Смысл рассказа горе от ума грибоедов

История создания история написания комедии горе от ума начинается за пределами россии. так что грибоедов остался в тифлисе после дипмиссии.

История создания

История написания комедии «Горе от ума» начинается за пределами России. Так что Грибоедов остался в Тифлисе после дипмиссии. Изначально писатель был основан на разговоре со своим давним знакомым, который рассказывал ему о жизни дворян в Москве. Однако идея игры не давала Александру Сергеевичу покоя. Он продолжал писать произведения в России на основе личных бесед с представителями русской знати.

смысл комедии горе от изобретательности

Грибоедов в своей пьесе высмеивал дворян XIX века. На тот момент это стало проблемой, поэтому работа была неоднозначно воспринята обществом. Интересен тот факт, что из-за образа Софии и негативной коннотации, придаваемой дворянам, при жизни автора произведение ни разу не ставилось.

На написание комедии Александра Сергеевича натолкнула случайность, случившаяся с ним по приезду в Санкт-Петербург. Когда писатель был на аристократическом собрании, он в глубине души возмутился высказываниями присутствующих о иностранном госте. Грибоедов выразил возмущение окружающим, для которых они считали его сумасшедшим.

Этот слух так быстро распространился по городу, что на следующий день знакомые писателя приехали к нему в гости и поинтересовались его здоровьем.

Главные герои

Мы написали отдельную статью о героях произведения: главных героях «Горе от ума».

Значение названия

Чтобы понять, почему произведение получило такое название, необходимо разобрать жизненный путь Александра Чацкого. У главного героя разум, который мешает ему жить и отнимает у него все общепринятые блага. Чацкий любит Софию, но предпочитает строить отношения с глупым и самодовольным Молчалиным.

Беда из разума, это

Также главный герой не может подниматься по карьерной лестнице, потому что не хочет идти против своего мировоззрения. У него нет таких же стремлений и мыслей, как у окружающих. В этом смысл названия спектакля «Горе от ума».

Также в названии автор хотел показать две стороны русского дворянства. Дворяне хотели казаться умными, но в то же время отрицали науку и искусство.

Они думали только о своем материальном положении, а не о своем развитии.

Мировоззрение главного героя

Смысл рассказа горе от ума грибоедов

Чацкий — представитель «нынешнего века». Он ценитель свободы, по каждому вопросу имеет собственное мнение и не боится его высказывать. Разочарованный равнодушием Софии, Александр Андреевич вступает в полемику с окружающими его «фамузианцами» и гневно осуждает их жадность, лицемерие, невежество и ничтожество. Как истинный патриот России, он осуждает «засилье плохих дворян» и не желает иметь с ними ничего общего. На предложение Фамусова жить «как все» Чацкий отвечает решительным отказом. Александр Андреевич признает необходимость служить Отечеству, но проводит четкую грань между «служением» и «служением». Он считает, что это различие принципиально. Смелые монологи Чацкого кажутся местному светскому обществу настолько возмутительными, что его безоговорочно признают безумным.

Александр Андреевич — центральный персонаж произведения, поэтому характеристике его образа посвящен более чем серьезный и подробный анализ. «Горе от ума» Грибоедова рецензировали В.Г. Белинский, И.А. Гончаров, А.А. Григорьев и другие выдающиеся писатели XIX века. А отношение к поведению Чацкого определяло, как правило, характеристики всего произведения в целом.

Характеристика Молчалина

Живая «картина нравственности» представлена ​​в спектакле «Горе от ума». Анализ героев труда заставляет обратиться к самому тихому и незначительному из них — Алексею Степановичу Молчалину. Этот персонаж отнюдь не безобидный. Своим раболепным подобострастием он успешно пробивается в высшее общество. Его мелкие таланты — «умеренность и точность» — дают ему пропуск в фамусианскую гвардию. Молчалин — стойкий консерватор, который зависит от мнения других и поддерживает «всех людей без исключения». Как ни странно, это помогло ему завоевать расположение Софии. Люблю Алексея Степановича без памяти.

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещаются наиболее острые проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема образования и т.д., жюри, цензура и институты.

Не менее важные для драматурга нравственные аспекты рождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как лучшие качества человека гибнут под натиском «семейного общества». Например, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе у него никогда не получится. Поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драме: оно отражает реальные конфликты и немыслимые жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в стиле классицизма: соблюдение трех частей, наличие громких монологов, говорящие имена персонажей и т.д. Контент реалистичный, поэтому спектакль до сих пор раскуплен во многих театрах России. Герои не олицетворяют порок или добродетель, как это было принято в классицизме, они разнообразны автором, их герои не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого дураком или излишне импульсивным героем. София не виновата в том, что за время своего долгого отсутствия она полюбила того, кто был близок, а Чацкий тут же обижается, ревнует и истерически осуждает все вокруг только за то, что его забыла его возлюбленная. Вспыльчивый и сварливый персонаж не рисует главного героя.

Стоит отметить разговорный язык игры, где у каждого персонажа свои речевые шаблоны. Эта идея усложнялась тем, что произведение было написано стихами (ямб разное положение), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Еще в 1825 г писатель В. Ф. Одоевский констатировал: «Почти все строки пьесы Грибоедова стали пословицами, и я часто слышал в обществе, все разговоры которых были большей частью строками из« Горе от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и самодовольную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «насмешливый», что означает грубое поведение в обществе.

Тема

В комедии «Горе от ума» анализ произведения позволяет выделить многие темы, затронутые автором. Актуальные проблемы того времени, поднятые Грибоедовым, были встречены цензурой враждебно. Основная тема «Горе от ума» — пороки общества, которые пустили глубокие корни и расцвели в ярких красках. Лицемерие и бюрократизм, высокомерие и уважение к чину, любовь к иностранцу — все это происходит в пьесе Грибоедова.

Главная проблема — противостояние «новой» и «старой» жизни, извечный конфликт поколений, в котором Фамусов является представителем старого образа жизни, а Чацкий — приверженцем новых точек зрения.

В этом смысл имени «Горе от ума» — в то время прогрессивно мыслящий человек, борющийся за новую жизнь, широко и всесторонне мыслящий, для обычных людей, придерживаясь старого стиля, он был дурак, человек с причудами. Для знаменитостей и неразговорчивых одним из таких представителей, страдающих «остроумием», является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея игры уже заложена в ее название. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативной знати, а общество обвиняет его в безумии. Легче обвинить безумие, чем изменить свою тихую мещанскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, потому что это затронет не только личный мир каждого, но и общество в целом, затронув многие другие сферы жизни. Необходимо будет пересмотреть национально-культурные, бытовые и политические вопросы, изменить всю структуру жизни.

Суть пьесы

Молодой дворянин Александр Чацкий долгое время жил за границей. Однако давняя любовь заставляет его вернуться на родину. Герой решил посетить дом Фамусовых, где жил в детстве.

Значение названия комедии неприятностей от ума

По прибытии Чацкий вступает в конфликт со всем окружением Фамусова. Александр сообщает Павлу Афанасьевичу, что хочет жениться на его дочери Софье. Фамусов возражает и считает, что его дочь может выйти замуж только за богатого человека, который достоин называться дворянином. Но София уже нашла себе избранника, Молчалина, которого интересовало только материальное положение отца.

Когда Чацкий раздражает Софью своим поведением, его объявляют сумасшедшим в доме Фамусовых. Слухи об этом быстро распространились по городу.

После танца девушка разоблачает Молчалина, а Чацкий, оскорбленный и униженный, уезжает из того места, где он рос и воспитывался.

Философия московского барина

Смысл рассказа горе от ума грибоедов

Намного умнее Чацкого автор комедии «Горе от ума». Она предлагает начать анализ действий Софии с понимания среды, в которой она росла и формировалась как личность. Прежде всего, это общество характеризует Фамусов, отец главного героя. Это обычный московский мастер. В его характере преобладает смесь патриархата и тирании. Не обременяет себя заботами на службе, хотя и занимает серьезное место. Его политические идеалы сводятся к простым мирским радостям: «получать призы и веселиться». Идеал Фамусова — человек, сделавший карьеру. В этом случае деньги не имеют значения. Слова Петра Афанасьевича часто расходятся с фактами. Например, он хвастается «монашеским поведением», но сначала активно заигрывает с Лизой. Это главный оппонент искреннего и ярого Чацкого.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — это комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьесу нельзя отнести исключительно к жанру комедии. В первую очередь нужно обратить внимание на окончание работы — это трагично. Сегодня принято определять «Горе от ума» как драму, но в XIX веке такого разделения не было, поэтому ее назвали «высокой комедией» по аналогии с высоким и низким спокойствием Ломоносова. В этой формулировке есть противоречие: только трагедия может быть «высокой», а комедия по умолчанию — тихой «низкой». Шоу не было уникальным и типичным, оно было вырвано из существующих театрально-литературных штампов, поэтому было так оценено как современниками, так и нынешним поколением читателей.

Тематика комедии

Особого внимания заслуживает разнообразие тем в произведении «Горе от ума». Тема книги охватывает аспекты, актуальные и по сей день:

горе изобретательности смысл произведения

  1. Тема лишнего человека занимает центральное место в комедии. Образ Чацкого становится отражением людей, слишком хороших для Российской Империи. Взгляды главного героя не приняли представители знати. Когда он попытался передать их в массы, его описали как сумасшедшего. Но Александр не разочаровался в себе, поэтому он всегда может вернуться на родину и победить общество Фамуса.
  2. Семейная тема. Автор показывает дворянский род как рассадник лжи и взаимной ненависти. Павел Фамусов не думает о мнении дочери, для него главная цель — удачно жениться на ней. Когда старый Фамусов узнает о романе Софьи с Молчалиным, его волнует только ее репутация. Но девочка не особо интересуется жизнью отца и старается от него дистанцироваться.
  3. Тема мечты. Грибоедов считал, что мечтать могут только искренние люди. Софья мечтала о взаимной любви, а Чацкий хотел исправить этот мир к лучшему. Но все их мечты были отделены от реальности, поэтому оба героя потерпели неудачу. Софию обманом заставили обмануть Молчалина и Чацкого, оскорбили и отвергли, сбежали из дома Фамусовых в другом городе.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликтов: частный (любовная драма) и публичный (противостояние старого и нового времени, «знаменитого общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, можно утверждать, что в произведении присутствует романтический конфликт между личностью (Чацкий) и обществом (Фамусовское общество).

Один из строгих канонов классицизма — единство действия, предполагающее причинную связь между событиями и эпизодами. В «Горе от ума» эта связь уже значительно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего существенного не происходит: герои ходят то тут, то там, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразное. Однако динамика и драматизм устанавливаются именно в диалогах персонажей, спектакль в первую очередь нужно слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции в том, что она построена по канонам классицизма, количество актов с ней не совпадает.

Если комедии писателей конца XVIII — начала XIX веков освещали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный образ жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, воинственность, жестокость и бюрократическая инерция — все это реалии Российской Империи. Московское дворянство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в бизнесе олицетворяет Фамусов, скучный военный карьеризм и тупую совесть — Скалозуб, холопство и лицемерие бюрократии — Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми видами «общества Famus» и видят, что их сплоченность является результатом солидарности порочных людей. Многогранная и разнообразная клика впитала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которые общество привыкло обожать и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в повторах актеров (законодательница нравственности княгиня Марья Алексевна, автор «образцовой чуши» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Прототипы героев

Мудрец Литрекон нашел прототипы героев «Горе от ума» и для вашего удобства представил их в таблице.

герой прототип оправдание
чацкий прогрессивный философ П. Чаадаев 1) сходство фамилий

2) судьба: царь признал безумного философа за трактат о свободомыслие «Философские письма».

3) мнения и принципы очень схожи, особенно по вопросу крепостного права

известный дядя Грибоедов Алексей Федорович сам автор написал произведение «Характер моего дяди» и обозначил все те принципы и характеристики, которые характерны для его героя.
тихий несколько полдня служил секретарем опекуна и очень любил навещать гостей для покровительства. Об этом говорили современники Грибоедова — А. Н. Веселовский, В. В. Калла.
софия сестра грибоедова софия алексеевна об этом писали современники Грибоедова, знавшие характер девушки.
пуховик полковник Шварц основные черты этого исторического персонажа вполне подходят для описания фугу это грубый и невежественный солдат, который благодаря покровительству получил контроль над Семеновским полком и организовал там жесткую систему телесных наказаний.
горичев и и. Огарев, друг Грибоедова согласно легенде, писатель сам посетил друга и признался ему, что написал о нем в книге.

Чему учит?

Автор комедии «Горе от ума» превозносит разум и благородство, осуждает невежество и пошлость. Его вывод прост: мы должны избавиться от плохих традиций, которые тянут страну в пропасть.

Это учит нас, что благородный человек обязан бороться за свои идеалы и никогда не сдаваться, несмотря на недопонимание и трудности. Мораль пьесы «Горе от ума» очевидна: нужно твердо стоять на своей позиции, если она отвечает требованиям морали и справедливости.

Жанр

определить жанр «Горе от ума» одним словом невозможно. Мнения критиков при такой жанровой оригинальности произведения сильно расходятся в своих оценках. Пьеса Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальные и любовные конфликты идут параллельно, тесно взаимосвязаны и не приводят к логическому завершению. В обоих конфликтах каждая сторона противостоящих сил остается неубедительной, не находя понимания со стороны противника. Развитие двух конфликтов одновременно не укладывается в структуру традиционного классицизма, и вместе с тем произведение имеет ярко выраженное реалистическое начало.

Пьеса Грибоедова — одно из самых цитируемых произведений русских классиков, фразы которого стали крылатыми и разлетелись по миру, не утратив актуальности и по сей день.

Элементы классицизма в «Горе от ума»

Знаменитая комедия Грибоедова считается первой русской реалистической комедией. В то же время он сочетает в себе черты классицизма, бурно развивавшегося в эпоху романтизма и новаторского реализма. Тщательный анализ комедии «Горе от ума» показывает, что произведение соответствует основным требованиям для создания «высокой комедии.

В пьесе единство места (дом Фамусова) и времени (действие происходит в течение дня). Однако в произведении присутствуют два конфликта: любовный и социально-политический. Это означает, что единство действий в спектакле было нарушено Грибоедовым.

В пьесе присутствует традиционный «любовный треугольник» и тесно связанная система характеров: героиня, два претендента на ее благосклонность, «благородный отец», горничная-субретка и так далее. Однако Грибоедов «вдохнул» новую жизнь в своих героев. Из мультяшных комических персонажей они превратились в сложные портреты.

Александр Сергеевич наделил своих героев «говорящими» фамилиями: Скалозуб, Репетилов, Фамусов, Молчалин. При этом характеристики его персонажей выходят далеко за рамки характеристики.

Особенности сюжета, композиции произведения

Автор берет за основу сюжета день пребывания в доме московского дворянского помещика Фамусова. Именно в этот респектабельный дом утром неожиданно приезжает молодой человек Чацкий, страстно влюбленный в дочь Софьи Фамусовой. Провести весь день в доме Фамусова.

Готовые работы на аналогичную тему

400 Грибоедов А.С. «Беда от ума», краткий разбор Работа курса 260 ₽ Грибоедов А.С. «Беда от ума», краткий анализ Конспект 190 ₽ Грибоедов А.С. «Беда от ума», краткий разбор

Жанр произведения считается комедией, к тому же реалистичным: все действия происходят в определенной среде. Есть ярко выраженные атрибуты того времени: борьба карбонариев за свободу в Италии, академический комитет, взаимное обучение Ланкастера. Прототипы героев взяты Грибоедовым с натуры.

Композиция «Горе от ума» уникальна, в ней два сюжета: светский и любовный. Сначала на первый план выходит любовная линия. И он построен на привычном любовном треугольнике: есть героиня романа и две претендентки на руку и сердце. Но затем блестящая социальная линия откладывает линию любви, которая становится своеобразным каркасом для серьезного противостояния Чацкого и общества.

Элементы реализма в «Горе от ума»

Смысл рассказа горе от ума грибоедов

Во-первых, Грибоедов отказался от схематического изображения своих героев. Образы его героев и изображаемый им в пьесе «редкий образ хороших манер» иногда пугают своей достоверностью. Например, многогранность персонажа Фамусова проявляется в его диалогах с другими персонажами: он флиртует с Лизой, ласкается перед Скалозубом, читает инструкции Софии.

Однако против Чацкого в игре выступают не только конкретные представители Гвардии Фамузиан, но и весь консервативный «прошлый век». Анализ «Горе от ума» позволяет выявить в произведении множество эпизодических образов, призванных расширить картину социально-политического конфликта.

Реалистичный подход к созданию произведения проявляется и в отношении автора к главному герою. Чацкий иногда ведет себя непоследовательно и постоянно попадает в комичные ситуации из-за своего безрассудства и несдержанности. Он отнюдь не является абсолютно положительным персонажем в произведении. В конце концов, его мотивы эгоистичны. Постарайтесь завоевать любовь Софии.

Общественно-политическая тематика произведения

Комедия поднимает важнейшие проблемы жизни российского общества первой половины XIX века: ущерб чести и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы воспитания и просвещения, честного служения Родине и долгу, самобытность русской национальной культуры и тд. Грибоедов также обратил внимание на вопрос об общественно-политическом устройстве Российского государства. Все эти моральные и политические вопросы прошли через призму личных взаимоотношений персонажей.

Смысл рассказа горе от ума грибоедов

Смысл названия

У главного героя есть разум, но от этого общепризнанного блага он получает только страдание. Возлюбленная предпочитает глупого и покорного Молчалина, общество даже признает его сумасшедшим. Сам разум не позволяет Чацкому найти свое место в обществе и службе, что делает его одиноким. В этом смысл названия «Горе от ума».

Титул венчает разоблачение двойных стандартов московской знати. Внешне люди пытаются создать впечатление ума, но внутри они противостоят разуму и считают его враждебной силой.

Темы и проблемы

Темы и проблемы комедии «Горе от ума» многочисленны и актуальны по сей день:

  1. Спор поколений — Грибоедов отразил начало преобразований русского дворянства. По его словам, новое поколение русской аристократии совсем не похоже на своих родителей. Писатель считал, что новая элита, воспитанная в духе Просвещения и гуманизма, неизбежно вступит в ожесточенный конфликт с реакционерами. И хотя на тот момент Грибоедов не видел принципиальных изменений, он надеялся на долговременную победу прогрессивного лагеря.
  2. Костюмы знати — драматург изображает аристократию в самом незначительном свете. Продемонстрировать обман, пошлость и лицемерие. По его словам, те дворяне, которые составляют доминирующее общество Фамус в России, являются не чем иным, как эгоистичными паразитами, которые озабочены только удовлетворением своих потребностей и амбиций.
  3. Тема лишнего человека — Чацкий представлен в пьесе как изгой, дворянин, слишком хороший для Российской Империи. Однако в то же время Грибоедов показывает, что его герой не одинок и, главное, не разочарован своими идеями, а потому всегда имеет шанс вернуться и победить окостеневшее и порочное общество Фамуса.
  4. Семейная тема — Благородная семья в пьесе изображена как рассадник лжи и взаимной вражды. Старик Фамусов совершенно равнодушен к своей дочери, думая только о том, как удачно на ней жениться. Когда открывается роман Молчалина и Софьи, Павла Афанасьевича беспокоит только нанесение ущерба его репутации. Сама София тоже совершенно равнодушна к отцу и старается максимально от него уйти.
  5. Развитие страны — На протяжении всей истории некоторые персонажи рассказывают о своих родственниках и друзьях, которые отказались от жизни и вековой карьеры, посвятив свою жизнь науке и личному развитию. Этим Грибоедов отразил назревающие в обществе изменения, остановить которые уже не могут ни Фамусов, ни Скалозуб, ни кто-либо еще.
  6. Тема мечты — По словам Грибоедова, мечтать могут только очень искренние и открытые люди. Софья мечтала о настоящей любви, а Чацкий — о построении нового, лучшего мира. Однако писатель показывает, что мечты, оторванные от реальности и лишенные личного опыта, часто приводят человека к неудачам. Софья поддалась обману негодяя Молчалина, а Чацкий был публично пристыжен и отвергнут.
  7. Образование — Образованные люди изображаются в пьесе как образец для подражания и наделены лучшими человеческими качествами. А тех, кто отвергает науку и образование, безжалостно высмеивают.
  8. Судьба — Чацкий искренне верил, что его судьба должна быть с Софией, но жизнь оказалась слишком тяжелой и его идеалистические мечты пошли прахом.
  9. Традиции — Ярые традиционалисты и реакционеры в комедии изображаются смешными, ограниченными людьми. По традиции они лишь оправдывают свое нежелание двигаться вперед.
  10. Любовь — писатель призывает людей быть осторожными, поддаваясь чувству любви. Ведь потеряв контроль над собой, вы легко можете повторить ошибки Чацкого и Софьи.
  11. Крепостное право. На примере Лизы давайте посмотрим, как во времена крепостного права обычные люди рассматривались только как инструменты и игрушки для развлечения. Чацкий в своем монологе осуждает жестокость дворян и бесправие крестьян. Это доказывает, что для аристократии жизнь бедняков важнее судьбы животных. Они оцениваются примерно на одном уровне.
  12. Идеалы декабристов — Игра воплощает практически все идеалы тайного общества декабристов, выступавших за ослабление или даже отмену крепостного права, а также демократизацию российского общества. В творчестве Грибоедова высмеиваются феодалы и традиционалисты, идеализируется молодой боец, заинтересованный следовать за своей страной по пути прогресса.
  13. Проблема языка — Грибоедов кратко коснулся искажения русского языка, вызванного незнанием дворянства. Люди пытались заменить родной язык «помесью французского и нижегородского».

Две сюжетные линии

Смысл рассказа горе от ума грибоедов

Анализ «Горе от ума» Грибоедова позволяет выявить два идентичных конфликта в произведении. Это любовная линия, в которой Чацкий противостоит Софии, и социально-политическая, в которой главный герой встречается с обществом Famus. На первый план, с точки зрения проблем, выходят социальные противоречия. Однако личный конфликт также является важной составляющей сюжета. Ведь именно ради Софии Чацкий приезжает в Москву, а ради нее остается в доме Фамусова. Оба сюжета усиливают и дополняют друг друга. Они одинаково необходимы для проведения достоверного анализа «Горе от ума», для понимания психологии, мировоззрения, характеров и взаимоотношений главных героев пьесы.

Направление, жанр и размер

Своеобразие жанра «Горе от ума» состоит в том, что эта комедия сочетает в себе элементы сразу трех литературных течений: классицизма, романтизма и реализма.

  • От классицизма произведение получило единство действия, времени и места. Есть еще говорящие фамилии.
  • От романа до комедии есть одинокий главный герой, который морально превосходит окружающих его людей, но имеет гораздо меньшее влияние. Он вступает в сознательно проигрывающий конфликт с обществом и, потерпев сокрушительное поражение, оставляет людей искать новое место в этом мире.
  • Элементы реализма в произведении представлены большим количеством персонажей, чем в классической традиции. Автор постарался детально передать реальный мир, созданные им образы достаточно органичны и типичны. Образы персонажей основательны, и их нельзя разделить на строго положительные и строго отрицательные.

Жанр книги тоже неоднозначен. Поэтому «Литература многих мудрецов» перечислит признаки комедии в пьесе «Guai dall’ingegno» и художественные приемы автора:

  1. Комические несоответствия. Например, Фамусов, известный своим монашеским поведением, тащит за собой слугу, пока его никто не видит. О своей службе в казенном доме он говорит: «Подписано и снято с плеч». Положение героев не соответствует их действиям и словам, которых они сами, кажется, не замечают.
  2. Язык комедии «Горе от ума» характерен для этого жанра: он легкий, популярный, разговорный, полный лозунгов.
  3. Прием «Беседа глухих». Например, разговор бабушки графини с князем Тугоуховским.
  4. Традиционные для театра того времени комические роли героев: хитрый слуга, любитель героев, его несчастный противник, обманутый отец и т.д.

Моральная комедия «Guai dall’ingegno» написана ямбиком.

Проблематика произведения

При анализе стоит проанализировать вопросы работы.

Автор поднял вопросы, которые до сих пор волнуют общество:

что означает название беда из разума

  1. Судебные тяжбы между поколениями. Грибоедов попытался показать, чем старое дворянство отличается от нового. Он надеялся, что молодое поколение сможет изменить мир, полный жестокости и лжи.
  2. Мораль дворянства. Писатель показывает дворянское общество с худшей стороны. Автор считал, что общество Famus целиком состоит из разврата, лжи и жестокости. Люди, составляющие основную часть дворянства, — паразиты, удовлетворяющие только свои основные потребности.
  3. Развитие страны. Во время работы некоторые герои рассказывают о своих знакомых, которым не нужна светская жизнь, так как они решили посвятить себя науке и искусству. Такая трансформация в стране дает понять, что ни Фамусов, ни Скалозуб ничего не могут поделать с изменениями.
  4. Образование. Автор положительно относится к людям, которые занимаются образованием и хотят открыть для себя что-то новое. Отвергните благородство, высмеивающее людей науки.
  5. Судьба. Главный герой надеялся, что сможет жениться на Софии и прожить с ней счастливую жизнь. Однако его планам не суждено сбыться.
  6. Любовь. Грибоедов учит читателей, что нельзя слепо отдаться любви. Если, не задумываясь, продолжать чувства, то можно повторить ошибки Чацкого и Софьи.
  7. Идеалы декабристов. В произведении представлены традиции декабристов, выступавших за отмену крепостного права и демократизацию российского общества. Автор высмеивал дворян и поощрял мировоззрение и цели Чацкого, которые поддерживали прогресс в стране.

Основная идея

В пьесе Грибоедов показывает новую Россию Чацкого, в которой ценятся ум, благородство, честность и доброта.

Значение названия комедии Грибоедов боль от ума

На смену фамусовской России приходит ложь, пошлость, лицемерие и жестокость. Смысл пьесы «Горе от духа» — обличить пороки, ставшие приемлемыми для старой знати.

Писатель понимал, как трудно будет свергнуть фамусовскую Россию, но надеялся, что ум и честность, наконец, выйдут за пределы основных человеческих качеств.

Основная цель автора — направить читателя по пути прогресса и показать его важность для страны и народа.

Композиционные особенности

Композиция оперы «Горе от ума» соответствует стандартам классицизма. Комедию можно разделить на 4 смысловые части, каждая из которых связана со следующей по смыслу:

  1. В первой части читателям раскрываются все персонажи.
  2. Вторая часть зарезервирована для строки. Здесь возникают основные конфликты: любовный треугольник, спор отцов и сыновей, противостояние консерваторов и реформаторов.
  3. Третья часть — кульминация. В нем конфликты достигают высшей точки.
  4. В заключительной части решается судьба героев, подводятся итоги случившегося.

Завидный жених

Фамусов безмерно любит полковника Скалозуба. Это «золотой мешок» и «марки генералов». О лучшей супруге для дочери Павел Афанасьевич даже не мечтает. Полковник — надежный защитник «прошлого века». Его нельзя «обмануть» наукой; он готов разрушить всю книжную «мудрость» упражнениями на плацу. Скалозуб — тупой солдат, но в фамусском обществе принято не замечать. Изучение костюмов московского аристократа, их детальный анализ приводит к неутешительным выводам. «Горе от ума» Грибоедова свидетельствует о том, что учеба у петербургских профессоров и стремление к просвещению — самый долгий и неэффективный путь к карьерным высотам.

Смысл рассказа горе от ума грибоедов

Язык «Горя от ума»

Одним из элементов драматического новаторства Грибоедова является использование разговорной речи при написании комедий. Гибкий поэтический метр (свободный ямб) позволяет Грибоедову создавать словесный облик персонажей. У каждого из них свои особенности речи. «Голос» главного героя уникален и выдает в нем яростного противника московских обычаев. Он издевается над «странными и умными людьми», «простыми умными», праздными людьми и «злыми языками». В его монологах — страстная убежденность в своей правоте, высокий пафос утверждения ценностей реальной жизни. Анализ пьесы «Горе от ума» показывает, что язык игры не имеет интонационных, синтаксических и лексических ограничений. Это «неряшливый», «грубый» элемент разговорной речи, превращенный Грибоедовым в чудо поэзии. Пушкин отмечал, что половину стихотворений Александра Сергеевича «нужно включить в пословицу».

Эпизодические роли

Грибоедов характеризует московскую аристократию меткими чертами. «Горе от ума», анализ которого представлен в данной статье, насыщен выразительными эпизодическими ролями, раскрывающими многогранность общества Famus.

Например, богатая старуха Хлестова приводит с собой на светские вечера «девочку и собаку», она обожает молодых французов и, как огонь, боится просветления. Его основные характеристики — невежество и произвол.

В обществе Фамуса Загорецкого открыто называют «мошенником» и «игроком». Но это не мешает ему перемещаться среди местной аристократии. Он умеет «служить» со временем, поэтому пользуется симпатией богатых.

Очень большой отражающий материал содержит «Горе от ума». Анализ произведения позволяет уточнить отношение автора к некоторым «тайным» обществам, возникшим в современной России. Например, Репетилов — «шумный» заговорщик. Он публично заявляет, что у них с Чацким «одинаковые вкусы», но он не представляет опасности для общества Famus. Сам Репетилов сделал бы карьеру, но «встретил неудачи». Поэтому он сделал заговорщицкую деятельность формой старинного времяпрепровождения.

В «Горе от ума» много персонажей вне сюжета, которые не принимают прямого участия в пьесе. Они упоминаются вскользь героями игры и позволяют расширить масштабы до масштабов всего российского общества.

Источники

  • https://na5.club/literatura/sochineniya/gore-ot-uma/kratkij-analiz-proizvedeniya-griboedova.html
  • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21109-gore-ot-yma-analiz-proizvedeniia-griboedova-smysl-nazvaniia-tema-istoriia-sozdaniia-i-janr-komedii.html
  • https://FB.ru/article/160706/analiz-gorya-ot-uma-griboedova
  • https://LiteraGuru.ru/analiz-pesy-gore-ot-uma-a-s-griboedova/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/analiz-proizvedeniya-griboedova.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/gore-ot-uma-griboedov/
  • https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/griboedov_a_s_gore_ot_uma_kratkiy_analiz/

Конспект урока

«Век нынешний» и
«век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Смысл названия. Проблема
ума в комедии.

Цели урока:

Ø
подвести
учащихся к пониманию идейно-художественной  основы пьесы;

Ø
способствовать
развитию мыслительных, аналитических навыков учащихся.

Задачи:

а)  образовательные:

Ø  расширение
литературного кругозора учащихся;

Ø  систематизация
знаний о проблематике произведения А.С.Грибоедова;

б) развивающие:

Ø  совершенствование
навыков анализа и толкования поэтического текста;

Ø  развитие
художественного вкуса и эстетических представлений учеников;

в) воспитательные:

Ø  формирование
потребности в развитии нравственных качеств личности: честности, порядочности,
искренности;

Ø  воспитание
уважения к непреходящм человеческим ценностям.

В качестве
домашнего задания ребятам было предложено перечитать пьесу А.С. Грибоедова.

1.
Задания по группам:

Ø 
1
группа — как развивается общественный конфликт в комедии?

Ø 
2
группа — сопоставить взгляды Чацкого и представителей фамусовского общества по
основным проблемам, поднятым в комедии.

Ø 
3
группа — дать характеристику Фамусова.

Ø 
4
группа — найти в тексте и выписать высказывания персонажей комедии об уме,
безумии и глупости, распределив их в два столбика:

Ø 
ум
в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого.

2.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение по теме «Реализм общественного
конфликта в комедии Грибоедова»

Ход урока

Первый этап урокавступительная
беседа

Задача
активизировать знания о содержании пьесы:

Ø  Что вы можете
сказать о содержании произведения? О чем оно?

Ø  Кто из героев
вызвал у вас интерес? Чем?

Ø  Что необычного вы
можете отметить в пьесе?

Второй этап урокасловарная
работа

Ø  Были ли у вас
затруднения в понимании текста? Чем это объясняется?

Да,
значения некоторых слов непонятны, поскольку речь идет о другой исторической
эпохе (примеры непонятных слов.).

                                 
Слайд с трудными для понимания словами

Третий этап урока

обозначение
проблематики пьесы (проверка домашнего задания).

I.
Слово учителя.

В основе сюжета
«Горя от ума», согласно классицистической традиции, лежит любовная интрига, но
в пьесе Грибоедова появляется еще один конфликт — столкновение между «веком
нынешним» и «веком минувшим».

Уже в 30-е гг. ХIХ
в. современники оценивали «Горе от ума» как комедию «политическую» и
«общественную» (последний термин придумал Гоголь; так он назвал комедию,
которая держится прежде всего на общественном, а не на любовном конфликте). И
действительно, бщественный конфликт в пьесе Грибоедова оказывается шире любовного
сюжета, однако оба конфликта (общественный и любовный) органично переплетаются.

Противопоставление
героя и общества… Этот конфликт становится отражением реальной
действительности России начала ХIХ в.

II.
Выступление ученика с индивидуальным заданием — сообщение на тему «Реализм
общественного конфликта в комедии «Горе от ума».

Отечественная
война 1812 г. пробудила политическое и национальное сознание многих русских
людей, захваченных большими историческими событиями, открыла великие силы,
таившиеся в русском народе. Постепенно в русском дворянском обществе того
времени складываются два враждующих между собой лагеря, борьба между которыми и
определила всю общественную и культурную жизнь России первых десятилетий ХIХ в.
свободолюбивая молодежь сразу же столкнулась с реакционными защитниками
феодальных порядков. Декабрист Якушкин в своих записках так говорит об этом
времени: «В 14 году существование молодежи в Петербурге было томительно. В
продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решавшие судьбы
народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть
на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все
старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед».
Жить по-старому передовая и мыслящая молодежь не могла и не хотела. И дело
заключалось не только в ее политических взглядах; сменилось все: жизненные
идеалы, представления о смысле жизни, о чести и достоинстве человека, понятия о
прекрасном, о дружбе, о славе, о любви…

В русской
общественной мысли и в русской литературе после 1812 г. сливались в
нерасторжимом единстве и просветительские идеи, и романтическое воодушевление.
Передовая дворянская молодежь во время Отечественной войны глубоко прониклась
патриотическими чувствами, уважением и сочувствием к закрепощенному народу.
Естественно, что вместе с этим она ополчилась против взглядов и нравов старого
крепостнического общества, видя в нем неразумие, невежество, эгоистические
интересы, вражду к свободе личности. Можно было бы привести немало свидетельств
о новых мыслях и чувствах, владевших и воспитанниками лицея, и студентами
Московского университета, и многими  офицерами, участниками войн с Наполеоном.

III.
Слово учителя.

Итак, мы
убедились, что конфликт комедии отражает расстановку общественных сил в России

10- 20-х гг. ХIХ
в.: Чацкий — представитель прогрессивно настроенной молодежи, человек передовых
взглядов, Фамусов и его окружение реакционные защитники старых порядков. Вот
какой отзыв получила комедия Грибоедова  на страницах литературного журнала
«Московский телеграф» в 1825 г. (№ 2): «Еще ни в одной русской комедии не
находили мы таких острых, новых мыслей и таких живых картин общества, какие
находим в комедии «Горе от ума».

IV.
Беседа по вопросам:

1.                            
Какое событие стало историческим
рубежом между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

(Война 1812
г. Именно после войны 1812 г. в дворянском обществе сложились два лагеря:
передовой молодежи и консервативный феодальво-крепостнический. Их противостояние
и нашло отражение в общественном конфликте комедии.)

2.                            
Как Грибоедов «сталкивает» Чацкого с
дворянским обществом? Ведь в момент своего первого появления в доме Фамусова у
героя не было цели выступить против барской Москвы. Чем вызваны его выпады против
Фамусова? На эти вопросы мы можем ответить, проследив этапы развития конфликта.

3.                            
Давайте посмотрим, как развивается
общественный конфликт в комедии?

(Проверка
домашнего задания группы 1.)

Предполагаемый
ответ

ЭКСПОЗИЦИЯ

I
действие, явл. 7.
Первый монолог Чацкого  «Ну что ваш
батюшка?..» (в нем раскрывается отношение героя к фамусовскому обществу,
читателю становится понятно, что конфликт неизбежен).

ЗАВЯЗКА

II
действие, явл. 2.
Второй монолог Чацкого:

И
точно, начал свет глупеть,

Сказать
вы можете вздохнувши;

Как
посравнить да посмотреть

Век
нынешний и век минувший.

РАЗВИТИЕ
ДЕЙСТВИЯ

II
действие, явл. 5.
Третий монолог Чацкого «А судьи
кто?..»

III
действие.
«Колкости» Чацкого на балу — разговор с
графиней- внучкой, смех в присутствии Хлестовой.

Рождение и
распространение сплетни.

КУЛЬМИНАЦИЯ

III
действие, явл. 22.
Монолог Чацкого «В той комнате
незначащая встреча…».

Развязки в полном
смысле в комедии нет. Финал открытый.

Итак,
мы проследили за этапами развития общественного конфликта в комедии «Горе от
ума». В чем сложность конфликта и своеобразие его развития (сравните его этапы
с элементами любовного конфликта)?

(Общественный
конфликт тесно переплетается с личным, ведь Чацкий приезжает в Москву не
сражаться с фамусовским обществом, а на свидание с любимой девушкой. Чацкий и
фамусовское общество столкнулись случайно, но неизбежно.)

 Сопоставление
взглядов Чацкого и представителей фамусовского общества по основным проблемам,
поднятым в комедии.

Проверка домашнего задания 2 группы

Предполагаемый
ответ

Чацкий

Фамусовское общество    

1.
Отношение к чинам, богатству, карьере (взгляды противопоставлены)

·        
Чины
людьми даются,

А люди
могут обмануться.

Фамусов:

·        
Вот,
например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь…

 При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки…

·        
Как
станешь представлять

К крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

·        
Будь
плохенький, да если

наберется

Душ тысячки две родовых, —

тот и жених.

·        
Молчалин:

Татьяна Юрьевна!!!

Известная, — притом

Чиновные и должностные —

Все ей друзья в все родные…

·        
Ведь
надобно ж зависеть от других.

…В чинах мы небольших.

2. Отношение к службе (взгляды противопоставлены).

·        
Служить
бы рад, прислуживаться тошно…

·        
Когда
в делах — я от веселий

прячусь,

Когда дуачиться
дурачусь,

А
смешивать два эти ремесла

Есть
тьма искусников, я не из их числа,

Фамусов:

…А
у меня, что дело, что не дело,

Обычай
мой такой:

Подписано,
так с плеч долой.

Молчалин:

Ну,
право, что бы вам в Москве у нас служить?

И
награжденья брать, и весело пожить?

3. Отношение к образованию, просвещению (взгляды
противопоставлены).

·        
А
тот чахоточный, родня вам,

книгам враг,

В ученый комитет который

поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал

и не учился?

Фамусов:

·        
И
в чтеньи прок-от не велик…

·        
Ученье
— вот чума, ученость — вот причина…

·        
Собрать
все книги, да и сжечь…

4. Отношение к крепостному праву (взгляды
противопоставлены).

Чацкий
противник злоупотреблений крепостным правом: фрагмент

монолога
«Тот Нестор негодяев знатных…»

Фамусов:

В
работу вас, на поселенье вас!

Хлестова:

От
скуки я взяла с собой

Арапку—девку
да собачку;

Вели
их накормить, ужо,

дружочек
мой,

От
ужина пошли подачку.

5. Отношение к иностранному (взгляды схожи)

·        
Как
с ранних пор привыкли

верить
мы,

Что нам
без немцев нег спасенья!

·        
…Я
одаль воссылал желанья,

Смиренные,
однако вслух,

Чтоб
истребил Господь нечистый этот дух

Пустого,
рабского, слепого

подражанья…

·        
Воскреснем
ли когда от чужевластья мод?

Чтоб
умный, бодрый наш народ

Хотя б
по языку нас не считал за немцев.

Фамусов:

·        
Кто
хочет к нам пожаловать,


изволь;

Дверь
отперта для званых и незваных,

Особенно
из иностранных…

·        
…А
все Кузнецкий мост и вечные французы,

Оттуда моды
к нам, и авторы, и музы:

Губители
карманов и сердец!

Когда
избавит нас творец

От
шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И
книжных и бисквитных лавок!

6. Отношение к московским нравам, укладу жизни
(взгляды противопоставлены)

·        
Что
нового покажет мне Москва?

Вчера
был бал, а завтра будет два.

·        
Тот
сватался — успел, а тот дал промах.

·        
Все
тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

·        
Да
и кому в Москве не зажимали рты

Обеды,
ужины и танцы?

·        
Прямой
был век покорности и

страха.

·        
А
судьи кто? — За древностию лет

К
свободной жизни их вражда

непримирима,

Сужденья
черпают из забытых газет

Времен
Очаковских и покоренья Крыма…

·        
Дома
новы, но предрассудки стары.

·        
Порадуйтесь,
не истребят

Ни годы
их, ни моды, ни пожары.

Фамусов:

Извольте
посмотреть на нашу молодежь,

На
юношей — сынков и внучат,

Журим
мы их, а если разберешь —

В
пятнадцать лет учителей научат!

А
наши старички?? — Как их возьмет задор,

Засудят
об делах, что слово — приговор…

И
об правительстве иной раз так толкуют,

Что
если б кто подслушал их… беда!

Не
то чтоб новизны вводили, — никогда,

Спаси
нас Боже!.. Нет. А придерутся

К
тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят,
пошумят и… разойдутся.

А
дамы? сунься кто, попробуй овладей;

Судьи
всему, везде, над ними нег судей…

Вывод:
взгляды Чацкого и фамусовского общества на многие вопросы противопоставлены,
поэтому их конфликт неизбежен. В пьесе происходит столкновение несовместимых
взглядов, идей, сконцентрированных в характерах Чацкого и Фамусова. Однако
все-таки существуют вопросы, по которым позиции Чацкого и Фамусова в целом
близки: это отношение к иностранному, к «офранцуживанию» уклада русской жизни,
чувство патриотизма.

5.
Как изображается в комедии «век минувший»? Какова позиция автора и как она
воплощается?
(«Век
минувший» изображается сатирически.)

Слово
учителя

Сатирически
изображены характеры персонажей представителей «века минувшего».

К примеру,
обыгрывается тема женского диктата (диктат — требование, навязываемое для
немедленного выполнения), связанная с темой обреченности, исчерпанности «века
минувшего»: деградация воли, энергии, силы (мужчины сатирически рисуются как
«прямые канцлеры в отставке — по уму»).

Сатирическая
направленность изображения «века минувшего» реализуется и в языке комедии.
Смешение иностранных и просторечных слов, некстати употребляемая военная
терминология, неправильно построенные фразы, характерное «-с» (сударь), штампы,
канцеляризмы, употребление слов, значение которых не известно говорящему
критику, — все это усиливает критику «века нынешнего»

Проверка домашнего задания 3-й группы — характеристика Фамусова.

В произведении
Грибоедова слово «ум» встречается достаточно часто, причем оно звучит и в речи
Чацкого, и в речи представителей фамусовского общества.

Понятие «ума» в
комедии неоднозначно. Существует два типа ума: ум в понимании Фамусова и ум в
понимании Чацкого, или, говоря словами Фамусова, «ум по-нашему» и «ум
по-вашему». Какое содержание вкладывают герои Грибоедова в эти понятия?

Проверка домашнего задания 4-й группы: найти в тексте и выписать
высказывания персонажей комедии об уме, безумии и глупости, распределив их в
два столбика:

Предполагаемый
ответ

Ум в понимании Фамусова

Ум в понимании Чацкого

1.
Фамусов считает себя и свое окружение очень умными людьми:

А? как
по-вашему?

По-нашему
— смышлен.   

Упал он
больно, встал здорово.    

2.
Фамусов о мадам Розье:

Умна
была: нрав тихий, редких правил.

Одно
не к чести служит ей:

За
лишних в год пятьсот рублей

Сманить
себя другими допустила.

З.
Фамусов о Чацком:

·        
Жаль,
очень жаль, он малый с головой,

И славно
пишет, переводит.

Нельзя
не пожалеть, что с эдаким умом…

·        
Ученье
— вот чума, ученость — вот причина,

Что
нынче пуще, чем когда,

Безумных
развелись людей, и дел,

и
мнений.

Вывод: ум для
фамусовского общества — это

 умение
сделать карьеру, добиться чина, жить

 по
правилу: «и награжденья брать, и весело

 пожить».
Ум фамусовского общества — ум

 практический,
житейский, изворотливый.

1.      Чацкий
про ум Молчалина говорит с иронией:

                     
Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?..

Ума
в нем только мало;

Но
чтоб иметь детей,

Кому
ума недоставало?

2.Чацкмй
об уме:

Теперь
пускай из нас один,

Из
молодых людей, найдется — враг исканий,

Не
требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В
науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или
в душе его сам Бог возбудит жар

К
искусствам творческим, высоким и

прекрасным,

Они
тотчас: — разбой! пожар!

 И
прослывет у них мечтателем! опасным!

Вывод: ум
Чацкого — это ум, связанный с

передовыми
взглядами, с просвещением,

со
стремлениями искать блага не для себя,

а
для отчизны. Для Фамусова это ум бунтовщика,

 «карбонария»,
причем Фамусов оценивает так

 не
действия Чацкого, даже не сами его

 высказывания,
а именно склад ума. Вот почему

в
его восприятии ум Чацкого — это безумие.

5.      Какова
же главная причина общественного конфликта комедии?

 (Противоположные взгляды, идеи героев, разный склад ума.)

6.      В
заглавии комедии заявлено отношение Грибоедова к своему герою. Ведь не случайно
драматург изменил первоначальное название произведения — «Горе уму». В чем
разница?

 (Изменение
грамматической формы слова влечет за собой кардинальное изменение смысла: горе
(кому?) уму — горе умному человеку, носителю ума. В первоначальном варианте
само название звучало как приговор всякому уму на все времена. Совсем на другое
нацеливает нас окончательный вариант: горе (от чего?) — каковы причины горя?
Так, уже в названии сконцентрирована философская направленность комедии.)

7.      Как
вы понимаете смысл названия комедии Горе от ума?»

(Ум Чацкого (ум, связанный с передовыми взглядами, с
просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для отчизны, —
положительное качество личности!) приносит ему самому горе, заставляет
страдать.)

Слово
учителя

Мы уже говорили,
что жанр «Горя от ума» — комедия. Предлог «от» привносит в ее название оттенок
иронии, углубляющий идею произведения. Подспудно возникает вопрос: «Если Чацкий
такой умный, почему он такой несчастливый?»

Горе Чацкого не
только в том, что он чужой в том обществе, в котором живет. Плохо главному герою
прежде всего с самим собой, потому что он не может не видеть, что происходит с
ним и вокруг него, и не думать об этом. Именно ум Чацкого заставляет его
страдать: герой страдает, потому что… мыслит. Об этом писал не только
Грибоедов, но и Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Через несколько
десятков лет Достоевский скажет: «Страдание и боль — признак великого сердца». 
Эту мысль автора совершенно ясно и отчетливо понял И.А. Гончаров, когда в
статье «Мильон терзаний» написал, что роль Чацкого — «страдательная».

9.
Почему Грибоедов отказался от первоначального замысла создать пьесу в пяти
действиях? Почему в его комедии только четыре действия и нет традиционной
развязки?

(Грибоедов
не мог знать, какие конкретно черты приобретет в будущем борьба между «веком
нынешним» и «веком минувшим»  (время создания комедии — 1824 г.), он лишь верил
в грядущую победу разума, добра, просвещения.

Вот
почему и в самой сюжетно-композиционной структуре пьесы все это было невольно
отражено — ведь ее сюжет развивается не под влиянием начала или конца этой
борьбы. Конца не было еще в самой действительности. Не могло быть его,
следовательно, и в пьесе, которая реалистически отражала конкретные формы этой
борьбы. Пьеса в этом смысле заканчивалась как бы на полуслове. Острый,
конфликтный диалог между Чацким и Фамусовым оборван. Но он продолжается, он
спроецирован в будущее это диалог, всегда возникающий на рубеже эпох, при смене
мировоззрений…)

V.
Домашнее задание по группам
— подготовиться к
семинарскому занятию по вопросам: В чем трагедия Софьи? Смешон или страшен
Молчалин?


Содержание:

  1. Композиция пьесы Горе от ума
  2. Сюжет комедии Горе от ума Грибоедова

Создавая свою комедию, Грибоедов стал новатором в области драматургии. «Горе от ума» не соответствовало художественным канонам классицизма, поражая читателей оригинальностью композиции, языка и стиля. В связи с этим в печати стали появляться критические оценки комедии Грибоедова. Так, известный в ту пору автор водевилей А.И. Писарев в 1825 г. напечатал в журнале «Вестник Европы» раздраженную статью, в которой утверждал, что в комедии Грибоедова нет завязки и развития действия. Однако именно эта простота в развитии сюжета и составляла неоспоримое достоинство пьесы.

Вот как писал об этом В. Кюхельбекер: «В «Горе от ума», точно, вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам… тут… нет того, что в драматургии называется интригою. Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов — и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте — новость, смелость, величие того поэтического соображения, которого не поняли ни противники Грибоедова, ни его неловкие защитники».

В защиту комедии высказался и И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний»: «Давно привыкли говорить, что нет движения, то есть, нет действия в пьесе. Как нет движения? Есть — живое, непрерывное, от первого появления Чацкого на сцене до последнего его слова: «Карету мне, карету!»

Это тонкая, умная, изящная и страстная комедия, в тесном, техническом смысле, — верная в мелких психологических деталях, — но для зрителя почти неуловимая, потому что она замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, колоритом места, эпохи, прелестью языка, всеми поэтическими силами, так обильно разлитыми в пьесе.

Действие, то есть собственно интрига в ней, перед этими капитальными сторонами кажется бледным, лишним, почти ненужным.

Только при разъезде в сенях зритель точно пробуждается при неожиданной катастрофе, разразившейся между главными лицами, и вдруг припоминает комедию-интригу. Но и то ненадолго. Перед ними уже вырастает громадный, настоящий смысл комедии».

Композиция пьесы Горе от ума

Рассмотрим сюжетно-композиционные особенности пьесы. В основе сюжета ее лежат два конфликта — любовный и общественный, идеологический, которые активно взаимодействуют друг с другом на протяжении всего повествования.

Причем обе сюжетные линии одинаково важны у Грибоедова. Они движут сюжетное действие, раскрывают характеры героев, создают живую картину нравов. Начинаясь в одной точке, эти линии развиваются параллельно, сливаясь в кульминационной сцене пьесы и вновь расходясь в финале.

В финале мы не видим традиционного для классицизма наказания порока и торжества добродетели, да и не можем четко разделить героев на порочных и добродетельных.

Таким образом, Грибоедов нарушает принцип единства действия, столь важный для драматургии классицизма.

Однако отметим, что в сюжете пьесы первичен любовный конфликт. Чацкий приезжает в дом Фамусова в надежде обрести личное счастье. Действие завязывается именно на основе любовной интриги.

Далее герой начинает терзаться ревностью и пытается узнать, кто же является его счастливым соперником. Именно поэтому Чацкий трижды посещает дом Фамусова в течение одного дня.

Но холодность Софьи и неопределенность ситуации — все это причиняет ему душевную боль. Все более и более раздражаясь, он начинает горячиться и отвечать на поучения Фамусова, глупости Скалозуба, нелепые вопросы окружающих колко и пафосно. Одновременно в этих диалогах Чацкий обнажает свою идейную позицию, которая прямо противоположна «общественным идеалам» фамусовского общества.

Так любовная интрига движет у Грибоедова конфликт социальный. Как точно заметил И.А. Гончаров, у Грибоедова «две комедии как будто вложены одна в другую: одна… частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий.

Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно вторая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Сюжет комедии Горе от ума Грибоедова

Попробуем выделить основные элементы сюжета в комедии Грибоедова. Экспозиция включает в себя все сцены первого действия, предшествующие появлению Чацкого. Здесь мы попадаем в дом Фамусова, впервые знакомимся с героями, узнаем об обстоятельствах их жизни. Очень важен здесь разговор Софьи с Лизой, в котором последняя метко характеризует Скалозуба и Чацкого.

Завязка — приезд Чацкого, его появление в доме Фамусова. И после завязки сюжетные линии расходятся. Так, развитие действия в любовном сюжете — это диалоги героя с Софьей, сцена приезда Скалозуба, сцена падения Молчалина с лошади.

Социальный конфликт движут иные эпизоды — словесные «дуэли» Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, в которых обнажается противостояние героев, полярность их взглядов на жизнь и общество. Таким образом, мы видим параллельное развитие социальной и любовной линии.

В развитии обеих линий большое значение имеет мотив безумия, сумасшествия. Об этом писал Ю. Тынянов в статье «Сюжет «Горя от ума»», отмечая, что возникновение выдумки основано на собственных словах героя. «Пытаясь разгадать, кого любит Софья, и не доверяя очевидности, Чацкий как бы примиряется с концом своей любви. Он горько иронизирует над своей отвергнутой любовью, называя ее сумасшествием»:

От сумасшествия могу я остеречься;

Пущусь подалее — простыть, охолодеть,

Не думать о любви, но буду я уметь,

Теряться по свету, забыться и развлечься.

Эта невольно брошенная фраза затем невольно закрепляется высказыванием Софьи: «Вот нехотя с ума свела!» Однако здесь она еще не стремится объявить Чацкого сумасшедшим. И только выведенная из себя злоречием Чацкого, она бросает господину N: «Он не в своем уме». На что последний уточняет: «Ужли с ума сошел?» Однако и здесь Софья еще колеблется: «Не то чтобы совсем…» Но господин N и далее провоцирует Софью: «Однако есть приметы?» И она отбрасывает свои колебания, отвечая господину N утвердительно. Так желание отомстить Чацкому берет верх:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить?

И этот слух начинает обрастать все новыми и новыми подробностями. Загорецкий говорит о том, что Чацкого «в безумные упрятал дядя-плут», затем он выдвигает новую версию: «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».

С Загорецким охотно соглашается графиня-внучка. Новому известию дивится старуха Хлестова: «В его лета с ума спрыгнул!» Фамусов же принимает это сообщение как должное, ничуть не удивляясь и даже приписывая себе это открытие. Он кстати вспоминает о матери Чацкого:

По матери пошел, по Анне Алексеевне:

Покойница с ума сходила восемь раз.

«Распространение выдумки основано на изображении переимчивости. Однако дело не в вере, в перемене мнений, дело в полной общности согласия», — писал Ю. Тынянов. В третьем действии, в сцене бала у Фамусовых, Чацкий уже объявлен сумасшедшим.

Сцена бала становится кульминационной, и в ней сходятся любовная и общественная линии. Как отмечали исследователи, «композиционная функция образа бала состоит в том, что именно здесь главный определяющий мотив — безумие — переходит из любовной интриги в общественный конфликт».

Однако проясним идейное содержание этого конфликта. Фактически сумасшествием Чацкого здесь является его вольнодумство, пренебрежение «общественным мнением», желание жить иначе, а также его любовь, пылкость, темперамент, вся манера поведения. Общество не приняло человека, поведение которого подрывало традиционный уклад жизни.

Причем темп развития событий в комедии очень быстрый, молниеносный. Сам автор в письме к Катенину определил свою пьесу как живую и быструю, развивающуюся естественно, насыщенную внезапными и резкими поворотами. И после кульминации действие развивается столь же быстро, стремительно.

Развязкой любовной интриги становится сцена «узнавания» Чацким истинного положения вещей. Здесь мы видим разочарование и горе Софьи; Фамусова, воплощающего «оскорбленную добродетель», но так и не понявшего суть происходящего; Чацкого, страстная любовь которого сменилась горечью, злостью и разочарованием.

Социальный же конфликт не имеет своей развязки. Пьеса имеет так называемый открытый финал. Последний монолог Чацкого направлен против «мучителей толпы», он уезжает из Москвы, логически не завершив своего поединка с обществом. Таким образом, любовная интрига и общественная коллизия тесно переплетаются в «Горе от ума». Первична — любовная история. Однако «вседневный мотив» этот очень скоро переходит у Грибоедова в столкновение мировоззрений, нравственных принципов «века нынешнего» с «веком минувшим». Драматург создает новую поэтику — поэтику реализма в русской литературе.

Жанр комедии Горе от ума Грибоедова А.С.. Почему Горе от ума является комедией

  • Смысл рассказа вельд рэя брэдбери
  • Смысл рассказа ванька чехова
  • Смысл рассказа баргамот и гараська
  • Смысл рассказа алые паруса
  • Смысл образа капитана в рассказе господин из сан франциско