Сочинение.
Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
В исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин обращается к XVIII веку, к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”. Новизна “Капитанской дочки” состоит в том, что “двигательницей событий” (термин Чернышевского) стала народная борьба. “Капитанская дочка” — это реалистическое произведение, главные герои которого типичны для своей эпохи и среды. Исторические персонажи выдвигаются на первый план повествования, написанного в мемуарной форме — “семейных записок”. Главным историческим персонажем в повести является Емельян Пугачев — предводитель крестьянского восстания. Он — беглый донской казак “лет сорока”, выдающий себя за покойного царя Петра III. Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель. К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным (“Все обходились между собой как товарищи”), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Пугачев обладает чувством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева. Знакомство с персонажем, появившимся из метели, как позже — из стихии народного бунта, начинается с его портретной характеристики: “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. Для характеристики своего героя автор прибегает к методу речевой характеристики. Меткая, живописная речь Пугачева является приметой его народного происхождения: “Долг платежом красен”. Пугачев изображен в соответствии с народно-поэтическим идеалом доброго и справедливого царя. Это соответствие прослеживается в эпиграфе к одной из глав повести, взятом из произведений А. Сумарокова: “В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп”. Автор недаром взял эпиграф из басни -лев, царь зверей, ассоциируется с образом Пугачева. Далее в калмыцкой сказке Пушкин сравнивает своего героя с птицей — орлом, являющимся царем птиц. Но при всей своей силе, Пугачев — трагический образ. В произведении присутствуют различные свидетельства обреченности бунта: сон Гринева, песня о разбойнике, которого собираются повесить, а также эпиграф к главе “Приступ”, сравнение героя с Отрепьевым. Характер Пугачева раскрывается через его поступки. В произведении Пугачев противопоставлен императрице Екатерине II, законной дворянской царице, своим соратникам, царским генералам, чиновникам в Оренбурге. Объективно обречен не только крестьянский бунт, но и его предводитель. Пушкин высказывает свое отношение к крестьянскому бунту: “Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Итак, образ Пугачева дан Пушкиным в свете концепции русского национального характера. Он помогает глубже раскрыть нравственную проблематику повести. Образ предводителя крестьянского восстания тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа., Пушкин изображает и такие его качества, которые были сформированы рабством, смиренностью и послушанием. Реализм позволил автору раскрыть и величие народа, его историческую миссию и глубоко трагичную, исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном крепостническом государстве. Понять дух народа помогают образы Савельича и капитана Миронова. Их объединяет отсутствие самосознания. Они живут во власти традиции, их отличает приверженность установившимся правилам жизни. Так, Савельич, крепостной дворовый человек, исполнен чувства достоинства и отваги, ответственности за порученное ему дело. Он умен и смышлен, по-житейски практичный человек. Он занимается воспитанием “барского дитяти”, проявляя не холопскую, а искреннюю заботу о нем. Всякий раз Пушкин создает ситуации, в которых Гринев совершает проступки, допускает оплошности, а Савельич его выручает, помогает и даже спасает от смерти. Барин остается глух к самоотверженному поступку старика, готового занять место Гринева под виселицей. Савельич же покорно принимает это равнодушие. Он также слеп и к событиям народного бунта, глух к провозглашенной мятежниками вольности. Пугачев для него только “злодей” и “разбойник”. Интересен в художественном отношении, по мнению Н. В. Гоголя, образ капитана Миронова. Это “честный и добрый”, скромный служака, лишенный честолюбия, искренно преданный своему делу, получивший офицерское звание за храбрость, проявленную в прусском походе и в сражениях с турками. Миронову свойственно чувство верности своему долгу, слову, присяге. В этом и проявляется его русская натура, истинно русский характер. Комендант Белогорской крепости лишь на службе принадлежит к правительственному лагерю, а в остальное время он, выходец из народа, связан с ним своими воззрениями, традициями и образом мышления. При этом образцовое послушание Миронова для Пушкина не добродетель, а тот психологический склад характера русского человека, который навязывается ему извне. Поэтому добрый по природе Миронов буднично прост в своей жестокости, когда он отдает приказ пытать башкира. Поэтому все его действия не освещены сознанием, хотя он деятелен, храбр. Участник исторических событий, он ни разу не задумывается над тем, что происходит. Патриархальность быта Мироновых, следование народным традициям, речь коменданта, наполненная идиомами и народными словечками, — все это оттеняет драматизм судьбы человека из народа. Представителей народа мы видим и на совете в ставке Пугачева: бывшего капрала Белобородова и Афанасия Соколова, прозванного Хло-пушей. Они умные и дальновидные политики. Однако отношение к дворянам у персонажей разное. Хлопуша стремится обдумать все принимаемые решения, в том числе и насчет казни Швабрина и Гринева, поэтому и обращается к капралу, тем самым давая характеристику и ему и народному бунту: “Тебе бы все душить и резать”.
Таким образом, Пушкин с подлинным реализмом показал крестьянское восстание, его предводителя и его участников — народ. С того времени народ стал главным героем русской литературы.
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
«*у Краткие выводы по изученной теме •
U===a 1. В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением… Общий колорит поэзии Пушкина… — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Эта особенность пронизывает все творчество Пушкина, независимо от того, какой мотив в стихотворении является ведущим. 2. Илософская лирика. В ней ставятся вечные проблемы бытия: смысл жизни, смерть и вечность, Добро и Зло. Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл,/ Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море…») сменяется мощным мажорным аккордом:
Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
3. Пейзажная лирика. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка («Осень», «Зимнее утро»). Эти детали важны не только своей живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро») и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень»).
4. Любовная лирика. Пушкин передал все оттенки этого чувства: страсть и отчаяние («Признание»), преклонение «перед святыней красоты» («Красавица», «Мадонна»), светлую печаль воспоминаний о любимой женщине («На холмах Грузии…»). Тема любви отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило…» (1820), «Я пережил свои желанья…» (1821), «Храни меня, мой талисман…» (1825), «К***» («Я помню чудное мгновенье…», 1825), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829) и др.
Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным. Лирического героя стихов о любви отличают самоотверженность, благородство, глубина и сила чувства, он прекрасен во всем — ибо честен и требователен к себе.
5. Лирика дружбы. Цикл стихотворений, посвященных лицейскому братству («Воспоминания в Царском Селе») и послания друзьям. Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба». Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). И наконец, «дружество» — это та сила, которая способна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях («Во глубине сибирских руд…»).
6. Вольнолюбивая лирика. «Деревня» — протест против «барства дикого» и «рабства тощего», в основе этого протеста лежит просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла — нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого. В стихотворении «К Чаадаеву» гражданский пафос — призыв Отчизне посвятить «души прекрасные порывы» приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья».
7. Тема творчества занимает важнейшее место и в лирике Пушкина. Поэзия — трудное и ответственное дело, считает Пушкин. Поэт, в отличие от простых смертных, наделен способностью видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Однако талант поэта не только дар, но и тяжелая ноша, большая ответственность. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть примером гражданского поведения, проявляя стойкость, непримиримость к общественной несправедливости, быть строгим и взыскательным судьей по отношению к себе.
О высоком предназначении поэзии, ее особой роли Пушкин говорит в стихотворениях: «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).
8. Особенность жанрово-родовой принадлежности «Евгения Онегина» заключается в том, что это «не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Это свидетельствует о преобладании лирического начала в романном повествовании, главенствующей роли автора в романе, его роли как лирического центра повествования.
Своеобразие «свободного романа» определило наличие и обилие в нем лирических отступлений. Эти отступления не только обогащают содержание романа, раскрывают строй дум лирического героя, но и соединяют фрагменты текста, сближая мир чувствований центральных лиц произведения и его автора.
9. Автор предстает и как персонаж романа, и как лирический герой. В функции персонажа Автор предстает как приятель Онегина и как родственник соседа Лариных («мой брат двоюродный Буянов»). Начиная с VI главы, роль автора-персонажа становится минимальной. Отныне Автор выступает в функции лирического героя, которому принадлежат почти все оценки происходящего и лирические отступления в романе.
10. Основные темы лирических отступлений в романе:
V пейзажные фрагменты повествования — объективная «прозаичность» и субъективная «поэтичность» картин русской природы;
V лирические отступления на «литературные» темы — проблемы современной Пушкину литературы (вопросы жанровых предпочтений, иноязычных заимствований, взаимодействия европейской и русской литературы и т. д.) на страницах романа, романтизм и романтики в ироническом свете авторского повествования;
V литературная биография «Евгения Онегина» — воссоздание истории создания романа на страницах романа; Автор как читатель собственного романа («пересмотрел все это строго…», «пора мне… пятую тетрадь / От отступлений очищать»); возможные, но нереализованные пути развития романного действия;
V обращения к читателю в лирических отступлениях; образ читателя на страницах романа.
11. Пушкин создал в романе новый тип героя — «героя времени». Автор подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» — своеобразный протест против социальных и духовных норм, подавляющих в человеке личность.
12. Ленский, красивый и богатый 18-летний юноша, как и Онегин, изображен чужаком среди окрестных помещиков — крепостников и невежд. При всей взаимной противоположности — хандра одного и романтическая мечтательность другого («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») — они становятся друзьями.
13. Татьяна — «милый идеал» Пушкина. Поэт не идеализирует ее жизнь: ее воспитание, круг интересов типичны для «барышни уездной». Но Татьяна, по словам Белинского, «глубокая, страстная натура», она «осталась естественно-простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая действительность». Не случайно «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Главное в Татьяне — она «тип русской женщины» (В. Г. Белинский). На нее неизгладимый отпечаток наложили «преданья простонародной старины», рассказы няни, красота русской природы; ее представления о любви и долге, весь ее духовный мир неотделимы от этических идеалов народа.
Белинский: «В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких примесей и приделок».
14. В поэме «Медный всадник» раскрыта тема взаимоотношений простого человека и власти. Используется прием символического противопоставления Петра I (великого преобразователя России, основателя Петербурга) и Медного всадника — памятника Петру I (олицетворения самодержавия, бессмысленной и жестокой силы). Тем самым поэт подчеркивает мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека не может быть справедливой. Великие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестокими по отношению к народу, к отдельной личности. Пушкин, признавая величие Петра, отстаивает право каждого человека на личное счастье. Столкновение «маленького человека» — бедного чиновника Евгения — с неограниченной властью государства заканчивается поражением Евгения. Автор сочувствует герою, но понимает, что бунт одиночки против «мощного властелина судьбы» безумен и безнадежен.
15. «Капитанская дочка» — это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»). Гринев — свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина — это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности.
16. Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.
17. Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева («Моя искренность поразила Пугачева»). В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова). Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.
Выполняем задания для обобщения изученного
1. Продумайте тезисный план сочинения: «Чувства добрые» в лирике Пушкина.
2. Заполните схему системы образов в романе Пушкина «Евгений Онегин». Единственная ли система может получиться? Обоснуйте свою точку зрения.
3. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…». Охарактеризуйте причину «недуга»
Онегина.
4. Согласны ли вы с оценкой образа Ленского? Аргументируйте свой ответ.
«Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукою Онегина». (А. И. Герцен)
5. Определите по тексту романа:
В каком году родился Онегин? ______________________________________________________
В каком году родился Ленский? _____________________________________________________
В каком году родилась Татьяна? _____________________________________________________
В каком году произошла дуэль с Ленским? ____________________________________________
В каком году Татьяна вышла замуж? _________________________________________________
В каком году произошло последнее свидание Онегина с Татьяной?
6. Заполните таблицу.
Гринев | Швабрин | |
Возраст | ||
Социальное положение | ||
Жизненный опыт | ||
Внешний облик | ||
Нравственные принципы | ||
Отношение к Маше | ||
Отношение к Пугачеву | ||
Авторское отношение к герою | ||
Роль героя в романе |
7. Выразите свое аргументированное согласие или несогласие с позицией критика. «Капитанская дочка», изобильная прекрасными частностями, не составляет определенного и сильно организованного целого. В рассказе нельзя не заметить той же самой сухости, которою страдают все прозаические опыты Пушкина». (М. Н. Катков)
8. Бунт Евгения в «Медном всаднике» произошел в 1825 году. Место его встречи с «кумиром на
Бронзовом коне» — Сенатская площадь. О чем могут говорить эти совпадения?
9. Перечислите признаки исторического произведения в поэме «Медный всадник».
Выполняем задания формата ЕГЭ
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
(А. С. Пушкин)
1. Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления, воплощенные в данном стихотворении?
2. Назовите лирический жанр, отличающийся настроением грусти, светлой печали, черты которого нашли отражение в первой части стихотворения А. С. Пушкина.
3. В начале и в конце стихотворения создается один и тот же поэтический образ сна («Как сон, как утренний туман» — «Россия вспрянет ото сна»). Как называется такой композиционный прием?
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в 1-8 строках данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1)сравнение
2) литота
3) оксюморон
Впишите соответствующиеномеравтаблицуиперенесите в бланк ответов № 1.
Ответ:
5. В начале и в конце стихотворения создается один и тот же поэтический образ сна («Как сон, как утренний туман» — «Россия вспрянет ото сна»). Как называется такой композиционный прием?
6. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?
7. В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в сво
Ей лирике тему свободы?
9. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?
10. Установите соответствие между тремя образами, созданными в данном фрагменте, и прису
Щими этим персонажам качествами личности.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ |
А) Евгений Онегин Б) дядя Онегина В) Владимир Ленский | 1) невежественность, бездуховность 2) аристократическое высокомерие 3) романтическая оторванность от жизни 4) пресыщенность жизнью и разочарованность |
Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.
11. Установите соответствие между тремя основными персонажами, образы которых созданы в данном фрагменте, и их судьбой в романе.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
ПЕРСОНАЖИ | СУДЬБА В РОМАНЕ |
А) Евгений Онегин Б) дядя Онегина В) Владимир Ленский | 1) погибает на дуэли 2) женится на Татьяне 3) умирает от тяжелой болезни 4) уезжает в путешествие |
Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.
12. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин: «…деревенский старзожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил…» ?
13. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Онегина: «Нигде ни пятнышка чернил»?
14. Онегин «скучал», «зевал» — у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь». Как называется этот изобразительный и композиционный прием?
15. Каково авторское отношение к поместному дворянству в приведенном фрагменте?
16. Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких еще произведениях Пушкина герой — молодой дворянин?
17. В чем смысл «открытого финала» романа «Евгений Онегин»?
Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела…
«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам навстречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич!» — кричал дядька. «Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен…» — А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.
«Спасибо, государь, спасибо, отец родной!» — говорил Савельич усаживаясь. — «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану».
Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.
Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения… Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом… Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом…
Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:
«О чем, ваше благородие, изволил задуматься?»
— Как не задуматься, — отвечал я ему: — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался проти — ву тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.
«Что ж?» — спросил Пугачев. — «Страшно тебе?»
Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.
«И ты прав, ей богу прав!» — сказал самозванец. — «Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился», — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — «помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».
Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отвечал ни слова…
— А ты полагаешь идти на Москву?
Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:
— Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.
— То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?
Пугачев горько усмехнулся.
— Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.
— А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!
— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а Я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?
— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузись каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути…
А. С. Пушкин, «Капитанская дочка*
18. Куда отправились герои фрагмента?
19. От чьего лица ведется повествование в романе?
20. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ |
А)Гринев Б) Пугачев В) Савельич | 1) преданность, забота, житейская мудрость 2) жесткость в сочетании с благодарностью и великодушием 3) гордость и склонность к предательству 4) честность, благородство, смелость, чувствительность |
Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.
21. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
ПЕРСОНАЖИ | ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА |
А)Гринев Б) Пугачев В) Савельич | 1) сопровождает освобожденную из Белогорской крепости Машу домой 2) избегает тюрьмы и каторги, помилованный императрицей 3) отправлен на поселение в Сибирь 4) осужден на смертную казнь |
Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.
22. Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом» ?
23. Как в литературоведении называется прием иносказательного изображения отвлеченной идеи при помощи конкретного образа, использованный в сказке, которую рассказал Пугачев?
24. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей.
25. Как понимают смысл калмыцкой сказки Гринев и Пугачев?
26. Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
27. Какую роль играют случайности в судьбе Гринева и как они связаны с идейным содержанием произведения?
Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.
Остановимся на самом сложном
Формулируя развернутый ответ на вопрос (ограниченного объема или сочинение), обязательно опирайтесь на текст произведения. Проверяющий должен увидеть, что вы хорошо знаете произведение и свободно используете текст для доказательства своих мыслей. Главный критерий использования текста — уместность. Доказывая какое-либо положение, продумайте форму работы с текстом. Это может быть выборочный пересказ, цитирование, указание на фрагменты или эпизоды, включение отдельных значимых слов или деталей текста. Главное, чтобы избранная вами форма включения текста действительно помогла доказать вашу мысль. Помните, даже если вы воспроизведете дословно большой фрагмент произведения, но эта цитата не будет являться доказательством ваших суждений, т. е. будет неуместна, проверяющий не оценит вашу память.
Александр Сергеевич Пушкин — самый настоящий мастер писательского слова. В своих произведениях он поднимает множество общественно важных тем, которые, как правильно, обычно не рассматриваются посредственными писателями. Доброта, честь, мужество, жертвенность истинной любви — все это и не только служит основой сюжета «Капитанской дочки». Александр Сергеевич действительно вложил душу в эту картину, что видно с первых страниц произведения!
Характеристика героев романа «Капитанская дочка» Александра Пушкина
Петр Гринев
Петр Гринев — главный герой произведения. Родился в весьма благополучной семье. «Я природный дворянин», как говорит сам про себя Петр. Имел хорошее образование, знал несколько языков.
Гринев отправляется на службу с благословления своего отца. «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом». Однако, по дороге к месту службы он сбивается с пути. Это обстоятельство повлекло за собой знакомство с неизвестным на улице. Мужчина весь продрог в своей старой одежде, и Гринев, будучи человеком добрым и бескорыстным, отдает ему заячий тулуп.
Молодой человек полностью отдавался службе, был ответственным и честолюбивым. У него вспыхивают чувства к молодой капитанской дочке, ради которой он готов был на все. Герой предстает перед читателем смелым и самоотверженным, не без доли самолюбования. Мог стать вспыльчивым и горделивым, что вызывало ссоры и перепалки с сослуживцами. Умел быстро признавать свои ошибки, если был не прав.
Маша Миронова
Маша Миронова — дочка капитана, под руководством которого служил Петр Гринев. Довольно привлекательная молодая девушка, покорившая сердце Гринева. Она родилась в небогатой семье, но никогда не стыдилась своего положения. Полюбила Петра «со всею доверчивостью молодости и любви». Однако, когда родители выступили против Гринева в качестве мужа для дочери, Маша решила отказаться от любви до тех пор, пока мать и отец не передумают. Ей было важно их одобрение.
Маша — неуверенная девушка, которая многого боится, но для спасения своего возлюбленного, она была готова броситься на врага, чтобы помочь Гриневу.
Емельян Пугачев
Емельян Пугачев — бунтовщик, историческая личность, существующая на самом деле. Во всех исторических хрониках Пугачев предстает в неприглядном свете, но Пушкин старается не сгущать краски, предлагая посмотреть на героя с другой стороны.
Емельян был выходцем с Дона, любил простые человеческие радости, например, баню. Там он хвастался своими знаками на грудях: «на одной двуглавый орел величиною с пятак, а на другой персона его». Однако таким он открывался для друзей, для всех остальных Пугачев был страшным человеком, которого все боялись, но многие почитали. Наверное, эта смесь страха и восхищения притягивала к нему сторонников. Обзаведясь таковыми, он поднял восстание, которая распространилась на многие километры. Добралось оно и до Белгородской крепости, где служил Гринев. Узнав человека, который безвозмездно отдал ему тулуп, Пугачев сразу проникся симпатией к парню, не забыв доброго поступка. Пытался уговорить его перейти на свою сторону. С остальными же он был суров и непреклонен, был способен на убийство без тени сожаления.
Конец его был предрешен: он был схвачен и публично повешен, как предатель и бунтовщик.
Алексей Швабрин
Алексей Швабрин — неоднозначный персонаж произведения. Сначала мы видим многообещающего офицера с хорошими корнями. Гринев и Швабрин сразу сходятся на этой почве, но спустя время герой начинает открываться с отрицательной стороны. Главная его отвратительная черта характера — лицемерие. Его слова и помыслы часто различались. Так, посягнув на верность императрице, он изменил свое мнение. Как только на горизонте появился Пугачев, Швабрин примкнул к нему, будучи уверенным в его скором восхождении на престол.
Показав свою гнилую натуру, он уже не мог вернуться к людям, которых предал. В результате прекращения бунта, Швабрина, как сторонника Пугачева, схватили и казнили.
Савельич
Савельич — верный слуга Петра Гринева, который верой и правдой служил своему господину. Они часто пререкались с Гриневым, но Савельич продолжал находиться рядом с Петром.
Родители Маши Мироновой играют важную роль в произведении. Они потеряли свое состояние, но продолжали жить с честью и достоинством. Иван Кузьмич является не самым лучшим руководителем, поэтому подобную роль взяла на себя его жена — Василиса Егоровна. Это любящие люди, которые искренне желали счастья своей дочери. Иван Кузьмич был верен присяге до конца, из-за чего доблестный старый офицер был повешен Пугачевым.
Екатерина Вторая
Императрица впервые предстает перед читателями в образе обычной женщины в халате. Но образ меняется. Впоследствии она превращается в грозную и непреклонную, как и само самодержавие, хозяйку. Но все же она прислушалась к просьбам Маши Мироновой и помиловала Гринева.
Капитан Миронов
Глава Белогорской крепости, где служил Гринев. Иван Кузьмич Миронов — человек добрый и гостеприимный, служащий офицер, но не годный для командирской должности, несмотря на 40 лет «в погонах».
Василиса Миронова
Капитан, жена коменданта Ивана Кузьмича Миронова. Добрая и хозяйственная женщина, с легкостью управлявшая не только хозяйством, но и всей Белогорской крепостью. Ее казнили по приказу Пугачева.
Иван Игнатьич
Поручик, служит в Белогорской крепости и поддерживает дружбу с семьей Мироновых. Старый солдат, потерявший в бою один глаз. Добрый и бесхитростный старик.
Бопре
Вторичный персонаж. Воспитатель юного Петра Гринева. Служил в Германии, работал парикмахером во Франции. Пьяница и любитель женщин. Гринев преподавал фехтование.
Зурин
Иван Иванович Зурин, офицер, которого Гринев встречает в Симбирске, 35 лет. Он и Петр Гринев дружат. Игрок и бильярдист, азартный человек, жаждущий выпивки и женщин, но в то же время честный офицер.
Отец Петра Гринева
Андрей Петрович — офицер в отставке. Очень богатый дворянин. У него гордый и непреклонный характер, в воспитании сына проявляет твердость, стремится вырастить из него «настоящего мужчину».
Мать Петра Гринева
Авдотья Васильевна — добрая и отзывчивая женщина из небогатой дворянской семьи. Она терпеливая и любящая жена и заботливая мать, неустанно заботящаяся о своем сыне.
С.П$.Меделяева
учитель русского языка и литературы МОУ 1-Абрамовской СОШ Таловского района
Урок — обобщающая викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Цель: создать основу для последующего обращения учащихся к творчеству А.С.Пушкина и к русской литературе.
Задачи:$
Образовательные
Проверить знание учащимися текста повести «Капитанская дочка».
Развивающие
Развивать творческие способности школьников, их устную и письменную речь, внимание и интерес к художественному слову, находчивость и смекалку, навыки самостоятельной работы с текстом.$
Воспитательные
Прививать любовь к русской литературе и историческому прощлому страны, воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассника.
Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, выставка произведений писателя, иллюстративно-раздаточный материал (карточки, кроссворд, жетоны).
Ход урока.
I. Оргмомент. Психологический$ настрой на урок.
II. Актуализация знаний. Знакомство с темой и задачами урока.
Запись в тетрадях темы, эпиграфа, высказываний классиков о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так щедро одарила человечество, особое место принадлежит творчеству А.С.Пушкина. Его культурное наследие велико. Из$ курса литературы 5-7 классов вы знакомы с его сказками, стихами, с романом «Дубровский», с повестью «Метель», с «Песней о вещем Олеге», с поэмой «Полтава». «Капитанская дочка» оказалась последним произведением, напечатанным при жизни А.С.Пушкина. Это удивительная книга.
«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг…». Н.В.Гоголь.
Высокую оценку повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дали
$классики русской литературы.
«Капитанская дочка» — лучшая повесть Пушкина». В.Г.Белинский.
«Сравнительно с « Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазней». Н.В.Гоголь.
Ребята, я надеюсь, что ваше обращение к творениям А.С.Пушкина не ограничится сегодняшним уроком, на котором мы проведём обобщающую интеллектуальную викторину, позволяющую выявить вдумчивых читателей, знатоков текста повести. В тетрадях по ходу урока запишите тему, эпиграф и высказывания классиков о повести.
III. Основная часть урока. Интеллектуальная викторина.
$ — Знакомство с условиями игры и её этапами. Представление команд: «Белогорская крепость», «Царское Село», « Бердская слобода».
А теперь настало время познакомить вас с условиями игры и её этапами. Условие нашего конкурса: за каждый правильный ответ команда получает по очку. Победителем будет признана команда, набравшая большее количество очков.
Каковы же эт$апы нашей викторины? (слайд)
-
Блиц-опрос «Внимательный читатель».
-
«Заглянем в словарь».
-
« Узнай героя».
-
«Суеверия, предсказания…».
-
$«Какая жизнь, такие и песни».
-
«Подскажи словечко».
— Разминка. Заполнение кр$оссворда. «Кто быстрее?»
Итак, начинаем игру. В качестве разминки предлагаю заполнить кроссворд. «Кто быстрее?»
— Следующий этап нашей викторины — блиц-опрос «Внимательный читатель». Давайте вспомним содержание повести и ответим на вопросы.
-
Имя отца Гринева? Как звали матушку Петруши?
-
Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына.
-
Вспомните имя и фамилию Савельича.
-
Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»?
-
$В какой полк и кем был записан ещё до рождения Петруша Гринев?
-
А отправился служить…
-
На каком году жизни Петруша выучился русской грамоте?
-
Для него б$ыл нанят француз…
-
Который в отечестве своем был…
-
А в Пруссии …
-
Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу?
-
Количество детей в семье Гринёвых.
-
Учебное пособие, из которого юный Пётр изготовил бумажного змея во время «урока».$
-
И мог Петруша здорово судить о свойствах…
-
Город, где Пётр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.
-
Оружие, которым герой был ранен на дуэли.
-
$От какого лица ведётся повествование в «Капитанской дочке»?
-
Кто в повести является рассказчиком?
-
Наказание, каким государыня императрица заменила Гринёву смертную казнь.
-
Назовите фамилию, имя и отчество капитанской дочки.
-
Подарок, сделав который, можно, по словам Швабр$ина, добиться расположения Маши.
-
Населённый пункт, царская резиденция, где Маша Миронова встретилась с императрицей.
-
Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринёва и Маши Мироновой.
—Очередной тур конкурса — «Заглянем в словарь».
Словарная работа, в ходе которой надо установить значение слов. Выполнять задание по карточкам. На выполнение задания даётся 3 минуты Стоимость задания -5 баллов (жетонов)
Карточка № 1
« Справочное бюро»
$1). Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2). Какое историческое событие легло в основу данного произведения?
3). Каких предводителей народных восстаний на Руси, кроме Емельяна Пугачева, вы можете назвать?
Карточка № 2
$
«Толковый словарь»
1). Выбрать правильный вариант толкования лексического значения слов:
Целовальник – это: а) парикмахер
Б) продавец вина в трактире
В) настойчивый кавалер
Инвалид – э$то: а) человек, страдающий физическим
недугом;
б ) солдат, состарившийся на военной
службе;
в) солдат, имеющий увечья.
2).Объясните значение выражения «посажёный отец».
Карточка № 3
«Слова, слова, слова…»
1). Перевести устаревшие слова на современный русский язык.$
Фортеция – Кивот – Суженая – Камзол – Напасти – Погост- Вечерня – Келья — Грамота – Алтын – Попечение
—Следующий тур конкурса «Узнай героя».
Послушайте описания внешности героев, определите их. Кто из героев являе$тся историческим лицом, а кто — вымышленным? (См. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс.-М.: ВАКО,2010.-стр.44-45)
Общее задание для всех команд. За каждый правильный ответ команда получает по баллу. Последним должно быть описание внешности Пугачёва.
$ Слово учителя о портретах Пугачёва. (слайд)
В пушкинской повести Пугачёв не тождествен своему историческому прототипу. Один из портретов Емельяна Пугачёва написан на портрете Екатерины II, и сделал художник это не случайно: смысл такого изображения — преступное желание Пугачёва занять монарший трон. На данном портрете изображён хитрый разбойник и злодей. Это работа неизвестного художника. А вот на портрете, приложенном А.С.Пушкиным к изданию 1834 года, Пугачёв изображён умным, проницательным, хлебнувшим лиха защитником народа.
В этих портретах отражён двойственный взгляд на личность Емельяна Пугачёва. Одни видели в нём разбойника и злодея, называли его «бешеным псом», «исчадием ада», другие — считали его защитником народны$х интересов.
Перед А.С.Пушкиным стояла непростая задача реалистического изображения эпохи и её героя. И, несомненно, писателю это удалось.
Тур «Суеверия, предсказания…» Домашнее задание (слайд),.
Подробно пересказать эпизоды произведения и прокомментировать их.$ За выразительный пересказ эпизода и его комментарий наивысший балл-5 (жетонов).
-
Пересказать описание бурана. Объясните его символическое значение.
-
Сон Петра Гринева. Пророческое содержание сна. (Пересказать сон близко к тексту, прокомментировать его). $
-
Калмыцкая сказка об орле и вороне. Объяснить смысл сказки.
— Следующий этап « Какая жизнь, такие и песни».
Ответить на вопросы, связанные с русской народной песней.
1). Какую из песен Пугачев назвал своей любимой? Послушайте песню в исполнении актёра кино и театра Валерия Золотухина. (слайд)
2). Какое впечатление произвела эта песня на$ Петра Гринёва?
3). В каком ещё произведении Пушкина упоминается данная песня?
4). К каким главам произведения А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфов строки из народных песен?
$- Тур «Подскажи словечко». (слайд)
Общее задание для всех команд.
Восстановить опущенную часть высказывания, определить, кому из героев она принадлежит.
Береги ( …), а честь смолоду.
Долг (…) красен.
Казнить так казнить, (…).
Лучше раз напиться живой кровью, чем триста лет (…).
Будет дождик — будут и ( …), будут (…)-
будет и (…).
IY. Создание проблемной ситуации.
$Нам сталось лишь ответить на проблемный вопрос: «Почему свою повесть А.С.Пушкин назвал «Капитанская дочка»?
Дайте письменный ответ на вопрос. Каждая команда зачитывает свой вариант ответа.
Оценить задание в 5 баллов.
Y. Заключительное слово учителя.
$Действительно, повесть Пушкина внешне проста, но она полна глубокого смысла. И мы сегодня пытались разгадать тайны книги А.С. Пушкина «Капитанская дочка». По словам Марины Цветаевой, « нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины». Повесть «Капитанская дочка» полна высоких истин.
YI. Итог викторины. Рефлексия. Впечатления об игре, оценка собственной деяте$льности.
-
Какие чувства владели вами во время урока?
-
Затруднялись ли вы отвечать на вопросы викторины?
-
Выразите своё мнение об уроке в форме синквейна.
YII. Оценки. Домашнее задание (слайд)
Подобрать материал к сочинению на одну из тем:
-
«Старинные люди» в повести Пушк$ина
«Капитанская дочка».
-
Пушкинский Пугачёв.
-
Становление личности Петра Гринёва под влиянием « благих потрясений».
-
« Береги честь см$олоду». Гринёв и Швабрин.
-
Смысл названия повести Пушкина «Капитанская дочка».
-
Образ Савельича в повести Пушкина «Капитанская дочка».
Литература
1. Пушкин А.С. Драматические произведения. Романы. Повести. -М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ- ЛТД»,1997.-704с.
2. Лахостский К.П. ,Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Посо$бие для учителя. Издательство «Просвещение»,1956.-413с.
3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литерату$ра в 8 классе: урок за уроком.- М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2000. -240с.
4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. — М.: ВАКО,2010.-192с.
5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8класс.- М.: ВАКО,2008.-512с.
Как по мне, Савельич, который представлен читателю персонажем, исполняющим роль слуги, является наиболее преданным человеком, которого по-человечески жалко. Ему столько всего пришлось пережить, его судьба была нелегка. Но, несмотря на это, он смог не только мужественно пройти все испытания и страдания, но и сохранить свой свободный нрав. Прямолинейность же главного героя Петра Гринева и его безрассудство не только помогают выжить, но и измениться в лучшую сторону. Любовь способна творить чудеса.
Автор умело демонстрирует изменчивость человека и его души. На первых страницах романа читатель создает свои образы героев, которые с каждой прочитанной страницей постепенно начинают изменяться. У кого-то он становится положительным, у других наоборот – негативным. А трогательные и по-настоящему жизненные моменты и красочные описания мест делают роман просто до невозможности интересным и захватывающим.
Исторические факты прекрасно дополнены различными высказываниями и репликами, создавая из сухой информации интересную историю. Преданность и благородство, любовь и измены – в романе есть все, что нужно для того, чтобы растопить даже самое холодное сердце читателя.
«Капитанская дочка» Пушкина удостоена множества наград, и неспроста. Это действительно интересный и захватывающий роман, который хочется перечитывать снова и снова, и снова.
Удивительно, но роман Капитанская дочка является главным российским антиреволюционным произведением. Пушкин в нем описывает глупость и бессмысленность русского бунта. Даже если жизнь народа по-настоящему тяжела, это не стоит других людских жизней. Это, если верить истории России, путь, по сути, в некуда. Но если он удается, что тогда? Что изменится для народа? Один тиран сменяет другого. И стоит в этом случае прибегать к оружию и идти против империи?
Пугачев – тиран, не делившийся не с кем властью. Он ни чем не отличается от существующих монархов и ничего не изменил в положении народа. Таких как он были, есть и будут, а нужны реформаторы. И хотя Гринев (и сам Пушкин) пытают к нему симпатию, вначале он никакого доверия не вызывает. Петруша считает, что самозванец зря связался с каторжниками и разбойниками. Но затем младший Гринев начинает благоволить Пугачеву за спасение Марьи Ивановны от Швабрина.
Отношения Петруши и Швабрина сначала еле-еле, но как-то налаживаются. Они были единственными представителями дворянского рода в Белогорской крепости. Но все рушится из-за девушки. Швабрин бесчестно посмеялся над стихотворением Гринева, адресованного Марье Мироновой и оскорбил ее честь. Петруша без промедления вызвал его на дуэль. После захвата крепости, Швабрин встал на сторону Пугачева, ради сохранности своей жизни. Ну а после его разгрома, бывший дворянин, осознав свое положения, доложил властям о связях Петруши с бунтовщиками. Но Гринев, благодаря Елизавете Петровне, был оправдан. Дальнейшая его судьба неизвестна.
По велению судьбы был создан союз Марьи Мироновой и Петра Гринева. Это действительно настоящая любовь, не требующая комментариев.
В заключении можно сказать о том, что этот роман про любовь и ненависть, друзей и врагов, преданность и продажность, радость и горе, потерю и обретение новых близких и так можно продолжать до бесконечности.
Рецензия на книгу Джона Брауна
«Семь элементов, которые изменили мир»
Джон Браун – английский бизнесмен, инженер и историк. Член Королевской инженерной академии и Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. На протяжении 12 лет возглавлял одну из крупнейших нефтедобывающих корпораций мира – British Petroleum. В своём труде он выбрал 7 химических элементов, которые, по его мнению, кардинально изменили жизнь человека.
Главная идея книги Джона Брауна заключалась в том, чтобы помочь людям осознать, как на жизнь человека может повлиять природа. Даже само по себе число семь заставляет задуматься – почему именно семь? Джон Браун объясняет это тем, что существует связь числа с центральным местом в мифологии, а также музыке и литературе – мир был создан за семь дней, в диатонической гамме семь нот, а согласно Шекспиру, человек переживает семь возрастов.
Джон Браун выбирает те самые 7 элементов – углерод, железо, кремний, уран, титан и золото. Они были связаны с ним на протяжении всей жизни и он подробно решил их рассмотреть и донести до нас их великое воздействие на человеческую жизнь. По его мнению, они кардинально изменили восприятие нашего мира.
В главе «Золото» говорится, каким образом и откуда появилось золото, как люди учились им пользоваться, и что оно означало для человечества в разные периоды времени. По словам автора, основной функцией золота является украшение и богатство для народа, примеры этому служат рассказы Джона Брауна: «В Древнем Египте искусство изготовления золотых украшений достигло высокого уровня. С их помощью фараоны демонстрировали свою власть и близость к богам. Позолотой покрывали статуи богов, храмы, обелиски и пирамиды», «Использование людьми золота не сильно изменилось со времен фараонов, индейцев муиска или ренессансной Венеции. Во все времена золото использовалось в качестве ювелирных украшений, средства сбережения богатства, символизируя власть и безопасность. В эпоху процветания богатство выставляется наружу, и монеты легко переходят из рук в руки; в беспокойные времена золото припрятывают».
Джон Браун рассмотрел не только те вещества, которые принесли людям богатство, статус, новые открытия в пользу нашей жизни, но и вещество, которое может уничтожить и оставить нас ни с чем, его название – уран. Именно этому химическому веществу автор посвящает отдельную главу под названием «Уран», где рассказывает нам, что уран – опасное химическое вещество, которое для одних – богатство, а для других – страх и разрушение человечества. Примером можно привести следующие слова Джона Брауна: «28 октября 2011 г. Я стою у входа в Мемориальный музей мира в японском городе Хиросима. Памятная стела в 100 метрах от музея указывает место, над которым 6 августа 1945 г. на Хиросиму была сброшена атомная бомба. 70 тысяч человек погибли в результате взрыва, и еще больше погибли позже от ожогов и лучевой болезни. Город был стерт с лица земли.»
В каждой главе своей книги Джон Браун рассказывает нам о происхождении и открытии каждого из 7 химических элементов, о людях и событиях, к которым эти химические элементы были причастны, и самое интересное, что он говорит нам не только о тех людях, которые занимались и занимаются физикой, химией и наукой, но и о тех, кто благодаря этим элементам «построили» экономику стран и государств, стали успешными и богатыми.
Джон Браун хотел показать нам, что его политика и мировоззрение состоит из будущего, которое будет без войн и гибели человечества, это слова: «Мы должны стремиться к будущему, свободному от ядерного оружия», но и в тоже время говорит нам, что без этого люди не смогут, так как в понимании людей, стран и государств должна присутствовать конкуренция и борьба за первое место, в подтверждение этому, слова: «Хорошие люди используют химические вещества во благо, и тогда они полезны. Дурные же используют их плохо, и тогда они вредны».
После прочтения книги Джона Брауна «Семь элементов, которые изменили мир» можно с уверенностью сказать: она меняет мировоззрение человека, заставляет задуматься о человеческом бытие, помогает ответить на интересные вопросы «как и откуда это появилось?». Ведь все, что человечество смогло достичь в области инноваций и техники, будь то – украшения , наземный или воздушный транспорт, разные виды оружия и многое-многое другое, – было открыто постепенно. Более того, стоит отметить слова самого автора по этому поводу: «Каждому человеку дается ключ от ворот в рай, но тем же ключом отворяются и ворота в ад». Иными словами, мы двигаемся к будущему, но в тоже время разрушаем его, путём открытия все новых и новых возможностей – например оружия, компьютерных технологий и др.
Таким образом, можно сделать вывод – Джон Браун создал не просто великолепный шедевр в виде своей книги, но и открыл глаза на многие интересные факты, которые заставляют нас задуматься о том, что с человечеством, со странами нашей планеты, а также экономикой любого государства в целом, если продолжится борьба за оружие, за ресурсы и землю. Ведь главная идея книги – донести читателю, что все люди равны, и у каждого свои ценности и планы на жизнь, мы должны строить своё будущее не для саморазрушения, а для саморазвития.
Произведение, которое хочется перечитывать.
(Отзыв на книгу А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
У каждого любящего читать человека в памяти отведен отдельный уголок для особых книг, самых важных. Почему же так происходит? Чем обусловлено то, что именно эта книга западает в душу, оставляя там неизгладимый след? В любимых книгах люди видят свое отражение, поэтому романы, повести, сказки остаются в наших сердцах навсегда. В. В. Набоков как-то сказал: «Книгу вообще нельзя читать, ее можно только перечитывать». Не могу не согласиться с этим утверждением, ведь, читая книгу в первый раз, мы рассматриваем ее детали, знаки, буквы, и это мешает восприятию цельной картины, получению эстетического удовольствия. Лишь перечитывая полюбившуюся книгу, читатель понимает ее целиком, осмысливает.
Для меня особой книгой является произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Почему? Эта книга является для меня своеобразной энциклопедией. Прежде всего, энциклопедией чести, смелости и отваги. Любимые герои, Маша и Гринев, стали моими идеалами, потому что они самоотверженно сражались за право жить по совести, за право любить. В повести отрицательный герой, революционер Емельян Пугачев, изображен не как абсолютное зло, что мы можем увидеть во многих произведениях. В этом персонаже, пусть он и является антиподом главного героя, есть и очень важные положительные качества – милосердие и справедливость. Он помиловал Петра Гринева за то, что тот отдал ему шубу и не дал замерзнуть в зимней степи. Мне очень понравился этот эпизод с первой встречей Пугачева и Гринева. Читая в первый раз, я не могла еще осмыслить, что это один из самых важных, ключевых моментов всей повести. Лишь перечитывая повесть, ко мне пришло это понимание.
Также интересным является эпизод с посещением Машей императрицы. Я восхищаюсь смелостью этой героини! Она не испугалась возможных трудностей или наказания. Любовь, справедливость и сохранение чести для девушки превыше всего. На первый взгляд кажется, будто Маша хотела лишь спасти возлюбленного, но последующие прочтения повести открыли для меня, что одной из главных целей капитанской дочери было восстановление справедливости.
Эта книга занимает особое место на моей полке и в моем сердце, так как она учит одной простой истине: «Береги честь смолоду». И прав был Набоков, говоря, что, только перечитывая книгу, можно впитать ее в себя и понять для себя некоторые истины.
Данная проблема, на мой взгляд, традиционна для произведений русской литературы 19 века. И в повести «Капитанская дочка» она ярко отражена. Это своеобразный итог долгих размышлений А.С. Пушкина над этой проблемой. Размышления о нравственной жизни и морали ставится в центр повести, а честь стала лирой человечности и порядочности всех героев. Ведение истории жизни героев повести помогает выявлению авторской позиции. И не случайно проблема чести и долга в повести сужена до дворянской. Дворянство было ведущим классом русского общества, как люди этого класса ведут себя в ситуации жизни и смерти. Уже с первых страниц мы знакомимся с героями. Отец повествователя – Андрей Петрович Гринев отправляет в армию своего сына не в Петербург, а в далекую провинцию.
Он уверен, что там он пройдет хорошую жизненную школу. Перед уходом он дает ему наставления: «Береги честь смолоду!». Попав на службу в глухую губернию, он знакомится с гулякой и дамским угодником Швабриным. Карьера его уже сломана, так как имело место быть дуэли. Поначалу друзья становятся чуждыми друг другу, однако, за карточной игрой становятся лучшими друзьями. Но Швабрин имел неосторожность оскорбить дочку коменданта – Машеньку. За что и был вызван на дуэль.
Кроме того, проблема чести и долга ярко представлена автором при изображении двух контрастных героев: Петеньки Гринева и Пугачева. И не случайно, оказавшись в ситуации выбора жизни или смерти, каждый из них делает выбор в соответствии со своими представлениями о морали и чести. Например, семья Мироновых предпочитает умереть, но остаться верной долгу и присяге.
Дочка коменданта Маша переживает тяжелые испытания: осада крепости, смерть родителей, посягательство Швабрина, болезнь, но остается верной любви по отношению к Пете.
Однако наш главный герой всегда и везде остается самим собой. В решающую минуту он остается верен себе. В отличие от Швабрина, который перешел на сторону Пугачева. Гринев обрел счастье, основа которого чистая совесть, а удел Швабрина – одиночество и опустошенность.
Швабрин и Гринев два разных по характеру человека, представители одной и той же эпохи, одной и той же среды. Оба героя типичны и в то же время, каждый из них является индивидуальностью, воплощая разные черты характера.
Круговорот исторических событий, отразившись на судьбе отдельно взятой личности, вывели истинную нравственную сущность каждого. Только слабые духом склоняются перед ударами судьбы, а человеку, живущему по законам природы, не страшны любые испытания.
Автор: Булынин Михаил Валерьевич
Со школьных лет и по сей день люблю и уважаю Александра Сергеевича Пушкина.
С первого прикосновения к книге, почувствовался особенный бархат с трехсторонним золотистым обрезом, книга «Капитанская дочка» в великолепной обложке, манила быстрее её прочесть. Уникальность личности А.С. Пушкина всегда оказывала большое влияние на акселерацию абсолютно всей русской литературы.
Раньше очень часто моя библиотека пополнялась русской классикой, произведениями Пушкина, различными прозами и художественной литературой. Спустя долгое время, в моих руках вновь оказалась книга великого русского поэта и прозаика. Допущена будет огромнейшая ошибка, если не написать рецензию на восхитительную книгу «Капитанская дочка».
Прочла меньше чем за пол дня, а эмоции меня окутали с ног до головы, буря впечатлений.
Что именно меня поразило, так это та линия жизни совершенно домашнего мальчика до преображения в настоящего героя, который изо всех сил сражался за любовь. Окунувшись в 18 век, пережила всё происходящее с героями вместе, местами даже пробегала дрожь, искренне переживала за Гринева. Много хороших качеств и чувств вызывает данное произведение, как любовь, храбрость. Сюжетная линия романа Марии и Петра, прям сильно понравилась, особенно на сцене прощения, такое трепетное проявление сердечных чувств.
На мгновение даже, показалось, что образ Маши мне так близок, совершенно беззащитная, хрупкая, но смелость и мужество, проявленное ею в конце, заставило почувствовать переживания героини в полной мере.
Как было написано мною выше, самое большее впечатление на меня произвел Гринёв, пройдя столько смертей и оскорблений, оставался таким же человечным, искренним, чистым. В настоящее время, это было бы невозможным.
Каждый из нас творец своей жизни, кто-то ломается под тяжестью бед, что обрушаются на него, а кто-то находит силы и веру, пытается жить и дышать дальше. Может, рецензия на книгу «Капитанская дочка» и не полностью раскроет суть книги, тогда лучше прочесть лично, пережить всё совместно с героями.
Любой из нас, прежде всего, является и будет являться человеком. И стоит ценить то, что в нас с малого возраста было заложено. В настоящее время очень мало настоящих чувств и эмоций.
Думаю, что самое мудрое и опытное уже сказано великим поэтом, остается только прочесть!
Пушкин – самый знаменитый русский поэт. На его счету огромное количество стихотворений, поэмы, прозы, сказки, не знать Пушкина – невозможно. Перечитав еще в детстве большинство его сказок, стихотворений, я ожидала захватывающего прозаического произведения с глубоким смыслом.
Капитанская дочка – исторический роман, действие которого происходит во время востания Пугачева.
Главный герой, Петр Андреевич Гринев – дворянин, получивший довольно сомнительное начальное образование, родители которого не слишком-то утруждали себя заботами о сыне. Но время идет безостановочно, и отец отправляет Петра служить, теперь же для ГлГоя наступает период его самостоятельного становления человеком, родительское влияние заканчивается, и то каким он станет зависит только от его собственного выбора.
Мария – главная героиня, в честь которой названа повесть, в начале произведения кажется нежной и хрупкой девушкой, падающей а обморок от звука выстрела, в конце произведения она решительна настроена действовать по двум причинам, первая, как мне показалось, была уязвленная гордость, а вторая причина – желание вернуть Гринева.
НО!!!
Почему книга посвящена Марии, если речь о ней идет можно сказать в четырех главах: две о любви Гринева к ней и две, где Пушкин упоминает о ней вскользь?
Пугачев и другие беглые крестьяне изображены, как шайка разбойников, ввязавшиеся в такие неприятности, которых и не ожидали. Как по мне Пугачев показан слишком человечным и слишком добродушным, а это идет в разрез с тем, как хладнокровно он убивает. Отпускать Гвинева – слишком глупый поступок, я понимаю, возможно в первый раз он и правда отпустил Петра, но неоднократное повторение этой сцены кажется неудачной шуткой.
Швабрин – герой, олицетворяющий неправильный выбор и бесчестие.
Это самый последовательный и настоящий персонаж.
Что меня радовало так это то, как просто, размеренно, и выразительно ведется повествование, но это не было чем-то уникальным, я за минуты три смогу указать современных писателей, чье повествование ни чуть не хуже, а даже и более оригинально и достойных авторов.
События в романе и любые шероховатости стираются автором, как если бы в одной ситуации два варианта развития событий, а Пушкин каждый раз описывал самый простой, удачный и ни в коем случае не пятнающий честь героев исход.
Все это походит на сказку…
И это мне не нравится!
Если честно, я не заметила ничего не обычного или впечатляющего в этом романе. Действия Гвинева и Марии абсолютно нормальны, не героичны, адекватны, и каждый здравый и нормальный человек по-сути должен был бы поступить также.
Что больше всего мне НЕ понравилось, так это то, насколько все было просто. Этим Пушкин меня просто убил. В произведении отсутствует всякий минимальный вопрос, на счет которого мог бы поразмышлять читатель. Это было до неприличия просто. Никаких вопросов, выводов, рассуждений или внутренних споров, все, что я так люблю в романах, было исключено.
На самом деле на этот счет я сдалась не сразу, а все ждала, когда же Пушкин порадует меня хоть чем-нибудь, хоть чуть-чуть.
Но нет же, пусто.
Произведение совсем не оправдало моих ожиданий.
Я знаю, что “Капитанская дочка” входит в перечень экзаменационных произведений и считается довольно “взрослым” произведением. Но как? Просто откуда такое решение?
Поэтому меня заинтересовал вопрос “Со скольки лет приемлемо читать этот роман?” Это произведение по школьной программе идет после гораздо более серьезных. Я думаю ребенок лет десяти в состоянии полноценно понять всю эту незатейливу книгу. Она легка и понятно, возможно это плюс, но точно не для меня, скорее всего именно по этим причинам я не захочу ее перечитать когда-нибудь в будущем.
Посоветовала бы я эту книгу? Не знаю…и скорее “нет”, чем “да”. Так что не советую вам оказаться в ситуации подобно моей, ведь я откладывала эту книгу около двух лет, думала не пойму и не оценю всю глубину, ага, и получила “это”, и если вы ее откладывали, то нет смысла этого делать, возможно сейчас уже поздно читать ее.
1/5. Смысловая нагрузка для меня слишком важна, чтобы не брать её в расчет.
Отзыв на книгу “Капитанская дочка” представлен пользователем сайта ReadCafe.
Пушкин написал свою повесть не на пустом месте, а на основе реальных событий восемнадцатого века в России – войны правительственных войск с Е. Пугачевым. Автор с позволения царя имел доступ к архивам, ездил по Уралу в поисках живых свидетелей тех событий. Пушкин был человеком независимым и честным, поэтому он не смог написать книгу, где люди однозначно делились бы на плохих и хороших. Видимо, живое общение со стариками, ровесниками его героев, помогло ему составить реальный образ Е. Пугачева, который был не просто бунтовщиком, а, как минимум, крайне незаурядным человеком – сильным, умным, умеющим ладить с людьми, по-своему справедливым и порядочным. Пугачев предстает перед нами как простой человек, с которым можно наладить отношения, с которым можно дружить. Он не выглядит сказочным злодеем или недоступным полководцем.
И Екатерина II также показана в быту, а не на парадном приеме. Она – не небожительница, не императрица, а женщина, способная внимательно выслушать собеседника, сочувствовать чужому горю, судить справедливо.
Главные герои этого повести – молодые люди, которых сначала мы видим как очень юных людей, не успевших себя проявить и поэтому кажущихся слишком простыми и наивными. Но они были правильно воспитаны, родители примером всей своей праведной жизни привили им четкие представления о добре и зле, о правде, об ответственности. Поэтому мы не удивляемся, когда, оказавшись в жизни перед трудным выбором, они принимают верные решения, за которые могут себя уважать. И читатель тоже не остается равнодушным. Ведь в жизни каждого из нас могут встретиться серьезные препятствия, преодолевая которые важно оставаться человеком.