Интеллигентный человек, кто же он такой? Думаю это тот, кто имеет хорошее воспитание, манеры в общении с другими людьми и совершенно неважно, какого возраста его собеседники, главное это уважение к людям. Пожилой человек или совсем ещё юный, он должен понимать и знать, что можно, кому и когда говорить и делать. Ведь за свои слова и поступки, нужно отвечать.
Если интеллигентный человек, едет в переполненном вагоне метро или автобусе, конечно же его могут нечаянно, а иногда увы и специально, толкнуть, задеть, накричать, обвинить во всех смертных грехах и при этом, он может остаться крайним, но никогда он не опустится до такого уровня, как нагрубить в ответ и не дай бог, так же толкнуть или еще что-то. Нет, он не так воспитан и не может себе позволить, из-за каких-то мимолетных не до пониманий, сорваться, ответив на хамство и грубость, тем же.
Возможно, он даже извинится, хотя и не виноват или просто промолчит, чтобы не разжигать конфликт, на беспочвенных обвинениях. Но к сожалению, в последнее время, интеллигентных людей, встречается не так и много, они словно раритет, антиквариат и среди молодежи таких, можно встретить очень редко. В основном молодые люди, ругаются матом, не все, но большинство, они не говорят спасибо, не благодарят за помощь, как будто, так и надо, будто люди обязаны им помогать. Видимо слова благодарности, это нечто непостижимое и трудно запоминаемое или может быть, им не хочется показаться хорошими, среди своих ровесников, не стать белой вороной, ведь все грубые, так почему я должен быть другим.
Вот так вот, глядя друг на друга и боясь быть непонятыми и высмеянными, молодые люди, все чаще становятся грубыми и хамоватыми, не только со своими друзьями и знакомыми, но и с незнакомыми людьми, которые иногда им в бабушки и дедушки годятся. Они упорно не замечают или делают вид, что не хотят замечать, возраст тех, с кем они спорят.
А уж об извинениях и речи не идет, такие простые и нужные слова, как простите, извините, сожалею, мне очень жаль, вообще в их лексиконе не значатся. Для них, это словно иностранный язык, слова паразиты, которые они стараются искоренять из своей речи.
Вот и получается, что интеллигентный человек, это большая редкость в нашем современном обществе, хотя многие родители, пытаются внушать своим детям, еще с пеленок, как правильно нужно себя вести, как поступать и что говорить, если вдруг их ребенок, кого-то нечаянно обидит словом или делом. Но есть и такие родители, которые показывают плохой пример, своим маленьким детям, ругаются матом, обзывают друг друга нецензурными словами, пьют, курят, гуляют и даже распускают руки. И вот в таких семьях, видя, как ведут себя взрослые, дети впитываю в себя словно губка, весь этот негатив. А становясь старше, начинают копировать своих родителей.
Конечно, воспитание зависит не только от родителей. Все же большая часть того, как человек себя ведет, зависит от него самого и если он поборет в себе, все плохое, не даст выйти наружу гневу, то возможно, не все потеряно и став взрослым, он извлечет урок из прошлого и станет с пониманием, относится к людям.
Прежде всего, нужно разобрать в том, что значить быть интеллигентным человеком. Я думаю, что интеллигентный человек — это тот, кто всегда соблюдает этикет и толерантность к тем, кто об этом не имеет ни малейшего понятия. Интеллигентный человек всегда вежлив даже с хамами и ведет себя культурно в любой ситуации. Интеллигентный человек, прежде всего, думает об окружающих, старается не мешать другим в той или иной ситуации. Он, конечно же, воспитанный, образованный, с высокими моральными ценностями.
Быть интеллигентным человеком не сложно, главное определить стальные рамки и не выходить из них.
Интеллигентности научиться нельзя, так как интеллигентность основывается на самовоспитании и мировоззрении. Чтобы быть интеллигентным не обязательно перечитывать бесконечное количество книг, не обязательно ходить в театр, заниматься искусством. Ты просто уважай себя, уважай окружающих, будь снисходительна к природе, не проявляй грубость и равнодушие, а помогай людям и всему тому, что необходимо обществу.
Интеллигентный человек никогда не скажет про себя, что он интеллигент, но это скажут другие, кто наблюдает за его поступками.
Интеллигент – этот тот, которого «мало», но все же приятно осознать, что такие люди присутствуют в нашем обществе. Эти люди всегда способны проявлять уважение ко всему, какими бы чудными их не считаем.
Интеллигентом быть – это просто обязанность каждого из нас, обязанность каждого гуманного человека.
Интеллигентность всегда ценилась и ценится по сей день. Надеюсь, в будущем она также будет играть немаловажную роль.
Интеллигенция – это определенный слой населения, занимающийся трудом, связанным с умственной деятельностью, творческой, группа людей, развивающая и распространяющая культуру. Раньше к этой группе людей относили учителей, врачей, художников, поэтов.
Мое понимание интеллигентности заключается в следующем. По моему мнению, интеллигентным человеком является образованный человек, который способен умело пользоваться своими знаниями. Человек, который готов во всем помогать тем людям, которые находятся вокруг него. Этот человек делает все, чтобы окружающим его людям с ним было комфортно. Интеллигентный человек обладает такими качествами, как добросовестность, сострадание, галантность, обходительность, отзывчивость, гуманность, а также другие качества. Интеллигентом является культурный человек, посещающий театры и музеи, любящий родину. Человек, умеющий ладить с обществом, человек, который правильно воспитан, который уважителен к старшим. Тот человек, который может конфликтную ситуацию уладить без скандала, такой человек сохраняет традиции.
У интеллигентного человека есть внутренний стержень, он не боится показаться слабым, помогая другим, таким человеком нельзя претвориться, это своеобразный образ жизни. Таких людей на сегодняшний день мало.
Интеллигентный человек всегда выглядит собранным, опрятным, у него прибранная одежда. Он не позволит себе оскорбить женщину, в общественном транспорте он всегда уступит место дамам и старикам.
Я полностью согласна с мнением Лихачева, я также считаю, что интеллигентность бессознательна, нельзя поступить интеллигентно, предварительно обдумав свои действия, это состояние души, поступки совершаются естественно, без предлога.
Также я думаю, что в себе это качество можно развивать. Для того чтобы стать интеллигентом, сначала нужно перестать употреблять грубые слова, сделать свою речь культурной и вежливой, во время беседы нужно стараться выслушивать собеседника и не перебивать его. Читать больше книг, благодаря этому вы станете грамотнее, образованнее, у вас появится новая тема для разговоров, книги помогут учиться на чужих ошибках. Ведите себя лучше на улице, выслушивайте советы, давайте их другим. Станьте лояльнее и терпеливее к окружающим.
- Сочинения
- Свободная тема
- Интеллигентность
Интеллигентность — это достаточно редкая черта характера в современном мире. Очень редко сейчас встречаются люди, которые действительно понимают, что значит этот термин и готовы ему соответствовать.
Однако, для того, чтобы ребенок рос интеллигентным усилия должны прикладывать родители, которые занимаются его воспитанием. Причем делать это нужно очень осторожно и аккуратно, постепенно рассказывая ребенку о том, как он должен себя вести и как нужно относиться к окружающим.
Для того чтобы вести себя интеллигентно нужно прежде всего, определиться с тем, кто на самом деле может считаться таковым человеком, в противном случае мнения будут ошибочными. Во-первых, интеллигентным можно назвать человека, который всегда соблюдает этикет. Такой человек всегда ведет себя вежливо и не откликается на поведение грубых людей, не вступая с ними в дискуссии.
Воспитанность и образованность тоже являются неотъемлемыми признаками хорошего человека, которого можно назвать настоящим интеллигентом. Однако, чтобы стать таковым не нужно перечитывать огромное количество книг и постоянно посещать музеи. Достаточно впитывать азы и потом успешно применять их на протяжении всей жизни.
Нужно научиться уважать не только самого себя, но и окружающих. В противном случае стать настоящим интеллигентом, с которым будет приятно общаться просто не получиться. Люди не будут тянуться к такому человеку, так как будет видна вся фальш и лживость, скрывающиеся под маской якобы хорошего человека.
Получить четко сформулированный ответ на тему того, кто же такой интеллигент на самом деле, практически невозможно. Все дело в том, что есть определенные критерии, но у большинства людей они могут несколько меняться. Так, очень часто признаки интеллигенции разделяются по половой принадлежности, что в принципе достаточно странно, так как быть такого точно не должно.
Любопытно, что интеллигентные люди были во все времена, но именно сейчас в современности они к сожалению перестали считаться достойными, поэтому это качество в человеке постепенно растворяется и становится менее заметным. Но как показывает история, человеку важно стремиться к тому, что быть идеалом самого себя. Иначе, он просто не сможет в конце своей жизни быть истинно благодарным за то, как он прожил жизнь и сколько положительных моментов у него было, ведь все это напрямую взаимосвязанные друг с другом вещи.
2 вариант
Интеллигентные люди достаточно редко встречаются в современном обществе. Многие люди даже не знают, какие критерии соответствуют этому термину, не говоря уже о том, чтобы поступать в соответствии с этим качеством.
Интеллигентные родители приложат все усилия для того, чтобы их ребенок впитал это качество. Они с осторожностью и аккуратностью будут обучать свое чадо, и постепенно прививать допустимые нормы поведения в обществе и навыки культурного общения с другими людьми.
Прежде, чем начать вести себя интеллигентно, нужно четко обозначить границы дозволенного. Необходимо определиться, где заканчивается интеллигентность, и начинается невежество. Для начала, интеллигентные люди всегда будут соблюдать правила этикета. Это вежливые люди, которые не отвечают грубостью на грубость и злом на зло. Они не вступают в прерии с грубыми и невоспитанными людьми, дабы не уподобиться им.
Интеллигентные люди отличаются еще и образованностью. Помимо перечитывания огромного количества книг и посещения всякого рода культурных мест, все узнанное из книг и исторических памятников они успешно применяют знания в повседневной жизни.
Хорошо воспитанный человек будет с уважением относиться не только к своим интересам, но и к окружающим людям. А не то, стать интересным собеседником и приятным человеком просто не удастся. Люди не тянутся к фальшивым и лживым, которые меняют маски вежливости и безразличия в зависимости от личной выгоды.
Четкую формулировку понятия интеллигентности сложно определить. Ясно одно, что это точно честный, вежливый, благородный и образованный человек, независимо от половой и расовой принадлежности, а также социального статуса. Остальные критерии каждый для себя определяет сам, в зависимости от воспитания и желания соответствовать.
Любопытный факт, что раньше интеллигентными людьми буквально кишело светское общество. Все старались соответствовать этому понятию. Сейчас же интеллигентов скорее считают слабаками. Им очень сложно жить в современном обществе, где наблюдается заметное падение нравов, и соблюдать свои принципы. Но люди не должны забывать, что каждый должен стараться стать лучше, хотя бы для самого себя. На старшем поколении лежит особая ответственность, ведь глядя на них, младшее поколение берет пример. Очень важно, чтобы этот пример был достойным.
Также читают:
Картинка к сочинению Интеллигентность
Популярные сегодня темы
- Главная основная мысль сказки Городок в табакерке
Владимир Федорович Одоевский — это известный литератор и общественный деятель девятнадцатого века. Он хотел написать сказку, которая заинтересует и понравиться детям. В самой идеи произведения можно это заметить.
- Двойники Печорина в романе Герой нашего времени сочинение
Оказывается, в романе у Печорина есть двойники. Кто они? И зачем Лермонтов вводит их в роман? Чтобы глубже проникнуть во внутренний мир Печорина, понять его поступки. Чтобы читателю стал понятен образ Печорина.
- Анализ произведения Фауст Гете
Основным персонажем пьесы является доктор Фауст, который олицетворяет в себе грезы и мечты многих людей своего времени. И в первую очередь – это познание мира.
- Сочинение по картине Левитана В лесу осенью 8 класс
Осень — любимое время года многих поэтов и художников. Как сказал непревзойдённый Пушкин «…в багрец и золото одетые леса…» Эта фраза оживает на полотне Левитана «В лесу осенью»
- Образ и характеристика Тома Сойера 4 класс
Образ Тома Сойера представлен энергичным, умным мальчиком, которому недавно исполнилось двенадцать лет, он является сиротой, который находится на опекунстве его тетушки по имени Полли.
Международный конкурс творческих работ старшеклассников
«Идеи Д.С. Лихачёва и современность»
в 2019-2020 году
СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ
Интеллигентный человек в современном мире:
быть или казаться?
Автор: Руководитель: | Батерина Дарья Сергеевна, обучающаяся 10А класса МБОУ «СШ № 40» г. Нижневартовска |
Пучнина Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 40» г. Нижневартовска |
Автор работы ______________ Батерина Д.С.
Директор МБОУ «СШ № 40» ______________ Святченко И.В.
Интеллигентом нельзя притвориться.
Д.С. Лихачёв
Введение
Современный мир стремительно меняется: сегодня он выглядит так, а каким он станет завтра – сложно даже представить. Человеческое общество стало зависеть от мгновенно обновляющегося потока информации как никогда раньше. Современному человеку важно «быть в курсе», всюду успевать. Но изменился ли сам человек, его жизненные задачи, духовный облик? Каким он хочет быть? Входит ли интеллигентность в число качеств современного человека?
Слово «интеллигент» произошло от латинского глагола «intellego», который переводится как «познавать, узнавать, мыслить, разбираться». Сам термин «интеллигенция» был введён писателем П.Д. Боборыкиным и из русского перешёл в другие языки. Со второй половины XIX века считалось, что интеллигент занимается развитием и распространением культуры. С этого времени было принято считать, что интеллигенция – это золотой фонд нации.
Если обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова, то мы увидим, что «интеллигент – лицо, принадлежащее к интеллигенции», а «интеллигенция – люди умственного труда». Одно из значений слова «интеллигент» в словаре Т.Ф. Ефремовой – «человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления».
Впрочем, среди значений этого слова есть и определение, имеющее оттенок презрительности: «человек, чьё социальное поведение отличается безволием, бездействием, постоянными сомнениями». Именно это значение стало расхожим в XX веке, в советское время. И это неслучайно: человек мыслящий был неугоден и даже опасен в годы установления Советской власти. Вспомним повесть-антиутопию А.П. Платонова «Котлован», в которой главный герой был «уволен с производства» по причине «задумчивости».
В советский период словом «интеллигент» обычно обозначали человека, имеющего высшее образование. Возможно, этим подчёркивалась некая элитарность понятия, ведь высшее образование не было доступным для каждого.
В XXI веке возрос интерес к изучению проблемы интеллигентности в современном обществе. Это связано, безусловно, с необходимостью осмысления роли современного человека в обществе, в котором формируется поиск новых морально-нравственных ориентиров и идеалов. На наш взгляд, именно качества интеллигентного человека должны стать основой этого идеала.
- Д.С. Лихачёв об интеллигентности
Академик Д.С. Лихачёв, посвятивший теме интеллигентности значительную часть своей писательской и общественной деятельности, считал: «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель» [2, С. 375]. Что же вкладывает в это понятие выдающийся учёный?
Прежде всего Д.С. Лихачёв подчёркивал, что для интеллигентности недостаточно иметь высшее образование: «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью» [4, С. 26].
Размышляя над понятием «интеллигентность», учёный всегда подчеркивал, что настоящая интеллигентность – понятие, связанное не столько с образованностью, сколько с воспитанностью: «… если он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, … если он может восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек» [4, С. 26-27].
Значит, по мнению Д.С. Лихачёва, интеллигентен тот, кто имеет хорошее воспитание, восприимчив к интеллектуальному и культурному наследию и красоте мира во всех её проявлениях, владеет собой и своей речью, способен к уважению, состраданию и помощи нуждающемуся в ней, чуток к голосу совести и является настоящим патриотом.
Наряду с понятием «интеллигент», по мнению академика, существует и тип «полуинтеллигента»: «Это самая страшная категория людей. Они воображают, что всё знают, обо всём могут судить, могут распоряжаться, вершить судьбами» [2, С. 374].
На наш взгляд, именно из-за «полуинтеллигентов», людей, притворяющихся интеллигентными по причине выгодности такой «маски» (интеллигенту всегда доверяют – он чужд подлости и двуличия), была снижена значимость понятия «интеллигентный человек». А ведь настоящим интеллигентом нельзя притвориться: «Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец, но интеллигентным – никогда» [2, С. 272].
В этом-то и феномен интеллигентности: многие хотят казаться интеллигентными, а вот хотят ли они быть ими (или даже – могут ли?) – вот это вопрос. Ведь быть, а не казаться – сложнейшая задача, так как это требует значительных усилий человека над собой, потому что «кодекс» интеллигента включает много нравственных качеств, с которыми человек вряд ли рождается.
- Об образе интеллигента в русской литературе
Среди навыков интеллигентного человека Д.С. Лихачёв особо выделяет постоянное стремление в познанию. В его выступлениях и книгах часто звучит призыв к чтению: «Читайте художественную литературу и понимайте её … и будьте душевно богаты» [4, С. 153], «чтение – главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное её «топливо» [2, С. 371].
Попробуем привести примеры кратких характеристик «интеллигентных», на наш взгляд, героев из произведений отечественной литературы. В моём списке «интеллигентов» – Пётр Гринёв (А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»), Александр Чацкий (А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»), Евгений Базаров (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»), Андрей Болконский (Л.Н. Толстой, роман-эпопея «Война и мир»), князь Мышкин (Ф.М. Достоевский, роман «Идиот»), Юрий Живаго (Б.Л. Пастернак, роман «Доктор Живаго»). Оговорюсь – мои любимые литературные герои.
Пётр Гринёв… Добр, отзывчив, великодушен, искренен, принципиален и горд, хороший офицер и самое главное – человек слова и чести в отношениях с людьми и к самому себе («Береги честь смолоду…»). Но этот герой неуступчив и упрям, всегда остаётся при своем намерении, не всегда верном, но это, пожалуй, в силу своего юного возраста.
Александр Чацкий… Герой, не приемлющий лицемерия и лжи, «умён, остёр», как мы помним, служит «делу, а не лицам». Но А.С. Пушкин, например, считал, что «метать бисер перед свиньями» не есть признак ума.
Евгений Базаров… Образован, предан своему делу, человек глубокий и мыслящий. Но настоящий интеллигент обладает прежде всего чувством такта, а это уже не совсем про нашего героя. Вспомним его словесные дуэли с Кирсановым. Или – «Природа не храм…». А отрицание искусства и любви духовной? Его, пожалуй, можно назвать «запутавшимся» интеллигентом.
Андрей Болконский… Воспитанный, образованный, настоящий патриот, преодолевший своё честолюбие («Нет ничего, кроме неба»). Но как жаль, что он не сумел найти в себе силы понять Наташу и простить её! Как же дорого даётся ему это позднее раскаяние!
Князь Мышкин… Мягкий, тонко чувствующий мир людей и красоту, тактичный, воспитанный. Но как же беспомощен этот герой в мире перевёрнутых ценностей, когда по-настоящему добрый, порядочный, интеллигентный человек считается «идиотом»!
Юрий Живаго… Блестяще образованный человек с «живым умом», деликатный, порядочный, с любовью относится ко всем людям без исключения, стремится к совершенству в себе, в своём творчестве, в выбранной профессии. Но как же беспомощен этот герой на «изломе» истории!
Возможно, именно эта беспомощность, которая при определённых обстоятельствах может стать и безответственностью (вспомним о значимости нравственной ответственности у Д.С. Лихачёва), склонность к словесам, неумение, а возможно, и нежелание действовать привели к несколько брезгливому отношению к интеллигенту в прошлом веке. Как иронически замечает в своём рассказе «Наоборот» Т.Ф. Толстая, интеллигент XX века был вынужден «мимикрировать», так как ничего кроме как «тихо ходить, скромненько одеваться, очень сочувствовать», «зря не раздражать» он был сделать не в состоянии.
Тем не менее мы видим, что у этих литературных героев есть самые важные качества интеллигентного человека: интеллект, сочетающийся с добротой (а это уже мудрость, по Лихачёву!), порядочность в отношениях и в избранной деятельности. И самое ценное качество в них, на мой взгляд, настоящая, «искренняя» интеллигентность, неумение притворяться. Это считал важным и Д.С. Лихачёв: «человек культурный не притворяется чем-то и кем-то… быть самим собой во всём – от выбора профессии до манеры говорить» [2, С. 373].
- Интеллигентный человек в современном обществе
Лучшие герои художественной литературы, безусловно, своим примером оказывают влияние на формирование нравственных качеств и мировоззрения читателя. А вот хотят ли люди быть интеллигентными или нет? Возможно, в современном обществе достаточно «казаться» и не обязательно «быть»?
С целью изучения мнения старшеклассников мы провели социологический опрос «Быть или казаться?», за основу которого взяли качества интеллигентного человека, которые выделял Д.С. Лихачёв, и сочинение-рассуждение «Можно ли притвориться интеллигентом?» в 10-х и 11-х классах МБОУ «СШ № 40» г. Нижневартовска.
В результате опроса мы получили следующие данные:
(Уважаемый респондент! Предлагаем Вашему вниманию предполагаемые качества интеллигентного человека. Просим отметить любым знаком позиции (количество без ограничения), которые Вы считаете приемлемыми.)
№ | Качества интеллигентного человека | Считаю эти качества присущими интеллигентному человеку, % | Считаю, что эти качества есть и у меня (или хочу, чтобы они у меня были), % | Считаю, что можно притвориться обладателем этих качеств, % | Считаю, что нельзя притвориться обладателем этих качеств, % |
1 | Наличие высшее образование | 59 | 47 | 19 | 31 |
2 | Интеллект (ум) | 75 | 59 | 19 | 34 |
3 | Доброта | 41 | 75 | 44 | 22 |
4 | Мудрость | 59 | 31 | 6 | 31 |
5 | Патриотизм | 16 | 31 | 56 | 22 |
6 | Нормативная и качественная речь | 69 | 50 | 16 | 34 |
7 | Желание учиться | 38 | 53 | 34 | 22 |
8 | Интерес к истории | 44 | 31 | 38 | 22 |
9 | Вкус в искусстве | 53 | 47 | 34 | 19 |
10 | Воспитанность | 88 | 59 | 23 | 25 |
11 | Неравнодушие | 59 | 59 | 47 | 22 |
12 | Общая культура | 63 | 31 | 9 | 38 |
Анализируя полученные данные, можно прийти к нескольким выводам.
Старшеклассники считают, что основными качествами интеллигентного человека являются воспитанность, интеллект, хорошая речь, общая культура человека, мудрость и неравнодушие. Важным нам представляется факт, что в интеллигентном человеке, по мнению учеников, воспитанность первостепеннее интеллекта, а также наличие неравнодушия в «кодексе» интеллигента. Очень печально также, что старшеклассники не соотносят понятия «интеллигент» и «патриотизм».
Среди качеств, которыми хотели бы обладать старшеклассники или уже их имеют, прежде всего – доброта, а уже потом интеллект, воспитанность и неравнодушие. На наш взгляд, это важный симптом в современном обществе, когда значимость доброты высока, несмотря на все разговоры о снижении роли милосердия в наши дни.
Лидером среди качеств, обладателем которых можно притвориться, стал патриотизм. Может быть, этот показательный для времени «крикливых псевдопатриотов» факт и стал причиной того, почему старшеклассники не включили патриотизм в число качеств интеллигента. Действительно, очень сложно разглядеть истинный патриотизм под маской лжеца. Заметим, что, на наш взгляд, настоящий патриотизм – это любовь к своей стране, воплощённая прежде всего в деле, а не только на словах.
Также респонденты отметили, что притворству подвластны такие качества, как неравнодушие, доброта, интерес к истории, вкус в искусстве, желание человека учиться и наличие высшего образования.
Что же, по мнению опрашиваемых, не поддаётся «подделыванию»? Оказалось, что это общая культура человека, интеллект, правильная речь, наличие высшего образования и мудрость. На наш взгляд, эти качества и составляют портрет «интеллигента», культурного (а здесь и вкусы, и чувство такта, и воспитанность, и речь, и образованность!), умного, а главное – мудрого человека. А мудрость, по мнению академика Лихачёва, – это интеллект в соединении с добротой. И это мнение учёного сложно оспорить.
При анализе сочинения «Можно ли притвориться интеллигентом?» мы выделили общие тенденции в позиции старшеклассников по этому вопросу. Большинство отметило, что «интеллигент – это воплощение воспитанности и высокой нравственности», что это особое «состояние души», которое у человека «либо есть, либо нет». Интеллигентный человек «всегда стремится к новым знаниям, пытается улучшить мир вокруг».
Содержание работ показало также желание и стремление многих из пишущих стать интеллигентным человеком. Почему качества интеллигента сохраняют свою актуальность и значимость и в наше время? Во многом потому, что каждый понимает, что залогом успешности в современном обществе становится именно воспитанность, культура и нравственность человека, уважение к другим и самоуважение. Появился такой термин, как «рукопожатность», когда речь идёт о человеке, не запятнавшем свою репутацию недостойными поступками.
Отвечая на вопрос, заявленный в теме сочинения, старшеклассники отметили, что «притвориться можно образованным, но никак не интеллигентным, так как интеллигентность – это проявление в первую очередь внутренних качеств, а не внешних». «К примеру, если необразованность можно скрыть, то нравственные качества, которые отражают душу человека, практически невозможно». Можно притвориться носителем каких-то отдельных качеств, но «подделать их совокупность очень трудно, практически невозможно».
Такой обман легко разоблачается в какой-нибудь критической жизненной ситуации, когда человек будет вынужден показать своё истинное лицо, а не «маску» приличного человека, которую многие примеряют на себя, так как информационные технологии сейчас дают возможности для того, чтобы быть кем-то другим. Многие люди в социальных сетях имеют вымышленные имена и статусы, как будто даже переставая быть самим собой.
Интеллигентный человек – не только носитель определённых морально-нравственных характеристик, но и тот, кто при любых обстоятельствах остаётся самим собой. А если человек позволяет себе притворяться, то о какой интеллигентности может идти речь?
Заключение
Является ли понятие «интеллигентность» актуальным в современном мире? Кто же такой интеллигентный человек? Можно ли им притвориться? Эти вопросы стали центральными в нашей работе.
Интеллигент, на наш взгляд, – это человек глубокой внутренней культуры и воспитанности, наделённый интеллектом и добротой. Эти качества всегда отличали лучших из людей, независимо от исторической эпохи. Это качества, чья ценность выше всех мыслимых предметов роскоши и богатства, потому что в мире можно подделать всё, кроме человеческого достоинства и порядочности интеллигентного человека.
Но наше время предъявляет особые требования к интеллигенту. На наш взгляд, недостаточно быть просто воспитанным и культурным интеллектуалом. Необходимо осознавать возможности для практического приложения своего предназначения. Мало просто быть хорошим человеком, необходимо, чтобы хорошего и в мире становилось больше.
В этом, безусловно, долг каждого интеллигентного человека: «Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему» [4, С. 28]. Поэтому ко всему перечисленному мы бы добавили способность и желание человека действовать во благо своей семьи и страны. И тогда «портрет» настоящего интеллигента станет полным и его роль в современном мире определяющей. Как это и должно быть.
Библиография
- Ефремова Т.Ф. Самый полный толковый словарь русского языка в 3-х томах. – М.: АСТ, 2015.
- Лихачёв Д.С. Время сближения. Письма, наблюдения. – М.: АСТ, 2019.
- Лихачёв Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию ж. Новый мир, 1993 // Электронный источник. Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/lihachev.txt
- Лихачёв Д.С. Письма о добром. – М.: Мартин, 2020.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. – М.: Мир и образование, 2020.
- Портал «Психологи на b17.ru»: Интеллигентный человек // Электронный источник. Режим доступа: https://www.b17.ru/forum/topic.php?id=303932
В восемнадцатом веке писателем П. Бобрыкиным было введено в обиход слово «интеллигент». Корни самого слова происходят от латинского «интеллект», что значит ум. Тогда к интеллигенции причисляли людей, которые занимались умственным трудом: писатели, ученые, учителя, инженеры и художники. Если точнее, то это были все те, кто не работал на полях, в цехах и шахтах. Люди, занятые в умственном труде отличались образованностью, и считались «белой костью» в массе себе подобных. Уместно ли сегодня смешивать понятие «образованность» и «интеллигентность»? Означает ли, что каждая образованная личность обязательно интеллигентна, и наоборот?
Эссе, на тему «Интеллигентный человек — какой он?» (ЭССЕ!)
Прежде всего, нужно разобрать в том, что значить быть интеллигентным человеком. Я думаю, что интеллигентный человек — это тот, кто всегда соблюдает этикет и толерантность к тем, кто об этом не имеет ни малейшего понятия. Интеллигентный человек всегда вежлив даже с хамами и ведет себя культурно в любой ситуации. Интеллигентный человек, прежде всего, думает об окружающих, старается не мешать другим в той или иной ситуации. Он, конечно же, воспитанный, образованный, с высокими моральными ценностями. Быть интеллигентным человеком не сложно, главное определить стальные рамки и не выходить из них. Интеллигентности научиться нельзя, так как интеллигентность основывается на самовоспитании и мировоззрении. Чтобы быть интеллигентным не обязательно перечитывать бесконечное количество книг, не обязательно ходить в театр, заниматься искусством. Ты просто уважай себя, уважай окружающих, будь снисходительна к природе, не проявляй грубость и равнодушие, а помогай людям и всему тому, что необходимо обществу. Интеллигентный человек никогда не скажет про себя, что он интеллигент, но это скажут другие, кто наблюдает за его поступками. Интеллигент – этот тот, которого «мало», но все же приятно осознать, что такие люди присутствуют в нашем обществе. Эти люди всегда способны проявлять уважение ко всему, какими бы чудными их не считаем. Интеллигентом быть – это просто обязанность каждого из нас, обязанность каждого гуманного человека. Интеллигентность всегда ценилась и ценится по сей день. Надеюсь, в будущем она также будет играть немаловажную роль.
Кто это — интеллигент?
Если спрашивать людей о том, кто такой интеллигентный человек, четко сформулированного ответа вы не получите. Одни утверждают, что для этого человека важнее уровень образованности, знания и наличие «корочки» о полученном образовании, другие говорят, что это хорошее воспитание и манеры.
Любопытно, что и те и другие окажутся как правы, так и не правы. Д. Лихачев в своем труде «Человек должен быть интеллигентен», по мнению большинства, дал достоверную характеристику интеллигентного человека. Он утверждал, что это качество, данное от природы, которое образование и воспитание только оттачивают.
Человек, родившийся и выросший в семье шахтеров, может быть интеллигентнее, чем тот, кто появился на свет в профессорской семье. Интеллигентность подразумевает не факт знания наук и человеческих ценностей, а желание человека познавать их. Сведя воедино все высказывания автора статьи, можно сделать вывод, что терпимость в отношении к миру и лежит в основе интеллигентности. Фанатик по своей природе не интеллигентный человек. Это кардинально противоположные личности.
Интеллигенция – это определенный слой населения, занимающийся трудом, связанным с умственной деятельностью, творческой, группа людей, развивающая и распространяющая культуру. Раньше к этой группе людей относили учителей, врачей, художников, поэтов. Мое понимание интеллигентности заключается в следующем. По моему мнению, интеллигентным человеком является образованный человек, который способен умело пользоваться своими знаниями. Человек, который готов во всем помогать тем людям, которые находятся вокруг него. Этот человек делает все, чтобы окружающим его людям с ним было комфортно. Интеллигентный человек обладает такими качествами, как добросовестность, сострадание, галантность, обходительность, отзывчивость, гуманность, а также другие качества. Интеллигентом является культурный человек, посещающий театры и музеи, любящий родину. Человек, умеющий ладить с обществом, человек, который правильно воспитан, который уважителен к старшим. Тот человек, который может конфликтную ситуацию уладить без скандала, такой человек сохраняет традиции. У интеллигентного человека есть внутренний стержень, он не боится показаться слабым, помогая другим, таким человеком нельзя претвориться, это своеобразный образ жизни. Таких людей на сегодняшний день мало. Интеллигентный человек всегда выглядит собранным, опрятным, у него прибранная одежда. Он не позволит себе оскорбить женщину, в общественном транспорте он всегда уступит место дамам и старикам. Я полностью согласна с мнением Лихачева, я также считаю, что интеллигентность бессознательна, нельзя поступить интеллигентно, предварительно обдумав свои действия, это состояние души, поступки совершаются естественно, без предлога. Также я думаю, что в себе это качество можно развивать. Для того чтобы стать интеллигентом, сначала нужно перестать употреблять грубые слова, сделать свою речь культурной и вежливой, во время беседы нужно стараться выслушивать собеседника и не перебивать его. Читать больше книг, благодаря этому вы станете грамотнее, образованнее, у вас появится новая тема для разговоров, книги помогут учиться на чужих ошибках. Ведите себя лучше на улице, выслушивайте советы, давайте их другим. Станьте лояльнее и терпеливее к окружающим.
более месяца назад
Сочинение на тему «Что значит быть интеллигентным?»
В последнее время, очень стремительно меняется мир и ценности, которые передавались из поколения в поколение. Я считаю, что синонимом слова «интеллигентный» можно назвать «образованный». Причем, это достаточно широкое понятие. Оно не ограничивается лишь знаниями в той или иной области. Сюда относится и этикет, манера поведения, и тактичность, и деликатность, и вежливость, и воспитанность… В общем все, что мы называем «приличным».
Особо хочу отметить, что это понятие шире «образованности», потому что далеко не каждого образованного человека можно считать интеллигентным. Еще А.П.Чехов писал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Пожалуй, это изречение как нельзя лучше подходит для нашего определения. Более того, это понятие гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что человек может не иметь высшего образования или, тем более, ученой степени, но быть чрезвычайно приятным в общении и располагать к себе. А есть случаи, показывающие противоположное.
Интеллигентности невозможно научиться только лишь слушая лекции, посещая курсы. Это сложная работа, требующая длительного и кропотливого труда в вопросе саморазвития. Потребуется большая внутренняя работа. Нужно быть требовательным к себе, если мы хотим достичь хороших результатов в этом вопросе.
Интеллигентность сочетает в себе максимум положительных моральных качеств человека. Такой человек не позволит себе лгать, причинять вред другому. Он уважает не только себя, но, в первую очередь, окружающих. И это уважение проявляется во всем: и в поступках, делах, и в словах. Получается, что это очень разноплановое понятие. Пожалуй, достаточно сложно встретить человека, который соответствовал бы этим требованиям, но нам нужно к этому стремиться, чтобы сделать мир лучше и интереснее.
Понравилось сочинение? По
«Человек должен быть интеллигентным»
Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не нуждается в интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если эта интеллигентность сделала его «белой вороной» среди сотрудников, друзей, родных, становится помехой сближения с другими людьми? Нет, нет и еще раз нет! Интеллигентность нужна при любых обстоятельствах. Она нужна вам и тем, кто вас окружает. Это очень и очень важно, прежде всего, для того, чтобы жить счастливо и долго: именно так, долго! Ведь интеллигентность тождественна моральному здоровью, а здоровье необходимо для того, чтобы жить долго – не только физически, а и умственно. В одной древней книге сказано: «Уважай отца своего и мать свою, и долгожителем будешь на земле». Это касается и всего народа, и каждого отдельно человека. Это мудро. Но вначале определим, что такое интеллигентность, а уже потом – почему она связана с заповедью долголетия. Многие считают, что интеллигентный человек – это человек начитанный, высокообразованный (и образование его преимущественно гуманитарное), много путешествует, знает несколько языков. Тем не менее, можно обладать этими качествами и не быть интеллигентом, а можно ничего этого не иметь и быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. В самом деле, лишите интеллигентного человека памяти. Пусть он забудет все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить наилучших произведений искусства, если он сможет проняться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, а, поняв, поможет ему не проявить грубости, равнодушия, злорадства, зависти и достойно оценит его – вот это и будет истинный интеллигент.
Интеллигентность не только в знаниях, а и в способности понять ближнего. Она оказывается в тысяче мелочей: в умении вежливо спорить, скромно вести себя за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не сорить вокруг себя – не сорить окурками или бранным словом, плохими идеями (это тоже мусор, да еще и какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать, тренировать, тренировать душевные силы, как тренируют физические. А тренировка возможна и необходима при любых условиях. То, что тренировка физических сил оказывает помощь в долголетии – это понятно. Значительно меньше понимают, что для долголетия необходимо тренировать духовные и душевные силы.
Дело в том, что недоброжелательная и злая реакция на окружающих, грубость и непонимание тех, кто нас окружает, – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Эстетично невосприимчивый человек – несчастный человек. Человек, который не умеет понять другого человека, который приписывает ему только дурные намерения, который всегда обижается на других, – такой человек омрачает свою жизнь и мешает жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Многолетний опыт меня в этом убедил. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и внешне красивым. Да, именно красивым…
Что значит быть интеллигентным человеком? сочинение-рассуждение
У многих людей сложилось мнение, что интеллигент – это непременно образованный человек умственного труда, причем преимущественно гуманитарного направления. Но я не согласна с этим мнением. Интеллигентность – это состояние души, которое лишь подпитывается образованием. В современном прагматичном мире образованных людей достаточно много, а вот действительно интеллигенты встречаются довольно редко. Быть интеллигентным – значит быть отзывчивым, доброжелательным, относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе, уважать мнение других, сопереживать чужой боли, а в случае надобности помочь незнакомому человеку на улице. Интеллигентный человек не может пройти мимо несчастья другого, хотя равнодушия в сегодняшнем обществе предостаточно. Такие люди больше думают о других, чем о себе. Интеллигентность также проявляется в умении вести себя в обществе, умении слушать и уважительно отстаивать свою точку зрения, умении признать свою вину и правоту оппонента. Приветливость и дружелюбие делают человека внутренне красивым, а открытость и улыбка доставляют радость окружающим. Интеллигентность нужна и окружающим, и самому человеку. Интеллигент – воспитанный, тактичный, скромный и спокойный, «это тот, которого мало». Сам о себе он никогда не скажет, что он – интеллигент, но это скажут другие. Он не позволит себе относиться к людям с пренебрежением и демонстрировать свое превосходство. Интеллигентный человек, как правило, не эгоист. Интеллигентность – это то, к чему должен стремиться каждый, но считаться таким может только искренний, духовно богатый, порядочный человек. Но пока, к сожалению, интеллигентные люди чаще воспринимаются как чудаки.
Сочинение на 5
Фраза Антона Павловича Чехова «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать» пережила своего автора и остаётся актуальной по сей день. Особенно в наше время, время глобализации и информационных технологий, люди стали всё меньше внимания уделять чистоте своей речи.
И ведь действительно, для высокообразованного и интеллигентного человека с богатыми знаниями и высоким нравственным развитием неумение грамотно и лаконично выразить свои мысли равнозначно незнанию своего родного языка. Практически ежедневно нам приходится встречать людей, которые, то ли нарочно, то ли из-за необразованности коверкают слова, активно в своей речи используют жаргонизмы, вставляют везде, где только можно и нельзя слова-паразиты, и просто нарушают правила русского языка. Обычно такие люди отталкивают от себя образованных и развитых духовно людей, вызывая к себе лишь негативное отношение. А вот те, кто старается говорить красиво и правильно, наоборот вызывают большой интерес у окружающих, с ними хочется общаться, они располагают к себе и достигают в жизни очень многого.
В русском языке, ровно как и в любом другом языке мира, есть две формы: устная и письменная, в связи с чем правильное произношение и использование слов должно быть равнозначно грамотному и красивому письму. Абсолютно любой высокоинтеллектуальный, организованный разум предполагает использование в своей речи или письме глубоких и сложных мыслей. Если человек не умеет грамотно высказывать свои мысли и не стремится научиться этому, то он будет понемногу деградировать и путь к самореализации для него закроется.
Умение говорить отличает нас от других живых существ. Так зачем же использовать такой ценный дар, данный самой природой, в весьма бестолковых целях?
Вместе со статьёй «Сочинение-рассуждение «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать» читают:
Сочинение на тему «Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер»
Сочинение на тему «Образование в жизни человека»
метки:
Человек, Интеллигентный, Интеллигентность, Интеллигент, Значит, Образованность, Интеллигенция, Обладать интеллигент
”. 2. Трудно ли быть интеллигентом в наше время? А) интеллигентность и образование; Б) интеллигентность – результат самовоспитания. 3. “В человеке должно быть все прекрасно…” Интеллигентность в моем понимании – это не только образованность, но и нравственные качества. Д. Лихачев Слово “интеллигент” произошло от латинского “интеллект”, а ввел его в обиход еще в восемнадцатом веке русский писатель П. Боборыкин. Интеллигенцией, в отличие от рабочих и крестьян, занятых физическим трудом, стали называть людей образованных, людей умственного труда: ученых, инженеров, врачей, учителей, писателей, художников. Когда-то представителей этих профессий было не так много, а теперь подобных профессий не счесть, и заняты в них миллионы людей. Часто понятия “образованность” и “интеллигентность” употребляют вместе. Но значит ли это, что всякий человек с образованием – интеллигент? Можно ли утверждать, что интеллигентность – это прежде всего образованность? Оказывается, нет. Человек, получивший образование, обладающий определенными знаниями, может и не быть интеллигентом. Ведь встречаются неинтеллигентные доктора наук и интеллигентные рабочие. Еще Ф. Достоевский отмечал, что “не ум главное, а то, что направляет его, – натура, сердце, благородные свойства, развитие”.
Жизнь показала: принадлежать к интеллигенции совсем нетрудно, а быть интеллигентным труднее. Какие люди кажутся нам интеллигентными? Вежливые? Воспитанные? Деликатные? Тогда, может быть, достаточно научиться не грубить, уступать место женщинам и пожилым людям? Интеллигентный человек – это не только тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не оскорбляет других. Это просто правила поведения в обществе. Можно все время повторять слова “извините”, “простите”, “пожалуйста”, но интеллигентным не быть. Возможно, дело в специальном воспитании? Действительно, воспитание интеллигентности – важная вещь, но, к сожалению, нет специальных школ, уроков, где изучался бы такой предмет. Интеллигентность – это понятие нравственное, это результат самовоспитания, ее нельзя приобрести без большой внутренней работы. Она свидетельствует об огромной требовательности человека к себе, постоянном самоконтроле. Мы часто проходим мимо друг друга без внимания, равнодушно, не замечая ничего вокруг. Интеллигентный человек так не поступит, потому что секрет интеллигентности – это внимание. Наша жизнь полна неожиданностей, случайностей. Мы можем кого-то случайно обидеть, оскорбить. Но главное в другом: интеллигентный человек осознает то, что сделал, и будет страдать из-за этого.
25 стр., 12060 слов
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …
Интеллигентный человек ради себя не причинит вред другому. Он не сделает другому то, что не хотел бы себе. Он не будет просить о том, что может сделать сам. Интеллигентность – это прежде всего искренность. Люди нередко лгут ради своей выгоды. Но интеллигентный человек не может ставить свою выгоду выше интересов других людей. Быть интеллигентным в наше время непросто, но без таких людей невозможно жить. Интеллигентный человек уважает других. Он не наступит, а уступит; он не спрячет, а поделится; он не будет кричать, а выслушает; он не разорвет, а склеит. С интеллигентным человеком легко и приятно общаться, он много знает о достижениях человеческой культуры, сам творит, создает. И главное – обладает удивительными, неуловимыми свойствами души, которые и делают человека интеллигентным. Наверное, к настоящим интеллигентам можно отнести А. П. Чехова, который сказал: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. (No Ratings Yet) Loading…
Похожие сочинения: , Что значит быть интеллигентным?
Кто такой современный интеллигент?
Несомненно, каждый из нас не раз задумывался о сущности настоящей интеллигентности, старался мысленно выяснить, отвечают ли черты его собственной личности, его поступки мысленному образцу. И каждый сталкивался с тем, что однозначно ответить на вопрос «А кто есть современный интеллигент?» не всегда легко. Совпадают ли понятие «образованность» и «интеллигентность»? Можно ли воспитать в себе интеллигентность или надо им родиться? Именно на эти вопросы попробую ответить.
Слово «интеллигент» появилось сравнительно недавно
– в первой половине девятнадцатого столетия. Молодость этого понятия объясняется тем, что разделение труда на умственный и физический возникло лишь во время научно-технической революции, родив новую социальную прослойку – интеллигенцию, т.е. людей, которые зарабатывают на жизнь своим умом. Раньше, в пору феодального порядка, нужды в слове «интеллигент» не было, поскольку монополия на умственный труд принадлежала исключительно аристократии, т.е. самим феодалам.
Сегодня же слово «интеллигент» приобрело какое-то другое значение. Для того, чтобы человек имел право называться интеллигентом, кроме того,
чтобы работать умственно, он должен иметь ряд других, не менее важных качеств. Для этого мало иметь высшее образование, хорошую работу, изысканные манеры и такие казалось бы «непременные» внешние атрибуты интеллигенции, как пиджак, шляпа, рубашка с галстуком и очки. Совсем не обязательно быть напыщенным академиком, выдающейся политической фигурой или великим писателем. Настоящий интеллигент, по моему мнению, никогда не покажет своего превосходства над менее образованным человеком, который, возможно, стоит на низшей общественной ступени; в общении интеллигент простой и непринужденный, не старается казаться умнее, чем есть, так как знает себе цену, держится достойно.
Интеллигентность не всегда можно объяснить происхождением, родителями, воспитанием, зажиточностью или бедностью. Даже высокая образованность не является гарантией интеллигентности, так как мы знаем кричащие примеры морального невежества именно среди владельцев документов о высшем образовании. И наоборот, знаем образцы настоящей интеллигентности и внутренней культуры среди людей простого происхождения, которые не имеют дипломов. Яркий пример – Екатерина Белокур, необразованная крестьянка, которая своими силами достигла фантастических высот в живописи. Удивительные картины художницы являются отображением гармонии внутреннего мира и окружающей красоты.
5 стр., 2390 слов
Интеллигентный человек какой он . «что значит быть интеллигентным»
… тогда это называют интеллигентностью, что является моральным понятием. Кого называют интеллигентным человеком Латинский глагол intellego подарил понятию «интеллигентность» его первое значение, которое широко использовалось до XIX века. Оно характеризовало интеллигента, как человека …
Интеллигент – это всегда патриот, который болеет душой за судьбу Родины. В советские времена много настоящих интеллигентов отбывали сроки в лагерях, их подвергали пытке, расстреливали, но ничто не могло изменить их сущности.
Считаю, настоящий интеллигент – это прежде всего человек «духа», человек глубокой «внутренней» культуры, преисполненный чувства собственного достоинства и глубокого уважения к другим людям. Это личность, которая имеет твердые убеждения и не уступает им ни под давлением материального затруднения, ни под влиянием жизненных соблазнов, ни под угрозами вельмож. Возможно, важнейшая черта интеллигентного человека – это внутренняя свобода и независимость мысли, за которую, к сожалению, ему часто приходится платить высокую цену, иногда даже отдавая собственную жизнь. Пример настоящих «рыцарей духа» побуждает к самосовершенствованию, освещает жизненную дорогу каждому из нас.
Вариант 2
Интеллигентность общества заключается не в хороших манерах или образованности. Она связана с внутренними установками человека, с его душевным устройством. Человек способен сопереживать, проявлять сочувствие, неравнодушно относиться к окружающим. Конечно же, культура, творчество и знания тоже часть интеллигентности человека, но в первую очередь это моральные принципы.
Русский и советский писатель С. Залыгин писал: «Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки».
Автор поднимает проблему реализации интеллигентного отношения в социальной среде. Он задает обществу вопросы: что означает творчество людей, музыка, литература и т.д. в контексте интеллигентного отношения. Люди разных поколений вкладывали в свои работы глубокий смысл, раскрывая собственную натуру и демонстрируя внутренний мир, в котором заложены понятия интеллигентности.
С. Залыгин говорит об ответственном отношении и высоких моральных установках человека, называющего себя интеллигентом. Потому что мерилом этого понятия становится не только деятельность людей, но и их поступки. Человек, издевающийся над другими, и не умеющий выслушать чужую точку зрения, не способен относится к интеллигентности.
Д. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал, что интеллигентное отношение строится не только на количестве знаний и опыте образования, а на конкретных поступках и действиях человека, его умении сочувствовать и сопереживать окружающим, понимать их.
В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» встречается Андрей Болконский, образцовый герой с глубоким духовным миром. Он невероятно умен, образован и силен. Однако помимо этих качеств герою не чужды патриотические чувства, милосердие и духовность. Цинизм и ложь светского общества отвратительны князю Болконскому. Он постепенно отказывается от высшего света и начинает интересоваться военными действиями, чтобы посвятить себя родине. Герой прошел сложный и полный боли путь через сражения, но его душа все еще полна доброты, любви и сострадания. Эти качества делают персонажа романа истинным образом интеллигентности.
Таким образом, интеллигентность основана на добрых поступках, в независимости от образования человека. Она является отражением понимания, ответственности и сострадания ко всему окружающему.
Другие сочинения: ← Что такое время?↑ На свободную темуДемократия →
Вариант 3
Гениальность, как правило, ассоциируется с великими деятелями науки и искусства, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Исаак Ньютон, Франц Петер Шуберт, Имре Кальман, Г. М. Фихтенгольц и другими известными людьми, чьи творения, открытия и изобретения в свое время изменили и перевернули наш мир. Эти люди, безусловно, обладали экстраординарными способностями.
Каждый из людей предрасположен к кому то виду деятельности. И если с детства развивать эти способности, то со временем проявится талант. Такие люди становятся успешными, известными. И на этом все. Развитие способностей останавливается. Достигнув определенного мастерства, такой человек только продолжает оттачивать свой талант, поддерживает свое мастерство. У гения же нет этой планки.
Что говорят о гениях. «Гениальный человек талантлив во всем». Примером этому могут стать Д. И. Менделеев, он занимался не только вопросами, связанными с химией. Кроме этого он был экспериментатором, занимался вопросами воздухоплавания. А Леонардо Да Винчи. Помимо искусства он внес свой вклад в анатомию и медицину, инженерное дело. Он был еще и изобретателем
Гениальность — это высшая степень развития интеллекта, умственных и творческих способностей. Любой гений талант, но талант не значит гений. Гениальные люди имеют огромное преимущество над другими. Но так ли хорошо быть гением.
В психологии гениальность это отклонение от нормы. Такие люди выделяются на фоне большинства и бывают часто не понятыми. Из-за этого подвергается сарказму. «Непризнанный гений». Так говорят о многих гениальных людях, получивших известность и славу после смерти.
3 стр., 1256 слов
Конспект по развитию речи «Человек — часть природы»
… Талант, как и способности, дается человеку от рождения, но проявляется и развивается в процессе трудовой, научной, творческой или социальной деятельности. Самой высшей степенью проявления таланта является гениальность. Гений … печатается в российских учебниках как единственно верная. Согласно теории Дарвина человек выделился из … к ЕГЭ Влияние человека на природу С тех пор, как человек смог создавать …
Часто такие люди бывают их неприспособленными к обычной жизни. Так известный советский математик И. М Виноградов, который имел феноменальную память и обладал не дюжей физической силой и всю жизнь прожил со своей сестрой, которая и обеспечивала ему комфорт.
Гениальность, как правило, сопровождает одиночество. Им тяжело с другими людьми, да другим тяжело с ними. Люди не понимают гениев, завидуют им, обходят стороной (если не считать «прихлебаев», которые хотят «искупнуться в лучах чужой славы»).
Вряд ли скоро будет известно, как устроен мозг таких людей и будет ли известно вообще. Но пока существуют прогресс , во всех видах деятельности, неизбежен.
Примеры похожих учебных работ
Может ли один случай изменить жизнь человека. : «Роль случая в жизни человека
… ни в коем случае не утверждаю, что наша повседневная жизнь — это досадная рутинная ноша, которую необходимо как можно скорее сбросить. Нет, окружающая нас повседневность тоже может быть прекрасна, …
Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни
… в своем произведении. Истинная душа людей очень ярко проявляется на войне, потому что она «с чрезвычайной быстротой образовывает новые характеры людей». Повесть «Полюби меня солдатик…» рассказывает о самых последних днях …
Почему алеша увидел в бабушке близкого человека. роль бабушки в жизни алеши. Горький …
… влияние на формирование характера Алеши, его восприятие окружающего мира, отношение к людям. Переняв ее жизненную стойкость, он готов начать новую, . Благодарность бабушке выражена в словах Алеши: «…Это ее бескорыстная …
Проблема готовности к самопожертвованию (Что движет людьми, готовыми пожертвовать …
… самопожертвования является материнская … Самопожертвование ради любви Самопожертвование ради любви отличается тем, … самопожертвования имеют психологический подтекст. Чем объясняется самопожертвование Ученые считают, что самопожертвование закладывается на …
Интеллигентный человек какой он . «что значит быть интеллигентным»
… «Человек должен быть интеллигентен», по мнению большинства, дал достоверную характеристику интеллигентного человека. Он утверждал, что это качество, данное … А в том случае, если ребёнок рождается в интеллигентной семье, где нормы, принципы и …
Cочинение «Человек должен быть интеллигентным»
Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не нуждается в интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если эта интеллигентность сделала его «белой вороной» среди сотрудников, друзей, родных, становится помехой сближения с другими людьми? Нет, нет и еще раз нет! Интеллигентность нужна при любых обстоятельствах. Она нужна вам и тем, кто вас окружает. Это очень и очень важно, прежде всего, для того, чтобы жить счастливо и долго: именно так, долго! Ведь интеллигентность тождественна моральному здоровью, а здоровье необходимо для того, чтобы жить долго – не только физически, а и умственно. В одной древней книге сказано: «Уважай отца своего и мать свою, и долгожителем будешь на земле». Это касается и всего народа, и каждого отдельно человека. Это мудро. Но вначале определим, что такое интеллигентность, а уже потом – почему она связана с заповедью долголетия. Многие считают, что интеллигентный человек – это человек начитанный, высокообразованный (и образование его преимущественно гуманитарное), много путешествует, знает несколько языков. Тем не менее, можно обладать этими качествами и не быть интеллигентом, а можно ничего этого не иметь и быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. В самом деле, лишите интеллигентного человека памяти. Пусть он забудет все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить наилучших произведений искусства, если он сможет проняться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, а, поняв, поможет ему не проявить грубости, равнодушия, злорадства, зависти и достойно оценит его – вот это и будет истинный интеллигент. Интеллигентность не только в знаниях, а и в способности понять ближнего. Она оказывается в тысяче мелочей: в умении вежливо спорить, скромно вести себя за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не сорить вокруг себя – не сорить окурками или бранным словом, плохими идеями (это тоже мусор, да еще и какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать, тренировать, тренировать душевные силы, как тренируют физические. А тренировка возможна и необходима при любых условиях. То, что тренировка физических сил оказывает помощь в долголетии – это понятно. Значительно меньше понимают, что для долголетия необходимо тренировать духовные и душевные силы. Дело в том, что недоброжелательная и злая реакция на окружающих, грубость и непонимание тех, кто нас окружает, – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Эстетично невосприимчивый человек – несчастный человек. Человек, который не умеет понять другого человека, который приписывает ему только дурные намерения, который всегда обижается на других, – такой человек омрачает свою жизнь и мешает жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Многолетний опыт меня в этом убедил. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и внешне красивым. Да, именно красивым…
.
Сочинение на тему интеллигентный человек 8 класс
Текст из ЕГЭ
(1) Что такое классическая литература? (2) Что такое классическая русская музыка? (3) Что такое русская живопись, в частности передвижники? (4) А это, помимо всего прочего, ещё и русская интеллигенция и интеллигентность, из которой выходили творцы, умевшие выразить склад ума, устремления и всё то, что мы называем духовным миром народа. (5) Человек, именующий себя интеллигентом, тем самым брал на себя очень чёткие моральные обязательства. (6) Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки. (7) Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, вызывал полное доверие. (8) Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист «не забывал бедных и своего собственного достоинства» — примерно такое было правило. (9) Обогащение было презираемо, особенно в тех случаях, когда разбогатевший человек никому не оказывал материальной помощи. (10) К богатому человеку не зазорно было прийти если уж не с требованием, так с настойчивой просьбой пожертвовать на такие-то и такие-то общественные и благие нужды. (11) Именно потому, что интеллигентность предусматривала мораль поступка и образа жизни, она и не была сословностью, и граф Толстой был интеллигентом, и мастеровой был им. (12) Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять. (13) Понявший его знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя. (По С. Залыгину)
Вступление
Иногда сложно четко определить, что такое интеллигентное поведение, а что противоположно ему. Чем интеллигентный человек отличается от общей массы? Есть ли какие-то особые правила, чтобы человек стал интеллигентным? Об этом размышляют литераторы, социологи и философы уже не одно поколение.
Проблема
Проблему интеллигентности поднимает и русский писатель-публицист С. Залыгин. Он пытается соотнести само понятие интеллигентности и ее воплощения в жизни общества.
Комментарий
Автор задается вопросом, что такое русская литература, музыка, живопись, неразрывно связывая эти понятия с интеллигенцией и интеллигентностью, которая помогала мастерам слова и живописи выражать особенности окружающего мира, внутренних стремлений простого народа. Далее автор повествует о высокой моральной ответственности человека, называющего себя интеллигентом. Главным мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль или творчество, но и поступки. Человек, оскорбляющий обездоленных и нуждающихся, не принимался в интеллигентной среде. В то же самое время, человек, накричавший на начальство, вызывал доверительное уважение. Жажда наживы и карьерный рост не приветствовались, особенно если при этом человек не помогал обездоленным. Очень важно было не терять собственного достоинства и жертвовать на общественные нужды. Интеллигентность, по мнению автора, это не прерогатива какого-то сословия. Интеллигентом мог быть и граф Л.Н. Толстой, и мастеровой.
Авторская позиция
С. Залыгин говорит о том, что кодекс интеллигентности никогда не был написан, но понятен всем и каждому. Тот, кто понял саму суть интеллигентности, тот знает, что такое хорошо, что плохо, что делать можно, а чего нельзя. Интеллигентность не зависит от социальной принадлежности человека, это особое внутреннее качество.
Своя позиция
Соглашусь с автором, что интеллигентность – это не образованность, талант или нравственность. Это все перечисленные черты, особым образом сложившиеся в единое внутреннее состояние, не позволяющее человеку терять собственное достоинство и унижать достоинство окружающих.
Аргумент 1
Окружающими интеллигентность оценивается по умению человека вести себя в различных ситуация, в обществе людей. Еще одним немаловажным критерием интеллигентности становится духовность. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» представляет нам истинную интеллигентность в лице одного из главных героев – Андрея Болконского. Князь Андрей – сильный, волевой человек, умный, образованный, обладающий глубокими патриотическими чувствами, милосердием и духовностью. Высший свет с его цинизмом и ложью отталкивает Болконского. Постепенно отказавшись от правил, по которым живет высшее общество, Андрей пытается найти счастье в военных действиях. Пройдя нелегкий путь на полях сражений, герой утверждает в душе сострадание, любовь и доброту. Эти черты делают его истинным интеллигентом. Многие современные молодые люди могли бы брать с него пример.
Аргумент 2
В другом произведении писатель, напротив, утверждает отсутствие интеллигентности у своих героев. А.П. Чехов в комедии «Вишневый сад» размышляет о памяти и показывает жизнь обедневших дворян конца 19 века, которые по собственной глупости теряют родовое имение, дорогой их воспоминаниям вишневый сад и самых родных и близких людей. Они не желают ничего делать, не приспособлены к работе, не увлекаются чтением или постижением наук, ничего не смыслят в искусстве. Другими словами, в героях комедии читатель наблюдает полное отсутствие духовной и умственной работы. Поэтому, несмотря на их высокое происхождение, интеллигентами их назвать трудно. По мнению А.П. Чехова, люди обязаны совершенствоваться, много трудиться, помогать нуждающимся, стремиться к высшему проявлению нравственности.
Заключение
На мой взгляд, быть настоящим человеком, Человеком с большой буквы, и означает быть интеллигентом. Интеллигентность – умение подчинять свою жизнь законам милосердия, добра и справедливости.
У многих людей сложилось мнение, что интеллигент – это непременно образованный человек умственного труда, причем преимущественно гуманитарного направления. Но я не согласна с этим мнением. Интеллигентность – это состояние души, которое лишь подпитывается образованием. В современном прагматичном мире образованных людей достаточно много, а вот действительно интеллигенты встречаются довольно редко.
Быть интеллигентным – значит быть отзывчивым, доброжелательным, относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе, уважать мнение других, сопереживать чужой боли, а в случае надобности помочь незнакомому человеку на улице. Интеллигентный человек не может пройти мимо несчастья другого, хотя равнодушия в сегодняшнем обществе предостаточно. Такие люди больше думают о других, чем о себе.
Интеллигентность также проявляется в умении вести себя в обществе, умении слушать и уважительно отстаивать свою точку зрения, умении признать свою вину и правоту оппонента.
Приветливость и дружелюбие делают человека внутренне красивым, а открытость и улыбка доставляют радость окружающим. Интеллигентность нужна и окружающим, и самому человеку.
Интеллигент – воспитанный, тактичный, скромный и спокойный, “это тот, которого мало”. Сам о себе он никогда не скажет, что он – интеллигент, но это скажут другие. Он не позволит себе относиться к людям с пренебрежением и демонстрировать свое превосходство. Интеллигентный человек, как правило, не эгоист.
Интеллигентность – это то, к чему должен стремиться каждый, но считаться таким может только искренний, духовно богатый, порядочный человек.
Но пока, к сожалению, интеллигентные люди чаще воспринимаются как чудаки.