Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Капитанская дочка
Подведение итогов. Подготовка к сочинению. -
2 слайд
Описание слайда:
Основная тема произведения.
тема народного восстания. В романе ставятся и вопросы внутренней политики, и проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством, и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым. Пушкин поднимает проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести -
3 слайд
Описание слайда:
Своеобразие композиции «Капитанской дочки»
историческая повесть о Пугачевском восстании
семейно-бытовой роман -
4 слайд
Описание слайда:
Вопросы для размышления.
Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева?
Насколько объективно автор показывает в романе своего героя – Пугачева?
В чем привлекательность образа Маши Мироновой?
Смысл названия романа. -
5 слайд
Описание слайда:
С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского восстания?
Пушкин широко использует фольклорные изобразительные средства. Речь Пугачева насыщена народными поговорками и образными иносказаниями: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее», «Закурим, запоем и ворота запрем».
Сказка старой калмычки об орле и вороне объясняет жизненную позицию народного героя-самозванца: не может человек орлиной натуры жить по законам ворона.
А с помощью эпиграфа к главе «Приступ» и бурлацкой песни, в которых появляется мотив виселицы, автор показывает трагическую предрешенность судьбы Пугачева -
6 слайд
Описание слайда:
Технология написания сочинения
Выбрать «свою» тему сочинения .
Помнить об основной мысли сочинения.
Тщательно отобрать рабочий материал.
Определить, какой тип и стиль речи будет использован в работе.
Составить план сочинения. -
7 слайд
Описание слайда:
Портретный очерк
Задача автора сделать зарисовку не только внешности героя, но и описать его внутренний мир. Дать ему полную характеристику. Писатель должен упомянуть о том, как окружающая среда влияет на поступки героя. -
8 слайд
Описание слайда:
Определение и выбор темы
Становление личности Петра Гринева.
Проблема чести и долга в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина).
Маша Миронова в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».
Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». -
9 слайд
Описание слайда:
ПЛАН
I. Введение
II. Основная часть
III. Заключение. -
10 слайд
Описание слайда:
Становление личности Петра Гринева.
I. Вступление. Связь романа Пушкина с современностью.
II. Основная часть.
1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.
2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва- утрата многих иллюзий, становление души и характера: (На выбор)
а) встреча с Зуриным; б) встреча с вожатым; в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера.
3.Гринёв во время грозных исторических событий.
4. История отношений с Пугачёвым.
5. Отношение Гринёва к людям –умение любить, помогать, прощать.
III. Заключение. Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство. -
11 слайд
Описание слайда:
Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина).
I. Вступление. Мужество и благородство проявляются в жизненных испытаниях.
II. Основная часть.
1.Гринёв и Швабрин- представителя русского дворянства. Что у них общего?
2.Отношение героев к людям.
3.Поведение героев в ситуациях нравственного выбора.
4.Отношение героев к Маше Мироновой. Любил ли Швабрин Машу?
III. Заключение. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману. -
12 слайд
Описание слайда:
Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
I. Вступление. Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе « Капитанская дочка».
II. Основная часть. Образ Маши Мироновой.
1.Жизнь Маши в Белогорской крепости.
2.Встреча с Петром Гринёвым.
3.Главные испытания в жизни Маши.
4.Борьба Маши за честь и доброе имя Гринёва.
5.Милость императрицы.
6.Счастье с любимым.
III. Заключение. Честность и нравственная чистота победили предательство и несправедливость. -
13 слайд
Описание слайда:
Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».
Вступление. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.
Основная часть.
1. Характеристика Пугачёва.
2. Первое появление Пугачёва на страницах романа.
3. Портретная характеристика героя.
4. Черты характера , противоречивость натуры Пугачёва.
5. Пугачёв и народ.
6. Сочувствие , сострадание рассказчика Пугачёву.
7. Смысл последней встречи на казни.
III. Заключение. Взгляды А.С. Пушкина на восстание Пугачёва. -
14 слайд
Описание слайда:
Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Вступление. Основная тема и проблема романа Пушкина « Капитанская дочка».
Основная часть.
1.Первое впечатление Гринёва от Маши Мироновой.
2.Черты , которые проявляются в характере Маши в её отношениях к родителям, Гринёву, Швабрину.
3.Как раскрывается личность Маши в её любви к Гринёву.
4.Отношение к Маше других персонажей произведения.
5. Как дополняет образ Маши её встреча в Петербурге с Екатериной II.
III. Заключение. Маша Миронова- любимая героиня А.С. Пушкина. -
15 слайд
Описание слайда:
Домашняя работа.
Написать черновик сочинения опираясь на презентацию;
проверить его, сделав необходимые пометки;
следить за своими словами, чтобы речь была выразительной, точной, яркой;
прочитать дома вслух работу, если необходимо, то откорректировать написанное.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.
Тема:
Капитанская дочка
Похожие материалы
-
Презентация к внеклассному мероприятию по литературе «Всё начинается с любви…» (10 класс)
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Всё начинается с любви…»(10 класс)
-
Сопоставительный анализ художественных произведений: пересечение антиутопий
-
Урок внеклассного чтения по литературе на тему «Мир поэзии в стихах А.А.Фета и Е.Даньшиной»
-
Методология науки и ее влияние на литературу
-
Александр Данилович Алферов и его великий вклад в литературу
-
Наука в современном мире
-
Тема: Родная природа в стихотворении Е. А. Баратынского. «Весна, весна! как воздух чист!..» Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452531 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
Композиция повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – особенности, идея и место эпизода
Историческая повесть
Сторонники первой версии придерживаются мнения, что «Капитанская дочка» — историческая повесть. На первом плане главенствует линия Емельяна Пугачева. Любовная часть вторична, она призвана скрыть внимание автора произведения к пугачевскому восстанию.
Характеристика проблематики романа Пушкина «Капитанская дочка» и подтверждение этой версии подробно расписаны у Азаровой. Художественная идея романа «Капитанская дочка» и содержание раскрывается в следующей последовательности:
- Экспозицией выступает биография Гринева, все моменты до его приезда Белогорскую крепость.
- В качестве завязки описывается знакомство с Марией Ивановной.
- Развитие действия продолжается с описания жизни в крепости и конфликт со Швабриным.
- Кульминация в виде дуэли и письмо отцу в пятой главе.
В результате развитие любовной линии завершается. Основной особенностью окончательно становится историческая часть. Аналогичного мнения придерживалась и Марина Цветаева. Она остро восприняла образ лидера мятежников, что побудило ее записать мнение о произведении.
Вторая версия
Сторонники иной версии увязывают место эпизода в композиции повести «Капитанская дочка» с историческим романом. На переднем плане рассматривается история вымышленных персонажей. А исторические личности, несмотря на композиционную структуру, не считаются основными героями.
Это позволяет оправдать историческое название романа и то, какова роль Марии Мироновой. Тогда сюжетная схема становится близка первой версии:
- Сначала наблюдается второстепенная линия между Гриневым и Пугачевым.
- А также раньше происходит развязка исторической линии.
- Главным становится любовный сюжет, его кульминация и развязка происходят позже.
Важно учитывать, что поездка в мятежную слободу нужна была для спасения Маши Мироновой. Без этого третья встреча Гринева и Пугачева не состоялась бы. При каждой встрече последний миловал сына барского класса за подаренный когда-то тулуп. И все-таки, гораздо важнее для героя любовь к будущей жене и матери будущих детей.
Интересный момент в произведении
Практически во всех изданиях дополнением печатается так называемая «Пропущенная глава». Она была напечатана спустя 43 года. Предисловие к ней написал Тургенев и высказал интересную мысль, которая заключалась в том, что недавние события снова привлекли внимание к мятежам и бунтам.
Кратко по сюжету, Гринев возвращается в имение. На плоту располагается виселица с 3 телами. Пугачевцы тем временем захватывают родителей Гринева и Машу. Их удерживают в амбаре, чтобы впоследствии сжечь. При этом местные крестьяне положительно относятся к хозяевам.
Именно Швабрин приводит злодеев в имение. После этого Гринев приходит с небольшим по численности отрядом, противники бегут, а родители высвобождены. По мнению Красухина, указанную главу не стоило печатать в романе, раз сам автор ее исключил из кольцевого плана.
Роль случая
Интересно, сколько случайностей происходит в произведении. Несмотря на то что никаких упреков к Пушкину не предъявляют, романисты не обязаны соблюдать правдоподобие. Роман должен стоять из других моментов, включая романтическую линию.
Тем не менее в романе слишком много случаев. Например, случайно Зурин, коему Гринев отдал 100 рублей, управляет отрядом, арестовавшем героя. Маша спокойно переправляется с Савельичем к родителям Гринева. А он остается нести службу в правительственных войсках.
Случайно бродяга, получивший теплый тулупчик со стаканом вина, оказывается предводителем бунтовщиков. Когда Савельич падает к ногам лидера, тот отмечает, что старика сразу признал. После чего милует Гринева.
И случайно женщина, которую встречает Маша Миронова на прогулке в саду, оказывается императрицей. А Пугачев соглашается продолжить путь вместе с Гриневым, ведь никто не может обидеть сироту.
По мнению Пушкина, провидение считается благим промыслом. Добро должно быть под защитой, а зло наказано. И какие бы жестокости и неприятности ни происходили, мир устроен правильно. И есть высокий недоступный смысл в том, что читатель оказывается свидетелем происходящих событий в произведении.
Еще материалы по повести А.C. Пушкина “Капитанская дочка”:
Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
А. С. Пушкин — выдающийся писатель и поэт. Он раскрыл острые социальные вопросы в своих произведениях, актуальные по сей день. Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка» позволит раскрыть характерные черты героев, проанализировать мотивы их поступков и действий. Эта книга написана в 1836 году, но несмотря на это, захватывает читателя с первых страниц.
- Анализ произведения
- Суть книги
- Вопросы и проблемы, затрагиваемые автором
- Примеры работ
- Эссе по литературе
- Характеристика персонажей
Анализ произведения
В ходе прочтения романа невозможно не восхищаться героями, их описанием. Автор детально донес образы действующих лиц до читателя.
Суть книги
Петр Гринёв — главный герой, о ком повествуется рассказ. Его сопровождают различные события, которые характеризуют персонажа, влияют на становление его личности, устоев, принципов и мировоззрения.
Воспитание матери сыграло важную роль в жизни парня. От нее герою перешли следующие черты:
- доброта;
- чувствительность;
- мягкость.
Петр получил обычное домашнее воспитание.
Его наставником был Савельич, а после француз Бопре.
С детства он играл с дворовыми мальчишками, благодаря которым приобрел следующие важные качества:
- справедливость;
- честь;
- благородство;
- преданность.
Парень почитал и уважал своих родителей. Примером является эпизод, когда отец решил отправить его служить в Оренбург. Герой послушался родителя и исполнил его волю. Служба привела юношу в Белогорскую крепость, где он встретил прекрасных людей. Благодаря им парень сформировал положительные человеческие качества.
Петр влюбился в местную девушку Марью Миронову. Со временем выяснилось, что к ней был неравнодушен еще один человек — Швабрин, который вызвал Гринева на дуэль. Петр получил ранение, но выжил. Отец главного героя узнал об этих событиях и запретил сыну жениться на капитанской дочке.
Со временем жизнь юноши пересеклась с Емельяном Пугачевым. Положительные качества Петра удивили предводителя восстания, он сохранил ему жизнь. Парень вызвал у него уважение.
События, которые пережил Гринев, заставили его задумываться о смысле жизни. Петр из легкомысленного мальчика превратился в самостоятельного, самоотверженного, состоявшегося и храброго мужчину. Спустя время влюбленные соединились и были счастливы.
Вопросы и проблемы, затрагиваемые автором
А. С. Пушкин поднимает вопрос крестьянской революции, которая описывает важные вопросы того времени. Главной проблемой повести является нравственный выбор человека, отношение власти к народу, воспитание, смысл жизни.
Все действия происходят на фоне любовной темы. Маша Миронова повлияла на становление Петра, ради нее он совершал подвиги. Гринев несколько раз вставал на сторону возлюбленной, это и сделало его мужчиной. Он не боялся и защищал честь простой девушки.
Читатель в книге наблюдает высокие моральные принципы главного героя. В повести представлен его антипод — Швабрин. Это мелочный и подлый человек. Он легко может предать, ему чужды качества достойного человека, для него важнее сохранить свою шкуру.
Так автор передает зрителям посыл о важных качествах человека, на кого следует равняться. Воспитывать ребенка нужно с малых лет, чтобы привить ему верные убеждения, твердую волю, чувство ответственности за себя и близких.
Примеры работ
Перед тем как написать сочинение, нужно выделить основную идею и составить план. Текст должен начинаться со вступления. В основной части необходимо раскрыть тему работы, затем сделать выводы и написать актуальность в наши дни.
Эссе по литературе
Произведение «Капитанская дочка» относят и к роману, и к повести. Вопросы, которые поднимаются в книге, интересны даже современному читателю.
Главный герой — Петр Гринев, родился в дворянской семье. Отец отправил сына на военную службу в Оренбург, перед расставанием с ним он произнес фразу, которая стала крылатой: «Береги честь смолоду». Это качество легко потерять, но назад его уже не вернуть.
Этот герой выполнил наказ родителя. Он не продал свою честь ради жизни, во время восстания оставался верным государыне. Это был простой, верный, щедрый, смелый и добрый человек. В Оренбурге парень познакомился со многими прекрасными людьми. Там же он встретил возлюбленную.
Автор описывает события, когда произошел бунт Пугачева, его жестокость, а также безысходность русского народа. Люди были угнетены правящим дворянством. Разбойники понимали, что положительного исхода для них не будет. Это была трагедия русского общества, не было проигравших или выигравших.
Капитанская дочь проявила себя храбро, когда отправилась на выручку любимого. Автор охарактеризовал ее как храбрую, любящую девушку. Она была готова на все ради возлюбленного.
В своем школьном сочинении на тему «Капитанская дочка», хочу сделать вывод, что повесть является отражением мечты автора о возможности устройства мира, где в человеческих отношениях царит уважение и мудрость. Добро всегда побеждает, поэтому считаю, что повесть актуальна во все времена.
Характеристика персонажей
Повесть «Капитанская дочка» — гимн достоинству, чести, добродетели, благородству. В произведении переплетаются крестьянское восстание, воспитание молодежи и тема любви.
Главного героя Петра Гринева с самого детства учили, что честь и достоинство — высшая ценность человека. Благодаря этому юноша ни разу не поступился своим принципам, даже в трудные периоды жизни. Он был истинным патриотом, всегда оставался верным Отечеству.
Герой влюбился в дочь капитана Миронова, которая была воспитана как настоящая, идеальная русская девушка. Марья имела следующие черты:
- послушная;
- скромная;
- с высокими моральными принципами;
- нерасчетливая;
- благородная;
- добрая;
- отважная;
- смелая.
Ради близких она была готова на все, даже поступиться своими принципами.
Другим ключевым персонажем в романе является Пугачев. Это предводитель восстания, который сыграл важную роль в жизни Петра и Маши. Сначала он убил отца Марьи, потом спас Гринева от казни, а девушку от Швабрина. Во время чтения книги о Пугачеве складывается впечатление бунтаря, жесткого и жестокого человека. Но автор показал его с другой стороны, что он способен на благие и добрые дела. Этот человек смог внести смуту в жизни всей России. Писатель размышлял, как ему удалось это сделать и что нужно, чтобы не допускать восстаний.
В сочинении «Капитанская дочка» можно сделать вывод, что Пушкин делает акцент на такие человеческие качества, как благородство, честь, достоинство, человечность. Он создает образы персонажей, которые достойны уважения. Автор делает послание своим потомкам, чтобы они задумались над своими ценностями, принципами общества. Это позволит сделать общественный строй лучше, а жизнь людей счастливее. Произведение изучается в 8 классе, а значит есть время, чтобы сделать общество лучше. Именно такой возможностью мне и понравилась повесть.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (передовые люди XIX века): сочинение
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНАИ ПЕЧОРИНА (передовые люди XIX века, вариант 2)
Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой — «лишние люди» своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая эти два образа, заметил: «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Печорин — это Онегин нашего времени».
Несмотря на разность эпох, в которые создавались образы, — Онегин в эпоху декабризма, вольнодумия, в эпоху мечтаний и надежд на скорое преобразование общественного строя, Печорин — во время жестокого николаевского режима, последовавшего вслед за разгромом восстания декабристов, — и тот и другой недовольны жизнью, не находят применения своим недюжинным силам и от этого вынуждены тратить время впустую. И тому и другому не по душе общественный уклад, но оба они пассивны, не предпринимают никаких действий для того, чтобы изменить его. И пушкинский Онегин, и лермонтовский Печорин олицетворяют духовный кризис дворянской интеллигенции, которая выражала свое недовольство жизнью отказом от общественной деятельности и, не находя применения своим силам, растрачивала жизнь бесплодно.
И Онегин и Печорин принадлежат к одной и той же социальной среде. Оба они образованны. Оба сначала принимали жизнь такой, какой она была, наслаждались ею, используя привилегии высшего общества, к которому они принадлежали, но и тот и другой постепенно пришли к отрицанию света и глубокой неудовлетворенности жизнью общест-
ва и своей тоже. Оба стали понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. «Но рано чувства в нем остыли», — говорит Пушкин о своем герое. Примерно то же самое читаем мы и у Лермонтова, где автор сообщает, что у его героя очень рано «родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
То, что оба героя — умные, образованные люди, несомненно, еще более обостряет их конфликт с обществом, потому что эти качества позволяют увидеть все негативные стороны, все пороки. Это понимание как бы возвышает Онегина и Печорина над молодыми людьми своего поколения, они не вписываются в их круг.
Роднит героев и то, что они оба преуспели в «науке страсти нежной», и то, что ни тот ни другой не способны были отдаться любви всем сердцем, всей душой. Большая, всепоглощающая страсть, из-за которой многие готовы были отдать свои жизни, наших героев не могла коснуться: в их отношениях с женщинами, как и со светом, присутствовал холод и цинизм. Онегин считал любовь «пресыщенной гордыней», которая недостойна его. Печоринская любовь заключалась в достижении власти над возлюбленной. Он мог только брать, но не способен был отдавать. Он никогда не позволял себе влюбиться без ответного чувства. Добиваться чьей-то любви для него — верх низости: «.„Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить. я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть. оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу. ». Не умея любить, Онегин и Печорин не дорожили любовью других — отсюда и холодность Онегина к Татьяне, и безответная любовь Бэлы и княжны Мери к Печорину.
Кто не может по-настоящему любить, тот не способен на настоящую дружбу, и наоборот. Так, Онегин убивает своего друга Владимира Ленского, хотя, как старший по возрас-
ту и умудренный опытом, он мог отговорить ослепленного ревностью пылко влюбленного поэта. Но не сделал этого — разочарованный жизнью, презирая собственное существование, он не способен был достаточно ценить жизнь других. Не находят общего языка, встретившись через много лет, и Печорин с Максимом Максимычем. Добрый, мягкий и простодушный, Максим Максимыч не мог объяснить жестокости Печорина, не мог понять, что руководит поступками его бывшего сослуживца. Да иначе и быть не могло: старый солдат был как все, он был частью общества, которое лермонтовский герой презирал, с которым ему, личности незаурядной, было просто скучно. Не зря он всегда стремился к людям, которые могли бы с ним поспорить.
Личная свобода, независимость для обоих героев — лучшее, что может быть в жизни, чему они готовы предпочесть все остальное. Не зря Онегин, вспоминая о прошлом, пишет в письме к Татьяне:
Свою постылую свободу Я потерять не захотел.
Печорин же по этому поводу заявляет: «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам». Осознавая, что жизнь проходит впустую, лермонтовский герой совсем не дорожит ею. Свобода у него на первом месте, честь — на втором, и только на последнем — жизнь.
Смысл поведения Печорина, его поступков мы находим в дневнике героя в повести «Княжна Мери». Читая ее, осознаешь, что Печорин — жертва своего времени. Он потерял веру в людей, в идеи, и это — результат эпохи, наступившей после поражения восстания декабристов, эпохи нравственной скудости, пошлости и трусости. Все это можно отнести и к Онегину.
Очень хорошо сказал, сравнивая двух героев, В. Г. Белинский: «В дорогах разница, а результат один». Несмотря на внешнюю непохожесть, несмотря на разницу в характерах, и тот и другой — «лишние люди», опередившие время и потому не нашедшие общего языка с современниками, не сумевшие проявить и реализовать себя.
Евгений Онегин и Григорий Печорин сравнительная характеристика
Казалось бы, и Онегин и Печорин являются представителями высшего света, они обладают довольно хорошим воспитанием и, как говорится, хорошим рождением, то есть каждый получил материальное обеспечение, возможность создать карьеру, не заботиться о пропитании. Тем не менее, каждый из этих герой являются маргиналами для собственного времени. Они люди не нужные и выкинутые как бы на периферию существования.
Однако, им претит пребывать в центре этого существования, который по сути своей пуст. К примеру, в романе Пушкина мы видим непрестанные описания автором высшего света и развлечений этих людей, которые полны жадной скукой. Безусловно, Онегин не хочет ничего искать в этом во всем и тоже пребывает в полной скуке.
Печорин в свою очередь существует в немного другую историческую эпоху, как известно, эпоху политического упадка и реакции. Поэтому Печорин наполнен не только скукой, но и печалью, страданием. Поэтому и судьба Печорина более драматична, он ищет гибели, пытается проверить существование фатума в рисковых предприятиях.
Каждый обладает каким-то намерением быть искренним и полезным собственному обществу. Тем не менее, каждый не может отыскать собственного применения и поэтому страдает от такой ситуации, так как не может обманывать себя. Эти герои на самом деле невероятно похожи и, мне кажется, они являются в каком-то смысле продолжением друг друга.
Точнее Печорин (в частности хронологически) является развитием Онегина. После того как герой Пушкина доведен до предела, а также доведена до предела его эпоха (восстание декабристов и жесткая политическая реакция) появляется герой Лермонтова, который сам становится более жестким и более наполненным страданием. Если в Онегине мог просматриваться какой-то оптимизм и беззаботность, то в Печорине просматривается только цинизм.
Рассматривая сравнительные характеристики Онегина и Печорина, не следует забывать о фигурах авторов. Во многом герои повторяют биографии и воззрения своих создателей. Конечно, по большей части авторы иронизируют над собой и предлагают только во многом свои негативные или, скажем так, крайние качества.
Нужно различать творцов Пушкина и Лермонтова, которые способны рефлексировать и оценивать со стороны и светских людей Пушкина и Лермонтова, которые подобно остальным были охватываемы страстями и различными наклонностями. Так вот Онегин и Печорин частично представляют светскую сторону своих авторов.
2 вариант
Основными персонажами начала 19 столетия представляются Онегин и Печорин. Они – шедевры знаменитых литераторов своей эпохи и отчасти даже изображают жизнь собственных писателей. Крайне тяжелая участь предстоит Лермонтову с Пушкиным и Онегину с Печориным.
Литераторы хотели охватить в своих персонажах образы эпохи и по большей части творцам это удалось. На самом деле и Онегин и Печорин символичны для своей эпохи, однако любой из этих главных персонажей находится в вечности, потому что приводит совокупность проблем, которые оказываются типичными для любого времени.
Если сказать прямо, то перед нашими глазами очертания двух грамотных людей, которые были прекрасными резидентами своей эпохи. Каждый из них был хорошо образован, имел проницательный ум, который позволял понимать людей и самих себя. Кроме этого они были настоящими искателями правды и хотели узнать предназначение не только своего времени, но и собственной жизни.
Принимая во внимание значительную схожесть, необходимо отметить и их отличия, которые различают дух вышеозвученных персонажей. В начале обратим внимание на Онегина.
Пушкинский персонаж имеет беспринципное представление о жизни, он привередлив и воспринимает людей с определенной манией величия. Одновременно с этим Онегин не имеет наклонности к идеализации реальности, в основном он материалист. Даже на поединок Онегин уезжает по большей части не по собственному желанию, а благодаря социальной репутации, он не намерен казаться глупым и вследствие чего едет на дуэль.
В действительности такая мелочь оказывается первостепенной, потому что повод для поединка Печорина абсолютно другой. Он уезжает на дуэль, потому что пытается найти настоящую правду и движется к своей цели, он стремится отомстить всему миру. Без всякого сомнения, Печорин также сильно самолюбив, но его эгоцентризм (кстати сказать, как и у Онегина также) называет человека главным творением. Безусловно, Печорин относится ко всем свысока, однако он не способен смотреть по-иному, потому что на самом деле добился поставленных высот и находится на той вершине, которая большинству просто недостижима.
Онегин (развивая тематику эгоцентризма) также презрительно относится к остальным, но данный главный персонаж в основном выращен среди людей, где его возносили и всеми возможными способами обхаживали. Вследствие чего подобный «золотой мальчик» был одинок в совершеннолетней жизни. Его основная проблема – тоска, которая присуща такой столичной элите, не знающей нужды.
Также значительное различие между двумя персонажами – поступки в жизни. Онегин в основном соглашается со всеми и позволяет историям свершаться самим, например, позволяет Лариной полюбить себя и не спеша реагирует на любовь ответным чувством.
Печорин в своем роде – более живой герой. Он не признает действительность, но всецело формирует ее, пытается найти авантюрные истории так же как хочет найти настоящую правду. Характерной чертой Печорина является связь его взглядов с житейскими принципами и поступками.
Сочинение Печорин и Онегин
Евгений Онегин, главный герой одноименного романа А. С. Пушкина и Григорий Печорин, персонаж произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», относятся к типу «лишнего человека» в художественной литературе. Оба этих героя разочаровались в жизни и не могут найти применения своим исключительным способностям. Онегин и Печорин крайне похожи между собой: скучающие, уставшие, подвергшиеся хандре.
Сходство между персонажами можно увидеть уже в именах, ведь Лермонтов, называя своего героя, использует тот же принцип, что и Пушкин – опирается на название реки. Онега – тихая, ровная река, Печора же быстрая, грозная, буйная. В какой-то степени реки становятся отражением характеров героев.
Сравнение персонажей следует начать с их жизненной философии. Оба героя страдают редкостным цинизмом, эгоизмом и высокомерием, они критично относятся к жизни и к окружающим их людям. Онегин и Печорин понимают, что их существование – это беспросветная серость, пустота, однообразие, хандра, поэтому они пытаются спрятаться под маской веселости, праздности, различных удовольствий. Но совсем скоро герои сталкиваются с фальшивостью высшего света и впадают в отчаяние, начинают скучать. Евгений охладевает к жизни, Григорий же боится общества и считает себя «небольшой потерей для мира».
Онегин, не привыкший к тяжелому физическому труду, пытается писать, однако и этот «упорный труд» его быстро утомляет. Печорин попадает на Кавказ и надеется, что война не позволит ему скучать, но, привыкнув к военным действиям, он снова поддается тоске.
Отличает этих героев лишь то, что пушкинский персонаж, отчаявшись найти свое истинное призвание, смиряется с решением судьбы, а персонаж Лермонтова продолжает искать смысл жизни в рискованных приключениях, службе и любви.
Далее необходимо сравнить персонажей по их отношению к женщинам и к любви.
Несмотря на то, что Онегин в совершенстве знак науку страсти нежной, женщины, как и дружба, ему быстро надоели. Татьяну он полюбил далеко не сразу, только когда разобрался в себе во время странствий, но уже, к сожалению, было поздно и, получив отказ, Евгений еще больше закрылся, замкнулся в себе.
Печорин готов был любить весь мир, но его никто не понял, и он в ответ научился ненавидеть. Про себя он говорит: « Моя бесцветная молодость протекла в борьбе». Георгий влюблялся, и сам был любим, но его ледяное сердце продолжала заполнять лишь пустота. Он брал то, что хочет, а потом, наигравшись, бросал. Из-за Печорина погибла невинная Бэла, он разрушил жизнь Мери, посмеявшись над ней, и лишь Веру он смог полюбить настоящей любовью, но потерял ее опять же из-за игры в чувства. Герой стал равнодушен к любви и к любым ее проявлениям.
Сравнив возраст, внешность и материальное положение персонажей, мы увидим, что и в этом они не сильно отличаются. Онегину 26 лет, он одет и острижен по «последней моде», а его взгляд сквозит холодностью и безразличием. Евгений, получив наследство от родственников, стал очень богатым и почитаемым человеком.
Печорину 25 лет, он выглядит весьма не дурно, хорош собой, у него карие глаза, которые не смеются, когда смеется он сам. Денег у него много, есть лакеи, и ему доступны любые удовольствия, которые можно купить.
В конце стоит еще немного сказать об идеалах и ценностях обоих героев. Читатель увидит отличия, например, в их отношении к дуэли. Онегин перед дуэлью спит хорошим, крепким сном, зато уже после дуэли, убив Ленского, он испытывает муки совести и долго не может прийти в себя. Печорин наоборот не может долго уснуть перед дуэлью, думая о том, что должно произойти, о смысле своей жизни. Но при этом, Георгий хладнокровно убивает Грушницкого и покидает место событий без всяких угрызений совести.
Таким образом, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов изобразили «лишних людей» в следующие друг за другом десятилетия, поэтому их герои почти не отличаются друг от друга. Наоборот, эти персонажи лишь являются дополнением друг к другу, отражая действительность и передовые взгляды того времени.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
Знаменитые герои романов М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина являются представителями одного течения в литературе. Оба они иллюстрируют образ “лишнего человека”, “героя” эпохи, когда пресыщенным молодым людям сложно было в полной мере насладиться жизнью, сделать в ней правильный выбор. Авторы вложили в их описание много биографического. Но, несмотря на это, Онегин и Печорин имеют также и много различий в характере и поступках.
Евгений Онегин страдает от так называемой “хандры”. Ничто не интересно молодому человеку, ничто его не влечёт. Смена обстановки, кажется, должна помочь ему в поисках себя, но, приехав в деревню, Онегин лишь ещё больше скучает. Кратковременное увлечение общением с Ленским заканчивается плачевно для последнего. Евгений Онегин, победив на дуэли своего друга-поэта, раскаивается и сожалеет, ему не чуждо человеческое. В отказе Татьяне Лариной молодой человек также проявляет своего рода благородство, честно объясняясь с девушкой. Позже любовь к этой девушке станет для него единственной надеждой на спасение, которого не последует из-за замужества возлюбленной. Онегин снова отправляется странствовать и скитаться, ища своего прибежища в жизни.
Григорий Печорин – такой же тяжелый и неоднозначный персонаж, но в нём сосредоточено (быть может, потому что повествование часто ведётся от первого лица) больше озлобления и жестокости. Молодой человек также имеет успех у девушек, при этом не гнушается играть с чувствами других людей. Из дневников Печорина не трудно понять, что он глубоко одинок и несчастлив. Именно это вынуждает его разрушать чужое счастье, вместо того чтобы создавать собственное. Онегин же томился своей “хандрой”, не изнемогая в стремлении навредить другим людям. Печорин также принимает участие в дуэли с Грушницким. Осознавая низость предательского сговора, организованного против него, герой не сожалеет о произошедшем. Дуэль была проведена, как того требовали правила чести, он не чувствовал за собой вины, в отличие от Онегина.
Заканчиваются истории молодых людей тоже во многом одинаково. Без надежды на счастье они продолжают за ним гнаться, причиняя при этом боль и страдания любимым женщинам. Евгений Онегин оказывается у ног Татьяны Лариной, Григорий Печорин напрасно скачет вслед за Верой. Он загоняет своего коня, но так и не возвращает возлюбленную. Итак, судьбы обоих героев трагичны и вызывают сочувствие, отражая в себе участь подавляющего большинства “героев времени”.
Также читают:
Картинка к сочинению Евгений Онегин и Григорий Печорин сравнительная характеристика
Популярные сегодня темы
Александр Николаевич Островский в пьесе «Гроза» не только рассказывает читателю о взаимоотношениях в семье, о конфликте между поколениями, предательстве, боли, но и достаточно ясно передаёт купечество
В то время, как многие люди восхищаются более величественными и крупными городами, мои душа и сердце навеки принадлежат иному населенному пункту. Возможно, так происходит потому, что именно здесь, в Перми
В 1976 году был написан знаменитый рассказ Виктора Астафьева – «Царь-рыба». Данное произведение раскрывает проблему взаимоотношений человека и природы, охватывает такие темы
Человек в футляре’ – произведение, написанное Антоном Павловичем Чеховым в мае 1898 года. Рассказ впервые увидел свет в журнале ‘Русская мысль’. Произведение написано понятным языком и разделён на маленькие фрагменты
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.
Сочинение: Сравнение Печорина и Онегина (+ таблица)
Тип «лишнего человека» — наиболее распространённый образ в литературе, излюбленный самыми известными писателями 19 столетия. Для того чтобы понять характер и сущность типа «лишнего человека», достаточно провести сравнение двух персонажей ‐ Онегина и Печорина. Они являются главными экспонатами в галерее непонятых и недооцененных персонажей, покоривших публику.
Сходства
У этих персонажей есть немало схожих качеств. Онегин и Печорин имеют одинаковое происхождение. Оба героя росли и воспитывались в Петербурге, оба одного возраста (Евгению 26 лет, а Григорию 25). Они ни в чем себе не отказывают. Материальные возможности позволяют Онегину и Печорину не работать и жить в свое удовольствие, однако им эта золотая праздность надоедает. Герои отличаются от остальных дворян именно тем, что они ощущают скуку даже в роскошных гостиных и чувствуют усталость от светского общества. В юности оба персонажа увлекались досугом в высшем свете, но вскоре разочаровались не только в нем, но и в людях, которые были однотипны, мелочны и банальны. В поисках приключений герои проходят через муки выбора, а также становятся виновниками гибели тех, кто был им небезразличен. Они очень дорожат свободой, но и она для них «постыла». Также схожесть данных персонажей заключается в том, что они оба обладали способностью обольщать женщин. Однако, подобно светскому обществу, и красавицы героям быстро наскучили, несмотря на то, что они уделяли им много времени и придавали большое значение. Для Печорина и Онегина важнее всего оказалась свобода, поэтому они больше не хотели связывать свою жизнь с женским полом.
Некоторые поступки героев также подчёркивают схожесть их характера. Сцена объяснения Евгения Онегина с Татьяной Лариной похожа на сцену разговора Печорина с Княжной Мэри. Григорий, как и Евгений, хотел показать приятелю свое превосходство, флиртуя с избранницей «соперника». Оба эпизода привели к дуэли. А сцена встречи Печорина с Бэлой на Кавказе напоминает эпизод встречи Евгения с Татьяной в Петербурге.
Онегин и Печорин не могли ценить других людей, поэтому и остались без друзей. Конечно, Евгений Онегин имел друга Владимира Ленского, но он убил его на дуэли. С Грушницким Печорин общался, можно сказать, как с другом. Однако он невзлюбил его с начала их знакомства. Также можно заметить, как Печорин равнодушно отнёсся к встрече с Максомом Максимычем. А ведь он был старым другом Печорина. Доктор Вернер был ближе всех них к Печорину, но и он не выдержал долгого общения с ним. Хладнокровное убийство Грушницкого поразило его.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Печорин и Онегин действительно очень похожи по своему нраву и характеру. Не зря В. Г. Белинский называет центрального персонажа романа «Герой нашего времени» «Онегиным нашего времени».
Различия
Несмотря на то, что между этими двумя персонажами, как выяснилось, существует немало схожих черт, между ними есть и существенные различия. Главное из них — отношение героев к своей жизни. Безусловно, оба персонажа являются типичными эгоистами, но у каждого данная черта проявляется по-своему.
Евгений Онегин — эгоист, но он в этом не виноват, как утверждает автор. Отец практически не занимался своим сыном Евгением и не обращал на него внимания. Он отдал Онегина на воспитание гувернеру, который только и делал, что хвалил молодого человека. К тому же Онегин никогда не служил и был наследником всех своих родных. Праздность развратила его. Он рос и воспитывался в той среде, в который каждый думает и заботится лишь о собственном благополучии. Однако герой все же пытается измениться: бежит в деревню, заводит друга, искренне жалеет Татьяну и бережет ее чувства. Ведь он мог бы воспользоваться ее наивным даром, мог бы принять ее самопожертвование, но он отказывает ей, потому что понимает, что не сделает девушку счастливой. Евгению не хватает внутренней силы, чтобы извиниться перед Владимиром, но он очень жалеет его. В финале он попирает свою гордость и сам идет к Татьяне с признанием. Все это говорит в его пользу.
Совсем другим предстает образ Печорина. Он представляет собой страдающего эгоиста. Герой причисляет себя к никчёмным и жалким потомкам, которые бродят по земле без каких-либо принципов, нравственных и моральных ценностей. Печорин не понимает, для чего родился и какова его цель в жизни, но поиск предназначения у него выражается в манипуляции другими людьми. В отличие от Онегина, Печорин не только умен и сообразителен, но еще он предстаёт перед читателем в роли философа. Однако мысли его направлены не на саморазвитие. Напротив, он поощряет свои прихоти и хладнокровно подмечает результаты своей разрушительной деятельности. Григорий не жалеет княжну Мери и играет ее чувствами ради своих капризов. Он не прощает Грушницкого и целенаправленно убивает его. Он похищает Бэлу и не спешит жениться на ней. Все его поступки порочны, он знает это, но ничего не хочет с этим поделать.
Вывод
Можно сделать вывод, что Онегин — это первая стадия паралича души, который делает человека лишним в обществе. Он не безнадежен, и открытый финал романа — тому подтверждение. Евгений стремится стать лучше и, возможно, преуспеет. А Печорин не раз заявляет, что он — эгоистичная натура, живущая лишь для собственного удовольствия. Он не жалеет о содеянном, он лишен гуманизма. В финале он погиб, а значит, он никогда не исправится. Автор не верит в его нравственное преображение.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов — талантливые писатели начала 19 века, чей гений не подлежит сомнению, а произведения и сегодня высоко ценятся во всем мире. Именно им принадлежит главная роль в создании особого героя, которого позже назовут “лишним человеком”. Героя, который не подходит своему времени, не может отыскать в нем себя, а также мирно существовать в обществе других людей. Именно такими персонажами являются Евгений Онегин и Григорий Печорин.
Онегин и Печорин — главные герои произведений “Евгений Онегин” и “Герой нашего времени”, характер и судьба которых в свое время остались непонятыми и непризнанными критиками и читателями, как и произведения в целом. На сегодняшний день с уверенностью можно заявить, что эти юноши являются очень точной картиной целого поколения молодых людей, которое росло и формировалось в довольно непростых условиях 20-30-ых годов 19 столетия.
После смерти Александра I на престол взошел его брат Николай I, известный своей реакционной политикой, строгостью и стремлением к самодержавию. Бесспорно, при обоих императорах мощь империи росла и крепла, была одержана победа в Отечественной войне и ряде других, но политическая жизнь дворянского сословия была достаточно сумбурна и нестабильна. Восстание декабристов лишь усилило волнения. Целое поколение молодых людей не могло найти себя в измененном мире, где общественная жизнь постепенно затихала, а из всех доступных занятий в больше степени оставалось лишь праздное светское времяпровождение.
Именно к этому поколению относятся и Онегин, и Печорин, что становится ясно с первых глав произведений. Оба героя чувствуют всепоглощающую апатию и скуку, им надоел высший свет и его примитивные увеселения. Евгений и Григорий считают себя лишними людьми, вокруг которых, как и с ними лично, не происходит ничего по-настоящему волнующего.
Оба героя ищут утешения в любви, но каждый их романтический интерес достаточно быстро сходит на нет. На страницах «Евгения Онегина» мы видим лишь отношения Евгения с Татьяной, о предыдущих пассиях говорится лишь вскользь. Что касается Григория Печорина, о его любовных увлечениях можно судить по отношению к таким героинями, как Мери, Вера и Бэлла. Он откровенно играет с девушками, заставляет их испытывать ровно те эмоции и чувства, которые ему нужны.
Оба героя отлично разбираются в психологии и с легкостью предугадывают действия окружающих. Манипулировать влюбленными героинями для них достаточно легко. Но если Онегин поступает с Татьяной благородно и отказывает ей во взаимности напрямую, объясняя причины, то Печорин скорее развлекается, чем испытывает настоящие чувства и заботится о чужих. Бэлла быстро надоедает ему, завоевание Мери больше похоже на азартную игру, а его попытка восстановить отношения с Верой лишь усиливает страдания женщины. Оба героя в итоге чувствуют горькое разочарование, с которым не могут справиться: Онегин бросается в ноги любимой женщины, Печорин скачет за Верой, теряет коня и плачет на земле как ребенок.
Подобной схожести не наблюдается по отношению к дуэли и событиям вокруг нее. Онегин соглашается на дуэль не раздумывая, перед ней спокойно спит, а после не может выдержать случившееся и начинает свои бессмысленные путешествия. Печорин же о дуэли знает заранее и пользуется моментом, обдумывает грядущее событие. Перед встречей с противником он взволнован, не может уснуть, но после смерти Грушницкого спокойно прощается с остальными участниками и уходит с места происшествия. Прочь его гонят отнюдь не чувства, а опасность быть арестованным.
Григория можно назвать более циничным и жестоким человеком, его неуемная энергия жаждет выхода, а не найдя его в создании и созидании обращается в разрушительную силу. Евгений более апатичен, он предпочитает наблюдать за течением жизни и не способен изменять пространство вокруг себя. Они страдают от заключения в своем времени, не представляют своей жизни в будущем и не видят смысла и высшей цели в настоящем.
Оба героя в какой-то степени являются автопортретами самих авторов, которые заложили в них свои потаенные страхи, размышления и стремления. Пушкин и Лермонтов, как и их книжные альтер-эго, были довольно молоды, застали смену императора и события, связанные с декабристами. Так же, как и Печорин с Онегиным, писатели были достаточно умны, изобретательны, обаятельны и не лишены крутого нрава, так же с трудом находили свое место среди современников, часто оставались непонятыми. Сама эпоха диктовала им такие известные и важные для развития отечественного и мирового искусства произведения.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
Главные герои романов А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» относятся к социальному типу, которому В. Г. Белинский дал название «лишний человек». Несмотря на то, что у этих героев сходный тип личности, они имеют существенные различия.
Сходство
Фамилии Онегина и Печорина близки семантически, так как происходят от названий рек. Оба главных героя этих романов по происхождению дворяне, оба молоды, умны. В юности они были увлечены светской жизнью, но затем разочаровались в свете, увидев его косность, бездеятельность, пошлость. Онегин и Печорин — «лишние люди», потому что они пытались найти применение своим силам, но не смогли понять своего истинного предназначения и разочаровались не только в людях, но и в самой жизни. Герои схожи тем, что стали скучать, так как светские удовольствия им надоели, а цели в жизни они не нашли. Семейная жизнь их тоже не привлекала, так как обоим героям присущ индивидуализм, кроме того, они не хотели потерять свою свободу.
В. Г. Белинский назвал Печорина «Онегиным нашего времени». Он утверждал, что «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». А. И. Герцен писал, что Печорин — «младший брат Онегина».
Различия
Несмотря на то, что оба героя имеют сходный тип личности, у них есть существенные различия, которые связаны:
- со временем, которое каждый из этих героев отражает;
- с авторской трактовкой и отношением авторов к своим героям.
Герои принадлежат к разным поколениям, между которыми было восстание декабристов:
- Онегин принадлежит к поколению, которое выйдет на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года;
- Печорин — к тому, о котором М. Ю. Лермонтов сказал в стихотворении «Дума»: «В бездействии состарится оно».
Известно, что Лермонтов решил создать образ своего современника в противовес характеру главного героя романа «Евгений Онегин». Белинский писал, что «как выше Онегин Печорина в художественном отношении, так Печорин выше Онегина по идее. Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову».
Несмотря на то, что обоих героев одолевает скука, авторы показали, что они ведут себя по-разному. Онегин всецело покорился своей «тоскующей лени»:
- «…он равно зевал //Средь модных и старинных зал»;
- скучно ему было и в деревне.
Печорин отличается от Онегина тем, что у него нет такого равнодушия и апатии, он мечется в поисках смысла жизни, но не находит его. Это сделало его скептиком, холодно относившимся к людям. Он склонен к рефлексии, анализирует свои чувства и поступки.
Белинский писал о Печорине: «…бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду». Герой Лермонтова осознаёт свои силы, но не знает, где их применять. Он стремится к деятельности, но, чтобы развеять скуку, занят какими-то мелочными, бесполезными делами.
У героев Пушкина и Лермонтова различны не только черты характера, но и отношение к людям. Онегин не ищет намеренных столкновений с окружающими, так как он уважает чувства других людей, старается не вмешиваться в их жизнь, в «его сердце была и гордость и прямая честь». Печорин играет чувствами окружающих, любит манипулировать людьми, что часто ведёт к их страданиям, разочарованиям и даже гибели.
Для Печорина в большей мере, чем для Онегина, характерны следующие черты характера:
- индивидуализм;
- эгоцентризм;
- скептическое отношение к морали;
- беспощадная самооценка.
Этот герой разделил пороки своего времени. Неся страдания другим людям, Печорин при этом тоже несчастлив.
В отношениях с женщинами Печорин проявляет эгоизм, ему нужны их чувства и волнения для того, чтобы ему не было скучно. Он специально влюбляет в себя молоденькую княжну Мери, играет на её чувствах. Когда она стала считать, что он хочет жениться на ней, Печорин холодно сообщил ей, что не любит её. Онегину же любовь Татьяны была неожиданна. Он не воспользовался неопытностью этой молодой девушки, а честно сказал, что не создан для семейной жизни, и деликатно предупредил, чтобы, когда она полюбит кого-нибудь другого, не признавалась первой в любви, так как это может привести к беде.
Различия героев проявились и в том, что, когда им «наскучил света шум», Онегин уехал, надеясь развеять скуку, в деревню, а Печорин — на Кавказ в действующую армию искать острых ощущений и подвергать свою жизнь опасности.
Отношение к природе у них тоже различно:
- Онегин на природе в деревне скучает. Когда он сменил петербургскую жизнь на деревенскую, «Два дня ему казались новы //Уединённые поля, //Прохлада сумрачной дубровы, //Журчанье тихого ручья». На третий день красота природы его уже не занимала и даже стала наводить сон и скуку.
- Печорина картины природы трогали за душу, помогали рассеять горести, беспокойство, отвлекали от проблем. В своём журнале он написал: «Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озарённых южным солнцем».
Характеры героев различны: у Онегина он более ровный, спокойный, у Печорина противоречивый, демонический (на демоничность натуры Печорина указывал Белинский).
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (таблица)
Евгений Онегин | Григорий Печорин |
По происхождению оба героя дворяне. Они скучают, так как разочарованы в светских людях и удовольствиях, не нашли цели в жизни. Онегин и Печорин ценят свою свободу, считают, что не созданы для семейной жизни. | |
Представитель людей, живших во время ожидания перемен в обществе (в 20-е годы 19 века). | Живёт в другую эпоху — после разгрома восстания декабристов в 1825 году. |
Нигде не служит, бездеятелен. | Служит офицером в действующей армии на Кавказе. |
Онегин — «пасмурный чудак»: «… угрюмый, томный //В гостиных появлялся он…» | Бывает весел. Максим Максимыч говорит о нём: «…иногда начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха…». Для своих целей может «увеселять публику», шутить. |
Убив на дуэли Ленского, сожалеет об этом, считает его «несчастной жертвой». Не смог оставаться там, «Где окровавленная тень //Ему являлась каждый день». Поэтому он уехал странствовать и больше не приносил никому вреда и страданий. | Разрушает судьбу других людей для того, чтобы избавиться от скуки. Об убитом Грушницком не сожалеет. |
Старается не вмешиваться в жизнь других людей, уважает их чувства. | Манипулирует окружающими, многих людей презирает. |
В юности был увлечён светскими красавицами, умел добиваться их расположения, но юной Татьяне сочувствует и не хочет пользоваться её неопытностью и молодостью. | Украл Бэлу, этим погубив её. Играет чувствами молоденькой княжны Мери. Веру, любящую его всей душою, не очень ценит. |
На природе в деревне скучает. | На природе отвлекается от беспокойных мыслей, проблем. Тонко чувствует красоту природы. |
Заключение
Сравнительная характеристика Печорина и Онегина показывает типичность образов этих героев конкретно для того времени, в котором жил каждый из них. Те времена способствовали появлению социального типа «лишнего человека», не нашедшего цель жизни.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина показывает основное различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.
Предлагаем вашему вниманию изучить примеры и образцы сочинений из нового учебника по литературе ЕГЭ-2022. ФИПИ. Задание № 17. Все готовые сочинения можно бесплатно скачать и почитать, возможно это поможет вам сдать ЕГЭ-22 на 25 баллов. Здесь представлены структура, план, критерии оценивания и шаблон сочинения по литературе в 11 классе.
Скачать бесплатно темы и примеры сочинения 2021-2022 года ФИПИ
Единый Государственный Экзамен 2021-2022 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Литература. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник. Вариант. Ответы на Тест ЕГЭ. Задание 17. Решу ЕГЭ
Примеры и образцы сочинений ЕГЭ-2022 по литературе
Сочинение на тему: Чем автору и главному герою антипатичен Лужин? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
Сочинение на тему: Каким предстает внутренний мир лирического героя С.А. Есенина?
Сочинение на тему: Как раскрывается проблема чести и долга в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Сочинение на тему: Что даёт основание автору «Евгений Онегин» назвать Татьяну милым идеалом?
Сочинение на тему: Каковы главные жизненные принципы Чичикова? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
Сочинение на тему: Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
Сочинение на тему: Нужны ли Базаровы сегодня?
Сочинение на тему: Как в рассказе «Ионыч» Чехов показывает постепенную деградацию героя?
Сочинение на тему: В чём заключается смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
Сочинение на тему: В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Сочинение на тему: Какова роль женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?
Сочинение на тему: Тема поэта и толпы в лирике В.В. Маяковского.
Сочинение на тему: Каким предстает образ Родины в лирике С.А. Есенина?
Сочинение на тему: Каково значение образов Варвары и Кудряша в пьесе Островского «Гроза»? (Сочинение по тексту досрочного теста 2016 года.)
Сочинение на тему: Трагедия Гражданской войны. (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон.)
Сочинение на тему: Что такое человек? Как этот вопрос, поставленный в пьесе М. Горького «На дне», решается в русской литературе?
Сочинение на тему: Торжество и крушение взглядов Базарова…
Сочинение на тему: Почему добрый, милосердный Родион Раскольников совершил убийство?
Сочинение на тему: Печорин – несчастный человек. (На основе портрета.)
Сочинение на тему: Что придает сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание?
Сочинение на тему: Гоголь — « гражданин жизни действительной…» ( По повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».)
Сочинение на тему: Как встреча с Платоном Каратаевым повлияла на мировоззрение Пьера Безухова?
Сочинение на тему: Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Нос».
Сочинение на тему: О рассказе «Бирюк» И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника».(Первый опыт комплексного анализа.)
Сочинение на тему: Чем меня привлекает герой И.А. Гончарова Андрей Штольц? (По роману «Обломов».)
Сочинение на тему: Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Сочинение на тему: Крушение идеалов нигилиста…
Сочинение на тему: Что обрекает человека на одиночество? (По одному или нескольким произведениям Лермонтова .)
Сочинение на тему: Почему Печорин так поступил с Максимом Максимычем?(Анализ эпизода встречи Печорина и Максим Максимыча.)
Сочинение на тему: Кто настоящий герой по М.Ю. Лермонтову? (На примере романа «Герой нашего времени».)
Сочинение на тему: Мое восприятие лирики М.Ю. Лермонтова
Сочинение на тему: Мое восприятие лирики А.С. Пушкина (заготовка)
Сочинение на тему: Чем объясняется неоднозначность отношения Гринева к “злодею” и “самозванцу ” Пугачеву?(По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)
Сочинение на тему: Как могла решиться на самоубийство глубоко и искренне верующая в Бога Катерина, главная героиня драмы А. Н. Островского?
Сочинение на тему: Тихон и Борис. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)
Сочинение на тему: М.И. Кабанова – основа «темного царства» (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
Идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений.(По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
Сочинение на тему: Идеал женщины и семьи у героя романа И.А. Гончарова «Обломов».
Сочинение на тему: Взгляды Базарова на жизнь. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
Сочинение на тему: Тема бунта в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Сочинение на тему: Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?(По современной литературе.)
Сочинение на тему: Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Сочинение на тему: Что придает сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание?
Сочинение на тему: Мое отношение к А. Штольцу .(По роману И.А. Гончарова «Обломов».)
Сочинение на тему: Мое восприятие лирики М.Ю. Лермонтова
Сочинение на тему: Изображение поместного дворянства в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Сочинение на тему: Образ Ярославны. (По «Слову о полку Игореве».)
Сочинение на тему: Роль золотого слова Святослава (По «Слову о полку Игореве».)
Сочинение на тему: Можно ли сказать, что слова пословицы «…береги платье снову, а честь смолоду» характеризуют такого героя повести «Капитанская дочка», как Савельич?
Сочинение на тему: Как воплотился основной художественный прием, используемый Л.Н. Толстым на протяжении всего романа, — антитеза, в изображении Наполеона и Кутузова?
Сочинение на тему: Предвидение, пророчество, проявившееся в стихотворении М. И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано».
Сочинение на тему: Как в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» воплотилось убеждение автора о том, что одно из величайших заблуждений состоит в определении человека «умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым. А человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество»?
Сочинение на тему: Что дало основание В. Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»?
Сочинение на тему: Кто виноват в том, что И. И. Обломов, герой одноименного романа Ивана Гончарова, стал ненужным для общества человеком.
Сочинение на тему: Почему сюжетная линия «Мастера и Маргариты» заканчивается именно так?
Сочинение на тему: Почему «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — это «роман в романе»?
Сочинение на тему: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Сочинение на тему: Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной любви»? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)
Сочинение на тему: Кто из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» наиболее ярок и интересен (с опорой на анализ текста романа)?
Сочинение на тему: Воланд и его свита в романе. (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
Сочинение на тему: Роль золотого слова Святослава (по «Слову о полку Игореве»).
Сочинение на тему: Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве».
Сочинение на тему: Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».
Сочинение на тему: Образ автора в «Слове о полку Игореве».
Сочинение на тему: Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
Кто он, Ермолай Лопахин, — «хищный зверь» или «нежная душа»?
Задание 17 (сочинение) на ЕГЭ по литературе. В чем особенность любовной лирики Н.А. Некрасова?
Сочинение на тему: Нашёл ли Мцыри ответ на вопрос «прекрасна ли земля»? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Сочинение на тему: В чем состоят особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
Сочинение на тему: (Вариант 2.)Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
Сочинение на тему: Какую роль играет мотив дороги в «Мертвых душах»?
Сочинение на тему: Как можно истолковать смысл заглавия поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»?
Сочинение на тему: Что из лирических отступлений принадлежит автору, а что Чичикову?
Сочинение на тему: Кого из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать двойником Печорина?
Сочинение на тему: Можно ли назвать Чацкого романтическим героем?
Сочинение на тему: Сны Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Сочинение на тему: Роль второстепенных персонажей в комедии «Горе от ума».
Сочинение на тему: Чем отличаются нравственные позиции Чацкого и Фамусова?
Сочинение на тему: В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (Вариант 2.)
Сочинение на тему: Что даёт основание автору «Евгения Онегина» назвать Татьяну Ларину «милым идеалом»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Сочинение на тему: Почему в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» автор так внезапно расстаётся со своим героем в финале?
Сочинение на тему: Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на то что продолжала его любить? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин.»
Сочинение на тему: Почему Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, «девушка, сама не глупая», предпочитает дурака умному человеку?
Сочинение на тему: Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?
Сочинение на тему: Что дает основание рассматривать пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?
Сочинение на тему: Что позволило Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества?
Сочинение на тему: Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи?
Сочинение на тему: Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть?
Сочинение на тему: Как раскрыта трагедия маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?
Сочинение на тему: Как раскрыта трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»?
Сочинение на тему: Проблема чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».
Сочинение на тему: Как раскрывается проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? Вариант 3.
Сочинение на тему: Можно ли сказать, что слова пословицы «…береги платье снову, а честь смолоду» характеризуют такого героя повести «Капитанская дочка», как Савельич? (Вариант 2.)
Сочинение на тему: Образ Ивана Грозного в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».
Сочинение на тему: Как вы понимаете слова В.И. Немировича-Данченко, утверждавшего, что «…несмотря на беспрерывный гомерический хохот, вы чувствуете, как комедия быстро, неуклонно и с изумительной правдивостью начинает вздыматься до трагических высот»?
Сочинение на тему: Как в комедии Д. И. Фонвизина переплетаются трагическое и комическое?
Сочинение на тему: Роль золотого слова Святослава. (По «Слову о полку Игореве».) Вариант 2.
Сочинение на тему: Почему поэма, рассказывающая от неудачном походе Игоря против половцев, завершается прославлением князя? (По «Слову о полку Игореве».)
Сочинение на тему: Образ Ярославны. (По «Слову о полку Игореве».) ВАРИАНТ 3.
Сочинение на тему: Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Сочинение на тему: Чем объясняется неоднозначное отношение Гринева к «злодею» и «самозванцу» Пугачеву?
Сочинение на тему: В чем проявляется уродливость быта чиновничьего города (по «Ревизору» Н.В. Гоголя).
Сочинение на тему: Какие человеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».)
Скачать бесплатно темы и примеры сочинения 2021-2022 года ФИПИ
.
В 9 классе школьники обязательно пишут сочинение Горе от ума. Если сделать детальный анализ данного произведения Грибоедова, справиться с этой работой не составит труда. Также помогут в этом аргументы к сочинению Горе от ума, позволяющие в полной мере раскрыть тему.
Грибоедов: Горе от ума, сочинение
В сочинении по Грибоедову Горе от ума я расскажу о тех пороках, которые в своем произведении описал автор. Он показал их через образы главных героев.
Образы героев
Среди главных персонажей произведения можно выделить Фамусова. Это наполненной силой и энергией пожилой человек, работающий на государственной службе. Он овдовел, занимает довольно высокую должность. Мужчина убежден, то бедные соискатели не достойны его дочки. Фамусов может ругаться без какой-либо причины, вникать в собственную работу не привык, на службу ходит лишь для того, чтобы получить деньги и обрести нужные связи. При этом с нужными ему людьми он способен быть весьма вежливым. Подобного жизненного устава также придерживаются Молчалин и Скалозуб.
В сочинении по литературе Горе от ума отдельно стоит упомянуть Скалозуба. Это необразованный, довольно грубый человек. При этом он довольно богатый и по мнению Фамусова является идеальной партией для его дочери. Правда, самой девушке этот мужчина не по душе.
Ярким представителем общества Фамусова также является Молчалин, служащий у него секретарем. Это явный карьерист, проявляющий внимательность и аккуратность. Он прислуживает нужным людям, приспосабливается под те условия, в которых оказывается.
Отдельного внимания в сочинении Горе от ума заслуживает Чацкий. Среди всех персонажей лишь его можно назвать положительным. Это остроумный, мудрый человек. Его родители умерли, когда он был маленьким. Воспитанием Александра при этом занимался Фамусов. Чацкий с ранних лет дружил с его дочерью и полюбил эту девушку. Ему хочется служить Отчизне, совершать что-то великое. Он довольно серьезно относится к созданию брачных уз. Правда, Софья ему взаимностью не отвечает. Она влюбилась в Молчалина.
Горе от ума сочинение рассуждение
Способен ли человек, не согласный с тем мнением, которого придерживается общество, противостоять данному обществу? В этом попробую разобраться в своем сочинении рассуждении Горе от ума.
Главным персонажем произведения является Чацкий. Он возвращается в дом Фамусова из-за рубежа. При этом Александр видит, что тут ему все чуждо. Ему не удается в этом окружении найти единомышленников. Он отчетливо понимает, насколько важно образование и с удовольствием учится. Он осознает, что именно от этого зависит его будущее. При этом Чацкий ужасается, как в столице преклоняются высокопоставленным чиновникам.
Действие комедии разворачивается в доме Фамусова. Назвать этого человека злым, конечно же, нельзя. Правда, книги, как и образование в целом, ему чужды. Он считает все это лишним. Он представляет старшее поколение и не признает того, что в мире все меняется. Он пропагандирует старые традиции и придерживается их.
В этом доме живет Молчалин, прислуживающий Фамусову. Он делает все, чтобы продвинуться по службе и жениться на дочери владельца дома. Молчалина можно назвать тщеславным эгоистом и трусом. Его не волнуют чувства супруги. Она для него является только инструментом, позволяющим достичь намеченной цели.
Когда Чацкий признается Софье в любви и уезжает за рубеж, девушка на него обижается. Она считает, что тот ее просто бросил. Она далеко не глупая, но не способна противостоять общепринятым устоям. Несмотря на то, что Молчалин не вызывает у нее симпатий, она все-таки принимает те знаки внимания, которые тот оказывает.
Чацкий, оказавшись в этом обществе, испытывает явный дискомфорт. Он не любит и не хочет скрывать собственные эмоции, чувствует все очень ярко. Естественно, что в окружении неискренних людей ему весьма неуютно. При этом Александр довольно пылкий, постоянно вступает в споры. Правда, соперники при этом не способны достойно ответить ему. Они одерживают победу лишь потому, что относятся к большинству. Чацкий при этом уже сдерживаться не может. Он не может смириться с тем, что зло побеждает.
В завершении сочинения по комедии Горе от ума стоит сказать, что Чацкий испытывает сильное разочарование в фамусовском обществе. Он осознает, что в одиночку попросту не сможет ему противостоять. Еще не наступило то время, чтобы начались кардинальные перемены. Поэтому Александр вынужден уехать из столицы. Общество просто вытолкнуло человека, который мыслил иначе. В одиночку ему справиться с ним не представляется возможным.
Сочинение Горе от ума 9 класс
В произведении Горе от ума автор поднимает довольно серьезную тему. Он указывает на явные пороки общества. Раскрывает при этом он тему за счет демонстрации борьбы между людьми разных поколений. Использует юмор и иронию.
В сочинении по комедии Грибоедова Горе от ума нельзя не упомянуть о Чацком. Именно он здесь является ключевым персонажем. Как раз именно Чацкий вступает в борьбу с обществом, пытается искоренить несправедливость, эгоизм и ложь. В сочинении по произведению Горе от ума также стоит рассказать о Фамусове. Это столичный барин, который зависит от устоявшихся традиций и мнения окружающих, но при этом поучает молодежь. Это высокопоставленный чиновник, который откровенно говорит о том, что работает исключительно для того, чтобы добиться более высокого чина и получить материальные блага. Сути же подписываемых им документов не понимает.
О людях барин судит по их финансовому положению. Тот образ жизни, который для него характерен, он прививает и дочке. По такому же принципу себя ведут также Скалозуб и Молчалин. Они хотят жить в достатке и роскоши. Чтобы добиться этого, они преклоняются перед высшими чиновниками, выслуживаются. С помощью подхалимства они повышают свое положение в обществе и продвигаются по службе.
Молчалин циник. Нравственных ценностей у него нет. Скалозуб при этом самодур, невежа. Антиподов всем этим героям является Чацкий. Ему чуждо почитание чинов, ярый карьеризм, проявление жестокости. Он хочет, чтобы к людям относились справедливо, стремиться добиться взаимного уважения. Естественно, что такая неординарная личность попросту не может вписаться в данное общество. Ведь он совестливый, порядочный и честный. Не удивительно, что Фамусов и его окружение воспринимают Александра сумасшедшим.
Заканчивая итоговое сочинение Горе от ума скажу о своеобразии этого произведения. Оно заключается в довольно тонком юморе. Именно с его помощью автор демонстрирует такие недостатки общества, как произвол, лживость и невежество, несправедливость. Александр при этом является олицетворением ума, провоцирующего горе.
Писатель показал страшное, наполненное обманом и ложью примитивное общество. Ему он противопоставляет Чацкого. Этот герой придерживается честной, справедливой позиции.
Краткое сочинение Горе от ума
Главным действующим лицом в данном произведении выступает Чацкий. Именно с разговора о нем я начну свое краткое сочинение Горе от ума. Александр является молодым, довольно умным и честным человеком. Какое-то время он провел за рубежом и возвращается в столицу России. Он прямолинейный и не боится абсолютно никого.
Данному герою противопоставляется Фамусов. Это погрязший в невежестве и лжи дворянин. Он всегда убежден в собственной правоте, и какие бы доводы ему не приводили, не изменит своего мнения. На него работает секретарь по фамилии Молчалин. Этот мужчина всегда поддерживает своего начальника, является покорным слугой. Молчалин никогда не вступает в спор с тем, кто выше чином, но при этом помнит и о собственных желаниях. Правда, достигает желаемого путем подхалимства и обмана.
Среди женских персонажей стоит выделить Софью. Это дочь барина, молодая девушка, которая не способна противостоять фамусовскому обществу и сливается с ним.
Само название комедии может показаться странным. Действительно, разве можно себе представить, что от ума возникнет горе. Тем не менее автору удалось показать, что это так. Чацкий невероятно умен, довольно смелый, говорит только правду. Правда, при этом он сталкивается с явным непониманием. В том обществе, где он оказывается, честность и ум не в почете. Напротив, все построено на лести и лжи. Самым главным для людей является почитание чинов. В их жизни уже все определено, идет так, как запланировано. Они не способны принять Чацкого, проявляющего трезвый ум. Они высмеивают его и решают, что тот сошел с ума. Как оказывается, в Москве ум бессилен, он не способен принести счастье. Поэтому главному герою ничего не остается, кроме как покинуть неприемлемое для него общество и уехать из столицы.
Смысл названия Горе от ума
Подбирая аргументы к итоговому сочинению, нужно определить смысл названия Горе от ума. Автор назвал свое творение именно так не случайно. Он таким образом хотел сказать, что глупцы не потерпят в своем обществе умного человека.
Когда Чацкий попал в высшее общество, то не смог принять и понять их устои и нравы, а также правила поведения. Он относился к жизни совершенно иначе, чем фамусовское общество. Чацкий является образованным, умным и честным. Ему не свойственно лукавство и лесть. Он говорит исключительно правду. Причем даже в том случае, если она оказывается невероятно жестокой. Он не захотел сливаться с данным обществом, начал с ним своеобразную борьбу. В итоге его посчитали сумасшедшим. Вот и получается, что глупые невежды оказались счастливы от собственного безумия. При этом Чацкий, который видел падение этого общества, испытывал самое настоящее горе от ума.