Время чтения: 20 мин.
Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далекий путь и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст… Сколько бедных птиц дорогой выбьется из сил, сколько погибнет от разных случайностей, – вообще, было о чем серьезно подумать.
Серьезная, большая птица – лебеди, гуси и утки собирались в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига; а более всех шумели, суетились и хлопотали маленькие птички – кулички-песочники, кулички-плавунчики, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно уж собирались стайками и переносились с одного берега на другой, по отмелям и болотам с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху. У маленьких птичек была такая большая работа…
Лес стоял темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели, не дожидаясь холода.
– И куда эта мелочь торопится! – ворчал старый Селезень, не любивший себя беспокоить. – В свое время все улетим… Не понимаю, о чем тут беспокоиться.
– Ты всегда был лентяем, поэтому тебе и неприятно смотреть на чужие хлопоты, – объяснила его жена, старая Утка.
– Я был лентяем? Ты просто несправедлива ко мне, и больше ничего. Может быть, я побольше всех забочусь, а только не показываю вида. Толку от этого немного, если буду бегать с утра до ночи по берегу, кричать, мешать другим, надоедать всем.
Утка вообще была не совсем довольна своим супругом, а теперь окончательно рассердилась:
– Ты посмотри на других-то, лентяй! Вон наши соседи, гуси или лебеди, – любо на них посмотреть. Живут душа в душу… Небось лебедь или гусь не бросит своего гнезда и всегда – впереди выводка. Да, да… А тебе до детей и дела нет. Только и думаешь о себе, чтобы набить зоб. Лентяй, одним словом… Смотреть-то на тебя даже противно!
– Не ворчи, старуха!.. Ведь я ничего не говорю, что у тебя такой неприятный характер. У всякого есть свои недостатки… Я не виноват, что гусь – глупая птица и поэтому нянчится со своим выводком. Вообще мое правило – не вмешиваться в чужие дела. Зачем? Пусть всякий живет по-своему.
Селезень любил серьезные рассуждения, причем оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех. Утка давно к этому привыкла, а сейчас волновалась по совершенно особенному случаю.
– Какой ты отец? – накинулась она на мужа. – Отцы заботятся о детях, а тебе – хоть трава не расти!..
– Ты это о Серой Шейке говоришь? Что же я могу поделать, если она не может летать? Я не виноват…
Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло еще весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утенка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко оказалось сломанным.
– Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую. Шейку одну, – повторяла утка со слезами. – Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна… Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть… Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою Серую Шейку! Знаешь, старик, останусь-ка я с ней зимовать здесь вместе…
– А другие дети?
– Те здоровы, обойдутся и без меня.
Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, он тоже любил ее, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замерзнет, – жаль, конечно, а все-таки ничего не поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи просто. Селезень про себя жалел жену, но не понимал в полной мере ее материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, – ведь все равно она должна погибнуть зимою.
II
Старая Утка, ввиду близившейся разлуки, относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедная Серая Шейка еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что ее братья и сестры так весело собираются к отлету, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы.
– Ведь вы весной вернетесь? – спрашивала Серая Шейка У матери.
– Да, да, вернемся, моя дорогая… И опять будем жить все вместе.
Для утешения начинавшей задумываться Серой Шейки мать рассказала ей несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму. Она была лично знакома с двумя такими парами.
– Как-нибудь, милая, перебьешься, – успокаивала старая Утка. – Сначала поскучаешь, а потом привыкнешь. Если бы можно было тебя перенести на теплый ключ, что и зимой не замерзает, – совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда… Впрочем, что же и говорить-то попусту, всё равно нам не перенести тебя туда!
– Я буду всё время думать о вас… – повторяла бедная Серая Шейка. – Всё буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам… Всё равно и будет, точно и я с вами вместе.
Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться веселой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как ей было жаль милой, бедненькой Серой Шейки!.. Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит.
А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников, от инея пожелтели березки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и самая река казалась больше, потому что берега оголились, – береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь.
Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетной птицы…
Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали промерзать. Дольше всех оставались водоплавающие. Серую Шейку больше всего огорчал перелет журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали ее с собой. У нее в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю.
«Как им, должно быть, хорошо!» – думала Серая Шейка.
Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету. Отдельные гнезда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодежь с веселым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом – всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости…
Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла всё.
– Нужно отправляться… пора! – говорили старики вожаки. – Что нам здесь ждать?
А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трехсот штук. Слышно было только кряканье главных вожаков.
Старая Утка не спала всю ночь – это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.
– Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, – советовала она. – Там вода не замерзнет целую зиму…
Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая…
Да все были так заняты общим отлетом, что на нее никто не обращал внимания. У старой Утки всё сердце изболелось за бедную Серую Шейку. Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?..
– Ну, трогай! – громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.
Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетевший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.
«Неужели я совсем одна? – думала Серая Шейка, заливаясь слезами. – Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса меня съела…»
III
Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое – и никакого жилья кругом. По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лед таял.
«Неужели вся река замерзнет?» – думала Серая Шейка с ужасом.
Скучно ей было одной, и она всё думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про нее? Времени было достаточно, чтобы подумать обо всем. Узнала она и одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы.
Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем выкатил Заяц.
– Ах, как ты меня напугала, глупая! – проговорил Заяц, немного успокоившись. – Душа в пятки ушла… И зачем ты толчешься здесь? Ведь все утки давно улетели…
– Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была еще совсем маленькой…
– Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается… Ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает…
Они познакомились. Заяц был такой же беззащитный, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.
– Если бы мне крылья, как птице, так я бы, кажется, никого на свете не боялся!.. У тебя вот хоть и крыльев нет, так зато ты плавать умеешь, а не то возьмешь и нырнешь в воду, – говорил он. – А я постоянно дрожу со страху… У меня – кругом враги. Летом еще можно спрятаться куда-нибудь, а зимой всё видно.
Скоро выпал и первый снег, а река всё еще не поддавалась холоду. Всё, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звездные ночи, когда всё затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную.
Так и случилось. Была тихая-тихая, звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал всё своим трепетным, искрившимся светом. Бурлившая днем, горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.
Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен.
Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса – это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло.
– А, старая знакомая, здравствуй! – ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. – Давненько не видались… Поздравляю с зимой.
– Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать, – ответила Серая Шейка.
– Это за мою-то ласку! Хороша же ты, нечего сказать!.. А впрочем, про меня много лишнего говорят. Сами наделают что-нибудь, а потом на меня и свалят… Пока – до свиданья!
Когда Лиса убралась, приковылял Заяц и сказал:
– Берегись, Серая Шейка: она опять придет.
И Серая Шейка тоже начала бояться, как боялся Заяц. Бедная даже не могла любоваться творившимися кругом нее чудесами. Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.
Да, чудно хорошо было кругом! А бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота – не для нее, и трепетала при одной мысли, что ее полынья вот-вот замерзнет и ей некуда будет деться. Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:
– Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я и сама к тебе приду… Я не спесива…
И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок. Она положила голову на передние лапки, облизнулась и проговорила:
– Какая ты глупая, уточка… Вылезай на лед! А впрочем, до свиданья! Я тороплюсь по своим делам…
Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла лп полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно, в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло посмеивалась над ней:
– Ничего, ныряй, а я тебя всё равно съем… Выходи лучше сама.
Заяц видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем:
– Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…
IV
По всей вероятности, Лиса и съела бы Серую Шейку, когда полынья замерзла бы совсем, но случилось иначе. Заяц всё видел своими собственными косыми глазами.
Дело было утром. Заяц выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, и зайцы грелись, доколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а все-таки весело.
– Братцы, берегись! – крикнул кто-то.
Действительно, опасность была на носу. На опушке леса стоял сгорбленный старичок охотник, который подкрался на лыжах совершенно неслышно и высматривал, которого бы зайца застрелить.
«Эх, теплая старухе шуба будет!» – соображал он, выбирая самого крупного зайца.
Он даже прицелился из ружья, но зайцы его заметили и кинулись в лес как сумасшедшие.
– Ах, лукавцы! – рассердился старичок. – Вот ужо я вас… Того не понимают, глупые, что нельзя старухе без шубы. Не мерзнуть же ей… А вы Акинтича не обманете, сколько ни бегайте. Акинтич-то похитрее будет… А старуха Акинтичу вон как наказывала: «Ты смотри, старик, без шубы не приходи!» А вы – бегать…
Старичок пустился разыскивать зайцев по следам, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Старичок порядком измучился, обругал лукавых зайцев и присел на берегу реки отдохнуть.
– Эх, старуха, старуха, убежала наша шуба! – думал он вслух.– Ну, вот отдохну и пойду искать другую.
Сидит старичок, горюет, а тут, глядь, – Лиса по реке ползет, – так и ползет, точно кошка.
– Ге, ге, вот так штука! – обрадовался старичок. – К старухиной-то шубе воротник сам ползет… Видно, пить захотела, а то, может, и рыбки вздумала половить.
Лиса действительно подползла к самой полынье, в которой плавала Серая Шейка, и улеглась на льду. Стариковские глаза видели плохо и из-за Лисы не замечали утки.
«Надо так ее застрелить, чтобы воротника не испортить, – соображал старик, прицеливаясь в Лису. – А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется… Тоже своя сноровка везде надобна, а без снасти и клопа не убьешь».
Старичок долго прицеливался, выбирая место в будущем воротнике. Наконец грянул выстрел. Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось на льду,– и со всех ног кинулся к полынье. По дороге он два раза упал, а когда добежал до полыньи, только руками развел: воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная Серая Шейка.
– Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками. – В первый раз вижу, как Лиса в утку обратилась… Ну и хитёр зверь!
– Дедушка, Лиса убежала, – объяснила Серая Шейка.
– Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе… Что же я теперь буду делать, а? Ну, и грех вышел… А ты, глупая, зачем тут плаваешь?
– А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено…
– Ах, глупая, глупая!.. Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест… Да…
Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:
– А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются… А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то, глупая…
Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.
«А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное – внучки вот как обрадуются…»
Зайцы всё это видели и весело смеялись. Ничего, старуха и без шубы на печке не замерзнет.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 139-141.
Раздел «Люби всё живое»
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Умеете ли вы наблюдать за природой? Любите ли вы о ней читать?
Я умею и люблю наблюдать за природой. Я часто гуляю в парке, бываю в деревне у бабушки, хожу на реку. Везде я наблюдаю за природой, птицами и животными, деревьями и травами. Мне всё очень интересно.
2. Какие рассказы о природе вы читали? Какие из прочитанных произведений вам больше всего понравились? Составьте отзыв о прочитанном вами произведении.
Я прочитала много рассказов о природе, все включённые в этот раздел, а так же много рассказов Виталия Бианки, Евгения Чарушина и Георгия Скребицкого. Особенно мне понравилась сказка «Серая шейка».
Отзыв на сказку Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» для 3 класса
Я прочитала сказку «Серая шейка». Её автор писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
Главными героями сказки являются уточка Серая шейка, её друг Заяц и коварная Лиса.
Серая шейка не смогла улететь осенью на юг со своими родителями, у неё болело прокусанное Лисой крыло. Всю зиму она стойко держалась, плавая в полынье, и не позволяя Лисе себя схватить. Ей очень помогал в этом добрый и весёлый Заяц, с которым уточка подружилась в лесу. А Лиса каждый день приходила к проруби и пыталась поймать уточку. Но всё закончилось хорошо, и Серую Шейку унёс домой старик-охотник, чтобы подарить своим внучкам.
Тема это произведения — дружба и взаимовыручка. А его главная мысль в том, что никогда нельзя отчаиваться и сдаваться, из самой трудной ситуации вам помогут выбраться верные друзья.
Мне очень понравилась эта сказка. Местами мне было очень жаль уточку, иногда я негодовала на злую лису, и особенно мне понравился позитивный финал истории. Я бы всем посоветовала прочитать эту прекрасную сказку.
3. Вчитайтесь в содержание рассказа Носова «Карасик» и поразмышляйте над ним.
Из какого предложения можно узнать, что у мальчика пропал интерес к карасику? О чём его предупредила мама?
О том, что у мальчика пропал интерес, мы можем узнать из последнего предложения первого абзаца «Первое время он очень интересовался рыбкой…»
Мама говорила Вите смотреть за Мурзиком, чтобы тот не съел карасика.
Что вы можете сказать о поступке Серёжи, который решил поменять рыбку на свисток? Какое настроение было у ребят после такого обмена? Можно ли было Виталику поступить иначе? Как?
Серёжа хитрый и настойчивый. Он добился своего и заставил Витю ослушаться маму. Это плохой поступок.
Серёжа радовался обмену, а Вите стало жаль карасика и он боялся маму.
Витя должен был поступить иначе. Он не должен был соглашаться на обмен и слушать Серёжу. Обошёлся бы он без свистка.
Опишите, как Виталик общался с Мурзиком во дворе. Какие свойства характера мальчика проявились в этом эпизоде? Докажите, что один необдуманный, плохой поступок влечёт за собой другой.
Витя не хотел, чтобы мама увидела Мурзика, и пытался спрятать его в подвале. Он уговаривал кота, называл глупеньким, заталкивал его в отдушину.
В этот момент Витя показал жалость, любовь к животным, упорство, но и трусость.
Если бы Витя не стал меняться, ему не пришлось бы врать и оговаривать Мурзика. Один плохой поступок привёл к другому.
Осознавал ли мальчик свою ошибку? По какой причине Виталик не мог сразу признаться маме? Как было на душе у мальчика? Почему?
Мальчик осознал свою ошибку и хотел признаться. Сразу признаться ему было страшно, но страх за Мурзика оказался сильнее страха перед наказанием.
На душе мальчика было нехорошо, потому что он обманул маму. А без Мурзика ему было скучно, он жалел котёнка.
Перечитайте самый комичный эпизод рассказа. На кого мама сердилась? Почему?
Самый комичный эпизод — ловля Мурзика в комнате. Мама сердилась на кота, за то, что тот съел рыбку.
4. Как должны звучать слова Виталика в диалоге с мамой: уверенно, бодро громко или виновато, тихо, неуверенно?
Признание Виталика и рассказ об обмене звучат виновато, тихо, неуверенно.
5. Как вы думаете, изменится ли Виталик после случая с карасиком или нет?
Я думаю, что мальчик много понял. Он понял, что нельзя обманывать маму и сваливать вину на другого. Нельзя идти на поводу у друзей. Нельзя ценить вещь дороже живого существа. Он обязательно измениться после этого случая!
6. Попробуйте передать содержание рассказа. Для этого необходимо составить план, пересказать рассказ.
План рассказа Носова «Карасик» для пересказа
- Карасик и Мурзик.
- Обмен с Серёжей.
- Попытка спрятать Мурзика.
- Возвращение Мурзика.
- Признание и прощение.
Пересказ рассказа Носова «Карасик» для 3 класса
Мама купила Вите серебристого карасика и первое время мальчик с удовольствием за ним ухаживал. Но потом он стал забывать про карасика. А ещё у него дома жил котёнок Мурзик. Мама предупреждала Витю, чтобы тот следил, как бы Мурзик не съел карасика.
Однажды к Вите пришёл Серёжа, увидел карасика и стал предлагать поменяться. Он предлагал Вите отличный свисток. Витя сомневался, ведь мама запретила ему меняться, но потом не устоял. Он отдал карасика Серёже, а тот унёс рыбку в банке. Серёжа был радостный, а Вите было грустно.
Дома мама спросила его про карасика, и подумала, что того съел Мурзик. Витя пошёл во двор искать Мурзика, но на самом деле, он хотел спрятать кота от мамы. Он запихал Мурзика в отдушину подвала и прикрыл отверстие кирпичом. Вите было жаль Мурзика и он стащил из дома котлетку, чтобы угостить котёнка, но того в подвале уже не было.
Дома без Мурзика Вите было скучно, он уже хотел признаться маме, но духу у него не хватило. Тут за окном появился Мурзик. Когда Мурзик прыгнул в форточку, мама хотела схватить его, а кот стал прыгать по комнате. Наконец, он упал в аквариум и был извлечён мамой.
Тут Витя заплакал и стал просить маму не бить Мурзика. Он рассказал про обмен и обман. Мама простила сына, потому что тот признался сам. А Витя стал сушить Мурзика у батареи и кормить его котлетой.
7. Вы познакомились с произведением Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Вы, наверное, обратили внимание, что текст разделён на части. Перед вами план каждой части.
8. Будьте внимательны! В плане или тексте допущена ошибка. Найдите её.
Ошибка очень простая. В тексте учебника сказка разделена на четыре части, а план состоит из пяти частей. Ошибка в том, что в тексте не выделена пятая часть.
9. Обсудите с друзьями, почему надо выделить эту часть. С какого предложения в тексте она начинается.
Пятую часть нужно выделить обязательно, потому что в ней рассказывается о финале этой истории, о том, как уточке удалось спастись от лисы. В этой части появляется новый герой — старик.
Пятая часть начинается с предложения: «Дело было утром».
10. План какой части наиболее полно отражает её содержание и состояние героев? Озаглавьте каждую часть.
Наиболее полно отражает содержание и состояние героев план 4 части. Он самый подробный.
Дадим заголовки каждой части плана.
- Расставание с утками.
- Знакомство с зайцем.
- Начало зимы.
- Проделки лисы.
- Неожиданное спасение.
11. Выберите понравившуюся часть произведения и попробуйте пересказать её с помощью плана.
Пример пересказа сказки «Серая шейка» по частям плана можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Предложите свой вариант плана понравившейся вас части произведения Мамина-Сибиряка «Серая шейка».
Свой вариант плана сказки «Серая шейка» по частям
1 часть
- Птицы готовятся к отлёту на юг.
- Наступил роковой день прощания.
- Утки улетели, а Шейка осталась одна.
2 часть
- Серая шейка боится, что река замёрзнет.
- Она встречает в лесу зайца.
- Заяц жалеет утку и рассказывает о себе.
3 часть
- Небольшая полынья посередине.
- Появление лисы.
- Поздравление с зимой.
4 часть
- Такая красивая, но страшная зима.
- Попытка лисы добраться до уточки.
- Настойчивость лисы и волнение зайца.
5 часть
- Старик охотится на зайцев.
- Старик видит лису у полыньи.
- Утка вместо лисы.
- Старик уносит утку внучкам.
Тема: Д. Н. Мамина — Сибиряк «Серая Шейка»
Тип урока: изучение новой темы
Цели:
1. Образовательные:
— знакомство со сказкой Д. Н. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»;
— формирование представления о жизни и творчестве писателя, его произведениях для детей;
— формирование знаний о рассказе;
— формирование навыка правильного, сознательного и выразительного чтения;
— формирование основ правильной читательской деятельности.
2. Развивающие:
- Развитие личностных УУД:
— осознание потребности в чтении рассказа;
— формирование действия нравственно — этической ориентации при определении, хорошо или плохо поступили герои.
- Развитие регулятивных УУД:
— осознание цели чтения;
— формирование самоконтроля и контроля над правильностью чтения;
— формирование действия самооценки;
— формирование действия коррекции при исправлении собственных ошибок.
- Развитие познавательных УУД:
— формирование действия анализа при анализе художественного текста;
— формирование действия синтеза на итоговой беседе по произведению;
— формирование действия обобщения на этапе формулировки идеи произведения;
— умение извлекать информацию из текста;
— понимать идею текста, авторский замысел.
- Развитие коммуникативных УУД:
— формирование умения выразить и обосновывать свою точку зрения;
— формирование умения выразить свои впечатления о прочитанном;
— формирование умения выслушать и принять чужую точку зрения , при обсуждении идеи произведения.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы с вами будем читать очень интересную сказку. Но для этого нам понадобится учебник. Проверьте, все ли готовы к уроку. Начнем урок.
Развитие внимания.
— Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ раб. в парах
2. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН
3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ
- Подготовительная беседа
У:Ребята, вы узнаете человека на портрете? Кто это?
У: Ребята, это автор произведения, которое мы сегодня будем читать.
Обратите внимание на взгляд. Какой он?
Грустный или веселый? А, может, суровый? Или загадочный?
У: Каким он вам представляется по характеру?
У:Дмитрий Наркисович Мамин — Сибиряк жил давно, в конце прошлого века, родился 6 ноября в заводском поселке Пермской губернии в семье священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог. Когда умер отец, вся тяжесть забот о семье легла на Мамина — Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь.
Цикл «Алёнушкины сказки» Мамин — Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: «Это моя любимая книжка – её написала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное».
Мамин — Сибиряк много путешествует по Уралу, тщательно изучает экономику, историю края. Общение с местными жителями, погружение в самобытную жизнь простого народа дает огромный материал для произведений. Тогда же Мамин становится Маминым — Сибиряком. Свои произведения он часто подписывал литературным псевдонимом Д. Сибиряк, который Дмитрий решил присоединить к своей настоящей фамилии.
После публикации этих произведений становятся заметными основные мотивы творчества Мамина — Сибиряка: уникальное описание природы Урала, ее влияния на человеческую жизнь.
Детские произведения Мамина — Сибиряка уникальны: любовью и нежностью к маленьким людям пронизана каждая строчка прозы писателя. Он изначально задумывал не обычные сказки, а произведения, которые смогут воспитывать чувства ребенка, его разум.
Не менее ценными являются и произведения, в которых описывается природа. Писатель старался развить любовь читателей к родному краю, сделать их не уничтожителями, а защитниками своей природы. В честь писателя названо несколько улиц.
У:а сейчас проверим, как вы внимательно слушали. Ребята, какая настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича?
(Мамин)
У: Какой псевдоним он себе придумал?
(Мамин — Сибиряк)
У: В какой семье он родился?
(В семье священника и учительницы начальной школы. )
У: Как называется цикл сказок, который он написал для своей дочери?
( «Алёнушкины сказки»)
У:Молодцы, ребята, внимательно слушали.
Ребята, давайте подготовимся к чтению произведения.
Словарная работа
(Вопросы: вы можете объяснить, что обозначает слово. . . , что вы можете сказать о слове. . . , как вы понимаете смысл слова. . . )
Поросль – молодые побеги растений.
Бывалые – опытные; много видавшие и испытавшие.
Партии – много лиц, объединяющихся с какой — нибудь целью.
Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки.
Рок– означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже Боги.
Ключ – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник.
Косяк – стая рыб, птиц.
- Первичное чтение произведения
(чтение учителя)
У: Понравился ли вам рассказ? Чем? Что чувствовали, когда слушали рассказ? Что особенно взволновало вас в рассказе? Кто главные герои рассказа? Кто из героев понравился больше?
(ответы детей)
У: Чтобы лучше понять рассказ, прочитаем его по частям.
- Вторичное чтение произведения
У: начинай читать…
Достаточно. Где происходит действие?
(На реке)
У: Что делали лебеди, гуси, утки в последние дни перед отлетом?
(Начинали готовиться к отлету, объединялись в стаи)
У: Почему Серая Шейка не могла принимать участие в прогулке?
(У нее было сломано одно крылышко)
У: Что чувствовала перед разлукой Старая утка?
(Не спала всю ночь, переживала. )
У: Что она советовала Серой Шейке? Прочитайте.
«Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, — советовала она. – Там вода не замерзает целую зиму».
У: Как вы думаете, что чувствовала Серая Шейка, когда провожала улетавший косяк?
(ответы детей)
У:Обратимся к описанию природы. Катя, прочитай нам этот отрывок.
Какое настроение у вас вызывает это описание?
(Грустное, тоскливое, печальное)
У: Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы?
(ответы детей)
У:Ребята, давайте сравним состояние природы и состояние Серой Шейки. Обратимся к тексту.
У:«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?
Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая серая шейка одна.
У:«…среди голых берегов…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности?
(В камыши. )
У:Есть где спрятаться Серой Шейке?
(Нет, потому что берега оголилась. )
У: Получается, она беззащитна.
«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто?
Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.
У:«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?
(Серая Шейка плачет, Старая утка. )
У:Скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?
(Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. )
У: Через описание природы показывает переживание Серой Шейки. Ребята, о чем говорилось в первой части?
(Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой, ей страшно. )
- Домашнее задание
У: Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание: страницы в учебнике 126 — 136 прочитать, ответить на вопросы
Творческое задание – сделать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. Продолжить работу в рабочих тетрадях по произведению.
- Итог урока
Зимой не только Серой Шейке из сказки Мамина-Сибиряка грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц?
—Закончите фразу:
— Я могу похвалить себя …
— Я доволен собой, потому что …
— Я не очень доволен собой, потому что …
У: Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Мне понравились ответы. Читали хорошо, без ошибок.
Урок окончен. Всем спасибо.
Предлагаем познакомиться с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», рассказывающем удивительную историю маленькой уточки.
Главные герои
Серая Шейка – уточка, которая не могла улететь в теплые края.
Селезень и Утка – ее родители.
Заяц – друг Серой Шейки.
Лиса – виновница всех бед в жизни Серой Шейки.
Акинтыч – старик-охотник, спасший уточку.
Краткое содержание
Первые осенние заморозки стали сигналом к тому, что пора птицам собираться в теплые края. С озабоченным видом они начали подготовку к дальнему перелету. Птицы понимали всю опасность этого пути. Многие погибают в дороге «от разных случайностей».
Лебеди и гуси имели важный вид. Мелкие птички суетились больше всех. Старый Селезень ворчал, не понимая, в чем причины беспокойства. Утка, его жена, назвала его лентяем и плохим отцом. Она привела в пример гусей и лебедей, которые всегда несут ответственность за свое потомство. Селезень не остался в долгу и указал на неприятный характер Утки. Он считает, что не стоит вмешиваться в чужие дела. Все должны жить по-своему. Селезень любил порассуждать, считал себя умным, в отличие от гусей, а потому был всегда прав.
Обычно Утка не обращала внимания на недостатки мужа, но в этот раз она очень переживала из-за их дочери Серой Шейки. Весной к выводку подкралась Лиса и схватила утенка. Утка смогла отбить Серую Шейку, но Лиса сломала уточке крылышко. Из-за этого она не могла летать. Зимой Серой Шейке предстояло остаться одной на реке. Мать очень беспокоилась за нее и даже хотела остаться с ней. Селезень был против, ведь нужно присматривать за другими детьми. Он не понимал, какую душевную боль испытывает Утка, думая о Серой Шейке.
Старая Утка проявляла к Серой Шейке больше нежности, чем к другим утятам. Та смотрела с любопытством и легкой завистью на сборы своих родичей. Она даже не догадывалась, как тяжело ей придется. Серая Шейка надеялась на встречу весной. Мать не была в этом уверена. Она сожалела, что нельзя перенести дочь на теплый ключ. Старая Утка тайком от всех плакала, думая о судьбе несчастной Серой Шейки.
Вода в реке потемнела. Последние листья облетали с деревьев. Провожая взглядом журавлей, уточка затосковала. Наконец, ее сородичи стали готовиться к отлету. Каждое утро молодежь тренировалась, укрепляя крылья. Они шумно радовались. Серая Шейка издалека любовалась ими. Она с удовольствием плавала и ныряла, плавание заменяло ей полет.
Ранним утром сбился утиный косяк на реке. Мать не спала всю ночь. Она дала последние наставления Серой Шейке. Стая поднялась в небо, выстроилась треугольником и скрылась из глаз. Серая Шейка подумала, что лучше бы Лиса ее тогда съела, так ей стало одиноко.
По утрам вода у берегов начала замерзать. Серая Шейка скучала по своим родным. Река опустела, только в лесу было движение. Там остались рябчики, по деревьям прыгали белки, под деревьями зайцы. Серая Шейка однажды зашла в лес и встретила Зайца. Они подружились. Утка рассказала о своей горькой доле. Заяц поделился своими бедами. Оказалось у них есть общий враг Лиса. Заяц все время от нее прячется. Только зимой это делать сложнее, нет ни травы, ни листьев на деревьях.
Выпал снег, на реке осталась только полынья посредине. Мороз подкарауливал речку, когда она засыпала по ночам. Особенно опасны были звездные ночи, тогда мороз особенно лютовал. В эти дни на берегу появилась Лиса, которая уже однажды чуть не съела Серую Шейку. Она очень образовалась, увидев знакомую уточку. Заяц и Серая Шейка теперь боялись вместе.
Зима украсила природу, все вокруг стало белым, без единого пятнышка. Серая Шейка не могла любоваться этими чудесами. Уточка очень боялась, что полынья скоро замерзнет, и ей некуда будет спрятаться.
Вскоре Лиса появилась снова. Она попыталась подползти к краю полыньи, но лед был слишком тонкий. Лиса стала приходить каждый день. Она садилась на край полыньи, пугая Серую Шейку. Та ныряла под воду, прячась от хищницы. Заяц сидел на берегу и возмущался проделками Лисы.
Однажды утром зайцы вышли позавтракать и поиграть. Был сильный мороз, звери бегали, постукивали лапкой об лапку. Вдруг они увидели в лесу старого охотника. Он подкрался к зайцам и хотел подстрелить самого крупного старухе на шубу. Они разгадали его планы и бросились врассыпную. Старик попытался разыскать зайцев по следам, но где уж там. Обругав «лукавцев», он присел у реки отдохнуть.
Тут охотник увидел на середине реки Лису. Он обрадовался, что воротник сам ползет в руки. Старик старательно прицеливался, чтобы не испортить воротник. Наконец, он выстрелил, но глаза подвели его. Когда Акинтыч подбежал к полынье, Лисы, как и не бывало. В воде он увидел Серую Шейку и удивился, что она не улетела. Уточка объяснила ему, в чем дело. Старик пожалел ее и забрал с собой. Внучатам радость, весной яйца принесет утка. Про Лису Акинтыч жене решил не говорить. Зайцы смотрели на него и весело смеялись.