Сможете как пишется правило

Как правильно? 29.05.2021вот что написано о галошах в том же толковом словаре дали как видите, значений у этого слова совсем

Как правильно?

29.05.2021

Вот что написано о «галошах» в том же толковом словаре Дали (как видите, значений у этого слова совсем немного):

Как правильно написать сможете или сможите?

Не знаю, как правильно написать сможете или сможите (еще недоступен или причем)? Буду сердечно благодарна за любую помощь в решении этого вопроса. Хочется писать на русском языке без ошибок.

Как запомнить правильность написания слов «сможете» или «сможите»?

В авторитетных толковых словарях глагола «сможите» нет, лучше это просто запомнить. Но что делать, если при написании слов в голове крутится и всплывает само собой правило заученное со школьных уроков правописания: «ж», «ч», «ш» пишется с буквой «и». Здесь русский язык опять напоминает нам, как он сложен и могуч.

Спряжение глагола

Проверить правописание в данном случае легче всего спряжением глагола. Слово «сможете» происходит от спряжения глагола «мочь». В местоимении «вы», второго лица, множественного числа І спряжения используется окончание «-ете». Проще говоря, когда в предложение можно вставить слово-уточнение «вы», без изменения сути, следует, без сомнений писать «сможете». Пример «Сможете переписать тест на следующей неделе», «Вы сможете переписать тест на следующей неделе»; «Сможете заменить меня на работе в будущую среду?», «Вы сможете заменить меня на работе в будущую среду?».

Проверочный вопрос

Более легким способом запомнить грамотность написания «можете» будет использовать проверочный вопрос

  • «что делать?» — «мочь»,
  • «что сделаете?», «что вы сделаете» — «сможете».

Пример: «Сможете написать заявление завтра», «После рассмотрения заявки Вы сможете подключить интернет», «После получения гонорара за заказ, вы сможете купить себе дом».

Источник: http://vovet.ru/q/kak-pravilno-napisat-smozhete-ili-smozhite-bl.html

Правильное правописание: “сможете” или “сможите”

Данное слово является достаточно распространённым, но его правописание вызывает определённые сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • “смож е те”, где в окончании пишется буква “е”,
  • “смож и те”, где в окончании пишется буква “и”.

Как правильно пишется: “сможете” или “сможите”?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемый глагол пишется, как в первом варианте:

Почему мы пишем “е” в окончании?

“Глаголы I-го спряжения имеют следующие личные окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)”.

В нашем случае глагол “ сможете ” относится к 1-му спряжению, поэтому пишется с окончанием “-ете”.

Как определить спряжение глагола, если личное окончание безударное, как в нашем случае?

Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно узнать по окончанию инфинитива:

Однако, в глаголе начальной формы “смочь” нулевое окончание, поэтому определим спряжение по личному окончанию глагола третьего лица:

Окончание “-ут” в данном случае не является ударным, но звучит отчетливо, следовательно это глагол 1-го спряжения.

Значит и во 2-ом лице множественного числа мы пишем окончание “-ете”, как и положено для 1-го спряжения.

Примеры для закрепления:

  • Вы сможете помочь мне с домашним заданием?
  • Думаю, вы и без меня сможете сделать этот отчет.
  • Сможете заменить меня завтра на работе?

Источник: http://russkiypro.ru/pravilnoe-pravopisanie-smozhete-ili-smozhite

«Можите» или «можете», как пишется правильно?

Слово «може­те» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «е» в без­удар­ном окон­ча­нии как фор­ма гла­го­ла «мочь» 1 спря­же­ния.

Узнаем, как пра­виль­но писать «може­те» или «можи­те», с бук­вой «е» или «и», опре­де­лив спря­же­ние гла­го­ла «мочь».

Доставляет затруд­не­ние, как пишет­ся сло­во «може­те», так как при про­из­но­ше­нии без­удар­ным явля­ет­ся лич­ное окон­ча­ние гла­го­ла:

Написание лич­но­го без­удар­но­го окон­ча­ния гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния зави­сит от его при­над­леж­но­сти к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию.

Правописание слова «можете»

Чтобы выбрать бук­ву «е» или «и» в без­удар­ном лич­ном окон­ча­нии ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва, сна­ча­ла выяс­ним, что оно явля­ет­ся фор­мой вто­ро­го лица мно­же­ствен­но­го гла­го­ла «мочь».

Этот сло­во упо­треб­ля­ет­ся как связ­ка в состав­ном гла­голь­ном ска­зу­е­мом «мо́жете помочь».

В рус­ском язы­ке все гла­го­лы с конеч­ным -чь отно­сят­ся к пер­во­му спря­же­нию.

Убедимся в этом, изме­нив по лицам и чис­лам гла­го­лы «мочь», «печь», «стричь».

  • 1 лицо я могу́, пеку, стри­гу — мы мо́жем, печём, стри­жём;
  • 2 лицо ты мо́жешь, печёшь, стри­жёшь — вы мо́жете, печё­те, стри­жё­те;
  • 3 лицо он мо́жет, печёт, стри­жёт — они мо́гут, пекут, стри­гут.

Обратим вни­ма­ние, что гла­го­лы «печь» и «стричь» с конеч­ным -чь в неопре­де­лен­ной фор­ме име­ют удар­ные лич­ные окон­ча­ния, что, несо­мнен­но, явля­ет­ся пря­мым дока­за­тель­ством пра­виль­но­го напи­са­ния лич­ных окон­ча­ний гла­го­ла «мочь» с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми.

Значит, выбе­рем напи­са­ние ана­ли­зи­ру­е­мой фор­мы это­го гла­го­ла с бук­вой «е» в окон­ча­нии.

Чтобы усво­ить это напи­са­ние, про­чтем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Примеры

Ребята, в пода­рок маме вы мо́жете нари­со­вать весен­ний пей­заж.

Вы мо́жете испра­вить эту ошиб­ку?

Сколько вы мо́жете повто­рять одно и то же?

А вы мо́жете отве­тить на этот каверз­ный вопрос?

Вы мо́жете рас­по­ло­жить­ся здесь на отдых.

Узнаем более подроб­но, какие окон­ча­ния име­ют гла­го­лы пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния. Для нагляд­но­сти в ста­тье при­во­дит­ся таб­ли­ца лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов.

Источник: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/kak-pravilno-pisat-mozhete-ili-mozhite.html

Сможете как пишется

Здравствуйте, уважаемые эксперты сайта!
Обращаюсь снова к вам за советом по вопросам, связанные напрямую с грамматикой и пунктуацией русского языка. Помогите выяснить, как грамотно пишется слово «СМОЖЕТЕ»? Жду Вашего решения…

Добрый день, читатель нашего информационного сайта!
Мы рады будем оказать Вам помочь в решении всех волнующих вас вопросах. Вас волнует вопрос на тему того, как правильно и грамотно пишется слово « СМОЖЕТЕ »? Какая гласная пишется в корне слова? Приведите наглядные примеры с этим словом.
Обратимся к правилам русского языка, чтобы ответить на этот вопрос.
Это глагол, потому что отвечает на вопрос что сделаешь? Обозначает действие предмета.
А именно, когда же в глаголах пишется мягкий знак на конце после шипящих?
Когда слово стоит в инфинитиве (беречь). Нам этот пункт не подходит.
Когда слово стоит в форме повелительного наклонения (поставь). Нам тоже не подходит данный пункт.
Когда слово стоит в форме второго лица единственного числа (например глагол читаешь). Глагол, о котором вы спрашиваете, стоит как раз в форме 2 лица единственного числа. Соответственно, в нем пишется мягкий знак на конце.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, то правильным написанием считается СМОЖЕТЕ, с гласной буквой О в корне слова. Это стоит учитывать при написании данного слова! Если же остались вопросы, пишите, наша команда постарается ответить на все интересующие и волнующие вас вопросы!
Желаем успехов и сопутствующей удачи!

— Сможете принять правду такой какая она есть или нет?
— Вы сможете подняться с кровати самостоятельных.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить ответ.

Копирование материалов с сайта возможно только с разрешения
администрации портала и при наличие активной ссылки на источник.

Источник: http://ru.solverbook.com/question/smozhete-kak-pishetsya/

Как пишется «сможете»?

сможете или сможете как правильно

сможете или сможите

Как правильно пишется?

Данный глагол, имеющий форму второго лица единственного числа, пишется, как и предписывают правила, через “е” – сможете.

Правило написания слова

Чтобы понять, почему слово “сможете” пишется именно так, то есть через “е“, нужно обратиться к спряжениям глаголов. Этот относится к первому спряжению, а значит, правильным окончанием для его будет –ете.

Примеры

  • “Вы не сможете сделать ничего серьезного”, – он пытался переубедить упрямых подростков, но выходило не очень-то.
  • “Думаете, сможете?” – она смотрела на него с обидным сомнением, не стараясь его скрыть.
  • “Я сделаю то, чего вы никогда не сможете – прыгну”, – и он действительно полетел в водопад.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 51% ответили правильно)

  • снами
  • с нами
  • все верны

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

  • «вряд ли» или «врядли»?
  • «как будто» или «как-будто»?
  • «здравствуйте»?
  • «бесперспективный»?
  • «извините»?
  • «в общем» или «вообщем»?
  • «форс-мажорный» или «форсмажорный»?
  • «навряд ли», «наврятли», или «наврядли»?
  • «все равно» или «всеравно»?
  • «мало-помалу» или «мало по малу»?
  • «пожалуйста»?
  • «все-таки» или «все таки»?
  • «вибер» или «вайбер»?
  • «класть» или «ложить»?
  • «помощник» или «помошник»?
  • «здесь» или «сдесь»?
  • «будите» или «будете»?
  • «в течении» или «в течение»?
  • «нравиться» или «нравится»?
  • «надеть» или «одеть»?
  • «красатуля» или «красотуля»?
  • «придти» или «прийти»?
  • «матрас» или «матрац»?
  • «более-менее» или «более менее»?
  • «безвкусный»?
  • «просьба»?
  • «по-прежнему» или «по прежнему»?
  • «что ли» или «чтоли»?
  • «потому что»?
  • «никто» или «ни кто»?
  • «неправильно»?
  • «неверно» или «не верно»?
  • «ввиду» или «в виду»?
  • «невозможно» или «не возможно»?
  • «непонятно» или «не понятно»?
  • «не замужем» или «незамужем»?
  • «во время» или «вовремя»?
  • «немного» или «не много»?
  • «с налету»?
  • «во сколько» или «восколько»?
  • «ненадолго» или «не надолго»?
  • «так же» или «также»?
  • «насчет» или «на счет»?
  • «вмиг» или «в миг»?
  • «не знаю»?
  • «несмотря на» или «не смотря на»?
  • «в связи»?

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Игорь Проскуренко 230
  2. 2. Даниил Юраков 205
  3. 3. Катя Деева 194
  4. 4. Inessa Tkachenko 171
  5. 5. Анастасия Алёхина 163
  6. 6. Николь Пак 149
  7. 7. Sladkiy ded 143
  8. 8. Елизавета Игнатьева 139
  9. 9. Анастасия Давыдова 139
  10. 10. София Архангельская 132
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник: http://obrazovaka.ru/kak-pishetsya/smozhete.html

Теперь вы знаете о: «сможете или сможете как правильно».

Читайте также:

  • Придти или прийти как правильно? — придете или прийдете как правильно
  • Как правильно писать: сдесь или здесь, правила и примеры — как правильно здесь или здесь
  • Негативные эмоции — эмоции или эмоции как правильно
  • Как правильно написать приедите или приедете? — как правильно приедете или приедите
  • Республика Беларусь или Белоруссия: как будет правильно — белоруссия или белоруссия как правильно
  • Как пишется слово — паспорты — паспорта или паспорты как правильно
  • Прочесть — Викисловарь — как правильно прочесть или прочитать
  • Коридор» или «корридор»: как правильно? — как правильно коридор или коридор
  • Правильная покраска авто и типичные ошибки — окраска или покраска как правильно
  • Как правильно двоечница или двоешница — как правильно двоечница или двоешница

Правильный вариант написания слова: сможешь
 

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова сможешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: смочь (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Сладко будет ей к тебе приникнуть, Целовать со злобой бесконечной. Ты не сможешь двинуться и крикнуть…

За гробом. Гумилев. Читать стихотворение онлайн.

Много тут есть для тебя и ахейцев, – рази, кого сможешь. И обменяемся нашим оружьем. Пускай и все эти Знают, что оба с тобою мы дедовской дружбой гордимся». Так говорили они. Со своих колесниц соскочили, За руки крепко…

Илиада (Гомер)

Этим, однако, достичь ничего ты не сможешь, а только Больше меня оттолкнешь. И хуже придется тебе же. Если я так поступаю, то, значит, мне это угодно!

Илиада (Гомер)

Похожие слова

бубнишь, сгружаешь, смыкаешь

В словах, часто употребляемых в устной речи, можно допускать большее количество ошибок, чем в лексемах, используемых редко. Связано это с уверенностью, что они пишутся, так как слышатся. Убеждение неверное. Например, как правильно писать слово сможете или сможите? С буквой е или и? И как доказать, что вариант с одной из букв является безошибочным?

Лексема — глагол второго лица, множественного числа, будущего времени. Лексическое значение:

Слово произошло от старославянского глагола мошти, древнеславянского могу. Структура слова:

Безударная гласная, приводящая к сомнениям в написании, располагается в окончании лексемы. Её нельзя проверить, поставив звук в ударную позицию. Для проверки буквы нужно воспользоваться грамматической категорией: спряжением.

По грамматическому правилу, чтобы определить спряжение глагола, необходимо найти его начальную форму. Так как лексема совершенного вида, для поиска инфинитива задают вопрос «Что сделать?» Ответ смочь и будет найденной неопределённой формой.

Но в условиях, по которым делятся глаголы на два типа спряжения, ничего не говорится о нулевом окончании. Значит, это правило в данном случае не работает. Определяют окончание по форме лексемы в третьем лице множественного числа. Используя местоимение они, к слову задают вопрос «Что сделают?» и получают ответ: смогут.

Окончания -ут, -ют, -ете, -ешь, -ем характерны для глаголов первого спряжения. Для удобства рядом ставим местоимение вы, делаем вывод: вы сможете — первый тип спряжения.

Для правильного написания окончания необходимо учесть, что для данной лексемы проверочным вопросом будет «Что сделаете?». Написание гласных на конце вопроса и слова полностью совпадают. Если запомнить, как пишется вопрос, по аналогии можно вписать то же самое окончание в слове.

Глагола сможите в русском языке не существует. Подсказкой, как верно пишется слово сможете, является вспомогательное местоимение вы. Если в предложение можно подставить местоимение, то у лексемы на конце обязательно будет сочетание -ете.

Рассматриваемый глагол утверждает какое-либо действие. Антонимом станет слово с частицей: не сможете. Отрицательная частица всегда пишется отдельно, за исключением глагольных форм, которые теряют значение без не: ненавидеть, невзлюбить и приставкой недо-: недоделать, недоедать.

Не у всех глаголов проверяют написание окончания через поиск инфинитива с последующим выяснением спряжения. В исключительных случаях правописание гласных на конце определяют по форме исходного слова в множественном числе, третьем лице.

Как правильно написать сможете или можете

Правописание глагола «сможете»: грамматика, спряжение, примеры

Писать правильно слова «сможете», «сможет» нужно так, как тут — с суффиксом «е».

Поэтому написания «сможите», «сможит», «сможат», «сможут», «сможили» — глубоко, непростительно ошибочны . Однако объяснимы, поскольку классическая «школьная» орфография неправильно относила исходную форму (инфинитив) «смочь» к 1-му спряжению, а «лихие» языковеды «лохматых» годов вкупе с их современными последователями окончательно запутали проблему, о чём подробнее можно прочитать в статье о слове «приедешь».

Правила

Глаголы несовершенного вида «мочь» и соответствующий ему совершенного вида «смочь» очень древние, оставшиеся в русском языке от древнеславянского, в котором времён и спряжений было больше. Удобные для произношения и написания архаичные формы выжили; неудобные отмерли, заменившись подходящими из актуальных спряжений. Спряжения таких глаголов называются изолированными, так как они (соответствующие глаголы) спрягаются каждый по-своему, особенно. То есть, некоего общего «изолированного типа» спряжений нет. Если в грамматическом описании глагола значится «изолированное спряжение», то это не значит, что другой глагол с такой же пометкой спрягается аналогично. Правописание глаголов изолированного спряжения нужно просто запоминать; к счастью, в русском языке таких немного: бежать, болеть, брать, быть, дать, есть, мочь/смочь (см. ниже), трепать, хотеть — вот, пожалуй, и все из часто употребляемых.

Примечание: дополнительно о причинах и ходе «редукции форм» в русском языке см. в конце.

Для ряда глаголов изолированного спряжения характерна смена согласных в корне. В нашем случае «ч » — «г» — «ж»: «смочь» — «смог» — «сможешь». Наткнувшись на слова, в которых наблюдается подобное явление, справляйтесь об их правописании обстоятельнее. К сожалению, пресловутый Викисловарь, следуя, видимо, своей идеологической «сверхзадаче», напускает в данном вопросе изрядно туману. Так, в нём типичнейшим, так сказать, образцовым глаголам 1-го спряжения «приехать» и «прийти» назначено изолированное (!) спряжение, а для нашего «мочь» указано некое спряжение 8c/b. Поднять источник — его автор, похоже, пытается вернуться к древнеславянским спряжениям, сдабривая их собственными, мягко говоря, недостаточно обоснованными домыслами.

Грамматика

Итак, слова «сможете» и «сможешь» суть личные формы древнего глагола совершенного вида изолированного спряжения смочь, состоящего из приставки «с-» и корня «-мочь». Соответствующий глагол несовершенного вида «мочь». Напомним, глаголы совершенного вида обозначают действие уже совершённое или совершающееся, результат которого очевиден. И обратно — глаголы несовершенного вида значат, что действие или предстоит совершить, или же его результат неоднозначен. Оба глагола «мочь» и «смочь» непереходные, т.е. действие происходит с субъектом высказывания, с тем, кто действует, а не производится тем же субъектом над чем-то или кем-то.

Личные формы глагола «смочь» таковы:

  • (Я) смогу́ (будущ.)/ смо́г (прошедш. муж.)/ смогла́ (прош. жен.)/ смо́г (смогла́) илисмо́г (смогла́) (сослагательн.)/ (Я/мы) смо́чьили (Мне/вам) смо́чь (повелительн.).
  • (Мы) смо́жем (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́ или смогли́ (сослагательн.)/ смо́чьили (Мне/нам) смо́чь /смо́жем / смо́жем; смо́жемте (повелительн.).
  • (Ты) смо́жешь (будущ.)/ смо́г (смогла́) (прошедш.)/ смо́г (смогла́) илисмо́г (смогла́) (сослагательн.)/ смо́чь; смоги́ (повелительн., устаревшая форма).
  • (Вы) смо́жете (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́илисмогли́ (сослагательн.)/ смо́чь (повелительн.); смоги́те (повелительн., устаревшая форма).
  • (Он) смо́жет (будущ.)/ смо́г (прошедш.)/ смо́гилисмо́г (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
  • (Она) смо́жет (будущ.)/ смогла́ (прошедш.)/ смогла́илисмогла́ (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
  • (Оно) смо́жет (будущ.)/ смогло́ (прошедш.)/ смогло́илисмогло́ (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
  • (Они) смо́гут (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́илисмогли́ (сослагательн.)/ смо́гут (повелительн.).

Действительное причастие прошедшего времени смо́гший. Деепричастие прошедшего времени смо́гши.

Разделение переносами: смо-гу́; смо-гла́; смог-ла́; смо́-жем; смо́ж-ем; смо-гли́; смог-ли́; смо-ги́; смо́-жете; смо́ж-ете; смо́же-те; смо-ги́те; смоги́-те; смо́-жемте; смо́ж-емте; смо́же-мте; смо́жем-те; смо́-жешь; смо́ж-ешь; смо-ги́те; смог-и́те; смоги́-те; смо́-жет; смо́ж-ет; смо-гло́; смог-ло́; смо́-гут; смо́г-ут.

Значение

Глагол «смочь» и его словоформы в русском языке имеют всего три значения:

  1. Быть или прийти в состояние для свершения чего-либо; оказаться в соответствующих условиях: «Вы сможете приехать ко мне после работы?»; «Давай-ка застеклим балкон металлопластиком. Тогда я смогу мастерить что-нибудь полезное и зимой». Частичные синонимы «суметь», «наладиться».
  2. Решиться на некое дело или предприятие (как правило, взвесив все обстоятельства): «Да, пожалуй, мы смогли бы раскошелиться на капитальное остекление балкона». Синоним «осилить».
  3. Довести до успешного конца начатое (как правило, невзирая на препоны): «Мама, смотри, я сегодня смог сам поделать все уроки!»; «Смоги подтягиваться пять раз на турнике — сможешь делать и подъём переворотом». Синоним «суметь»; частичные «довершить», «осилить».

О временах и спряжениях

Кирилл и Мефодий, как известно, разработали первославянскую грамматику на основе латинской. Латиняне же свою основали на древнегреческой. В те времена то и другое было более чем оправдано: славянский язык тогда был малоразвит, а греки первыми создали общедоступный литературный язык — койнэ — на котором можно было выражать тончайшие оттенки человеческой мысли; свидетельства тому достижения греческой науки и литературы. Шумерскому опыту («Сказание о Гильгамеше») не повезло — он по ряду объективных причин канул в лету, а колоссальные творения индийцев и китайцев долгое время оставались фактически в культурной изоляции, т.к. их создатели не рассчитывали на аудиторию с совершенно иным образом мыслей. Греки же придумали грамматику, изначально приспособленную к внятному общению представителей различных социокультурных групп — к тому времени единая ойкумена уже сложилась.

Однако разработка оптимальной флексии — очень трудная штука. Если её мало, мысли плохо выражаются. Если слишком много — язык становится сложным, тяжёлым, учить его трудно. Поэтому койнэ, латынь и непосредственно происходящие от них современные европейские языки ещё не вполне флективны: в них были и есть вспомогательные слова для указания, к примеру, родов, обобщённых количеств (одно, несколько, много), категорий времени (давнопрошедшее, прошедшее, завершающееся, только что завершившееся, совершающееся, вот-вот совершащееся, которое совершится), и отношений модальности (возможности, обязанности, долженствования: «можешь, если хочешь», «давай, разрешаю», «должен, делай, и нечего тут»). Подобный способ изъяснения достаточно удобен и потому дожил до наших дней.

Судьба древнерусского языка оказалась особенной: он и задолго до монгольского нашествия сильнейшим образом взаимодействовал с тюркскими языками. А в них словообразование происходит принципиально иным способом — агглютинативным, «склеиванием» корней и частиц, имеющих каждая своё собственное значение, причём значение «склеенного» слова получается другое. К примеру, «кара» это чёрный, «ак» белый, а «су» — текущая вода, струя. Но «карасу» означает мутную речку или ручей; «аксу» — чистую, прозрачную.

Агглютинация как способ выражения мыслей в целом гораздо менее удобна, чем флексия, но общение с тюркоязычными народами дало русичам опыт работы с частицами и окончаниями, который Западу, как говорится, и не снился, расширило «ассортимент предлогов» и позволило кардинально усовершенствовать, так сказать, технологию словосборки. Артикли, модальные глаголы и пр. «лишние слова» (по выражению Бернарда Шоу) стали не нужны — великорусский язык стал чисто флективным, по гибкости (в т.ч. и по восприимчивости иностранных слов) не имеющим себе равных.

Однако на этом русский язык надолго впал в летаргию: давление на Русь и с Востока, и с Запада было отнюдь не только и не столько культурным. «Заснули» вместе со строем языка и устаревшие словоформы, оставшиеся от «латиноподобной» грамматики. Немало поспособствовали этому и церковники — статус грамотного священнослужителя в те очень «нескучные» времена обеспечивал личную безопасность и благосостояние, которых подчас не имели и владетельные особы, так что клир, храня монополию на грамотность, всячески препятствовал упрощению письменной речи.

Первым, кто, образно говоря, растолкал русский язык под микитки, был Пётр Великий. А внезадолге М. В. Ломоносов уже вполне по-научному оптимизировал его грамматику, повыкидывав лишнее, ничего не говорящее, или дублирующее более понятное. После того было ещё несколько реформ языка, но и современная русская грамматика в основе своей ломоносовская. Глаголы изолирующего спряжения в ней остались неспроста: они доказали свою жизнеспособность, т.е. сказать/написать то же самое, насильно вгоняясь в некие формальные рамки, будет сложнее и смутнее.

Что же касается выразительности, то в ней «греко-латинические» языки и русский фактически равны. Там — Гомер с Еврипидом, Шекспир и Байрон; здесь — Пушкин и Лев Толстой. Но способы выражения там и там всё-таки различны. Попытки «переломать» строй языка под иной умаляют его выразительность, и обращение к изжившим себя способам словообразования, равно как отказ от действительных в живом языке это, самое меньшее, весьма и весьма неумный подход к решению лингвистических вопросов.

Источник статьи: https://pishempravilno.ru/smozhete/

Как пишется «сможете»?

Как правильно пишется?

Данный глагол, имеющий форму второго лица единственного числа, пишется, как и предписывают правила, через «е» — сможете.

Правило написания слова

Чтобы понять, почему слово «сможете» пишется именно так, то есть через «е», нужно обратиться к спряжениям глаголов. Этот относится к первому спряжению, а значит, правильным окончанием для его будет -ете.

Примеры

  • «Вы не сможете сделать ничего серьезного», — он пытался переубедить упрямых подростков, но выходило не очень-то.
  • «Думаете, сможете?» — она смотрела на него с обидным сомнением, не стараясь его скрыть.
  • «Я сделаю то, чего вы никогда не сможете — прыгну», — и он действительно полетел в водопад.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?

(по статистике прошлой недели только 51% ответили правильно)

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Сергей Наумов 258
  2. 2. Игорь Проскуренко 249
  3. 3. Даниил Васильев 169
  4. 4. Igor S 165
  5. 5. aleqsandr sagrishvili 149
  6. 6. Михаил Азрапкин 142
  7. 7. Ульяна Потапкина 136
  8. 8. Александр С 130
  9. 9. Алсу Сакаева 118
  10. 10. Der Pro 113
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,468
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник статьи: https://obrazovaka.ru/kak-pishetsya/smozhete.html

Писать правильно слова «сможете», «сможет» нужно так, как тут – с суффиксом «е».

В некоторых личных формах вместо него пишется «у», или суффикс может вовсе выпадать: «сможет», «смог», «смогла», «смогут» (здесь и далее до конца абзаца верные суффиксы выделены полужирным), но заменяется на «и» только лишь в устаревшей форме «смогите», а в «смогли» и «смоги» заключительное «и» в настоящее время считается ударным окончанием (детальнее см. далее).

Поэтому написания «сможите», «сможит», «сможат», «сможут», «сможили» – глубоко, непростительно ошибочны. Однако объяснимы, поскольку классическая «школьная» орфография неправильно относила исходную форму (инфинитив) «смочь» к 1-му спряжению, а «лихие» языковеды «лохматых» годов вкупе с их современными последователями окончательно запутали проблему, о чём подробнее можно прочитать в статье о слове «приедешь».

Примечание: насчёт «-л-» в формах «смогла», «смогло», «смогли» – суффикс эта буква или часть окончаний «-ла», «-ло», «-ли» – вопрос до сих пор спорный.

Правила

Глаголы несовершенного вида «мочь» и соответствующий ему совершенного вида «смочь» очень древние, оставшиеся в русском языке от древнеславянского, в котором времён и спряжений было больше. Удобные для произношения и написания архаичные формы выжили; неудобные отмерли, заменившись подходящими из актуальных спряжений. Спряжения таких глаголов называются изолированными, так как они (соответствующие глаголы) спрягаются каждый по-своему, особенно. То есть, некоего общего «изолированного типа» спряжений нет. Если в грамматическом описании глагола значится «изолированное спряжение», то это не значит, что другой глагол с такой же пометкой спрягается аналогично. Правописание глаголов изолированного спряжения нужно просто запоминать; к счастью, в русском языке таких немного: бежать, болеть, брать, быть, дать, есть, мочь/смочь (см. ниже), трепать, хотеть – вот, пожалуй, и все из часто употребляемых.

Примечание: дополнительно о причинах и ходе «редукции форм» в русском языке см. в конце.

Для ряда глаголов изолированного спряжения характерна смена согласных в корне. В нашем случае «ч<ь>»«г»«ж»: «смочь»«смог»«сможешь». Наткнувшись на слова, в которых наблюдается подобное явление, справляйтесь об их правописании обстоятельнее. К сожалению, пресловутый Викисловарь, следуя, видимо, своей идеологической «сверхзадаче», напускает в данном вопросе изрядно туману. Так, в нём типичнейшим, так сказать, образцовым глаголам 1-го спряжения «приехать» и «прийти» назначено изолированное (!) спряжение, а для нашего «мочь» указано некое спряжение 8c/b. Поднять источник – его автор, похоже, пытается вернуться к древнеславянским спряжениям, сдабривая их собственными, мягко говоря, недостаточно обоснованными домыслами.

Грамматика

Итак, слова «сможете» и «сможешь» суть личные формы древнего глагола совершенного вида изолированного спряжения смочь, состоящего из приставки «с-» и корня «-мочь». Соответствующий глагол несовершенного вида «мочь». Напомним, глаголы совершенного вида обозначают действие уже совершённое или совершающееся, результат которого очевиден. И обратно – глаголы несовершенного вида значат, что действие или предстоит совершить, или же его результат неоднозначен. Оба глагола «мочь» и «смочь» непереходные, т.е. действие происходит с субъектом высказывания, с тем, кто действует, а не производится тем же субъектом над чем-то или кем-то.

Личные формы глагола «смочь» таковы:

Первое лицо:

  • (Я) смогу́ (будущ.)/ смо́г (прошедш. муж.)/ смогла́ (прош. жен.)/ <бы> смо́г (смогла́) или смо́г (смогла́) <бы> (сослагательн.)/ (Я/мы) <должен/должны?> смо́чь или (Мне/вам) < необходимо?> смо́чь (повелительн.).
  • (Мы) смо́жем (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ <бы> смогли́ или смогли́ <бы> (сослагательн.)/ <должны?> смо́чь или (Мне/нам) <надо? необходимо?> смо́чь /смо́жем / <давайте-ка?> смо́жем; смо́жемте<-ка> (повелительн.).

Второе лицо:

  • (Ты) смо́жешь (будущ.)/ смо́г (смогла́) (прошедш.)/ <бы> смо́г (смогла́) или смо́г (смогла́) <бы> (сослагательн.)/ <должен?> смо́чь; смоги́ (повелительн., устаревшая форма).
  • (Вы) смо́жете (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ <бы> смогли́ или смогли́ <бы> (сослагательн.)/ <должны?> смо́чь (повелительн.); смоги́те (повелительн., устаревшая форма).

Третье лицо:

  • (Он) смо́жет (будущ.)/ смо́г (прошедш.)/ <бы> смо́г или смо́г <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> смо́жет (повелительн.).
  • (Она) смо́жет (будущ.)/ смогла́ (прошедш.)/ <бы> смогла́ или смогла́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> смо́жет (повелительн.).
  • (Оно) смо́жет (будущ.)/ смогло́ (прошедш.)/ <бы> смогло́ или смогло́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> смо́жет (повелительн.).
  • (Они) смо́гут (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ <бы> смогли́ или смогли́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> смо́гут (повелительн.).

Действительное причастие прошедшего времени смо́гший. Деепричастие прошедшего времени смо́гши.

Разделение переносами: смо-гу́; смо-гла́; смог-ла́; смо́-жем; смо́ж-ем; смо-гли́; смог-ли́; смо-ги́; смо́-жете; смо́ж-ете; смо́же-те; смо-ги́те; смоги́-те; смо́-жемте; смо́ж-емте; смо́же-мте; смо́жем-те; смо́-жешь; смо́ж-ешь; смо-ги́те; смог-и́те; смоги́-те; смо́-жет; смо́ж-ет; смо-гло́; смог-ло́; смо́-гут; смо́г-ут.

Значение

Глагол «смочь» и его словоформы в русском языке имеют всего три значения:

  1. Быть или прийти в состояние для свершения чего-либо; оказаться в соответствующих условиях: «Вы сможете приехать ко мне после работы?»; «Давай-ка застеклим балкон металлопластиком. Тогда я смогу мастерить что-нибудь полезное и зимой». Частичные синонимы «суметь», «наладиться».
  2. Решиться на некое дело или предприятие (как правило, взвесив все обстоятельства): «Да, пожалуй, мы смогли бы раскошелиться на капитальное остекление балкона». Синоним «осилить».
  3. Довести до успешного конца начатое (как правило, невзирая на препоны): «Мама, смотри, я сегодня смог сам поделать все уроки!»; «Смоги подтягиваться пять раз на турнике – сможешь делать и подъём переворотом». Синоним «суметь»; частичные «довершить», «осилить».

О временах и спряжениях

Кирилл и Мефодий, как известно, разработали первославянскую грамматику на основе латинской. Латиняне же свою основали на древнегреческой. В те времена то и другое было более чем оправдано: славянский язык тогда был малоразвит, а греки первыми создали общедоступный литературный язык – койнэ – на котором можно было выражать тончайшие оттенки человеческой мысли; свидетельства тому достижения греческой науки и литературы. Шумерскому опыту («Сказание о Гильгамеше») не повезло – он по ряду объективных причин канул в лету, а колоссальные творения индийцев и китайцев долгое время оставались фактически в культурной изоляции, т.к. их создатели не рассчитывали на аудиторию с совершенно иным образом мыслей. Греки же придумали грамматику, изначально приспособленную к внятному общению представителей различных социокультурных групп – к тому времени единая ойкумена уже сложилась.

Суть находки греков в том, что они разделили звуки на согласные и гласные, и ввели отдельные буквы для тех и других. Это чётко зафиксировало звучание букв и дало возможность отделить от корней слов единицы словообразования: приставки, суффиксы, окончания, а то, другое и третье вместе придало языку неслыханную дотоле гибкость. Единицы словообразования это, в общем, флексия, хотя в современном языкознании значение этого термина сужено: флексией считается часть форм слова неизменного значения, меняющаяся при его склонении или спряжении.

Однако разработка оптимальной флексии – очень трудная штука. Если её мало, мысли плохо выражаются. Если слишком много – язык становится сложным, тяжёлым, учить его трудно. Поэтому койнэ, латынь и непосредственно происходящие от них современные европейские языки ещё не вполне флективны: в них были и есть вспомогательные слова для указания, к примеру, родов, обобщённых количеств (одно, несколько, много), категорий времени (давнопрошедшее, прошедшее, завершающееся, только что завершившееся, совершающееся, вот-вот совершащееся, которое совершится), и отношений модальности (возможности, обязанности, долженствования: «можешь, если хочешь», «давай, разрешаю», «должен, делай, и нечего тут»). Подобный способ изъяснения достаточно удобен и потому дожил до наших дней.

Судьба древнерусского языка оказалась особенной: он и задолго до монгольского нашествия сильнейшим образом взаимодействовал с тюркскими языками. А в них словообразование происходит принципиально иным способом – агглютинативным, «склеиванием» корней и частиц, имеющих каждая своё собственное значение, причём значение «склеенного» слова получается другое. К примеру, «кара» это чёрный, «ак» белый, а «су» – текущая вода, струя. Но «карасу» означает мутную речку или ручей; «аксу» – чистую, прозрачную.

Агглютинация как способ выражения мыслей в целом гораздо менее удобна, чем флексия, но общение с тюркоязычными народами дало русичам опыт работы с частицами и окончаниями, который Западу, как говорится, и не снился, расширило «ассортимент предлогов» и позволило кардинально усовершенствовать, так сказать, технологию словосборки. Артикли, модальные глаголы и пр. «лишние слова» (по выражению Бернарда Шоу) стали не нужны – великорусский язык стал чисто флективным, по гибкости (в т.ч. и по восприимчивости иностранных слов) не имеющим себе равных.

Однако на этом русский язык надолго впал в летаргию: давление на Русь и с Востока, и с Запада было отнюдь не только и не столько культурным. «Заснули» вместе со строем языка и устаревшие словоформы, оставшиеся от «латиноподобной» грамматики. Немало поспособствовали этому и церковники – статус грамотного священнослужителя в те очень «нескучные» времена обеспечивал личную безопасность и благосостояние, которых подчас не имели и владетельные особы, так что клир, храня монополию на грамотность, всячески препятствовал упрощению письменной речи.

Первым, кто, образно говоря, растолкал русский язык под микитки, был Пётр Великий. А внезадолге М. В. Ломоносов уже вполне по-научному оптимизировал его грамматику, повыкидывав лишнее, ничего не говорящее, или дублирующее более понятное. После того было ещё несколько реформ языка, но и современная русская грамматика в основе своей ломоносовская. Глаголы изолирующего спряжения в ней остались неспроста: они доказали свою жизнеспособность, т.е. сказать/написать то же самое, насильно вгоняясь в некие формальные рамки, будет сложнее и смутнее.

Что же касается выразительности, то в ней «греко-латинические» языки и русский фактически равны. Там – Гомер с Еврипидом, Шекспир и Байрон; здесь – Пушкин и Лев Толстой. Но способы выражения там и там всё-таки различны. Попытки «переломать» строй языка под иной умаляют его выразительность, и обращение к изжившим себя способам словообразования, равно как отказ от действительных в живом языке это, самое меньшее, весьма и весьма неумный подход к решению лингвистических вопросов.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

  • Смешные сказки на ночь для детей читать 5 6 лет
  • Смешные рассказы про флот
  • Смешные сказки на ночь для детей аудио
  • Смешные рассказы о школе виктор драгунский
  • Смешные рассказы для детей современные