Классические сочинения А. П. Чехова остаются популярны и любимы по сей день. Исследуя человеческую душу, автор раскрывает все ее тайны, тревожит самые скрытые ее уголки. Его сюжеты хоть и кажутся обычными, все же имеют непредсказуемое развитие, а герои кажутся близкими, реальными. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать рассказ «Скрипка Ротшильда» по предложенному ниже плану.
История создания
«Скрипка Ротшильда» входит в число 42 произведений, созданных Чеховым во время пребывания в поместье Мелихово. Относится к позднему периоду литературного творчества автора, так как написана в 1893-1894 годах. Печатается впервые в одном из выпусков журнала «Русские ведомости», но особой популярности ни среди читателей, ни среди критиков не находит. Тем не менее, впоследствии деятели искусства высоко оценили авторскую задумку и ее прекрасную реализацию. Так, Корней Чуковский в отдельной книге, посвященной писателю, утверждает следующее:
«В ней сконцентрированы – и притом в самом сильном своем воплощении – все основные черты мировоззрения Чехова и главные особенности его мастерства…» (1967 год)
А Многомудрый Литрекон продолжает анализ рассказа «Скрипка Ротшильда» по плану и переходит к жанровым особенностям произведения.
Жанр, направление
Произведение «Скрипка Ротшильда» относится к жанру рассказа. Об этом можно судить по небольшому размеру текста, наличию одного центрального героя и, соответственно, одной сюжетной линии. Второстепенные персонажи, в первую очередь, раскрывают характер основного действующего лица, а не развиваются самостоятельно.
Литературное направление, в котором работал автор – реализм. Ситуации вполне бытовые, повседневные; личности, попадающие в них – типичные. Особое место отведено психологизму, достоверности при описании. Кроме того, отображаются важные общественные проблемы.
Смысл названия
Поначалу читатель может не понять, почему именно такое название дано рассказу «Скрипка Ротшильда», так как главным героем является совершенно другой человек.
Ротшильд – флейтист из оркестра, в котором иногда выступает Яков. Между мужчинами существует некоторая неприязнь из-за беспричинных придирок Иванова, на которые еврей очень обижается.
«Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошке» — произносит он.
В связи с этим, заголовок вызывает недоумение, а истинная задумка раскрывается лишь к финалу.
Подавленный произошедшими несчастиями, Яков отдает свой музыкальный инструмент именно этому персонажу, и тот вскоре становится известен печальной песней, которая вызывает у слушателей слезы. Мелодию же эту изначально играл Яков в момент эмоционального потрясения, а Ротшильд лишь находился рядом. И он решил таким образом сохранить память о трагической судьбе знакомого.
Суть: о чем рассказ?
В небольшом населенном пункте проживает гробовщик Яков Иванов со своей женой Марфой. Дом у них старый, чувства между ними давно угасли, но уж слишком привыкли они друг к другу, чтобы расставаться.
Помимо работы, Яков увлекается музыкой – иногда его зовут выступать в коллективе. Там же играет еврей Ротшильд, отношения с которым не ладятся.
Радуется Иванов редко – покоя не дают заботы о материальном благополучии, так как вместо прибыли у него одни убытки. Городок мал, люди умирали редко. А тут серьезно заболевает супруга, и шансов поправиться у нее почти нет, что подтверждается заключением местного доктора. Он даже не потратил времени на лечение, несмотря на уговоры Якова. Однако умирала Марфа со счастливым выражением на лице, что сильно смутило Якова.
Но даже в эти часы Яков думает не о том, как проститься, а о том, сколько денег придется потратить на похороны, и на чем можно получить выгоду. По-настоящему он осознает свою потерю только тогда, когда возвращается с кладбища, и впервые серьезно задумывается над тем, а правильно ли он распорядился своей жизнью? Сожалеет и о том, что не подарил Марфе достаточно любви.
Вдруг появляется Ротшильд с вестью о том, что Иванова зовут в гости, но тот его прогоняет. Весь вечер и всю ночь его не оставляют печальные воспоминания. Наутро решает сходить в больницу. Вернувшись затем домой, герой берется за скрипку, чтобы выплеснуть скопившуюся в душе боль. Тут снова появляется еврей, но на этот раз ему разрешают остаться.
Вскоре от тоски умирает и Яков, а музыкальный инструмент свой завещает Ротшильду. С тех пор Ротшильд исполняет мелодии только на нем, пытаясь повторить то, что сочинил его знакомый тем траурным утром. И жалобные песни эти очень нравятся публике.
Главные герои и их характеристика
Яков Иванов – семидесятилетний житель маленького городка, который изготавливает гробы на заказ. В своей профессии достиг определенных высот. Иногда играет на скрипке в составе оркестра. Очень бережлив, так как дело не приносит особого дохода: доходит до того, что ему приходится экономить на похоронах жены. Имеет прозвище Бронза, но его происхождение не раскрывается. Герой резко переосмысляет все свои поступки после смерти Марфы, и приходит к выводу, что жизнь его прошла напрасно.
Марфа — жена Иванова. Она всю жизнь была грустна и робка. Ее выражение лица стало счастливым только накануне смерти. Бедность, бесперспективность и скука сильно подорвали психологическое состояние женщины. Ее очень тяготило осознание, что Бог не дал им детей. Все пятьдесят лет брака Марфа заботились о муже, но в ответ получала лишь равнодушие.
Ротшильд — любезный и общительный человек, которого все окружающие дискредитируют из-за его еврейского происхождения. У него было бледное и «жалкое» лицо. Ему грубят, его дразнят, а он сильно обижается. Только Иванов перед смертью осознал, что без всякой пользы и надобности испугал и отогнал этого человека, который в сущности относился к нему по-доброму. Из-за вечной травли герой вечно боится нападения и грубого слова. Но он наделен даром сострадания, поэтому он смог посочувствовать Иванову в минуты скорби. После смерти Иванова к Ротшильд приходит успех: песня покойного пользуется спросом.
Темы
Темы, затрагиваемые автором в рассказе «Скрипка Ротшильда», напрямую связаны с личностью и ее самоощущением в мире. Это и переоценка мировоззрения, и межличностные отношения, и вина, которую испытывает человек за то, что не успел сделать или сказать до того, как стало слишком поздно; а также вопрос о смысле существования в целом.
- Тема поиска своего места в мире. Герой на склоне лет осознал, что так и не нашел своего места в мире. Его мучают мысли о том, что он мог многое сделать в жизни, но не сделал, потому что вел себя неправильно. Это раскаяние пришло слишком поздно: Иванов умирает в отчаянии, так и не реализовав свои мечты.
- Тема семьи. Яков понимает, что совершенно напрасно был равнодушен к семье. Жена всегда заботилась о нем, не упрекала, покорно терпела его пьяные выходки и поздние приходы домой. А он лишь обижал жену или не замечал ее вовсе. Поэтому Марфа умирала с выражением счастья на лице, не без сожалений покидая бедную избу и жадного мужа.
- Тема сострадания и милосердия. Ротшильда многие обижали и даже били за его происхождение, а ведь он был неплохим человеком. Но несмотря на такое обращение окружения, он научился сочувствовать людям и относиться к ним без ответной злобы. Поэтому ему удалось уловить и сыграть мелодию отчаяния Иванова, которая впоследствии принесла ему успех.
- Тема искусства. Только игра на скрипке давала Якову силы для того, чтобы терпеть невыносимые условия жизни. В горе его утешала музыка. Он даже клал скрипку с собой в постель, чтобы утешиться во время ночных бдений. Только творчество питало бедняка на протяжении всей жизни.
- Тема экологии. Авто вскользь упоминает о том, что вокруг города рубят лес, и совсем неясно, зачем. Он считает это бессмысленным и вредным явлением, которое только ухудшает атмосферу в городах и селах.
Чего-то недостает? Многомудрый Литрекон дополнит тематику рассказа «Скрипка Ротшильда», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.
Проблемы
Проблематика рассказа «Скрипка Ротшильда» представлена в списке:
- Одна из проблем, поднимаемых писателем, – это черствость души. Сперва главный герой предстает перед нами скупым и злобным – заботы о количестве денег затмевают для него все остальное, потому что для выживания приходится сильно экономить. Также Якова можно назвать озлобленным: практически ни за что он ненавидит Ротшильда и унижает свою жену. Чтобы измениться, ему потребовался сильный толчок в виде личной трагедии.
- Также раскрывается проблема упущенных возможностей. За плечами у героя почти 70 лет, но большая их часть потрачена впустую. Вспоминая, он осознает, что так и не насладился ничем сполна, не занимался тем, чем действительно хотелось. Размышляет он и над тем, что люди настолько увлечены соперничеством, что совсем не замечают прекрасного. «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?» – таким вопросом он задается.
- Проблема равнодушия. Увы, Яков был безразличен к жене, которая любила его. Он мог бы сделать ее счастливой, но все его время занимали заботы о деньгах. Поэтому герой встретил смерть с разочарованием и раскаянием, ведь был равнодушен к самой жизни и не смог достичь счастья из-за этого.
- Проблема жестокости. В городе царит мрачная атмосфера упадка и взаимной неприязни. Даже дети оскорбляют и гоняют еврея просто потому, что он еврей. Они же оскорбляют Якова за спиной. И сам Яков лишь злится и выражает агрессию. Даже местный врач безразличен к пациентам, говоря: «Пожила и будет!». Врач даже отказывается лечить больную, потому что, по его мнению, она старая, а значит, и так умрет.
Основная идея
Через образ главного героя передается главная мысль рассказа «Скрипка Ротшильда» о том, что, увлекшись повседневными заботами, человек может совершенно забыть об окружающем его мире. И в то мгновение, когда, наконец, очнется, он вдруг поймет, что совсем не помнит хорошего. Будто и не жил вовсе.
«…но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» — проносится в голове Якова.
Смысл рассказа «Скрипка Ротшильда» заключается в том, что человек не должен зацикливаться на деньгах и прибыли, на материальных ценностях и своих амбициях, иначе он может упустить нечто очень важное в жизни — саму жизнь с ее радостями и красотами. Яков, стремясь заработать больше, не видел ни красивой реки рядом с домом, ни лесов и полей, ни своей преданной жены. Все самое хорошее прошло мимо него. Человек должен сделать все возможное, чтобы не повторить ошибки Якова — вот основная идея рассказа «Скрипка Ротшильда».
Чему учит?
Только потеряв супругу, Яков понимает, что слишком привык к ее постоянному присутствию возле себя. Он жалеет, что недостаточно тепло относился к ней, не говорил ласковых слов. Увидев ошибку, герой раскаивается, но исправить ничего уже не может. Писатель в рассказе «Скрипка Ротшильда» заставляет задуматься о том, что иногда стоит уделять больше внимания тому, кто нас окружает, чтобы затем не горевать об утерянном времени и утраченном навек шансе.
Чему учит рассказ «Скрипка Ротшильда»? Автор призывает он и к гуманизму, бережному отношению к тем, кто рядом. Ведь куда легче будет жить, если вместо вражды люди будут испытывать друг к другу симпатию. Мы должны помогать друг другу и жить так, чтобы не было стыдно и горько за бесцельно прожитые годы.
Художественные особенности
С помощью речи передается характер персонажей, их эмоции. В связи с этим употребляется множество восклицательных предложений с негативным посылом: «Поговори мне еще!», «Ироды!», «Отстань!», «Прочь с глаз долой!».
Встречается стилизация речи Ротшильда под еврейский акцент: «Господин Шаповалов выдают дочку жа хорошего целовека…».
Несмотря на это, диалогов в тексте мало, а внимание сосредоточено на внутренних монологах центрального персонажа, в которых и видно его духовное развитие (мысли об убытках, переживания насчет потраченных лет и др.).
Из художественных средств выразительности можно выделить эпитеты, относящиеся к описанию внешности героев: «длинная, тощая спина», «рыжий тощий жид», «белокурые волосики». Это помогает читателю представить образы более точно и ярко.
Краткое содержание рассказа «Попрыгунья»
Сюжетная линия рассказа строится вокруг тяжёлой драмы одной семьи. Легкомысленная женщина в погоне за интересными творческими людьми пренебрежительно относится к своему мужу, который безгранично любит её. Доктор умирает, пытаясь спасти больного. Слишком поздно его жена узнала о том, каким выдающимся и талантливым человеком был доктор. Краткое содержание рассказа Чехова «Попрыгунья» по главам познакомит читателей с этим произведением.
- Ольга Ивановна — легкомысленная, творческая дама.
- Осип Степанович Дымов — талантливый, скромный врач и учёный.
- Рябовский — талантливый, но ленивый художник.
- Коростелёв — доктор, близкий друг Дымова.
Глава 1
Дымову 31 год, Ольге Ивановне 22 года. Они познакомились, когда доктор лечил умирающего отца Ольги. Молодожёны живут вполне благополучной размеренной жизнью. Она зовёт его только по фамилии, а он называет её «мама». Доктор Дымов работал одновременно в двух больницах: сверхштатным ординатором и прозектором. С 9:00 до 12:00 он принимал пациентов, а затем ехал в другую больницу на вскрытие умерших. Дымов работает много и тяжело, но его труд оплачивается очень скромно. Он очень любит свою жену и во всём ей потакает.
Ольга Ивановна любит творческих людей, легко заводит знакомства со знаменитыми музыкантами, артистами, художниками. Каждый вечер она принимает выдающихся гостей. Она сама наделена многими творческими способностями: немного рисует, поёт, музицирует, лепит. Среди её знакомых выделяется известный и успешный художник Рябовский, который часто даёт Ольге уроки рисования. Одну свою картину Рябовский продал за 500 рублей — столько же зарабатывает Дымов в год.
Глава 2
В пятом часу они с мужем обедали, затем он вновь уезжал в больницу. Ольга Ивановна часто упрекала Дымова за то, что он не интересуется искусством. На это доктор кротко и честно отвечал, что не понимает искусство, а любит естественные науки и медицину.
По вечерам Ольга Ивановна ездила в театр или на концерт и возвращалась домой после полуночи. По средам у неё бывали вечеринки, где собирались все выдающиеся знаменитости. Лишь в 23:30 в дом тихо входил Дымов и приглашал всех к ужину. Ужин был скромным и всегда состоял из одних и тех же продуктов. Жена называет его «мой милый метрдотель» и словно объясняет гостям, почему вышла замуж за такого обыкновенного человека.
Однажды Дымов заразился в больнице рожей (стрептококковой инфекцией) и 6 дней провёл в постели. Жена плакала, сидя у его кровати. Но когда ему стало лучше, она сразу принялась писать с него портрет. Дымов рассказал, что случайно порезался во время вскрытия трупа. Но в тот раз удалось избежать заражения.
Весной и летом Ольга Ивановна жила на берегу Волги на даче, где опять принимала своих необыкновенных гостей. Среди них всегда были только мужчины, потому что женщин она считала скучными. Рябовский приходил каждый день.
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Через некоторое время Ольга надоела Рябовскому. Он ленив, но иногда создаёт необыкновенные картины. Для него смысл жизни — это творчество, на глубокие привязанности к кому-то он не способен. Между Рябовским и Ольгой происходит объяснение, вскоре после которого она уезжает к мужу.
Дымов очень обрадовался встрече. Ольга Ивановна боится признаться в измене, хотя и чувствует себя виноватой. Он понимает, что она устала, и кормит её ужином.
Глава 6
Ольга Ивановна продолжает свой роман с Рябовским, часто к нему ездит. Дымов видел, как переживает жена, и успокаивал её. Рябовскому она говорила, что муж «гнетёт её своим великодушием» . Она продолжает вести богемный образ жизни: посещает концерты и театры, устраивает вечеринки. А Дымов работает допоздна, ложится в три часа ночи, встаёт в 8:00. Однажды он защитил диссертацию, после которой его ждала должность приват-доцента по общей патологии. Дымов был готов простить жене всё, если бы она разделила его радость. Но Ольга Ивановна ничего не понимала в медицине и не смогла порадоваться за мужа. В тот момент она торопилась в театр.
Глава 7
Глава 8
От Коростелёва Ольга Ивановна узнаёт о том, как Дымов заразился, каким выдающимся врачом он был. Несколько дней назад Дымов высасывал дифтерийные плёнки из горла больного мальчика. Врачи часто проводили такие процедуры, хотя и не обязаны были этого делать. По мысли Коростелёва, Дымов словно «лез на рожон» и рисковал, зная, что погибнет. Коростелёв смотрит на Ольгу Ивановну как на злодейку и виновницу болезни Дымова.
Около трёх часов ночи Коростелёв разбудил Ольгу и сообщил о неизбежной смерти Дымова. Разговаривая как будто бы сам с собой, Коростелёв рассказывает, что Дымов был самым талантливым среди всех коллег, мог скоро стать профессором. Такие учёные, как Дымов, — большая редкость. Он был великим врачом, учёным и добрым человеком, способным на великую самоотверженную любовь. Коростелёв плачет и восхищается не только умом и талантом Дымова, но и его нравственной силой, чистой любящей душой. От Коростелёва Ольга узнала, что работавший круглосуточно Дымов по ночам занимался переводами, чтобы платить за её праздную беспечную жизнь, за «эти подлые тряпки» . Доктор не щадил себя, и никто из близких его не щадил.
Ольга Ивановна поняла, как подло поступила, как несправедливо относилась к мужу. Она понимает, что стала причиной его смерти. В поисках знаменитостей она не заметила истинный талант — великого врача. Ольга Ивановна побежала к мужу. Дымов уже умер и неподвижно лежал в своём кабинете. Она обнимает его и зовёт, снова зовёт по фамилии. Коростелёв распоряжается найти богаделок, которые обмоют и похоронят тело доктора.
Антон Чехов — Попрыгунья:
Краткое содержание
Очаровательная 22-летняя Ольга Ивановна, дочка врача, вышла замуж за «обыкновенного и ничем не замечательного человека», тоже доктора. Сама она – творческая личность: немножко музицирует, поет, рисует, лепит. Ее друзья – сплошь из мира искусства, восходящие звезды. Женщин среди них нет – Ольга Ивановна привыкла блистать талантами одна.
Она все время в поиске новых лиц, знакомств, впечатлений. В доме уже в медовый месяц не протолкнуться: чтецы, певцы и музыканты целуют милой хозяйке руки, уверяют, что «из нее, быть может, выйдет толк». Особенно старается 25-летний белокурый художник Рябовский. Тот самый, чью последнюю картину купили за 500 рублей. Вся артистическая компания едва вспоминает о существовании какого-то мужа Ольги Ивановны. Известен он только тем, что выносит гостям закуски.
Сама Ольга Ивановна всем объясняет, как оказалась женой неинтересного человека. Все просто: судьба свела их у постели ее больного «бедняжки-отца». Дымов провел возле коллеги немало бессонных ночей. И влюбился в хорошенькую Ольгу.
Так она «стала супругой». И оценила мужа за честность и что-то «медвежье» в кротком, простодушном профиле. Осипу Степанычу Дымову 31 год, он высок и широк в плечах. По чину – скромный титулярный советник, служит в двух больницах. В одну его взяли сверх штата ординатором (вести прием), во вторую – прозектором (вскрывать трупы).
С утра до полудня он на службе, а после принимает частных пациентов, чтобы хоть как-то подзаработать. Но удается не больше 500 рублей в год. Как всегда, выручала выдумка Ольги Ивановны. Так в комнатах возникли драпировки, предметы народного быта, кучи картин всех размеров – ее авторства и дареных. Славилась затейница и нарядами – не столь роскошными, сколь оригинальными.
День новоиспеченной супруги начинался часов в одиннадцать. Она садилась к роялю, потом немножко рисовала, ехала к портнихе, обедала с мужем. На вечер был театр. Уставшая, около полуночи, она возвращалась домой.
Дымов, лишний, незначительный, без тяги к искусству, лишь время от времени давал о себе знать. Раз подхватил в больнице какую-то заразу, потом порезался при вскрытии. И будто извинялся за свою невезучесть перед «мамой» (так он звал свою женушку).
С теплом ее потянуло на природу, на дачу. Возвращаться Ольге Ивановне не хотелось. И через пару недель заскучавший Дымов вырвался к ней. Голодный и уставший, он мечтал с ней отужинать. Но Ольга Ивановна отослала своего «дусю» в город: на завтра была намечена свадьба какого-то телеграфиста, и ей понадобилось платье.
В июле Ольга Ивановна, в группе художников, отправилась пароходом по Волге. Она прилежно писала этюды, перенимала мастерство томного Рябовского, мечтала о собственном великом будущем, об имени своем, запечатленном в веках. Особым восторгом наполняло ее душу присутстствие гения Рябовского.
Однажды ночью он признался ей в безумной любви. Готов был покончить с собой, с искусством, если она его отвергнет. И Ольга Ивановна не отвергла. Ее немножко коробила мысль о муже, но, в конце концов: «Что Дымов? Какое ей дело до Дымова?» Так она стала любовницей. Рябовский, как все творческие люди, отличался перепадом настроений. Сентябрь только начался – а Ольгу Ивановну потянуло домой, в уют комнат, к любимым безделушкам.
При виде Дымова ей захотелось во всем признаться, повиниться, но она справилась с необдуманным порывом. А вскоре ее связь с художником возобновилась. Зимой Дымов обо всем догадался. И ему стало неловко за жену. Теперь он засиживался в кабинете допоздна, а уходил засветло. И, видно, чтобы не мешать, спал отдельно от Ольги Ивановны.
Оставалось что-то решить с обедом, который неизменно проходил дома. И Дымов стал приводить к столу маленького доктора Коростелева. Ольге Ивановне было не до мелочей: в мыслях она бросала Рябовского, а на деле – летела к нему в мастерскую. Слава его росла, и ей хотелось быть музой гения.
Однажды сияющий муж во фраке объявил ей, что защитил диссертацию. Теперь ему наверняка доверят «приват-доцентуру по общей патологии». Он будто предлагал жене начать все с чистого листа. Но для Ольги Ивановны новость была неинтересной. Ее ждали в театре.
Наконец, наступил день, когда Ольга Ивановна узнала, что у Рябовского есть другая женщина. Весь день она провела на ногах, посетила кучу мест, решила назло уехать с Дымовым к морю. А дома муж ей сообщил, что заразился дифтеритом. И запретил входить к нему. Впервые Ольге Ивановне стало страшно. Сама себе она была противна. А Дымова жалела.
Оповещенный Коростелев привел с собой коллег. Именитый Шрек намекнул, что дело зашло слишком далеко. Как оказалось, Дымов лично «у мальчика высасывал дифтерийные пленки». Ольга Ивановна притихла, словно забыла о себе. Боялась, что Коростелев при всех объявит ее, а не инфекцию, главной «злодейкой».
Когда надежды уже не было, огорченный Коростелев заговорил. И Ольга Ивановна услышала, что смерть Дымова будет «потерей для науки». Что ее муж – великий человек, редкий ученый, которому предрекали блестящее будущее. Но наукой ему было заниматься недосуг: счета Ольги Ивановны за «подлые тряпки» требовали оплаты.
И Ольга Ивановна прозрела. Она поняла, что проглядела, «прозевала» настоящую будущую знаменитость. Тщетно она звала его по имени. В соседней комнате уже шли приготовления к погребению. Коростелев распорядился позвать церковных богаделок, чтобы обмыть и обрядить остывшее тело.
Читательский дневник по рассказу «Попрыгунья» Чехова
Сюжет
Ольга Ивановна замужем за молодым доктором Дымовым. Он кажется ей и ее друзьям-артистам человеком хорошим, но скучным, простым, бесталанным. Увлеченная искусством, она с художниками путешествует на пароходе по Волге. И там изменяет мужу с пейзажистом Рябовским. Все вокруг, и даже Дымов, узнают о ее романе.
Брошенная Рябовским, она узнает, что муж подхватил в больнице от ребенка дифтерит. Впервые она боится за него и за себя. Врачи ей сообщают, что мужу прочили блестящую карьеру в медицине. Между тем, он в ущерб науке искал подработки, чтобы порадовать жену лишним рублем. Дымов умирает, а Ольга Ивановна понимает, что упустила и главную знаменитость в своей жизни, и просто любящего человека.
Отзыв
«Говорящее» название рассказа. Противопоставление мира мишуры и подлинного таланта. Тема искусства и его места в жизни. Любовный треугольник, разрушение семьи, утрата супружеской любви, доверия, смерти.
Тема эгоизма, тщеславия, легкомыслия, лести, нравственного выбора, «разбитого корыта», у которого осталась героиня. Служение науке и людям как контраст «служению» знаменитостям. Раскрытие тайников одной женской души. Ошибка, которую уже невозможно исправить. Необходимость ценить тех, кто рядом, трезво относиться к собственным способностям.
Краткое содержание А.П. Чехов «Попрыгунья»
«Попрыгунья» — краткое содержание этого рассказа Чехова можно будет прочитать в данной статье. Антон Павлович написал произведение в конце 1891 года, и, по мнению многих критиков, в его основе лежит подлинная история. Идеей будущего рассказа Чехов поделился с главным редактором газеты «Север», который просил автора поторопиться с написанием произведения, а также сообщить название для анонса. Однако Чехов не смог его придумать, пока рассказ не был закончен.
Основные персонажи
- Ольга Ивановна – молодая супруга доктора Дымова 22 лет, весьма ветреная особа;
- Дымов Осип Степанович – талантливый врач-новатор 31 года, трудолюбивый человек, супруг Ольги Ивановны;
- Рябовский – художник, которым увлеклась Ольга Ивановна;
- Коростелев – друг и коллега Дымова.
Очень краткий пересказ
Очень краткое содержание рассказа «Попрыгунья» стоит начать с описания Ольги Ивановны – молодой, легкомысленной особы, которая обожает людей искусства. Она дружит с художниками, музыкантами, писателями и поэтами, предпочитая мужчин, а в женщинах видит лишь конкуренток.
Сама она не лишена неких талантов, но занимается всем сразу – и живописью, и музыкой, и литературой, не останавливаясь на чем-то одном. Ее день начинается ближе к обеду. Ольга Ивановна, исходя из настроения, музицирует или работает над какой-либо картиной, а после собирается в гости. Часто она и сама принимает гостей вместе с супругом.
Дымова она немного стесняется, поскольку считает его не таким талантливым, как своих друзей. Ее супруг далек от этого общества: он постоянно занят работой, чтобы обеспечить их существование и некоторые капризы жены.
Увлекшись творчеством, а затем и Рябовским, Ольга Ивановна совсем оставила своего супруга. Она не замечала, чем он живет и о чем думает. Известие о том, что Дымов болен и умирает, заразившись опасной инфекцией на работе, застает ее врасплох. Переживания не отпускают ее душу. И лишь со смертью Дымова она понимает, какого человека потеряла навсегда.
Краткое содержание
Осип Степанович Дымов – молодой, подающий большие надежды специалист в области медицины. Чтобы обеспечить себя и свою супругу Ольгу Ивановну, ему приходится служить в двух учреждениях. До полудня он ведет прием пациентов в одной больнице, а после обеда отправляется в другую, где производит вскрытие трупов.
Его супруга — молодая и легкомысленная особа. Она обожает общество людей искусства: в ее друзьях числятся художники, музыканты, актеры и поэты. Ежедневно она наносит им визиты, нередко принимает их и у себя, в своем семейном гнездышке.
Дымова она немного стесняется, поскольку не считает его значимым человеком, ведь он так далек от прекрасного, причем не скрывает этого. Вся его жизнь – это наука, медицина, пациенты. Кроме этого, на нем хозяйство, ведь Ольга Ивановна не может тратить свое время на покупку продуктов и приготовление обедов.
Сама она также не лишена таланта, но увлечена всем сразу и понемногу. Она лепит, рисует пейзажи, поет и играет на музыкальных инструментах. По мнению ее друзей, она талантлива во всем. Особенно нахваливает ее один анималист и пейзажист, некий Рябовский. Ольга Ивановна внимательно прислушивается к его советам и рекомендациям и часто ездит к нему за консультацией.
Она любит своего мужа, однако вынуждена часто объяснять друзьям, почему выбрала именно его. Это выглядит так, словно она оправдывается за свой выбор, ведь, по ее мнению, он обычный, ничем не примечательный человек. Дымов тоже любит Ольгу Ивановну. Он обеспечивает все ее прихоти и капризы, угождает ее друзьям, принимая их в своем доме.
Нередко Ольга Ивановна приезжала к Рябовскому домой, чтобы показать эскизы
После поездки Ольги Ивановны с художниками на Волгу, их отношения с Рябовским переходят на иной уровень. Она понимает, насколько устала от мужа и как ей скучно с ним. Однако, после окончания поездки отношения с художником совсем разладились. Ольга Ивановна переживала и ревновала, часто объезжала своих знакомых с визитами, чтобы найти Рябовского. Лишь после того, как она поняла, что он интересуется и другими женщинами, помимо нее, была поставлена точка.
Известие о том, что Дымов безнадежно болен, поставило ее в тупик. Ольга Ивановна ходила, как в тумане, около закрытой двери в кабинет мужа. И днем и ночью туда заходили доктора и Коростылев, но ее к супругу не пускали.
Неожиданно для себя она понимает всю лживость и подлость в отношениях с мужем. Она слышит разговоры его коллег о том, какой талантливый человек от них уходит, и осознает, что ничего не знала о супруге. Коростылев в отчаянье бросает ей слова о том, что она виновата в его смерти, что если бы Дымову она дала немного тепла и уюта, то из него мог бы получиться крупный ученый. Ольга Ивановна осознает, что в погоне за праздной жизнью она загубила светлого человека, который действительно ее любил.
Основная идея рассказа
В своем рассказе «Попрыгунья» Чехов показывает легкомысленное отношение молодой женщины к супружеству и жизни в целом. Но главная трагедия этой истории в том, что, живя рядом, будучи близким человеком для своего мужа, Ольга Ивановна не увидела его душу, не поняла и не полюбила этого человека. Лишь его смерть заставила ее переосмыслить все и посмотреть на супруга иным взглядом.
В 1891 году Антон Чехов написал одно из самых своих знаменитых произведений — «Попрыгунья». Свой рассказ писатель посвятил проблемам смысла и предназначения в жизни. Автор также в своём произведении заставляет читателя поразмышлять, что мы не ценим подлинных добродетелей человека, зато переоцениваем внешнюю оболочку. Некоторые критики и литераторы полагают, что основу рассказа составляют реальные факты. Чтобы понять замысел произведения, рассмотрим его краткое содержание. «Попрыгунья» в сокращении поможет быстро узнать сюжет и запомнить основные события. Кстати, анализ рассказа тоже есть. Приятного просвещения!
Глава 1: Свадьба
Главной героиней известного произведения является Ольга Ивановна, которая является женой врача Осипа Дымова. Известно, что отец героини работал в больнице. Именно там и произошло её знакомство с будущим супругом. Дымов очень старался излечить старика, когда тот попал в больницу. Он не выходил из палаты, и там тесно сошелся с дочерью пациента. Спустя время после смерти коллеги, Дымов сделал Ольге предложение. Она всю ночь проплакала и согласилась, потому что «влюбилась адски».
Ольга общалась довольно с известными людьми, пусть и не с самыми знаменитыми. Так, круг общения героини составляли музыканты, артисты, художники и так далее. Сама она увлекалась всеми видами искусства, но не преуспела ни в чем. Ольга всегда считала, что её супруг не похож на людей из её круга общения. Если он попадал в их компанию, то он вёл себя довольно скованно. Муж Ольги каждый день допоздна был на работе и не проявлял особого интереса к искусству. Поэтому Ольге он казался скучным, и она даже не понимала, что заставило ее выйти за него замуж.
Глава 2: Жизнь новобрачных
Однако и жизнь Ольги можно назвать довольно скучной и однообразной. В свои 22 года она ничем не занималась. Обычно героиня вставала с постели не ранее одиннадцати часов. Затем она могла сесть за рояль или заняться рисованием. Ольга часто ходила к портнихе. Подруги героини из артистической среды любили рассказывать ей последние новости из мира театра. Потом они ехали в гости к какому-нибудь известному человеку и говорили об искусстве. Ольге прочили успех во всех начинаниях, если она не будет разбрасываться на мелочи. Она слушала и верила в эти похвалы, но по-прежнему ничего особо не делала.
Дымов не понимал искусства, но жену не осуждал. Он позволял ей делать то, что она хочет. Она же, напротив, часто упрекала мужа за то, что он не интересуется богемной жизнью. Он же отвечал кротко:
Я не понимаю, но не понимать не значит отрицать.
В семье Дымовых существовала традиция — каждую неделю приглашать в дом известных людей. На вечеринках никто не вспоминал о Дымове. В гостях были одни молодые люди и актрисы, и Ольга блистала в их кружке.
Однажды жизнь молодожёнов омрачилась происшествием: Дымов порезал два пальца во время вскрытия трупа. Ольга боялась заражения, но все обошлось, и их дни вновь потекли по-прежнему: Дымов работал, Ольга развлекалась.
Глава 3: На даче
Лето героиня проводила за городом. А её супруг работал, но через две недели разлуки решил приехать к жене, отложив дела. Он специально собрал корзину для романтического ужина и мечтал о том, чтобы провести время наедине с женой. Но приехав, Ольгу он не застал. В приемной сидели трое мужчин. Вскоре появилась и хозяйка, но была она с молодым и красивым художником Рябовским (25 лет, холост).
Тут же она объявила о том, что ей не в чем идти на свадьбу к едва знакомому телеграфисту, и Дымов должен поехать за ее нарядом немедленно. Он послушался. Голодный и уставший он поехал за платьем. А его ужин съели гости.
Глава 4: Признание
Ольга принимает решение последний месяц лета провести вместе с художниками на Волге. Осип Дымов при этом не перестаёт работать, обеспечивая свою жену. Однако судьба готовила главной героине неожиданное признание. Во время речной прогулки Рябовский признается ей в своих чувствах. Он готов бросить искусство и стать рабом Ольги.
Она слабо сопротивляется, но решает уступить, ведь «в жизни надо все попробовать». Ей заморочили голову комплименты художника.
Глава 5: Хандра
Рябовский признался себе и Ольге, что нет у него никакого таланта, что он выдохся и иссяк. Про себя он подумал, что зря связался с этой женщиной. Для него это была интрижка.
Ольге уже надоело путешествие, она хотела домой. Все это время муж умолял ее в письмах вернуться в дом, а она была с Рябовским. Ее умиляла самоотверженность супруга, который все это время высылал ей большие суммы. Она уже скучала по его заботе.
В то же время Рябовский охладел к ней. «Мне от Вас больше ничего не нужно» — говорил он. Ольгу же раздражало это. Она не понимала, почему он так стыдится этой связи, почему так относится к ней, хотя еще недавно был полон любви. Рябовский избегает ее и открыто выражает неприязнь. Так как герой является творческой натурой, просто любовный роман ему надоедает. И он отправляет Ольгу к её мужу без всякого сожаления.
Ольга решила вернуться домой. Увидев мужа, она сразу же поняла, что нужно все рассказать ему, что скрывать измену невозможно. Но у нее не хватило духу признаться. Осип радуется, что встретился с супругой.
Глава 6: Разлад
Главная героиня не рассказывает мужу о своей связи с художником, продолжая встречаться с ним. Однако Рябовский считает такие отношения очень скучными и однообразными, а у Ольги возникает чувство ревности. Вскоре Дымов всё же начинает догадываться, что жена ему изменяет. Герой сильно волнуется по этому поводу, однако вида не подаёт. Он сторонится жены и избегает ее, чтобы не слышать ложь. Теперь он уже не улыбается при встрече с нею. Даже на обед он приходит с коллегой.
Ольга ведет себя неосторожно, ведь ее очень тяготят отношения с Рябовским. Он то любит, то не любит ее. Она мучается и обижается, виня художника в том, что он разрушил ее семью. При этом она ревнует Рябовского даже к картине. Ольга так боялась потерять его, что унижалась и умоляла не бросать ее. Поэтому художнику очень надоели эти отношения.
При этом Ольга не стеснялась ссориться с любовником при муже и приглашала его на обед, шантажируя его тем, что отравится. Рябовский трусил, но приходил, хотя открыто ненавидел ее. Видя рыдания Ольги, Дымов лишь утешал ее и говорил: «Знаешь, что случилось, того уже не поправишь».
Под воздействием волнения он начинает работать и трудиться ещё больше. В это время в работе у него появляются большие успехи, герой защищает диссертацию. Он спешит поделиться этим радостным известием со своей супругой, однако ей совершенно нет дела до этого. Ведь она спешит в театр.
Глава 7: Крах надежд
Дымов занемог, а Ольга отправилась к любовнику, написав в качестве предлога ничтожный этюд. В этот раз главная героиня окончательно разрывает отношения со своим любовником, как только застает его с другой женщиной в мастерской. Там художник откровенно говорит Ольге, что у нее нет таланта, и этюды она пишет уж не первый год. Лучше бы подалась в музыку. Она подавлена и уничтожена. Ей даже возразить нечего.
По пути домой она уже сочиняет жесткое письмо любовнику, в котором обвиняет уже его в отсутствии таланта.
Осип Дымов заражается неизлечимой болезнью — дифтеритом. Именно сейчас Ольга Ивановна поняла, насколько дорог был ей муж и как она его недооценивала. Она разрыдалась, раскаялась и послала за Коростелеву (коллеге мужа и врачу) умоляющее письмо.
Глава 8: Великий человек
Ольга с утра была некрасивой и не причесанной, но все равно вышла к гостям. В доме были врачи. Путь в комнату преграждал Коростелев. Дымов был в бреду и мог заразить жену. Ольга раскаялась, она уже не помнила о прелести жизни с любовником, а уже понимала, что совершила непростительную ошибку и теперь получила наказание. Даже Коростелев смотрел на нее такими глазами, будто его друг умирал не от дифтерита вовсе.
Однако раскаяние случилось слишком поздно, её супруг уже мёртв. Ничего уже нельзя изменить, как бы сильно героине этого не хотелось бы. Коллега мужа восклицает:
Господи боже мой, это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь. Оська Дымов, Оська Дымов, что ты наделал!
Видимо, Дымов был более значим и ярок, чем могла себе представить Ольга. Коростелев с ненавистью смотрит на нее и говорит, что он не жалел себя, а доля чего? «Чтобы платить за эти подлые тряпки!».
Таким образом, автор в своём произведении поднял очень важные темы: любовь, измена, предательство, потеря любимого человека, смысл жизни и предназначение. Название произведения Чехова «Попрыгунья» отражает натуру главной героини, которая думала только о себе и своих удовольствиях. Писатель хотел донести до читателя простую истину — необходимо ценить и уважать людей, которые находятся рядом. Жизнь быстротечна, и порою самые светлые её моменты остаются просто незамеченными.
Автор: Виктория Комарова
(1072 слова) Краткое изложение рассказа Антона Чехова «Попрыгунья», а также отзыв для читательского дневника предлагает своим читателям сайт Литера Гуру. В них заключены мораль, основная мысль произведения и его глубокий нравственный и поучительный смысл. В кратком сюжете прослеживаются все важные события и действия книги.
Начинается повествование описанием бракосочетания Осипа Степановича Дымова и Ольги Ивановны. Жених – титулярный советник и практикующий доктор. Трудится Дымов в двух лечебных заведениях в одном – прозектором, в другом – ординатором. Невеста – молодая особа с высоким мнением о себе. Она считает себя творчески одаренной, особенной, как и свое окружение. Хотя в искусстве она особо не преуспела, а так, понемногу: немного петь, немного рисовать, чуточку музицировать. Но, тем не менее, ей даже неловко перед гостями, представителями «высокой» творческой богемы, что она выходит замуж за такого ничем не выдающегося, неинтересного, скромного, маленького человека. Ведь о докторе люди вспоминают только, когда заболевают.
После свадьбы у новобрачных началась семейная жизнь. Супруга занимается обстановкой их жилища, разъезжает по знакомым, надеясь услышать от них похвалу и найти признание собственной значимости как художественно одаренной личности. Ольга Ивановна любит супруга, однако считает, что тот обязан быть заинтересован в искусстве, хотя сама она его интересы и увлечения не разделяет.
Ведет новобрачная с первых дней праздную, ничем не обремененную жизнь, принимая гостей или посещая их с ответным визитом. Вскоре она уезжает в путешествие по Волге с художниками и актерами и в их компании проводит дни, особенно уделяя внимание художнику Рябовскому. Дымов в этот момент работает. Спустя некоторое время художник делает Ольге Ивановне признание в любви, а она, конечно же, отвечает ему взаимностью, думая, что тот истинный талант, признанный гений, избранник божий.
Они вместе начинают сожительствовать в доме на берегу Волги. И Рябовский теперь перестал говорить женщине о любви, потому что и такая жизнь, и любовница, и живопись «великому человеку» скоро надоели. Осип Степанович, не ведая об отношениях жены с другим мужчиной, отправляет ей послания, приглашая вернуться домой, шлет ей средства по ее просьбе.
Чувствуя, что пребывание в деревне ей надоело, и что чувства художника к ней угасли, Дымова возвращается к цивилизованной городской жизни. Ольга не признается мужу в измене, хотя ей перед ним стыдно. Но супруг уже сам стал догадываться, что та ему изменяет. Он ей уже не рад, не хочет с ней даже говорить и, чтобы отвлечься от их отношений, приходит на обед со своим коллегой.
А Ольга не может оставить в покое Рябовского, всячески старается с ним встретиться, выслеживает его, ревнует, ищет по друзьям. Наконец, находит и застает его с другой дамой.
Осип Степанович вскоре заболевает дифтеритом. Болезнь обостряется, супруга пугается и думает, что это Господь наказал ее за предательство и обман мужа. Вскоре он умирает, и только теперь Ольга Ивановна осознает, что потеряла в своей жизни самое лучшее – необыкновенного, редкого и поистине великого человека. Но понимает женщина это довольно поздно.
Отзыв
Рассказ Антона Чехова мне запомнился и понравился. В жизни очень часто приходится наблюдать, как одни люди не ценят других, например, в семье: супруги не дорожат своими половинками, дети родителями или в рабочем коллективе: более властные и категоричные сотрудники притесняют других, не умеющих за себя постоять членов коллектива.
А произведение «Попрыгунья» имеет огромный поучительный смысл – оно учит читателей беречь и ценить то, что имеется у нас непосредственно сейчас, не быть себялюбцами и отъявленными эгоистами, не оценивать все с позиций общества, а, зная, что нас любят, беречь эту любовь, заботиться об этом человеке, отвечать ему тем же. Ведь так непросто встретить надежного человека, испытывающего к нам искренние чувства. И в жизни каждому человеку так нужны поддержка, душевная близость, забота, сострадание. Не всегда можно дождаться общественного одобрения, выполнения своих капризов, но нужно ценить искренние чувства к себе и отвечать взаимностью и признательностью.
Доктор Дымов вызывает уважение у множества читателей. Это серьезный, надежный, добрый и самоотверженный мужчина-врач. Работа, выполняемая им, важна в любом обществе, во все времена, ведь он лечит больных, независимо от их общественного статуса и положения. Он выполняет сложные и ответственные обязанности. И, конечно, такому человеку очень нужны духовная поддержка и взаимопонимание в семье.
В семье Дымовых этого нет, там установились с первых дней совместной жизни супругов совершенно иные порядки и взаимоотношения.
Жена не ценила мужа, ни во что его не ставила и не заботилась о нем. Он был лишен ее поддержки, и служил для нее лишь добытчиком средств и исполнителем всех ее капризов. Он полюбил ее за живой, легкий характер, но ошибся в ней и в своем выборе, не заметив за любовной дымкой ее непостоянства, легкомыслия, эгоизма. Для нее важнее и нужнее оказались дилетанты, которые обладают заурядными талантами и которые больше говорят, чем делают. Довольно быстро она завязывает отношения с одним из таких пустозвонов, художником Рябовским, ставшим в ее глазах гениальным живописцем, которому показалось, что он ее любит.
Ольга Ивановна становится его любовницей, живет с ним в домике на Волге, пока не надоедает ему, и он к ней не охладевает. Тогда она, как ни в чем не бывало, возвращается домой, к мужу, в прежнюю городскую комфортную жизнь. При этом она даже не желает объясниться с Дымовым, продолжая жить с ним, словно и не было никакой с ее стороны измены. Ольга Ивановна не осознает свои ошибки и не раскаивается в предательстве. Такое поведение жены сильно ранило Дымова, ведь он догадывался о ее романе вне семьи. Но ее самоуверенность или, наоборот, слабость характера не дали ей поговорить с мужем, объясниться, попросить извинения, возвратить его доверие.
Когда Дымов заражается, и его сваливает скоротечная болезнь, Ольга Ивановна и тогда не думает о муже, а лишь о себе, что это ее наказывает Бог за предательство любимого человека. А Осип Степанович, и умирая, способен простить неверную жену и заботиться о ней, чтобы ту не подкосила опасная болезнь.
Вскоре Дымова не стало, и женщина поняла, какого человека в своей жизни она лишилась, насколько он был великодушным, надежным, преданным, заботливым. Ольга понимает что ни ее наряды, ни внешность, ни бесцельное время провождение не заменят его любви к ней и заботы.
Ольга Ивановна – героиня отрицательная, и с самого начала рассказа это становится заметно, а в финале книги она вообще разочаровывает читателей. Мне, например, за нее даже стыдно, а за врача, выполнявшего серьезно и ответственно свою работу обидно, ведь этот человек полезен обществу гораздо больше, чем пустая болтовня городской богемы, и он достоин искренней любви и верности.
Автор дал очень емкий и точный заголовок своему рассказу, и в названии, и в самом тексте четко обозначены суть и основная мысль произведения. Ее можно выразить словами: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».
Рассказ Чехова вызывает различные чувства, мы сочувствуем судьбе честного доктора, который ошибся в любви и за это поплатился собственной честью и жизнью. Эта история очень печальна и во многом поучительна.
Произведения А. П. Чехова остаются популярными среди читателей разных возрастов многие десятилетия. Ставшие классическими, новеллы писателя содержат глубокие размышления на темы, связанные личностью и ее местом в этом мире. Одним из самых интересных и необычных произведений писателя является рассказ «Пари». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с его анализом по плану ниже.
История создания
Создано «Пари» было в 1888 году для газеты А. Суворина «Новое время», но на печатных страницах появилось уже в 1889 г. Суворин был сильно обижен на писателя за то, что тот не писал произведений для его газеты. И Чехов решил загладить вину, написав рассказ специально для «Нового времени».
Изначально сочинение в трех частях было опубликовано под иным названием — «Сказка». Нынешний заголовок появился лишь в 1901 году после редактирования. Внёс Чехов и другие правки: сократил сам текст, заменил некоторые фразы и убрал финальную главу, из-за чего смысл полностью изменился.
Как признавался автор, поступил он так потому, что конец ему не понравился, показался «не в меру холодным и суровым». Что именно не решился оставить Антон Павлович? Фрагмент содержал в себе весьма забавный финал истории юриста и банкира. Как мы помним, к закату дней банкир изрядно поиздержался. Поэтому он решил заключить новое пари с богачом: он спорил на три миллиона, что бедняк может отказаться от миллиона по своим убеждениям. Банкир уже предвкушает выигрыш и отправляется в кабинет, чтобы показать всем письмо юриста и рассказать о его добровольном уходе из флигеля накануне завершения спора. Но там он застает юриста, который умоляет его отдать ему хотя бы 100 или 200 тысяч, ведь книги — блажь, которая его обманула, а настоящий мир убедил его в необходимости денег:
«Я так ошибался! […] Книги — это слабая тень жизни и эта тень меня обокрала! […] Я не прошу у вас двух миллионов, я не имею на них права, но умоляю вас, дайте мне сто или двести тысяч! Иначе я убью себя!»
Несчастный банкир вернулся из кабинета и признал проигрыш спасительного пари. Теперь он действительно разорен.
Такой финал ироничен, но жесток по отношению к людям. Более того, он совсем не поучителен, ведь получается, что герой, лишенный общества людей и сошедший с ума, вмиг оправляется и становится таким, как был, стоило ему только вернуться в свет. Это означает, что пари выиграно юристом: он смог прожить 15 лет в заточении, но не измениться. Он легко восстановился и продолжил жить, как ни в чем ни бывало. Такой финал лишает рассказ нравственного смысла.
Жанр, направление
Произведение «Пари» относят к жанру рассказа. В центре внимания читателей находится одна сюжетная линия – пари между мужчинами, встретившимися на приеме, сквозь длинный промежуток времени (15 лет). Количество основных персонажей также ограничено двумя лицами.
Несложно отыскать и черты притчи – короткого поучительного сочинения: иносказательность, жизненность ситуации, наличие скрытого назидания для читателей.
По литературному направлению можно отнести к реализму, несмотря на преувеличенность ситуации. Герои типичны, рассматриваются их духовные искания, характеры, исследуются мотивы поступков. Психологизм является одним из главных методов при работе над персонажами.
Смысл названия
Именно спор, возникший между двумя героями, и служит завязкой. Утверждение юриста о том, что невиновный может с легкостью провести в добровольном одиночном заточении несколько лет, кажется банкиру абсурдным. Чтобы доказать несостоятельность убеждений молодого человека, он ставит на кон два миллиона, абсолютно уверенный в том, что юрист выдержит не более 4 лет.
Смысл названия заключается в кратком обобщении его сюжета: речь идет о пари и его итогах.
Суть: о чем?
Старый банкир вспоминает о том, как когда-то заключил пари. Столкнулись спорщики на одном из приемов, которые раньше давал герой. Между ними завязалась бурная дискуссия на тему того, а что же лучше: всю жизнь просидеть в тюрьме или быть казненным? Банкир говорил, что находиться в заключении невыносимо, и лучше уж умереть, но его оппонент – молодой юрист — считал иначе. Тогда они и решили проверить, как будет на самом деле.
Банкир пообещал выплатить два миллиона по истечении пятнадцати лет, которые юрист должен был провести взаперти, в одном из флигелей сада. Общаться с людьми было нельзя, выходить за пределы «тюрьмы» — тоже. Все необходимые вещи — ноты, вино, еда и пр. — передавались через маленькое окошко в любом запрашиваемом объеме.
Первый год для добровольного узника проходил в скуке, затем у него понемногу появилось желание развиваться. Учебники для изучения иностранных языков, научные труды — все это выписывалось и читалось им в огромных количествах. Литература стала для него единственным спасением.
«В продолжение четырех лет по его требованию было выписано около шестисот томов»
И вот настает назначенный день. Но банкир, растративший все свои сбережения, уже не хочет отдавать остатки. Тогда задумывается об убийстве.
«Если у меня хватит духа исполнить свое намерение, — подумал старик, — то подозрение прежде всего падет на сторожа»
Зайдя в комнату, в которой содержали заключенного, он находит за столом обтянутый кожей болезненный скелет. Перед ним лежит письмо, в котором говорится о том, что юрист, осознав никчемность материальных ценностей и глупость человечества, отказывается от выигрыша и решается на побег.
Банкир, которого эти слова потрясли до глубины души, раскаивается. Подробное краткое содержание со всеми важными деталями Вы найдете здесь.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Пари» имеют свою характеристику:
- Банкир – ныне старик, бывший богач: он без особых раздумий был не против потратить пару миллионов на случайный спор. Азартен, очень зависим от роскоши, вспыльчив. Беспечность по отношению к финансам приводит к разорению, и, когда назначенная дата выплаты выигрыша приближается, он осознает, что лишних денег совсем нет. Поэтому в приступе жадности готовится к убийству узника, но коварный замысел исполнить не удается.
- Юрист – упорный и амбициозный человек, не желает отказываться от своей точки зрения даже тогда, когда ему грозит провести значительный срок в полном одиночестве. В заточении он постепенно меняет образ мышления, начиная презирать порочное общество. Доходит до того, что он предпочитает сбежать, отказываясь от награды. Сильно развивается интеллектуально, так как книги становятся для него практически единственным доступным развлечением и источником информации. Но взамен он теряет связь с реальностью, ибо настоящая жизнь проходит мимо.
«Его чтение было похоже на то, как будто он плавал в море среди обломков корабля и <…> жадно хватался то за один обломок, то за другой!»
Темы
Автор в рассказе «Пари» представил такую тематику:
- Тема уединения (отшельничества). Автор показывает, что человек не может обойтись без людей, не потеряв самого себя. В безжизненном и обтянутом кожей скелете читатель не увидит ни черточки, сохранившейся от амбициозного и азартного юриста. Это существо потеряло все ориентиры и цели, теперь у него нет возможности и желания контактировать с миром и узнавать что-то новое.
- Тема просвещения. Автор учит читателя, что одного лишь обучения без реального жизненного опыта недостаточно для развития личности. Юрист знает много, но отрекается от этого, потому что лишен возможности применить знания во благо общества и самого себя.
- Тема переосмысления ценностей. В заключении юрист пережил трансформацию, состоящую из нескольких этапов. Сначала он искал в книгах и других подношениях развлечение, потом — просвещение, затем — достижение, и, наконец, вплотную приступил к поиску смысла жизни в религиозной литературе. В финале алчный герой отказывается от денег, ведь осознал их ненужность. Впрочем, духовный кризис заставил его разувериться во всех жизненных ценностях.
- Тема жадности. Также рассказывает Чехов о человеческой жадности: банкир почти идет на преступление, только бы не выплачивать обещанное.
- Тема нравственного и интеллектуального упадка: юрист сбегает, отступаясь от всех человеческих радостей, целей, идеалов. Его сгубило одиночество. А банкира развратили деньги, от которых он стал так зависим.
Проблемы
Проблемы, поднимаемые в тексте «Пари», тесно переплетаются с темами, к которым обращается писатель. Несмотря на то, что заключенный совершенствует свои умения, об окружающем его мире он судит только по прочитанному.
«Пятнадцать лет я внимательно изучал земную жизнь. Правда, я не видел земли и людей, но в ваших книгах я пил ароматное вино, пел песни, гонялся в лесах за оленями и дикими кабанами, любил женщин…»
У него нет объективного представления о реальности – все его суждения строятся на чужих мыслях и описаниях. Он мало знаком с людьми, но презирает их. Он судит общество за неразумность и стремление к ложному, но, отделенный от него, не замечает никаких положительных сторон. Поэтому основная проблема рассказа «Пари» — это нравственная, духовная и интеллектуальная деградация человека, лишенного общества людей и реального опыта жизни.
Также говорится о легкомысленном отношении к финансам и азартности как слабости личности. Банкир мог бы не участвовать в пари, не предлагать крупную сумму в награду, но тяга к играм помешала это сделать. Он не задумывается о возможных последствиях, полагая, что денег у него в любом случае всегда будет достаточно. Такая беспечность впоследствии почти толкнула его на убийство.
Кроме того, автор затрагивает тему алчности. Юрист потратил лучшие годы жизни ради денег, которые мог бы заработать сам за это время. Банкир ради денег готов был запятнать душу убийством. Именно алчность толкает людей на безнравственные и глупые поступки.
Основная идея
Оба героя проходят свой путь духовного развития. Юрист учится по тому, что написано другими людьми, банкир – на собственных ошибках. Каждый из них к финалу меняется, открыв для себя новую истину. Но итоги обучения далеки от ожиданий.
Юрист в ходе просвещения, лишенного опыта и эмоций реальной жизни, лишенного практического применения и труда, становится пародией на мудреца и отрицает все, чему учился. Его разочарование в людях носит книжный и надуманный характер, поэтому автор хотел показать тщетность всех этих знаний в альтернативном финале. Просвещение без практического воплощения своих способностей — это бесполезное и даже вредное времяпрепровождение, по мнению автора. Человек имеет смысл жизни только среди людей — вот еще одна главная мысль рассказа «Пари».
Банкир шел по пути собственных ошибок, но не уделял должного времени просвещению и развитию. На поводу у страстей и пороков он оказался неспособным к практическому применению своего потенциала. Его боязнь потерять деньги, нажитые когда-то, говорит о его неспособности заработать их снова. Значит, в праздности и кутежах он растратил себя. Это другая крайность, которая также ведет к деградации человека. Таков смысл рассказа «Пари».
Чему учит?
Чехов показывает, как сильно, оставшись в одиночестве, личность может измениться. Юрист, приобретя мудрость из сочинений, считает себя умнее всех, но стоит задуматься, настоящий ли это жизненный опыт? Ведь герой не переживает многое из того, что доступно остальным. Все его представления о мире исходят из увиденного до заключения и того, что удалось прочесть. Так может ли подобный человек с уверенностью судить о других? Чехов в рассказе «Пари» заставляет задуматься о том, что мы не должны подменять реальный опыт книжным и считать себя непревзойдёнными мудрецами после каждого прочитанного тома. Только знания, нашедшие практическое применение в жизни, могут сделать нас по-настоящему мудрыми и сильными. Живя лишь за счет книжного опыта, человек не развивается, а деградирует. Такова мораль произведения «Пари».
Также нужно сказать о том, что люди не могут жить в полном одиночестве, не потеряв себя. Изоляция от себе подобных способствует лишь разочарованию в жизни и отчаянию. Вот чему учит рассказ «Пари».
Художественные особенности
Персонажи Чехова раскрываются, в основном, через деятельность и речь (монологи и диалоги). Важное значение имеет письмо юриста, в котором он излагает все то, что скопилось у него на душе за пятнадцать лет.
Из художественных средств чаще всего встречаются восклицательные предложения («Неправда!», «Идет!», «Согласен!» и пр.). Они придают репликам эмоциональность, живость.
Используются наречия, уточняющие характер действий («жадно принялся», «неподвижно сидел», «осторожно сорвал», «сердито разговаривал» и пр.); употребляется множество глаголов, задающих быстрый темп сюжету, а также применяются эпитеты для создания образной картины (портретное описание узника: «впалые щеки», «косматая голова», «землистый оттенок кожи» и др.)
Критика
Из дневников композитора и публициста А. Б. Гольденвейзера известно, что Л. Н. Толстому рассказ очень понравился. Он посчитал его интересным, с необычной задумкой, а также отдельно похвалил литературное мастерство автора.
Некоторые (в том числе, писатель М. Н. Альбов) отмечали, что период жизни, в который создавалось произведение, был для Чехова довольно тяжелым и мрачным. Особенно сильно это проявилось в презрительном отношении юриста к людям, четко проявившемся во время заточения.
Автор: Инна Колокольникова