Смысл названия рассказа зеленая лампа

легенда о зелном рыцаре весьма вольное и сильно авторизованное кинематографическое прочтение древнеанглийской поэмы про сэра гавейна и зелного рыцаря.

«Легенда о Зелёном рыцаре» ‒ весьма вольное и сильно авторизованное кинематографическое прочтение древнеанглийской поэмы про Сэра Гавейна и Зелёного Рыцаря. Произведение неизвестного сочинителя, датируемое 14 веком, переведено на современный английский язык Дж. Р.Р. Толкином. Среди других легенд Артуровского цикла выделяется тем, что содержит множество метафор и скрытых смыслов. Это вызывает жаркие споры и поддерживает интерес к истории со стороны постановщиков театральных пьес, мультфильмов и полнометражного кино. После двух попыток экранизации (1973 и 1984), спустя почти 40 лет, было решено совершить третью. Проект режиссера Дэвида Лоури спонсировала компания A24.

Поиск смысла, заложенного в киноприключения племянника короля Артура, сильно различается у тех, кто знаком с оригинальной легендой, и тех, кто поэмы не читал. В своей «Легенде о Зелёном рыцаре» Лоури существенно отступает от источника, допускает ряд идейных расхождений, использует новые драматургические решения, добавляет много мистики. Важно, что в фильме концептуально изменён образ главного героя.

Гавейн – не благородный рыцарь «без страха и упрека», не отважный и невинный юноша, который восхищает своими добродетелями. Он простой человек со своими пороками: не блещет храбростью, предпочитает проводить дни в праздности, не делает ничего, что заставило бы его уважать. Экранный персонаж «не цепляет» зрителя вначале, не дает повода для симпатии вплоть до самого финала. На момент действия юноша уже рыцарь, но ещё не совершивший славного деяния, которое должно сделать его образцом мужества для окружающих. Это является отправной точкой сюжета.

Накануне Рождества в рыцарском зале Гавейну предлагают пройти испытание: сразиться с Зелёным рыцарем. Турнир по условиям больше похож на игру: через какое-то время они должны будут встретиться в поединке-реванше, где проигравший возвратит победителю долг в виде такого же удара той же силы, какой он пропустит сейчас. Интрига завязки сюжета состоит в том, что всё это организовала его мать ‒ Фея Моргана, сестра короля Артура. Беспокоясь за репутацию сына и желая облегчить ему задачу, она наколдовала шанс прославиться легко. Нанесение противнику даже незначительного удара (тычка, царапины) уже засчитывается как героическое деяние, достойное звания рыцаря. Сын может биться не в полную силу и обойтись «малой кровью». Но все пошло не по её плану.

Молодецкая удаль Гавейна стала причиной того, что он рубанул мечом «со всей дури» и снёс оппоненту голову. К изумлению присутствующих Зеленый рыцарь не погибает. Это значит, что через 1 год и 1 день придётся с ним встретиться, чтобы принять ответный удар. Станет ли он для героя смертельным? Ответ на вопрос проясняется лишь после финального флэшфорварда кинокартины. В назначенный срок Гавейн покидает Камелот, чтобы идти в крепость Зелёного рыцаря. Тут опять в дело вмешивается сила материнской любви. Моргана снабжает сына амулетом: заговорённый зеленый пояс сохранит его от телесного вреда.

Цепочка загадочных и опасных событий, фигурантом которых становится юноша ‒ это проверка его физических возможностей и моральных качеств. Встреча с прорицательницей Винифредой, интерлюдия с участием великанов, бандиты, лисоподобное животное в лесу, дом лорда Бертилака и чары его супруги. Несмотря на силу волшебной подвязки Гавейн проваливает абсолютно все испытания на добродетели: «летят в трубу» щедрость, отвага, честолюбие, целомудрие, честность. Однако за время пути юноша поумнел, многому научился. Он задумался о том, как вернётся домой и станет жить дальше ‒ неудачником и недостойным человеком.

Перед встречей с Зелёным Рыцарем Гавейна посещает видение, суть которого можно передать пословицей: «трус умирает тысячу раз, храбрец ‒ лишь однажды». Он снимает с себя пояс-оберег ‒ и развязка очевидна. Рыцарь Камелота принимает смертельный удар от Зелёного Рыцаря, который тот сопровождает словами «голову с плеч» (off with your head). Становится понятно, что в фильме показали всю возможную бесславную жизнь Гавейна. Так он не захотел, потому головы и лишился.

Смысл фильма «Легенда о Зелёном рыцаре» заключается в честности в первую очередь перед самим собой. Настоящий рыцарь должен быть с честью и достоинством, даже если знает, что идёт на смерть.

«Легенда о Зелёном рыцаре» отступает от традиционного сказания про подвиги благородного героя, где он ловко проходит все испытания и в награду получает принцессу. Проверка на рыцарство здесь проходит иначе. А сама история про «путешествие за честью» показана с точки зрения обычного человека. Это размышления о трудном пути, о жертвах и награде за жертву, о самоотверженном поступке, о верности своим принципам. В целом фильм надо воспринимать как метафору внутреннего роста человека, совершенствования его личности. В сказочной форме описан процесс взросления мальчика, становление его характера и превращение в мужчину.

Киноадаптация древнеанглийской поэмы погружает нас в атмосферу средневекового сказка с моралистическим уклоном ‒ о том, как быть правильным рыцарем и хорошим христианином. Нужному восприятию способствует понимание того, что это отнюдь не приключенческое кино для широкой аудитории, а бескомпромиссный арт-хаус.

На чтение 25 мин. Просмотров 108 Опубликовано

Содержание:

Краткое содержание

Зимой 1920 года в Лондоне на углу Пикадилли сделали остановку два хорошо одетых джентльмена. Одного из них, высокого, звали Стильтон, а второго, толстого — Реймер. Они только что вышли из ресторана, где ужинали и веселились. В это время они заметили лежащего на земле человека лет 25 в бедной одежде, возле которого уже начинала скапливаться толпа.

На первый взгляд могло показаться, что он пьян или умер, но вскоре он приподнялся, прислонился к ограде и объяснил, что это был обморок от голода.

В этот момент у Стильтона появилась идея, которая показалась ему очень удачной и забавной. Ему уже давно сильно наскучили все развлечения, поэтому теперь он решил, что лучшая шутка — это делать из людей игрушки. Об этом он сказал Реймеру, но тому было всё равно — скоро он уехал. Стильтон же посадил бедного человека в кэб, отвёз в трактир и выслушал историю его судьбы.

Бедняка звали Джон Ив. Он был сиротой, выросшим в Ирландии в семье лесничего и получившим только начальное образование. Когда ему было 15 лет, его опекун умер, взрослые дети лесничего разъехались, а ему пришлось искать работу. Он трудился у одного фермера, затем был углекопом, матросом, служил в трактире, а после заболевания воспалением лёгких задумал отправиться в Лондон, но там столкнулся с безработицей и конкуренцией. Ему часто приходилось голодать и ночевать на улице, как в этот вечер.

Стильтон же был очень богат. Он предложил Иву десять фунтов в месяц при условии, что тот снимет комнату на центральной улице, на втором этаже, и каждый вечер, от пяти до двенадцати ночи, будет зажигать лампу под зелёным абажуром. Пока она горит, Ив не должен покидать дом, кого-либо принимать и с кем-либо общаться. Это может продлиться год или даже всю жизнь.

Стильтон сказал, что свет в окне якобы будет служить знаком для людей и дел, о которых Джону знать не следует. Также он велел молодому человеку написать письмо до востребования с секретным шифром и ждать, что однажды придут некие люди, которые его озолотят.

Бедняк был удивлён таким великодушием и сразу согласился на сделку. Уже на следующий день он привёл задумку в исполнение: в окне дома № 52 по Ривер-стрит горела лампа. Стильтон привёл к дому своего друга Реймера и похвастался шуткой, сказав, что сделал игрушку из живого человека. Он очень гордился этой идеей, желая доказать, что человек, ежедневно зажигающий лампочку и ждущий неизвестно чего, сопьётся от скуки или сойдёт с ума. Реймера, впрочем, задумка не впечатлила.

Спустя восемь лет в больницу для бедняков, расположенную на окраине Лондона, привезли грязного, скверно одетого истощённого старика. Он оступился на тёмной лестнице притона и сломал ногу, что повлекло за собой сложную травму и разрыв сосудов. Чтобы не начался воспалительный процесс, ногу пришлось ампутировать. Операцию провёл талантливый хирург, которым оказался Джон Ив. Он узнал в старике Стильтона и очень удивился, при каких обстоятельствах им довелось увидеться вновь. Он задал бывшему богачу вопрос, почему тот теперь попал в такую ситуацию.

Выяснилось, что Стильтон разорился, проигрался, столкнулся с проблемами и уже три года нищенствовал. А Ив в первое время исправно зажигал лампу, но, сидя дома, читал все книги, которые попадались ему под руку. Однажды он прочитал старую анатомию и был поражён, увлёкшись тайнами человеческого организма. После этого он решил стать врачом и был готов сделать для этого всё.

Как-то раз он увидел под окнами дома Стильтона. Тот, не замечая Джона, пробормотал, что почти разорён, что не стоило тратиться на эту затею, а также назвал Ива «дураком». Тот разозлился от этих слов и хотел ударить его, но осознал, что благодаря его «издевательской щедрости» смог получить образование, поэтому он просто прошёл мимо. Денег Ив уже не получал, но он успел накупить книг, а студент, живший по соседству, помог ему сдать экзамены в медицинский колледж. Джон оказался способным учеником и обрёл профессию хирурга.

Шокированный Стильтон сказал, что давно не подходил к этому окну, но теперь ему казалось, что там и сейчас горит лампа, освещающая ночную тьму. Он извинился перед Джоном. А тот предложил ему работать в амбулатории — записывать имена пациентов, и посоветовал, спускаясь по тёмной лестнице, зажигать хотя бы спичку.

План для пересказа

Произведение достаточно короткое и условно поделено автором на две части: события в первой происходят в 1920 году, а во второй — через восемь лет. Но для удобства можно поделить текст таким образом:

  1. Бедняк на улице.
  2. Судьбоносная встреча.
  3. Странная сделка.
  4. Лампа в окне.
  5. Новая встреча спустя годы.
  6. Причудливая месть фортуны.

Главные герои

В произведении «Зелёная лампа» главными героями являются только два человека, а также имеется один второстепенный персонаж. Их характеристика:

  1. Джон Ив — в начале рассказа описан как плохо одетый человек 25 лет. Сирота родом из Ирландии, воспитанный в семье лесничего, человек с непростой судьбой, сменивший немало профессий (углекоп, матрос, слуга в трактире) и приехавший в Лондон попытать счастья, но столкнувшийся с безденежьем. Впоследствии он — образованный, талантливый хирург, серьёзный, высокий мужчина с грустным взглядом. Это упорный, способный, целеустремлённый человек, умеющий добиваться поставленных высот. Он добр и великодушен: к примеру, его доброта проявляется в том, что после всего он предлагает разорившемуся Стильтону работу в амбулатории.
  2. Стильтон — хорошо одетый высокий джентльмен 40 лет, холостой, хозяин торговых складов в Сити, владеющий состоянием в 20 миллионов фунтов. Пресыщен жизнью и развлечениями, которые можно купить за деньги, вёл праздный образ жизни. Считал себя человеком огромного воображения и фантазии, хотя на самом деле это было не так. Судя по всему, привык сорить деньгами. Глуп и циничен, поскольку позволял себе жестокие шутки над судьбой бедных людей, лишённые доброты и смысла. Главный аргумент, который он привёл, задумывая шутку с лампой, — «Игрушка из живого человека — самое сладкое кушанье». Можно сказать, что он беден духовно. Полностью разорившись, становится беден и в материальном плане, превращаясь в грязного, плохо одетого старика с измождённым лицом. Однако в итоге он всё же раскаивается.
  3. Реймер — друг Стильтона, богатый толстый джентльмен. Брезглив: называет лежащего на земле человека «падалью» и выдвигает предположение, что тот пьян или умер. Достаточно равнодушен и презрителен даже к задумкам своего приятеля. Однако не лишён рассудительности: называет Стильтона «дураком», не видя ничего весёлого в его игре с живым человеком.

Анализ и смысл

Анализ «Зелёной лампы» Грина показывает, что жанр произведения — рассказ-притча. Это можно определить по таким признакам, как заострение главной мысли, позволяющей читателю вынести урок, философское суждение автора, элементы фантастики и условности.

Уникальность композиции заключается в контрасте: вторая часть противопоставляется первой, один персонаж и его судьба противопоставляются другому. В первой части источником света является лампа под зелёным абажуром, во второй Джон советует Стильтону освещать себе дорогу спичкой.

Главные мысли произведения:

  1. Судьба всегда воздаёт каждому за его деяния. Стильтон был наказан за свои циничные, бессмысленные и жестокие идеи превратить бедняка в живую игрушку. Он сам стал бедняком и потерял ногу. Джон Ив, напротив, был добр и стойко сносил все превратности судьбы, в итоге стал талантливым врачом.
  2. Деньги не всегда благо. Даже имея огромное состояние, Стильтон не смог удержать его в своих руках, получить от него удовлетворение и пользу: он проводил все дни в праздности, играл в азартные игры и в конце концов разорился. Джон Ив, имея даже небольшой доход, пустил деньги в дело, купив на них книги, и получил образование. После этого он, став врачом, начал приносить людям пользу. Таким образом, просто иметь деньги мало: нужно ещё иметь ум, упорство, напористость, целеустремлённость и другие положительные качества.
  3. Нужно всегда оставаться человеком. Джон не хочет мстить старику за злую шутку: наоборот, он предлагает помощь в виде работы и свой вариант лампы — спичку, которая может стать для Стильтона надеждой. Он продолжает проявлять заботу и доброту.

Надежда, мечта и реальность

Название произведения имеет глубокий смысл. Это символ надежды, света и добра, знак веры в возможности человека и оправданность его стремлений к мечтам.

Для Стильтона лампа была лишь средством показать своё преимущество и превосходство над глупым бедным человеком. Она должна была превратиться в символ никчёмной жизни одураченного бедняка. Но для Ива она стала источником света и озарила ему путь в светлое будущее. Идея произведения заключается в том, что тот, кто поставил перед собой важную цель, может стать хозяином собственной судьбы.

Ещё одна важная тема «Зелёной лампы» Грина — мечта и реальность. Имея мечту, Джон стремится как можно скорее претворить её в жизнь, не жалея для этого средств: он спрашивает в библиотеке, какие книги ему нужно прочитать, чтобы стать доктором, покупает их, готовится к экзаменам с помощью своего соседа-студента.

Важная мысль приводится в цитате из произведения, которую произносит Джон: «Если желание сильно, то исполнение не замедлит».

Отзывы

Сегодня мы читали в классе произведение Александра Грина «Зелёная лампа» и писали по нему сочинение. Это очень поучительный рассказ, заставляющий верить, что добро и справедливость обязательно восторжествуют.

Главный герой, Джон Ив, ежедневно зажигающий лампу, не сошёл с ума и не спился, как предрекал ему в жестокой насмешке богач Стильтон. Наоборот, он стал достойным человеком, приносящим пользу обществу. Деньги Стильтона, присылаемые ему раз в месяц, лишь немного помогли ему: в остальном он, как говорится, «сделал себя сам», выбравшись в люди благодаря своему упорству и желанию учиться. Стать врачом — это мечта, к которой он стремился.

А Стильтон в полной мере испытал на себе то, что в этой жизни всё возвращается бумерангом. Он хотел зло пошутить над бедным человеком, и судьба тоже сыграла с ним злую шутку. Хотя в конце произведения его даже становится немного жалко, ведь он извиняется перед Джоном.

Чтение рассказа «Зелёная лампа» доставило мне большое удовольствие. Его автор, Александр Грин, является настоящим мастером слова и художником, рисующим перед нами поучительные картины жизни. Это очень короткое произведение, в котором писатель успевает показать две человеческие судьбы и заложить глубочайший смысл. Можно бесконечно думать над глубиной этого рассказа, с каждым разом находя в нём важные мысли.

Можно также провести параллель с другим произведением Грина, которое мне тоже очень нравится, — «Алые паруса». Лампа и алые паруса стали символами добра, которые дарят надежду, веру в лучшее и сулят главным героям осуществление желаний.

Читая онлайн историю «Зелёная лампа», я нашла о ней хорошее высказывание Беллы Ахмадулиной: «Прочитаешь „Зеленую лампу“ Грина, и ляжет на душу добро». Это действительно так: после прочтения мне тоже стало как-то легко и спокойно, я ощутила надежду и почувствовала, что стала обладательницей большой мудрости, почерпнутой из этого небольшого рассказа. Например, я поняла, что не деньги красят человека.

А умный и добрый Джон Ив стал для меня одним из любимых персонажей. В первой части к нему проникаешься сочувствием, но потом — глубоким уважением. Он умеет идти к своей цели и находит своё призвание. Кто бы мог подумать, что простой рабочий, которому приходилось и грузить уголь, и быть матросом, будет в восхищении от книги про анатомию: «Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой». Хочется верить, что в дальнейшем он станет известным хирургом и сможет заработать этой профессией много денег.

Благодаря его доброте может хорошо сложиться судьба и у обнищавшего Стильтона, которому Ив предложил работу, тоже дав надежду, но не призрачную, а реальную.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Очень кратко:Богач решает подшутить над нищим бродягой, превратив его жизнь в пустое ожидание и считая, что тот сопьётся. Через восемь лет разорившийся богач встречает бродягу, который успел стать врачом.

Оригинал этого произведения читается всего за 9 минут. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Лондон, зима 1920 года. Двое состоятельных мужчин среднего возраста вышли из дорогого ресторана и увидели плохо одетого человека лет двадцати пяти, лежащего на тротуаре без сознания. Мужчины решили, что человек пьян или умер, но тот пришёл в себя и сказал, что потерял сознание от голода.

Один из мужчин, Стильтон, решил подшутить над беднягой. Он отвёз нищего в трактир, накормил и выслушал его историю. Сирота Джон Ив приехал в Лондон из Ирландии, где воспитывался в семье лесничего. Когда Иву исполнилось пятнадцать лет, его покровитель умер, а взрослые дети лесничего разъехались по миру.

Продолжение после рекламы:

Иву пришлось уйти из дому. Сначала он работал у фермера, потом — углекопом, матросом, слугой в трактире. В 22 года, переболев воспалением лёгких, Ив «решил попытать счастья в Лондоне», но из-за безработицы найти работу не смог и стал бродягой.

Сорокалетний Стильтон, миллионер, владелец торговых складов, скучал. Он считал, что люди — лучшие игрушки, и решил сделать такую игрушку из бездомного бродяги. Он предложил Иву десять фунтов в месяц при условии, что тот снимет комнату на одной из центральных улиц и каждый вечер, от пяти до двенадцати, будет ставить на окно лампу с зелёным абажуром. В это время Ив не должен выходить из дому и кем-либо общаться.

Стильтон сказал, что лампа послужит сигналом для неких таинственных «людей и дел», о которых Иву знать не полагалось. Он велел тому написать письмо до востребования с таинственным шифром и пообещал, что однажды появятся люди, которые сделают Ива богатым.

На следующий вечер в окне одной из центральных улиц горела зелёная лампа, а под окном Стильтон объяснял приятелю свой немудрёный замысел, которым очень гордился. Он считал, что человек, ожидающий неизвестно чего, непременно сойдёт с ума или сопьётся, и хотел доказать это экспери­ментально.

Игрушка… игрушка из живого человека — ‹…› самое сладкое кушанье!

Восемь лет спустя, в лондонскую больницу для бедных привезли грязного, истощённого старика в лохмотьях, который сломал ногу, упав на «чёрной лестнице тёмного притона». Перелом вызвал разрыв сосудов, началось воспаление, и ногу пришлось ампутировать.

Брифли существует благодаря рекламе:

Придя в себя после операции, старик увидел у своей постели доктора, который оказался Джоном Ивом. Ив же узнал в старике Стильтона. Тот рассказал, что разорился, проигравшись на бирже, и вот уже три года нищенствует.

Ив несколько лет зажигал зелёную лампу и от скуки читал всё подряд. На этажерке в снятой им тогда комнате он нашёл старую книгу по анатомии, и перед ним «открылась увлекательная страна тайн человеческого организма». Просидев над книгой всю ночь, Ив решил стать врачом.

Однажды вечером Ив увидел на улице Стильтона, который, глядя на окно с зелёной лампой и не замечая Джона, сказал, что почти разорён, пожалел выброшенных на глупую идею денег и назвал Ива «классическим дураком». Ив хотел ударить Стильтона, но вспомнил, что благодаря его «издевательской щедрости» может получить образование, и молча прошёл мимо.

Если желание сильно, то исполнение не замедлит.

Денег Ив больше не получал, но он успел купить много книг, а сосед-студент помог ему подготовиться к экзаменам и поступить в медицинский колледж. Потрясённый Стильтон сказал, что давно не подходил к окну Ива, но ему кажется, что там до сих пор горит зелёная лампа, «озаряющая темноту ночи».

Стильтон попросил у Ива прощения, а тот предложил старику работу — записывать в больничной амбулатории имена больных, и посоветовал зажигать хотя бы спичку, спускаясь по тёмной лестнице.

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Аудиокнига

Зеленая лампаАудиокнига. 11 мин. Читает Павел Ломакин. Бесплатный отрывок:Павел Ломакин11 мин

Читайте также

Сюжет. В Лондоне зимой 1920 года двое богатых приятелей средних лет, выйдя из фешенебельного ресторана, наткнулись на молодого бродягу. Он без чувств лежал на тротуаре. Один из богачей, Стильтон, с любопытством разглядывал бедолагу, второй, Реймер, брезгливо предполагал, что парень мертвецки пьян или просто мертв. Но юноша не умер – с ним случился голодный обморок, о чем он слабым голосом и сообщил.

Между тем, Стильтону в голову пришла идея, которая казалась ему на редкость удачной шуткой: сделать из человека живую игрушку. Он усадил парня в экипаж, отвез в трактир, накормил и услышал его печальную, хотя и типичную для многих, историю. Джон Ив (так звали бедолагу) был ирландцем, сиротой, и до 15 лет жил на родине, в семье лесничего. Когда лесничий умер, а дети его разъехались по миру в поисках своего счастья, Ив сам стал зарабатывать себе на жизнь. Трудился на ферме, был углекопом, матросом и слугой, а в 22 года, переболев воспалением легких, решил найти свое место под солнцем в Лондоне. За три года он впал в крайнюю нищету: работы было мало, а желающих работать – много.

Жизненный путь холостяка Стильтона был совсем другим, к сорока годам он изведал все удовольствия и сколотил состояние в 20 миллионов фунтов. В трактире он напустил на себя таинственный вид, отказался назвать свое имя, и предложил парню сделку. Тот получит 10 фунтов в месяц, если снимет квартиру в центре города и будет каждый вечер, строго с 5 часов до полуночи, ставить на окно зажженную керосиновую лампу под зеленым абажуром. Пока лампа будет гореть (год или гораздо больше лет), Джону запрещено покидать квартиру, принимать гостей. Стильтон даже намекнул, что однажды за эту услугу Джона озолотят некие люди, члены тайной организации, для которых свет лампы будет сигналом, знаком.

Следующим вечером Стильтон с Реймером пришли полюбоваться на болвана с лампой. Того, кто задешево продал себя, свое время, и думает, что участвует в каком-то важном деле. Человека, ставшего игрушкой в руках Стильтона.

Через восемь лет в больницу для бедных доставили грязного старика, вопящего от нестерпимой боли. Он сломал ногу в каком-то притоне. Молодому хирургу пришлось ампутировать ему правую ногу. Врач (а это был Джон Ив) узнал в пациенте Стильтона. Парень не спился, и не сошел с ума у лампы, а стал врачом. А вот богачу изменила удача: три года назад он разорился.

Джон добросовестно зажигал лампу, увлекся чтением, взял в руки книжку по анатомии – и захотел пойти в медицину. В библиотеке ему объяснили, какие предметы нужно знать будущему врачу (от математики до латыни). Знакомый студент помог поступить в медицинский колледж. Правда, Джон со временем немного нарушил условие сделки: он уходил из дома по вечерам. Однажды он даже столкнулся под окнами с самим уже разоренным Стильтоном. Тот бормотал о своем банкротстве и дураке, ради которого он выбросил на ветер кучу денег. Ив не ударил его, ведь эти фунты дали ему шанс купить учебники и попасть в любимую профессию. Спустя полтора года он осуществил свою мечту и стал студентом.

После его рассказа в Стильтоне проснулась совесть. Давно он не был под окнами дома, где горела лампа. Теперь ему казалось, что она все еще светит во тьме. Он попросил прощения у Джона, а тот предложил старому бродяге работу: записывать имена приходящих пациентов. Вот только пусть будет осторожнее на лестницах, и в темноте зажигает «хотя бы спичку».

Отзыв. Богач сделал добро нехотя, хотя имел для добрых дел все возможности. Зеленая лампа еще и символ надежды, веры в себя, людей и свое будущее. Издевательское обещание богача сбылось: герой был вознагражден за свою услугу. Хорошему человеку нужна лишь рука помощи, чтобы подняться. Тема раскаяния, благодарности, награды даже за невольное добро, благородства, великодушия, прощения. Тема одиночества, эгоизма и впустую растраченной жизни. Каждый несет ответственность за свои поступки, за путь, который он выбирает. Нельзя играть человеческой судьбой. Деньги – преходящи, добро – вечно.

Рассказ «Зеленая лампа» Грина был написан в 1930 году. Это небольшое по размеру, но весьма емкое по смыслу произведение описывает судьбы двух людей, весьма различных по материальному и социальному статусу.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Зеленая лампа» на нашем сайте.

Главные герои

Стильтон богатый, пресыщенный господин, который развлекался, играя судьбами других людей.

Джон Ивопустившийся бедняк, «игрушка» Стильтона, впоследствии – успешный хирург.

Другие персонажи

Реймер богатый господин, приятель Стильтона, безучастный свидетель его эксперимента.

Краткое содержание

Глава 1

Лондон, зима 1920 года. Из дорогого ресторана вышли « двое хорошо одетых людей среднего возраста» – Реймер и Стильтон. Их внимание привлек молодой человек, лежавший без сознания на тротуаре. Мужчины решили, что он мертвецки пьян или мертв, но тот пришел в себя и сказал, что потерял сознание от голода.

После этих слов у высокого господина, которого звали Стильтон, «явился интересный замысел». Уставший от привычных развлечений роскошной жизни, он нашел для себя новую забаву – «делать из людей игрушки». Стильтон отвез парня в трактир, где накормил и выслушал историю его жизни. Выяснилось, что беднягу звали Джон Ив, и он приехал в Лондон из Ирландии, где до пятнадцати лет воспитывался в семье лесничего. После смерти своего покровителя он был вынужден скитаться по свету, не гнушаясь самой тяжелой работы. Джон возлагал большие надежды на столицу, но в Лондоне царила столь страшная безработица, что он вскоре стал бродягой.

Стильтон, который к сорока годам изведал все земные радости, считал «себя человеком большого воображения и хитрой фантазии». Он предложил Иву десять фунтов в месяц при условии, что тот снимет комнату на центральной улице и каждый вечер, от пяти до двенадцати, будет ставить на окно лампу с зеленым абажуром. В это время Иву было строжайше запрещено покидать дом и с кем-то общаться.

Стильтон объяснил, что лампа является сигналом для неких таинственных людей, знать которых Джону вовсе не обязательно. Он велел юноше написать загадочное письмо и напомнил, «что неизвестно когда, может быть, через месяц, может быть, — через год», появятся люди, которые непременно сделают Джона богатым.

Уже на следующий вечер в окне дома на одной из центральных улиц горела зеленая лампа, и Стильтон, глядя на нее, с гордостью рассказывал Реймеру, что там сидит «дурак, купленный дешево, в рассрочку, надолго». Богач не сомневался, что Джон не выдержит такой жизни и «сопьется от скуки или сойдет с ума».

Глава 2

Спустя восемь лет в больницу для бедных, расположенной на самой окраине Лондона, привезли старика. Это был «грязный, скверно одетый человек с истощенным лицом», который сломал ногу, оступившись на темной лестнице одного из притонов. Перелом кости вызвал разрыв сосудов, и ногу пришлось ампутировать.

Когда старик пришел в себя после операции, у своей постели он увидел хирурга. Им оказался тот самый Джон Ив, над которым восемь лет назад один богатый господин решил провести эксперимент. К большому удивлению Джона, в жалком старике с ампутированной ногой он узнал богача Стильтона. Выяснилось, что Стильтон разорился, несколько раз неудачно сыграв на бирже, и последние три года вел жизнь заправского нищего.

В свою очередь Джон Ив рассказал, что зажигал лампу в течение нескольких лет. Поначалу «от скуки, а потом уже с увлечением начал читать все, что мне попадалось под руку». Однажды ему в руки попала анатомия, которая открыла Джону тайны человеческого организма. Чтение этой книги настолько увлекло молодого человека, что он решил непременно стать врачом.

Также Джон рассказал Стильтону, как пару лет спустя он встретил его на улице, глядящего на окно с зеленой лампой. К тому времени Стильтон был почти разорен. Он назвал Джона классическим дураком и пожалел денег, потраченных на этот неудавшийся эксперимент. В тот момент Джон Ив хотел ударить Стильтона, но вовремя спохватился, вспомнив, что благодаря его «издевательской щедрости» мог стать образованным человеком.

Спустя полтора года прилежной учебы Джону удалось сдать экзамены и поступить в медицинский колледж. Услышав это, Стильтон понял, как был неправ и попросил прощения у своей «игрушки». Джон Ив с радостью простил его и предложил скромное место в амбулатории – «записывать имена приходящих больных». Напоследок он лишь посоветовал старику зажигать «хотя бы спичку», спускаясь по темной лестнице.

Заключение

Произведение Александра Грина учит милосердию, доброте, умению сопереживать горю других и протягивать руку помощи. Даже в самой непростой ситуации можно отыскать положительные стороны и использовать их себе во благо.

После ознакомления с кратким пересказом «Зеленой лампы» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Зеленая лампа»?</h3>

    • <label>Александр Дюма</label>
    • <label>Александр Грин</label>
    • <label>Эдгар По</label>
    • <label>Фазиль Искандер</label>

(новая вкладка)

«Зеленая лампа» краткое содержание рассказа Александра Грина поможет вспомнить главные события в произведении.

«Зеленая лампа» краткое содержание читать

Это рассказ о том, как нищий бродяга Джон Ив, умиравший от голода на одной из лондонских улиц, благодаря миллионеру Стильтону вскоре стал человеком, достойным уважения.

Зима 1920 года. Лондон. На углу улицы Пикадилли остановились двое людей среднего возраста. Они были хорошо одетых и только что ужинали в дорогом ресторане.

На улице они наткнулись на бедно одетого молодого человека, который лежал неподвижно. Вокруг него собиралась толпа. Этот человек потерял сознания от голода.

— Реймер! — сказал Стильтон. — Вот случай проделать шутку. У меня явился интересный замысел. Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.

Беднягу звали Джон Ив. Он приехал в Лондон из Ирландии, работал везде, где мог найти работу. В те времена царила жестокая безработица.

Каждый вечер, точно от пяти до двенадцати ночи, на подоконнике одного окна, всегда одного и того же, должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым абажуром. Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от пяти до двенадцати не будете выходить из дому, не будете никого принимать и ни с кем не будете говорить…»

Джон Ив согласился. Тем более что Стильтон пообещал в один, пока неизвестный час сделать Ива миллионером.

На самом деле такая выдумка богача родилась от безделья, хотя ему она казалась гениальной. Этим поступком он хотел распорядиться чужой жизнью, которая как ему казалось, не имела никакой ценности.

Стильтон хвастается Реймеру, что задешево купил дурака, который «сопьется от скуки или сойдет с ума».

Прошло восемь лет. В больницу для бедных привезли пьяного, истощенного, неопрятного старика. Он сломал ногу на темной лестнице притона. Это был Стильтон, который разорился и стал нищим.

Над ним наклонился врач -— это был Джон Ив. Джон спасает жизнь старику не из-за жажды наживы и ни ради забавы, а потому что это его долг, как врача.

Оказавшись в вынужденной изоляции, Джон Ив стал читать, увлекся анатомией, медициной, накупил книг и стал учиться.

Сосед-студент помог ему поступить в медицинский колледж. Ив не сердится на Стильтона, ведь он, желая сделать из подобранного на улице бедняка игрушку, изменил его жизнь к лучшему.

— Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу, — говорит врач бывшему богачу. — Тогда позвоните мне, быть может, я дам вам работу: записывать имена приходящих больных. А спускаясь по темной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку.

Почему рассказ называется «Зеленая лампа»?

«Зеленая лампа» говорит читателю о том, что деньги не должны становиться главной целью, это только инструмент, благодаря которому моно осуществить некоторые желания. Джон – яркий пример человека, который в полной мере использовал возможность, подаренную ему судьбой.

Свет, который исходит от лампы, стал символом добра, символом надежды на светлое будущее, где всегда есть место мечте. Ведь именно надежда помогла человеку, родившемуся в нищете стать врачом, способным достойно жить. Если человек сильно захочет, он сможет достичь высот, как сделал это Джон. И хоть поначалу он был лишь игрушкой в руках жестокого богача, в итоге зеленая лампа осветила его жизнь и наполнила ее светом.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/grin-zelyenaya-lampa.html
  • https://briefly.ru/grin/zelenaia_lampa/
  • https://kratko.rustih.ru/aleksandr-grin-zelenaya-lampa/
  • https://obrazovaka.ru/books/grin/zelenaya-lampa
  • https://kratkoe.com/zelenaya-lampa-kratkoe-soderzhanie/

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

Деятельность

учащихся

Вид и форма
контроля

По плану

По факту

Древнерусская
литература.

1

1.       

«Задонщина».
Тема единения Русской земли.

1

Особенности развития
древнерусской литературы. Выразительное чтение и исследовательская работа с
текстом.

текущий

Литература
XVIII века

1

2.       

«История государства Российского» (фрагмент).

1

«Уважение к минувшему» в
исторической хронике Н.М.Карамзина. Чтение и анализ фрагмента.

текущий

Литература
XIX века

3

3.       

Образ
родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н.
Стихотворение «День ли
царит, тишина ли ночная…».

1

Выразительно читают и анализируют
образ родной природы в  стихах поэтов  XIX в.

текущий

4.       

Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина
А.Н.

1

Анализируют образ родной
природы в стихах поэтов XIX в. Рассматривают поэтические традиции XIX века в
творчестве  Апухтина А.Н.

текущий

5.       

Бестужев-Марлинский
А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство
чувств героя рассказа

1

Выразительное чтение рассказа, исследовательская
работа с текстом, характеристика персонажей.

текущий

Литература XX  века

29

6.       

«Живое
и мёртвое в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус».

1

Выразительное чтение и пересказ ,
исследовательская  работа с текстом, характеристика персонажей.

текущий

7.       

Аверченко
А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя.

1

Определение
в произведении элементов  сюжета, композиции, изобразительно-выразительных  средств
языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения.

текущий

8.       

Рассказ
Аверченко А.Т. «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко

1

Читают и анализируют рассказ.  Работа
с текстом, составление плана, анализ образов. Тема и идея произведения.

текущий

9.       

Сухомлинский В.А. «Легенда о
материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности.

1

Выразительное чтение и пересказ, исследовательская
работа с текстом, характеристика персонажей.

текущий

10.   

И.А.Бунин.
Рассказы из цикла «Темные аллеи».

1

Читают и анализируют рассказы из
цикла «Темные аллеи». Работа с текстом.

текущий

11.   

И.А.Бунин.
«Холодная осень».

1

Работа с текстом, составление
плана, анализ образов. Тема и идея произведения. Тест.

текущий

12.   

А.Толстой.
«Русский характер» —
своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

1

Выразительное чтение. Работа с
текстом, составление плана, анализ образов. Тема и идея произведения.

текущий

13.   

Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное
напутствие молодежи.

1

Выразительное чтение,
исследовательская  работа  с текстом.

14.   

Солженицын А.И.
Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о
проблемах современного общества и о судьбе России.

1

Работа с текстом, составление
плана, анализ образов. Тема и идея произведения.

текущий

15.   

Распутин В.Г.
«Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

1

Выразительное чтение,
исследовательская  работа  с текстом, характеристика персонажей.

текущий

16.   

Контрольная
работа.

Выполняют контрольную работу.

промежуточный

17.   

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»

1

Сообщения учащихся. Выразительное
чтение рассказа, исследовательская работа с текстом, характеристика
персонажей.

текущий

18.   

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»

1

Безнравственность забвения
человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям,
памяти о них. 

текущий

19.   

Психологизм
рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба».

1

Выразительное чтение рассказа,
исследовательская работа с текстом, характеристика персонажей.

текущий

20.   

К.Г.Паустовский.
«Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа)

1

Выразительное чтение,
исследовательская работа  с текстом, характеристика персонажей.

текущий

21.   

К.Г.Паустовский.
«Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа)

1

Отношение Насти к матери. Смысл
названия рассказа.

текущий

22.   

А.Грин. «Зеленая
лампа».

1

Рассуждают над вопросом: «Что
нужно человеку для счастья?». Выполняют тест.

текущий

23.   

Глубина
философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном
мире».

1

Сообщения учащихся. Работа с
текстом, составление плана, анализ  образов. Тема и идея произведения.

текущий

24.   

Глубина
философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном
мире».

1

Работа с текстом,  анализ 
образов. Тема и идея произведения.

текущий

25.   

Екимов Б.П. «Ночь
исцеления».

1

Трагическая
судьба человека в годы  Великой Отечественной войны. Работа с текстом,
составление плана, анализ образов. Тема и идея произведения.

текущий

26.   

Толстая Т.Н.
«Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа.

1

Тема
нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Работа с текстом, составление
плана, анализ образов. Тема и идея произведения.

текущий

27.   

Е.
Габова.  Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».

1

Проблема отсутствия понимания
между людьми. Работа с текстом, составление плана, анализ образов. Тема и
идея произведения.

текущий

28.   

Захар Прилепин. «Белый квадрат».
Нравственное взросление героя рассказа.

1

Рассматривают проблемы памяти,
долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении
писателя. Работа с текстом, составление плана, анализ образов. Тема и идея
произведения.

текущий

29.   

Захар Прилепин. «Белый квадрат».
Нравственное взросление героя рассказа.

1

Рассматривают проблемы памяти,
долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении
писателя. Работа с текстом, составление плана, анализ образов. Тема и идея
произведения.

текущий

30.   

Творчество поэтов Воронежской
области.

1

Выразительное чтение 
стихотворений, анализ.

текущий

31.   

Итоговая
контрольная. Сочинение

1

 Выполняют контрольную работу

итоговый

32.   

Комплексное повторение

1

Повторяют
изученное

текущий

33.   

Резервный урок

1

текущий

34.   

Резервный урок

1

текущий

Всего

34

  • Смысл названия пьесы гроза сочинение 300 слов
  • Смысл названия пьесы гроза островского сочинение с цитатами
  • Смысл названия произведения горе от ума грибоедова сочинение
  • Смысл названия произведения горе от ума сочинение краткое
  • Смысл названия повести дубровский сочинение 6 класс