15 декабря 2021 года прошло ровно 55 лет со дня смерти американского мультипликатора и режиссера Уолта Диснея. Несмотря на то, что им было создано немало мультфильмов, полюбившихся детям, с именем предпринимателя также связано несколько скандалов, критика и многочисленные обвинения.
В материале редакции 24СМИ – громкие скандалы, связанные с именем Уолта Диснея.
Эксплуатация работников
Сотрудники студии Диснея считали его тираном и не безосновательно. Говорили, что зарплату он выплачивал только за те часы, которые люди проводили за работой, он вычитал время, затраченное на обеденный перерыв, чашку кофе, перекур, поход в туалет или даже те секунды, когда человек точил карандаш. Отмечали, что Дисней мог стоять над художником с секундомером, засекая, сколько времени тот тратит на один рисунок.
Также мужчинам и женщинам нельзя было общаться между собой и уж тем более заводить романтические отношения на рабочем месте. Уолт Дисней считал, что так сотрудники будут постоянно отвлекаться от труда. Кроме того, все мужчины должны были появляться на службе в костюмах и галстуках, а женщины – в юбках и неброских блузках с длинными рукавами.
Когда в середине 1930-х годов предприниматель задумал создать полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов», в успех которого никто не верил, условия труда и вовсе стали адскими. Мало того, что зарплата сотрудников составляла не более $12 в неделю, так художникам раз за разом приходилось перерисовывать один и тот же кадр, так как Диснею все не нравилось.
Он обещал, что, если мультфильм произведет фурор, все рабочие получат премии, но обещанных денег никто так и не увидел. Белоснежка понравилась зрителям и картина имела успех, но вместо поощрения сотрудников Уолт Дисней построил большую студию.
В 1941 году рабочие устроили забастовку, которая продолжалась пять недель, чтобы студия признала Гильдию мультипликаторов и стала соблюдать ее положения. Сам Дисней за это время только один раз вышел к сотрудникам, предложив им навести порядок у себя дома и перестать ворчать, а затем отправился в отпуск, на который его уговорила дирекция. После его отъезда и был подписан договор с профсоюзом.
Сексизм
Немало слухов и скандалов, связанных с именем Уолта Диснея, касалось и его отношения к женщинам. В адрес мультипликатора не раз звучали обвинения в сексизме, который проявлялся не только на работе, но и дома. Поговаривали, что из-за двух проигрышей на «Оскаре» Дисней перестал приглашать на церемонии свою жену Лилиан Боундс, полагая, что она приносит ему неудачу. Кроме того, двум дочерям предприниматель запрещал смотреть свои мультфильмы, так как считал, что они не будут достаточно громко над ними смеяться.
Мультипликатор также какой-то период времени отказывался брать на работу женщин, ведь они могли в любой момент забеременеть и уйти в декрет, оставив важный проект незавершенным. Дисней считал, что представительницы прекрасного пола не умеют рисовать и не имеют чувства юмора, которое так важно при работе с анимационными персонажами.
Во время Второй мировой войны, когда из-за мобилизации существенно сократился штат сотрудников-мужчин, Уолту Диснею пришлось поступиться своими принципами. Но все работницы женского пола при приеме в компанию проходили жесткий отбор, а затем он и вовсе стал брать на службу только замужних женщин с детьми.
Даже в своих мультфильмах Дисней отчетливо проявлял позицию, что единственный удел женщины – это быть хорошей хозяйкой и матерью. Также исследователи заметили, что большинство персонажей студии вовсе не имели матерей, а если родительницы и появлялись в картинах, то роль их была малозаметной и незначительной.
Расистский скандал
Уолта Диснея и его студию не раз обвиняли в расизме. Критики, исследователи и даже родители во многих его творениях усмотрели стереотипы о бедности, необразованности, жадности и жестокости афроамериканцев, азиатов и арабов. Расистские сцены углядели в картинах «Фантазия» (1940), «Дамбо» (1941), «Леди и Бродяга» (1955), «Книга джунглей» (1967), «Русалочка» (1989), «Аладдин» (1992) и «Король Лев» (1994).
А после фильма Диснея «Песня Юга» 1946 года, где главными героями были бывший раб дядюшка Римус, белокожие дети и братец Кролик, развернулась целая демонстрация. Еще до того, как состоялась премьера картины, газеты стали писать, что мультипликатор идеализирует рабовладельческий строй и поддерживает расовые стереотипы, поэтому призвали бойкотировать фильм.
Жестокость к животным
В числе скандалов, связанных с именем Уолта Диснея, значилась и жестокость к животным. Биографы привязывали многочисленные трагические смерти животных в мультфильмах предпринимателя к травматической истории, которая произошла с ним в детстве. Рассказывали, что в возрасте 8-9 лет Уолт Дисней мечтал о домашнем питомце, и когда однажды в лесу нашел полусонную сову, решил взять ее себе. В комнате птица очнулась и с испуга накинулась на мальчика. Он и сам не ожидал подобного поведения совы, поэтому со страха затоптал ее ногами. Позднее мультипликатор говорил, что этот эпизод повлиял на его нежное отношение к животным.
Да, в мультфильмах Диснея было достаточно сцен с милыми зверушками, но было и немало их трагических смертей. Стоит только вспомнить мать Бэмби, бездомного пса Нэтси, любопытных устриц из «Алисы в Стране чудес», молчаливого динозавра из «Фантазии», а также отца Симбы. Когда Уолт Дисней вставлял подобные сцены в свои картины, он рассчитывал на детскую чувствительность. Это сработало, и компания стала зарабатывать миллиарды.
Присвоение чужих заслуг
На этом скандалы, связанные с именем Уолта Диснея, не заканчиваются. Предприниматель не стеснялся эксплуатировать людей и присваивать чужие заслуги, выдавая их за свои, как произошло, например, с популярным мышонком Микки Маусом. На самом деле его создал аниматор Аб Айверкс, но его имени в титрах не упоминалось. Сначала художник терпел, понимая, что сам Дисней не особо умел рисовать, но последней каплей стал один случай.
В 1930 году на одной из вечеринок к мультипликатору подошел мальчик и попросил нарисовать ему Микки Мауса и поставить подпись. Дисней согласился, а сам разыскал Айверкса и передал ему просьбу ребенка, отметив, что сам потом просто распишется на рисунке. Аниматор не выдержал, предложил Уолту самому нарисовать мышонка и ушел со студии.
После его ухода Дисней ввел новое правило, согласно которому перед началом фильма упоминалось только название компании, а затем имена нескольких художников. Об этом предупреждали новых аниматоров, которые терпели такое положение дел некоторое время.
Также Дисней никому не рассказывал, что над созданием «Белоснежки», «Пиноккио» и «Бэмби» работала целая группа художников-аниматоров. В начале 40-х годов несколько из них покинули студию, при этом во всеуслышание заявив, что сам предприниматель не создает своих персонажей, на него работают сотни сотрудников. Пытаясь спасти свое положение, тот объявил, что его ушедших сотрудников завербовали коммунисты, которые хотят свергнуть правительство.
Заработок на мировых войнах
Ходили также слухи, что компания Уолта Диснея неплохо зарабатывала на войне. Во время Второй мировой правительству США были необходимы пропагандистские и учебные фильмы, и Уолт Дисней активно принялся за работу.
После того как в 1943 году вышел познавательный мультфильм «Победа через мощь в воздухе», ВВС США приняли решение назвать «бомбой Диснея» новую авиационную бомбу с ракетным ускорителем. В то же время персонаж компании Дональд Дак стал главным пропагандистом, который лично уничтожил врага, а также постоянно напоминал гражданам о том, что необходимо вовремя платить налоги, чтобы у государства нашлись деньги на борьбу с фашизмом. Этот момент также можно отнести к громким скандалам, связанным с именем Уолта Диснея.
«Секрет воплощения мечты состоит из четырех слов:
любознательность, смелость, уверенность и постоянство.
И величайшее из этих
качеств — уверенность.
Если ты
веришь во что-то, верь безоговорочно, до конца».
Уолт Дисней
5 декабря исполняется 120 лет легенде
американской мультипликации Уолтеру Элайасу Диснею. Художник, сценарист, режиссер,
снявший 111 фильмов, продюсер 576 кинофильмов, основатель компании «Walt Disney
Productions», Уолт Дисней создал первый в истории кино звуковой и музыкальный
мультфильм, стал абсолютным рекордсменом – 26 «Оскаров».
С ранних лет Уолта влекло к рисованию. Овладеть
умением рисовать и стать профессиональным художником впоследствии стала его
вожделенной мечтой. Но путь к ее осуществлению у Уолта Диснея был тернист.
Детство Уолта прошло на ферме родителей Элиаса
и Флоры Диснеев в городе Марселин в штате Миссури. У Уолта было трое братьев —
Херберт, Реймонд, Рой — и сестра Рут.
Родители Уолта Диснея Элиас и Флора |
Семья жила небогато. На ферме приходилось
работать с утра до позднего вечера, да еще суровый отец сыновей постоянно
наказывал за любую провинность.
Жизнь юного Уолта Диснея скрашивало рисование и
любовь к животным. На ферме он постоянно рисовал их. Это ему больше всего
нравилось и хорошо удавалось. Лет восьми он заработал первую в жизни никелевую
монетку, нарисовав любимого жеребца деревенского врача. Уолт возился с
бродячими собаками, птицами, разными зверюшками. А став взрослым и достигнув
благополучия, он ни за что не соглашался уничтожать вредителей, когда белки,
кроты и зайцы объедали в саду ягоды и фрукты.
— Они имеют на это право! — убежденно говорил
он. — Мы можем купить все, что нам надо, а у них ведь нету денег!
До начала Первой мировой войны Уолту Диснею
пришлось поработать разносчиком газет, подручным на производстве желе, где ему
приходилось заколачивать ящики, мыть банки, размешивать яблочное пюре, ночным
сторожем. А в свободные от работы минуты Уолт предавался рисованию.
Юный Уолт Дисней |
Вскоре ему представилась возможность в
Художественном институте в Канзас-сити получить самые элементарные знания и
навыки рисования с гипсов. А в Чикаго он усердно занимается в Академии изящных
искусств, где обучается рисованию с натуры.
Уолту Диснею удается пройти курсы газетных
карикатуристов под руководством известных рисовальщиков чикагских газет
«Трибюн» и «Рекорд». Здесь обнаруживаются его художественные наклонности –
четкий, броский, лаконичный и очень выразительный, смешной рисунок.
Всего лишь около года проучился Уолт Дисней.
Затем он ушел на фронт. Уолт служил за рулём санитарной машины Международного
Красного Креста во Франции. Вернувшись с фронта, Дисней не оставляет своей
мечты стать профессиональным художником. Он хочет себя попробовать в рисованной
анимации. Это приведет к тому, что уже через несколько лет, в 1923 году, в
Лос-Анджелесе со своим братом Роем Уолт Дисней создаст в Голливуде небольшую
анимационную студию Disney Cartoon Studio.
Уолт Дисней в процессе создания мультперсонажа |
Через год студия выпустит свой первый
мультфильм – черно-белую немую ленту «Алиса на море». Имя для главной героини
было взято из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Уолт Дисней в
картине соединил живых актеров и рисованных персонажей. Всего Дисней снял 56
фильмов о приключениях Алисы.
Мультфильм «Алиса на море» |
В это же время происходят изменения и в личной
жизни Уолта Диснея. В 1925 году он женится на Лиллиан Боундс – художнице по
туши в компании Disney Cartoon Studio. Дисней окажется примеренным семьянином,
будет посвящать семье всё свободное от работы время. Уолт и Лиллиан воспитают
двух дочерей Диану Мари и Шэрон Мэй, Дочки были первыми консультантами Диснея
при рождении новых персонажей. Они заставляли его придумывать различные развлечения
для них. А затем его отцовские придумки шли в производство фильмов.
Уолт Дисней с женой Лиллиан и дочерьми Дианой Мари и Шэрон Мэй |
После мультфильма «Алиса на море» Уолт Дисней
вместе со своим аниматором Абом Айверксом запустят новый проект – черно-белый
мультфильм «Механическая корова», ставший одним из первых в серии о приключениях
Кролика Освальда и имевший оглушительный успех у зрителей. Но самым популярным
среди диснеевских мультгероев стал мышонок, которого первоначально Уолт Дисней
и Аб Айверкс решили назвать Мортимером, но жена Уолта, Лилиан, придумала имя –
Микки. Чтобы хвостатому персонажу не было скучно, ему нарисовали подружку –
Минни Маус. Вскоре забавная парочка появилась в короткометражном анимационном
фильме «Пароходик Вилли». Это был первый звуковой мультик в истории кино.
Критики приняли его «на ура», и два мышонка сразу же превратились в звезд
мультипликационного кинематографа. Успех был настолько ошеломительным, что в
1932 году Американская Киноакадемия наградила Уолта Диснея «Оскаром» за
создание Микки Мауса. А самому персонажу суждено было стать символом компании
Disney.
Анимационный фильм «Пароходик Вилли» |
С конца 20-х годов на протяжении почти десяти
лет Дисней работает над циклом «Забавные симфонии». Будет снято 75 серий. Среди
них можно назвать такие шедевры, как «Черепаха и Заяц», «Гадкий утенок», «Маленькая
мудрая курочка», «Три поросенка». Эти фильмы дадут новых героев – собак Плуто и
Гуффи и утенка Дональда Дака.
Цикл мультфильмов «Забавные симфонии» |
В разгар Великой депрессии в США Уолт Дисней
задумал снять полнометражный мультфильм о Белоснежке по сказке братьев Гримм.
Такого в Штатах еще никто не делал, и идея казалась аниматорам компании Disney
чуть менее фантастической, чем полет на Луну. Рой Дисней, отвечавший за финансы
компании, считал проект сумасбродством. Жена Лилиан умоляла Уолта отказаться от
опасной затеи: он с таким трудом добился стабильного дохода, а теперь ставит
свой бизнес и благополучие семьи на карту. Но Уолт Дисней был непоколебим.
Приступая к работе над фильмом, Уолт Дисней
полагал, что на его создание уйдет год-полтора. На самом деле с учетом работы
над сценарием, начатой в 1934 году, потребовалось более трех лет.
Официальная премьера фильма прошла 21 декабря
1937 года в Лос-Анджелесе. Зал аплодировал стоя. Критики наперебой превозносили
удивительное произведение. Песни из фильма стали хитами. За первый показ
«Белоснежка и 7 гномов» принесла студии восемь миллионов долларов – это был
рекорд кассовых сборов (его побили в 1939 году «Унесенные ветром»). На 11-й
церемонии вручения премий Американской киноакадемии Уолт Дисней получил за
«Белоснежку и 7 гномов» специальную награду: она состояла из «Оскара»
стандартного размера и семи маленьких копий статуэтки.
После столь оглушительного успеха «Белоснежки»,
как из рога изобилия посыплись новые диснеевские полнометражные фильмы: в 1940
году – «Пиноккио» и «Фантазия», в 1941 году – «Дамбо», а в 1942 году – «Бэмби».
Самым значительным рисованным фильмом Диснея в
послевоенные годы стала «Спящая красавица», грандиозная постановка в жанре
оперно-балетной сказки с частичным использованием музыки Петра Ильича
Чайковского. Рецензенты с восторгом отмечали, что это снова «настоящий Дисней»
и что только ему под силу создание подобного произведения. Этапная веха в
истории кино! – возглашала пресса.
В 1950-е годы Уолт Дисней создаст еще один
шедевр – полнометражную музыкальную анимационную ленту «Золушка». Это история о
доброй и скромной девушке, терпящей постоянные придирки от своей злой мачехи.
Но у Золушки есть заступница – крёстная-фея, которая ей поможет стать невестой
принца. За техническое мастерство фильм «Золушка» на Берлинском кинофестивале в
1951 году был награждён «Золотым медведем».
В эти годы компания Уолта Диснея выпустила полнометражные
мультфильмы, ставшие классикой мультипликационного кино: «Питер Пэн (1953),
«Леди и Бродяга» (1955), «101 далматинец» (1961).
Долгие годы Уолт Дисней вынашивал идею
постройки сказочной страны и в 1955 году примерно в полусотне километров южнее
Голливуда, в Анахайме, открылся парк аттракционов – Диснейленд. Чудеса
появлялись в нем одно за другим, поражая размахом изобретательности. Это привлекало
как детей, так и взрослых. Ежегодно посещали парк пять миллионов человек. Самое
примечательное, что число взрослых посетителей в четыре раза превышало
количество юных гостей Диснейленда.
До сих пор Диснейленд – самое посещаемое место
для отдыха во всем мире. А самый популярный сувенир из парка — уши Микки Мауса.
Диснейленд в Анахайме |
Зарекомендовал себя Уолт Дисней себя и как
продюсер. Им были создана серия цветных образовательных фильмов о природе и
сняты приключенческие фильмы, такие как «Остров сокровищ» по повести Роберта
Льюиса Стивенсона, «Робин Гуд» и мюзикл «Мэри Поппинс», удостоенный 5 премий
«Оскар».
Уолта Диснея не стало 15 декабря 1966 года.
После него остался волшебный мир сказок, привлекающий детей и взрослых во всех
уголках земли не один десяток лет.
Источники:
Бэрьер,
Майкл. Уолт Дисней: человек-студия [Текст:
электронный ресурс] / М. Бэрьер. – Электрон. текст. дан. (0.9 MB)col. – [Б. м.
: б. и.], печ.20201113014431.0 (ООО «ЛитРес», 20201113014431.0). – 520013
зн. : ил ; 970401 байт.
Жизнь
и сказки Уолта Диснея : [ перевод с английского / Э. Арнольди]. – Киев
: Престо-Н, 1994. – 358, [2] с.
Королевство
животных [Текст] // Тошка и компания.
– 2016. – № 10. – С. 20-21.
Принцессе
уже за 80 / Наталия Овчинникова ; худож. Андрей Дорохин // Вокруг света. – 2017.
– № 12. – С. 98-104.
Всемирное
поМЫШательство / Екатерина Морева // Маруся. – 2011. – N 6. – С. 8.
Михаил Скрябин, библиотека № 32 им. М. Горького