа со словами «рыцарь», «благородство» по толковому словарю. Окружающие Сам Вася Автор 1. «Тюфяк» (одноклассники)– Какие этому доказательства? 2. Обжора (одноклассники) 3. «Слон в фарфоровой лавке» (мама) – Понимаете ли смысл этих слов? 4. Толстяк (друг) — Ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. — А каким вы представляете себе рыцаря? (рисунки, подготовленные к уроку) В груди его билось благородное сердце рыцаря. — Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? — О чем мечтал мальчик? (защищать слабых и обиженных) «Рыцарь Вася» А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев | |
Категория: Мои файлы | Добавил: Нигора | |
Просмотров: 1093 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |
«Легенда о Зелёном рыцаре» ‒ весьма вольное и сильно авторизованное кинематографическое прочтение древнеанглийской поэмы про Сэра Гавейна и Зелёного Рыцаря. Произведение неизвестного сочинителя, датируемое 14 веком, переведено на современный английский язык Дж. Р.Р. Толкином. Среди других легенд Артуровского цикла выделяется тем, что содержит множество метафор и скрытых смыслов. Это вызывает жаркие споры и поддерживает интерес к истории со стороны постановщиков театральных пьес, мультфильмов и полнометражного кино. После двух попыток экранизации (1973 и 1984), спустя почти 40 лет, было решено совершить третью. Проект режиссера Дэвида Лоури спонсировала компания A24.
Поиск смысла, заложенного в киноприключения племянника короля Артура, сильно различается у тех, кто знаком с оригинальной легендой, и тех, кто поэмы не читал. В своей «Легенде о Зелёном рыцаре» Лоури существенно отступает от источника, допускает ряд идейных расхождений, использует новые драматургические решения, добавляет много мистики. Важно, что в фильме концептуально изменён образ главного героя.
Гавейн – не благородный рыцарь «без страха и упрека», не отважный и невинный юноша, который восхищает своими добродетелями. Он простой человек со своими пороками: не блещет храбростью, предпочитает проводить дни в праздности, не делает ничего, что заставило бы его уважать. Экранный персонаж «не цепляет» зрителя вначале, не дает повода для симпатии вплоть до самого финала. На момент действия юноша уже рыцарь, но ещё не совершивший славного деяния, которое должно сделать его образцом мужества для окружающих. Это является отправной точкой сюжета.
Накануне Рождества в рыцарском зале Гавейну предлагают пройти испытание: сразиться с Зелёным рыцарем. Турнир по условиям больше похож на игру: через какое-то время они должны будут встретиться в поединке-реванше, где проигравший возвратит победителю долг в виде такого же удара той же силы, какой он пропустит сейчас. Интрига завязки сюжета состоит в том, что всё это организовала его мать ‒ Фея Моргана, сестра короля Артура. Беспокоясь за репутацию сына и желая облегчить ему задачу, она наколдовала шанс прославиться легко. Нанесение противнику даже незначительного удара (тычка, царапины) уже засчитывается как героическое деяние, достойное звания рыцаря. Сын может биться не в полную силу и обойтись «малой кровью». Но все пошло не по её плану.
Молодецкая удаль Гавейна стала причиной того, что он рубанул мечом «со всей дури» и снёс оппоненту голову. К изумлению присутствующих Зеленый рыцарь не погибает. Это значит, что через 1 год и 1 день придётся с ним встретиться, чтобы принять ответный удар. Станет ли он для героя смертельным? Ответ на вопрос проясняется лишь после финального флэшфорварда кинокартины. В назначенный срок Гавейн покидает Камелот, чтобы идти в крепость Зелёного рыцаря. Тут опять в дело вмешивается сила материнской любви. Моргана снабжает сына амулетом: заговорённый зеленый пояс сохранит его от телесного вреда.
Цепочка загадочных и опасных событий, фигурантом которых становится юноша ‒ это проверка его физических возможностей и моральных качеств. Встреча с прорицательницей Винифредой, интерлюдия с участием великанов, бандиты, лисоподобное животное в лесу, дом лорда Бертилака и чары его супруги. Несмотря на силу волшебной подвязки Гавейн проваливает абсолютно все испытания на добродетели: «летят в трубу» щедрость, отвага, честолюбие, целомудрие, честность. Однако за время пути юноша поумнел, многому научился. Он задумался о том, как вернётся домой и станет жить дальше ‒ неудачником и недостойным человеком.
Перед встречей с Зелёным Рыцарем Гавейна посещает видение, суть которого можно передать пословицей: «трус умирает тысячу раз, храбрец ‒ лишь однажды». Он снимает с себя пояс-оберег ‒ и развязка очевидна. Рыцарь Камелота принимает смертельный удар от Зелёного Рыцаря, который тот сопровождает словами «голову с плеч» (off with your head). Становится понятно, что в фильме показали всю возможную бесславную жизнь Гавейна. Так он не захотел, потому головы и лишился.
Смысл фильма «Легенда о Зелёном рыцаре» заключается в честности в первую очередь перед самим собой. Настоящий рыцарь должен быть с честью и достоинством, даже если знает, что идёт на смерть.
«Легенда о Зелёном рыцаре» отступает от традиционного сказания про подвиги благородного героя, где он ловко проходит все испытания и в награду получает принцессу. Проверка на рыцарство здесь проходит иначе. А сама история про «путешествие за честью» показана с точки зрения обычного человека. Это размышления о трудном пути, о жертвах и награде за жертву, о самоотверженном поступке, о верности своим принципам. В целом фильм надо воспринимать как метафору внутреннего роста человека, совершенствования его личности. В сказочной форме описан процесс взросления мальчика, становление его характера и превращение в мужчину.
Киноадаптация древнеанглийской поэмы погружает нас в атмосферу средневекового сказка с моралистическим уклоном ‒ о том, как быть правильным рыцарем и хорошим христианином. Нужному восприятию способствует понимание того, что это отнюдь не приключенческое кино для широкой аудитории, а бескомпромиссный арт-хаус.
В. М. Гаршин — один из тех деятелей литературы, чьи небольшие, но наполненные глубоким смыслом произведения невольно вынуждают читателя переосмыслить свои представления об обществе в целом и человеке в частности. Его истории «камерные», выстроенные вокруг ограниченного числа действующих лиц, простые по содержанию. Но в них содержатся идеи и проблемы, многие из которых актуальны и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с некоторыми работами писателя, делится с Вами подробным анализом рассказа «Сигнал» по плану.
История создания
До наших дней дошла история написания рассказа «Сигнал». Впервые он был опубликован в 1887 году в первом выпуске журнала «Северный вестник», который пришел на смену закрытым в 1884 «Отечественным запискам».
Для Всеволода Михайловича данный период был достаточно сложным — обострившиеся проблемы с психическим здоровьем мешали полноценно существовать и создавать новые тексты. Писатель был болен психическим расстройством и на его фоне совершил самоубийство в 33 года.
Тем не менее, существует мнение, что произведение могло стать частью большого сборника под названием «Люди и война» — в черновиках есть сходство с некоторыми другими рассказами из него, но по неизвестным причинам задумка не осуществилась. Более подробных сведений о творчестве этого времени и об истории создания «Сигнала», к сожалению, не сохранилось.
Жанр, направление
Произведение «Сигнал» относят к жанру рассказа или, иначе, новеллы. Сделать такой вывод можно на основе небольшого размера текста, малого количества основных персонажей (Семён и Василий) и сюжетных линий (несколько эпизодов из жизни сторожа). Также автор все время подводит читателя к одному, наиболее важному и неожиданному эпизоду (предотвращение катастрофы и спасение пассажиров поезда).
Писатель следует традициям реализма, открыто и правдиво описывая происходящее. Его герои вполне типичны, обычны для общества. Это помогает ощутить иллюзию того, что все могло происходить в действительности.
Смысл названия
Смысл названия рассказа «Сигнал» читатель понимает только в финале. Чтобы предотвратить катастрофу, центральный персонаж — Семён — дает сигнал машинисту остановиться. В качестве флажка он использует кусок ткани, окрашенный кровью.
Этот эпизод показывает, на какие жертвы способен человек, осознавая, что кто-то находится в серьезной опасности.
Суть: о чем рассказ?
Главный герой по имени Семён с помощью знакомого офицера находит работу смотрителем около железнодорожных путей. Вместе с женой он потихоньку устраивает хозяйство на небольшой территории.
Детей у супругов нет — четырехлетний сын давно умер от болезни. Ближайшими соседями их являются тихие и неразговорчивые Арина и Василий Спиридоновы. Постепенно привыкнув друг к другу, герои становятся практически друзьями. О многом разговаривают, многое обсуждают: например, воровство со стороны чиновников. В некоторых вопросах не сходятся — Спиридонов более агрессивно настроен по отношению к вышестоящим лицам, считая их алчными и бездушными.
Неприязнь его доходит до такой степени, что однажды после отъезда проверочной комиссии он решается ехать жаловаться в Москву, в правление. Мол, начальник станции, оскорбившись, разбил Василию лицо. Семён отговаривает приятеля, но тот решает поступить по-своему и пропадает на несколько дней.
Встречаются герои неожиданным образом: отправившись в лес за палками для самодельных дудочек, Иванов случайно обнаруживает Василия около путей. Оказывается, тот разворотил рельсы, чтобы поезд попал в аварию.
В ужасе Семён пытается исправить сделанное, но вдруг видит, что у него совсем не остается времени. Тогда он решает остановить состав, подав специальный знак. Он обмакивает платок в собственной крови и поднимает его над головой. Но этого мало — машинист не заметит. Иванов теряет сознание, а на его место встает вернувшийся Василий.
Пассажиры оказываются вне опасности, а Спиридонов признает свою чудовищную ошибку.
Более подробно сюжет рассказа «Сигнал» описан в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Сигнал» описаны в таблице:
Семён Иванов | персонаж, о судьбе которого мы узнаем в самом начале. Вернулся с войны почти невредимым, но потерял отца и сына. Совместно с женой искал счастья в разных местах, пока не устроился сторожем на железной дороге. Довольствуется скромным хозяйством, не соглашается с возмущениями приятеля, никак не стремится изменить мир к лучшему. Тем не менее, готов пожертвовать собой ради спасения незнакомых людей — это отчетливо видно в финале рассказа. |
Василий Спиридонов | сосед Семёна, крайне недоволен произволом властей, пытается бороться с ним жалобами. Также считает, что главное зло — это сами люди, идут на любые подлости ради выгоды. «Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает», — произносит он. Доведенный до отчаяния, решается на преступление — портит рельсы, зная, что скоро по ним пронесется поезд. В конце концов, раскаивается в сделанном, поняв, что поступил неправильно. |
Темы
В произведении «Сигнал» затрагиваются сложные философские темы. Это и взаимоотношения «маленьких людей» с окружающим их миром, и попытки изменить существующую реальность к лучшему, и противостояние добра и зла внутри каждой отдельной личности.
- Тема маленького человека раскрывается в рассказе «Сигнал» наиболее полно. Оба героя — маленькие люди, которые не могут повлиять на судьбы мира сего. Они оба неравнодушны к ним, однако у каждого из них свой подход к решению социальных проблем. Автор доказал, что большое горе может сделать опасным даже маленького человека, а большая опасность может дать ему возможность проявить благородство и величие души, ведь величие души не зависит от статуса, занимаемого в обществе. Поэтому Семен не пожалел себя и спас десятки людей от крушения.
- Тема справедливости. Герои находятся в одном положении, но по-разному находят выход из него. Семен осознает, что мир вокруг несовершенен, но не готов бороться с произволом и несправедливостью. Он смирился со своей участью. Василий — бунтующий маленький человек. Он пытается бороться с власть имущими и изменить мир. Однако благородные стремления приводят его к чудовищному преступлению. Оба пути не позволяют героям переписать свою судьбу, но одна дорога привела маленького человека к благородной жертве во имя справедливости, а другая тропа вывела героя к противоположному результату — злому и несправедливому поступку, преумножающему проблемы, а не решающему их.
- Тема добра и зла. Автор напоминает о том, что эти нравственные категории неоднозначны и порой неотделимы друг от друга. Добрые побуждения вынудили Василия сделать злое дело, в котором он раскаялся, увидев жертвенную доброту своего товарища. Прав был Ф.М. Достоевский, сказав, что поле битвы добра и зла — это сердца людей.
Если Вы думаете, что раздел раскрыл тематику рассказа «Сигнал» не полностью, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон дополнит раздел.
Проблемы
В рассказе «Сигнал» автором поднимаются такие важные проблемы, как: озлобление человека, доведенного до крайнего отчаяния; желание противостоять несправедливости, и, напротив, фатализм и смирение перед суровой действительностью.
- Озлобление человека. Люди, доведенные до отчаяния, опасны и лишены веры в будущее. В таком состоянии даже самый благонамеренный человек может совершить непоправимую ошибку. Поэтому унижение личности в любом проявлении чревато срывом и его самыми неожиданными и ужасными последствиями.
- Поиск справедливости. Многие люди ради своих абстрактных идеалов готовы свернуть конкретные шеи, не задумываясь о последствиях своих действий. Иногда даже стремление к справедливости приводит к распространению произвола и беспорядка.
- Фатализм. Люди, которые смиряются с обстоятельствами, никак не влияют на них, а значит, не способствуют решению проблемы. Семен никому не делает зла, но и проблемы он не решает. Лишь экстренная ситуация вывела его из покорного оцепенения и заставила решительно действовать. Добро невозможно преумножать безучастием.
Рассмотреть все эти вопросы удается благодаря персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Тем не менее, прямых наставлений Гаршин не дает, призывая читателя поразмышлять самостоятельно.
Основная идея
Иногда борьба за правду может разрушить судьбы многих людей и преумножить хаос, с которым борется. Не получив ожидаемого результата и разочаровавшись, человек совершает необдуманные поступки, которые повлекут за собой губительные последствия. Смысл рассказа «Сигнал» состоит в том, что даже высокие идеалы не могут оправдать жестокость и цинизм.
Еще одна главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в том, что даже, казалось бы, самая неприметная, заурядная личность готова на подвиг, если того потребуют обстоятельства. Внешняя покорность судьбе сменяется деятельным участием, когда возникает реальная угроза. Поэтому мы не должны недооценивать маленьких людей. Добродетель никак не связана с социальным статусом.
Чему учит?
Оба героя относятся к разряду так называемых «маленьких людей» в литературе. Им нечего противопоставить сильным мира сего, они не отличаются особыми талантами, не имеют высокого социального положения. Только ведут себя они абсолютно по-разному. Семён покорно принимает все, что преподносит ему судьба, старается искать положительные моменты в любой ситуации. Василий же, напротив, сосредоточен сугубо на негативных сторонах жизни, часто угрюм и неразговорчив. Озлобившись, он не находит иного способа выплеснуть свою боль, кроме как решившись на преступление. Так, по мнению, автора, быть не должно. Каким бы тяжелым не было твое существование, нельзя переступать границы морали — таковы нравственные уроки произведения. Иначе можно полностью потерять свою человечность. Вот о чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал».
Смирение и кротость хороши в повседневной жизни: нужно уметь объективно оценить свои возможности и достойно выполнять свои обязанности, каким бы незначительными они ни казались. Однако в решающий момент каждый человек должен быть готов отбросить смирение и проявить деятельную доброту, взяв на себя ответственность и право решать. Такова мораль рассказа «Сигнал».
Художественные особенности
Примечательно то, что писатель практически не описывает то, что находится вокруг героев. Даже портреты персонажей читателю приходится выстраивать у себя в голове на основе отдельных деталей. Больший интерес для Гаршина представляют действия, отчего в тексте присутствует множество глаголов
«Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз…», «Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит…», «Обойдет Семён свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать…».
Нужную эмоциональную окраску дают восклицательные предложения и обращения — как риторические, так и прямые:
«Терпенье наше проклятое!» «Василий Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом!», «Господи! Спаси невинные души!».
Персонажи раскрываются благодаря диалогам, участниками которых они являются. Писатель передает живую речь с помощью разговорного стиля (например, просторечия «кабы», «коли»).
Критика
Особенно высоко литературный дар Гаршина в свое время оценил Л.Н. Толстой. Он не пропускал ни одной публикации, с удовольствием читая новые рассказы. Считая Всеволода Михайловича одним из сильнейших современников, Лев Николаевич пригласил его поработать в качестве автора для издательства «Посредник».
Другие также признавали талант Гаршина, видя большой потенциал для развития. Однако писатель очень рано покинул этот мир и не успел раскрыть свое дарование полностью.
Автор: Инна Колокольникова
Чтение,
5 класс.
Дата_______
Тема урока: «Ю. Я.
Яковлев «Рыцарь Вася».
Цель урока: учить выразительному чтению через знакомство с произведением Ю.Я.
Яковлева «Рыцарь Вася».
Задачи: — образовательные: познакомить учащихся с
произведением Ю.Я.Яковлева
«Рыцарь Вася», учить
выразительному чтению через знакомство с творчеством Ю.Я. Яковлева;
— коррекционно—развивающие: коррекция и развитие связной
устной речи,
коррекция внимания
через выполнение дидактической игры, коррекция и
развитие мелкой и
крупной моторики через выполнение зрительной
гимнастики и
физминутки, коррекция и развитие
мыслительной
деятельности;
— воспитательные: воспитывать нравственные качества (любовь к людям,
доброжелательность, ответственность).
Оборудование: портрет
писателя, рассказ «Рыцарь Вася, иллюстрации к произведению.
Ход урока:
1.
Организационно — подготовительный этап
— Ребята,
давайте поздороваемся друг с другом, посмотрим, все ли готовы к
уроку?
2 Проверка домашнего
задания.
Посмотрите на
портрет этого писателя.
Как фамилия этого писателя?
Родился Юрий Яковлев
26 июня 1922года в Ленинграде в семье служащего. В 1940 году окончил школу, был
призван в армию. Он был участником Вов: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой
печати. После войны поступил в Литературный институт имени Горького. Печататься
стал в 1947 году: создавал как стихи, так и рассказы, повести. задумывался о
детях, о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом,
красотой, о духовном здоровье. Мы с вами уже читали произведение Ю. Яковлева.
-Как оно называлось? («Колючка»)
-Кто главные
действующие лица рассказа? (Вера, Колючка)
Вы приготовили
краткий пересказ по плану
—Что заставило Веру прийти на помощь Колючке? (Взаимопомощь)
-Какие черты
характера Веры проявились в том эпизоде, когда Вера
заступилась за
Колючку? Выберите ответы на доске:
Решительность,
взаимопомощь, злорадство, трусость, чувство справедливости, смелость.
-Чему учит нас этот
рассказ?
Учитель: Герои
Ю.Яковлева разные по возрасту и характеру, но роднит их Одно они не могут и дня
прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда
готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в
разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять в
дружбе, искать лёгких дорог
2.
Основной этап. Подготовка учащихся к усвоению
нового материала.
— Ребята,
мне на урок нужна иллюстрация, кто—то ее разрезал, помогите мне ее правильно собрать. (Дети
собирают ее и прикрепляют на доску).
— Ребята,
что изображено на картине? (Рыцарь).
— Словарная
работа
Рыцарь — бесстрашный, самоотверженный
человек.
Рыцарь строго
следовал кодексу чести защищал своё Отечество, проявлял бесстрашие в сражениях,
оберегал слабых: женщин, вдов, сирот. Не совершал плохих поступков.
-Рассказ Ю.
Яковлева называется «Рыцарь Вася». Вас ничего не удивило в
названии рассказа?
Ничего не показалось необычным, странным? (Имя
рыцаря Вася)
-А какие имена
носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд)
Нам дальше
предстоит работа над чтением рассказа,
—Ребята,
сегодня на уроке мы начнем знакомиться с рассказом, главным
героем, которого
будет рыцарь по имени Вася, а написал этот рассказ снова писатель Юрий
Яковлевич Яковлев. —. В нем нам встретится новое слово: тюфяк.
— Словарная работа Тюфяк
— медлительный, вялый человек.
— Ребята,
какие новые слова нам сегодня встретятся? (Тюфяк, рыцарь).
— Давайте
произнесем их громко все вместе (произносят громко хором), а
теперь произнесем
шепотом (произносят шепотом).
Ребята,
сегодня мы на уроке прочитаем 1 часть рассказа, вы должны подумать какими
чертами похожи герои рассказов
— Ребята, сейчас мы начнем читать рассказ «Рыцарь
Вася», а перед чтением
рассказа давайте
потренируем наши глазки,
— Чтение
рассказа Учитель начинает читать рассказ, дети
продолжают читать
по цепочке, следить и
слушать друг друга.
— Ребята,
мы сейчас прочитали 1 часть рассказа, все вы старались, устали,
давайте сейчас
отдохнем и проведем физическую минутку.
— Физ. минутка
Руки вверх
поднимем — раз
Выше носа, выше
глаз.
Прямо руки вверх держать,
Не качаться, не дрожать.
Три — опустили руки вниз,
Стой на месте не
вертись.
Вверх раз, два,
три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать
повороты,
Выполняйте все с
охотой.
Раз — налево поворот,
Два — теперь наоборот.
Так, ничуть, не
торопясь,
Повторяем
8 раз!
— Закрепление
полученных знаний
—Ребята,
мы прочитали 1 часть рассказа, давайте ответим на вопросы.
1. За что приятели называли главного героя тюфяком? (За полноту, вялость,
медлительность).
2. Какое сердце билось в груди у Васи (Благородного рыцаря)
3. Каким рыцарь Вася представлял себя в мечтах? (Стройным, отважным
рыцарем на коне и в
доспехах).
4. А каким он был на самом деле? (Толстым и неповоротливым ребенком).
6. Что
произошло на реке, как повел себя Вася. (как настоящий рыцарь)
3. Заключительный
этап. Вывод
— Ребята, с каким рассказом мы сегодня начали знакомство? (с рассказом
«Рыцарь Вася».
— Почему
главного героя Васю называет автор рыцарем? (он совершает рыцарский поступок).
— Домашнее
задание
— Ребята,
дома вам нужно будет очень аккуратно разукрасить изображение
главного героя (тюфяка). (Образ героя прилагается к конспекту, дети дома
разукрашивают героя).
-Как вы думаете, что
произойдёт дальше? Что случится на следующий день? (Дадут грамоту Васе,
поздравят на линейке, все узнают про Васю героя,
ничего не произойдёт).
Дочитать рассказ до конца.
—Оценка
работы учащихся
— Ребята, вы сегодня на уроке хорошо поработали, молодцы.
Изображение
главного героя для домашнего задания.
Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса
1 вариант
Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.
1.Соотнесите автора и произведение:
1) Л.А.Чарская а) «Рыцарь Вася»
2) Н.Г.Гарин-Михайловский б) «Золотая рыбка»
3) А.И.Приставкин в) «Книжка счастья»
4) Ю.А. Яковлев г) «Тайна»
2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения
1). Н.Г. Гарин-Михайловский | 1 «Золотая рыбка» | а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми |
2). А.И. Приставкин | 2. «Книжка счастья» | б. Мальчик, привыкший к судьбе неудачника |
3). Ю.Я. Яковлев | 3. «Рыцарь Вася» | в. Маленькая Люсенька |
3.Олицетворение – это…
1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
2) художественное определение
3) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
4.Эпитет – это…
1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
2) художественное определение
3) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
5.Метафора – это…
1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
2) художественное определение
3) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
6. Кто написал басню «Нищий и собака»?
1)И.И.Дмитриев 2). И.А.Крылов 3). Эзоп 4). М.Д.Ломоносов
7. Отрывком из какого произведения Дмитриева И.И. являются строчки: «Не знаю я, кому они принадлежали, А знаю, что один был в блестках, нов, красив;
Другой изломан весь и очень тем хвастлив»?
1)«Нищий и собака» 2)«Два Веера» 3) «Отец с сыном» 4) «Бык и корова»
8.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»
1) повесть 2) рассказ 3) сказка
9.Что происходило с людьми, которым в руки попадала книжка счастья в произведении Гарина – Михайловского Н.Г. «Книжка счастья»?
1)Становились равнодушными 2)Становились злыми
3)Становились добрыми 4) Ничего не изменялось
10. Репейник, Крапива, Жаба, Гадюка — герои сказки:
1) «Что значит досуг?» 2)»Березовая роща» 3)»Книжка счастья»
11.Какова тема рассказа «Тайна» Л.Чарской?
1) О жизни в пансионе. 2) Об отношении между учителями и гимназистками.
3) Равнодушия и непонимания.
12. Какое чувство испытывает Неточка на уроке русского языка от слов учителя?
1)Радость, восторг 2)Гордость от первого опыта опыта сочинительства
3)Разочарование, глубокая грусть
13. Главные герои рассказа «Золотая рыбка»?
1)Девочки из детского дома 2)Рыбки 3)Воспитатель из детского дома
14.Чему учит рассказ А.И. Приставкина «Золотая рыбка»?
1) равнодушию и безответственности 2) милосердию и состраданию
3) не обращать внимание на других, а жить только для себя.
15. Что сделала Таня, когда узнала о гибели отряда (К.Д. Воробьев «Гуси-лебеди»)?
1)ушла одна на поиски отряда 2)покинула отряд с группой солдат 3)смирилась с потерей
16. Какой позывной был у Тани?
1)звезда 2)лебедь 3) ромашка
17 Какое прозвище дали Васе его одноклассники?
1) тюфяк 2) рыцарь 3) толстяк
18. Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг?
1)вручили грамоту 2) Объявили благодарность 3) выдали денежную премию 4)никак не наградили
19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася» Ю.Я Яковлева в том, что
1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.
2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.
3) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.
Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса
2 вариант
Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.
1. Соотнесите автора и произведения
1) И.И. Дмитриев а) «Гуси-лебеди»
2)К.Д. Воробьев б) «Березовая роща»
3) Е.А. Пермяк в) «Тайна»
4)Л. А. Чарская г) «Два веера»
2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения
1).Л.А Чарская | 1. «Золотая рыбка» | а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми |
2)А.И. Приставкин | 2. «Тайна» | б. Маленькая Люсенька, укравшая рыбок |
3). Н.Г. Гарин-Михайловский | 3. «Книжка счастья» | в. Девочка, написавшая первое стихотворение |
3.Эпитет – это…
1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
2) художественное определение
3) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
4.Метафора – это…
1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
2) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
3) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
5.Олицетворение – это…
1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
2) художественное определение
3) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
6.Кто написал басню «Два Веера»?
1).И.И.Дмитриев 2). И.А.Крылов 3). Эзоп 4). М.Д.Ломоносов
7. Кто в басне И.И.Дмитриева «Отец с сыном» произносит слова: «Дороги лучшей нет, Как телом и умом трудиться, Служа отечеству, согражданам своим?
1) крестьянин 2).отец 3).сын 4). автор
8.«Книжка счастья» Н.Г. Гарина-Михайловского — это:
1) рассказ; 2) повесть; 3) сказка. 4) роман
9. Какая волшебная сила таилась в маленькой потёртой книжке?
1)она делала людей богатыми 2) она приносила в дом счастье 3) она делала людей человечными
10. Сказку «Березовая роща» написал
1)А.С. Пушкин 2)Е.А. Пермяк 3)В.И. Даль
11. Чем хочется поделиться героине рассказа «Тайна» со своими подругами в классе?
1)Рассказать о том, что она получила письмо от родных
2) Она сочинила первое свое стихотворение 3) получила подарок
12. Какие дальнейшие действия должен был совершить учитель русского языка, увидев, что перед ним первый поэтический опыт девочки?
1)Вернуть стихи. 2) Поддержать, подбодрить, не заметить орфографических ошибок в стихах
3) Прямо в классе постараться указать автору на положительные моменты в стихотворении
13. Где происходит действие рассказа А.Приставкина «Золотая рыбка»?
1) в школе 2) в детском доме 3) в пионерском лагере
14. Главная мысль рассказа «Золотая рыбка» А. И. Приставкина?
1) дети должны помогать друг другу 2) дети решили поймать вора
3) дети никогда не должны голодать
15. Кто является главным героем рассказа «Гуси-лебеди»?
1)Сергей Марьянов и Лебедева Таня 2)Андрей Марьянов 3) Сергей Марьянов
16. Каким творческим талантом обладал Сергей?
1)рисовал 2)играл на гармошке 3)писал стихи
17. Какое качество портило Васе его жизнь?
а) медлительность б) неповоротливость в) неловкость г) все ответы верны
18. Какой подвиг совершил Вася?
а) спас котенка б) предотвратил пожар в) помог милиции задержать вора г) спас утопающего мальчика
19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася Ю.Я Яковлева» в том, что
1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.
2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.
3)главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.
Ключи:
1 вариант
- 1г 2в 3б 4а
- 1) 2а 2) 1в 3) 3б
- 3
- 2
- 1
- 1
- 2
- 3
- 3
- 2
- 3
- 3
- 1
- 2
- 1
- 2
- 1
- 4
- 3
2 вариант
- 1г 2а 3б 4в
- 1) 2в 2) 1б 3) 3а
- 2
- 1
- 3
- 1
- 2
- 3
- 3
- 2
- 2
- 2
- 2
- 3
- 1
- 3
- 4
- 4
- 3
Критерии
«5» — 22-24
«4» — 21-16
«3» — 15-10
«2» — 9-0