Смысл названия пьесы гроза островского сочинение 10 класс 350 слов

Сочинения по литературе островский смысл пьесы гроза создание а.н. островским произведения гроза совпало с коренными переменами в русском обществе 1859
  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Смысл пьесы Гроза

Создание А.Н. Островским произведения «Гроза» совпало с коренными переменами в русском обществе 1859 года. Название пьесы было выбрано не случайно, оно наполнено огромным смыслом. В пьесе Островского гроза не просто явление природы. В привычном укладе жизни будто грянула гроза, подвергнув сомнениям устои, существовавшие веками.

Центральное место в пьесе занимают разногласия жертв «темного царства» и его сторонников. Гармония природы контрастирует с унижением и гнетом. Именно в таких условиях не в силах больше жить Катерина – ключевая героиня пьесы. Сама природа предвещает зловещие события – мрачнеет небо, близится гроза.

Первые упоминания о грозе звучат в сцене с Тихоном, которому не терпится хотя бы на короткое время сбежать от постоянной опеки Кабанихи – своей властной маменьки. Для него материнский гнев, ее власть, контроль и его собственные страхи, связанные с этими и есть воплощение «грозы». Страх возмездия характерен для всех героев пьесы, кроме Кулигина. Механиком – самоучкой даже был сооружен громоотвод, с помощью которого он пытался дать грозе отпор. Он не видел в ней опасности, он видел в ней лишь явление природы, проявление ее силы.

С началом грозы общество лишилось покоя, все чувствовали, что назревает конфликт и гроза выступала в роли некоего толчка к его разрешению. Даже появлению сумасшедшей, предсказавшей Катерине гибель, сопутствовали удары грома. Набожная Катерина сочла удары грома знаком свыше. Она больше не чувствовала в себе сил мириться с самодурством лицемерных сторонников «темного царства» и не могла жить в грехе запретной любви. Единственный выход, который видела Катерина – это броситься в Волгу.

Гроза также символизировала любовь Катерины к Борису. Эта любовь, как и гроза, никому из них не принесла радости. Катерина не смела изменять мужу, ведь она клялась ему в верности перед Богом. Но она так и не смогла полюбить человека, который никогда не вставал на ее защиту перед свекровью, которая всячески унижала невестку. Катерина нуждалась в любви и смогла обрести ее в лице Бориса. Получив образование в Москве, он отличался от жителей Калинова, но ему не хватало решимости помочь Катерине. Любви с его стороны, скорее всего не было, ведь предчувствуя гибель Катерины, он посоветовал, ей смириться с судьбой и оставил в городе одну. Он променял любовь на дядюшкино наследство, получить которое ему было не суждено.

Все действия пьесы происходят во время грозы, которая символизирует начало освобождения от оков «темного царства».

2 вариант

Над написанием пьесы «Гроза» Островский работал всего несколько месяцев, но, не смотря на это, она заняла вершину в творчестве писателя и вызвала огромный резонанс среди читателей из разных слоёв населения. Такое название пьесы также было выбрано неспроста, оно даёт нам понять, о чём будет написано произведение. Гроза, согласно словарю Владимира Ивановича Даля, это не только природное явление и стихия, это строгость, страх перед наказанием, кара небесная.

С помощью образа природы писатель передаёт чувства и эмоции главных героев, все события и переживания. В самом начале драмы обстановка достаточно спокойная и тихая, но понемногу гроза начинает наступать. Общество делится на людей, стремящихся к богатству и тех, кто уверен, что счастья можно достичь и без денег. Люди делятся на открытых и искренних, на лживых и лицемерных.

Ситуация сильно накаляется, напряжение растёт. Противоречие между людьми, пьянство, сплетни, слухи. Катастрофа неминуема. Обществу нужна встряска, сильный толчок. Гроза – это угроза, нависшая над застоялым обществом. Под влиянием грозы Катерина признаётся своему мужу в измене.

Главный конфликт в пьесе, это противостояние людей со старым укладом жизни, изжившими себя моралями и обычаями против людей, полных жизни, любви и веры. Происходит разногласие между представителями «Тёмного царства» и теми, кто стали их жертвами. В этих условиях не способна больше жить главная героиня пьесы Катерина. Тихону, её мужу, также не терпится избавиться от опеки своей матери, властной и жестокой Кабанихи. Для него её злость и контроль над всем происходящим в доме намного хуже грома и молний.

Гроза есть сильный толчок к решению назревших конфликтов. Сильные удары грома сопровождали предсказание гибель Катерины. Она сочла эти толчки неба знаком божьим. Она больше не могла мириться с обществом «Тёмного царства» и жить с грехом измены на своей душе. Единственный выход из сложившейся ситуации – это самоубийство.

Любовь Екатерины к Борису, также как и гроза, не принесла им никакого удовольствия и умиротворения. Она не смогла полюбить человека, с которым состояла в браке, которому обещала быть верной всю жизнь, клялась перед Богом. Катерина искала любви и защиты перед жестокой Кабанихой и нашла её в лице Бориса, который недавно приехал из Москвы и имел другой склад мировоззрения, но ему не хватило уверенности и решимости. Выбирая между любовью и наследством, он выбрал последнее.

Все действия проходят во время грозы, грома, молний. Это символизирует начало распада всего «Тёмного царства».

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл пьесы Гроза

Смысл пьесы Гроза

Популярные сегодня темы

  • Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Юшка Платонова сочинение

    Андреем Платоновым был создан замечательный рассказ о человеколюбии и доброте. Это рассказ «Юшка». Платонов своё отношение к человечеству в целом через описание главного героя рассказа.

  • Герои рассказа Бирюк Тургенева (характеристика)

    Рассказ «Бирюк» входит в цикл «Записки охотника», где главный герой всего цикла рассказов путешествует по России. Произведение написано в 1847 году. В рассказе

  • Сочинение Моя бабушка (про бабушку)

    Моя бабушка живет рядом с нами. Наша деревня небольшая и все дома находятся недалеко друг от друга. Когда я был маленьким, я очень любил ходить ночевать к бабушке

  • Образ и характеристика Княжны Мери в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Княжна Мери – героиня замечательной, легендарной повести Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель полностью вдается в детали сложного, парой непредсказуемого характера юной

  • Анализ сказки Василиса Прекрасная

    Название сказки «Василиса Прекрасная» сама говорит за себя, что этот образ олицетворяет доброту и красоту. В ней сочетались качества воспитанности и уважения, о чем свидетельствует встреча с Бабой Ягой

На чтение 6 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено

В сочинении на тему «Смысл названия в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)»  команда Литероведа ответит на вопрос, почему известная драма А.Н. Островского носит такое название, в чем заключается его смысл.

А.Н. Островский – один из самых выдающихся драматургов 19 века, которого называли Колумбом Замоскворечья. Он открыл перед читателями и зрителями непростой мир купечества и мещанства, такой знакомый самому драматургу с самого детства. Его произведения рассказывают о доброте и милосердии, об их вечной борьбе со злом и черствостью, о подлости и алчности, щедрости и жадности. Драма «Гроза» — одно из самых известных произведений мастера. Пьеса была написана в эпоху коренных изменений  в жизни общества, поэтому такое название пьесы неслучайно.

Грозу в произведении следует понимать не только как явление природы, о котором говорят все герои пьесы, но и как своеобразный образ-символ, действующее лицо, которое играет свою роль в развитии сюжета и конфликта драмы. Гроза символизирует перемены в «темном царстве», в том укладе жизни, который складывался в течение многих веков.

Произведение начинается с описания бескрайних волжских просторов, которые радуют глаз, очаровывают своей необыкновенной красотой. Кулигин, глядя на Волгу, признается, что за пятьдесят лет жизни никак не может наглядеться, до такой степени душа радуется всей этой живописной картине. Воздух сгущается, видно, что собирается гроза, о которой говорят герои пьесы и которую многие из персонажей боятся. Дикой считает, что гроза – это вовсе не электричество, как утверждает мастер-самоучка Кулигин, а Божья кара, которая посылается людям за их грехи. Савел Прокофьевич понимает, что он грешен: часто кричит на домочадцев и на работников, грубит им, не додает им заработанные копейки, из которых у купца складываются рубли. Однако Дикой не готов признать, что грубость, жестокость, жадность толкают его на эти грехи. Наоборот, он считает, что виноваты в этом люди, которые его окружают.

Катерину тоже пугает гроза. Она, как и купец Дикой, относится к этому явлению природы как к наказанию свыше. В ее религиозном сознании гроза связана с гневом Божьим, а Катерина боится греха. Во время прогулки по набережной, когда начинается гроза, героиня признается Варваре в своих страхах. Она не боится умереть, однако не желает  предстать перед Богом со всеми своими грехами и лукавыми мыслями. Этот страх в ее душе увеличивался с тех пор, как она стала думать о племяннике Дикого Борисе. Для ее чистой души даже одна мысль о любви к другому мужчине, не мужу, была греховна.

И только Варвара и Кулигин не боятся грозы. Для Кулигина гроза – это величественное и прекрасное зрелище, и ее разрушительную силу можно унять при помощи громоотвода, пользу которого механик-самоучка много раз пытается доказать купцу Дикому. Кулигин искренне не понимает, как люди могут видеть в грозе что-то пугающее, страшное, когда каждая травинка, каждый цветочек радуются такой погоде. Варвара же лишена моральных принципов: выросшая в среде «темного царства», девушка научилась лгать, когда это нужно, скрывать свои истинные чувства, искать и использовать выгодные прежде всего для себя обстоятельства. Гроза не представляется для нее страшным, отталкивающим явлением, так как она не чувствует себя грешницей.

Однако гроза – это не только явление природы, которое одних пугает, а других искренне восхищает, но и, как считал и сам автор, и многие критики, это образ-символ.

В основе конфликта произведения лежит столкновение Катерины — главной героини пьесы – с «темным царством». На фоне прекрасной волжской природы, завораживающей своей красотой глаз, рисуются картины невыносимой жизни простых людей. Власть в городе Калинове принадлежит таким, как Дикой и Кабаниха, которые держат в страхе не только своих родных, близких, но и всех горожан. Они тиранят свои семьи, угнетают домочадцев. Кабаниха делает это под видом заботы, благочестия, за закрытыми ставнями и высокими заборами. Дикой же не прячется ни за какими стенами, может позволить себе оскорбить любого человека в открытую. Представители «темного царства» живут по давно заведенным, вековым  «домостроевским» порядкам, не желая открыться чему-то новому, прогрессивному. Черствые, эгоистичные, бездушные, они чувствуют свою власть и силу и упиваются этим. Ни Дикой, ни Кабаниха не привыкли считаться с мнением и чувствами людей, которые живут рядом с ними. Их волнуют только свои собственные проблемы и переживания, поэтому неудивительно, что даже их близкие люди стремятся убежать из дома, чтобы хоть на короткое время почувствовать сладкий вкус свободы и настоящей жизни.  

Катерина – молодая замужняя женщина. Она росла в тихой, спокойной обстановке, в любви и ласке. Родители не чаяли в ней души, наряжали, словно любимую куклу, работать не заставляли. Героиня ухаживала за цветами, ходила в церковь, вышивала и слушала рассказы странниц и богомолок. Ей даже снились яркие, сказочные сны. Никто не ущемлял ее свободу, ее волю. Ее жизнь была полна гармонии и красоты. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попала в другую атмосферу и потеряла эту гармонию. Она, словно прекрасный цветок в пустыне, чахла в душной, тесной обстановке.

Не умея лгать, изворачиваться, приспосабливаться, как Варвара, к тем условиям, в которых она живет, Катерина решила свести счеты с жизнью, бросившись с обрыва в Волгу. Это был своеобразный протест против «темного царства», которое толкает человека на подлость, ложь, лицемерие, губит в нем все самые светлые чувства. Ее поступок был похож на грозу среди ясного неба и, словно камень, брошенный в воду, всколыхнул застоявшееся «темное царство». Возвращая безжизненное тело Катерины, Кулигин говорит, что теперь над героиней никто, кроме Творца, не властен, она обрела долгожданную свободу. Тихон же, оплакивая жену, впервые осмеливается бросить в лицо матери обвинения в том, что это именно она довела Катерину до самоубийства. Это были первые вестники того, что устои «темного царства» пошатнулись и скоро они рухнут, уступая место новым порядкам и традициям.

Закрывая последнюю страницу, читатель остается убежденным в том, что название произведения многозначно. Используя грозу в качестве названия пьесы, А.Н. Островский  действительно имел в виду не только прекрасное явление природы, которое обрамляет пьесу. Автор ассоциирует грозу с теми изменениями и преобразованиями в обществе, которые уже неизбежны.

На чтение 7 мин. Опубликовано

Тема природы и смысл названия пьесы «Гроза» Островский связал между собой специально, автор сравнивает характеры и судьбы героев с этим величественным и прекрасным явлением. В драме описывается быт и устои одной купеческой семьи, коих много по всему государству Российскому. Поднимаются вопросы личностной свободы, прав женщин, может ли человек быть счастливым в данных обстоятельствах.

Творчество А. Н. Островского

Островский — популярный русский писатель и драматург XIX века, его деятельность оказала немалое влияние на развитие Российского национального театра, он основал театральную школу и изменил подход к сценическим постановкам.

А. Н. Островский впервые предложил зрителю иное направление в драматургии — реализм, открыл целую плеяду ярких актёров. Тема пьес Александра Николаевича — рядовые люди в обычных ситуациях, их психология и трагедии, корнями уходящие в быт. Драматург ставит целью объяснить житие простого человека, его проблемы, смятения, ожидания.

Упразднение крепостного права

В пьесе «Гроза», созданной в 1859 г., выставлены напоказ обывательщина, патриархальные устои и жизнь купечества. В тот период Россия жила предчувствием реформ и глобальных перемен, среди которых одним из самых ожидаемых событий было упразднение крепостного права.

Автор подвергает анализу такие проблемы, как роль женщины в обществе, её место в семье, современный «Домострой», пробуждение в человеке чувства собственного достоинства, добродетели, взаимоотношения старшего поколения, угнетающего, и безмолвного — «молодёжи».

Первостепенная мысль «Грозы» состоит в том, что человек с благородными порывами и стремлением к воле не может благополучно проживать в обществе, где доминируют «бессердечные нравы», господствует «Домострой» и всё сформировано на боязни, лжи и повиновении. Понять, в чём смысл заглавия пьесы «Гроза», поможет анализ описываемых событий.

Главная тема произведения заключается в конфликте между «тёмным царством» и его жертвами:

  • Угнетатели, «тёмное царство»: Дикой, Кабаниха.
  • Их жертвы: Катерина, Варвара, Тихон, Кулигин.

Вымышленный Калинов

Драму Островский написал после своего путешествия по Волге. Изучив лично нравы, царящие в захолустных уездных городках, писатель создал некий объединяющий образ — Калинов с его мещанским, ритмичным стилем жизни. По замыслу автора его можно назвать оттиском всех провинциальных городков, а патриархальные нравы жителей — это скорее правило, чем исключение.

Вымышленный Калинов

Сколько таких Катерин и Кабаних по всей матушке России. Обыватели не интересуются ничем происходящим вне привычной среды обитания, общественные проблемы не решаются, а по сути обостряются. Калинов — образчик консервативности и застоя. Но жизнь не может стоять на месте, она требует движения вперёд. Грянет гроза, сильный дождевой поток смоет всю сальность, сломает всё устаревшее, повеет ветерок перемен. Но до того городишко Калинов пребывает в предгрозовом состоянии, в ожидании бури.

Жизненные позиции обитателей:

  • Кто имеет деньги, тот имеет и власть.
  • Кто имеет власть, тот использует её безраздельно.
  • Человека можно унижать, оскорблять, понуждать к повиновению.
  • Возбранить любое проявление живого человеческого чувства.
  • Приневолить лгать, приноравливаться.

Что говорятся в пьесе о грозе

Первым природное явление упоминает Кабанов. Тихон уезжает от Кабанихи и возглашает: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Сын боится мать, отъезд из дома он воспринимает как недолгое освобождение, глоток свежего воздуха, а под «грозой» понимает угнетение матушкой. Поэтому тешится возможности вырваться из затхлой атмосферы отчего дома и нагуляться «на год вперёд».

Купец Дикой

Смысл названия драмы «Гроза» в символичности — это не только элемент композиции, но и символ покаяния для другого персонажа — Дикого: «Гроза нам в наказанье посылается». Эта опаска возмездия за содеянные грешки присуща и прочим персонажам пьесы.

Не волнуется и даже силится противостоять стихии только Кулигин, механик-самоучка, он надумал и смастерил громоотвод. Для него Гроза — не меч возмездия, а величественное прекрасное явление природы, несущее очистительную силу.

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас всё гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь». Не пугаться этой грозы, а принимать её как зарождение новой жизни — таким восприятием Кулигин противопоставляет себя другим персонажам и может считается представителем новой прогрессивной точки зрения.

Заглавие драмы

Почему пьеса называется «Гроза» — выбор названия явно произошёл неслучайно. Оно несёт огромный смысловой оттенок и его можно рассмотреть с различных позиций. В композиции пьесы природа занимает значительное место. К примеру, подчёркивает важнейшую мысль, суть творящегося, она дополняет действие.

Так, ночной восхитительный вид природы отвечает за встречу Катерины и Бориса. Грёзы героини о независимости подчёркивают раздолья Волги, зрелище безжалостной стихии распахивается при отображении самоубийства Катерины.

Описания природы, кажется, способствуют также развитию сюжета, будто бы ощутимо подталкивают определённые события и тем самым стимулируют формирование и разрешение конфликтов. В сцене грозы, например, стихия как бы побуждает Катерину к внезапному публичному раскаянию, угрызениям совести. Буря приключается не только лишь в природе, но также и в душе Катерины. Она согрешила и сожалеет о проступке. В ней противоборствуют две эмоции: трепет перед ужасной Кабанихой и боязнь, что смерть придёт внезапно и застигнет, «как ты есть, со всеми твоими прегрешениями».

Если говорить кратко, то набожность, опасение кары за грех одержали верх, и Катерина публично сознаётся в совершенном. Ни один из обитателей Калинова не может уразуметь её: у данных людей нет, как у героини, столь богатого внутреннего мира и возвышенных этических ценностей; они не ведают мук совести, поскольку их моральный кодекс — только бы всё «шито да крыто было».

Решение катерины покончить жизнь самоубийством

При всём том это признание не доставляет Катерине душевного облегчения. Героиня способна выжить, лишь веря в любовь Бориса. Но, осмыслив, что возлюбленный не лучше мужа и она всё так же одинока в данном мире несправедливости, где ей всё «постыло», она не видит другого выбора для себя, как кинуться в Волгу.

Катерина нарушила божий закон ради свободы и независимости. Гроза и в её мятущейся душе оканчивается полным обновлением.

Молодая светлая женщина целиком и навсегда избавилась от цепей калиновского мира и предрассудков. Происходящая в её душе буря переводится в бурю, возникающую в самом обществе, и всё сие действие вершится на фоне стихии. Следовательно, в смысл названия «Гроза» Островский также вкладывает стержневую мысль произведения: тяготение к свободе, пробуждающееся в людях, внезапно чувство самоуважения и самостоятельности начинает основательно грозить существованию прежних порядков.

Обществу Дикого и Кабанихи подходит долгожданный конец, потому как в «тёмном царстве самодуров» возник «луч света» — Катерина — светлая душа, которая не может терпеть тягостный дух, властвующей как в семье, так в городе. Её протест проявился в страсти к Борису, в самочинном бегстве от жизни. Катерина отдала предпочтение смертельному концу, нежели бытию в мире, где героине всё окружающее «постыло».

Героиня, по сути — грозы этой первоначальная молния, которая грянет во весь дух в обществе. Тучи над «стародавним мирком» густели уже давным-давно. В социуме начинают разрушаться «домостроевские» принципы, ведь такие, как Кабаниха и Дикий злоупотребляют его идеями, обеляя собственный деспотизм.

Даровать младым поколениям подлинной веры в несокрушимость своих установленных правил жития они не сумели. Молодёжь согласна следовать таким устоям только до тех времён, пока может достичь компромисса. Если же баланс нарушен и гнёт становится более неприемлемым, когда одурачивание спасает лишь временно, частично, именно тогда в человеке вдруг начинает пробуждаться ярый протест, он выковывается и определённо способен вынырнуть наружу.

Зажгло в Тихоне человеческую искорку

Зажгло в Тихоне человеческую искорку именно самоубийство жены. К нему пришло озарение, оказывается, из любых обстоятельств есть выход. И самый слабодушный из персонажей драмы, очерченных Островским, круглую жизнь без пререканий слушавший матушку, вменяет ей в вину смерть своей жены.

Если даже Кабанов способен сообщить о вспыхнувшем внезапном протесте, то «тёмному и патриархальному царству» поистине осталось совсем недолго существовать. Гроза также показывается и символом грядущего обновления. В природе следом за стихией воздух всегда свежий и чистый. В «темном царстве» вследствие грозы тоже настанет освежение: на замену гнетущим и подчиняющим старым порядкам явится, по всей вероятности, новое общество воли и свободы.

Краткая предыстория

Начиная работу над сочинением по теме, следует раскрыть краткую историю написания, указать, что пьесу впервые напечатали в 1859 году, когда страна застыла в ожидании долгожданной отмены крепостничества. Именно поэтому произведение было воспринято многими как призыв к обновлению, началу нового пути и жизни. Островский противопоставляет «темное царство», жителями которого являются «самодуры Дикой и Кабаниха», новым людям, смелым и решительным. В выборе героев и особенностях компоновки сюжета драматург становится новатором жанра.

Главным конфликтом пьесы становится противостояние самодуров, привыкших управлять жизнью и их жертвами. Причем как и в классических произведениях прошлого, отрицательные герои показаны сугубо отрицательными. Сочувствия у читателя не вызывают ни Дикой, ни Кабаниха, несмотря на то, что перед нами изображено крушение привычного для них мира.

Позднее драматургия откажется от деления героев на «хороших» и «плохих». Многие театральные злодеи будут раскрыты всесторонне и глубоко, что заставит читателя или зрителя поверить: они не сами выбрали свой путь. Но пока Островский придерживается традиционной позиции, «плохие» герои у него действительно плохи. Назвать их сложными или противоречивыми было бы неверно.

Совсем иное дело — жертвы. Их нельзя однозначно считать положительными персонажами. Та же Катерина, история которой не может не вызывать сочувствия, не относится к праведным героиням. Она, будучи замужем, полюбила другого человека. Роковая страсть стала причиной ее самоубийства — тяжкого греха, согласно христианским традициям.

Борис тоже не может быть назван положительным героем. Он слишком мягок и податлив. Страх перед темным царством настолько силен, что этот мужчина оказывается не в силах протянуть руку помощи любимой женщине. Именно он становится невольной причиной ее позора и гибели. Достойный и сильный герой либо отказался бы от Катерины, дав ей возможность оставаться честной женой, либо же забрал ее из ненавистного дома. Трагедия Бориса заключается в том, что он зависим от Дикого и ничего не может сделать ради своего освобождения.

В изображении положительных героев Островский действительно выступил как новатор, поскольку эти персонажи гораздо более сложны, чем изображенные в классицистических пьесах.

История создания

А.Н. Островский был отправлен с особой миссией по центральной России. Здесь писатель смог увидеть провинциальную жизнь во всей красе. Как и любой другой литератор, в первую очередь Островский обращал внимание на жизнь и быт русского купечества, мещан, знатных людей провинции. Он искал характеры и сюжеты. По итогам путешествия была написана пьеса «Гроза». И немного времени спустя в одном из городов на Волге произошел подобный случай. Островский смог предугать события, произошедшие в будущем. Характеристика пьесы «Гроза» как целостного произведения показывает, что автор — не просто проницательный человек, но и талантливый писатель-драматург.

Многогранность заглавия

Смысл названия и образная символика драмы «Гроза» неоднократно становились предметом изучения литературоведов. Это природное явление помогает драматургу раскрыть суть тематики и проблематики, а не просто представляет собой разгул стихии. Конечно, гроза в самом прямом смысле в тексте присутствует. Особенно много о ней говорят в четвертом действии, однако ключевым моментом все же является метафорический, символический смысл. В композиции произведения явление природы весьма значимо:

  1. После того как Катерина делится с Варварой своими тайнами, начинается гроза.
  2. В первых актах четвертого действия атмосферное явление предвещает предстоящую трагедию.
  3. Наконец, кульминация: признание Катерины в своем грехе происходит в тот момент, когда гроза разражается. Таким образом, она участвует в действии, а не просто становится для него фоном.

Но заглавие имеет и иное значение, причем для каждого из персонажей оно обладает собственными оттенками.

Символика для персонажей

Многозначность названия пьесы «Гроза» подчеркивается еще и тем, что у каждого из основных действующих лиц она своя. Тихон, например, считает, что синонимом к этому слову является «брань». Уезжая от матери, он искренне радуется, что в течение двух недель сможет наслаждаться покоем, поэтому о собственной супруге даже не думает.

Душевное равновесие — вот что волнует этого слабохарактерного человека. Чужие проблемы и переживания для него малозначимы. «Темное» царство уже успело отравить его душу. Хотя, конечно, сравнивать робкого Тихона и Дикого невозможно: сын Кабанихи забит, унижен.

Второй герой, чье понимание образа грозы представляет интерес при проведении анализа драмы — Кулигин, изобретатель (не зря его фамилия напоминает фамилию Кулибина — известного русского механика). Это человек, который искренне уверен: любое зло, каждый порок можно искоренить мирным путем. Именно он предлагает сделать громоотвод — символичный образ, аллегория. Согласно авторской мысли, самый продуктивный способ борьбы с негативом — изображение его на страницах произведений, вынесение на суд публики в комичном, а подчас и в трагичном ключе.

При работе над сочинением рассуждение можно продолжить и кратко описать, что же такой «гроза» в понимании других героев драмы:

  1. Самодур Дикой уверен, что это явление — наказание за грехи. В этом нашла отражение патриархальная концепция, в основе которой лежит страх. Этот человек наслаждается тем, что Борис полностью от него зависит, поэтому видит свою родственную связь с грозой.
  2. Для Кулигина это начало новой жизни, радость, обновление. Для него в природном явлении важна прежде всего живительная сила.

А для Кабанихи грозой является Катерина — героиня, неготовая к послушанию, обладающая собственными мыслями, искренними чувствами, способная к сопротивлению, но глубоко нравственная и не умеющая лгать.

Ее измена — это грех, она страдает от этого, но противиться своим чувствам уже не может. Написать, что Катерина — порочная женщина, было бы неневерно. Это глубоко верующая натура, страдающая, но жаждущая любви и понимания.

Жанр

Существует три драматургических жанра: комедия, трагедия и драма. Из них самый древний — это трагедия, затем следует комедия, а вот драма как жанр появляется лишь в 19 веке. Основателем ее в России стал А.Н. Островский. Пьеса «Гроза» полностью соответствует его канонам. В центре изображения — обычные люди, не исторические деятели, не народные герои. Это люди со своими недостатками и достоинствами, в душах которых развиваются чувства, привязанности, симпатии и антипатии. Ситуация также обыденная. Однако в ней присутствует острый жизненный конфликт, чаще всего неразрешимый. Катерина (главная героиня драмы) попадает в такую жизненную ситуацию, из которой нет выхода. Смысл названия пьесы «Гроза» многопланов (речь об этом пойдет ниже), один из вариантов толкования — неизбежность чего-либо, предопределенность и трагичность ситуации.

Вымышленный Калинов

Драму Островский написал после своего путешествия по Волге. Изучив лично нравы, царящие в захолустных уездных городках, писатель создал некий объединяющий образ — Калинов с его мещанским, ритмичным стилем жизни. По замыслу автора его можно назвать оттиском всех провинциальных городков, а патриархальные нравы жителей — это скорее правило, чем исключение.

Сколько таких Катерин и Кабаних по всей матушке России. Обыватели не интересуются ничем происходящим вне привычной среды обитания, общественные проблемы не решаются, а по сути обостряются. Калинов — образчик консервативности и застоя. Но жизнь не может стоять на месте, она требует движения вперёд. Грянет гроза, сильный дождевой поток смоет всю сальность, сломает всё устаревшее, повеет ветерок перемен. Но до того городишко Калинов пребывает в предгрозовом состоянии, в ожидании бури.

Жизненные позиции обитателей:

  • Кто имеет деньги, тот имеет и власть.
  • Кто имеет власть, тот использует её безраздельно.
  • Человека можно унижать, оскорблять, понуждать к повиновению.
  • Возбранить любое проявление живого человеческого чувства.
  • Приневолить лгать, приноравливаться.

Что говорятся в пьесе о грозе

Первым природное явление упоминает Кабанов. Тихон уезжает от Кабанихи и возглашает: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Сын боится мать, отъезд из дома он воспринимает как недолгое освобождение, глоток свежего воздуха, а под «грозой» понимает угнетение матушкой. Поэтому тешится возможности вырваться из затхлой атмосферы отчего дома и нагуляться «на год вперёд».

Смысл названия драмы «Гроза» в символичности — это не только элемент композиции, но и символ покаяния для другого персонажа — Дикого: «Гроза нам в наказанье посылается». Эта опаска возмездия за содеянные грешки присуща и прочим персонажам пьесы.

Не волнуется и даже силится противостоять стихии только Кулигин, механик-самоучка, он надумал и смастерил громоотвод. Для него Гроза — не меч возмездия, а величественное прекрасное явление природы, несущее очистительную силу.

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас всё гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь». Не пугаться этой грозы, а принимать её как зарождение новой жизни — таким восприятием Кулигин противопоставляет себя другим персонажам и может считается представителем новой прогрессивной точки зрения.

Вывод

Название произведения теснейшим образом связано с его содержанием, с образами многих персонажей. Можно даже сказать, что гроза является самостоятельным действующим лицом пьесы. Она присутствует в описаниях природы, являясь предзнаменованием конфликта между людьми и его разрешения.

Катерина не может жить по-прежнему, она жаждет воли, жаждет любви, нормальных человеческих отношений. В ее жизни наступает буря, разражается гроза. Сначала она бросается в любовь, как в пучину, а затем, не найдя в себе сил бороться, — и в Волгу.

В конце пьесы, на фоне громовых ударов, появляется сумасшедшая барышня, которая предрекает близкую гибель Катерине. Здесь образ грозы выступает как толчок к развязке конфликта. Несмотря на трагический конец, Островский показал, что главная героиня не смирилась с ненавистной действительностью и пошла ей наперекор.

Главные герои

Основные персонажи пьесы: Кабаниха, ее сын Тихон, Катерина (сноха Кабановой), Борис (ее возлюбленный), Варвара (сестра Тихона), Дикой, Кулигин. Есть и другие персонажи, у каждого из которых своя смысловая нагрузка.

Кабаниха и Дикой олицетворяют собой все негативное, что есть в городе Калинове. Это наглость, злоба, самодурство, желание руководить всеми, жадность. Тихон Кабанов — пример безропотного поклонения матери, он бесхарактерен и глуп. Варвара же не такая. Она понимает, что мать во многом неправа. Она тоже хочет освободиться из-под ее давления и делает это по-своему: просто обманывает ее. Но такой путь невозможен для Катерины. Она не может врать мужу, измена для нее — это большой грех. Катерина на фоне других выглядит более мыслящей, чувствующей и живой. В стороне стоит лишь один герой — Кулигин. Он выполняет роль героя-резонера, то есть персонажа, в уста которого автор вкладывает свое отношение к ситуации.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )


11 вариантов

  1. Многое в жизни Катерины связано с грозой. Она боиться этого природного явления, падает в обморок, её интуиция подсказывает ей, что должно произойти что-то, что решит её судьбу. И она признается в своём поступке с Борисом, и понимает: больше жить в доме Кабановых она не может. Ведь Кабаниха стала грозой не только для неё, но и для сына. Он бежит из дома, чтобы провести на свободе несколько дней.
    Что касается Катерины, то и саму её можно назвать грозой для устаревших устоев калиновцев. В финале она как будто бросает вызов рабству и угнетению, которое царит в городе. На протяжении всего действия чувствуется напряжение, гроза нависла над самодурами Калинова.
    Многое указывает на то, что власти Кабанихи и Дикому угрожает опасность. Кудряш отказывается подчиняться им, а в конце исчезает вместе с Варварой, которая также только создаёт видимость подчинению Кабанихе, но на деле же занимается тем, что считает нужным.
    И, конечно, слова Кулигина в конце пьесы утверждают в мысли о том, что недолговечна власть Диких и Кабановых, гроза надвигается на них. Кулигин напоминает им, что телом Катерина может принадлежать им, но душой она свободна.
    Смысл названия этой пьесы очень многозначителен. Много раз она встречается как природное явление, находит отражение в образах и характерах персонажей и сама словно является действующим лицом. Вся атмосфера произведения отражена в названии замечательной и до сих пор популярной и любимой пьесы А.Н.Островского “Гроза”.

    Смысл заглавия, названия пьесы Островского Гроза

    А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой. Автор в каждом своей книге показывает добрых, наивных героев, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, которая приводит их к полнейшему разочарованию в жизни, убивает всё хорошее, что в них есть.
    “Гроза” – вершина творческих исканий драматурга. Ведь эта пьеса положила начало такой монументальной теме, которую в последствии не раз как основную в своих произведениях использовали различные писатели современники и последующих веков. Что же так впечатляет читателей на протяжении трех веков?

  2. Под словом «гроза» Кабанов подразумевает всю ту нездоровую атмосферу, которая царит в их семье. В основном это касается нравоучений Марфы Игнатьевны, ведь целых две недели мать не будет лезть в жизнь сына.
    Кулигин, например, не боится грозы. Наоборот, он призывает жителей опомниться от беспричинного беспокойства: «убивает не гроза!… убивает благодать!». Пожалуй, Кулигин единственный персонаж, у которого нет внутреннего ощущения грозы. Нет предчувствия надвигающегося несчастья. Дикой считает, будто «гроза посылается в наказание». Купец думает, что люди должны бояться грозы, хоть и самого Дикого она пугает. Катерина считает грозу божьей карой. Девушка тоже боится её, но не так, как Дикой. Между понятием «кара» и «наказание» есть существенная разница: кара воздаётся только за грехи, а вот наказать можно и просто так. Катерина считает себя грешницей, потому что предала мужа. В её душе, так же, как и в природе, начинается гроза. Сомнения накапливаются постепенно, Катерина разрывается между желанием жить своей жизнью и самостоятельно распоряжаться своей судьбой и остаться в привычной обстановке, постаравшись забыть о чувствах к Борису. Между этими противоречиями не может быть компромисса.
    Ещё одним из смыслов названия драмы «Гроза» можно назвать сюжетообразующий фактор. Гроза становится толчком к развязке конфликта. Как внутреннего противоречия главной героини, так и конфликта между представителями «тёмного царства» и образованными людьми XIX века. Катерина испугалась слов полоумной Барыни о красоте, которая непременно ведёт в омут, но только после раздавшегося удара грома Катерина признаётся в измене.
    Отношения между Борисом и Катей также можно сравнить с грозой. В них много решительного, страстного, стихийного. Но, как и гроза, эти отношения не продлились бы долго.
    Итак, какой же заложен смысл в название пьесы «Гроза» Островского? Гроза предстаёт как природное явление, обрамляя произведение аудиальной рамкой; как отдельный образ; как символ рока и наказания; как некое обобщённое отображение той общественной катастрофы, которая нависла над Россией XIX века.

  3. Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе “Гроза” писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность “Домостроя”, пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения “старого”, угнетающего, и “молодого”, безгласного.
    Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.
    Название “Гроза” можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза — это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.
    Итак, название “Гроза” подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.
    Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в “темном царстве” появился “луч света” — Катерина — женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, в городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все “постыло”. Она — первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над “старым” миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.
    Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то “темному царству” действительно осталось существовать недолго.
    Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.
    Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что “смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…” В конце концов, религиозность, боязнь возмездия за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль — лишь бы все “шито да крыто было”. Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все “постыло”, она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.
    Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.
    Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

  4. Пьесы великого русского драматурга Александра Николаевича Островского актуальны и в современные дни, так как они поднимают злободневные проблемы, которые во все времена волновали людей. Драма «Гроза» также относится к таким произведениям.
    Главной героиней пьесы является обыкновенная русская девушка Катерина. Казалось бы, простая, незаурядная, ничем не примечательная. Но внутри нее кипит такой огонь страстей и эмоций, что у нее просто не хватает сил противостоять всему окружающему её обществу.
    Почему же Островский не называет свою пьесу по имени главной героини: «Катерина»? Принято считать, что название произведения раскрывает его смысл. Так оно и есть на самом деле. Именно гроза, как символ протеста, происходит в душе Катерины. Такое же явление мы наблюдаем в обществе, которое окружает главную героиню. Девушка противостоит всем окружающим, бросает им вызов, не примиряясь с законами и порядками. В природе тоже происходит гроза. Только природа встает на сторону Катерины.
    Не раз в произведении употребляется слово «гроза». Впервые мы слышим это слово из уст Тихона, который сравнивает гнев матери с этой природной стихией. Далее о грозе как о наказании Божьем упоминает Дикой в разговоре с Кулигиным. Можно сказать о том, что все герои пьесы боятся этого явления. Они проводят параллель со страхом, смертью.
    Духота, которая бывает обычно перед ненастьем, стоит в городе и в атмосфере всего общества. Жителям Калинова трудно дышать перед дождем. Катерина задыхается от несправедливости, лжи, лицемерия, царящего вокруг нее.
    В заключении можно сказать, что название пьесы «Гроза» прямо передает весь идейный смысл драмы. Все смыслы и понятия этого слова показаны в полной мере. В общественной жизни того времени необходимы были перемены. Гроза как раз и является олицетворением нового уклада.

  5. «Гроза» — одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы.
    В слове «гроза» заключен огромный смысл. Гроза— это не только природное явление, но это и символ перемен в «темном царстве», в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.
    В центре пьесы — конфликт представителей «темного царства» с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
    Впервые слово «гроза» звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: «…Недели две никакой грозы надо мной не будет». Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из затхлой атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным, так сказать, «на весь год отгуляться». Под «грозой» он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. «Гроза нам в наказание посылается», — говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.
    Единственный, кто не стал бояться грозы, — так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь».
    Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? В обществе тоже не все спокойно — назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.
    Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак «свыше». Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе — грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров «темного царства». Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
    Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина — замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. А любил ли Борис Катерину на самом деле? Скорее всего, нет. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является плоть от плоти калиновского мира, он взят этим городом в плен.
    Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе в середине и второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы «Гроза». Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после «грозы» вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

  6. Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Н. Островский – крупнейший драматург второй половины 19 века. “Гроза” – одно из его ярчайших произведений. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе.Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. И не случайно он избрал именно такое название для своей пьесы.
    В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза– это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.
    В центре пьесы – конфликт представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
    Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным,“на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, – говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.
    Единственный, кто не стал бояться грозы, – так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
    Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? Там тоже не все спокойно — назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.
    Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе – грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
    Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина – замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является частью калиновского мира.
    Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

  7. “Гроза” – одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы.
    В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза— это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.
    В центре пьесы – конфликт представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
    Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из затхлой атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным, так сказать, “на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, – говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.
    Единственный, кто не стал бояться грозы, – так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
    Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? В обществе тоже не все спокойно — назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.
    Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе – грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
    Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина – замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. А любил ли Борис Катерину на самом деле? Скорее всего, нет. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является плоть от плоти калиновского мира, он взят этим городом в плен.
    Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе в середине и второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

  8. Смысл названия пьесы А. Н. Островского “Гроза» Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сосло­вия. В пьесе “Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциально­го общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность “Домостроя», пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, вза­имоотношения “старого», угнетающего, и “молодого», безгласного. Главная мысль “Грозы» заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы», где ца­рит “Домострой», где все основано на страхе, обмане и подчинении. Название “Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций.
    Гро­за – это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немало­важную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Ка­терины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию дей­ствия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию. Итак, название “Гроза» подчеркивает основную мысль пьесы: просыпа­ющееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.
    Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в “темном царстве» появился “луч света» — Катерина – женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, в городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все “постыло». Она— первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над “старым» миром сгущались уже давно.
    Домострой потерял свое изна­чальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем об­мана.
    Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу. Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то “темному царству» действительно осталось существовать недолго. Гроза также является и символом обновления.
    В природе после гро­зы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиня­ющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости. Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что “смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами… » В конце концов, религиозность, боязнь возмездия за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеян­ном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нрав­ственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мо­раль – лишь бы все “шито да крыто было». Однако признание не прино­сит Катерине облегчения.
    Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все “постыло», она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью ос­вободилась от оков калиновского мира и религии. Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, перехо­дит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.
    Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека воз­можности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

  9. Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» – говорит Катя Варваре. Птицы символизируют свободу и лёгкость, которой лишена девушка.
    Символ суда проследить нетрудно: он появляется несколько раз на протяжении произведения. Кулигин в разговорах с Борисом упоминает суд в контексте «жестоких нравов города». Суд представляется бюрократическим аппаратом, который не призван искать правду и наказывать за нарушения. Он способен лишь отнимать время и деньги. Феклуша рассказывает о судействе в других странах. С её точки зрения только христианский суд и суд по законам домостроя могут рассудить праведно, остальные же погрязли в грехе.
    Катерина же говорит о всевышнем и о людском суде, когда рассказывает Борису о своих чувствах. Для неё на первое место становится христианские законы, а не общественное мнение: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
    На стенах полуразрушенной галереи, мимо которой прогуливаются жители Калинова, изображены сюжеты из Святого Письма. В частности, картины геенны огненной. Катерина сама вспоминает об этом мифическом месте. Ад становится синонимом затхлости и застоя, которых страшится Катя. Она выбирает смерть, зная, что это один из самых страшных христианских грехов. Но при этом через смерть девушка обретает свободу.

  10. Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе “Гроза” писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность “Домостроя”, пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения “старого”, угнетающего, и “молодого”, безгласного.
    Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.
    Название “Гроза” можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза – это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.
    Итак, название “Гроза” подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.
    Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в “темном царстве” появился “луч света” — Катерина – женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, з городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все “постыло”. Она— первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над “старым” миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.
    Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то “темному царству” действительно осталось существовать недолго.
    Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.
    Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что “смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…” В конце концов, религиозность, боязнь возмез- • дня за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль – лишь бы все “шито д% крыто было”. Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все “постыло”, она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.
    Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.
    Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

  11. Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Н. Островский – крупнейший драматург второй половины 19 века. “Гроза” – одно из его ярчайших произведений. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе.Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. И не случайно он избрал именно такое название для своей пьесы.
    В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза— это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.
    В центре пьесы – конфликт представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
    Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным,“на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, – говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.
    Единственный, кто не стал бояться грозы, – так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
    Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? Там тоже не все спокойно — назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.
    Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе – грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
    Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина – замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является частью калиновского мира.
    Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

  • Смысл названия пьесы гроза и бесприданница сочинение
  • Смысл названия рассказа капитанская дочка
  • Смысл названия рассказа крыжовник
  • Смысл названия рассказа зеленая лампа
  • Смысл названия пьесы гроза сочинение 300 слов