План
1. Каков он чеховский маленький человек?
2. «Футлярный человек» в творчестве Чехова
3. Маленький человек, вызывающий сочувствие
Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений.
Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П.
Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.
Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.
Каков он чеховский маленький человек?В первую очередь, маленький человек у Чехова очень разный.
Он может быть смешным и ничтожным (как в рассказе «Смерть чиновника», герой которого Червяков умирает от переживаний, нечаянно чихнув в театре на генерала); может быть добрым и честным неудачником (как Петя Трофимов – «вечный студент» из «Вишневого сада»); может быть внешне вполне благополучным человеком, но мучающийся каким-нибудь сильным переживанием (как герой рассказа «Дама с собачкой» Гуров, влюбившейся в провинциальную даму и не могущий погасить в себе страсть к ней); может быть мальчиком на побегушках Ванькой, сочиняющим письмо своему дедушке, которое никогда не дойдет до адресата.
Во многих и многих рассказах Чехова мы встречаем образы «маленьких людей». Но каждый «маленький человек» имеет свою душу, имеет свои желания и даже способности, которые он так и не смог реализовать.
«Футлярный человек» в творчестве Чехова
Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».
Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.
Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником.
Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком.
Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь.
В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.
Следует отметить, что писатель достаточно критично оценивает образ своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.
Маленький человек, вызывающий сочувствие
У Чехова маленький человек может вызывать и искреннее сочувствие. Следуя традиции Достоевского, писатель рассказывает нам о людях, которые становятся жертвами судьбы, но не теряют при этом своего человеческого лица.
Таким перед нами предстает герой рассказа «Тоска» кучер Иона, который потерял накануне сына и хочет выговориться перед каким-нибудь пассажиром, чтобы немного облегчить свои страдания. Однако люди равнодушны к переживаниям старого кучера.
Тогда он обращается к своей лошади, рассказывая ей о своей душевной боли.
Или другое произведение писателя – рассказ «Студент», повествующий о бунте маленького человека. Главный герой этого рассказа семинарист Иван пришел к внутреннему отчаянью, он готов порвать с миром христианской нравственности и веры, к которой был приучен с детства. В страстную неделю вместо посещения храма Иван пошел на охоту.
Возвращаясь в нее, он подошел к костру, около которого грелись две вдовые женщины. Старшая вдова стала спрашивать Ивана о событиях евангельской истории, и студент почувствовал живую связь прошлого и настоящего, понял, что даже он – маленький человек – может рассчитывать на утешение в Христовом царстве правды и высшей справедливости.
Для Чехова очень важна личность человека, недаром писатель настоятельно советовал своим друзьям: «Берегите человека».
Для каждого из нас необходимо в течение всей жизни суметь сохранить в себе совесть, сострадание к людям, стремление к высшим нравственным ценностям.
По Чехову маленький человек может стать человеком с большой буквы, независимо от того, какое социальное положение он будет занимать, если сохранит свою душу, сохранит в себе живую связь с людьми.
И напротив, если человек будет замыкаться в себе, в мире собственных иллюзий и желаний, то какое бы положение он не занимал, он станет «футлярным» человеком, потерявшим свою душу.
Образ маленького человека по-разному понимается в творчестве Чехова. Маленький человек может быть таковым только внешне, по своему положению в обществе. А может быть мелким человеком именно внутренне. И тогда не важно, какой пост он занимает. Все равно такой человек остается личностью в «футляре».
- 5. Смешное и грустное в рассказах Чехова
- План
- 1. «Смех сквозь слезы» в ранних рассказах писателя
- 2. Смешное и грустное как отражение несовершенства человеческого мира
- 3. Прием грустной иронии как основа композиции чеховских произведений
А.П. Чехов давно уже является признанным мастером отечественной литературы, объединившем в своем творчестве мягкий лиризм, любовь к человеку, педагогичность и добрый юмор. Смешное и грустное в рассказах Чехова переплелись между собой. С одной стороны, читатель часто смеется над поведением героев писателя, а с другой стороны, видит в их поступках отражение собственных пороков и недостатков.
«Смех сквозь слезы» в ранних рассказах писателя
Мягкий и грустный юмор – это характерная черта практически всех произведений Чехова. Проявилась она уже в его ранних рассказах.
Например, знаменитый рассказ «Лошадиная фамилия», который заставляет читателя искреннее смеяться, наблюдая, как нерадивый отец семейства вместе со всеми домочадцами пытается разгадать «лошадиную фамилию» зубного врача. Однако даже за этой веселой сценой стоит некоторая авторская грусть: люди впустую проводят свое время, интересуясь не человеком, а только его нелепой фамилией.
То же самое мы встречаем в рассказе «Смерть чиновника».
В нем передается судьба мелкого чиновника Червякова, совершившего оплошность (чихнувшего в театре на лысину генерала) и умершего от переживаний по этому поводу. Сама атмосфера рассказа юмористическая, но в конце произведения читатель испытывает чувство горечи: главный герой умирает от собственного страха, причины которого на самом деле ничтожны.
Смешное и грустное как отражение несовершенства человеческого мира
Смешное в рассказах Чехова всегда стоит на первом плане, а грустное прячется за этим фасадом. Так происходит в не менее известном рассказе «Хамелеон».
Главный его герой отдает диаметрально противоположные приказания насчет маленькой собачонки, доставляющей прохожим неудобства, в зависимости от предположений людей из толпы, кому принадлежит эта собачка: человеку бедному или богатому и знатному.
Подобострастие «хамелеона» вызывает у читателей искренний смех, однако это тоже смех сквозь слезы. Ведь многие люди ведут себя также двулично, подобострастно и лживо.
Похожую сцену наблюдаем и в рассказе «Толстый и тонкий». Случайная встреча двух товарищей, учившихся когда-то вместе в гимназии, на первых порах выглядит весьма душевно, пока речь не заходит о служебном положении «тонкого» и «толстого» господина.
Оказывается, что «толстый» товарищ занимает пост гораздо выше «тонкого». После того, как это обстоятельство выясняется, никакой душевный разговор уже невозможен. Прежние приятели расходятся друг с другом, потому что в мире фальши и ложной славы они не могут общаться на равных.
Читатели этого рассказа не могут сдержать улыбки, при изучении такой сцены, однако, это улыбка грустная.
Те же коллизии сюжета встречаем в рассказе «Злоумышленник». Читатели прекрасно понимают, что мужичок, снимавший гайки с железнодорожного полотна, чтобы с их помощью ловить рыбу, вовсе не является опасным преступником. Сцена его допроса выглядит смешно.
Однако читатель смеется и жалеет этого безграмотного героя, который может сильно пострадать за свое вынужденное невежество.
В этом рассказе проявилась еще одна характерная черта чеховских произведений: в них очень часто говорится о том, что люди из интеллигенции, обладающие властью и имеющие образование, не готовы слушать и понимать то, чем живет простой народ. Сословия разделяет пропасть, мешающая человеческим взаимоотношениям.
Прием грустной иронии как основа композиции чеховских произведений
Грустное в рассказах Чехова находит свое подтверждение в том, что сама жизнь несовершенна. Однако писатель учит нас преодолевать это несовершенство обращением к доброму и мягкому юмору. Сам Чехов, по воспоминаниям современников, много шутил, однако, шутки у него тоже получались грустные.
Именно писателю принадлежит такая афористичная, но наполненная тоской фраза: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься». Правда, не всегда он был столь бескомпромиссен.
Есть и другие его более светлые высказывания. «Пахнет осенью, – писал Чехов в одном из писем другу. – А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое.
Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями».
Чехов часто использует прием грустной иронии в своих произведениях, но эта ирония целительна сама по себе: она помогает читателю взглянуть на мир человеческих взаимоотношений как бы со стороны, учит думать, чувствовать и любить.
Часто литературоведы сравнивают смешные и грустные рассказы Чехова с осколками разбитого зеркала, имя которому сама жизнь. Читая эти произведения, мы видим в них отражение самих себя, поэтому мы сами становимся мудрее и терпеливее.
Образ маленького человека в произведениях Чехова
Маленький человек живет своей маленькой жизнью не только в реальности. Он перешел на страницы романов, рассказов и уже оттуда выглядывает своими маленькими глазками, боясь выйти в открытый космос. И самые яркие их выходы, те незабываемые, о которых читатель не раз вспоминает, которые он цитирует и пытается сберечь в памяти, несомненно, припадают на творчество Антона Павловича Чехова.
В творчестве Чехова это едва ли не основной герой. В сатирических рассказах автора этот персонаж проявляется особенно ярко. Чехов переосмыслил этого человека, его роль в окружающем мире.
Он не оскорблен, он не обижен. Но вместе с тем, что-то есть грустное в его глазах, своя атмосфера во взгляде, и, да, его хоть и обижают, но он настойчивый, агрессивный, иногда он пытается устрашать окружающих. А еще, есть моменты, когда он какой-то до боли смешной.
Давайте откроем свои души, вытащим их из футляров и посмотрим на мир иначе, найдем следы маленького человека на этой большой планете. Об ином футляре говорит Чехов, когда пишет свой рассказ с подобным названием «Человек в футляре». Главный герой даже, кажется, доволен, своим положением маленького человека.
Да и чем этому человеку его положение, собственно, должно не нравиться? Он же сам создал свой мир, из которого не хочет уже уходить. Маленькое счастье для этих маленьких людей в этом внутреннем мире и заключается. Для них все равно, что о них думают окружающие. И может в этом они и правы? Всю свою жизнь Беликов проводит в футляре.
Фуфайка, темные очки, и уши, заложенные ватой — все спрятано от людей. Но в футляре также и зонтик, и часы, и нож. А дом Беликова похож на один большой футляр. Он мечтал о нем — он его себе создал. Весь город в страхе от странностей этого человека, но он этого совсем не понимает.
Да и все «маленькие» люди не совсем заботятся о том, как они своим поведением влияют на других жителей этого города, этого мира, что видно из необдуманных поступков героя рассказа «Злоумышленник».
Есть в них что-то трагическое, в этих образах, и вместе с тем настолько смешное, что уже и не знаешь, смеяться тут, или плакать. Смерть для Беликова была воплощением его идеала.
Не потому ли в гробу у него было «кроткое, приятное, даже веселое» выражение лица? Он оказался в том главном футляре, о котором мечтал всю жизнь.
Если в жизни он этот футляр постоянно надевал на себя сам, то смерть дала ему отличную возможность, положив его в футляр, оставить там навсегда.
Маленькие люди ходят не спеша во многих Чеховских произведениях. Они живут, влияют на других даже своей бездеятельностью. Идеальным примером может послужить Червяков из рассказа «Смерть чиновника» и его настойчивая суета перед генералом Бризжаловым. Порфирий, известный как Тонкий из рассказа «Толстый и тонкий» также показывает типичную реакцию маленького человека.
Очумелов, маленький герой рассказа «Хамелеон», тоже хочет спрятать себя поглубже от внешнего мира, но немного другим путем. Он, как ящерица, как хамелеон, что меняет цвет, зависимо от того, в какую среду попадет. Он — человек без принципов, в какую ситуацию попадает — так себя и ведет.
В этом маленьком человеке постоянно идет борьба внутри самого себя, и, иногда, кажется, что уже невозможно угадать, какого цвета станет он сейчас — в кого претворится, чтобы ему было выгодно. Он поменяет отношение к щенку только узнав, что хозяин его другой.
Очумелов мечется между тысячами своих «я», так и не находя, не показывая того, единственного и настоящего. Не исключено, что его и нет.
Маленького человека частенько угнетают, обдирают и унижают, что видно на примере гувернантки из рассказа «Размазня». Поднятая в этом лаконичном произведении проблема заключается в том, что человека маленьким делает не он сам, но социум и общество порождает такие шаблоны поведения.
Но маленького человека в сочинениях Чехова не всегда жалко. Иногда эти отрицательные качества, которые в них заложены, и принимать не хочется.
Ведь кто будет одобрять чинопочитание и ограниченность мысли? Кому понравится неискренность и корыстолюбие? Но маленькие люди живут не только на страницах рассказов. Каждый из них вечером приходит домой, садится в свой футляр, и закрывается там до лучших времен.
А иногда он сидит в этом футляре всю жизнь. И, правильно ведь заметил Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет».
-
Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
-
«Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
-
«Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
-
«Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
-
«Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
-
«О любви», анализ рассказа Чехова
-
«Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
-
«Хамелеон», анализ рассказа Чехова
-
«Студент», анализ рассказа Чехова
-
«Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
-
«Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
-
«Каштанка», анализ рассказа Чехова
-
Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
-
«Хирургия», анализ рассказа Чехова
-
«Палата №6», анализ повести Чехова
По писателю: Чехов Антон Павлович
3629. Образ и характеристика Ионы в рассказе Тоска Чехова Русский язык
Основным персонажем произведения является Иона Потапов, представленный писателем в образе бедного крестьянина, зарабатывающего себе на жизнь в Петербурге, служа простым извозчиком.
Иона описывается в рассказе в качестве немолодого мужчины, отличающегося худосочным телом и изорванной старой одежонкой.
Характерными чертами героя произведения являются его беззлобность, доброта и безобидность. Он является забитым, покорным и робким человеком, неспособным дать отпор хамству и пренебрежению со стороны других людей.
Иона давно овдовел, имеет в деревне дочь Анисью, а недавно похоронил горячо любимого сына, по которому сильно грустит и тоскует. Он постоянно нуждается в том, чтобы высказаться кому-либо накопившийся на сердце груз, но окружающие его люди относятся к извозчику с равнодушием и холодностью, не желая выслушивать душеизлияния старика.
Седокам, которые озабочены собственными проблемами, совершенно наплевать на то, что творится в сердце старого Ионы, поскольку они не отличаются чувством сострадания. Иона пытается выговориться, обратившись к молодому извозчику, работающему рядом с ним и проснувшемуся от жажды, однако и тот остается глухим к душевным порывам старика.
В какой-то момент состояние потребности бедного Ионы в стороннем сострадании и поддержке приводит старика к тому, что он облегчает свою душу своей молчаливой лошади, найдя в ней то, что не смог найти в окружающих людях.
Иона рассказывает своему невольному слушателю, являющемуся единственным живым существом, не отвернувшимся от него, о своей жизни в деревне, об оставленной там дочери, о тяжелом заболевании сына и его похоронах. И старику совершенно все равно, что лошадь не может выразить свое сострадание к нему в виде охов и ахов.
Он знает, что лошадка является его верным и надежным другом, неспособным предать его и оставить в трудную минуту.
В лошади Иона находит свое утешение душевных страданий и мучений, делясь с ней своим одиноким и печальным криком, идущим из глубины его сердца, который разбивается о черствость и равнодушие людей, отказавших старику в поддержке и сострадании.
Повествуя о душевной тоске пожилого крестьянина Ионы, писатель раскрывает проблематику одной из насущных человеческих проблем, заключающейся в отсутствии в современном мире простого человеческого тепла неравнодушия и искреннего сочувствия и участия.
Вариант 2
Антон Павлович Чехове известен как автор миниатюрного рассказа. Сам он при жизни своей говорил: «Краткость – сестра таланта». Рассказ «Тоска», который появился в 1886 году, полностью вписывается в эти рамки.
Центральным героем произведения считается крестьянин по имени Иона. Он работает извозчиком в Петербурге. Вероятно, Иона проживает и работает на земле в селе, а в город приезжает подзаработать денег. Такое явление было вполне себе приемлемым среди бедного крестьянского люда.
Иона мужчина в возрасте. Об этом Чехов дает понять читателю, называя своего героя «стариком».
Иона, какими обычно были все крестьяне, беден. Он носит старую одежду. Его лошадь слабая и тощая, вечно голодная, малоподвижная, как и сам Иона.
Пару дней назад у извозчика произошла огромная беда – у него умер сын. Старику не может не с кем обсудить о своей трагедии. Это очень тяжелая ситуация. «Был пьющий, оттого и помер» — говорят вокруг совершенно чужие люди.
Иона пытается поговорить с попутчиками, но всем безразличны душевные его муки. Они равнодушны к терзаниям окружающих людей. В конечном итоге, единственное живое существо, с которым смог поговорить извозчик – его лошадь.
Антон Павлович Чехов делает акцент на том, что люди злы, жестоки и не хотят выслушивать никого потому, что у каждого есть свои проблемы, обиды и причины расстраиваться.
Образ Ионы – образ маленького человека, типичного героя чеховских рассказов. Таких как он много. Бедный крестьянин, без денег, работающий за копейки извозчиком в городе. Ничего не поделаешь. Конечно, если бы у старика были деньги, то он непременно сделал бы все возможное, чтобы вылечить свою кровиночку.
У Ионы есть дочь Анисья. Он вдовец, так как его жена умерла.
Иона человек застенчивый и спокойно относится к хамству со стороны своих седоков, которые обзывают и даже бьют его.
Иона доброжелательный и приветливый человек, несмотря на то, что другие отвечают ему грубостью на доброту. Это читается в разговоре извозчика и дворника.
Рассказ «Тоска» повествует о бренной участи маленького человека в этом мире.
Сочинение на тему Иона
Произведения А.П. Чехова описывают все грани жизни.
Здесь проблемы праздной аристократии, любовные перипетии молодежи, муки творчества художников и поэтов, сомнения интеллигенции, жажда перемен в обществе и жизнь маленького человека.
Все сословия и болезни социума затрагивает писатель. Поэтому пьесы и рассказы прозаика по-прежнему актуальны, находят своего читателя, а число поклонников творчества только растет.
Рассказ А.П. Чехова «Тоска» полностью соответствует своему названию. Он о жестоком, беспросветном горе простого человека. Книга о людском равнодушии друг к другу. По-мнению, драматурга: «Равнодушие – это паралич души». Будучи, врачом от литературы он ставит беспощадный диагноз.
На страницах «Тоски » мы встречаем Иону Потапова. Бывший крестьянин, а теперь извозчик, пожилой, несчастный человек. Дело у него не клеится. Он убит горем.
А потому, заметает его снегом, а герой сидит в своих мыслях, без движения. Лошадка его тоже не двигается, ей тоже тяжело. Ведь ее оторвали от плуга, полей, привычной работы. Животному страшно в городе.
Лошадь старенькая, неказистая, напоминает «пряничную лошадку».
Первым ездоком становится молодой офицер. Он довольно вежлив, когда садится. Но медленная езда его начинает нервировать. Несмотря на сарказм, издевки клиента, Потапов хочет поделиться с ним своей бедой, начинает рассказывать про смерть сына. Но военный не проявляет интереса к истории, делает вид, что спит.
Далее садятся молодые барчуки. Их трое, да и ехать далеко, но предлагают копейки. Иона не спорит, молча берет ездоков. Они его обижают всю дорогу, даже пытаются ударить несколько раз. Но он вымученно посмеивается и хвалит ребят. И все пытается рассказать им о сыне. Но и эти люди не хотят разделить его боль, просто выслушать. Только отмахиваются дежурной фразой: «Мы все умрем».
Иона хочет завести разговор с дворником, ведь такой же как он, простой человек, работяга. Но и этому не до него. Прогоняет извозчика дворник. А старику надо немного.
Только рассказать о сыне: как он заболел, как лежал в горячке, что говорил перед смертью, как хоронили. Ему бы в собеседницы сейчас женщину хорошую, чтобы слушала, причитала и плакала. От чужих слез о его ребенке, стало бы немного легче.
Но жены нет давно. А единственная дочь Анисья живет в деревне, ей тоже приходится несладко.
Потапов едет на постоялый двор, не заработав даже на овес. Там обитают такие же, как он. Но и в комнате всем не до его беды. Горечь утраты пожилого мужчины никому не интересна.
Тогда старик идет на конюшню, дает сена лошаденке. И изливает ей свою боль. А она тихонечко жует и слушает.
Образец 4
Иона Потапов – главный герой рассказа Чехова «Тоска». Он держит небольшой пассажирский извоз в городе: санки на пару мест и лошаденку, или кобылочку, как он ее ласково называет. В рассказе описан один день, или точнее, вечер его работы, которая не приносит большого дохода. Богатые господа ездят в дорогих экипажах, а то, чем управляет Иона, пользуется не очень большим спросом.
Небольшая лошадь, видимо, выросла в деревне. А потом ее оторвали от привычного и милого ее сердцу уклада и бросили в «омут чудовищных огней», вдали от размеренной и спокойной жизни. И Ионе, как и его лошади, тоже не очень спокойно в городе, где все суетятся и куда-то бегут.
Но все можно перетерпеть, даже не очень любимую работу, если бы не смерть сына – на этой неделе умирает в больнице сын Ионы. Умирает внезапно и непонятно, от чего. Наверное, от горячки. И хотя у Ионы есть еще и дочь, живущая в деревне, но сын был бы «надежей», кормильцем и подмогой в старости.
Рассказ назван «Тоска», потому что тоска заполняет Иону целиком – его тело, душу, мысли и поведение. Ее так много, что она давит и распирает изнутри грудь с большой силой. Если она вырвется наружу, то затопит все вокруг.
И единственное, в чем Иона видит облегчение своей участи, это рассказать кому-нибудь об этой тоске, выговориться, чтобы тебя выслушали, показали, как тебе сочувствуют, поохали и «попричитывали».
Но все заняты своими делами, которые волнуют их гораздо больше, чем смерть какого-то незнакомого Кузьмы Потапова: нечего зря болтать, лучше поезжай быстрей. Ведь в этой жизни главное – успеть вовремя.
Вовремя приехать, вовремя прибежать, и поэтому нет времени на разговоры и выслушивание чужих жалоб. Но Ионе необходимо рассказать кому-нибудь о своем сыне: каким хорошим извозчиком он был, как заболел, а потом и помер в больнице.
И об очень важном для него – как он ездил в больницу за одеждой умершего сына: ведь это – такое большое событие. И про Анисью, дочку, живущую в деревне, надо бы поговорить. И Иона, к месту и не к месту, вставляет в разговор такие нужные для него слова о смерти сына.
Но никто не только не сочувствует, а даже не пытается просто выслушать.
Но надо поговорить и высказаться. Иначе тоска поглотит Иону целиком. День кончается, а никто так и не выслушал от начала до конца скорбный рассказ Ионы.
Да и некому выслушивать – рядом никого нет, кроме его верной лошадки, которая хорошо понимает хозяина без слов: она чувствует, когда Иона направляет санки к дому и начинает бежать быстрей. А почему бы не рассказать обо всем ей? Она не будет перебивать, торопить, посмеиваться и осуждать.
Она жует, дышит в руки Ионе и слушает, слушает. И Иона, приводя примеры из жизни, забывает, что говорит с лошадью – ведь это единственный благодарный слушатель за весь день. И Иона рассказывает своей лошадке все.
Все сочинения
Тема «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова – по русскому языку и литературе
Тема «маленького человека» является одной из наиболее популярных тем среди русской литературы 19 века. Первым ее раскрыл А.С. Пушкин, затем Н. В. Гоголь и многие другие писатели, но именно А.П. Чехов показывает нам ее с абсолютно другой стороны.
Маленьким человеком, которого показывает нам Гоголь в произведении «Шинель» можно назвать человека, который мал в социальном плане, которого не замечают в обществе.
Чаще всего у него нет близких, друзей, а для остальных он невидимка. Такие люди привыкли к своему положению, боятся и не хотят ничего менять. Они не считают нужным делать что-то помимо своей ежедневной рутины. Но несмотря на это «маленькие люди» весьма умны и воспитаны, они могли бы многого добиться, если бы не общество, в котором живут.
Так главный герой повести Гоголя – Акакий Акакиевич Башмачкин является ярким примером «маленького человека». Чтобы подчеркнуть это автор даже использует уменьшительно-ласкательный суффикс «чк», тем самым фамилия героя звучит более мягко и ничтожно. Сам персонаж беден и зауряден.
Он боится чего-то нового и привык подчиняться, не думая о смысле своих действий.
Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Единственное чего герой по-настоящему хочет – это купить себе новую шинель, и делает эту мечту смыслом всей своей жизни. Сам персонаж верил и считал, что с данной покупкой его будут воспринимать на равных, что общество примет его за своего, но, к сожалению, ничего не изменилось.
На протяжении всей повести автор проявляет жалость к персонажу, и мы понимаем, что таких людей как Башмачкин много. Только они слишком слабы, чтобы противостоять обществу, которое давит на них, не замечает и буквально топчет их потенциал. С данной стороны именно окружение виновато в ничтожности таких людей.
Но в отличие от авторов, которые придерживались такого мнения, Чехов считал иначе: по его словам, в проблеме «маленького человека» виновато не общество, а человек. Люди собственноручно создают себе такие условия, в которых остальные не принимают в свое общество.
Примером такого человека является Тонкий из произведения «Толстый и Тонкий». Здесь персонаж показан как ничтожный, низкий и жалкий человек, привыкший преклоняться перед всеми, кто выше его по чину.
Так встретив своего бывшего одноклассника Толстого, который просто решил поздороваться, Тонкий запаниковал и затрясся, когда узнал о новом статусе друга. Он моментально стал вести себя чересчур любезно и унижался, хотя в этом и не было нужды.
Сам персонаж даже не осознавал, что так вести себя не стоит, для него это было нормально, и он не думал о том, что стоит изменится.
В другом рассказе Чехова «Хамелеон» ситуация немного другая. Главный герой – Очумелов является маленьким человеком из-за неимения своего собственного мнения. Когда мастера Хрюкина укусила собака, то он решает разобраться кто виноват.
На протяжении всего рассказа герой меняет свое мнение несколько раз, в зависимости от того, кому все же принадлежит животное: если это простая дворняга, то ее следует «истребить», а если она генеральская, то мастер сам виноват. Таким образом он не ищет правду, а лишь выбирает более выгодную для себя сторону.
Здесь также показано преклонение маленького человека к тому, кто имеет больше власти.
В итоге Чехов показывает нам такие черты маленького человека, как неискренность, чинопочитание и ограниченность мысли.
Читая о таких людях, мы испытываем не сочувствие, как к гоголевскому маленькому человеку, а лишь отвращение. Автор показал, что они сами создают такие условия и сами виноваты в своем поведении.
Возможно и есть надежда на то, что маленький человек исправится, но верится в это с трудом.
Полезный материал по теме:
Сочинение: Образ маленького человека в рассказе «Тоска» (А.П. Чехов)
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Маленький человек в произведениях Чехова
Тема «маленького человека» была популярна в литературе 19 века. Под этим понятием принято понимать обычную, заурядную личность. Антон Павлович Чехов также писал о «маленьком человеке», но привнёс в литературу новаторский подход к такому типажу.
Например, в рассказах “Смерть чиновника” и “Человек в футляре” Чехов изображает чиновников, которые настолько переживали из-за мелких оплошностей, что эти переживания привели к гибели героев.
Будь то неудачный чих или падение с лестницы на глазах прохожих – герои чеховских рассказов слишком озабочены общественным мнением.
Им важно держать лицо, быть в правильном «футляре», и любая неудача для них равна смерти.
В рассказе «Крыжовник» главный герой мечтает о поместье в сельской местности. Но цена этого желания оказывается слишком высока: умирает, не выдержав вечной экономии и голода супруга. Мещанское, низменное счастье Николая вызывает отторжение и у читателей, и у героев рассказа.
Именно это честное изображение «маленьких людей», их психологии и жизни и привлекает в рассказах А. Чехова. Писатель не занимает позицию судьи, а предлагает читателям самим решить, кто положительный персонаж, а кто – отрицательный.
Но когда речь заходит о «маленьком человеке», ситуация усложняется. Жизнь такого героя обычно полна проблем. Судьба постоянно посылает ему испытания, и их преодоление во многом зависит от характера героя.
Поэтому у каждого читателя своё мнение о «маленьком человеке».
Чехов изображает своих героев как типичных обывателей того времени. Они сами создают свой «футляр», слепо следуя заведённым привычкам и ритуалам. При этом «маленьким человеком» может оказаться и генерал: скудный внутренний мир не зависит от социального статуса. Герои рассказов сами ставят себя ограничения, не замечая ослепительного богатства мира.
А, Чехов будто задаёт читателю вопрос: для чего живёт тот или иной герой? Но чаще всего персонажи его рассказов – Тонкий, Беликов или Старцев – не живут в полной мере, а лишь существуют. Они не только не приносят пользы обществу, но даже не пытаются осмыслить своё существование. В их маленьком мирке нет ни развития, ни любви, только страх перед реальным, бушующим миром чувств и эмоций.
Чехов стал одним из первых писателей, не пожалевшим «маленького человека», а показавшим его ничтожность. Нельзя лелеять свои страхи и заключать себя в «футляр», проживать пустую и бессмысленную жизнь. Писатель будто напоминает, что каждый человек должен выдавливать из себя раба, искать не маленькое «мещанское» счастье, а нечто большее, что превратит существование в настоящую жизнь.
Сочинение Маленький человек в рассказах Чехова
Тема “маленького человека” в русской литературе является одной из главных. До конца 19 века этот образ трактовался как человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию под давлением среды. Как правило, он заслуживал сочувствия и милосердия.
Чехов по-новому подошел к этой проблеме. Писатель считает, что на маленького человека влияет не только среда, но и он сам. Причем, автор не столько сочувствует своему герою, сколько высмеивает его.
Маленький человек Чехова это обыватель, приспособленец. Человек,. который сам создает себе футляр, скудный мирок с узким кругом интересов. Его жизнь — это исполнение своих обязанностей и привычек. Герои рассказов писателя не только чиновники низшего ранга.
Среди них есть немало значительных лиц: генералы, богачи, губернаторы, врачи. Для Чехова не важно социальное положение героя. А важно его внутреннее содержание, его человеческое достоинство. Какую пользу он принес и кого сделал счастливым — вот главные критерии достойной личности по Чехову.
Автора интересует вопрос: для чего жил человек? Беликов, Старцев, Чимша-Гималайский, Червяков, Тонкий — это люди, существующие, но не живущие. Они даже не пытаются осмыслить свое существование. Маленькому человеку Чехова очень комфортно в своем коконе,он раз и навсегда установил свой образ жизни.
Единственное, что вызывает у него ужас, это “как бы чего не вышло”. Данный тип не желает развиваться, стремиться к новому, к знаниям. Он ничего не ищет, никого не любит, да и его тоже. А ведь развитие человека происходит от любви. К себе, к людям, к жизни, к знаниям. Но любовь — это лишнее в их жизни.
Она не влезает в оболочку. Да и в связи со скудностью духовной они и не способны на нее.
“Человек в футляре” — самый яркий рассказ в череде произведений о маленьком человеке. В нем автор пускает в ход уже не иронию. Чехов сатирически высмеивает, как главный герой старается каждую частичку своего бытия засунуть в футляр.
Паутиной своего страха перед реальной жизнью он опутал не только себя самого, но и весь город. Его раздражает все, что находится за рамками созданной им оболочки. Беликов ненавидит современность, а восхваляет прошлое. Потому что прошлое уже не сможет ворваться в его жизнь. Оно было такое же как и настоящее.
Это живой труп, который существует строго по своим правилам. Но вот появился человек, не желающий по ним жить. Он вырвал Белкова из его футляра. И учитель погиб. Он не смог смириться с этим из ряда вон выходящим событием, которое не укладывалось ни в одни его правила. Примечательна сцена похорон учителя.
Горожанам, присутствовашим на них показалось, что теперь герой по-настоящему счастлив. Его уже никто не вынет из футляра.
В рассказе “Крыжовник” Чехов показывает еще одного “футлярного” человека — Николая Ивановича Чимша-Гималайского. Весь смысл существования героя определялся мечтой об усадьбе с кустами крыжовника.
Ради этой мечты он всю жизнь не доедал, бедно одевался, женился на нелюбимой женщине из-за денег и ее же уморил голодом. А стоила ли мечта таких жертв? Сама мечта не так преступна, как путь, по которому он к ней шел. Наслаждение иллюзорным счастьем, когда вокруг столько страданий и нищеты.
Как же скуден духовный мир человека, который счастлив от покупки земли среди заводских труб и невкусного крыжовника. Таким образом, Чехов хотел показать, как никчемно заканчивается жизнь человека, заключившего себя в футляр. Писатель.
Вопреки литературной традиции, не жалеет маленького человека, не позволяет ему лелеять свое ничтожество. Он призывает выдавливать из себя раба, жить полноценной и насыщенной жизнью.
«Футлярный человек» в творчестве Чехова
Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».
Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.
Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником.
Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком.
Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь.
В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.
Следует отметить, что писатель достаточно критично оценивает образ своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.
А.П. ЧЕХОВ. ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО» ЧЕЛОВЕКА В ПРОЗЕ
Тема «маленького человека» характерна для раннего Чехова, можно назвать такие рассказы, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и др.
в 80-е годы, когда казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, «маленький человек» превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества.
В рассказе «Толстый и тонкий» именно «тонкий» более всего лакействует, хихикая, как китаец: «Хи-хик-с». Чинопочитание лишило его всего живого, всего человеческого. Для А. П. Чехова понятие “человеческое достоинство” также в высшей степени значимо.
Человек без этого качества — это недочеловек, манекен, живой труп. У Чехова есть герои, которые просто лишены человеческого достоинства.
Герой из рассказа «Толстый и тонкий», даже не имеющий в рассказе имени (так он жалок), просто названный Чеховым Тонким, на глазах читателя теряет человеческий облик, превращается в льстеца и угодника, узнав, что Толстый (его бывший гимназический» товарищ) стал статским советником.
“Электричества чин” превратил Тонкого в недочеловека. Над таким героем Чехов саркастически смеется, отказывая ему в каком бы то ни было сочувствии. Унижение (в каких бы то ни было обстоятельствах), по мнению Чехова, не достойно человека, каким бы социальным статусом он ни обладал.
В «Смерти чиновника» «маленький человек» Иван Дмитриевич Червяков, будучи в театре, нечаянно чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала Бризжалова. Это событие Червяков переживает, как «потрясение основ».
Он никак не может смириться с тем, что генерал не придает происшествию должного внимания и как-то легкомысленно прощает его, «посягнувшего» на «святыню» чиновничьей иерархии. В лакейскую душу Червякова забредает подозрение: «Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..
» Подозрительность разрастается, он идет просить прощения к генералу и на другой день, и на третий… «Пошел вон!!» — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».
«Жертва» здесь не вызывает сочувствия. Умирает не человек, а некое казенно-бездушное существо. Обратим внимание на ключевые детали рассказа. «Что-то оторвалось» не в душе, а в животе у Червякова.
Сочинение на тему Обыкновенная история Гончарова
В рассказе “Хамелеон”, написанном в 1884 году, главный герой, полицейский надзиратель Очумелов тоже прячется в футляр, внешними своими проявлениями напоминая ящерицу-хамелеона, способную менять свой цвет в зависимости от обстоятельств. В основе хамелеонства Очумелова заложен твердый принцип; то, что принадлежит генералу, превосходит все остальное.
Такими же неприятными качествами характера обладают персонажи рассказов «Человек в футляре», «Ионыч», «Крыжовник» и др.
А.П.Чехов хотел, чтобы все люди были красивы и свободны. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Так думал Антон Павлович, поэтому, высмеивая в своих рассказах примитивного человека, он призывал к самосовершенствованию. Чехов ненавидел самоунижение, вечное прислуживание и преклонение перед чиновниками.
Возможно, столь мерзкий образ жизни его «маленьких людей», их низкие мысли и недостойное поведение — результат не только личных черт характера, но и их социальное положение и порядки существующего политического строя.
Такими же неприятными качествами характера обладают персонажи рассказов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре» и др.
Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.
Насыщен художественными деталями и рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Каждая мелочь здесь играет на раскрытие образов. Герои рассказа имеют такие фамилии, которые говорят сами за себя и зачастую не нуждаются в дополнительных эпитетах: полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин.
Знакомя нас с действующими лицами, А. П. Чехов уточняет, что в руках у городового — решето с конфискованным крыжовником, а Хрюкин с «полупьяным лицом» пытается добиться справедливого возмездия за свой укушенный маленьким щенком палец. Эти нюансы в описании героев помогают нам полнее и глубже понять их характеры, образы.
Уделяя особое внимание точности в подборе описаний, художественных деталей, А. П. Чехову удалось создать настолько емкие и запоминающиеся образы, что многие из них стали нарицательными и не потеряли своей значимости даже сегодня.
Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Множество художественных деталей встречается в речи персонажей.
Ярко представить общую картину помогает и бытовая обстановка. художественные средства создания комического эффекта: эпитет, сравнение, «говорящая фамилия», обращение, просторечная лексика, комические афоризмы.
· прямые обращения к читателю («Не удивляйтесь и не смейтесь, читатель!»; «Но не верьте, читатель!»; «Такие-то дела, читательницы!»);
· восклицания («Возмутительно!»; «Безжалостная история!»; «Нельзя не любить такого человека!»; «Славный малый!»);
- · эпитеты («жидкая бородка», «нетерпеливый генерал», «пухленькие блины»);
- · сравнения («тонкая, как голландская сельдь, мамаша»; «толстый и круглый, как жук, папаша»; «малый добрый, но глупый, как гусь»; «защитник встряхивает головой, как лошадь, которую укусила муха»; «язык его заиграл на нервах, как на балалайке»);
- · «говорящие фамилии» (Пешеморепереходященская, Пивомедов, Очумелов, Дробискулов, Сладкоперцев, Воробьев-Соколов, Черносвинский);
- · просторечная лексика («Что рыло наморщил?»; «И физиомордия, знаешь, этакая тово…»);
Огоньки – краткое содержание рассказа Короленко
· комические афоризмы («Тонкие намеки на довольно толстые обстоятельства»; «Водка бела, но красит нос и чернит репутацию»).
Названия рассказов также, наряду с системой разнообразных художественных средств, способствуют созданию комического эффекта. Среди названий особенно запоминаются такие, например, как «Случай с классиком», «Интеллигентное бревно», «Лошадиная фамилия», «Новогодние великомученики», «Новогодняя пытка».
12) термином «серебряный век» (предложенным философом Н. А. Бердяевым или литератором Н. С. Гумилевым) обозначается период развития русской культуры рубежа ХIХ-ХХвв. (приблизительно с 1880-1890-х до 1910-1920-х гг.
), для которого были характерны: очень интенсивная духовная жизнь и творческий поиск; сосуществование и борьба множества художественно-эстетических стилей. Главным противостоянием считается борьба классического искусства («старого», то есть искусства традиций XVIII-XIXвв.
) и модернизма (модерна) — «нового искусства», в состав которого входило множество новых течений (символизм, импрессионизм, авангардизм и пр.), отрицающих все предшествующие каноны; существование множества творческих объединений («Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Гилея» и пр.
), крупнейшим из которых был «Мир искусства» в Санкт-Петербурге; продолжение интеграции отечественного искусства в мировое (так, отечественный балет и живопись начинают занимать передовые позиции на мировом уровне); стремление синтезировать различные виды искусства (в балете большую роль начинают играть созданные художниками костюмы и декорации, художники и литераторы ищут философское обоснование для своих творческих методов и т. д.); сохранение элитарности искусства (как и попыток ее преодоления, то есть попыток направить искусство «в народные массы»). Предпосылки явления серебряного века: огромные достижения русской культуры XIX в. создавали ощущение исчерпанности прежних подходов и стимулировали поиск новых, а экономический подъем (возникновение массового производства, нарушение гармонии между природой и человеком) и социально-политический кризис начала XX в. порождали томительное предчувствие перемен, ожидание скорых свершений — триумфальных или катастрофических.