Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).
История создания
Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?
Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.
Смысл названия
Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.
Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.
Жанр, композиция, направление
Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.
В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.
Суть
Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.
Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…
Главные герои и их характеристика
- Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена, Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
- Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.
Темы и проблемы
- Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
- Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
- Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.
Идея
Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.
Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.
Критика
Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.
На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.
Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:
Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.
Автор: Полина Филиппович
Анализ произведений
Анализ рассказа «Ионыч» (А. П. Чехов)
Для того чтобы понять смыл рассказа А.П. Чехова «Ионыч», необходимо подробнее познакомиться с судьбой его главного героя. Им является Дмитрий Ионыч Старцев. Его гордое имя Дмитрий к концу рассказа превращается в вялое прозвище Ионыч, а причиной этой перемены стала духовная деградация, произошедшая по воле самого героя.
В первых четырёх главах описывается прошлое Старцева: его приезд в уездный город, влюблённость в Катерину Ивановну Туркину, изменение жизненных ценностей и начало обывательского существования. И только последняя – пятая глава посвящена настоящему.
В то время, когда Дмитрий Ионыч только приехал в губернский город С., он был молодым, полным сил и энтузиазма, доктором. Он был настолько увлечён своей работой, что не отдыхал даже в праздники. Его совсем не огорчало личное финансовое состояние и отсутствие своих лошадей, потому что ему не сложно было пройти девять верст пешком до города. Старцев с радостью смотрит в будущее, и живёт ожиданием любви и счастья. В его ещё неиспорченной душе всегда звучит музыка, он видит мир, полным возможностей и удовольствий, которые можно заполучить, приложив всего лишь немного усилий.
В начале рассказа Дмитрия Ионыча раздражают местные жители, которые ведут бесцельный, обывательский образ жизни. Он считает этих людей скучными и пустыми. Старцев чувствует себя предельно одиноким, и находит достойного собеседника только в лице Катерины Ивановны, которая на самом деле тоже его не понимала.
Спустя некоторое время Дмитрий Ионыч стал постоянным гостем в доме Туркиных. Кроме того, он влюбился в их дочь Катерину Ивановну. Тогда эта девушка казалась ему необыкновенной, очаровательной и талантливой, мудрой не по годам. Ослепленный страстью, он не замечал того, что Котик часто отвечала или смеялась невпопад, а то и вовсе убегала во время их разговора.
Собравшись с духом, Старцев решается сделать предложение Катерине Ивановне. Перед принятием этого трудного решения, Дмитрий Ионыч взвесил все за и против. Одна половина его натуры противилась согласиться на этот брак, потому что он означал верную духовную гибель, а вторая обратила внимание на то, что Туркины не обидят молодых приданным. Уже тогда в Старцеве победило его мещанство. Но Екатерина Ивановна не приняла его предложение руки и сердца, у неё были другие планы на будущее. Выйти замуж за Дмитрия Ионыча означало осесть в их небольшом городке, а она мечтала о великой судьбе пианистки, которая будет покорять мир.
Старцев был поражен отказом, и даже страдал после этого инцидента целых три дня. Но как только Котик уехала, он сразу же успокоился. А далее начинается испытание Дмитрия Ионыча. Оказалось, что противостоять воздействию окружающей среды – гораздо труднее, чем кажется. А Старцев не обладал внутренним стержнем, который необходим для того, чтобы пойти наперекор всему обществу. Его противостояние было поверхностным и недолгим, а затем он стал превращаться в одного из тех обывателей, которых ранее презирал. Куда-то исчезли все его амбиции, теперь он стремился только к спокойствию и богатству. Его больше ничего не волновало, кроме денег и сытой жизни. Таким образом, он медленно, но уверенно перестал быть Дмитрием Старцевым, и стал просто Ионычем.
Ранее местные жители считали Старцева чужаком, и за спиной называли его «поляком надутым». Теперь же они стали по-свойски его звать «Ионычем», и сам Ионыч уже оказался не против быть одним из них.
Итог жизни Ионыча – плачевен. Он одинок, его ничего больше не интересует, поэтому ему скучно жить. Спустя некоторое время он даже лишил себя былой радости от прогулок, потому что сильно растолстел, и не мог долго ходить из-за отдышки. Каждый вечер Ионыча проходит по одному и тому же сценарию: он ужинает в ресторане, иногда играет в карты, а затем отправляется к себе домой и пересчитывает свои деньги.
Не случайно финал рассказа описывается в настоящем времени, а путь Старцева к этой деградации – в прошедшем. Это настоящее, словно останавливается, замирает навеки. Автор даёт понять, что дальнейшее развитие событий – уже невозможно. Жизнь Ионыча достигла своего предела, и она никуда уже больше не сдвинется.
«Ионыч» — это рассказ, написанный в жанре реализма. А.П. Чехов затронул социальные проблемы своего времени, оставаясь при этом объективным.
Смысл рассказа заключается в том, что человек, который не находит применение своему желанию развиваться, быстро деградирует, привыкая к стабильности и комфорту. Далеко идущим планам Старцева не суждено было воплотиться в жизнь, потому что он не приложил для этого необходимых усилий. Он стал довольствоваться тем, что имеет, и не захотел что-либо менять.
А.П. Чехов затронул в своём рассказе тему жизненного выбора. Он показал, как человек с большими стремлениями, но без особых способностей и талантов, смирился с праздностью и бессмысленностью окружающей его обывательщины. Старцев не смог пройти испытания временем, его поглотило то, чего он так сильно боялся и ненавидел.
Что же повлияло на такие перемены в главном герое? Настоящая причина кроется только в нём самом. Новое мировоззрение быстро укоренилось в Старцеве, потому что он не обладал особой силой воли. Отсутствие стойких жизненных идеалов, духовная слабость и потеря стремлений – всё это подтолкнуло Дмитрия Ионыча к единственному возможному выбору – скучной, сытой и бесполезной жизни. Даже его фамилия оказалась в этом случае весьма символичной, словно она говорит о раннем старении души главного героя.
Кроме Старцева в финале произведения остаётся в неизменном положении и семейство Туркиных. Они всё также занимаются бездарным творчеством, а остальные горожане продолжают считать их талантливыми. Это однообразие быта Туркиных в очередной раз говорит о невозможности вырваться из устоявшегося обывательского круга. Все жители города С. оказались в ловушке, созданной собственной непритязательностью. А.П. Чехов на их примере наглядно показал, как происходит отчуждение человека от самого себя, от своих желаний, от своих чувств, и от своего прошлого.
А.П. Чехову всегда удавалось изобразить в небольшом по объёму произведении поучительную историю, как, например, в рассказе «Ионыч» представлен путь человеческой деградации, совершаемый главным героем от Старцева к Ионычу. Автор мог показать на нескольких страницах характеры своих героев и их жизнь, он старался открыть глаза людей на их пороки, дать им понять, к чему может привести их бессмысленное существование. Чехов не просто хотел предупредить окружающих, он пытался разобраться в причинах перемен, происходящих с человеческой личностью. Почему это происходит? Что заставляет человека так сильно меняться? Какой путь ему суждено совершить, прежде чем стать тем, кем он никогда не хотел себя видеть? Ответы на все эти вопросы можно найти в рассказе «Ионыч».
Описываемые события происходят в городе С., где не никогда не случается ничего примечательного. Люди живут здесь однообразно, скучно и обыденно. Такой автор представляет российскую провинциальную действительность конца 19 века. Именно сюда попал Дмитрий Ионыч Старцев по назначению на должность земского доктора. Как в этих обстоятельствах остаться личностью и не потерять свою индивидуальность?
В самом начале главный герой представляется образованным, умным и талантливым человеком. Он негативно относится к праздным разговорам и развлечениям светского общества. Бессмысленное времяпрепровождение тяготит Дмитрия Ионыча, ему скучно среди местных обывателей. Он полон надежд и мечтаний, грезит о счастливом будущем, об успехах в своей профессиональной деятельности. Он стремится к интересной и содержательной жизни, и вначале движется в нужном направлении, но всё меняется после его знакомства с «самой талантливой» семьёй в городе.
Каждый член этого семейства обладает своим «таланом». Иван Петрович Туркин устраивал небольшие спектакли с анекдотами и фокусами, а его супруга Вера Иосифовна писала повести и романы, которые читала вслух своим гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, или по-домашнему просто Котик, хотела стать известной пианисткой, и всё свободное время посвящала игре на рояле. Семья Туркиных действительно выделялась на фоне остальных обывателей, и вначале любому могло показаться, что они милые и интересные. Когда главный герой впервые посетил их дом, он был не просто впечатлён, а очарован этими людьми. Он сразу же влюбился в молодую и красивую Екатерину Ивановну, это чувство затмило все остальные радости в его жизни. Старцев потерял голову, он был готов на всё, лишь бы эта девушка стала его женой. Признавшись в чувствах, он делает ей предложение, однако Котик отказывает ему, аргументируя свой ответ желанием развиваться. В скором времени она и вовсе уезжает в другой город строить свою карьеру.
Дмитрий Ионыч вопреки своим ожиданиям страдал всего лишь три дня и осознал, что любовь приносит одни хлопоты. Это понимание и стало основной движущей силой в его дальнейшей деградации. Он решил, что нужно жить только в своё удовольствие. Спустя четыре года мы видим Старцева совсем другим человеком. Он заметно разбогател, растолстел и разлюбил ходить пешком. Большую часть своего времени он посвятил работе, домой возвращался поздно. Ужинал всегда в дорогом заведении, любил роскошь и вкусно поесть. Друзей у доктора не было, ему приходилось по долгу службы видеться со многими людьми и бывать в их домах, но все они без исключения вызывали у него чувство раздражения. Ему неприятно было в них всё: взгляды на жизнь, внешний вид, манера разговаривать.
Жизнь главного героя стала скучной и однообразной. Он понимал, что стареет и «опускается», но не мог найти в себе силы этому противостоять. Любимым занятием Дмитрия Ионыча стала игра в карты с теми, чьё общество раннее было для него неприемлемым, а работа превратилась лишь в средство наживы. Старцев привык к такой жизни, он стал частью этого пустого бессмысленного мира. Деньги уже перестали приносить ему удовольствие, поэтому он стал скупать дорогие дома, просто их коллекционируя. Казалось бы, он достиг в жизни определённых высот, но безвозвратно увяз в трясине обывательского существования.
Через некоторое время в родной город вернулась Екатерина Ивановна. Жизнь показала ей, что у неё на самом деле нет никакого музыкального таланта. Девушка, осознав ошибку и жалея о своём отказе, захотела снова сблизиться с Дмитрием Ионычем, ведь она не знала, что того отчаянного юноши больше нет. Старцев, поддавшись уговорам, неохотно посетил ещё раз дом Туркиных и заметил, что там ничего не изменилось, однако былое очарование исчезло. Анекдоты были однотипными, романы нелепыми, а игра на рояле – ужасная. Всё это стало безумно раздражать Дмитрия Ионыча, он не хотел больше здесь бывать и общаться с этими людьми. А при виде Котика, у него возникала только одна мысль: «Хорошо, что я тогда не женился на ней!».
Единственным развлечением, которое приносило удовольствие Старцеву, было пересчитывание полученных от его клиентов денег. Характер у него со временем окончательно испортился, а жизнь совсем потеряла смысл и превратилась в череду однообразных дней, сменяющих друг друга. Он так и продолжал жить один, всё больше и больше отдаляясь от людей.
К сожалению, мы уже никогда не увидим того умного и воспитанного человека, с которым познакомились в начале рассказа. Он превратился в Ионыча, у которого не было никаких стремлений или желаний. Теперь его интересует только материальная сторона жизни. И, несмотря на то, что главный герой рассказа понимает своё ничтожное положение, он уже ничего не может сделать, потому что полностью увяз в потребительской, обывательской жизни.
А.П. Чехов хотел показать при помощи образа Дмитрия Старцева, превратившегося в Ионыча, насколько сильное влияние может оказать общество на человеческую личность. Иногда изменения происходят в лучшую сторону, но чаще – наоборот. И люди не могут остановить процесс деградации, даже осознавая его. Старцев, который раньше боролся с несправедливыми порядками и мечтал принести миру пользу, стал человеком, который живёт так, как все. Его ум и талант уступили место алчности и равнодушию. Изменения происходят очень быстро и можно даже не заметить, как превращаешься в того, кем никогда не хотел стать.
Сочинение.
Проблемы интеллигенции в творениях А. П. Чехова
В своих произведениях Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности. Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Вопросы, поднятые Чеховым, общечеловечны. В сюжетах из жизни интеллигенции Чехов высказал свои самые сокровенные мысли о современной ему действительности, о настоящем и будущем России, о нравственной позиции человека. В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции. Одним из таких людей является доктор Дымов, герой рассказа “Попрыгунья”. Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благородная любовь к Родине. Его жена Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам “великого человека”. С ее образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей, а, по словам Горького, пошлость была врагом Чехова. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и красоты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти. Ольга Ивановна так и не поняла, что ценность человеческой жизни в ней самой, а не в ложном величии. Эпиграфом к “Попрыгунье” могут служить слова профессора из “Скучной истории”: “Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей”. У Чехова есть свои любимые герои. Все они натуры целостные, целеустремленные, все они презирают жалкий уют, собственническое счастье. Все они стремятся к жизни, достойной человека, к борьбе против подлости и пошлости. Чехов сказал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Известно и другое его высказывание: “Человек должен быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности. Но если человек подчиняется силе обстоятельств, если в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвление человеческой души. Таков герой рассказа “Ионыч”. Это молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он поддался пошлости, окружающей его со всех сторон. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Мы видим его нравственную деградацию. Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа. Но сами они довольны собой и не замечают, что лишились главного — живой души. В своих произведениях Чехов показывает, как бездумная радость повседневного существования может незаметно привести даже человека живого и восприимчивого к полному духовному опустошению. В этом отношении замечателен рассказ “Крыжовник”. Герой рассказа — чиновник. Это добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли… Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья. Героев Чехова можно поделить на две группы: одним из них мало свойственны нравственные переживания, другие же , напряженно ищут человека в себе и в окружающих. Равнодушию и серости обывателей, приспособленцев в произведениях Чехова противостоит иное, совестливое отношение к жизни, характерное для многих чеховских героев. Одним из таких героев является Алехин, герой рассказа “О любви”. Это человек неплохой и неглупый, но он погряз в мелких хозяйственных заботах. Он любит женщину, замужнюю женщину. Он чувствует, что и она не равнодушна к нему. Они любят друг друга молча. Алехину нечего дать ей, ему некуда ее увезти. Он не ведет яркую, интересную, захватывающую жизнь художника, артиста, героя. Он понимает, что, последуй она за ним, она не будет счастлива, а значит, не будет счастлив и он. Заметим, что ни один герой Чехова не состоялся в любви. Может быть, потому, что смысл жизни не в счастье, а в чем-то более значительном: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе”. О смысле жизни, о назначении человека спорят и в “Доме с мезонином”. Герой повести, молодой художник, мечтает об утопическом идеале общественного устройства: если освободить людей от тяжелого физического труда, разделив его, то тогда каждый будет думать о главном, о поиске правды. Его “противник” — приверженец теории “малых дел”, которые вносят небольшие изменения в жизнь народа, но не поднимаются до решения главных задач. В рассказе воплощена жажда гармонии, мечта о здоровом, осмысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде как основе справедливой и честной жизни. И Лида со своими малыми делами доказывает, что это невозможно без общей идеи. Вот еще одна повесть, герой которой размышляет о смысле жизни, о своих обязанностях перед народом. Николай Степанович, герой “Скучной истории”, приходит к выводу, что он прожил жизнь неверно. Размышляя о прожитых годах, он ищет оправдание своей деятельности. Он заново оценивает свое поведение как гражданина, ученого, главы семьи и приходит к выводу, что никогда не сопротивлялся пошлости, царившей и в его доме, и в науке. Только в самом конце жизни герой нашел изъян и в своем отношении к миру, и в научной работе: “Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего”. Жизнь без общей идеи бессмысленна. Чехов жаждал гармоничного существования для человека и страдал от отсутствия общей идеи.
Вопросы, поднятые Чеховым, актуальны и в наше время. Поэтому Чехова можно считать писателем, творчество которого современно.
novstudent.ru | 29.10.2012
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
Одним из самых противоречивых героев А. П. Чехова является Дмитрий Старцев – он же Ионыч, анализ личности которого вызывает сомнения у большинства читателей.
Краткое содержание произведения поражает простотой сюжета. Но полный текст многогранен, насыщен нюансами и противоречиями. Важна каждая мелочь.
По главам одновременно прослеживаются развитие и деградация главного героя.
Анализ рассказа «Ионыч» А. П. Чехова
По сюжету Дмитрий Ионович Старцев приезжает служить земским врачом в один из уездных городов. У исследователей есть версия, что Антон Павлович описал свой родной город – Таганрог. А что-то почерпнул в среде московских врачей, многие из которых начинали свою практику в провинции.
Автор не утруждает себя дать название этому месту. В тексте он отмечен лишь буквой «С». Что делает его своеобразным символом, обобщенным образом небольшого городка. Любой губернский город России подходит под описание, предложенное Чеховым.
Тема оскудения личности становится основной в рассказе. Полный сил душевных и физических, Старцев берется за дело. Он внимателен к пациентам, ходит пешком, поет песни, бодр, активен. В конце произведения читателю предстает совсем иной образ.
Раннее творчество А. П. Чехова отличается прозрачностью идеи, выводы лежат на поверхности. Автор высмеивает пороки общества: чинопочитание, лицемерие, скупость. Грустное уживается на одной странице со смешным. Все образы узнаваемы, знакомы читателю.
Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902).
В 1880-е годы, когда Чехов становится практикующим врачом, взгляды писателя на окружающую действительность несколько меняются, что находит отражение в творчестве. Объектом произведений становится личность.
Автор активно занимается исследованием человеческой души. Живо интересуется судьбой человека, занят поиском факторов влияния на нее. Чехова волнует значение любви в жизни человека.
Способно ли искреннее чувство изменить личность, судьбу. Писатель становится беспощаднее к порокам, выставляя напоказ глубинные переживания героев.
Но Антон Павлович деликатен, поэтому не дает прямой авторской оценки описанным поступкам.
Читать его рассказы становится интереснее, но сложнее. Смыслы теперь спрятаны глубже, неоднозначны. Детали особенно важны. Поэтому поздние произведения автора не стоит изучать в сокращении.
К данному периоду творчества относится рассказ «Ионыч». Образ земского врача часто появляется на страницах писателя. Тема ему близка, любима. А врач в губернии сталкивается с более сложными профессиональными, а также личностными задачами, чем в столицах. Чехову любопытно, как персонажи с ними справляются.
Правда, изначально в набросках сюжета не было такого действующего лица. Предполагалось небольшое сочинение о семье Филимоновых (будущие Туркины).
О духовной нищете героев, праздном образе жизни мелкопоместного дворянства. Но в итоговой версии Туркины представлены как самая лучшая, интеллигентная, талантливая семья в городе.
О личностном развитии иных обитателей уезда читателю остается только догадываться.
В 1897 году образ Старцева впервые появляется в дневниках писателя. Антон Павлович пишет о юном докторе. Это было краткое содержание будущего произведения. Ключевой фразой становится «не надо бы толстеть». Но Дмитрий Ионович не только толстеет, он деградирует. Меняются интересы, теряется такт, внимательность по отношению к людям.
В рукописях автора уже тогда были наброски о неудачном сватовстве юноши. Автор представлял план произведения, основные темы, но пока не знал как их раскрыть. Записи завершает описание «ожиревшего» мужчины, ужинающего за большим столом. Вывод о судьбе героя сделать нетрудно.
Окончательной отшлифовкой текста автор занялся через год в имении Мелихово. И летом 1898 года произведение было напечатано в журнале.
Смысл названия
Сюжет произведения повествует о жизни земского врача в уездном городе. Имя доктора, то как его называют окружающие, меняется по главам. Читатель может проследить путь главного героя от Дмитрия Ионовича Старцева до Ионыча.
Грубоватое, деревенское звучание отчества символизирует степень метаморфозы, которую претерпел мужчина. Разница настолько велика, что кажется, будто это два разных человека. Из интеллигентного доктора, «дьячковского сына», он стал грубым, жадным мещанином.
Жанр, направление, композиция
У читателя может возникнуть сомнение, к какому жанру принадлежит произведение: рассказ это или повесть. Рассуждение должно отталкиваться не только от объема. Текст по объему подходит к обоим жанрам.
По содержанию и поднятым темам соответствует реалистичному рассказу. Время не растягивается, искусственно не сжимается, как бывает в повести, а соответствует реальности.
Чехов нарочито подчеркивает принадлежность к реализму. Это заметно в эпизоде, когда барыня читает свой роман о том, чего быть не может. В сочинении молодая графиня устраивает школы, больницы и обеды для крестьян. Вымышленная дворянка влюбляется в нищего художника, странника.
А за окном народ поет грустную «Лучинушку» о своей тяжелой жизни.
Композиционно текст состоит из пяти глав. Третья глава становится кульминационной. Старцев увлекается Екатериной Ивановной, просит стать его супругой. Но Котик не приняла предложение.
Автор использует зеркальную композицию. Прослеживается симметрия некоторых образов и эпизодов, которые несут идейный смысл.
Например, Чехов описывает способ передвижения героя. Сначала юноша бодро ходит пешком на дальние расстояния, так как собственной брички пока не имеет. Процесс не напрягает молодого человека, он что-то напевает, не устает, готов пройти еще большие расстояния. Затем у доктора появляется «пара» и кучер Пантелеймон.
Старцев по-прежнему преодолевает небольшие отрезки пути пешком. Например, оставляя кучера во дворах, идет до кладбища, надеясь на встречу с возлюбленной. Чем дольше живет Дмитрий в уезде, тем шире разрастается его практика. Улучшается бричка, которая становится символом финансового положения мужчины. Полнеет и грубеет герой, те же метаморфозы происходят с кучером.
Особенности композиции помогают читателю отследить перемены, происходящие со Старцевым.
Главные герои и их характеристика
Рассказ не отличается большой полифонией образов. Главные герои произведения: доктор Старцев и семья Туркиных.
О Дмитрии Ионовиче нам известно, что он «дьячковский сын». А значит из небогатой, но интеллигентной семьи. Выбор профессии у таких детей редко бывает добровольным. Но Старцев не идет по стопам отца. Он хочет лечить людей, помогать им.
Дмитрий Ионович – маленький человек. Но не такой, как гоголевский Башмачкин или чеховский Червяков. Старцев – человек с амбициями, которые в конце сводятся к жажде наживы. Даже в юности, влюбленный герой думает не только об избраннице, но и о приданом.
Внешность героя заурядная. Он не обладает наружной красотой. Но и неприятного о его внешности не сказано ничего. Только полнеет со временем.
Этапы из жизни Ионыча раскроет таблица.
Этапы жизни, возраст героя | Описание |
После получения медицинского образования. Около 25-ти лет. | Полон надежд, энергии. Мечтает о любви, женитьбе. Беден. Много ходит пешком. Своих лошадей не имеет. Любит свою работу. Хочет помогать людям. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания. |
Через год. Повторное посещение семьи Туркиных. | Испытывает любовь. Восхищается Котиком. Страдает, что чувства безответны. Едет на кладбище в надежде на свидание, хотя понимает, что это безрассудство. Предпринимает попытку объясниться в чувствах, сделать предложение. Получает отказ. |
Спустя 4 года, когда Котик вернулась из консерватории. Доктору около 30 лет. | Немного пополнел. Приобрел практику в городе. Обзавелся тройкой с бубенцами. Холоден к Екатерине, но еще теплится живой огонек в душе, который вскоре гаснет. |
32 34 года | Обыватели раздражают разговорами, глупостью, ограниченностью мышления. Поэтому он играет в винт, молча закусывает и выпивает. Толстеет герой и кучер. |
Спустя несколько лет. Возраст 36 40 лет. | Событий нет. Имеет большую практику в городе, но не отказывается от земской. Продолжает толстеть. Испортился голос, так как горло заплыло жиром. Все сводится к быстрому приему больных, накоплению денег и покупке недвижимости. |
Список героев продолжает Екатерина Ивановна Туркина. Это юная барышня. Дмитрия она поражает контрастом внешности: детским выражением лица и сформировавшейся женской фигурой. Героиня обычная девушка для своего города. Как все барышни, много читает, играет на рояле, мечтает о поступлении в консерваторию.
Она привыкла, что ее шумные, сложные фортепианные пассажи хвалят родители и гости. Поэтому возомнила себя талантливой пианисткой с большим будущим. Котик не приняла предложение Дмитрия. Она была уверена, что станет артисткой. И не хотела связывать себя узами брака. Но спустя четыре года мечты рассыпались. Героиня жалеет о поспешном решении.
Семья Туркиных знаменита в своем городе. Они считаются самыми интеллигентными, талантливыми, гостеприимными. Даже живут рядом с губернатором.
Глава дома – Иван Петрович сыпет плоскими шутками, остротами. И даже изобрел собственный язык, практикуясь в остроумии. Но анекдоты всегда одни и те же. В театральных сценках он всегда играет старых генералов, смешно кашляет.
Вера Иосифовна – супруга Иван Петровича, мать Котика. Дама пишет повести, романы. Литературные экзерсисы героини совершенно бездарны. А также не имеют ничего общего с действительностью, что напрягает молодого гостя.
Таким образом, в семействе у каждого свой «талант». Гости в восторге, ведь иных развлечений в городе нет. Тем более, что их ждет вкусный ужин.
Как пишется и что это такое тавтология
Основная мысль произведения
Основная мысль «Ионыча» в духовном обнищании человека под воздействием среды. Жизненный путь Старцева вызывает противоречия в оценке. С одной стороны, герой стал богаче, приобрел широкую практику как в земстве, так и в городе. Приобрел несколько домов, солидный счет в банке. И кому-то может показаться это прогрессом.
С другой – мужчина деградировал как личность. Ионыча интересуют лишь деньги. Он груб, бестактен с пациентами, хотя стал неплохим врачом. И бывает приглашен на консилиумы.
Автор не дает жесткой оценки. Писатель предлагает задуматься, сделать вывод самому читателю.
Темы и проблемы
Чехов поднимает несколько проблем в своем тексте. В первую очередь, это духовное оскудение человека. Молодой, энергичный доктор, стремившийся к идеалам, заканчивает жизнь грубым мещанином.
Автор раскрывает тему быта уездного города. Чехов обращает внимание на праздный образ жизни помещиков, мнимое благочестие.
«Ионыч»: краткое содержание и анализ произведения
Кадр из фильма «В городе С.» по мотивам рассказа «Ионыч»: YouTube/LFV
Рассказ «Ионыч» хоть и не самое знаменитое произведение Антона Павловича Чехова, но хорошо раскрывает манеру его письма. Идеи автора, особенности его персонажей и фирменная красочная речь — все это можно найти в рассказе «Ионыч». Краткое содержание и анализ произведения познакомят с творчеством писателя и помогут подготовиться к уроку литературы.
«Ионыч»: краткое содержание
Отличительной особенностью творчества Антона Чехова всегда были яркие, неординарные характеристики героев.
Тонкое мастерство слова позволяло писателю создавать такие образы, чтобы без лишних слов высмеять недостатки общества и изложить свои идеи. Образцовое в этом плане произведение, которое создал Чехов, — «Ионыч».
Краткое содержание рассказа познакомит с его героями и сюжетом, а также станет основой для анализа авторского посыла:
Антон Павлович Чехов: «Ионыч» вкратце
Гости провинциального города С. находили его очень скучным. Но сами жители утверждали, что в нем есть много интересного: театр, библиотека, клубы, а также талантливые, образованные личности, с которыми приятно пообщаться на любые темы. Семья Туркиных относилась к их числу:
- Отец семейства Иван Петрович был статным мужчиной и любил много шутить. Зачастую устраивал для гостей спектакли и сам в них играл.
- Его жена, Вера Иосифовна, писала романы и каждый раз зачитывала их гостям.
- У супругов была дочь Екатерина, которую родители ласково звали Котик. Девушка играла на рояле и много читала.
Туркины с удовольствием принимали гостей. Однажды получил приглашение и главный герой рассказа — Дмитрий Ионович Старцев.
Молодого доктора Старцева назначили земским врачом в селе, расположенном неподалеку от города С. Всю зиму он увлеченно работал и к Туркиным смог зайти лишь весной. Ему понравилось быть их гостем: Иван Петрович весь вечер веселил, Вера Иосифовна зачитывала свои произведения, а юная Котик играла на рояле. Вот что Старцев узнал о девушке тем вечером:
- В гимназии она не училась: родители приглашали преподавателей на дом, чтобы оградить дочь от пагубного влияния сверстников.
- Котик мечтала поступить в московскую консерваторию, хоть мама возражала.
В целом Туркины показались Старцеву людьми культурными и занятными. Он был не против побывать у них снова, но за год так и не нашел времени из-за работы. Однажды доктору написала Вера Иосифовна: она страдала мигренью и просила о помощи. Старцев ее вылечил, после чего женщина стала нахваливать его своим гостям.
Антон Чехов: Ионыч влюбился
Доктор все чаще стал бывать у Туркиных, но не из-за мигрени Веры Иосифовны, а ради юной Екатерины. Старцев восхищался ею:
- Котик была свежа и грациозна;
- казалась умной не по годам, хоть иногда могла рассмеяться не к месту или сделать нелепое замечание.
Кадр из фильма «В городе С.»: YouTube/LFV
Доктор безуспешно искал возможности остаться с девушкой наедине. Однажды она позвала Старцева на свидание… на кладбище. Понимая, что это розыгрыш, молодой человек все равно пошел на встречу с возлюбленной и долго бродил в одиночестве.
На следующий день Старцев решил сделать Котику предложение. Сидя у парикмахера, доктор размышлял:
- о том, что придется отказаться от службы в деревне и переехать в город;
- о приданом;
- о том, что Котик избалована и не подходит ему (но эти мысли прогонял).
Но свидания не случилось: девушка ехала на танцы. Старцев вызвался подвезти и в дороге поцеловал девушку, но та была холодна. Вечером доктор пришел в клуб, где танцевала Котик, и позвал ее замуж. Но Екатерина отказала: девушка не хотела связывать себя узами брака, а мечтала уехать и сделать музыкальную карьеру.
Отказ не на шутку задел самолюбие Старцева: он не находил себе места, жалел себя и свои безответные чувства. Полегчало, когда доктор узнал, что Котик уехала в Москву на учебу.
Краткий пересказ: Ионыч спустя несколько лет
Прошло четыре года, изменился и Старцев. Ионыч проживал скучную жизнь:
- работал в основном в городе, а в деревне почти не появлялся;
- располнел;
- Туркиных старался избегать: с этими «обывателями» не поговоришь на умные темы;
- на званых вечерах был молчалив и скучен;
- из культурной программы в жизни Старцева была только карточная игра в винт;
- главным удовольствием доктора были деньги.
Кадр из фильма «В городе С.»: YouTube/LFV
Однажды Старцеву пришло приглашение от Туркиных: Вера Иосифовна и Екатерина хотели видеть его на званом ужине. Поразмыслив, доктор решил ехать. Казалось, с их первой встречи семейство ничуть не изменилось. «Бездарные» Туркины стали раздражать Ионыча.
Котик, которая теперь стала Екатериной Ивановной, уже не очаровывала героя. Она утратила былую свежесть, юность и грацию. Но сама Екатерина в полном Старцеве видела все того же молодого доктора и всячески искала его внимания.
Когда Ионыч остался с ней наедине, прошедшие чувства на миг затеплились в его душе. Старцев стал жаловаться Екатерине на жизнь, но та ответила, что у героя есть благородная работа, а вот она жалеет о своем выборе.
Пианистка из нее не вышла, и она все время вспоминала о Старцеве. Но ему это не было интересно: деньги доставляли ему куда больше удовольствия. У Туркиных доктор больше не появлялся, хоть Екатерина и просила о встрече.
Развязка истории: Старцев окончательно стал Ионычем
Через несколько лет жизнь Старцева почти не изменилась:
- он еще больше растолстел;
- стал раздражительным, часто кричал на пациентов;
- на земскую службу времени не хватало, но из жадности Старцев ее не бросал;
- в городе нажил несколько имений;
- не женился, днем работал, вечером играл в винт.
У Туркиных все было по-прежнему. Екатерина Ивановна тоже не вышла замуж. Она жаловалась на здоровье и каждую осень ездила с мамой в Крым.
«Ионыч»: анализ произведения
Антон Чехов — сторонник реализма в литературе. Поэтому в произведениях писатель поднимал реальные проблемы, которые замечал в обществе своего времени. В рассказе «Ионыч» герои, прописанные автором ярко и живо, эти проблемы и олицетворяют. Раскрыть их поможет анализ произведения:
Кадр из фильма «В городе С.»: YouTube/LFV
История написания
Чехов написал рассказ «Ионыч» в 1898 году, за несколько лет до своей кончины. Это произведение представляет зрелое творчество писателя и поднимает вопросы, которые больше всего его волновали.
Исследуя записные книжки Чехова, литературоведы пришли к выводу, что в ходе написания рассказа автор поменял не только героев, но и свой замысел:
- Изначально Чехов хотел изобразить семью Филимоновых, но позже они были заменены Туркиными.
- Основным мотивом произведения стала не ограниченность семейства Туркиных (как в первоначальном варианте), а деградация главного героя Старцева.
Тема и основная идея
Проблематику рассказа «Ионыч» рассмотрим на двух уровнях:
Духовное разложение личности
В начале произведения Старцева автор представляет как молодого, трудолюбивого и целеустремленного врача. Он всего себя посвящает службе, горит ею. Однако по мере повествования его образ постепенно деградирует:
- Планируя сделать Котику предложение, доктор думает не о любви, а о приданом.
- Далее Старцев находит счастье не в работе и любви, а в деньгах. И уже рад, что не женился.
- В конце рассказа жизнь Ионыча становится однообразной и бессмысленной. Меняется и его внешний облик: он становится толстым и угрюмым.
Эту тему подчеркивает и название рассказа: Ионыч — конечная стадия деградации Старцева. Автор намекает, что он ассимилировался в городе скучных людей, уподобился большинству и утратил прежнее уважение.
Влияние общества на личность
По мнению автора, именно социум ставит человека в такие рамки. Жизнь общества так же однообразна: в нем нет места высоким целям и духовному развитию, всех интересуют лишь светские выходы и званые ужины, деньги и почет. Противостоять этой «обыденщине», как считает Чехов, крайне сложно. Поэтому многие деятельные, талантливые люди «погибают» под гнетом общественных ценностей.
- Писатель четко определяет точку, когда окончательно пал Ионыч. Цитаты иллюстрируют этот момент:
- ***
- «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».
- ***
- «Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».
Туркины вдруг начинают казаться Старцеву никчемными, неинтересными людьми. На самом же деле они не изменились, но в герое произошла окончательная перемена.
Конфликт личности и общества — излюбленный мотив русских писателей. Но форма, в которой каждый из них подает эту проблему, уникальна и по-своему глубока. Один из оригинальных аспектов осмысления этой темы представлен в рассказе Чехова «Ионыч».
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1885977-ionyc-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/
Анализ рассказа «Ионыч» А. П. Чехова
Рассказ Чехова «Ионыч» был написан в тысяча восемьсот девяносто восьмом году. Идея рассказа пришла к Чехову после того, как он вернулся в Мелихово после своего лечения во Франции в мае того же года. Впервые опубликован был этот рассказ в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива», который издавался с конца девятнадцатого и примерно до середины двадцатого веков.
Замечание 1
Об истории написания этого рассказа ходит много споров. Некоторые литературоведы приходят к выводу о том, что замысел этого рассказа неоднократно менялся самим автором. Это прослеживается в сюжетной линии рассказа.
Анализ данного произведения можно условно разделить на несколько частей. К первой части относится описание характеров и внешности героев, композиция самого рассказа, а также его жанровая уникальность. Ко второй же части мы можем отнести темы и их функции в аспекте всей русской литературы того периода, а также место рассказа, занимаемое им в творчества Антона Павловича.
Итак, выделим следующие характерные особенности и отличительные черты данного рассказа.
Герои рассказа. Главным героем рассказа данного произведения А. П. Чехова является Дмитрий Ионович Старцев, впоследствии просто – Ионыч. По профессии он – врач, который любит свою работу, посвящает ей достаточно много времени. Можно сказать, что работа приносит ему удовольствие.
Все свое свободное время Дмитрий посвящает пациентам, даже ни с кем не общается помимо них. Он живет в городе С. – название, достаточно характерное для произведений девятнадцатого века. Еще одними героями выступает семья Туркиных – самая образованная в городе С., по мнению горожан.
Самыми образованными и культурными они считаются потому, что отец, глава этой семьи, Иван Петрович очень остроумен, жена его, Вера Иосифовна пишет романы и мемуары, а дочь – Екатерина Ивановна – играет на фортепьяно.
Конечно, если копнуть глубже, то выясняется, что шутки Ивана Петровича довольно-таки скучны, романы его жены – однообразны, неправдоподобны, а дочь-то и не так уж хорошо играет. Однако, сама семья Туркиных этого не замечает, постоянно хвастаясь своими достижениями перед всем городом.
Сюжет рассказа. Его можно назвать очень простым, ненавязчивым. История этого рассказа довольно характерна для того времени. В «Ионыче» А. П. Чехова читатель может наблюдать деградацию личности и культуры в человеке, а, как следствие, падение его нравственных идеалов и ценностей.
Дмитрий Ионович Влюбляется в Катю, даже делает ей предложение, однако, Екатерина Ивановна отвечает резким отказом. Дмитрий Ионович шокирован, его глубоко ранил и возмутил отказ, однако, вскоре это забылось.
Далее, жизнь Ионыча протекала весьма скучно, он располнел, разочаровался в людях и в Катерине Ивановне – она ему теперь казалась неинтересной, уставшей женщиной. Он решил, что правильно сделал, что не женился на ней в молодости. Еще через несколько лет Ионыч и стал Ионычем – грубым, некультурным, не желающим развиваться ни внешне, ни внутренне.
Он перестал хотеть чего-либо кроме своего комфорта, сытости и богатства. Можно сказать, что к финалу рассказа произошла полная деградация личности Дмитрия Старцева – молодого доктора из провинции.
Композиция рассказа. Композицию рассказа Антона Павловича Чехова «Ионыч» можно назвать линейно развивающейся, логичной и последовательной. Здесь нет нескольких одновременно развивающихся линий, он не осложнен различного рода сюжетными вставками. Сам рассказ небольшой по объему.
Линии и мотивы. Как уже говорилось в предыдущем пункте, в данном рассказе Чехова нет сложного по композиции, однако, основная идея дополнена, а точнее, взаимосвязана с любовной линией. Подразумевается, конечно, любовь Дмитрия Старцева к Екатерине Ивановне.
Таким образом, мы рассмотрели основные аспекты и разделы рассказа Антона Павловича Чехова «Ионыч», которые необходимы для анализа данного произведения.
Тема и мотивы данного рассказа
Итак, второй частью анализа данного произведения можно считать выделение мотивов и общего смысла. Темой данного произведения можно назвать обесценивание жизненных идеалов, предпочтение скучного «болота» комфортной жизни.
В этом рассказе мы можем постепенно наблюдать полную духовную и нравственную деградацию героя. Что сделало его таким? Ответ на этот вопрос довольно непрост.
Причин, на самом деле, множество: начиная от окружения, заканчивая собственными разбитыми амбициями человека.
В этом городе, где самыми культурными считались люди довольно простые и скучные, сложно было не «погаснуть» духовно – главный герой не выносит этого общества, а вскоре и сам становится таким же.
Основным конфликтом в данном произведении является конфликт: общество – человек. Однако, по развитию сюжета герой не побеждает в этом конфликте, а уподобляется обществу, ассимилируется с ним.
Значение данного рассказа в творчестве Антона Павловича Чехова следующее:
- Это произведение в творчестве Чехова принадлежит к целому циклу подобных рассказов, основной темой которых является столкновение нравственности и духовных идеалов человека с реальным миром, в котором ценится только комфорт и богатство.
- Данное произведение несет в себе поучительную функцию, а также имеет ярко выраженный философский подтекст. Оно содержит в себе упрощенный вопрос: что лучше, отречься от великих идеалов в пользу собственной выгоды или идти своей, уникальной дорогой, принося пользу людям?
- Данный рассказ имеет также ярко выраженное социальное значение – ведь в нем упоминается о загнившем и развращенном обществе, представители которого грубые и необразованные. Так, в этом произведении читатель может наблюдать гибель личности, яркой, умной, среди грубиянов и лицемеров.
«Ионыч» анализ произведения Чехова – проблематика, вывод, смысл названия рассказа
В рассказе «Ионыч» Чехов со свойственным ему мастерством говорит о деградации личности, о пошлости обыденной жизни. Особо остро автор ставит вопрос о влиянии общества на отдельно взятого человека. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения.
Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.
- Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
- Ильиной Галиной Сергеевной.
- Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.Год написания – 1898 г.
История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.
Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.
Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя.
Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.
Жанр – рассказ.
Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.
История создания
В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.
После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Ионыч»
- для самых компанейских — Главные герои «Ионыч»
- для самых занятых — Читательский дневник «Ионыч»
- для самых крутых — Читать «Ионыч» полностью
Тема
Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев.
На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя.
Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.
Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение.
Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию.
Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.
Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.
Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.
Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения.
Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов.
В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.
Смысл названия книги Ионыч
В начале произведения читатель узнает имя главного персонажа – Дмитрий Ионыч Старцев. Волевое «Дмитрий» превращается в вялое, мягкотелое «Ионыч» в течение небольшого количества времени. В своей беспристрастной манере Чехов рассказывает эволюцию имени Старцева.
Лет 10 назад в уездный город приезжает молодой врач, чем-то напоминающий самого писателя: тонкий, наблюдательный, думающий. Дмитрий энергичен, влюблён в жизнь и с легкостью обходится без лошадей и прислуги.
Его тяготит пустота и обыденность окружающих. Только с Екатериной Ивановной Туркиной, девушкой интеллигентной и творческой, Дмитрию легко и приятно общаться.
Доктор делает предложение руки и сердца своей возлюбленной, получая категорический отказ.
Дальнейшая жизнь Старцева складывается хоть и благополучно, но все больше по инерции. Обмякнув и духовно ожирев, он становится таким же обывателем – пустым и пошлым.
Для жителей города (презираемых и мелких) «надутый поляк» становится своим – поверхностным, понятным толстяком-брюзгой «Ионычем».
Отчество главного героя становится его характеристикой: как человек, теряя волю и желание бороться, смиряется с обстоятельствами и обыденностью мещанства.
Композиция
Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.
Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.
Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.
В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.
В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.
В финале мы видим, что доктор Старцев превратился в Ионыча. Это уже не молодой и амбициозный врач с благородными порывами, а обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая удовольствие в богатстве и обедневшая морально. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это и есть признак духовной деградации.
«Ионыч». Анализ рассказа Чехова
5
(3)
Литературное направление
Рассказ «Ионыч» Чехова создан в соответствии с принципами реализма. «Ионыч» — это реалистический психологический рассказ, раскрывающий проблемы духовной деградации личности, влияния среды на человека.
Жанр произведения
- Рассказ близок к повести.
- Общественные проблемы раскрываются через детали повседневной жизни.
- Характер героя показан в развитии
З. Тема и идея (главная мысль)
- Тема: духовная деградация личности.
- Идея: разоблачение городских обывателей, которые лишь демонстрируют свою тягу к «разумному, доброму, вечному», а на деле скучны, однообразны, застыли в своём развитии. Под влияние пошлости и меркантильности общества попадают люди душевно слабые, которые не могут и не желают сопротивляться злу.
Сюжет и композиция
В сюжете нет ничего необычного: человек с хорошими задатками и мечтами постепенно превращается в серого обывателя. Дмитрий Ионович Старцев, земский врач, в начале рассказа — прямой и искренний молодой человек.
Он дружит с семьёй Туркиных, наслаждается их домашними спектаклями, влюбляется в дочь Туркиных Екатерину… Но предсказуемого счастливого конца не будет: Екатерина отказывает Старцеву, говоря, что поедет учиться в консерваторию.
Проходит четыре года, Старцев опять приходит в гости к Туркиным, а там — всё то же самое. Прежний домашний спектакль, прежние шутки, Екатерина не уехала учиться. Старцев рад, что не женился на ней: теперь ему интересны только деньги.
Проходит ещё время, Старцев становится толстым, в городе его зовут запросто — «Ионыч». Его жизнь становится однообразной и скучной.
- Завязка
- Приезд и знакомство молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева с семьёй Туркиных, самой образованной и талантливой в городе.
- Кульминация
- Признание Старцева в любви Екатерине, её отказ.
Сочинение-описание картины Осенний день. Сокольники Левитана
- Развитие событий
- Постепенная деградация доктора Старцева.
- Развязка
- Последнее объяснение доктора с Екатериной, духовное и физическое падение Старцева (отвергает девушку, обрюзг, стал меркантилен и безучастен, любит пересчитывать деньги).
Художественные особенности
Приём повторяющихся описаний и деталей (одни и те же сцены в доме Туркиных, доктор Старцев и кучер Пантелеймон). Приём зеркальности во взаимоотношения Старцева и Котика.
Современное прочтение произведения и его значение
Сегодняшняя жизнь дает очень много конкретных примеров подобной деградации.
До этого рассказа мы видели, как Чехов осуждал паразитизм, жизнь за чужой счет, считая, что этот образ жизни уродует душу человека, ведет к духовной смерти.
А в рассказе «Ионыч» ситуация иная: человек работает, не жалея себя, забыв про отдых, но все это он делает ради наживы. Такой образ жизни и мыслей тоже ведет к духовной смерти, к оскудению личности.
Рассказ «Ионыч» состоит из пяти глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев — в первых главах и по прозвищу Ионыч — в последней.
В последней главе автор показывает нам, насколько изменился Старцев не только внешне, но и внутренне. Он потерял всякое уважение к людям, он бесцеремонен, когда обходит дом, назначенный к торгам, когда кричит на пациентов и стучит палкой в пол.
Десятиклассники хорошо понимают, зачем он купил два дома и присматривается к третьему. Но на вопрос, совместимы ли труд врача и коммерция в том виде, что показана через Ионыча, не все могут ответить, так как нынешние дети не видят минусов в таком союзе.
А Чехов еще в 90-е годы XIX века заставлял думать об активной гражданской позиции, об ответственности человека за свой труд, профессию, место в жизни и обществе.
Это хорошо понимал Горький и писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни … » Рассказ «Ионыч» актуален по всем статьям. Труд врача и нажива — понятия несовместимые.
Так должно быть, хотя обратных примеров наша сегодняшняя жизнь дает много. Отсюда и равнодушие, доходящее до бездушия, черствость — до жестокости, грубость до хамства. В эпоху нынешних перемен можно увидеть все, и задача учителя состоит в том, чтобы ученики поняли и оценили не только героя, не только его принципы, но и соотнесли бы с тем, что встречается в жизни все чаше и чаще.
5 / 5. 3
.