Виктор Петрович Астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. Наиболее известным из них является рассказ «Конь с розовой гривой». Данное произведение представляет собой воспоминания писателя о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. Создаётся впечатление, будто взрослый человек наблюдает за своим поведением со стороны. Автор очень тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану.
История создания
История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.
У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении.
Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон».
Жанр и направление
Произведение «Конь с розовой гривой» является рассказом. Об этом свидетельствует несколько признаков. Так, произведение является небольшим по объёму, в нем представлено сравнительно небольшое количество персонажей. При этом автор сконцентрировал внимание только на одном событии.
Нетрудно догадаться, что рассказ создан в духе реализма. Ведь он является автобиографическим и основан на реальных событиях.
Композиция
Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.
Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука.
Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета.
Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность.
Суть
С рассказа бабушки и внука начинается произведение. Екатерина Петровна просит мальчика, чтобы он собрал землянику. За это она обещает ему дать пряник. Писатель, описывая лакомство, погружается в ностальгию и вспоминает свои детские мечты.
Главным событием произведения является сбор ягод. Автор показывает, как Витя с ребятами собирал землянику. Дети соседа Екатерины во время работы съели очень много ягод. Главный герой собрал туесок земляники, однако одну часть съели, а другую — рассыпали. Витя очень боялся, что скажет бабушка, ведь Екатерина Петровна была строгой женщиной. Саня предложил Вите обмануть бабушку, и вместо ягод насыпать травы и земли, а сверху положить землянику. Именно так мальчики и поступили.
На рынке бабушка узнала, что внук её обманул. Несмотря на то, что она очень рассердилась, пряник женщина все равно привезла Вите. Читатель замечает, насколько стыдно было мальчику за свой поступок. Дедушка посоветовал Вите попросить прощения у бабушки. И мальчик последовал его совету. В конце повествования перед читателем в образе Вити предстаёт уже взрослый человек.
Его дедушки и бабушки больше нет в живых, однако он до сих пор вспоминает «коня с розовой гривой». Вот более подробное краткое содержание.
Главные герои и их характеристика
Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:
- Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался.
- Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
- Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека.
- Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.
Темы
Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно:
- Тема совести. Вите очень стыдно за то, что он обманул бабушку. Именно совесть дает ему возможность осознать свою ошибку и уяснить урок.
- Тема воспитания. Бабушка строга по отношению к внуку, но эта суровость оправдана: только так женщина смогла воспитать достойного человека, который несет ответственность за свои поступки.
- Тема доброты и отзывчивости. Несмотря на плохое поведение внука, бабушка все-таки не смогла отказать ему в подарке. Этот поступок особенно запомнился ему и стал главным назидательным элементом в жизненном уроке.
- Тема деревенской жизни. Автор подробно описывает быт и нравы деревни. Все люди общительные, все друг друга знают, а потому обмануть кого-либо или скрыть что-то очень не просто. Жизнь в деревне наполнена трудом, интересными поверьями и трагическими событиями, которые создают неповторимую атмосферу.
- Тема неполной семьи. Автор рассказывает, каково ему жить без матери и без отца.
Проблемы
Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:
- Главная проблема «Конь с розовой гривой» произведения очевидна. Она заключается в ответственности за свои поступки. Главный персонаж обманул родного человека, за что его мучает совесть. Вите очень тяжело осознавать, что он поступил так безнравственно и нечестно. Бабушка все равно привезла мальчику пряник, который будет ему напоминать о недостойном поступке.
- Кроме того, Астафьев в рассказе поднял проблему дурного влияния. Друзья Вити очень плохо влияют на него, принуждая его к дурным поступкам. Ведь именно они предложили обмануть бабушку.
- Плохое воспитание — еще одна проблема рассказа. Мать соседских детей все им прощает, а потому они ведут себя так, как хотят, зная наверняка, что им ничего не будет.
Основная идея
Смысл рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что в жизни нужно всегда выбирать честность и порядочность, а не легкую наживу и обман. Витя попробовал кривую дорожку и пришел в тупик, где были только разочарование и стыд. Эта земляника того не стоила. Не стоила она и доверия близких, которые не жалели сил и времени ради содержания и воспитания героя. Витя получил свой урок и усвоил его на всю жизнь благодаря соотношению строгости и доброты бабушки.
В своем произведении Виктор Петрович показал, что родные и близкие люди способны на искреннюю любовь. Они могут простить дорогому человеку всякую оплошность. Образ Екатерины Петровны олицетворяет невероятную теплоту и чистоту души. Она все-таки принесла ему этот пряник. Благодаря воспитанию бабушки Витя смог вырасти искренним и достойным человеком. Автор призывает читателя поступать по законам совести и говорить только правду. Такова главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой».
Чему учит?
Известный рассказ Виктора Астафьева является очень поучительным. Произведение «Конь с розовой гривой» призывает читателя совершать только добрые поступки и с милосердием относиться к окружающим. Писатель также утверждает, что необходимо уметь прощать. Несмотря на то, что главный герой поступил очень непорядочно и обманул бабушку, она все равно принесла ему пряник. Женщина осознавала, что суровое наказание является неуместным, ведь только добро может спасти мир.
Рассказ «Конь с розовой гривой» заставляет задуматься о том, что важно защитить себя от дурного влияния со стороны. Далеко не все «дружеские» советы нужно принимать за чистую монету и воплощать в жизнь. Нужно уметь прислушаться к себе и делать выбор в пользу внутреннего голоса, а навязанных истин извне.
Автор: Виктория Комарова
Презентация
Эпиграф:
Жизнь прожить — не поле перейти.
Пословица
Сколько лет прошло! Сколько событий
минуло! А я все не могу забыть
бабушкиного пряника — того дивного коня
с розовой гривой.
В.Астафьев
Цели урока:
- Познакомиться с понятием «духовные ценности», определить общечеловеческие духовные ценности, выявить, какие духовные ценности присущи российского народу.
- Проследить, как отражены в рассказе духовные ценности российского народа, помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа.
- Развивать монологическую речь учащихся, навыки работы с текстом, умение рассуждать.
- Привести к осознанию важности жизненных уроков в становлении личности.
Оборудование: планшетные ПК. Урок сопровождается презентацией
Ход урока
Вступительное слово учителя обществознания. Обсуждение эпиграфа 1 с учащимися.
Слово учителя. Предметом нашего изучения на сегодняшнем уроке станут ценности. Речь пойдет, конечно же, не о тех ценностях, что хранятся в сейфах и шкатулках. Сегодня мы будем говорить о ценностях, которые хранятся в душе и памяти человека, о духовных ценностях. Эпиграфом к нашему уроку служит русская пословица «Жизнь прожить — не поле перейти», как вы думаете, в чем заключается ее смысл? (обсуждение)
Актуализация знаний учащихся.
В 5 классе на уроках обществознания вы уже познакомились с понятием семейные ценности, вспомните, что это такое.
«Это не дорогие костюмы и платья, украшения. А вот альбом старых фотографий, бабушкино подвенечное платье или рассказы о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение, — всё это относится к семейным ценностям.
Семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.
Семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запёчатлённой в бережно хранимом семейном архиве.» (А.И.Кравченко. Обществознание. Учебник для 5 класса. Изд. «Русское слово». http://tepka.ru/Obschestvoznanie_5/index.html)
Семейные ценности нельзя одеть на праздник, продать или обменять, нельзя продать и купить почему? Потому что это не материальные ценности. Это ценности духовные.
Проблемный вопрос (учитель обществознания): Жизнь человека — высшая ценность?
Жизнь каждого человека — высшая ценность, потому что каждый человек индивидуален и неповторим. Каждый из нас вносит свой вклад и оставляет свой след на земле, а вот каким будет этот след зависит от нас и для того, чтобы оставить в памяти людей, своих потомков, добрые, хорошие воспоминания, чтобы нас в будущем вспоминали с благодарностью, а не с проклятиями и существуют духовные ценности.
Объяснение учителя обществознания (понятия «духовные ценности», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности российского народа»). Духовные ценности — это долг, совесть, любовь, верность и преданность, любовь к Родине, справедливость. Дадим определение, которое нужно запомнить.
«Духовные ценности — это одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.д.
Есть ценности важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ.
К ним относятся:
- Сохранение жизни человека,
- права и свободы человека,
- истина,
- свобода,
- справедливость,
- красота,
- добро,
- любовь,
- польза,
- защита окружающей среды,
- осуждение всех форм человеконенавистничества, утверждение ненасилия как основа жизни человеческого общества»
(А.И.Кравченко. Обществознание. Учебник для 6 класса. Изд. «Русское слово» http://tepka.ru/Obschestvoznanie_6/index.html)
Откуда же взялись духовные ценности, кто их придумал? Ценности создаются самими людьми в ходе истории. Народы отстаивают и борются за них, а ценности в свою очередь руководят поступками людей, вот почему они так важны и почитаются всеми людьми на земле и отдельными народами.
«Российская Федерация — многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков.
Духовные ценности российского народа — семья, честный труд, взаимопомощь, религиозная вера, национальные традиции, любовь к Родине, к своей истории, к своему народу, патриотизм, готовность бороться со злом, приходя на помощь слабым и обездоленным. Это вечные ценности российского общества, которые вели на труд и на подвиг лучших сынов России — Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Дмитрия Менделеева, Георгия Жукова, Юрия Гагарина и многих-многих других».
(А.И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 6 класса. Изд. «Русское слово». http://tepka.ru/Obschestvoznanie_6/index.html).
Обсуждение.
Как учится человек, как он приобретает духовные ценности?
Человек знакомится и впитывает в себя духовные ценности всю жизнь, они не падают на нас с неба, а формируются под влиянием других людей и прежде всего наших близких, мы познаем их через свои поступки, через поступки родителей, близких родственников. Друзей, изучая историю и исторические личности, через свои уроки жизни, осмысливая поведение других людей, а так же через произведения художественной литературы.
Слово учителя литературы. В основу рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой» легли воспоминания писателя о собственном детстве, произведение автобиографично, писатель искренне и открыто разговаривает с нами о самом важном и нужном.
Проблемный вопрос (учитель литературы):
О чем? (высказывания учащихся)
Какие духовные ценности российского народа отражены в произведении?
Аналитическая беседа.
Добро, долг, труд, любовь, семья — духовные ценности нашего народа. На каких жизненных уроках наш герой учится их постигать?
- В рассказе представлены две семьи. Что вы можете о них сказать?
- Какие поступки героев мы можем назвать добрыми?
- Как в рассказе показано, что такое долг?
- Каково отношение к труду в семье Левонтия и в семье Вити?
- Что такое истинная любовь? Как она показана в рассказе?
Работа по тексту. Поиск ответов на вопросы. (Учащиеся отвечают, приводя аргументы из произведения).
Прокомментируйте эпизоды, изображенные на иллюстрациях (презентация)
Рассказ называется «Конь с розовой гривой». Объясните, почему? Обращение к эпиграфу 2. Обсуждение финала рассказа.
На слайде демонстрируется таблица с примерами.
Духовные ценности | «Левонтьевские» | Витя |
Добро | «Добрые советы» | Бабушка купила пряник |
Долг | Отсутствует ответственность, не переживают, обманывают, шантажируют | Переживает, что не выполнил обещание, вина за обман |
Труд | Не любят работать | Приучается к труду: набери ягод — куплю пряник |
Любовь | Жалость к Вите, а не любовь; равнодушие к живому | Любовь к природе, семье |
Выводы: Любовь — добро — долг — труд — формируются в семье. Согласны ли вы, что семья — одна из самых важных духовных ценностей? Какую роль играет литература в формировании духовных ценностей человека? (свой ответ обоснуйте)
Рефлексия.
Учитель обществознания: У каждого народа есть духовные ценности — нравственная основа общественной жизни, залог его исторических успехов и экономических достижений. Есть они и у российского народа. В них входят две категории ценностей — общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа. Можете ли вы себя назвать приверженцем духовных ценностей российского народа? Как это проявляется в вашей жизни? (ответы учащихся)
Учитель литературы. В.Астафьев в своем произведении рассказывает об очень важном в жизни каждого человека. Давайте еще раз назовем эти прекрасные понятия. О каких духовных ценностях говорится в следующих народных пословицах? (слайд). «Ромашка». Задание: прокомментируйте пословицы, запишите их на лепестки ромашки. Пусть эти духовные ценности — долг, труд, добро, семья, любовь — всегда будут с вами и определяют ваши поступки (ромашка дарится ребятам на память).
- Дерево держится корнями, а человек семьей.
- Всякое уменье трудом дается.
- Кто чувствует стыд, тот чувствует и долг.
- Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.
- Добро сеять — добро и пожинать.
№
п/п
Название
раздела / Темы урока
Количество
часов
Тип
урока / Вид контроля, Измерители
Элементы
содержания
Элементы
дополнительного содержания
1
Введение
Значение
художественного произведения в культурном наследии России.
1
Комбинированный: сообщение новых
знаний, повторение изученного материала.
Понимание
о литературе как одном из видов искусства. Значение родной литературы и
искусства в жизни человека. Роль родного слова в формировании личности
человека.
2
Устное
народное творчество
Предания. Поэтическая
автобиография народа
1
Урок развития речи
Предания
как коллективное УНТ.
Фольклор как особый способ познания русской
истории
Теория
литературы: предание как жанр древнерусской литературы
3
Из литературы XVIII века
«История
государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической
хронике Н.М.Карамзина.
1
Урок
сообщения
новых знаний, формирование
умений и навыков
Слово о писателе. Историческая основа
повести. Характеры героев.
Аналогия
(уподобление) языковых форм
4
Басня
«Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.
Проверочная
работа
1
Урок-
практикум
Выразительное
чтение. Сравнительный анализ произведений
Тема,
основная мысль произведения
5
Из
литературы XIX
А. С. Пушкин.
«Пиковая дама». Слияние гражданских, философских и личных мотивов.
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Определение
темы, идеи, особенностей, жанр произведения
Реализм. Конфликт.
6
А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Развитие
реализма в прозе.
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Система
образов-персонажей,
сочетание
в них реального и
символического
планов, значение
образа
Петербурга.
Реализм. Конфликт
7
Сочинение
«Своеобразие поэтической речи».
1
Урок
развития речи
Тропы
и фигуры речи.
8
Анализ
сочинения.
Поэты
Пушкинской поры. Баратынский, Батюшков, их стихотворения разных жанров.
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Литературная
жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. «Арзамас» как
«братство» литераторов. «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры.
Золотой век русской поэзии.
9
М.Ю.Лермонтов. Мотивы
вольной кавказской природы, символические образы тюрьмы и узничества в
лирике
1
Урок повторения и обобщения изученного
Жизненный и
творческий путь автора. Символы вольности, одиночества.
Романтизм
10-11
Л.А.
Чарская. Рассказ
«Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе
2
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Равнодушие, герой,
поступок. Ранимость души подростка
12
А.А.
Фет. Рассказ «Кактус».
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Жизнь и творчество автора. Художественное своеобразие произведения Жанр и худож-е
особенности произведения
13
Тест по
произведениям Л.Чарской и А.А.Фета.
1
Урок
контроля
Содержание рассказов А.Фета и Л.Чарской
Самостоятельная
работа
14
Из
литературы XX века.
И.А.Бунин.
Рассказ из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Характеристика
героев, анализ отдельных сцен по плану
Роль художественной детали в характеристике
героя.
15
А.И.Куприн. «Изумруд».
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Творческий
путь автора. «Изумруд». Сострадание к братьям нашим
меньшим. Стиль повествования.
Своеобразие
произведения
Сюжет,
сострадание, алчность, жестокость, доброта
16
Самостоятельная
работа «Анализ
поступков героев И.Бунина и А.Куприна»
1
Урок
контроля знаний
Тема,
идея, план
17
А.Толстой. «Русский характер» — своеобразный
итог рассуждениям о русском человеке.
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Определение
темы, идеи, особенностей, жанр произведения
Теория
литературы:
Очерк,
позиция автора.
18
А.Грин.
«Зеленая лампа».
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Работа
с текстом, анализ сцен, характеристика героев
19-20
К.Г.Паустовский. «Телеграмма».
2
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
История создания. Композиция рассказа.
Авторская позиция. Смысл названия.
Система
образов в рассказе, ее смысл
21
Сочинение Что нужно человеку для счастья
1
Урок
развития речи
Определение
темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, написание сочинения
22
Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах
хлеба».
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Смысл
названия рассказа.Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим
домом.
Презентация
23
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди».
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Человек на войне. Любовь
как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Сообщения
о творчестве писателя
24-25
В.П.
Астафьев.
«Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»).
2
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Жизненный и творческий путь писателя.
Лирическая миниатюра. Нравственный выбор. Человек на войне. Личные
переживания героя-рассказчика.
Сюжет,
жанр, внутренний мир, смысловая нагрузка, характер, мироощущение
26
Тест по
рассказам В.Астафьева
1
Урок
контроля
Проверка знаний
учащихся по прочитанным произведениям.
27
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Безнравственность
забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти
о них
Антитеза
28
Толстая
Т.Н. «Соня».
1
Урок
сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Мотив
времени – один из основных
мотивов
рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»
Антитеза
29
Сочинение
по рассказу Т.Толстой «Образ «вечной Сонечки»
1
Урок
развития речи
Определение
темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, написание сочинения
29-30
Захар
Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
2
Урок сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Проблемы памяти, долга,
ответственности, непреходящей
человеческой жизни в изображении
писателя.
Презентация
31
Творчество
пермских поэтов – фронтовиков.
1
Урок сообщения
новых
знаний, формирование умений и навыков
Поэтическое
выражение авторского
настроения,
миросозерцания.
Лирический герой в
произведениях
Литературное
произведение, жанр, автор, герой, авторская позиция
33
Итоговый
контрольный тест
1
Урок повторения и обобщения изученного
Обобщение и
систематизация пройденного за год
34
Анализ
итогового теста
1
Урок повторения и обобщения изученного
Анализ теста
Открытый урок литературы в 5 классе по теме:
«Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»».
Учитель русского языка
и литературы:
Кузнецова Нина Ивановна
Цель урока: через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Задачи:
-
формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении;
-
формирование нравственно-этических представлений в ходе выявления главной идеи рассказа.
Планируемые результаты:
предметные: создать условия для глубокого понимания пятиклассниками сюжета и проблематики рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка»; помочь им понять особенности мира природы и человека, созданного В.П.Астафьевым; учить ориентироваться в структуре текста художественного произведения и создавать развернутые монологические высказывания аналитического характера; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
личностные: оказывать помощь в освоении художественного культурного наследия своей страны; воспитывать уважение к ценностям; развивать потребность в самовыражении и самореализации; учить вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные:
регулятивные УУД — освоение навыков анализа условий достижения познавательной цели; умение планировать пути ее достижения, контролировать свое время; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;
коммуникативные УУД — формирование умения работать в группе, учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и аргументировать его; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД — освоение навыков выстраивания логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; развитие умения объяснять выявленные в процессе чтения художественного текста явления, процессы, связи и отношения.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Оборудование:
-
рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»;
-
раздаточный материал:
— рабочие листы разных цветов для групповой работы,
— смайлики из цветной бумаги для самооценки деятельности;
-
рисунки учащихся;
-
слайдовая презентация.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности
Вступительное слово учителя:
-
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Рада Вас всех приветствовать на сегодняшнем уроке литературы.
-
С каким настроением вы пришли на урок? Выберите смайлик, соответствующий Вашему настроению (или у каждого учащегося на парте лежит по 2 рисунка: изображение тучки и солнышка. Ученики поднимают один из рисунков, который соответствует их настроению).
-
Спасибо. И у меня хорошее настроение. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих умом, сообразительностью и чутким сердцем. Приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности.
-
Очень надеюсь, что работа на уроке будет плодотворной, а настроение не изменится в худшую сторону.
-
Ребята, проверим готовность к уроку. Все на месте? Что находится у нас на столах?
-
Сегодня на уроке вместо рабочей тетради мы будем использовать рабочие листы. Они у вас на партах. Подпишите их, пожалуйста.
(оформление рабочих листов).
2.Постановка учебной задачи.
-
Какое задание Вы получили к сегодняшнему уроку?(прочитать рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»).
-
Все справились с предложенным заданием?
-
Давайте подумаем, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?
-
Правильно, сегодня мы будем говорить о рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка». Давайте попробуем из ключевых слов, представленных на слайде, сформулировать тему урока(слайд №1)
И вот так звучит тема нашего урока: «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»» (слайд №2). Запишите ее в рабочих листах.
-
Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
(познакомиться с художественными особенностями рассказа, поговорить о взаимоотношениях человека и природы)».
Через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать
умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру
-
Скажите, а каковы задачи урока?
-проанализировать рассказ В.А. «Белогрудка»,
-понять, что хотел автор донести своим рассказом до читателя,
-понять, как взаимодействуют природа и человек.(слайд №3)
-
Как же мы будем достигать поставленных целей? Как будет построен наш урок?
( будем анализировать рассказ, отвечать на вопросы).
-
Согласна.И вот девиз нашего урока: «Наблюдать, находить, анализировать, слушать, думать, доказывать, запоминать» (слайд №4).
-
Перед началом нашей работы с текстом я хотела бы обратить Ваше внимание на строки из стихотворения словацкого поэта Павола Гнездослава:
«Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем».
-
О чем нам говорят данные строки?
-
О каких взаимоотношениях они нам поведали?
-
Тема нашего сегодняшнего урока связана со взаимоотношениями человека и природы. Как человек может относиться к природе и чем природа может ответить ему?
-
Мы сейчас поставили с вами ПРОБЛЕМУ. На этот проблемный вопрос нам и нужно будет ответить в течение урока. В конце урока вам необходимо будет составить рекомендации по общению с природой для своих сверстников и взрослых.
-
А также в конце нашего с вами урока мы постараемся ответить на непростой вопрос: «В чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова?»
3.Организация деятельности по восприятию рассказа.
-
Виктор Астафьев (посмотрите на его портрет) — это писатель, человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Писал книги не только для взрослых, но и для детей. Проблема защиты природы является главной в творчестве В.П.Астафьева. В его произведениях изображена жизнь природы, отношения человека с природой. И самым большим злом В.Астафьев считал отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».
-
Поделитесь своими чувствами, которые у вас возникли при прочтении рассказа «Белогрудка».
-
Легко ли было его читать? Почему?
-
Прочитайте, пожалуйста, план рассказа, который вы составили дома.
(Зачитывание 2-3 своих планов рассказа учащимися (остальные сдают работы учителю).
Варианты работы с планами: 1. Рецензия планов; 2.Сравнить планы у учащихся; 3. Оценивание планов и др.
4.Изучение нового материала
а) анализ начала рассказа
Итак, обратимся к началу рассказа и проследим взаимоотношения человека и природы.
-
Где происходят действия рассказа?
-
Прочитайте описание косогора. Какое средство выразительности использует автор, описывая косогор?
-
Расскажите о растениях этого густолесья. Как и от кого они защищали своих жильцов?
-
Кто в этом густолесье главные жители? Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами. Почему?
-
Лес надёжно хранит своих жильцов от «худого глаза и загребущих рук». Кого имеет в виду автор? А почему такое нелестное мнение о людях?
-
Кого автор называет Белогрудкой?
-
Посмотрите на слайд — вот героиня нашего рассказа! Это куница-зверек, размером с кошку, с ценным серо-коричневым мехом, с белым пятном на груди. Зоологи таких куниц называют каменистыми куницами — белодушками.
-
Ребята, давайте послушаем сообщение о белогрудой кунице. Его подготовила для нас Стручаева Настя, получив индивидуальное задание.
Сообщение ученика о белогрудой кунице
КУНИЦА — это стройное животное средних размеров: длина тела от 38 до 58 см, вес около полутора килограммов. Хвост составляет около половины длины тела. Когти очень острые, изогнутые, что связано с преимущественно древесным образом жизни. Голова невелика, с заостренной мордочкой. Общий тон окраски зимнего меха рыжевато-каштановый. На горле и нижней поверхности шеи — крупное светлое пятно с резкими границами. Летом и осенью зверьки укрываются чаще всего в дуплах старых деревьев — дуба, осины, кедра, пихты. Дупло обычно расположено на высоте от 2 до 5 метров над землей. Куница — всеядный хищник. Основу питания составляют мышевидные грызуны, часто охотится на белку, лазая по дуплам, она добывает мелких птиц — поползней, дятлов, синиц, соек, также она любительница и пчелиного мёда. Особое место в питании лесной куницы занимают ягоды и плоды. На охоту она выходит чаще всего вечером и ночью. Детёныши куницы рождаются в конце марта—апреле, числом чаще от 3 до 5. Хотятся за куницей ради ценного меха. Чрезмерный промысел этого пушного зверя привел к его исчезновению из многих мест, но принятые в последние десятилетия меры охраны — частичный, а местами и полный запрет охоты — помогли восстановить население лесной белогрудой куницы почти в полном объёме.
-
Почему Белогрудка поселилась в «густолесье»? Почему она выбрала этот косогор?
-
Почему Белогрудке были противны запахи деревни? – Раскройте значение эпитета «противные запахи деревни» (чужие, опасные, неприятные).
-
Почему при приближении человека она пулей «вонзалась в лесную глушь»? Что означает метафора «пулей вонзалась» (Стремительно скрывалась, чувствуя опасность, мчалась со всех ног, молниеносно скрывалась).
-
Она жила как обычный зверёк, никому не мешала. Не зря автор называет ее самым скрытным зверьком. Одиночество закончилось. Что произошло?
-
Какими были котята? С чем сравнивает их автор?
-
Какой матерью была Белогрудка? (старательной). Найдите в тексте и зачитайте строки, которые рассказывают об отношении Белогрудки к кунятам.
-
Наносила ли Белогрудка вред человеку в начале рассказа?
-
Вывод: В данном фрагменте нам представлен мир природы, это жизнь, скрытая от наших глаз. Природа, животный мир прекрасны и полны тайн. Человек находится по соседству с природой, он противопоставлен ей, враждебен, потому что часто вторгается в мир природы, не думая о последствиях.
Мы продолжаем анализ рассказа, работая в группах.
в) работа в группах «Анализ рассказа «Белогрудка».
Каждая группа получает задание: у каждой группы свой отрывок из рассказа «Белогрудка», который необходимо проанализировать, ответив на вопросы и выполнив соответствующие задания. Кроме того, необходимо ответить на главный проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Затем мы заслушаем спикеров каждой группы. Ответив на проблемный вопрос, Вы должны составить советы или рекомендации своим сверстникам: «Как жить в согласии с природой». Бланк данных советов также вы найдете в рабочих материалах группы. Итак, ваша задача — ответить на вопрос, поставленный в начале урока, составить советы или рекомендации сверстникам. Время на выполнение задание -10 минут. Удачной работы!
Задание группе №1 «Если б я могла кричать..» — анализ эпизода «Потеря детенышей»
Задание группе №2 «Мир человека! Почему ты так жесток…» – анализ эпизода «Детеныши в руках мальчишек»
Задание группе №3 «Можно ли оправдать мою месть…» – анализ эпизода «Месть за смерть котят»
Задание группе №4 «Жил-был пушной зверек, но мир его не уберег…» — анализ эпизода «Финал рассказа»
Ребята! Прежде чем мы начнем слушать отчет о работе в группах, немного отдохнем.
Физкультминутка
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем.
г) отчет групп и оценивание своей работы.
Ребята, обращаю Ваше внимание на то, что мы внимательно слушаем отчет группы. Не забудьте записывать наблюдения, сделанные другими группами.
Отчет 1 группы.
Отчет 2 группы.
Отчет 3 группы.
Отчет 4 группы.
Отчет 5 группы.
д) вывод:
-
Все ребята молодцы! А какого результата мы смогли достичь, благодаря этой работе?
-
Каждая группа, проанализировав рассказ с разных точек зрения, ответила на поставленный нами в начале урока вопрос: Как вы понимаете смысл высказывания: «Прикасаться к природе нужно только сердцем»?
-
Мы решили проблему: важно понимать, что мы в природе гости, к ней нужно относиться вежливо, как к людям. Мы должны помнить, что природу надо беречь. Не нужно поступать необдуманно, разоряя гнезда, забирая домой животных и их детенышей. К природе можно прикоснуться только сердцем или душой. На зло природа может ответить по-своему, как мы увидели это на примере рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка».
-
Вы смогли дать прекрасные советы всем, как жить в гармонии с природой.
-
Подводя итоги проделанной работы, давайте ещё раз прочитаем слова, к которым мы обращались в начале урока, вдумываясь в каждое слово:
Я сорвал цветок — и он увял…
Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте
Можно только сердцем.
-
«ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ…» Скажите, в чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова? (Важно помнить, что прикасаться к красоте лучше только сердцем. Нужно уметь радоваться всему живому, любоваться восходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам и цветам, разговаривать с животными, знать, что надо беречь, любить и охранять всё, что нас окружает).
е) формулировка идеи рассказа:
-
Посоветовавшись с соседом по парте, выполните задание (работа в парах): выберите пословицы, афоризмы, с помощью которых можно выразить основную мысль, идею рассказа(слайд №12)
Проверьте работу и оцените ее.
1.Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему золотая ветка.
2.Гнездо разорять, себя убивать.
3.Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.
4.По лесу ходи, под ноги гляди.
5.Лес и вода – краса природы.
6.Где уничтожается природа, там уничтожается жизнь.
7.Судьба природы — судьба Родины.
8.Враг природе тот, кто леса не бережет
6.Рефлексия. Итоги урока
а) Продолжите одно из предложений или ответьте на вопрос:
-
Сегодняшний урок для меня был полезным, так как…
-
Сегодня на уроке я понял…
-
Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
-
Какие трудности у Вас возникали?
-
Что было сделать легко и просто?
б) Если на уроке Вам было интересно — приклейте на доску красный цветок; если было скучно и трудно — синий.
-
Посмотрите, ребята, каких цветов у нас больше! Значит, урок был интересным!
-
Хорошо, а теперь оценки за урок — оценивание работы на уроке и подготовки к уроку.
7. Домашнее задание (слайд 14)
Одно задание на выбор:
1.Написать отзыв «О чем меня заставил задуматься рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»?»
2.Составить лэпбук «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка».
3. Нарисовать рисунок к рассказу «Белогрудка».
Домашнее задание: (дифференцированно, на выбор)
-
Мини-сочинение, очерк, рассказ, зарисовку на тему «Моё отношение к природе»;
-
Стихотворение на тему «Моя природа»;
-
Реклама, слоган на тему «Берегите природу!»
-
Рисунок на тему «Мой любимый уголок природы»;
-
Прочитать любое произведение о взаимоотношениях человека и природы.
-Берегите нашу природу! Как сказал В.Астафьев: «Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и все, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете». (Слайд 5)
Написать мини-сочинение.
«О чем заставил меня задуматься урок?..»
Отрывки из работ школьников:
«Сегодня на уроке я поняла, что животные переживают за своих детенышей так же, как наши мамы болеют душой за нас. Стыдно за мальчишек, которые так поступили. Мне эта история, которую описал В.П.Астафьев, запомнится на всю жизнь».
«Урок заставил меня задуматься над своим поведением. Надо всегда помнить, что человек – разумное существо. Прежде нужно подумать, потом совершить поступок. Я читал, что разорять гнезда нельзя. Разорил гнездо птицы – оставил в живых тысячи вредных насекомых. Убил сову – потерял тонну зерна, сова ловит мышей. Даже муравейники разорять нельзя. Муравьи рыхлят почву, переносят семена растений. Мама говорит: «Все в природе взаимосвязано». Надо любить все живое».
«Многие ребята стреляют из рогаток по галкам, воронам. Понятно, что они наносят вред нашим огородам. Но они уничтожают почвенных вредителей, которых трудно истребить даже химическим способом. Жалко, когда ловят красивых бабочек. Пожалуйста, наблюдайте со стороны, фотографируйте. Зачем губить-то?»
РЕФЛЕКСИЯ.
-
Упражнение «Комплимент»;
-
Незаконченный тезис: «Сегодняшний урок для меня был полезным, так как …»;
-
Упражнение Эдварда де Боно «Плюс – минус — интересно».
(Вариантов рефлексий можно привести бесконечное множество. У каждого учителя их – целая копилка).
Спасибо за работу
А вот как бы закончил это предложение В.П. Астафьев.
«Я писал о природе и для детей, и для взрослых. Мне хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травки, малой беззащитной
птахи, таёжного зверька, земли, рождающей хлеб, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас, — всё-всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы, её дитя, и как дитя родное должно относиться к своей матери-земле, дающей нам возможность жить и радоваться жизни. Но земля уже нуждается в нашей помощи, нам, людям уже пора садить, а не только рубить, нам уже не надо хвастаться тем, что мы – покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли».
А вот вам маленькое напутствие:
Пусть будущие поколенья
Не скажут с грустью сожаленья:
«Жил-был смешной-пушной зверек,
Но мир его не уберег».
РЕФЛЕКСИЯ:
— По этому поводу у известного поэта есть замечательные строчки:
Я на кусте у родника не тронул сети паука, я поглядел на муравьёв:
У них домище – будь здоров! Я долго по полю шагал и никого не напугал.
Нигде воды не замутил, в лесу я просто погостил!
Какие умные и поучительные слова, мы с вами в природе, действительно, только гости, поэтому должны быть одинаково вежливы как с людьми, так и с деревьями, птичками, зверями и всем, что нас окружает. Еще раз прислушайтесь к тому, что говорил В. Астафьев: «Вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».
Посмотрим, к какому мнению вы пришли, и что у Вас получилось.
-
Недописанный тезис: «Я благодар… (на, ен) природе за то, что…».
-
Ученики записывают в тетрадях, затем озвучивают свои тезисы.
-
Вариант: «Недосказанный тезис». Учащиеся могут устно сформулировать свои высказывания.
-
Учитель: И пусть как напутствие прозвучат для вас слова В. Астафьева:
-
«Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете»
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447287-chelovek-i-priroda-v-rasskaze-vpastafeva-belo
Реферат по предмету: «Культурология»
Тема: «Культура и цивилизация»
ПЛАН
1. Введение.
2. Причины зарождения цивилизации.
3. Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой.
3.1. Понятия «цивилизация» и «культура».
3.2. Различие цивилизаций по типу хозяйственной деятельности.
4. Концепция В.С. Степина
5. Техногенная цивилизация.
6. Список используемой литературы.
1. Введение
Проблема соотношения цивилизации и культуры многообразна и имеет ряд аспектов рассмотрения. Во-первых, под «культурой» первоначально понимали «возделывание» почвы, а уже затем человеческого разума, души и пр.; а термин «цивилизация» означает «гражданский, общественный», т. е. характеризует какой-то уже сложившийся тип культурно-исторического целого.
Во-вторых, необходимо понять, каков генезис (т. е. происхождение) самого феномена «цивилизация», а не только научного термина. Что возникло раньше культура или цивилизация? И здесь большинство авторов отдают предпочтение культуре, считая цивилизацию лишь определенным этапом в ее развитии, приносящим гибель культуре.
Сложность анализа проблемы заключается и в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» – имеют множество значений. Термин «цивилизация» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Вот втором случае чаще всего он используется в качестве прилагательного («цивилизованный народ», «цивилизованное поведение») и по сути является синонимом слову «культурный».
Отдельные авторы обращают внимание на ту или иную сторону цивилизационного процесса: взаимозависимость психологии и хозяйственного уклада (М. Вебер), накопление социальных изменений (П. Сорокин), смену культурной парадигмы, проявляющейся через форму и стиль (О. Шпенглер) или «культурно-исторического типа» (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби).
2. Причины зарождения цивилизации
Русский ученый Лев Мечников считал важной причиной зарождения цивилизаций географическую среду и прежде всего реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности. Понятие цивилизации, по его мнению, является одним из самых сложных, поскольку охватывает собой совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком. Оно определяет сумму идей, технических приемов, которыми пользуется человек; выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец, оно заключает в себе состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности.
Целостное понимание смысла цивилизации, как и культуры возможно на стыке наук. Именно по этому пути пошли французские ученые. Так, французский историк Жак Ле Гофф в книге «Цивилизация средневекового Запада» писал, то в каждой цивилизации есть разные слои культуры, различающейся в зависимости от своего социального или исторического происхождения, и что их комбинации, взаимовлияния ведут к синтезу новых структур.
3. Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой
История и логика развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой позволяет выделить ряд этапов. Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду пришедшему на смену первобытному обществу. Древние цивилизации, противостоят тому, что цивилизацией еще не является, доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, а также дописьменному состоянию общества и культуры, по мнению Г. М. Бонгард-Левина.
В то же время культура и цивилизация – понятия, которые выступают в единстве своего бытия и не противоречат друг другу в культурах древних цивилизаций – в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии, Вавилоне, Ассирии, культурах майя, инков и ацтеков. Но уже в античной культуре мы наблюдаем нарушение этой целостности. Так, мы больше говорим о культуре античной Греции и о цивилизации Древнего Рима. Приоритет духовного в культуре Греции и материально-технического в цивилизации Древнего Рима наилучшим образом характеризуют культуру обеих стран. Сила культа искусства, науки и религии, полноты знания, заключенного в гнозисе и других формах духовой культуры античной Греции была заменена культом силы, который главенствовал в Древнем Риме. Несмотря на сохранившиеся и видоизмененные традиции классического античного мира и созданной им культуры. В античной Греции составные духовной культуры (миф, искусство, религия, философия, наука) рассматривались как естественные составные части космической упорядоченности мира, которую они познают и приумножают.
В средневековье, где господствовала теоцентрическая картина мира, и человеческое бытие рассматривалось как творение Божие, культура и цивилизация были единым органическим целым. Но уже в эпоху Возрождения культура стала больше соотноситься с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества. Хотя понимание этого процесса возникло не сразу. В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым, культура и процесс цивилизованного развития протекали одновременно.
3.1 Понятия «цивилизация» и «культура»
Собственно, термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Однако в науке понятия «культура» и «цивилизация» нередко отождествляются. Лишь в Новое и Новейшее время (т. е. в XVIII – XIX вв.) постепенно формируется представление о культуре как духовном содержании цивилизации и все больше обнаруживается их несовпадение. По сути, культурное измерение составляет качество цивилизации, фундамент всей человеческой истории.
Впервые слово «цивилизация», пожалуй, встречается в «Друге людей» Мирабо (1756 г.). Религия, по его мнению, является главной «пружиной цивилизации», ибо она наставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает сердце и, в конечном счете совершенствует человека. А цивилизация лишь улучшает нравы, воспитывает учтивость, вежливость, распространяет знания, чтобы человек соблюдал правила приличия и следит за тем, чтобы они играли роль законов общения. Но все это лишь маски добродетели. Цивилизация, считал Мирабо, ничего не дает обществу, если она «не дает ему основы и формы добродетели».
Именно это несовпадение культуры и цивилизации отмечали в своей концепции О. Шпенглер, Н. Бердяев и другие мыслители, считавшие, что цивилизация – это «смерть духа культуры». В рамках их концепций культура символична, но не реалистична. Между тем, динамичное движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, к самой жизни, практике. На этих путях совершается переход культуры к уровню цивилизации, которая стремится осуществлять жизнь, реализуя «культ жизни вне ее смысла», подменяя цель жизни «средствами жизни, орудиями жизни». Н. Бердяев обращает внимание на то, что в цивилизации направленность на достижение материального блага более очевидна, чем в культуре, где доминирует духовное начало. Более осторожен в своих прогнозах А. Тойнби, полагая, что культура может продолжать существовать, не приближаясь к гибели, ибо на нее не распространяется необходимость биологического старения и смерти.
Трактовка культуры прежде всего как «духовной наполненности» цивилизации ярко представлена в концепции П. Сорокина. Цивилизация, понимаемая как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства, включает в себя не только красочную палитру культурных достижений, обеспечивающих расцвет какому-либо народу, но и все минусы общественного бытия на данном историческом этапе.
3.2 Различие цивилизаций по типу хозяйственной деятельности
Цивилизации различаются по господствующему типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип естественно-географической среды, то цивилизации делятся в зависимости от того, вступают они во взаимодействие с другими цивилизациями или нет – на «открытые» и «закрытые». Или интровертные (чья творческая энергия обращена «вовнутрь») и экстравертные, стремящиеся к расширению своих пределов. В рамках этого подхода строит свою концепцию «Третьей волны» Э. Тоффлер.
Специфика культурного развития остается как бы «за рамками» такой типологизации, в лучшем случае играя роль внешнего фактора. Все культурное многообразие загоняется в жесткие ступени поступательного развития человечества. И если на Земле еще существуют народы, жизнь и духовная культура которых подчинены законам гармонии и единства с природой, а главный запрет – это запрет на изменения, то такая культура оценивается как примитивная (африканская или малых народов Севера – ненцы, чукчи, эвенки и др.). Эти народы могут вызывать лишь высокомерный или «экзотический» интерес у развитых цивилизаций. Такой взгляд приводит к катастрофическим последствиям как для данных народов, зачастую насильственно вовлекаемых в цивилизационные процессы, так и для мировой культуры в целом, так как источники обогащения культуры – во взаимодействии и синтезе культур, индивидуально неповторимых и своеобразных.
Современный этап междисциплинарных исследований наиболее адекватно выражен в концепции многолинейной эволюции, автором которой является американский ученый Дж. Стюарт, обобщивший существующие параллели в развитии культур в сходных географических условиях и выдвинувший идею культурной экологии.
4. Концепция В.С.Степина
Концепция В. С. Степина о двух типах цивилизационного развития в истории человечества – традиционном и техногенном, исходит из признания того, что тип цивилизации, их стратегии определяются прежде всего культурой. Различия в западноевропейской цивилизации (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и прочее. Без понимания специфики этих факторов, повлиявших на ту или иную цивилизацию, картина современного мира не будет целостной.
Таким образом, культура играет фундаментальную роль в развитии общества и цивилизации, является генератором глубоких социально-экономических и духовных трансформаций. Культура как степень совершенства способа деятельности, то есть как технология. Во много определяет возможности человечества в освоении мира на данном этапе развития цивилизации и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям. В отличие от цивилизации, культура, с одной стороны, сохраняет, выражает и передает именно специфическое, своеобразное, что присуще определенному социуму, а с другой стороны, обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией историческую целостность каждого народа и этноса.
Интеграционные процессы и универсализация образа жизни разных народов и государств наблюдаются в периоды постепенного эволюционного развития локальных цивилизаций. На пути диалога культур, результатом которых является нахождения точек пересечения и взаимообогащения, а также общих координат, ценностных ориентиров при толерантном отношении к уникальности и самобытности другой культуры.
Этнокультурная ценность той или иной цивилизации, по мнению М. Вебера, вырастает из системы ценностей, которая является ядром культуры. По существу, ядро культуры можно определить как социогенетический код, обеспечивающий устойчивость социального организма, защищающий его от воздействий импульсов других культур, особенно если они несут угрозу существованию. Именно шкала ценностей (ядро культуры) обеспечивает и адаптацию к окружающей культурной и цивилизационной среде.
Таким образом, культура как органическое целое, существующее в гармонии с человеком на протяжении многих веков и тысячелетий, содержит в себе такую уникальную информацию о человеческом обществе и о человеке, без которой человек не может существовать. Эта информация и служит внутренним источником развития общества и самого человека, несмотря на то, что современная техногенная цивилизация направлена совсем на другие цели и сверхзадачи.
Однако культура может оказаться не в состоянии ответить на внешний вызов, брошенный ей цивилизацией, имеющей другую траекторию развития, нежели культура – обустройство горизонтальной оси обитания человека, а не устремленность его к высотам духовного развития личности, созданной по Образу и подобию. Низведение оси человеческого развития только к горизонтали неизбежно приводит к гибели как самой культуры, так и человека.
Иногда цивилизацию рассматривают в качестве «универсального кода» культуры, как основу стиля и жизнедеятельности человека – носителя данной цивилизации. Несовпадение культуры и цивилизации наиболее резко проявляется в переломные моменты истории общественного развития. Эти процессы можно наблюдать, например, в позднеантичное врем, в эпоху Возрождения, Новое время, а также и в современную эпоху. Переходные периоды характеризуются не только разрушением целостности образа жизни с ее ценностно-ориентационным духовным ядром, без которого человек не может существовать, и который все еще сохраняется уходящей культурой. Эта «ломка» осуществляется столь болезненно в каждый исторический период.
Общее и особенное в культуре и цивилизации проявляется также и тогда, когда мы пытаемся определить существование традиционных и нетрадиционных (а, порой, и мнимых) духовных ценностей, которые выдаются за «абсолютно новые». Этот вопрос достаточно острый и дискуссионный, поскольку в нем фокусируются многие современные и будущие проблемы человеческого бытия. Именно духовная культура благодаря традиционным механизмам закрепления и передачи особо важной для человека информации содержит в себе истинные духовные ценности, воплощенные в лучших классических творениях мирового искусства.
Осмысление всех этих вопросов являлось преимущественным вектором культурного бытия человека в древних цивилизациях и культурах прошлых веков. Однако современная техногенная цивилизация, по сравнению с традиционными культурами, не только не решает, но нередко даже не ставит эти «вечные» вопросы человеческого бытия в центр внимания. Вынося их на периферию научного знания и мировоззрения и превращая в маргинальные. На каких духовных основаниях должен строиться в современной цивилизации «новый тип» отношений между народами в условиях глобализации? Человечество, лишенное своего многообразия, которое позволяют сохранить ей локальные национальные культуры, лишается своего подлинного выбора, а сам мир в будущем может лишиться смысла своей истории в ее единстве и многообразии.
Намерение создать в теории некую метакультуру уже не в перспективе, а в реальности оборачивается стремление политиков создать глобальную мировую цивилизацию. И хотя метакультуру рассматривают как некое единое пространство по накоплению общечеловеческих ценностей, которые будут способствовать выживанию и развитию человечества как единого целого, но наша культурно-историческая память хранит многие мифы, среди которых известный миф о Вавилонской башне. Хорошо известно, чем обернулась для ее строителей эта история.
5. Техногенная цивилизация
Процессы, происходящие в современной техногенной цивилизации, сопровождаются быстрой сменой системы ценностей, господствовавших в культуре столетия и даже тысячелетия. Европейская цивилизация достигла не только высот технического совершенства в различных сферах человеческого бытия, создав комфортные условия существования современному человеку. Но в то же время техногенный характер цивилизации привел к непредвиденным результатам и прежде всего к утрате человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Как преодолеть этот кризис? Возможна ли такая интеграция ценностей западной цивилизации, основанной на активном участии человека в формировании условий его среды обитания, и восточной культуры, основанной преимущественно на созерцательном к ней отношении, которая позволила бы преодолеть отрицательные последствия всевластия техники над человеком? Предвидя происходящие сегодня в мире процессы, Бертран Рассел предостерегал: «Наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившаяся водителей, – слепо, безрассудно, без определенной цели».
Абсолютизация человеческой активности в западноевропейской культуре привела к агрессивности технического вмешательства человека в природу и породила одну из важнейших проблем современной цивилизации – экологическую. В отличие от Запада, на Востоке человек не противопоставлял себя природе, а жил в согласии с ней. Первые две исторически обусловленные культурные парадигмы позволили сформировать и особое понимание человеческой деятельности. С позиции западноевропейской культуры деятельность человека рассматривается направленной преимущественно вовне, на преобразование природы и всего окружающего мира, а не на самого человека. В восточных культурах традиционно доминировало стремление к духовному совершенствованию человека.
В современной техногенной цивилизации важнейшей характеристикой является технико-экономическая результативность преобразования внешнего мира, порожденная подобной западной традицией. Доминирование протестантской этики, рационализма и прагматизма, ориентация на автономию личности, ее юридических прав и свобод в гражданском обществе, унификация образа и стиля жизни в рамках общей глобализации, которую обслуживают средства массовой информации и массовой культуры.
Однако по мере глобализации многих сторон жизни современного человека все более заметны знаки и противоположной тенденции. Это выражено в стремлении сохранить уникальность национальных культур и, прежде всего, национального языка. С осознанием происходящих процессов в современном обществе может произойти изменение приоритетов в шкале культурных ценностей. Созидание иного отношения к природе, формирование экологической и, в целом, духовной культуры, основанной на традиционных нравственных ценностях.
Целостное осознание проблем, происходящих в современной культуре и цивилизации, возможно на стыке междисциплинарных подходов в науке, в выработке новой методологии исследования, обогащенной разработками в области смежных дисциплин, но также во взаимном движении науки и религии навстречу друг другу. Сознательность и ответственность в выборе решений дает возможность предотвратить слепые действия людей благодаря информированию о последствиях, пагубно отражающихся на жизни людей отдельных регионов и всей планеты.
Актуальность рассматриваемых проблем, касающихся культуры и цивилизации, очевидна и затрагивает не только интересы ученых, но и поставлена самой жизнью. Современное человечество, обремененное духовным кризисом, в конце второго и начале третьего тысячелетия оказалось перед лицом труднейшего выбора между традиционными ценностями и «новой духовностью», которые должны составить ядро новой цивилизации.
Оба понятия – культура и цивилизация характеризуют определенный тип общественно-исторического устройства и присущие ему характеристики, но каждое понятие делает это преимущественно со своей стороны. Культура – со стороны духовного опыта отношений человека к богу, природе, социуму, самому себе, а цивилизация преимущественно – с материально-технической стороны. Различие их кроется также в том, что в культуре главным, регулирующим все общественные отношения началом, является мораль, оформленная в рамках традиционных религий, которые возникают на более поздних этапах исторического развития человечества, чем ранние формы религиозно-мифологических верований. В то время как в цивилизации регулирующим началом отношений в обществе выступает право, возникающее значительно позже моральных норм, заключающих в себе некое абсолютное знание о назначении человека и его месте в мире. Право менее всего содержит в себе элементы абсолютного первоначала и всегда относительно может регулировать и защитить интересы большинства, как и отдельной личности, поскольку слишком очевидна его связь и зависимость от власти имущих. Не случайно античная богиня правосудия изображалась с закрытыми очами.
Очень важно иметь истинное, а не искаженное представление о том, что заключено и отражено в научных понятиях, которыми мы так часто пользуемся. Наш язык не вправе искажать суть того, что несет в себе слово, ибо в противном случае нам вряд ли удастся постичь объективные жизненные реалии и вступить с ними в истинные взаимоотношения.
6. Список используемой литературы
1. Актуальные проблемы культуры ХХ в. – М., 1993 г.
2. Бонгард-Левин Г. М. Древние цивилизации. – М, 1989 г.
3. Ле Гофф Ж. Средневековая цивилизация. – М., 1992 г.
4. Лотман Ю. М. Актуальные проблемы семиотики культуры. – Тарту, 1987 г.