Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеарбайская средняя общеобразовательная школа
$
Урок литературы
8 класс
(по программе В.Я.Коровиной)
$
Урок проведён учителем
русского языка и литературы:
Архиповой О.Е.
$
Тема урока: А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.
$Цели:
-
знакомство с фактами жизни и творчества А.И.Куприна;
-
выявление нравственных проблем рассказа «Куст сирени»;
-
обращение к нравственным семейным ценностям.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: учебник литературы, текст рассказа; инструкции «Этапы выполнения работы»; карточки (для физминутки); памятки «Синквейн»; ИКТ (презентация).
Ход урока
«Человек пришёл в мир для… счастья»
А.И.Куприн.
I. Мотивация на учебную деятельность.
$
(Слайд 1) Учитель: Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна, творчество которого долгое время оставалось в тени.
(Слайд 2). Анализируя рассказ «Куст сирени», мы попытаемся выявить основную проблематику произведения, попр$обуем выяснить, в чём заключаются семейные ценности каждого человека.
II. Изучение нового материала.
1.Знакомство с краткой биографией А.И.Куприна.
-Работа со статьёй учебника (В.Я.Коровина. Литература. 8 класс, стр.67), самостоятельное составление учащимися плана статьи. Обсуждение пунктов плана.
Учитель: Именно с рассказом «Куст сирени» нам и предстоит сегодня работать (Слайд3).
-Перед вами репродукции картин русских художников И.И.Левитана, П.П.Кончаловского с изображением сирени (Приложение 1).
-Какие чувства они у вас вызывают? Почему?
$2.На доске запись: куст сирени.
-О чём вам говорит это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь).
$-Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. У цветка сирени, как мы знаем 4 лепестка. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.
(Слайд 4) Отсюда и тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».
-По названию предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(какой должна быть настоящая любовь, через какие трудности должны пройти герои, чтобы быть по-настоящему счастливы).
3.Осмысление прочитанного.
-Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени».
$
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
3(1) Работа с презентацией (Слайд 5).
На экране: Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фура$жке прошёл в свой кабинет…
Во всё время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.
-Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе»)
-Чем в рассказе является это событие? (завязкой).
-Вспомните сюжет рассказа. Какую жизненную проблему нужно было решить героям?
(Найти выход из трудного положения. Помочь герою всё-таки поступить в академию).
-Это проблема, вставшая перед персонажами рассказа. Нам нужно определить проблему, поставленную в произведении. Прийти к её определению помогут персонажи, их поступки, характеры.
$
3(2) Работа в группах.
-Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача: составить карту рассказа о персонажах.
1группа готовит рассказ о Николае Алмазове;
2группа – о Вер$очке Алмазовой.
-У вас на столах лежат инструкции: «Этапы выполнения работы»:
-
Подчеркните в тексте строки, в которых описывается поведение героя;
-
Подготовьте рассказ о том, как ведёт себя герой в сложившейся ситуации;
-
Определите, какие черты характера героя проявляются в данных ситуациях. Впишите их на листочек, но не называйте при ответе – это сделает 2-ая группа.
Выступление групп:
$В конце выступления оба листа вывешиваются на доску.
Верочка | |
упорный трудолюбивый сильный НО способен спасовать перед трудностями неудача сломила его | добрая отзывчивая$ любящая упорная выносливая самоотверженная из любой ситуации может найти выход оптимистка |
Физминутка: «Чаша весов»
$
-Представьте, что ваши руки — это чаши весов. Одна чаша – хорошие качества, другая – плохие. У каждого из вас есть карточка, на которой написано одно слово, характеризующее как поведение героев, так и их характер. Ваша задача – выйти по очереди и положить на чашу весов ваш листочек. Чаша с большим количеством карточек – качества присущие героям нашего рассказа.
-Определите, как относится автор к персонажам. Чем вызвано такое отношение?
$ (Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру за то, что она ради любимого человека, его счастья отдаёт свои драгоценности, за то, что она в трудной ситуации не раскисает, а находит нестандартный выход).
-Какую проблему поднимает А.И.Куприн в своём рассказе, так описывая героев?
(проблему любви, упорства, счастья).
-Какой человек способен преодолеть трудности?
(Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремлённый человек. Из трудного положения всегда можно найти выход).$
-В чём заключаются семейные ценности каждого человека?
(любить, понимать друг друга, вместе преодолевать все трудности, только тогда можно сказать, что человек счастлив и счастливы все члены его семьи).
3(3) (Слайд 6) Работа с эпиграфом.
-А.И.Куприн утверждает, что человек пришёл в мир для счастья. Каждый ли пришедший в этот мир должен быть обязательно счастлив? Какой вывод вы сделаете после обсуждения рассказа?
(за счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками).
III. Реф$лексия урока. Приём «Синквейн».
-А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока.
-Какие слова можно взять для первой строки?
(Вера, Алмазов, куст сирени, счастье).
Правила написания синквейна (памятка) у каждого на столах (Приложение 2).
$Объявляется конкурс на лучший синквейн. Задание групповое: 1 группа: Вера, куст сирени; 2 группа: Алмазов, счастье.
(Прослушивание синквейнов).
IV. Домашнее задание: (Слайд 7)
На следующем уроке мы продолжим разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»
$
$
Приложение 1
И.И.Левитан «Сирень»
П.П.Кончаловский «Сирень»
$
Приложение 2
Правила написания синквейна:
В синквейне 5 строк:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола,$ описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которой характеризуется тема в целом, высказывается своё отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими учащимися фраза в контексте с темой.
$Пятая строчка – это слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Синквейн.
-
..
-
..
-
..
-
..
-
..
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.
- А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
- Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
- А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
- И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
- А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
- М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
- М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
- А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
- В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
- В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
- В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою
- И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
- А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
- В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
- С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
- С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
- А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
- В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие.
- Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным. - Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями. В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
- К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
- О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.
Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!
Автор: Виктория Комарова
Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы
Читайте также:
Он относится к ранней прозе автора. Для пробы пера этого писателя характерно большое тематическое разнообразие и человечное, чуткое отношение к героям. Произведение сразу же пришлось по душе рецензентам и простым читателям. Оно, можно сказать, сделало автору имя в литературном мире.
Смысл названия рассказа заключается в романтизированном образе сирени, У Куприна куст сирени является центром произведения, несущим. История создания, темы, проблемы, суть, жанр, направление, смысл названия, вывод в рассказе Куприна «Куст сирени». Критика.
Куприн выбрал для текста направление реализма. И это вполне логично. Каждый человек стремится в жизни найти вторую половинку. Человека, с которым не страшны никакие беды и испытания. Но очень немногим людям, к сожалению, это удается.
Любовная проза в исполнении Куприна: «Куст сирени»
Произведение стало одной из самых известных работ писателя: его восторженно встретила критика и читатели. Образом любви, построенной на совместном преодолении житейских трудностей, пронизан рассказ: чувства Веры и Алмазова не угасают с течением времени, а становятся лишь глубже и прочнее. В основе сюжета лежат взаимоотношения супружеской пары. Вера принимает участие во всем, что происходит с ее мужем. Она поддерживает его, старается оказать любую возможную помощь. Николаю Евграфовичу с трудом дается учеба, и если не Вера он давно, как говорит писатель, отказался бы от получения образования. Но жена продолжает сохранять в нем бодрость духа.
«Куст сирени», анализ рассказа Куприна
Он относится к ранней прозе автора. Для пробы пера этого писателя характерно большое тематическое разнообразие и человечное, чуткое отношение к героям. Произведение сразу же пришлось по душе рецензентам и простым читателям. Оно, можно сказать, сделало автору имя в литературном мире. Не удивительно, ведь писатель начинал свой творческий путь с описания человеческих добродетелей. Лишь потом он начал активную журналистскую деятельность, которая привела его на социальное дно.
Сюжеты того периода уже не радовали публику, а смущали ее. Смысл названия Почему Куприн назвал свой рассказ именно так? Образ сирени не единожды встречается в русской литературе и, в частности, в прозе. Тургенева сирень символизирует зародившуюся любовь и вместе с тем разлуку, так же, как и в романе И.
В рассказе А. Куприна образ сирени также связан с любовной темой: он символизирует истинную супружескую привязанность и любовь, искреннее участие и взаимопомощь, что и является главной проблемой, смысловым центром произведения. Кроме того, этот куст означает начало весны, а в контексте произведения указывает на то, что супруги не охладели друг к другу, напротив — в их отношениях открылась чудесная пора, где взаимное тепло оживляет все вокруг.
Жанр и направление Рассказ А. Куприн — один из самых известных представителей этого направления в русской литературе. Его произведения отличаются очень яркими и детальными описаниями быта ежедневных бесед, событий , наполненными ощущением как бы живого участия в них автора-повествователя. Композиция Композиционно произведение можно разделить на три части: Возвращение Николая Евргафовича с работы и сообщение супруге о неудаче; Энергичная помощь Верочки мужу — всяческие старания исправить ситуацию; Счастливый конец — Вера снова встречает Алмазова, и он сообщает ей уже радостную новость об успехе.
Такая композиция называется зеркальной: и в начале, и в конце рассказа муж Веры возвращается с известием с работы. О чем? Эта тема раскрывается во взаимоотношениях Веры и Николая Евграфовича. Так, Верочка принимает горячее участие во всем, что случается в жизни её мужа. Она постоянно поддерживает его, отказывает себе во всем, даже необходимом, ради его успеха. Так, женщина закладывает свои украшения, чтобы достать деньги для садовника, который мог бы посадить кусты, чтобы супруг сдал экзамен.
Дело в том, что он нечаянно посадил кляксу на чертеж, а вместо нее, чтобы не переделывать, нарисовал куст. Профессор рассердился и не зачел работу, так как знал местность наизусть. Но героиня посадила в том месте сирень, и смущенный преподаватель, увидев его, изменил оценку.
В конце рассказа счастливые супруги смеются и делятся друг с другом своей радостью, взаимной любовью. В одиночестве человеку приходится нелегко, он теряет веру в себя, а вот в супружестве он обретает не только эмоциональную привязанность, но и верного союзника в лице возлюбленного или возлюбленной. Главное — это научиться ставить общие интересы выше личных.
Другая сторона рассказа — тема жизненных ценностей. Для Верочки и её мужа это любовь, благополучие, взаимопонимание. Профессор же Николая Евграфовича, например, показан как человек, посвятивший себя, всю свою жизнь любимому делу.
Главные герои и их характеристика Николай Евграфович Алмазов — молодой небогатый офицер, который только с третьего раза поступил в Академию генерального штаба. Все экзамены давались ему очень тяжело, стоили больших трудов. Он описан как сильный человек, но неудача на последнем экзамене очень сильно ударила по его самообладанию, и он был расстроен так, что хотел чуть ли не заплакать от обиды.
В трудную минуту он слушает свою жену, не сопротивляется её желанию помочь, исполняет её короткие поручения. Во всем его поддерживала жена Верочка, способная на глубокое сочувствие, умеющая взять на себя роль главы семьи в трудную минуту, разрешить тяжёлую ситуацию, стать миротворцем.
Так, она обращалась к мужу очень осторожно и ласково, её быстрые решительные действия были вызваны искренней обеспокоенностью душевным состоянием супруга, его возможной будущей неудачей. Темы Главные темы рассказа, тесно связанные друг с другом, — любовь и счастье. Что такое настоящая любовь? В ней ли заключается счастье? Истинное чувство основано на взаимном доверии, на способности к самопожертвованию ради любимого человека, на умении понять боль и радость близкого, и в обладании им может заключаться настоящее счастье, духовное и возвышающее личность.
Именно поэтому мы можем назвать Веру счастливой: она способна на такую глубокую любовь, и ею так же дорожит её супруг, как и она им. В рассказе даются краткие описания деталей быта, обстановки, в которой происходит само действие, и зарисовки природы передают особое ощущение в тот или иной момент, как, например, тишину и красоту позднего вечера: Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком.
Это состояние вечернего умиротворение продолжается еще и тем, что в это время люди уже возвращаются домой, к своей семье Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Проблемы В произведении поднимается, прежде всего, проблема любви и связанная с ней проблема счастья. В частности, это и трудность истинной, жертвенной любви, и способности к искреннему участию, сочувствию. Это и недостаток силы духа у главного героя, и тяжелая задача на плечах Веры — взять на себя роль главного и разрешить трудную ситуацию, когда близкий человек в растерянности.
Так или иначе, проблематика произведения связана с нравственными категориями любовных отношений между людьми. Какими свойствами обладает истинная любовь, и как она проявляется?
Способна ли она сделать человека по-настоящему счастливым и духовно свободным в своем счастье? Нравственные проблемы также коснулись мужа Веры, когда он осознал свой обман и понял, что поступил не очень хорошо по отношению к профессору. Смысл Основная идея произведения заключается в том, что глубокая привязанность, взаимная любовь, доверие и уважение супругов строятся на умении жертвовать собой ради близкого человека, поддерживать, сочувствовать — быть рядом.
Жизнь в согласии может зародиться, только если оба человека относятся друг к другу очень внимательно и с любовью. Именно такой брак может сделать жену и мужа счастливыми, возвысить их над рутиной и бытом. Интересно, что главная мысль Куприна заостряется на роли женщины в браке. Именно от нее во многом зависит погода в доме. Если бы она не проявила должного понимания и только обрушилась на мужа за недостаток внимательности, то Николай сломался бы окончательно, а семья превратилась бы во взаимную пытку.
Но поддержка, сочувствие и любовь Веры, которая жертвует своими интересами ради блага супруга, спасли положение и выручили героя, который вновь готов покорять гранитные кручи науки. Вывод Итак, рассказ А. Таким образом, этот идеал наше сознание может впитать, соответственно, возвыситься и приблизиться к нему, понять его сущность и бессознательно потянуться к его красоте.
Необходимо учиться любить. Многие думают, что это чувство сваливается с неба или же целиком зависит от таинственной совместимости сердец, но писатель обращает наше внимание, что ему нужно именно учиться, совместно преодолевая трудности. Истинная любовь — не дар, а достижение, к которому приходят нравственные и добродетельные люди, которые готовы трудиться над собой для достижения гармонии в семье. Вот, чему учит Куприн в своем рассказе. Критика Рассказ А. Взаимоотношения Веры и Николая Евграфовича, бытовые, казалось бы, повседневные, описываются так пристально и верно, что легко очароваться взаимной дружбой и любовью супругов.
Впечатление от рассказа — появившийся где-то в памяти некий пример супружеских отношений, естественный, совершенно близкий к реальной жизни и вместе с тем очень благородный и красивый.
Современники писателя восприняли рассказ восторженно. Так, И. В своей статье он особенно хвалил образ Верочки, как наиболее удачное открытие автора. Автор: Регина Рафикова Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Куст сирени
Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания. Сюжетная линия Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия. Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка.
Анализ рассказа Куст сирени Куприна
В рассказе яркий сюжет, много событий, однако все они связаны любовью Верочки к своему мужу. Тема любви раскладывается на некоторые идеи, такие как поддержка, забота, любовь в семье. В своем рассказе А. Куприн хотел передать мысль о том, что близкие, любимые люди должны поддерживать друг друга, ведь именно поддержка способна помочь человеку справиться со всеми бедами, которые преследуют его в течение жизни. Верочка, например, поддерживала Николая во всем. Верочка была для Николая не просто любимой женой, в его жизни она символизировала надежду. События разворачиваются в неком городе, где проживают супруги, читатель не может точно узнать место действий, — возможно, автор не хотел вносить лишнюю смысловую нагрузку в свое произведение, потому что конкретное место событий не играло бы никакой роли.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Александр Иванович Куприн. Рассказ «Куст сирени» — Русская литература 8 класс #34 — Инфоурок
Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И. Куприн)
Речь идет о рассказе «Куст сирени». В ту литературную эпоху господствовало направление реализма, и Куприн именно в этом духе создал «Куст серени», анализ которого мы сейчас проведем. Надо сказать, что в печать текст был отдан в том же году, и осенью 1894 года журнал «Жизнь и искусство» его опубликовал. Реакция читателей была положительная. Куприн получил много приятных отзывов как от критиков, так и от простого читателя.
«Куст сирени» — рассказ Александра Куприна, опубликованный 17 октября года, Смысл названия неразрывно связан с темой произведения. Подробный анализ рассказа А. Куприна «Куст сирени»: основное содержание, тема, смысл произведения, жанр, структура, главные действующие. В году Александр Куприн написал небольшое, но одно из выдающихся своих произведений. Речь идет о рассказе «Куст сирени».
Это жертвенная абсолютная любовь, чуждая каких-либо условностей и рамок. Случайно посадив кляксу на чертежах и не желая заново приступать к сложной кропотливой работе, Николай Евграфович решает нарисовать на месте кляксы куст сирени.
«Куст серени» анализ рассказа Куприна
Сюжет[ править править код ] Николай Евграфович Алмазов, молодой небогатый офицер, посещал занятия в Академии генерального штаба. Оказалось, что Алмазов во время чертежа плана нечаянно поставил зелёное пятно на нём, и чтобы исправить свою оплошность, на месте пятна он изобразил зелёные кусты. Когда Николай представил свою работу в академии, профессор усомнился в правильности фактов, так как тот знал, что на данном месте кустов никогда не было. Между молодым офицером и профессором завязался спор, в ходе которого профессор обещал на следующий день проверить факты, что грозило Алмазову отчислением. А он и так поступил в Академию Генерального штаба только с третьего раза, и то благодаря постоянной моральной поддержке Верочки.
.
.
.
.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: КУСТ сирени. Александр Куприн
Фролкина Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
Горловская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 40
с предоставлением дошкольного образования
АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И.КУПРИНА
«КУСТ СИРЕНИ»
1. Анализируемый текст является сочетанием повествования от третьего лица и прямой речи героев художественного произведения (рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»). Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А.И.Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.
2. Тема рассказа однозначна — любовь: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.
Главная мысль рассказа «Куст сирени» заключается в великой силе любви. Именно любовь, нежность, преданность и верность Веры Алмазовой к мужу помогает сделать для него всё, чтобы преодолеть невзгоды.
3. Композиция рассказа трёхчастная: провал работы, её защита и благополучный исход.
Между 1 и 2 частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.
4. Смысл названия неразрывно связан с темой произведения. Сирень в рассказе Куприна – это образ-символ, так как именно куст сирени приносит героям счастье. Сирень – сюжетообразующая деталь.
Существует легенда, в которой рассказывается, что богиня цветов Флора с приходом весны решила разукрасить землю. Она смешала солнечные лучи с радугой и стала щедро разбрасывать их о земле. Всюду распускались цветы – красные, желтые, оранжевые, голубые. Но по мере продвижения вместе с весной на север, краски стали кончаться, и, когда Флора достигла северных земель, у нее остались только белая и сиреневая краски. Богиня окропила ими мелкий кустарник северных земель и на нем появились мелкие белые и сиреневые цветочки.
В русской лирике сирень служит символом раннего расцвета природы. Это красивый цветок, который зацветает весной. Весна — это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень — цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет четыре лепестка. В мифологии четыре — символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.
Таким образом, основная эмоциональная характеристика рассказа — счастье. Именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.
5. Лексема «сирень» имеет следующее значение: «Крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками». Название растения связано с названием цвета – «лиловый». В Энциклопедии символов сирень означает «первое чувство любви».
Установление лексического и символического значений данной номинации позволяет выявить особенности авторских текстовых ассоциаций, в формировании которых участвует слово «сирень». Заметим, что номинация «куст» во втором своём значении обозначает «групповое объединение», что, на наш взгляд, имеет свою смысловую нагрузку в рассказе А. Куприна.
Герой рассказа – Николай Алмазов, молодой небогатый поручик, слушатель курсов в Академии генерального штаба, успешное окончание которых позволило бы ему получить повышение по службе и больше не служить в полку.
Образ жены Алмазова, Верочки, создается писателем с помощью глагольных конструкций, что позволяет судить о молодой женщине как о натуре деятельной, умеющей жертвовать, помочь в трудную минуту, бескорыстно любить:
Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость…. Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но всё-таки необходимый комфорт.
Алмазов, выполняя самую трудную практическую работу – инструментальную съёмку местности – «посадил пятно» зелёной краской на прекрасно вычерченном плане. Чтобы как-то исправить свою оплошность, он решил пойти на хитрость.
Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить…. Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было <…> А он (профессор. – Н.Ч.) говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может».
Алмазову пришлось настаивать на своем, и тогда профессор предложил на следующий день проверить, есть ли на этом месте кусты или нет. Чтобы спасти мужа, Верочка предложила: «… если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же». Заложив в ломбарде серьги, кольцо, браслет и выручив таким образом двадцать три рубля, молодые люди направились к садовнику.
Номинация «кусты» получает в тексте свою конкретизацию – «кусты сирени». Появляются и другие флоризмы (дёрн, трава), функциональное назначение которых – маркирование процесса осуществления плана Верочки по спасению чести своего мужа.
Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.
Флоризмы «листочек», «дерево», «берёзка», «кустики» участвуют в маркировании эмотивной доминанты того фрагмента текста, когда профессор увидел на хорошо знакомом ему пустыре кусты какого-то растения:
«Что это за дерево?» – спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». – «Берёзка, должно быть?» – говорит. Я отвечаю: «Должно быть, берёзка, ваше-ство. Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики».
Таким образом, флоризм «куст» в смысловом пространстве рассказа А. Куприна действительно приобретает дополнительное, символическое значение –«объединение людей в группу для совершения определённых действий».
В конце рассказа номинация «куст» уже не употребляется. Появляются флоризмы «сирень», «цветок», являющиеся в тексте символом товарищества и любви. Наблюдается своего рода «эволюция»: просто куст «превращается» в цветок, который назван героиней любимым:
…муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.
— Ты – чему? – спросила Вера.
— А ты чему?
— Нет, ты говори первый, а я потом.
— Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты
— Я тоже, глупости, и тоже – про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…
Исследование семантико-функционального потенциала флоризмов в произведении А. Куприна позволяет говорить о том, что они играют регулирующую роль в восприятии и понимании образов персонажей.
6. В рассказе «Куст сирени» Куприн показывает семейное счастье семьи Алмазовых. В фамилии героев уже содержится оценка происходящего, так как алмаз — драгоценный камень, блестящий, многогранный. Это намек на чистые, светлые отношения между супругами. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчеркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска». Имя Вера тоже неслучайно (женское имя Вера имеет славянские корни, однако, распространилось только с приходом христианства, имеет то же значение, что и слово « вера»): это вера в свои силы, уверенность в будущем. Николай – в переводе с греческого языка означает «победитель народов», а отчество Евграфович от имени Евграф, которое в переводе в греческого означает «хорошо пишущий». Выбор имени главного героя говорит о том, что хоть и с помощью своей жены Веры, но Алмазов выходит победителем из сложившейся ситуации:
— Хорошо! Прекрасно! — крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица. «Что это за дерево?» — спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». — «Березка, должно быть?» -говорит. Я отвечаю: «Должно быть, березка, ваше-ство». Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики». Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул.
Главную героиню автор называет не иначе как Верочка. В этом нежном имени заложена вся искренняя любовь и нежность, которая царит в этой семье. Эмоциональное спокойствие поддерживает тоже она: «Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом«. Верочка была по мере необходимости «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой» мужа.
Тональность этого текста решается также на лексико-семантическом уровне. Куприн использует лексику, которая показывает спокойный, счастливый и веселый эмоциональный тон: «И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту парочку…«.
Эмоциональную тональность рассказа «Куст сирени», как и многих других ранних произведений Куприна, мы определяем как мажорную.
7. В основе повествования лежит прием антитезы. Автор использует ее и в изображении героев.
Противоположные черты характера главных героев
«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучила встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом…
Вера стояла в двух шагах от него также молча, со страданием на красивом, нервном лице»
Раздражен, недоволен
Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова
Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб
Находчива, активна, деятельна, точна, быстра
Не видит выхода, не верит в успех
Верит в успех дела, надеется на положительный исход
Подчиняется жене, действует по ее плану, лицо сияет « торжеством одержанной победы». Алмазов преображается: из мрачного неудачного он превращается в счастливого человека
В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее
Упорный, целеустремленный, но из – за предыдущих неудач стал нервозным и неуверенным в своих силах
Добра, отзывчива, самоотверженная, очень любит своего мужа, из любой ситуации сможет найти выход
Приём антитезы помогает раскрыть идею произведения. Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга. Автор не дает нам внешнего описания героев. Куприн сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, который гораздо важнее внешности.
Повествование идет от лица автора и можно проследить, как сам автор относится к своим героям: Куприн открыто выражает свои чувства, с большой симпатией относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.
8. В рассказе появляются эпизодические, но не менее яркие герои: оценщик, садовник и профессор. Оценщик привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезенные вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, садовник сначала был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль, он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но потом, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается. Можно заметить, что автор симпатизирует этому «маленькому старичку в золотых очках».
Союз героев рассказа «Куст сирени» Николая и Верочки выдержал испытание на прочность. Воплощением этого союза, любви, готовности к взаимопомощи, к преодолению трудностей для блага любимого человека, становится сирень. После того, как история с посадкой кустов сирени закончилась благополучно, Алмазов и Верочка идут домой счастливые. Дома за чаем они вновь возвращаются к разговору о кустах сирени и Верочка признается, что сирень с этих пор будет ее самым любимым цветком. Невольно верится, что Верочка и Николай будут счастливы, пройдут весь свой жизненный путь, взявшись за руки, и цветы благоухающей сирени будут для них залогом счастья.
9. В этом на первый взгляд незатейливом произведении Куприна скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых человеческих взаимоотношений, которые проявили себя в обычной житейской ситуации. В момент заключения брака все будущие супруги слышат о том, как необходимо поддерживать друг друга во всяческих коллизиях судьбы. Однако многие впоследствии забывают об этом, или попросту им не хватает времени, чтобы лишний раз протянуть руку помощи своему супругу. Пример Веры показывает, как важна бывает такая поддержка. Умение найти нужные слова, а иногда заставить действовать определенным образом помогает спасти не только дело, на которое было затрачено немало времени, но и отношения между людьми. Что касается героев этого рассказа, то можно быть уверенными, что их дальнейшая совместная жизнь непременно будет счастливой.
Как известно, свое знаменитое произведение «Гамбринус» Александр Куприн создавал в переломное время для России. Это был промежуток времени между двумя революциями. Именно данный рассказ олицетворяет неразрывную связь простых людей с русской культурой. В произведении автор поднял тему бессмертия и победы великого искусства над безнравственностью и подлостью. Чтобы быстро узнать и запомнить основные события из произведения Куприна «Гамбринус» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ по главам. Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!
Глава 1
Основные события разворачиваются в портовом городе. Пивная, которая называется «Гамбринус», находится в подвале одного дома. Может показаться, что это очень необычное название для пивной. Однако бар неспроста так называется. Когда-то там был человек, которого называли королём пивного промысла. Его как раз и звали Гамбринус.
Это место не отличалось особой аккуратностью. Так, на полу пивного бара всё время были опилки и было грязно. Особенно неприятно было то, что в пивном заведении была постоянная влага, так как он находился на нижнем этаже.
К тому же, столов в пивной не было, вместо них были бочки, которые практически всегда были грязными. Вместо стульев — бочки поменьше. Можно сказать, что это заведение посещали бедные люди, чтобы выпить. Им было вовсе не до красоты и чистоты.
По вечерам в заведении на скрипке играет музыкант Сашка — кроткий и веселый. По национальности герой еврей. Его возраст сложно определить, к тому же он всегда пьяный. Вместе с ним собачка Белочка, а также пожилая и полная буфетчица мадам Иванова.
Глава 2
Автор рассказывает о портовом городе. Здесь часто бывали молодые и задорные моряки, которые работали с риском для жизни в море и весело отдыхали на суше. Порт был усеян игорными и бордельными заведениями. Повсюду встречались скупщики краденного и другие криминальные профессии. Город манил моряков, но всегда обманывал их ожидания, ведь каждый день случались жестокие портовые драки и другие инциденты.
Сашка был известен всем морякам, бродягам и рыбакам. Его любили за талант.
Глава 3
Данное заведение популярно и у моряков, и у местных посетителей. Но Сашка приходит в пивную задолго до открытия и играет для буфетчицы свои личные пьесы, печальные и долгие. Собака подвывала.
В пивной пили много, считалось особым шиком уставить пустыми бутылками всю бочку. Было так шумно и чадно, что было трудно дышать и говорить. И только скрипка слышалась в общем гаме.
Главный герой играет на скрипке абсолютно для всех. Он выполняет заказы посетителей за хорошую плату. Многие даже просят у Сашки одолжить небольшие суммы, однако, как правило, долги ему не возвращают. Он знает все песни наизусть и играет мастерски. К ночи становилось весело и дико.
Но Сашка не любил известности. Однажды журналист привел профессора из музыкального училища посмотреть на Сашку, а он специально гримасничал и не показывал полного умения. Профессор ушел, даже не допив кружки.
Глава 4
Порой в пивную заходили воры с дружной компанией девиц. Они веселились громко, не щадя сил и средств. Приходили и целые артели рыбаков. Рыбаки кутили как в последний раз, так как их профессия была очень рискованной, они могли не вернуться. Все свои прибыли они спускали за 3 дня, били посуду и женщин, а потом вновь возвращались попытать удачу в море.Сашка знал их отчаянную и сложную жизнь, поэтому всегда играл для них особенно эмоционально.
Нередко Сашка останавливал драки, разнимал дерущихся и служил миротворцем. А так в пивной случались настоящие побоища.
Глава 5
В пивной были свои модные сезоны песен. Русские моряки требовали своих, французские — своих, и т.д. Как только судно заходило в порт, сезонность менялась.
Но вот началась война с Японией. Многие люди сразу же стали политиками и стратегами. В пивной все чаще слышались беседы о войне. Все песни стали такой направленности. Сначала все верили в победу, но потом настроение омрачилось поражениями.
Во время военных действий в Японии главный герой оказывается в армии. Сашку забирают туда насильно, несмотря на то, что ему больше 46 лет. Точного возраста он и сам не знает, ведь от роду сирота. В военкомате ему ответили, что он не имеет права возмущаться, а с возражениями своими служить попадет в клоповник.
На это время свою скрипку герой отдаёт другому человеку, который вызвался пойти за него на войну, но не смог. А собака на время отсутствия Сашки находится с буфетчицей. Также ей отдают зарплату Сашки, чтобы она отослала ее родственникам героя — вдове племянника и семье двоюродного брата. На прощание героя напоили и обласкали. Всем его жалко, ведь он не создан для военной жизни, да и по происхождению вовсе не русский, а еврей.
Глава 6
Писатель показывает, как заведение пустеет без привычного скрипача. Ведь иных скрипачей посетители пивной воспринимать не хотят. Буфетчица со страхом открывала газеты, но так ничего и не узнала о судьбе Саши. Однако со временем о Сашке начинают забывать. В результате, о нем помнят лишь буфетчица и Белочка. Вместо него теперь играет Лешка-гармонист, бывший вор.
Спустя года Сашка возвращается. Он был зачислен в музыкальный полк, а под конец войны попал в плен.
В это время в заведении уже играет гармонист Лёшка, который является бывшим вором. После возвращения Сашки, гармониста выгоняют. Скрипку возвращают музыканту, и пивная снова оживает. Сашка заступается за Лешку и играет всем на радость.
Только вот буфетчица замечает, что ужас и тоска, появившиеся накануне войны, не ушли из глаз Сашки. Они стали глубже. Он по-прежнему играл и гримасничал, но уже притворялся. Не было у него веселья.
Глава 7
Настало революционное время, люди сильно оживились. В пивной Сашка то и дело играет гимны: марсельезу и прочие революционные песни. Люди были воодушевлены, ждали перемен. Но однажды в пивную пришел пристав и запретил петь песни о свободе. С тех пор в городе стало тревожно и неспокойно. Люди боялись выражать свои мысли. Везде были аресты, в город даже вошли армейские части.
Спустя определённое время город охватили еврейские погромы. Люди руководствовались даже не корыстью, а безнаказанностью насилия. Власти ничего с этим не делали. В итоге, избивают многих евреев, однако Сашке совсем не страшно. Люди не воспринимают его всерьёз. Один из погромщиков негодует из-за того, что никто не может тронуть Сашку, и со всей жестокостью убивает его собаку. Сашка ничего не мог ему сделать и лишь молча смотрел.
Глава 8
В городе появились какие-то странные люди с георгиевскими ленточками в петлицах. Они вламывались повсюду и угрозами вынуждали людей вставать и петь русский гимн. Это были сыщики. Они вели себя вызывающе и по-хамски.
Однажды в пивное заведение приходят сыщики. Среди этих сыщиков оказался Мотька Гундосый, бывший сутенер, человек необыкновенной силы и крещенный еврей. Между сыщиком и скрипачом завязался серьёзный конфликт, потому что Сашка отказался исполнить гимн, ведь пристав запретил их исполнять. Мотька обозвал Сашку жидом, а тот спросил, за сколько покрестили Мотьку? Люди высмеяли сыщика. Тот начал кричать и драться.
В итоге, главный герой разбивает свой музыкальный инструмент и избивает им полицейского. Сыщики намерены забрать скрипача в полицейский участок, однако посетители прячут Сашку, не давая им это сделать.
Глава 9
Но вечером сыщики поджидают главного героя, когда он идет из заведения. Его ведут в участок. Люди, увидевшие это, передали другим. Теперь все считали Сашку похороненным.
В результате, Сашку было не видно целых три месяца. Но он вернулся. Правда, худой и с бородой. Теперь изуродованная левая рука скрипача не сгибается из-за серьёзных повреждений сухожилий. Главный герой не в состоянии играть на скрипке, как прежде. Несмотря на это, Сашка не падает духом и не отчаивается. Ведь он убеждён, что можно покалечить и изуродовать человека, однако убить великое искусство невозможно. Теперь он играет на губной гармошке.
Можно утверждать, что, описывая все невзгоды и трудности, которые выпали на долю главного героя, автор хотел показать невероятную силу духа и достойные человеческие качества своего персонажа. Твёрдость характера позволяет герою не бросать его любимое дело. Так, Сашка осваивает игру на губной гармошке. Основная мысль данного произведения — искусство сильнее всех жизненных невзгод. Ведь оно непобедимо.
Автор: Виктория Комарова