Самым знаменитым творением Александра Островского стала его пьеса «Гроза». Сам заголовок произведения уже о многом говорит читателям и зрителям, несет в себе особый смысловой оттенок, символический знак, подталкивает их к размышлению.
Найдем и рассмотрим смысл и основную мысль в пьесе Александра Островского «Гроза». Если разобраться, то в названии произведения заложено глубокое смысловое понятие. Писатели часто приводят в своих произведениях различные образы природных явлений, но у Островского природная стихия наделена особым смыслом и имеет свои функции. Гроза выступает не только фоном, на котором разворачиваются события, но и действующим лицом. Это опасное природное явление является роковым в пьесе для каждого персонажа.
Автор особо подчеркивает важность грозы в четвертом действии. Ей уделено особое внимание. Так, Кулигин, заметивший намечающийся дождь, восхищен мощью природы. В образе Кулигина Островский показал свою позицию в пьесе. Сам он, как и этот персонаж, является сторонником прогресса во всем. Данный герой пьесы отличается от других граждан, живущих в городе Калинове, тем, что он умен и образован. Он не боится природной стихии. Он знает, что она безопасна для него. Кулигин, являясь человеком образованным, убежден в том, что для горожан Калинова одной из самых полезных вещей будет громоотвод. Но с ним не согласен купец Дикой. Он является одним из самодуров города и ко всем людям обращается грубо и жестоко, даже к своим родственникам. Они не выдерживают его оскорбления.
Недаром Тихон в эпизоде прощания говорит о грозе. В этом случае под словом «гроза» имеется в виду абсолютная власть, длительная боязнь, долгожданное, желанное избавление от нее. Сам Тихон – человек нерешительный и слабый. Он не может противостоять вмешательству в их с Катериной жизнь властной и жесткой матери. Ему уже достаточно надоели материнские упреки. Тихон совершенно искренне жалеет и любит свою жену, но он не может защитить супругу от произвола Кабанихи. Ему не нравятся порядки собственной матери, однако он не считает нужным им противиться, так как это не имеет смысла. Тихону хочется уединиться, чтобы хоть на некоторое время почувствовать себя независимым и уверенным в себе. В этом случае явление грозы рассматривается как воплощение этих чувств, как избавление от материнской зависимости.
Поэтому перед поездкой Тихон Кабанов, говоря, что грозы 2 недели не будет, имеет в виду, что, наконец-то вдали от дома он сможет отдохнуть от притязаний и нравоучений матери. Мы догадываемся, что с грозой Тихон сравнивает ужасную атмосферу, царившую в их доме.
Купец Дикой считает, что грозу посылают в наказание людям, и что природной стихии нужно бояться, хотя сам он грозы не боится.
В произведении автор поднимает темы расплаты и покаяния за совершенные грехи. Все персонажи пьесы бояться понести заслуженное наказание, особенно Катерина Кабанова. Как и Кулигин, эта героиня очень интересна своими отличительными особенностями от других горожан. Еще в детстве она была решительной, храброй, самостоятельной девочкой. Катерина получила от родителей отличное воспитание, она любила свободно мыслить, говорить то, что думает. О решительности Катерины говорит тот факт в ее жизни, что когда ее в 6 лет кто-то обидел, она вечером прибежала на берег Волги, вскочила в лодку и оттолкнулась от берега. Нашли девочку только утром в десяти верстах.
До брака с Тихоном Кабановым девушка жила беззаботно и беспечно. В замужестве она сталкивается с непониманием, грубыми оскорблениями.
Катерина пробовала смириться с этим и полюбить мужа, но у нее не получилось. Она не могла пересилить себя. Стремясь найти выход из такой тупиковой ситуации, молодая женщина тайно встречается с Борисом. Но и лицемерить она не может, потому что не умеет и не хочет лгать, изворачиваться. Ведь главная героиня – совестливая, честная женщина, ее автор наделил особыми качествами, такими как чистота нравственная, свобода духа, решительность. Катерина уверена, что гроза – это наказание за совершенные грехи, и это природное явление ее очень пугает.
Главная героиня чувствует себя грешной, потому что предала мужа. Как и стихия в природе, в душе молодой женщины надвигается гроза. Сначала она пытается, сделав выбор, принять решение. Что лучше: жить с Борисом, будучи грешной и осуждаемой обществом, полагаясь на свои и его чувства, или с нелюбимым мужем и злобной властной свекровью, придерживаясь законов «темного царства» и не руководствуясь чувствами.
Екатерина отдает предпочтение Борису и полна решимости сделать этот шаг. Но Борис оказался не готов взять ответственность за свою любовь, за их отношения. И положение молодой женщины стало очень затруднительным.
Роман Бориса и Катерины тоже похож на грозу. Он стихийно начинается и заканчивается тоже стремительно, как стихия.
Исходя из наших наблюдений, можно сказать, что в знаменитой пьесе Александра Островского образ грозы – это символ наказания за совершенные грехи и знак силы рока.
После смерти Катерины жестокие устои «темного царства» начинают рушиться. Терпение и покорность покидает многих героев произведения. Например, Варвара убегает из дому со своим возлюбленным. Кулигин же в происшедшем винит горожан. Ну а Тихон решается пойти против матери.
Символы искушения и кары
Роль символических образов в драме «Гроза» связана с идейно-композиционным уровнем произведения. Одним из ключевых моментов в пьесе является монолог Катерины с ключом, когда она хочет отправиться на встречу с Борисом в сад. Предмет символизирует выбор, который стоит перед героиней. Он ассоциируется с угольком из ада, попавшим в руки и обжигающим их. Сад же, в котором героине предстоит свидание с Борисом, напоминает об Эдеме, где случилось грехопадение Адама и Евы.
Другим важным символом пьесы, в котором выражена внутренняя несвобода героини, является образ птицы. Будучи девушкой, Катерина часто представляла себя летящей и свободной. Согласно древней традиции, птица на воле символизировала девушку на выданье, а затем выступала символом свадьбы. Счастье беззаботной юности для Катерины оказалось кратко. Жизнь в доме Кабанихи после замужества стала подобна жизни в клетке.
Кульминацией пьесы является сцена публичного раскаяния Катерины, где она бросается в ноги Кабанихе и мужу и рассказывает о своей любви. Всё это происходит на фоне бушующей грозы, однако немаловажной частью этой сцены, усиливающей эффект, являются декорации настенных росписей. На фресках изображаются сцены из Священного Писания, в частности, Страшный суд и геенна огненная.
Эпизоду предшествует встреча с безумной барыней, пугающей Катерину росписями. Христианские сюжеты символизируют нравственное падение героини и усиливают ощущение ужаса, охватившего Катерину во время бури.
Героиня гибнет в бездуховном мире Калинова, однако сохраняет внутреннюю чистоту, красоту и любовь к людям. В связи с этим в пьесе на идейном уровне проявляется мотив очищения, неоднократно всплывавший в монологах персонажей (Катерины, Кулигина). Не случайно авторское определение произведения — трагедия. Как известно, античные трагедии закачивались смертью героя, не способного преодолеть рок, но вызывали у зрителей ощущение катарсиса — очищения через страдания.
Образ города
Не менее символично и название города Калинова. Это вымышленное место представляет собой обобщённый тип русских провинциальных городов без конкретного прототипа. В Калинове угадывается целый ряд небольших городов Поволжья, по которым Островский путешествовал, собирая материал для пьесы.
Название происходит от слова «калина» — ягоды яркой и красивой внешне, но горькой на вкус. Так и сам город за высокими берегами Волги и бульваром, по которому никто не гуляет, скрывает жестокие нравы своих обитателей, их чопорность, беспринципность и властолюбие. Самым почитаемым местом в городе является церковь, однако горожане ходят туда не для молитв, а для разговоров, сплетен и развлечений.
Название города напоминает сказочный Калинов мост, который в фольклоре является местом борьбы добра со злом.
Сочинение на тему «Смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза»»
Н. Островский — крупнейший драматург второй половины 19 века. «Гроза” — одно из его ярчайших произведений. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе.Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. И не случайно он избрал именно такое название для своей пьесы. В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза— это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.
В центре пьесы — конфликт представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным,“на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.
Единственный, кто не стал бояться грозы, — так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? Там тоже не все спокойно — назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе — грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина — замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является частью калиновского мира. Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.
«Смысл названия и образная символика в драме «Гроза»»
Драма А. Н. Островского «Гроза» показывает нам жизнь в городе Калинове, то и дело нарушаемую различными проявлениями грозы. Образ этого природного явления в драме весьма многогранен: это одновременно и действующее лицо пьесы, и её идея. Одно из самых ярких проявлений образа грозы — это характеристика персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что характер Кабанихи довольно схож с раскатами грома: она так же устрашает окружающих людей, может даже погубить. Вспомним слова Тихона перед отъездом: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Родной сын, говоря о грозе, имеет в виду тиранию в доме. Схожая обстановка царила и в доме Дикого. Он злился, ругался, а иногда даже рукоприкладствовал из-за всяких мелочей. Кудряш сказал о нем: «Пронзительный мужик!» — и точно, характер Дикого может пронзить любого, словно электрический разряд. Но гроза в произведении характеризует не только «жестокие нравы» в Калинове. Заметно, что наиболее яркие моменты непогоды совпадают с душевными терзаниями Катерины. Вспомним, когда Катерина призналась Варваре, что любит другого, началась гроза. Но и в душе Катерины было неспокойно; её импульсивность давала о себе знать: даже ещё не сделав ничего неправильного, а лишь подумав не о муже, Катерина начала говорить о скорой смерти, побеге из дома и страшных грехах. По возвращении Кабанова в душе Катерины бушевали ураганы, и, в то же время, на улицы слышны раскаты грома, пугающие горожан. Также образ грозы предстает перед читателями в качестве наказания за совершенные грехи. Катерина говорила о грозе: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Мы можем понять, что гроза для горожан — это только страдания. Эту же мысль подтверждают и слова Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». Этот страх перед грозой-наказанием характеризует Дикого как приверженца старых нравов, если рассматривать грозу в её следующем образе: символ перемен. Гроза как символ нового ярко показана в монологе Кулигина: «Не гроза это, а благодать!» Кулигин, будучи героем-резонером, открывает перед читателями точку зрения самого Островского: перемены всегда к лучшему, их нельзя бояться. Таким образом, становится очевидным, что А. Н. Островский, умело орудуя образом грозы в её разных проявлениях, показал все стороны жизни в типичном русском провинциальном городке, начиная с трагедии «жестоких нравов» и заканчивая личной трагедией каждого.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Пьеса «Гроза» А.Н. Островского по праву считается одним из значимых произведений отечественной драматургии. В центре истории — социально-исторический конфликт, достигший огромного масштаба. В своей работе Александр Николаевич столкнул два поколения с совершенно разными взглядами на жизнь. Автор затронул темы любви и брака, верности и греха.
Характеристика главных героев пьесы «Гроза»
Кабаниха
В пьесе главные действующие лица колоритные и яркие. Одна из героинь — Кабаниха — является купчихой. Она яро отстаивает принципы домостроя. «Вот она теперь и надает приказов, один другого грозней». Кабаниха привыкла всех вокруг подчинять своей воле. Она любила раздавать поручения, которые должны были беспрекословно выполняться. «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит». Кабаниха добивалась своих целей особыми методами. Героиня могла манипулировать людьми. Делала это она искусно и тонко. Под ее сильным влиянием оказался и ее сын — Тихон. Он не мог ей слова сказать против. «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!». У Кабанихи было свое мнение и относительно брака и семьи. «Что ж ты стоишь… Приказывай жене-то…». Она учила своего сына, как ему следует общаться с супругой. Мнение Катерины никто не спрашивал. Она должна была быть кроткой и покорной.
Савел Прокофьевич Дикой
«Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе». Именно так характеризует персонажа А.Н. Островский. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Самодур, владевший внушительным состоянием. «Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?». У персонажа был особый подход к людям. Герой пьесы был безжалостным тираном, который не считался с мнением окружающих. На простых людей он никогда не обращал внимания. Дикой был уверен, что они этого не достойны. «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Однажды Дикой сам решил, что может распоряжаться судьбами людей. Бессердечный и алчный персонаж, который отталкивает от себя читателей своими поступками и словами.
Катерина
«Лучом света в темном царстве» в произведении «Гроза» принято называть Катерину. «…отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Героиня не утратила способности мечтать и верить в лучшее. Она хотела абстрагироваться от ссор, равнодушия со стороны окружающих, несправедливости и стать свободной, словно птица. «Обманывать-то я не умею, скрыть- то ничего не могу». Девушка была открытой и честной. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Вступление в брак сильно изменило Катерину. Ее глаза потухли, она больше не могла замечать прекрасное в каждом новом дне. Существование героини стало серым, словно бессмысленным. Но так было не всегда. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». Появление семьи не сделало девушку счастливой.
Тихон Кабанов
Мужем Катерины был Тихон. Молчаливый, безынициативный «маменькин сынок». «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!». Тихон не принимал самостоятельных решений. Он всегда поступал так, как велела ему Кабаниха. «Вы меня заездили совсем! Я не чаю, как вырваться-то». Со временем Тихон стал понимать, что так больше продолжаться не может. Но персонаж не знал, как изменить ситуацию. В итоге именно Кабаниху Тихон посчитал виновной в произошедшей трагедии. «Маменька, вы ее погубили! вы,вы,вы… Вы ее погубили! Вы! Вы!». Он, наконец, захотел вырваться из-под опеки Кабанихи. Только было уже слишком поздно.
Борис
Борис был близким родственником Дикого. «Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный». Сам персонаж так описывает себя: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж вед совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет! Ну, к чему пристало! Мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся!». Борис испытывает сильные чувства к девушке. Он никак не может справиться с волнением и душевными терзаниями. «Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя». Эта любовь не дает ему покоя. Он не смог больше держать свои чувства в себе и признался во всем. «Я бы бросил все да уехал! А то сестру жаль». Персонаж никогда не думал только о себе. «Воспитывали нас родители в Москве… оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались». С этого момента он осознал, что должен нести ответственность не только за себя, но и за свою сестру.
Варвара
Дочь Кабанихи и полная противоположность брату Тихону. Вынужденная адаптироваться к сложной жизни в собственном доме, она по-прежнему остается смелым и свободным человеком. Кабан для нее не авторитет, и она живет по своим убеждениям. Варвара совершенно не заботится о морали и не беспокоится о чужих рассказах и сплетнях.
Кудряш
Друг Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, чванством, грубостью. Это амбициозный молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. История его незатейливой жизни мало чем отличается от жителей провинциального городка.
Кулигин
Механик-самоучка, человек с пытливой живой души. Это один из немногих персонажей спектакля, имя которого вызывает только положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить по установленным канонам. Он страстно мечтает об общем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина не суждено было сбыться.
Борис
Молодой, прилично образованный человек, племянник Дикого. Сначала складывается впечатление честного молодого человека, но на самом деле он оказывается насквозь вульгарным лицемером. Не оправдывая надежды влюбленной Катерины, не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо убегает, оставив девушку одну.
Феклуша
Спутница Кабанихи, способная с завидной легкостью попасть в доверие любого человека. Ловко используя лесть и безграмотность местных жителей, она обеспечивает себе достаточно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, так как угрожают ее обычному обывательскому миру, в котором нет места культуре, просвещению, вежливости.
Глаша
Девушка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и невежеством. Это отличный партнер Феклуши, у которой в молодости был столь же узкий кругозор и примитивное мышление. Ей намного легче жить в ее ограниченном мире, где машину называют «огненным змей», чем впитывать новые знания.
Урок № 22. Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».
Тип урока: комбинированный урок
Педагогические задачи:проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы, как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей;воспитывать любовь к русской литературе.
Планируемые результаты
Предметные: понимание связи литературного произведения
с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
литературного произведения
Метапредметные:
Регулятивные УДД:учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание
в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений
Личностные: оценивают ситуацию
на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин и др. – М. : Просвещение, 2019*; презентация
Интернет-ресурсы: :https://youtu.be/Yi0ILT5icgYhttp://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf
1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/
2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа :http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416
Этапы урока
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
1. Организационный этап
Психологический настрой обучающихся на урок. —
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;
регулятивные: саморегуляция.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?”Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока?
Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.
коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;
регулятивные: целеполагание;
познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.
3. Актуализация знаний.
Беседа по тексту.
– Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)
Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами..
личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;
познавательные: умение работать с разными источниками информации;
регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.
4.Первичное усвоение новых знаний.
– Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена унижением.)Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в данной сцене?
– “Тиша, не уезжай…” — “Ну, бери меня с собой…” — “Батюшки, погибаю я…” — “…возьми клятву…” (Д. 2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? (“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” — “Съедят, в гроб вколотят”.)
Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами..
познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;
коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
личностные: умение выражать своё отношение к событиям;
регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.
5. Первичная проверка понимания
1) Назовите основные символические образы драмы «Гроза».
2) Почему Островский не назвал пьесу именем главной героини?
3) В чём противоречивость символического значения реки Волга?
4)В каких пьесах Островского вы встретили те же символы?
5) В чём символическое значение говорящих фамилий в пьесах Островского?
Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами..
поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;
коммуникативные:
умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;
личностные: умение выражать своё отношение к событиям;
6. Первичное закрепление
Письменно ответьте на вопрос: Почему Островский дает название пьесе «Гроза». Какое бы предложили название?
Обсуждение, анализ и сравнение
познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения;
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», — говорит Катерина Варваре о грозе. Она боится и речей старой барыни, боится явиться грешницей перед Богом…)
Напишите развернутый ответ на вопрос: «Чего не боится Катерина?»
Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы
коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.
8.Рефлексия (подведение итогов занятия)
— Какой вывод можно сделать из этого урока? Побуждение к высказыванию собственного мнения.
Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения:
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я научился…
регулятивные: формирование навыков рефлексии.
коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
познавательные: сравнение, оценивание.
В 1859 году А. Н. Островский представил новую пьесу «Гроза», с пугающей реальностью описывающей нравы купечества. Смысл «Грозы» Островского вызывал множество споров. Особенно неоднозначно воспринимался образ Катерины. Одни воспринимали героиню как «луч света в темном царстве», другие – считали инфантильной, глупой и не менее порочной, чем окружающие ее люди. Разобраться, кто прав и что на самом деле хотел сказать драматург, а также в чем заключается в пьесе Гроза смысл произведения, можно с помощью подробного анализа произведения.
Краткое содержание Грозы Островского
Действие пьесы происходит в вымышленном провинциальном городке – Калинове, расположенном на берегу Волги. События разворачиваются на протяжении небольшого отрезка времени.
В центре сюжета семья Кабановых:
- Марфа Игнатьевна (Кабаниха) – глава семьи, вдова с властным, деспотичным характером, держит под пятой всю семью;
- Тихон – сын Кабанихи, безвольный, инфантильный, полностью подчиняется матери;
- Катерина – жена Тихона, несчастная молодая женщина, страдающая от тирании свекрови;
- Варвара – дочь Кабанихи, своевольная, хитрая девушка, не боится перечить матери.
Кроме них в пьесе немало и других персонажей, играющих существенную роль в понимании истинного смысла «Грозы». Среди них:
- Дикой – богатый купец, отличается скупостью и грубостью;
- Борис – племянник Дикого, приехал к дяде ради получения наследства;
- Кудряш – возлюбленный Варвары;
- Кулигин – местный житель.
На городской площади беседуют о природе Кулигин с Кудряшом. Их беседу прерывает появление Дикого с Борисом, вынужденным терпеть нападки дяди ради получения наследства. После ухода Дикого Борис признается Кулигину, что ко всем своим несчастьям умудрился влюбиться в замужнюю женщину.
На площади появляется семейство Кабановых. Купчиха отчитывает сына за неправильное обращение с женой, считая его слишком мягким. Тихон вяло оправдывается.
Катерина, оставшись наедине с Варварой, признается в любви к человеку, не являющегося ее мужем.
Измена
Тихон уезжает по делам на несколько дней. После отъезда мужа Катерина по настоянию Варвары выдает ей имя возлюбленного. Это Борис.
Варвара, решив устроить встречу влюбленных, ворует у матери ключ от калитки. Катерина колеблется, она не хочет изменять мужу. Но соблазн увидеть возлюбленного пересиливает угрызения совести и она оставляет ключ.
Борис, прогуливаясь с Кулигиным, натыкается на Варвару, целующуюся с Кудряшом. Девушка сообщает Борису место его свидания с Катериной. Вечером Борис приходит к заднему двору, куда к нему выходит Катерина.
Интересно! Образ Катерины Островский списал со своей возлюбленной, бывшей на тот момент замужем – актрисы Косицкой.
Молодая женщина напугана, пытается прогнать возлюбленного, но чувства перевешивают страх. После обоюдных признаний в любви, влюбленные договариваются встречаться каждую ночь, пока Тихон в отъезде.
Признание
Прошло 10 дней. На берегу Волги прогуливаются жители города, но начавшийся дождь вынуждает всех спрятаться внутри древней постройки. Погода резко портиться, приближается гроза.
Под укрытие приходит и семейство Кабановых. Катерина сильно дрожит, ее страх усиливается после того как раздаются разговоры о том, что из-за грозы может кто-нибудь погибнуть. Девушка не выдерживает и прилюдно признается в своем грехе.
Гибель Катерины
Сбежала с возлюбленным Варвара. Катерину заперли, но ей удалось покинуть дом. Растерянная женщина отправилась на поиски любимого. Она предлагает Борису сбежать из города. Но тому не хочется терять наследство. Дикой в наказание отправляет племянника на Север. Борис подчиняется воле дяде.
Оставшись одна, Катерина бежит к реке. Тихон с матерью и Кулигиным ищет жену. В это время кто-то сообщает о самоубийстве женщины, бросившейся со скалы в воду.
Увидев бездыханное тело Катерины, Тихон обвиняет во всем мать. Кабанов садится возле тела жены, сожалея, что она ушла, а он остался жить и мучиться
Гроза: анализ произведения
При поверхностном чтении пьесы может показаться, что основной фабулой произведения является примитивный любовный треугольник. Но на самом деле, в пьесе Гроза смысл сюжета намного глубже.
Основу драмы составляет конфликт между старым миром (Кабаниха, Дикой) и новым (Катерина, Варвара). Общество разделилось на два лагеря. Лицемерным, фальшивым людям, стремящимся лишь к наживе, противостоят те, кто уверен, что счастье не зависит от материальных благ.
Обстановка все больше накаляется, рано или поздно она должна вылиться в «грозу». Таким образом, основная идея произведения – необходимость перемен. Именно такой смысл вложил Островский в название драмы, подразумевая под грозой не только природное явление, но и чувства, бушующие в душах тех, кто протестует против сложившихся устоев.
Писатель старается передать смысл пьесы «Гроза» и через символику.
В качестве символов автор использует:
- грозу, олицетворяющую божью кару;
- птиц, символизирующих собой свободу, независимость;
- реку, погубившую Катерину и в то же время, давшую ее душе долгожданную свободу.
В свое произведение Островский вложил и глубокий нравственный смысл, описав нравы и быт людей, живущих по домостроевским законам. Тирания, домашнее беззаконие заменяют нормальные отношения в семье. Жестокость и невежественность самодуров становится причиной тайных встреч, измен молодого поколения, приведя в результате к трагедии.
В чем суть концовки
Немалое значение для понимания смысла разыгравшейся в пьесе Гроза драмы имеет финал произведения.
Катерина, уставшая бороться с «темным царством», кончает жизнь самоубийством. Ее искренняя, страстная душа не находит места в этом мире. Девушку мучают мысли о совершенном грехе. Она мечтает увидеть любимого, но тот отрекается от нее, боясь потерять наследство.
Катерине, оставшейся одной, приходит мысль, что так дальше жить нельзя. Размышления о смысле жизни выливаются в монологи Катерины в финале «Грозы». Ей становится легче при мысли о могиле, даже Божья кара ей не страшна и героиня решается на самоубийство.
Интересно! Произведение Островского оказалось пророческим. Через месяц после написания пьесы драма, подобная описанной произошла в Костроме, где мещанка Александра Клыкова покончила с собой, бросившись в Волгу. Причиной стали притеснения свекрови и тайная любовь к другому.
В драме Гроза смысл финальной сцены – показать, что жизнь в «темном царстве» хуже смерти. И слова Тихона над трупом жены — «а я то зачем остался жить…» – лучшее подтверждение этого.
Вопросы бытия волновали людей во все времена. Именно поэтому проблемы, затронутые Островским в драме «Гроза», актуальны и сейчас, ставя произведение вне времени.