- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин Д.И.
- Смысл названия комедии Недоросль
До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.
Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.
Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.
При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.
Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.
Значение слова «недоросль»
Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.
Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.
Сочинение 3
Комедия «Недоросль», написанная в 1781-82 годах, носит «говорящее» название. В нем отражена основная проблема, которую поднимает автор в произведении – недостатки воспитательной системы, характерные для дворянства 18 века.
До комедии Фонвизина слово «недоросль» не имело негативной окраски. В 1714 году Петром I был издан указ о необходимости поступления дворян на службу, гражданскую или военную. Для этого нужно было получить образование, подтвержденное свидетельством. Молодых дворян, которые еще не прошли обучение, и именовали недорослями.
После выхода комедии в свет само слово приобрело еще и осуждающее значение. Недоросль в произведении – Митрофан, юный дворянин, сын Простаковых. Его нельзя назвать образцовым юношей. Митрофан не желает получать образование, хотя родители все же нанимают для него учителей. Наука кажется юноше не только неинтересной и скучной, но и совершенно бесполезной. Он уверен, что дворянину грамота вовсе не нужна.
В произведении явно прослеживается, что основная проблема Митрофана – в воспитании. Его мать, госпожа Простакова, не имеет образования, но гордится этим, так как держит в своих руках управление всем имением. По мнению Простаковой, грамота в жизни не нужна, главными ценностями являются власть и деньги. В то же время она любит сына и излишне балует его.
Митрофан очень многое перенимает от матери. Он позволяет себе грубо разговаривать со слугами, стремясь показать свою власть, ценит в людях не ум и способности, а исключительно количество денег. Нежелание постигать науку, но в то же время готовность жениться и создать семью выдают в нем незрелость и глупость. Юноша смел на словах, но когда доходит до дела, оказывается несамостоятельным и неспособным на поступки. Даже к собственной матери Митрофан не относится уважительно.
В силу своего воспитания и неграмотности Митрофан кажется гораздо моложе своего настоящего возраста, зачастую выглядит избалованным и глупым ребенком. Он буквально «не дорос» до службы и чинов, до выхода во взрослую жизнь. Митрофана можно назвать недорослем как из-за отсутствия образования, так и в моральном отношении. Он невоспитан, груб, ведет себя заискивающе только с людьми, имеющими власть. Но стоит им этой власти лишиться, как случилось с Простаковой, Митрофан резко отталкивает их от себя. Юноша является недорослем также в гражданском смысле, так как не понимает своих обязанностей перед государством и не дорос до их выполнения.
Таким образом, Митрофан является собирательным образом молодых дворян 18 века, воспитанных в системе устаревших ценностей. Названием комедии автор отмечает важность проблемы воспитания на государственном уровне, ведь именно от таких «митрофанов» зависит будущее страны.
Проблемы, поднятые в комедии
Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает проблемы воспитания молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.
Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные художественные средства для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.
Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.
Для контраста автор приводит диалоги положительных представителей дворянского общества, Правдина и Стародума, высказывания которых затрагивают в том числе вопросы, касающиеся нравов в государстве.
Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.
Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.
Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.
Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого – служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.
Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.
Какой смысл названия комедии «Недоросль»?
Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.
Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».
В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться. Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки «светской жизни», якобы преподаваемые Вральманом (на самом деле никаким не учителем-немцем, а конюхом), ему нравятся, ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться «своих», а о науке рассуждает: «Как будто бы российский дворянин уж и не может в свете авансировать без российской грамоты!
».
Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем (зрителем) появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него (ведь даже при тех учителях, которые у него были, он мог обучиться основам чтения и счета). Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов.
После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.
Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Недоросль», открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 18
Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:
Начать тест(новая вкладка)
Идея комедии
Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более ясен, если обратиться к идее, которую заложил автор в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недорослем» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.
Митрофанушка – это сатирический персонаж, который олицетворяет молодое поколение того времени. Позднее это имя стало нарицательным, но тем не менее стоит узнать, каково истинное значение имени Митрофан.
Сочинение на тему почему фонвизин назвал свою комедию недоросль
До того, как Фонвизиным была написана комедия «Недоросль», слово, заключенное в названии, не носило ругательный оттенок, а обозначало человека, не достигшего совершеннолетия (21 года). Фонвизин впервые употребил слово «недоросль» в переносном значении, и после постановки пьесы это слово начало ассоциироваться у многих с Митрофанушкой, главным действующим лицом комедии, а значит, с «маменькиным сынком», невежественным бездельником. Название комедии подразумевает не только Митрофанушку. Оно характеризует целую эпоху и охватывает ряд проблем, поднятых в комедии: прежде всего, проблему дворянского воспитания, а также тему нравов дворянства того времени. Идея, заложенная в названии и содержании комедии, такова: Фонвизин через образ Митрофанушки хотел показать, что «недоросль» так и останется «недорослем» в любом возрасте. Молодой человек, выросший в доме Простаковых в окружении Скотининых, получая образование у Цыфиркиных и Вральманов, никогда не будет учиться уму-разуму, расти нравственно и духовно. Митрофанушка – образ сатирический, характеризующий молодое поколение того времени. Позже это имя стало нарицательным, синонимом круглого невежды, ничего не знающего и ничего не желающего знать. В буквальном переводе Митрофан означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего в невежественной среде крепостнического дворянства. Домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили и развратили его. Митрофан не лишен ума и сообразительности, но положительные его качества принимают знак «минус», он использует их не для выполнения заданий по математике, например, а исключительно для собственной выгоды. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является его мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. Лень пронизывает всю жизнь Митрофанушки. Он не желает учиться, не хочет ничего делать, и даже собственную женитьбу видит как способ избавится от учителей и уроков: «Не хочу учиться – хочу жениться!» – заявляет он маменьке. Основная проблема воспитания того времени – недостаток самостоятельности. Будущие взрослые Митрофанушки знают, что все за них сделают родители или родственники: накормят, выучат, женят. А зачем тогда вообще учиться наукам и думать своей головой? Наиболее точно эту проблему Фонвизин высказывает устами Стародума: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». К сожалению, даже если дворянский ребенок наделен от природы умом, способностью здраво мыслить и рассуждать, эти качества будут загублены на первых порах взросления усилиями родителей и учителей. Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, а не как нахлебников, невежд и барчуков. Таким образом, название комедии охарактеризовывает целое поколение дворянских детей в лице Митрофанушки, «жертвы» своего времени. У зрителей возникает закономерный вопрос: кто виноват, что делать? Просмотрев или прочитав комедию, начинаешь понимать, что виновата среда, в которой растут и образовываются будущие дворяне, и решить эту проблему в одночасье невозможно. Взрослые «недоросли», к сожалению, встречаются и в 21 веке. Однако, выход из этой ситуации прост, на первый взгляд, но сложен в реализации: учиться, не лениться и быть самостоятельным, а не надеяться на помощь со стороны.
Значение имени главного героя
Имя Митрофан буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.
Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.
Актуальность проблемы образования
Чтобы понять, насколько актуальна проблема образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.
Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.
В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.
Сочинение на тему: Почему пьесу «Недоросль» называют комедией воспитания? (по книге Д.И. Фонвизина)
Пьесу Дениса Фонвизина называют комедией воспитания, потому что главной проблемой этого драматического произведения на самом деле является не плохое отношения к крестьянам, а его причина. Пьесу «Недоросль» до сих пор изучают в школе, ведь проблема воспитания до сих пор остается актуальной. Фонвизин заостряет внимание на том, что корень проблемы тянется от невежества, непросвещенности старшего поколения дворян.
Пьеса Фонвизина была написана во времена эпохи Просвещения. На тот момент искусство исполняло определенную функцию: оно должно было воспитывать. Денис Фонвизин написал классическое произведение современной ему эпохи.
Одна из главных героинь пьесы барыня Простакова совсем непросвещенная. Ни она, ни ее муж, ни ее брат не знают грамоты, не умеют считать и писать. Они думают, что это все в жизни не пригодится, без этого можно прожить. Главное – иметь деньги. Тот, кто богат – для них в почете, бедный – хуже животного. Скотинин, брат Простаковой, очень любил свиней. Он даже хотел жениться на Софии, чтобы заполучить этих животных.
Простакова тем не менее пытается дать образование сыну Митрофану. Дело не в том, что она меняет свои взгляды на просвещенность, просто на тот момент получать образование было модно. И все же Митрофан так и не смог познать науку. Из-за своей непросвещенности мать подбирает ему учителей-неуков, которые и сами на самом деле ничего не знают. Эта барыня все измеряла в деньгах. Простакова считала, что чем больше она заплатит преподавателю, тем лучше он научит ее ребенка.
Впрочем, мать не очень заботило качество образования Митрофана. Она часто вламывалась на уроки, слушала задания для сына и перечила учителям, ведь, по ее мнению, все это Митрофану в будущем не понадобится. Однажды она услышала задание по арифметике, где нужно было посчитать количество отданных денег. Ее реакция была мгновенной: Простакова тут же сказала сыну, чтобы никому не отдавал никаких денег. Эта сцена показывает всю глубину ее темноты и непросвещенности.
Естественно, что здесь можно увидеть не только одну проблему воспитания. И все же именно она становится центральной, потому что все остальные сводятся именно к этой проблеме. Родители для детей являются самым лучшим примером. Ребенок всегда подражает своему отцу или же матери. Митрофан не хотел учиться. Это и понятно, ведь мы видели отношение его матери к образованию. Проблема не только в том, что этот мальчик вырос непросвещенным, темным, но и в том, что его родители тоже невежды.
Фонвизин боролся с непросвещенностью России. Он считал, что настоящими руководителями смогут стать только те дворяне, которые были воспитаны в строгих правилах. Именно это, по мнению автора, позволит им быть более мягкими и гуманными по отношению к своим слугам.
Денис Фонвизин под словом «воспитание» имеет в виду не так образование, как ее нравственную часть. Ведь наука – это не только цифры и буквы, это в первую очередь правильное мышление, анализ, а потом и действие. Простакова весьма жестока со своими слугами. Ярким примером является ее отношение к Ермеевной, которая прослужила этой семье почти всю жизнь, но в знак благодарности получает копейки и пощечины.
Если бы старшее поколение дворян имело хорошее воспитание, то они никогда бы не позволили себе плохо относиться к другим людям, даже если те ниже их по чину. Если бы они жили в мире со своими слугами, считались с их проблемами и нуждами, то и крепостные отвечали бы им совестной работой и преданностью. А это в свою очередь точно имело бы благотворное влияние на развитие всей страны.
Дядя Софьи Стародум вспоминает, что когда-то звание «дворянин» нужно было заслужить, а теперь же, если ты родился в семье дворян, значит уже и сам автоматическим им становишься. В итоге эта система уничтожила мудрых руководителей и породила таких невежд, как Простаковы.
Я считаю, что пьеса «Недоросль» не потеряла своей актуальности. Проблема воспитания – одна из ключевых в нашем обществе. Грубость, непросвещенность, безнравственность – все это очень ярко можно увидеть сегодня, просто выйдя на улицу. Денис Фонвизин, написав эту пьесу, опередил время. Он показал общество, которое образовалось из-за отсутствия воспитания, тем самым подав нам урок: чтобы не допустить такого невежества, нужно в первую очередь обратить внимание на воспитание своих детей.
Чему комедия может научить ребенка
Выше были изложены основные моменты, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без обозначения того, чему данное произведение может научить ребенка.
На примере Митрофанушки, которого высмеивает автор, ученик восьмого класса может прийти к пониманию, насколько важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.
Актуальность данной комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разных возрастов с удовольствием смотрят ее, смеются и, конечно, делают необходимые выводы.
Как название комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?
Каким должен быть человек? Каковы принципы достойной жизни? Как нужно воспитывать юношей? Эти вопросы актуальны для любой эпохи. Денис Иванович Фонвизин в комедии “Недоросль” отвечает на них как классицист, которому близки идеи Просвещения.
Название произведения, конечно же, не случайно. В восемнадцатом столетии “недорослем” именовали недоучившегося дворянина. Благодаря Фонвизину это слово обрело новый смысл. Недорослями стали называть невоспитанных и необразованных людей.
Именно таков Митрофан, главный герой комедии. До службы юный дворянин пока “не дорос”, а потому живёт в доме родителей. «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лёжа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?» — вопрошает в одной из сцен госпожа Простакова. Но времена переменились: дворянские дети обязаны учиться и только потом поступать на государственную службу, военную или статскую.
Вот и приглашают Простаковы для любимого сына учителей. Правда, поскольку сами невежественны и не видят в учении никакого толка, нанимают наставников по принципу “числом поболее, ценою подешевле”, как скажет грибоедовский Чацкий. Арифметике обучает Митрофана отставной сержант Цыфиркин, грамоте — семинарист Кутейкин, “по-французски и всем наукам” — бывший кучер Вральман. Мало того, Митрофан не изъявляет ни малейшего желания постигать науки. “Не хочу учиться, а хочу жениться”, — заявляет юноша…
Герой не отличается хорошими манерами. Он грубит не только Еремеевне и учителям, но и собственному дяде Скотинину. Даже обожающая Митрофанушку госпожа Простакова не дожидается от него ни доброго слова, ни поддержки. В финале неблагодарный сын отталкивает матушку в тот момент, когда так ей нужен. Он эгоистичен, ему неведомы сочувствие и сострадание.
“Недоросль” в комедии не только Митрофан. Так вполне можно назвать его необразованных и невоспитанных родственников — Простакову и Скотинина, которые, несмотря на преклонный возраст, так и “не доросли” до достойного нравственного и интеллектуального уровня и которых Правдин в беседе с Милоном называет “злонравными невеждами”.
Имя Митрофан по-гречески означает “похожий на мать”. Действительно, сын — отражение госпожи Простаковой: по всему видно, что она сама никогда не обременяла себя учением, да и сына не неволит. Помещице неведомы элементарные правила приличия. Она груба с мужем и братом, но больше всего от неё достаётся крепостным. “По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день”, — такой “платы” удостоилась Еремеевна за многолетнюю верную службу. Только бранные слова и упрёки слышит от своей госпожи портной Тришка.
Фамилия Скотинин говорящая. Образ этого отрицательного героя демонстрирует нравственную и умственную деградацию человека практически до уровня животного (“скотины”). Её причина — необразованность и даже неграмотность, а также полное отсутствие желания узнавать что-то новое, учиться. “Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки”, — говорит Скотинин Простаковой в ответ на просьбу прочитать письмо.
Фонвизин изображает своих “недорослей” сатирически. Его, как человека просветительских взглядов, не могло не возмущать их невежество и “злонравие”. В финале комедии каждый из отрицательных героев получает достойное наказание. В то же время название произведения свидетельствует о масштабах проблемы: увы, не все русские дворяне нравственно и интеллектуально “доросли” до идеалов Просвещения.
Черты нравственного идеала в образе Софьи (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)
Пример сочинения 1
Независимо от того, к какой эпохе относится человек, невозможно жить, обходя стороной проблемы воспитания и обучения. От этих понятий зависит место человека в обществе, его судьба, удовлетворенность жизнью.
В произведении Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» автор сталкивает между собой такие понятия, как стремление к знаниям и отсутствие желания слышать об учении, грубость и воспитанность. Каждый герой является примером собственного мировоззрения, в котором имеют место и отрицательные, и положительные идеи.
Главный герой комедии – Митрофанушка, который приходится любимым сыном госпоже Простаковой. Он с ранних лет следует наставлениям матери, оттого в его мыслях нет места ни беспокойству о будущем, связанном с обучением, развитием и трудом, ни уважения к окружающим. Приглашение учителей на дом – это показной момент, в котором главное – не упасть в глазах представителе дворянства. Также губительной силой в отношениях матери и сына является слепая любовь женщины, которая встает на его защиту в любых ситуациях, ограждая от работы. Именно поэтому Митрофан растет человеком, не видящим смысла в учении и труде. Его смысл жизни сводится лишь к тому, чтобы гонять голубей и к ожиданию легкой наживы. Отсюда его неуважение к старшим.
Нелепо выглядят и господин Простаков с податливым характером, Скотинин, не понимающий сути понятия любовь, расчетливый Кутейкин. Им противостоят мудрый Стародум, который никогда не боялся работы, стремящийся к правде крепостной Тришка.
Отголоски тем и вопросов, которые Д. И. Фонвизин поднимает в произведении «Недоросль», проникли во все времена. Пока сам человек не станет управлять своими мыслями, не поймет, что на образовании и трудолюбии держится мир, будут существовать подобные проблемы. Понимание того, что деньги не могут сделать человека абсолютно счастливыми, не свойственно главному герою комедии. Подобные люди живут в своем мире наживы и невежества. Они являются примерами бесчеловечности, презрительного отношения к людям с низким достатком в отношении окружающих, но тем самым проявляют крайнее неуважение к самим себе.
Таким образом, умелое разоблачение насущных вопросов автором произведения «Недоросль» благодаря обращению к сатире, способствовало пониманию читателем того, какое место занимает образованность и другие термины, связанные с этим понятием, в жизни общества.
Пример сочинения 2
Произведение Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”, наверное, никогда не утратит свою актуальность. В комедии затрагиваются важнейшие вопросы, которые остаются животрепещущими и в наше время.
Конечно, главной проблемой, описываемой в произведении, является воспитание. Митрофанушка – любимый сынок. Его мать, госпожа Простакова, не нарадуется на свое чадо. Она считает сына самым лучшим в мире, хотя хвастаться на самом деле нечем.
Митрофан – невежественное и глупое существо, у которого в жизни одна радость – поесть и полентяйничать. Любви к наукам у Митрофанушки нет. Он не уважает своих учителей (которые и сами не знают своего предмета). Учеба недоросля тоже застыла на одном месте. Учиться он не хочет, зато жаждет жениться.
Воспитание Митрофана полностью зависело от его матери, властной и склочной госпожи Простаковой. Она ни за что на свете не отпускала от себя сына. Он был ее лучом света, надеждой и гордостью. Простакова любила Митрофанушку слепой материнской любовью.
Но ответного уважения Простакова не получала. Митрофанушка относился к матери потребительски. Она нужна была ему только тогда, когда могла его обеспечивать.
Недоросль умело играет на чувстве вини. Как только что-то идет не по его задумке, Митрофанушка грозится, что “здесь и река близко, нырну, так поминай как звали”.
В комедии описываются нравы тогдашнего общества: учителя-неучи, стремление помещиков “потакать холопами”, грубость и необразованность представителей так называемой высшей прослойки. Литература отражала реальные настроения, которые имели место в социуме.
Из таких Митрофанушек вырастают глупые и ограниченные паразиты, которые думают только о себе. Они слепо прожигают жизнь и не желают утруждать себя умственной деятельностью.
Если бы Митрофан не воспитывался в атмосфере вседозволенности, он бы стал совершенно другим человеком. Важно воспитывать детей так, чтобы они не были примитивными личностями, которые при любой возможности готовы предать своих родителей.
Пример сочинения 3
Воспитание и образование в комедии «Недоросль»
Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль» является одним из наиболее значимых в 18 веке. Оно имеет социально-политический смысл, описывая беспредел в поведении помещиков по отношению к крепостным: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».
В пьесе четко прослеживается тема образования и воспитания. Основой образа Митрофана стал нередкий тогда образ подростка из дворянской семьи, не закончившего обучение. До 20 лет, по указу Петра I, сыновья дворян обязаны были учиться, в противном случае они не могли ни жениться, ни идти на службу. Митрофан, как и многие другие, учится фиктивно. Как сказала госпожа Простакова: «ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Кроме этого, дворянский сын служит по документам и получает награды и звания, даже не выходя из дома.
Конечно, в комедии есть и положительные умные персонажи: Стародум и Правдин. Они считают, что быть образованным человеком значительно важнее, чем состоятельным дворянином. Также они утверждают, что у настоящего дворянина должна быть определенная система ценностей.
Вина за отрицательные качества Митрофана во многом лежит на его матери. Она передала сыну все свои пороки: грубость, невежество, жестокость, жадность, высокомерие. Простакова соединила в себе множество отвратительных качеств. Неграмотность в ее роду считается признаком истинной дворянской крови. Окружение, в котором рос Митрофан, сделало из него невежду и изверга. Мать избаловала свое чадо, не понимая, что этим еще сильнее его калечит. Нанятые Простаковой учителя не дали молодому человеку ни достойного примера поведения, ни соответствующего образования, потому что были такими же недоучками, как и Митрофан.
В финальном эпизоде ярко проявляются последствия дурного воспитания. Митрофан хладнокровно отворачивается от своей матери. Это стало закономерным итогом приложенных Простаковой усилий.
Проблема эта остается актуальной и по сей день. Родители не заботятся о том, чтоб привить ребенку стремление к учебе, чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека. В результате вырастают новые и новые Митрофаны.
Пример сочинения 4
Характеристика произведения «Недоросль»
Главным героям известного произведения «Недоросль» является Простаков, который представляет дворянский род. Вообще, его имя, Митрофан означает «подобный». Наверное, мать его так назвала, желая показать окружающим, что она будет воспитывать сына, который в будущем будет похож на неё. Женщина планировала оставить Митрофанушку рядом с собой до его 26-летия. Она даже не хотела отпускать его служить в армию. Что касается самой госпожи, то для неё были характерны не особо положительные качества:
твердолобость;
неумение слушать;
грубость.
У сына напрочь отсутствовала какая-либо мотивация достигать поставленных целей в жизни. Планов на будущее тоже он никогда не строил. Главной задачей для него было вкусно покушать. Мать говорила, что пока её сын ещё недоросль, это является несомненным плюсом. Сам Митрофан целыми днями ничего не делал. А когда он желал затеять шалость, он говорил об этом своей матушке. Женщина поощряла безделье сынка, называя всё это лёгким баловством.
Читатели не могли не запомнить известную всем фразу: «Не хочу учиться, хочу жениться». Митрофанушка полагал, что он не способен познавать науки. И даже в этом вопросе матушка его поддерживала. Несмотря на то что воспитание было совершенно неправильным, женщина очень любила своего сыночка. И когда он объедался, мать предлагала ему покушать ещё.
Если Митрофанушку кто-то обижал, женщина постоянно защищала его, не позволяя кому-либо обращаться плохо с ребёнком. Несмотря на все ожидания, Митрофан относился к своей матери пренебрежительно. Он постоянно её отталкивал, отворачивался, когда она желала ему помочь. Митрофан не хотел, чтобы мать целыми днями находилась рядом.
Вообще, парнишка не питал особых чувств к окружающим людям. Например, он вел себя слишком пренебрежительно и грубо со своим родным дядюшкой. Он мог огрызаться на него. Что касается воспитания Митрофана, то им занималась добрая женщина по фамилии Еремеева. Она хотела научить парнишку чему-то умному и хорошему. Сам Митрофанушка представлял собой достаточно высокомерную натуру. Он полагал, что люди всегда должны ему помогать. Автор хотел показать читателям, что в каждом человеке присутствует частица этого персонажа. Когда люди испытывают подобное, они частично становятся Митрофаном.
Как я понимаю комедию
В произведении Фонвизина рассказывается о недоросле, которого воспитывали неправильным образом. Со временем мальчик превратился в ленивое, неспособное ни к чему существо, отличающееся жестокостью.
Сам сюжет произведения происходит в небольшой деревушке, где всем заведует госпожа по фамилии Простакова. В произведении Фонвизина она сыграла одну из главных отрицательных ролей. Для женщины характерны властность и жестокость. Она презирает абсолютно всех вокруг:
свою свиту;
крестьян;
законного супруга.
Если к таким качествам также еще прибавить абсолютную безграмотность, то перед читателями предстаёт типичный для тех времен пример одной из дворянских особ. Простакова никого не любит, но обожает своего сына Митрофанушку.
Паренёк является точной копией своей матери. Он стал абсолютно невыносимым в поведении и ужасным в характере. Все дни он ленится, ничего не делает, обжирается. Митрофанушка презирает собственного отца, не воспринимая его, как личность. Что касается безграмотности сына, то это полностью заслуга матушки. Учиться всё-таки было обязанностью, а не интересным занятием. Простакова вынуждена исполнять новый закон, но не одобряет его. Недоросль лишь делает вид, что пытается учиться. Всех своих преподавателей он критикует.
Комедия до сих пор является актуальной в настоящее время. Сложно признать, но люди сегодня тоже делятся на богатых и бедных. При этом первые являются образованнее, мудрее и честнее.
Автор произведения «Недоросль» смог точно передать атмосферу времён дворянства, а также образы зажиточных помещиков. Он описал типичную биографию Митрофана, который был любимчиком своей матери. Недалекий, невоспитанный, неоднозначный паренёк не вызывает никаких положительных эмоций. Таких людей может исправить лишь собственное стремление и желание.
Пример сочинения 5
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», написанная в 1792 году, до сих пор не сходит с подмостков театров. Это произведение имело оглушительный успех. Современники утверждали, что после премьеры комедии князь Потемкин сказал автору: «Умри, Денис — лучше не напишешь!». Правда, эту же фразу приписывали и Державину…
Одной из самых актуальных проблем, поднятых в комедии, является проблема воспитания. В то время — в Эпоху Просвещения — тема воспитания достойного человека и гражданина была одной из самых популярных тем для обсуждения в кругу передового дворянства. Неудивительно, что комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» оказала большое влияние на российское общество тех лет.
Один из главных персонажей комедии — Митрофан Простаков- «Митрофанушка», как его называет мать, госпожа Простакова. Ленивый, глупый, эгоистичный, бездарный и невежественный, Митрофан вызывает смех. Он смешон, потому что он комедийный персонаж. Но Митрофан Простаков не только смешон.
Фонвизин не дает читателю и зрителю забыть о том, что Митрофанушка — представитель дворянства, то есть всего через несколько лет он будет властвовать над живыми людьми — крепостными крестьянами. Митрофан почти взрослый, даже по меркам нашего века, а по меркам века 18-го, когда была написана комедия, он уже взрослый безо всяких скидок. В те времена в 16 лет парня и женить могли. Что, собственно, и собирается сделать госпожа Простакова — женить сына на Софье, заодно прибрав к рукам состояние сироты. Чувства самой девушки, разумеется, не волнуют ни Митрофанушку, ни его мать, ни брата Простаковой Скотинина, который сам не прочь жениться на Софье.
В финале комедии, конечно, порок наказывается, но ведь в реальной жизни все могло сложиться совершенно иначе — и зрители комедии это прекрасно понимали.