Смысл рассказа медный всадник

Александр сергеевич пушкин создал свою поэму медный всадник менее, чем за месяц. находясь в 1833 году в болдино, поэт много

Александр Сергеевич Пушкин создал свою поэму Медный всадник менее, чем за месяц. Находясь в 1833 году в Болдино, поэт много размышлял об исторических фактах, касающихся российского государства. В частности, о временах правления Петра I – фигуры крайне неоднозначной. Одни считали его великим правителем, полностью поддерживая проводимую им государственную политику. Другие видели в нем исчадие ада, построившее империю на горе и крови. Итогом проработки Пушкиным исторических фактов и мнений о Петре становится поэма Медный всадник, смысл которой в переплетении истории одного человека и целого государства.

Этот период в творчестве Пушкина, называемый Болдинской осенью, подарил также несколько великих произведений: «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии».

Краткое содержание поэмы Медный всадник

Начало произведения освещает исторический момент – закладывание города, который будет в последующем окном в Европу, Петром Великим. Следующая часть поэмы описывает события, произошедшие через 100 лет в пышном, горделивом творении Петра – в городе Петербурге.

Мечты и чаяния маленького человека

Поздним ноябрьским вечером в свое непрезентабельное жилье в одном из самых бедных районов города возвращается Евгений, мелкий чиновник, принадлежащий некогда знатному роду. Он ложится в постель, но мысли не дают ему уснуть. Он думает о том, что вода в Неве все прибывает, что с реки сняты мосты. Вследствие чего он два-три дня не сможет увидеться со своей возлюбленной – Парашей, живущей на окраине Петербурга на другом берегу Невы.

Тревожные мысли сменяются счастливыми мыслями о возможной дальнейшей жизни с любимой. Он хочет жить с ней скромно и праведно, мечтает о детях. Поглощенный этими сладкими мечтаниями, Евгений засыпает.

Разгул стихии

Наступивший следующий день приносит новости о страшном несчастье. Нева, выйдя из берегов, затопила город. Перед «Божьей стихией» жители Петербурга оказались беспомощными.

На мраморном льве – статуе, украшающей Петрову площадь, сидит онемевший Евгений и смотрит на другой берег Невы. Именно там, у самой кромки воды, живут в маленьком домике Параша и ее мать. Удрученный мрачными тревожными мыслями о судьбе возлюбленной, герой не замечает разгула стихии вокруг него:

  • ветер срывает с него шляпу;
  • дождь заливает его лицо;
  • вода, непрерывно поднимающаяся и достигающая его подошв.

Перед ним, возвышаясь над природным бедствием, невозмутимо стоит Медный всадник.

На заметку! Памятник Медный всадник, смысл которого объяснял сам скульптор Фальконе, установлен на берегу Невы. Петр изображен в динамическом состоянии, одет в простую, практически безликую одежду, которая могла быть у героя любой национальности. Вместо седла – медвежья шкура – символ цивилизации, несомой царем. Скала под памятником – символ трудностей, которые преодолел Петр. А змея под копытами – символ врагов – имеет еще и практическую функцию: обеспечивает устойчивость монумента.

Печальный итог

Наконец, воды Невы успокаиваются, река входи в свои берега. Евгений, с замирающим сердцем, бросается к воде. С помощью лодочника переправляется на другой берег. Взгляду его предстает удручающая картина:

  • знакомые ему места стали чужими и неузнаваемыми;
  • разрушенные стихией дома;
  • лежащие вокруг мертвые тела.

Увиденное им напоминает ему поле битвы.

Не обнаружив на прежнем месте знакомого домика своей возлюбленной, Евгений начинает дико хохотать. Не справившись с нахлынувшими на него отчаянием и горем, герой лишается рассудка.

И даже когда город приведен в порядок, а все следы недавних разрушений убраны, Евгений не может прийти в себя после перенесенного потрясения. Он неприкаянно слоняется по городу, полный тяжелых размышлений. Спит на пристани, питается тем, что ему подадут, не замечая, как дети бросают в него камни, а кучера огревают плетями.

Не грози царю

Однажды осенью весь сковавший его однажды ужас снова встает перед ним. Евгений оказывается возле мраморных львов, окружающий величественного всадника на бронзовом коне.

Он сразу же узнает того, кто основал этот город «под самым морем». Евгений находит виновного во всех своих бедах. Охваченный волнением и гневом, он грозит Петру: «Ужо тебе!…»

В этот момент Евгений кажется, что лицо царя поворачивается к нему, а глаза вспыхивают гневом. Герой бросается наутек. Но куда-бы он ни бежал, куда бы ни поворачивал, везде слышался ему топот тяжелых конских копыт Медного всадника.

На заметку! Один из главных героев поэмы, даже являясь плодом воспаленной фантазии безумного Евгения, несет в себе смысл названия поэмы – Медный всадник. Автор намеренно заменяет бронзу, из которой отлит реальный монумент, на медь – тяжелый красный металл – символ борьбы и крови.

С тех пор, когда Евгений случайно проходил мимо памятника Петру, он снимал картуз и смущенно прижимал руку к сердцу, «смиряя муку».

Вскоре оказывается, что маленький домик Параши не сгинул окончательно в пучине. Волнами его перенесло на маленький пустынный островок у взморья. Именно там и нашли тело несчастного Евгения, именно там и похоронили «безумца».

Поэма Медный всадник: смысл произведения

В своей поэме Пушкин поднимает немаловажную проблему: историческую и философскую. Как великие преобразования страны могут затронуть жизнь одного отдельно взятого человека? Так ли важны переживания и чувства простых людей на фоне государственных свершений? В трагической взаимосвязи противоречий между государством и гражданином заключается смысл поэмы Медный всадник.

Построивший город на окраине государства, на самом взморье, Петр, желая прорубить окно в Европу, не задумывался о судьбах людей, которые будут жить в нем. Поэтому именно его обвиняет мелкий чиновник Евгений в своих бедах. Герой считает Петра виновным в том, что он потерял свою любовь, уничтожил его мечты и надежды.

Но не так-то просто добиться справедливости у самодержца. Любое сопротивление, или даже намек на свободомыслие, обречены на грозное подавление, иногда сопровождающееся тяжелым топотом копыт по мостовой. Простому человеку ничего не остается, как смущенно срывать с головы картуз и каяться.

Смерть героя в конце поэмы также символична. Его кончина говорит о такой же скорой гибели некоторых дел и начинаний Петра Великого – эпохи реформ.

Смысл эпилога поэмы Медный всадник

Эпилог в любом произведении – послесловие, заключительная часть, которая часто рассказывает о последующей судьбе главных героев. В поэме Медный всадник смысл имеет говорить не об эпилоге, а об его отсутствии. Ведь никакого заключения, примиряющего с трагедией Евгения, автор не дает.

Пушкин исключает возможность вернуть все внимание читателя к теме Петра I и его великого творенья – Петербурга.

Таким образом, остается неразрешимым одно из самых острых противоречий в ходе исторического развития государства: противоречие между великими делами правителей и потребностями одного маленького человека, между благом для государства и счастьем отдельного гражданина. Противоречие, возникновение которого неизбежно до тех пор, пока будет существовать классовое общество.

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Поэма «Медный всадник» завершает в творениях А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих поли, И вдаль глядел. Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен…». Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны: …Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась: …юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво… Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». Однако отношение поэта к Петру было противоречивым. Если в «Стансах» Пушкин видит в деятельности царя образец государственного служения Отечеству, то позднее, в «Заметках по русской истории XVIII века», он указывает на жестокость этого монарха и па самодержавный характер власти в его царствование. Это противоречие будет тревожить Пушкина во время его работы пал поэмой «Медный всадник». Петр-самодержец представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто славит дело Петра уже слышна интонация тревоги: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все а своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный»: он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь: И станем жить и так до гроба, Рука с рукой дойдем мы оба… В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества». В мире бушующих стихий идиллия невозможна. Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»? «Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, достигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана». Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности.
«Медный всадник» это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «Петербургская повесть»).

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Смысл рассказа мастер и маргарита
  • Смысл рассказа мальчики чехова 4 класс
  • Смысл рассказа крыжовник чехов
  • Смысл рассказа и проблематика рассказа бунина легкое дыхание
  • Смысл рассказа капитанская дочка кратко