Смысл рассказа муму тургенева

В 1854 году журнал современник опубликовал рассказ и.с. тургенева муму, написанный двумя годами раньше. мнение критиков разделилось. часть литераторов склонялось

В 1854 году журнал «Современник» опубликовал рассказ И.С. Тургенева «Муму», написанный двумя годами раньше. Мнение критиков разделилось. Часть литераторов склонялось к мысли, что, несмотря на незначительный сюжет произведения, Тургеневу удалось вложить в «Муму» глубокий социальный смысл. Но и были и те, кто считал, что писатель сильно сгустил краски, изобразив крайности. Подробный анализ рассказа поможет разобраться в том, каков истинный смысл Муму и понять важность социальных проблем, затронутых писателем.

Краткое содержание Муму

Рассказ Тургенева небольшой. Повествование ведется в логической последовательности. Для лучшего понимания того, в чем заключается смысл Муму нужно вспомнить сюжет произведения.

Центральным персонажем рассказа является дворник Герасим – глухонемой крепостной, обладающий необычайной силой. Именно это качество привлекло внимание барыни к мужику, пожелавшей перевезти его из деревни в Москву.

В городе Герасим работал дворником, но не чурался он и любой другой работы. Из-за своей немоты дворник держался особняком, избегая других дворовых.

Немая любовь

Единственной, к кому Герасим проявлял внимание, была прачка Татьяна. Скромная, симпатичная девушка нравилась герою, он мечтал сделать ее своей женой.

Но своенравная барыня решила по-своему, пожелав выдать Татьяну замуж за пьяницу Капитона.

Дворецкий Гаврила, знавший о чувствах Герасима, боялся гнева немого силача. Чтобы избежать конфликта, Гаврила придумал хитрую уловку. Он уговорил Татьяну пройтись перед дворником шатающейся походкой, изображая пьяную.

Герасим, не переносивший пьяниц, сам передумал жениться на прачке. Но, несмотря на это, дворник поехал провожать свою несостоявшуюся любовь, уезжающую с супругом в деревню.

На обратном пути Герасим увидел тонущего в реке щенка и вытащил его из воды. Дворовые нарекли собачку Муму, так как Герасим мог произносить только эти звуки. Так на смену одной любви пришла другая.

Маленький друг

Герой ухаживал за щенком как за малым ребенком. Собачонка отвечала ему взаимностью. Но счастье дворника длилось недолго.

Однажды барыня случайно увидела Муму и велела принести собачку к ней. Но собака отнеслась к хозяйке агрессивно, едва не укусив ее. Разгневанная барыня приказала удалить щенка со двора.

Тайком от дворника Муму вынесли из дома и продали на рынке. Сколько ни искал Герасим любимицу, так и не смог найти. Но верный щенок через неделю сам вернулся к любимому хозяину, сбежав от покупателя.

После этого случая герой начал прятать Муму у себя в каморке. Дворовые, знавшие о возвращении собачки, жалели дворника, не выдавали его барыне. Но беда все равно не обошла стороной несчастного героя.

Однажды ночью барыня услышала лай собаки. Возмущенная хозяйка приказала дворецкому утопить щенка, но Герасим решил это сделать сам.

Нарядившись в праздничную одежду, крепостной направился вместе с собачкой в трактир, где сытно накормил ее. Пока Муму ела, из глаз хозяина катились слезы.

Потом герой, сев в лодку, отплыл на середину реки и, привязав кирпичи к шее любимицы, доверчиво смотрящей на него, столкнул ее в воду.

Интересно! Рассказ основан на реальных событиях, произошедших в детские годы Тургенева в доме его родителей. Образ Герасима написан с крепостного дворника Андрея, принадлежащего матери писателя – Варваре Петровне. Как и главный герой, он по приказу барыни утопил любимую питомицу.

После этого Герасим самовольно покинул город, вернувшись в деревню, где прожил остаток жизни один – без жены и питомцев.

Объяснение сюжета

Чтобы понять смысл Муму, нужно подробнее рассмотреть проблематику, поднятую писателем. Автор затрагивает немало серьезных тем:

  • любви и преданности;
  • сострадания;
  • человека и социума;
  • отношения к животным;
  • города и деревни.

Но основной темой «Муму», в которой заключен главный смысл произведения, является проблема бесправного положения крестьянства. Крепостные, бывшие собственностью помещиков, во всем зависели от них. Их покупали, продавали, проигрывали в карты, дарили. За них решали – кого любить, на ком жениться.

Тургенев не просто так сделал своего главного героя немым. Герасим олицетворял собой все крепостное крестьянство, покорно и безмолвно выполняющее приказы господ.

Скрытый смысл содержится и в названии рассказа, где Муму – это не только собака, но и Герасим. Также как герой решил судьбу питомца, так и его участь зависела от воли барыни.

Герасим был физически сильным мужчиной, трудолюбивым, добрым, выносливым. Но, несмотря на всю эту мощь, дворник безропотно выполнял приказы хозяйки, даже не помышляя о свободе.

На заметку! Через название произведения Тургенев передает основной смысл и идею «Муму»: как и главный герой, все крестьяне безмолвствуют, лишь иногда мыча в ответ на жестокое обращение.

В чем суть концовки

Трагический момент рассказа, когда Герасим топит Муму, содержит глубокий смысл, который не сразу можно понять. Многие читатели недоумевали – почему крепостной утопил собачку, а затем ушел от барыни. Ведь он мог уйти вместе с любимицей.

Трактовать смысл поступка главного героя в финале «Муму» можно по-разному. С одной стороны, выполнение прихоти хозяйки говорит о рабской привычке крепостного беспрекословно повиноваться господскому приказу. С другой стороны – такой поступок свидетельствует о духовной силе героя.

Только избавившись от дорогого существа, Герасим смог обрести свободу. Пока у немого была Муму, он не решался покинуть город. А оставшись один, готов был рисковать своей жизнью, так как барыня могла жестоко наказать крепостного за своевольный уход. Этим самым Тургенев хотел показать, что часто обретение свободы невозможно без потери всего, что дорого человеку. Но независимость не всегда приносит счастье. Герасим навсегда остался один, не имея рядом близкого, родного существа. Смысл концовки повести «Муму» – власть имущие отбирают у простых людей счастье, не оставляя надежды на будущее.

Как и многие произведения Тургенева, рассказ «Муму» многому учит. Из произведения видно, до чего может довести молчание и покорность. Несмотря на то, что сейчас нет крепостного права, встречаются люди, пользующие своей властью. И если не перечить им, во всем соглашаться, то неизвестно до чего они смогут дойти в попытках решать судьбы других людей.

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 22

И. С. Тургенев «Муму». Протест против
рабства

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • Рассказ о жизни и творчестве И. С.
    Тургенева;
  • история создания рассказа «Муму»;
  • образы главных героев «Муму» – барыни
    и Герасима.

Тезаурус

Иван Тургенев (1818–1883) – классик русской и мировой литературы, романтик реализма.

Реализм –
направление в литературе, для которого характерна правдивость повествования.

Романтика –
то, что содержит идеи и чувства, возвышающие человека.

Барин (барыня) –
человек из высоких сословий – помещиков, дворян.

Помещик (от
слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет
труда крепостных крестьян.

Крепостной 
крестьянин, который находится в зависимости от помещика.

Гувернёр 
воспитатель дворянских детей.

Дворня – вся
прислуга в барском доме и дворе.

Челядь, холопы –
дворовые люди в богатом доме, покорные слуги.

Лицемерие – отрицательное
моральное качество, когда заведомо плохим поступкам приписываются возвышенные
цели.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб.
    для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П.
    Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019.  307
    с.

Дополнительная литература:

  1. Орешин К. История рассказа «Муму» //
    Тургенев И. С. Муму.  М.: Государственное издательство
    детской литературы, 1964. – 64 с.
  2. Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева //
    Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т.
    Трофимов.  М.: Учпедгиз, 1959. – 575 с.
  3. Меркин Г. С. Учебник для 5 класса
    общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – Русское слово, 2013. – 432
    с.
  4. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От
    слова к словесности, 5 класс. – 13-е изд., стер. – М.: 2013. – 208 с.
  5. Курдюмова Т. Ф. Литература. 5 класс.
    Учебник-хрестоматия в 2 частях. – 13-е изд., стер. – М.: 2011. Часть 1. –
    256 с.; Часть 2. – 256 с.


Открытые электронные ресурсы:

  • Образовательный портал Слово URL https://www.portal-slovo.ru/ (Дата
    обращения 02.07.2019)
  • Образовательный портал Культура.рф URL https://www.culture.ru (Дата обращения
    02.07.2019)
  • Литературный портал Стихи Классиков
    URL https://rustih.ru (Дата
    обращения 02.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 декабря
1818 года в городе Орле в дворянской семье. По матери – Варваре Петровне –
Тургенев принадлежал к старинному роду Лутовиновых.

Отец писателя Сергей Николаевич Тургенев был
также дворянских кровей. Он служил в кавалергардском полку, вышел в отставку в
звании полковника. Беспечный образ жизни красавца-кавалергарда разорил его, и
потому он вступил в брак по расчёту с некрасивой и немолодой, но богатой
дворянкой. Семья не жила счастливо.

Детские годы Тургенев провёл в материнской
усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Мать Варвара
Петровна была женщиной жестокой и раздражительной, и детей лаской не баловала.

Грамоте будущего писателя учил крепостной
человек – доморощенный актер Леонтий Серебряков. С ним юный Тургенев очень
сдружился. Мальчик и слуга часто гуляли вместе в саду, где крепостной читал
маленькому Ване стихи и рассказывал истории из крестьянской жизни.

Юного барина очень впечатляли эти рассказы,
особенно несправедливое положение крепостных, их бесправие и беззащитность
перед хозяевами.

С 1827 года семья Тургеневых переехала в
Москву. Обучение Ивана Тургенева проходило в частных пансионах, после чего – в
Московском университете на словесном факультете. Спустя год Тургенев перевёлся
на факультет философии Петербургского университета. Также учился за границей.

Литературным творчеством начал заниматься в
университете. На третьем курсе, в 1834 году, он пишет свою первую поэму
«Стено»  размышления о смысле жизни, но это было не самое
удачное его произведение… В 1838 году в журнале «Современник» были опубликованы
его стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицейской» об античной статуе. И
критики узнали о новом литераторе – Тургеневе.

После знакомства с Виссарионом Белинским
Тургенев начинает активно писать стихи и рассказы на социальные темы. Вместе с
ним он уезжает в Европу. Несколько лет Тургенев живёт и учится во Франции,
Англии, Голландии, Германии. Изучает иностранные языки и философию. Позже
Тургенева будут называть писателем-философом.

Расцвет творчества – 1846–1860 – годы
сотрудничества с журналом «Совеременик», в который его позвал Николай Некрасов.

После смерти Гоголя в 1852 году Тургенев пишет
для журнала некролог, за который его отправляют на два года в ссылку в родное
село. Именно там он и создаёт свой знаменитый рассказ «Муму», который вышел также
в «Современнике» в 1854 году.

Сюжет навеян писателю реальными событиями,
которые происходили в московском доме его матери на Остоженке.

Итак, глухонемой крепостной дворник Герасим
спасает маленькую собачку, которую кто-то бросил в реку. Он берёт собачку к
себе, ухаживает за ней и даёт ей кличку Муму.

Это второй поступок, который совершил
крепостной без позволения барыни. А первый – он тайно влюбился в крепостную
девушку. Да, в те времена крепостной не мог ни питомца себе завести, ни
жениться по любви…. С Муму жизнь его наполняется радостью, но длится это
счастье недолго. Внезапно старая барыня устраивает скандал из-за лаянья собачки
и приказывает убрать Муму со двора. Герасим не хочет, чтобы собаку мучили,
поэтому решает лично утопить её. После смерти Муму жизнь его теряет смысл, к
тому же, девушку, которую он любил, барыня выдала замуж за пьяницу-дворового. И
тогда Герасим снова поступает по своему – он покидает дом барыни и возвращается
в родную деревню.

Прототип Герасима из «Муму»  слуга
Тургеневых Михаил Филиппович, который оглох после выстрелов во время восстания
декабристов 1825 года.

В рассказе Герасим  самый
заметный человек в доме, он работает дворником. Барыня привезла его из своей
деревни, где Герасим считался лучшим работником. Мужик сильный, могучий, но
глухонемой; он привык выполнять тяжёлую работу в поле, и сейчас скучал по
родной земле.

В барыне из «Муму», как считают некоторые
исследователи творчества Тургенева, писатель вывел свою жестокосердную и
властную мать. Тургенев вспоминал, что любимой поговоркой его матери была
фраза: «Хочу казню, хочу милую». По сюжету сыновья её служат в Петербурге,
дочери вышли замуж, и последние годы своей серой старости она доживает в
имении, окружённая многочисленной прислугой. Ее забава – играть судьбами подчинённых
людей. Одна из ее жертв – Герасим, которого по своей прихоти она разлучает с
самым любимым существом.

Известно, что мать писателя также предпочитала
по своему усмотрению распоряжаться жизнями своих крепостных, нещадно наказывала
их за любые провинности, что вызывало праведный гнев в сердце её сына. Позже,
когда повзрослевший Тургенев наведывался в родное имение, родительница не смела
при нём наказывать слуг.

Задачей рассказа «Муму» было показать широту
души простого русского человека, на фоне которой ещё ярче видна
безнравственность некоторых дворянских особ.

Теоретический материал для углублённого
изучения

Иван Тургенев – Иван Сергеевич Тургенев
(1818–1883) – знаменитый русский писатель и поэт, классик русской литературы 19
века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов,
повестей, статей, пьес и стихотворений.

Тургенев был не только великим русским
писателем, но и активным защитником униженных и оскорблённых. Его герои – люди
широкой души, они чувствуют себя чужими в людской толпе, одинокими и
беззащитными. За высокий стиль письма и образцовый язык критики называли
Тургенева романтиком реализма.

Помимо литературной деятельности, Тургенев
изучал философию. В 1879 году он стал почётным доктором Оксфордского университета.

В письмах В. П. Боткину Виссарион Белинский
писал про Тургенева: «Этo чeлoвeк нeoбыкнoвeннo yмный <…> У T. мнoгo
юмopy <…> Booбщe Pycь oн пoнимaeт. Bo вcex eгo cyждeнияx видeн xapaктep
и дeйcтвитeльнocть».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте элементы правильно. Какие
качества присущи барыне, а какие – Герасиму?

Варианты: обладает силой; тоскует по дому;
капризничает; имеет причуды; любит заботиться; любит показывать власть; следует
древним обычаям; отзывается на чужую боль.

Обучающийся должен вспомнить отрывки рассказа
«Муму», где даётся характеристика главных героев, обсуждение образов барыни и
Герасима на занятии, и выбрать верные ответы. Анализируя представленные
варианты, он составляет такую таблицу:

Подчеркивания элементов

Подчеркните верный вариант ответа на вопрос:
«Кто послужил прототипом Герасима?» Варианты: друг Тургенева по университету;
брат Ивана Сергеевича; слуга из материнской усадьбы Тургенева; глухой военный –
знакомый автора.

В этом задании обучающийся должен
проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант.
После прочтения всех вариантов ученик вспоминает, что Тургенев с детства не
терпел издевательств над крепостными, и что прототипом барыни в рассказе
является властная мать писателя. Также он вспоминает о том, как несправедливо
обращалась мать писателя со своими подданными, как нещадно наказывала их за
любые провинности и далее – информацию о том, что в усадьбе матери жил глухой
слуга, на этом основании ученик делает правильный выбор.

Правильный ответ: слуга
из материнской усадьбы Тургенева.

Муму анализ позволяет глубже проникнуться столь значимой темой и рассмотреть иные смыслы, затронутые автором произведения.

Краткий анализ «Муму»

  • Год создания и публикации: 1852 год.

  • Направления: реализм.

  • Жанровая составляющая: рассказ.

Основные раскрываемые темы и проблемы:

  • взаимоотношения человека и беззащитного животного;

  • важность любви в жизни человека;

  • значимость внутренней свободы человека в период расцвета крепостного права в дворянской России;

  • судьба «маленького человека».

Герои произведения:

  • Герасим — чуткий и покорный крепостной крестьянин, работающий в доме барыни дворником.

  • Барыня — равнодушная, эгоистичная и властная женщина, лишенная моральных принципов.

  • Татьяна — крепостная женщина и возлюбленная Герасима, отличающаяся нежностью характера.

  • Капитон Климов — пьяница, все свободное время проводящий за распитием алкогольных напитков.

  • Муму — маленький щенок, о котором заботился Герасим.

муму анализ произведения

История создания

Анализ произведения «Муму» стоит начинать с рассмотрения интересных фактов, касающихся истории создания рассказа. Впервые произведение Ивана Сергеевича было опубликовано в марте 1852 года, и оно с первых дней приобрело огромную популярность, объединив вокруг себя массу противоречивых чувств и эмоций. Кто-то оценил бесстрашие русского творца, кто-то, напротив, рассмотрел в изложенном тексте провокационные нотки. Впоследствии, рассказ убрали с печати из-за цензуры, и лишь спустя два года писатель смог добиться того, чтобы его творение вышло в мир.

Значимым звеном произведения стоит считать образ барыни, который был списан с характерных признаков и биографических сводок матери автора, Варвары Петровны. Она также была жестокой, безжалостной и непоколебимой женщиной, которая не считалась с трагичными судьбами своих поданных. Тургенев не раз наблюдал за ее решениями, понимая безрассудность и свирепость поступков.

Тема и проблематика

Тематика рассказа разнообразна:

  • Любовь в жизни человека — по мнению автора рассказа, такое светлое и яркое чувство как любовь имеет значимый вес в жизни каждого человека. Именно по этой причине Герасим стремился познать смысл дражайших ощущений.

  • Взаимоотношения человека и беззащитного животного — отношение человека к животному демонстрирует его истинность характера: Герасим с трепетом и теплотой относился к Муму, что заставило читателей сочувствовать горю и безрадостности главного героя; барыня на протяжении всего рассказа демонстрировала жестокость и заимела лишь неуважение к собственной персоне.

  • Судьба «маленького человека» — главный герой рассказа считается простым крестьянином, который не имеет власти над настоящим и будущим. Такова судьба любого человека, принадлежащего к низшему социальному слою в период дворянской России.

  • Одиночество как признак отчаяния — Герасим понимал, насколько ужасен его поступок по отношению к Муму, и он самолично обрек себя на затворнический образ жизни.

тургенев муму анализ

Проблематика позволяет читателю проникнуться атмосферой повседневной жизни «маленького человека», которая лишена свободы и радости:

  • Расцвет крепостного права в расцвет Российской империи — Тургенев мастерски изобразил столь яркую проблему через эгоистичность, властолюбие и жестокость барыни.

  • Наличие бесправия — крестьяне в произведении не имеют свободы выбора. Их можно назвать куклами в руках корыстной и безжалостной женщины, принадлежащей к высшему социальному сословию.

Композиция рассказа

Следующий этап анализа «Муму» Тургенева — композиция рассказа, которая в действительности не отличается особой оригинальностью, но остается трогательной и драматичной. Вначале автор повествует о переезде Герасима в Москву и начале работы в доме барыни. Завязкой произведения выступает развитие взаимоотношений главного героя с нежной и трепетной девушкой Татьяной, а завершающим звеном считаются следующие взаимосвязанные части:

  • разлука Герасима с возлюбленной;

  • убийство Муму, которое заставляет Герасима опустить руки и покинуть стены дома барыни ради внутренней свободы и поисков возможного счастья.

Жанровые особенности

Произведению Ивана Сергеевича присущи характерные черты рассказа, а именно: «Муму» изображает один конкретный эпизод из жизни главного героя, демонстрирует кратковременность событий, обладает небольшим количеством действующих лиц и отличается динамичностью сюжета, раскрывая реализм сопутствующих описываемых ситуаций.

  • Смысл рассказа над пропастью во ржи
  • Смысл рассказа медный всадник
  • Смысл рассказа мастер и маргарита
  • Смысл рассказа мальчики чехова 4 класс
  • Смысл рассказа крыжовник чехов