Смысл рассказа чучело железников

История создания повести в. железниковапо словам самого автора чучело автобиографичная повесть. подобная школьная душераздирающая драма произошла не с самим

История создания повести В. Железникова

По словам самого автора «Чучело» — автобиографичная повесть. Подобная школьная душераздирающая драма произошла не с самим Владимиром Железниковым, а с его племянницей. Когда он узнал о травле девочки, это очень всколыхнуло его душу.

Писатель решает написать пьесу «Бойкот», в которой описывает несколько тяжелых дней девочки-изгоя. Именно это произведение позже ляжет в основу повести «Чучело», где события вместо нескольких дней будут длиться полгода.

Вспоминая об истории и мотивах создания рассказа, Железников отмечал, что хотел понять истоки жесткого поведения детей.

Его интересовала, сможет ли маленькая и ранимая девочка выстоять против всех обидчиков.

Сюжет[править]

Лена приезжает к дедушке и поступает в 6-й класс школы в провинциальном городе[1]. Одноклассники, кроме тихого Васильева (Павел Санаев, сын Санаевой и пасынок Быкова, будущий писатель; в младших классах был изгоем) над ней насмехаются, считая чудаковатой. За Ленку заступается Дима Сомов — самый популярный мальчик в классе. В результате Лена и Дима становятся друзьями. Но отношения скоро портятся из-за одного трусливого поступка Димы.

Ребята собирались поехать в Москву и сами зарабатывали на это деньги, которые клали в копилку. Однажды шестиклассники решили пойти в кино, прогуляв урок. Но скоро ребята узнают, что копилка с деньгами осталась в классе. Лена вызывается её принести, но спотыкается и падает. Дима, назвав подругу недотёпой, сам идет за копилкой. Лена за ним идет в школу. Дима встречает Маргариту Ивановну и неохотно рассказывает про поход в кино. Произошедшее видят Лена, Шмакова и Попов, сидящие под партой

. Учительница наказывает шестиклассников и отменяет поездку в Москву. Ребята решают найти виновника-стукача. Лена берёт вину на себя, из-за чего её начинают травить. Дима никак не признаётся и скоро по трусости присоединяется к одноклассником, травящим Лену.

Одноклассники крадут платье Лены, делают чучело, изображающее Лену, и сжигают его. Лена от отчаяния на самом пике переживаний заставила остричь себя наголо («Я — чучело!») и, чтобы проучить одноклассников, на дне рожденья Сомова унижает всех своих обидчиков. Попов сдаёт Диму, которому все (кроме Лены) объявляют бойкот. Вскоре Лена уезжает из города. Её дедушка дарит школе портрет бабушки Лены, очень на нее похожей. А на доске в классе написано: «Чучело, прости нас!»

Главные герои и их характеристика

Лена Бессольцева

– ученица шестого класса, новенькая в классе. Приехала в провинциальный город к деду. Открытая и дружелюбная девочка, очень доверчивая и наивная. Не привыкла отстаивать свою точку зрения, из-за чего постоянно старается подстраиваться под остальных.

Николай Николаевич Бессольцев

– очень замкнутый пожилой человек, дедушка Лены. Мужчину считают слегка чудаковатым, однако уважаемым человеком. У него огромная коллекция картин в доме. Характер дедушки Лены тоже мягкий, дружелюбный и доверчивый.

Дима Сомов

– новый одноклассник Лены. Самый красивый и обеспеченный мальчик в классе. Несмотря на популярность и ум, герой оказывается трусом.

Характеристика главных героев

Центральные персонажи произведения — ученики шестого класса. У них еще только формируются взгляды на окружающий мир, собственное мнение и характер, поэтому они часто совершают ошибки в отношениях со сверстниками. Сюжетная линия строится вокруг следующих действующих лиц:

  1. Лена Бессольцева (Чучело). Добродушная, общительная девочка, волею случая вынужденная противостоять агрессивно настроенному коллективу. Несмотря на тяжелые испытания, которые ей пришлось вынести, она не разучилась радоваться жизни, не стала равнодушной и озлобленной. Ее храбрость выражается не только в умении противостоять толпе, но и в осознании своих недостатков, над которыми она готова работать.
  2. Дима Сомов. Гордость школы, красивый и умный мальчик, который на поверку оказался малодушным трусом, неспособным признать свою вину. Его дружба с новенькой терпит крах, потому что Дима испугался осуждения одноклассников, в результате чего из-за него был вынужден страдать неповинный человек.
  3. Миронова (Железная Кнопка). Признанный лидер класса. К мнению этой принципиальной дерзкой девочки прислушиваются абсолютно все.
  4. Шмакова. Объект обожания мальчишек. Пользуется своей внешностью для достижения корыстных целей.
  5. Валя. Лишенный чувства сострадания к ближнему хулиган. В жизни его волнуют только деньги. Чтобы заработать, занимается ловлей бродячих собак.
  6. Попов. Ухажер Шмаковой. Ради этой эгоцентричной и пустой девочки готов на многое.
  7. Васильев. Слабохарактерный мальчик, с которым никто не дружит. Единственный, кто не принимал участия в травле Лены.

Кроме детей, в повести присутствуют и взрослые. Среди них следует выделить следующих героев:

  1. Николай Николаевич (Заплаточник). Дедушка Лены Бессольцевой. Этот мудрый и чуткий пожилой человек, чуждающийся общества людей и увлекающийся коллекционированием картин, наталкивает внучку на принятие верных решений.
  2. Маргарита Ивановна. Классный руководитель класса, где училась Лена. Женщина целиком сосредоточена на своем муже, что мешает ей посвятить себя школьным делам. Пылкой и энергичной учительнице так и не удалось завоевать расположение учеников. Во многом из-за ее попустительства в классе возникла напряженная обстановка.

Второстепенные персонажи

Маргарита Ивановна

– классная руководительница 6 класса. Молодая женщина, которая зациклена на построении своей личной жизни. Обладает добрым и понимающим характером, уважаема среди учеников.

Миронова (прозвище — Железная Кнопка)

– серьезная девочка с сильными лидерскими качествами. Имеет огромное влияние в классе и манипулируют людьми. Не изменяет своим принципам, имеет свое видение справедливости.

Шмакова

– самая красивая девочка в классе. Очень хитрая, способна устроить подлость.

Валя

– грубый мальчик без чувства жалости.

Лохматый

– самый сильный мальчик класса, отец которого работает лесником.

Рыжий

– шутник класса.

Васильев

– справедливый и порядочный мальчик. Сначала заступается за Лену, но в результате оказывается слабохарактерным и отступает.

Сочинение по «Чучело» В.Железникова

Я прочитал произведение В.Железникова «Чучело». Оно мне очень понравилось. Книга повествует о сложных взаимоотношениях между ребятами-подростками. В произведении автор противопоставляет смелость трусости, милосердие злопамятности, щедрость скупости.

В книге есть и положительные, и отрицательные герои. К положительным героям относятся Лена и ее дедушка Н.Н.Бессольцев. Главная героиня – нескладная девочка-подросток с длинными ногами и «с такими же длинными руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка». Лена – добрая и отзывчивая девочка, любящая справедливость. Она приезжает в маленький городок и поселяется у своего деда Николая Николаевича Бессольцева, бывшего военного. Горожане считают его чудаком за то, что он мало с кем разговаривает, ведет замкнутую жизнь, тратит деньги на картины, которые собирает, а сам ходит в заштопанном пальто. За это дети дразнят его Заплаточником.

К отрицательным героям относятся одноклассники Лены. Они презирают ее даже за то, что она – внучка Заплаточника. Ей сразу дают прозвище Чучело. Одноклассники воспринимают ее только с внешней стороны, а Лена – очень искренняя, открытая девочка. Именно поэтому для дедушки она – «красавица» и «чудный человек».

Лене нелегко влиться в новый коллектив. Многие из одноклассников кажутся ей зверями: лисами, медведями и волками. Так Шмакова, как лиса, пытается хитростью управлять классом, Валька-Живодер похож на озлобленного волка. Деньги он считает самым главным в жизни. Медвежья сила угадывается в Лохматом. Лидером класса считается Миронова по прозвищу Железная Кнопка. Для нее главное – дойти до правды, не взирая на способы достижения цели.

Лена хочет иметь друга в классе. Димка Сомов, заступившийся за нее, когда все смеялись над ней, кажется добрым и благородным рыцарем. Но Лена разочаровывается в нем. Ее друг оказывается не только трусом, но и предателем. Боясь потерять уважение Мироновской компании, он участвует в сожжении чучела.

Лена Бессольцева – очень сильная и смелая девочка. «Ленка твердо решила доказать всем, что она ничего и никого не боится». Она остриглась наголо и сыграла роль чучела. «Ей хотелось с каждым столкнуться, на каждом проверить свою храбрость». Она в одиночку решила противостоять жестокости одноклассников.

Лена называет их «бедными людьми», то есть людьми, не обладающими высокими душевными качествами. За время конфликта сама Лена стала мудрее, милосерднее даже к обидчикам. Лена сказала ребятам, что ни при каких обстоятельствах она никого и никогда не будет гонять и травить.

Лена не могла оставаться в городе, где с ней обошлись так жестоко. Она удивлена и восхищена поступком деда, который дарит свою любимую картину классу в надежде на то, что она заставит подростков задуматься и раскаяться в своих поступках.

Книга учит защищать свое достоинство, отвечать за свои поступки и не проявлять жестокости.

Краткое содержание повести «Чучело»

В кратком пересказе по главам будут затронуты самые основные события произведения, поэтому его можно передать своими словами в читательском дневнике.

Главы 1 — 4

Сюжет истории начинается с бегства девочки Лены от одноклассников. Далее рассказывается о городском нелюдимом дедушке Лены – Николае Николаевиче Бессольцеве.

Этот тихий и замкнутый человек жил в большом бревенчатом доме и тратил все свои деньги на приобретение редких картин. Из-за этого девочку начинают дразнить в школе, ведь ее дед ходит в оборванной одежде – он «Заплаточник».

Ребята собрались на день рождения Димы Сомова, однако Лена – изгой и не приглашена. Увидев девочку, дети кидаются за ней вдогонку, дедушка Лены становится свидетелем этой сцены. Внучка начинает рассказ о причинах ее травли в классе.

Главы 5 — 10

В первый же день в новой школе ребята в классе стали дразнить ее «внучкой Заплаточника». Доверчивая девочка не понимала истинного смысла этого прозвища и смеялась вместе с ними над этой «шуткой». Так же смеялась она, когда ее начали обзывать «Чучелом огородным». Однако не весело было только одному мальчику – Диме Сомову, который с того дня стал героем для Леночки.

На каникулы класс должен был поехать в Москву на экскурсию. Ребята решают самостоятельно заработать деньги на поездку. В последний день четверти целый класс решает прогулять урок, но учительница Маргарита Ивановна застает Диму Сомова в классе. Мальчик все-таки выдает всю правду о прогуле, свидетелями разговора становятся, спрятавшиеся под партой, Шмакова и Попов.

Лена тоже слышала разговор, так как стояла за дверью. Она не выдает своего «героя» ребятам, так как уверена, что Сомов сознается сам. Весь класс наказывают отменой поездки, а Леночка берет вину Димы на себя.

Начинается травля девочки. Ребята начинают всячески доводить героиню, то выискивают ее по городу с целью «расплаты», то пугают через окно головой медведя. Сомов тоже отворачивается от Лены и приглашает «травителей» девочки на чай к себе домой.

Главы 11 — 14

Однако на следующий день малодушный и трусливый Дима все-таки приходит просить прощения у Бессольцевой и целует ее. Одноклассник Валька видит это, стягивает висящее после стирки платье девочки и спешит поделиться новостью с остальными ребятами. Дима и Лена бегут вдогонку.

Одноклассники начинают кидать платье девочки по кругу и в грязь, а Лена бегает за ними в попытках его забрать. Когда доходит очередь Сомова для броска, он с улыбкой швыряет грязное платье другому человеку. Затем ребята надевают платье на шест в виде чучела и поджигают его. Ошеломленная от жестокости ребят Лена начинает доставать горящее платье и обжигает себя.

Девочка объявляет, что уедет из города навсегда, но передумывает. Вместо этого надевает на себя обгоревшее платье и убегает из дома. Теперь она не боится быть чучелом и стрижется налысо. В таком виде она заявляется к своим мучителям и говорит им, что ей жалко каждого из них. Когда девочка уходит, все ребята начинают ссориться и расходятся.

Когда дети узнают о настоящем «предателе», начинается травля Димы, в которой Лена отказывается принимать участие. Ребята узнают, что Лена и дедушка покидают город. Николай Николаевич отдает все картины жителям.

Вскоре он сам приходит в класс к шестиклассникам и лично дарит им картину, на которой изображена девушка, очень похожая на его внучку. Ребята, в изумлении уставившись на нее, понимают, какую боль причинили Лене Бессольцевой. Рыжий берет мел и выводит на школьной доске: «Прости нас, Чучело!».

Анализ 2

Произведение «Чучело» было создано Владимиром Карповичем Железниковым в 1981 году, в его основе оказалась реальная история, случившаяся с племянницей писателя, подвергавшейся безжалостной травле со стороны одноклассников на протяжении полугода, тогда как в этой истории Железников показывает лишь несколько дней из жизни основной героини Лены Бессольцевой. Изначально автор написал пьесу под названием «Бойкот», по его собственным словам, он стремился в этой истории понять, сумеет ли одинокий, ранимый и беззащитный человек выстоять против агрессии окружающих. По словам Владимира Карповича, позднее он решил представить в произведении панораму повседневного существования школьников и объяснить, откуда в совсем юных людях формируются подобная бесчеловечность и отсутствие элементарного сострадания.

История является повестью, относящейся к направлению бытовой прозы, где представлены весьма напряженные и драматичные взаимоотношения в детском коллективе, крайняя жестокость и равнодушие к чужим проблемам, проявляемые подростками. Большинство персонажей и событий, описанных в этом произведении, реалистичны и созданы на основе конкретных прототипов.

В ходе развития событий двенадцатилетняя Лена Бессольцева, переехав жить в небольшой городок на Волге к дедушке, приходит в новую школу. Одноклассники сразу встречают простодушную и непосредственную девочку насмешками и дают ей язвительное прозвище «Чучело», однако на защиту Лены первоначально становится Димка Сомов, с которым товарищи привыкли считаться. Лена начинает считать этого паренька своим лучшим другом, в то же время весь класс готовится поехать на осенние каникулы на экскурсию в Москву.

В последний день перед каникулами шестиклассники прогуливают урок, о чем по стечению обстоятельств Сомов рассказывает классной руководительнице. Бессольцева слышит их разговор, на следующее утро выясняется, что класс наказан за срыв занятия и вовсе не едет в столицу. Ребят охватывают отчаяние и ярость, лидер класса Миронова, прозванная Железной Кнопкой, объявляет, что в их рядах наверняка имеется предатель, сообщивший о случившемся учительнице.

Лена берет вину на себя ради Димки. Она ожидает, что Сомов сознается и объявит всем об ее невиновности, но Димка молчит, а одноклассники начинают жестоко преследовать девочку, откровенно унижают и оскорбляют Бессольцеву, объявив ей беспощадный бойкот, устраивают также сцену сожжения чучела, что становится для Лены наиболее мучительным и нелегким испытанием. Девочка рассказывает обо всем происшедшем своему дедушке, настаивая на том, что ей необходимо уехать из города. Старший Бессольцев решает отправиться в путь вместе с внучкой. В последний день пребывания в этом городке Лена узнает, что одноклассникам все же стала известна правда о предателе, и теперь Сомов стал таким же изгоем среди товарищей, каким еще недавно являлась она сама. Но Бессольцева отказывается объявлять ему бойкот, и после ее ухода из класса ребята испытывают глубокое раскаяние и просят у Лены прощения, несмотря на то, что она уже не присутствует рядом с ними.

Главными героями повести становятся Лена Бессольцева, искренняя, добрая, самоотверженная девочка, принявшая на себя чужую вину и жестоко поплатившаяся за свой бескорыстный поступок, ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев, порядочный и интеллигентный человек, увлекающийся сбором картин, которого многие в городе считают чудаком. В событиях также участвуют шестиклассники Димка Сомов, оказавшийся трусом и предателем, принципиальная и в то же время жестокая Железная Кнопка, их товарищи Рыжий, Лохматый, Попов, Шмакова, Васильев, классный руководитель Маргарита Ивановна.

Композиция истории включает в себя 14 глав, в которых излагаются воспоминания основной героини Лены Бессольцевой. Началом повествования становится приход Лены в новую школу, далее описываются ее попытки построить отношения с товарищами и их совместные действия.

Кульминация произведения наступает в тот момент, когда шестиклассники принимают решение пропустить урок. При этом один из лучших учеников класса Димка Сомов сообщает о проступке ребят учительнице, а Бессольцева принимает его вину на себя перед одноклассниками, желая защитить мальчика, который ей небезразличен.

Развязка происходит, когда школьники узнают правду о том, кто в действительности их предал, после чего они искренне раскаиваются в травле Лены, которая в это время уже покидает город вместе с дедушкой. Главным конфликтом в произведении является противостояние Бессольцевой и ее одноклассников из-за того, что девочка якобы совершила предательство. К тому же постепенно развивается и конфликтная ситуация между Бессольцевой и Сомовым, девочка постепенно окончательно разочаровывается в человеке, которому ранее безгранично доверяла. Проблемы, поднятые в этом произведении, остаются актуальными всегда, читатели не могут не оценить и не запомнить благородство и способность к самопожертвованию юной героини.

Анализ произведения

По своему описанию повесть пугает своей жестокостью, показывая перед читателями метания маленькой ни в чем не виноватой девочки. Автор показывает, как, порой аморальным путем, детям свойственно утверждаться как личность в социуме. Основной темой «Чучела» является борьба маленького и одинокого в своей беде человека против жесткого общества.

Произведение написано в жанре бытовой прозы. Главная мысль повести: только доброта и способность к состраданию помогают вырасти маленькому и не устоявшемуся человеку в настоящую личность.

Для составления своего собственного мнения, более полного понимания мотивов и проблем героев, пополнения базы аргументов и подготовки к выпускному сочинению рекомендуется прочитать повесть полностью в оригинале.

Короткие произведения для всех направлений итогового сочинения 2021

Первым делом Ирина (автор ролика) напоминает, что для аргументации можно использовать любые литературные произведения – не только художественную литературу, но и публицистику

, и
научную литературу
, и даже
устное народное творчество.
Начинает список произведений Ирина с двух необычных источников – они хоть и общеизвестны, но на них редко ссылаются.

В первую очередь Ирина предлагет обратиться к сборнику “Библейские сказания

“.

Он красиво оформлен и иллюстрирован. Причем это не библия, а именно библейские сказания – то есть литературное произведение, и аргументы из него конечно же можно использовать в итоговом сочинении. Плюс этого сборника в том, что в нём библейские сюжеты изложены очень коротко и понятно.

Например, сказание про потоп

можно использовать для аргументации тем по направлению “время перемен”,
историю Каина и Авеля
к темам по направлению “Я и другие”.
Легенда об Иове
подойдет к направлениям “Время перемен” и “Разговор с собой”.
Заповеди и сказания о Руси
можно спользовать к направлениям “Забвению не подлежит” и “Я и другие”. Например, сказание про Давида и Голиафа подойдет для аргументации в сочинениях по темам из тех же направлений, что описаны чуть выше.

Ирина делает акцент на том, что так как это короткие произведения, то аргументы из них не подойдут к любой теме из названных направлений. Все зависит от того какая именно тема попадется, но в целом к определенным направлением названные произведения будут подходить.

Следующий большой источник – это Мифы древней Греции.

Какой миф ни возьми – к какому-нибудь направлению он подойдет. Можно просто освежить мифы в памяти и использовать для аргументации на сочинении. Например,
миф про Прометея
подойдет направлениям “Забвению не подлежит”, “Я и другие” и “Разговор с собой”. Точнее к направлению “Разговор с собой” подойдет не сам Прометей, а Гефест, который приковывал Прометея, и у него был внутренний монолог – ему было непросто выполнить приказ Зевса.

Подвиги Геракла, в зависимости от того, какой подвиг вы будете брассматривать, подойдут ко всем направлениям (конечно же, кроме последнего направления – “Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”).

Многие рассказы Антона Павловича Чехова будут подходить ко всем направлениям (опять же, кроме пятого). Например, к направлению “Я и другие”, “Время перемен” и “Разговор с собой” подходят “Ионыч” и “Человек в футляре”. Очень много рассказов подходят к направлению “Я и другие”. Эти “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий” и так далее.

Далее Ирина предлагает вспомнить цикл “Тёмные аллеи” Бунина, который многие изучали на уроках литературы в 11 классе. Многие рассказы из этого цикла будут подходить к направлениям тем итогового сочинения. В первую очередь, конечно, к направлениям “Я и другие” и “Разговор с собой”.

Далее Ирина обращает внимание на цикл “Донские рассказы” Шолохова. Многие рассказы будут подходить к направлению “Время перемен”, потому что речь идет о тяжелом военном времени, о гражданской войне, когда происходило очень много перемен. Эти рассказы будут подходить также к направлению “Я и другие”, а иногда еще и к “Разговору с собой”.

Далее в ролике Ирина переходит к публицистике. “Письма о добром и прекрасном” Дмитрия Сергеевича Лихачева – они будут подходить вот здесь уже точно ко всем направлениям. Второе письмо из “Писем о добром и прекрасном” Лихачева подойдет к пятому направлению, 5-ое, 6-ое, 16-ое и 17-ое письма подойдут к направлению разговор с собой, 7-ое и 11-ое подойдут к направлению “Я и другие”.

Сначала Ирина называла целые сборники мифов, сказаний, рассказов, писем и так далее, а потом назвала отдельные рассказы, на которые тоже можно обратить внимание.

Рассказ “Старуха Изергиль” Максима Горького будет точно подходить к направлению “Я и другие” и “Разговор с собой”. “Гранатовый браслет” Куприна будет тоже подходить и к направлению “Я и другие”, и к направлению “Разговор собой” и (в зависимости от того какая тема вам попадется) ко “Времени перемен” тоже подойдет.

“Шинель” Гоголя в этом году будет подходить к направлению “Я и другие” и “Разговор с собой”.

помогите составить, проблемно-тематический анализ произведения «Чучело» и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Железников «Чучело»
Главным героем в этом произведении является Лена Бессольцева, перед которой встает проблема изгнания из общества.

Дети из класса думали, что Лена уезжает из-за страха, но это было не так. И все ребята поняли, что Лена победила. И когда она отказалась объявлять бойкот Сомову, стало ясно, что она выше их. И несмотря на жуткое отношение Сомова и его предательство, она не объявила ему бойкот. Другой бы человек на ее месте загнал бы Диму в угол и как следует врезал. Да, Лена победила! Ребятам стало стыдно, и их учительнице тоже, но у каждого поступка есть своя цена, и тут цена довольно большая: Лена навсегда покинула город, дедушка оставил свое любимое дело, и самое главное, пострадала психика Лены. И к тому же Лена слишком рано познала, что такое быть изгоем, а это не каждый познает. И кто знает, что с ней будет в будущем. Я считаю, что Лена еще слабо отреагировала на унижение класса, но, самое главное, она не потеряла самообладание и стала не по годам старше.

Ответ от Мягкий Александр
[активный]
Я прочитала повесть В. Железникова «Чучело» Главным героем в этом произведении является Лена Бессольцева, перед которой встает проблема изгнания из общества.
Лена была довольно милой девочкой, довольно доброй и не очень красивой, но дело в том, что она была не такой, как все, и таким людям не очень легко жить в обществе. И из-за того, что она приняла вину любимого ею человека на себя, класс во главе с Железной Кнопкой прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем.
Вообще дети очень жестоки и неправильно относятся к людям, не таким, как они. Дети не понимают, какую боль они причиняют таким людям. Так же и этот класс посчитал Лену предателем и объявил ей бойкот, но помимо бойкота ее травили. Когда ее гоняли по городу, она испытывала такое жуткое ощущение, как будто она лиса, а за ней гонятся злые собаки. У Лены был один – единственный друг, из-за любви к которому она и приняла его вину на себя. Лена считала его очень храбрым и сильным человеком, и он обещал ей во всем признаться классу, но ее продолжали травить. Было очень много ситуаций травли, и Сомов ни в чем ни признавался.
Я считаю, что Сомов был человеком жалким и мелким и что ради положения в обществе он предал близкого человека. Он испортил жизнь Лене ради того, чтобы занимать лидирующее место в классе. Он был мерзким трусом.
После разочарования в Диме, Лена начала проявлять волю. Лену достало это все, и она приняла решение уехать из города. Лену компания Мироновой обзывала чучелом, и она, чтобы утвердить это звание, предприняла отважный поступок: постриглась налысо, но помимо детей, Лену не любили и некоторые взрослые. Например, тетя Клава, которая считала, что из-за Лены ее сын не поехал в Москву к отцу. Но после рассказа Лены парикмахерша поняла свою ошибку и согласилась подстричь ее.

В 1981 году в свет вышла повесть, повергшая в шок советских читателей, ибо события, описанные в ней, выглядели настоящим нонсенсом: юные пионеры-ленинцы гнобят новенькую ученицу. Автор произведения — Владимир Железников. «Чучело» (краткое содержание приведено далее) — так он назвал свою повесть, идею которой взял из жизни: похожие события случились с его внучкой. Произведение настолько потрясло актера и режиссера что уже в 1983 году на экраны советских кинотеатров вышел снятый им художественный фильм с одноименным названием.

Итак, краткое содержание «Чучело». Действие происходит в небольшом провинциальном городке. К местному чудаковатому старику Николаю Николаевичу Бессольцеву, коллекционирующему картины, приезжает его 12-ти летняя внучка Лена. Она поступает в местную школу, абсолютно искренне надеясь завести здесь новых друзей. Но одноклассники практически сразу начинают издеваться над ней. Их забавляет ее непосредственность и наивность в сочетании с нескладной внешностью: длинные, худые руки и ноги, большой рот с вечной улыбкой и две косички. Не успев провести и пяти минут в новом классе, она получает кличку «Чучело». Краткое содержание данной повести не в состоянии передать тех негативных эмоций, что вызвала у школьников их новая одноклассница.

48911

Лишь один мальчик не смеялся над ней. Это был Дима Сомов, который пользовался авторитетом всего класса, поскольку считался красавчиком и умницей, а также был сыном обеспеченных родителей. Но Лене Бессольцевой чужды любые корыстные помыслы. Она просто хочет дружить. Дима принимает ее дружбу и старается ее по мере возможности защищать от нападок одноклассников. А когда он спас собаку, которую одноклассник Валька хотел сдать на живодерню, то стал для девочки настоящим героем. Но вскоре дружба дала трещину из-за поступка Сомова. Он рассказал учительнице, что весь класс сбежал в кино. Лена слышала этот разговор, но была свято уверена, что Дима признается одноклассникам, что это из-за него теперь они все не поедут на каникулы в Москву. Но он не признался, и девочка взяла его вину на себя. Разговор Сомова с учительницей слышали еще двое одноклассников, но предпочли молчать, чтобы посмотреть, как он будет выкручиваться. Лене, как предателю, объявлен бойкот.

48909

Однажды Валька-живодер забежал во двор дома, где жила Чучело (краткое содержание не способно передать всех подробностей), и украл с бельевой веревки ее платье. К тому же он увидел там Сомова. Тот погнался за Валькой, чтобы отобрать платье. Лена побежала следом за ними и оказалась у полуразрушенной церкви, возле которой собрался весь класс. Мальчики и девочки соорудили из соломы чучело (краткое содержание не позволяет описать всей чудовищности дальнейшего действа), надели на него украденное платье и устроили его сожжение. Бессольцева бросается к горящеей ветке с платьем и, отвязав ее от столба, разгоняет ею кощунствующих одноклассников. Она понимает, что ее все ненавидят за предательство, которого она не совершала, но продолжает молчать.

Сомова выдает один из одноклассников, слышавших его признание учительнице, но

48910

Лене уже все равно. Она хочет уехать из этого городка и уговаривает дедушку отпустить ее или поехать вместе с ней. Дед колеблется. На день рождения Сомова Лена приходит, обритая наголо, и в том самом обгоревшем платье, что было надето на чучело. Краткое содержание никогда не передаст всех эмоций, поэтому лучше будет прочитать книгу или посмотреть фильм. Девочка демонстративно юродствует и с деланной улыбкой провозглашает себя чучелом, уродом и ничтожеством. Одноклассники в шоке, но каждый вдруг в глубине души понимает, что урод и ничтожество — это каждый из них. Они покидают дом Сомова, а на следующий день окончательно убеждаются, что именно он и есть предатель. Они готовы просить прощения у Лены, но уже поздно: она уезжает. Ее дед едет вместе с ней, но перед отъездом отдает свой дом вместе с бесценной коллекцией картин в дар городу. Школе же он подарил портрет своей бабушки. Когда дети увидели картину, они обомлели: со старинного портрета, больше похожего на икону, на них смотрела молодая женщина, точь-в-точь похожая на Бессольцеву.

Гуманную цель в литературе – остановить подростка от жестокости, предупредить ее возможные последствия нежалости к себе подобным, ставит Владимир Железников в своей повести «Чучело». В этой повести мир детей рассматривается, как сказал писатель А.Лиханов «через строгое испытание общественного нездоровья». Он говорил: «Я глубоко убежден: все мы, наше общество переживаем состояние духовного испытания. Литература должна играть роль в деле душестроения ребенка. Поразительный парадокс нашей современной жизни: можно, оказывается, любоваться мужеством героя и тут же демонстрировать малодушие и предательство. Задача воспитать массовый иммунитет к социальному нездоровью дело более острое, чем создать непостижимого героя-победителя для детей».*
В искусстве, как и в жизни, давно известен закон излечения боли болью. В этом оно сродни хирургии. Самая трагическая суть деформации личности состоит именно в попрании личности. При этом ломается личность и того, кто вершит зло, и того, кого этим злом попирают. Именно эти проблемы ставит В.Железников в своей повести «Чучело».
Первое издательство повести В.Железникова вышло в 1981 году в журнале «Пионер» под названием «Всего несколько дней», и только после того, как автор работал над сценарием фильма, совместно с режиссером Роланом Быковым, в 1983 году была названа «Чучело». Впервые на экран фильм вышел в 1984 году. Главный кинорежиссер Р.Быков проделал огромную тонкую творческую работу. После его просмотра был большой наплыв зрительской почты с различными точками зрения на него. В основном выделились две точки зрения. Первая, это то, что этот фильм учит только жестокости; вторая, что это фильм «глубокой правды, умный, мужественный, благородный».
Сам Ролан Быков сказал: «В «Чучеле» Владимира Железникова я сразу ощутил социальный заказ, вернее приказ. Я был захвачен ею, ее героями, драматургией, остротой конфликта между высокой нравственностью, имеющей глубокие корни, духовностью, добротой и стихией мещанского равнодущия, жестокости. Я увидел в героине и себя и многих, кого люблю, потому что каждый из нас так или иначе находится или находился в положении «чучела». Было множество вопросов в адрес кинорежиссера, такие, например, как «почему вы изменили своему жанру?» — «Я не изменял жанру. Просто конфликт между ничтожеством и личностью реально изменился – из комического он на глазах превратился в трагический: мещанин и обыватель, ничтожество и бездарность не испытывают больше комплекса неполноценности перед личностью. Появился тотальный комплекс полноценности обывателя перед личностью, а это уже не смешно. Нет, хороших людей любят, на них мир держится. Их ценят, их судьба волнует, их ищут днем с огнем, их находят…».*
Взгляды на творчество В.Железникова не однородны. Первая его книга вышла в 1960 году под названием «Разноцветная история», куда вошли его лучшие произведения: «Путешественник с багажом». «Жизнь и приключения чудака», «Каждый мечтает о собаке», «Белые пароходы» и др. В 1974 году В.Железникову была присуждена Государственная премия за сценарий фильма «Чудак из 5 «Б». Снятый режиссером Ильей Фрэзом. Автор сказал: «Я не ошибся, ставя во главу угла всей своей литературной работы историю нравственного возмужания подростка, перед которым лежит неизведанный, полный таинственности мир. Все еще в нем робко, неясно, он идет ощупью, приобретая жизненный опыт».
В творчестве В.Железникова ощутимы два периода. Для первого характерны такие произведения, как сборник рассказов «Разноцветная история», адресованный младшим школьникам, где раскрывается наивность детского восприятия и радость освоения окружающего мира. По словам автора, действовало убеждение, что все беды детей – от взрослых и от непонимания детей взрослыми. За эти двенадцать лет и совершился переход ко второму этапу творчества, когда пришло критическое осмысление жизни и поступков самих детей. Детство и отрочество стали восприниматься как определенные отрезки жизненного пути.
Повесть «Чучело» является кульминационным произведением второго периода творчества писателя. Первоначально Железникову хотелось, чтобы произведение это было трагедией по своему эстетическому звучанию. Этим он хотел очистить души подростков, если в них уже есть ростки зла. Слова, завершающие повесть, которые Рыжий написал на доске: «Чучело, прости нас!» — Это самовыражение веры писателя в здоровое начало растущего поколения. Недаром А.Лиханов писал: «Золотым времечком детство становится на расстоянии прожитых лет: мы забываем, сколь оно драматично, сложно, сколько таит в себе обид и разочарований. И может быть, самое серьезное испытание, которое проходит растущий человек, — испытание его достоинства».
Сюжет повести основан на конфликте между личностью и коллективом. Уже первая глава настораживает читателя: что за «волки, лисы, шакалы» гонят по узким улочкам эту девчонку и за что? Вторая глава выполняет функцию экспозиций. Николай Николаевич и его дом с картинами. «Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле… и стал в городке своеобразным маяком…». И уже по этим словам можно догадаться, что этот дом сыграет особую роль в жизни этого маленького городка на берегу Оки.
В дальнейшем сравниваемый портрет «Машки» с лицом Лены Бессольцевой, также неоднозначен. Автор хотел этим показать, что «героиня повести не одинока – за ней правда и справедливость, за ней весь славный род Бессольцевых, русских интеллигентов – патриотов, целые поколения замечательных людей, несущих в себе великую народную традицию милосердия и духовности, верности и великодушия. Героиня едина со всем родом – Родиной, поэтому она героиня нашего времени». Высоко сказано, но в этом есть своя символика.
Символично в композиции повести и то, что Ленка бросает вызов обществу в лице своих одноклассников. Состригая волосы наголо, она смело заявляется к Димке Сомову на торжество. Не для того, чтобы испортить настроение этим «бедным людям», нет, не в этом цель ее прихода, а в том, чтобы покончить с самопредательством. Ей надоело быть «без вины виноватой» Разве это не «выстраданное сознание своего морального превосходства над всеми? Из «гадкого утенка» вырастает «белый лебедь», из Чучела – личность!».*
Фильм «Чучело» мало чем отличается от повести. Лишь некоторые эпизоды и микросцены изменил кинематограф, Драматург Гельман умело нащупал конфликт между детьми и взрослыми, где довольно драматично слышать, как девочка Мотя говорит в адрес матери: «Да пошла она!». Чем же так провинилась мать перед дочерью? За что такие слова? В фильме детально это не рассматривается, но так же как и в повести, понятно одно: у подростка нет отца, как у других, и это, конечно же, озлобляет. И в том, что она такая – не ее вина, а вина ее родителей. В повести нет сцены избиения Лены, а в фильме она просто необходима для зрителя, как яркое средство выражения художественности и силы переживаний.
Фильм есть фильм – он должен поглощать зрителя своей эмоциональностью. Поэтому мизансцены, музыка, ритм, пластика – от которых веет угрозой и подавленностью, были так необходимы создателям этого фильма. Они не делают из того, что Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину «сюжетообразующей» тайны, их волнует другое – феномен детской жестокости. Его причины – социально-психологические и нравственные. Их волнует внутренняя драма подростка. «Именно здесь реализует себя наиболее полно эстетика кино, его психологизм».
В фильме почти неправдоподобная сцена избиения девочки, костер, разожженный под чучелом, наряженным в платье Ленки. Вот где содрогнется пусть душа зрителя! Эта сцена по художественной логике просто необходима — это тот психологический предел, к которому нужно было подвести и героев и зрителей. Лену – чтобы сообщить ей импульс к активному сопротивлению, ребят – чтобы смогли потом понять, куда завела их ложно понятая идея и нравственная глухота, зрителей – чтобы шоковым зрелищем заставить работать самосознание.
Так чего же они добиваются, эти дети? Молчит – значит не раскаивается, значит гордость свою имеет, значит не смирилась. А раз так, ату ее…! Беспощадные эпизоды, бег, погоня – это то, что задает фильму лихорадочный ритм. Ритм, единство, цель. Они танцуют, когда перебрасывают платье Ленки, гоняя ее по кругу как затравленного зверя. Они отдаются этому ритму с той истовостью, которая настораживат. Оператор фильма А.Мукасей снимает эти сцены экспрессией. Может именно в эти минуты они чувствуют себя особенно сильными? Может быть, сейчас обретают ощущение вседозволенности? «Переполняющая подростков энергия стремится не только обрести форму, но и наполняется смыслом. И ритм становится иллюзией смысла».* Ребятам кажется, что они вершат правый суд, наказывая предательство, на самом деле все это превращается в преступление.
Бойкот против Лены перерастает в травлю, и это объединяет и сплачивает. Срабатывает «закон стаи».
Ведь ни что иное, как Ленкина простота и бесхитростность подталкивает ребят на гнусные проделки. Показав коллективную стихию, которая обрушивается на подавление чужой воли, чужого «я», авторы фильма сумели показать и высоту человека, принявшего и выигравшего бой.
Прекрасно создан образ деда Бессольцева в фильме, который создает благоприятный «климат для выращивания «розы души», для утверждения милосердия в Ленке. Невольно в воспитании ее чувств принимает участие не только дед, но и окружающие ее картины, быт дома. Вот поэтому, и в фильме и в повести так важно показать дом Бессольцевых, и климат, царивший в нем. «Умение слушать – это вообще редкий дар души. Все мы больше любим говорить сами, а слушать почти разучились. Это и рождает глухоту взрослых к миру детства».* Для фильма этот дар бесценен – родилась важнейшая для всего идейно-художественного построения фильма духовная связь между Ленкой и дедом, между судьбами, разделенными временем, между поколениями этой замечательной русской фамилии, несущей в себе традицию нравственности, милосердия и мужества.
Образ молодой учительницы и в фильме, и в повести тоже неоднозначен. Именно через образ Маргариты Ивановны показана некоторая оторванность взрослых от детских проблем. Главная ее ошибка в том, что она упрощает своих учеников как людей. Ей кажется, что дети играют в каких-то предателей. А ведь известно, что фундамент физического и морального здоровья закладывается в детстве, школе, где определенную роль психотерапевта должен играть учитель. Но, к сожалению, эта общая болезнь взрослых, воспринимать мир детей, как игру. Ну а «что наша жизнь? – игра!».

Повесть Железникова «Чучело» вызывает самые противоречивые чувства у своих читателей. В героях повести можно узнать себя, своих одноклассников или знакомых. Автор очень точно сумел описать чувства и поведение детей, которое очень часто присущи в социальных группах.

Создавая повесть, Железников хотел показать, что зачастую дети бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам. Подросткам свойственно утверждать свою личность аморальными методами, путем оскорбления человека, который не имеет возможности дать отпор таким действиям. Такой «куклой для битья и оказалась» главная героиня повести Лена Бессольцева.

Сюжет повести «Чучело»

В одну из провинциальных школ советской России приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она приходится внучкой художнику, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники стараются улыбаться Лене, но на самом деле открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила.

Со временем Бессольцеву начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают девочки кличку «Чучело» подчеркивая, таким образом, ее бестолковость и отсутствие собственного мнения. У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакты с одноклассниками, даже не реагируя на оскорбительную кличку.

Однако жестокость детей, ведомыми лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке, и начинает вместе с ней дружить Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вынужден был вернуться в класс, чтобы забрать копилку, которую там забыл.

Его встретила учительница, и после длительного допроса, мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали из уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его.

Одноклассники быстро забывают согрешение Димы, и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили , чтобы проучить ее. Жестокие дети, абсолютно ничего не понимающие в жизненных ценностях, сжигают чучело символизирующее Лену в школьном дворе.

Девочка, не в силах больше выдерживать такого социального гнета, просит дедушку покинуть этот город. Через некоторое время, дедушка со своей несчастной внучкой уезжают. После того как Бессольцева ушла из их жизни, детей одолели страшные мучения совести, они понимали, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что либо предпринимать было уже поздно.

Социальный вопрос в повести

Повесть «Чучело» обладает весьма скандальным характером. Автор выражает свое открытое призрение не конкретно к детям, психика которых только формируется, а к их родителям и учителям, которые не препятствовали угнетению Лены.

Взрослые люди должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за своего дедушки, но никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали, жестокое поведение одноклассников девочки.

Яркий пример, учительница Маргарита Ивановна, которая по — своему косвенно также принимала активное участие в моральном угнетении ребенка. Учительница поддерживала ярких и сильных личностей, однако на то, чтобы рассмотреть такую личность в Бессольцевой, ей не хватало жизненной мудрости.

Ситуация, описанная в повести достаточно распространенная в подростковой среде. Но ответственность за такое поведение детей лежит в первую очередь на старших людях, которые это допускают и поощряют.

Заполнить таблицу.

Групповая работа

Исследовательская работа выполнена учащимися в рамках учебного проекта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа» Тема исследования группы «Филологи» «Чучело» и «Детки из клетки» «Конфликты с одноклассниками» Работу выполнили: Самыгина Алёна Суворова Виктория Копьёва Анастасия Консультант: Суворова Елена Николаевна

Конфликты между подростками в современной школе — явление достаточно распространённое. Сложные межличностные отношения оказывают отрицательное влияние не только на конфликтующих, но и на весь класс. Простая обида, непонимание могут привести к проявлению жестокости в отношении своих противников, а в отдельных случаях и трагическим последствиям. Поэтому нам необходимо научиться правильно вести себя в конфликтном взаимодействии, находить возможные конструктивные решения в создавшейся проблемной ситуации. Существенную помощь может оказать и художественная литература. Актуальность исследования

Цель и задачи исследования ЦЕЛЬ: выяснить причины и последствия конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками, сформулировать нормы нравственного поведения человека. ЗАДАЧИ: Проанализировать эпизоды повести В.К. Железникова, раскрывающие взаимоотношения Лены Бессольцевой с одноклассниками. Составить характеристики основных героев повести. Определить роль образа Димки Сомова в повести. Понять позицию автора, определить свою собственную позицию.

Проблемная ситуация Отстоять свои принципы ОДНА ПРОТИВ ВСЕХ Струсить, предать БЫТЬ КАК ВСЕ

Средства и методы исследования Работа с художественным текстом и Интернет-ресурсами. Анализ и отбор материала. Сравнительный анализ. Обсуждение. Ответы на вопросы учителя. Анализ эпизодов. Составление характеристик героев. Оформление результатов работы

Ход исследования 1. Выяснили, что послужило основой конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками. Лена взяла на себя вину струсившего Димки Сомова, признавшись одноклассникам, что она рассказала учительнице о стёртой записи на доске. Ребята, не разобравшись, объявили Лену предателем. Мы считаем, что даже если бы Сомов признался во всём, конфликт между Бессольцевой и одноклассниками был неизбежен.

2. Попытаемся доказать, что конфликт между Бессольцевой и одноклассниками неизбежен. СЛИШКОМ ОНИ РАЗНЫЕ ЛЮДИ: «ЧУЧЕЛО» и «ДЕТКИ ИЗ КЛЕТКИ»

План характеристики Лена Бессольцева Компания Мироновой Димка Сомов Портретные черты … Нескладный подросток на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у неё торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы заплетены в два тугих канатика Миронова (Железная кнопка): аккуратно причёсана и подчёркнуто скромно одета. Шмакова: она не шла, несла себя….Новое белое платье, новые белые туфли, блистала во всём своём великолепии довольная собой. Валька был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником… Глаза синие-синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный… Жизненные принципы, отношение к другим людям и к себе «Я на Рыжего не обиделась…» «Я теперь не то, что раньше. Я – решительная.» «Я им верила, а они над тобой смеялись» Миронова (Железная кнопка): «Я?… тряпок не люблю» «Себя уважать надо..» «Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь» «Каждый должен получать по заслугам» «Ничего, смелость дело наживное» «Потому что я подлый!… Самый подлый трус!» СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ

«Люди не все одинаковые. Я должна была насторожиться, но не обратила на это никакого внимания» «А я тогда и не знала, что есть люди – лисы, медведи, волки» «Поняла, что я люблю испуганных людей. Ну они вроде бы какие-то не такие, у них есть испуг за других» «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав» «Теперь я учёная – надо отбиваться, если даже их много и тебя бьют. Но бежать нельзя» «Вот им сейчас, думаю, стыдно, что они меня травили. Живого человека – как зайца!» «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» «У меня дурацкая улыбка – до самых ушей» «Никто не должен оставаться безнаказанным и никто не уйдёт от ответа!» «Всё должно быть честно. У нас борьба справедливая…» Шмакова: «Нехорошо идти против коллектива, неправильно» «Я с предателями не вожусь» «Курочка по зёрнышку клюёт» Рыжий: «Главное в человеке – сила!» «Раз попался, гадина, получай!» «Я как все..» Валька: «Главное в человеке – зависть» «А чего нам стыдиться?»

Позиция Николая Николаевича «За всю свою долгую жизнь Н.Н.не видел подобного лица. От него веяло таинственной силой времени… «…у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое» «…Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от неё участия в судьбе других людей и боли за них…» «…Какая страсть, какая тяга к справедливости…» «…до чего же она прекрасна, как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке заметить мгновение его величия» «Ленка!… Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно! Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие» «Их можно только пожалеть и постараться помочь им» «Бедные люди!… Честно тебе скажу, Елена, мне их жалко. Они потом будут плакать» «Он смотрел на их лица, стараясь заглянуть в глаза, и увидел, что во многих из них бьётся пытливая мысль, а у некоторых безразличие, а у иных даже злость и непонимание…» «…и предвидел Димкину жалкую ничтожную жизнь» «Да за ним нужен глаз да глаз. Я это чувствую! А то он, того и гляди, горло перережет»

Анализ эпизода «Первое знакомство с классом» Лена: благодарна Рыжему, что втащил в класс, желание подружиться, искренне хохочет, веселиться вместе со всеми… Класс: открыто смеётся над ней и её дедушкой «Заплаточником» » Прикрепили прозвище «ЧУЧЕЛО»

Эпизод «На фабрике» Лена: «…я испугалась по-настоящему, как будто меня окружали не люди, настоящие звери.» «…я грохнулась на пол, потому что закружилась голова.» «А мне ещё долго мерещилось, что Шмакова похожа на лису, Лохматый – на медведя, а Валька – на волка» Ребята нарядились в маски зверей, плотным кольцом Лену окружили морды волков, медведей, крокодилов. Они прыгали, рычали, наскакивали на Лену и рвали из рук копилку… «Подумаешь, и поиграть нельзя», — сказал Валька. «Чепуха! – мрачно заявила Миронова. – Просто кривляется…» «Мне было стыдно, что я так думала про ребят.» «И вся компания удалилась вполне довольная собой.»

Выводы: . 1.Отношения с классом у Лены не заладились с самого начала, потому что она «внучка Заплаточника» и не похожа на остальных: добрая, честная, открытая, доверчивая, «смешная» в глазах других людей, поначалу искренне верившая, что все люди благородные, не способная предать другого человека. 2. «Мироновская» компания или «Детки из клетки», как скажет Рыжий в конце повести, действительно «Бедные люди»: у них пустое времяпровождение, отсутствие интересов, примитивные развлечения. Они жестокие и злые. В повести у них нет практически имён, а только прозвища и клички: Миронова – «Железная кнопка», Рыжий, Лохматый, Валька – живодёр. Даже в авторских характеристиках прослеживаются какие-то «звериные» черты: «Они уходили крикливой, пёстрой стайкой»,«Мордочка Шмаковой, физиономия Попова» и др. 3. Самый «опасный» персонаж в этой компании – Димка Сомов. Поначалу и Лена, и одноклассники считают его благородным. Да, он может совершать хорошие поступки, но при условии своей полной безопасности. А на деле – он трус, и именно трусость рождает из него подлеца. КОНФЛИКТ НЕИЗБЕЖЕН

Выяснили значение конфликта. Конфликт – это нравственное испытание для всех его участников, дающее возможность в полной мере убедиться в том, насколько Лена Бессольцева духовно богаче и нравственно сильнее своих одноклассников. Да, она пережила разочарование в любимом человеке, в людях, страшную душевную боль, унижение (эпизод с чучелом на костре), но ничто и никто не заставит её совершить подлость, предательство и унизить другого человека. «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»

Она уезжает, потому что боль, нанесённая человеческой несправедливостью и жестокостью, надолго не затихнет в сердце девочки. Но это не означает, что она проиграла.. Выстояв «одна против всех», она сохранила в себе личность.

А что же остальные? Они проиграли нравственное испытание. Но некоторые из ребят изменились, иначе стали смотреть на жизнь. Вспомним слова Рыжего: «Я всегда был как все…А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий!» — я всё буду делать по-своему…» И как многие из них, узнав правду о невиновности «Чучела», ужаснутся своей несправедливости, устыдятся. И слова, написанные Рыжим на доске «Чучело, прости нас!», лучшее доказательство нравственной победы Лены Бессольцевой и изменений, произошедших с ребятами.

Мы поняли и советуем всем Нельзя оскорблять и унижать другого человека. Не пытайтесь переделывать другого. Позвольте ему оставаться самим собой. Поставьте себя на место другого человека и поймите его точку зрения. Возвышаться над слабым могут только слабые. Поступай так, чтобы твои поступки не навредили другим людям. Нельзя быть «толпой». Поддакивать – это плохо. Надо быть милосердным. Каждый человек — личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.

1. Железников В. Ухожу из детства. Повести. М.: Молодая гвардия, 1983 – с.257-409. 2. Кочеткова, С.И. Надо быть милосердным: Урок литературы по повести В. Железникова «Чучело». http://school13-nov.narod.ru/kohetkova.htm 3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE&stype=image&lr=10667&noreask=1 4. http://my-hit.ru/film/8674/online 5. http://img0.liveinternet.ru/ images / attach /c/2/73/439/73439206_ssora_podrug.jpg Список источников

Спасибо за внимание!

Loading...Loading…

В 1984 году на экраны вышел фильм Ролана Быкова «Чучело». Картина сразу вызвала противоречивые отклики со стороны зрителей и критиков. Одна восприняли ее, как некое откровение. Ведь чаще всего советские школьники в фильмах тех времен были показаны, как положительные герои, пионеры, комсомольцы, чистые душой и горячие сердцем. Искренняя история Лены Усольцевой, показанная без идеологических прикрас, завоевала сердца многих. Другие же требовали убрать дерзкий фильм с экранов, как порочащий честь советских детей. Однако Чучело, смысл которого глубок и многогранен, смотрят с интересом все новые и новые поколения зрителей.

Краткое содержание фильма Чучело

Основные герои фильма – школьники 6 класса одного из небольших провинциальных городов:

  • Железная Кнопка – девочка с железным стержнем внутри, не предающая ни при каких обстоятельствах своих убеждений, и поэтому часто жесткая и жестокая;
  • Дима Сомов – любимчик класса, мальчик из богатой семьи;
  • Шмакова – красивая девочка, знающая себе цену и считающая свою красоту основным своим достоинством;
  • Попов – обожатель Шмаковой;
  • Валька – мальчик, для которого хороши все пути зарабатывания денег. Даже отлов собак для живодерни, хотя об этом он предпочитает все же не распространяться в классе;
  • Мотя – дочь местной парикмахерши, мечтающая уехать от надоедливой матери в Москву к отцу;
  • Лохматый – преданный Кнопке силач;
  • Васильев – тихий мальчик, который в итоге оказывается самым сильным и честным из всех.

Чучело – смысл названия

В этот класс приходит новенькая – Лена Усольцева. Веселая и добродушная, она сразу становится объектом насмешек новых одноклассников. За смешливость и неповоротливость они дают ей кличку Чучело, смысл которой еще и в том, что Лениного дедушку в городе все считают чудаком и за спиной называют «заплаточником». Он ходит в чиненой одежде и на последние деньги собирает коллекцию картин. Но основные проблемы девочки начинаются в тот момент, когда она берет на себя вину симпатичного ей мальчика Димы. Он проговаривается классной руководительнице о том, что весь класс прогулял уроки и сбежал в кино.

На заметку! Фильм снят по повести В. Железникова Чучело, смысл которой созвучен со смыслом фильма. Автор взял за основу историю, произошедшую с его племянницей, которая так же взяла чужую вину на себя и заслужила бойкот.

Железная Кнопка, как действующий лидер класса, объявляет всеобщий бойкот Лене. Остальные поддерживают ее. Потому что в качестве наказания за прогул, класс лишается поездки в Москву, о которой все мечтали.

Наказание

Лене приходится несладко. Ей облегчает жизнь лишь то, что Дима, чувствуя свою вину, находится рядом с ней, поддерживает ее. Но в один момент, испугавшись стать таким же изгоем в классе, он предает ее и присоединяется к большинству. Рядом с Леной остается только невзрачный Васильев, который не боится приходить к ней в гости и защищать ее от нападок.

Сложная ситуация в классе набирает обороты. Бойкота становится уже недостаточно, и ребята переходят к более жестоким наказаниям:

  • пугают Лену ночью головой дикого кабана;
  • не дают ей проходу, загоняя ее, как дичь;
  • даже избивают ее.

Апогеем детской мести становится показательное сжигание на костре соломенного чучела, одетого в украденное у Лены платье. Эта жестокость, а также предательство Димы, будто преображают девочку, которая в одно мгновение становится взрослой.

На заметку! Этот момент напоминает ритуал сожжения чучела на Масленницу, смысл которого в жертвоприношении, обеспечивающем богатый урожай на следующий год.

С днем рождения, предатель!

Она отрезает свои волосы и бреется на лысо, становясь похожей на старинный портрет, который дедушка принес в дом последним. Явившись в таком виде на день рождения Димы, где собрался весь класс, она противостоит своим обидчикам, гордо подняв голову. Кнопка восхищена этим поступком, но статус предателя мешает ей подружиться с Леной. И тут тайна предательства раскрывается неожиданным образом.

Оказывается, при разговоре Димы и учительницы присутствовали еще двое. Это Шмакова и Попов, которые спрятались под партой. Они-то и рассказывают всю правду. И теперь уже всеобщий любимчик Димочка рискует стать изгоем.

Смысл фильма Чучело

Весь фильм снят в серых однообразных красках провинциального осеннего города. Хмурые люди, озабоченные своими проблемами, дети, рано вникающие в эти взрослые проблемы, пасмурное небо – все это создает ощущение безнадежности. Единственное яркое пятно – девочка Лена, появляющаяся вдруг среди этой серости.

Почему фильм пришелся по душе и до сих пор современные школьники пишут сочинения на тему «В чем смысл фильма Чучело?». Проблемы, поднятые в фильме, актуальны и по сей день. Авторы не приукрашивают действительность, не стараются сделать ее более приятной для глаз. Да, дети – самые жестокие существа. Да, им свойственно сбиваться в стаю вокруг сильного лидера, и гнобить тех, кто слаб. Или тех, кто им кажется слабым. И отношения в детском коллективе очень сильно будут зависеть от взрослых, которые находятся рядом с ним.

Чучело: смысл концовки

А со взрослыми в фильме совсем беда… Погруженные в житейские проблемы, они не замечают что происходит с их детьми. Главное – накормлены и одеты. А чем они живут, что думают, о чем мечтают – это все лирика. Некоторые из них пытаются задавать вопросы школьникам, и даже заступаться за Лену. Но все это – дежурное поведение взрослых, без особого вникания, без интереса. И даже классная руководительница, которой по статусу положено знать, что происходит в ее классе, ведет себя отстраненно, отделывается стандартными учительскими фразами.

О многом говорит ее взгляд в самом конце. Когда Лена и ее дедушка приходят в класс, чтобы попрощаться с ребятами и подарить школе картину. Ту самую, похожую на Лену. Учительница, узнав наконец обо всей ситуации, смотрит на ребят, будто видит их впервые. На ее лице недоумение и ужас. Она за несколько лет так и не смогла узнать их, понять, на что они могут быть способны. Возможно, даже не пыталась. Потому что так ведь удобнее, правда?

Но человеческое отношение и участие могут растопить даже застывшие и ожесточенные детские сердца. Поэтому финальная сцена фильма показывает зрителям слезы, текущие по щекам школьников. По щекам даже самой стойкой и железной из них — Кнопки. Слезы очищения и принятия. Слезы раскаяния. И поэтому детская рука аккуратным почерком выводит на доске: «Прости нас, Чучело!»

  • Смысл названия рассказа родинка шолохова
  • Смысл рассказа маттео фальконе
  • Смысл рассказа кукла носов
  • Смысл рассказа ионыч чехова
  • Смысл рассказа корзина с еловыми шишками