В статье идет речь о художественных и педагогических проблемах выбора пьес для постановки спектаклей с детьми, о процессе создания спектакля через задания актерского тренинга, на примере постановки спектакля по авторской инсценировке рассказа Рэя Брэдбери «Все лето в один день».
Событийный ряд в инсценировке организован очень профессионально, есть внятный замысел и самое главное – пространство для импровизации, а не заданный текст. Путь работы естественным образом сочетается с полноценным тренингом. Материал, дает возможность не только поставить спектакль на определённый возраст, но и решить задачи воспитания, обучения, развития и творчества. Эта статья и опыт очень актуальны и могут быть востребованы. Можно сделать сборник подобных инсценировок с методическими рекомендациями для детей разных возрастных групп.
В.И. Ельникова,
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории,
преподаватель актерского мастерства и сценической речи
ГБОУ СОШ ДО «Класс-центр».
Ахреев Анатолий Владимирович, доцент ГИТИСа, кандидат искусствоведения: “Всем, кто вовлечен в интереснейшее дело – создание спектаклей, в которых играют не профессиональные актеры, а дети – известна острейшая проблема выбора репертуара. Вопрос «Что будем ставить?» актуален всегда. Еще звучат в голове аплодисменты прошедшей премьеры, еще продолжаются горячие обсуждения удачных актерских работ, неожиданных открытий. Завершен этап, пройден путь, а в голове и педагога и юных актеров растет интерес и тревога: «А что в следующем сезоне? Что будем ставить? Чем удивлять зрителя?”.
Нужна «оптимистическая перспектива», по выражению А.С. Макаренко. Кто-то скажет, что выходит множество сборников пьес, инсценировок, сценариев поэтических композиций для школьных постановок. Афиши множественных театральных фестивалей дают представление о творческих интересах людей, ставящих спектакли с детьми и подростками. Но ведь твой коллектив не похож ни на кого! Он единственный: возраст участников, круг их интересов, уровень их восприимчивости литературного текста, эмоциональная подвижность, творческая оснащенность, количество девочек и мальчиков в коллективе, наконец! А еще есть и творческие устремления, и вкус самого педагога-режиссера!.. И важно ведь так строить репертуарную политику, чтобы педагогическая увлеченность тем или иным литературным материалом позволяла разбудить интерес и вдохновение у детей, чтобы были открытия новых исполнителей, чтобы развивался вкус, мастерство и душа человека. Согласитесь, это непросто!
В этой статье я предлагаю свой вариант инсценировки одного из рассказов Рэя Бредбери с режиссерскими пометками. Возможно то, как и из чего складывался репетиционный процесс – его этапы, логика заданий и тем для проб – многим будет интересно и полезно. Конечно же каждый педагог-режиссер волен сочинить свой вариант инсценировки (читай трактовки), волен придумать иной финал, разработать свою методику репетиций, руководствуясь своими целями, творческими задачами и особенностями своего театрального коллектива. Желаю всем получить удовольствие, работая над этой простой и сложной человеческой историей!
Как это создавалось
Этот рассказ я прочитала очень давно, но все не было подходящего случая для постановки на сцене. А тут получаю 6 «А» – взрывные, конфликтные, все с лидерскими задатками, но талантливые! И история детей с дождливой Венеры как нельзя лучше отражает ситуацию в классе, как нельзя лучше соответствует возрасту, как нельзя точнее расходится по ролям! Это счастье – подарить себе и своим ученикам сильную драматическую историю любимого автора. И вот несколько месяцев мы растили свой спектакль, росли вместе с ним. Я не спешила «ставить», мизансценировать, заменять радость открытия роли радостью от театрального костюма или эффектного сценического освещения.
А путь был такой. Сначала (а еще название не было обнародовано), мы читали рассказы Брэдбери. Читали на встречах в школе, читали дома. И пересказывали друг другу те истории, которые запомнились. Мы нашли очень укромное место в школе, там, где не проходят занятия – комната под самой крышей. Необычное место и необычное занятие – это важно! Представьте, что и родители учеников тоже стали читать Брэдбери! Это сразу удваивало значимость нашей работы. Позже мы прочитали «Все лето в один день». Сразу обсуждать не стали. А вот на следующей встрече я попросила вспомнить и поделиться (конечно же, если захочется) случаем, когда каждый из нас был в роли «новенького», в роли «белой вороны», в роли «не такой как все». Это было не просто, но очень важно.
Дальше мы сочиняли (письменно и устно) как проходит один день жизни детей с Венеры: каков распорядок дня, как и во что они играют, как и о чем разговаривают друг с другом, как встретили Марго – новенькую с Земли. Многие моменты, реплики диалогов, стихи-заклинания-зазывы Солнца, даже решение сцен вошли в наш спектакль.
Много делали этюдных заданий. «Прогулка под дождем» – здесь важные предлагаемые обстоятельства – повседневность, повторяемость (поэтому неинтересно, монотонно, тягуче). Отталкиваясь от этого, искали пластику. Мокро, льет дождь стеной – этюды на память физических ощущений. Солнце появилось, и все вокруг расцвело невероятно: греться на солнышке, ловить его лицом, смотреть на него через пальцы. Жадно ловить все новое, рассматривать, впечатывать в память, дуреть от новых запахов, от невиданной роскоши цвета, света и тепла!.. Все это требует достать из памяти самые лучшие летние воспоминания, уметь включать фантазию и веру в предлагаемые обстоятельства: это не пол, а луг с разнотравьем, это не колосники и софиты, а просторное небо и яркое солнце…
Этюдные задания или пробы были важны и заняли большую часть репетиционного времени. Благодаря этим показам легко выстроилось распределение ролей, родились ключевые мизансцены, переходы, придумался финал. А ведь у автора открытый финал, от которого остается горькое тяжелое ощущение. Но мы решили, что в нашем спектакле одержит верх сострадание и доброта. Спектакль удался. Равнодушных зрителей на наших показах не было.
Сейчас эти дети уже в 10 классе. Но мы до сих пор тепло вспоминаем эту нашу работу. Она изменила нас, многое дала понять – и в профессии, и в человеческих отношениях
Все лето в один день. Инсценировка
1. Прогулка
Дети в серой одежде, с бейджиками, на которых их имена, в синих плащах-дождевиках.
Фонограмма: (№1) Шум дождя с музыкой, удары грома 2 раза. «Крякающая сирена».
Текст «Прогулка окончена. Всем вернуться под купол».
Дети выстраиваются парами у входа и шагают под купол.
Свет гаснет и через 3 секунды включается. Дети сидят у окна.
2. У окна
Фонограмма: Шум дождя, удары грома (1раз).
После удара грома дети уходят вешать плащи, надежды увидеть солнце – нет!
Пока они отряхивают, «проветривают», рассматривают (нет ли дырок) и развешивают свои плащи («Это моя вешалка» – «Нет, это моя! Твоя вот там» и т.д., т.е. «гур-гур-гур») и затем садятся под плащами, идет диалог:
Энди: что-то сегодня дождь особенно припустил!
Нора: да уж, просто водопад какой-то… озверелый
Пол: ты хотела сказать «озверевший»
Грэйс: «энциклопедия», отдохни!
Рой: Ага, такой сильнючий, теперь голове больно… прямо кап-кап-кап!.. (показывает, как)
Фонограмма.
Учительница: Дети, время играть. Повторяю, время играть.
Дети немного шевельнулись, но не встают.
Джон: Вообще-то, нам сказали «играть»
Все начинают играть в «путаницу»: И когда они завернулись в «клубок», то несколько человек говорят о жизни на Венере, о своем дне, о бесконечном дожде. Многие подавлены, но есть и защитники «отечества».
Лия: Сегодня у нас был урок солнцеведения, мы изучали, когда и по каким дням солнце приходит. Моя мама не любит этот урок и не хочет, чтобы я им занималась. Она не верит, что солнце придет.
Тим: А после урока мы пошли на завтрак и в честь солнца нам давали световые шары, которые, как считают ученые, похожи на солнце.
Уильям: После уроков мы пошли гулять. Мы пели песни, посвященные солнцу, рисовали солнце…в общем, день прошел хорошо!
Пол: Сегодня я снова проснулся в темноте, чистил зубы в темноте, одевался в темноте, шел в школу в темноте!.. в темноте, в темноте, в темноте!.. ну, как это можно – в темноте…
Мэри: Как обычно в школу меня отвезла газалейка. Я зашла в круглое висящее огромное здание. Там было пусто. Вдруг я увидела свет! Я подумала, что это солнце! Я начала кружиться, я была счастлива, но оказалось, что это испытывали искусственное солнце…
Ронни: В школе у нас каждый урок длится пять минут, но какие пять минут! За одну минуту мы проходим пять тем! Про планеты солнечной системы, про нашу Венеру, про Марс. А после уроков мы идем кататься на солнцевжиках!
Дэн: После уроков меня домой как обычно отвезла газалейка. Я смотрел через стекло на стены дождя и мне представлялся большой шар, наполненный человеческими слезами, который, еще чуть-чуть…, и лопнет…
Уильям и Пол.
Уильям: Что-то ты кислый?
Пол: Да ты не лучше.
Уильям: Ты что, из-за солнца?
Пол: Да
Уильям: Смотри на мир позитивнее! Еще каких-нибудь семь лет, и ты снова увидишь свое солнце.
Пол: Солнце – это прекрасно!
Уильям: Это наш мир, мир дождя. Нам солнце не нужно.
Пол: Ты ничего не понимаешь!
Уильям: Я все отлично понимаю. Мне и без солнца хорошо.
Макс: А вот я так люблю свою спальную капсулу с такой голубой приятной жижей, в которой так замечательно мечтается о солнце, потому что оно такое, такое…
Грэйс: Сегодня я просыпаюсь и как обычно бегу к окну. Я волнуюсь, мне становится страшно, я выглядываю в окно: за окном снова дождь, дождь, дождь… на Венере так много грязи, что мне кажется, что она въелась в дома, дороги, деревья и даже небо сделалось серым… так невозможно жить!
Марго: Никто из моего класса никогда не видел солнца. И меня презирают за то, что я верю, что оно придет. Я каждый день подхожу к окну и зову его.
Фонограмма: Шум дождя.
3. «Складываем солнце»
Фонограмма: Шум дождя продолжается
Джон: Надо складывать слово «СОЛНЦЕ», тогда оно появится!
Дети поддержали эту идею: Лия притаскивает желтую бумагу. Начинают раскладывать (идет общий «гур-гур-гур»). Маша уходит за кулисы. Марго сидит у окна (слева от зрителей). Справа подсаживаются сначала Нора, потом Дэн.
Нора: Оно, наверное, не появится… его и нет вовсе.
Дэн: Да, такие тучи разве можно пробить?
Марго: Нет, оно обязательно придет
Дэн: А ты-то откуда знаешь?
Марго: Я просто очень по нему соскучилась.
А в это время все сложили слово «Солнце» и отошли полюбоваться им.
И все вдохновились, любуются этим словом, как солнцем, обсуждают…
Ронни: А я стихотворение придумал!
ВСЕ: Читай!
Ронни:
Солнце что-то странное, что-то иностранное.
Может быть и белое, а может быть и серое,
Может быть из вафель, а может из конфет!
ВСЕ: Солнце, Солнце, приди, приди! Солнце, Солнце, приди, приди!
Лия: Я тоже придумала!
ВСЕ: Давай!
Лия:
Солнце – это большой и желтый шар.
От него идет чуть мутный теплый пар.
И его не надо нам бояться,
Но чуть-чуть все ж надо опасаться.
ВСЕ: Солнце, Солнце, приди, приди! Солнце, Солнце, приди, приди!
Дэн: Ну, тогда я тоже прочитаю.
Солнце, Солнышко мое! Ты игриво, ты тепло.
И конечно все на свете, даже жизнь вся на планете,
Все зависит от тебя! Говорю тебе, любя!
ВСЕ: Солнце, Солнце, приди, приди! Солнце, Солнце, приди, приди!
Появляется Мэри с пластиковым конвертиком, в котором кепка от солнца, очки солнцезащитные, крем от загара.
Мэри: Посмотрите, что мне купили родители, вот смотрите!
Дети рассматривают кепку, крем от загара, очки. Мэри дает всем понемногу крема и показывает, как правильно это делать (как стюардесса в самолете). Диалог идет на «растирании крема»: кто-то растирает руки, кто-то прикладывает ладошки к лицу.
Макс: Эти очки круче!
Тим: Это не то, что нам дают в солярии!
Грэйс: А я больше всех загорала в солярии, поэтому не обгорю!
Пол: А вот и неизвестно, потому что Солнце – это огромный раскаленный шар, температура которого…
Мэри и Лия: Энциклопедия, отдохни!
Марго: А я можно?
ВСЕ: что можно?
Марго: Я тоже сочинила стихи
Молчание. Потом Эва, Мэри, Тим приободрили Марго
ВСЕ: Ну, давай, посмотрим.
Марго читает (Варино) стихотворение.
Марго:
Чудесен солнца первый луч
Он как улитка милых глаз
Сквозь тихий бал безумных туч
Тепло и свет несет для нас
Два ангела, что берегут
Тот тихий нежный свет во тьме
Кому-то в дом его несут
А может быть тебе и мне…
Однажды глянешь ты в окно,
А там так тихо, чуть дыша,
Плетут медовое сукно
Два златокудрых малыша.
Уильям: Это ты не сама придумала!
Марго: Нет, сама, правда, сама!
Уильям: Врешь ты все!
Все зашумели, мнения разделились. Взволнованные дети встают.
Эту ссору прервал голос по радио.
Фонограмма:
Учительница: Всем пройти на репетицию ко дню встречи Солнца. Репетиция проходит в секторе 1563. Повторяю, сектор 1563.
4. «Подготовка к репетиции»
Все расходятся направо и налево, Мэри собирает свои вещи, складывает в контейнер и уносит за кулисы. Мальчики (Тим и Макс) приносят ступеньку. Остальные вышли с «нотами» (белые листы бумаги) в такой очередности:
- Рой, Лия, Эва.
- Грэйс, Мэри,Уильям и Энди, Джон.
- Все остальные и Марго.
Марго никак не может найти свое место в хоре. Её не пускают. Потом находит.
Звучит песня «Щедрик», в конце которой все делают «взмах» листком. Затем дети устремляются к окну: вдруг что-то изменилось, ведь они так много сделали для появления Солнца… нет, ничего не поменялось… Уильям рвет свой листок с нотами, дети, кто с опаской, кто с уважением, а кто с осуждением смотрят на него: ведь он восстает против Солнца!
Фонограмма:
Учительница: Время отдыха. Всем погрузиться в свои индивидуальные капсулы. Время отдыха.
5. «Ночь накануне дня солнца»
Пол и Джон вывозят вешалку ближе ко второй кулисе справа, ставят ее по диагонали и раздают каждому подходящему спальные мешки из органзы. Бумагу отдаем Полу.
Все угомонились. Рядом спят Марго и Грэйс. Марго смотрит на свой цветок и тихонько, шепотом поет или разговаривает со своим цветком. Что она может ему сказать? К ней пододвигается Грэйс.
Меняется мизансцена.
Грэйс: А о чем ты с ним разговариваешь?
Марго: Просто вспоминаю Землю…
Грэйс: А таких на Земле было много?
Марго: Да, у нас их было очень много, и в саду, и на заднем дворе.
Подбирается Тим, за ним – Макс, девочки Нора, Мэри, Лия.
Затем – все мальчики, включая Джона. Последний – Уильям.
Тим: Я точно знаю, что Солнце есть! Я видел его во сне. Оно такое, такое большое!
Макс: Да, оно такое большое и еще у него есть отростки или ну, эти…
Ронни: Когти что ли?
Лия: Такие длинные…
Ронни: Усы?
Пол: Вы что, с Марса упали? Какие усы, какие когти! Лучи! Лучи у него есть! Солнце – это огромный раскаленный шар, который в 50, нет, в сто раз больше нашей Венеры! И вообще, Солнце – это звезда!
Наступила тишина осмысления.
Пол: Если сейчас кто-нибудь скажет что-нибудь про энциклопедию!…
Тим: Не, не скажет! Рассказывай дальше, энциклопедия…
Рой: А я слышал, что звезды падают с неба…а вдруг оно тоже… БАЦ! И по голове!
Мэри (обращаясь к Марго): А как это, когда солнце всходит?
Марго: Ну, облака расходятся, начинают петь птицы, кузнечики трещат просто без умолку, тебе хочется бегать, кружиться, пока не станет плохо. И дышать сложно…задыхаешься…
Джон: Что, правда?
Марго: Ну, да, потому что ты счастлив.
Фонограмма:
Их прерывает сирена (просто сирена, как предупреждение, что надо спать), все разбежались по капсулам.
Затемнение.
Идет перестановка: уносят мешки за кулисы все, кроме Макса, Грэйс, Марго и Уильяма – они сразу из-за кулис выносят мольберты, кисти, бумагу. Тим выносит большую прозрачную вазу, где уже лежат солнышки
Затем свет набирается.
6. «Марго запирается в чулан»
Трое (Макс, Грэйс и Марго) рисуют солнце на мольбертах. Они с кистями и красками, в заляпанных фартуках. Вокруг них толкается народ. Мэри, Рой смотрят, как рисует Уильям. Его рисунок лежит на полу. Энди и Тим складывают оригами или просто вырезают солнце и складывают их в корзину (или в вазу).
Тим: 126, 127…
Энди: Вот еще три сделаем и отдохнем!
Джон: серенького подбавь
Нора: А ученые все правильно посчитали, это правда будет сегодня?
Макс: Ну, должно быть
Эва: А во сколько?
Уильям: В 12 часов 15 минут, плюс-минус пару секунд.
Мэри: Интересно, как это будет?
Уильям: Ну, наверно, как в прошлый раз…
Грэйс: А как было в прошлый раз?
Уильям: Ну, откуда мне знать, я был всего лишь двухлетним ребенком.
Дэн: А я боюсь почему-то, немножко…
Лия: И я тоже…
Тим: Да чего вы все боитесь! В прошлый раз ведь ничего не случилось, правильно? Мы ведь все еще здесь, правильно?
К этому моменту вокруг Марго собралось несколько человек. Они удивлены красотой рисунка Марго, говорят об этом. Пол вынес на середину – все вокруг…
Пол: А что, это и правда вот так выглядит?
Марго: Я пыталась изобразить это так, как это выглядело, когда я жила на Земле в Огайо. Там всегда было солнце, мне кажется, что я до сих пор все это вижу, просто мне не хватает слов, чтобы хорошо рассказать…
Уильям подходит и смотрит, после чего за спиной сминает свой рисунок.
Вдруг вбегает Рой.
Рой: Ребята, там уже!…уже скоро!… Это, ну, вот это! (показывает руками Солнце)
Все: Да что?
Рой: Да ну вас!
Все быстро уносят все со сцены в разные кулисы, должно быть ощущение беспокойной птичьей стаи. Выстроились у выхода из-под купола.
Ронни: Перестает, дождь перестает!
Лия: И, правда, перестает!
Уильям: А ты что здесь делаешь?
Марго: Как? Ведь сегодня…ученые предсказали… солнце сегодня…
Уильям: Ничего не будет, мы тебя разыграли!
Все ошеломлены, но после настойчивого повторения Уильяма: «мы тебя разыграли, ведь, правда, ребята, сегодня ничего не будет! Ведь правда?» Сначала подхватывает Пол, потом Макс, потом Тим, далее потихоньку все. Последняя – Лия.
Уильям: Разыграли, разыграли!
Все: Разыграли! Разыграли!
Марго: Но ведь… сегодня тот самый день… ученые не могут ошибаться…
На этом «Разыграли» Уильям движется вокруг Марго как акула, потихоньку сужая круг. Все стоят в стороне редкой толпой, почти кругом. Кому-то азартно, что затевается какой-то скандал, кто-то растерян, хотя и вопит «разыграли», кто-то настроен агрессивно, дескать, пусть не хвастает, что с Земли.
Уильям: А вот сейчас мы тебя запрем в чулан… эй, ребята, давайте запрем ее в чулан!
Все: в чулан! Разыграли! Правильно, пусть не выпендривается!
Фонограмма: «Чулан»
Уильям выхватывает у Марго ее любимый цветок, бежит с ним по кругу, и начинается злая и очень быстрая игра «ну-ка, отними». Цветок Уильям кидает сперва Полу, Пол – Мэри, Мэри – Джону, Джон – Тиму, Тим – Максу. Марго пытается спасти цветок:
Марго: пожалуйста, отдайте… цветок… он может разбиться…не надо!…
Марго падает, ее подхватывают и волокут в чулан.
Только дети вышли из чулана, звучит сирена
Фонограмма: звучит сирена к выходу из-под купола.
Все опрометью несутся к выходу из-под купола, теснятся, протискиваются, перемещаются. Лица и тревожные, и радостные, и нетерпение захлестывает.
Энди: Ох, сейчас как забледнеется!..
Пол: Оно не может бледнеться, это раскаленный шар…
Мэри, Лия: Да тише вы, а то все пропустим!
Фонограмма: «Видим солнце»
Сцена «Видим солнце» начинается с яркого света. Дети щурятся, закрываются сначала от яркого света. Потом идет пластическая сцена, где каждый индивидуально живет в наступившем лете. Потом все это переходит в танец-ликование.
Вдруг появляется Грэйс с огромным букетом цветов. Все столпились вокруг этого чуда. Но закапал дождь… раскаты грома… кто-то притащил плащ, дети спасают букет, уходят под купол и Ронни грозит в бессильной ярости ненавистным тучам кулаком.
Фонограмма: дождь, гром
Садятся у окна. Потихоньку, бережно, Грэйс раздает ветки цветов всем-всем. Эта мысль не заготовлена заранее, она появляется здесь. Далее – каждый со своим цветком – это сокровище и память о солнце на следующие 7 лет…
Дэн: И так будет опять целых семь лет?
Макс: Да, семь лет…
Лия: А Марго! Мы ведь ее заперли, она так и сидит в чулане.
Все застыли, переглянулись и отвели глаза
Лия: Ну что же мы? … пойдем
Все идут к чулану.
Включается Фонограмма: «Марго выходит из чулана»
Толпа медленно расступается и медленно идет Марго. Идет к окну, все собираются вокруг нее, всеми движет желание извиниться, загладить свой проступок. Кто-то решает отдать свой цветок Марго, все подхватывают эту идею. Марго сидит с огромным букетом. Все вокруг нее. Лия выносит из-за кулис цветок Марго и ставит перед всеми. Мы видим святое семейство. Дети обнимают и поддерживают друг друга: переплетенье рук, склоненные друг к другу головы, лица красивые.
Свет медленно гаснет.
Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему-либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.
Рецензия как жанр
Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу…).
Для чего нужна рецензия?
Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.
Жанровые особенности
Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.
Рецензия на спектакль в театре
Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.
Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персонажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.
Этапы создания рецензии
Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:
- Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
- Просмотр спектакля.
- Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
- Непосредственное написание критической статьи.
Структура рецензии
Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:
І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения и т. д.).
ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.
IIІ. Выводы о художественных достоинствах исследуемой постановки и его значимости для театральной и общественной жизни.
План рецензии (примерный)
Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.
- Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
- Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
- Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
- Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
- Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
- Оценка актерской игры.
- Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
- Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов…).
- Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).
Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.
Советы по написанию рецензии:
- До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
- Посмотрите спектакль сами.
- Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
- Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
- В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
- Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
- Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
- Обязательно приводите аргументы.
- Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.
Основные ошибки написания театральной рецензии
- Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” — “не нравится”, «впечатлил меня», “порадовал актер”…
- Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
- Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
- Неграмотное использование терминов.
Образец рецензии на спектакль
В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.
Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.
Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.
Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.
Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может «взорваться» в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.
Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.
С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.
На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.
Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.
Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.
Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку.
Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.
В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.
Особенности рецензирования постановок для детской аудитории
Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.
Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.
Волшебный мир театральных постановок может раз и навсегда изменить взгляд вашего ребёнка на творчество. Именно поэтому нельзя пренебрегать им в процессе воспитания. Двери театра откроют вашему сыну или дочери не только вселенную образов и сравнений, но и вовлекут в социальную игру, познакомят с множеством новых понятий и внесут огромный вклад в процесс социализации.
Углубляясь в роль театра в развитии детей, следует отметить, что драматургия на протяжении многих веков представляет собой одну из основных ступеней развития мирового искусства. Задумавшись о том, как приобщить вашего ребёнка к этому сакральному пристанищу, вы вступаете на сложный путь окультуривания вашей семьи.
Роль театра в воспитании ребёнка
Не стоит забывать, что театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе.
Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных представлений, следует учитывать необходимость их присутствия в жизни ребёнка для гармоничного развития мировоззрения.
Зачем приобщать детей к театру?
Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. В детском возрасте игра – основной вид деятельности.
Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Театрализованные игры – мощнейшее средство развития эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты, интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей. У ребёнка формируется эстетическое восприятие, развивается творческий потенциал, он начинает понимать искусство, появляется интерес к культуре и литературе.
Уже в двухлетнем возрасте дети понимают игру актеров. Сына или дочь привлекают яркие костюмы, которых он не видит в обычной жизни, весёлая музыка, световое сопровождение, декорации. Ребёнок охотно контактирует с героями уже знакомых ему сказок: Колобком, Лисой, Котятами, Мышкой. Он старается вжиться в образ и перенять положительные черты понравившегося героя. Наблюдая за действием постановки, дети активно вступают в диалог с актёрами, отвечают на вопросы, помогают главным героям выпутаться из опасной ситуации.
Дети начальной школы сами активно хотят участвовать в представлениях, им нравится наряжаться в персонажей, примерять маски, необычные головные уборы. Надевая красочные костюмы, школьники моментально перевоплощаются в любимых героев и переносятся в волшебный мир сказок.
Как заинтересовать ребёнка театром?
Неспроста на протяжении многих поколений театр называют храмом вдохновения – это таинственное место, полное неизведанного. Начиная красивым зданием и женщиной, проверяющей билеты на входе, и заканчивая мистичными превращениями, возникающими на сцене.
Главное, что должны понимать родители, театр – не одноразовое приключение, а длительная практика, требующая последующей рефлексии вне зависимости от возрастного показателя. Поэтому, если вы всерьёз решились подойти к вопросу о приобщении ребёнка к театральной сфере, наберитесь терпения, тщательно изучите репертуар и спрогнозируйте, когда и на что вы вместе сходите в следующий раз.
С каждым походом в театр ребёнок всё сильнее будет привыкать к этой атмосфере, дискомфорт от того, что нужно красиво и опрятно выглядеть, сойдёт на нет, а спокойное поведение начнёт ему нравиться, так как он будет частью той роли, которую он примеряет на себя, переступая через порог.
Спектакль не заканчивается аплодисментами, он заканчивается в тот момент, когда вы с ребёнком в спокойной обстановке обсудите то, что происходило на сцене. Без этого посещение театра несёт в себе только развлечение. А для того, чтобы обратиться к глубокой театральной
составляющей, очень важно анализировать и учиться делать выводы по произведению. Из самого простого детского спектакля всегда можно вынести целый букет образов и вопросов для анализа: что такое дружба, почему важно быть услышанным.
Зачем детям самим играть в спектаклях?
Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении опыта, как личного, так и художественного. Поэтому, вовлекая в спектакль своего ребёнка, вы мотивируете его на получение новых эмоций, переживаний, связанных с ролью и её исполнением. Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый новый мир и новых знакомых.
Театральную сценку можно поставить в кругу семьи. Дети с удовольствием помогут подготовить необходимую атрибутику, найдут дома маски Колобка и Снежной Королевы, организуют домашние декорации, чтобы окунуться в сказочную атмосферу в кругу близких людей.
Методические рекомендации по постановке пьес в детском театре
Режиссер, постановщик детского спектакля, прежде всего, должен ясно отдавать себе отчет, для чего он ставит спектакль, что он хочет сказать зрителю, и какими средствами сценической выразительности он будет пользоваться, осуществляя свою постановку.
Собственно говоря, в каждой. даже очень маленькой миниатюре нужно находить смысл, скелет, и тогда он легче будет обрастать мышцами.
Я всегда анализ провожу вместе с детьми, а потом даю им возможность импровизировать.
И оно меня часто наталкивают своим видением на правильные мысли. Но иногда приходится, и поворачивать их мысли куда необходимо.
Все же главный на плошадке-режисер. Но всеже важно слушать и слышать ребенка.
Необходимо отметить, что создание учебного спектакля в детском театральном объединении с художественно-технологической точки зрения подчинено тем же закономерностям, что и в профессиональном театре. Однако, существует ряд существенных отличий, которые особенно важны именно для детского театрального творчества.
В детском театре ребенок не должен бояться ошибаться, у него не должно возникать чувство страха «быть непонятым». Более того, режиссер, который «умеет создать атмосферу доверия и равноправия, …обязан признать право артиста на ошибку, которая учит, и не бояться самому «просчитаться» При такой организации работы «ошибки законны, естественны и не ранят, не убивают» Для ребенка все должно быть возведено в степень игры.
Существенным условием организации работы также нужно считать достижение духа единомыслия при работе над пьесой. В этом, в частности, проявляется принцип коллективности театрального творчества. Необходимо учитывать, что «единомыслия не ждут, его находят», причем «сговор с коллективом, с участниками спектакля, выработка общих позиций и единых путей возможны только в конкретных рабочих поисках» Создание атмосферы сотворчества достигается самой личностью режиссера, умеющего проявлять свои педагогические навыки.
Методологическим основанием для построения процесса обучения основам актерского мастерства в ходе работы над учебным спектаклем является «система Станиславского» Принципы этой системы воспитания актера соответствуют принципам познания вообще, а «вопросы организации действия человека на сцене, решаемые К.С. Станиславским, мыслились им в составе деятельности человека в мире, т. е. предполагали обязательное осознание человеческой сущности» Изучение сущности Человека, понимание его места в этом Мире, верность природе, опора на всю совокупность индивидуальных жизненных впечатлений – это те основы, на которые
необходимо опираться при работе с детьми. Основными задачами режиссера-педагога, с этой точки зрения, являются формирование у юных актеров представления об искусстве как форме художественного отражения жизни и воспитание способности точнее, острее осмысливать идейный и нравственный смысл жизненных явлений [11, 31].
Процесс репетиций спектакля с детьми часто приводит к тому, что «у артиста возникает живая потребность в конкретных знаниях, когда он попадает в реальные условия репетиционной площадки», – отмечает З.Я. Корогодский [5, 15]. К необходимому объему этих знаний относятся и азы актерского мастерства. Возникшая острая потребность в совершенствовании актерских навыков, при грамотной подаче необходимых знаний, позволяет юному актеру стремительно творчески развиваться. Режиссеру-педагогу нужно следить за тем, чтобы знания были своевременными и дозированными. Новая информация, которая может помочь юному актеру в освоении роли, не воспримется им со всей полнотой, пока в ней не возникнет острая необходимость, но и появившаяся позже, чем нужно, она может потерять актуальность.
Режиссерский замысел — это то, без чего не может возникнуть спектакль. Это творческое, конкретное видение драматического произведения, воплощенного в сценическую форму. Но режиссер часто не ограничивается тем, что осуществляет свой замысел в работе над пьесой. Он определяет место будущего спектакля в репертуаре театра, его идейное и художественное значение для воспитания коллектива и творческого роста театра. Таким образом, режиссура это не только процесс создания спектакля на основе драматического произведения, но и идейно-творческое руководство театральным коллективом.
Необходимо было установить для себя, какие же этапы работы, сначала над самой пьесой, а потом уже и над постановкой спектакля, проходишь обязательно и при любых условиях, то есть в любом театре, в любые сроки и с любым автором.
Методические рекомендации по постановке спектакля содержат этапы работы над пьесой, основанные на учениях профессионалов сцены, личных практических наблюдениях автора и адаптированных к условиям школы рекомендаций
Итак , с чего же начать!?
Первый этап — это период, когда остаешься наедине, так сказать, «с глазу на глаз» с пьесой, принятой к постановке. Прежде всего возникает определенное отношение к только что прочитанному драматическому произведению. Если пьеса понравилась, она притягивает к себе мои мысли, вызывает во мне волнения особого свойства: хочется то, что читал сейчас как драматическую повесть, показать на сцене, в действии, в реальной обстановке, в столкновениях живых людей — характеров. Хочется сделать это как можно скорее, чтобы поделиться. со многими людьми тем, что узнал из пьесы, увлечь их ее идеями, поскорее увидеть живым, заговорившим в полный голос то, что надумал, что уже живет в тебе неотступно.
Замечательно то, что процесс проверки своих впечатлений и материала драматического произведения возникает в тебе почти самопроизвольно. Как бы ни захватила тебя пьеса своим сюжетом, характерами действующих лиц, своеобразием обстановки — неизменно спрашиваешь себя: ради чего написал ее автор, что скажет сегодня эта пьеса зрителю?
Для меня этот этап считается осуществленным, когда начинается «Внутреннее жжение» а у ребят начинают гореть глаза. Ведь детям далеко не всеравно, что играть- им интересно то, что их захватывает. А если эти два процесса совпадают, то работа идет сама посебе.
Проверять пьесу самой жизнью, всегда прислушиваться к тому, что же сегодня интересно зрителю, живо откликаться своим творчеством на его духовные запросы — главная обязанность режиссера театра.
Технически это осуществляется примерно так.
Мы садимся удобно, как кому комфортно и начинаем читку пьесы.
Читаем сразу с импровизацией, пытаемся воссоздавать предлагаемые обстоятельства, а главное воссоздавать, действия пьесы. Иногда кипят споры. И уже во время читки мы и определяем роли будущей пьесы. Даю возможность всем «попробоваться».
Важно понимать , что в спектакле первичны действия, чувства, а текст вторичен.
Именно поэтому не нацеливаю актеров на заучивания слов. Для меня важны действия в предлагаемых обстоятельствах. А сами слова легко запоминаются во время репетиций.
Второй этап плавно вытекает из первого и мы о нем уже собственно сказали- это подбор ролей. Важно, чтобы он проходил для ребят безболезненно.
Следующий этап- Постановочный.
-
Работа над характерами персонажей.
-
Выстраивание сценического действия.
-
Введения в репетиционную работу музыки
-
Подбор костюмов, реквизита, декорации.
. Начиная работу над персонажами, педагог-режиссер опирается на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Ребенку предлагается рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж.
Какие черты героя из пьесы присуши людям из обычной жизни, что из того, что «намешано» в его персонаже близко конкретно ему.
Анализируя поведение героев, меняем предлагаемые обстоятельства и просим ребенка смоделировать поведение персонажа. Спрашиваем ребенка, а как бы он поступил в такой ситуации. На примере спектакля «Маленький принц» -важно с самого начало с детьми представить и выстроить весь событийный ряд, чтобы понять драму героя. Сначала выстраиваем действие.
В связи с этим полезны занятия по пластике- на перемещение в пространстве. Помогают упражнения: «Воздух-земля-вода», «Цирк» и т.д.
В процессе работы активизируются мыслительные процессы у актеров. Формируется, свой собственный взгляд и свое отношение к тому, о чем говорится в пьесе..
Вместе с детьми мы отвечаем на очень важный вопрос- зачем мы хотим показать именно это произведение со сцены.
Поскольку личный опыт еще не велик, педагог корректирует и помогает, подсказывает наиболее яркие особенности персонажа, помогает глубже понять образ. Для этого необходимо побудить ребенка к проявлению воображения, фантазии.
Большую помощь здесь оказывают уроки актерского мастерства, работа с этюдами.
Этюд-мини спектакль, который должен быть выстроен правильно, как на эмоциональном уровне так и на последовательности.
Предшествует занятию с этюдами упражнения на физический мышечный разогрев.
Вот пример некоторых из них:
«Фотоальбом»
Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом.
Рассматривать его нужно внимательно. Вглядываемся в лица и запоминаем движения. Начнем с ведушего. Я встаю, называю свое имя и делаю любое движение. Сосед слева от меня «открывает» первую страницу альбома, а там-моя фотография. Ему придется повторить мое имя в сочетание с моим движением, а уж потом добавить свою в фотоальбом свою собственную фотографию. Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и показать несложное движение. Так перелистываем альбом, добавляя все новые и новые фотографии…..
Если необходимо представить волшебника, то помогает упражнение “Фантазер”, если надо почувствовать себя феей, то помогает упражнение “Фея сна”, если не сразу получается веселый клоун, то весело двигаться и прыгать поможет упражнение “Петрушка прыгает” или “Два клоуна”.
Длят ого,чтобы найти общие и отличительные черты у героев сказки и жизненными персонажами провожу параллели. Например: Видели ли вы в жизни «Маленького принца».
Мог бы он жить на соседней улице?
Кому из знакомых тебе людей присуши черты делового человека? И т.д.
Зачастую бывают очень сложные персонажи, особенные, с которыми дети редко встречаются или впервые слышат. Именно новизна темы и дает большие возможности для развития памяти, воображения, развивает познавательные способности, кругозор. К таким персонажам подбираются, придумываются целые комплексы групповых и индивидуальных упражнений.
Хорошо представив и поняв своего персонажа, озвучивает его. Ребенок знакомится с текстом персонажа и в процессе разучивания и запоминания формируется четкое, выразительное произношение.
Запоминанию, а не заучиванию текста. что я категорически не приемлю, помогает четкое и осознанное выстраивание действий в предлагаемых обстоятельствах. Прогремел гром-герой прислушался.- услышал,- напугался –вздрогнул- пошел дождь- поднял воротник убежал или спрятался.
Действие по формуле: увидел –оценил-действуй.
Ребенок начинает понимать, что, если хорошо представить предмет, о котором идет речь и выразительно сказать – то текст запоминается лучше и быстрее. Таким образом, работа над персонажем способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи.
Речь является и средством сценической выразительности. Прежде всего текст должен быть понятен партнерам и зрителям. Для четкого произношения необходимо правильное дыхание и артикуляция. Учиться дышать с закрытым ртом, “не хватать” воздух, не поднимать плечи: упражнение “Понюхаем цветочек”. Учимся брать короткое дыхание – “Чуть не опоздал” — быстро, коротко взяли воздух и сказали первое слово. Учимся работать диафрагмой – “Надули животики и сдули” (проверка, как работает диафрагма – положить ладонь на живот). Учимся брать долгое дыхание – “Взяли носом много воздуха, но так, чтобы никто не заметил”, “Стеснительный путешественник” (мы первый раз высоко в горах, нам хочется поглубже вдохнуть, но так, чтобы никто не заметил). А теперь будем говорить низким взрослым голосом. Упражнение – “Диктор телевидения” (сказать “Здравствуйте, в эфире новости” или “До свидания, на сегодня это все, с вами был Сергей Цветаев”.) Упражнение “Филин большой и маленький” поможет сделать короткий сильный выдох (тренировка диафрагмы). На выдохе произносится звук – “У”.
Правильная артикуляция достигается многими музыкальными упражнениями: “Да, дэ, ди, до,ду”, “А – д”, “Паровоз кричит ду-ду”, “А вагоны говорят – так, так…”, “До, ре, ми”, “Звуки музыки”, “Во кузнице”
Взаимодействие с партнерами и участие в спектакле становится все более увлекательным. Хорошо зная и научившись оценивать ситуацию ребенок сам выдает эмоциональную окраску герою в той или иной ситуации. Таким образом мы не проигрываем спектакль , а проживаем его.
Но наши герои не только умеют красиво говорить, улыбаться или хмуриться. Они преодолевают большие расстояния — скачут на лошадях, едут в каретах, летят на ковре самолете, танцуют на балах или просто вырастают из-под снега весной на проталине. Одним словом живут в движении. Здесь большую помошь оказывает тренинг Мейерхольда по биоэнергетики. И занятия на ориентацию в пространстве. Сцена – жизнь.
Нужно научиться действавать в каждом уголке Для поиска пластического решения образа необходима музыка, которая и подскажет характер героя и придаст выразительность его движениям. Передавать образ в движении дети учатся, исполняя различные этюды на музыкальных занятиях и занятиях хореографией.
Дети уже знакомы с музыкой спектакля. Там, где музыка звучит фоном, дети могут импровизировать и создавать движимый образ сами. Каждый герой по своему: музыка “Лес” — как Красная Шапочка пойдет по лесу, а как волк, музыка “Бал” — как танцуют дамы, а как стражники. Иногда для понимания характера героя использую игру-« Музыка моей души.
Есть музыка для конкретного персонажа. Например, постановка танца, где уже предлагается определенный набор движений. В этом случае музыка усиливает выразительность образа и передает образ в стройной художественной форме.
Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными. Или какие восточные гости без танца? Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде? Конечно же песней. Но любое музыкальное произведение должно составлять единое целое со всем спектаклем и должно быть оправдано. В противном случае это выглядит нелепо.
Правильное дыхание является основой не только правильной речи, но и правильного пения. Специальный блог по сценической речи поможет эффективно повысить качество и звучность речи.
На репетициях постановочного цикла выстраиваем работу по отдельным картинам не прерывая логической цепочки действий.
Обязательно используем реквизит: если пьем сок, то пьем по настоящему, идем по лесе и собираем грибы, то если берем корзину, палку. имитацию ножа и т.д.
Тогда премьера и последующие показы будут увлекательным путешествием в мир детской сказки!
Желаю удачи!