Тамара ЦЕРЕТЕЛИ
20.12.2021
Александр Кунин рассказал «Культуре» о русском герое комикса, невеселых рисованных историях и о том, прочему у нас в начале 2000-х провалились в продаже бумажные «Звездные войны».
На прошедшей в Гостином дворе ярмарке non/fiction отдельную секцию посвятили комиксам — «заморскому» жанру, прочно и надолго укоренившемуся в России. Теперь у нас больше тридцати издательств, выпускающих веселые — и не очень — картинки, специализированные магазины и фестивали. Один из них, «КомМиссия», только что прошел в Москве, в Российской государственной библиотеке для молодежи. «Культура» поговорила с Александром Куниным, руководителем Центра рисованных историй РГБМ.
— В России комикс никогда не пользовался особой популярностью, но лет десять назад произошел бум. Чем это можно объяснить?
— На самом деле никакого бума не было. Рисованные истории были рядом с нами и в советское время, и в 1990-е. Просто в СССР никто не называл их комиксами, говорили «рисованная книга», «книжка в картинках», даже «Веселые картинки». Но, как и на карикатуру, на это явление серьезного внимания не обращали. Более того, даже художники и писатели не называли себя авторами рисованных историй, хотя к созданию подобного рода произведений имели отношение такие мэтры, как Виталий Бианки, Агния Барто, Самуил Маршак, Даниил Хармс, Александр Введенский, Лев Кассиль… А в 1990-е у нас уже появились люди, заявлявшие, что занимаются комиксами. Поэтому когда говорим о культуре рисованных историй в нашей стране, то отсчет обычно начинаем с 90-х годов. Тогда в Москве образовалась комикс-студия «КОМ», у них книги выходили тиражами по 300 000 — 500 000 экземпляров. Среди проектов были, например, «Первые киевские князья» в комиксах или биография Георгия Жукова. В регионах стали появляться студии, которые специализировались на рисованных историях. Часто их проекты были на патриотические темы, как, например, журналы «Велес» в Екатеринбурге или «Муха» в Уфе. В 2000-х бум в основном был связан с появлением мощных информационных поводов — фильмов или мультфильмов, снятых по комиксам. Но поскольку издатели относились несерьезно к рисованным историям, то читатели, то есть подростки, студенты и вообще молодежь до 35 лет, были брошены на произвол судьбы: никто особо не интересовался, что они читают, нужны ли им комиксы, если да, то какие. Пример такого непрофессионализма издателей — то, как они работали с крупными франшизами. Например, когда стали выходить на экран «Звездные войны», одно петербургское издательство выпустило серию комиксов, ориентированную на поклонников франшизы. Но фанаты превратились в главных хулителей этих книг — и бумага не такая, и краски дешевые, и тексты переведены будто для десятилетних школьников, а ведь некоторые российские поклонники читали все в оригинале. В итоге проект провалился. А то, что в 2010-х тема комиксов стала активно звучать, — тут все очень просто. Ведь любое явление в культуре должно существовать в системе, которая держится на ключевых моментах. Если мы говорим о книжной культуре, то здесь важны не только издатели, но и авторы произведений, а еще популяризаторы. Должны быть места, где эти книги всегда можно найти, — магазины, библиотеки. Нужны люди, которые исследуют этот вопрос и учат тому, как создавать рисованные истории. Всего этого в 1990-е и в начале 2000-х у нас не существовало. Сегодня, когда вся эта инфраструктура вокруг комиксов сложилась, получилось, что и бума никакого нет, а есть планомерно развивающееся явление. И перед нами теперь задача не удивиться феномену, а понять, как использовать этот язык визуальной культуры на благо. Например, как сделать так, чтобы была преемственность поколений. В этом контексте очень интересной мне кажется книга «Академик Сахаров» издательства «Самокат». Это очень хитрая история, построенная по принципу комикса, где масса информации. Еще одна задача — как заинтересовать читателя наукой, нашей отечественной, например, атомной энергетикой или микробиологией.
— Тем не менее комикс в нашем сознании — что-то несерьезное, к этому отсылает и само название. С другой стороны, появляются совсем не смешные комиксы: «Дневник Анны Франк», «Сибирские хайку» — о депортированной литовской семье, даже Конституцию издавали в таком виде. Комикс перестает быть развлекательным жанром и уходит в документалистику?
— Скорее, происходит диверсификация, ведь комикс — это язык визуальной культуры, на котором можно говорить о чем угодно. Как в кинематографе — когда он появился, не было никаких жанров, а потом возникло документальное кино, игровое, короткий метр. То же самое происходит с рисованными историями, только за рубежом это уже сложившаяся система, а у нас пока в процессе становления. К примеру, в Японии существует огромное разнообразие жанров, рассчитанных на всевозможные социальные и возрастные группы. Похожую картину мы наблюдаем у нас — появляются новые направления. В конце концов, наверное, это будет такой же мир, как современная литература, где есть разные жанры, и в каждом из них свои имена. Никто же не удивляется, когда берет в руки книги из серии «ЖЗЛ» — все понимают, что это такое и как построено.
— А кто герой современного российского комикса? Есть свои персонажи или только заморские?
— Конечно, есть свои. Но они особые. У нас очень травмированное общество, и от этих травм сложно избавиться. Помните, как в 1990-е, когда был расцвет отечественного детектива и фантастики, главные герои носили иностранные имена — казалось, так солиднее, а если у человека привычное имя, то это как-то несерьезно. То же самое и в рисованных историях — в 90-е и в начале 2000-х как правило копировали чужой стиль. И действие происходило в стране, которую ты в глаза не видел, — например, в какой-нибудь Англии. А сегодня можно говорить о возвращении к собственной культуре, к нашей действительности. К примеру, интересный проект Александра Уткина «Сказки Гамаюн» — он взял русские сказки, а также других народов России, и на этой почве создал свою вселенную. К тому же Уткин, будучи выпускником Полиграфического института, в своих комиксах передает еще и традицию советской книжной графики. То есть мы видим, как наше художественное образование находит в комиксах свой путь. Что касается героев, у нас часто пытались создать какую-то свою супергероику, но русского супергероя не может быть в принципе. Русская культура и — шире — российская — это культура героическая. А в чем разница между героической и супергеройской цивилизациями? Суть супергероя в том, что он не такой, как все, у него есть что-то, выделяющее его среди прочих. А героическая культура строится на том, что ты принадлежишь к какому-то кругу, социуму, традиции, и когда наступает сложный момент, ты проявляешь себя как герой.
— То есть у нас все потенциальные герои?
— В том-то и дело. Взять, например, персонажей Ольги Лаврентьевой — это обычные люди, переживающие трагедии ХХ века, но поскольку они являются представителями конкретной семьи или социальной группы, то автоматически становятся носителями коллективного героического образа. То же самое можно сказать о майоре Громе — отчасти это продолжение дяди Степы, но он не супергерой, а просто человек, который пытается добиться справедливости.
— Как вам кажется, в России сложится такая же комикс-культура, как в Америке и Японии, или мы останемся немного в стороне, как, например, Германия?
— Этот вопрос давно витает в воздухе, в том или ином виде его задают себе все, кто связан с комиксами. Сначала думали, что надо сделать какой-то свой рисунок, придумать собственную стилистику, смотрели на Скандинавию, где благодаря появлению оригинального стиля сложилась национальная школа. Ведь когда мы видим манга или американские комиксы, то в первую очередь смотрим на стиль рисунка, манеру построения сюжета, но упускаем самое главное. Дело в том, что визуальная культура только кажется всеобъемлющей и понятной каждому. На самом деле визуальные коды, которые присутствуют в каждой национальной культуре, глубоко внутри нее прошиты. Мы никогда не поймем американцев, не будучи американцами, не живя там, не оказываясь в тех обстоятельствах, которые попадают в клишированные визуальные образы. То же самое касается Европы, Азии и так далее. Наша уникальность — в нашей ментальности. Нам понятен весь мир, но по-своему — у нас своя Америка, Англия, Африка, эти образы сформированы через отечественную и переводную литературу, искусство. Но в тех странах наши представления вызывают в лучшем случае улыбку. Например, когда французы смотрят советский фильм «Три мушкетера», они смеются, потому что это никак не отражает их реалии. Когда мы поймем, что не надо за кем-то гнаться или копировать, а просто нужно разобраться в себе, в своей истории, культуре, когда мы будем нормально использовать визуальный язык — и не только комиксов, то весь остальной мир обратит на нас внимание, потому что это будет новым для них.
— Кстати, российские комиксы издаются за границей?
– Да, но тут тоже свои особенности. Из авторов, которые хорошо идут за рубежом, я могу назвать Ольгу Лаврентьеву. Иностранцев привлекают позднесоветские реалии, о которых она часто рассказывает. Переводят и Александра Уткина, но именно «Сказки Гамаюн», более того, он уже второй раз попадает в шорт-лист лучших книг в Ангулеме — крупнейшем европейском фестивале комиксов. Благодаря активной деятельности издательства Bubble Comics, которое каждый год пытается светиться на Comic—Con в Сан-Диего, майор Гром и другие их проекты тоже известны за границей. Но, например, тех же французов интересует только то, что касается их самих. Эмигрантские комиксы, которые там издаются, в основном связаны с трагедией развала империи и ответственности перед травмированными народами. Наша повестка им не очень-то понятна. Возможно, тут нужен новый Дягилев, который представит «Русские сезоны», но уже в комиксах. Есть и другой момент — многие русские авторы-комиксисты, живя в России, работают на зарубежный рынок. У нас замечательные художники и сценаристы, но они не позиционируют себя как русские авторы, они просто работники этого цеха.
— Только что прошел Московский международный фестиваль комиксов «КомМиссия», в 2013–2019 годах вы были его директором. Можно ли говорить о каких-то тенденциях на основе этого форума?
— Я уже немного отошел от «КомМиссии», но могу сказать, что если прежде это был единственный фестиваль комиксов в стране, то теперь ситуация изменилась. Раньше туда хотелось запихнуть все, рассказать о многообразии, какое только можно представить. Мы так и строили международную программу — приглашали людей, которые показали бы комикс с неожиданной стороны или какой-то необычный стиль. У нас побывали практически все культовые комиксисты мира. А в 2014 году при участии Библиотеки для молодежи, нашего комикс-центра и «КомМиссии» был организован первый в России Comic—Con на базе фестиваля «Игромир». С этого момента стало понятно, что диверсифицируется уже и фестивальный рынок: есть форумы для массового зрителя, как Comic—Con, где важно развлечение, узнаваемые бренды, а в противовес им должны быть интеллектуальные и образовательные фестивали. К интеллектуальным я бы отнес «Бумфест» в Петербурге. А «КомМиссия», как мне кажется, превратилась в образовательный форум, стартовую площадку для молодых художников комиксов, которые пытаются найти себя.
Фотография предоставлена Российской государственной библиотекой для молодежи. Фото на анонсе предоставлено издательством «Бумкнига».
Соко Град на Пиве. Небоскреб герцога Стефана
Есть на
Волге утёс, диким мохом оброс
Он с
вершины до самого края;
И стоит
сотни лет, только мохом одет,
Ни
нужды, ни заботы не зная.
На
вершине его не растёт ничего,
Только
ветер свободный гуляет,
Да
могучий орёл свой притон там завёл
И на нём
свои жертвы терзает.
слова Александра
Навроцкого
Утес на
Пиве (927м над уровнем моря), в отличие от былинного – волжского, оброс не
только мохом. От самого основания его крутые склоны покрыты лиственным лесом. И
лишь самая вершина упёрлась в небо голыми каменными нагромождениями. Географ и
историк Любо Михич (1929-1989) писал: «С
юга хребет недоступен из-за характера местности, а с северной и восточной
сторон он был окружен высокой каменной стеной, поэтому это была очень
благоприятная средневековая стратегическая позиция. В настоящее время
сохранились остатки огромных стен, вольтов и подземных ходов, а на самом верху
есть два больших каменных трона, вырезанных в скале… Град был защищен крутыми
скальными утесами и каменной стеной большой толщины».
Шчепан Поле. Церкви под Соколом
Слияние рек Тара и Пива. Шчепан Поле. Вид от монастыря Заградже |
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Самое
пограничье Черногории и Республики Сербской (Босния и Герцеговина) известно в
основном рафтерам. Здесь, где Тара и Пива сливаясь образуют Дрину, на равнинном
треугольнике, который называется Шчепан Поле, чаще всего заканчиваются речные
сплавы. Плоты вытаскиваются на берег, утомленные и довольные завершившимся
приключением путешественники могут передохнуть в кемпинге, закусить ракию
шашлыком, поделиться впечатлениями, пересмотреть фотки и видосики …
Дужское ущелье. По долинам и по взгорьям*
Но
зовет нас путь,
Подгоняет
ночь и день.
Я
сюда еще вернусь,
Мне
бы только выбрать день.
Андрей Макаревич. 2000
Читать
воспоминания современников и очевидцев черногорских исторических событий
чрезвычайно вредно! Стоило мне повнимательнее сравнить тексты А.В. Щербака и
П.А. Ровинского, и пришлось долго и нудно перелопачивать горы информации в
поисках случайных и обрывочных упоминаний о турецких укреплениях, защищавших
подходы к Бару. Затем пришлось карабкаться по горным кручам у перевала
Суторман, отыскивая едва различимые руины (крепость Суторман, блокгаузы Любия,
Виет и Црны Крш). Воспоминания А.В. Щербака и Е.П. Ковалевского сподобили меня
на поиски затерянных среди труднопроходимых зарослей разрушенных австрийских
фортов на Паштровической горе (форты Пресека, Копац и Спиридон). И вот опять
Щербак! Тексты уважаемого доктора меня преследуют!
В
замечательной книге Александра Васильевича Щербака «Черногория и ея война с
турками в 1877-1878 гг.» название укрепления Пресека (Пресика) упоминается
неоднократно. Однако речь идет о двух разных местах. Первый форт замыкал с юга
цепочку австрийских укреплений на Паштровической горе. Вторая же Пресека тоже
была самым южным укреплением. Вот только цепочка турецких кул была гораздо
севернее Паштровичей. Эта Пресека обнаружилась в Дужском ущелье, которое
соединяет Никшич с Гацко.
Как русский генерал к «русскому царю» в Черногории в гости ходил
Сцена из спектакля «Lažni car Šćepan Mali» по пьессе Петра II Петровича Негоша. Премьера в Будве в 1993, в Подгорице – в 1997. |
Чем ближе документ к историческому событию, чем
меньше «пересказов» он претерпел, тем выше его ценность. Когда же дело касается
событий, о которых достоверных сведений и воспоминаний очевидцев осталось мало,
то уж тут «вариации на тему» иногда искажают правду и факты до неузнаваемости.
Никшич. Обо всём понемногу
Оногошт. Главные ворота Нижнего города |
И
мрачный год, в который пало столько
Отважных,
добрых и прекрасных жертв,
Едва
оставил память о себе
В
какой-нибудь простой пастушьей песне,
Унылой и
приятной…
А.С. Пушкин «Пир во время чумы»
… под
ногами нашими широко и глубоко внизу распахнулась круглая, как блюдо,
просторная равнина Никшича, обставленная кольцом высоких гор. Это уже
Герцеговина, а не Черногория, но Герцеговина, присоединенная к Черногории
нашими настояниями по берлинскому трактату, вместе с равниной Подгорицы и Спужа,
вместе с Антивари и Ульцином.
Евгений Марков «Славянская Спарта (Очерки
путешествия по Далмации и Черногории)». 1898
Основной
принцип написания расСказок – «Что вижу, то пою». А это неправильно! Я
прекрасно понимаю, что нельзя делить общую историю. О крепости Суторман и
блокгаузах Любин Град, Црны крш и кула Виет, прикрывавших Бар, надо
рассказывать одновременно, Одна история у островов Лесендро и Вранина. Вилла Тополица и фабрика Приморка связаны одной исторической личностью Селим-бега
Мустафагича. Крепости Св. Спиридона, Копац и Пресека на Паштовической горе
австрийцы строили в одно время и с одной целью. Но этих местах я побывал в
разное время, поэтому и описывал их по мере посещения.
Средневековая крепость Сусиед. На герцогских развалинах
Сусиед. Вид с южной крепостной стены |
Есть наслаждение и в дикости лесов
Джордж Гордон Байрон (Перевод К.Н.
Батюшкова)
Самой желанной целью нашего
путешествия по Никшичской Жупе были руины средневековой крепости Сусиед (Susjed),
которая расположена на вершине утеса, над селом Верхнее Мораково (Gornje
Morakovo). Мораково лежит в долине, среди невысоких горных гряд, на берегу реки
Грачаницы. Долина сформирована движением древнего ледника. Бытует мнение, что
когда-то здесь было озеро, образовавшееся после таяния ледника, и село получило
название именно от озера-моря. Позже река Грачаница прорвала каменную запруду и
выпустила озеро на волю.
Кула Вольтица. Вся жизнь впереди
Кула Вольтица |
Архитектура
— тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.
Николай
Васильевич Гоголь «Об архитектуре нынешнего времени». 1831
Доподлинно
известно, что кула Вольтица (Voltica) была построена Старом Селе по приказу
князя Данилы в 1853-1855 годах. Однако стоит помнить, что Никшичская Жупа
юридически была в то время турецкой территорией. И появление здесь
черногорского укрепления по меньшей мере необычно.
Монастырь Жупа. Вариации на тему
В
отличие от других интересных мест Никшичской Жупы (кула Вольтица и крепость Сусиед), о монастыре св. Луки можно найти информацию в сети на русском языке.
Правда сведений в таких публикациях совсем немного и написаны они под копирку. Иногда
в списках использованной литературы упоминается книга А.В. Щербака «Черногория
и ея война с турками в 1877-78 годах». Чем не повод еще раз перечитать это
замечательное произведение? Перечитал … Ничего про монастырь не нашел …
Каньон Меджуреч. И вновь я посетил…
Вид с дороги к селу Меджуреч. Каньон внизу, за камнями. Фотография сентября 2017 |
«Об этом
москвичи в шутку говорят, что они сами создают себе трудности, а потом
преодолевают их»
Текст к
рисунку Херлуфа Бидструпа из альбома «Что увидел Херлуф Бидструп в Советском
Союзе» (Москва, 1967)
Для тех,
кто поленится прочитать расСказку о Меджуречской куле, кратко напомню
предысторию.
Мне
трижды пришлось отправляться в горы на границе Барского и Улциньского
муниципалитетов, для того, чтобы преодолеть трудность, которую я сам себе
создал, и наконец найти неуловимую кулу Меджуреч.
В
сентябре 2017 года крепостица была найдена!
Так что
же вдруг меня опять потянуло в эти забытые Богом места в самом начале января
2021 года?
На то
был свой расчет!
- Я
хотел посмотреть укрепление изнутри. А в теплое время года это сделать весьма
не просто – змеи мешают. - Я рассчитывал найти в зарослях и рассмотреть непонятные руины, которые находятся
в 300 м севернее кулы. - На
этот раз у меня оказались молодые и полные задора спутники, поэтому решено было
после крепости забраться в каньон Меджуреч. Без новых трудностей — никак!
Менке. На груди утеса-великана…
Мы
едем вверх по крутой и кривой улочке к северу от старобарской крепости хорошо
знакомым путем к мостам через каньон Бунар/Рикавац. Эта часть города носит
название Брбот, по имени святого Барбата из Беневенто, жившего в VII веке н.э.
в итальянской области Кампания на юго-западе Италии. Говорят, Барбат
прославился тем, что крестил лангобардов. А в северном пригороде Старого Бара
церковь, посвященная этому святому, была известна с 1494 года.
После
трех дней непрерывных дождей выглянуло солнце! Поэтому мы оставили машину у
крайних домов и дальше решили идти пешком. На другом берегу каньона, на
скалистом холме Бувал легко уже можно разглядеть цель нашего путешествия:
имение Менке и древние развалины рядом с ним.
Современных детей клонит в сон от «Приключений Тома Сойера». И это нормально. Как не замучить ребёнка своей любимой книжкой – разбиралась выпускающий редактор «Стола»
02.07.2021
Неделя детской книги в Москве, 1965 год. Фото: Евгений Тиханов / РИА Новости
В течение последнего года ко мне регулярно – раза три-четыре в неделю – приходят на обед дети. Восемь детей в возрасте от 7 до 12 лет. Думаю, что не стоит объяснять, что с детьми обычная математика не работает: один ребёнок плюс один – это не два, а минимум пять. А тут их восемь. И чтобы как-то держать их под контролем, мы за обедом читаем. Когда очередная книга подходит к концу, перед взрослыми встаёт вопрос, что же читать дальше: дети разные, возраст разный, интересы разные. Как выбрать одну книгу, которая бы подошла всем? Поэтому, когда в Твери наметилась лекция о детской литературе, я пошла на неё со вполне утилитарным запросом: набросать список книг на будущий год.
Вначале позволю себе небольшое отступление. Недавно мне довелось поиграть с группой подростков в игру, похожую на «Крокодил», только объяснять понятия нужно было не жестами, а другими словами. Причём требовалось это делать так, чтобы понял подросток, на его языке, используя его образы, его ассоциации. Часа за полтора мы приноровились объяснять слова так, чтобы их понимали не только сверстники. Я задумалась: простая игра заставляет искать общие смыслы, смотреть на вещи не только со своей колокольни, но представляя себе другого человека. То, что так просто достигается в игре, в жизни даётся с большим трудом: находить общий язык с детьми. И тут я возвращаюсь к лекции.
Подросткам и их родителям всё труднее найти общие темы для общения. Детям, как правило, «всё равно», взрослые же тревожатся. Такая ситуация не является чем-то специфическим для нашего времени, и потому прежде чем расстраиваться из-за проблемы отцов и детей, стоит посмотреть, как культура справлялась и справляется с этой проблемой. Исследователи считают, что быть в кризисе – нормально для культуры: она всегда в кризисе. Всегда кажется, что что-то безвозвратно кануло в Лету, что раньше было лучше, что мы стоим на пороге чего-то невнятного: и назад уже двигаться не можем, но и того, что впереди, тоже не видим. Пожалуй, единственное отличие нашего времени состоит в том, что в последние годы эта проблема обсуждается не только в исследовательском контексте, но и в бытовом. И домашнее чтение кажется здесь идеальным выходом: сказки на ночь читают почти всем детям, и ничего специального придумывать не стоит. Но отлаженный десятилетиями механизм в последнее время всё чаще даёт сбои.
Детей не выманить
У нас есть классический багаж, наша «любимая» школьная литература, где мы, когда были детьми, взаимодействовали со своими родителями. «Городок в табакерке», «Черная курица», Пушкин, Крылов – это для нас и наших родителей общее, для нас и дедушек и бабушек – тоже общее. Мы хотим, чтобы и с нашими детьми у нас эта общность возникла. Эта почва казалась надёжной и устоявшейся: мы берём свою детскую книжку и читаем ребёнку. Но сейчас всё меняется, и никакой опыт, кроме опыта чувств, с помощью литературы передать детям не удаётся, потому что мир, в котором они живут, значительно отличается от того малоподвижного мира, что был раньше.
В своё время Михаил Гаспаров писал, что литература воспринимается как своя, как понятная и по-настоящему близкая, если она создана не ранее, чем 100 лет назад. Можно представить себе, что есть кол и канат. Мы вбиваем кол в свою современность, а длина каната – 100 лет. Из 2021 года канат дотягивается только до 1921-го. И то, что создано за это время, мы понимаем по-настоящему. Это не значит, что мы не понимаем Пушкина или Лермонтова. Понимаем, но уже с трудом воспринимаем это как «своё» в том смысле, что нам не нужно ничего объяснять. И мы, считает Гаспаров, находимся в очень странной ситуации. У нас этот кол с той стороны закреплён в пушкинской эпохе. Золотой век мы знаем гораздо лучше и освоили гораздо подробнее, чем то, что между ним и нами. Авангард, например. Маяковский для нас по-прежнему авангард. Мы как будто бы не прожили этих лет.
С детской литературой это особенно заметно. Мы хотим, чтобы полем межпоколенческого диалога было хорошо освоенное нами пространство, и с изумлением понимаем, что не можем выманить на него детей. Однако исследователи культуры детства нас несколько утешают. Например, американский антрополог Маргарет Мид в своей книге «Взросление на Самоа» выделяет три основных типа культурного обмена знаниями между старшими и младшими поколениями: от старших к младшим, от сверстников к сверстникам и от младших к старшим. Последнее характерно для тех эпох, когда происходят социальные сломы, когда прежние знания о мире больше не действуют, а действуют какие-то другие, в которых дети разбираются лучше.
Читайте «их» книги
Возможно, сегодня детская литература может быть полем межпоколенческого контакта в том случае, если не приходить к детям со своим, а посмотреть на то, что там «у них» происходит. А происходят там, например, комиксы, к которым взрослые чаще всего относятся пренебрежительно, не считая их литературой. Если раньше можно было говорить о субкультуре графических романов, манги, то сейчас это уже полноправная линия в основном культурном потоке. И с ней можно считаться.
В комиксах, или графических романах, часто затрагиваются проблемы, которые в «обычной» литературе обсуждаются с трудом. О них сложно писать или говорить, потому что это всё – почти невыносимый «серьёз». Только пространство графического романа снимает налёт дидактичности, взрослости, чуждости, нравоучительности.
Про «Маус» Арта Шпигельмана – комикс, затрагивающий тему холокоста, – слышали многие. Но есть и другие графические романы, которые и взрослым почитать не стыдно. Например, истории про взросление девочек – «Персеполис» – художницы иранского происхождения Маржан Сатрапи или «Берген» норвежки Аньи Дали Эвербю. Или отечественный графический роман Ольги Лаврентьевой «Сурвилло» – рассказ про XX век и про очень непростую судьбу бабушки автора.
Обложка комикса Арта Шпигельмана «Маус». Фото: Corpus (АСТ)
Ну а как быть с тем же Томом Сойером? Что делать, если любимая книга детства вызывает зевоту у современных детей? С одной стороны, мы можем продолжать читать детям «свои» тексты или читать их вместе с ними, если это получается. С другой стороны, никаких аргументов, кроме того, что мы сами любили ту или иную книгу и хотим разделить её с детьми, у нас нет. Кажется, что только в этом взаимном желании «разделить книгу» и возникает доверительная беседа, диалог: мы знакомим детей с нашими детскими книгами, они нас – со своими. И это приносит немало открытий: прочитать «Вафельное сердце» Марии Парр в 35 лет гораздо приятнее, чем не прочитать эту книгу вообще.
На днях на стриминге Disney+ состоялась премьера «Соколиного Глаза» — уже четвертого (не считая анимацию) за год сериала из марвеловской линейки. Недооцененный блокбастерами лучник Клинт Бартон оставался единственным из оригинального состава «Мстителей», кто не получил собственный сольник — теперь у Джереми Реннера есть целых шесть часов, чтобы доказать, что зря с этим делом так долго тянули, и заодно познакомить с преемницей. Пока, впрочем, получается слабо. Сезон целиком мы обязательно обсудим в нашем сериальном подкасте, а сейчас смотрим два вышедших эпизода на телевизоре LG OLED и делимся первыми впечатлениями.
Уже давно ясно, что киновселенная Marvel — эдакий аналог TikTok-ленты для больших экранов, бесконечный поставщик однообразного и почему-то все еще чертовски увлекательного зрительского контента. В шатком же на прокатные перспективы 2021-м студия Кевина Файги, кажется, гуляет на честно заработанные как никогда раньше.
До сих пор не выветрилось клюквенное послевкусие «Черной вдовы», удачно зашла кунг-фу-сказка «Шан-Чи», отгремели «Вечные» (кино Хлои Чжао с треском провалилось, получило нагоняй от критиков и бан в мусульманских странах, но все-таки наметило совершенно новую авторскую веху в Marvel). Впереди грандиозный мета-кроссовер в третьем «Человеке-пауке» — говорят, на огонек заглянут Магуайр с Гарфилдом. Все еще мало? Дома на диване уже можно замарафонить шестичасовые приключения Алой ведьмы с Вижном, Сокола с Зимним солдатом и Локи с Локи.
Теперь дождался своей очереди Соколиный Глаз, и раз уж именно он закрывает первую сериальную фазу, есть смысл подвести какие-то итоги. Напомним, начиналось все с «Ванды/Вижна» — фантасмагорического оммажа ситкомам второй половины XX века. Поразительно экспериментальная для Marvel история о побеге от реальности и отрицании горя, увы, к финалу все-таки свалилась в яму к картонным злодеям и пиксельным баталиям.
У следующих глав вселенной претензий и амбиций было еще меньше: геополитический трэвел-блог под названием «Сокол и Зимний солдат» лишь доказал, что друзья Капитана Америки в его отсутствие умеют только наводить скуку своими невыразительными метаниями, а «Локи» просто оказался насупленной версией «Доктора Кто».
В общем, пока что сериалы Marvel оставляют впечатление эдакой ссыльной для вроде бы плотно закрепившихся в киношном каноне, но все-таки второплановых героев, с которыми просто не знали, что делать в больших блокбастерах. Соколиный Глаз хоть и с удостоверением оригинального состава «Мстителей», но тоже из таких: из него пытались лепить предателя, делали образцовым семьянином, неуклюже перевоплощали в татуированного виджиланте и заставляли вступать в платонические отношения с Наташей Романофф.
У бедняги Клинта Бартона нет ни сверхспособностей, ни какой-то особенной харизмы. Он всегда выглядел простым мужиком, соседом кого-то из главных героев, случайно оказавшимся в гуще событий. Собственно, этим нарративом 10 лет назад удачно воспользовались авторы комикса «Хоукай», остроумно представившие лучника помятым холостяком, занятым бытовыми проблемами вместо спасения мира — именно отсюда пошел тренд на ту самую «приземленную» супергероику.
Сериал Disney+ в первых же двух эпизодах вываливает чуть ли не все главные визуальные и сюжетные маячки оригинального «Хоукая»: злодеи — карикатурные русские (но почему-то говорящие с польским акцентом) мафиози — в красных трениках, генератор милоты — спасенная одноглазая дворняга, титры — прямиком с книжных страниц. Действие разворачивается в канун Рождества, но предпраздничную атмосферу приходится впитывать не с детским восторгом, а с обреченностью хмурого бати: вместо рождественских песен — гам еще не отправленных на каникулы к бабушке детей, вместо мерцания гирлянд — огоньки напоминалок о незакрытых годовых отчетах.
Бартон вынужден терпеть семейный поход на дурацкий мюзикл о Мстителях («Я знаю, чем закончится: я там был»), попутно разбираясь с висяками по супергеройской работе. Кто-то ворует с подпольного аукциона костюм его альтер эго Ронина, чем привлекает внимание банды «треников», давно желающей свести счеты с чистильщиком нью-йоркских улиц. За похищением стоит юная мажорка и лучница-медалистка Кейт Бишоп — о ней «Соколиный Глаз» расскажет прямо в открывающей сцене с флешбэком из 2012 года, где Клинт мимоходом спасает тогда еще 12-летнюю девочку от смертоносных лучей Читаури. С тех пор Кейт — преданная фанатка мстителя, теперь решившая не упустить шанс набиться к нему в напарники.
Да, «Соколиный Глаз» с первых тизеров заявлялся как лихой бадди-муви, но пока что эта заявка откровенно не оправдывается. В стартовых эпизодах мало лихости и еще меньше товарищеского задора: авторы шоу больше увлечены спешным введением в киновселенную новой и потенциально важной для киновселенной героини, хотя и здесь ничего не могут предложить, кроме вялого «подросткового» (Кейт уже 22 — но не суть) бунта девушки против мамы-бизнесвумен. Повод — потенциальный отчим, чьи усы и навыки фехтования с первых секунд выдают в нем злодейскую натуру. В то же время Бартон даже в собственном сольнике продолжает болтаться на периферии и внезапное появление наследницы не дает ему никаких инсайтов: герою все еще нечего ей передавать, нечего у нее приобретать самому, а главная драма Хоукая все еще заключается в ее отсутствии.
В этом, нагло опережая всех критиков, признаются сами авторы в монологе Кейт, которая прямо заявляет Клинту, что у него серьезные проблемы с самопрезентацией. В контексте сюжета это, во-первых, кажется немного странным, учитывая то, что к Хоукаю все еще пристают с селфи прямо в общественном туалете, в ресторане официанты закрывают счет, а детишки вдохновленно пялятся через три театральных ряда. Во-вторых, такие откровения именно здесь звучат не как ироничный метакомментарий, а как неловкие жалобы Disney на то, что люди неохотно покупают игрушки Соколиного Глаза, пылящиеся на складах аж с 2012 года.
Студия при этом не спешит исправлять ситуацию. Сериалу совершенно не удается вслед за комиксом превратить блеклость персонажа из бага в фичу и заставить пожалеть об отсутствии статуэтки лучника на полке над телевизором. Здесь как будто бы не помешала крепкая рука кого-нибудь из выпускников инди-фестиваля «Санденс», специализирующихся на поэтичной бытовухе (и уже зафрахтованных в «старшую» часть киновселенной) — шоураннеру, видному скетч-постановщику Рису Томасу, кажется, просто недостает нужного авторского чутья. По части экшена «Соколиный Глаз» пока что тоже не впечатляет: пара драк впотьмах и брошенный в окно коктейль Молотова вряд ли потянут на откровение даже в сегменте бюджетных боевиков.
Само собой, делать какие-то глобальные выводы на основе двух вышедших эпизодов крайне сложно — дальше можно ждать чего угодно: сериал уже показал новую героиню Эхо в исполнении слабослышащей актрисы Алаквы Кокс, обещают и возвращение Флоренс Пью к роли Красной вдовы. Впрочем, классический конвейер Marvel редко дает сбой в нужную сторону даже под Рождество: спасибо Кевину Файги за очередную дорогую, красивую и теплую куртку, но можно все-таки в следующий раз железную дорогу?
Оценка автора
Опять же, это не оценка всему сериалу. Все еще может круто перевернуться с введением новых антагонистов и притиркой главных героев друг к другу. Однако старт между пафосными «Вечными» и громким «Человеком-пауком» намекает, что перед нами скорее филлер и закрытие оставшихся с «Мстителей» гештальтов, чем полновесная глава вселенной.
LG OLED — это произведение искусства, кинотеатр с большим экраном, портал в игровые миры и место в первом ряду на спортивных мероприятиях. LG OLED создает новые впечатления от фильмов и сериалов благодаря идеальному черному и 100% точности цветопередачи. Теперь фильмы выглядят как их задумали авторы. OLED — технология самоподсвечивающихся пикселей. Он более комфортный для глаз при длительном просмотре, имеет сниженный риск опасных излучений.
Спецпроект подготовлен при поддержке СП «ПРАЙМЭРИ» ООО, УНП 101132766.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by
Засыпают капельки. Медитативная сказка на ночь для засыпания
Когда ма-а-аленькие капельки сливаются, получается большая капелька: из капелек побольше — большая капля. Из капель — лужица, потом — лужи, озера, моря, а совсем много капель — океан.
В большом океане так много капель, что тот, кто придумал их слить, чтобы не скучно было считать одинаковые капли, добавил в каждую того, чего нет в других. Потому местами в океане вода чуть более горька, то чуть меньше; то она солоней, то пресней. Бывают капли, с чуточкой золота, а бывают — и с серебром. Но все они солоны: их так много и верхние так давят на нижних, что у всех выступают слезы — у нижних потому что тяжело, а верхним жалко нижних.
И все множество капель, из которых складываются водоемы, засыпает, засыпает, засыпает.
Огромен океан, но все капли в нем всё равно не помещаются, и он протягивается к берегу морями. То море, по берегу которого бегает много загорелых детей, называется Черным, а там, где в снежки играют белые медвежата, наоборот, Белым.
Засыпает Черное море, и Белое море, и далекое от них Красное море, и еще более далекое — Желтое . Голубые, голубые моря . Спят.
Над Белым морем холодно, так холодно, что верхние капельки съеживаются и прижимаются друг к другу. Они так прижимаются плечами друг к другу, и так прячут головки в плечи, что становятся ровным твердым льдом, и лёд закрывает остальную воду от мороза. Лед иногда толстый, чтобы в нем было место для пещер, в которых медвежата могут спрятаться от ветра и мороза.
Спит черная ночь над льдом, спит лёд, спят пещеры и спят медвежата.
Засыпает далекий и огромный океан и огромные, и многоводные моря. И чтобы все слышали, как спокоен их сон, они тихо и спокойно гудят в каждой раковине, которую, если захочешь, ты завтра поднесешь к своему уху.
А там, где теплей, заснули в теплой воде неподвижные рыбы. Днём красные и желтые, яркие и красивые, сейчас они спят темные и застывшие в темной воде.
Засыпают большие рыбы больших морей. Спит рыба-кит. Засыпают большие рыбы больших озер, и рыбы больших рек, и рыбы просто озер, и все рыбы маленьких прудов. До самых маленьких головастиков. Как капельки.
Сон и покой внутри каждой капли воды. Под волнами океанов и морей — покой и тишина, там засыпают рыбы и крабы, водоросли и капли, потоки и струи.
Большие капли дождей спят. Они повисают на крышах и ветках и засыпают, забыв упасть вниз.
Спят капли детских слезинок. Дети видят добрые сны и слезы их высыхают, так что засыпает память об этих капельках.
И засыпают самые маленькие капельки — те, из которых сделан туман. Им спокойно в тумане и они делятся на капельки все меньшие, и отплывают друг от друга, невидимые в тумане. И неслышимые в нем. Как и все остальные капельки, они заботятся о других и гасят все звуки над городом, укрытым туманом.
Но все капли везде снаружи нашего дома уже заснули. И мы закрыли все краны, чтобы могли заснуть и капли в трубах. Мама ушла из кухни. Заснула твердая вода — лед. И мягкая, мягкая вода — туман. И засыпает вокруг тебя самый мягкий, самый нежный туман — твой сон.
А если заснули самые большие капли и самые маленькие капли, то и моей маленькой девочке тоже пора уснуть?
Спи, моя маленькая капелька.
Борис Перли
Медитативная история для трехлетних детей перед сном
Давай мы с тобой вместе немного пофантазируем. Для этого нужно закрыть глазки. Закрыла? А теперь представим, что лежим мы не в постели, а на белом облачке. Оно очень мягкое, нежное и слегка нас покачивает. На небе много звездочек. Они напевают нам свои любимые мелодии и своим сиянием освещают голубую прозрачную речку. Весь день в ней плескались и играли рыбки, а сейчас устали и плывут отдыхать. У них закрываются глазки. Они засыпают прямо на ракушках.
Над речкой пролетает птичка. Она смотрит в воду и видит на дне сонное царство. Птичка тоже зевает и летит спать в свое теплое уютное гнездышко.
Стихает шум ветра, перестает журчать ручеек. На речке уже нет волн. Она стала тихой и спокойной.
Вместе с речкой уснул и лес. Все его зверюшки попрятались в свои норки, потому что им, как птичкам и рыбкам, до утра нужно набраться свежих сил, а эти силы дает сон. Рыбки и зверюшки очень любят смотреть сны. Поэтому засыпают раньше всех.
Когда засыпают люди, им снится что-нибудь интересное и волшебное. Во сне раскрываются многие секреты и тайны. И чем быстрее ты заснешь, тем больше интересного увидишь во сне.
Облачко медленно опускает тебя в постельку, желает спокойной ночи и тоже засыпает. Спит и солнышко. Проснется оно только утром и разбудит тебя своими теплыми лучиками. Не спит одна луна. Она рассказывает сказки всем спящим. Когда ты уснешь, луна расскажет сказку и тебе. Я тоже пойду спать и видеть сны, а завтра расскажу, что мне приснилось.
Спи спокойно, малыш. Сладких тебе снов.
Анна Смирнова.
Путешествие. Медитативная сказка на ночь для засыпания
Устраивайся поудобнее в кроватке и закрывай глазки. Перед сном мы совершим с тобой увлекательное сказочное путешествие. Мы пойдем с тобой к синему морю, где плещутся волны и чайки кричат. Там ждет нас маленький кораблик с белыми парусами. Мы поднимемся на палубу, и кораблик отправится в путь. Стоя на палубе, мы будем смотреть на проплывающих мимо дельфинов, разноцветных рыбок и морских черепах. Кораблик отвезет нас в далекие страны. Мы поплывем в Индию, где живут большие добрые слоны с длинным хоботом. Затем мы отправимся в Австралию посмотреть на кенгуру с сумками на животе. А после кораблик доставит нас в Китай, где живут веселые черно-белые мишки панды. Наше путешествие будет интересным, полным необычных приключений и новых открытий. А потом мы вернемся домой, ляжем в кроватку и нам приснятся чудесные сны про дальние страны.
Бабочка. Медитативная сказка на ночь для засыпания
Светит теплое солнышко. Солнышко греет травку, цветы и маленькую бабочку. Бабочка медленно летает, летает. Легкие крылышки порхают вверх-вниз, вверх-вниз. Бабочка устала. Бабочка хочет спать, спать, спать. Она лениво опустилась на большой, пушистый цветок. «Здравствуй, — сказала бабочка цветку. — Ты очень красивый и пахнешь медом. Можно я посплю в твоих лепестках?» «Можно, можно, можно, — ответил цветок и плавно закачался: — А-а-а, а-а-а». «Спи, спи», — шептали травы. «Спи, спи», — шептало тёплое солнышко. «Хорошо, как мне хорошо», — подумала бабочка и сладко уснула. (Длительная пауза.)
Зверева-Тодрик И.В.
Щенок Гав-гав
Маленький щенок сидел на поляне и громко лаял:
– Гав-гав!
Его услышал Полосатик.
– Ты чего так громко гавкаешь? – спросил Полосатик щенка.
– Я потерялся.
– Ой-ой, как же ты потерялся?
– Я побежал за солнечным зайчиком и сам не заметил, как убежал далеко от дома, – сказал щенок.
– Тогда надо тебе помочь вернутся домой!
– Но как же мне это сделать?
– Не знаю… давай сходим к ежику, он умный!
И они пошли к ежику.
Ежик выслушал щенка и сказал:
– У собак очень хороший нюх. Тебя мама не рассказывала?
– Что-то говорила, но я ее не слушал, – сказал щенок и заплакал.
– Попробуй понюхать воздух, не чувствуешь ли ты знакомых запахов? – предложил ежик.
Щенок принюхался.
– Где-то пахнет колбасой. Такую колбасу любит мой папа.
И Щенок побежал на запах колбасы и вскоре прибежал к своему домику.
– Ура! Я дома! Спасибо вам, ежик и Полосатик.
Щенок очень устал, поэтому он лег в свою кроватку, на свою подушечку, укрылся одеялком, закрыл глазки и уснул. И конечно попал в Засыпандию и увидел добрый и веселый сон.
Как перебраться через ручей
Пришла весна. Растаял снег и потекли звонкие весенние ручейки. Вышли из домика червячки в кепочках, а прямо перед входом в дом … ручей. Как же им через ручей перебраться да в огород попасть. Стали они думать.
Идет мимо муравей.– Доброе утро, червячки. Чего приуныли? – спросил муравей.
– Не знаем как через ручей перебраться, – ответили червячки.
– Ну, это просто, – сказал муравей. Взял травинку, перекинул ее через ручей и по травинке переполз на другую сторону.– Эх, а нас травинка не выдержит, – сказали червячки и стали думать дальше.
Тут легкий весенний ветерок принес листик с дерева. Листик упал в ручеек и поплыл как маленький кораблик.Червячки взяли веточки. Веточками поймали листик, забрались на него. И на листике перебрались через ручей. Там их встретил муравей.
– Как я рад, что вы перебрались, через ручей сами. А я уже думал звать подмогу, – сказал он. И они вместе пошли на огород. Ведь червячки и муравей были очень трудолюбивые. А когда хорошо поработаешь, то и сны снятся хорошие и добрые.
Как тигренок Полосатик искал клад
Проснулся утром тигренок Полосатик и решил клад искать. Пошел он к своему другу Лягушонку.
– Лягушонок, пошли клад искать! — сказал Полосатик.
– А что такое клад? — спросил Лягушонок.
– Нууу, это то, что все ищут, наверное.
На самом деле Полосатик не знал что такое клад, но много читал про него в книжках.
– А давай еще Ежика возьмем, втроем веселее, — предложил Лягушонок и они пошли к Ежику.
– Оооо! Клад. Я слышал, что клад есть под большим деревом на зеленой поляне, — сказал ежик.
И друзья пошли к большому дереву. Они обошли его один раз, потом другой. Но клада нигде не было.
На верхушки дерева сидела Белочка.
– Что вы тут делаете? — спросила она.
– Клад ищем.
– Ха-ха, — рассмеялась белочка, — Клад же в землю зарывают.
– Зарывают в землю? — удивились друзья.
И начали клад копать. Выкопав под большим деревом яму, они на что-то наткнулись: это была большая книга сказок.
Друзья открыли книгу и начали читать. Сказки были такие интересные и добрые, что Полосатик, Лягушонок и Ежик с удовольствием читали сказки до самого вечера. Даже Белочка спустилась вниз послушать.
А когда стало темнеть, друзья засобирались домой.
– Что же с кладом делать? Кто же его закопал.
На соседнем дереве сидела ворона.
— Карр. Его барсук закопал, когда вырос. Сказал, что когда у него будут маленькие дети-барсучата, он книгу со сказками выкопает и им почитает. Да и забыл про нее, – сказала ворона.
И друзья пошли к дяде барсуку. Когда он увидел книгу со сказками, то очень обрадовался.
– Спасибо вам! Я совсем забыл про свой клад! Думаю моим барсучатам эти сказки очень понравятся. И вы приходите к нам в гости почитать сказки! А сейчас уже поздно и вам пора спать!
Полосатик, Лягушонок и Ежик попрощались с барсуком и пошли по домам. Дома они поужинали, почистили зубки и легли спать. И снились им добрые сказки.
Червячки и ежик
Пошли червячки гулять по лесу. Идут мимо елок, мимо сосен, мимо берез. Вдруг видят ежик сидит на пеньке и грустит.
– Здравствуй, Ежик. Почему ты такой грустный?
– Меня мама попросила грибов набрать. А я пол корзинки собрал, увидел сову, и убегая от нее, споткнулся и почти все грибы рассыпал, — сказал Ежик и вздохнул.
– Ну давай мы тебе поможем! – сказали червячки.
– О, большое спасибо!
И они пошли грибы собирать.
У ежика от радости даже стихи получились:
Раз грибочек, два грибочек,
Вот сова летит дружочек,
Убегаем за пенечек.
Набрали они полную корзинку грибов и ежик сказал:
– Приходите к нам на ужин. Моя мама очень вкусные грибы делает.
Червячки в кепочках радостно согласились и пошли в гости к ежику.
Вкусно поужинав и поблагодарив маму-ежиху, они пошли домой. Дома они легли спать в свои уютные кроватки.
Кот Барсик и червячки в кепочках
Проснулся кот Барсик утром, пришел на кухню, а в мисочке пусто. Пошел он искать свою маленькую хозяйку, а она в куклы играет и про Барсика совсем забыла. Обиделся Барсик и ушел из дома: еду себе искать.
– Пойду я молочка себе найду, — подумал Барсик. И пошел к коровке.
– Коровка, дай мне молочка, – попросил Барсик.
– Мууу, я даю молочко своим хозяевам. А за это они обо мне заботятся. А что ты мне можешь дать за молочко? – ответила коровка.
– Мяу, моя маленькая хозяйка давала мне молочко просто так! – сказал Барсик.
Корова на это ничего не ответила, только снова стала жевать траву.
– Тогда пойду за колбасой в магазин, – решил Барсик.
Пришел он в магазин, стал тереться о ноги продавца. Но продавец не понял чего хочет кот Барсик и вынес его на улицу.
Расстроился Барсик. Тут мимо проползали червячки в кепочках.
– Чего ты грустишь Барсик? – спросили червячки.
– Моя маленькая хозяйка утром не покормила меня. Я просил молочко у коровки, но она не дала. Я просил колбаску у продавца, но он не понял меня. – пожаловался кот.
– А ты не пробовал попросить покушать у своей маленькой хозяйки? – спросили червячки.
– Ах, я попробую, – сказал Барсик и пошел домой.
Дома маленькая хозяйка очень обрадовалась Барсику. Погладила его по шерстке, налила в мисочку молочка.
Довольный Барсик наелся и улегся спать на свою мягкую подстилочку и сразу уснул.
Почему Полосатики не летают как птицы?
Полосатик сидел на берегу озера и смотрел на небо. По небу, расправив красивые крылья, летела птица.
– Почему у меня нет крыльев и я не могу летать по небу? – подумал Полосатик.
И он представил, как он летит по небу и машет полосатыми крыльями.
Весь день Полосатик думал об этом. А когда наступил вечер, он начал готовится к путешествию в Засыпандию: почистил зубки, лег на свою кроватку, укрылся одеялком и закрыл глазки. Как только он попал в Засыпандию, он бросился к Колокольчикам.
– Пожалуйста… Я очень хочу полетать над Засыпандией!
Колокольчики улыбнулись и дали ему полосатые крылья. И счастливый тигренок летал над зелеными полями, яркими лугами и махал своими полосатыми крыльями.
А как только он подумал: “А как же спущусь вниз?”, он проснулся в своей кроватке.
– Я завтра тоже хочу полетать над Засыпандией! – подумал он.
Как маленькая зебра и Полосатик мерились полосками
Полосатик гулял по полю и увидел грустную маленькую зебру. Маленькая Зебра жевала траву.
– Здравствуй, маленькая зебра!- сказал Полосатик.
– Здравствуй, тигренок!- ответила зебра.
– Меня зовут Полосатик. А тебя?
– Я Зина. Приятно познакомиться.
Тут Зина подняла глаза на Полосатика.
– Ой, ты тоже полосатый! – удивилась Зина.
– Да, все тигры полосатые.
– Но, у зебр больше полосок! — сказала Зина.
– Почему ты так решила? — спросил Полосатик и предложил: «А давай мерится, у кого больше полосок!»
– Давай! А как будем мериться?
– Встанем спинка к спинке и посмотрим у кого больше полосок.
Они встали спинка к спинке, но посмотреть на свои полоски на спинах они не смогли. Тогда они решили пойти к ежику.
– Здравствуй, Ежик, помоги нам. Мы хотим помериться полосками!
Полосатик и Зина встали спинка к спинке, а Ежик стал смотреть на их полоски.
– Ну как? — спросил Полосатик, — У кого больше полосок?
Ежик посмотрел еще внимательнее и сказал:
– По-моему, у вас одинаковое количество полосок!
– Ох! – вздохнула маленькая зебра Зина.
– Что такое? Это же здорово! – воскликнул Полосатик.
А маленькая зебра Зина ответила: – Конечно, здорово и никому не обидно. Но уже вечер и пора ложится спать, а мне так не хочется.
Полосатик очень удивился: – Ты не хочешь в Засыпандию?
– В Засыпандию? А что это? – спросила Зина
– А, понятно, ты не знаешь про Засыпандию. Туда попадают все когда засыпают.
– А как туда попасть?
– О, это очень просто! Надо лечь в свою кроватку, на свою подушечку, укрыться одеялком, закрыть глазки и лежать. А когда станет совсем-совсем скучно лежать, зазвенят колокольчики, и ты попадешь в Засыпандию.
– Надо попробовать. Доброй ночи! – сказала Зина и пошла домой.
Дома она легла в свою кроватку, на свою подушечку, укрылась одеялком, закрыла глазки и стала лежать. А когда стало совсем-совсем скучно лежать, вдруг …. зазвенели колокольчики: «динь-динь».
– Доброй ночи, маленькая зебра Зина, динь-динь — сказали колокольчики.
– Здравствуйте! А откуда вы меня знаете?
– Мы знаем всех! А для тебя приготовили сон про луг и вкусную травку.
– Ах, спасибо!
Зина радостно бегала по сонному лугу и ела вкусную травку. А когда она подумала: «А как же я попаду домой?», то проснулась в своей кроватке, и у нее было много сил и хорошее настроение.
Полосатик в зоопарке
Однажды Полосатик отправился к своим родственникам в Зоопарк. Его встретили Дядя Тигр, тетя Тигрица и их сынок — тигренок Босик. Ох и весело же играли Полосатик и Босик. Они прыгали через ручейки, кидали в воду камешки и играли в догонялки. Но пришел вечер, и надо было ложиться спать. Босик сразу закапризничал:
– Не хочу спать, не хочу!
Тетя Тигрица уговаривала Босю:
– Всем надо спать, чтобы на утро было много сил на новые игры.
– Разве ты не хочешь в Засыпандию? — спросил Полосатик.
– Что такое Засыпандия? — удивился Босик.
– О, это волшебная страна! В ней живут добрые веселые колокольчики, которые дарят добрые сны! — ответил Полосатик.
– А как туда попасть? — заинтересовался Босик.
– Очень просто: надо лечь в свою кроватку и закрыть глазки.
– Но лежать просто так очень скучно!
– Ну, когда станет очень-очень скучно появятся колокольчики и ты попадешь в Засыпандию.
– Я попробую, – сказал Босик.
Шустрому Босику лежать в кроватке, да еще и с закрытыми глаза было очень сложно. Но, как и обещал Полосатик…
– Динь — динь! Мы рады тебя видеть в Засыпандии! – сказали колокольчики – Хочешь посмотреть сон о ручейке?
– Конечно хочу, – сказал Босик.
Всю ночь во сне Босик играл с ручейком. А когда он подумал: “Пора бы домой”, он проснулся в своей кроватке полный сил для новых игр.
Где спят облачка-овечки?
Тигренок Полосатик взбирался на гору.
Зачем он взбирался в гору? Чтобы попасть наверх.
Зачем он хотел попасть наверх?Потому что наблюдая утром за облаками, он увидел, что за эту гору убегают облачка-овечки.
Что такое облачка-овечки?
Это облака, похожие на овечек.
Полосатик забрался на самую вершину горы, но облачков-овечек тут не было. На самой вершине сидела маленькая птичка.– А ты не видела здесь облачков-овечек? – спросил тигренок птичку.
– Нет, не видела, – ответила птичка – Но я видела, как облачка, похожие на овечек полетели туда. И птичка указала на зеленый лес.
– Туда? – удивился Полосатик, – Ну что же овечкам делать в лесу?
– Может они там спят? – сказала птичка.
– Может… – задумался Полосатик.
Но наступил вечер и Полосатику было пора ложиться спать. Он попрощался с птичкой и побежал домой. А по дороге он думал: “А как спят облачка-овечки. Наверное в облаковых кроватках. А попадают ли они в Засыпандию?”