Сочинение
Название произведения «Очарованный странник» на первый взгляд кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально, чувствуется в нем какая-то тайна, тоска и одиночество, слышится в его звуках тихая, плачущая, отдаленная музыка, похожая на песню цыганки Груши.
Странник — это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя. А что же такое «очарованный странник»? Может, это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и что его ожидает, каково его предназначение в этой полной противоречий жизни?
Услышав название произведения, мы видим русского богатыря из сказок, который стоит в раздумье на этом самом перепутье, уронив голову на грудь и решая самую сложную проблему — проблему выбора. Но не всегда мы видим богатыря из сказок и былин, иногда Очарованный странник — это странствующий монах с картины, наставляющий на путь истинный будущего Сергия Радонежского.
Очарованному страннику не суждено быть знаменитым и известным, в силу своей очарованности он далек от этого и чужд для всего мирского и суетного, но благодаря таким странникам может прославиться Русская земля, народ, человек. Очарованному страннику никогда не найти своего призвания, потому что его призвание — указать на предназначение других людей, а самому продолжать скитаться из одной стороны в другую.
Очарованный странник в произведении — это простой русский человек, не из благородных. Но Иван Флягин обладает силой и способностью видеть красоту и воспринимать ее не так, как остальные люди: он видит ее, кажется, не глазами, а сердцем, пропускает через себя. Его душа была так широка, что могла обнять, прочувствовать весь мир, окружающий его, и он смог поведать о событиях своей многотрудной жизни. Он и в страданиях умел найти красоту, а в тоске — неповторимость. Пример тому — степь. Он страдал, скучал по Родине. Какие могли быть у него чувства, кроме боли, горя, тоски? Но в его памяти сохранилось не только это, но и воспоминание о чужой природе. Она была ему чужда, но и в ней он смог найти неповторимость и красоту.
Любовь в страннике рождается от первого впечатления, с первого взгляда. Он был бесхитростен, его порывы были нелицемерны, чисты, ярки. Его любовь была искренней и самоотверженной. Он имел дар любить, понимать, сострадать. Он готов взять на себя грех ради спасения человеческой души. Иван находил красоту в животном, понимал и любил лошадь. Ради красоты он совершал такие поступки, какие может совершать человек с гордой, широкой душой, любящий азарт, волнение, страсть, безрассудство. Он согласился на бой с татарином ради лошади. Позже — он без раздумья отдаст все деньги за цыганку. Но отдаст не только деньги, но и душу за нее. Он это сделал ради любви к ней, из сострадания. Этот простой человек любил красоту так, как не каждый сможет любить.
Очарованным странником движет судьба, провидение, в которое он неколебимо верит. Этот» странник околдован какой-то неведомой силой, он попал в магический круг, из которого нет выхода. Ему всегда чего-то не хватает, он молится «так, что даже снег инда под коленями протает и, где слезы падали — утром травку увидишь». Исчезнет ли он когда-нибудь? Скорее всего — нет, ведь он сам «всей своей обширной протекшей жизненности даже обнять не может». Не суждено ему исчезнуть, сгинуть, всю жизнь свою он погибает и никак не может погибнуть. Русской земле нужны такие люди, поэтому его неузнанный дух будет витать повсюду и после его смерти.
Один ли Очарованный странник был на Руси? Сколько их, этих странников? Это и три богатыря из русских былин, и странствующий монах, и сам Сергий Радонежский, и М. Лермонтов, и А. Пушкин, и многие-многие другие замечательные русские люди. Все они так или иначе странствующие, очарованные души, воплотившие себя в литературе, служении Богу, защите родины, но так и не нашедшие покоя. Очарованный странник — воплощение русского характера. Причины его вечной неуспокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».
Другие сочинения по этому произведению
Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странник
Анализ эпизода из повести
Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть
В чём очарование Ивана Флягина? (поповести
В чём смысл названия повести
Женские образы в повести
Жизненный путь Ивана Флягина (по повести
Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)
Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»
Иван Флягин — главный герой повести
Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера
Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?
Мир образов Лескова
Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Образ Ивана Флягина в повести
Образ Флягина
Очарованный странник — самый значительный герой Н. С. Лескова
Почему повесть
Праведен или грешен Иван Флягин
Россия в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Русский национальный характер в повести
Русский национальный характер — цель изображения повести
Русский характер в рассказах Н. С. Лескова
Свобода и необходимость в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Очарованном страннике» Н. С. Лескова
Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова «Очарованный странник»
Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести
Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)
Странник Лескова
Творчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник»)
Тема странничества в повести
Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Анализ текста повести «Очарованный странник»
Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине
Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя
Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»
Житие русского грешника в повести «Очарованный странник»
Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова
Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник»)
Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”
Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник»
Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник»
Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы
Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник»
Законы художественного мира Лескова
Флягин — характеристика литературного героя
Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник»)
Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова «Очарованный странник»
Образ Флягина в повести «Очарованный странник»
Сюжет повести Лескова «Очарованный странник»
Повествовательная организация повести «Очарованный странник»
Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник”
Образ Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»
Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»
Иван Флягин правдоискатель земли русской
История создания повести «Очарованный странник»
Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник»
Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения «Очарованный странник»).
Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести “Очарованный странник”
В чём драма Ивана Флягина
Иван Флягин в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Образ правдоискателя в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Повесть «Очарованный странник» Николая Лескова
Идейно художественное своеобразие повести Лескова «Очарованный странник»
Русский характер и судьба народа в повести “Очарованный странник”
Поэтичность прозы Лескова («Очарованный странник»)
Странник Лескова (по повести «Очарованный странник»)
Кульминация духовной драмы или в чем смысл странствий Ивана Флягина
«Очарованный странник» повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбе
Сочинение по сюжету повести «Очарованный странник»
Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Критика о повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
“Загадочная русская душа” в повести Лескова “Очарованный странник”
Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник»)
Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Лескова «Очарованный странник» 2
Очарованный странник — самый значительный герой Лескова
Духовная красота русского человека в повести «Очарованный странник»
Жизнь и судьба Ивана Флягина – дорога к людям во искупление греха
Иван Флягин в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
«Очарованный странник» как образ России
Загадочная русская душа в повести “Очарованный странник”
Краткая характеристика произведения «Очарованный странник» Лескова Н.С.
«Очарованный странник» Н. С. Лескова
Образ скитальца Ивана Флягина
Смысл странствий Ивана Флягина
Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести «Лескова Очарованный странник»
Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова «Очарованный странник»
Я хочу рассказать вам о книге, о повести Очарованный странник
Образ Ивана Северьяныча Флягина
Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
Каждый талантливый писатель, входя в литературу, ведет за собой «своих», свойственных его интересам и мировоззрению, героев.
«ввел» в литературу героев-праведников, русских богатырей со сложной и противоречивой судьбой.
Самым ярким из них является Иван Флягин — главный герой повести Лескова «Очарованный странник». Первое, что мы замечаем в этом герое, — его удалой, безудержный, залихватский характер. Кажется, что Иван влюблен в жизнь, что сам он — отражение этой жизни во всей ее полноте, силе и яркости. Именно от полноты своих сил, не думая о последствиях, герой нагнал воз, на котором спал старый послушник, и «изо всей мочи» ударил старика кнутом. Именно полнота сил, не обузданная разумом, «обеспечила» Флягину его судьбу — много раз погибать и ни разу не погибнуть, а когда придет настоящая погибель, пойти в божьи послушники — чернецы.
Жизнь Ивана — это череда странствий и испытаний, как физических, так и духовных. Начало было положено, когда Иван вместе с лошадью сорвался в пропасть, потом произошла история с голубятами и последовавшее за ней наказание, чуть не приведшее его к самоубийству.
Кажется, будто по чьей-то злой воле обрушивается на Флягина жизнь со всеми ее превратностями. И герой не выдерживает ее давления, как, например, в случае с цыганом, толкнувшим его на занятие конокрадством. Мы понимаем, что Флягину не хватает крепкого нравственного стержня, понимания разницы между добром и злом. Именно такая «внутренняя аморфность» и обуславливает его «хождение по мукам».
Кажется, будто над Флягиным возымели власть неведомые чародейские силы, околдовавшие его. «Я многое даже не своею волею делал», — признается Иван Северьянович. Я думаю, эта власть рокового начала и превращает его в «очарованного странника», а еще, по Лескову, в «очарованного богатыря», который, подобно древнему витязю из русских былин, погружен в мертвый сон, обессилен вражьими чарами.
Однако горестные скитания Флягина обусловлены и вполне реальными причинами. Он уходит с цыганом-конокрадом, потому что не хочет возвращаться в графский дом, к своему наказанию — «в аглицком саду для дорожки молотком камешки бить». Герой бежит в Рынь-пески, спасаясь от возможного преследования полиции за смерть богатыря Савакирея, и в монастырь он уходит по той же причине — «деться было некуда».
Немало содействуют скитальчеству Ивана и чары внутренние, в первую очередь обостренное чувство собственного достоинства. Для него лучше стать «разбойником», чем «завтра и послезавтра опять все то же самое, стой на дорожке на коленях, да… молотком камешки бей». Больше того, душевная гордость Ивана не дает ему снести насмешки окружающих, что за «кошкин хвост» осужден он «гору камня перемусорить».
Русский характер Флягина не только широк и доверчив, это поразительно легкая добыча для злых сил. Иван Северьянович становится убийцей и вором и в результате оказывается в конфликте не только с внешними обстоятельствами, драматизирующими его жизнь; но и с самим собой, собственной натурой.
Победить себя, обрести нравственный идеал и равновесие необъятных сил, расходуемых впустую, становится возможным по мере прохождения Иваном Северьяновичем его жизненного пути. На долю Флягина выпали многие испытания: это и схватка со степным богатуром ради красавца жеребца, и многолетний татарский плен, и страстная любовь к прекрасной цыганке, и ее же убийство, и военный подвиг, и монашество.
И мы видим, что ведет Флягина по дороге жизни чувство прекрасного, очарованность миром, которая является доминантой его характера. Так в повести открывается вторая сторона смысла поэтической формулы «очарованный странник».
Очаровывая, уводит героя вслед за собой красота песни, которая «то плачет, то томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде и точно сразу опять сердце вставит…». Родственное душе Ивана Северьяновича чувство прекрасного явлено и красотой коня («И чувствую, что рва¬нулась моя душа к ней, к этой лошади, родной страстию»), и красотой цыганки Груши. Вслед за восхищением ее женской красотой придет к Ивану Северьяновичу глубокое чувство любви, в котором обнаружится желание не только разделить с любимой ее боль и страдание, но и сохранить ее душу неоскверненной.
Для Флягина жертвенная любовь к Груше становится моментом осознания истины жизни, своеобразным итогом многотрудного странничества, за которым уже начинается путь праведника — человека, «беззаботного к себе». Мне кажется, недалеко то время, когда пробудится в герое Лескова потребность высшего жертвенного подвига во имя народа. В воздухе запахло войной, и Иван Северьянович ждет только часа сбросить рясу со своих богатырских плеч, опоясаться мечом и отдать жизнь за народ.
«Мне за народ очень помереть хочется» — эта флягинская фраза, достойная эпического героя-богатыря, венчает итог странствий Ивана Северьяновича, будущего праведника. В финале он предстает личностью огромной духовной высоты и нравственной стойкости, обретшей смысл жизни в простой истине — жить для других.
Таким образом, название повести Лескова — «Очарованный странник» — отражает характер ее главного героя, основные черты русского национального характера. Влюбленность в жизнь во всех ее проявлениях, с одной стороны, и незащищенность от этой жизни — вот главное противоречие Ивана Флягина, в итоге приведшее его к пониманию своего истинного предназначения.
Николай Семёнович Лесков был знаменитым русским писателем, публицистом и литературным критиком. В отличие от многих писателей-современников, Лесков не относился к дворянству. Возможно, именно поэтому он поднимал остросоциальные темы и имел конфликты с цензорами. Одним из самых известных произведений Николая Семёновича является повесть «Очарованный странник». Рассмотрим поподробнее анализ данного произведения по плану.
История создания
Замысел произведения «Очарованный странник» у автора появился, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. К созданию повести писатель приступил в 1872 году. Через год работу над книгой Лесков закончил.
Писатель решил отнести свой труд в редакцию «Русского вестника». Когда главный редактор ознакомился с повестью, то заявил, что она недоработана, и отказался её публиковать. Затем Николай Семёнович изменил название своего произведения. Так, повесть «Чернозёмный Телемак» стала носить название «Очарованный странник». После этого автор отнёс произведение в редакцию «Русского мира», где его и опубликовали.
Известно, что свой труд Николай Семёнович посвятил генералу, который стал участником войны на Кавказе. Его звали Сергей Егорович Кушелев.
Жанр и направление
Принято считать, что произведение Лескова «Очарованный странник» является повестью. Однако многие литературные критики и исследователи утверждают, что в произведении объединены элементы жития и приключенческого романа. Так, повесть схожа с жанром бытия страданиями главного героя и его поисками душевной гармонии. А вот признаком приключенческого романа, представленным в произведении, является смена деятельности персонажа. Он был и няней, и конюхом, и лекарем, и монахом и так далее.
Таким образом, Николай Лесков создал поистине значимое произведение, отобразив в нем насущные проблемы современности. Данная повесть представляет собой большую ценность, ведь она смогла наставить многих читателей на правильный путь.
Композиция
Повесть «Очарованный странник» включает в себя двенадцать глав. Их объединяют воспоминания персонажа. Автор использовал приём «рассказа в рассказе» в сцене, когда монах, плывя на пароходе, рассказывает пассажирам о собственной жизни. Также он отвечает на их вопросы. Это позволяет Лескову выразить свое собственное мнение, подчеркнув наиболее важные моменты повествования.
Кульминацию повести составляет момент духовного перерождения персонажа, дар пророчества, а также испытания тёмных сил. Композиция произведения «Очарованный странник» имеет свои особенности. Так, рассказчик, передавая конкретную историю, использует подходящую лексику.
Смысл названия
Смысл названия произведения «Очарованный странник» указывает на невероятную способность персонажа восхищаться окружающим миром, несмотря на тяжелый жизненный опыт. По воле судьбы герой стал странником — монахом, который путешествует по святым местам и проповедует Божье слово. Как известно, это призвание ему дала мать, которая предназначила долгожданного сына для религиозного служения. Несмотря на то, что Иван далеко не сразу принял свою судьбу, он всю жизнь прожил подобно страннику и шел к своей цели, даже не зная о ней. Многие поступки он совершил, повинуясь чарам (вина, любви, татарской магии и цыганского влияния), но все они магическим образом привели его к монашескому обету и приобретению новых способностей.
У писателя получилось создать настоящую легенду о русском характере и нравственной силе. Николай Семёнович утверждал, что ему удалось создать произведение легко и непринуждённо, буквально «на одном дыхании».
Суть
Автор и его друзья на палубе знакомятся с монахом, который рассказывает необычную историю своей жизни.
Иван родился в семье крепостного крестьянина. Его мать долго не могла родить и в молитвах обещала Богу, что ее сын станет его слугой. И тогда родился мальчик. Но Иван не проявлял склонности к религиозной службе. Ему нравились лошади графа. Со временем он стал управлять упряжкой и ходить за ними. И однажды он из озорства ударил кнутом монаха, который упал и умер. Тот стал являться мальчику во снах и предрек, что тот будет несколько раз умирать, но восстановится и придет к духовному призванию.
Предсказание сбылось. У Ивана была бурная жизнь. Он сбежал от графа с цыганом, затем в бою убил человека, а после и вовсе оказался в плену у татар, которых лечил. Освободившись, Иван устроился к графу на службу и влюбился в цыганку, которая стала содержанкой графа. Груша умолила его убить ее, когда граф ей изменил. Отчаявшийся Иван нашел себе применение в армии, где дослужился до чина офицера и совершил подвиги. После этого он служил чиновником, но подлинную гармонию с собой нашел на духовном поприще.
Теперь он стал странником и просвещал людей. Более подробно о его приключениях Вы можете прочитать в кратком содержании по главам.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон перечисляет главных героев повести «Очарованный странник» и представляет их характеристику:
- Главным героем произведения является Иван Флягин. В его образе автор воплотил сына кучера. Флягин был очень сильным и крепким, что делало его похожим на богатыря. Мать главного героя умерла во время родов. Мальчика воспитывал отец. Иван учился ухаживать за лошадьми и очень любил их. Однажды из-за главного героя умер один монах. Неожиданно во сне к персонажу явился погибший. Он заявил Ивану, что тот не сможет умереть и что он сам будет монахом. Иван Флягин неоднократно спасал и губил жизни людей, ему пришлось пережить все тяготы плена, бегства, алкоголизма и несчастной любви. На протяжении всей жизни Флягин пытался найти свой смысл. К концу своего жизненного пути персонаж стал странником и обрел его. Характеристика Флягина проявляется во всех его поступках. В начале повествования он беспечен, инфантилен, глуповат и даже жесток (чего стоит одна его расправа с кошкой — от отрубил ей хвост). Он проявляет агрессию к монаху и ведет себя ужасно непоследовательно и безответственно. Но со временем эти его черты сглаживаются горьким жизненным опытом. Иван становится мудрее, добродетельнее, отзывчивее. Он помогает многим людям и воспитывает в себе честность, справедливость, гуманность. Но жизнь в миру не приносит ему счастья, и он сближается с Богом, чтобы найти состояние душевной гармонии. У Флягина говорящая фамилия: фляга — это походная чаша, и странник выпивает свою чашу до дна.
- В образе Грушеньки изображена красивая и страстная цыганка. За приличные средства девушку выкупил князь — начальник Флягина. Цыганка стала настоящим другом главному герою, однако князь довольно быстро охладел к девушке. Вскоре героиня начинает подозревать мужчину в предательстве. Князь принял решение отвезти Грушеньку за город, где за ней присматривали три женщины. Героине удаётся сбежать от них. Судьба уготовила Грушеньке встречу с Флягиным. Главный персонаж заявляет, что они могут жить как брат с сестрой. Темпераментная и решительная девушка отвечает отказом, ведь она мучается от сильных чувств к избраннику. Она боится, что убьет князя и его невесту. Грушенька обращается к Ивану с просьбой, чтобы он сбросил её с обрыва, и он соглашается. Девушка периодически стала являться главному персонажу, подсказывая ему будущее и спасая его на фронте.
- Главным героем произведения является также князь. Сладострастный и порочный дворянин отличается в то же время добротой и широтой души. Он уважительно относится к Флягину, прощает ему растрату денег и даже планирует выдать за него Грушеньку. Он одержим жаждой денег, а потому не считается с чувствами девушки, когда появляется вариант жениться на дочери предводителя дворянства. Он пускает пыль в глаза и тратит последнее, чтобы всех обмануть. Ведь в реальности князь может только пить и купить, и зарабатывать деньги он не умеет. Все его предприятия заканчиваются крахом.
Темы
Тематика произведения «Очарованный странник» представлена в списке. Литрекон ее расширит, если Вы напишите, чего не хватает. В своем произведении Николай Лесков затронул множество важных тем. Автор описал временной промежуток с 1820 по 1830 годы. Так, Николай Семёнович поднял тему праведничества, смысла жизни и предназначения, патриотизма и веры. Несмотря на то, что персонаж был вымышленным, его образ получился очень правдоподобным и живым.
- Тема смысла жизни — основная в повести. Герой с самого начала получает напутствие от матери и монаха, но ищет свое место в мире самостоятельно, никому не доверяя. И правильно делает, ведь только его индивидуальный опыт просветил его и подготовил к принятию сана. Благодаря такой насыщенной жизни Иван стал отличным проповедником. Все его приключения стали подготовкой к его истинному призванию.
- Тема судьбы. Иван блуждал по всему свету, испробовал десятки профессий, достиг и успеха, и падения, но но не смог уйти от своего предназначения. Его судьба была предопределена, а о был лишь актером в ее спектакле.
- Тема любви. Далеко не всегда любовь приносит человеку счастье. Страсть Груши разрушила ее жизнь, а любовь Ивана получила свое воплощение в убийстве Груши. Но духовная связь этих двоих вышла за рамки земной жизни. Груша являлась Ивану во снах и даже принимала участие в его судьбе.
- Тема патриотизма. Даже когда Иван жил у татар и был обеспечен всем необходимым, даже двумя женами, он все равно стремился домой и был готов пожертвовать собой ради возвращения. А на войне он проявил это чувство в действии, когда не жалел жизни в бою за интересы Родины.
- Тема праведничества. Автор рассказал читателю увлекательную историю о православии и праведничестве. Николай Семёнович описал непростой жизненный путь праведника, который наполнен ошибками и трудностями. Однако их них и складывается человеческое существование. По мнению Лескова, праведником является тот человек, который понимает необходимость осознавать собственные ошибки и каяться.
- Тема смелости. В военных действиях Флягин проявляет себя храбрым и мужественным солдатом. Главный герой не страшится смерти, при этом, удача улыбается ему.
Проблемы
Проблематика повести «Очарованный странник» тоже будет расширена и дополнена, если читатель напишет в комментариях, чего не достает в этом списке:
- Проблема жестокости нравов. Иван начал свой путь с ошибок. Он был агрессивен и не раз становился виновником чужих смертей. Но он смог преодолеть в себе это звериное начало и стать добродетельным человеком.
- Проблема безнравственности. Иван крал, убивал, пропивал чужие деньги, потому что ему не доставало ответственности и совестливости. Он не всегда мог отличить хорошее от плохого, ведь не получил нравственного воспитания. Но со временем он научился разбираться в этом и делать правильный выбор.
- Проблема алкоголизма. Даже честный человек вроде Ивана нарушит все клятвы и потеряет все возможности, если даст зелёному змию власть над собой. Ведь Иван пропил деньги своего благодетеля.
- Проблема нравственного падения дворянства. Князь разбрасывается унаследованными деньгами и ведет праздный образ жизни, от которого страдают другие люди. Он покупает людей, как свечи на базаре, и рушит их судьбы себе на потеху. Он же обманывает невинную девицу и хочет использовать ее, чтобы получить приданое и новые возможности для порочных развлечений. И никто ему не мешает, что он же дворянин, а значит, неприкасаемый для правосудия.
- Социальная несправедливость. В мире Лескова нет равенства и законности. Грушу продают против ее воли в тот век, когда рабство уже повсеместно осуждалось. Иван не может устроиться на нормальную службу, потому что он не дворянин. В то же время сами дворяне ничего не делают, а только пользуются своим могуществом.
Основная идея
Главная мысль повести «Очарованный странник» заключается в том, что каждый человек со временем находит свое истинное предназначение и осознает свой смысл жизни. Какими бы путями ни вела нас судьба, в финале нас ждет осознание собственных возможностей и целей. Только ради этого важно работать над собой и повышать уровень восприятия, иначе призвание так и останется тайной за семью печатями.
Кроме того, смысл повести «Очарованный странник» заключается в обретении особого жизненного предназначения. Иван Флягин осознает необходимость в бескорыстном служении своему народу. Праведность персонажа состоит в посвящении себя людям.
Чему учит?
Автор в своем произведении утверждает, что христианская мораль будет актуальной в каждом столетии. Главный герой, выбрав грешные увеселения, отрекся от Бога. На примере главного героя писатель продемонстрировал, насколько нелепой и никчемной может быть жизнь без веры. «Очарованный странник» заставляет задуматься о том, что каждому из нас нужна опора в виде морали и нравственности, веры и любви к людям.
Нравственные уроки повести актуальны и в наши дни. Люди ищут свое место в мире, но забывают о том, что все взаимосвязано, и если они будут идти по головам и сеять зло, то их итогом станет разоренная донага земля. Ведь князь, например, был богат и влиятелен, но был ли он счастлив? Нет. Все развлечения быстро надоедали, а гнетущая тоска от неправильно выбранного курса его тяготила.
Критика
Произведение «Очарованный странник» вызвало множество споров в литературных кругах. Рецензенты и ругали, и хвалили книгу. Рассмотрим обе стороны медали:
«В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.» (Н. К. Михайловский, статья в журнале «Русское богатство», 1897, №6)
А вот так выглядит первоначальный отказ печатать повесть:
«…Михаил Никифорович* <…> после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Не говоря о некоторых эпизодах, как например, о Филарете и св. Сергии, вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего. <…> (письмо Н. А. Любимова — Н. С. Лескову, 8 мая 1873 г.)
Но многие критики возразили в ответ на это обвинение и привели в качестве аргумента реакцию публики:
Вы нашли это чем-то недоделанным, «материалом» более, чем оконченным произведением, но я позволю себе не разделить этого мнения. <…> интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кончается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения! <…> Вы его [Лескова] теперь как бы отстраняете (и неосновательно, по-моему) от «Русского Вестника».» (письмо Б. М. Маркевича — М. Н. Каткову, 15 мая 1873 г.)
Многие авторы отметили, что автор передал основные черты русского менталитета:
«В русской жизни, растекающейся на огромные пространства, с различною природою и различными народностями — драгоценный и далеко еще не исчерпанный материал для литературы… <…> …Лесков, с его впечатлительностью и отзывчивостью, не мог не чувствовать художественной стороны… <…>… распространенный в среде русского народа характер, в котором простодушие довольно привлекательно сочетается с фаталистическою покорностью судьбе. (Р. Дистерло, очерк «Н. С. Лесков», «Неделя», 1890 г.)
Автор: Виктория Комарова
«Очарованный странник» является одной из интересных и своеобразных повестей Н. С. Лескова». Первоначально повесть называлась «Русский Телемак», что подчеркивало национальный характер героя и трудность его судьбы. Известно, что Телемак — сын Одиссея. Лесков хотел, вероятно, создать отечественную «Одиссею».
И действительно, где только не побывал Иван Северьянович Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге. И везде смена профессий — от кучера до солдата и артиста, везде необыкновенные приключения. Их было столько, что хватило бы на несколько жизней.
Вторым названием повести стало «Черноземный Телемак». Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека «от земли», крепостного. Но и это название было изменено. Окончательный его вариант — «Очарованный странник» — делает акцент сразу на два слова: «странник» и «очарованный». Наше внимание переносится с приключений на совсем иные вещи.
Ведь странник — это не турист, не искатель приключений, не охот* ник к перемене мест. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни, как это делали герои некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Не зря Флягина часто одолевают «думы», а прозвище его — Голован.
Тяжкие испытания, страдания и горести ждут героя на его нелегком пути. Это настоящее «хождение по мукам», как сказано в Библии. Но необычность лесковского странника состоит в том, что он «очарованный», он живет не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Не случайно сам он считает себя «восхищенным человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно отзываются о нем как об «очарованном богатыре». Это определение по-настоящему оправданно. Уже в первой главе взору пассажиров предстает «в полном смысле слова богатырь, и притом типично русский богатырь — простодушный, добрый, напоминающий Илью Муромца» . Но важно не только внешнее сходство, а то, что вся его жизнь, его поведение в преодолении несчастий исполнены богатырским подвигом.
Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовностью в любой момент пойти на риск, подвиг. Его отличает необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть. Он говорит себе: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». И это действительно так. Достаточно вспомнить случай, когда он проваливается с лошадьми в пропасть, или эпизод, когда он бросается в ледяную воду под татарские пули, или страницы его жизни, связанные с азиатским пленом. Богатырство и внутренняя безмерная сила помогают ему оставаться живым и невредимым.
Иван Северьянович становится символом своего народа, самой России. Не зря о нем сказано в повести: «Русский человек со всем справится». Возникает такое ощущение, что сама история страны стоит за Флягиным: кочевье народа, конные переходы, татарское иго, крепостничество, походы на Каспий, войны с горцами на Кавказе, религиозные искания. И все вбирает он в себя. Когда он слышит голос духа: «Ополчайся», он собирается идти воевать. Он признается слушателям: «Мне за народ очень помереть хочется».
Повесть Н. С. Лескова не только о героическом, но и о прекрасном. Ведь чтобы быть готовым мужественно отстаивать свое Отечество, надо уметь видеть и ценить его красоту. А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяновича, артиста и художника в душе, прежде всего покоряет природа. Когда он попадает к монахам, он восторгается дорогой, по краям которой выросли «саженные березы», «и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный… Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул…» Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет. А вот как он рассказывает о курской ночи: «По небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает». Даже в плену он может залюбоваться степью: «Ко-. выль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется». Восхищается Фля-гин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение голубями. Какие нежные слова находит он для них: «Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!»
Иван Северьянович волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ его привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягин защищает сколько может, пока не приходит время отдать его матери. Странник способен оценить по достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при этом взглядов «инородцев». «Я все эти любопытные примеры на ум взял», — говорит Голован.
А как он умеет слушать песню, «томную-претомную, сердечнейшую», которая «так за душу и щиплет, так и берет в полон». И все же самым большим очарованием лесковского странника долго оставались лошади. Он восторгается сильным характером лошади, ее «веселой фантазией», ее тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего — ее красотой и совершенством. «Я в лошади красоту понимаю», — признается лесковский герой.
Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: «Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется».
Сама речь героя становится выражением еще одного его очарования — красотой языка и его богатством. А вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины — родной народ. И все это достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику за них «очень помереть хочется».
Похожие статьи:
Лесков Н.С. → Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Лесков Н.С. → Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)
Лесков Н.С. → Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Лесков Н.С. → Тема странничества в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Лесков Н.С. → Творчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник»)
Нет комментариев. Ваш будет первым!