Произведение «Господин из Сан-Франциско» стало одним из лучших в творчестве Ивана Бунина. Оно получило высокую оценку критиков. Даже тех, кто ранее весьма неприязненно относился к работам Бунина (например, Абрам Дерман).
История создания
Сам автор писал, что идея создания произведения возникла под влиянием двух обстоятельств. Первое – обложка книги со схожим произведением, которую он увидел в 1915 году. Второе – смерть какого-то американца на острове в Европе.
Произведение Бунин написал в короткий срок. В нем вымышлено все, за исключением того, что смерть произошла в упомянутой гостинице. Но потом заглавие автор зачеркнул и написал другое – «Господин из Сан-Франциско». Сделал он это по первой написанной им строчки.
Темы и проблемы
В произведении поднимаются темы жизненных ценностей, семьи, любви, счастья и судьбы.
У господина не было ценностей в жизни, кроме денег. Бунин показывает всю тщетность бытия с такими ценностями. Они не настоящие.
В семье все хорошо, пока она связана финансовой составляющей. Но стоит появится проблемам как лезут все внутренние противоречия. Семья не настоящая.
Любви в произведении нет. Ей просто не может быть там места. Если только, любовь к деньгам и материальным ценностям. Нет денег – нет любви.
Счастья господин так и не обрел. Он связывал его с тем, что наконец-то может отдохнуть. Благо денег было достаточно. Но не успел воспользоваться ими. Кроме того, не может быть счастья посреди лжи и фальши.
У господина были планы, но судьба распорядилась иначе. Никто не знает когда оборвется жизнь человека, нужно обретать настоящие ценности пока это возможно. Хозяин жизни оказался бессилен перед судьбой.
Проблематика произведения разнообразна: жизнь и смерть, равнодушие, жестокость, эгоизм, отсутствие духовных ценностей.
Жизнь показана тленной и короткой. Пустота жизни господина определяется его ценностями. Смерть же неизбежна и уравнивает всех.
Все герои рассказа равнодушны, жестоки и эгоистичны. Каждый думает лишь о себе, другие ему не важны. Это особенно проявилось после смерти господина.
Духовных ценностей нет ни у кого в рассказе. Существуют лишь материальные ценности. Но не один из героев рассказа не понимает как он беден, на самом деле.
Композиция
С точки зрения художественной композиции рассказа можно выделить две части. Первая часть – то, когда господин плывет к берегам Европы. Вторая часть – это когда труп того же господина отправляют обратно в Америку.
Описание путешествие на остров Капри ведется достаточно сухим языком. Сам господин не имеет даже имени, он обезличен. Но он богат. На заработанные миллионы планирует отдохнуть на райском острове. Кажется, что он заслужил этот отдых. Но судьба распоряжается иначе.
По прибытию на остров господин умирает, едва успевает заселиться в отель. Сразу становится никому не нужным. Хозяин гостиницы даже не разрешает оставить гроб с телом в номере. И на дне трюма его отправляют туда, откуда он приплыл.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к литературному направлению реализма, поскольку автор стремится к достоверности изображения событий. Присутствуют настоящие названия мест и сюжет достаточно реален.
В то же время, присутствует еще одно направление – модернизм. В тексте достаточно много скрытого сравнения и метафор.
Жанр произведения – рассказ.
По своему размеру произведение небольшое, всего около 30 страниц стандартного печатного текста. Но несмотря на это нельзя не отметить многообразие тем и проблематики, затронутых автором.
Средства выразительности, образы и символы
Несмотря на небольшой объём рассказа, в нем немало различных образов и символов. Бунин создает их так, что они говорят сами за себя.
В первой части главные символы – это деньги, предметы роскоши, драгоценности. Это общество, помешанное на материальном, но лишенное духовности. Господин без имени плывет на роскошном корабле в райский уголок острова Капри.
Во второй части рассказа дорогие побрякушки исчезают. Остаются лишь темнота, сырой трюм и никому ненужный господин. Люди на верхних палубах живут той же жизнью, что и прежде. Отсутствие господина никто не замечает.
Образы людей, как и самого господина, обезличены. На передний план выступают их денежные состояния, материальные ценности. На фоне этого выделяется совершенно иной мир природы и бедных людей на острове. Писатель подчеркивает, что только такой мир настоящий.
Средство выражения в рассказе – море, океан. По нему господин в роскоши плыл на остров, по нему же труп господина отправляется обратно. Мир природы и бедных людей тоже на берегу океана, но он счастливый по-настоящему. Кому как жить, каждый выбирает сам.
Проблематика и основная идея произведения
Основная идея произведения – тленность и быстротечность жизни. Не нужно тратить ее на ненастоящие вещи.
Казалось бы, господина все уважают, да и сам он выглядит как как хозяин жизни. И вроде бы все хорошо. Но это лживо. Вторая часть произведения отчетливо доказало это. И хозяин жизни уже лежит на дне сырого трюма, никому не нужный.
Он так и не узнал, что такое настоящая дружба, любовь, семья. Омерзительная лживость капиталистического общества – это еще одна идея произведения. В таком обществе, помешанном на деньгах, действительно трудно обрести, что-то настоящее.
Получается, что деньги извращают человеческую сущность. А истинные качества, присущие человеку, отмирают. В этом болоте людям типа господина хорошо и комфортно. Вот только в трюме ему от этого не легче.
От сюда и проблематика произведения. Семья – ненастоящая у господина. Пока все хорошо – все довольны. Появляются проблемы – весь негатив лезит наружу. Общество – лживое. Умер господин и стал никому не нужен.
Да и, вообще, куда не сунься везде проблемы. Деньги есть, но они его не спасли. Жизнь прошла, а жизни то господин не увидел. Счастье? Тоже нет, есть только фальшь и лицемерие.
Если честно, господину не позавидуешь. Ни при жизни, ни тем более тогда, когда его не стало.
Заключение
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» занимает особое место в творчестве писателя. Думающий и внимательный читатель поймет, что передал автор в этом произведении.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Олимпиада по литературе 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Республики Татарстан, официальная дата проведения олимпиады 11 ноября 2021 год.
Задания 7 класс | критерии 7 класс
Задания 8 класс | критерии 8 класс
Задания 9 класс | критерии 9 класс
Задания 10 класс | критерии 10 класс
Задания 11 класс | критерии 11 класс
Олимпиада по литературе 7 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022
Олимпиада по литературе 8 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022
Олимпиада по литературе 9 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022
Олимпиада по литературе 10 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022
Олимпиада по литературе 11 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022
1)Внимательно прочитайте задания. Распределите время, чтобы успеть выполнить оба задания. ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте рассказ Маши Вайсман «Лучший друг медуз». Напишите целостный анализ рассказа, отвечая при этом на вопросы (можно отвечать на вопросы в любом порядке): 1. Какую роль играет образ моря в рассказе? 2. Как вы понимаете название рассказа? 3. Почему повествование ведется от первого лица и почему эта история важна для повествователя? 4. Как построена система образов рассказа?
2)В рассказе, который вы только что анализировали, море показано словно живое («Если море нежных оттенков — голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и — верхом на них – барашки».) Как называется такой прием в литературе? Приведите примеры произведений, в которых явления природы (море, горы, вьюги, грозы и пр.) показаны с помощью такого же приема. Назовите произведение и автора, поясните, о каком фрагменте текста идет речь и коротко поясните, какую роль этот фрагмент играет в произведении.
3)Напишите целостный анализ рассказа Фазиля Искандера «Рассказ о море». Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1. Как Вы понимаете название рассказа? 2. Какую роль играет образ моря в рассказе? 3. Почему события, о которых рассказывается, важны для повествователя? 4. Как в рассказе соединяется драматическое и комическое?
4)Вспомните, что такое классицизм как литературное направление. Классицизм каноничен по своей природе. Интересно, что даже в пейзаже он устанавливает свои законы. Например, правило «трех цветов»: первый план пейзажного полотна должен быть коричневато-зеленым или золотистым, теплых оттенков, второй — зеленым, холодных тонов, третий — голубые небеса, обрамленные зеленью или строениями по бокам, как театральными кулисами. Часто возникают другие «действующие лица» — море, берег, античные руины, кроны деревьев, облака — не менее талантливо разыгрывают великолепный спектакль, предстающий перед нашим взором. Представьте, что вы путешественник 18 века и в своем письме Другу создаете словесный морской пейзаж в духе классицизма (около 100 слов). Как вы думаете, почему классицисты не очень любили морские пейзажи?
5)Напишите целостный анализ рассказа писателя Нины Катерли «Все что угодно». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Максимальный балл — 70 баллов. Опорные вопросы: 1. Какую роль в рассказе играет Петербург как место действия? 2. Как Вы понимаете название рассказа? 3. Что открыл для себя (или в себе) главный герой? 4. Как современный обычный человек связан с историей?
6)Вспомните, что такое романтизм как литературное направление. Что такое двоемирие? Вы прочитали рассказ, в котором герой словно оказался в другом мире. Во многих романтических произведениях герои оказываются в параллельном мире. Можно ли считать этот рассказ романтическим? Вспомните и назовите романтические произведения (автор и название), герои которых во сне или в особом состоянии оказывались словно в другом мире, какую роль играет такой «переход» в произведениях?
7)Напишите целостный анализ рассказа Владимира Набокова «Круг». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать свой путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1.Какую роль играет тема памяти в рассказе? Как меняется мироощущение человека на протяжении его жизни? 2.Какую роль играют вещи в рассказе? 3.Как можно объяснить смысл названия рассказа? 4. Сопоставьте этот рассказ с другими произведениями, в которых поднимается данная проблематика.
Другие ответы для муниципального этапа 2021-2022:
Муниципальный этап 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников задания и ответы
«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.
История создания
Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.
Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.
Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.
Темы и проблемы
Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.
Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.
Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.
Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.
Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.
В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.
Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.
От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.
Композиция
Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.
Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.
В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.
Жанр, направление, размер
«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.
Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.
Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.
Средства выразительности
Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»
Образы и символы
Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».
Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.
Проблематика и основная идея произведения
Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.
Творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко, к сожалению, не слишком знакомо широкому читателю. Его юмористические и сатирические произведения интересны тем, что показывают общество начала XX века со всеми его недостатками и пороками. И поднимаемые проблемы, несмотря на сменившуюся эпоху, остаются актуальными и по сей день. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа “Специалист” по плану ниже.
История создания
“Специалист” вместе с другими произведениями вошел в сборник “Рассказы (юмористические). Книга первая”. Напечатан он был одним из Санкт-Петербургских издательств в 1910 году. Данный сборник сделал автора известным массовому читателю. За ним закрепилось прозвище «Король смеха».
В ту пору Аверченко уже издавал свой журнал «Сатирикон», открытый в 1907 году. Он работал со знаменитыми писателями, которые трудились в юмористическом направлении. Острая политическая направленность СМИ часто доводила редактора до скамьи подсудимых, но от этого популярность журнала только росла. «Сатирикон» продолжал свое существование вплоть до революции. После переворота его закрыли, как и все оппозиционные СМИ. Аверченко негативно воспринял приход советской власти, а потому эмигрировал.
Жанр, направление
Относится произведение «Специалист» к жанру сатирического рассказа.
О том, что это рассказ, можно судить по небольшому размеру текста. Помимо этого, в основном сюжете задействованы всего два центральных героя, остальные лишь помогают раскрывать характеры персонажей. Также события даются короткими эпизодами, но относятся к одной линии — отражают несостоятельность Усатова как специалиста во всех сферах.
Из сатирического же здесь: наличие обличаемых пороков (самоуверенность, заносчивость, горделивость), насмешка над поведением героя, преувеличение ситуаций.
В целом, можно сказать, что произведение реалистическое. Ведь таких людей вокруг нас очень много. Смотря на окружающих свысока, они мнят себя самыми умными, знающими, но на самом деле ничего собой не представляют. Описываемые эпизоды бытовые: замена звонка, стрижка, лечение от болезней и другие. Язык приближен к тому, как общаются люди в реальной жизни.
Смысл названия
Заголовок рассказа очень ироничен. Специалистами называют тех, кто достиг высокого уровня мастерства в какой-либо сфере. Усатов — один из главных героев — безусловно, считает себя таковым, раз предлагает свои услуги каждому — независимо от того, что нужно сделать. И читатель настраивается на повествование о каком-либо профессионале в своем деле. Вот только все эти предположения оказываются полностью разрушены.
Так, с помощью неожиданного обмана ожиданий, Аверченко и создает комический эффект.
Суть: о чем?
Начинается рассказ с личного мнения повествователя о необычном друге, который постоянно пытается всем помогать, но оборачивается это каждый раз какой-нибудь маленькой трагедией.
Например, Усатов — так зовут деятельного мужчину — отговаривает рассказчика от похода к парикмахеру и навязывает свои услуги. В итоге он случайно ранит “клиента”. Стрижку приходится отложить.
Далее, находясь в гостях у семьи повествователя, Усатов вызывается настроить пианино, починить горелку и очистить скатерть от пятна. Естественно, разбираться с последствиями его работы потом приходится настоящим профессионалам и самим хозяевам квартиры. Но горе-мастера уже не остановить: затем он пытается поставить в квартире товарища новый дверной звонок и заменить лампочку. Ожидаемо, что достойных результатов нет.
Завершается все разговором Усатова со страдающей ревматизмом бабушкой. Услышав, что врачи не могут справиться, мужчина тут же составляет список рекомендаций. В него входят прогулки на три-четыре квадратных версты, цианистый калий внутрь по четыре килограмма и многое другое. О последствиях такого “лечения” читатель уже не узнает — рассказ обрывается на многообещающей фразе Усатова: “Ручаюсь вам, что через неделю вас не узнаешь!”.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Специалист» и их характеристика представлены Многомудрым Литреконом в таблице:
Усатов | активный человек, который считает, что умеет делать все гораздо лучше настоящих мастеров. Отзывчивый, готов прийти на помощь в любую секунду, как только услышит, что у кого-то есть трудности. Несмотря на это, его действия приводят только к плачевным результатам, так как настоящих знаний у него нет (советует пить цианистый калий при ревматизме; выводит пятна камфорным маслом, хотя оно наоборот только пачкает ткань и пр.). Также он не терпит критики, не принимает замечаний. Как только люди пытаются ему возразить, Усатов тут же находит множество причин, почему именно он прав, и быстро приступает к выполнению задуманного. |
Рассказчик | можно сказать, друг Усатова, еще один объект его бесконечных советов. Постоянно несет потери (как моральные, так и физические) от действий своего приятеля. Тот ранит его, когда стрижет, портит фортепиано при настройке, и приходится вызывать профессионалов за свои деньги; случайно обливает сына горячим супом, когда пытается прикрепить звонок к висячей лампе. Несмотря на множество сложностей, герой продолжает общаться с Усатовым и даже приглашает его в гости. |
Темы
Темы, описываемые автором, различны. В основном, он говорит о чрезмерной уверенности в себе и своих силах. Помимо этого, затрагиваются темы отзывчивости, желания бескорыстно помогать ближнему.
- Самоуверенность. Это качество может быть и положительным, и отрицательным, но в данном случае оно играет против героя. Он не терпит критики, не сомневается в себе, поэтому не может научиться делать что-то по-настоящему хорошее.
- Отзывчивость. Усатов по-настоящему добр к людям и способен на сочувствие, но эти качества бесполезны, потому что этот человек не может сделать ту работу, за которую берется.
- Дружба. Рассказчик хорошо знает о недостатках своего друга, но не прекращает общение с ним.
- Желание сэкономить. Чтобы не тратить деньги на помощь специалистов, герои соглашаются на услуги Усатова, и потом скупой платит дважды.
Проблемы
Главные проблемы, безусловно, связаны с образом Усатова. Конечно, он стремится делать добро людям, но за этим сочувствием скрывается желание ощутить себя умнее и лучше других. Он хочет самоутвердиться над «неумехами» и доказать, что специалистов не существует: любой может выполнить их работу, для этого не нужно образования и опыта. Усатов так выражает свое высокомерие.
“Усатов всё знал, всё мог сделать и на всех затрудняющихся и сомневающихся смотрел с чувством затаённого презрения и жалости…”
Собственно, поэтому методы достижения целей и итоги всегда крайне неудачные. Например, Усатов очень грубо обращается с музыкальным инструментом, уверенный, что так сможет починить его. Хотя пианино требует бережного, мягкого отношения:
“Он долго возился, стуча по пианино кулаками, прижимал к деке ухо так сильно, что даже измял его, а потом долго для чего-то ощупывал педаль…”
Кроме того, центральный персонаж не слишком доверяет остальным, считая себя экспертом во всех вопросах. Это является признаком высокомерия, причем, совершенно не оправданного и даже комичного.
“Вы говорите, что доктора не могут изгнать вашего застарелого ревматизма? Я не удивляюсь… К сожалению, медицина теперь — синоним шарлатанства…”
Основная идея
На примере Усатова писатель показывает, что помощь будет полезна только тогда, когда предлагающий ее человек на самом деле понимает, что необходимо делать. И дополнительно осознает ответственность за возможные ошибки. А самоуверенность иногда способна привести к очень плохим результатам. Такова главная мысль рассказа «Специалист».
К сожалению, отзывчивость часто становится формой выражения высокомерия и тщеславия. Люди хотят самоутвердиться, а не помочь по-настоящему. Для них это шанс почувствовать себя более значимыми, чем они есть на самом деле. Таков смысл рассказа «Специалист».
Чему учит?
В первую очередь, рассказ «Специалист» заставляет задуматься о своем поведении тех людей, которые хотят запомниться самыми знающими и опытными, но на деле ими не являются. Они называются мастерами любого дела, думают, что могут ответить на любой вопрос, но, по сути, лишь выставляют себя глупцами.
Мораль рассказа «Специалист» заключается в том, что человек может взять на себя ответственность за плоды своих усилий только тогда, когда реально разбирается в этой сфере, имеет опыт и знания. Если их нет, то помощь обернется вредом и плохими последствиями. Особенно опасно давать такие непрофессиональные советы в медицине, как делает это герой.
Художественные особенности
Текст «Специалист» преимущественно состоит из диалогов и редких размышлений рассказчика. Это позволяет взглянуть на персонажей не через авторское описание, а через их собственные слова.
Встречается множество восклицательных предложений, которые передают настроение героев: “К тебе не дозвонишься!”, “Дружище!”, “Видишь, как просто!”.
Состояние людей передается и через эмоционально окрашенные глаголы (“вооружился щипцами”, “всплеснул руками”), наречия (“сухо сказал”, “робко спросил”).
Так как рассказ сатирический, ситуации преувеличиваются за счет гиперболизации (Усатов советует принимать теплые ванны температурой по 40-50 градусов, хотя это, очевидно, очень горячо и др.). Комическое создается с помощью противопоставлений (“Кроме того, он был добр, и это было скверно. Услужлив, внимателен — и это наполовину сокращало долголетие его ближних”).
Критика
Многие сравнивали рассказы А. Т. Аверченко с произведениями М. Твена и А. П. Чехова. Все они показывали общество, можно сказать, “в срезе”: с проблемами, пороками, недостатками. С тем, что обычно скрывается под маской внешнего благополучия и идеальности.
Современники отмечали и острый язык, которым повествуется о событиях, и яркие образы героев. Писатель не боялся указывать на слабости людей, и в “Специалисте” это отчетливо проявилось.
Автор: Инна Колокольникова
Шапошников
А.А.
МБОУ СОШ
105
Тема:
«В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка
прозы
Платонова
Цели
урока: 1) раскрыть смысл названия рассказа;
2) показать значение механизмов и машин в структуре произведения;
3) определить своеобразие языка художественного текста;
4) дать оценку героям рассказа А.П Платонова
Эпиграф:…Мы
на ветру живём
С
незащищённым сердцем,
В
пучине мира мы – нечаянный огонь:
и
либо мы весь мир ослепим,
Иль
либо нас потушит он.
(стихотворение
А.П. Платонова «О голом и живом»)
Ход
урока
Рассказ
А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» изобилует различными терминами,
раскрывающими образ главного неодушевлённого персонажа рассказа – паровоза.
Самыми значимыми из них в тексте произведения является такие термины, как пресс-маслёнки
– специальные устройства, которые используются для подвода смазки на
сопряжённые в процессе работы поверхности в машинах и механизмах; дышловые
узлы – устройство, которое преобразует возвратно-поступательное движение во
вращательное ( с помощью этого механизма крутятся колёса паровоза); букса
– связующее звено между колёсной парой и рамой вагона, или локомотива; внутри
буксы находится подшипник скольжения и смазочный материал; крейцкопф –
ползун, деталь кривошипно-ползунного механизма, совершающая
возвратно-поступательные движения по неподвижным направляющим; стоккерная
машина (механический углеподатчик) – механизм автоматической подачи угля из
бункера тендера в топку котла паровоза и равномерного распределения его в
топке; турбодинамо (устар.) – турбина, соединённая на одном валу с
генератором постоянного тока. Кроме данных терминов в тексте встречаются и
другие понятия, определяющие ключевой образ рассказа паровоза – это, например, реверс
– это механизм, предназначенный для изменения направления движения
машины или отдельных её элементов; инжектор – аппарат, применяемый для
подачи воды в паровые котлы, бандаж – внешняя надеваемая на
колесо часть, тендер – специальный железнодорожный вагон,
предназначенный для перевозки запаса топлива для локомотива или воды. Почему
же в рассказе так много терминов, связанных с устройством паровоза? Думается,
изобилие терминов, касающихся устройства паровоза в художественном тексте А.П.
Платонова, связаны со следующими причинами: 1)
это автобиографический подтекст, указывающий на реалии жизни писателя, который
сам был помощником машиниста; 2) это дань уважения
своему отцу – Климентову Платону Фирсовичу, который долгое время работал в
Воронеже машинистом паровоза; 3)
это своеобразная примета времени, показывающая взлёт производства и
промышленности в СССР, энтузиазм и любознательность советского народа. Здесь
нужно отметить, как реагировали иностранцы на советский энтузиазм, в этом
смысле можно привести высказывание английского журналиста Эмиля Джозефа
Диллона, долгое время прожившего в царской России и увидевшего вдохновенный
труд советских людей в 30-е годы 20 века. Он писал: «Повсеместно люди думают,
работают, объединяются, делают научные открытия и технические изобретения… Это
ни с чем не сравнимо; всё это близко не похоже ни на что, когда-либо виденное,
по разнообразию, интенсивности, упорству в достижении цели. Революционное
стремление убирает колоссальные преграды и объединяет разного рода элементы в
один великий народ, сцементированный энтузиазмом… Тогда большевики выполнили
многое из того, что наметили, и больше, чем это выглядело достижимым для любой
человеческой организации в тех неблагоприятных условиях, в которых им
приходилось работать. Они мобилизовали более 150 миллионов апатичных,
полумёртвых человеческих существ и вдохнули в них дух нового» Таким
образом, именно благодаря употребляемым в рассказе железнодорожным терминам
можно раскрыть точку зрения автора по отношению к созданным человеком механическим
устройствам. Платонов, как представляется, считал, что только совершенные
машины могут изменить мир, в котором природа будет иметь второстепенное
значение. Эту мысль он с пафосом провозгласил в стихотворении «О голом и
живом», вынесенном в эпиграф урока. И всё же когда происходят события
в сюжете рассказа А.П. Платонова? Как в этом нам может помочь лексика
произведения? Можно предположить, что в рассказе отображены 30-е
годы XX века. Именно в этот период времени в результате внутренней политики
государства развивается тяжёлая промышленность, открываются
гидроэлектростанции, прокладывается в Москве первая линия метрополитена, и,
самое главное, создаётся сеть железных дорог. Поэтому конструирование паровозов
было первостепенной задачей для государства, а те, кто работал на них, были
одними из самых уважаемых людей в стране. В этом смысле усилиями
инженеров-конструкторов был создан лучший по тем временам паровоз – серии ИС. Как
представляется, истолкование данной аббревиатуры указывает на точное время
действия в рассказе А.П. Платонова. Аббревиатура паровоза ИС – это имя и
фамилия вождя молодой советской страны Иосифа Сталина. Паровозы такого типа
стали основной единицей пассажирского паровозного парка в 1934 году. Почему
же данный тип паровоза стал одним из главных героев рассказа А.П. Платонова? Во-первых,
это уникальный паровоз, гордость советского паровозостроения, потому что на
момент создания он был самым передовым в Европе, его мощность составляла 2500
л.с.; во-вторых, ИС – символ выдающейся страны,
возглавляемой гением Иосифа Сталина, поэтому и паровоз носит его имя и фамилию; в-третьих,
это образ движения к великой цели государства – коммунизму. Таким
образом, за скрытой формой аббревиатуры паровоза ИС скрывается политика
государства, основной задачей которого стало вывести СССР в лидеры как страну
победившего социализма. Иносказательно-обобщённый образ паровоза ИС заключается
в том, что Советский союз, возглавляемый мудрым руководителем Иосифом Сталиным
«мчится» к своей мечте коммунизму, сметая на своём пути всё, что мешает его
движению к намеченной цели. Образ паровоза воспет во многих
произведениях, но самым эмблематическим и близким к идейно-тематическому
содержанию рассказа Платонова является стихотворение Бориса Скрябина и Анатолия
Спивака «Наш паровоз». Оно было написано в 1922 году. Прочтём фрагмент этого
произведения:
Мы
дети тех, кто выступал
На
белые отряды.
Кто
паровоз свой оставлял,
Идя
на баррикады.
Мы
в недрах наших мастерских
Куём,
строгаем, рубим,
Не
покладая рук своих,
Мы
труд фабричный любим.
Наш
паровоз, вперёд лети.
В
Коммуне остановка.
Другого
нет у нас пути –
В
руках у нас винтовка.
В
этом смысле показательным является и название произведения, раскрывающее
метафорическое своеобразие языка Платонова. В
чём же смысл названия рассказа? Название
рассказа объединяет две взаимообусловленные части изображённого писателем
художественного пространства – прекрасный и яростный миры. Каждый из них имеет
свою символику: прекрасный мир символизирует веру народа в осуществление
мечты жить в коммунистическом обществе, этому способствует и созданная великими
конструкторами передовая техника – паровозы; яростный мир символизирует
противостоящие осуществлению мечты о коммунистическом будущем сил природы. В
данном случае показательным является кульминационный эпизод конфликта техники и
природной стихии. Этот момент, как представляется, изменил внутренний мир
главного героя произведения – машиниста паровоза Александра Васильевича
Мальцева. Главный герой, фанатично преданный технике и верящий в её мощь,
сталкиваясь с грозой, сопровождаемой молниями и ливнем, внезапно слепнет. Но и
в таком состоянии Мальцев продолжает управлять паровозом, тем самым подвергая
собственную жизнь и жизнь своего помощника и пассажиров поезда неминуемой
опасности из-за столкновения с товарняком. Данный ключевой эпизод текста в
судьбе главного персонажа заставил его по-другому воспринимать окружающую
реальность. Он осознал, что мощь техники не настолько сильна перед
несокрушимостью природной стихии. В
этом смысле интересны иллюзии молодого Платонова насчёт преобразования мира
путём использования техники, описанные в одном из его ранних стихотворений
«Динамо-машина»:
Песнь
глубин немых металла,
Неподвижный
долгий звон.
Из
железа сила встала,
Дышит
миллионом волн.
Из
таинственных колодцев
Вверх,
на горб машины, с пеньем
Вырываются
потоки – там живое сердце бьётся,
Кровь
горячая и красная бьёт по жилам в наступленье!
Ветер
дует из-под крыльев размахавшихся ремней,
Мой
товарищ отпускает регулятор до конца.
Мы
до ночи, мы до смерти – на машине, только с ней,
Мы
не молимся, не любим, мы умрём, как и родились,
У
железного лица.
Наши
руки – регулятор электрического тока,
В
нашем сердце его дышит непостигнутая сила.
Без
души мы и без Бога и работаем без срока,
Электрическое
пламя жизнь иную нам отлило.
Нету
неба, тайны, смерти,
Там
вверху – труба и дым.
Мы
отцы и мы же дети –
Мы
взрываем и творим.
Мы
испуганные жили и рожали, и любили,
Душу
божью умертвили,
Кожа
старая с нас слезла.
И
мы встали на работу к регулятору динамо,
Позабыли
вечность, звёзды – что не с нами и не мы.
Почерневшими
руками
Смысл
мы сделаем из тьмы.
Как
видим, мировоззренческие позиции главного героя рассказа Александра Васильевича
Мальцева и молодого Платонова во многом совпадают. Но после неожиданной грозы и
ослепления машиниста Мальцева его вера в мощь и всемогущество техники
поколебалась, также и Платонов ко времени создания рассказа «В прекрасном и
яростном мире» в 1938 году изменил своё отношение к природе и коммунизму. В
этом отношении показательной является ключевое высказывание Мальцева,
определяющее смысл существования до и после события с грозой: «Я привык видеть
свет, и я думал, что вижу его, а видел его тогда только в своём уме, в
воображении. На самом деле я был слепой, но я этого не знал». В данной фразе
выражается противопоставление неосуществимого вымысла и объективной реальности.
Примечательно здесь указать, что первоначально рассказ А.П. Платонова назывался
«Воображаемый свет». Как представляется, таким названием автор хотел обозначить
то, что это свет надежды, свет, направляющий на осуществление задуманных планов
технического преобразования в советской стране. Как
позиция автора, изложенные в художественной форме в рассказе, соотносится с
современными событиями? Авторская позиция
полностью соотносится с современностью. В настоящее время также человек стоит
перед дилеммой : насколько оправдано необдуманное и повсеместное
применение в практической жизнедеятельности различных машин, роботизированных
устройств, возможностей искусственного интеллекта. А также насколько внедрение
в человеческую жизнь достижений науки и техники скажется на состоянии природы,
изменит ли это современную экологическую обстановку? И самое главное, как
отреагирует природа на технологическое вмешательство в её пределы человечества,
не нарушит ли оно установившегося зыбкого равновесия между человеком и природой
в быстроменяющемся мире, когда природа будет использоваться в качестве
утилитарного приложения к человеческой деятельности. Все эти вопросы актуальны
и в завуалированной форме отражены в рассказе Платонова. Интересны в этом
случае размышления великих людей о влиянии человека на природу и её ответной
реакции. Так, английский философ Фрэнсис Бэкон, живший на рубеже XVI
– XVII
веков, писал: «Природу побеждают, только повинуясь её законам», а выдающийся
немецкий писатель, творивший в XVIII – XIX веках, И.В. Гёте категорично утверждал: «Бог прощает и люди прощают.
Природа не прощает никогда». Каковы же тема и идея рассказа
А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»? Тема:
Фанатичная вера человека во всемогущество машины. Идея:
Столкновение человека с мощью природы нарушает его представление о всесилии
машин в окружающей действительности, заставляя его задуматься и о собственной
личной судьбе, и о судьбе человечества, всецело доверяющего достижениям
научно-технического прогресса. Примечательно
в этом плане, что технократические идеи – власти машины над природой были
выражены молодым Платоновым в ряде публицистических статей в 20-е годы XX века.
Наиболее известные из них касающиеся этой темы «Ремонт земли», «Нормализованный
работник», «Сила сил». Технократические иллюзии Платонова-публициста сводились
к тому, что нужно было, по его словам, «уничтожить личность и родить её смертью
новое живое мощное существо – общество, коллектив, единый организм с одним
кулаком против природы». Но в рассказе «В прекрасном и яростном мире» уже
отсутствует такая категоричность, здесь уже не масса людей является
превалирующим фактором общественной жизни, а личность отдельного трудящегося
человека, полностью отдающегося своей рабочей профессии.
Задание
для самостоятельной работы
–
Посмотрите предложенный на сайте дополнительный
материал по произведению А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»;
– Прочитайте рассказ А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире на стр. 127 –
140 учебника литературы Ч. 2; – Выполните творческое
задание на с. 141 учебника литературы, Ч.2.