(805 слов) Сравним известные творения знаменитых русских классиков — «Евгений Онегин» Александра Пушкина и «Горе от ума» Александра Грибоедова. Эти произведения заложили основы русской литературы вообще, еще в то время, и до сих пор они влияют на литературу уже нашего времени, спустя два столетия. Эти произведения включены во все школьные программы, где обычно первоначально и изучаются, однако понимать смысл произведений люди начинают с годами, когда повзрослеют. И это неспроста — авторы, создавая свои произведения, вкладывали в них сложные, многозначные замыслы.
Оба произведения повествуют о событиях, происходящих в одной эпохе — когда на смену людям старого толка и склада стали приходить люди иные — новаторы, реформаторы, которые имели другие взгляды на жизнь и ценили в ней несколько иное, нежели предшественники, которые сопротивлялись тем, кто пытался что-то изменить в жизни, поскольку не хотели перемен.
Но герои-новаторы из рассматриваемых произведений — люди разные практически во всем. К примеру, Чацкому мешает жить его горячесть и страстность, из-за этого он не может быть со своей любимой, добиться ее взаимности. По этой же причине он не может переубедить общество Фамусовых в том, что он прав — нужны перемены.
Онегин же совсем другой по характеру — он расчетлив и холоден, имеет высокие манеры и надменность в поведении. Единственное, что у них общее, на первый взгляд — это их самолюбие, но даже оно у них различно. Ведь Чацкому его самолюбие мешает осознать и понять, что ценят другие люди, и он не хочет с этим мириться из-за самолюбия. А Онегин из-за своего самолюбия убивает друга.
Однако в целом, эти произведения непротивопоставимы, поскольку в них изначально говорится об одном — о проблеме нового, молодого поколения, которое полнилось свободолюбивыми и революционными мыслями, и проблема заключалась именно в том, что их не принимало старое общество.
Пушкин в своем романе вывел тему новаторства на второй план, а на первый — любовную тематику. При этом дано описание людей нового толка и иных взглядов. Но он акцентирует внимание на главном герое Евгении, ведь его нельзя назвать новатором, и в тоже время он не лишний человек в обществе, скорее, типичный его представитель, тем более что и автор тонко шутит над своим героем все произведение. Евгений полностью равнодушен к обществу, которое представляет, и не ценит никого и ничего. Тем самым он является обличителем своего общества.
А герой Грибоедова совсем по-иному себя ведет. Он принимает все происходящее слишком близко к сердцу, и проявляет свои эмоции в полной мере по любому поводу. Подлежит обозрению все, с чем он сталкивается, и даже то, что ему не нужно. Он своим поведением отталкивает всех окружающих и настраивает их против самого себя, сам того не понимая. Он советует тем, кто в советах не нуждается, и не осознает, что его, по его мнению, благие намерения лишь мешают другим людям.
У них есть одно, что их объединяет — их отчужденность. Они отдалены от других людей, но у них свой выбор. Так, Евгений сам себе хозяин, и путь свой продолжает по своему желанию, а Чацкий стал козлом отпущения в обществе Фамусова, причем, виноват он в данном случае по своей вине, которую не осознавал.
А Онегин? Онегин убил своего друга, не имея на то причины и желания — он не хотел его убивать. По всей видимости, он тоже не всегда хозяин своей жизни. Кроме того, и Татьяна ему отказывает, когда он признается ей в чувствах. Однако трудно прийти к однозначному выводу насчет его чувств — на самом ли деле они изменились, или же это последствия от ущемленного самолюбия — ведь он полюбил девушку уже после того, как она ему отказала. Вполне может быть, что его чувства проявились для того, что поставить Татьяну в трудное положение — в такой ситуации ей пришлось бы тяжело с выбором мужчины, поскольку вышло бы так, что она отвергает якобы любящего ее мужчину, при этом выбирая того, кто ее не любит.
Вывод — оба произведения посвящаются проблеме конфликта между отдельной личностью и обществом, в обеих книгах осуждаются пороки и предрассудки общества, раскрываются внутренние миры и образы персонажей, однако, различен подход к раскрытию. Так, автор «Горя от ума» надеется на то, что будущее будет развиваться, благодаря молодым и горячим людям, и осуждает через главного героя своих ровесников. А у Пушкина все произведение пронизано иронией над всеми, но в большей степени — над Евгением, ведь он ничего не может изменить и не пытается.
На примере этих двух произведений мы видим, как развивались события в обществе той эпохи — сначала люди были полны надежды, ими правил гнев, и они жаждали перемен, но потом люди разочаровались в своих ожиданиях и от былой возбужденности перешли к иной форме выражения — они стали насмешничать. Это было менее чревато последствиями, нежели открытый постоянный протест без права на успех.
Подводя итоги, можно сказать, что и Чацкий и Онегин идут с опережением своего времени, поэтому не находят себе места в обществе, но, если Чацкий остается самим собой и верен своим идеалам, то Онегин во всем разочаровывается. В финале произведений оба они покидают светское общество.
Сочинение — Смысл названия комедии Горе от ума. Русский язык и литература
Само название комедии говорит за себя. Горе от ума, заключающее в человеке, обладающим умом в отличие от других. Хотя автор не показывает, кто именно глуп.
Сама пьеса построена на олицетворении узких рамок классицизма. Перед нами предстает ярко выраженный конфликт противостояний разных типов ума. В произведении произвольно напрашивается вопрос, интересующих многих читателей, что из себя представляет ум? Каков его эталон? Какой именно герой умен, в отличие от других? В пьесе каждый герой пытается логически рассуждать, что представляет ум для человека. Эталона ума нет в пьесе автора, а значит и нет самых умных, то есть победителей.
Автор выставил на передний план двух героев: Чацкого и Фамусова. В пьесе мы наблюдаем столкновение умов двух героев: Чацкого с фамусовским обществом.
Первый герой – положительный, отличающий от других тем, что он человечнее, чувствительнее, чем другие герои. Нельзя сказать, что он умнее всех. Он прежде всего великодушен и благороден. Для Чацкого на первом месте стоят ум и чувство, в этом и состоит его горе от ума, которое призвано в свете чувством. Чацкий непонятен фамусовскому обществу только потому, что он не желает что-то менять и даже осуждать. Каждый человек имеет право на собственное мнение, на свою жизненную позицию, как рассуждает наш положительный герой. Он – человек слова, чести, доблести, веры, правды. Фамусовское общество наступает на него, что молодой человек не может смириться жить в таком обществе и принимает решение уехать за границу.
Фамусов – отрицательный герой в пьесе. Его характерные черты – лживый, глупый, невежественный, впрочем, как и всё фамусовское общество. У них отсутствуют желания преодоления своих недостатков. Одним словом, эти люди – подхалимы и глупцы.
Что же входит в смысл самой пьесы? Что хотел сказать автор?
Смысл название пьесы говорит о том, что положительный герой страдает от того, что не хочет быть похожим на общество, в котором он обитает. Он борется за правду, честь, верность, свободу, любовь и дружбу. Комедия обращена не к Фамусовым, а именно к Чацкому, который смешной и одинокий. Назвал его «умным», таким образом осмеял понимание, что значит в человеке ум.
Комедия сама по себе нетрадиционна для того времени. Писатель показывает социальную среду, проблемы, затрагивающие общества того времени. В тоже время, писатель высмеивает фамусовское глупое и смешное общество, в котором он жил. В этом и заключается основной смысл комедийной пьесы.
Вариант 2
Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий. Такое название выглядит как лозунг-предостережение, ведь если горе уму, то там где он был, возникнет глупость, то есть отсутствие ума. Тем не менее, в дальнейшем автор переименовывает пьесу в «Горе от ума», то есть указывает на причину и для читателей как бы кратко описывает историю главного героя.
Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.
Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.
Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.
Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.
Как ни удивительно, но Чацкий является не просто умным человеком, но и во много патриотом, который старается ради своей страны. Тем не менее, практичные фамусовы не будут слушать подобных эфемерных рассуждений наподобие «а судьи кто.. » они будут слушать зов собственной выгоды и комфорта.
Смысл названия
Грибоедов Александр Сергеевич, это талантливый музыкант и писатель русской литературы. Воспитывался матерью, так как отец был занят работой, и не имел ни какого образования. С ранних лет, ему прививали любовь к иностранным языкам и игре на фортепиано. С 13 лет, молодой юноша, уже вплотную занимается литературой, и пытается делать свои наброски в творчестве. Известная работа «Горе от ума», была написана на Кавказе, в начале воинской службы.
Само произведение, несёт в себе смысл своего названия. Главным героем работы автора, является Чацкий. Это человек, с прекрасным раскладом ума, но это черта, и отвергает его от всего общества. В действиях пьесы, можно понять что он, остроумен, но глуп. Даже когда речь шла о великой карьере в службе, он поп росту «проворонил» этот шанс. Герой Фамусов, всячески вразумить Чацкого, но это бесполезно. Вспоминая бывалое правление, с хорошей стороны, они долго беседуют, у них одинаковые мысли, но на службу Чацкий так и не вернулся. Чацкий, выдвигает мысль о том, что именно крепостное право, является причиной страданий человечества. И таковые мысли, заставляют Фамусова просто молчать, и даже не спорить с остроумным человеком, который так ни чего и не добился в жизни.
В дальнейшем, Чацкий узнаёт о тайной симпатии Софьи к некому Мочанину, это был секретарь при их доме. Софья при открытом разговоре, даёт понять Чацкому, насколько Молчанин ей симпатичен, и она не видит будущего в браке с Чацким. В итоге, у них, назревает скандал, и Софья, становиться первым человеком, которая назвала великого остроума, сумасшедшим. Как и водилась в те времена, эти сплетни, быстро разнеслись по улице.
Практически на всём этом, и становилась идея написания этой работы. В конкретных случаях, можно понять, что только из – за споров умного человека с глупым просто людом, и произошло название этой работы. Под «горем» Грибоедов, несёт мысли действия Чацкого. Образование, мышление и пылкость этого персонажа, сводит к его неудачам и потерям. Даже в личной жизни, он терпит неудачу. Под словом «Ум» в данной прозе, Александр Сергеевич, подразумевал честность, смелые чувства человека, уверенность Чацкого. Эта работа, получила огромную популярность после смерти автора, так как при жизни, многие детали запрещала цензура. Пьеса, которую сыграли на то время, стала шедевром мировой культуры.
Сочинение 4
Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чадский. Герой является представителем передовых идей, в его обрезе отражены черты декабристских настроений. Чадский умен и просвещен, он стремится к саморазвитию. Герой – патриот своей страны, он выступает против крепостного права и чинопочитания. Также Чадский осуждает любовь светского общества к всему иностранному, он является приверженцем русских традиций и культуры.
Вернувшись на родину из-за границы Чадский пытается поделиться своими мыслями и идеями с представителями «века минувшего» — фамусовским обществом. Однако в кругу знакомых и близких друзей мировоззрение героя встретили сначала снисходительно и иронично, а затем и вовсе назвали бунтарским. Чадского сочли сумасшедшим только от того, что его мысли были признанны вольнодумными, так как противоречили взглядам тогдашнего светского общества.
Чадского постигает «горе от его же ума». Он оказывается одинок в своих суждениях, но это не заставляет его отказаться от них. Герой до конца комедии остается верен своим убеждениям, он с пылом и страстностью отстаивал свою правоту, хотя его монологи враждебно принимаются со стороны окружающих. Но цельность натуры героя не искала признания общества, осознавая свою правоту, он отстаивал ее. Чадский стремился донести до людей необходимость перемен в социальном укладе при помощи реформ.
Горе Чадского от ума заключается в том, что его идеи и мысли не нашли сторонников. Можно сказать, что герой был способен думать более прогрессивно, чем социальное общество, в которое он попал. Герой пытается самостоятельно изменить мировоззрение людей, однако они не хотят меняться, мнение большинства побеждают правильные взгляды и идеи одного человека. В конце комедии, поддавшись воле чувств, Чадский покидает фамусовское общество.
На месте Чадского может оказаться совершенно любой человек, если попадет в общество с противоположными ему ценностями и нормами жизни. В таком случаем человек может пострадать от собственного ума, если его мировоззрение покажется слишком неприемлемым для социального уклада.
Все сочинения
Название произведения… Оно имеет огромное значение для понимания текста. Через название автор может указать как на основную мысль, так и на проблематику произведения. Тоже самое касается и пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». В таком случае, каков смысл названия данного произведения?
Грибоедов через название подчёркивает наличие в конфликте пьесы такой важной проблемы, как проблема ума. Первоначально комедия называлась «Горе уму», что отсылает нас к русской пословице, в которой дурак всегда побеждал умного. Умным в данной пьесе всегда считали Чацкого, потому что сам Грибоедов назвал его таковым, и многие литераторы поддержали его в этом. Однако Пушкин не смог согласиться с этим, он на пост умного человека выдвинул самого Грибоедова, потому что Чацкий, по его мнению, всего лишь повторял мысли автора комедии, потому что долгое время находился рядом с ним.
Также стоит отметить, что в произведении «Горе от ума» нет глупых людей, просто у всех ум отличается. Понимание и стандарты ума разные, поэтому предшественники Грибоедова назвали бы умным Молчалина, потому что его ум ему, безусловно, помогает, в отличие от Чацкого. Несмотря на свои корни, уходящие к русской пословице, дела обстоят именно так. Ум Чацкого, хоть возвышенный, но странный для его окружения.
Грибоедов, представляя такое количество героев, как бы спрашивает читателя, что такое ум? Почти все персонажи рассуждают на эту тему. У всех есть свое представление и стандарты, по которым они определяют ум. Из-за этого нет какого-то эталона ума в комедии Грибоедова нет, поэтому нет тех, кто прав или победил. Хотя Чацкий страдает больше других.
Несмотря на то, что главная проблема комедии — ум, немаловажное значение в ней имеют и чувства. Именно из- за их противоречивости и несопоставимости страдает Чацкий по его же словам: «ум с сердцем не в ладу». Многие считают, что главный герой ушел, чтобы «не повредить» свой ум, однако это не совсем так. Он удалился, потому что его чувство не могло перенести нанесённого оскорбления, как от света в общем, так и от выбора Софьи в частности.
Таким образом, у названия комедии несколько смыслов. Первый заключается в том, что из-за различия умов люди не способны понять друг друга, почему и страдают. Вторым можно считать несопоставимость ума и чувств, где также причиной горя выступает ум. Также название помогает автору обратить внимание читателя именно на проблему ума.
Рассуждение 2
В романе «Горе от ума» А.С. Грибоедов сталкивает людей с совершенно противоположными взглядами. Они будто из разных миров. Речь идет о главных героях произведения – Чацком и Фамусове.
Фамусов, и все его окружение, находятся во власти постоянной лжи и глупости. Им чуждо желание постигать новое, они отторгают образование и не видят в этом что-то плохое. В них множество недостатков и противоречий, но им на это плевать. Даже видя, что его единственная дочь София желает учиться, Фамусов осуждает ее, мол, зачем, у тебя же и так все есть!
В одном из эпизодов Фамусов рассказывает историю о том, как его родственник добился высокого статуса и расположения царицы. Дело оказалось нехитрым: он, будучи уже немолодым человеком, всего-то падал лбом об пол, тем самым вызывая у господ смех над собой. И Фамусов не видит в это ничего такого. Для него не так важны средства, главное это лишь цель.
Обратим внимание на главного героя комедии. Чацкий это молодой человек, с достойным образованием и манерами, который только недавно вернулся из долгого путешествия. Но на родине его будто бы никто и не ждал. Придя к объекту своей любви, к Софии, он не находит нужного отклика, девушка холодна и отстраненна. Также в своих мечтах Чацкий желает образумить свой народ, научить его чему-то новому, рассказать им о невиданных вещах, свидетелем которых он был. Но в реальности все оборачивается совсем не так, как он того хотел. Никто не желает слушать его россказни, он сталкивается с непреодолимой стеной из непонимания и упреков. Совершенно никто не хочет что-то менять. Чацкий ошарашен поведением Софии. Она не только оттолкнула его от себя, не приняв его чувства, так еще и распустила слух о том, что Чацкий якобы является сумасшедшим, выжившим из ума, человеком.
Чацкий – человек чести. Он не желает видеть в своей стране все те пороки, из-за которых его государство разлагается и гниет. Людям плевать на это, также им плевать и на себя, моральные нравы и традиции давно выкинуты за борт без какого-то сожаления. Общество сплотилось вокруг подхалимажа, обмана и раболепства. Чины не даются за ум и подвиги, их раздают налево и направо любимчикам и тем, кто громче всех хвалит своих господ. Всюду упадок и грязь, и выхода из этой ситуации будто бы и нет. Высший свет занят лишь танцами, балами и застольями, ни одного образованного человека, желающего привнести в этот мир что-то полезное, не сыскать.
В конечном итоге, Чацкий разочаровывается и уезжает обратно заграницу. Он хочет учиться, бороться за свободу слова. И ему не место среди фамусовского общества.
Почему же Грибоедов назвал свою комедию именно так? А все потому, что только горе получил Чацкий за свое образование и ум. Будь он как все, никто бы и слова ему не сказал и не стал выгонять из дома. Но Чацкий не желает становиться частью такого общества, он не хочет быть зависимым от глупцов и негодяев.
`
Смысл названия произведения Горе от ума
Популярные сочинения
- Сочинение Настя и Митраша в рассказе Кладовая Солнца
Настя и Митраша стали сиротками. Вот почему им рано пришлось повзрослеть – заботиться самим о себе. Настя, конечно, стала заниматься домом, как старшая и как девочка. Митраша помогал ей.
- Сочинение Поступок, которым я горжусь
Каждый человек в своей жизни совершает множество поступков. За одни мы испытываем бесконечную гордость, а другие хотели бы вычеркнуть из памяти.
- Анализ произведения Лескова Очарованный странник
Николай Семёнович Лесков очень любил русский быть, культуру. Он любил свою Родину, в его произведениях можно увидеть, что ключевую роль играют обычные русские люди.
Действие разворачивается в доме известного московского помещика Фамусова, в спальне его дочери Софьи, которая всю ночь провела, общаясь со своим возлюбленным, по совместительству секретарем своего отца, Молчалиным. Софья узнает, что после долгого путешествия, в Москву вернулся Александр Андреевич Чацкий, воспитанник Фамусова, друг ее детства и бывший возлюбленный. При первой встрече с Софьей Чацкий начинает расспрашивать ее об общих знакомых, попутно отпуская в их адрес саркастические замечания, не обходя своим вниманием и Молчалина, чем сильно задевает Софью.
По ходу пьесы в доме собираются гости, с которыми Чацкий общается на разные темы, активно вступая в споры. Софья, обиженная на друга детства, распускает слух о его психическом нездоровье, который моментально разносится среди гостей. В финале вечера недоумевающий Чацкий случайно узнает, что Софья влюблена в Молчалина, а тот неравнодушен к служанке Лизе. Эту же информацию слышит Софья, которая выгоняет Молчалина. На шум сбегаются люди, и любовная история перестает быть тайной. Фамусов вне себя, а Чацкий, оскорбленный и разочарованный, вновь отправляется путешествовать.
Смысл названия комедии Горе от ума
«Горе от ума» А.С. Грибоедова — нестареющая классика. Годы не властны над этой удивительной комедией. Персонажей произведения можно встретить в повседневной жизни. Почему же комедия приковывает внимание огромного количества читателей? В чем смысл названия «Горе от ума» А.С. Грибоедова?
Ум и глупость. Название комедии чётко отражает противопоставление крайне важных характеристик человека. С возрастом человек должен становиться мудрее, ведь год от года он набирается опыта. Но так ли это на самом деле?
Горе от ума — событие, которое может случиться с каждым образованным человеком. А.С. Грибоедов с помощью комедии показывает, что ум — это крайне опасное качество для многих людей.
Проблематика названия «Горе от ума»
Смех сквозь слезы. Горе от ума. Автор в смехотворной форме выражает проблематику общества. Нельзя серьёзно относиться к жизни. Невозможно все знать и уметь. А.С Грибоедов создал комедию, целью которой является не только разнообразить времяпрепровождение людей, но и рассказать, что волнует каждого из них.
Произведение начинается с парадоксального сочетания в названии. Что хотел этим сказать автор? Для многих ум главного героя выражается в безумии. Окружающие не воспринимают персонажа всерьёз. У героя со временем наступает прозрение. Он осознает, что общество его не слышит и не понимает.
Смысл названия произведения
Персонажи, которые описывает А.С. Грибоедов, живут среди нас. Название «Горе от ума» говорит само за себя. Есть люди, обладающие умом. А есть те, которых можно отнести категории глупцов. Но кто есть кто? Александр Сергеевич не говорит чётко, кто глуп, а кто наоборот.
Исходя из названия можно понять, что в произведении есть место конфликту противостояний ума и глупости. Но как определить умного человека? По каким критериям проявляется глупость? Где эталон, на который следует равняться?
Положительный герой пьесы поглощён внутренними противоречиями. Ему некомфортно в обществе, в котором он находится. Он противопоставляет себя всем. Герой ведёт борьбу за справедливость, честность, правду. Но выиграет ли он эту битву? А.С. Грибоедов показывает его как одинокого, никем не принятого, смешного. «Умный». Автор с усмешкой называет так героя.
А.С. Грибоедов уже в названии говорит, что умничать нехорошо. Не нужно постоянно спорить, ведь у каждого своя правда. И идеалы, и ценности у каждого свои. Нужно стремиться к достижению внутреннего комфорта, не навязывая насильно никому свою точку зрения. Даже мудрый, опытный человек может стать заложником своего ума.
Смысл произведения Горе от ума
Заглавие комедии Грибоедова выглядит как оксюморон, ведь принято считать, что чем умнее человек, тем лучше, но в том и заключается особый смысл названия. Высокий интеллект главного героя, его острые и дерзкие высказывания не находят понимания среди представителей старого света. Но стремление к истине и желание доказать свою правоту не позволяют персонажу вовремя остановиться и перевести разговор в более привычное и примитивное для обывателей русло. Такая публичная демонстрация исключительного ума приводит к негативным последствиям для главного героя и не только для него.В основе сюжета лежат два конфликта – любовный и общественный. И если любовная линия, это скорее следование канонам классицизма, то конфликт общественный, который красной чертой проходит сквозь все произведение, постоянно возникая в диалогах персонажей, призван раскрыть общий смысл комедии. В «Горе от ума» четко прописаны основные пороки общества того времени: ложь, лицемерие, прислужничество, консерватизм, ханжество и, конечно, глупость.
Идеи Чацкого, как представителя нового времени, неприемлемы для закостенелого московского дворянства, они кажутся ненужными, нелепыми и даже опасными. Представителям старого времени проще поверить в безумие Чацкого, чем допустить, что его вольнодумство может нести какой-то смысл. Образ Чацкого, это прототип романтического героя, одинокого борца с системой, чьи методы слишком радикальны для своего времени, а потому бессмысленны. Грибоедов дает понять, что время просвещения в России еще не наступило, но уже начинает появляться новое поколение мыслящих людей, которые будут способны что-то изменить.
Смысл финала
В отличие от традиционного счастливого финала комедий эпохи классицизма, комедия Грибоедова, нарушившая все каноны жанра, оканчивается крахом всех надежд и иллюзий главных персонажей. Софья разочаровывается в любви, Молчалин теряет надежду на повышение по службе, а Фамусов обеспокоен потерей доброго имени. Но максимальный трагизм несут в себе разочарования Чацкого, у которого одновременно рухнули, непонятно откуда взявшиеся, иллюзии на продолжение взаимной любви с Софьей и испортились отношения со всеми, с кем он вырос и кого по-своему уважал. Но самое горькое разочарование Чацкого, это осознание тщетности всех его усилий, направленных на изменение общества.
История создания
История написания комедии «Горе от ума» начинается за пределами России. Так что Грибоедов остался в Тифлисе после дипмиссии. Изначально писатель был основан на разговоре со своим давним знакомым, который рассказывал ему о жизни дворян в Москве. Однако идея игры не давала Александру Сергеевичу покоя. Он продолжал писать произведения в России на основе личных бесед с представителями русской знати.
Грибоедов в своей пьесе высмеивал дворян XIX века. На тот момент это стало проблемой, поэтому работа была неоднозначно воспринята обществом. Интересен тот факт, что из-за образа Софии и негативной коннотации, придаваемой дворянам, при жизни автора произведение ни разу не ставилось.
На написание комедии Александра Сергеевича натолкнула случайность, случившаяся с ним по приезду в Санкт-Петербург. Когда писатель был на аристократическом собрании, он в глубине души возмутился высказываниями присутствующих о иностранном госте. Грибоедов выразил возмущение окружающим, для которых они считали его сумасшедшим.
Этот слух так быстро распространился по городу, что на следующий день знакомые писателя приехали к нему в гости и поинтересовались его здоровьем.
Главные герои
Мы написали отдельную статью о героях произведения: главных героях «Горе от ума».
Значение названия
Чтобы понять, почему произведение получило такое название, необходимо разобрать жизненный путь Александра Чацкого. У главного героя разум, который мешает ему жить и отнимает у него все общепринятые блага. Чацкий любит Софию, но предпочитает строить отношения с глупым и самодовольным Молчалиным.
Также главный герой не может подниматься по карьерной лестнице, потому что не хочет идти против своего мировоззрения. У него нет таких же стремлений и мыслей, как у окружающих. В этом смысл названия спектакля «Горе от ума».
Также в названии автор хотел показать две стороны русского дворянства. Дворяне хотели казаться умными, но в то же время отрицали науку и искусство.
Они думали только о своем материальном положении, а не о своем развитии.
Мировоззрение главного героя
Чацкий — представитель «нынешнего века». Он ценитель свободы, по каждому вопросу имеет собственное мнение и не боится его высказывать. Разочарованный равнодушием Софии, Александр Андреевич вступает в полемику с окружающими его «фамузианцами» и гневно осуждает их жадность, лицемерие, невежество и ничтожество. Как истинный патриот России, он осуждает «засилье плохих дворян» и не желает иметь с ними ничего общего. На предложение Фамусова жить «как все» Чацкий отвечает решительным отказом. Александр Андреевич признает необходимость служить Отечеству, но проводит четкую грань между «служением» и «служением». Он считает, что это различие принципиально. Смелые монологи Чацкого кажутся местному светскому обществу настолько возмутительными, что его безоговорочно признают безумным.
Александр Андреевич — центральный персонаж произведения, поэтому характеристике его образа посвящен более чем серьезный и подробный анализ. «Горе от ума» Грибоедова рецензировали В.Г. Белинский, И.А. Гончаров, А.А. Григорьев и другие выдающиеся писатели XIX века. А отношение к поведению Чацкого определяло, как правило, характеристики всего произведения в целом.
Характеристика Молчалина
Живая «картина нравственности» представлена в спектакле «Горе от ума». Анализ героев труда заставляет обратиться к самому тихому и незначительному из них — Алексею Степановичу Молчалину. Этот персонаж отнюдь не безобидный. Своим раболепным подобострастием он успешно пробивается в высшее общество. Его мелкие таланты — «умеренность и точность» — дают ему пропуск в фамусианскую гвардию. Молчалин — стойкий консерватор, который зависит от мнения других и поддерживает «всех людей без исключения». Как ни странно, это помогло ему завоевать расположение Софии. Люблю Алексея Степановича без памяти.
Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»
В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещаются наиболее острые проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема образования и т.д., жюри, цензура и институты.
Не менее важные для драматурга нравственные аспекты рождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как лучшие качества человека гибнут под натиском «семейного общества». Например, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе у него никогда не получится. Поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драме: оно отражает реальные конфликты и немыслимые жизненные обстоятельства.
Композиция драмы выдержана в стиле классицизма: соблюдение трех частей, наличие громких монологов, говорящие имена персонажей и т.д. Контент реалистичный, поэтому спектакль до сих пор раскуплен во многих театрах России. Герои не олицетворяют порок или добродетель, как это было принято в классицизме, они разнообразны автором, их герои не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого дураком или излишне импульсивным героем. София не виновата в том, что за время своего долгого отсутствия она полюбила того, кто был близок, а Чацкий тут же обижается, ревнует и истерически осуждает все вокруг только за то, что его забыла его возлюбленная. Вспыльчивый и сварливый персонаж не рисует главного героя.
Стоит отметить разговорный язык игры, где у каждого персонажа свои речевые шаблоны. Эта идея усложнялась тем, что произведение было написано стихами (ямб разное положение), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Еще в 1825 г писатель В. Ф. Одоевский констатировал: «Почти все строки пьесы Грибоедова стали пословицами, и я часто слышал в обществе, все разговоры которых были большей частью строками из« Горе от ума»».
Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и самодовольную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «насмешливый», что означает грубое поведение в обществе.
Тема
В комедии «Горе от ума» анализ произведения позволяет выделить многие темы, затронутые автором. Актуальные проблемы того времени, поднятые Грибоедовым, были встречены цензурой враждебно. Основная тема «Горе от ума» — пороки общества, которые пустили глубокие корни и расцвели в ярких красках. Лицемерие и бюрократизм, высокомерие и уважение к чину, любовь к иностранцу — все это происходит в пьесе Грибоедова.
Главная проблема — противостояние «новой» и «старой» жизни, извечный конфликт поколений, в котором Фамусов является представителем старого образа жизни, а Чацкий — приверженцем новых точек зрения.
В этом смысл имени «Горе от ума» — в то время прогрессивно мыслящий человек, борющийся за новую жизнь, широко и всесторонне мыслящий, для обычных людей, придерживаясь старого стиля, он был дурак, человек с причудами. Для знаменитостей и неразговорчивых одним из таких представителей, страдающих «остроумием», является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.
Сама идея игры уже заложена в ее название. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативной знати, а общество обвиняет его в безумии. Легче обвинить безумие, чем изменить свою тихую мещанскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, потому что это затронет не только личный мир каждого, но и общество в целом, затронув многие другие сферы жизни. Необходимо будет пересмотреть национально-культурные, бытовые и политические вопросы, изменить всю структуру жизни.
Суть пьесы
Молодой дворянин Александр Чацкий долгое время жил за границей. Однако давняя любовь заставляет его вернуться на родину. Герой решил посетить дом Фамусовых, где жил в детстве.
По прибытии Чацкий вступает в конфликт со всем окружением Фамусова. Александр сообщает Павлу Афанасьевичу, что хочет жениться на его дочери Софье. Фамусов возражает и считает, что его дочь может выйти замуж только за богатого человека, который достоин называться дворянином. Но София уже нашла себе избранника, Молчалина, которого интересовало только материальное положение отца.
Когда Чацкий раздражает Софью своим поведением, его объявляют сумасшедшим в доме Фамусовых. Слухи об этом быстро распространились по городу.
После танца девушка разоблачает Молчалина, а Чацкий, оскорбленный и униженный, уезжает из того места, где он рос и воспитывался.
Философия московского барина
Намного умнее Чацкого автор комедии «Горе от ума». Она предлагает начать анализ действий Софии с понимания среды, в которой она росла и формировалась как личность. Прежде всего, это общество характеризует Фамусов, отец главного героя. Это обычный московский мастер. В его характере преобладает смесь патриархата и тирании. Не обременяет себя заботами на службе, хотя и занимает серьезное место. Его политические идеалы сводятся к простым мирским радостям: «получать призы и веселиться». Идеал Фамусова — человек, сделавший карьеру. В этом случае деньги не имеют значения. Слова Петра Афанасьевича часто расходятся с фактами. Например, он хвастается «монашеским поведением», но сначала активно заигрывает с Лизой. Это главный оппонент искреннего и ярого Чацкого.
Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?
Грибоедов считал, что «Горе от ума» — это комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьесу нельзя отнести исключительно к жанру комедии. В первую очередь нужно обратить внимание на окончание работы — это трагично. Сегодня принято определять «Горе от ума» как драму, но в XIX веке такого разделения не было, поэтому ее назвали «высокой комедией» по аналогии с высоким и низким спокойствием Ломоносова. В этой формулировке есть противоречие: только трагедия может быть «высокой», а комедия по умолчанию — тихой «низкой». Шоу не было уникальным и типичным, оно было вырвано из существующих театрально-литературных штампов, поэтому было так оценено как современниками, так и нынешним поколением читателей.
Тематика комедии
Особого внимания заслуживает разнообразие тем в произведении «Горе от ума». Тема книги охватывает аспекты, актуальные и по сей день:
- Тема лишнего человека занимает центральное место в комедии. Образ Чацкого становится отражением людей, слишком хороших для Российской Империи. Взгляды главного героя не приняли представители знати. Когда он попытался передать их в массы, его описали как сумасшедшего. Но Александр не разочаровался в себе, поэтому он всегда может вернуться на родину и победить общество Фамуса.
- Семейная тема. Автор показывает дворянский род как рассадник лжи и взаимной ненависти. Павел Фамусов не думает о мнении дочери, для него главная цель — удачно жениться на ней. Когда старый Фамусов узнает о романе Софьи с Молчалиным, его волнует только ее репутация. Но девочка не особо интересуется жизнью отца и старается от него дистанцироваться.
- Тема мечты. Грибоедов считал, что мечтать могут только искренние люди. Софья мечтала о взаимной любви, а Чацкий хотел исправить этот мир к лучшему. Но все их мечты были отделены от реальности, поэтому оба героя потерпели неудачу. Софию обманом заставили обмануть Молчалина и Чацкого, оскорбили и отвергли, сбежали из дома Фамусовых в другом городе.
Конфликт. Композиция. Проблематика
В пьесе традиционно выделяют два типа конфликтов: частный (любовная драма) и публичный (противостояние старого и нового времени, «знаменитого общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, можно утверждать, что в произведении присутствует романтический конфликт между личностью (Чацкий) и обществом (Фамусовское общество).
Один из строгих канонов классицизма — единство действия, предполагающее причинную связь между событиями и эпизодами. В «Горе от ума» эта связь уже значительно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего существенного не происходит: герои ходят то тут, то там, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразное. Однако динамика и драматизм устанавливаются именно в диалогах персонажей, спектакль в первую очередь нужно слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.
Особенность композиции в том, что она построена по канонам классицизма, количество актов с ней не совпадает.
Если комедии писателей конца XVIII — начала XIX веков освещали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный образ жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, воинственность, жестокость и бюрократическая инерция — все это реалии Российской Империи. Московское дворянство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в бизнесе олицетворяет Фамусов, скучный военный карьеризм и тупую совесть — Скалозуб, холопство и лицемерие бюрократии — Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми видами «общества Famus» и видят, что их сплоченность является результатом солидарности порочных людей. Многогранная и разнообразная клика впитала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которые общество привыкло обожать и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в повторах актеров (законодательница нравственности княгиня Марья Алексевна, автор «образцовой чуши» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).
Прототипы героев
Мудрец Литрекон нашел прототипы героев «Горе от ума» и для вашего удобства представил их в таблице.
герой | прототип | оправдание |
чацкий | прогрессивный философ П. Чаадаев | 1) сходство фамилий 2) судьба: царь признал безумного философа за трактат о свободомыслие «Философские письма». 3) мнения и принципы очень схожи, особенно по вопросу крепостного права |
известный | дядя Грибоедов Алексей Федорович | сам автор написал произведение «Характер моего дяди» и обозначил все те принципы и характеристики, которые характерны для его героя. |
тихий | несколько полдня | служил секретарем опекуна и очень любил навещать гостей для покровительства. Об этом говорили современники Грибоедова — А. Н. Веселовский, В. В. Калла. |
софия | сестра грибоедова софия алексеевна | об этом писали современники Грибоедова, знавшие характер девушки. |
пуховик | полковник Шварц | основные черты этого исторического персонажа вполне подходят для описания фугу это грубый и невежественный солдат, который благодаря покровительству получил контроль над Семеновским полком и организовал там жесткую систему телесных наказаний. |
горичев | и и. Огарев, друг Грибоедова | согласно легенде, писатель сам посетил друга и признался ему, что написал о нем в книге. |
Чему учит?
Автор комедии «Горе от ума» превозносит разум и благородство, осуждает невежество и пошлость. Его вывод прост: мы должны избавиться от плохих традиций, которые тянут страну в пропасть.
Это учит нас, что благородный человек обязан бороться за свои идеалы и никогда не сдаваться, несмотря на недопонимание и трудности. Мораль пьесы «Горе от ума» очевидна: нужно твердо стоять на своей позиции, если она отвечает требованиям морали и справедливости.
Жанр
определить жанр «Горе от ума» одним словом невозможно. Мнения критиков при такой жанровой оригинальности произведения сильно расходятся в своих оценках. Пьеса Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальные и любовные конфликты идут параллельно, тесно взаимосвязаны и не приводят к логическому завершению. В обоих конфликтах каждая сторона противостоящих сил остается неубедительной, не находя понимания со стороны противника. Развитие двух конфликтов одновременно не укладывается в структуру традиционного классицизма, и вместе с тем произведение имеет ярко выраженное реалистическое начало.
Пьеса Грибоедова — одно из самых цитируемых произведений русских классиков, фразы которого стали крылатыми и разлетелись по миру, не утратив актуальности и по сей день.
Элементы классицизма в «Горе от ума»
Знаменитая комедия Грибоедова считается первой русской реалистической комедией. В то же время он сочетает в себе черты классицизма, бурно развивавшегося в эпоху романтизма и новаторского реализма. Тщательный анализ комедии «Горе от ума» показывает, что произведение соответствует основным требованиям для создания «высокой комедии.
В пьесе единство места (дом Фамусова) и времени (действие происходит в течение дня). Однако в произведении присутствуют два конфликта: любовный и социально-политический. Это означает, что единство действий в спектакле было нарушено Грибоедовым.
В пьесе присутствует традиционный «любовный треугольник» и тесно связанная система характеров: героиня, два претендента на ее благосклонность, «благородный отец», горничная-субретка и так далее. Однако Грибоедов «вдохнул» новую жизнь в своих героев. Из мультяшных комических персонажей они превратились в сложные портреты.
Александр Сергеевич наделил своих героев «говорящими» фамилиями: Скалозуб, Репетилов, Фамусов, Молчалин. При этом характеристики его персонажей выходят далеко за рамки характеристики.
Особенности сюжета, композиции произведения
Автор берет за основу сюжета день пребывания в доме московского дворянского помещика Фамусова. Именно в этот респектабельный дом утром неожиданно приезжает молодой человек Чацкий, страстно влюбленный в дочь Софьи Фамусовой. Провести весь день в доме Фамусова.
Готовые работы на аналогичную тему
400 Грибоедов А.С. «Беда от ума», краткий разбор Работа курса 260 ₽ Грибоедов А.С. «Беда от ума», краткий анализ Конспект 190 ₽ Грибоедов А.С. «Беда от ума», краткий разбор
Жанр произведения считается комедией, к тому же реалистичным: все действия происходят в определенной среде. Есть ярко выраженные атрибуты того времени: борьба карбонариев за свободу в Италии, академический комитет, взаимное обучение Ланкастера. Прототипы героев взяты Грибоедовым с натуры.
Композиция «Горе от ума» уникальна, в ней два сюжета: светский и любовный. Сначала на первый план выходит любовная линия. И он построен на привычном любовном треугольнике: есть героиня романа и две претендентки на руку и сердце. Но затем блестящая социальная линия откладывает линию любви, которая становится своеобразным каркасом для серьезного противостояния Чацкого и общества.
Элементы реализма в «Горе от ума»
Во-первых, Грибоедов отказался от схематического изображения своих героев. Образы его героев и изображаемый им в пьесе «редкий образ хороших манер» иногда пугают своей достоверностью. Например, многогранность персонажа Фамусова проявляется в его диалогах с другими персонажами: он флиртует с Лизой, ласкается перед Скалозубом, читает инструкции Софии.
Однако против Чацкого в игре выступают не только конкретные представители Гвардии Фамузиан, но и весь консервативный «прошлый век». Анализ «Горе от ума» позволяет выявить в произведении множество эпизодических образов, призванных расширить картину социально-политического конфликта.
Реалистичный подход к созданию произведения проявляется и в отношении автора к главному герою. Чацкий иногда ведет себя непоследовательно и постоянно попадает в комичные ситуации из-за своего безрассудства и несдержанности. Он отнюдь не является абсолютно положительным персонажем в произведении. В конце концов, его мотивы эгоистичны. Постарайтесь завоевать любовь Софии.
Общественно-политическая тематика произведения
Комедия поднимает важнейшие проблемы жизни российского общества первой половины XIX века: ущерб чести и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы воспитания и просвещения, честного служения Родине и долгу, самобытность русской национальной культуры и тд. Грибоедов также обратил внимание на вопрос об общественно-политическом устройстве Российского государства. Все эти моральные и политические вопросы прошли через призму личных взаимоотношений персонажей.
Смысл названия
У главного героя есть разум, но от этого общепризнанного блага он получает только страдание. Возлюбленная предпочитает глупого и покорного Молчалина, общество даже признает его сумасшедшим. Сам разум не позволяет Чацкому найти свое место в обществе и службе, что делает его одиноким. В этом смысл названия «Горе от ума».
Титул венчает разоблачение двойных стандартов московской знати. Внешне люди пытаются создать впечатление ума, но внутри они противостоят разуму и считают его враждебной силой.
Темы и проблемы
Темы и проблемы комедии «Горе от ума» многочисленны и актуальны по сей день:
- Спор поколений — Грибоедов отразил начало преобразований русского дворянства. По его словам, новое поколение русской аристократии совсем не похоже на своих родителей. Писатель считал, что новая элита, воспитанная в духе Просвещения и гуманизма, неизбежно вступит в ожесточенный конфликт с реакционерами. И хотя на тот момент Грибоедов не видел принципиальных изменений, он надеялся на долговременную победу прогрессивного лагеря.
- Костюмы знати — драматург изображает аристократию в самом незначительном свете. Продемонстрировать обман, пошлость и лицемерие. По его словам, те дворяне, которые составляют доминирующее общество Фамус в России, являются не чем иным, как эгоистичными паразитами, которые озабочены только удовлетворением своих потребностей и амбиций.
- Тема лишнего человека — Чацкий представлен в пьесе как изгой, дворянин, слишком хороший для Российской Империи. Однако в то же время Грибоедов показывает, что его герой не одинок и, главное, не разочарован своими идеями, а потому всегда имеет шанс вернуться и победить окостеневшее и порочное общество Фамуса.
- Семейная тема — Благородная семья в пьесе изображена как рассадник лжи и взаимной вражды. Старик Фамусов совершенно равнодушен к своей дочери, думая только о том, как удачно на ней жениться. Когда открывается роман Молчалина и Софьи, Павла Афанасьевича беспокоит только нанесение ущерба его репутации. Сама София тоже совершенно равнодушна к отцу и старается максимально от него уйти.
- Развитие страны — На протяжении всей истории некоторые персонажи рассказывают о своих родственниках и друзьях, которые отказались от жизни и вековой карьеры, посвятив свою жизнь науке и личному развитию. Этим Грибоедов отразил назревающие в обществе изменения, остановить которые уже не могут ни Фамусов, ни Скалозуб, ни кто-либо еще.
- Тема мечты — По словам Грибоедова, мечтать могут только очень искренние и открытые люди. Софья мечтала о настоящей любви, а Чацкий — о построении нового, лучшего мира. Однако писатель показывает, что мечты, оторванные от реальности и лишенные личного опыта, часто приводят человека к неудачам. Софья поддалась обману негодяя Молчалина, а Чацкий был публично пристыжен и отвергнут.
- Образование — Образованные люди изображаются в пьесе как образец для подражания и наделены лучшими человеческими качествами. А тех, кто отвергает науку и образование, безжалостно высмеивают.
- Судьба — Чацкий искренне верил, что его судьба должна быть с Софией, но жизнь оказалась слишком тяжелой и его идеалистические мечты пошли прахом.
- Традиции — Ярые традиционалисты и реакционеры в комедии изображаются смешными, ограниченными людьми. По традиции они лишь оправдывают свое нежелание двигаться вперед.
- Любовь — писатель призывает людей быть осторожными, поддаваясь чувству любви. Ведь потеряв контроль над собой, вы легко можете повторить ошибки Чацкого и Софьи.
- Крепостное право. На примере Лизы давайте посмотрим, как во времена крепостного права обычные люди рассматривались только как инструменты и игрушки для развлечения. Чацкий в своем монологе осуждает жестокость дворян и бесправие крестьян. Это доказывает, что для аристократии жизнь бедняков важнее судьбы животных. Они оцениваются примерно на одном уровне.
- Идеалы декабристов — Игра воплощает практически все идеалы тайного общества декабристов, выступавших за ослабление или даже отмену крепостного права, а также демократизацию российского общества. В творчестве Грибоедова высмеиваются феодалы и традиционалисты, идеализируется молодой боец, заинтересованный следовать за своей страной по пути прогресса.
- Проблема языка — Грибоедов кратко коснулся искажения русского языка, вызванного незнанием дворянства. Люди пытались заменить родной язык «помесью французского и нижегородского».
Две сюжетные линии
Анализ «Горе от ума» Грибоедова позволяет выявить два идентичных конфликта в произведении. Это любовная линия, в которой Чацкий противостоит Софии, и социально-политическая, в которой главный герой встречается с обществом Famus. На первый план, с точки зрения проблем, выходят социальные противоречия. Однако личный конфликт также является важной составляющей сюжета. Ведь именно ради Софии Чацкий приезжает в Москву, а ради нее остается в доме Фамусова. Оба сюжета усиливают и дополняют друг друга. Они одинаково необходимы для проведения достоверного анализа «Горе от ума», для понимания психологии, мировоззрения, характеров и взаимоотношений главных героев пьесы.
Направление, жанр и размер
Своеобразие жанра «Горе от ума» состоит в том, что эта комедия сочетает в себе элементы сразу трех литературных течений: классицизма, романтизма и реализма.
- От классицизма произведение получило единство действия, времени и места. Есть еще говорящие фамилии.
- От романа до комедии есть одинокий главный герой, который морально превосходит окружающих его людей, но имеет гораздо меньшее влияние. Он вступает в сознательно проигрывающий конфликт с обществом и, потерпев сокрушительное поражение, оставляет людей искать новое место в этом мире.
- Элементы реализма в произведении представлены большим количеством персонажей, чем в классической традиции. Автор постарался детально передать реальный мир, созданные им образы достаточно органичны и типичны. Образы персонажей основательны, и их нельзя разделить на строго положительные и строго отрицательные.
Жанр книги тоже неоднозначен. Поэтому «Литература многих мудрецов» перечислит признаки комедии в пьесе «Guai dall’ingegno» и художественные приемы автора:
- Комические несоответствия. Например, Фамусов, известный своим монашеским поведением, тащит за собой слугу, пока его никто не видит. О своей службе в казенном доме он говорит: «Подписано и снято с плеч». Положение героев не соответствует их действиям и словам, которых они сами, кажется, не замечают.
- Язык комедии «Горе от ума» характерен для этого жанра: он легкий, популярный, разговорный, полный лозунгов.
- Прием «Беседа глухих». Например, разговор бабушки графини с князем Тугоуховским.
- Традиционные для театра того времени комические роли героев: хитрый слуга, любитель героев, его несчастный противник, обманутый отец и т.д.
Моральная комедия «Guai dall’ingegno» написана ямбиком.
Проблематика произведения
При анализе стоит проанализировать вопросы работы.
Автор поднял вопросы, которые до сих пор волнуют общество:
- Судебные тяжбы между поколениями. Грибоедов попытался показать, чем старое дворянство отличается от нового. Он надеялся, что молодое поколение сможет изменить мир, полный жестокости и лжи.
- Мораль дворянства. Писатель показывает дворянское общество с худшей стороны. Автор считал, что общество Famus целиком состоит из разврата, лжи и жестокости. Люди, составляющие основную часть дворянства, — паразиты, удовлетворяющие только свои основные потребности.
- Развитие страны. Во время работы некоторые герои рассказывают о своих знакомых, которым не нужна светская жизнь, так как они решили посвятить себя науке и искусству. Такая трансформация в стране дает понять, что ни Фамусов, ни Скалозуб ничего не могут поделать с изменениями.
- Образование. Автор положительно относится к людям, которые занимаются образованием и хотят открыть для себя что-то новое. Отвергните благородство, высмеивающее людей науки.
- Судьба. Главный герой надеялся, что сможет жениться на Софии и прожить с ней счастливую жизнь. Однако его планам не суждено сбыться.
- Любовь. Грибоедов учит читателей, что нельзя слепо отдаться любви. Если, не задумываясь, продолжать чувства, то можно повторить ошибки Чацкого и Софьи.
- Идеалы декабристов. В произведении представлены традиции декабристов, выступавших за отмену крепостного права и демократизацию российского общества. Автор высмеивал дворян и поощрял мировоззрение и цели Чацкого, которые поддерживали прогресс в стране.
Основная идея
В пьесе Грибоедов показывает новую Россию Чацкого, в которой ценятся ум, благородство, честность и доброта.
На смену фамусовской России приходит ложь, пошлость, лицемерие и жестокость. Смысл пьесы «Горе от духа» — обличить пороки, ставшие приемлемыми для старой знати.
Писатель понимал, как трудно будет свергнуть фамусовскую Россию, но надеялся, что ум и честность, наконец, выйдут за пределы основных человеческих качеств.
Основная цель автора — направить читателя по пути прогресса и показать его важность для страны и народа.
Композиционные особенности
Композиция оперы «Горе от ума» соответствует стандартам классицизма. Комедию можно разделить на 4 смысловые части, каждая из которых связана со следующей по смыслу:
- В первой части читателям раскрываются все персонажи.
- Вторая часть зарезервирована для строки. Здесь возникают основные конфликты: любовный треугольник, спор отцов и сыновей, противостояние консерваторов и реформаторов.
- Третья часть — кульминация. В нем конфликты достигают высшей точки.
- В заключительной части решается судьба героев, подводятся итоги случившегося.
Завидный жених
Фамусов безмерно любит полковника Скалозуба. Это «золотой мешок» и «марки генералов». О лучшей супруге для дочери Павел Афанасьевич даже не мечтает. Полковник — надежный защитник «прошлого века». Его нельзя «обмануть» наукой; он готов разрушить всю книжную «мудрость» упражнениями на плацу. Скалозуб — тупой солдат, но в фамусском обществе принято не замечать. Изучение костюмов московского аристократа, их детальный анализ приводит к неутешительным выводам. «Горе от ума» Грибоедова свидетельствует о том, что учеба у петербургских профессоров и стремление к просвещению — самый долгий и неэффективный путь к карьерным высотам.
Язык «Горя от ума»
Одним из элементов драматического новаторства Грибоедова является использование разговорной речи при написании комедий. Гибкий поэтический метр (свободный ямб) позволяет Грибоедову создавать словесный облик персонажей. У каждого из них свои особенности речи. «Голос» главного героя уникален и выдает в нем яростного противника московских обычаев. Он издевается над «странными и умными людьми», «простыми умными», праздными людьми и «злыми языками». В его монологах — страстная убежденность в своей правоте, высокий пафос утверждения ценностей реальной жизни. Анализ пьесы «Горе от ума» показывает, что язык игры не имеет интонационных, синтаксических и лексических ограничений. Это «неряшливый», «грубый» элемент разговорной речи, превращенный Грибоедовым в чудо поэзии. Пушкин отмечал, что половину стихотворений Александра Сергеевича «нужно включить в пословицу».
Эпизодические роли
Грибоедов характеризует московскую аристократию меткими чертами. «Горе от ума», анализ которого представлен в данной статье, насыщен выразительными эпизодическими ролями, раскрывающими многогранность общества Famus.
Например, богатая старуха Хлестова приводит с собой на светские вечера «девочку и собаку», она обожает молодых французов и, как огонь, боится просветления. Его основные характеристики — невежество и произвол.
В обществе Фамуса Загорецкого открыто называют «мошенником» и «игроком». Но это не мешает ему перемещаться среди местной аристократии. Он умеет «служить» со временем, поэтому пользуется симпатией богатых.
Очень большой отражающий материал содержит «Горе от ума». Анализ произведения позволяет уточнить отношение автора к некоторым «тайным» обществам, возникшим в современной России. Например, Репетилов — «шумный» заговорщик. Он публично заявляет, что у них с Чацким «одинаковые вкусы», но он не представляет опасности для общества Famus. Сам Репетилов сделал бы карьеру, но «встретил неудачи». Поэтому он сделал заговорщицкую деятельность формой старинного времяпрепровождения.
В «Горе от ума» много персонажей вне сюжета, которые не принимают прямого участия в пьесе. Они упоминаются вскользь героями игры и позволяют расширить масштабы до масштабов всего российского общества.
Источники
- https://na5.club/literatura/sochineniya/gore-ot-uma/kratkij-analiz-proizvedeniya-griboedova.html
- https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21109-gore-ot-yma-analiz-proizvedeniia-griboedova-smysl-nazvaniia-tema-istoriia-sozdaniia-i-janr-komedii.html
- https://FB.ru/article/160706/analiz-gorya-ot-uma-griboedova
- https://LiteraGuru.ru/analiz-pesy-gore-ot-uma-a-s-griboedova/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/analiz-proizvedeniya-griboedova.html
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/gore-ot-uma-griboedov/
- https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/griboedov_a_s_gore_ot_uma_kratkiy_analiz/