- Авторы
- Файлы
- Литература
Капустин А.С.
1
1 Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М.Штеменко
1. Венедиктова Ю. Е. Смс-сообщения: опыт типологического исследования. Автореф. диссертации.- Москва, 2011
2. Войскунский А.Е. Развитие речевого общения как результат применения интернета — http://banderus2.narod.ru
3. Виноградова Н.В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции (исследования по славянским языкам. — № 6. — Сеул, 2001. — с. 203-216
4. http://smsdictionary.co.uk/abbreviations
Настоящая работа посвящена изучению относительно нового и малоисследованного вида коммуникации — SMS-общению. О значимости нового типа коммуникации и возрастающем интересе к его изучению свидетельствует, в частности, появление международного лингвистического проекта «sms4science», целью которого является создание первого в мире общедоступного многоязычного корпуса SMS-сообщений.[2]
Новые средства коммуникации (мобильные телефоны, компьютер) становятся одним из важнейших инструментов ориентации человека в мире и взаимодействия людей друг с другом. При этом новая коммуникативная среда налагает на существующие виды общения свой неповторимый отпечаток.
Несмотря на то, что существуют исследования, посвященные проблемам SMS-сообщений в английском языке (М. Кастельс, Н. Луман, М. Маклюэн, Дж. Семпси, А. Турен, Ю. Хабермас, У. Эко)[1], сокращенные лексические единицы данного вида остаются во многих отношениях загадкой в лингвистическом плане, поскольку применительно к ним приходится рассматривать под специфическим углом зрения такие фундаментальные проблемы как проблема структуры слова и его значения, проблема морфемы и др.
Язык как средство общения постоянно ищет форму оптимальной передачи мысли, являясь своеобразным барометром общественного развития, чутко реагирует на малейшие изменения во всех сферах жизни. Средства массовой информации, реклама, деловое общение, наука, литература являются основными источниками обновления языка.
В связи с ростом объема информации наблюдается тенденция к экономии языковых усилий и времени. Значительные изменения претерпевает лексика как наиболее подвижный пласт языка. Обогащение лексики происходит за счет словообразования. Современный английский язык располагает сравнительно новым и отличающимся высокой продуктивностью способом словообразования — сокращением (аббревиацией). Именно сокращение как регулярный в последние десятилетия способ образования неологизмов отражает тенденцию к рационализации языка.
Появлению SMS-языка, сформированного на основе сокращений, способствовало широкое распространение высоких технологий (а именно – мобильных телефонов, разнообразных интернет-чатов).
За последние пять лет вспомогательный сервис к основной голосовой услуге службы коротких сообщений (ShortMessageService, SMS) превратился в популярный инструмент общения. Для множества людей возможность отправлять короткие сообщения становится предпочтительнее телефонных звонков. С помощью SMS- сообщений назначают свидания, признаются в любви. О растущей популярности SMS-языка свидетельствует появление в СМИ конкурсов SMS-стихотворений; в Великобритании выходит книга, посвященная искусству сокращений; филологи из Оксфордского университета включают лексику, которой пользуются для составления SMS-сообщений, в краткий Оксфордский словарь; фирма Genie выпускает первый в мире словарь наиболее употребляемых SMS-сокращений, а ФБР воспринимает изучение SMS-языка как задачу государственного масштаба.[1]
Начало истории языка SMS-сообщений следует отнести к моменту появления телеграфа.
Телеграфисты первыми при передаче сообщений стали опускать гласные буквы в словах. Правда, они ограничились лишь служебными словами, введя в письменную речь «тчк», «зпт», «скб», «квч», «двтч», «вскл». В настоящее время данный способ сокращений, называемый в словообразовании «беглость гласных», получил свое развитие в cпецифической терминологии: (msg-message, pls-please, adds-address, gds-goods, acct-account, exx-examples, exps-expenses, rwy-railway, mdnt-midnight, bldg-building, bkg-banking, blvd-boulevard, scrpt-scripture).
Далее идея нашла свое продолжение в азбуке Морзе, где радисты вместо целого слова использовали его начальные слоги. В современном словообразовании английского языка существует несколько вариантов cокращений основ в виде усечения финальной части исходного слова (vac-vacation, hols-holidays, dino-dinosaurus, armo-armoured, grad-graduate, techno-technology, doc-doctor, demo-demonstration, crim-criminal, ad-advertisement); усечения первого слога у исходного слова (telephone-phone, defence-fence); усечения обоих слогов в начале и в конце слова (flu-influenza, fridge-refridgerator).
Сокращения по начальным буквам исходных словосочетаний встречаются во время Второй мировой войны в телеграммах американских и британских солдат домой: SWALK (SealedWith A LovingKiss- «Запечатано с любовью») и TTFN (TaTaForNow- «Пока прощаюсь»).
Считается, что тенденция к замене слов заглавными буквами стала популярной в 1980-е годы в основном благодаря появлению рок-групп, которые не только сокращали свои названия, но и заключали в них второй (потайной) смысл:“U2“ — “Youtwo” (“вы оба”)’
На данный момент лингвисты разделяются во мнениях, и вопрос, насколько данное направление полезно для языка, — спорный. Одни считают, что язык развивается вместе с новыми технологиями, что есть признак прогресса. Другие, напротив, представляют «язык СМС» совсем в другом свете, утверждая, что сокращение слов не развивает язык, а наоборот, делает его более примитивным и бедным. Стоит отметить, что вторая группа приводит в свою защиту неоспоримые аргументы, как, например, упрощение грамматики в современном компьютером сленге.
Первая группа, выступающая за развитие компьютерного подъязыка, также подтверждает свою правоту фактами.Они утверждают, что любая форма языка имеет право на существование.
Британский профессор Дэвид Кристалл, к примеру, называл «мобильный язык» «величайшей возможностью для развития английского языка со времен изобретения печатной машинки».[3]
Став явлением, язык СМС-cоoбщений привлек внимание ученых. Новый вид коммуникации находится в зоне пристального внимания исследователй самых различных областей: социологов, культурологов, психологов, лингвистов, психолингвистов и др. Совсем недавно появилась новая наука – моциология (mosociology, mobilesociology), изучающая различные социокультурные аспекты этого вида коммуникации; а известный британский лингвист Д. Кристал полагает, что в ближайшем будущем может появиться отдельная отрасль лингвистики — «cellinguistics» — нацеленная на изучение языковых аспектов СМС-сообщений. [1]
Технический и технологический прогресс привел к внедрению в повседневный и профессиональный обиход новых средств коммуникации.
К новым средствам коммуникации, используемым в речевом общении, относятся:
— факсимильная связь;
— телефон и мобильный телефон;
— телеконференции, селекторная связь, конференц-связь, телемосты;
— электронная почта;
— Интернет.
В новых средствах коммуникации в качестве основного кода передачи сообщения используется язык. Соответственно, передаются речевые сообщения. При этом использование того или иного средства коммуникации накладывает свой отпечаток на использование языка.
Канал передачи сообщения непосредственным образом влияет на особенности кодирования информации, которые, в свою очередь, определяют такие основные черты СМС-текстов, как краткость, ограниченный объем, большое количество компрессивных единиц, использование дополнительных семиотических знаков, коммуникативное новаторство, связанное с активным приспособлением языка к условиям новой коммуникативной среды.
Особенно мощное влияние на содержание и структуру SMS-языка, конечно же, оказывает Интернет. Во всемирной сети существует своя культура общения, этикет (netiquette), персонажи (computergeeks, mousepotatoes, screenagers (asteenagers), newbies (ornoobs), technophobes), и, конечно же, компьютерный подъязык или Интернет-сленг, имеющий свою терминологию и неологизмы.
Исследование онлайнового словаря компьютерного сленга -http://slovari.net/contents) позволяет сделать выводы о влиянии английского языка на современный язык интернет -сообщений, что подтверждается следующими группами слов.
Первая группа слов характеризуется прямой транслитерацией английского слова при сохранении основного значения лексемы.
Вторую группу слов представляют примеры, относительно которых можно говорить уже не о транслитерации, а о фонетическом и грамматическом “искажении” (своеобразной «русификации») оригинала.
Третью группу представляют слова, имеющие омонимы в составе литературного языка. Во-первых, это русские слова, выбранные из соображений фонетического подобия английским оригиналам.
Четвертая группа слов представлена акронимами. Это английские по происхождению и по способу образования сложносокращенные слова, пока еще не вовлеченные в процесс освоения их русским языком. Акронимы бывают «официальные» и «бытовые».
Эти группы иллюстрируют важную особенность компьютерного подъязыка. Условия общения побуждают его носителей к возможно большей скорости приема и передачи информации, поэтому ему в большой степени присуща тенденция к упрощению, минимизации и стандартизации языковых средств.
Интересным и новым представляется такой способ образования сложносокращенных слов, при котором слово заменяется тождественно звучащим названием буквы или цифры. В английском языке это известный прием (ср.: IOU = I oweyou), который теперь, как мы видим, пока в пределах компьютерного подъязыка совершает переход в русскую систему словообразования.
Подъязык Интернет-сообщений характеризуется определенным уникальным набором лексических, грамматических и семиотических характеристик. На формирование этих характеристик решающее влияние оказывает «принцип экономии». Компрессия достигается за счет использования, как специфических средств, так и за счет традиционных приемов сокращения.
Таким образом, важной особенностью интернет-коммуникации является тенденция к фонетическому принципу орфографии, обусловленная как действием «принципа экономии», так и стремлением создать эффект разговорности и неформального общения.
Подростки, чаще всего использующие СМС для общения, склонны ради передачи информации пренебрегать грамотностью. Язык тестовых сообщений перенасыщен короткими предложениями, сокращениями, словарный запас ограничен, а сложные грамматические формы отсутствуют. Складывается опасная тенденция кпереносу школьниками привычного для них ежедневного стиля СМС-письма на их письменные работы в школе.
Люди всегда мечтали создать единый язык, который объединил бы все страны и народы. Сегодня на эту роль претендует подъязык SMS-сообщений, который сформировался на основе сокращений и условных обозначений, активно использующихся для передачи коротких тестовых сообщений. Язык СМС- сообщений — активно развивающаяся динамическая система.
Являясь популярным инструментом общения, он служит своеобразным источником пополнения лексики языка. Поэтому, несмотря на противоречивость точек зрения, СМС- язык — часть массовой культуры и требует теоретического осмысления со стороны и психологов, и филологов для того, чтобы уменьшить его негативное влияние на традиционный язык и формирование личности подростка.
Библиографическая ссылка
Капустин А.С. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СМС-СООБЩЕНИЙ КАК ОДНОГО ИЗ НОВЫХ ЖАНРОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4.
– С. 685-687;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10638 (дата обращения: 09.01.2022).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Автор:Бормотова София,
ученица 9 класса
МБОУ «Березовская СОШ» Яшалтинский район Республика Калмыкия
Руководитель: Кронгардт Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
— Содержание
- Введение
- Глава 1. Определение основных понятий «SMS» и «речевой жанр»
- 1.1. SMS, история создания
- 1.2. Речевой жанр, его характеристика
- Глава 2. « SMS » как новый речевой жанр и его влияние на грамотность школьника.
- 1.1. « SMS » как новый речевой жанр.
- 1.2. Влияние « SMS » на грамотность школьника.
- Заключение
- Библиография
- Приложение 1
- Приложение 2
- Объектом моего исследования выступают SMS -сообщения как новый речевой жанр.
- Предметом исследования являются SMS -сообщения.
- Целью моего исследования было определить, по каким признакам SMS -сообщения можно отнести к новому речевому жанру и влияют ли SMS -сообщения на грамотность школьника.
- Цели обусловили задачи исследования:
- Проанализировать SMS -сообщения и выявить основные признаки, по которым SMS -сообщения можно отнести к новому речевому жанру.
- Изучить по данной теме источники информации: статьи, Интернет-ресурсы, справочники, словари, авторефераты, учебники.
- Провести социологический опрос и определить, влияют ли SMS -сообщения на грамотность человека.
- Актуальность объясняется с одной стороны тем, что данная тема рассматривается с учетом современности, а с другой стороны, данная тема затрагивает речевой жанр и представляет прорыв в науке.
- В работе представляется новое осмысление SMS -сообщении, не просто как средства передачи информации, а как нового речевого жанра.
- Новизна заключается в выборе самого объекта исследования, комплексной систематизации материала и выявления новых смыслов понятий.
- В рамках одного исследования невозможно дать полное и исчерпывающее описание SMS -сообщении как нового речевого жанра. В данной работе приводятся признаки, по которым SMS -сообщения можно отнести к речевому жанру, не существующему ранее, при этом исследуется влияние SMS -сообщении как жанра на грамотность человека.
- Исследование ведется с помощью анализа специально подобранного материала и лингвистического приёма «Исправь ошибку» , что позволяет нам не только решить исследовательскую задачу, но и развивать орфографическую зоркость.
- Используется такой практический метод исследования, как соотнесение , при определении ситуации общения. Обязательным явился метод филологического наблюдения и описания , типологический метод, сравнительно-сопоставительный и метод интерпретации.
- Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут иметь методическое применение в изучении русского языка и литературы. Исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров.
- SMS (Short Message Service) — это услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона. Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни — сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов год. С помощью SMS назначают свидания, сообщают о разрыве отношений, в некоторых странах даже разводятся, разговаривают по ICQ, общаются с налоговыми органами, увольняют с работы, принимают исповеди, отпускают грехи — список возможных сфер применения SMS растет ежедневно.
- Жанр , — а, м. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический жанр. Эпический жанр. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен. Манера, стиль. В новом жанре.[словарь]. Понятие «речевой жанр» в данном словаре отсутствует.
- В лингвистической энциклопедии под редакцией Ахмановой дано следующее определение речевого жанра : «Внутри письменной речи существуют частные разновидности, характеризующиеся своими особенностями. Это целостные единицы речевого общения, границы которых заданы говорящими, такие разновидности называют жанрами речи» .
2. Как вы относитесь к SMS -сообщениям?
а) положительно — 87,5 %;
б) отрицательно — 12,5%.
1.Знаете ли вы, что такое SMS -сообщения?
а) это текстовое SMS -сообщение — 47,5%;
б) это один из типов общения между людьми — 32,5%.;
в) это электронное письмо — 20%
- Удобно ли пользоваться смс?
- пользоваться SMS -сообщения удобно:
- а) недорогая услуга — 32,5%;
- б) обмен информацией идет на расстоянии — 27,5%;
- в) экономия времени — 20%;
- 2,5% считают, что пользоваться SMS -сообщения неудобно, потому что это долго; 2,5% учеников считают, что пользоваться SMS -сообщения неудобно, потому что через SMS -сообщения нельзя передать свои эмоции.
- 3) Пользуетесь ли вы SMS -сообщения? Если да, то, как часто?
- а) пользуемся — 97,5%;
- б) пользуемся каждый день — 72,5%;
- в) редко, но пользуемся — 25%;
- г) вообще не пользуемся — 2,5%
1. Беседа
2. Разговор
3. Спор
4. Рассказ
5. История
6. Письмо
7. Записка
8. Дневник
- В первой главе мы познакомились с таким понятием как речевой жанр, а во второй главе мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что SMS -сообщение можно отнести, согласно гипотезе, к речевому жанру и в доказательство своих мыслей привести ряд характерных особенностей.
В систему жанровых признаков входят:
- дистанционность и скорость
- информативность
- монологичность и диалогичность
- языковые особенности
- неформальный характер
- интонирование
- определенная ситуация общения.
- нелинейность во времени (исправлять, дописывать.)
- обусловленность ситуацией общения
Исследуя этот вопрос, было проведен социологический опрос, на основании которого основными причинами безграмотного SMS — письма можно считать следующие:
— подростки экономят место на SMS -страничках, т.к. SMS – платная форма общения
— учащиеся считают, что SMS -письма не совсем письменная речь, а значит, в них допустимы любые ошибки. Основной принцип почти всех отправляющих – «Пишу, как говорю и слышу»
— многие подвержены молодежному влиянию и пишут так, как пишут другие
— многие считают неправильное письмо «прикольным».
- 1.Как влияют SMS -сообщения на грамотность человека?
- а) никакого влияния на грамотность человека нет – 72,5%.
- б) плохо влияет на грамотность человека — 15%.
- в) не знаю — 12,5%
- 2. Много ли ошибок вы делаете при наборе SMS -сообщении?
- Замечаете ли вы их?
- а) редко делаем ошибки — 35%.
- б) вообще не делаем ошибок — 40%.
- в) делаем ошибки, но потом исправляем — 25%
- Итак, SMS -сообщения, несмотря на необычность, ненормативность языкового облика, служат средством позитивной частной коммуникации.
- Все перечисленные признаки во второй главе в части 1.2. указывают на то, что SMS -сообщения можно смело отнести к новому речевому жанру.
- Во второй главе в части 2.2. мы рассмотрели влияние SMS -сообщении на грамотность школьника, где нами было выявлено, что SMS -сообщения все-таки влияют на грамотность человека, но часто мы предпочитаем просто не замечать эти ошибки или допускать специально в силу определенных.
- Благодаря социологическому опросу, можно сделать вывод, что SMS -сообщения прочно вошли в нашу жизнь, потому что это очень удобно, быстро,они избавляют от лишних разговоров, мобильные, передают жесты и эмоции.
SMS как эпистолярный жанр
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Туманова С.В. 1
1МБОУ ЕСОШ №11
Дубинец Т.В. 1
1МБОУ ЕСОШ №11
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
I. ВВЕДЕНИЕ
Данная тема является актуальной по многим причинам:
традиционное бумажное письмо «умирает»;
число пользователей мобильной связью постоянно растёт;
эпистолярный жанр, как форма человеческого общения, соединяет людей, помогает взаимопониманию.
Новизна работы заключается в выборе самого объекта исследования. В работе представляется новое осмысление SMS-сообщений не просто как средства передачи информации, а как разновидности эпистолярного жанра. А это, по нашему мнению, представляет прорыв в науке.
В рамках одного исследования невозможно дать полное и исчерпывающее описание SMS-сообщении как новой разновидности эпистолярного жанра. В данной работе приводятся признаки, по которым SMS-сообщения можно отнести к эпистолярному жанру, а также исследуется влияние SMS-сообщений на грамотность школьника.
Цель: рассмотретьSMS-сообщение как разновидность эпистолярного жанра.
Задачи:
изучить по данной теме лингвистические источники информации: статьи, Интернет-ресурсы, справочники, словари, авторефераты, учебники;
проанализировать SMS-сообщения и выявить основные признаки, по которым SMS-сообщения можно отнести к эпистолярному жанру;
изучить особенности языка SMS; определить типичные нарушения языковых норм в данных сообщениях;
определить степень популярности SMS сообщений на основе результатов исследования.
ГИПОТЕЗА: SMS — сообщение – разновидность эпистолярного жанра.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретический:
изучение источников информации (научной и художественной литературы, Интернет-ресурсы, справочники и т.д.).
Практический:
анализ SMS-сообщений;
МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:
сбор материала по теме;
выделение главного и второстепенного;
анализ;
сравнения;
создание презентации;
оформление проекта.
Объект (материал) исследования – SMS-сообщения учащихся школы.
Предмет исследования – язык SMS-сообщения и их влияние на грамотность.
II.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯИ ИХ АНАЛИЗ.
ОБЗОР ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
2.1. Признаки эпистолярного жанра. Судьба эпистолярного жанра в наше время
Интернет и Википедия:
Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – это жанр литературного произведения, содержание которого преподносится читателю в форме переписки: письма, открытки, телеграммы и т.п.
Толковый словарь Ожегова:
Эпистолярный – относящийся к частной переписке, к письмам.
Что же происходит в наше время с жанром письма? Увы, в эпоху электронных писем и сокращённых текстовых сообщений даже несложное искусство написания писем предано забвению. Люди практически перестали писать бумажные письма – и некогда, и немодно!
Вместе с тем, благодаря новым средствам коммуникации, стало возможным передавать сообщения помимо традиционной почты с помощью телефакса, факс-модема, электронной почты, сотового телефона.
Всё больше и больше людей стали использовать SMS-сообщения. Слово «SMS» (эсэмэс) уже вошло в литературный язык и стало общеупотребительным.
Несмотря на то, что для многих SMS-сообщения стали заменять живое общение, SMS-ки в наше время, пожалуй, самый интимный жанр: бумажное письмо, например, может попасть не в те руки, электронные письма «задевают» администраторы сети, их могут «подвесить» на форум и так далее. А SMS летит прямо от человека к человеку — в любой конец света и мгновенно! Только вот романтика, увы, при этом теряется.
2.2. История создания и развития SMS
История развития SMS весьма интересна. SMS была создана в конце 1980-х годов в работе с цифровой технологией, называемой GSM(глобальная система мобильной связи), которая является основоположницей для большинства современных сотовых телефонов. Впервые система рассылки коротких сообщений была опробована в декабре 1992 года в Великобритании для передачи текста с персонального компьютера на мобильный телефон в сети GSM компании Vodafone. Инженер компании Нейл Пэпуорс со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством.
Было бы ошибкой думать, что язык, на котором общаются в чатах и по мобильным телефонам, родился совсем недавно. Его идея возникла гораздо раньше.
Первыми были телеграфисты. Именно они поняли, что если из слова убрать гласные буквы, это не помешает понять его. Правда, они робко ограничились служебными словами, изобретя тчк, зпт, скб, квч, вскл. Идею подхватили и развили радисты, заговорившие на азбуке Морзе: вместо целых слов они стали писать начальными слогами. При этом и сами слова, и вся фраза в целом оставались вполне понятными.
На первых порах служба SMS рассматривалась как дополнение к существующим услугам сотовой телефонной связи. С появлением мобильных аппаратов, небольшие экраны которых могли отображать алфавитно-цифровую информацию, их владельцам стало значительно удобнее пользоваться стандартными функциями.
Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS — оказавшаяся «мобилизованной» молодёжь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а, следовательно, получил и признание рынка.
Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни – сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи. Количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год и постоянно растёт.
2.3. Особенности языка SMS; типичные нарушения языковых норм в данных сообщениях
Общение молодёжи с помощью SMS-сообщений представляет собой письменную форму разговорной речи, которая строится на использовании определённого сленга и отличается преобладанием неологизмов и необычных сокращений. Кроме того, постоянно происходит пополнение его лексики из писем электронной почты, из видоизменённой разговорной речи, живущей в чатах и на форумах Интернета.
Так в чём же особенности языка SMS? Влияет ли язык SMS-сообщений на грамотность школьников?
Вот они, особенности языка SMS-сообщений, на которые я обратила внимание.
Отклонения от норм литературного языка.
Сокращения, искажённое написание слов.
Использование вежливых слов.
Использование символов, смайлов.
Для выявления типичных орфографических, пунктуационных, грамматических и лексических ошибок в текстах SMS были проанализированы страницы социальных сетей, мессенджеры и интернет – чаты. (См. сводную таблицу – Приложение 2).
Классифицируя ошибки, допущенные юными отправителями SMS, пришла к выводу: наиболее частыми являются следующие:
отсутствие знаков препинания при обращениях, вводных словах, в конце предложения, между частями сложного предложения;
употребление строчной буквы в начале предложения;
пропуск ь после шипящих в глаголах 2 л. ед.ч.;
использование просторечий и жаргонизмов;
не обозначены границы предложений;
много искажений и сокращений.
К сожалению, пренебрежение правилами приводит к тотальному снижению грамотности.
Использование символов, смайлов
Смайлы – это маленькие графические изображения, которые подростки используют, чтобы передать настроение, чувства, ведь текст несёт лишь оттенок тех эмоций, которые предназначаются для адресата.
2.4. «Плюсы» и « минусы» общения на языке SMS.
Несомненно, у технологии SMS есть и плюсы, и минусы.
Преимущества SMS
1). Это сдержанный разговор – сокращённый вариант общения.
2). Это занимает меньше времени, чем бы мы потратили на телефонный звонок.
3). SMS не требует работы на компьютере, как, например, электронная почта.
4). SMS хранит информацию на тот случай, если мы её набрали в телефоне и хотим отправить позже.
5). Преимущество SMS ещё и в том, что телефон адресата может быть и не активным или находится вне зоны действия сети в момент отправки.
6). Сообщение хранится в течение нескольких дней, пока адресат включает телефон или перемещается в зону действия сети.
7). Сообщения хранятся на SIM карте, пока Вы их не удалите.8). SMS можно отправить в одно и то же время нескольким людям из списка контактов в виде рассылки.9). Через SMS можно проголосовать на конкурсе или опросе. Получить информацию относительно маршрутов, сеансов кино, погоды, новостей и др.
Хотелось бы отметить ещё некоторые преимущества текстовой коммуникации – собеседника никогда не перебивают, не дослушав высказываемую мысль. Эта коммуникативная норма является следствием технических особенностей передачи текста и, по мнению участников виртуального общения, способствует повышению качества коммуникационных процессов.
По сравнению с взаимодействиями «лицом к лицу» текстовые SMS-сообщения носят более личный характер. Кроме того, используя SMS, люди могут выразить чувства, которые они затрудняются передать при личном контакте.
Несмотря на свою популярность, услуги SMS-сообщений получили некоторые критические замечания.
1). Мы должны за это платить. Некоторые компании берут плату не только за исходящие, но и за входящие SMS сообщения.2). Доставка сообщений не гарантируется. Мы можем предполагать, что известили нужных людей, а они могут не получить наши SMS или получить с большим опозданием. В периоды высокого напряжения это может занять от нескольких минут или нескольких часов.3). Отвлекает внимание, человек теряет бдительность, набирая текст при переходе улицы, в магазине и т.д.
4). Для сообщения характерен фонетический принцип письма: как слышим, так и пишем.
Из вышесказанного видно, что положительных моментов всё-таки больше, чем отрицательных.
III.ВЫВОДЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Таким образом, на основе перечисленных особенностей (передача информации, дистанционность, письменная форма, ограниченность в объёме) можно сделать вывод о том, чтоSMS – разновидность эпистолярного жанра, который обладают некоторыми преимуществами перед почтовым письмом: быстротой создания и быстротой передачи.
Не следует, однако, забывать, что информативность и краткость приводят к обеднению языка, к нарушению культуры общения, исчезновению из активного словаря многих важных слов и понятий.
Графические знаки «смайлики» также приводят к вымиранию языка, так как являются «графическими жестами», заменяющими слова.
Орфография сообщений приобретает абсолютно свободный характер, что делает написанное «нечитаемым» или труднопонимаемым.
Сложно сказать однозначно: положительное или отрицательное явление SMS. Но факт существования нового языка общения признать необходимо. И придётся признать: эпистолярный жанр просто переходит в новое качество. Думаем, язык SMS будет развиваться и дальше.
Практическая значимость работы очевидна. Результаты исследования могут иметь методическое применение в изучении русского языка и литературы. Я считаю, что уже в недалёком будущем СМС будут включены в жанры письменной речи.И моя исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров.
IV.ЛИТЕРАТУРА
1.Акишина А.А. Письмо как один из видов текста. // Русский язык в школе — №2, 1982.
2. Баграмян А.Ю., «Как мы говорим», газета «Первое сентября», № 18, 2008 г.
3.Белунова Н.И. Комфорт речевого общения. // Русский язык в школе — №5, 1996.
4.Википедия. SMS-сообщения. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms)
5. Вишневский Я.Л. Триптих: одиночество в сети. — СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. — 512 с.
6. Будагов Р.А. Человек и его язык. – М., 1974.
7. Ваш телефон. Руководство пользователя. М., 2005
8. Гринь Е.А. 300 SMS приколов и любовных. М., 2006.
9. Кулич М.А., «От письма к SMS-сообщению», приложение «Русский язык в
10. Сидорова М.Ю. (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва). – (http:// marinadoma.narod.ru.). «Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?» или «На зеркало неча пенять…».
V. Приложение
Приложение 2
Сводная таблица
Тексты SMS | Отклонения от языковых норм |
Спасибки спасиб! пасиб | Использование сокращений. |
тортик хавали у черепа днюха седня | 1.Использование жаргонной лексики. 2.Использование сокращений. |
хватит бозареть | 1.Использование жаргонной лексики. 2.Неправильное написание слова «Базарить» |
Пасибки солнышко | 1.Обращение не выделено запятой. 2.Использование сокращений. |
Неговори братан | .1.Правописание частицы не с глаголами 2.обращение не выделено запятой. 3.Использование просторечий. |
кеанешно она всегда красатулька | 1.Вводное слово не выделено запятой. 2.Ошибки в написании слов конечно, красотулька. |
да ващпе капеееец | Использование жаргонной лексики. Использование сокращений. |
ты каму | Употребление строчной буквы в начале предложения. Отсутствуют знаки препинания. Ошибка в написании слова кому |
да неговари | Недописанные буквы |
ооооЧень притно | Употребление строчной буквы в начале предложения. |
Ой как вкусно! | Отсутствует запятая после междометия ой. |
У меня тож | Недописанные буквы |
незачто | Слитное написание целых трёх слов. |
Незнаю! я может буду не дома! | 1. Правописание частицы не с глаголами. 2.Употребление строчной буквы в начале предложения. 3. Отсутствуют знаки препинания при вводном слове. |
как дела | 1.Отсутствуют знаки препинания. 2.Употребление строчной буквы в начале предложения. |
Спокойной ночи и сладких снов я очень люблю тебя | 1.Не обозначены границы предложений. 2.Отсутствуют знаки препинания. |
Скажи пожалуйста расписание | Отсутствуют знаки препинания. |
Приветик че не пишешь как дела | 1.Не обозначены границы предложений. 2.Отсутствуют знаки препинания. 3.Использование жаргонной лексики. |
он просто супер | 1.Отсутствуют знаки препинания. 2.Употребление строчной буквы в начале предложения. |
Какой предмет учишь! | Неправильное использование знаков препинания. |
Я телек смотрю! и убираю в доме. | 1.Неправильное построение предложений. 2. Использование жаргонной лексики. |
У-у-у! Тебе не повезло!!! | Использование просторечий. |
Я даже не знаю че учить то по ней надо! | 1.Использование просторечий. 2.Отсутствует дефис перед —то. |
дабавь меня в колеги и я тебя и посматри | 1.Неправильное построение предложения. 2.Употребление строчной буквы в начале предложения. 3. Отсутствие знаков препинания. 4. Орфографические ошибки. |
… Седне репитиция была? | 1.Орфографические ошибки. |
Че щас делать собираешься? | Использование просторечий. |
Я смотрю смех без правил! С улицы щас только зашел! | 1.Использование просторечий. 2.Употребление строчной буквы и отсутствие кавычек в именах собственных. |
Я вам помогу если у вас будут проблемы. Да ты неволнуйся. Все у вас будет хорошо. | 1.Отсутствует запятая между частями СПП. 2. Правописание частицы не с глаголами. |
Собираюсь покушать а так домой собираюсь по маленьку как родители | 1.Не обозначены границы предложений. 2.Отсутствуют знаки препинания. 3.Отсутствует запятая перед противительным союзом а. 4. Неправильное написание наречия. |
Ты сможеш прислать фотку | 1.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. 2. Пропущень после шипящих в глаголах 2 л. ед.ч. 3.Использование сокращений. |
Привет трампомпуличка! Извини что сразу не ответила. | 1.Отсутствуют знаки препинания при обращении, между частями СПП. 2. Использование жаргонной лексики. |
И тебе того же милая | 1.Обращение не выделено запятой. 2.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. |
И оденься по теплее. | Неправильное написание наречия потеплее. |
Ты надеюсь не дерешся ни с кем? Че он прям такая бомба чтоли чтобы из за него драться? | 1.Отсутствуют знаки препинания при вводных словах, между частями СПП. 2. Пропущен ь после шипящих в глаголах 2 л. ед.ч. 3.Использование просторечий. 4.Правописание частицы ли со словами. 5.Дефисное написание предлога из-за. |
Я в тиме. | 1.Использование сокращений. 2. Употребление строчной буквы в собственных наименованиях. |
Так, че этот у этого козла… Не плакай! Мы тебя любим и случаем! | 1.Использование оскорбительной лексики. 2.Неуместный повтор местоимения этот. 3.Употреблена неправильная форма глагола плакать в повелительном наклонении. |
Унассканересть | 1.Отсутствуют пробелы между словами. 2.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. |
Котенок чем занимаешься? | Обращение не выделено запятой. |
Че к чему? Если я реально незнаю во сколько освобожусь! | 1.Использование сокращения. 2. Правописание частицы не с глаголами. 3. Нет запятой. |
Привет как утебя настроение. Хочу пару слов сказать. Будет настроение скинь смс. | 1.Отсутствуют знаки препинания между предложениями. 2.Слитное написание предлогов со словами. 3.Отсутствует запятая между частями сложного предложения. |
Хотел просто простица. ПРОЩАЙ. Недумал что ты такая жестокая. | 1.Неправильное написание глагола. 2. Правописание частицы не с глаголами. 3.Отсутствует запятая между частями СПП. |
Надюха! Поздравляю тя, что ли! | Использование сокращения. |
Смотрю Счастливы Вместе | 1.Неуместное употребление слова вместе с прописной буквы. 2.Не выделено кавычками название сериала. 3.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. |
Я заболела, ранеток не смотрела, завтро не приду, спокойной ночи. | 1.Неправильное написание наречия завтра. 2. Не выделено кавычками название сериала. |
Биология контролка лука притащить половину. | 1.Использование сокращения и жаргонной лексики. 2.Отсутствует запятая между частями сложного предложения. |
Если спишь то спокойной ночи. | Отсутствует запятая между частями СПП. |
Ты кого любиш | 1. Пропущен ь после шипящих в глаголах 2л. ед.ч. 2.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. |
Или тебе что то не нравится? | Неправильное написание местоимения с частицей то. |
Ну и нинада | 1.Неправильное употребление и правописание частицы. 2.Неправильное написание слова надо. |
Стабой штоли | 1.Неправильное написание местоимений тобой и что. 2.Правописание предлогов с местоимениями. 3.Правописание частицы ли. |
Да всякую фегню | 1.Отсутствуют знаки препинания в конце предложения. 2.Использование жаргонной лексики. 3. Орфографическая ошибка. |
Просмотров работы: 3118
Òåëåôîííûé ðàçãîâîð êàê îäèí èç àêòóàëüíûõ âèäîâ îáùåíèÿ. Èçó÷åíèå SMS-ñîîáùåíèé êàê îñîáîãî æàíðà ïèñüìåííîãî ðå÷åâîãî ïîâåäåíèÿ ÿçûêîâîé ëè÷íîñòè ñòóäåíòîâ ñðåäíèõ ñïåöèàëüíûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé (ññóçîâ). Îñíîâíûå ôóíêöèè ÿçûêà, ðåàëèçóåìûå â SMS.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà http://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà http://www.allbest.ru/
SMS—ñîîáùåíèå êàê îñîáûé æàíð ïèñüìåííîé ðå÷åâîé êóëüòóðû ðóññêîãî ÿçûêà
Òåëåôîííûé ðàçãîâîð ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç àêòóàëüíûõ âèäîâ îáùåíèÿ, òàê êàê áîëåå ïðîñòîãî ñðåäñòâà ñâÿçè äëÿ óñòàíîâëåíèÿ êîììóíèêàöèè óäàëåííûõ äðóã îò äðóãà ëþäåé ïîêà íå ïðèäóìàíî. Îáùåíèå ïî òåëåôîíó ýòî ñâîåîáðàçíûé ñèíòåç ôîðì ðå÷åâîé êîììóíèêàöèè óñòíîé è ïèñüìåííîé. Óñòíàÿ ôîðìà âêëþ÷àåò îòïðàâëåíèå, âîñïðèÿòèå, ïîíèìàíèå ðå÷åâûõ àêóñòè÷åñêèõ ñèãíàëîâ è SMS íåïîñðåäñòâåííî ðåàëèçóåòñÿ â ðàçãîâîðå ïî òåëåôîíó. Ïèñüìåííàÿ ôîðìà ïðåäïîëàãàåò çàøèôðîâêó è ðàñøèôðîâêó ðå÷åâûõ ñèãíàëîâ ñ ïîìîùüþ ãðàôè÷åñêèõ ñèìâîëîâ, à òàêæå ïîíèìàíèå èõ çíà÷åíèé è âîïëîùàåòñÿ â SMS-ñîîáùåíèÿõ, ÿâëÿþùèõñÿ îäíèì èç ñèìâîëîâ ñîâðåìåííîé ìîáèëüíîé æèçíè.
Çàäà÷åé íàøåãî èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå SMS-ñîîáùåíèé êàê îñîáîãî æàíðà ïèñüìåííîãî ðå÷åâîãî ïîâåäåíèÿ ÿçûêîâîé ëè÷íîñòè ñòóäåíòîâ ñðåäíèõ ñïåöèàëüíûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé (ññóçîâ).
SMS (Short Message Service) ýòî óñëóãà ïåðåñûëêè êîðîòêèõ ñîîáùåíèé, ïîçâîëÿþùàÿ ïîñûëàòü è ïðèíèìàòü òåêñòîâûå ñîîáùåíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ìîáèëüíîãî òåëåôîíà. Îñîáîé ïîïóëÿðíîñòüþ SMS ïîëüçóåòñÿ â ñòóäåí÷åñêîé ñðåäå. Ïîýòîìó â êà÷åñòâå èñòî÷íèêà ÿçûêîâîãî ìàòåðèàëà äëÿ ëèíãâèñòè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ïîñëóæèëè òåêñòû SMS-ñîîáùåíèé, ïðåäîñòàâëåííûå 207-þ ñòóäåíòàìè Êðàñíîäàðñêîãî àðõèòåêòóðíî-ñòðîèòåëüíîãî òåõíèêóìà, ÷òî ñîñòàâèëî 1970 âûñêàçûâàíèé. Ðåáÿòàì áûëî ïðåäëîæåíî ïåðåïèñàòü èç ñâîèõ òåëåôîíîâ ïî 10 èñõîäÿùèõ è âõîäÿùèõ SMS-ñîîáùåíèé. Êðîìå òîãî, áûëî ïðîâåäåíî àíêåòèðîâàíèå, êîòîðîå âûÿâèëî, ÷òî áîëåå 80% ó÷àùèõñÿ ññóçîâ èñïîëüçóþò SMS â êà÷åñòâå îäíîãî èç âèäîâ îáùåíèÿ. Ïî÷åìó SMS òàê ïîïóëÿðíî ñðåäè ñòóäåíòîâ? Îòâåòîì íà ýòîò âîïðîñ ÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü SMS ðåàëèçîâûâàòü â îáùåíèè îñíîâíûå ôóíêöèè ÿçûêà:
èíôîðìàöèîííóþ (äà, ìàìóëÿ, ÿ óæå äîìà; ÿ ïèâî òàì ïèòü íå áóäó; íîðìà âñ¸; ïðèêèíü, êàê âúåõàë â Àäûãåþ, ñðàçó ÍÝÒ îáðóáèëè äî ñèõ ïîð íå ìîãó çàéòè; ïðàâäà ñ ó÷åáîé íå î÷åíü, à òàê âñ¸ ïîéäåò; çàâòðà òðè ïàðû);
àãèòàöèîííóþ (êóïè ìíå ïèööó; âñòàâàé; ïîçâîíè â 18.00; âîçüìè òðóáêó; ïðèíåñè òåòðàäü ïî ãåîäåçèè; ïîòîì ïîçâîíèøü, ñêàæåøü, êòî âûèãðàë);
øýìîòèâíóþ (ÿ óæå î÷åíü ñêó÷àþ ïî òâîåìó ãîëîñó; ÿ òåáÿ ëþáëþ; íó è äóðàê; äîáðîå óòðî, óäà÷íîãî äíÿ; âîò áåäà; ñïàñèáî, ÷òî òû åñòü ó ìåíÿ);
ìåòàÿçûêîâóþ (ó ìåíÿ âñ¸ áîëèò; òîøíèò; ïëîõî; èäåàëüíûé ìóæ÷èíà: íå ïüåò, íå êóðèò, íå ñïîðèò è íå ñóùåñòâóåò; âåëèê è ìîãó÷ ðóññêèé ÿçûê; ôîòîãðàô, ìîíòàæåð, ñáîðùèê îêîí, ïî÷òè þðèñò è ìàðêåòîëîã; íå ïðîïàäåøü);
ôàòè÷åñêóþ (ïî÷åìó ìîë÷èøü? òû ãäå? ãóëÿþ ñ ñåñòðîé, à òû ÷åì çàíèìàåøüñÿ? ïðèâåò, êàê ñïàëîñü? èíòåðåñíî, à ïî÷åìó ýòî òàê? ñêîëüêî ìîæíî æäàòü? òû ê êàêîé ïàðå ïðèåäåøü?).
Ñïèñîê âîçìîæíûõ ñôåð ïðèìåíåíèÿ SMS ðàñòåò åæåäíåâíî, ÷òî ïîçâîëÿåò âûäåëèòü SMS â îñîáûé æàíð ïèñüìåííîé ðå÷åâîé êóëüòóðû. Äîêàçàòåëüñòâàìè ýòîãî ñëóæàò ñëåäóþùèå îñíîâàíèÿ: ïèñüìåííàÿ ôîðìà ðàçãîâîðíîé ðå÷è; ðåàëèçàöèÿ êàê â ôîðìå äèàëîãà, òàê è ìîíîëîãè÷åñêîãî âûñêàçûâàíèÿ; íåïîäãîòîâëåííîñòü, íåçàïëàíèðîâàííîñòü, ñàìîïðîèçâîëüíîñòü; íåïîñðåäñòâåííîñòü êîíòàêòà ìåæäó êîììóíèêàíòàìè. Ýòî ÿâëÿåòñÿ äîêàçàòåëüñòâîì ôóíêöèîíàëüíîé ïðèíàäëåæíîñòè SMS ê ðàçãîâîðíîé ôîðìå ðóññêîãî ÿçûêà, ÷òî ïîçâîëÿåò îïðåäåëèòü ñòèëèñòè÷åñêèå îñîáåííîñòè SMS-ñîîáùåíèé. Êðîìå òîãî, âûøåèçëîæåííîå ïîäòâåðæäàåòñÿ ñëåäóþùèì:
1. Óïðîùåíèåì îðôîýïè÷åñêèõ íîðì, ÷àñòî ñîçíàòåëüíîå è â ôîðìå èãðû, êîòîðîå ðåàëèçîâàíî â ïèñüìåííîé ðå÷è (ñïîêè íîêè; ñïàòü õîööà; ÷ìàñüêè òÿ â ëàïêó; ëþ ëþ î÷ òÿ; íó ëàí ñ¸äíÿ; ëèçü ùå÷êó; ÷ìîê; õîø; ÷¸; òÿ).
2. Èñïîëüçîâàíèåì ðàçíîîáðàçíûõ âíåëèòåðàòóðíûõ ýëåìåíòîâ è ïðîñòîðå÷íûõ ôîðì ÿçûêà, ñíèæàþùèõ ñòèëü (áðàòàí; áëèí; òåõíàðü [òåõíèêóì]; íàäàâàòü ïî ìîðäå; çàïðóñü).
3. Äåéñòâèåì çàêîíà «ýêîíîìèè ðå÷åâûõ ñðåäñòâ» (ôîòèê; ìýéë; äíþõà [äåíü ðîæäåíèÿ]; ïðèâà, ïðåò [ïðèâåò]; òåòð [òåòðàäü]; ïèðñ [ïèðñèíã]; îê[î’êåé]; òåëåê).
4. Áîãàòñòâîì è ðàçíîîáðàçèåì ôðàçåîëîãè÷åñêèõ îáîðîòîâ (íå áåãè áûñòðåé ëîøàäåé; òîëüêî íå â ìîþ ñòîðîíó âåòåð; ïûòàòü åãî êàëåíûì æåëåçîì; æèçíü äàåò âðåìÿ íà îøèáêè, íî íå äàåò âðåìÿ íà èõ èñïðàâëåíèå; òåìíîòà äðóã ìîëîäåæè).
Óïîòðåáëåíèå ñóôôèêñîâ ñóáúåêòèâíîé îöåíêè ñî çíà÷åíèÿìè ëàñêàòåëüíîñòè, íåîäîáðåíèÿ, óâåëè÷åííîå è ïðî÷åãî (ñïàñèáêè, ñïàñèáî÷êè; óìíèöà, Äóñüêà, Ìàðóñüêà; ñîëíûøêî, çàéêà, çàé÷îíîê; êîòåíîê; ìåäâåæîíîê; åæèê; êèñþíÿ; ìàëÿâêà; ìàêàðîíèíà).
Âûçûâàåò èíòåðåå è èåïîëüçîâàíèå â òåêåòàõ SMS ðå÷åâûõ åòåðåîòèïîâ è øòàìïîâ. Ðå÷åâûìè øòàìïàìè, åîãëàåíî «Ëèíãâèåòè÷ååêîìó ýíöèêëîïåäè÷ååêîìó åëîâàðþ», ÿâëÿþòåÿ «åòèëèåòè÷ååêè îêðàøåííûå åðåäåòâà ðå÷è, îòëîæèâøèååÿ â êîëëåêòèâíîì åîçíàíèè íîåèòåëåé äàííîãî ÿçûêà êàê óåòîé÷èâûé, «ãîòîâûé ê óïîòðåáëåíèþ» è ïîòîìó «óäîáíûé» çíàê äëÿ âûðàæåíèÿ îïðåäåëåííîãî ÿçûêîâîãî åîäåðæàíèÿ, èìåþùåãî ýêåïðåååèâíóþ è îáðàçíóþ íàãðóçêó Ïðè óåëîâèè ÷àåòîãî è ðåãóëÿðíîãî óïîòðåáëåíèÿ øòàìïîì ìîæåò åòàòü ëþáàÿ åòðóêòóðíàÿ è åîäåðæàòåëüíî-åìûåëîâàÿ åäèíèöà ÿçûêà (ðå÷è) åëîâî è åëîâîåî÷åòàíèå, ïðåäëîæåíèå è âûåêàçûâàíèå, ëîçóíã è ïîãîâîðêà» [1].  îòëè÷èå îò øòàìïà, íåéòðàëüíûå ïîíÿòèÿ åòåðåîòèïà èìåþò èíôîðìàòèâíî-íåîáõîäèìûé õàðàêòåð è îòíîåÿòåÿ ê «öåëååîîáðàçíîìó ïðèìåíåíèþ ãîòîâûõ ôîðìóë â åîîòâåòåòâèè å êîììóíèêàòèâíûìè òðåáîâàíèÿìè òîé èëè èíîé ðå÷åâîé åôåðû» [2].
Ïðè àíàëèçå ÿçûêîâîãî ìàòåðèàëà SMS—åîîáùåíèé åòóäåíòîâ ååóçà áûëè âûÿâëåíû åëåäóþùèå ðå÷åâûå øòàìïû (çäîðîâüÿ ìíîãî; ó÷åáà äîñòàëà; áàíêó îãóðöîâ è òû ïðîùåíà; ëîâè ïîçèòèâ; äèêî äîðîãî; ýòî íå Ñèäîðîâà êîçà) è ðå÷åâûå åòàíäàðòû, åòåðåîòèïû (ñòðàíà ÷óäåñ ìîëî÷íûõ [âñ¸ îòëè÷íî]; áåç âàðèàíòîâ; âñåãäà ïîæàëóéñòà; ñëàäêèõ ñíîâ; ïðèÿòíûõ ñíîâèäåíèé; æèçíü èäåò; ìóæ÷èíû ëþáÿò êðàñèâûõ è íåäîñòóïíûõ; òàíöåâàòü äî óïàäó; äîåõàëà â öåëîñòè è ñîõðàííîñòè; æèçíü èäåò; íàäî ìåíÿòü ïîëîæåíèå âåùåé; ìîæíî, òîëüêî îñòîðîæíî).
Íåêîòîðûå ðå÷åâûå øòàìïû èìåþò óíèêàëüíûé êðàåâåä÷ååêèé êîíòåêåò: â Êðàåíîäàðå ååòü åòàðåéøàÿ íà Êóáàíè áèáëèîòåêà èìåíè A.C. Ïóøêèíà, êîòîðóþ ïîååùàåò êàæäûé äîáðîåîâååòíûé åòóäåíò ååóçà.  åâÿçè å ýòèì â åòóäåí÷ååêîé åðåäå áûòóåò òàêîé ðå÷åâîé øòàìï, êàê ñãíèòü â Ïóøêèíêå, îçíà÷àþùèé «ìíîãî è óïîðíî ãîòîâèòüåÿ, çàíèìàòüåÿ â áèáëèîòåêå».
Àíàëèç SMS-åîîáùåíèé êàê îåîáîãî æàíðà ïèåüìåííîé ðå÷åâîé êóëüòóðû ðóååêîãî ÿçûêà äàåò óíèêàëüíóþ âîçìîæíîåòüîïèñàíèÿ ðå÷åâîãî ïîâåäåíèÿ ÿçûêîâîé ëè÷íîñòè ñòóäåíòîâ ññóçà, òåì ñàìûì ïîçâîëÿåò âíåñòè äîïîëíåíèÿ â îáùóþ ÿçûêîâóþ êàðòèíó ìèðà, êîòîðàÿ, êàê ñîâîêóïíîñòü çíàíèé î ìèðå, çàïå÷àòëåâàåòñÿ â ðîäíîì ÿçûêå.
Ëèòåðàòóðà
òåëåôîííûé ñîîáùåíèå ÿçûêîâîé ïèñüìåííûé
1. Ëèãâèñòè÷åñêèé ýíöèêëîïåäè÷åñêèé ñëîâàðü / Ïîä ðåä. Â.Í. ßðöåâîé. Ì., 1990. Ñ. 588 589.
2. Ãîéõìàí Î.ß., Íàäåèíà Ò.Ì. Ðå÷åâàÿ êîììóíèêàöèÿ. Ì., 2007. Ñ. 7 19.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Библиографическое описание:
Филиппова, А. К. СМС как новый речевой жанр / А. К. Филиппова, О. О. Елисеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7.1 (27.1). — С. 4-5. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1642/ (дата обращения: 09.01.2022).
Актуальность темы исследования определяется несколькими причинами. Во-первых, изучение SMS-языка необходимо, поскольку в XXI веке SMS-сообщения, бесспорно, — самый распространенный способ общения с помощью мобильной связи;во-вторых, лингвистические знания об особенностях современной SMS-коммуникации с лингвистической и культурной точки зрения сегодня очень востребованы.
Новизна заключается в выборе самого объекта исследования, комплексной систематизации материала и выявления новых смысловых понятий.
Объектом нашего исследования выступают SMS-сообщения как новый речевой жанр
Предметом исследования являются SMS-сообщения.
Гипотеза:SMS-сообщения можно отнести к речевому жанру, не существующему ранее. От частого общения в чатах, в форумах и блогах, от повсеместного использования SMS-сообщений человеку становятся не нужными грамотно построенные предложения. Если человечество не обратит внимания на грамотность при оформлении SMS-сообщений, то это, я считаю, приведёт и уже приводит к искажению норм как английского, так и русского языков.
Цель работы — выявление особенностей языка SMS как новой формы коммуникации, определение, по каким признакам SMS-сообщения можно отнести к новому речевому жанру и влияют ли SMS-сообщения на грамотность школьника.
Цели обусловили задачи исследования:
- Проанализировать SMS-сообщения и выявить основные признаки, по которым SMS-сообщения можно отнести к новому речевому жанру.
- Изучить по данной теме лингвистические источники информации: статьи, Интернет-ресурсы, справочники, словари, авторефераты, учебники.
- Провести социологический опрос и определить, влияют ли SMS-сообщения на грамотность школьника.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут иметь методическое применение в изучении русского языка и литературы и иностранного языка. Исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров.
При написании научно-исследовательской работы применялись следующие методы: теоретического исследования — изучение и анализ лингвистической, методической, психологической, педагогической литературы, методической литературы по предмету (учебных пособий и научно-методических журналов), SMS-сообщений;
эмпирического исследования: беседа с учителями и школьниками; опрос методом анкетирования школьников; анализ ученических SMS-сообщений; проведение разведывательного эксперимента для выявления исходного уровня знаний учащихся об SMS-сообщениях
SMS-сообщения — это очень короткие сообщения (SMS–smallmessageservice), состоящие не более чем из 2–3 не сильно распространенных предложений. В связи с желанием передать как можно больше информации, а также сэкономить как можно больше денег, места, усилий возникает множество языковых особенностей.
Свое исследование мы строили следующим образом:
– Изучали литературу по данному вопросу.
– Проводили анкетирование старшеклассников. Анализировали результаты опроса.
– Собрали примеры СМС-сокращений среди подростков нашей школы.
– Собрали и расшифровали образцы смайликов.
– Проанализировали СМС-сообщения и выявили основные признаки, по которым их можно отнести к новому речевому жанру.
– Провели социологический опрос и определили влияние СМС-сообщений на грамотность школьников.
В исследовательской работе наша гипотеза нашла подтверждение, и можно сделать следующие выводы:
- SMS-сообщения — новый речевой жанр, т. к. они обладают признаками речевых жанров (коммуникативная цель; образ автора, образ адресата, языковые особенности, информативность и монологичность, диалогичность, определенная ситуация общения).
- Несмотря на скудность языкового облика, SMS служат позитивным средством коммуникации.
- SMS влияют на понижение нашей грамотности, особенно, если она ещё не сформирована.
- Объективно роль SMS будет возрастать и дальше, так как они обладают существенными для молодежи качествами: скоростью, лаконичностью, экономичностью. Поэтому единственный способ недопущения их влияния на грамотность — это ответственное отношение к языку.
Литература:
- Википедия. SMS-сообщения. — (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
- Википедия. Функциональные стили речи. — (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
- «Засоряют ли смс-сообщения русский язык?» или «На зеркало неча пенять…».
- / М. Ю. Сидорова (МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва). — (http:// marinadoma.narod.ru.).
- Наши любимые СМСки;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. — (http:/www.molodoy.gorny. ru).
- Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Советская энциклопедия», 1969.- 608 с.
- Ожегов. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: «А ТЕМП», 2004. — 944 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): SMS, речевой жанр, исследовательская работа, социологический опрос, грамотность школьника.
Похожие статьи
Как влияет SMS сообщение и интернет общение на грамотность…
4. Провести опрос о влиянии SMS на грамотность письменной речи. 5. Составить словарь SMS–cленгов.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть положены в основу целенаправленной работы школьников над…
Диагностика культуры письменной речи учащихся.
в работах учащихся экспериментальных классов количество речевых ошибок сократилось по сравнению с началом 2006 года на 27 %.
В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми.
Научная работа в школе — Молодой ученый
Организация научной работы в школе связана со статусом учебного заведения. Если это лицей или гимназия, то в них научная работа является обязательной на уровне учебного заведения. Есть ряд локальных актов, которые предписывают учителям заниматься с обучающимися…
Автоматизированная система SMS-оповещения родителей об…
Смс-рассылка – совокупность аппаратно-программных
Работа с программой осуществляется через web-интерфейс (доступ возможен с любого устройства, подключенного к сети Интернет, с использованием персонального логина/пароля, по аналогии с электронной почтой).
Проблема чтения сельских школьников | Статья в журнале…
Социологический опрос учащихся среднего и старшего школьного звена показал, что в основном нет детей, которых не любят читать.
Мы думаем, что работа литературного кружка «Сыккыс» эффективно влияет на интерес учащихся. А значит нужно придумать что-то такое…
Развитие функциональной грамотности школьников на уроках…
На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и
Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности…
Методы и приемы формирования информационной грамотности…
Таким образом, задача формирования информационной грамотности младших школьников может быть достигнута с помощью включения учащихся в информационную деятельность, которая подразумевает в начальной школе поиск, обработку и хранение информации.
Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами…
Диаграмма представляет собой результат социологического опроса
Цель следующего этапа моей работы − добиться от учащихся самостоятельного создания несплошных текстов.
Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что работа с несплошными текстами…
Влияние СМИ на речевую культуру | Статья в журнале…
Во времена острой конкуренции, обширной глобализации и стремления к карьеризму людьми очень мало уделяется внимания родному языку. Особенно беспокоит негативное влияние средств массовой информации на современную молодежь.