ПОДЕЛИТЬСЯ
Тренировочная работа №1 ЕГЭ 2022 статград по истории для 11 класса. Ответы, решения и задания для вариантов ИС2110101, ИС2110102, ИС2110103, ИС2110104 официальная дата проведения работы: 06.10.2021 (6 октября 2021 год).
Варианты (ИС2110101-ИС2110102): скачать
Варианты (ИС2110103-ИС2110104): скачать
Все ответы для вариантов: скачать
Работа состоит из двух частей, включающих в себя 19 заданий. Часть 1 содержит 11 заданий, часть 2 содержит 8 заданий.
Тренировочная работа №1 по истории 11 класс ЕГЭ 2022 статград
Варианты ИС2110103-ИС2110104
Задания с 1 варианта
2)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Соляной бунт 2) начало Гусистских войн 3) издание Манифеста о вольности дворянской
3)Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
4)Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
5)Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
6)Прочтите отрывок из правительственного наказа. «8. Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов; должен создать ряд комиссий для разработки вопросов быта рабочих в арендных, концессионных и др. не находящихся в руках государства предприятиях, беря за основу коллективные договоры, заключаемые между союзами и администрацией предприятия… 10. В связи с недородом выяснилось, что предполагаемый сбор продналога не покроет в ряде областей потребность государства в хлебе. В виду всего этого должны быть приняты меры к развитию государственного и кооперативного товарообмена, причём следует переходить, где это возможно и выгодно, к денежной форме обмена. 11. В тех же целях для поднятия и устойчивости нашего рубля необходимо проведение ряда мер к обратному приливу денег в кассы государства, исходя из принципа, что в области народного хозяйства государство при данном состоянии своих государственных ресурсов и впредь до поднятия хотя бы основных отраслей его никаких хозяйственных услуг никому даром оказывать не может. В ряду принимаемых мер надо обратить внимание на открытие ссудо-сберегательных касс, разрешение кредитной кооперации, переход к ведению коммунальных предприятий на началах оплаты и т. п.» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Появление данного документа относится к периоду нэпа.
- 2) В десятилетие, к которому относится издание данного документа, был создан СССР.
- 3) В рамках экономической политики, к периоду которой относится издание данного документа, был провозглашен курс на ликвидацию кулачества как класса.
- 4) Одним из преобразований, осуществлённых в рамках экономической политики, к периоду которой относится издание данного документа, было введение золотого червонца.
- 5) В наказе говорится о проблемах со сбором хлеба, возникших у правительства.
- 6) В наказе содержится обязательство государства оказывать бесплатные коммунальные и прочие услуги.
7)Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
10)Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название реки, которое дважды пропущено в этом тексте. «В июле хан вышел с войском из Сарая и двинулся вдоль реки Дон. Получив от своих лазутчиков сведения о том, что противник занял броды на __________, хан решил обойти его с запада. Ордынцы южнее Калуги форсировали ___________. Хан надеялся на помощь Казимира, но тот был отвлечён нападением крымцев на Подолию. Тогда хан Большой Орды решил напасть на Москву через пограничную русско-литовскую реку Угру. Возможно, что он и не планировал глубокого вторжения, надеясь «образумить» Ивана Васильевича мощной военной демонстрацией».
11)Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Государство, обозначенное на схеме цифрой «1», выступало союзником Москвы в конфликте, события которого обозначены на схеме стрелками.
- 2) Обозначенный на схеме цифрой «2» город был столицей Древнерусского государства в IX–XI вв.
- 3) Обозначенная на схеме цифрой «5» река – Калка.
- 4) Обозначенный на схеме цифрой «3» город вошёл в состав Московского государства в правление Василия III.
- 5) Обозначенный на схеме цифрой «6» город был столицей княжества, правители которого вступили в середине XIV в. в спор с московским князем за ярлык на Великое княжение Владимирское.
- 6) Обозначенная на схеме цифрой «7» территория вошла в состав Русского государства по Ям-Запольскому перемирию.
12)Назовите сражение, по результатам которого составлена реляция. Укажите год её составления. Напишите фамилию главнокомандующего, её составившего.
13)Укажите три приводимых в реляции положения, которые должны были убедить читателя в успешных и славных для русской армии итогах сражения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
14)Укажите название войны, события которой обозначены на марке. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
15)Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в том же десятилетии, в котором была выпущена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите название архитектурного стиля, в котором он выстроен.
17)14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь в Петербурге вышли гвардейские полки, во главе которых стояли участники тайных обществ, провозглашавшие благородные цели своих действий. Однако выступление провалилось. Укажите три любых причины поражения восстания.
18)Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «баскаки». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
19)Во второй половине XVII в. в России и Франции был осуществлён ряд государственных реформ. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данные государственные реформы привели к важным изменениям политической системы в обеих странах: один аргумент для России и один для Франции. Ответ запишите в следующем виде.
Задания с 2 варианта
1)Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
2)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) принятие Судебника Ивана III 2) издание Жалованной грамоты городам 3) «Славная революция» в Англии.
3)Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
4)Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
5)Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
6)Прочтите отрывок из заявления наркома иностранных дел СССР. «Вступив в Лигу наций в целях организованного сотрудничества с другими миролюбивыми государствами, Советское правительство не упускало ни одного подходящего случая для рекомендации наиболее эффективных гарантий мира, каковые оно видело в организации региональных пактов о взаимной помощи против агрессоров. Советское правительство вступило на этот путь, заключив такой пакт с Францией и ______________. Имевшие место в течение последних четырёх лет нарушения международных обязательств по пакту Лиги и по Парижскому договору Бриана–Келлога, нападения одних государств на другие давали повод Советскому правительству выявлять его готовность принять активное участие во всех мероприятиях, направленных к организации коллективного отпора агрессору. Советское правительство при этом предостерегало, что международная пассивность и безнаказанность агрессии в одном случае фатально повлекут за собой повторение и умножение таких случаев. События международной жизни подтверждают правильность этих предостережений. Новое подтверждение они получили в совершённом военном вторжении в Австрию и насильственном лишении австрийского народа его независимости». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Заявление было сделано в 1920-е гг.
- 2) Описываемая в тексте политика Советского государства была направлена на создание системы коллективной безопасности.
- 3) В заявлении упомянута международная организация, созданная после Первой мировой войны для предотвращения новых войн.
- 4) Автор заявления – Г.В. Чичерин.
- 5) Пропущенное в тексте название страны – Польша.
- 6) В том же десятилетии, к которому относится данное заявление, советские добровольцы участвовали в гражданской войне в Испании.
10)Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое трижды пропущено в этом тексте. «В ходе войны _____________ дважды подвергался осаде. Первый раз к городу в августе 1570 г. подошло войско вассала русского царя датского принца Магнуса. Простояв под ______________ «30 недель без трёх дней», Магнус и русские воеводы были вынуждены снять осаду и отступить. Одной из причин неудачи осады было отсутствие у русских флота, который бы помог блокировать крепость с моря. Через шесть лет была предпринята новая попытка взять _______________, остававшийся единственным крупным пунктом на эстонской земле, не перешедшим под контроль русских. Под руководством И.В. Шереметева русское войско выступило из Новгорода в конце 1576 г. Переход был очень тяжёлым, русское войско сильно страдало от заморозков. Вторая осада также оказалась неудачной».
11)Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Одной из целей войны, события которой обозначены на схеме, для Русского государства было получение удобного выхода к морю. 2) Обозначенный цифрой «3» русский город выдержал во время данной войны длительную осаду противника, который так и не смог его взять. 3) Обозначенный на схеме цифрой «1» город в ходе войны был захвачен русским войском. 4) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, русское войско захватило столицу Великого княжества Литовского. 5) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, военные действия происходили на реке Великая. 6) Обозначенная на схеме цифрой «2» территория была утрачена Россией по результатам войны, событиям которой посвящена схема.
12)Напишите название войны, ко времени которой относится составление данного письма. В каком году она началась? Назовите российского императора, в царствование которого началась война.
13)Почему автор письма считает положение крепости, о которой говорится в тексте, отчаянным? Укажите любое одно положение. Какие два преимущества неприятеля над своими войсками в намечаемом сражении приводит он в письме? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
14)Укажите название корабля, изображённого на монете. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
15)Какой из представленных ниже монументов был создан позже события, юбилею которого посвящена монета? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот монумент. Укажите скульптора, по проекту которого был создан данный монумент.
17)В начале царствования Александра I одним из ближайших его сотрудников оказался М.М. Сперанский. Однако в марте 1812 г. Сперанский был лишён всех постов и отправлен в ссылку. Укажите три любых причины этой опалы.
18)Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «бояре». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
19)В начале XVII в. в России произошла Смута. А через 40 лет в Англии произошла революция. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события привели к важным социальным изменениям в обеих странах: один аргумент для России, один для Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Другие тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по истории 11 класс:
Тренировочный вариант №210906 ЕГЭ 2022 по истории 11 класс с ответами
30.05.2021 Контрольная работа в формате ЕГЭ 2021 по истории 11 класс с ответами
егэ по истории историческое сочинение критерии оценивания
Что от нас ждёт эксперт?
1) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ событий (явлений, процессов), относящихся с данному периоду истории
2) ДВЕ исторические личности, деятельность которых связана с этими процессами. Также нужно показать их РОЛЬ в событиях
3) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ причинно-следственных связей между событиями (это требование, как правило, вызывает наибольшие затруднения)
4) ОЦЕНИТЬ влияние событий на дальнейшую историю России (своя оценка с аргументацией или мнение историка)
Какие периоды представлены в сочинении?
Под конкретным историческим периодом понимается:
1) время правления руководителя государства (часть длительного правления)
2) совокупность нескольких правлений («дворцовые перевороты»)
3) переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции)
Первый вариант относится к периоду с древнейших времен до конца 17 века.
Второй вариант — 18-19 века
Третий вариант — 20-начало 21 века.
Каковы критерии оценивания?
Подробно критерии приведены в демо-версии на сайте ФИПИ. Здесь мы разберем их кратко
КРИТЕРИЙ №1 — УКАЗАНИЕ СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ (2 события — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №2 — ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ, ИХ РОЛЬ (2 личности, указана роль каждой — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №3 — ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (2 связи, характеризующие причины возникновения событий — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №4 — ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОБЫТИЙ НА ИСТОРИЮ РОССИИ (есть оценка, своя (с аргументацией) или историка — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №5 — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (термины использованы корректно — 1 балл)
ПО КРИТЕРИЯМ К6, К7 БАЛЛЫ СТАВЯТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПО КРИТЕРИЯМ К1-К4 ИХ НЕ МЕНЕЕ 4-Х!
КРИТЕРИЙ №6 — НАЛИЧИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК (если их нет — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №7 — ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ (если материал изложен связно в форме именно сочинения — 1 балл)
Каковы критерии оценивания?
Подробно критерии приведены в демо-версии на сайте ФИПИ. Здесь мы разберем их кратко
КРИТЕРИЙ №1 — УКАЗАНИЕ СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ (2 события — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №2 — ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ, ИХ РОЛЬ (2 личности, указана роль каждой — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №3 — ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (2 связи, характеризующие причины возникновения событий — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №4 — ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОБЫТИЙ НА ИСТОРИЮ РОССИИ (есть оценка, своя (с аргументацией) или историка — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №5 — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (термины использованы корректно — 1 балл)
Что от нас ждёт эксперт?
1) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ событий (явлений, процессов), относящихся с данному периоду истории
2) ДВЕ исторические личности, деятельность которых связана с этими процессами. Также нужно показать их РОЛЬ в событиях
3) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ причинно-следственных связей между событиями (это требование, как правило, вызывает наибольшие затруднения)
4) ОЦЕНИТЬ влияние событий на дальнейшую историю России (своя оценка с аргументацией или мнение историка)
Какие периоды представлены в сочинении?
Под конкретным историческим периодом понимается:
1) время правления руководителя государства (часть длительного правления)
2) совокупность нескольких правлений («дворцовые перевороты»)
3) переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции)
Первый вариант относится к периоду с древнейших времен до конца 17 века.
Второй вариант — 18-19 века
Третий вариант — 20-начало 21 века.
Каковы критерии оценивания?
Подробно критерии приведены в демо-версии на сайте ФИПИ. Здесь мы разберем их кратко
КРИТЕРИЙ №1 — УКАЗАНИЕ СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ (2 события — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №2 — ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ, ИХ РОЛЬ (2 личности, указана роль каждой — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №3 — ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (2 связи, характеризующие причины возникновения событий — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №4 — ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОБЫТИЙ НА ИСТОРИЮ РОССИИ (есть оценка, своя (с аргументацией) или историка — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №5 — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (термины использованы корректно — 1 балл)
ПО КРИТЕРИЯМ К6, К7 БАЛЛЫ СТАВЯТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПО КРИТЕРИЯМ К1-К4 ИХ НЕ МЕНЕЕ 4-Х!
КРИТЕРИЙ №6 — НАЛИЧИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК (если их нет — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №7 — ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ (если материал изложен связно в форме именно сочинения — 1 балл)
Какие периоды представлены в сочинении?
Под конкретным историческим периодом понимается:
1) время правления руководителя государства (часть длительного правления)
2) совокупность нескольких правлений («дворцовые перевороты»)
3) переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции)
Каковы критерии оценивания.
4ege. ru
24.11.2019 15:24:45
2019-11-24 15:24:45
Задание 25 (11 баллов)
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1325–1462 гг.; 2) 1645–1676 гг. 3) 1924–1953 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов
Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.
Если правильно указано одно событие (явление, процесс) — 1 балл.
Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.
Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.
Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 3. Причинно-следственные связи.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.
Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.
Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно — следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 4. Историческая оценка событий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.
Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.
Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.
Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.
Критерий 6. Наличие фактических ошибок.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.
При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5. Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.
Если допущена одна фактическая ошибка — 1 балл.
Если допущены две или более фактические ошибки — 0 баллов.
Критерий 7. Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.
Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений — только 0 баллов. Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.
Если допущены две или более фактические ошибки — 0 баллов.
Задание 25 (11 баллов)
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1325–1462 гг.; 2) 1645–1676 гг. 3) 1924–1953 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов
Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.
Если правильно указано одно событие (явление, процесс) — 1 балл.
Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.
Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.
Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 3. Причинно-следственные связи.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.
Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.
Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно — следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 4. Историческая оценка событий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.
Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.
Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.
Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.
Критерий 6. Наличие фактических ошибок.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.
При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5. Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.
Если допущена одна фактическая ошибка — 1 балл.
Если допущены две или более фактические ошибки — 0 баллов.
Критерий 7. Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.
Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений — только 0 баллов. Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.
Задание 25 (11 баллов)
Форма изложения.
11ege. ru
19.02.2018 11:53:25
2018-02-19 11:53:25
Критерии оценивания
К1 Указание событий (явлений, процессов)
К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.
ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).
ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно
К3 Причинно-следственные связи
К4 Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.
ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано
К5 Использование исторической терминологии
Все исторические термины, понятия использованы некорректно.
ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.
К1 Указание событий (явлений, процессов)
К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.
ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).
ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно
К3 Причинно-следственные связи
К4 Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.
ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано
К5 Использование исторической терминологии
Все исторические термины, понятия использованы некорректно.
ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.
Критерии оценивания
Критерии оценивания.
Bingoschool. ru
28.06.2017 13:19:10
2017-06-28 13:19:10
Источники:
Https://4ege. ru/istoriya/55436-trebovaniya-i-kriterii-proverki-istoricheskogo-sochineniya. html
Http://11ege. ru/ege-po-istorii-kriterii-otsenki-sochineniya-po-istorii/index. html
Https://bingoschool. ru/blog/143/
С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: Смирнвов В.В_Экономика предприятия и бизнес-планирование_ИК.docx, Смирнов В.В. Проектная деятельность_ИК.docx, Смирнов В.В. Правоведение ПЗ1.docx, ПЗ2_Смирнов В.В..docx, Смирнов В.В. Инсотранный язык ПЗ2.docx, Смирнов В.В. Иностранный язык ИК.docx, Смирнов В.В Иностранный язык РК1.docx, Смирнов В.В. Иностранный язык ПЗ1.docx, Практическое задание 1.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Самандаров Ш.Ш История РК2.doc, КР история отмена крепостного.docx, Практическая работа по дисциплине Общая физическая подготовка.do, Лабораторная работа по дисциплине Правоведение (1).docx, ОБРАЗЕЦ ПР ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ.docx, Панюков Павел Т11О-211Б-20 реферат по метрологии.docx, ###история реферат.doc, Образец оформления реферата ЛД.doc, Тесты по дисциплине Психология управления 2.doc, Реферат История Нечаев Дмитрий Андреевич.docx
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История»
_______________________Кобрин В. Смута ________________________
(тема реферата)
ФИО студента | Смирнов Владимир Владимирович |
Направление подготовки | Бизнес-информaтикa |
Группа | БИЗ-Б-01-З-2020-1_ДИСТAНТ |
Москва 2021
Оглавление
Введение
Смутное время в Московском государстве: причины и сущность.
Царствование Бориса Годунова, его внутренняя политика. Появление Лжедмитрия I
Боярский царь Василий Шуйский
Первое земское ополчение
Второе ополчение
Земский собор
Заключение
Список использованной литературы
Введение
За годы формирования Российского государства произошло много событий, оставивших кровавый след. Но самым значительным и судьбоносным стал период рубежа XVI — XVII столетий, вошедший в историю как Смутное время.
Так называемое Смутное время или Смута является одной из самых сложных и тяжелых эпох в истории России. Смута — это глубокий духовный, экономический, социальный, династический, внутри- и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI в. — начале XVII в.
Дату начала смуты определяют по-разному:
— год смерти Ивана Грозного.
— гибель царевича Дмитрия в Угличе.
— смерть Фёдора Иоанновича или начало правления Бориса Годунова.
— выступление самозванца.
Даты окончания Смуты также рознятся. Часть историков считает, что Смута оканчивается в 1613 году Земским Собором и избранием Михаила Романова. Другие считают, что Смута оканчивается Деулинским перемирием с Речью Посполитой в 1618 году.
Смута была эпохой неразберихи, «шатости», «нестроения», «смущения умов», которое вызвало кровавые столкновения и конфликты. В советской науке явления и события начала XVII в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И. Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции. В советской науке «смуту» заменили длинным названием: «Крестьянская война и иностранная интервенция в России». Сегодня термин «Смутное время» постепенно возвращается, потому что он достаточно точно отражает историческую действительность. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III — поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.
Среди значений слова «смута», из словаря В.И. Даля, встречаются «восстанье, мятеж… общее неповиновение, раздор меж народом и властью». В современном языке прилагательному «смутный» придается иное значение — неясный, неотчетливый. Начало XVII в. в буквальном смысле Смутное время: всё в движении, всё колеблется, размыты контуры людей и событий, с невероятной быстротой меняются цари, нередко в разных частях страны и даже в соседних городах признают в одно и то же время власть разных государей, люди подчас молниеносно меняют свою политическую ориентацию: вчера — союзники, сегодня — враги. Смутное время — это сложнейшее переплетение разнообразных противоречий — сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых.
Историки выделяют три основных этапа смуты:
Первый этап (1598 — 1605) — династической период, представляет собой борьбу за московский престол, которая велась между различными претендентами и носила характер придворной интриги и завершилась воцарением Бориса Годунова.
Второй этап (1605 — 1609) — период социальной борьбы — характеризуется полным распадом государственного порядка, падением политической самостоятельности Москвы вследствие социального междоусобия. В гражданскую войну втягиваются все слои общества: дворянства, крестьянства, казачества.
Третий этап (1610 — 1613) — период национального сопротивления. Это время попыток восстановления государственной самостоятельности и общественного порядка, разрушенных в ходе гражданской войны и польско-шведской интервенции.
Смутное время в Московском государстве: причины и сущность
Предпосылками Смуты стали:
- следствия опричнины;
- последствия Ливонской войны 1558-1583: разорение экономики, рост социального напряжения.
Причинами смутного времени можно назвать:
1. Династический кризис.
2. Экономический кризис (опричнина, неурожай 1601-1603 гг., голод, хозяйственная дезорганизация).
. Социально-политические причины (бегство тяглового населения на окраины, появление вольных казаков, полное закрепощение крестьян, рост грабежей и разбоев, конфликт церкви и светской власти).
. Внешнеполитические проблемы (Последствия Ливонской войны, ослабление Московского государства позволяет агрессивным соседям надеяться на захват русских территорий, появление в Польше самозванцев провоцирует интервенцию).
Начальным фактом и ближайшей причиной смуты послужило прекращение царской династии. 18 марта 1584 г. умирает грозный царь Иван Васильевич. Его длительное правление (с 1533 г.) было и славным, и бурным, и трагическим. Начав провозглашение Московского царства с прогрессивных реформ “Избранной рады”, победоносного взятия Казанского и Астраханского ханств, он довел страну до опричнинного террора, длительной и безрезультатной Ливонской войны (25 лет), полного хозяйственного разорения. Старший сын Ивана Грозного Иван был убит отцом в припадке гнева (1581). У царя остались два сына: Федор от первой жены и Дмитрий от седьмой жены Марии Нагой (которому было 2 года), находившийся в Угличе.
В первое время по смерти Ивана Грозного произошли беспорядки, которые окончились ссылкой боярина Бельского и удалением Марии Нагой с младшим сыном Ивана Грозного Дмитрием в Углич. После смерти царя на престол вступил средний сын Грозного двадцатисемилетний Федор Иванович (1584-1598), мягкий по натуре, но не способный к управлению государством.
«Я царь или не царь», — эта фраза, вложенная в его уста А.К. Толстым, удачно характеризует Федора Ивановича. Иностранные послы Флетчер и Сапега рисуют нам Федора довольно определенными чертами. Царь ростом был низок, с опухлым лицом и нетвердой походкой и притом постоянно улыбался. Сапега, увидав царя во время аудиенции, говорит, что получил от него впечатление полного слабоумия. С первых шагов его воцарения он попал под влияние могущественных боярских кланов, которые вели между собой борьбу за первенство. От государственных забот Федор Иоаннович устранился и передал их в руки своих ближайших бояр. В начале его царствования из боярской среды особое значение имели: Борис Годунов и Никита Романович Захарьин-Юрьев. Так было до 1585 г., когда Никита Романович неожиданно был поражен параличом и умер. Власть сосредоточилась в руках Бориса Годунова, но ему пришлось бороться с сильными противниками — князьями Мстиславским и Шуйскими.
Царствование Бориса Годунова, его внутренняя политика. Появление Лжедмитрия I
В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва, а также обвинения, инспирированные противниками Годунова, приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти. Однако историки не располагают убедительными документами, которые доказывали бы виновность Годунова.
Через семь лет, после смерти Дмитрия, в 1598 г. скончался и царь Федор. Со смертью Федора прекратилась династия князей Рюриковичей, правившая Русью 700 лет. смута годунов лжедмитрий шуйский
После смерти Ивана Грозного и его сыновей борьба за власть в правительственной верхушке еще более обострилась. По смерти бездетного царя Федора Иоанновича (в январе 1598г) Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Когда Москва вдруг осталась без царя, взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова, брата жены царя Федора. Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. Среди бояр, входивших в регентский совет, были Никита и Федор Никитич Романовы — брат и племянник первой жены Ивана Грозного, а также Иван Петрович Шуйский — отец будущего русского царя. После смерти царя Федора Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Впервые на Руси появился царь, получивший престол не по наследству.
Борис Годунов (1598-1605) был энергичным, честолюбивым, способным государственным деятелем. Он не стал прибегать к широкому террору, а расправлялся лишь со своими реальными врагами. Первые два года царствования Бориса были спокойными и благополучными.
Годунов вел успешную внешнюю политику. Борис старался поддерживать порядок и правосудие. Он нанимал к себе на службу иностранцев, а русских молодых людей посылал учиться за границу. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение русских городов (Туринск, Томск), осваивались южные районы страны. Укрепились русские позиции на Кавказе. После продолжительной войны со Швецией в 1595 г. был заключен Тявзинский мир (близ Ивангорода). Россия вернула себе утерянные земли на берегу Балтики — Ивангород, Ям, Копорье, Корелу.
Было предотвращено нападение крымских татар на Москву. В 1598 г. Годунов с 40-тысячным дворянским ополчением лично возглавил поход против хана Казы-Гирея, не отважившегося вступить в русские земли.
Велось строительство укреплений в Москве (Белый город, Земляной город), в пограничных городах на юге и западе страны.
И в то же время ослабленная Россия не имела сил для ведения широкомасштабных военных действий. Этим обстоятельством воспользовались ее усилившиеся соседи — Речь Посполитая, Швеция, Крым и Турция. Обострение международных противоречий станет еще одной причиной разразившихся в период смуты событий.
Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. Повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к другим православным церквам. Первым русским патриархом в 1589 г. был избран Иов — сторонник Годунова. Ему подчинялись четыре митрополита (Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий) и шесть архиепископов.
Наметившийся в 90-х гг. XVI в. экономический подъем был прерван неурожаем. В стране начался голод, продолжавшийся около трех лет. Цена на хлеб поднялась примерно в 100 раз. Только в Москве умерло около 130 тыс. человек.
Правительство Бориса Годунова пыталось бороться с голодом, однако предпринимаемые меры не давали желаемых результатов. Это объяснялось не только тем, что причиной кризиса явился неурожай, но и в не меньшей степени тем, что в эти годы резко усилилась эксплуатация крестьян. В результате этого хозяйство начало терять свою устойчивость, что и проявилось при первом же неурожае. Эффективнее бороться с причинами голода можно было лишь при условии ликвидации привилегии феодалов, что в тех условиях было невозможно. Огромный урон экономике страны нанес голод 1601-1603 гг., вызванный затяжными неурожаями. Он привел также к оттоку населения из центральных районов на окраины, где стали возникать самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков.
Голод привел к восстаниям. В 1603 г. началось крупное восстание холопов, охватившее большую территорию и ставшее прологом крестьянской войны. В центре страны вспыхнуло (1603-1604) восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве.
Широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий, «чудесно спасшийся» в Угличе. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Он поведал польскому магнату Адаму Вишневецкому, что его подменили «в спальне угличского дворца». Покровителем Лжедмитрия стал воевода Юрий Мнишек.
Московское правительство утверждало, что он был галичским боярским сыном Григорием Отрепьевым, который подстригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве, но потом бежал в Литву, поэтому его в последствии называли Расстригой.
Некоторые польские паны согласились помогать ему, и в октябре 1604 года Лжедмитрий вошел в Московские переделы; издал воззвание к народу, что Бог спас его, царевича от злодейских умыслов Бориса Годунова, и он призывает население принять его как законного наследника русского престола. Началась борьба безвестного молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался победителем. Население Северной Украины перешло на сторону претендента на московский престол, и города отворяли ему свои ворота. На помощь претенденту, с одной стороны, пришли вместе с поляками днепровские казаки, а с другой, пришли донские казаки, недовольные царем Борисом, который пытался стеснить их свободу и подчинить их власти московских воевод. Царь Борис послал против мятежников большое войско, но в его войске была «шаткость» и «недоумение», — не идут ли они против законного царя?.. А бояре и воеводы хоть и не верили претенденту, но, не будучи преданы Борису, вели военные операции вяло и нерешительно. В апреле 1605г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем и Москва (в июне 1605г.) с торжеством приняла своего законного «природного» государя царя Дмитрия Ивановича (Федор Борисович Годунов и его мать были убиты до прихода в Москву Лжедмитрия).
В.О. Ключевский писал, что Лжедмитрий был лишь «испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Борис Годунов в борьбе с Лжедмитрием I допустил целый ряд ошибок. Он не верил, что самозванца поддержит народ, поздно объявил указ о том, кто стоит за спиной якобы воскресшего царевича Дмитрия.
Новый царь оказался деятельным, энергичным правителем, уверенно сидевшем на престоле. В дипломатических отношениях с другими государствами он принял титул императора и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей.
Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал.
В ночь на 17 мая 1606г, подняв набатным звоном московский народ против поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Труп Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.
Боярский царь Василий Шуйский
По удачному выражению Костомарова, «Дмитрий уничтожил Годуновых и сам исчез, как призрак, оставив за собой страшную пропасть, чуть было не поглотившую Московское государство». После смерти Лжедмитрия на престол вступил боярский царь Василий Шуйский (1606-1610). Он дал оформленное в виде крестоцеловальной записи (целовал крест) обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы. Знать теперь пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя.
Одним из важнейших дел Шуйского было назначение патриарха. Патриарх Игнатий Грек за поддержку Лжедмитрия I был лишен своего сана. Патриарший престол занял выдающийся патриот 70-летний казанский митрополит Гермоген.
С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки были перенесены по приказу Василия Шуйского через три дня после коронации из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых.
Свержение Лжедмитрия I и приход к власти Василия IV Шуйского не привели к нормализации обстановки в стране. Крестьянство не прекратило борьбы против крепостнического ига. Летом 1606 г. у народных масс появился предводитель — Иван Исаевич Болотников. Собравшиеся под знаменами Болотникова силы представляли собой сложный конгломерат, состоявший из разных слоев. Здесь были и казаки, и крестьяне, и холопы, и посадские люди. В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди, дворяне и дети боярские под начальством Пашкова, Сумбулова и Ляпунова. В Поволжье поднялась мордва и другие, недавно покоренные народы, с целью освободиться от русской власти. В июле 1606 г. болотниковские войска вышли в поход на Москву. В битве под Москвой войска Болотникова потерпели поражение и вынуждены были отступить к Туле. 30 июля началась осада города, а уже через три месяца болотниковцы капитулировали, а сам Болотников был вскоре казнен. С подавлением этого восстания крестьянская война не прекратилась. Однако крестьянское движение пошло на спад.
А тем временем, по согласованию с Ватиканом польские шляхтичи, противники короля Сигизмунда Ш (гетманы Лисовский, Ружицкий, Сапега), объединились с казацким атаманом И.И. Заруцким, выдвинув в качестве претендента на русский престол Лжедмитрия II (1607-1610). Внешними данными этот человек походил на Лжедмитрия I. До сих пор личность Лжедмитрия П вызывает много споров. По всей видимости, он происходил из церковной среды.
В январе 1608 г. самозванец предпринял поход на столицу. Летом 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, но попытки взять столицу закончились безрезультатно. Он остановился в 17 км от Кремля, в местечке Тушино, получил прозвище «Тушинский вор». Вскоре в Тушино перебралась и Марина Мнишек. Она признала в новом самозванце своего мужа. Было совершено тайное венчание по католическому обряду. Самозванец обещал способствовать распространению католицизма в России.
Лжедмитрий II был послушной марионеткой в руках польских шляхтичей, которые сумели взять под свой контроль северо-запад и север русских земель. Доблестно в течение 16 месяцев сражалась крепость Троице-Сергиева монастыря. Выступления против польских захватчиков произошли в ряде крупных городов Севера: Новгороде, Вологде, Великом Устюге.
Если Лжедмитрий I одиннадцать месяцев провел в Кремле, то Лжедмитрий II двадцать один месяц безуспешно осаждал Москву. В Тушине при Лжедмитрии П из числа недовольных Василием Шуйским бояр сложилась своя Боярская дума, приказы. Взятый в плен в Ростове митрополит Филарет был наречен в Тушине патриархом.
Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Василий вынужден был обратиться за помощью к шведам — Выборге (1609) был заключен договор -, которые согласились послать ему вспомогательный отряд войска. Во главе московского войска стал в это время молодой талантливый племянник царя Василия — князь Михаил Скопин-Шуйский. С помощью шведов и ополчений северных городов, которые поднялись против власти тушинского правительства, Скопин-Шуйский очистил от тушинцев север России и двинулся к Москве.
Однако вмешательство шведов в русские дела вызвало вмешательство короля польского Сигизмунда, который поставил Шуйскому в вину союз со Швецией и решил использовать московскую смуту в интересах Польши. В сентябре 1609г. он перешел с большим войском и осадил сильную русскую крепость Смоленск. В своих обращениях к русскому населению король возвещал, что он пришел не для того, чтобы проливать русскую кровь, но для того, чтобы прекратить смуты, междоусобия и кровопролитие в несчастном Московском государстве. Но смоляне во главе со своим воеводой Шеиным не поверили королевским словам и в течение 21 месяца оказывали королю упорное героическое сопротивление.
Приближение Скопина-Шуйского и ссоры с поляками заставили Тушинского вора осенью 1609г. оставить Тушин и бежать в Калугу. Тогда русские тушинцы, оставшиеся без своего царя, послали послов под Смоленск к польскому королю Сигизмунду и заключили с ним в феврале 1610г. договор о принятии на царство его сына, королевича Владислава.
Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия и не ехал в Россию, правление поляков в Москве возбуждало все большее неудовольствие, но его терпели как меньшее зло, ибо присутствие польского гарнизона в столице делало ее недоступной для Тушинского вора. Но в декабре 1610 г. Вор был убит в Калуге, и это событие послужило поворотным пунктом в истории Смуты. Теперь у служилых людей, и у «земских» людей, и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один враг, тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.
Во главе национально-религиозной оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православия, а «литовские люди» не уйдут из Русской земли, то Владислав нам не государь.
Первое земское ополчение
Голос патриарха Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москве.
Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало его осаду. В это время король Сигизмунд прекратил бесконечные переговоры под Смоленском с русскими послами и велел увезти митрополита Филарета и князя Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611 г. поляки, наконец, взяли Смоленск, в котором из 80 тыс. жителей, бывших там в начале осады, оставалось в живых едва 8 тыс. человек.
Значительная часть Москвы в марте 1611 г. подверглась разгрому и сожжению со стороны польского гарнизона, желавшего предупредить восстание. Пришедшее под Москву земское ополчение состояло из двух различных элементов: это были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. После многих разногласий и раздоров, воеводы и ополчения договорились между собою и 30-го июня 1611 г. составили общий приговор о составе и работе нового земского правительства — из Трубецкого, Заруцкого и Ляпунова, которых «выбрали всею землею» для управления «земскими и ратными делами».
Однако приговор 30 июня не устранил противостояния между дворянами и казаками и личного соперничества между Ляпуновым и Заруцким. Дело кончилось тем, что казаки, подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали его в свой круг для объяснения и зарубили его. Оставшись без вождя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские в большинстве разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой, но они были недостаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.
Второе ополчение
Стремление к освобождению от иноземного гнета ярко выразил один из руководителей нижегородского посада Кузьма Минин, который осенью 1611 г. обратился с призывом создать ополчение для освобождения Москвы. Руководителем ополчения был избран Дмитрий Пожарский.
В августе 1612 г. ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву и вынудило польский гарнизон в Кремле капитулировать. Москва была освобождена, но окончательная ликвидация последствий интервенции была еще впереди. Интервенты и казачьи отряды продолжали рыскать по стране. Они повсюду сталкивались с народным сопротивлением, порой перераставшим в партизанскую войну. В жестокой и суровой борьбе русский народ отстоял независимость своей родины.
Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Благодарная Россия первый скульптурный памятник в Москве воздвигла Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому (на Красной площади, скульптор И.П. Мартос, 1818). Навсегда сохранилась память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков.
Земский собор
Временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей «для земского совета и для государственного избрания». Земский собор, заседавший в январе и феврале 1613 г., был по составу наиболее полным из московских земских соборов: на нем были представлены все классы населения (за исключением холопов и владельческих крестьян). Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни и смуты, ибо среди «великородных» московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета. Но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре вся Земля, то было решено устроить выборы. 21-го февраля 1613 г. Земский Собор единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство «все православные хрестьяне всего Московского государства», а с другой стороны были указаны его родственные связи с прежней царской династией: новый царь — сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федора Никитича Романова-Юрьева, а царю Федору Ивановичу — племянник.
мая 1613 г. Михаил прибыл в Москву, 11 июля венчался на царство.
Вскоре ведущее место в управлении страной занял его отец — патриарх Филарет, который «всеми делами царскими и ратными владел». Власть восстановилась в форме самодержавной монархии.
Заключение
В развитии московской Смуты ясно различаются три периода: первый может быть назван династическим, второй — социальным, а третий — национальным.
Борьба за власть и за царский престол, начатая московским боярством, привела впоследствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной «борьбе всех против всех» и к тем диким и бессмысленным зверствам и насилиям над мирным населением, которые совершали шайки «воровских людей».
Освобождение Москвы и избрание царя историки характеризуют, как окончание смуты. Хотя первые годы царствования Михаила — тоже смутные годы, но дело в том, что причины, питавшие смуту и заключавшиеся в нравственной шаткости и недоумении многих слоев московского общества и в их политическом ослаблении, эти причины были уже устранены. Когда этим слоям удалось сплотиться, овладеть Москвой и избрать себе царя, все прочие элементы, действовавшие в смуте, потеряли силу и мало-помалу успокаивались.
Разные историки выделяют разные результаты смутного времени. С.М. Соловьев видит в смуте испытание, из которого государственное начало, боровшееся в XVI в. с родовым началом, выходит победителем. Н.И. Костомаров считает смутное время безрезультатной эпохой.
В смуте шла борьба не только политическая и национальная, но и общественная. Не только воевали между собой претенденты на престол московский и сражались русские с поляками и шведами, но и одни слои населения враждовали с другими: казачество боролось с оседлой частью общества, старалось возобладать над ней, построить землю по-своему — и не могло. Борьба привела к торжеству оседлых слоев, признаком которого было избрание царя Михаила. Эти слои и выдвинулись вперед, поддерживая спасенный ими государственный порядок. Но главным деятелем в этом военном торжестве было городское дворянство, которое и выиграло больше всех. Смута много принесла ему пользы и укрепила его положение. Можно сказать, что смута обусловила почти всю нашу историю в XVII в.
Список использованной литературы
1. Буганов В.И. Мир истории. Россия в 17 столетии. М. 1989. С. 12-31.
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. СПб. 1992. С. 190-196.
. История России IX — XIX вв. Курс лекций. Рязань. 1997. С. 69-76.
. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IX — XII. Калуга. 1993. С.324-484.
. Ключевский В.О. — Курс русской истории: сочинения в 9-ти томах. Т.3. М. 1988. С.16-37.
. Кобрин В.В. Смутное время — утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX века. М. 1991. С. 163-185.
. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.1, Вып. 1,2,3. Калуга 1995. С. 452-546.
. Морозова Л.Е. Смутное время в России (конец XVI — начало XVII в.). М. 1990.
. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. С древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М. 1999. С. 133-140.
. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М. 1993. С. 248-287.
. Скрынников Р.Г. История Российская IX-XVII вв. М. 1997.
. Скрынников Р.Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. Смоленск. 1997.