Смысл рассказа история болезни

Текст для видеоурока 1.здравствуйте , ребята. сегодня мы с вами познакомимся с рассказом а.и.куприна чудесный доктор . надеюсь, что в

ТЕКСТ для видеоурока

1.Здравствуйте ,  ребята. Сегодня мы с вами
познакомимся с рассказом А.И.Куприна «Чудесный доктор» . Надеюсь, что в ходе
нашего с вами разговора вы не только узнаете много нового, ответите на вопросы,
возникшие у вас при чтении рассказа, но обязательно захотите вновь обратиться к
творчеству этого мастера и к рассказам других авторов , где действие тоже
разворачивается накануне зимних праздников,а значит, обязательно приглашают нас
к разговору о чуде, чудесном..

2. Хотелось бы начать с первой фразы рассказа «следующий рассказ не
есть плод досужего вымысла»? Что же значит не плод вымысла? Значит, правдивая,
реальная история легла в основу произведения Куприна основаны на реальных
событиях. Читатель сразу задал вопрос: «Это было по правде?». Именно
так — «по правде»Сам же А. И. Куприн подтверждал, что рассказ не
является художественным вымыслом, а является реальной историей, которую он
услышал спустя 30 лет из уст одного из членов семейства Мерцаловых.

Возможно, что образ Мерцалова в данном случае собирательный, ведь мы не
знаем сколько ещё было подобных бедных семейств, которым бескорыстно и
милосердно помогал чудесный доктор Николай Иванович Пирогов.

Рассказ Куприна «Чудесный доктор» по признанию самого автора
был написан на основании реальной истории, которую Куприн услышал от некоего
преуспевающего банкира. Рассказ был написан в то время, когда Куприн жил в
Киеве в 1897 году и относит нас к событиям примерно тридцатилетней давности

3. Прообразом главного героя стал прославленный русский хирург,
учёный-анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель
русской школы анестезии. Он был тринадцатым ребёнком в небогатой семье, однако
родители изыскали возможность дать сыну образование на медицинском факультете
Императорского Московского университета. По окончании учёбы, этот талантливый
человек в возрасте двадцати шести лет стал профессором теоретической и
практической хирургии. Его заслуги в развитии отечественной медициной огромны.
Прожив 71 год, великий учёный — отец русской хирургии, оставил после себя
богатейшее наследие, а его самоотверженный и часто бескорыстный труд превратил
хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного
вмешательства. Умер «чудесный доктор» в 1881 году, оставив предсмертную
записку с указанием диагноза своей болезни.

Речь идёт о Николае Ивановиче Пирогове.

4.Таким образом, мы имеем дело с прототипом.
Что же это значит?

ПРОТОТИП в Литературной
энциклопедии:
первообраз, конкретная историческая или современная автору личность,
послужившая ему отправным моментом для создания образа. прототипа

ПРОТОТИП в Новом
толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. 1) Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа.
2) Первоначальный вид, форма какого-л. органа или организма, из которого
развились …

5. Не случайно,в творчестве Александра
Ивановича Куприна множество рассказов , основанных на реальных событиях и
имевших прототипы

А.И.Куприн был человеком, обладающим громадной
жизненной силой. Эта сила делала его зорким, любопытным, любознательным. Он
как-то сказал, что хотел бы на несколько минут стать каждым человеком, встреченным
им, каждым животным, мухой или растением, чтобы знать, что они думают, что
чувствуют

Куприн был человеком широкой, доброй и
отзывчивой души и обладал необыкновенной способностью сближаться с разными
людьми.

Прожил Куприн недолго, но пестро и ярко, и не
за письменным столом. «Чем только он  не был! – поражался Бунин. – Изучал
зубоврачебное дело, служил в каких-то конторах, потом на каком-то заводе, был
землемером, актером, мелким журналистом». А еще был и рыбаком, и борцом в
цирке, и судебным приставом, и псаломщиком, и охотником…

Когда Куприн стал заниматься литературой
профессионально, он не утратил этого страстного интереса к экспериментам. Живо
интересовался всем, что происходило в мире. Носился в бурю по морю с рыбаками в
утлой лодке, спускался в скафандре водолаза на морское дно. Одним из первых
полетел  на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не
погиб, когда самолёт начал

6.Итак, обратимся к названию рассказа. Мы
сразу обращаем внимание на слово»чудесный». Какие же значения имеет оно?

— Подберите однокоренные слова к слову “чудесный” (чудо,
чудак, чудачество, чудесно, чудик, чудной, чудный, чудище).

— Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное
определение слова чудесный: 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный;

2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный,
необычный;

3)чудный, замечательный.)

8.Когда мы с вами больше всего ждем чуда? С какими праздниками
это связано?

9.Поставьте на паузу. Выпишите слова, помогающие создать эту
атмосферу из 1-ой части до возвращения мальчиков домой?

— В какие чудеса хочется верить? Чего ожидаете?( я надеюсь на подарки , которые мне подарят и с нетерпением жду их).
«Чудесный доктор» относится к святочным рассказам.

Рождественский или Святочный рассказ- один из самых
сложных, но в то же время один из самых «русских жанров в нашей литературе.

Главная идея святочного рассказа
возрождение доброты и милосердия в людях.

Работа в тетрадях. Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой — ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому
финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали

10. Почему мальчики не могли надеяться на чудо? Кто они? В
какой жизненной ситуации оказадись?

Малолюдные, кривые, узкие, мрачные,
неосвещенные переулки.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба
мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим
от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой
через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада,
детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты.Но
сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного
ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались
от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели,
лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно,
широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с
постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и
захлебываясь, грудной ребено

11.Давайте обратим внимание на главу семьи. Каким его
представил автор и   Что в его облике подчеркивает?

В это время в коридоре послышались чьи-то неуверенные шаги и
шуршание руки, отыскивающей в темноте дверь. Вошел Мерцалов. Он был в летнем
пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки
взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен,
точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни
одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у
друга в глазах.

12. Учитель. Я думая, вы заметили,
что при помощи приема антитезы автор обратил наше внимание не только, на
жестокость окружающего мира, но и на невыносимую нужду обитателей подземелья.
Не менее важное место в рассказе отводится изображению пейзажа.

— Как выдумаете, зачем писателю понадобилось подробно
описать городской сад?

-Как здесь оказался Мерцалов?

13. Учитель. Описывая красоту
природы, Куприн использует так же олицетворения, метафоры, эпитеты. И мы снова
видим противопоставление- антитезу. Умиротворенность природы , ее спокойствие и
жажда такого же спокойствия в истерзанной душе Мерцалова.

Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец.
Морозно… тихо. Что за прелесть — русская зима! Голос у него
был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не
оборачиваясь.

— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил,
— продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков).

— Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом
пройти: очень уж здесь хорошо….

Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при
последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. Он резким
движением повернулся
в сторону старика и закричал, нелепо
размахивая руками и задыхаясь:— Подарочки!.. Подарочки!..
Знакомым
ребятишкам подарочки!.. А я… а у меня, милостивый государь, в
настоящую минуту
мои ребятишки с голоду дома подыхают… Подарочки!.

-14. Как отнесся Мерцалов к незнакомому старику?

— Почему старик не ушел после таких грубых выкриков
Мерцалова?

— Что заставило героя открыть свою душу этому старику?

( Он был единственным человеком, обратившим на него внимание,
не из праздного любопытства, а из желания помочь. Его спокойный стариковский
голос расположил к себе Мерцалова.

Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми
баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:

15. Подождите… не волнуйтесь! Расскажите мне
все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем
что-нибудь для вас. В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того
спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но
страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.
Он рассказал о своей
болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях,
вплоть до нынешнего дня. Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом,
и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая
проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души.
Вдруг он
быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места и схватил
Мерцалова за руку. Мерцалов невольно тоже встал.

Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку
Мерцалова.

— Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом.
Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но… поедемте

16. Как можно было бы охарактеризовать поведение
незнакомца?

— Скажите, ребята, произошло ли чудо в семье героя после того,
как он повстречал доктора?

17О чем заставляет задуматься рассказ? Современен ли он?

Учитель:

— В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему
рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот
вопрос.(ответы учащихся

Михаил Зощенко — История болезни:
Краткое содержание

Советская больница. Питание, уход, культура налицо. Но лучше болеть дома. Петя, человек семейный, вспоминает, как заболел брюшным тифом и попал в больницу с температурой под сорок. Перед глазами – объявление о выдаче трупов. Он говорит фельдшеру, что такое объявление коробит больных. Фельдшер удивляется: надо же, в чем душа держится, а критикует! Петю ведут на «обмывочный пункт». Тоже звучит не очень, как для животных. Медсестра отвечает: будете придираться, точно не выздоровеете! Петя отказывается лезть в ванну. Потому что там уже сидит какая-то старуха. Медсестра сообщает, что старуха при смерти, ей не до Пети. И тут старуха требует вынуть ее из воды. Вот тебе и умирающая!

Петю моют, потом наряжают в больничную одежду огромного размера. Был бы он большим – выдали бы маленькую. Тут это в порядке вещей. Петя жалуется на шум. Медсестра огрызается: отдельной палаты с часовым для вас нет! Петр теряет сознание на 3 дня. После чего медсестра его поздравляет: «Двужильный организм». Спал у открытого окна – и ничего! Перед выпиской Петя заражается коклюшем. Потом покрывается прыщами на нервной почве. А все потому, что его 8 дней забывали выписать домой. Жена радуется, что он жив. А то из больницы просили явиться за трупом. По ошибке, видно. Петр хочет возмутиться, но в больницу не идет. Мало ли. «Теперь хвораю дома».

Читательский дневник по рассказу «История болезни» Зощенко

Сюжет

Петю с тифом и температурой кладут в больницу. На стене – объявление о выдаче трупов, в обмывочном пункте – умирающая старуха, рубаху и штаны выдают размером больше, кругом шум. Фельдшер с медсестрой уверены, что Петя, критик больничных порядков, не выживет. Он поправляется, но подхватывает коклюш, аллергию на нервной почве, и только потом его выписывают. Теперь от всех болезней он лечится дома.

Отзыв

Смысл названия: история болезни как медицинский документ, и личная история болезни героя. Рассказу почти сто лет, но звучит он очень современно. Больничные условия и персонал узнаваемые. Рассказ и смешной, и грустный. Смешны ситуации, реакция героя, авторский юмор, язык. И грустно от черствого отношения к пациентам в больнице, грубости, непрофессионализма.

Комический эффект создается через мелочи: белье неправильного размера, номера на спине, названия, текст объявления; через речь героев (к примеру, старуха и ее «распатроню»). Смысл последней фразы: дома больной чувствует себя человеком, в больнице – предметом, вещью, лошадью, почти трупом. Рассказ учит не падать духом, бороться с равнодушием и безответственностью, с юмором относиться к неприятностям.

История болезни — краткое содержание

Обычно рассказчику везло с посещением больниц, но когда он заболевает брюшным тифом, его отвозят в незнакомую больницу: мне попалась какая-то особенная больница, где мне не все понравилось . На стене он видит расписание выдачи трупов, оно его пугает, о чем рассказчик сообщает фельдшеру («лекпому» — помощнику лекаря). Тот раздражается на капризного пациента, наводящего на все самокритику и грозится:

«Если, говорит, вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трех до четырех выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать»

Медсестра ведет рассказчика на обмывочный пункт для принятия водных процедур, и рассказчик вновь досадует: стоило бы назвать это место ванной, ведь это… красивей и возвышает больного . Медсестра замечает, что капризные – не выздоравливают. В одной из ванн сидит незнакомая старуха, а рассказчика просят раздеться, утверждая, что женщина – все равно ничего не понимает от плохого самочувствия. Он вновь начинает спорить: ему неприятно такое отношение! Появляется фельдшер, сетует на привередливость больного, зовет его нахалом , повторяет, что старуха ничего не понимает, но тут она подает из ванны голос, приказывая вынимать ее из воды. В опустевшую ванну наливают воду, рассказчик купается. Опасаясь его вредного характера, фельдшер и медсестра во всем ему поддакивают .

Ему выдают белье не по размеру, впрочем, замечает рассказчик, тут ему везет больше, чем другим: кому-то белье достается размерами меньше и с больничными клеймами прямо на груди, что унижает морально…человеческое достоинство . У него же клеймо стоит на рукаве. В палате, куда рассказчика определяют, лежат около тридцати человек с разными заболеваниями, каждый занят своим делом, шумно, и он снова выражает недовольство персоналу. Рассказчик зовет главного врача, но вместо этого появляется все тот же фельдшер, и, завидев его, капризный пациент теряет сознание.

Когда через несколько дней он приходит в себя, медсестра хвалит крепость его организма, замечая, что его случайно положили около открытого окна , но он все равно неожиданно выздоравливает. Остается опасность, что он заразится от соседей по палате. Перед самым выздоровлением рассказчик действительно заболевает коклюшем. Сестра говорит ему, что коклюш, вероятно, пришел из детского корпуса:

«… вы, наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребенок. Вот через это вы и прихворнули»

Идя на поправку после коклюша, рассказчик опять заболевает: на нервной почве у него начинается сыпь. Нервничает он потому, что уже восемь лишних дней проводит в больнице:

«То они забывали, то у них чего-то не было, то кто-то не пришел, и нельзя было отметить. То, наконец, у них началось движение жен больных, и весь персонал с ног сбился»

Когда же рассказчик наконец оказывается дома, его жена сообщает, что им отправили извещение, будто рассказчик умер, но на самом деле, просто в бухгалтерии больницы допустили ошибку:

«Это у них скончался кто-то другой, а они почему-то подумали на меня»

Краткое содержание Зощенко История болезни

Рассказ ведется от имени Петра, который заболел брюшным тифом. У больного высокая температура и его родственники привезли его в больницу.

Когда его имя записывали в журнал, Петр прочитал плакат, который висел над головой у дежурного фельдшера. Надпись гласила о том, что трупы можно забирать из больницы с трёх до четырех часов. Он сразу же возмутился. Больной пытался объяснить, что такая надпись угнетает пациентов и мешает их скорейшему выздоровлению. Ему пригрозили, что он может не выздороветь и его тоже выдадут родным в указанное время.

Затем медсестра позвала Петра на обмывочный пункт. Такое название опять не понравилось пациенту. Он посоветовал назвать процесс мытья «ванна».

Когда же его привели в комнату, чтобы он смог помыться, в ванной лежала старуха. Петру было неприятно раздеваться при женщине. Но, старуху достали из ванны, и Петр смог помыться.

Следующим неприятным моментом была больничная одежда: высоким пациентам выдавали маленькие размеры, а невысоким людям – большую одежду. Даже пижама Петра показалась ему лучше, чем у других пациентов. Больничное клеймо на ней стояло на рукаве, а не на груди.

В палате лежало тридцать человек. Петр хотел поговорить с врачом, но пришёл снова фельдшер и Пётр потерял сознание. Очнулся он через три дня. Медсёстры удивились, что он так быстро выздоровел. Петр лежал у открытого окна, но всё – равно ему стало легче. Его должны были выписать, но он заразился от больных детей, которые лежали в соседнем здании. Вылечившись от коклюша, Петр заболевает на нервной почве. У него прыщи по всему телу из – за отношения персонала и условий жизни в больнице. Врач посоветовал пациенту не нервничать, тогда прыщи сами собой пройдут.

Петр очень сильно нервничал, так как его забывали выписать или у них не было времени. Больного успокоили, что он всего лишь на восемь дней лежит больше, чем положено. Некоторые пациенты лежат недели две или три лишних.

Когда же его выписали, Петр узнает от жены, что и ей было не просто. Жене больного сообщили о смерти ее мужа. Затем сказали, что это было ошибкой. После всех переживаний Петр решил больше никогда не попадать в больницу, а лечиться в домашних условиях.

Петр понял, что если будешь советовать врачам, как работать и какие условия должны быть в больнице, то это не приведет ни к чему хорошему. Лучше молчать и терпеть. Но, самый лучший вариант не болеть или лечиться дома.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Зощенко. Все произведения

История болезни. Картинка к рассказу

Сейчас читают

А. И. Солженицын написал роман В круге первом в 1958 году. Действие в романе происходит в 1949 году в Москве, и развивается вокруг неожиданного поступка Иннокентия Володина. Он – советский дипломат, получивший лучшее образование, советское воспитание

Котька и Павлик вместе пошли на рыбалку. Однако клёв в тот день был плохой. По дороге домой мальчики решили нарвать огурцов на чужом поле, которое охранял сторож.

В семье Клири проживающей в Новой Зеландии, в месте со своими братьями, живет рыжеволосая девочка по имени Мэгги. Семья бедная, едва сводящая концы с концами. Как же хочется иметь красивых кукол, как у других детей

Светлой северной ночью рассказчик приехал в небольшой город Вознесенье, что на Онежском озере. На пристани сидели босые ребята и ловили корюшку, с ними же удил рыбу и милиционер.

В уединённом маленьком городке собираются все чиновники. Начальник уездного города объявляет, что к ним с проверкой секретно едет ревизор. Все начинают обеспокоенно обсуждать эту новость, гадая, что же послужило причиной для проверки

  • Смысл рассказа белый пудель
  • Смысл рассказа белолобый чехова
  • Смысл рассказа дама с собачкой
  • Смысл рассказа выстрел пушкина
  • Смысл рассказа вельд рэй брэдбери