Смысл названия рассказа чистый понедельник бунина

чистый понедельник ивана алексеевича бунина рассказывает читателям историю отношений двух молодых людей. он не называет их имен, однако большое внимание

«Чистый понедельник» Ивана Алексеевича Бунина рассказывает читателям историю отношений двух молодых людей. Он не называет их имен, однако большое внимание уделяет описанию внешности, характера и внутреннего мира каждого. Именно поэтому в момент чтения произведения перед глазами возникают очень яркие образы действующих лиц.

Главный герой

Главный герой произведения – богатый человек. Он молод и хорош собой настолько, что даже незнакомые люди обращают на это внимание:

«Он взял ее руку, пьяно припал к ней и чуть не свалился с ног. Справился и, сжав зубы, взглянул на меня:

— А это что за красавец? Ненавижу.»

Сам герой описывает свою внешность следующим образом: «Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив…».

Характер его под стать внешнему виду – горячий, веселый и живой. «Постоянно готовый к счастливой улыбке, к шутке», — такое описание он дает сам.

Несмотря на внешнюю открытость, молодой человек способен искренне переживать. Об этом свидетельствует его поведение во время разлуки с любимой. Юноша пытается найти утешение в вине и кабаках, посещает места, где они бывали вместе, молится и плачет.

Главная героиня

Девушка – героиня «Чистого понедельника» так же, как и ее поклонник, богата. У нее нет матери, а отец, «человек знатного рода» живет в Твери «на покое».

Внешность девушки «какая-то индийская, персидская, смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…». Внешне они с главным героем очень подходят друг другу: «…мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами».

На первый взгляд девушка ничем не отличается от всех состоятельных дам своей эпохи – ежедневно обедает в ресторанах, читает книги, посещает театры и другие увеселительные мероприятия, принимает подарки и цветы от своего ухажера. Однако уже с первых строк становится понятно, что в ней есть какая-то загадочность, странность, которая отличает ее от современниц. Складывается ощущение, что она пытается побороть свое внутреннее «Я», свою сущность: старается произвести впечатление, что «ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом», но в тоже время имеет любимые и нелюбимые цветы, любит хорошо поесть («…шоколаду съедала за день целую коробку»). Особенную любовь она испытывает к красивой одежде («Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…»).

Молодая девушка очень молчалива, задумчива и сдержанна в проявлении своих эмоций. По ее поведению очень сложно понять, какие чувства она испытывает к человеку, от чего и страдает главный герой. Она не признается ему в ответной любви, но заявляет ему: «…вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае, вы у меня первый и последний. Вам этого мало?». Все ее поведение говорит о том, что внутри девушки ведется борьба двух противоположностей.

В середине произведения она предстает перед героем с неожиданной стороны: рассказывает ему о том, что любит бывать в монастырях и соборах, заходит на кладбища, поражает глубокими познаниями в области религии:

«— Откуда вы это знаете? Рипиды, трикирии!

— Это вы меня не знаете.

— Не знал, что вы так религиозны.

— Это не религиозность. Я не знаю что… Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого…».

Но в этот же вечер девушка, молодая особа, размышляющая о столь высоких вещах, отправляется на «капустник», пошлее которого ничего не знала, пьет херес, веселится и танцует с нетрезвыми кавалерами, проводит ночь с главным героем. Внутренняя борьба все еще идет, но ее утренний отъезд на послушание в монастырь показывает: духовное начало победило и девушка, наконец, сделала свой главный выбор в жизни. Он дался ей непросто, но сила воли и твердый характер помогли героине произведения.

Союз главных действующих лиц

Несмотря на разницу в характерах главных героев «Чистого понедельника», их противоположные интересы и поведение, между ними существует невидимая связь. Ведь нельзя назвать простым совпадением то, что спустя два года после судьбоносного чистого понедельника юношу потянуло именно к Марфо-Мариинской обители, где в тот момент находилась его возлюбленная, заставило вглядываться в лица монахинь и послушниц, как будто он наверняка знал, что увидит ее среди них. Неспроста и главная героиня, сосредоточенная на пении молитв «вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня…», словно почувствовала присутствие близкого человека рядом. Такая сиюминутная встреча расставила все по местам и молодой человек наконец убедился в истинной сущности своей возлюбленной, но не стал ее удерживать, а просто принял ее выбор и просто «повернулся и тихо вышел из ворот».

Во время Великого поста, герой замечает, что его спутница увлечена монастырями. Он бы мог это заметить раньше, однако, вполне возможно, что из-за своей сосредоточенности на своих чувствах не мог думать об её счастье. А что может желать такая натура, которая богата духовно, задумывается о сущности любви и счастья? Сколько она ускользала, когда попытки сблизится переходили грань приличия настолько, что герой уже собой не владел!
Ему не было дано понять косвенных знаков, что свою жизнь связать с таким мужчиной она не хотела. Однако в последнюю ночь девушка ему отдаётся, что даёт иллюзию, будто они окончательно сблизились. После этого, она уезжает в монастырь. В проекции на современность Бунина, даются такие известные имена, как Станиславский, Андрей Белый, Москвин. Появляясь на мгновение, они делают заманчивые предложения или помогают развлечься красивой паре. Однако ценности не представляют.
Спустя недели запоя и бездельничества без своей любимой, автор приходит в монастырь и встречает там ту самую, в обличии монашки. Бунин показывает тем самым, что, не смотря на заманчивые предложения, не несущие за собой духовной ценности и временные невзгоды (война же), Россия обретёт себя. Как героиня мучилась, пытаясь понять свою роль, так и государство переживало плохие времена. Однако будет тот Чистый понедельник, который очистит страну от той грязи, что сейчас на ней!

Сочинение рассуждение по рассказу Чистый понедельник Бунина

Бунин пишет рассказ в 1944 году, в период Второй мировой войны. Как известно, в годы войны советская власть открыла многие церкви, с иконами облетали Москву, для того чтобы уберечь город. Люди могли снова обратиться к вере.
Действие рассказа – 1912-14 года, период тоже трудной для России, предреволюционные года, близость войны. Период, когда обращение к вере является актуальным и весьма насущным.
Главная героиня – как отражение эпохи, она развлекается, но этими развлечениями не прельщается и не увлекается, она как будто видит эфемерность всего существования и чувствует зыбкую природу своего времени. При этом Бунин специально вводит в повествование подлинных исторических личностей: Станиславский, Москвин, Сулержицкий, Белый, Качалов – в некоторой степени они являются лицом своего времени. Главные герои тоже вхожи в этот свет, более того, они притягивают восхищенные взгляды, зачастую оказываются в центре внимания, привлекают собственной красотой и независимостью.
Итак, она не чужда развлечениям, но когда выдается свободный вечер или утро, посещает соборы и храмы. Она изучает историю и в этом Бунин подчеркивает стремление к корням, к поиску подлинного лица и сути народа. Также главная героиня разбирается в православной традиции, но не называет себя религиозной. В этом заключается интересная деталь, главная героиня представляется более искательницей и аналитиком, чем просто верующей. Она испытывает теплые чувства религиозной тематике, но также имеет чувства глубокие.
Такие же глубокие, но немного своеобразные чувства к главному герою, которому она разрешает ласки, но не отдается полностью. В этом проявляется определенная целомудренность, которая не является чем-то напускным, ведь он для нее «первый и последний» и более у нее никого. Поэтому тут мы видим в большей степени устремленность к спасению собственной души и души своего возлюбленного. Он часто спрашивает любит ли она его и требует подтверждений, сомневается. Однако в заключительной сцене рассказа мы видим как она узнает своего возлюбленного в полной темноте, уже будучи монахиней.
Бунин описывает связь этих людей как невероятно прочную и возвышающуюся над обыденностью мира. Главный герой увлечен и буквально воспевает каждую деталь героини, восхищен всем вплоть до следов на снегу от ее ботинок. Главная героиня более молчалива и задумчива, она размышляет над книгами и над этим миром. В итоге единственным выходом, который выбирает она является уход в монастырь как поиск чего-то настоящего, чего-то подлинного в этом мире.

Вариант 4

Бунин пишет о чувствах между двумя людьми. Они – характерные представители своего времени, даже имена автор не называет и при этом достигает удивительного эффекта. Многие читатели вообще не замечают отсутствия имен главных героев.
Девушка богата и красива, как описывает ее рассказчик, обладает какой-то индийской красотой. Молодой человек имеет красоту и нравы тоже южные, но более «персидские». Он тоже является состоявшимся человеком, приковывает восхищенные взгляды.
Отношения между ними остаются практически платоническими, точнее допускают некоторую физическую близость, которая никогда не доходит до своего логического завершения. Героиня всегда тактично отстраняет его, после чего они отправляются гулять по ресторанам и театрам и так много дней, а точнее, ночей подряд.
Тем не менее, как узнает читатель потом, героиня не чужда православной культуре и даже разбирается в тематике веры, хотя и не проявляет никогда чрезмерной религиозности и набожности. Она при этом может делать весьма точные замечания, которые подчеркивают ее некоторую отстраненность от этого мира «книги, театры и остальное» ей будто не нужны совсем. Этот факт подчеркивает и сам рассказчик, когда описывает героиню, но создается впечатление, его некоторой насмешки над героиней.
Например, он говорит о ее фразе «не понимаю, как людям не надоедает всегда обедать и ужинать» и после этого довольно детально описывает блюда, к которым сама героиня любила приложиться. Она обладала «московским» вкусом, не чуралась простых земных удовольствий.
Когда героиня говорит о своем намерении уйти в итоге в монастырь, герой тоже воспринимает такой выпад как не серьезный и даже хочет в ответ сказать, мол, если так случится, то и сам он сделает так чтобы оправиться на каторгу или нечто подобное.
В итоге именно намерения героини оказываются полностью серьезными. Она всерьез воспринимает и истории о муромском князе Павле и его супруге.
Для героини история ее страны является частью ее собственного существа, об этом упоминает Бунин «история ее интересует». Более того в образе героини сквозит та святость, та исконность Руси, которая теперь сокрыта под напускным и мирским. Не удивительно, когда девушка в итоге уходит в монастырь, она видит в эти предреволюционные годы выход только в том чтобы обратиться к чему-то настоящему, более высокому, чем земное и праздность.
Однако, она помнит своего возлюбленного «первого и последнего». Именно она узнает в кромешной тьме, будучи монашкой.
11 класс

Изучение рассказа И.Бунина «Чистый понедельник» (урок-исследование)

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) «филологию Бунина»; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

1) реалии быта;

2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о религиозных праздниках — Прощёном воскресенье и Чистом понедельнике.

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник «Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37 рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» («Поздний час», «Руся»).

7) «Холодная осень»- маленький шедевр бунинской прозы. Объединение в рассказе двух основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и смерти.

8) «Натали» — телесное и духовное в любви героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн возвышенному, лучезарному чувству.

9) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А. Бунина. Загадочный, противоречивый характер героини.

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), то «Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Сообщения студентов:

  • Чистый понедельник —  первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

  • Масленица — Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)

  • Великий пост  — 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник — в православной традиции — своеобразная граница, рубеж между жизнью — суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от светской, греховной жизни — в вечную, духовную.

Имена, каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. БелыйЕго лекция пародийно описана в рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, — о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…» Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский прозаик — это модные авторы европейского декаданса.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, — внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).

Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?

Он — реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?   

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста.

Она — странная, загадочная, противоречивая. Он — счастливый, влюбленный.  «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь:». 

Главное в характеристике героя —  влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность. Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют?

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота.  Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью) («А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны,  «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о наложении перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».

Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры, оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От греческого буквально — остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: «толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена — это фейерверк различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

СветВ начале рассказа — полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь — это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви, понимаемой как «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» — это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России. Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» — портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя — «лучшего стилиста современности» (М.Горький).

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар», «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Меню статьи:

  • Образ «легкого дыхания»
  • Общая характеристика «Легкого дыхания»
  • Фабула и сюжет «Легкого дыхания»
  • Обзор персонажей рассказа Ивана Бунина
  • Образ Ольги Мещерской
  • Портрет Оли Мещерской
  • Дневник гимназистки
  • Репутация Оли Мещерской
  • Отношения с Малютиным
  • Обстоятельства смерти Ольги
  • Образ классной дамы
  • Образ Малютина
  • Образ казацкого офицера
  • Герои как выражение идей Бунина
  • Любовь и смерть
  • Лев Выготский о «Легком дыхании» Бунина

Иван Бунин получил Нобелевскую премию по литературе, а в произведениях автора смешались черты русской и французской культуры. Бунин – автор в эмиграции. Одно из наиболее знаменитых произведений писателя носит название «Легкое дыхание». Автор – мастер изображения любви как чувства сложного, противоречивого. Итак, герои рассказа «Легкое дыхание» и являются предметом этой статьи.

Произведение датируется 1916-м годом. В этом году Бунин публикует рассказ на страницах «Русского слова». Внимание привлекает история написания «Легкого дыхания». Любители необычных, овеянных мистикой произведений заметят, что рассказ Бунина похож на фильм Олега Тепцова «Господин Оформитель». Русский писатель однажды гулял по территории кладбища, где случайно наткнулся на могилу молодой девушки. Кладбище – место мрачное, унылое, грустное и меланхоличное – не сочеталось с портретом красивой и юной умершей. У девушки с портрета на могиле живые глаза, улыбка, радостный взгляд. Контрастность жизни и смерти зацепила писателя, вдохновив написать рассказ «Легкое дыхание».

Изначально издание «Русское слово» обратилось к именитому на то время Бунину, попросив о разрешении опубликовать в газете один из текстов писателя. Близилась Пасха, которой и посвящался свежий номер «Русского слова». Однако неопубликованных произведений у Бунина не нашлось. Вдохновение автор нашел в воспоминаниях о визите на Капри, когда, во время посещения кладбища, Бунин и набрел на могилу юной девушки. Но память о жизнерадостной фотографии на кладбище Капри – не единственный стимул к написанию произведения.

Образ «легкого дыхания»

«Легкое дыхание» – знаковый рассказ для Бунина, поскольку писатель вложил в текст глубокие личные воспоминания. Речь идет о дневнике Бунина, в котором автор описал смерть Сашеньки – младшей сестры писателя. Саша заболела и умерла в феврале. Смерть сестры сильно потрясла будущего лауреата Нобелевской премии, навсегда оставив тяжелые воспоминания. В целом, в семье Буниных в юном возрасте умерло пятеро детей.

Бунин характеризовал «легкое дыхание» как утробность, внутреннюю свободу, непосредственность, яркость жизни, способность воспринимать жизнь без гравитации. «Легкое дыхание» – это желание любить, ощущать мир в полноте красок, аристократизм бытия, который противостоит плебейскому образу жизни. Константин Паустовский восхищался произведением Бунина, считая, что «легкое дыхание» приносит необычное озарение, раскрывая жизнь в ее трепете и любви.

Легкое дыхание. Эпизод новеллы Бунина

Но что такое «легко дыхание»? Лев Выготский, анализируя произведение Ивана Бунина, а также героев рассказа «Легкое дыхание», подчеркивает, что писатель посвятил текст чувству отрешенности, призрачности жизни, легкости. Образ Оли Мещерской – это демонстрация освобождения от суеты, тяжести «надлежащего» в быту человека.

Общая характеристика «Легкого дыхания»

В центре произведения находится тема очарования и трагичности молодости. Бунин показывает, что юные годы всегда сопряжены с беспечностью, ветренностью. В юности человеку кажется, что смерть никогда не придет.

Литературные критики определяют жанр произведения как новеллу (то есть меткий, острый рассказ), относящуюся к направлению модернизма.

Рассказ отличается специфичной композицией, о которой в свое время писал Лев Выготский. В частности, Выготский анализировал психологический аспект произведения Бунина, а также уделил внимание особенностям хронотопа. Отличительная черта «Легкого дыхания» – отсутствия привычного (в хронологическом смысле) порядка изложения событий. Также в рассказ присутствует обрамление, но «Легкое дыхание» лишено традиционной для литературы схемы, начинающейся с завязки и завершающейся кульминацией и развязкой.

Повествование рассказа начинается с кладбища, фабула и сюжет рассказа кардинально отличаются. Учитывая особенности произведения, следует уделить немного внимания отличиям между фабулой и сюжетом, которые задаются в классическом виде именно Львом Выготским.

Фабула и сюжет «Легкого дыхания»

Корень отличий между фабулой и сюжетов выводится из творчества русских писателей-формалистов. Под фабулой понимается линия событий, то есть хронологическая последовательность развития определенных ситуаций в книге. Именно фабула лежит в основе кратких изложений содержания произведения. Что касается сюжета, то это различные трансформации, которые претерпевает фабула. Сюжет принимает разные формы, нередко нарушающие хронологию, подчеркивая своеобразие творческого взгляда писателя.

Дорогие любители классических произведений! Предлагаем вашему вниманию анализ рассказа “Антоновские яблоки” Ивана Бунина.

Фабула рассказа Бунина – это последовательность событий, раскрывающая историю девушки – Ольги – и легкомысленных романтических приключений героини. Фабула закачинвается смертью Ольги от рук оставленного любовника. Сюжет включает объяснение метафоры «легкого дыхания», пейзажные вставки, линии второстепенных персонажей.

Обзор персонажей рассказа Ивана Бунина

Образ Ольги Мещерской

Оля – главный герой «Легкого дыхания». Согласно повествованию, Оле 16 или 17 лет. Семья девушки – богатая, аристократическая, поэтому родители способны дать дочери хорошее, качественное образование. Перед глазами читателя героиня предстает гимназисткой.

Легкое дыхание. Произведение Бунина

Характер и темперамент Мещерской отличается ветреностью, легковесностью. Девушка любит шалости и легко относится к жизни. Поведение Оли раскованное, свободное. Раскованность героини превышала рамки дозволенного и приличного, поэтому девушку не раз вызывали к директору пансиона для благородных девиц, где Ольга училась.

Красота и грациозность, притягательность Ольги объясняла большое количество поклонников. Жизнь Оли, по мнению самой девушки, впала в деструктивную фазу после романтической связи с Малютиным. Мужчина был намного старше девушки, приходясь другом отцу Мещерской. Подобные отношения приравнивались к потере репутации для круга, к которому принадлежала героиня. После отношений с Малютиным Оля бросается в пропасть мимолетных увлечений. Одно из таких увлечений закончилось для красавицы трагично: завязав роман с казаком и бросив несчастного любовника, девушка погибла от выстрела оставленного ею влюбленного.

Портрет Оли Мещерской

Бунин наградил героиню «Легкого дыхания» внешностью, скопированной с увиденного на кладбище портрета. Внимание привлекают глаза гимназистки – радостные, живые, счастливые. Ольга принадлежала к кругу, в котором девушки не грустили и не страдали меланхолией, потому что имели все, что хотели.

Писатель говорит, что уже в пятнадцать лет Оля заработала репутацию красавицы. С возрастом девушка расцветала, становясь красивее и красивее. Тонкая талия, стройные ноги, потрясающей красоты волосы, тонкие манеры и, наконец, главная черта, привлекающая мужчин – «легкое дыхание» – все это было у Оли.

Беспечность, беззаботность, шаловливость также присущи личности героини. Кроме того, грациозность и изящность девушки не страдали от смелости, непосредственности и непринужденности поведения. Если другие гимназистки волновались о сдержанности движений, о скромности поведения, то Оля не боялась растрепать волосы или оголить колено.

Мещерская любила балы и танцы. Девушка прекрасно держалась также на льду, смело катаясь на коньках. Живость, подвижность, харизматичность Оли привлекали к героине огромное количество кавалеров. Однако Оля – любимица не только мужчин, но и представительниц своего пола, так как воспринималась примером для подражания младшими ученицами пансиона.

Дневник гимназистки

Большую часть данных о характере, о жизни Оли читатель узнает из дневника, который девушка вела до последнего дня. Эпизод с Малютиным привел к удивлению, к настоящему шоку Ольги, ведь гимназистка не ожидала наличия в себе таких эмоций и склонностей. Связь, которая обычно ассоциируется в культуре с любовью, не имела с этим чувством ничего общего. Это привело к душевной надломленности, к глубокому, сильному разочарованию, слишком раннему для юной девушки.

Дневник – это исповедь. Записи Ольги Мещерской характеризуются повышенной напряженностью, динамичностью, эмоциональностью. Полные жизни строки контрастируют с нарочитым спокойствием кладбища. Это несовпадение радостной, полной жизни Оли, смотрящей с медальона на могильном кресте, и мертвенного оцепенения последнего пристанища гимназистки приводит в смятение душу классной дамы, посещающей могилу воспитанницы каждое воскресенье.

Репутация Оли Мещерской

По мере взросления об Оле стали ходить толки, репутация девушки ухудшилась. Ветреность, склонность к времяпрепровождению с мужчинами стали обычным делом в разговоре о Мещерской. Некий Шеншин – также гимназист – влюбился в девушку, но та не ответила юноше взаимностью. Из-за этого Шеншин, якобы, пытался покончить с жизнью.

Олю регулярно вызывают к директрисе пансиона, которая критикует девушку за излишне дорогие и роскошные наряды, заколки для волос, украшения и вызывающие цвета в одежде. Начальница пансиона считает, что манера одеваться Оли больше подходит женщине, но не девушке. Однако Оля замечала, что не виновата в собственной красоте. Стоит подчеркнуть, что дело было не только в красоте героини. Мещерскую отличала внутренняя свобода, странная, непривычная для столь юной девушки. В поведении и жизни Оли отсутствовал страх или осторожность, скованность, застенчивость.

Отношения с Малютиным

Приходит лето. Оля гостит у родителей, где встречает Малютина – друга отца девушки. Малютину 56 лет. Кроме того, что мужчина приходится другом отцу Оли, герой также брат директрисы пансиона для благородных девиц. Именно там Оля проходит обучение. Малютин соблазняет девушку. Однако Оля испытывает шок от случившегося и не хочет поддерживать связь с мужчиной.

Когда директриса вызывает Мещерскую в очередной раз, та признается в отношениях с Малютиным. Но теперь Оля считает, что жизнь кончена и существует лишь одно решение ситуации. Репутация больше не заботит героиню. После Малютина Оля вступает в тайную связь с офицером. Мужчина происходил из казаков, отличался страстным, вспыльчивым характером.

Обстоятельства смерти Ольги

Когда Оля сказала любовнику-казаку, что не чувствует взаимности и что не хочет быть его женой, офицер убил девушку. В процессе расследования, казак признался, что Мещерская клялась в любви и обещала выйти замуж, однако потом раскрыла связь с Малютиным. Казак отправлялся в Новочеркасск, Оля провожала любовника. На вокзале девушка объяснилась с офицером, поведав о прошлом, а также о том, что весь их роман – только проказа, шутка, шалость Ольги, никогда не воспринимавшей эти отношения всерьез.

Ольга предложила казаку прочитать некоторые строки из дневника, который вела девушка. Пока офицер читал, Мещерская прогуливалась по платформе вокзала. Закончив чтение, любовник застрелил девушку на глазах у зевак.

Справедливости ради, стоит заметить, что Малютин погиб в скором времени после смерти Ольги. Мужчина нашел вечный покой, участвуя в Русско-японской войне. Шел 1905 год. После кончины Оли, директриса часто посещала могилу бывшей ученицы.

Образ классной дамы

Директриса пансиона, где обучалась Оля Мещерская. Начальница была немолода, волосы героини давно поседели. Малютин, соблазнивший несовершеннолетнюю Олю, приходится классной даме родным братом.

Строгость, серьезность, внимательность, любовь к дисциплине – характерные черты персонажа. Классная дама старается блюсти целомудренность среди гимназисток. Отличительная характеристика образа директрисы пансиона – жизнь в придуманном, воображаемом мире. После смерти Оли женщина словно присваивает себе непрожитую жизнь юной погибшей девочки. Проводя праздники в посещении могилы воспитанницы, представляя себя на месте девушки, в этой активной, динамичной жизни, вспоминая Олю в последнем пути – в гробу. Собственная личная жизнь у классной дамы отсутствовала.

Встречи с Ольгой в кабинете классной дамы отличались дидактическим, выражено поучительным характером. Директриса осуждала Олю, что та заставляет родителей покупать дорогие туфли и платья, опустошая карманы матери с отцом.

Литературные критики нередко противопоставляют образы Оли Мещерской и начальницы пансиона, потому что фигуры этих женщин олицетворяют разные судьбы. Жизнь юной гимназистки пронеслась, промелькнула яркой кометой на небосводе, легко, молниеносно. И исчезла. Жизнь классной дамы тянется долго – это пустая, бедная на события жизнь, заставляющая героиню прокручивать чужие истории, чтобы восполнить недостающие звенья в собственном существовании.

Образ Малютина

Мужчина уже перешагнул полувековой барьер, однако сохранил привлекательные внешние черты. Малютину 56 лет. Оля писала в дневнике, что, несмотря на возраст, мужчина красив и притягивает к себе. В дневнике Ольга также пишет, что мужчина отличается хорошим вкусом в одежде, в выборе ароматов (Малютин предпочитает английские духи). Аккуратная внешность, красиво уложенная на две стороны борода. Однако мужчина приехал «в крылатке», что не слишком понравилось девушке. Особенное внимание привлекают глаза Малютина: для взгляда мужчины характерна живость, блеск в черных зрачках, молодость. Герой – брат директрисы пансиона для благородных девиц, а также вхож в дом родителей Оли. Отец девушки дружит с Малютиным. Мужчина давно положил глаз на гимназистку. Дождавшись удобного случая и застав девушку дома в одиночестве, Малютин соблазнил Ольгу. После ситуации с Малютиным, Оля поняла, что не хочет продолжать отношения с мужчиной, намереваясь разорвать связь. Впрочем, Малютин подпортил жизнь Мещерской. С тех пор Оля испытывает чувство отвращения к любовнику. Справедливость восторжествовала, когда соблазнитель погиб на войне – зимой того же года, когда умерла Оля.

Малютин приехал к Мещерским, застав Ольгу дома одну. Мужчина остался гостить, потому что промок от дождя, под который попал в поездке. Алексей Михайлович – так звали героя – выказывал явные романтические намерения в отношении девушки. Несмотря на громадную разницу в возрасте, Малютин представал перед Ольгой в виде кавалера. Оля, с жалобой на головную боль, прилегла на диванчик, но Малютин не растерялся и воспользовался случаем. Поцеловав девушку в руку и губы, Алексей совратил подростка. Нельзя сказать, что Мещерская сопротивлялась действиям мужчины. Со стороны девушки не было чувств, мотивирующих ее на этот поступок, однако был интерес, желание повзрослеть.

Образ казацкого офицера

Бунин неоднократно подчеркивал, что в рассказе противопоставляется две стороны, две «силы»: плебейская натура и аристократическая сущность. Носителем натуры аристократической, легкой, невесомой представлена Оля Мещерская. Образ же натуры плебейской воплощает казацкий офицер, который убивает девушку.

Внешность казака некрасивая, отвратная, вызывает скорее антипатию, чем симпатию, отталкивает грубыми и жесткими чертами. Офицер небогат, неродовит. Оля завязывает роман с казаком, по всей видимости, от отчаяния, считая, что жизнь кончена после связи с другом отца.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием произведения “Легкое дыхание”, которое написал Иван Бунин

Провожая нового любовника на вокзал, Оля признается, что не любит казака, а роман воспринимала как игру, шалость, несерьезную забаву. Казак вспылил и выстрелил в девушку. Судебному приставу офицер рассказывал, что Оля соблазнила его, пообещала выйти замуж, однако потом бросила. Также гимназистка поведала офицеру об отношениях с Малютиным. После гибели Ольги, казака арестовали.

Герои как выражение идей Бунина

Следует также отметить, что образы героев выведены неслучайно и отображают центральные идеи рассказа. Образ Оли иллюстрирует понимание писателем любви. Бунин воспринимает любовь как чувство разрушительное, всепоглощающее, неистовое. Любовь – это страсть. Однако в психоанализе не зря Эрос идет рука об руку с Танатосом. Бунин улавливает эту связь любви и смерти.

Любовь и смерть

Смерть и любовь соединяются в фигурах Шеншина и Оли. Шеншин пытался покончить жизнь самоубийством, страдая от невзаимной любви к Мещерской. Сама же Ольга не пережила разрушительность страсти, погибнув от руки брошенного любовника. Любовь предстает на страницах произведения Бунина в разных ипостасях. Это легкость Ольги, воспринимаемая как беспечность, цинизм, испорченность богатой девушки. Это страдания от несчастной влюбленности Шеншина, готового покончить с собой из-за того, что возлюбленная не ответила взаимностью. Малютин – прапорщик – тешит самолюбие, гордится тем, что сумел добиться, хоть и кратковременного, расположения со стороны молодой красавицы. Наконец, есть пример и воображаемой любви – мечтающей и живущей образами классной дамы.

Легкое дыхание. Новелла Ивана Бунина

Оля поступала аморально, а поступки девушки не совпадали с принятыми в то время нравственными канонами. Между тем, Бунин не осуждает образ жизни героини, ведь и сама писатель отличался вольностью в вопросах семьи, брака и любовных отношений. Легкость Оли требует наличия и обратно стороны медали – беспечности, ветрености, беззаботности, и связанного с этими чертами драматизма. Легкие люди долго не живут: жизнь подобных Оле людей похожа на порхание бабочки-однодневки. Но порхание это яркое, красивое, запоминающееся.

В «легком дыхании» скрывается жажда жить, избегать скучной и монотонной повседневности, обыденности, стремление чувствовать радость от каждой минуты жизни вопреки тяжести прожитых лет.

Смерть Ольги Мещерской изображена автором сухо, официально. Протокольный тон дополняет сцена с судебным приставом, проводящим допрос убийцы. Гибель девушки – это тоже следствие разновидности любви. На этот раз – это страстное, разрушительное, эгоистичное и отчаянное чувство офицера, которому разбили сердце.

Лев Выготский о «Легком дыхании» Бунина

Литературовед, психолог и культуролог Лев Выготский пристально рассматривает два вопроса: историю Оли Мещерской и историю классной дамы.

Диспозицию, связанную с характеристикой Ольги автор делит на составляющие элементы: описание детства и юности девушки, эпизода с гимназистом Шеншиным. Отдельное место занимает разговор, в котором выясняется суть, идея «легкого дыхания». Далее следует воспоминание о приезде Малютина в родительский дом, к Мещерским, рассказ о связи с мужчиной, заметка о записи в дневнике, сделанной Олей после случившегося с Малютиным. Эпизод, который Выготский называет «Последняя зима», посвящен кульминации новеллы Бунина. В истории Оли важное место занимает сюжет о любовной связи девушки с казацким офицером, сцены бесед юной Мещерской с директрисой пансиона. Финал рассказа – это убийство девушки и похороны Оли, на которых присутствовала и классная дама Мещерской. После похорон писатель также описывает допрос офицера следователем и, наконец, могилу героини, где гуляет легкий ветер, словно напоминающий о легком дыхании.

Вторая линия, по мнению Выготского, представлена рассказом о личности классной дамы, часто навещавшей могилу воспитанницы. В этой диспозиции выделяются такие элементы: описание образа начальницы пансиона, мечтаний пожилой женщины о брате. По видимости, брат классной дамы – тот самый совратитель Оли, Малютин – вел куда более насыщенную жизнь, чем сестра. Это заставляло женщину проецировать эпизоды жизни брата на собственную жизнь. Мечтательность – отличительная черта классной дамы. Также женщина часто прокручивает в воображении образы идейной труженицы и женщины с тайной жизнью. Разговор о сущности легкого дыхания соединяет до этого момента параллельные линии развития образов директрисы пансиона и Оли Мещерской. После встречи с девушкой женщина начинает мечтать о ней, перенося на свою жизнь сцены из биографии Ольги. Завершается схема диспозиции прогулками на кладбище и эпизодом на могиле.

Таким образом, линия развития образа классной дамы – это разворачивание образа догорающей жизни, длинной, но неяркой. Линия же Оли Мещерской – это другой смысловой полюс рассказа Ивана Бунина, который характеризует короткую жизнь, яркую, словно вспышка на небе. Классная дама воплощает земные, ощутимые черты, тогда как Оля – это образ невесомости, чистоты, душевного полета, неуловимости.

Жанр произведения “Легкое дыхание”

Произведение Легкое дыхание написано  в жанре новеллы. Коротко сюжетный рассказ, в котором отражена главная идея и проблема, рассказ написан о жизнях героев из обществ.

В этом тексте на главном месте сюжета стоит динамика. Говоря о жизни героини, автор фокусирует в повествовании:  описывает разговор с начальницей гимназии, соблазнение Оли, на убийство, знакомство с офицером описывается в нескольких словах. Происходят драматические ситуации, здесь присутствует отвергнутая любовь, и смерть

Чему учит рассказ

Рассказ учит  внимательно относиться к поколению молодежи, чтобы избежать негативных событий в детских жизнях. Дети часто стремятся стать взрослыми, но эта взрослость приводит к ошибкам в жизни из-за спешки. Рассказ учит жить легко, радоваться каждому прожитому дню. Учит не играть чувствами других людей, и собственными также. Учит ничего не принимать близко к сердцу.

Рассказ Бунина убеждает женщин быть умными и мудрыми. Это выразительное искусство — уметь нравится и быть благоразумной, не растерять себя на жизненных дорогах.

Пословицы к рассказу “Легкое дыхание”

Спеши, да не торопись.

Всякая молодость резвости полна.

От любви до ненависти — один шаг.

Цитаты из книги “Легкое Дыхание”

Последнюю зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии.

Но в глубине души маленькая женщина счастлива, как все преданные какой небудь страстной мечте люди.

Начальница, моложавая, но сидая спокойно сидела, с вязаньем в руках за письменным столом, под царским портретом.

Женщина это – классная дама Оли Мещеркой, не молодая девушка, давно живущая какой небуь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь.

  • Смысл названия рассказа обезьяний язык
  • Смысл названия рассказа конь с розовой гривой
  • Смысл названия рассказа кавказ бунина
  • Смысл названия рассказа горе от ума
  • Смысл названия пьесы горе от ума сочинение