Произведения Носова знакомы многим читателям с детства. В небольших рассказах писатель заключает важные для человечества мысли, осознание которых сделало бы мир лучше. Творчество Носова отличается особой эмоциональностью и обилием красочных описаний, что привлекает внимание как взрослых, так и детей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с кратким пересказом основных событий рассказа «Кукла». Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.
Краткий пересказ
(319 слов) Рассказ «Кукла» начинается с рассуждений о прошлом. Герой описывает одну необычную реку, имеющую крутой поворот, из-за которого мусор на поверхности воды плавает по кругу.
Рассказчик упоминает перевозчика Акимыча — заядлого рыбака, которому он предложил свои крючки, но те не подошли старику. С тех пор рассказчик несколько лет не посещал Липино.
Приехав вновь, герой застал сузившуюся реку, по краям затянутую чёрной тиной. Тот самый водоворот — Липина яма — тоже утратил своё природное могущество.
Затем рассказчик упоминает, что, как выяснилось, они с Акимычем воевали в одной армии, участвовали в одной и той же операции, брали одни и те же города. Герой описывает и травму, полученную Акимычем: его контузило так, что спустя годы после случившегося он не мог говорить, когда нервничал, его будто бы заклинивало, и лишь через несколько минут со вздохом он приходил в себя.
Рассказчик вспоминает, как прошлой осенью встретил Акимыча у новой школы. Ему показалось, что старик и вовсе не признал в нём знакомого, что его вновь заклинило. Герой упомянул и про сожжённый лесной шалаш Акимыча. Выяснилось, что рыболов теперь работает в школе.
Мужчины ушли от школьной ограды к речной луговине. Акимыч указал на кювет, и там рассказчик увидел изуродованную куклу: без глаз, с прожжёнными волосами и лицом, без одежды. Акимыч выглядел сокрушённым и пожаловался герою на поведение местных жителей. Он рассказал, что видел и других изувеченных кукол, и ему становилось от этого плохо. Акимыч предположил, что так на него повлияла война, где ему пришлось видеть тела мёртвых людей, которых и напоминали куклы. Раздосадованный старик недоумевал, как люди могут проходить мимо этих истязаний, не обращая никакого внимания. Акимыч изумлялся равнодушию учеников и учителей, которые видели истерзанных кукол. Ведь чему может научить человек, если он не видит ужаса происходящего, если душа его глуха?
Акимычу снова стало не по себе. Он пошёл к пустырю и там, вырыв яму лопатой и выстлав её дно сеном, положил куклу в могилу. Старик прикрыл куклу сеном и лишь затем завершил начатое. Акимыч подытожил: «Всего не закопать».
Отзыв
(300 слов) Моё впечатление от рассказа «Кукла» трудно передать словами. Это история не про куклу и впечатлительного человека. Это история про мужчину, пережившего войну и не понимающего равнодушия других.
Рассказ «Кукла» затрагивает проблемы, которые актуальны и сегодня: последствия войны, преемственность поколений, сострадание и отзывчивость людей. Автор учит нас быть человечными и благодарными. Носов в рассказе «Кукла» заставляет задуматься о последствиях человеческого безразличия: умирающая природа, истерзанные куклы возле школы — школы, в которой детей должны учить быть добрыми и милосердными. Мое мнение о совпадает с авторской позицией: необходимо беречь и охранять наследие Великой Победы и бороться за сохранение мира во всем мире, не допуская проявлений злобы, гнева, агрессии.
Неслучайно писатель ставит рядом войну и школу. Смерть, ужас, страх — всего этого не должно быть в жизни людей. За это боролись солдаты, за это миллионы отдали свою жизнь. Школа же — обитель знаний и света, который понесут дети в своё будущее. Но рядом со школой валяются изувеченные куклы с человеческим обликом, и никто не обращает на это внимание. Всё то, за что боролись наши предки, исчезает, когда дети видят взрослых, которые равнодушно проходят мимо ужасного явления. Рассказ «Кукла» учит человека быть более чутким, добрым и дальновидным. Нужно уметь замечать в жизни зачатки жестокости, чтобы вовремя ее потушить.
Мораль рассказа «Кукла» заключена в финальных словах Акимыча: «Всего не закопаешь». И это действительно так. Зло произрастает из малого: равнодушие, безразличие, отстранённость от проблем действительности — вот, что погубит людей. Бесчеловечное отношение к природе и вещам станут лишь одной из ступеней к разрушению нравственности как таковой. Носов призывает читателя увидеть негативные последствия этих явлений и удержать мир в равновесии, начав с изменений в себе. Такова главная мысль рассказа.
Несмотря на тяжёлые темы, затронутые писателем в рассказе, мне понравилось это произведение. Оно относится к тому редкому виду текстов, которые сильно воздействуют на читателя, не перегружая нравоучениями. Таково моё отношение к рассказу «Кукла».
Автор: Татьяна Булычева
Краткие содержания
для читательского дневника
Поделиться
(937 слов) Произведения Евгения Носова знают с детства большинство читателей. В коротких рассказах автор вмещает глубокий смысл, поднимает важные для людей проблемы и вопросы, понимание которых улучшило бы окружающий мир. В творениях писателя присутствует особенная эмоциональность и множество красочных, ярких описаний, и на это обращают внимание маленькие и взрослые читатели.
На сайте Литера Гуру можно прочитать краткое содержание рассказа Носова «Кукла», познакомиться с героями, а также вспомнить основные события произведения тем, кто уже с ним знаком. Краткий пересказ может служить отличным помощником в подготовке к занятиям по творчеству Носова или аргументацией к сочинению.
В начале рассказа «Кукла» герой-рассказчик размышляет, вспоминая прошлое. Он рассказывает о реке, особенностью которой было наличие необычного крутого поворота. Из-за него мусор на речной поверхности вода несет по кругу. Герой вспоминает об Акимыче, перевозчике, заядлом, опытном рыбаке. Когда-то рассказчик предлагал ему рыболовные крючки, но старик от них отказался, они ему не подходили. После этого герой не был в Липино несколько лет. Вновь посетив Липино, он увидел обмелевшую, заросшую по краям темной тиной. И необычный водоворот, называвшийся «Липиной ямой» тоже претерпел изменения и утратил свою могучесть.
Потом герой-рассказчик вспоминает свое фронтовое прошлое, и читатели узнают, что Акимыч, как и он, бывший фронтовик, что мужчины сражались в одной армии, принимали участие в одних и тех же операциях, освобождали одни и те же населенные пункты. Рассказчик также говорит и о травме, которую получил Акимыч: после сильной контузии он даже спустя большой промежуток времени не мог произносить слова, когда сильно нервничал или возбуждался. На некоторое время его словно заклинивало, а потом мужчина, вздыхая, приходил в себя.
Затем герой вспомнил, что осенью видел своего старого знакомого возле новой школы. Рассказчик решил, что пожилого человека снова заклинило, тот совсем его не узнал. Также рассказчик упоминает и о лесном шалаше рыбака, который был сожжен. Затем рассказчик узнает, что теперь бывший фронтовик трудится при школе.
Встретившись с Акимычем, герой пошел с ним к приречному лугу. По дороге рыболов указывает на кювет, где лежала изуродованная, растерзанная кукла. У нее не было глаз, были прожжены волосы и лицо. На игрушке отсутствовала и одежда. Вид изувеченной куклы очень поразил и сокрушил Акимыча. Он жалуется старому знакомому на поступки и нравы местного населения. Акимыч также говорит, что и другие искалеченные куклы, которых он видел, производили на него отрицательное впечатление: от их вида пожилому человеку становилось плохо. Он предполагает, что причиной такого его состояния является его фронтовая жизнь, страшная война.
Куклы напоминают ему трупы погибших людей. Увиденная кукла вызывает у старика приступ сильной досады и недоумения, почему люди, проходя мимо такого надругательства, не обращают на это своего внимания. Акимыч крайне удивлен равнодушием детей и взрослых, учителей, которые спокойно, как ни в чем не бывало, идут мимо. Он искренне не понимал, чему хорошему могут научить люди, не видящие ничего негативного и ужасного в том, что происходит?
Акимыч не выдерживает. Он берет лопату, идет на пустырь, где вырывает яму, своеобразную могилу, укладывает на дно сено, потом на него опускает куклу. Потом он прикрывает сеном куклу и закапывает ее. Старик подытоживает, что всего не закопать.
Отзыв
Рассказ Евгения Носова «Кукла» произвел на меня сильное впечатление. В таком небольшом объеме писатель вместил столько поучительного смысла, затронул много различных актуальных общественных проблем. Это и военные последствия, и экологические проблемы, и преемственность поколений, и равнодушие и безразличие людей, бездушность общества, несовершенность воспитания подрастающего поколения.
Писатель учит читателей быть гуманными и заботливыми по отношению ко всему: к природе, к людям, к вещам, и к игрушкам тоже. Носов своим произведением заставляет людей задуматься об их отношении к окружающей среде, о том, к чему привели последствия их безразличия и вредительства. Как результат – умирающая, покинутая природа, изуродованные куклы около новой школы, где ученики должны учиться доброте и милосердию. Заброшенная, обмелевшая, заросшая тиной речка тоже указывает на людское безразличие: ее никто не чистит, не облагораживает.
А у школы, которая является оплотом образования и воспитания подрастающего поколения валяются искалеченные игрушки, так напоминающие людей, и ни учителя, ни школьники не обращают на такое кощунство внимания. Моя точка зрения совпадает с мнением Акимыча и автора: мы должны бережно относиться к наследию Победы, охранять его, стремиться к сохранению мира на планете, не проявлять, агрессию, гнев, злость. Также мы должны беречь и ценить природные ресурсы: не загрязнять леса, водоемы, атмосферу, рационально использовать полезные ископаемые. В рассказе же мы наблюдаем запустение природы и человеческое равнодушие и бездействие.
Носов неслучайно противопоставляет школу войне. Ведь смерть, увечья, ужас люди видят на войне, но в мирной жизни этого не должно быть. Потому что за это полегли миллионы солдат, чтобы положить конец страшным событиям. Школа же должна нести в жизнь людей знания и свет, ведь это их должны взять юные граждане в свою будущую жизнь. А тут возле школы лежат растерзанные куклы, так похожие на людей, и никого такая картина не ужасает, не сокрушает, не настораживает. Произведение «Кукла» учит читателей быть добрыми, сострадательными, наблюдательными, способными заметить в жизни еще в зародыше зачатки вероломства, жестокости, насилия, чтобы их вовремя искоренить.
В финале рассказа, во фразе Акимыча, заключены мораль и основная мысль всего произведения: «Всего не закопаешь». В мире слишком много зла и разных пороков, а виной всему людское равнодушие. Ведь все исходит из малого и, разрастаясь, в большом количестве распространяется по всему миру. Люди безразличны ко всему тому, что не касается лично их, отстраняются от житейских проблем и проблем окружающего мира, и это губит их. Грубое, потребительское отношение к природе, к предметам, вещам приводят к потере нравственности, духовному обнищанию.
Автор хочет, чтобы читатель был внимателен к таким явлениям, понимал отрицательные последствия всех таких проявлений, стремился бы к равновесию в мире, старался бы сам измениться в лучшую сторону. В рассказе затронуты сложные нравственные темы, но автор не перегружает его нравоучениями. Мне нравится это произведение, оно оказывает сильное влиятельное воздействие на читателя, заставляет задуматься в жизни о многом. Мое отношение к нему положительное.
Организация,
мотивировка учащихся на освоение нового
материала с учетом изученного ранее
- Актуализация.
Какой проблемный вопрос звучал на последних уроках
литературы?
(мы
говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)
Какие ассоциации
возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»? Для ответа на вопрос, составьте,
пожалуйста, кластер.
(человеческий
образ)
Давайте узнаем, как
раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.
По-японски КУКЛА —
НИНГЁ, то есть «образ человека».
Итак, тема нашего
урока: Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла»
-Что такое рассказ?
(рассказ- это небольшое
эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни
человека).
-Герой рассказа кто?
-Первоначально Носов
назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?
(Брошенная, истерзанная
кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о
человеке, его достоинствах и недостатках).
-Сегодня на уроке мы продолжим
размышлять о человеке, его достоинствах и недостатках; научимся
соизмерять прочитанное с миром собственной души.)
Эпиграфом к уроку
послужат слова Евгения Ивановича Носова:
«Моей
неизменной темой по-прежнему остается
жизнь простого деревенского
человека,
его нравственные истоки, отношение к земле,
природе
и ко всему современному бытию»
Цель
Постановка учебной задачи и открытие новых
знаний
- Осмысление новой
информации.
С чего начинается
рассказ?
(с описания природы)
— Почему автор
начинает рассказ с описания природы?
(Потому что он любит
родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
Зачитайте фрагмент
пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос: о чем повествует автор, какие
использует краски и художественно-выразительные средства?
Работать будете в
группах. На выполнение задания – 5 минут.
Попросить
зачитать отрывки.
«В природе было еще солнечно, тепло и
даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают
последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника
черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до
беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась
речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями
тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи
придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу
сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и
хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на
спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу,
иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих
вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали
ощущение праздничности и радости бытия».
( пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности
и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство
тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий
на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об
осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в
природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают
радостную картину, «оживляют»пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В
приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов,
звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает
через них гармонию в природе.)
«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником
и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало
приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь
литые, забронзовелые язи… Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и
пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав,прет черная донная
тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей… Там, где
когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк,
похожий на большую околевшую рыбину».
( вторая зарисовка является полной противоположностью
первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до
беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые
пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом
отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками
стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер
грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую
рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему
взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в
бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических
удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина,
раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».)
Что и чему противопоставлено в этих отрывках?
Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено
жестокости, бессердечию людей.
Кто виноват в трагическом
состоянии природы?
(люди)
Почему люди? Какие они?
(Люди стали жестокими и
бессердечными).
О какой еще жестокости
повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)
(об издевательстве)
Работа со словарем
Ожегова.
l
Глумиться-издеваться
l
Святотатство-
поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого
l
Варварство-грубость,
дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям
l
Кощунство –оскорбительное
отношение к чему-нибудь
( из
«Словаря русского языка»
С.И.Ожегова)
Зачитайте описание куклы.
В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув
руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной
улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове
были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра,
прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие
трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось,
тоже было истыкано сигаретой.
С кем при описании сравнивает
Носов куклу?
(Носов
описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком
(«миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых
по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).
— Какое
чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)
— А вам
доводилось видеть такую картину в жизни? Как вы относитесь к этому?
Кого из героев волнует
эта трагедия? (Акимыча)
Кто такой Акимыч, и что
связывает автора с ним?
(«Мы с Акимычем,
оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило
Акимыча бескровно…»).
Для самого Е.И. Носова,
как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди,
священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.
Акимыч
воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.
Как это
объясняет Акимыч? Зачитайте.
(ведь
кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом
сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную
сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)
Из
рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто?
А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего… Проходят
парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут
малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к
такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников!
Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже
мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь,
какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,
Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его
окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и
застыло что-то невысказанное.
Что может вынести детство из этих картин жизни?
(равнодушие и безразличие)
-Что
намерен сделать Акимыч с куклой?
(похоронить)
Читает
учитель.
Он
сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной
ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся
копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом
кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую
могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же
молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им
днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после
этого снова взялся за лопату.
И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и
проговорил с болью:
— Всего не закопать…
— Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для
человека? Не кажется ли вам странным его поведение?
— Как вы понимаете слова
Акимыча: «Всего не закопать»?
(Зла
много, в одиночку с ним не справиться)
Так кто же должен бороться со злом?
(все
люди)
Как называют человека,
который не хочет замечать зло?
(равнодушный)
К чему может привести
равнодушие?
(к проявлению зла,
жестокости и даже к преступлению)
Краткое содержание Е. Носов «Кукла»
Евгений Носов – представитель так называемой «деревенской прозы» в русской литературе. Ему удавалось с удивительной точностью и пронзительностью описывать героев даже в небольших произведениях. Краткий рассказ Носова «Кукла» был написан в 1959 году, и впоследствии стал широко известен. Небольшое произведение заставляет задуматься о жестокости человека и быстротечности времени. Оно учит бережно относиться к жизни и никогда не предавать свои моральные ценности.
Персонажи рассказа
В небольшом произведении всего 2 действующих лица – автор и рассказчик, он же Евгений Носов, и перевозчик Акимыч. Автор выступает лишь наблюдателем, главным героем является старик, глубоко переживающий чужую жестокость и равнодушие.
Очень краткий пересказ
Покалеченный на войне старик-ветеран находит на обочине дороги изуродованную, поломанную, обожжённую окурками куклу. Он с грустью поражается, насколько очерствели люди, ведь кукла, хотя и неодушевленная, выглядит совсем как человек. Автор следует за стариком, который берет лопату и хоронит игрушку, печально отмечая, что «всего не закопать». Даже краткое содержание рассказа Носова «Кукла» помогает прочувствовать отношение автора и боль старика.
Краткое содержание
Перед началом повествования автор замечает, что редко бывает в тех местах и они теперь сильно изменились, обветшали и заросли.
Раньше же он часто ездил в Липино, которое находится всего в 25 верстах от его дома, и особенно любил ходить там на реку. На ней, там, где течение делает поворот у древнего кургана, раньше была огромная яма и омут такой глубокий и стремительный, что даже гуси боялись там плавать.
Рыбачить туда ходил только перевозчик Акимыч, который жил у реки в небольшом тростниковом шалаше. Однажды автор захотел помочь ему и отдал лучшие крючки, купленные скорее в качестве сувениров, нежели реальных снастей. Акимыч только посмеялся и попросил спрятать подальше.
А потом наступил долгий перерыв в поездках рассказчика в Липино — лишь спустя несколько лет он снова посетил родные места. Увидев реку, совсем ее не узнал: русло обмельчало и заросло, повсюду появилась тина и мели. А тот самый омут, который в поселке называли Липиной Ямой, исчез, словно его и не было. На его месте образовалась мель, где сидел и невозмутимо чистил перья большой гусь.
Акимыч на этот счет только горестно отмахнулся и сказал, что рыбалки на реке теперь никакой, сплошное разочарование. И вскоре сам он перестал туда ходить.
Часто автор проводил время на берегу вместе со старым перевозчиком и в беседах выяснилось, что он, оказывается, воевал в той же армии, принимал участие в тех же операциях и даже войну окончил в тот же месяц, что и автор рассказа, только в другом госпитале.
Акимыч после войны сильно изменился из-за ранения и контузии, так что спустя многие годы, когда сильные эмоции охватывали его, старик терял способность ясно выражать свои мысли — губы вытягивались в трубочку, а глаза выпячивались.
Однажды, в конце октября, автор приехал в Липино и не нашел тростникового шалаша — только его обгорелые останки. Но тут же увидел Акимыча, шагающего со стороны школы с большой лопатой. На приветствие рассказчика перевозчик не ответил, лицо его в очередной раз перекосило от нервного возбуждения. По его виду было понятно, что говорить старик Акимыч уже не мог.
Старик Акимыч
Жестами он объяснил, что живет теперь в новой школе, присматривает за ней и за садом, но куда теперь с лопатой идет так и не ответил. Автор последовал за ним. Молча прошли они луг и школу и остановились только у угла ограды. Здесь к Акимычу понемногу стала возвращаться речь, и он указал автору на обочину дороги, которая пролегала прям рядом со школьной оградой. Там валялась большая миловидная кукла, но выглядела он ужасающе.
Кто-то поиздевался над игрушкой, сжег часть волос, выдавил глаза и все тело прожег сигаретным окурком. Ее голубая одежка была изваляна в грязи и порвана. Рассказчик заметил, что именно это так расстроило старика. Тот стал сокрушаться, что люди теперь стали совсем равнодушными и настолько привыкли к злу, что совсем его вокруг не замечают.
Акимыч заметил, что так влиять на него подобные вещи стали после войны и ее ужасов. Там он насмотрелся на жестокость. Куклы, по его словам, хоть и не живые, но выглядят совсем как люди, некоторых и вовсе трудно от ребенка отличить.
Неправильно это, возбужденно рассуждал старик, что дети кругом бегают и на такое святотатство смотрят, учителя мимо проходят и внимания не обращают. Это делает их душу глухой и слепой, не дает видеть и понимать красоту.
Изуродованная кукла
От волнения его снова «заклинило». Старик взял лопату и стал молча копать яму для куклы, но могила получилась, что ни на есть настоящей, как для человека. Он выложил дно соломой, уложил туда куклу, пригладил волосы и поправил одежду, сверху присыпав кукольное тело соломой. Только после этого он закопал яму.
Когда речь на мгновение вернулась к Акимычу, он с болью в голосе произнес: «Всего не закопать…»
Основная идея произведения
Зло нельзя делить на большое и малое. Жестокость к любому, даже неодушевленному объекту делает человека равнодушным настолько, что он способен причинить боль и страдания животным и людям. Демонстрируя издевательства, нельзя научить детей добру. Родители должны с детства прививать чувство прекрасного и учить детей любить и уважать все живое.
В рассказе также затронута тема войны – как ужасного преступления над человечеством, не имеющим никакого смысла, кроме боли и увечий. Побывавшие на полях сражений люди, как правило, ни за что на свете не захотят возвращаться туда, и мы должны верить их опыту и перестать уничтожать друг друга.
Кукла
Микропересказ : У старика сжималось сердце при виде выброшенных сломанных кукол без рук и ног: за годы войны он «нагляделся человечины». Найдя куклу, над которой жестоко надругались, он хоронит её как человека.
Иваныч любил рыбачить и часто ездил туда, где быстрая и чистая река делала крутой поворот.
Иваныч — рассказчик (в персонаже угадывается сам Носов), мужчина средних лет, воевал, любит природу и рыбалку
На этом месте возник водоворот, а под ним — глубочайшая яма, на дне которой жил «матёрый хозяин-сом». Поймать его мечтал старик Акимыч.
Акимыч — старый перевозчик, заядлый рыболов, воевал, был контужен
Иваныч несколько лет не ездил к реке, а когда наведался, не узнал любимое место рыбалки. Загрязнённая удобрениями река обмелела, заросла травой, рыба в ней вымерла.
Иваныч и Акимыч воевали в одной армии, освобождали белорусские и польские города. Ранены были в один месяц, но попали в разные госпитали. Акимыча сильно контузило. Даже много лет спустя от сильного волнения он внезапно терял дар речи, язык его на некоторое время намертво заклинивало.
Приятели несколько лет не виделись, а когда вдруг встретились возле новой школы — Акимыч куда-то торопился с лопатой на плече.
Бледный Акимыч словно не признал старого знакомого. Видно, что-то сильно вывело его из себя и «заклинило». Знаками Акимыч объяснил Иванычу, что теперь работает сторожем и садовником при школе.
Затем приятели пошли вдоль школьной ограды. Было начало октября, из-за ограды пахло яблоками и доносились голоса играющих в волейбол ребят. Это «создавало ощущение праздничности и радости бытия».
За углом ограды, в грязном кювете лежала большая кукла с ещё миловидным лицом и улыбкой на губах. Её светлые волосы были местами сожжены, глаза выдавлены, вместо носа — дыра, прожжённая сигаретой. С куклы сорвали платье, спустили трусики, и место, которое они прикрывали, тоже истыкали сигаретой.
К Акимычу вернулся дар речи, и он сказал, что это далеко не первая изувеченная и выброшенная кукла, которую он заметил. У Акимыча от такого сжималось сердце, он считал, что это у него с войны, где он «на всю жизнь нагляделся человечины».
Старика возмущало, что мимо таких кукол проходят влюблённые, пробегают дети, провозят малышей в колясках, и ни у кого сердце не дрогнет, даже у учителей. Какой красоте и добру может научить учитель, если у него душа глуха и слепа!
Высказавшись, Акимыч побледнел — его опять «заклинило». Старик молча вырыл глубокую, по пояс, могилку, выстлал дно свежим сеном, поправил на кукле трусики, бережно уложил её в яму и прикрыл остатками сена.
Снова взявшись за лопату, Акимыч вдруг шумно вздохнул и с болью сказал: «Всего не закопать…»
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Носов Е.И. «Кукла» Читательский дневник, краткое содержание
Тема произведения: Отношение к вещам. Безучастие человека.
Число страниц: 12
Главные герои и их характеристики:
- Иваныч – рассказчик, добродушный, внимательный человек
- Акимыч – добрый, отзывчивый, бережливый, милосердный, рассудительный. Работает то перевозчиком, то сторожем. Имеет доброе сердце. Прошёл через ужасы войны, из-за этого стал по-другому смотреть на мир.
О чем произведение:
Рассказчик приезжает в то место, где долго не был. Там он встречает Акимыча, своего старого друга. Герой работает сторожем в школе. Акимыч показывает повествователю испоганенную куклу и грустит из-за отнюдь не бережного отношения людей к вещам. Он копает яму для куклы, а затем её хоронит.
Сюжет — краткое содержание:
Повествователь приезжает «под Липино» и видит реку, которая очень изменилась с момента его последнего приезда. Рассказчик встречает Акимыча, своего военного друга, которого контузило на боевых действиях. Он работает сторожем в школе. Друзья рады встрече, ведь они долго не виделись. Прошлись около школьной ограды. Через некоторое время Акимыч показал потрёпанную куклу, изуродованную и выброшенную. Герой недоволен теми людьми, которые это сделали, и теми, кто не обращает на это внимания, проходит мимо. Старик считает, что к любой вещи нужно относиться бережно. Акимыч копает яму и «хоронит» куклу с большой грустью.
Понравившийся эпизод:
Больше всего мне понравился эпизод, где Акимыч размышляет о том, что к любой вещи нужно относиться бережно. Он говорит, что кукла–это подобие человека, над ней нельзя издеваться, потому что потом вся злость переходит не только на вещи, но и на людей. Человек становится беспощадным и безжалостным.
План произведения для пересказа:
- Природа, описание реки и окрестностей.
- Рыбалка с Акимычем
- Кто же такой Акимыч?
- Воспоминания о войне
- Встреча со старым другом спустя время
- Найденная кукла, изуродованная людьми, и размышления о ней
Главная мысль:
Некоторые люди не понимают, насколько важно ценить то, что имеешь, относиться с уважением к людям, не ломать вещи, любить мир, также как Акимыч.
Чему учит эта книга:
Осторожно обращаться с куклами, вещами, не загрязнять окружающую среду, быть честным и добродушным.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Это очень грустное произведение. Автор затронул очень важные темы, над которыми я поразмышляла. Я согласна с Акимычем, который считает, что важно заботиться об окружающем мире, не издеваться над вещами и куклами, не быть бессердечным и жестоким человеком.
Новые слова и выражения:
О́мут – народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки.
Сижа – место для рыбалки.
Глумиться – издеваться.
Святотатство – оскорбление чего-либо святого.
Пословицы к произведению:
Мир не без добрых людей.
Жизнь дана на добрые дела.
Есть кое-что похуже презрения — это безразличие.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
7 КЛАСС
Тема:
Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла».
Цель: кратко познакомить с основными фактами биографии и
творчеством Е.И.Носова; показать значение нравственных проблем, поднятых в
рассказе «Кукла»; совершенствовать навыки анализа произведения.
Задачи:
Образовательные:
—
раскрыть идейно-художественные особенности рассказа;
—
показать, какие проблемы поднимает Е.И.Носов в рассказе;
— научить
устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями,
описываемыми в рассказе.
Развивающие:
—
развивать умение самостоятельно делать выводы, подбирать для аргументации
материал;
—
совершенствовать навык выразительного чтения.
Воспитательные:
—
воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма,
равнодушия;
—
формировать понимание поступков, мотивов поведения людей.
Планируемые
результаты: знание основных фактов
биографии Е.И. Носова, особенностей его творчества, содержания рассказа «Кукла;
понимание идеи произведения; владение элементами анализа текста; умения
характеризовать героев, отмечать особенности речи в рассказе.
Оборудование:
портрет Е.И.Носова, мультимедиапроектор, «Словарь русского языка»
С.И.Ожегова, презентации, иллюстрации.
«…Он
освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе
деревни, о социальной несправедливости… о том, как жить и что делать…»
(И. Баскевич.)
Ход урока
1.
Оргмомент.
2.
Целеполагание.
Сегодня
у нас очень важный урок. Нам необходимо повнимательнее присмотреться к тому,
что находится рядом с нами с самого детства. Мир, в котором мы живём, огромен.
Мы сталкиваемся с добром и злом, хамством и цинизмом, предательством, любовью и
ненавистью.
Как не
потеряться в этом мире? Как остаться нравственно чистым душой человеком?
— Какова тема урока?
— На какие
важные вопросы мы должны ответить? («… как жить и что делать», обсудить
нравственные проблемы, поднятые Е.И.Носовым в рассказе «Кукла», постараться
понять поступки людей и мотивы их поведения).
Выразительное чтение учеником автобиографического
рассказа Е.И.Носова.
(Одновременно идет презентация творчества писателя)
Беседа.
— Рядом с каким городом находилось село, в котором
родился писатель?
— Какие события происходили в городе во время
Великой Отечественной войны?
_ А чем еще знаменит Курск с давних времен?
— Сколько примерно было лет, когда он стал
противотанковым артиллеристом?
— Где и кем работал писатель после окончания школы?
— Какова главная тема творчества Е.Носова?
3.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Кукла и
человек в рассказе Носова «Кукла»)
— С
чего начинается рассказ? (с описания природы)
— Почему
автор начинает рассказ с описания природы? (Потому что он любит
родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
Зачитайте
фрагмент пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос: о чем повествует автор,
какие использует краски и художественно-выразительные средства?
Попросить
зачитать отрывки.
«В
природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале
погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по
запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок
и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась
речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника,
гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг
был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую
рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и
хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на
спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда
сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти
молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение
праздничности и радости бытия».
( пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и
радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла,
комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на
рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени,
но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе.
Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную
картину, «оживляют»пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном
отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков,
состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через
них гармонию в природе.)
«Поехал
и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и
жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало
приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь
литые, забронзовелые язи… Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и
пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав,прет черная донная тина,
раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей… Там, где
когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк,
похожий на большую околевшую рыбину».
( вторая зарисовка является полной противоположностью
первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и
открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло
сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства
выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой
и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом
выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую
рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему
взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в
бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических
удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина,
раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».)
—
Что и чему противопоставлено в этих отрывках?
Вывод.
Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию
людей.
—
Кто виноват в трагическом состоянии природы? (люди)
—
Почему люди? Какие они? (Люди стали жестокими и бессердечными).
Для
самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся
рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.
5.
Лексическая работа.
Какие
ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»?
Кукла… Какой смысл несёт в себе это слово? Давайте
обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Кукла,
ы. род.мн.ч. кукол, ж. Детская
игрушка в виде фигурки человека, а также фигура человека или животного в
специальных театральных представлениях.
— Итак,
вы обратили внимание на фразу «детская игрушка в виде фигурки человека»? Значит сегодня мы будем говорить не просто о кукле
– игрушке, а о кукле-фигуре человека.
— Что
вы ещё можете сказать о кукле? (Нет
души, красота только внешняя. А человек – разумное существо, он может быть
добрым и злым, совершать различные поступки и т.п.
— Я,
думаю, не ошибусь, если скажу, что мы все считаем кукол детскими игрушками. Но даже в древние времена к кукле относились
по-иному. Существовало поверье, что если у куклы есть лицо, то она схожа с
человеком, а это означает, что есть и душа. Их использовали в различных
языческих обрядах, они были оберегами.
— Душа…
Что это? Это внутренний, психический мир человека, его сознание.
—
Приведите примеры выражений со словом душа. ( В доме ни души; живой души нет;
душа болит,радуется; в чём только душа держится; жить душа в душу; вложить
душу; души не чаять и т.п.)
Человек
рождается безгрешным. Однако став взрослым, он научится зависти, жестокости.
Как сохранить эту чистую душу? Как не превратиться в циничного человека? И,
наконец, как остаться просто человеком? Эти вопросы должны волновать каждого из
нас.
Люди
противопоставлены куклам по нравственным ценностям: уважение, сострадание,
милосердие – бессердечию, душевной глухоте, чёрствости. Крик о помощи,
сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их
окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит нам обсудить.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
— Автор
начинает свой рассказ с пейзажных зарисовок потому, что он любит родную землю и
в пейзажных зарисовках подчёркивает величие природы.
— А
что можно сказать о современных людях? Как они относятся к окружающему их миру? ( Описывая места, где оставил «следы» своего
пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе,
привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени).
— Только
ли к природе равнодушен человек в рассказе Е.Носова? (Нет. Кто-то сжёг
шалаш Акимыча. Рассказчик, когда приехал и не обнаружил своего давнишнего
приятеля, даже испугался, жив ли Акимыч).
— Вы
обратили внимание, что на фоне сменяющейся природы рассказчик знакомит нас с
Акимычем? Кто он для рассказчика? Только приятель? (Нет. Зачитать со слов «На берегу, в тростниковом шалаше,
мне не раз…).
Однако
встретившись с Акимычем, рассказчик был поражён увиденным. «Акимыч,бледный, с
мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его
что-то вывело из себя…»).
-Что
же вывело из себя Акимыча? (
Чтение эпизода со слов «…Вот гляди…).
— Как
вы думаете, кто и зачем так поступил с куклой? (Жестокие, равнодушные, циничные люди).
—
Можно ли сказать, что такие случаи единичны? Докажите.
— Как
воспринимает Акимыч глумление над куклой? ( Как серьёзную трагедию, потому что кукла имеет
человеческий облик).
« Так
мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся… Может, со мной с войны
такое. На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь
облик – то человеческий».
Зачитайте
описание куклы.
В
грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и
ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой
на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были
местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая,
должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики
сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было
истыкано сигаретой.
— Из
рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто?
А люди
идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего… Проходят парочки,
за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в
колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к
такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников!
Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже
мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой
красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,
Акимыч вдруг побледнел, лицо
напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись
трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.
А
главное – учителя: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты
слеп, душа твоя глуха…»
—
Почему же эти люди остались безучастными к случившемуся? (Потому что они оказались равнодушными. Сначала
равнодушно проходят мимо изуродованной куклы, а потом мы сталкиваемся с людьми,
которые становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. «Многие
притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того
набираются»).
— А вы
знаете, что такое равнодушие?
— Как
характеризуют душевное состояние Акимыча эпитеты «сутуло, согбенно»?
—
Зачем Акимыч хоронит куклу? Возможно, это выглядит как-то странно. ( Зачитать со слов «Он сутуло, согбенно
перешагнул кювет…).
Похороны
куклы имеют символическое значение: он хоронит не только подобие человека,
Акимыч пытается похоронить зло, сотворённое руками человека.
—
Какую гуманистическую идею утверждает в своём рассказе Е.И.Носов?
Кукла –
это не просто игрушка. Она хранит память об ушедших поколениях, о близких и
родных, о том времени, в котором находилась с нами. Она учит ценить то, что
годами окружает нас. Эксперимент над куклами – то же самое, что и над людьми,
потому что большое зло всегда начинается с малого. И ещё. Кукла создана
неживой, но в руках детей она «оживает», ребёнок таким образом через игру
постигает науку, носящую название ЖИЗНЬ.
— Рассказ
заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Как вы понимаете их?-
Сначала рассказ назывался «Акимыч», а позднее «Кукла». Почему автор изменил
название? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная
Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и
недостатках).
Сравнение
рассказа Е.И.Носова «Кукла» и стихотворения К.Случевского «Кукла».
Кукла
Куклу бросил
ребёнок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась
глухо о землю и навзничь упала…
Бедная
кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной
фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки
раскинула, ясные очи закрыла…
На
человека ты, кукла, вполне походила!
—
Какой мы можем сделать вывод?
В обоих
произведениях говорится о брошенной кукле. Правда в стихотворении куклу бросил
ребенок. Его действия возможно были неосознанными. А в рассказе Е.И.Носова над
куклой надругались взрослые или подростки. Значит это сделано осознанно и
достойно осуждения.
11.
Рефлексия.
Итак,
ребята, давайте сделаем выводы: какой урок преподаёт Е.И.Носов своим рассказом
«Кукла»?
Закончите
предложения:
Рассказ
заставил меня задуматься…
Смысл
жизни…
Я
люблю природу…
Окружающий
меня мир – это не только…
12. Домашнее
задание:
1) Иллюстрации
к обложке рассказа Е.И.Носова «Кукла»;
2) написать
письмо-обращение от имени куклы.
Заключительное
слово учителя.
Скоро
прозвенит звонок, и вы уйдёте. Хочется верить, что то, о чём мы говорили
сегодня, затронуло струны вашей души, и вы всегда будете помнить о
нравственности. А в чём смысл жизни, я хотела бы сказать словами Сергея
Острового:
Смысл
жизни
В жизни
по – разному можно жить:
В горе
можно и в радости.
Вовремя
есть, вовремя пить,
Вовремя
делать гадости.
А можно
и так: на рассвете встать
И,
помышляя о чуде,
Рукой
обожжённого солнца достать
И подарить людям.
. Предлагаю
вам послушать стихотворение Вероники Тушновой «Кукла» (1943г).
Много
нынче в памяти потухло,
а живет
безделица, пустяк:
девочкой
потерянная кукла
на
железных скрещенных путях.
Над
платформой пар от паровозов
низко
плыл, в равнину уходя…
Теплый
дождь шушукался в березах,
но никто
не замечал дождя.
Эшелоны
шли тогда к востоку,
молча
шли, без света и воды,
полные
внезапной и жестокой,
горькой
человеческой беды.
Девочка
кричала и просила
и
рвалась из материнских рук,—
показалась
ей такой красивой
и
желанной эта кукла вдруг.
Но никто
не подал ей игрушки,
и толпа,
к посадке торопясь,
куклу
затоптала у теплушки
в жидкую
струящуюся грязь.
Маленькая
смерти не поверит,
и
разлуки не поймет она…
Так хоть
этой крохотной потерей
дотянулась
до нее война.
Некуда
от странной мысли деться:
это не
игрушка, не пустяк,—
это,
может быть, обломок детства
на
железных скрещенных путях.
— О чём
заставило задуматься услышанное вами стихотворение?
— Есть
ли что-то общее между рассказом Е.Носова и стихотворением?
— Какова
цель, что хотели донести авторы до читателей?
Кукла, ы. род. мн.ч. кукол, ж. Детская игрушка в виде фигурки человека, а
также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях.
( пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и
радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла,
комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на
рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени,
но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе.
Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную
картину, «оживляют»пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном
отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков,
состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через
них гармонию в природе.)
( вторая зарисовка является полной противоположностью
первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и
открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло
сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства
выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось
кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора
(«горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую
околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся
нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор
видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических
удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина,
раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».)