Многомудрый Литрекон предлагает Вам два варианта сочинения по литературе для 9 класса на тему: Смысл названия повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков). Здесь Вы увидите две версии о смысле названия книги — нетипичную и общепринятую. Решать Вам!
Вариант 1
(524 слова) В своё известное произведение «Собачье сердце» Михаил Афанасьевич Булгаков вложил глубокий смысл. Данная повесть рассказывает о том, что бывает, когда человек нарушает естественный ход истории, вмешиваясь в процессы и законы природы. Листая страницы произведения «Собачье сердце», читатель осознаёт, что необдуманный и нецелесообразный эксперимент приводит в плохим последствиям. Но не только главная мысль книги волнует читателя. Всем нам интересно, почему выдающийся писатель назвал повесть «Собачье сердце»? Ведь ученый пересадил псу не сердце, а семенные железы и гипофиз человека.
Глубокий смысл, который автор вложил в свое знаменитое произведение, открывается читателю только после прочтения повести. Название же только запутывает читателя, на первый взгляд. Автор в образе Шарикова показывает человека, сердце которого формально принадлежит собаке. И ведет себя он не по-человечески: герой способен легко обмануть, обозвать или использовать любого человека в корыстных целях. Однако, если сравнить душу данного персонажа с сердцем собаки, то нетрудно догадаться, что пес не способен на такие подлые поступки. Собака, являясь другом человека, всегда останется преданной своему хозяину и его близким. Она всегда поможет в трудную минуту. Все мы помним, каким верным и добрым псом был Шарик. Однако в один момент профессор Преображенский решил провести уникальный эксперимент и пересадить Шарику гипофиз и семенные железы Клима Чугункина — пьяницы и вора. В результате, жизнь дружелюбной собаки кардинально изменилась. Так, Шарик превратился в грубого, невежественного и нахального человека по фамилии Шариков. Мужчина, который получился в результате эксперимента, начал хамить создателю, портить его имущество, приставать в женщинам и нагло пользоваться своим положением в его квартире. Автор показывает, сколько усилий приложил ученый вместе со своим помощником, чтобы перевоспитать Шарикова, однако у них ничего не получилось. Читатель недоумевает: при чем же тут собачье сердце? Оно, очевидно, никак не повлияло на формирование Шарикова. Пес был благодарнее, сообразительнее и даже культурнее, чем Шариков. Он хотя бы поддавался дрессировке и уважал своего благодетеля. А Полиграф Полиграфович обманул даже своего любимца Швондера и предал даже насажденные ему идеалы коммунизма, своровав деньги из домкома. Под видом глупого «пса режима», который не ведает, что творит, Шариков хитро и ловко провел всех, кто ему верил. И собачье сердце никак не влияет на его поведение, иначе он бы был добрее и принципиальнее, ведь псу Шарику эти качества были присущи. Не значат ли эта несостыковки, что сам писатель ошибся? Ничуть. Просто мы капаем недостаточно глубоко.
Смысл названия повести «Собачье сердце», прежде всего, связан с тем, что рассказчиком в книге большую часть повествования является пес. Он оценивает происходящее не умом, а сердцем. И его естественная интерпретация событий близка автору, хоть и не охватывает всю суть. Иными словами, даже собаке ясно, что в стране творится что-то неладное, что люди ведут себя не так, как заложено природой. Женщина, которая выдает себя за мужчину, нуждаемость, как единственный критерий справедливости, богатство, за которое осуждают, — все в этом обществе шиворот навыворот! И даже пес своим сердцем чувствует это. А почему, кстати, для передачи авторской точки зрения выбран именно пес? Это отсылка к «шелудивому псу» Блока из поэмы «12». Именно этот бродячий пес ассоциировался с буржуем, которому не нашлось места с новом обществе. Булгаков тоже ощущал себя причастным к этой группе лиц, которую вычеркнули из светлого будущего России. Но сердцем каждый такой изгой симпатизирует Преображенскому и чувствует неправоту нового общественного строя, являясь ее жертвой.
Вариант 2
(581 слово) Повесть Булгакова «Собачье сердце» удивляет читателя не только нетипичным сюжетом, но и оригинальным названием. Именно оно сбивает с толку многих учеников, которые думают, что не собаке пересадили гипофиз и семенные железы Клима, а Климу — сердце Шарика, что в корне не верно. Но почему же автор так нас «подставил»? Разберёмся вместе!
Уже в самом названии скрывается глубокий смысл знаменитого произведения Михаила Булгакова. По мнению писателя, порой люди могут обладать собачьим сердцем. Беспрекословная преданность, беспричинное доверие, слепое подражание, страх перед хозяином — все это признаки хорошей собаки. Но ведь животные лишены разума, лишены ответственности и своей воли, поэтому их качества вполне органично вплетаются в собачью жизнь. Но что мы получаем, когда люди имеют такие же характеристики, но но обременены разумом, обязанностями перед собой и окружающими, а также свободой воли? Тогда формируются явления под названием «шариковщина» и «швондеревщина». Первый тип представляют люди, которые внешне подстраиваются под хозяина, быстро схватывают новые веяния и порядки, но только для того, чтобы воспользоваться ситуацией, когда хозяин отвернется. Так, когда такие господа задумывают что-то получить и чем-то завладеть, то они этого могут добиться любыми путями, превращаясь в жестоких и алчных. Им становится совершенно все равно на окружающих, они не задумываются об их комфорте и благополучии. Одержимые своей идеей, они не думают даже о своих родственниках и о друзьях. Ради того, чтобы найти себе более комфортное и выгодное место, чем у других, Шариковы способны на преступление, и хозяин для них — только ширма, за которой они творят то, что угодно им. Вот так и сделал Шариков: он на словах поддерживал Швондера и его идеологию, пока это ему было выгодно, а потом украл деньги из домкома и был таков. Его сердце — собачье, ведь он и вправду верит всему тому идеологическому бреду, что ему твердят, он и вправду трусит, боясь потерять место в доме, но все же такой пес, снабженный человеческим разумом, не упустит возможности взять чужое и навредить, если ему захочется. Вот так в его исполнении выглядит свободная воля. В результате, профессор Преображенский вынужден все вернуть на свои прежние места и снова провести операцию. Учёный признает свою нелепую ошибку: превращает Шарикова обратно в дружелюбную собаку Шарика.
А вот собачье сердце Швондера хоть и было человеческим по природе своей, было идентично собачьему по набору характеристик. Преданный слуга пролетариата рьяно отстаивал интересы революции и верил в нее. Он был предан ей, не брал взяток и вообще не думал о личной выгоде. Он искренне верил, что служит добру — своему хозяину. Но у этого человека не было достаточно образования, воли и культуры, чтобы понять, что от него требуется. Он служил кормящей руке, как умел, а умел он плохо: только пел и митинговал, а прямые обязанности не был в состоянии выполнить. Увы, его образ доказывает нам, что одной слепой и фанатичной веры в идею недостаточно для ее воплощения, и пролетарии оказались совсем не готовы к такой ответственности. Они как жили собачьей жизнью в грязи и бедности, так и продолжили жить, но не из-за буржуев, а из-за своей неспособности работать и учиться лучше. Название известной повести Михаила Булгакова отражает суть тех людей, которые слепо верят власти. По их мнению, если им приказывают, значит, это решение абсолютно правильное и полезное для общества.
Таким образом, в своем произведении Михаил Булгаков приходит к выводу, общество способно очень негативно влиять на развитие и воспитание каждого индивидуума. Конечно, многое зависит и от самого человека. Кто он: пес или хозяин? Ведущий или ведомый? Кто-то слепо подчиняется этому обществу и следует всем его правилам, а другие же, напротив, поступают по законам своего сердца и не обращают внимания на отрицательные общественные явления.
Автор: Виктория Комарова
(579 слов) Свое известное произведение «Собачье сердце» Михаил Афанасьев Булгаков написал в 1925 году, однако повесть была опубликована уже после смерти выдающихся писателя. Используя фантастические элементы в своем произведении, автор показал читателю настоящую реальность того времени. Нередко Булгакова называют самым загадочным писателем из его современников. Ведь своим произведением Михаил Булгаков взбудоражил умы многих писателей и критиков. Чтобы лучше понять замысел Михаила Булгакова «Собачье сердце», рассмотрим характеристику одного из самых ярких героев повести — Швондера.
В образе Швондера писатель воплотил типичного представителя новой советской власти — крикливого, завистливого и недалекого. Он сразу же начал устанавливать свои правила, как только он вступил в должность председателя домового комитета. Автор демонстрирует читателю ничтожные реформы, которые провел герой. Так, в подъездах стало невыносимо грязно, исчезли все цветы и ковры. Швондер не решает никаких насущных вопросов, зато по вечерам можно услышать от членов домового комитета хоровое пение революционных песен. Герой полностью согласен с новой революционной властью и всеми ее законами, но не разбирается ни в одном из них. Управдом не берет никакой ответственности на себя и лишь выполняет указания, которые посылаются ему сверху. Швондер даже говорит штампами.
Михаил Булгаков относится к своему герою отрицательно. Об этом свидетельствует даже тот факт, что автор не наделил его именем. Но персонаж и сам терпеть не может интеллигенцию. С самой первой встречи с профессором Преображенским Швондер определяет его, как классового врага. В то же время врач не любит пролетариат, поэтому их неприязнь является взаимной. Не умея ничего заработать, Швондер предпочитает только лишь отнимать и распределять. Больше всего герой возмущен тем, что у профессора Преображенского имеется квартира, состоящая из семи комнат. Швондер стремится отобрать часть жилплощади, однако благодаря вышестоящих властям, которые заступились за врача, ему не удалось осуществить свой план. Несмотря на это, главный герой не успокаивается и решает действовать дальше. Швондер узнает, что в доме профессора Преображенского появился новый жилец по фамилии Шариков, которого учёный «произвёл» благодаря своему эксперименту. Управдом решает воздействовать на профессора через Шарикова. Для героя очень важно заполучить документ, поэтому он настаивает на том, чтобы бывшего пса прописали в квартире учёного. Так Швондер нашёл себе единомышленника в лице Шарикова в борьбе с профессором Преображенским. Чтобы развить революционное сознание Шарикова, персонаж снабжает его политической литературой. В результате, у Шарикова складывается мнение, что главное — отобрать, а потом поделить. Управдом старается всячески опекать своего единомышленника. Так, Швондер помогает Шарикову с устройством на работу в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. Главный герой стремится внушить Шарикову мысль, что он должен всеми силами отстаивать свое право на жилплощадь в доме опытного врача. Под влиянием Швондера Шариков пишет доносы на тех, благодаря кому он появился. Более того, Шариков выдвигает им немыслимые условия проживания с ним на одной территории. Однако вскоре Шариков начинает представлять угрозу и для самого Швондера: он забирает деньги из домкома, и Швондер заявляет на него в суд.
Как только Шариков исчезает, Швондер приходит в дом профессора Преображенского с милиционерами. Они приходят с ордером на обыск, а также на арест учёного. Однако намеченным планам главного героя не суждено сбыться. Профессор Преображенский показывает пришедшим собаку Шарика, вернувшегося к своему первоначальному виду. Герой потерпел полную неудачу в борьбе с профессором Преображенским.
В образе Швондера Михаил Булгаков показал человека, который способен пойти на любую подлость по отношению к человеку, к которому он испытывает личную неприязнь. Описывая характер и поступки своего персонажа, Михаил Булгаков крайне редко использовал положительные слова. В образе Швондера писатель продемонстрировал читателю самые негативные проявления советской власти: невежество, подмена труда громкими речами, зависть и жадность. Швондер ничего не производит, но стремится ограбить тех, кто своими знаниями делает богаче страну, а значит, и народ.
Черты характера Швондера | Цитаты |
Бюрократизм и формализм | Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома! |
Обидчивость | Что вы, профессор, смеетесь? – возмутился Швондер. |
Злость и вспыльчивость | с ненавистью заговорил Швондер |
Невежество: Швондер — не медик, и он не знает, какие требования предъявляются к санитарным условиям в кабинете врача, однако требует соединить смотровую и кабинет. | смотровую прекрасно можно соединить с кабинетом. |
Иррациональные требования | У меня нет возможности повторить все, что они говорили. Я не охотник до бессмыслиц. |
Чинопочитание и боязнь вышестоящих | Мы же действовали по правилам… Так у профессора и так исключительное положение… Мы знаем о его работах… Целых пять комнат хотели оставить ему… Ну, хорошо… Раз так… Хорошо… |
Главное в мире Швондера — это документы, которые узаконивают его произвол | Документ – самая важная вещь на свете. |
Некомпетентность и графоманство | Мало того, что он пишет всякие бессмысленные пасквили в газетах… |
Автор: Виктория Комарова
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация по литературе «М.Булгаков «Собачье сердце» ( 9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
М.А.Булгаков (1891-1940)
«Собачье сердце»
Глухова М.В. – учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ «Сертоловский центр образования № 2», Ленинградская область -
2 слайд
Описание слайда:
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в 1891 году. Писатель родился в Киеве. 3.Его папой был профессор Киевской духовной академии. 4.Булгакову удалось закончить одну из лучших Киевских гимназий.
Дом на Андреевском спуске. Киев
-
3 слайд
Описание слайда:
Булгаков с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета
Во время Первой мировой войны (1914-1918) Булгаков работал хирургом -
4 слайд
Описание слайда:
Необычным людям – необычные увлечения. Булгаков всю свою сознательную жизнь коллекционировал театральные и концертные билеты с тех представлений, которые ему довелось посетить.
-
5 слайд
Описание слайда:
По просьбе вдовы на его могиле был установлен камень, названный Голгофой, который раньше стоял на могиле Гоголя. Известно, что Булгаков относился к писателю с большой теплотой.
-
6 слайд
-
7 слайд
-
8 слайд
Описание слайда:
В 1934 году Михаил Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич». в 1973 году ее экранизировал Леонид Гайдай.
-
9 слайд
Описание слайда:
Владикавказ.
Киев
Харьков -
10 слайд
Описание слайда:
«Собачье сердце»
“Собачье сердце” было написано в 1925 году, но впервые его разрешили издать лишь в 1986 году. До этого публикация повести была под строгим запрета из-за содержащейся в ней критики советской власти.
Прототипом профессора Преображенского из «Собачьего сердца» был его дядя -
11 слайд
Описание слайда:
Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье», «Чудовищная история”, позже она получила современное название
-
12 слайд
Описание слайда:
Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильственного изменения порядка в истории.
Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором.
Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям.
Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа “Шариковых” нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. -
13 слайд
Описание слайда:
Смысл названия произведения в том, что не у всех людей, от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.
Повесть имеет кольцевую композицию, что можно проследить, следуя за содержанием произведения.
В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования. -
14 слайд
Описание слайда:
“Собачье сердце” принято обозначать как повесть. По сути оно является социальной или политической сатирой. Переплетение острой сатиры с философскими размышлениями о будущем после революции даёт право называть произведение социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики.
-
15 слайд
Описание слайда:
Профессор Преображенский .
Будучи человеком культурным и независимым профессор открыто высказывается против Советской власти. Его стойким убеждением и позицией является уверенность в том, что противостоять разрухе нужно не насильственным принуждением, а культурой. В ходе эксперимента над бродячим псом профессор терпит поражение, но все же пытается привить ему элементарные культурные и нравственные навыки. Преображенский признает, что «новый человек» вышел абсолютно никудышным. -
16 слайд
Описание слайда:
Доктор Борменталь
В “Собачьем сердце” герой Иван Арнольдович Борменталь – молодой и талантливый ассистент профессора. Крайне порядочный и воспитанный человек. Некогда профессор помог обездоленному студенту. Когда Шариков написал кляузу на профессора, его ученик выказал стойкость духа и твердость характера. Борменталь обратил творение профессора обратно в собаку. -
17 слайд
Описание слайда:
Полиграф Полиграфович Шариков .
Материалом для научной деятельности стал заурядный, но колоритный представитель тридцатых годов минувшего столетия. Пьющий человек без определенной работы, многократно преступавший закон. Он имеет вздорный характер. Как и основная масса обывателей, он мечтает выбиться в люди, но обучаться чему-либо он не желает. Плохое Шариков впитывает как губка. Страсть к убийству животных иллюстрирует готовность поступить так и со всяким человеком, если это потребуется. -
18 слайд
Описание слайда:
Пес Шарик.
От имени бродячего пса Шарика, которого подобрал на улице профессор Преображенский, ведется рассказ в начале повести и в конце. Шарик благодарный, ласковый, но хитрый пес, познавший на улице голод и лишения. Над этой собакой Филипп Филиппович Преображенский и провел эксперимент по “омоложению”, пересадив ему гипофиз и семенники умершего в пьяной драке Клима Чугункина. в результате произошло не омоложение, а полное очеловечивание пса, который превратился в мерзкого Полиграфа Полиграфовича Шарикова. -
19 слайд
Описание слайда:
Клим Чугункин
Люмпен-пролетарий двадцати пяти лет. У Чугункина нет постоянного места работы, но есть стойкая тяга к употреблению спиртных напитков. В повести появляется не как живой человек, а уже покойником. Из его тела после кончины профессор Преображенский извлек гипофиз и семенники, чтобы пересадить их собаке. В результате этого эксперимента на свет появился Полиграф Полиграфович Шариков.
Швондер– явный пример представителя нового общества, который полностью разделяет взгляды действующей власти. Он занимает должность председателя домового комитета. Его образ, одежда и поведение четко отражают и характеризуют описываемый исторический период. Сюда же можно причислить список «жилтоварищей», Пеструхина и Жаровкина — сослуживцев Швондера, члены
домкома. -
20 слайд
Описание слайда:
Зинаида Бунина
Молодая девушка, служанка в доме профессора Преображенского, которая помогает ему по хозяйству. Или «социал-прислужница», как называет ее Шариков. Зинаида Прокофьевна добросовестно выполняет свою работу и откровенно боится Шарикова.
Дарья Петровна Иванова
Кухарка профессора Преображенского. Шариков «любит» ее собачьей преданностью. Но только за то, что она кормит его колбасой по просьбе профессора. Все, что его заботит – это «собачья радость» – теплый дом и еда. -
21 слайд
-
22 слайд
Описание слайда:
Алена Климук
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДАВ мире природы нет беспорядка;
Жизнь протекает здесь чинно и гладко.
Лишь человек с беспокойной душою
Хаос привносит в Божьи устои.Если бы нам научиться как птицам,
Слышать движение ветра на лицах,
Слышать дыхание солнца и ночи,
Мы бы держали открытыми очи…Столько чудес вокруг нас происходит!
Все незамеченным мимо проходит;
Знает, как жить, о себе несомненно
Всякая тварь в этом мире нетленном.Жизнь проследим небольшого цветка:
Как же прекрасна она и легка!:
Миг прорастанья, миг увяданья —
Какое ж послушное это создание!А с человеком все по-другому:
Он неподвластен плану иному,
Чем познавать, ошибаться, любить,
И уж другим ему явно не быть!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
Тема:
М. А. Булгаков
Похожие материалы
-
Презентация по литературе «А.Чехов «Тоска» ( 9 класс)
-
Презентация по литературе «Ф.Достоевский «Белые ночи» ( 9 класс)
-
Презентация по литературе «А. C. Пушкин «Моцарт и Сольери»(9 класс)
-
Рабочая программа по предмету «Литература»(6 класс)
-
Технологическая карта урока литературы 6 класс
-
Презентация «Биография Антона Павловича Чехова»
-
Подготовка к итоговому сочинению 2022
-
Презентация по литературе Неизвестный цветок А. Платонова. (6 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452531 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»