Смысл мультфильма сказка сказок

Facebook twitter вконтакте одноклассники telegram whisper о, прямо подарок на н, любимый раздел - дю и девчонки - интеллектуальная бездуховность

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Telegram

Whisper


О, прямо подарок на Н, любимый раздел — ДЮ и девчонки — интеллектуальная бездуховность )

Doom


Предвкушение Вия на детском утреннике, надеюсь, не обманет!!!

Sejio


Насчет той же Бабы Яги не всё однозначно — во многих сказках она помогает главному герою, дарит ему всякие волшебные ништяки (волшебного коня/меч/яблоко/итд).

Doom


Кому: Sejio, #3

> Насчет той же Бабы Яги не всё однозначно — во многих сказках она помогает главному герою,

Она же нежить, то есть ходячий труп. Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

Zx7R


Фиолетовая — атас. Ночью увидишь, потом год со включенным светом спать будешь.

А услышишь — уши отпадут от глупости.

Whisper


Кому: Zx7R, #5

Это да, что-то сдала, что будет через год, даже думать не хочется. А беленькая — прямо красотка, остальных можно и не показывать, если уж видеоряд смотреть честно — давайте только ее )

panah


Дмитрий Юрьевич, со всем уважением: ведущим программы «Очевидное — невероятное» был профессор (не академик) Сергей Петрович Капица. Академиком был его отец Петр Леонидович Капица. Извините.

Le Graff


Кому: Sejio, #3

Потому что глав герой эту бабу ягу побеждает(грубо говоря побеждает смерь) причем чаще всего не силой, а умом и получает за это ништяки

Sejio


Кому: Doom, #4

> Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

В очень многих сказках она помогает главному герою. Если вы их не читали или не помните — это не значит, что их нет.

Кому: Le Graff, #8

> Потому что глав герой эту бабу ягу побеждает(грубо говоря побеждает смерь) причем чаще всего не силой, а умом и получает за это ништяки

Слово «побеждает» тут не совсем подходит, ГГ проходит инициацию (например, омовение в бане и вкушение пищи, предложенной Бабой Ягой — как нетрудно догадаться, оба этих ритуала имеют явный похоронно-обрядный контекст), и, как доказавший чистоту помыслов, получает возможность пройти в Мир Мертвых, привратником которого она является (одной, костяной, ногой она стоит в Мире Мертвых, а другой, обычной, стоит в Мире Живых)

BandIDo


Тяжело смотреть, когда люди вырвав некий факт, даже часть факта, из исторически-экономического контекста с 4 сторон вваливают дискретно в канву обсуждения. Д.Ю. как медведь вынужден крутиться на поляне и отмахиваться. Получается, но все же разговор как в тумане.

Zx7R


Кому: Whisper, #6

> Это да, что-то сдала, что будет через год, даже думать не хочется. А беленькая — прямо красотка, остальных можно и не показывать, если уж видеоряд смотреть честно — давайте только ее )

Синяя товарищ сотрудник. И говорит всегда в тему.

Красная — ногу ишь заголила, не знает поди что ДЮ кремень!!

erazmanov


Кому: Doom, #4

> Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Taron


По поводу морали и пропаганды в кино — за последние две недели посмотрел пару фильмов и 1 серию мультфильма, где присутствует сатира и ирония.

1)фильм Don’t Look Up (2021) в целом неплох как сатира

2)фильм Vice (2018). В конце фильма какое-то общественное собрание, на котором говорили из-за чего такие события произошли. Все присутствующие с понимающим лицом головой покивали, мол — да, вот оно как, это точно. Наводят камеру на двух девушек, одна другой говорит — слушай, тут новая часть форсажа выходит, пошли сходим.

3)мультсериал Симпсоны 29 сезон 20 серия (вообще серия полна аллюзий американца на Восточную Европу)Но есть один момент: Лиза говорит — в Дании бесплатная медицина и объясняет, что там социализм. Гомер отвечает — социализм? но все болтуны на радио велят его ненавидеть.

Пахомыч


четырёх симпатичных девч0нок явно мало.

Предлагаю следующий формат — 12 деч0нко на 1 Гоблина. :)

Thunderbringer


Советские квоты были несколько не те. Тогда были квоты в учебных заведениях. То есть людей из регионов, которые длительное время отставали подтягивали до общего уровня. И это, надо сказать, получалось более-менее успешно. И они не были исключительно национально-расовыми. Они в том числе распространялись на жителей села.

А в США и других странах со схожей неолиберальной идеологией — другие квоты. Там при приёме на работу нужно, чтобы была женщина, чёрный, представитель сексуальных меньшинств. Можно все сразу в одном флаконе. Никакого позитивного влияния это оказать не может. Наоборот, в не столь отдалённой перспективе это может просто уничтожить саму страну. Потому, что вместо специалиста высокого класса возьмут чёрную бодипозитивную лесбиянку, которая кое-как отучилась. Или как когда из труппы выгоняют 40 человек, только потому, что они — белые.

Есть там квоты и на прием в университеты. Но они не могут оказать никакого позитивного влияния просто потому, что детишкам из бедных кварталов просто денег не хватит. А у богатых тех же чернокожих — нет никаких проблем с поступлением.

Проблемы могут быть только у нижней части среднего класса — многие не знают, но для поступления либо в престижный, либо в недорогой, но дающий хорошее образование университет в США частенько надо давать на лапу. Потому, что мест мало.

А уровень начального-среднего образования там просто адское дно. Некуда уже пробивать. У нас по сравнению с СССР жёпа, но до уровня США еще лететь и лететь.

Поэтому квоты в СССР и США — это две большие разницы, как говорят в Одессе.

Если бы США пришли к самому главному в СССР — всеобщему бесплатному или доступному образованию, то у них был бы шанс. А малая доступность всего этого для населения в сочетании с самой хреновой системой здравоохранения дает им пару десятилетий до наступления необратимых изменений, несовместимых с жизнью.

Уже сейчас они скупают мозги по всему миру. А завтра Китай станет платить больше и не попавшие в квоты умные люди рванут туда.

P.S. Девушка с неолиберализмом головного мозга конечно поражает. Д.Ю про закон — иди в полицию, пиши заявление, снимай побои. А она про то, как сложно спустя 50 лет доказать. Спустя 50 лет и изнасилование без наличия чётких доказательств доказать невозможно. А уж «домогательства» на западе — это вообще красота. Что угодно называется домогательствами. По мне домогательство — это когда женщина неоднократно просит не приставать а мужик упорствует. Или наоборот.

А всякие там «отмены» — это модернизированный вариант охоты на ведьм. И да, случаев, когда оно реально по поводу — в лучшем случае 1 из 15, а в остальных — полулегальный механизм расправы с конкурентами/обидчиками и отъёма бизнеса. Цементные башмаки или мошенничество — за это сесть можно. А травля не наказуема, когда нога — кого надо нога.

И это показатель того, что общество нездорово. В здоровом — вопрос решается в суде. Суд для того и существует.

Doom


Кому: Sejio, #9

> В очень многих сказках она помогает главному герою. Если вы их не читали или не помните — это не значит, что их нет.

Мы их читаем и помним. Не было телефонов и телевизоров, я вообще из библиотеки не вылезал.

Doom


Кому: erazmanov, #12

> В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Это вступление вообще лучшее из всех, помню наизусть. «Делать нам нечего и вот один раз, решили записать альбом, полный атас, и даже не альбом, а сказку вообще, где участвует козёл бессмертный Кащей» и т.д. :) Отличное вступление, где только нахватались.

Steel Rat


Кому: Doom, #17

> Отличное вступление, где только нахватались.

Юра — Пушкин два.

slepets


Кому: Whisper, #6

Да, блондинка симпатичная. Очень хорошо оттеняет подружек/конкуренток/соведущих.

Whisper


Кому: Zx7R, #11

Да, это нога — у кого надо нога )

Камрад Александр


Кому: erazmanov, #12

> В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Эх, как по мне наилучший альбом Сектор Газа)

Alekseyll


Съёмки сказок отдали на откуп Диснею — вот они нам и наснимают.. кто там говорил, что чтобы победить врага, надо воспитать его детей. В ТЦ была выставка новогодних поделок, так там ни одного Деда Мороза, а одни сантаклаусы, а фоном музыка в ТЦ мерикрисмас и джингбелс, да и по радио сплошные врвжьи джингдбелсы. тошнит уже от них…

DeD Pa3uH


По Матрице есть мнение, что новый фильм это лишь способ воскресить франшизу. Мостик от старой Матрицы к новой. Не просто так он называется «Воскрешение». Нео и Тринити получат ранг свадебных генералов, или уплывут вслед за агентом Смитом в Валинор и мы их больше не увидим. Старпёры, при всем уважении к Киянке и Керри-Энн, кассы не сделают. Свежая кровь нужна и её вольют. С учётом повесточки есс-но. На передний план выдвинут нового Морфеуса в костюмах попугайских расцветок (жаль Нео не спросил умеет ли тот жонглировать) и его радужноволосых друзей. Главным злодеем станет Барни Стинсон.

Doom


Кому: Zx7R, #11

> Красная — ногу ишь заголила, не знает поди что ДЮ кремень!!

Женские ноги прекрасны. Но не они должны быть главными в диалоге, ДЮ надо слушать, причём внимательно, а они его не слушают — позиционируя его как гостя! — а с гостем надо быть вежливым. Ну бабы, что с них взять.

G01D


Кому: Alekseyll, #24

Дед Мороз коммунистический, а значит, должен быть забыт.

Ждем черного Санту-гомосека.

Ричман


Мне матрица совсем не понравилась.

Doom


Кому: Thunderbringer, #15

> Советские квоты были несколько не те. Тогда были квоты в учебных заведениях.

Регулирование уже из школ шло. Ты — остаёшься, а ты — уходишь, очень просто там всё делалось. Квоты — вот они и есть, на первичном уровне.

УниверСол


Кому: Alekseyll, #24

> сплошные врвжьи джингдбелсы. тошнит уже от них…

ППКС.

Zx7R


Кому: Doom, #26

> ДЮ надо слушать, причём внимательно, а они его не слушают — позиционируя его как гостя! — а с гостем надо быть вежливым. Ну бабы, что с них взять.

Всех на кухню, всех!!!

Doom


Кому: Zx7R, #31

> Всех на кухню, всех!!!

Там ещё про волонтёрство было: ничего романтического там нет, это труд, рутина та ещё. Это ещё вырывать надо из рабочих часов время, ездить туда-сюда, полдня уже нет, но помощь — а кто, если не мы? Бензин бы ещё не крали сверху сидящие.

GrUm


Кому: Doom, #4

Она не нежить. Нежить — это недовольный дух предков. Баба Яга никогда живой в обычном смысле не была. Она психопомп, проводник в потусторонний мир.

Bomberman


Господи как круто.

Обо всем по сути.

Abscess


Блондинка самая клёвая.

Только не совсем ясно нафига она пластикой себя по лицу шарахнула.

В прошлом годе такая была няшная, а в этом несколько испортилась.

Хотя сама она наверняка думает наоборот.

Doom


Кому: Abscess, #35

> Блондинка самая клёвая.

Ты, наверно, старый стал :)

Abscess


Кому: Doom, #36

> Ты, наверно, старый стал :)

Да уж точно не помолодел :)

Однако она мне и в прошлом году больше всех понравилась.

Atollos


Кому: Abscess, #35

Коасненькая и черненькая хороши. Две другие с пластикой вообще не рассчитали.

Abscess


Кому: Atollos, #38

> Коасненькая и черненькая хороши.

У меня другого вкуса фломастеры.

Rus[H]


Слушал выпуск целиком сегодня во время утренней тренировки, а сейчас глянул стопкадр ролика. Да уж, по внешности ведущих безошибочно можно определить, кто о чём с утра мне в ухо вещал )

Предыстория

Как и многие другие русские сказки, в частности, «Колобок», сказку «Репка» (записана в Шенкурском уезде Архангельской губернии) опубликовал в 1863 году исследователь фольклора Александр Афанасьев в сборнике «Народные русские сказки» Том I.

Известны версии «Репки» в сборниках Ончукова («Северные сказки», 1908 – записана в Лижме Петразаводского уезда Олонецкой губернии ), Бессонова («Детские песни», 1868).

Многие писатели, среди них В. И. Даль, К. Д. Ушинский, А.Н. Толстой, переработали инвариантный сюжет и написали свои версии сказки.

В чем смысл сказки «Репка»?

Явный смысл сказки о репке

Взаимопомощь – это первое что приходит на ум, когда пытаешься раскрыть смысл сказки.  Наталкивает на это цепочное построение сказки: когда герои друг за другом, просят помощи у последующего и в итоге вместе вытягивают репку.

В сказках, построенных также по цепочному принципу у других народов, добавлены дополнительные элементы, которые раскрывают другие качества: трудолюбие и смекалистость.

В русском варианте поучительный смысл в том, что любую работу, которая кажется непосильной, можно сделать, собравшись вместе. Нужно только попросить помощи (позвал дед бабку, позвала бабка внучку и т.д).

Почему «бабка за дедку дедка за репку» и т.д?

В сказке показана иерархическая модель взаимодействия, которую важно усвоить ребенку для выстраивания отношений в коллективе и семье.

Дед – глава семьи и хозяйства позвал жену – бабку.

Внучка, как младшая в семье, обязана помогать взрослым, её позвали следующей.

Заметим, бабка позвала внучку как первую помощницу по дому, а уже потом Жучку.

Почему внучка, а не сын или дочь?

Роль дедки и бабки в сказке следующая. Кроме того, что они символизируют старшинство в семье, они заменяют неподходящих по смыслу сказки родителей внучки. Если бы в сказке вместо деда репку тянул отец внучки, т. е. человек в расцвете сил, то образ мужчины как мужа и отца был бы подорван тем, что он не смог справится с такой простой задачей – вытягивание репки. Деду не вытянуть репку незазорно – он старый и немощный.

Внучка воспитывается у дедки с бабкой – это нормальное явление того времени. Вариант, в котором вместо дедки и бабки репку тянули отец и мать внучки не подходит для модели сказки, т. к. добавляет необходимость в описании второстепенных ненужных деталей.

Если в сказке говорится о дедке и бабке, то их взрослые дети наверняка живут отдельно. Просить помощи от них – это отвлекать тех от работы и признаться в собственном бессилии. Поэтому вокруг репки сплачивается все те люди и животные, которые выражают один коллектив. На примере вытягивания репки раскрыта тема взаимовыручки, которая должна присутствовать в любом коллективе.

Почему Жучка и кошка?

Первой помощницей человека заслуженно считается собака: она и охранник дома, и пастух, и верный друг. Как писал Дж. Биллингс: «Собака — это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя». Поэтому внучка крикнула первой собаку. В первоначальной версии сказки у Афанасьева внучке помогает собака (в дальнейших интерпретациях она получила кличку Жучка), а той помогают «пять ног». Что это за «пять ног» – местечковое понятие, аллегория или шутка – непонятно. В литературе закрепилась версия, в которой собаке помогает кошка и мышка.

Но почему собака позвала ненавистную ей кошку?

В сказке умалчивается, но совершенно точно проглядывается тема примирения собаки и кошки: заклятых врагов между собой, но одинаково необходимых человеку. Было бы сложно на фоне других животных донести важность мира и согласия в коллективе. Примирение во имя благой цели – еще один важный смысл сказки.

Ребенок, услышавший сказку должен понять важность примирения: необходимость прощать и самому уметь просить прощения.

Кроме того, в сказке нет других домашних животных, что подчеркивает бедность старика и старухи. Поэтому от того, вытянут они репку или нет зависит что будет на обеденном столе. Репа для крестьянина – второй хлеб.

Что символизирует репка?

Репка – это центральный предмет сказки. Все связано с ней. Тема взаимопомощи и примирения закручена вокруг неё. Репка символизирует главную цель для человека, настолько главную, что вокруг неё сплотились и люди и звери.

Примирение Смирение
Помощь ближнему Любовь

Примирение ведет к смирению. Взаимопомощь ведет к любви. Это две главные добродетели христианского мира. Чтобы их достигнуть необходима большая внутренняя работа. Поэтому говорят: «Царство Небесное силою берется» (Матф.11:15).

Кто такая мышка?

И, наконец, развивая тему примирения, кошка попросила другого заклятого врага о помощи – мышку. Почему помогает мышка, никогда не считавшаяся другом человека, а скорее, наоборот, – воровкой и вредителем?

Замирение кошки с мышкой залог мира мышки и человека.

Вся цепочка персонажей – это звенья примирившихся героев.

Помощь мышки оказывается той малой, но необходимой толикой, с помощью которой вытянули репку.

С другой стороны, была ли уж столь важной помощь такого маленького и слабого существа? Может быть в силе – нет. Но если каждый член коллектива чувствует поддержку, дружеское плечо, то силы могут удесятериться. Многие военные начальники вспоминали, что одерживали победы благодаря духу сплоченности. Так и здесь: желание помочь всех пришедших, сделало героев морально сильнее, сплотило их.

Миром (т. е. вместе) – герои вытащили репку.

Таким образом, сказка про репку учит нас, что нужно всегда примиряться с близкими и врагами, верить в свою цель, а также не бояться просить помощи.

Прочтений: 4 678

9532bf2aee7751722a12a1eb2977e241


10/02/2006 18:18    

Его может и не быть.

7c808e18addf9401be0a4ec63a5c792a


10/02/2006 18:21    

У Норштейна — обязательно должен быть!

75a3821ad33f2c356963e544c51af2f9


10/02/2006 18:26    

Только в том, в чем этот смысл видится именно вам… Норштейн не раз
говорил, как его раздражают трактовки его фильмов, никакого отношения к
истинному их смыслу и настроению не имеющие.

7c808e18addf9401be0a4ec63a5c792a


10/02/2006 18:29    

Ну, и сами вы поняли, что написали?
Вот я и не хочу толковать ПО-СВОЕМУ, если это так раздражает Норштейна!
Я хочу понять, что ОН вложил в эти три параллельных ряда фабул, из
которых мне понятен только одby (военный)…

75a3821ad33f2c356963e544c51af2f9


10/02/2006 18:35    

Я-то поняла, а Вы нет. Не нужно навязывать никому чужие, в том числе и
режиссерские трактовки, прислушайтесь, что Вам, именно Вам, Вашему
сердцу, Вашей душе говорит фильм — этот и любой, Вам он все равно
скажет не то, что мне или еще кому. Таков быд пафос Нонштейна в этих
выступлениях многочисленных. И я тоже считаю так. Вы в стихах музыки не
слышите, ищете только смысла? Живопись предпочитаете сурово
реалистическую?Если и сейчас не поняли — ну, почитайте статьи Ю.Б., его
книгу — недавно вышла («Снег на траве») Но если даже от Вас ускользает
смысл, может быть, Вы способны войти в атмосферу авторского кино?

7c808e18addf9401be0a4ec63a5c792a


10/02/2006 18:40    

Лапа, ну что же такая истерика туманная поднимается сразу после того,
как произносят священные слова «авторское кино»? Неужели я, простой
человек, не имею права узнать имхо других людей? Как зайдёт речь о
Сокурове-Занусси-Норштейне и иже с ними, все сразу вопят: это
АТМОСФЕРА, субъективное восприятие — сразу такой вид себе придают
ложной многозначительности, эстетской элитности, судорожного напряга…
Расслабьтесь, плиз. Никто не навязывает друг другу трактовки. Я просто
спросил мнение других людей. ИСКЮЙСТВО не пострадает от этого.

75a3821ad33f2c356963e544c51af2f9


10/02/2006 18:56    

Да Бог с Вами, ни малейшей истерики.Наоборот, пытаюсь Вам спокойно
объяснить, что искусство требует, чтобы его чувствовали, а не
анализировали: что этим художник хочет мне сказать? Он именно что ищет
зрительского со-чувствия, со-участия… Но это действительно не все
могут — чаще смысл подавай! Ничего, так тоже можно, конечно, только
лучше — не спрашивая, что думают другие, или уж тогда — изложить свою
варсию (например, фильм «Сказка сказок» представляется мне лишенным
всякого смысла) и поглядеть, что скажут тогда — уж непременно возразят,
мне кажется, Ставить же в один ряд (не по таланту, а по способу
воздействия на зрителя) Сокурова, Занусси и Норштейна, мне кажется, не
совсем верно. Дальше спорить мне, простите, некогда, да и не имеет
СМЫСЛА. Успехов Вам!
С уважением
Лапа

7c808e18addf9401be0a4ec63a5c792a


10/02/2006 19:00    

Я их ставлю в один ряд не по способу воздействия, а по критерию, вами
же названному «авторское кино». Вам тоже удачи! Будет время почитайте —
http://old.russ.ru/ist_sovr/20010620_bu k.html
чем создатели и фанаты авторского кино отпугивают зрителей…

75a3821ad33f2c356963e544c51af2f9


10/02/2006 19:05    

Спасибо, но мне не нужно этого читать: я не создатель и не фанат. И
чужое мнение меня совсем не интересует — вполне достаточно своего. В
крайнем случае, могу обсудить что-то с близкими людьми, кстати, они
вовсе не обязаны разделять мое мнение… Вот и все. Еще раз спасибо и
еще раз — всего хорошего!

1c18ac664bd5aa4e2a387ef450341370


10/02/2006 19:55    

К сожалению, интервью с Норштейном не читала, и не знаю, что он хотел
сказать этим мультфильмом, но то что он что-то хотел сказать — это
несомненно, иначе и фильма бы не было. А посему и смысл там есть, что
не отрицает присутсвия там поэзии и музыки. Мне всегда казалось, что
«Сказка сказок» это своего рода коллекция образов, собирающаяся с
самого детства в душе, или, заимствуя иностранное слово, которое,
кажется, подошло бы, «менталитете» человека родившегося и проживающего
в России где-то веке в двадцатом: волчок из колыбельной, Пушкин и его
сказки, «поэт в России…» (тот лирический герой в муках творчества),
война Отечественная, уходящие на фронт и не возвращающиеся солдаты,
треугольники полевой почты, дачи, бабушка у печки, отъезд с дачи в
город осенью на жигулях, город советсткий, именно советский, картошка
печеная… И что главное, все эти образы не просто отдельные
воспоминания, а живые существа — они дышат, говорят друг с другом,
удивляются друг другу, как удивился волчок, найдя младенца под
кустом… а как он грустно, как-то безвыходно пел колыбельную про
самого себя, и так вздохнул тяжко… И как ему одиноко на этой
покинутой даче… и эта проросшая картошка… Покинутые, но все же
живые воспоминания и образы, которые лежат в памяти пожелтевшими
фотокарточками. Конечно, это субъективно, конечно, у каждого зрителя
всплывают свои воспоминания. Но как мне кажется, Норштейн сумел уловить
в рисунках своего мультфильма то, что историки и аналитики так тщетно
пытаются определить как «менталитет» русского человека, и именно в
послевоенную эпоху. И уловить это не фактами, не описанием, а передать
настроением. И естественно, это лишь самое общее мое впечатление.
У меня, правда, вопрос. А с чем у вас ассоциируется вол или бык… тот,
который через скакалку прыгал? Грустный такой…

e3c90beccc9e81d317f1c0e1e56b03ac


11/02/2006 00:48    

Странный вопрос. Его можно только Норштейну задать. :)
А по мне так это сон… Просто сон после колыбельной про серенького
волчкка :)

17ab3fb97f5a71c3144e754f50d2c9be


11/02/2006 04:39    

Я не помню, читала ли я это, или слышала от самого Норштейна в одном из
его выступлений — но, кажется, идея в том, что Волчок — это душа
дома.
Далее — мое.
Дом — старый, барачного типа, в городе (а не дача, как один из
предыдущих комментаторов написал). Этот дом собираются разрушать
(от’езжающие машины, забитые окна, костер из ненужного хлама).
Волчок остается один, и вспоминает жизнь этого дома.
Кроме реальных событий — танцы, война, — он вспоминает «события души» —
отсюда остальные образные ряды.
Ряд с Минотавром, поэтом, рыбаком и девочкой — мне кажется, это
воспоминания не физические, а как-бы культурные. Детство
цивилизации.
Вместе с реальным детством — третий образный ряд — мама в мохеровой
шапке, папа с бутылкой. Мальчик с яблоком.
Несмотря на столь прозаические детали, во всех них есть та же
«поэтическая» душа — и вот мальчик оказывается на ветке рядом с
вороном, а папа превращается в Наполеона…
Как-то так.
А Вы-то сами как думаете?

О сборнике сказок XVII века см. Сказка сказок (Базиле)

«Сказка сказок» — советский мультипликационный фильм Юрия Норштейна, снятый в 1979 году. В ленте, построенной, как запутанный лабиринт памяти, переплетены прошлое и будущее, вымысел и действительность, детские впечатления и размышления зрелого человека. По своей поэтике, а также используемым техническим приёмам «Сказка сказок» близка картинам Андрея Тарковского, графике Пабло Пикассо, японской живописи. Фильм удостоен различных кинонаград.

СюжетПравить

Фильм представляет собой чередование картин-воспоминаний, перемещающих зрителя в разные эпохи. Главный герой ленты — серенький волчок из колыбельной песни, наблюдающий за миром с печальным пониманием. В числе персонажей — поэт, ожидающий вдохновения над листом бумаги; прачка, стирающая бельё в корыте; рыбак, торопящийся домой с уловом; мальчик, делящийся яблоком с воронами. Рядом с миром чудес, в котором зимой с деревьев опадают крупные спелые яблоки, соседствует реальная жизнь с потоком несущихся по шумным магистралям автомобилей[1].

Одна из сквозных тем фильма — воспоминание о парах, танцующих на площадке под звуки предвоенного танго «Утомлённое солнце». Всякий раз, когда старая пластинка сбивается с ритма, одна из пар распадается. Мужчины, облачённые в шинели, уходят на фронт, а к их спутницам, оставшимся ждать, летят «треугольники». Текст писем лаконичен: «Ваш муж…», «Ваш сын…» Праздничный салют, освещающий небо, возвещает о победе. Вновь звучит танго, но большинство женщин, двигающихся в такт музыке, теперь «обнимает пустоту»[1].

В конце ленты волчок похищает у поэта рукопись и, в соответствии с текстом колыбельной, тащит её «во лесок». Свиток внезапно превращается в младенца, которого запаниковавший герой торопливо укладывает в люльку. Напевая ребёнку вечную песню «Баю-баюшки-баю», волчок одновременно словно «открывает дверь в детство», в тот мир, где зимой с деревьев падают яблоки, лето ослепляет сиянием, по небу плавают рыбы, а для девочки держит скакалку наивный и простодушный бык, напоминающий героев Пикассо[1].

История созданияПравить

По воспоминаниям Юрия Норштейна, работа над лентой началась в тот момент, когда он, придя к прозаику Людмиле Петрушевской, начал рассказывать ей о картинах-ассоциациях, картинах-воспоминаниях, которые уже созревали в его сознании, но ещё не сложились «в единую художественную систему». Петрушевская, незадолго до встречи с режиссёром родившая ребёнка, восприняла замысел Норштейна сквозь призму своего личного опыта. Душевное состояние соавторов было при написании сценария важнее, чем структурированные идеи, считает режиссёр. «Фильм произрастал как бы из нас самих»[2]. Петрушевской казалось, что картина должна называться «Придёт серенький волчок», однако худсовет, принимавший сценарий, обнаружил в цитате из колыбельной «какое-то зловещее предсказание»[3]. Тогда Норштейн положил в название строчку из стихотворения поэта Назыма Хикмета «Сказка сказок». Впоследствии создатель ленты уточнял, что интонационно ему слышалось другое словосочетание — «Песнь песней»[4].

Как рассказывала Петрушевская, Норштейн приносил ей — для создания творческого настроения — томики стихов Лорки, Неруды, Хикмета, книги с графикой Пикассо. Всё это в конечном итоге повлияло на поэтику «Сказки сказок». В то же время погружённая в заботы о новорождённом писательница не могла не внести в сценарий свою личную ноту, связанную с появлением младенца[5]. Затем настала очередь режиссёрских импровизаций. По словам Норштейна, в процессе работы он почти не обращался к сценарию:

Мне достаточно тех опорных точек, тех болевых уколов, которые мне подарил автор в своём сценарии и из которых потом будет разрастаться действие фильма. Во время съёмок достаточно возникнуть некоему жесту в буквальном смысле слова, который и в сценарии не предугадывался, и не планировался в заранее продуманной монтажной фразе, как сообразно с ним приходится её всю перестраивать[2].

Когда «Сказка сказок» была готова, сценаристам предложили внести в ленту изменения и написать закадровый текст. Основная претензия от чиновников Госкино была связана с тем, что зрители могут не уловить — без дополнительных разъяснений — главный посыл анимационной истории. Петрушевская, понимая состояние своего соавтора, сказала, что снятый им фильм впоследствии «войдёт во все учебники кино»: «Не беспокойся и ничего не делай с ним!» Эта позиция отстранённости сыграла свою роль: через некоторое время Норштейн позвонил Петрушевской и сообщил, что ему — за другие работы — присуждена Государственная премия СССР. После этого «Сказка сказок» была разрешена к прокату[3][6].

Своеобразие фильмаПравить

Автобиографические мотивыПравить

Норштейн неоднократно подчёркивал, что «Сказка сказок» — автобиографическая лента. В ней, с одной стороны, воплощён жизненный опыт художника, его собственные — порой мимолётные — впечатления о движении жизни, будь то «крыло бабочки, гусеница, ветер, лист, трепещущий на ветру, капля, которая стекает с листа»[7]. С другой стороны, режиссёр принёс в фильм весьма конкретные образы-воспоминания. Так, деревянное строение с маленьким двориком, в которых проходит часть действия, — это, по утверждению Норштейна, его «дом в детстве, в Марьиной Роще»; в ленте сохранены мельчайшие подробности послевоенного быта. Из авторских воспоминаний «выросли» и отдельные персонажи: к примеру, рыбак с уловом, прачка возле корыта и поэт, ищущий вдохновение, «имеют абсолютно реальные прототипы»[2].

Технические приёмыПравить

Киноведы обращают внимание на визуальную размытость героев «Сказки сказок», а также отсутствие в фильме точных контуров между предметами. Подобный метод даёт возможность создавать слитные, неотделимые от окружающей среды образы. Используемый Норштейном приём светотени (к примеру, когда подрагивающий язычок пламени освещает своим мерцанием всех сидящих за столом) роднит его анимационные картины с работами Рембрандта. При этом каждый кадр фильма максимально насыщен деталями, которые приходят в движение с помощью техники «бумажных марионеток»[8].

В отличие от рисованной анимации, техника перекладки бумажной марионетки даёт возможность художникам-мультипликаторам не рисовать каждую фазу движения персонажа; для передачи движения они могут использовать тот же самый персонаж, много раз передвигая его. Эта техника позволяет создать более сложные варианты движения, которые в принципе невозможно повторить. Норштейн пользуется этой техникой с первого фильма[8].

Сам Норштейн признавался, что «Сказка сказок» изменила его отношение к такому понятию, как время в кадре. В мультипликации в течение многих лет действовала установка на краткость при подаче картинки; считалось, что конкретный эпизод должен существовать на экране столько мгновений, сколько потребуется зрителю для восприятия сюжетной канвы. Такой подход во многом был обусловлен тем, что рисованная мультипликация «не выдерживает длительной статики на экране» — изображение фактически распадается на фрагменты. Работа в технике перекладки показала, что при решении некоторых художественных задач долгий кадр в анимации не менее реален, чем в игровом кино, считает режиссёр[2].

ПоэтикаПравить

В «Сказке сказок» исследователи обнаруживают лирическую перекличку с фильмами Андрея Тарковского. Оба режиссёра работали с подсознанием зрителя, привнося в кино «первоэлементы природной стихии» и задерживая взгляд на мерцании огня, колыхании сухого листка, движении ветра. В то же время тема падающих яблок сближает ленту Норштейна с картиной Александра Довженко «Земля». У трёх разных художников есть общая черта — насыщенность образов «ощущением вечности»[8].

В числе живописцев, чьё влияние в той или иной степени просматривается в «Сказке сказок», — Пикассо, Рембрандт, Ван Гог, Пауль Клее. К ним примыкает и Юрий Васнецов, детские иллюстрации которого способствовали формированию у режиссёра особого восприятия мира[8]. Норштейн говорил, что его фильм наполнен ещё и «японскими метафорами» — речь идёт о поэзии, живописи и других элементах мироощущения жителей Страны восходящего солнца[7].

По словам историка и теоретика искусства Михаила Ямпольского, «Сказка сказок» относится к числу наиболее сложных лент Норштейна. Режиссёр использовал в ней некоторые наработки из появившегося четырьмя годами ранее «Ёжика в тумане», увеличив при этом их «содержательную нагрузку». В произведении происходит переплетение реального и фантасмагорического, яви и видений, прошлого и настоящего, детских ассоциаций и зрелых воспоминаний. В фильме соседствуют старый московский дворик и уходящие на фронт солдаты, звуки мчащихся эшелонов и колыбельные песни. Главный герой — серенький волчок — обладает способностью перемещаться во времени и размыкать миры — поэтому он свободно переходит из деревянного домика в «пространство поэтической мечты»[9].

К числу новаторских идей Норштейна относится изображение людей в мультипликации. До определённого момента героями анимации были либо звери, либо «шаржированные человечки». Создатель «Сказки сказок» сломал традицию — он взял за основу стилистику эскиза, близкую графическим работам Пикассо или чернильным рисункам Пушкина. В итоге был сформирован баланс между сказовой условностью и природной органичностью[9]. На интонацию фильма повлияла и музыка — в «Сказке…» звучат фрагменты из произведений Иоганна Себастьяна Баха (прелюдия и фуга № 8 ми-бемоль минор из первого тома ХТК), Вольфганга Амадея Моцарта (анданте из концерта № 4 для фортепиано) и других композиторов[1].

СоздателиПравить

Признание и наградыПравить

  • XIII Всесоюзный кинофестиваль в Душанбе — первая премия (1983)[10]
  • Премия жюри Fipresci (Юрий Норштейн​) на V Международном кинофестивале анимационных в Загребе, 1980[1]
  • I премия (Юрий Норштейн) на Международном кинофестивале анимационных фильмов Оттаве (Канада), 1980[1]
  • Гран-при на Международном кинофестивале короткометражных и документальных фильмов в Лилле (Франция), 1980[1]
  • Приз Международной федерации киноклубов в Оберхаузене (ФРГ), 1980[1]
  • Фильм признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984[11]
  • 2-место в рейтинге «150 лучших анимационных фильмов всех времен Японии и мира», Токио, 2003[11]

ПримечанияПравить

СсылкиПравить

  • «Сказка сказок» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • «Сказка сказок» на «Аниматор.ру»
  • «Сказка сказок» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Сказка сказок (англ.) на сайте allmovie      
  • «Сказка сказок» на YouTube
  • Слайдфильм

ЛитератураПравить

Всесоюзный кинофестиваль // Кино: Энциклопедический словарь / С. И. Юткевич. — Москва: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.

        Консультация для педагогов         

«Сказкотерапия» в образовательной деятельности .

          Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

          Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать  вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются  основой сказкотерапии.

          Выделяют пять видов сказок:s1200_18.jpg

 художественные сказки – это народные и авторские;

 дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала;

 психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение

ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);

 психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий;

 медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Наиболее необходимо в процессе педагогического воздействия дидактические

сказки. Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного

материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний.

       Алгоритм дидактической сказки – задания:

1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый

символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать

злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране  необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного материала).

При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными.

        Важнейшее место в организации совместной деятельности по сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной, диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию: выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя  эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.

   У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему:  применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта).

         Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы  драматизации и использования различных видов театрализованной  деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно обогащает  интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и  навыков речевой и двигательной выразительности.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте  творчеств, а в самом процессе.

         Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает социально – личностный аспект формирования личности ребенка. Терпимость к ближнему, сопереживание — обязательный компонент коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл происходящего. Слушая сказочные истории, составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий символический «банк жизненных ситуаций». В основе работы лежит процесс переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов эффективного осуществления социально – личностного развития детей.

  Рекомендации по организации и проведению образовательной и совместной  деятельности.

    На занятиях дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу расслабления. В процессе занятия детям периодически даётся возможность говорить о своих ощущениях и чувствах.

 Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу, коллективное единство и сплоченность. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу во время занятия. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом. Все атрибуты сказок,   любую наглядность, музыкальные произведения необходимо варьировать. Необходимо  помнить, что всё,  выполняемое детьми: их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо!) являются  успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили   в себя и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Структура образовательной и совместной  деятельности:C:UsersLenovoDownloads748711069.jpg

1. «Вход» в сказку.

2. Повторение : вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие

выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

3. Расширение : расширить представление ребёнка о чем – либо.

4. Закрепление : приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребёнка.

5. Интеграция :связать новый опыт с реальной жизнью.

6. Обобщение.

7.  «Выход» из сказки : закрепить новые представления, подготовить ребёнка к взаимодействию

в привычной социальной среде.

    Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент его развития. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.

     Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

  • Смысл комикса херлуфа бидструпа сказка на ночь
  • Смысл жизни обломова сочинение итоговое
  • Смысл заглавия комедии горе от ума сочинение краткое
  • Смысл заглавия пьесы гроза сочинение 10 класс 250 слов
  • Смысл заглавия пьесы гроза бесприданница сочинение