«*у Краткие выводы по изученной теме •

U===a 1. В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением… Общий колорит поэзии Пушкина… — внут­ренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Эта особенность пронизывает все творчество Пушкина, независимо от того, какой мотив в стихотворении является ведущим. 2. Илософская лирика. В ней ставятся вечные проблемы бытия: смысл жизни, смерть и вечность, Добро и Зло. Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» («Безум­ных лет угасшее веселье…», 1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл,/ Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море…») сменяется мощным мажорным аккордом:

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

3. Пейзажная лирика. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка («Осень», «Зимнее утро»). Эти детали важны не только своей живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро») и творческого вдохновения, когда «лег­ко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень»).

4. Любовная лирика. Пушкин передал все оттенки этого чувства: страсть и отчаяние («При­знание»), преклонение «перед святыней красоты» («Красавица», «Мадонна»), светлую печаль воспоминаний о любимой женщине («На холмах Грузии…»). Тема любви отражена в стихотво­рениях «Погасло дневное светило…» (1820), «Я пережил свои желанья…» (1821), «Храни меня, мой талисман…» (1825), «К***» («Я помню чудное мгновенье…», 1825), «На холмах Грузии ле­жит ночная мгла…» (1829), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829) и др.

Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным. Лири­ческого героя стихов о любви отличают самоотверженность, благородство, глубина и сила чув­ства, он прекрасен во всем — ибо честен и требователен к себе.

5. Лирика дружбы. Цикл стихотворений, посвященных лицейскому братству («Воспо­минания в Царском Селе») и послания друзьям. Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба». Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), это и союз единомыш­ленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). И наконец, «дружество» — это та сила, которая спо­собна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях («Во глубине сибир­ских руд…»).

6. Вольнолюбивая лирика. «Деревня» — протест против «барства дикого» и «рабства тощего», в основе этого протеста лежит просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла — нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваива­ет себе «и труд, и собственность, и время» другого. В стихотворении «К Чаадаеву» граждан­ский пафос — призыв Отчизне посвятить «души прекрасные порывы» приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» срав­нивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья».

7. Тема творчества занимает важнейшее место и в лирике Пушкина. Поэзия — трудное и ответственное дело, считает Пушкин. Поэт, в отличие от простых смертных, наделен способно­стью видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный че­ловек. Однако талант поэта не только дар, но и тяжелая ноша, большая ответственность. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть примером гражданского поведения, проявляя стойкость, непримиримость к общественной несправедливости, быть строгим и взы­скательным судьей по отношению к себе.

О высоком предназначении поэзии, ее особой роли Пушкин говорит в стихотворениях: «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

8. Особенность жанрово-родовой принадлежности «Евгения Онегина» заключается в том, что это «не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Это свидетельствует о преоблада­нии лирического начала в романном повествовании, главенствующей роли автора в романе, его роли как лирического центра повествования.

Своеобразие «свободного романа» определило наличие и обилие в нем лирических отступ­лений. Эти отступления не только обогащают содержание романа, раскрывают строй дум лири­ческого героя, но и соединяют фрагменты текста, сближая мир чувствований центральных лиц произведения и его автора.

9. Автор предстает и как персонаж романа, и как лирический герой. В функции персона­жа Автор предстает как приятель Онегина и как родственник соседа Лариных («мой брат двою­родный Буянов»). Начиная с VI главы, роль автора-персонажа становится минимальной. От­ныне Автор выступает в функции лирического героя, которому принадлежат почти все оценки происходящего и лирические отступления в романе.

10. Основные темы лирических отступлений в романе:

V пейзажные фрагменты повествования — объективная «прозаичность» и субъективная «поэтичность» картин русской природы;

V лирические отступления на «литературные» темы — проблемы современной Пушкину литературы (вопросы жанровых предпочтений, иноязычных заимствований, взаимодей­ствия европейской и русской литературы и т. д.) на страницах романа, романтизм и ро­мантики в ироническом свете авторского повествования;

V литературная биография «Евгения Онегина» — воссоздание истории создания романа на страницах романа; Автор как читатель собственного романа («пересмотрел все это стро­го…», «пора мне… пятую тетрадь / От отступлений очищать»); возможные, но нереализо­ванные пути развития романного действия;

V обращения к читателю в лирических отступлениях; образ читателя на страницах романа.

11. Пушкин создал в романе новый тип героя — «героя времени». Автор подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» — своеобразный протест против социальных и духовных норм, подавляющих в человеке личность.

12. Ленский, красивый и богатый 18-летний юноша, как и Онегин, изображен чужаком среди окрестных помещиков — крепостников и невежд. При всей взаимной противоположно­сти — хандра одного и романтическая мечтательность другого («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») — они становятся друзьями.

13. Татьяна — «милый идеал» Пушкина. Поэт не идеализирует ее жизнь: ее воспитание, круг интересов типичны для «барышни уездной». Но Татьяна, по словам Белинского, «глубо­кая, страстная натура», она «осталась естественно-простою в самой искусственности и уродли­вости формы, которую сообщила ей окружающая действительность». Не случайно «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Главное в Татьяне — она «тип русской женщины» (В. Г. Белинский). На нее неизгладимый отпечаток наложили «преданья простонародной ста­рины», рассказы няни, красота русской природы; ее представления о любви и долге, весь ее ду­ховный мир неотделимы от этических идеалов народа.

Белинский: «В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слож­ные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких примесей и приделок».

14. В поэме «Медный всадник» раскрыта тема взаимоотношений простого человека и вла­сти. Используется прием символического противопоставления Петра I (великого преобразова­теля России, основателя Петербурга) и Медного всадника — памятника Петру I (олицетворения самодержавия, бессмысленной и жестокой силы). Тем самым поэт подчеркивает мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека не может быть справедливой. Вели­кие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестокими по отношению к народу, к отдельной личности. Пушкин, признавая величие Петра, отстаивает право каждого человека на личное счастье. Столкновение «маленького человека» — бедного чиновника Евге­ния — с неограниченной властью государства заканчивается поражением Евгения. Автор со­чувствует герою, но понимает, что бунт одиночки против «мощного властелина судьбы» безу­мен и безнадежен.

15. «Капитанская дочка» — это и исторический роман (о крестьянском бунте под предво­дительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»). Гринев — свиде­тель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина — это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности.

16. Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Бело­горской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а факти­чески между жизнью и смертью. Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, единст­во совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.

17. Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева при­влекли к нему Пугачева («Моя искренность поразила Пугачева»). В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова). Подлость и низость де­лают его законченным негодяем (Швабрин). История дает шанс спастись даже в сложных ис­пытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.

image016 1Выполняем задания для обобщения изученного

1. Продумайте тезисный план сочинения: «Чувства добрые» в лирике Пушкина.

2. Заполните схему системы образов в романе Пушкина «Евгений Онегин». Единственная ли система может получиться? Обоснуйте свою точку зрения.

image017 1

3. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…». Охарактеризуйте причину «недуга»

Онегина.

4. Согласны ли вы с оценкой образа Ленского? Аргументируйте свой ответ.

«Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукою Онегина». (А. И. Герцен)

5. Определите по тексту романа:

В каком году родился Онегин? ______________________________________________________

В каком году родился Ленский? _____________________________________________________

В каком году родилась Татьяна? _____________________________________________________

В каком году произошла дуэль с Ленским? ____________________________________________

В каком году Татьяна вышла замуж? _________________________________________________

В каком году произошло последнее свидание Онегина с Татьяной?

6. Заполните таблицу.

Гринев

Швабрин

Возраст

Социальное положение

Жизненный опыт

Внешний облик

Нравственные принципы

Отношение к Маше

Отношение к Пугачеву

Авторское отношение к герою

Роль героя в романе

7. Выразите свое аргументированное согласие или несогласие с позицией критика. «Капитан­ская дочка», изобильная прекрасными частностями, не составляет определенного и сильно ор­ганизованного целого. В рассказе нельзя не заметить той же самой сухости, которою страдают все прозаические опыты Пушкина». (М. Н. Катков)

8. Бунт Евгения в «Медном всаднике» произошел в 1825 году. Место его встречи с «кумиром на

Бронзовом коне» — Сенатская площадь. О чем могут говорить эти совпадения?

9. Перечислите признаки исторического произведения в поэме «Медный всадник».

Выполняем задания формата ЕГЭ

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

(А. С. Пушкин)

1. Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любов­ного томления, воплощенные в данном стихотворении?

2. Назовите лирический жанр, отличающийся настроением грусти, светлой печали, черты кото­рого нашли отражение в первой части стихотворения А. С. Пушкина.

3. В начале и в конце стихотворения создается один и тот же поэтический образ сна («Как сон, как утренний туман» — «Россия вспрянет ото сна»). Как называется такой композиционный прием?

4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в 1-8 строках данного стихотворения (цифры укажите в порядке воз­растания).

подпись: 4) эпитет 5) метафора 1)сравнение

2) литота

3) оксюморон

Впишите соответствующиеномеравтаблицуиперенесите в бланк ответов № 1.

Ответ:

5. В начале и в конце стихотворения создается один и тот же поэтический образ сна («Как сон, как утренний туман» — «Россия вспрянет ото сна»). Как называется такой композиционный прием?

6. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?

7. В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в сво­

Ей лирике тему свободы?

9. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?

10. Установите соответствие между тремя образами, созданными в данном фрагменте, и прису

Щими этим персонажам качествами личности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А) Евгений Онегин

Б) дядя Онегина

В) Владимир Ленский

1) невежественность, бездуховность

2) аристократическое высокомерие

3) романтическая оторванность от жизни

4) пресыщенность жизнью и разочарованность

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

11. Установите соответствие между тремя основными персонажами, образы которых созданы в данном фрагменте, и их судьбой в романе.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ

СУДЬБА В РОМАНЕ

А) Евгений Онегин

Б) дядя Онегина

В) Владимир Ленский

1) погибает на дуэли

2) женится на Татьяне

3) умирает от тяжелой болезни

4) уезжает в путешествие

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

12. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин: «…деревенский старзожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил…» ?

13. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Оне­гина: «Нигде ни пятнышка чернил»?

14. Онегин «скучал», «зевал» — у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь». Как на­зывается этот изобразительный и композиционный прием?

15. Каково авторское отношение к поместному дворянству в приведенном фрагменте?

16. Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких еще произведениях Пуш­кина герой — молодой дворянин?

17. В чем смысл «открытого финала» романа «Евгений Онегин»?

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела…

«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежав­шего нам навстречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич!» — кричал дядь­ка. «Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен…» — А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

«Спасибо, государь, спасибо, отец родной!» — говорил Савельич усаживаясь. — «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану».

Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице ос­танавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы вы­ехали из слободы и помчались по гладкой дороге.

Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов дол­жен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения… Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и ко­торый по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом… Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом…

Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:

«О чем, ваше благородие, изволил задуматься?»

— Как не задуматься, — отвечал я ему: — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался проти — ву тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

«Что ж?» — спросил Пугачев. — «Страшно тебе?»

Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

«И ты прав, ей богу прав!» — сказал самозванец. — «Ты видел, что мои ребята смотре­ли на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пы­тать и повесить; но я не согласился», — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и тата­рин не могли его услышать, — «помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».

Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отве­чал ни слова…

— А ты полагаешь идти на Москву?

Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:

— Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

— То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговремен­но, да прибегнуть к милосердию государыни?

Пугачев горько усмехнулся.

— Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду про­должать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.

— А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!

— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказ­ку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а Я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хо­рошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?

— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погру­зись каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, ка­чался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути…

А. С. Пушкин, «Капитанская дочка*

18. Куда отправились герои фрагмента?

19. От чьего лица ведется повествование в романе?

20. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А)Гринев

Б) Пугачев

В) Савельич

1) преданность, забота, житейская мудрость

2) жесткость в сочетании с благодарностью и великодушием

3) гордость и склонность к предательству

4) честность, благородство, смелость, чувствительность

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

21. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А)Гринев

Б) Пугачев

В) Савельич

1) сопровождает освобожденную из Белогорской крепости Ма­шу домой

2) избегает тюрьмы и каторги, помилованный императрицей

3) отправлен на поселение в Сибирь

4) осужден на смертную казнь

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

22. Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробе­гал по моему телу, и волоса становились дыбом» ?

23. Как в литературоведении называется прием иносказательного изображения отвлеченной идеи при помощи конкретного образа, использованный в сказке, которую рассказал Пугачев?

24. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в дан­ном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей.

25. Как понимают смысл калмыцкой сказки Гринев и Пугачев?

26. Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

27. Какую роль играют случайности в судьбе Гринева и как они связаны с идейным содержанием произведения?

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

Остановимся на самом сложном

Формулируя развернутый ответ на вопрос (ограниченного объема или сочинение), обя­зательно опирайтесь на текст произведения. Проверяющий должен увидеть, что вы хо­рошо знаете произведение и свободно используете текст для доказательства своих мыслей. Главный критерий использования текста — уместность. Доказывая какое-либо положение, продумайте форму работы с текстом. Это может быть выборочный пересказ, цитирование, ука­зание на фрагменты или эпизоды, включение отдельных значимых слов или деталей текста. Главное, чтобы избранная вами форма включения текста действительно помогла доказать вашу мысль. Помните, даже если вы воспроизведете дословно большой фрагмент произведения, но эта цитата не будет являться доказательством ваших суждений, т. е. будет неуместна, прове­ряющий не оценит вашу память.