Класс:
8
Тема
урока по литературе: «За добро плати добром, не будь пустельгой».(По рассказу
К.Г.Паустовского «Телеграмма»).
Тема
по русскому языку: «Обращение. Вводные слова и предложения. Их роль в
художественном тексте и в речи».
Тип урока: урок- исследование.
Цели урока:
1.Образовательные:
— обобщить и систематизировать изученное по теме «Обращение. Вводные слова и
предложения. Роль их в художественном тексте и в речи».
— выработать
умения, навыки распознания их в художественном произведении и научить
употреблять их в собственной речи;
-провести
исследование по рассказу Паустовского и выявить тему, идею, смысл названия;
-выявить
личностное отношение учащихся к рассказу Паустовского и к его
героям; 2. Развивающая: продолжить работу по развитию речи
учащихся – её точностью, выразительностью, полнотой, учить комплексному анализу
текста;
3.Воспитательная:
воспитание сочувствия, сострадания, внимания, любви к близким людям.
Ход урока.
1.Организационный
этап.
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Наш урок несколько
необычный. Почему? (подумайте)
В центре нашего
внимания рассказ Паустовского «Телеграмма».
— Что вы знаете об
авторе? Какие произведения вы читали?
К.Г Паустовский –
тонкий психолог, он чутко улавливает и воспроизводит мельчайшие детали и в
природе, и в человеческой душе. Писатель создает в произведениях определенное
настроение и старается подчинить ему читателя, дает возможности поразмыслить и
сделать определенные выводы.
3. Актуализация знаний.
2. Анализ текста:
А.Записать под
диктовку начало рассказа «Телеграмма»
Осень была на редкость холодной, ненастной. Тесовые крыши почернели. Спутанная
трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один
только маленький подсолнечник у забора.
Над
лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них
назойливо сыпался дождь.
-Определите
основную тему отрывка?
— Определите тип
речи.
— Каким
настроением проникнуто начало рассказа и что этому способствует?
— Как вы
думаете, о чем может идти речь дальше?
— Почему
Паустовский обратил внимание на «маленький подсолнечник у забора?(символика
рассказа)
— Кто является
главным героем рассказа? Что вы о ней знаете?
— Кто еще есть в
рассказе?
— Какими
художественными средствами и приемами передает Паустовский одиночество Катерины
Петровны? (метафора «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю»,
олицетворение – описание клена «Ему некуда было уйти от этой бесприютной
ветреной ночи». Картины осеннего пейзажа, интерьер, образные оценочные
эпитеты, художественные детали).
Б. Чтение наизусть
письма Катерины Петровны, его анализ.
Из последних сил
пишет Катерина Петровна письмо любимой дочери.
«Ненаглядная моя,- писала Катерина Петровна.- Зиму эту я не переживу. Приезжай
хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба
до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть
забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уже не тот, — да и я его и не вижу.
Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как
одна эта осень…
Фронтальный
опрос:
—С
чего начинается письмо?
— Что такое
обращение?
— О чем
свидетельствует оно в данном тексте?
— Какую роль
играет обращение в художественной литературе?
— Что удивило в
письме?
В.Выписать
обращения из текста рассказа. О чем они свидетельствуют? Как относится автор
к Катерине Петровне?
Г. Сообщение о
Насте ( рассказ ученика)
1. Что о Насте
сообщает автор? 2. Какова её реакция на телеграмму? 3. Как вы поступили бы в
данной ситуации? 4.Каково авторское отношение к Насте?
Прямых авторских
оценок нет в тексте, но отношение Паустовского однозначно Он подчеркивает
самолюбование Насти, т.е.дает оценку через внешность, используя эпитеты: «
Настя нравилась сама себе. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и
большие холодные глаза». Глаза – зеркало человеческой души. Здесь разоблачающий
эпитет. Пустые глаза говорят о равнодушие. Страшно, когда встречаешь человека с
холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.
Прием олицетворения: « Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд
скульптуры Гоголя.
— Почему именно
Гоголя? (Гоголь – сатирик, обладающий способностью угадывать человека («А
письмо-то в сумочке, нераспечатанное,- казалось, говорили сверлящие гоголевские
глаза.- Эх ты, сорока»).
Автор и великий
сатирик видят Настю изнутри, доброта Насти показная, ненастоящая. Прием
контраста подчеркивает несоответствие и несовместимость поступков и похвалы.
(«Настя получила и
скомкала телеграмму… А с кафедры неслось.
— Забота о
человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и
работать. Этой выставкой мы обязаны милой Анастасии Семеновне.)
Д. Продолжение
повторения по русскому языку: Что еще нам помогает выразить отношение к чему –
либо? (Вводные слова и предложения) Что такое вводные слова? Перечислите
основные группы вводных слов по значению.
4. Обобщение и систематизация знаний
Восстановите
авторский текст (какие вводные слова нужно вставить,
назовите группу по значению, какое отношение они выражают?)
1)Одинокая,
…, была эта старушка?
2)Есть
у неё в Ленинграде дочка, да, …, высоко залетела.
3)Она
застала свежий могильный холмик на кладбище и холодную, темную комнат Екатерины
Ивановны, из которой, …, жизнь ушла давным – давно. (К.Паустовский)
Слабые учащиеся
списывают и расставляют знаки препинания.
Е. Словарная
работа.
Сочувствие,
сострадание, бессердечность, тщеславие, бескорыстие, эгоизм, человечность,
чуткость, самолюбие, милосердие.
— Объясните
значения слов, используя вводные конструкции.
-Сгруппируйте
слова. По какому принципу вы это сделали? Кого из героев можно ими
охарактеризовать?
— Что Паустовский
рассказывает о добрых людях и как он их изображает?
5.Контроль
усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Чтение сочинений –
миниатюр
Каково ваше
отношение к героям рассказа? Что нам помогает в выражении отношения?
3.Смысл названия
рассказа Паустовского.
-Объясните смысл
названия. Какую телеграмму имел в виду автор и почему? ( Конечно, вторую.
Тихон проявил настоящую человечность, чуткость, милосердие и преподнес урок
нравственности девочке: «Эх горе, её горькое, страдание неписанное. А ты
смотри, дурра,- сказал он сердито Манюшке, за добро плати добром, не будь
пустельгой…»
Кстати, в народе
всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности
последних. Вот, например, что говорят пословицы и поговорки:
Материнское
сердце в детях, а детское в камне.
Материнские
глаза слепы.
Материнская
забота в огне не горит и в воде не тонет.
4.Лирическая
страничка (чтение наизусть стихотворений А.Т.Твардовский «Памяти матери»)
—
Что сближает стихотворения с рассказом Паустовского?
6.Рефлексия
(подведение итогов занятия).- Да, очень жаль, что
в сутолоке жизни и спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы
хотелось, чтобы вы посмотрели пристально на них, постарались понять, вовремя
сказать доброе слово. А если вы хотите, чтобы вас окружали добрые люди, сами
учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и
беспокойнее, но их совесть чиста. Ведь на добрых людях всё держится.
Что сегодня необычного
было на нашем уроке? Продолжите фразу:
Я узнал, …
Я понял, …
Я научился, …
Автор На чтение 24 мин. Просмотров 14 Опубликовано
Содержание:
История создания
Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.
В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.
Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.
Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.
Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.
После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.
Краткое содержание
Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.
Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.
К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.
Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.
Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.
Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.
Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.
Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.
Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.
Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.
План для пересказа
Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:
- Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
- Занятость Насти в Ленинграде.
- Письмо матери.
- Выставка.
- Две телеграммы.
- Слишком поздно: раскаяние Насти.
Главные герои
В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:
- Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
- Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
- Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
- Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
- Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
- Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.
Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.
Анализ и смысл
Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:
- тема одиночества;
- всеобъемлющая материнская любовь;
- вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
- тема «блудного сына».
Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени. К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом. В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.
Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо. Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём. Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.
Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм. Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду. Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.
Во-вторых, название говорит о том, что рассказ является телеграммой всем читателям: не забывайте своих близких.
Еще тесты
Читайте также
“Недоросль” – краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина”Ася” – краткое содержание ? повести И. Тургенева”Робинзон Крузо” – краткое содержание романа Д. Дефо”Фауст” – краткое содержание ? трагедии И. Гете
Константин Паустовский — один из величайших писателей советского времени. Его рассказ «Телеграмма» является известнейшим произведением автора. Он затрагивает такую важную тему, как взаимоотношения отцов и детей, ведь всего лишь одна телеграмма способна изменить жизнь героя до неузнаваемости.
Содержание
Смысл названия рассказа «Телеграмма»
Из одного единственного слова уже понятно, о чем идет речь в рассказе. Главная героиня — старушка, которая соскучилась по дочери. Та в свою очередь живет и работает в городе, редко вспоминая о ней. Телеграммы, которые она получает, откладываются в долгий ящик, просто потому, что времени прочитать их нет. Но разве так сложно прочесть строки, написанные самым родным человеком? Ведь не так много времени займет написать ответ хотя бы в пару строк. Пожилой женщине будет приятно прочесть хотя бы их. Но девушка все оттягивает этот момент, пока не становится слишком поздно.
Приходит новая телеграмма, в которой старый сторож оповещает девушку о смерти матери. Приехать она не успела — застала только свежую могилку. Теперь груз вины перед матерью будет лежать на девушке долгие годы. А ведь прочитав телеграмму от матери, в которой она наверняка жаловалась на здоровье, она смогла бы приехать, позаботиться о женщине и проводить ее в последний путь, попросив прощения. Рассказ действительно заставляет задуматься о людях, которые вырастили нас. Почему же они готовы были потратить столько времени и сил на то, чтобы мы стали людьми, а мы в итоге мы совершенно забываем о них?
Смысл произведения «Телеграмма»
В этом рассказе Паустовский поднимает не только проблему отцов и детей, но и многие другие, среди которых: равнодушие, одиночество. Хотя сама история о матери, которая скучает по единственному ребенку, очень проста, зато эмоции, которые вызывает чтение действительно искренние.
В начале нам показывают, как живет старушка Екатерина Петровна. Дом стар, построен еще ее отцом, за ней ухаживает соседская девочка и сторож. Потом мы узнаем о дочери героини Насте, которая переехала в город и теперь занимается важной работой. А в конце мы получаем довольно печальную развязку.
Также мы видим обилие природы в рассказе — все происходит осенью, когда природа печальна и готовится к своему увяданию. Такое же настроение прослеживается и у героев рассказа.
Есть ощущение, что старушка живет прошлым, вспоминая каждый раз дочь. Живя в этом месте, она постоянно мыслями уходит в прошедшие года, в которых нет места одиночеству. Вместе с закатами угасает и Екатерина Петровна. Она как лист на ветке, который вот-вот отделится от дерева и погибнет.
С Настей же более подробно. Мы знакомимся с ней во второй половине рассказа. Она является полной противоположностью матери — живет в большом городе, работает в союзе художников. Она редко вспоминает мать, ссылаясь на недостаток времени. Работа заставляет ее забыть о телеграммах, которые шлет мать. Она заботится о своем подопечном скульпторе больше, чем о собственной матери. Но автор не осуждает ее.
Ее ценности меняются, когда под гром аплодисментов в ее честь Настя с ужасом узнает о том, что мать умирает. В этот момент она забывает о работе, понимая, что вот-вот потеряет самого родного человека. Она тут же подрывается с места и спешит к маме, отправляя телеграмму о скором приезде. Но мать не смогла дождаться ее, хотя и обрадовалась, что дочь наконец-то будет здесь. У Насти получилось приехать только на второй день после похорон. В родной деревушке она встретила только могилу матери, и, осознавая, что опоздала, она проплакала почти целую ночь.
Смысл финала рассказа
Смысл финала довольно прост — делайте все вовремя. Настя очень жалела, что не смогла попрощаться с матерью по-человечески, а главное — попросить прощение. Работа никуда не денется, если навещать маму хотя бы раз в пару месяцев или писать хоть иногда о том, что все хорошо. Ведь любая весточка успокаивает сердце любящего родителя.
Это понял еще один персонаж — молодая учительница. Она стала свидетельницей похорон Екатерины Петровны, и тут же вспомнила о своей пожилой матери. Наверняка после всех событий она напишет ей или даже навестит старушку. Паустовский добивается такой же реакции и у своего читателя.
О произведении
Рассказ «Телеграмма» Паустовский написал в 1946 году. В произведении автор раскрывает извечную для русской литературы проблему взаимоотношений родителей и детей. Описывая хмурые картины дождливой осени, Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием Катерины Петровны.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Телеграммы», а также пройти по нему тест.
Главные герои
Катерина Петровна – старая женщина, доживающая свои последние дни в одиночестве; мать Насти.
Настя – дочь Катерины Петровны; уехав в Ленинград, очень редко навещала старенькую мать.
Другие персонажи
Тихон – сторож пожарного сарая.
Манюшка – дочь сапожника.
Краткое содержание
Октябрь был холодный, шли дожди. Катерине Петровне стало «труднее вставать по утрам и видеть все то же»
. Отец женщины был известным художником, он и построил этот дом в селе Заборье. Здесь Катерине Петровне не с кем было поговорить ни о картинах, ни об искусстве.
Каждый день к ней прибегала дочь соседа, колхозного сапожника, Манюшка и помогала женщине по хозяйству. Изредка заходил сторож при пожарном сарае – тощий рыжий Тихон, заставший еще время, когда этот дом строился.
Катерина Петровна каждый день думала о дочери Насте, которая жила сейчас в Ленинграде. Последний раз девушка приезжала три года назад. «Писем от Насти тоже не было»
, но раз в два-три месяца Катерина Петровна получала от нее перевод на двести рублей.
Как-то в конце октября кто-то постучал в калитку в саду, но там никого не оказалось. В ту же ночь женщина написала Насте письмо о том, что она не переживет эту зиму. Попросила приехать хотя бы на день.
Настя работала секретарем в Союзе художников. Художники звали Настю «Сольвейг»
– «за русые волосы и большие холодные глаза»
. Письмо она решила прочесть позже. Письма матери вызывали у нее, с одной стороны, «вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива»
, а с другой, становились «безмолвным укором»
.
Как раз в это время Настя занималась организацией выставки молодого скульптора. В его мастерской внимание девушки привлекла скульптура Гоголя, который насмешливо и с укором смотрел на нее, словно напоминая о нераспечатанном в сумочке письме.
Прочтя письмо матери, Настя тут же подумала о долгом пути, «неизбежных материнских слезах»
и спрятала конверт в ящик письменного стола.
Через две недели выставка состоялась. Все поздравляли скульптора и благодарили Настю. Неожиданно курьер принесла девушке телеграмму: «Катя помирает. Тихон»
. Настя сначала подумала, что телеграмма адресовалась не ей, но в бумажной ленте значилось «Заборье»
. Старый художник спросил у нее, что случилось. Девушка ответила, что «Это так… От одной знакомой»
. Неожиданно ей снова показалось, будто Гоголь смотрит на нее, говоря: «Эх, ты!»
.
Настя торопливо выбежала на улицу. Она поняла, что ее никто так не любил, «как эта дряхлая, брошенная всеми старушка»
. Девушка пошла к станции железных дорог. Билетов не было, но кассир помогла ей.
Катерина Петровна не вставала уже десять дней, ей было трудно дышать. Манюшка шестые сутки сидела возле женщины. Тихон, чтобы как-то утешить Катерину Петровну, сам написал телеграмму и сказал, что она от ее дочери: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»
. Женщина поблагодарила его, повернулась к стене и как будто уснула – умерла.
На следующий день Катерину Петровну хоронили, собралось много людей. Когда гроб несли на кладбище, к ним подошла молодая учительница. Она вспомнила о своей матери и поцеловала умершую Катерину Петровну в руку.
Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Вернувшись домой, девушка проплакала всю ночь. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».
Конец.
Заключение
В рассказе «Телеграмма» образ Насти неоднозначен. Девушка не лишена сочувствия, она готова помогать другим. Однако по отношению к матери она не проявляла должной заботы. Стараясь отгородиться от всего, что происходило в Заборье, она пропустила и смерть родного человека.
Пересказ «Телеграммы» поможет быстро вспомнить сюжет рассказа, подготовиться к уроку литературы.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 11
В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>
- <label>1943;</label>
- <label>1944;</label>
- <label>1945;</label>
- <label>1946.</label>
(новая вкладка)
«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.
Вы можете прочитать «Телеграмму» онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.
Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.
…
Оглавление:
А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.
Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?
Анализ произведения «Телеграмма»
Структура
Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:
- О матери
- О дочери
- Тревожная весть
- Трагичная развязка
- Итог.
Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.
О чём сюжет: короткое содержание
Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.
Герои рассказа
Всех героев можно поделить на группы:
- главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
- второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
- Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
- недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.
Главные герои в «Телеграмме»
Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.
Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.
Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.
Роль Тихона
Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.
Вместо заключения
Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.
В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.
Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.
Отзывы и комментарии
Это интересно
- О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
- Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
- Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
- Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
- Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?
1 год назад10 ответов:
Очень драматичный рассказ Паустовского, где оголено одиночество стариков, о которых забывают дети, прячущиеся за огромными делами, которыми они обременены в своей городской жизни…
Это рассказ служит ярким примером того, как многие из нас, считают своим выполненным сыновне-дочерним долгом – отправку энной суммы денег своим престарелым родителям, забывая о том, что им (папам и мамам) гораздо важнее – лишний раз посмотреть на нас, чмокнуть нас в макушку или обнять. Рассказ говорит о том, что часто мы оказываемся более чуткими по отношению к чужим людям, а близкие остаются брошенными…
В своем произведении автор пытается донести до каждого из нас мысль о том, что надо находить в себе “ресурсы” заботы и чуткости, как к окружающим людям, так и к родным, ибо чувство непоправимой вины, словами К.Паустовского, невыносимо тяжело!
Рассказ “Телеграмма” очень печальный, глубокий и поучительный, поскольку в нем раскрывается тема отношений между родителями и детьми. Одинокая пожилая женщина Катерина Петровна живет в Заборье, а её дочь Настя – в Ленинграде. Но дочь занята своими делами, а о матери хотя и помнит, но приезжает крайне редко. А Катерина Петровна ждет и надеется на чудо: дочь приедет и они вместе пробудут хотя бы денек.
Катерина Петровна заболела и через десять дней скончалась, а Настя не успела на её похороны. За будничными делами она забыла о письме матери, в котором она просила её навестить. Настя сожалеет о том, что не попрощалась с матерью, но изменить уже ничего нельзя.
Главная мысль рассказа Паустовского состоит в том, что нужно всегда помнить о своих самых родных людях. И пока они живы нужно давать им нашу заботу и внимание, особенно когда они слабеют и остро нуждаются в нашей помощи.
Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/telegramma-paustovskogo.html
- https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-telegramma-paustovskogo/
- https://obrazovaka.ru/books/paustovskiy/telegramma
- https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
- https://otvet.ws/questions/2508865-v-chjom-sut-rasskaza-paustovskogo-telegramma.html
Автор На чтение 14 мин. Просмотров 8 Опубликовано
В нашей библиотеке 23 521 материалов. |
Сочинения | Биографии | Анализ | Характеристики | Краткие содержания | Пересказы |
---|
Сочинения / Паустовский К.Г. / Телеграмма
Смотрите также по произведению “Телеграмма”
Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему—взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа – Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», – решает она.Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая – ее дочери Насте, в третьей – история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет – значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.
Просмотров: 67165
Константин Паустовский написал очень трогательный рассказ «Телеграмма». Он о том, как часто люди не замечают самого важного, не дорожат родными людьми. В центре событий – судьба одинокой пожилой женщины, которая живет в постоянном ожидании дочери. Ее лучшие дни позади, и сейчас ее окружают только чужие люди, а родная дочь уехала далеко в Ленинград. Анализируя произведения, стоит в первую очередь понять смысл названия. В нем часто зашифрован важный посыл всего произведения. Так есть и в этом случае. Что такое телеграмма? Это срочное уведомление. В нем не пишут ничего лишнего, главная цель – быстрота сообщения. Телеграммы обычно дают тогда, когда время ограничено, когда надо сообщить что-то очень важное. Поэтому телеграммы получать всегда тревожно. Именно чувством тревоги переполнен и рассказ «Телеграмма». Читатель уже предчувствует, каким будет конец истории. Если обратиться к сюжету, то здесь речь идет о двух телеграммах. Первую посылает сторож Тихон Насте с уведомлением того, что ее матери очень плохо, и поэтому она должна срочно приехать. Девушка была слишком занята работой и редко писала письма домой. Когда Катерина Петровна отправила ей последнее свое письмо, она даже не сразу его прочла. На работе она достигла определенных успехов, ей даже аплодировали на мероприятии, но девушка уже начала осознавать, что совершила непростительную ошибку по отношению к родному человеку.
Вторую телеграмму пишет тот же Тихон. Он увидел, что Катерине хуже и она не дождется телеграммы от дочери, и поэтому подделывает уведомление. Мужчина был малообразован и его подлог был очевиден, но Катерина Петровна поблагодарила его за доброту. И это было действительно проявлением нестоящего милосердия. Простой малообразованный мужик преподал многим урок человечности. Рассказ «Телеграмма» – это рассказ одновременно о равнодушии и о человечности. Главная героиня живут одна в селе Заборье. Единственная дочь уехала в Ленинград и даже не хочет ей писать. А не хочет потому, что боится ее слез и укоров. Катерина тоже пишет не часто, чтобы не надоедать Насте. Очень страшно, когда родные люди так отдаляются, когда родная дочь проявляет равнодушие к матери. Можно понять Настю, почему она уехала с глухого села – там не было для нее перспектив. Почему она не забрала с собой мать? Автор дает нам ответ. Катерина не могла бросить дом, который построил еще ее отец, ведь она хорошая дочь. В этой ситуации сложно кого-то винить. Настя имела право уехать, но не имела права забывать о родном человеке. Ведь Катерина Петровна не ждала многого – хотя бы иногда ее видеть дома, читать от нее письма. Но Настя забывала даже об этом. Как ни странно, больше участия в жизни главной героини принимают чужие люди – соседская девчонка и сосед Тихон. Они показывают пример того, каким должен быть настоящий человек.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма»</li>Взаимоотношения матери и дочери в рассказе Паустовского «Телеграмма»</li>Проблематика рассказа Паустовского «Телеграмма»</li>Мои мысли после прочтения рассказа Паустовского «Телеграмма»</li>
Константин Паустовский — один из величайших писателей советского времени. Его рассказ «Телеграмма» является известнейшим произведением автора. Он затрагивает такую важную тему, как взаимоотношения отцов и детей, ведь всего лишь одна телеграмма способна изменить жизнь героя до неузнаваемости.
Содержание
Смысл названия рассказа «Телеграмма»
Из одного единственного слова уже понятно, о чем идет речь в рассказе. Главная героиня — старушка, которая соскучилась по дочери. Та в свою очередь живет и работает в городе, редко вспоминая о ней. Телеграммы, которые она получает, откладываются в долгий ящик, просто потому, что времени прочитать их нет. Но разве так сложно прочесть строки, написанные самым родным человеком? Ведь не так много времени займет написать ответ хотя бы в пару строк. Пожилой женщине будет приятно прочесть хотя бы их. Но девушка все оттягивает этот момент, пока не становится слишком поздно.
Приходит новая телеграмма, в которой старый сторож оповещает девушку о смерти матери. Приехать она не успела — застала только свежую могилку. Теперь груз вины перед матерью будет лежать на девушке долгие годы. А ведь прочитав телеграмму от матери, в которой она наверняка жаловалась на здоровье, она смогла бы приехать, позаботиться о женщине и проводить ее в последний путь, попросив прощения. Рассказ действительно заставляет задуматься о людях, которые вырастили нас. Почему же они готовы были потратить столько времени и сил на то, чтобы мы стали людьми, а мы в итоге мы совершенно забываем о них?
Смысл произведения «Телеграмма»
В этом рассказе Паустовский поднимает не только проблему отцов и детей, но и многие другие, среди которых: равнодушие, одиночество. Хотя сама история о матери, которая скучает по единственному ребенку, очень проста, зато эмоции, которые вызывает чтение действительно искренние.
В начале нам показывают, как живет старушка Екатерина Петровна. Дом стар, построен еще ее отцом, за ней ухаживает соседская девочка и сторож. Потом мы узнаем о дочери героини Насте, которая переехала в город и теперь занимается важной работой. А в конце мы получаем довольно печальную развязку.
Также мы видим обилие природы в рассказе — все происходит осенью, когда природа печальна и готовится к своему увяданию. Такое же настроение прослеживается и у героев рассказа.
Есть ощущение, что старушка живет прошлым, вспоминая каждый раз дочь. Живя в этом месте, она постоянно мыслями уходит в прошедшие года, в которых нет места одиночеству. Вместе с закатами угасает и Екатерина Петровна. Она как лист на ветке, который вот-вот отделится от дерева и погибнет.
С Настей же более подробно. Мы знакомимся с ней во второй половине рассказа. Она является полной противоположностью матери — живет в большом городе, работает в союзе художников. Она редко вспоминает мать, ссылаясь на недостаток времени. Работа заставляет ее забыть о телеграммах, которые шлет мать. Она заботится о своем подопечном скульпторе больше, чем о собственной матери. Но автор не осуждает ее.
Ее ценности меняются, когда под гром аплодисментов в ее честь Настя с ужасом узнает о том, что мать умирает. В этот момент она забывает о работе, понимая, что вот-вот потеряет самого родного человека. Она тут же подрывается с места и спешит к маме, отправляя телеграмму о скором приезде. Но мать не смогла дождаться ее, хотя и обрадовалась, что дочь наконец-то будет здесь. У Насти получилось приехать только на второй день после похорон. В родной деревушке она встретила только могилу матери, и, осознавая, что опоздала, она проплакала почти целую ночь.
Смысл финала рассказа
Смысл финала довольно прост — делайте все вовремя. Настя очень жалела, что не смогла попрощаться с матерью по-человечески, а главное — попросить прощение. Работа никуда не денется, если навещать маму хотя бы раз в пару месяцев или писать хоть иногда о том, что все хорошо. Ведь любая весточка успокаивает сердце любящего родителя.
Это понял еще один персонаж — молодая учительница. Она стала свидетельницей похорон Екатерины Петровны, и тут же вспомнила о своей пожилой матери. Наверняка после всех событий она напишет ей или даже навестит старушку. Паустовский добивается такой же реакции и у своего читателя.
Рассказ К. Г. Паустовского “Телеграмма”, написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа – Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век “в старом доме, построенном ее отцом – известным художником”. Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала.
Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. “Лучше не мешать”, – решает она. Ей одиноко в пустом холодном доме, где “застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам”, ощущать полную ненужность и свою, и своего “мемориального” дома, находящегося под охраной областного музея. Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность. Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая – ее дочери Насте, в третьей – история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения. Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, “жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго”. Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле.
Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут.
Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: “Ненаглядная моя, зиму эту не переживу.
Когда ее хвалят за организацию выставки, “за заботу о человеке”, Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: “Катя помирает. Тихон”. Раскаяние наступает слишком поздно: “Мама!
Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила”.
Смысл названия рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма”« “К Чаадаеву” анализ стихотворения ПушкинаЧто такое настоящее мужество »Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Почему произведение “Телеграмма” назван именно так? …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Искать другие ответыНовые вопросы по литературеНайти и выписать средства выразительности (Эпитеты, метафоры и т. д) Разразился ливень с оглушительными громовыми ударами и ослепительно быстрыми, огненными змеями молний, когда мы под вечер подъезжали к Суходолу.Ответы (1)сочинени “Как в образе Самсона Вырина проявились черты “маленького человека”?Ответы (1)Назовите сказки, в которых герои рождались чудесным образом (например: дюймовочка)Ответы (2)Надо составить шумелкуОтветы (1)Составить рассказ по плану про любого из 5 мальчиков. Произведение “Бежин луг” 1. Его роль среди товарищей 2. История которую он рассказывает 3. Поведение мальчика 4. Характер героя 5. Отношение автора к мальчику 7. Ваше отношение к герою.Ответы (1)Используемые источники:
- https://lit-helper.com/p_smisl_nazvaniya_rasskaza_k_g__paustovskogo_telegramma
- https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/smysl-nazvaniya-rasskaza-paustovskogo-telegramma.html
- https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-telegramma-paustovskogo/
- https://lit.ukrtvory.ru/smysl-nazvaniya-rasskaza-k-g-paustovskogo-telegramma/
- https://urokam.net/literatura/5045355.html
«Телеграмма» — краткое содержание и пересказ рассказа К. Г. Паустовского
Рассказ «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский написал в 1946 году на основе реальных событий. В нём писатель раскрыл тему взаимоотношения детей и родителей.
Главные герои рассказа
- Катерина Петровна — старая женщина, дочь известного художника, деликатная, скромная.
- Настя — дочь Катерины Петровны. Это девушка увлечённая работой, делающая её от всего сердца, помогающая художникам и скульпторам. Но её сердце закрыто для самого родного человека — матери.
Другие персонажи
- Тимофеев — молодой талантливый скульптор.
- Манюшка — добрая девочка, помогавшая Катерине Петровне по хозяйству.
- Тихон — сторож при пожарном сарае в селе Загорье, добрый человек.
- Василий — почтальон в Заборье.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Мать скучала по дочери, но писала ей редко, понимая, что у Насти уже другие интересы. Когда Катерина Петровна слегла, сельчанин, который помогал ей, послал Насте телеграмму о том, что мать умирает.
Настя приехала на второй день после похорон и чувствовала на душе тяжесть и непоправимую вину перед матерью.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом. Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником. Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.
Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.
Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.
Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.
В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.
Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.
После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.
Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.
Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.
Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.
Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье». Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала. Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.
Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.
Тихон принёс Катерине Ивановне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.
Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.
Заключение к краткому пересказу
В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» раскрыты темы:
- отношениям между родителями и детьми;
- одинокая старость;
- равнодушие и невнимательность детей к родителям;
- муки совести.
Основная мысль (идея) рассказа «Телеграмма»: дети должны не забывать самых близких и родных людей — родителей. Нужно ценить тех, кто вас любит не за что-то, а просто за то, что вы есть.
Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Константин Паустовский — Телеграмма:
Краткое содержание
Село Заборье, пасмурный дождливый октябрь. В доме, построенном в родном селе ее отцом, известным петербургским художником, доживает Катерина Петровна. Дом с садом – «мемориальный», под охраной музея. Сгорбленная, маленькая старушка днями сидит на продавленном диванчике в холоде и пыли. Здоровье слабое, глаза плохо видят. Ей одиноко и скучно, не с кем вспомнить прошлое, Париж, искусство. Как живой, с ней один огонек керосиновой лампы. К ней ходит Манюшка, дочка сапожника, да сторож Тихон. Девчонка носит воду, прибирается, сторож рубит гнилые деревья в саду. Он помнит отца Катерины Петровны. Она дарит Манюшке перчатки, шляпу, перья страуса времен своей молодости. Все знают, что у старушки есть дочка Настя. Она секретарь Союза художников и живет в Ленинграде. И три года не была у мамы. Зато шлет ей почтой раз в 2-3 месяца перевод на 200 рублей. Катерина Петровна читает скупые слова к переводу: занята, на письмо времени нет. А от денег, кажется ей, пахнет дочкиными духами.
За весь год она вышла из дома только раз в том самом октябре. Показалось, что кто-то стучится в калитку сада. Но стоял там только «озябший» клен, посаженный еще юной Катериной. Жалко теперь на него смотреть. Той же ночью села за письмо «ненаглядной» дочке. Звала повидаться перед смертью, хоть на денек. Писала она Насте редко: у «молодых свои дела», «свое счастье», зачем мешать.
Настя (художники звали ее красавицей Сольвейг) весь рабочий день носила то письмо нераспечатанным. Пишет – «значит, жива». Заскочила в мастерскую молодого скульптора Тимофеева. У того жалоба на холод и равнодушие коллег. Настя обещает сделать выставку его скульптур. Ей самой нравится одна, где Гоголь, как живой. В этот раз он глядит на нее с упреком, будто знает про письмо. Через 2 недели выставка состоялась. Пока все благодарили Анастасию Семеновну за заботу и чуткость к талантам, ей подали в руку телеграмму. «Катя помирает. Тихон». Настя отогнала от себя страшную мысль. И опять на нее смотрел Гоголь: «Эх, ты!» После выставки Настя в слезах поняла: нет у нее «никого в жизни», никто ее так не любит, как мать. Успеет ли она попросить у нее прощенья?
Тем временем Тихон принес умирающей старушке телеграмму. Якобы от Насти. Но старушка поняла, что он просто хотел ее утешить: «Не надо, милый». Настя не едет, да и подпись обман: «твоя любящая дочь». Тихон учит Манюшку: «за добро плати добром». Умерла Катерина Петровна при Манюшке. На другой день ее хоронили. Посветлело, выпал снежок. За гробом шли старухи да дети. Подошла к гробу и новая учительница, «совсем еще девочка». У нее в городе точно такая же мать-старушка. Бабки объясняют: да, покойница была одинокая, хотя и дочка есть. Девушка целует мертвой руку. А за кладбищенской оградой – «любимая, чуть печальная, родная земля». Через пару дней, «крадучись», приехала Настя. Была на кладбище, плакала в пустом доме. И уехала, ни с кем не встретившись. Ей казалось, что люди не снимут с нее «непоправимой вины, невыносимой тяжести». Могла только Катерина Петровна, но ее уже нет.
Читательский дневник по рассказу «Телеграмма» Паустовского
Сюжет
Старая Катерина Петровна – дочь художника. Она живет на малой родине, в селе Заборье. Дочка Настя из города приезжала 3 года назад, деньги шлет, а писем не пишет. Сторож Тихон телеграммой зовет Настю к матери. А потом делает вид, что была ответная телеграмма: еду! Но Настя делает выставку скульптору. Старушка умирает в одиночестве. К похоронам Настя опоздала. Теперь ей стыдно за отношение к матери.
Отзыв
Смысл названия – в предупреждении всем нам, знак близкой беды. Обе телеграммы – от чужого, но неравнодушного человека. Тема родства, семьи, любви между родителями и взрослыми детьми, одиночества и чуткости. Все герои извлекли нравственные уроки. «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»: это урок Насти. И чувство вины на всю жизнь. Она сочувствовала чужому человеку, а о матери забыла. А ведь через мать и деда она выбрала себе профессию. «Плати за добро добром»: урок Манюшки. Учительнице напомнили про ее мать. Она схожа с Настей: молода и уехала из дома. Но суета ее не затянула, она помнит, что в жизни главное. Образ родной земли, тоже одинокой матери. Ее детям скучно в селе, в местах, где жили предки. Старый клен – образ старого друга. Рассказ учит хранить в себе душевное тепло, делиться им, особенно с близкими, пока не поздно.
Краткое содержание К. Паустовский «Телеграмма»
Произведение Паустовского «Телеграмма» (краткое содержание) поможет познакомиться с основными персонажами и мыслью, которую автор хотел донести до читателя.
Информация будет полезна поступающим в вузы, школьникам, педагогам, а также родителям, которым не безразлично обучение ребенка.
Краткое описание персонажей
Героев повести можно разделить на главных и второстепенных персонажей. К главным (основным) героям относятся:
- Катерина Петровна. Это мать Насти. Женщина преклонных лет, знает, что жить ей осталось немного.
- Настя – дочь Катерины. Девочка выросла и уехала в город. Заботы и хлопоты мешают ей навещать мать. Ей даже некогда написать ей письмо. Не приезжала в родительский дом уже несколько лет.
Второстепенные герои помогают лучше раскрыть образы главных персонажей. Их характеристика также важна.
Автор знакомит читателя со следующими персонажами:
- Тихон. Он сторожит пожарную часть, сарай.
- Манюшка — дочка сапожника. Девочка навещает престарелую Катерину, помогает ей по хозяйству.
Характер героев раскрывается в произведении через их поступки и слова.
Важно! Чтения краткого содержания «Телеграммы» не всегда бывает достаточно. Настоятельно рекомендуем познакомиться с этой небольшой повестью в полном варианте.
Пересказ в тезисах
Повесть «Телеграмма» К. Паустовского в кратком содержании удастся выразить в тезисах. Это позволит освежить в памяти оригинал. Пересказ в таком случае будет выглядеть так:
- Болезнь Катерины: стало труднее вставать и видеть.
- Предчувствие скорой смерти.
- Описание Насти: письма матери были укором и облегчением одновременно.
- Телеграмма от Тихона: Катя помирает.
- Сборы дочери к матери: кассир помогла ей с билетами.
- Похороны Катерины: поцелуй молодой учительницы.
- Приезд Насти: никто не мог снять с души чувства вины.
Такой план рассказа позволит не потерять нить развивающегося сюжета и напомнит о событиях, происходящих в произведении.
Тем не менее, рекомендуем все же читать «Телеграмму» Константина Паустовского в полном варианте.
Краткое содержание рассказа
Краткое содержание произведения Паустовского поможет подготовиться к уроку. Оно также будет полезно при написании сочинений.
Действие первой главы начинается с описания осени. Это важно упомянуть при пересказе. Описание холодной, мрачной погоды позволяет понять, какое душевное состояние испытывала старая женщина.
Старуха болела, она знала, что доживает последние дни.
Катерина страдала от одиночества, ей даже не с кем было поговорить
Но не это тяготило ее. Она страдала от одиночества. Катерине было не с кем поговорить. Старуху навещал лишь старый сторож Тихон, да дочка сапожника Манюшка.
Не было и дня, чтобы Катерина не вспоминала дочь Настю. Та выросла и покинула отчий дом, уехала в Ленинград. Дочь не приезжала к матери уже три года и даже не писала ей. Однако слала переводы. Этим самым Настя успокаивала свою совесть.
Катерина, предчувствуя скорую смерть, пишет Насте письмо с просьбой приехать. Настя в это время занята организацией выставки. Автор описывает, что письма мамы вызывали у дочери два чувства: облегчение (значит мать жива) и вину. Тем не менее, дочь не отложила дел и продолжила заниматься работой. Письмо Настя убирает в ящик стола. Читает его она не сразу. Хотя женщине и кажется, что даже Гоголь с портрета смотрит на нее с укором и просит прочесть послание.
Спустя две недели, во время проведения выставки, Насте приносят телеграмму от Тихона. Сторож сообщает ей о тяжелом состоянии матери. Женщина чувствует вину и понимает, скольким обязана матери. Она торопится на вокзал, но билетов нет. Насте помогает кассирша.
Затем описывается момент смерти Катерины. Тихон, чтобы утешить умирающую, сам пишет ей телеграмму от имени дочери, в которой сообщается о скором приезде Насти. Катерина облегченно вздыхает и умирает.
Во время похорон к телу покойной Катерине подходит учительница. Старуха напомнила ей собственную мать. Она наклоняется над гробом и целует покойницу.
Настя приехала только на вторые сутки после того, как покойницу погребли.
Она плачет всю ночь и покидает родную деревню так, чтобы ее никто не видел, как вор.
Ей стыдно, она чувствует, что никто не сможет снять это состояние, кроме матери. Но получить прощение уже невозможно.
Основная идея
Автор в произведении показывает, как люди не ценят время и близких. Повседневная суета не позволяет им уделять родным должное внимание.
Только когда близкие умирают, они понимают, что все остальное было неважным. Однако время назад вернуть нельзя.
Паустовский говорит о том, как важно успеть все делать вовремя. В противном случае этого уже не случится никогда. С чувством вины Насте придется жить всю жизнь, ведь прощение матери получить невозможно.
Нельзя утверждать, что автор осуждает Настю. Таково все поколение. Настя по-своему заботится о матери: отправляет ей деньги. Но родительнице важнее внимание, а этого ей дочь не дает.
Произведение написано в назидание, как урок, чтобы дети не забывали о своих родителях при их жизни. Дела останутся, а близкие могут покинуть нас навсегда. Это долг детей: не забывать тех, кто вырастил и воспитал их. Важно помнить и то, что такая же судьба может настигнуть самих детей в старости.
В своем произведении Телеграмма Паустовский раскрыл довольно серьезную тему, касающуюся взаимоотношений между родителями и детьми. Он показал, как важно уделять время близким, заботиться о них. Об этом следует и рассказать в сочинении Телеграмма. Помогут в этом образцы лучших работ для ЕГЭ. Также следует произвести анализ Телеграммы Паустовского для итогового сочинения.
Сочинение по рассказу Телеграмма
Паустовский написал немало грустных произведений, которые заставляют читателей задуматься о жизненных целях и смысле жизни, как таковой. Он показывает окружающий мир максимально реалистично, не прибегая к романтизму. Я же пишу сочинение по рассказу Телеграмма Паустовского, в котором также затронута немаловажная, актуальная по сей день тема.
Речь в произведении идет о пожилой женщине, проживающей в деревне. На старости лет она осталась совершенно одна. Старушка прекрасно понимает, что вскоре умрет. Она отправляет телеграмму своей дочери, которая проживает и работает в Ленинграде. Женщина просит, чтобы та приехала и постоянно ждет, что увидит родную кровинку. Правда недели идут одна за другой, но дочь так и не появляется. Состояние женщины постепенно ухудшается и она умирает. Лишь через пару дней после того, как старушку похоронили, в деревню приезжает ее дочка. Она корит себя, что не сделала этого раньше и с тяжелым грузом на душе возвращается в город.
В сочинении по произведению Телеграмма Паустовского хочется сказать, что поднятая автором проблема является актуальной даже сейчас. Ведь немало молодежи переезжает их сел в крупные города. Повзрослевшие дети сознательно оставляют самых близких людей, воспитавших их. Зачастую они даже не наведываются к ним. Последние свои дни, даже годы, родители вынуждены проживать в одиночестве. Естественно, что так попросту не должно быть. Следует уделять родителям должное количество времени и внимания.
Как раз об этом и повествует автор в своем рассказе. Он пытается донести мысль, что родители являются самым ценным сокровищем. Даже если дети находятся очень далеко, они все равно должны их навещать, защищать и оберегать. Крайне важно не забывать говорить им о своих чувствах. Ведь потом может просто оказаться поздно. После прочтения данного рассказа могу теперь с уверенностью сказать в сочинении, что моя любимая книга – Телеграмма Паустовского. Это произведение сильно затронуло меня. Пожалуй, оно никого не сможет оставить равнодушным.
Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма
Изначально, только начиная читать рассказ Паустовского, мне казалось, что он написан на военную тематику. Как же выяснилось, в нем затронута гораздо более философская, глубокая тема. Писатель продемонстрировал, насколько разным нередко оказывается понимание жизни у детей и родителей.
Главной героиней этого произведения является одинокая старушка. Она постоянно ждет приезда родной дочери. Женщина надеется, что та вспомнит о ней и позаботится. Правда, при этом она осознает, что у дочери совершенно другие интересы, кардинально отличающиеся от ее собственных. Старушка не винит дочь, что та уехала из деревни, пытается добиться успеха, помогает кому-то, не уделяя ей никакого внимания.
Настя – умная, добрая и отзывчивая девушка, живущая своей жизнью. Она проявляет заботу об окружающих, но при этом давно позабыла о родной матери. Старушка очень ее ждала, надеялась, что хоть в последний раз сможет увидеть свою дочь, но так и не дождалась ее. В какой-то момент сосед женщины, видя ее душевные терзания, сам пишет ей письмо от имени Насти и приносит его. Мол, девушка все-таки решила ответить матери. Правда, старушка не поверила Тихону. Мол, если бы дочка прочла телеграмму, то обязательно бы приехала в деревню и простилась с ней.
Прошло совсем немного времени и Катерина Петровна умерла. Ей так и не посчастливилось увидеть родную дочь, поделиться с ней сокровенным в последние дни жизни. Данные события стали важным уроком для соседской девчонки Манюшки. У нее также была старенькая мама. Девушка стала проявлять к ней большую заботу, чаще навещать.
Настя же приехала в родную деревню лишь через несколько дней после того, как ее мама была погребена. Именно этот момент в рассказе является кульминационным. История, рассказанная автором, весьма поучительна. Писатель говорит о том, что о близких нужно заботиться. Ведь в любой момент это может стать уже невозможным. При этом он не осуждает неблагодарную дочь, относится к ней с пониманием. Ведь жизнь довольно сложна, но за совершенные ошибки при этом приходится платить немалую цену. Назначает ее непосредственно сама жизнь. Так и получилось с Настей. Она не смогла попрощаться с матерью, испытывает сильную вину, но искупить ее уже не представляется возможным. Ведь человека, к которому она проявила равнодушие, уже нет в живых.
Телеграмма сочинение
Начиная писать итоговое сочинение Телеграмма Паустовского, считаю, нужно хотя бы кратко рассказать содержание данного произведения. В нем речь идет о деревенской пожилой женщине, которую зовут Катерина Петровна. Она проживает в доме, который ранее принадлежал ее отцу. Это был знаменитый художник, побывавший в огромном количестве стран, встретившийся с множеством известных личностей. Сейчас же старушка находится в доме одна. За ней ухаживает живущая по соседству девочка и местный сторож. Они оказывают ей помощь бескорыстно, жалеют одинокую женщину.
При этом у старушки есть дочка. Ее зовут Настя. Она живет в Ленинграде, крайне редко проведывает маму, даже письма ей не пишет. Лишь высылает деньги, в которых, по сути, женщина не нуждается. Девушка же работает в Союзе художников. Устраивает всевозможные конкурсы и выставки, помогает мастерам обрести известность. Времени на поездку к матери она никак выделить не может. Когда же Настя устраивает очередную выставку, то получает из деревни телеграмму. В ней говорится о том, что ее мать умирает. Правда, девушка настолько была занята работой, что даже не поняла смысл написанного, просто смяла бумагу и кинула ее в сумку.
Выставка прошла с огромным успехом, Насте аплодировали. При этом она не переставала думать о телеграмме. Лишь, когда она посмотрела на скульптуру Гоголя — этот укоризненный взгляд ей помог осознать, о чем же говорилось в телеграмме. Девушка поехала в деревню, но мать в живых уже не застала. Она прорыдала в опустевшем доме до самого утра, пошла на могилку к маме, а затем покинула деревню тайком, чтобы ее не увидел ни один местный житель.
Главная мысль рассказа
В сочинении рассуждении Телеграмма Паустовского стоит обозначить главную мысль этого произведения. Автор говорит, что нельзя забывать родителей. Следует как можно чаще дарить им свою любовь, проявлять заботу, невзирая за занятость работой и увлеченность какими-то делами. Они являются для нас самым дорогим, а жизнь настолько скоротечна, что в любую секунду родителей попросту может не оказаться среди живых.
Аргументы к сочинениям
Немаловажно подобрать подходящий аргумент к сочинению Телеграмма Паустовского. В рассказе речь идет о старушке, ее неблагодарной дочке и явной невнимательности. При этом автор намеренно показывает Настю совершенно не злой особой. Она стремится помочь окружающим. Например, организовывает выставки скульпторам и художникам. Зато к своей матери она отнеслась крайне невнимательно. Ей было проще все время работать, достигать новых вершин в трудовой деятельности, с ответственностью подходить к порученным заданиям, чем позаботиться о близком человеке, который так нуждался в поддержке.
Отрицательные качества в образе Насти также просматриваются. К ним можно отнести эгоистичность. Ведь даже организацией выставки для Тимофеева она занимается не по доброте душевной, а из собственных, эгоистичных соображений. Главный же недостаток девушки заключается несколько в ином. Ей не удалось найти так называемую золотую середину. Она помогала чужим людям, попросту позабыв о близких. Естественно, что после кончины матери Настя испытывает глубочайшее чувство вины, ее мучают угрызения совести и простить себе этого равнодушия она уже не сможет.
Правда, несмотря на печальный финал рассказа, автор дарит читателям слабую надежду, что смерть одинокой старушки не была напрасной. Другие уже не совершат столь чудовищной ошибки, как Настя.