Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке В.Г.Короленко «Парадокс»
Урок литературы ( 2 часа).
(7-8 классы)
…общий закон жизни есть стремление
к счастью.
В.Г.Короленко.
Оборудование урока:
Портрет В.Г.Короленко.
Цели урока:
— создать условия для субъект — субъектного
взаимодействия, основанного на диалоге, сотрудничестве учащихся с учителем,
одноклассниками, текстом и автором текста ;
— раскрыть тему нравственного взросления
юных героев, расширения их кругозора, приобретения жизненного опыта
(методические приёмы: аналитическая беседа и чтение отдельных эпизодов очерка);
— выяснить роль композиции в реализации
задач автора;
— совершенствовать навыки анализа текста;
— формировать эмоциональную отзывчивость
учащихся на сложные жизненные ситуации.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Мотивация.
2.
Актуализация.
Словарная работа.
— Учащиеся записывают в тетрадь значения
слов : парадокс, феномен, афоризм, лексикон.
— Докажите, что очерк «Парадокс» был
создан на автобиографической основе.
— Сравните с «Историей моего
современника». Что В. Г. Короленко изменил или опустил в очерке?
3. Целеполагание. Слово учителя о
задачах урока.
Только «человек с большим и сильным
сердцем» мог написать такое произведение.
Ставлю перед ребятами вопрос:
— Как вы думаете, для чего рождается
человек на Земле?
Ответы разные, но сходятся в одном:
человек рождается, чтобы жить. И жить счастливо. Жизнь бывает разной. Есть
взлёты, падения, человек радуется, огорчается, преодолевает что-то, но всегда
стремится к счастью. Маруся («Дети подземелья» В.Короленко) родилась в таких
условиях, которые обрекали её на смерть. И она умерла: вместе с пришедшей
осенью стала в ней угасать жизнь, как угасала жизнь в траве, в цветах, в
листьях.
Таким образом, Маруся, вопреки известному
мнению – человек рождён для жизни, — умерла.
Это парадокс. Жестокий парадокс. К
сожалению, в жизни они случаются часто.
В апреле 1984 года В.Г.Короленко пишет
очерк «Парадокс».
Таким образом я подвожу ребят к новой
теме, затем вместе с ними определяем задачи:
1). Осмыслить содержание очерка
«Парадокс», выяснить, что хотел сказать читателю автор.
2). Увидеть особенности художественного
стиля В.Г.Короленко (понять композицию произведения, выяснить роль
художественных деталей и т.п.)
3). Прочувствовать воспитывающее значение
очерка.
4). Увидеть в произведении личность
автора.
4. Усвоение нового материала. Аналитическая
беседа.
Сначала я прошу ребят вспомнить и передать
сюжет очерка.
— Двое мальчиков, 8-ми и 10-ти лет,
сыновья состоятельного пана, мало разбираются в жизни. Они ещё дети, и их мир,
в котором они живут,- воображаемое «царство» на задворках усадьбы. Их мир – это
не реальный мир, где есть сложности, трудности, противоречия. Мир, в котором
живут они, создан их фантазией и воображением, в нём им уютно и спокойно.
Но однажды этим мальчикам показали
феномена – человека без рук; с большой головой, способного снять сапог с правой
ноги при помощи левой, приподнять картуз над головой и т. д.
Он умел очень многое и написал для
мальчишек на бумаге афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для
полёта».
После встречи с феноменом мир
мальчишкам уже не кажется таким простым.
Выясняем композицию произведения.
— Как строит писатель свой очерк?
— С какой целью он это делает?
Учащиеся отмечают, что очерк состоит из
4-х глав.
Работаем с главами. Задаём вопрос:
— Чему посвящена первая глава?
Осмысливая содержание первой части,
попутно работаем над выяснением её художественных особенностей.
Учащиеся отмечают, что в первой главе
В.Г.Короленко рассказывает о жизни мальчиков до встречи с феноменом.
— Чем они занимались?
— « … вот уже около недели любимым нашим
занятием было сидеть на заборе, над бадьёй, с опущенными в неё крючками из
простых медных булавок и ждать, что вот-вот, по особой к нам милости судьбы, в
этой бадье и на эти удочки клюнет у нас «настоящая», живая рыба».
— Как объясняет автор эти занятия?
— «…О назначении жизни в то время мы не
имели ещё самого отдалённого понятия…», — так автор объясняет поведение
мальчиков ( мальчишки, отыскав себе «тихий уголок» между садом и сараем,
создают для себя мир, где господствуют «на вершине мусорной кучи»
«старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа», «бадья» и сама
«мусорная куча». А мальчишки отправляются в «путешествия, с остановками в
одиноких гостиницах, с ночлегами в поле, с длинными просеками в чёрном лесу, с
утренней зарёй в открытой степи, с нападениями свирепых бандитов и, наконец, с
туманными женскими фигурами…»
Акцентируя внимание на фразе: «Мы ещё не
имели самого отдалённого понятия о назначении жизни…», — ставлю вопрос:
— Сколько раз В.Г.Короленко говорит об
этом в первой главе?
Учащиеся отвечают, что она встречается
несколько раз.
«Для чего собственно создан человек, об
этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано», — так начинается
очерк.
«О назначении жизни, в то время, мы не
имели даже отдалённого понятия…»
«Вдобавок мы не имели тогда ни малейшего
понятия о назначении жизни»,- так заканчивается первая глава.
— Как вы думаете, с какой целью автор это
делает?
Делаем вывод, что это не случайно.
В.Г.Короленко хочет заострить внимание на
том, что жизнь этих ребят спокойна, что они не видели в своей жизни ещё ничего
страшного, что они ещё верят в чудеса.
Здесь же обратим внимание учеников на
мастерство Короленко в описании этой беспечной, ничем не омрачённой жизни
ребят.
Важно, чтобы ученики ВИДЕЛИ замысел
автора.
Говорю ребятам, что здесь, в описании
заброшенного отдалённого уголка, Короленко – поэт.
Согласны они или нет? Почему?
Размышляем.
Какие образные средства использует
Короленко?
Работает метафора.
«Стоптанный лапоть, изломанное топорище,
побелевший кожаный башмак и безличная масса каких-то истлевших
предметов, потерявших уже всякую индивидуальность,- нашли в тихом углу вечный
покой после более или менее бурной жизни за её пределами».
Мир вещей и предметов, старых,
заброшенных, отслуживших свой век, представлен живым. Этому способствует не
только распространённая метафора, но и удачные сравнения.
«На вершине мусорной кучи валялся
старый-престарый кузов… Лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно
рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить
добрых людей».
Повествование ведётся от лица героев.
Наблюдая за их отношением к этому удачно выбранному ими уголку, мы, читатели,
чувствуем даже некоторый восторг, несмотря на то, что здесь в основном «…всё
распалось, растрескалось, облупилось в такой степени, что уже не оставило
воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко
принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и всё великолепие
настоящей золотой кареты».
Картина мусорной кучи, превращённая
ребяческой фантазией в нечто фантастически-прекрасное, дополняется великолепным
описанием природы.
Ребята должны сами это увидеть,
прокомментировать.
«Впрочем, были ещё лучи солнца,
пригревавшие зелень сада и расцвечивавшие палисадник яркими, золотистыми
пятнами».
«Затем чуткая тишина, невнятный шёпот
листьев, сонное чириканье какой-нибудь птицы в кустах…»
Обращаю внимание ребят на заключительные
слова первой главы.
«Разумеется, рассуждая трезво, мы
не могли бы прийти к заключению, что событие это (ловля рыбы в бадье..) выходит
за пределы возможного. Но мы вовсе не рассуждали трезво в те минуты, а
просто сидели над бадьёй под колыхавшимся и шептавшим зелёным шатром, в
соседстве с чудесной каретой, среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и
полусказки…»
Вдобавок мы не имели тогда ни малейшего
понятия о назначении жизни» .
Задаю вопрос:
— Почему «трезво не рассуждали» мальчики?
Ответы учащихся разные, но в главном
похожи:
1). Потому что им 8 и 10 лет, они дети.
2). Потому что «атмосфера полусна и
полусказки» не требует задумываться серьёзно.
3). Потому что они «не имели тогда ни
малейшего понятия о назначении жизни».
Задаю следующий вопрос:
— Какую роль играет первая глава в
композиции очерка?
Ответ. В.Г.Короленко показал, какими были
ребята до встречи с феноменом.
Вопрос:
— А зачем нужна автору вторая глава?
Внимательно читаем текст.
«Однажды… из действительного мира,
т.е. со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и
резкий голос лакея Павла…
… всё это было нам очень неприятно,
как будто именно этот несвоевременный призыв должен вспугнуть волшебную
рыбку, которая как раз в эту минуту, уже плывёт в невидимой глубине к нашим
удочкам…»
Как вы можете прокомментировать это? –
задаю вопрос.
— Дети неохотно расстаются со своими
играми, поэтому им «неприятно» вторжение в их жизнь постороннего из
«действительного мира», — отвечают ребята.
Учитель добавит к этому, что, видимо,
автор, показывая отношение ребят к Павлу как к представителю в данном случае
того, реального мира, хочет показать нам и разницу между детьми и Павлом вообще
и в отношении к занятиям ребят.
Прочитаем дальше:
«Наконец, Павел и вообще был человек слишком
трезвый, отчасти даже насмешливый, и его излишне серьёзные
замечания разрушили не одну нашу иллюзию.
Через полминуты этот Павел стоял,
несколько даже удивлённый, на нашем дворике и смотрел на нас, сильно
сконфуженных, своими серьёзно-выпученными и слегка глуповатыми глазами.
Мы оставались в прежних позах, но это
только потому, что нам было слишком совестно, да и некогда уже скрывать от него
свой образ действий. В сущности же, с первой минуты появления этой фигуры в
нашем сознании,- мы оба почувствовали с особенной ясностью, что наше занятие
кажется Павлу очень глупым, что рыбу в бадьях никто не ловит, что в
руках у нас даже и не удочки, а простые ветки тополя, с медными булавками, и
что перед нами старая бадья с загнившей водой».
Учащиеся видят разницу между детьми и
Павлом:
1) дети есть дети, у них нет жизненного
опыта, нет забот – они дети богатых родителей;
2) Павел – лакей, взрослый человек, ему
не нужны фантазии.
Ребята отмечают и то, как эту разницу
показал Короленко:
«Павел был человек слишком трезвый…»
«Его излишне серьёзные замечания разрушили
нашу иллюзию…»
«Смотрел на нас глуповатыми глазами»
«Наше занятие кажется Павлу очень глупым»
Павел не понял игры детей.
Учитель должен помочь ребятам понять и
то, что они не всегда видят: с вторжением взрослого представителя из реального
мира блекнет пышность и парадность тихого уголка. Нужно показать, как это
сделал В.Г.Короленко
«Двор тот и не тот».
Почему? Потому что атмосфера полусна и
полусказки меняется:
блекнут краски; поэзия сменяется прозой,
исчезает восторженность.
«Неизмеримая глубина нашего зелёного
омута колыхнулась, помутнела, фантастические существа жалобно заметались и
исчезли, как бы сознавая, что их мир колеблется в самых устоях.
Обнажилась часть дна,- простые доски, облипшие какой-то зелёной мутью, — а
снизу поднялись пузыри и сильный запах, который на этот раз и нам показался
уже не особенно приятным».
Вторжение Павла поколебало серьёзно
иллюзии детей.
«Я до сих пор очень ясно помню эту минуту
столкновения наших иллюзий с трезвой действительностью в лице Павла. Мы
чувствовали себя совершенными дураками, и нам было совестно оставаться на
верхушке забора в позах рыбаков, но совестно также и слезать под серьёзным
взглядом Павла»
Однако делать было нечего, нужно
возвращаться в реальный мир.
Но сказка всё-таки была. И, как
последнее прощание с ней, «кузов как-то жалко и беспомощно крякнул, шевельнулся,
и ещё одна доска вывалилась из него в мусорную кучу».
Иллюзии рушатся.
И в финале второй главы мы опять слышим
слова о назначении жизни.
«Таковы были обстоятельства,
предшествовавшие той минуте, когда нашему юному вниманию предложен был афоризм
о назначении жизни и о том, для чего, в сущности, создан человек».
Возвращаю ребят к вопросу:
— Какова в общей композиции произведения
роль второй главы?
Делаем вывод.
В главе показано, как начинают рушиться
иллюзии ребят и почему;
Постепенно в столкновении с реальным
миром, с реальной жизнью.
«…О назначении жизни в то время мы не
имели ещё отдалённого понятия»,- этот тезис поколеблен.
Автор как бы хочет сказать, что хотят
или не хотят герои задумываться о жизни, но она им уже напомнила о себе, пока
робко, осторожно, но напомнила. О трудной жизни.
Итак , мы подошли к третьей главе,
кульминационной.
Прошу ребят коротко передать содержание
главы.
— Мальчики являются на зов отца. У крыльца
увидели «кучу народа». Он собрался здесь, чтобы посмотреть на феномена.
Ребята увидели небольшую, почти
игрушечную телегу, в которой помещался странный человек.
«Голова его была большая, лицо бледное,
с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами.
Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было».
Человек показывал, что он может делать
очень многое, несмотря на отсутствие рук.
Кроме этого феномен написал ребятам
афоризм:
«Человек создан для счастья, как птица для
полёта».
Какое место занимает в очерке эта глава?
Дети отмечают, что автор продолжает
развивать дальше мысль о «назначении жизни».
Если лакей своим появлением дал им понять,
что существует другая жизнь, то теперь Короленко показал суровую жизнь,
реальную, в лице человека-урода, устроив встречу с ним. Вчитываемся в текст.
«Маленькие и смущённые, мы остановились
против тележки, под взглядом странного существа, смеявшимся нам навстречу. Мне
казалось, что он нам сделает что-то такое, от чего нам будет после стыдно всю
жизнь, стыдно в гораздо большей степени, чем в ту минуту, когда мы слезали с
забора под насмешливым взглядом Павла…
Может, он расскажет… но что же?
Что-нибудь такое, что я сделаю в
будущем, и все будут смотреть на меня с таким содроганием, как несколько минут
назад при виде его уродливой наготы…
Глаза мои застилались слезами, и, точно
сквозь туман, мне казалось, что он смотрит на меня умным, задумчивым и
смягчённым взглядом, который становится всё мягче и всё страннее. Потом он
быстро заскрипел пером, и его нога протянулась ко мне с белым листком, на
котором чернела ровная, красивая строчка. Я взял листок и беспомощно оглянулся
кругом».
Что здесь? Боязнь, страх – что там в
ней?
«Глаза мои застилались слезами…» Но в
то же время: «…мне казалось, что он смотрит на меня умным, задумчивым
взглядом…»
И в довершение ко всему афоризм:
«Человек создан для счастья, как птица для полёта».
Как вы это понимаете?
Учащиеся спорят, рассуждают и приходят к
следующим выводам:
— Феномен добывает свой хлеб таким
способом, который доступен ему. Внешнее его безобразие и уродство страшат тех,
кто видит его (смущены мальчики, «его взгляд вызывал тупое смятение» и т.д.)
Но в душе он, видимо, добрый человек, он
способен понять людей, разгадать их. Он чувствует себя неловко.
«Извините,- повернулся феномен к моей
матери… — человек кормится, как может».
Серебряную монету отдаёт, как и обещал,
нищим.
А мальчишкам, в чьих глазах он увидел и
испуг, и смятение, мальчишкам, которые только учатся жить, он преподаёт важный
урок. И не только своим афоризмом «человек создан для счастья, как птица для
полёта», но и своим поступком.
Здесь я цитирую ребятам слова самого
Короленко. Работая над рассказом в тяжёлый момент своей жизни (смерть дочери),
Короленко писал: «А если нет счастья? Ну что ж, исключение не опровергает
правила. Нет своего – есть чужое, а всё-таки общий закон жизни есть стремление
к счастью и всё более широкое его осуществление».
Эти слова помогают понять основную
идею очерка: в чём назначение человека?
Человек должен стремиться к счастью.
(Эту идею: стремление человека к счастью,
к осуществлению надежд – мы увидим и в другом произведении писателя. Это его
экспромт «Огоньки».)
Подвожу ребят к выводу о роли этой главы:
герои «Парадокса» впервые увидели мрачные стороны жизни.
Для чего нужна четвёртая глава? Какую
роль играет она?
Вспоминаем события, описанные в ней.
Феномен уезжает. На его пути встречаются нищие, которым он, как и обещал,
отдаёт серебряную монету. Говорит прощальные слова мальчикам и исчезает.
А мальчики « пошли опять в свой угол…»
Анализируем финал рассказа.
«А потом мы пошли опять в свой угол,
добыли удочки и принялись было в молчании поджидать серебристую рыбку в
загнившей бадье…»
«Но теперь это почему-то не доставляло
нам прежнего удовольствия. От бадьи несло вонью, её глубина потеряла свою
заманчивую таинственность, куча мусора, как-то скучно освещённая
солнцем, как бы распалась на свои составные части, а кузов казался дрянной
старой рухлядью…»
Дети совершенно по-другому стали
воспринимать окружающий мир. Почему это произошло?
Это произошло потому, что ребята были
потрясены «первым противоречием жизни», острой занозой вонзившимся в их сердца
и умы.
Прошу учеников сделать вывод. Обобщаю их
мысли.
— Маленькие дети, постигая мир, постепенно
меняют своё отношение к нему. Короленко показал, как они проходят путь от
мечтательных ребят, раскрашивающих мир фантазией и воображением, до ребят,
увидевших мрачные стороны жизни и задумавшихся о назначении жизни. И хотя
читатель узнаёт только о том, что они перестали спокойно спать, ясно, что жить
так, как раньше, они уже не смогут.
Автор провёл через весь очерк «Парадокс»
мысль: человек стремится к счастью.
Композиция произведения успешно помогает
автору донести задуманную им идею до читателя: человек растёт и постепенно
познаёт несовершенство жизни, и, несмотря ни на что, он стремится жить счастливо.
Четыре главы, изображающие события в
хронологической последовательности, показали нам, как меняется отношение ребят
к жизни.
5.Этап рефлексии.
Что мы выяснили сегодня на уроке? Какое у
вас настроение?
Как вы привыкли оценивать свои поступки?
О чём заставил задуматься очерк тебя?
Как вы оцениваете своё эмоциональное
состояние после размышлений о прочитанном произведении?
Можно попросить ребят заполнить таблицу.
— Сегодня на уроке я научился…
— Урок заставил меня задуматься о …
— Я понял, что…
— Мне было интересно, потому что…
— Какие чувства во мне пробудил данный
очерк.
Домашнее задание:
ответить на вопросы (по выбору ):
— Что заставило мальчиков по-другому
посмотреть на жизнь?
— Как удаётся автору показать взросление
детей?
МОУ ОШ с. Смышляевка имени Героя Советского Союза Т.И.Калинина
Тема урока:
«Проблема смысла жизни и назначения человека
в очерке В.Г. Короленко «Парадокс»»
(урок литературы в 8 классе)
Бакеева Екатерина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Цель:
Раскрыть тему
нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного
опыта; определить пафос, идею очерка «Парадокс».
Задачи
для учителя:
— открыть писателя
Короленко, человека большой души;
— продолжить
работу над своеобразием жанра очерка;
— попытаться
осмыслить афоризм, произнесённый главным героем: «Человек создан для счастья,
как птица для полёта»;
— отработка умения
строить развёрнутое высказывание, обладающее искренностью и самобытностью;
— проводить
исследовательскую работу по тексту художественного произведения;
— формировать
эмоциональную отзывчивость учеников на сложные жизненные ситуации.
Задачи
для учащихся:
— доказать, парадоксален
ли главный герой или все его поступки можно объяснить с позиции здравого
смысла, поразмышлять о смысле жизни;
— учиться мыслить
творчески;
— воспитывать в
себе толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями.
Формируемые
результаты.
Предметные.
Выявление художественной идеи очерка, состоящей в утверждении умения оставаться
внутренне свободным перед лицом нравственных испытаний.
Метапредметные.
Формирования навыка анализа произведения, работы со статьями учебника и
иллюстрациями к очерку, составления сложного и тезисного планов к отдельным
эпизодам, беседа, выразительное чтение по ролям, пересказ, защита
мини-проектов.
Личностные.
Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления
понятий «внутренняя свобода» и «зависимость от обстоятельств».
Форма:
беседа-дискуссия; защита мини-проектов.
Методические
приёмы:
— аналитическая
беседа,
-выразительное
чтение,
-словарная работа.
Оборудование:
учебники, тексты, тетради, карточки с заданием,
мини-проекты, портрет В.Г. Короленко, выставка его произведений.
Презентации:
1. «Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке
В.Г.»Парадокс»».
2. «Что нас не убивает – делает нас сильнее».
3.
«Жажда жизни».
Ход урока.
1.Организационный
момент.
— Прочитайте
эпиграф к уроку: «Человек создан для счастья, как птица для полёта»»
— Сегодня мы попробуем
вместе определить, прав ли был Максим Горький, назвав Короленко «человеком с
большим и сильным сердцем». И я думаю, что вы вряд ли упустите шанс выяснить,
для чего создан человек и что такое «счастье».
2. Знакомство с планом урока.
v Работа
над раскрытием личности автора.
v Восстановление
материалов предыдущего урока.
v Словарная
работа в группах.
v Защита
мини-проектов по очерку В.Г.Короленко «Парадокс» (работа в группах).
v Физминутка.
v Выводы.
v Дискуссия
«Как понимаем счастье мы и как понимает его автор».
v Просмотр
презентаций: « Что нас не убивает – делает нас сильнее»,
«Жажда
жизни».
3.
Работа над раскрытием личности автора.
Учитель. Попробуем
просто внести дополнительный штрих в портрет писательской эпохи, попробуем
через личность В.Г.Короленко раскрыть для то время. Возможно, вы откроете для
себя нечто новое.
Короленко
был из тех редких личностей, которые “не могли молчать”, если видели зло,
независимо от того, в какой форме оно проявлялось.
—
Современники называли Короленко «совесть эпохи», «светлый ум», «праведник».
·
Против чего борется Короленко в течение
всей жизни?
(Короленко
был из тех редких личностей, которые “не могли молчать”, если видели зло,
независимо от того, в какой форме оно проявлялось. Свой
гражданский долг писатель видел в защите конкретного человека. Именно из
отношения к каждому человеку и складывается авторитет державы).
·
В чём проявилось его мужество? (Сообщения
учащихся).
1
ученик.
(“Вы шпион, негодяй и идиот”, — бросил в глаза надзирателю Короленко-гимназист.
А Короленко-студент вместе с двумя товарищами понесет директору Петровской
земледельческой и лесной академии в Москве заявление с протестом против
порядков в этом учебном заведении. Нетрудно догадаться, чем это закончилось:
ссылка в Москву, затем на Урал, потом в Сибирь и в Якутию. Не совсем удобен для
властей оказался этот человек.)
·
2
ученик.
(Без
сомнения, этот человек рано приобрел у властей репутацию “беспокойного
человека”. В 1892 году в Нижегородской губернии случился страшный голод. Люди
умирали целыми семьями. Причиной голода стало неурожайное лето. Но власти всю
вину за случившееся взвалили на народ, обвинив его в пьяном разгуле и лени.
В.Короленко своими глазами видел (он был здесь в ссылке), что дело обстоит не
так, как представляют власти. И, видя, людскую трагедию Короленко вмешивается в
события. Он пишет серию очерков под названием “В голодный год”. Но словом в
защиту несчастных людей не ограничивается – он начинает кормить их: организует
сбор денег в помощь голодающих, открывает для них столовые.)
·
3 ученик.
Репутация «защитника» (Мултановское дело).
(Не мог
Короленко молчать тогда. Позднее он напишет серию очерков “Мултановское дело”.
Мултановцев обвинили в ритуальном убийстве и осудили (дважды) на каторжные
работы. Присутствуя на суде и наблюдая за осужденными, В.Короленко понял, что
эти люди невиновны. Он лично принимается за расследование дела обвиняемых.
Вскоре, изучив дело, добивается третьего слушания и выступает в суде в качестве
защитника. Очевидцы свидетельствуют: “почти все присутствовавшие плакали”, когда
слушали Короленко. Его речь потому и не сохранилась, что стенографистки
перестали писать – они плакали.
После
четырех лет тюрьмы осужденные были оправданы. Но сам писатель после суда тяжело
заболел. Сказалось эмоциональное напряжение. Кроме того, переживания за
несчастных мултановцев совпали с глубоко личным горем: “В то время, когда я
готовился к речи и не спал ночи от тяжелых предчувствий, моей девочке (младшей
дочери) уже не было на свете”. На ее похороны он не смог из-за суда попасть.
Репутация
“защитника” привела к тому, что создалась… такая традиция: что бы ни случилось,
беги к Короленко. Ему в самом деле многое удавалось. И это становилось известно
во всем мире.)
·
4
ученик.
Будучи твердым в убеждениях и мужественным в поступках, Короленко оставался при
этом человеком добрым и мягким. Писатель Вересаев рассказывал, что однажды,
просматривая после болезни скопившуюся почту, Короленко обнаружил письмо
начинающего автора. Тот писал, что “если не получит ответа до 14 марта, то
застрелится”. А было уже 17 марта. Короленко сильно встревожился. Сам еще
больной, он поехал к автору и … застал его укладывающем чемоданы.
Учитель. Отзывчивость
Короленко на чужую беду, доброту его сердца видели и ценили не только те, кого
он выручал в жизни, но и его знаменитые современники.
·
Какие произведения читали? («В дурном
обществе», «Мгновение», «Слепой музыкант»).
Вывод. В.Г.Короленко –
человек, «который не считает себя судьёю людей, а любит их с открытыми
глазами, той любовью, которая даёт мало наслаждений и слишком много
страданий…»
— А что значит
любить с открытыми глазами? (Значит, любить человека таким, какой он есть, со
всеми слабостями и недостатками).
Сегодня
на уроке мы попробуем через личность Короленко раскрыть то далёкое время.
Герои его произведений служат напоминанием о «высшей красоте человеческого
духа», поэтому мы изучаем его произведения в школе. Возможно, вы откроете для
себя нечто новое, что поможет вам в дальнейшей вашей жизни. Ведь через год для
вас заканчиваются беззаботные годы детства, когда всё за вас решали взрослые.
Впереди у вас целая жизнь, наполненная мечтами. О чём?
Где
же ты, Мечта? Далеко-далеко…
Кружится,
задыхаясь от счастья,
Там,
где время остановилось…
А
жизнь только начинается.
Только начинается
жизнь и у мальчиков из очерка В.Г. Короленко «Парадокс».
4.
Восстановление материалов предыдущего урока.
— Вспомните, что
такое очерк?
Очерк –
разновидность малой формы повествовательной литературы, отличающейся от
рассказа отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большой
развитостью описательного изображения.
— Какие бывают
очерки?
Документальный
очерк – воспроизводит, исследует и оценивает действительные факты и явления
жизни.
Художественный
очерк – изображает и анализирует нравы определённой среды или характер отдельного
человека.
Очерк
ближе к фактам действительности и содержит больше описательных элементов.
— К какому виду
отнести прочитанное произведение? (Художественный очерк).
Парадокс
(греч.) – мнение, расходящееся с
общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.
Афоризм
(греч.) – краткое выразительное изречение,
ёмко и остро выражающее какую-либо идею.
Вывод
(делают сами учащиеся). Это философское
произведение , размышление автора о назначении человеческой жизни, которым он
делится со своими читателями. Название очерка говорит о том, что речь здесь
пойдёт о чём-то важном, имеющем большое значение, чем просто рассказ о
конкретном случае.
5.
Словарная работа в группах.
1 группа
паперть
лексикон
шляхтич
2 группа
феномен
флюиды
султан
3 группа
эмансипироваться
цинизм
«обойди»
Вывод
(делают сами учащиеся) Необходимо знать
не только лексическое значение данных слов и уметь их правильно произносить,
но и свободно, к месту, употреблять их в своей речи. Язык В.Г. Короленко
свободный и ясный.
6.
Защита мини-проектов. (1.«Сказочный мир
детства».
2. «Человек создан для счастья, как птица для
полёта».
3. «Другие герои».
Эпитет (греч.) –
художественное (образное) определение предмета ( явления, выраженное
преимущественно прилагательным.
(«Румяным,
громким восклицанием…», Ф.И.Тютчев).
В фольклоре – постоянные
эпитеты («добрый молодец», «красная девица», «ясный сокол»).
фантастический
экипаж
золотая
карета
призрачный
обломок
странные
фантазии
атмосфера
полусна и полусказки
—
Кто нарушил сказочный мир мальчиков? (Павел,
когда позвал обедать, и встреча с человеком — пауком, которая произошла во
дворе их дома).
—
Зачем несчастному калеке надо было вести такую жизнь? Как он сам объясняет
это?
(«Человек кормится
как может. Только в сказке возможно сытое, безмятежное существование, а в
реальной жизни «…человеку надо кормиться не тем, так другим, а это трудно,
когда природа забыла приклеить руки к плечам»).
—
В чём значение сцены с нищим стариком и девочкой?
(В этой сцене
феномен чувствует себя выше всех тех, у кого «всё на месте». Он не жалеет для
нищего старика серебряной монеты, и это позволяет «феномену» презирать людей «с
руками», в том числе и своих племянников, которых он, безрукий, кормит
«ногами», своим уродством.
—
В чём парадокс изречения Яна Залуского?
(Феномен» обыгрывает придуманный им афоризм: «Человек создан для счастья,
как птица для полёта». «Человек создан для счастья, только счастье не всегда
для него».)
«Парадокс в том, что этот афоризм вложен в уста безрукого
калеки, вынужденного зарабатывать на жизнь своим уродством, за цинизмом
скрывать стыд и унижение.
—
Что изменилось в жизни мальчиков после встречи с «феноменом»?
(Мальчики увидели жизнь, окружающую действительность другими
глазами. Игра потеряла своё волшебство, «заманчивую таинственность». Они
начали быстро взрослеть. «Первое противоречие острой занозой « вонзилось» в
детские умы»).
—
Определите идею очерка.
Идея очерка – в афоризме
«Человек создан для счастья, как птица для полёта».
Человек
должен стремиться к счастью, несмотря ни на какие жизненные испытания.
Птица – символ свободы.
Полёт – проявление свободы.
Свобода – необходимое условие
СЧАСТЬЯ.
v 6.
Дискуссия «Как понимаете счастье вы?»
(Высказывания
учащихся)
Вывод
по дискуссии. Ощущение радости жизни зависит от
представлений человека о счастье, от тех требований, которые он предъявляет к
жизни. А если закон жизни добро и счастье, то не следует мириться со своею
судьбой, какой бы она ни была?
Всей своей деятельностью, всем своим творчеством
писатель опровергал такое пассивное отношение к жизни. Он говорил не просто о
довольстве судьбой, а о стремлении к счастью.
v Просмотр
презентаций: «Что нас не убивает – делает нас сильнее»
(о людях с ограниченными возможностями Кузоватовского района),
v «Жажда
жизни». (Киноролик). (Подготовил ученик,
который затем читает строчки из стихотворения)
Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь,
Как бы ни было трудно по жизни идти.
На колени, упав, вновь с колен поднимайтесь,
Чтобы, стиснув зубы, до цели дойти.
Любите жизнь, берегите себя и своих близких, храните чуткость к
человеческому страданию.
Рефлексия.
А
теперь попробуйте закончить данные предложения:
1) А вы знаете,
что сегодня на уроке я ….
2) Больше всего
мне понравилось ….
3) Самым
интересным сегодня на уроке было ….
4) Самым сложным
для меня сегодня было ….
5) Сегодня на
уроке я почувствовал ….
6) Сегодня я понял
….
7) Сегодня я
научился ….
Сегодня я
задумался ….
9) На будущее мне
надо иметь в виду ….
Д/З. Написать
сочинение на тему «Как я понимаю слово счастье»
Рассказ В. Г. Короленко «В дурном обществе» заставил меня задуматься о том, какой должна быть настоящая дружба. На мой взгляд, настоящими друзьями можно назвать героев этого рассказа – двух мальчиков лет восьми: Васю и Валека.
На первый взгляд, кажется, что между этими героями нет ничего общего. Вася – сын судьи, обеспеченного человека.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Валек – сын нищего пана Тыбурция, бездомного, нашедшего пристанище в мрачном подземелье старой часовни. Оба мальчика рано потеряли мать.
Вася с шести лет чувствовал одиночество, потому что отец был поглощён горем и уделял внимание только маленькой Соне, которая чертами лица была похожа на мать. Васю звали бродягой и негодным мальчишкой.
С раннего утра с компанией таких же уличных ребят он бродил по улицам.
Знакомство Васи и Валека произошло при необычных обстоятельствах. Вася спустился в часовню, а его товарищи при малейшей опасности бросили его, здесь сын судьи и познакомился с детьми Тыбурция: Валеком и маленькой Марусей. Дети Тыбурция тоже были одинокими, но они чувствовали любовь своего отца.
С этого дня сын судьи в отсутствие пана Тыбурция каждый день приходил к новым друзьям, приносил им яблоки из своего сада и сладости, вызывая восторг Маруси. А когда осенью девочка тяжело заболела, Вася не побоялся взять Сонину куклу и отдать её больной девочке, которой стало на время легче.
Вася дал слово не выдавать своих друзей и выдержал гнев отца. Положение мальчика спас Тыбурций, который отдал куклу и сказал, что Маруся умерла. С этого момента между Васей и его отцом установилось взаимопонимание.
Дружба с Валеком и Марусей оставила в душе Васи след на всю жизнь. Она научила его доброте, сочувствию, умению хранить верность дружбе, не выдавать чужую тайну ни за что, держать данное слово.
Вскоре пан Тыбурций и Валек исчезли из города. А Вася и его сестра Соня часто бывали на могиле Маруси.
Они выросли, и здесь, когда пришло время покинуть родной город, давали обеты, возможно, никогда не забывать о своих друзьях.
Рассказ В. Г. Короленко «В дурном обществе» заставляет задуматься о том, что нужно быть верным дружбе, помогать друзьям в трудную минуту, проявлять сочувствие и доброту.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50475
«В дурном обществе» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Короленко (6 класс) – суть, главная мысль, отзыв, сюжет
- Сочинения
- По литературе
- Короленко
- Анализ произведения В дурном обществе
На характер Владимира Короленко очень сильно повлиял его отец, который был честным и неподкупным судьей.
С детства у будущего писателя появилось желание бороться за справедливость. В юности и в зрелые годы он часто занимался правозащитной деятельностью на митингах и собраниях. За прогрессивные взгляды литератор часто отправлялся в ссылки.
Во время его Якутской ссылки в 1884 году им было создано произведение «В дурном обществе».
Жанр
По жанру данное произведение относится к повести. На это указывает средний объем, большое число героев, длительное повествование, состоящее из множества эпизодов. Позднее книга была переработана в более короткую форму — рассказ, который получил название «Дети подземелья».
Тема и идея повести
Повесть охватывает множество тем, но главной идеей произведения является социальное неравенство. Владимир Короленко показал эту проблему детскими глазами, ведь дети совсем по-другому видят взрослые проблемы.
Главный герой, мальчик Вася, рос в богатой семье. Ему не были знакомы проблемы. Но он знакомиться с Валеком и Марусей, которые были нищими. Мальчик не понимает, почему одним достается все, а другим ничего.
С этой темой связана и тема взаимоотношения между детьми и родителями. Вася не был близок с отцом, так как он удалился от его воспитания. Мальчик был предан самому себе. А Валек и Маруся имели любящего отца, пана Тыбурция. Он заботился о своих детях. Их семья была очень дружной, в отличии от семьи Васи.
Раскрывает автор и тему преступлений. Валек украл булку для Маруси. Вася его сначала осуждал, а потом задумался, ведь они голодают. Можно ли считать преступлением кражу еды во время голода? Писатель дает возможность читателю поразмышлять над этим.
Главный герой
Главный герой повести — мальчик Вася. Он умный и ловкий. У него есть отец, который работает судьей. После смерти жены он не участвует в воспитании сына, а только занимается дочерью Соней. Соня — капризная, избалованная девочка. Она любит играть в подвижные игры, у нее много нарядов и кукол.
Вася во время прогулки знакомится с Валеком, который вместе с отцом и сестрой живет в старом подвале. Валек — смелый мальчик, который готов на все ради своей сестры Маруси. Маруся больна чахоткой, а от сырости ей становится все хуже. Они голодают, у Маруси нет игрушек. Девочка не любит играть.
Тыбурций воспитывает этих детей как своих, хотя они ему не родные.
Чему учит
Повесть «В дурном обществе» учит читателей прежде всего тому, что не всегда нищие виноваты в том, что они страдают. Человек должен с пониманием относится к тем, кто живет хуже, чем он. Нужно помогать тем, кому хуже в данный момент, кто нуждается в этом. Нельзя выбирать друзей по доходу.
Это показано на примере дружбы Васи и Валека. Мальчики дружили из-за схожих интересов, ценностей, мыслей. Это и должно быть основой дружбы, а не материальный достаток. Родители должны держать контакт с ребенком и общаться с ним, знать, что ему интересно, что он хочет. Нельзя удаляться от своего ребенка.
Только тогда получится воспитать счастливого человека.
Краткое содержание «В дурном обществе» для читательского дневника
ФИО автора: Короленко Владимир Галактионович
Название: В дурном обществе
Число страниц: 70. Владимир Короленко. «В дурном обществе». Издательство «АСТ». 2010 год.
Жанр: Рассказ
Год написания: 1885 год
Анализ 4
Короленко Владимир Галактионович (писатель) считал, что самая важная жизненная позиция: отстаивать права человека. Так он и жил, защищая тех, кого несправедливо осудили, принимал участие в создании детских домов и приютов.
Вот и его произведение «В дурном обществе» о том, что существует неравенство между людьми. Здесь показано два мира бедняков и богатых. Через какое-то время это произведение назовут «Дети подземелья». Это название лучше звучит для детей, доступнее и понятнее.
Шестилетний мальчуган Вася остаётся без мамы. С ним всегда рядом его младшая сестрёнка Соня. Их отец-вдовец очень тоскует по жене, живёт один в своих мыслях. Дети его почти отданы самим себе. Они отдаляются от родного папы, живут в непонимании. Но в маленьком городе, где они проживают (Княжье-Вено), люди уважают их отца, и нежно называют его «Пан судья».
Рядом с кладбищем расположена заброшенная часовня. Именно там знакомятся Вася и Соня с бродягами девятилетним Валей и его сестрёнкой Марусей. Между мальчишками вот-вот должна разразиться стычка, но Маруся примирила их. Эта часовня была жилищем для нищих ребят.
Маруся была бледной девочкой, чего не скажешь о Соне. Будто совсем невидевшая солнца, Маруся напоминала крохотный цветочек. Она голодала. Василий понял, что из неё уходит жизнь. В нём проснулось чувство сострадания. Глядя на больную малышку, он научился размышлять, что мир устроен несправедливо.
Вася стал волевым и смелым, готовым защищать своих товарищей. Он, сын судьи, жил по закону, что нельзя воровать. Но, узнав другую сторону жизни, где его друзья голодают, понял: закон не всегда прав. Глаза его, словно прозрели, он увидел мир совсем по-иному: голод и нищета перевернули его мировоззрение.
Попав «в дурное общество», Вася с глубоким удивлением осознал, что родной отец не такой, как казался раньше. Неприступный и суровый, он верно служит своему господину Закону. Мальчик облик отца вообразил грозным ореолом, но с симпатичной силой. Это он понял чуть позже.
Здоровье Маруси ухудшалось. Василий решил порадовать её Сониной куклой (памятный подарок матери). Кукла, как волшебница, поставила Марусю на ноги, наконец-то раздался звонкий смех. Но, конечно, это длилось недолго. Кукла оказалась и решающим «переломным моментом» в недопонимании отца и сына.
Отец, узнавший о пропаже, с гневной силой старался добиться признания от сына, он был взбешен. Но такое отношение, напротив, придавало Васе решимости. Отец мог его отшвырнуть, но сын этого не боялся. Вася в такой момент ненавидел отца и всё же любил. Но тут пришёл Тыбурций, вернул куклу и сообщил, что Маруся умерла.
Бродяга Тыбурций, который был в ссоре с законом, примирил сына и отца, а ещё дал слуге закона посмотреть на дурное общество другими глазами. Вася, побывавший в этом обществе, оказался чист своими поступками. И отец поверил в доброту сердца своего сына, тем самым он вновь обрёл сыновью любовь.
Марусю похоронили, детство ребят закончилось. Теперь Василия и Сонечку ждёт честная и крылатая юность. И именно из них обязательно вырастут замечательные люди, которые знают цену человечности.
Произведение Короленко поучительно: нужно быть добрым и милосердным к окружающим людям. И, наверняка, общество, в котором мы живём, «дурным» уже никогда не станет.
Главные герои
- Вася – девятилетний мальчик, добрый, честный, открытый, жалостливый, чуткий к чужому горю.
- Валек – бездомный мальчик, ровесник Васи, сирота, самостоятельный, толковый, взрослый не по годам.
- Маруся – младшая сестра Валека, слабая, болезненная девочка четырех лет.
- Тыбурций – бездомный бродяга, умный, прекрасно образованный мужчина средних лет, сердце которого не ожесточили многочисленные несчастья и беды.
- Соня – младшая сестренка Васи.
- Отец Васи – честный и неподкупный городской судья, который тяжело переживал смерть жены, и из-за этого отдалился от сына.
- Обратите внимание, ещё у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «В дурном обществе»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «В дурном обществе»
- для самых компанейских — Главные герои «В дурном обществе»
- для самых крутых — Читать «В дурном обществе» полностью
Суть рассказа
Повествование ведется от лица сына судьи – Васи. Однажды он знакомится с нищими ребятами – Валеком (9 лет) и Марусей (4 года). Они принадлежат к «дурному обществу», главарем которого выступает пан Тыбурций. Тот, в свою очередь, заботился о ребятишках и следил, чтобы они не умерли с голоду.
Жители городка считали, что у детей подземелья лишь одна дорога – воровство и преступность, что хоть как-то поможет им прокормиться. Тем не менее, мальчика это нисколько не отпугнуло, и он стал все чаще наведываться к новым друзьям. Тыбурций знал, что Вася из приличной семьи, но не стал препятствовать дружбе ребят.
Внезапно Маруся заболевает и с каждым днем состояние девочки ухудшается. Вася решается попросить куклу у сестры, чтобы хоть немного порадовать подругу. Малышка радуется подарку, и ее состояние ненадолго улучшается. Дома Васю начинают подозревать в воровстве и запрещают выходить на улицу.
Тем временем, отец переживает смерть любимой жены, с горя срывается на ребенка и на помощь ему приходит Тыбурций. Впоследствии отец узнает, что Вася отдал куклу больной девочке, смягчается и мирится с сыном. Позже лидер сообщества рассказывает мальчику, что Маруся не смогла поправиться.
Вася направляется в подземелье, чтобы проститься с подругой, а позже передает Тыбурцию деньги и предупреждает мужчину, что ему стоит уехать из Княжье-Вено. Спустя некоторое время все участники сообщества пропадают. Герой продолжает отбивать оставшихся бедняков от хулиганов и вместе с сестрой Соней, время от времени приходит на могилу Маруси.
Сюжет
Васе было всего шесть лет, когда умерла его мама. Отец мальчика тяжело переживал смерть супруги. Он с головой погрузился в работу, и уделял внимание лишь младшей дочери Соне, похожей на мать, а о существовании Васи будто совсем позабыл.
Неудивительно, что мальчик, предоставленный самому себе, стал вести почти бродяжнический образ жизни: с утра и до позднего вечера он проводил на улицах провинциального городка.
Особенно привлекал его полуразрушенный старинный замок и часовня, расположенные на небольшом острове.
Некогда этот замок принадлежал графскому роду, но теперь в его развалинах находили приют бедные, сломленные невзгодами люди – так называемое «дурное общество», которое местные жители старались всячески избегать.
Однажды Вася, снедаемый любопытством, принялся исследовать развалины замка и часовни. Там он познакомился с Валеком и его младшей сестренкой Марусей – приемными детьми Тыбурция.
Ребята очень сдружились, и Вася старался как можно чаще навещать своих новый друзей.
Когда же он узнал, что Валек был вынужден воровать еду, чтобы кормить слабенькую, грустную сестренку, Вася старался приходить к друзьям не с пустыми руками.
С наступлением осени Маруся серьезно заболела. Чтобы как-то приободрить несчастную девочку, Вася принес ей куклу своей сестры. Маруся была очень рада такому подарку, и даже на какое-то время повеселела.
Когда отец узнал, что сын водит дружбу с людьми, принадлежащими «дурному обществу», он посадил сына под домашний арест. Мальчик упорно отказывался отвечать на вопросы, но вскоре пришел Тыбурций и принес куклу – Маруся умерла.
Он рассказал васиному отцу о дружбе его сына и обездоленных детей, о том, каким добрым и благородным был по отношению к ним Вася. Отец был ошеломлен услышанным – он совсем другими глазами взглянул на сына.
После этой истории почти все представители «дурного общества» навсегда покинули подземелье.
Разбор названия рассказа
Название предельно ясно передает суть произведения. Читатель сразу понимает, что речь пойдет о жизни среди людей низшего социального уровня. Однако мораль произведения состоит в другом. Вася, приходится сыном высокопоставленного судьи, но примыкает к обществу детей подземелья.
Спустя некоторое время, читатель наблюдает, как от мальчика отворачиваются многие люди из среднего класса, в то время как бедняки принимают парнишку «за своего». Горожане опасались нищих и нарекли их «дурным обществом».
Однако в отличие от людей высокого статуса, бедняки никого не осуждали и не отворачивались от людей.
Вывод и свое мнение
Только в детстве можно смотреть на мир и людей без снобизма и предрассудков. Вася, несмотря на мнение окружающих, свел дружбу с представителями «дурного общества», которые на поверку оказались весьма умными, интересными, и, главное, достойными людьми.
Они ничем не отличались от местных жителей, за исключением того, что волей судьбы оказались без крыши над головой и средств к существованию.
Вася был потрясен глубокой социальной пропастью, отделявшей его от новых друзей, однако это не послужило преградой для их дружбы.
Жанр повествования
Произведение полностью соответствует жанровым особенностям повествования характерного для рассказа. Объем текста не слишком большой, в то же время короткий для повести. Название рассказа в точности отражает разворачивающиеся события в книге.
Творец описал все происходящее в городке Княжье-Вено как есть, без романтизации или приукрашивания. Короленко не делит героев на хороших и плохих, он описывает каждого героя с разных сторон.
Из этого можно сделать вывод, что рассказ написан в реалистическом стиле.
Толкование непонятных слов
- Гешефт – слово немецкого происхождения, коммерческое дело, основанное на спекуляции низшего разбора или на обмане.
- Казенный – принадлежащий казне, государству.
- Мещанка – женщина из сословия мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих.
- Пан – это форма вежливого обращения, применяемая в некоторых славянских языках: польском, чешском, словацком, украинском, белорусском.
- Гайдук – название повстанцев (разбойников) в некоторых славянских государствах.
- Дукат – устаревшая денежная единица большинства европейских государств.
Сочинение «Маруся и Соня — два детства»
В повести присутствуют две маленькие героини. Они никогда не встречаются. Что есть у них общего? Возраст и отсутствие матери. Сравнение этих двух девочек играет важную роль в общем анализе этого произведения.
Первая — Соня, сестра Васи. Она живет в благоустроенном доме, у нее есть заботливая няня и любящий отец. Вторая — Маруся — девочка, обитающая в холодном неуютном подземелье. Она также не обделена отцовской любовью.
К тому же у нее есть брат, который готов пойти на все (а чаще Валек идет на воровство), дабы прокормить сестру. Но к семье Маруси с презрением относятся горожане.
Ей подобная жизни тех, кому суждено быть изгоями не только в благопристойном обществе, но даже среди таких же нищих, какими являются и они сами. Однако участь эта минует девочку, поскольку она очень рано уходит из жизни.
Судьба Сони совсем иная. Ее отец — уважаемый человек в городе. А потому и к самой Соне окружающие относятся с теплой симпатией. На примере двух этих образов юные читатели должны постичь важную нравственную идею. Она заключается в том, что различные социальные предрассудки, присутствующие в любом обществе, порождают жестокость. И особенно страшно, когда страдают от нее дети.
Сочинение про Васю
Но если уж посвящать творческое задание такой высокой теме, как дружба, необходимо изложить сперва содержание той главы, в которой изображено знаменательное знакомство.
Вася — сын городского судьи — вместе с соседскими мальчишками решил однажды совершить небольшую экскурсию. Целью путешествия была заброшенная часовня. Все остальные объекты в городе были уже давно и не раз обследованы.
И лишь она одна оставалась неизведанным сооружением. Это старое мрачное строение вызывало ужас даже больше, чем любопытство.
Но каково было удивление Васи, когда оказалось, что в этом наполовину разрушенном здании кто-то обитает! Мальчик был единственным, кто об этом узнал. Своим приятелям он ничего не сказал.
Сочинение В дурном обществе по произведению Короленко (5 класс)
- Сочинения
- По литературе
- В дурном обществе
/
/
Рассказ «В дурном обществе» меня заинтересовал сразу — даже одним своим названием. Что это за общество такое?
Оказывается, что рядом со вполне благопристойным городком расположены развалины. Там живут нищие. Однажды их споры и вражда между собой привели к баталиям.
Старый слуга, хозяева которого когда-то жили в развалинах (точней, тогда это был прекрасный замок), решил, что достойны тут остаться «благопристойные». Нищие (не в чепцах) признаны дурным обществом.
Например, старый ученый или гневный обличитель, или чтец античных трагедий — все «дурные».
Главный герой Вася случайно попадает в это общество. Вася видит, что они воруют, ему это, конечно, не нравится. Но он понимает, что делают это они, чтобы выжить. В этом обществе тоже есть дети и женщины, есть болеющие. Им не позволяют даже просить милостыню! Естественно, не разрешают работать.
А его маленькая знакомая девочка из этого общества умирает, ведь холодные камни забрали ее жизнь, как объясняет ее брат. Вася, чтобы облегчить ее страдания, просит у своей сестры куклу. Сестра соглашается. Больная девочка, действительно, радуется. Вот только дома отец заметил пропажу куклы.
Все решили, что Вася украл ее, ведь он водится с дурным обществом.
Я думаю, что нужно учитывать не стереотипы и мнение людей, которые могут ошибаться, а смотреть самому — по поступкам людей. Жители городка всего боятся. Им даже нищие нужны «удобные», которые встраиваются в систему и не нарушают общественный покой.
Однако у Васи хватает смелости быть с настоящими людьми. Кстати, на него тоже из-за этой дружбы наговаривают. Он уже и бродяга, и малолетний преступник… Но Вася не сдается, а в итоге его оправдывают перед самым главным для него человеком — перед отцом.
Это серьезный, несколько страшный, но очень хороший рассказ.
Вариант 2
Этот интересный рассказ имеет цель рассказать о не совсем простых дружеских взаимоотношениях. Василий, ребенок из вполне респектабельной и обеспеченной семьи дружит с бедными ребятами, Валей и Марусей.
Вася еще в раннем возрасте похоронил родную маму, с отцом же отношения складывались не так радужно: то и дело происходили конфликты по разному поводу.
Для папы смерть жены стала тяжелым ударом, он никак не мог смириться со смертью супруги, к сыну же он относился достаточно прохладно. Вася, по сути, был чуть ли не беспризорным, поэтому его дружба с означенными выше ребятами вполне обоснована.
Их любимым времяпрепровождением было просто гулять целыми днями по городским закоулкам.
В один прекрасный день ватага, в которой слонялся Вася, оказалась недалеко от православной церкви.
Она находилась в неприглядном состоянии и, по-видимому, была заброшена долгое время, здание имело дурную славу, мол, там уже поселилась нечистая сила.
Вася решился на отчаянный поступок и, рискуя жизнью, залез в православное святилище, другие же не были столь смелыми. Тогда — то он, собственно, и познакомился с Валей и Марусей.
Дружеское сердце не обманешь, Вася видел, в каком тяжелом материальном положении парочка находится. Он тяжело переживал это, и всеми силами старался им помогать.
Например, он угощал их фруктами и сладостями. Ребята были безмерно ему благодарны, и взамен давали крепкую дружбу и поддержку. Маруся была тяжело больна, и это было видно невооруженным взглядом.
Болезнь ребятня наивно называла «серым камнем».
Чтобы сделать приятно подруге, Вася взял из дома игрушку. Девочка больна, и это одна из немногих вещей, что могла порадовать ее. Отец же узнав о пропаже, был крайне раздосадован и устроил разнос мальчишке.
Отец никак не мог выяснить, с какой целью мальчик совершил кражу из собственного дома. Мальчик сдается и рассказывает всю правду о том, что похитил игрушку для своего больного друга.
Отец оказался человеком понимающим, и простил сына. Он понял, что, несмотря на все трудности в жизни, он стал достойным маленьким членом общества.
Чему учит произведение? Во-первых, что для спокойно жизни нужно, чтобы в семье сохранялся комфорт, не в смысле материальных благ, а чтобы в доме царили радость и веселье. Необходимо, чтобы члены семьи доверяли другу друг, не смотря ни на что.
- Во-вторых, автор хочет сказать то, что с раннего возраста нужно иметь верных друзей, способных выручить в беде и скрасить серые будни.
- Другие темы: ← Два отца: Тыбурций и судья↑ КороленкоВася из рассказа Дети подземелья →
- `
«Васина дорога к правде и добру» Сочинение по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» ведется от имени главного героя – мальчика Васи, который изменился благодаря знакомству с детьми подземелья.
Когда Вася был еще маленький, у него в семье случилось горе: умерла мама. Отец тяжело переживал утрату, поэтому перестал обращать внимание на сына. Однако к дочери, младшей сестре Васи, его отношение не изменилось. Он любил ее, так как она очень была похожа на свою мать. Все это привело к тому, что Вася начал бродяжничать и хулиганить.
Внутреннее перерождение главного героя произошло благодаря знакомству с детьми подземелья – Валеком и Марусей. Первая их встреча произошла в часовне. Когда Вася увидел Марусю, ее удивленный и испуганный взгляд, что-то произошло у него внутри. Его сердце наполнилось состраданием и жалостью. У него было два яблока, которыми он угостил детей. С этого момента и началась дружба между ребятами.
Благодаря Валеку, Вася узнал много хорошего и положительного о своем отце. Хотя раньше он считал его совсем другим. Валек рассказал ему, что у него замечательный отец, потому что он честный и неподкупный в своем деле. А он работал судьей.
Васю очень изменило знакомство с детьми подземелья. Ему жалко было Марусю и больно смотреть на этого маленького ангелочка. Даже та ситуация, что Валеку пришлось украсть хлеб, его не смутила.
Потому что он понимал, что на это все старший брат идет ради своей сестры, которая очень голодна, а денег у них не было.
Осознавая все это, Васе становилось так жаль бедных людей, что из-за этого он плакал.
Когда наступила осень, Маруся тяжело заболела. Она стала очень бледной и почти не поднималась с кроватки. Вася начал заботиться о ней. Он приносил игрушки из дому, чтобы хоть как-то развеселить малышку. Но все игрушки не вызывали никакого интереса у ребенка. Тогда Вася решил подарить ей куклу сестры. Он рассказал свое сестре Соне о Марусе и попросил дать ей на время куклу.
Когда узнал отец, что куклы дочери нет, он стал допрашивать сына, где она. Но Вася ничего не рассказывал, он преданно молчал. Но тут пришел отец детей подземелья и принес куклу, при этом он сообщил ужасную новость: Маруси не стало.
Васю очень огорчили эти слова, его сердце наполнилось еще большим состраданием. Тогда главный герой подошел к своему отцу и увидел его совершенно другим: он наконец-то понял, что Вася – это его родной человек.
В тот момент все изменилось, душа отца открылась для сына.
https://www.youtube.com/watch?v=Vad1SI5F4dMu0026t=10s
После случившегося Валек и Тыбурций бесследно исчезли, как и все нищие жители. Вася и Соня ежегодно носили цветы на могилку Маруси, там они разговаривали, делились мыслями и планами.
Здесь можно сделать вывод, что знакомство Васи с детьми подземелья навсегда изменили его жизнь, пробудили в нем сострадание, сочувствие, любовь и доброту.
Популярные сочинения
- Внутренний мир человека — сочинение Я часто задумываюсь о том, что же такое «внутренний мир человека»? Внутренний мир человека — это его
- Сила природы — сочинение Жизнь на земле прекрасна и удивительна! Природа – «мать» всему живому на планете. Без неё земля была бы серым, сухим и пустынным пространством. Природа, словно святой источник
- После бала. Утро, изменившее жизнь сочинение (8 класс) Порой наша жизнь в корне меняется буквально из-за одного случайного события, которое становится переломным и разделяет жизненный путь, цели и мечты на «до» и «после». Л.Н. Толстой в произведении
Краткое содержание
«Дурное общество» Короленко Виктора Галактионовича — очень глубокая по своему содержанию повесть. Главный герой – мальчик по имени Вася. Он рано остался без матери. Их с младшей сестрой воспитывает отец.
Но ребятам приходится нелегко – папа до сих пор тяжело переживает смерть матери. Внимание достается лишь младшей Соне, она очень похожа на мать, поэтому отец сажал ее на колени и подолгу обнимал.
Вася же был обделен папиной лаской, а потому часто был предоставлен сам себе.
Однажды во время прогулок мальчик с друзьями набрел на заброшенный склеп у старой часовни. Из любопытства они решили посмотреть, кто там живет. Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» должно включить анализ этого эпизода.
В этом подземелье обитали нищие люди. Вася увидел мальчишку, с которым чуть было не вступил в драку. Друзья его давно бросили, сбежав от страха. Но ребята смогли все-таки найти общий язык и подружились.
Оказалось, что нового товарища зовут Валек. И у него, как и у Васи, есть младшая сестренка. Но она сильно болеет, а условия нищенской жизни не позволяют ей поправиться. Их отец – Тыбурций Драб, предводитель «дурного» общества. Никто не знает о его прошлом, но можно предположить, что раньше он был довольно успешным человеком, так как очень образован.
Тыбурция все боятся, даже называют колдуном. Он запрещает детям общаться, но все же они не прекращают дружить.
Маленькая Маруся заболевает еще сильнее. Вася приносит ей Сонину куклу. Девочка умирает, но перед смертью радуется, что у нее такая красивая игрушка.
Тыбурций идет к отцу Васи и благодарит за сына. После этого Вася и папа обретают хорошие отношения. В сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» необходимо включить цитаты, чтобы полнее передать смысл произведения.
Сочинение Образ Васи в рассказе Дурное общество
Одна из немногих мыслей, которые объединяет всех людей в мире, звучит так: «Все люди разные». И даже ребёнок может вести себя правильнее, быть мудрее и лучше, чем взрослые. Это то, чему учит меня Вася Дудник – главный герой «В дурном обществе» Владимира Короленко.
Вася – рассказчик и поэтому о себе он говорит мало. Но, пусть он и не слишком много говорит, но его дела говорят сами за себя…
Его жизнь началась так, как сегодня живут очень многие. Любящие обеспеченные родители, сестра и безбедное будущее. Но в какой-то момент случается страшное – мама умирает, а отец почему-то перестаёт интересоваться сыном.
Выход мальчик пытается найти на улице, где проводит всё больше времени. И этот выход находится – им стал ровесник Васи, беспризорник Валек, который показал Васе совершенно другой мир. Мир бродячих детей, не нужных никому. И именно к ним обращается всё сердце Васи.
С Валеком и его сестрой Марусей его связывает всё больше воспоминаний, а сам мальчик постепенно взрослеет. И вместе с его взрослением я вижу то, что он становится добрее, учится любить, ценить дружбу и быть верным своему слову. Особенно это видно после того, как заболела Маруся.
Вася очень переживает за свою маленькую подругу и старается сделать её жизнь хоть немного легче.
То, что Вася – хороший мальчик говорится устами почти всех персонажей. И с каждой прочитанной страницей, с каждой минутой, о которой говорит это «сорванец с душой рыцаря» эта мысль всё крепнет в душе читателя.
И своей высшей точки для меня она достигла в момент, когда даже отец понял, что его сын «Хоть и попал в дурное общество, но не сделал ничего дурного».
Я не знаю, чем меня тронули эти слова, но они глубоко западают в душу.
Связь Васи с «детьми подземелья» была настолько крепкой, что даже смерть Маруси и исчезновение Тыбурция с Валеком не смогла её разорвать. В конце истории мы видим, что мальчик, вместе с отцом и сестрой, посещает могилу своей молодой умершей подруги. Что наполняет его сердце в этот момент? Я не знаю.
Возможно, он скучает по «дурному обществу». Может – жалеет, что не успел что-то сказать или сделать. Не знаю.
Но мне кажется, что он очень благодарен Валеку, Марусе и пану Тыбурцыю за то, что они помогли ему стать настоящим достойным человеком и показали ему, что на другой стороне жизни живут такие же люди…
Валек и Маруся
Этим ребятам можно посочувствовать: они жили в склепе, добывая еду воровством. Маминой ласки они не видели, а отец с ними строг. Но при этом дети говорят Васе, что он хороший и очень их любит.
Вальку девять лет, он настолько худой, что похож на тростинку. Но при этом ребенок ведет себя как взрослый, поскольку трудная жизнь научила его самостоятельности. К тому же на его детские плечи легла ответственность за маленькую сестренку Марусю.
Чем больна эта девочка, автор не указывает. Он говорит лишь, что все силы из нее вытягивает камень.
Марусе всего четыре года, но она не имеет шансов на выздоровление, поскольку у ее отца нет денег, лекарств и других возможностей для излечения ребенка.
В сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» непременно нужно включить описание жилища этих ребят. Это поможет глубже раскрыть характеры героев.
Девочка, так мало увидевшая в своей крошечной жизни, умирает. Но перед смертью ее ждал подарок: Вася, увидев, как сильно мучается Маруся, взял красивую куклу у своей сестры и подарил девочке. Она никогда не видела таких интересных игрушек, а потому очень обрадовалась подарку. Но тем не менее болезнь взяла верх, и Маруся умирает.
Главные герои
Славный паренек 9 лет, сын городского судьи. С детства, рано лишившись матери, обделен родительской лаской. Хороший и добрый мальчик, не видя отцовского внимания, становится уличным сорванцом. Общение с оборванцами не влияет на его твердый и решительный характер, он остается таким же жалостливым и чутким к чужому горю. Он не по годам развит, правильно оценивает поведение окружающих, ему чужда жестокость и унижение слабых. Смелый и принципиальный, верный товарищ. |
Нищий бездомный мальчишка, которого приютил и усыновил Тыбурций. Самостоятельный и умный мальчик лет девяти. Заботливый, с любовью и нежностью относится к сестренке, ради нее, готов на воровство. Умеет красиво заплетать косички, отдает ей все гостинцы, которыми угощают его. С детства живет в нищете и голоде, бродяжий образ жизни сделал мальчика не по годам взрослым, он многое знает и умеет. С уважением относится к своему приемному отцу. Добрый и отзывчивый. |
Младшая сестренка Валека, ей около 4-х лет. Маленькая, болезненная девочка, хрупкая и бледная. Из-за болезни плохо ходит. Тихая и грустная, очень редко смеется, всей душой любит брата и Тыбурция. У нее никогда не было игрушек, Маруся не любит играть. Кукла, которую принес Вася, была ее первой и последней игрушкой в ее жизни. Добрая, спокойная девочка. Запущенная болезнь и сырость подземелья, голод и недостаток солнечного света, оборвали жизнь ребенка. |
Бездомный бродяга. Не слишком старый, высокий и сутуловатый человек с некрасивой внешностью, но широкой и чистой душой. В прошлом имел проблемы с законом, умный и очень образованный человек, хорошо знает латинский язык, цитирует древних философов. Перенес много несчастий, но остался добрым и хорошим человеком. С большой любовью относится к своим приемышам, заботливый отец. Простого происхождения, но воспитанный и тактичный. Тяжело переживает смерть дочери, и исчезает из города. |
Ключевые моменты произведения
В пятом классе дети прочитают повесть «В дурном обществе» Короленко. План произведения поможет школьнику написать достойное сочинение.
- Интерес к развалинам.
- Вася и его взаимоотношение с папой.
- Случайное знакомство с мальчиком.
- Завязалась дружба.
- Серый камень.
- Появление Васи в подземелье.
- Знакомство Тыбурция с Васей.
- Неожиданный подарок.
- Смерть Маруси.
- Разговор Тыбурция с судьей.
- Примирение Васи с отцом.
Это основные моменты произведения «В дурном обществе» Короленко. План может содержать и большее количество пунктов.
Второстепенные персонажи
В рассказе Короленко, этот герой является прообразом отца автора. Городской судья. Славится справедливостью и неподкупностью. Глубоко переживает смерть жены. |
Сестренка Васи. Живет в обеспеченной семье, любима отцом. Воспитывает ее нянька. У нее много игрушек и красивой одежды. |
Тихий, слабоумный старик из окружения Тыбурция. Нищий бродяга, не любит разговоров об острых предметах. Постоянно что-то шепчет. |
Бродяга из братии Тыбурция. Отличается от всех своим высоким ростом. Защитник «профессора». |
Спившийся бродяга, отставной чиновник. Напившись, спит под заборами. Считает себя генералом. |
Буйный пьяница, нищий из шатии Тыбурция, веселый, любит пошутить. |
Один из нищих, поселившийся в старом замке, откуда он выгнал Тыбурция с товарищами. Считает их «дурным обществом», хотя сам не далеко ушел. |
- Это было небольшое описание образов персонажей рассказа «В дурном обществе» герои, нищие и бродяги которого, показывают изнанку жизни.
- Предыдущая
- Сочинения«Вишневый сад» анализ произведения Чехова – жанр, история создания, смысл и проблематика пьесы
- Следующая
- СочиненияГлавные герои «Дети подземелья» характеристика персонажей повести Короленко