Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Интерактивная игра по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» для детей старшего дошкольного возраста
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Филиал №2 «Дюймовочка» МБДОУ №96 «Колокольчик» г. Пензы
Подготовила: воспитатель
Зиманова Е. А.Пенза
Интерактивная игра
по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
для детей старшего дошкольного возраста -
2 слайд
Описание слайда:
игра
по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
для детей старшего дошкольного возраста.Цель:
Развитие интереса к художественной литературе у детей 5-7 лет, формирование у детей чувства радостного эмоционального настроя.
Задачи:
-Формировать у детей готовность к полноценному восприятию и адекватной оценке прочитанного произведения.
-Активизировать речевую и мыслительную деятельности детей.
-Способствовать эмоциональному восприятию детьми произведения.
— Способствовать развитию коммуникативной активности детей
Описание игры:
Игра включает в себя задания на усвоение хода событий в произведении, на развитие эмоциональной отзывчивости, стимулирующие коммуникативную активность детей.
Материал предназначен работникам ДОУ — воспитателям, музыкальным руководителям, родителям. -
3 слайд
Описание слайда:
Отгадай, из какой сказки?
-
4 слайд
Описание слайда:
Вся из снега изо льда,
Но красива-холодна.
Любит зеркало она
В нём там видит города,
И по ним летит в карете,
Разбегайтесь звери, дети.
Ветер, вьюгу принесёт,
На пути все занесёт…
(Снежная королева)
-
5 слайд
-
6 слайд
Описание слайда:
Кто автор сказки «Снежная королева»?
Ганс Христиан Андерсен -
7 слайд
-
8 слайд
-
9 слайд
Описание слайда:
Назови героев сказки
-
10 слайд
Описание слайда:
По страницам сказки
-
11 слайд
Описание слайда:
Что попало в глаз и сердце Кая?
-
12 слайд
Описание слайда:
Кого встретила на своем пути Герда?
-
13 слайд
Описание слайда:
Какие подарки получила Герда во время своего испытания?
-
14 слайд
Описание слайда:
Кто помог Герде добраться до замка снежной королевы?
-
15 слайд
Описание слайда:
Как расколдовали Кая?
-
16 слайд
Описание слайда:
Эти разные герои
-
17 слайд
Описание слайда:
Кто был приветливым и дружелюбным?
-
18 слайд
Описание слайда:
Кто был невоспитанным?
-
19 слайд
Описание слайда:
Назовите положительных героев сказки
-
20 слайд
Описание слайда:
Назовите отрицательных героев сказки
-
21 слайд
Описание слайда:
Посоветуй, как героям исправиться?
-
22 слайд
Описание слайда:
Посоветуй, как героям исправиться?
-
23 слайд
Описание слайда:
Игра «Вежливый колпачок»
(помогите Маленькой Разбойнице стать умной, послушной и научите её вежливым словам).
Описание игры: (Дети встают в круг) Тот, кто надел колпак, должен закончить предложение и назвать подходящее по смыслу вежливое слово.Растает ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
Когда бранят за шалости, мы говорим прости… (пожалуйста)
Чтоб легче ехать и идти, мы пожелаем… (доброго пути)
Мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь… (здравствуйте)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)
Всем с большой любовью желаем крепкого… (здоровья)
Нужно знать, как дважды два, все волшебные …(слова). -
24 слайд
Описание слайда:
Игра «Собери зеркало из осколков»
(Квадраты Никитина) -
25 слайд
Описание слайда:
Игра «Какая бывает зима?»
Ну-ка быстро, мой дружок,
Становись со мной в кружок
Ты снежинку получай,
Слово о зиме нам дай
— Если много выпало снега, как можно зиму назвать, какая она?
— Если на окнах от мороза появились узоры?
— А если на солнце снег сверкает, как серебро?
— Слышите, как ветер стукнул форточкой, как назовём такую зиму?
— А если ветер закружил снег, и он своими лучиками нам колет
лицо, как назовём такую зиму?
(Снежная, морозная, ветреная, колючая, серебристая, вьюжная, холодная, ледяная, белая и т.д.)
-
26 слайд
-
27 слайд
Описание слайда:
Счастье всегда на стороне отважных.
Люди способны совершать чудеса, если в сердце горит огонь любви и дружбы. Такой огонь способен растопить и ледяной дворец и ледяную душу.
-
28 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 557 человек из 77 регионов
- Сейчас обучается 2922 человека из 84 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Интерактивная игра «Снежная королева», включает в себя задания на усвоение хода событий в произведении, на развитие эмоциональной отзывчивости, стимулирующие коммуникативную активность детей. Материал предназначен работникам ДОУ — воспитателям, музыкальным руководителям, родителям.
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Памятка для родителей «Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка»
-
Сценарий для детей старшей и подготовительных групп «Новогоднее морское путешествие»
-
Сценарий праздника «День Матери» в младшей группе
-
Игры – имитации для детей раннего возраста
-
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в Страну Знаний»
-
Конспект прогулки «Сезонные изменения в природе. Ноябрь».
-
Презентация «Как приучить малыша к горшку»
-
Проект в разновозрастной группе № 1 (возраст детей от 3 до 5 лет) «Домашние животные»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452531 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
-
Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
-
Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
-
Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
-
Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Плохой герой наденет маску,
Бывает разная развязка.
Даю последнюю подсказку,
Все дети на ночь любят … -
2 слайд
-
3 слайд
-
4 слайд
-
5 слайд
Описание слайда:
Мы сейчас узнаем
Какие вы знаете сказкиРебята приготовили домашнее задание
Они прочитают отрывки из сказок
А вы попробуйте угадать героев сказок, авторов и название сказок -
6 слайд
Описание слайда:
Третье марта
Тема урока: Ганс Христиан Андерсен Сказка « Снежная королева»
Цели урока: Познакомить с творчеством Андерсена; участвовать в диалоге, расспросе, извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников.
-
7 слайд
Описание слайда:
Андерсен – великий сказочник
родился 2 апреля 1805 г.
в городе Оденсе в Дании
Многие годы работал в столице Копенгагене -
8 слайд
Описание слайда:
1.Кем был Андерсен ?
2.Вкаком городе он родился?
3.Как называлась страна ,где он жил?
4.В каком городе жил ,работал и умер писатель? -
9 слайд
-
10 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
11 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
Жил-был злой тролль. Однажды он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе становилось ужасным и безобразным . Ученики тролля — а у него была своя школа — рассказывали всем, что сотворилось чудо. Они бегали повсюду с зеркалом,пока не разбили его Осколки зеркала разлетаясь по белу свету, попадали людям в глаза, и в сердце да так там и оставались. А человек с таким осколком в глазу и в сердце начинал видеть все шиворот навыворот или замечать в каждой вещи только дурное -
12 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
аааа -
13 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
В большом городе жили по соседству двое бедных детей — Кай и Герда. Они любили друг друга как брат и сестра. Обе семьи выращивали цветы, и дети любили сидеть возле кустов с розами. -
14 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
15 слайд
Описание слайда:
В теплое время года они проводили здесь все время, выдумывая разные игры, а зимой любили устроиться у теплого очага и слушать удивительные истории, которые им частенько рассказывала бабушка.
-
16 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
17 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
Однажды, когда дети «рассматривали книжку с картинками», Кай почувствовал, как что-то кольнуло его в глаз и сердце – это были осколки «дьявольского зеркала» -
18 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
19 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
Теперь сердце Кая превратилось в кусок льда, и он начал всё видеть в искажённом виде. Прекрасные розы ему стали казаться гадкими, а взрослых он передразнивал и грубил им. -
20 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
21 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
Наступила зима. Однажды Кай пошёл на большую площадь кататься на санках. -
22 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
23 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
Внезапно там появилась ослепительная женщина в белом на больших санках — Снежная королева. Кай привязал к её санкам свои и покатил. Вскоре они выехали за ворота города. -
24 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
25 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
Снежная королева завернула Кая в свою шубу, поцеловала мальчика, и он забыл про Герду и всех домашних. -
26 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
27 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
28 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
29 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
Когда Кай не вернулся домой, Герда много плакала. Она не верила, что Кай умер, и отправилась на его поиски. -
30 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
31 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
32 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
33 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
Во время странствий Герда наткнулась на чудный домик, утопавший в цветах. Его хозяйкой оказалась «старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе»
Чары старушки заставили Герду забыть обо всём, и она осталась в доме с чудесным садом, где всегда было лето. Но однажды девочка увидела розы, которые напомнили ей о доме, и тут она всё вспомнила. -
34 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
35 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
Герда встретила большого умного ворона, который отвел ее во дворец. Он рассказал девочке, что принцесса, собиралась выйти замуж, и ее жених по всем описаниям походил на Кая. Оказавшись во дворце благодаря стараниям невесты ворона, Герде удалось увидеть будущего принца: к сожалению, «это был не Кай». Принцесса, выслушав грустную историю девочки, подарила ей золотую карету с кучером и слугами, а также «башмаки, и муфту, и чудесное платье». В карете Герда нашла ящик с сахарными крендельками, фруктами и пряниками. -
36 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
37 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
38 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
История первая-«в которой говорится о зеркале и его осколках».
История вторая-«мальчик и девочка».
История третья-«цветник женщины, умевшей колдовать».
История четвёртая-«принц и принцесса».
История пятая-«маленькая разбойница».
История шестая-«лапландка и финка».
История седьмая-«что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом». -
39 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
40 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева» -
41 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Снежная королева»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Русская литература. Часть 1», С.Н.Захарова, Г.М. Юстинова
Похожие материалы
-
Воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности.
-
Контрольное тестирование по литературе за I полугодие
-
Рабочая программа по РОДНОЙ литературе для 8 класса
-
Социальный проект. 7 класс
-
Информационно-познавательный проект. 7 класс.
-
Рабочая программа по литературе для 8 класса
-
Презентация «Польза чтения книг»
-
Вопросы для анализа произведения Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452531 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
Предлагаем вам прочитать волшебную зимнюю сказку Г. Х. Андерсена “Снежная королева” о том, как маленькая девочка Герда сможет победить всемогущую Снежную королеву.
Герда пройдёт очень длинный путь и преодолеет много трудностей, прежде чем она сможет помочь своему названному брату Каю, чьё сердце стало ледяным и холодным. Но, обо всём по порядку…
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ, в которой говорится о зеркале и его осколках
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. Мальчик и девочка
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. Цветник женщины, умевшей колдовать
ИСТОРИЯ ЧЕТВЁРТАЯ. Принц и принцесса
ИСТОРИЯ ПЯТАЯ. Маленькая разбойница
История VI. Читать онлайн
ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ. Лапландка и финка
Олень остановился у жалкой избушки. Крыша спускалась до самой земли, а дверь была такая низенькая, что людям приходилось проползать в неё на четвереньках.
Дома была одна старуха-лапландка, жарившая при свете жировой лампы рыбу. Северный олень рассказал лапландке всю историю Герды, но сначала рассказал свою собственную — она казалась ему гораздо важнее. Герда же так окоченела от холода, что и говорить не могла.
— Ах вы, бедняги!—сказала лапландка. — Долгий же вам ещё предстоит путь! Придётся сделать сто миль с лишним, пока доберётесь до Финляндии, где Снежная королева живёт на даче и каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни. Я напишу два слова на сушёной треске — бумаги у меня нет, — а вы снесёте её финке, которая живёт в тех местах и лучше моего сумеет научить вас, что надо делать.
Когда Герда согрелась, поела и попила, лапландка написала два слова на сушёной треске, велела Герде хорошенько беречь её, потом привязала девочку к спине оленя, и тот снова помчался.
Уф! Уф! — послышалось опять с неба, и оно стало выбрасывать столбы чудесного голубого пламени. Так добежал олень с Гердой и до Финляндии и постучался в дымовую трубу финки — у неё и дверей-то не было.
Ну и жара стояла в её жилье! Сама финка, низенькая, толстая женщина, ходила полуголая. Живо стащила она с Герды платье, рукавицы и сапоги, иначе девочке было бы чересчур жарко, положила оленю на голову кусок льда и затем принялась читать то, что было написано на сушёной треске.
Она прочла всё от слова до слова три раза, пока не заучила наизусть, и потом сунула треску в котёл с супом — рыба ведь ещё годилась в пищу, а у финки ничего даром не пропадало.
Тут олень рассказал сначала свою историю, а потом историю Герды. Финка мигала своими умными глазками, но не говорила ни слова.
— Ты такая мудрая женщина, — сказал олень. — Не изготовишь ли ты для девочки такое питьё, которое бы дало ей силу двенадцати богатырей? Тогда бы она одолела Снежную королеву.
— Силу двенадцати богатырей! — сказала финка. — Да, много в этом толку!
С этими словами она взяла с полки большой кожаный свиток и развернула его: на нём стояли какие-то удивительные письмена.
Финка принялась читать их и читала до того, что пот градом покатился с её лба.
Олень опять принялся просить за Герду, а Герда смотрела на финку такими умоляющим и, полными слёз глазами, что та опять заморгала, отвела оленя в сторону и, меняя ему на голове лёд, шепнула:
— Кай в самом деле у Снежной королевы, но он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде и быть не может. Причиной же всему — осколки зеркала, что сидят у него в сердце и глазу. Их надо удалить, иначе Снежная королева сохранит над ним свою власть.
— А не можешь ли ты дать Герде что-нибудь такое, что сделает её сильнее всех?
— Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Но она не должна от нас узнать о своей силе, что живёт в её сердце; её сила в том, что она невинный, милый ребёнок. Если она сама не сможет проникнуть в покои Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем! В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно.
С этими словами финка подсадила Герду на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног.
– Ай, я без тёплых сапог! Ай, я без рукавиц! — закричала Герда, очутившись на морозе.
Но олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами. Тут он спустил девочку, поцеловал её в самые губы, и по щекам его покатились крупные блестящие слёзы. Затем он стрелой пустился назад. Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без сапог, без рукавиц.
Она побежала вперёд что было мочи. Навстречу ей нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и на нём пылало северное сияние, — нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.
Но Герда смело шла всё вперёд и вперёд и наконец добралась до чертогов Снежной королевы.
Посмотрим же, что было в это время с Каем. Он и не думал о Герде, а уж меньше всего о том, что она так близко от него.
Источник: Г. Х. Андерсен. Снежная королева/ Для младшего школьного возраста. Рисунки В. Алфеевского, 1987.
ЧИТАТЬ СКАЗКУ ДАЛЬШЕ…
Читайте ещё одну сказку Ганса Христиана Андерсена “Девочка со спичками”.
Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди.
— Здорово, служивый! — сказала она. — Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.
— Спасибо, старая ведьма! — сказал солдат.
— Видишь вон то старое дерево? — сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. — Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.
— Зачем мне туда лезть? — спросил солдат.
— За деньгами! — сказала ведьма. — Знай, что когда ты доберешься до самого низа, то увидишь большой подземный ход; в нем горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи.
Войди в первую комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно чайные чашки! Но ты не бойся! Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам живо подойди и схвати собаку, посади ее на передник, открой сундук и бери из него денег вволю. В этом сундуке одни медяки; захочешь серебра — ступай в другую комнату; там сидит собака с глазами, как мельничные колеса! Но ты не пугайся: сажай ее на передник и бери себе денежки. А захочешь, так достанешь и золота, сколько сможешь унести; пойди только в третью комнату. Но у собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза — каждый с круглую башню. Вот это собака! Злющая-презлющая! Но ты ее не бойся: посади на мой передник, и она тебя не тронет, а ты бери себе золота, сколько хочешь!
— Оно бы недурно! — сказал солдат. — Но что ты с меня за это возьмешь, старая ведьма? Ведь что-нибудь да тебе от меня нужно?
— Я не возьму с тебя ни полушки! — сказала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.
— Ну, обвязывай меня веревкой! — приказал солдат.
— Готово! — сказала ведьма. — А вот и мой синий клетчатый передник!
Солдат влез на дерево, спустился в дупло и очутился, как сказала ведьма, в большом проходе, где горели сотни ламп.
Вот он открыл первую дверь. Ох! Там сидела собака с глазами, как чайные чашки, и таращилась на солдата.
— Вот так молодец! — сказал солдат, посадил пса на ведьмин передник и набрал полный карман медных денег, потом закрыл сундук, опять посадил на него собаку и отправился в другую комнату. Ай-ай! Там сидела собака с глазами, как мельничные колеса.
— Нечего тебе таращиться на меня, глаза заболят! — сказал солдат и посадил собаку на ведьмин передник. Увидев в сундуке огромную кучу серебра, он выбросил все медяки и набил оба кармана и ранец серебром. Затем солдат пошел в третью комнату. Фу ты пропасть! У этой собаки глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колеса.
— Мое почтение! — сказал солдат и взял под козырек. Такой собаки он еще не видывал.
Долго смотреть на нее он, впрочем, не стал, а взял да и посадил на передник и открыл сундук. Батюшки! Сколько тут было золота! Он мог бы купить на него весь Копенгаген, всех сахарных поросят у торговки сластями, всех оловянных солдатиков, всех деревянных лошадок и все кнутики на свете! На все хватило бы! Солдат повыбросил из карманов и ранца серебряные деньги и так набил карманы, ранец, шапку и сапоги золотом, что еле-еле мог двигаться. Ну, наконец-то он был с деньгами! Собаку он опять посадил на сундук, потом захлопнул дверь, поднял голову и закричал:
— Тащи меня, старая ведьма!
— Огниво взял? — спросила ведьма.
— Ах черт, чуть не забыл! — сказал солдат, пошел и взял огниво.
Ведьма вытащила его наверх, и он опять очутился на дороге, только теперь и карманы его, и сапоги, и ранец, и фуражка были набиты золотом.
— Зачем тебе это огниво? — спросил солдат.
— Не твое дело! — ответила ведьма. — Получил деньги, и хватит с тебя! Ну, отдай огниво!
— Как бы не так! — сказал солдат. — Сейчас же говори, зачем тебе оно, не то вытащу саблю да отрублю тебе голову.
— Не скажу! — уперлась ведьма.
Солдат взял и отрубил ей голову. Ведьма повалилась мертвая, а он завязал все деньги в ее передник, взвалил узел на спину, сунул огниво в карман и зашагал прямо в город.
Город был чудесный; солдат остановился на самом дорогом постоялом дворе, занял самые лучшие комнаты и потребовал все свои любимые блюда — теперь ведь он был богачом!
Слуга, который чистил приезжим обувь, удивился, что у такого богатого господина такие плохие сапоги, но солдат еще не успел обзавестись новыми. Зато на другой день он купил себе и хорошие сапоги и богатое платье. Теперь солдат стал настоящим барином, и ему рассказали обо всех чудесах, какие были тут, в городе, и о короле, и о его прелестной дочери, принцессе.
— Как бы ее увидать? — спросил солдат.
— Этого никак нельзя! — сказали ему. — Она живет в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят!
«Вот бы на нее поглядеть!» — подумал солдат.
Да кто бы ему позволил?!
Теперь-то он зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и много помогал бедным. И хорошо делал: он ведь по себе знал, как плохо сидеть без гроша в кармане! Теперь он был богат, прекрасно одевался и приобрел очень много друзей; все они называли его славным малым, настоящим кавалером, а ему это очень нравилось. Так он все тратил да тратил деньги, а вновь-то взять было неоткуда, и осталось у него в конце концов всего-навсего две денежки! Пришлось перебраться из хороших комнат в крошечную каморку под самой крышей, самому чистить себе сапоги и даже латать их; никто из друзей не навещал его, — уж очень высоко было к нему подниматься!
Раз как-то, вечером, сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, и вспомнил про маленький огарочек в огниве, которое взял в подземелье, куда спускала его ведьма. Солдат достал огниво и огарок, но стоило ему ударить по кремню, как дверь распахнулась, и перед ним очутилась собака с глазами, точно чайные чашки, та самая, которую он видел в подземелье.
— Что угодно, господин? — пролаяла она.
— Вот так история! — сказал солдат. — Огниво-то, выходит, прелюбопытная вещица: я могу получить все, что захочу! Эй ты, добудь мне деньжонок! — сказал он собаке. Раз — ее уж и след простыл, два — она опять тут как тут, а в зубах у нее большой кошель, набитый медью! Тут солдат понял, что за чудное у него огниво. Ударишь по кремню раз — является собака, которая сидела на сундуке с медными деньгами; ударишь два — является та, которая сидела на серебре; ударишь три — прибегает собака, что сидела на золоте.
Солдат опять перебрался в хорошие комнаты, стал ходить в щегольском платье, и все его друзья сейчас же узнали его и ужасно полюбили.
Вот ему и приди в голову: «Как это глупо, что нельзя видеть принцессу. Такая красавица, говорят, а что толку? Ведь она век свой сидит в медном замке, за высокими стенами с башнями. Неужели мне так и не удастся поглядеть на нее хоть одним глазком? Ну-ка, где мое огниво?» И он ударил по кремню раз — в тот же миг перед ним стояла собака с глазами, точно чайные чашки.
— Теперь, правда, уже ночь, — сказал солдат. — Но мне до смерти захотелось увидеть принцессу, хоть на одну минуточку!
Собака сейчас же за дверь, и не успел солдат опомниться, как она явилась с принцессой. Принцесса сидела у собаки на спине и спала. Она была чудо как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая принцесса, и солдат не утерпел и поцеловал ее, — он ведь был бравый воин, настоящий солдат.
Собака отнесла принцессу назад, и за утренним чаем принцесса рассказала королю с королевой, какой она видела сегодня ночью удивительный сон про собаку и солдата: будто она ехала верхом на собаке, а солдат поцеловал ее.
— Вот так история! — сказала королева.
И на следующую ночь к постели принцессы приставили старуху фрейлину — она должна была разузнать, был ли то в самом деле сон или что другое.
А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть, но старуха фрейлина надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку. Увидав, что собака скрылась с принцессой в одном большом доме, фрейлина подумала: «Теперь я знаю, где их найти!», взяла кусок мела, поставила на воротах дома крест и отправилась домой спать. Но собака, когда понесла принцессу назад, увидала этот крест, тоже взяла кусок мела и наставила крестов на всех воротах в городе. Это было ловко придумано: теперь фрейлина не могла отыскать нужные ворота — повсюду белели кресты.
Рано утром король с королевой, старуха фрейлина и все офицеры пошли посмотреть, куда это ездила принцесса ночью.
— Вот куда! — сказал король, увидев первые ворота с крестом.
— Нет, вот куда, муженек! — возразила королева, заметив крест на других воротах.
— Да и здесь крест и здесь! — зашумели другие, увидев кресты на всех воротах. Тут все поняли, что толку им не добиться.
Но королева была женщина умная, умела не только в каретах разъезжать. Взяла она большие золотые ножницы, изрезала на лоскутки штуку шелковой материи, сшила крошечный хорошенький мешочек, насыпала в него мелкой гречневой крупы, привязала его на спину принцессе и потом прорезала в мешочке дырочку, чтобы крупа могла сыпаться на дорогу, по которой ездила принцесса.
Ночью собака явилась опять, посадила принцессу на спину и понесла к солдату; солдат так полюбил принцессу, что начал жалеть, отчего он не принц, — так хотелось ему жениться на ней. Собака и не заметила, что крупа сыпалась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгнула с принцессой. Поутру король и королева сразу узнали, куда ездила принцесса, и солдата посадили в тюрьму.
Как там было темно и скучно! Засадили его туда и сказали: «Завтра утром тебя повесят!» Очень было невесело услышать это, а огниво свое он позабыл дома, на постоялом дворе.
Утром солдат подошел к маленькому окошку и стал смотреть сквозь железную решетку на улицу: народ толпами валил за город смотреть, как будут вешать солдата; били барабаны, проходили полки. Все спешили, бежали бегом. Бежал и мальчишка-сапожник в кожаном переднике и туфлях. Он мчался вприпрыжку, и одна туфля слетела у него с ноги и ударилась прямо о стену, у которой стоял солдат и глядел в окошко.
— Эй ты, куда торопишься! — сказал мальчику солдат. — Без меня ведь дело не обойдется! А вот, если сбегаешь туда, где я жил, за моим огнивом, получишь четыре монеты. Только живо!
Мальчишка был не прочь получить четыре монеты, он стрелой пустился за огнивом, отдал его солдату и… А вот теперь послушаем!
За городом построили огромную виселицу, вокруг стояли солдаты и сотни тысяч народу. Король и королева сидели на роскошном троне прямо против судей и всего королевского совета.
Солдат уже стоял на лестнице, и ему собирались накинуть веревку на шею, но он сказал, что, прежде чем казнить преступника, всегда исполняют какое-нибудь его желание. А ему бы очень хотелось выкурить трубочку, — это ведь будет последняя его трубочка на этом свете!
Король не посмел отказать в этой просьбе, и солдат вытащил свое огниво. Ударил по кремню раз, два, три — и перед ним предстали все три собаки: собака с глазами, как чайные чашки, собака с глазами, как мельничные колеса, и собака с глазами, как круглая башня.
— А ну помогите мне избавиться от петли! — приказал солдат.
И собаки бросились на судей и на весь королевский совет: того за ноги, того за нос да кверху на несколько сажен, и все падали и разбивались вдребезги!
— Не надо! — закричал король, но самая большая собака схватила его вместе с королевой и подбросила их вверх вслед за другими. Тогда солдаты испугались, а весь народ закричал:
— Служивый, будь нашим королем и возьми за себя прекрасную принцессу!
Солдата посадили в королевскую карету, и все три собаки танцевали перед ней и кричали «ура». Мальчишки свистели, засунув пальцы в рот, солдаты отдавали честь. Принцесса вышла из своего медного замка и сделалась королевой, чем была очень довольна. Свадебный пир продолжался целую неделю; собаки тоже сидели за столом и таращили глаза.
Сказка первая. В которой говорится о зеркале и его осколках
Жил на свете зловредный тролль, сколотивший дьявольское зеркало. И в нем все, что было добрым и прекрасным, или исчезало, или выглядело уродливым. А дурное и безобразное – становилось еще ужаснее.
Воспитанники тролля всю землю обошли с этим зеркалом. И поднялись на небо: хотелось им высмеять ангелов и Бога. Но там они выронили кривляющееся зеркало. Миллионы осколков разнеслись по свету.
Если осколок залетал в глаз, то человек не видел больше хорошего в жизни и людях. Если вонзался в сердце, оно становилось «куском льда». Человек с ним был бессердечным, никого не любил.
Сказка вторая. Мальчик и девочка
В одном большом городе напротив друг друга стояли два дома. У самой крыши в них жили две семьи. В одной был мальчик Кай, в другой – девочка Герда. Они «любили друг друга, как брат и сестра». Каждая семья в ящике выращивала розы.
В одну из зим бабушка сказала детям, что в вихре снежинок («белых пчелок») носится по улицам Снежная королева. И как-то раз Кай приметил ее в окошке в виде прекрасной женщины изо льда, в белых блистающих одеждах.
Летним вечером, когда друзья смотрели картинки в книжке, в глаз и сердце Кая вонзилось по осколку дьявольского зеркала. С той минуты мальчик стал обижать Герду, смеяться над бабушкой, соседями, корчить из себя умника.
Однажды на площади он прикрепил свои санки к чьим-то большим саням. И сани полетели за город, все выше к небу. А в них оказалась та самая Снежная Королева. Мальчик хотел молиться, но слова молитвы путались у него с таблицей умножения. Два поцелуя в лоб от королевы – и он забыл дом и Герду.
Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать
Больше Кая никто не видел. Герда знала только, что его увезли чьи-то сани. К весне она решила, что Кай умер. Но птицы и солнышко уверяли, что жив. Тогда девочка, в новеньких красных башмачках, пошла узнать о нем у реки.
Герда готова была отдать воде башмачки взамен Кая. Но волны приносили их на берег. Тогда она из лодки бросила свой дар в пучину. А лодку понесло в неизвестную даль.
На берегу девочка увидела хорошенький домик с разноцветными окошками. Из него вышла «старушка в соломенной шляпе». Она помогла лодке пристать к берегу. Ей приглянулась миленькая девочка с золотыми кудряшками, и старушка задумала оставить ее у себя навсегда.
Она расчесала ей кудряшки волшебным гребешком – и девочка забыла обо всем. Все розы в своем цветнике старушка вогнала в землю. Забыла лишь одну – нарисованную на шляпе. И Герда, глядя на нее, со слезами вспомнила Кая. Только она вышла от старой колдуньи, как поняла, что на дворе давно не лето: дело к зиме.
Сказка четвертая. Принц и принцесса
Лесной ворон рассказал уставшей босой девочке, что недавно какой-то бедный паренек с темно-русыми локонами взял в жены принцессу этой страны. По описанию он был вылитый Кай – и Герда захотела увидеть друга.
Невеста ворона – придворная ручная ворона – провела девочку в дворцовую спальню. Но Кая в ней не было. Принцессе и ее мужу стало жалко девочку. Они разодели ее, снабдили каретой, слугами и сластями. Ворон (уже законный муж вороны) проводил Герду из дворца. «Как добры все люди и животные!» – подумала Герда.
Сказка пятая. Маленькая разбойница
В лесных дебрях карету окружили разбойники. Всех слуг убили, а девочку поволокли на съедение к старой косматой разбойнице. Но Герду забрала себе «своенравная дочка» разбойницы. Это была смуглая черноглазая девчонка. С ножом она не расставалась. История Герды растрогала ее.
Голуби в зверинце маленькой разбойницы проворковали Герде, что Кая увезли сани Снежной Королевы, а северный олень поведал путь к ее чертогам. Летом она живет в Лапландии, зимой – еще ближе к Северному полюсу.
Утром маленькая разбойница посадила Герду на оленя, дала с собой еды, большие рукавицы, и отпустила.
Сказка шестая. Лапландка и финка
Много дней они были в пути. У ветхой избушки их встретила старая лапландка. Она посочувствовала девочке, сказала, что ехать еще долго – до дома финки. И дала с собой письмо, писанное на вяленой треске (рыбе), к той женщине.
В доме финки Герда как следует отогрелась. Женщина эта была непростая. Она владела тайными знаниями. Оленю она шепнула, что Кай будет во власти королевы, пока из него не вынут осколки зеркала.
Она также сказала ему, что Герде не нужно зелье, чтоб стать сильнее. Ведь ее сила – в сердце. Только невинный ребенок сможет и проникнуть в чертоги королевы, и сделать так, чтобы лед в сердце Кая растаял.
Олень домчал девочку «до куста с красными ягодами». Босая, она побежала к чертогам, с молитвой сопротивляясь «отрядам Снежной королевы» – страшным хлопьям снега. Словно ангелы явились ей на выручку – и девочка подошла к воротам замка.
Сказка седьмая. Что было в чертогах Снежной королевы и что случилось потом
В громадной зале, при всполохах северного сияния, посреди треснувшего озера из льда, обычно «восседала Снежная королева». Это озеро она называла «зеркалом разума». Кай тоже был там. «Он совсем посинел» от мороза, но не замечал этого. Он хотел сложить из льдин слово «вечность». За это королева обещала его наградить властью и коньками.
Герда появилась, когда королева отсутствовала. Она кинулась на шею милому Каю, но он не обрадовался. И только когда ее горячие слезы проникли мальчику в самое сердце, а осколок растаял – он словно очнулся. Вышел и осколок из глаза, когда мальчик зарыдал.
От каждого поцелуя девочки к нему возвращалась жизнь. А льдины вдруг сами сложились в заветное слово «вечность». Вместе они пустились в обратный путь. Олень ждал их с оленихой – та напоила их молоком. Гостеприимны были и финка, и лапландка.
Они достигли зеленого леса. Разбойница, девушка на коне и с пистолетами, страшно обрадовалась Герде. Она направилась бродить по миру, а Кай с Гердой держали путь домой.
Под звон колоколов они вступили в родной город. Входя в комнатку, вдруг «заметили, что выросли». Чертоги льда казались страшным сном. Добрая бабушка первой встретила их. Держась за руки, они уселись под розами: «уже взрослые, но дети сердцем и душой».
Читательский дневник по сказке «Снежная королева» Андерсена
Сюжет
Осколки от разбитого дьявольского зеркала тролля попали мальчику Каю в глаз и сердце. И он разлюбил свой город, родителей, милую подругу Герду. Зимой его в санях умчала в свое царство ледяная красавица – Снежная королева. Герда пошла искать «названого брата».
Она не осталась у колдуньи, которая мечтала о такой внучке. Принцесса с принцем предлагали ей погостить, но она спешила вперед. С помощью маленькой разбойницы, на спине оленя, она достигла Лапландии. Сделав остановки у лапландки и финки, она попала в замок королевы. Кай был там, составлял слово «вечность» из льдинок.
Ее слезы вернули его к жизни. Мальчик заплакал. Лед в сердце растаял, выкатился и осколок из глаза. Они вернулись домой – уже повзрослевшие, но с чистыми детскими сердцами.
Отзыв
Сказка учит тому, что богатство человека – его близкие люди. Любовь и дружба совершают чудеса. Жить сердцем важнее, чем разумом. Тема прощения, раскаяния, верности, сочувствия чужой беде. Сама природа помогает бескорыстной храброй героине.
В сказке есть и мягкий юмор, и печаль, и надежда. Христианские мотивы. Зло бессильно перед добротой и самоотверженностью. Детское сердце способно творить чудеса, подвиги во имя любви. Тема осколков, засевших в душах многих людей любого времени.