Смотреть сказку баба яга и кощей бессмертный

Текст: ольга лапенковаучителя литературы обожают рассказывать, что пушкин с детства слушал русские народные сказки: их он узнавал от любимой няни

Смотреть сказку баба яга и кощей бессмертный

Текст: Ольга Лапенкова

Учителя литературы обожают рассказывать, что Пушкин с детства слушал русские народные сказки: их он узнавал от любимой няни — Арины Родионовны. Эти произведения устного народного творчества легли в основу первой поэмы Александра Сергеевича Пушкина — «Руслана и Людмилы»: классик задумал её ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, а закончил, когда ему был всего 21 год. Сегодня мы не только вспомним сюжет поэмы, но и проследим, с каких сказочных персонажей автор «списал» своих героев. А ещё поговорим о наставниках и друзьях поэта, в первую очередь — о Василии Андреевиче Жуковском, который, прочитав поэму, подарил Пушкину собственный портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

Сказку эту поведаю теперь я свету

Первая часть поэмы «Руслан и Людмила» — это так называемая присказка, то есть отрывок, в котором основные герои пока что не появляются. Эту присказку многие ребята ещё в начальной школе учат наизусть. Приведём её с небольшими сокращениями:

  • У лукоморья дуб зелёный;
  • Златая цепь на дубе том:
  • И днём и ночью кот учёный
  • Всё ходит по цепи кругом; <…>
  • Там чудеса: там леший бродит,
  • Русалка на ветвях сидит; <…>
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей; <…>
  • И тридцать витязей прекрасных
  • Чредой из вод выходят ясных,
  • И с ними дядька их морской; <…>
  • В темнице там царевна тужит,
  • А бурый волк ей верно служит;
  • Там ступа с Бабою Ягой
  • Идёт, бредет сама собой;
  • Там царь Кащей над златом чахнет;
  • Там русской дух… там Русью пахнет!

Этот отрывок «добавлен» в поэму не случайно: так А. С. Пушкин показывает, в каком мире будет происходить действие, а также напоминает о старинных сказках и преданиях.

«Лукоморье» — это, как ни странно, не просто красивое выдуманное слово, а вполне определённое географическое понятие. Оно встречается в самом знаменитом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». Произошло оно от фразы «лука моря»; слово «лука» много-много лет назад означало «изгиб, изогнутый берег». По мнению многих учёных, в «Слове о полку Игореве» имелись в виду земли рядом с Азовским морем, где обитали половцы — племена, которые совершали набеги на русские княжества.

Кот учёный — персонаж, который гуляет по волшебному дереву, затерянному где-то на границе миров; такое дерево часто встречается в финских мифах. Но как же эти мифы «попали» в Россию? Дело, скорее всего, в том, что Арина Родионовна — знаменитая няня Пушкина — родилась и выросла недалеко от Санкт-Петербурга; в этих местах давным-давно жили и русские, и финно-угорские племена. Поэтому неудивительно, что, будучи девочкой, Арина наслушалась местных сказок, а потом «передала» их Пушкину.

Леший и русалка — типичные персонажи русских сказок. Леший назван так потому, что живёт в лесу; слово «русалка», скорее всего, происходит от слова «русло», то есть — место, где река разливается шире всего.

Избушка на курьих ножках — таинственный дом Бабы-яги. Избушка может поворачиваться (в сказках главный герой часто просит: «Повернись, избушка, к лесу задом, ко мне передом») и даже ходить. Находится на границе миров: реальности, где живут простые люди, и потустороннего измерения.

Тридцать витязей и дядька их морской — персонажи из сказки о тридцати трёх богатырях, которую Пушкин, вероятно, услышал от няни Арины Родионовны. Дядьку богатырей, что любопытно, зовут Черномор — так же, как главного злодея в «Руслане и Людмиле». Но путать их не надо. «Плохой» Черномор обитает в воздушном замке и похищает прелестных девушек, а «хороший» Черномор живёт на дне морском. В 1831 году А. С. Пушкин напишет «Сказку о царе Салтане», в которой «хороший» Черномор станет одним из важных героев-помощников.

Баба-яга и Кощей Бессмертный — два популярных персонажа, которые издревле встречались в произведениях устного народного творчества: Кощей Бессмертный всегда вредит главному герою, а Баба-яга ведёт себя непредсказуемо — иногда строит козни, а иногда, наоборот, выручает. О них мы уже говорили в статье «Волшебные сказки».

Впрочем, действие поэмы «Руслан и Людмила» происходит не в какие-то непонятные древние времена, а в период правления Владимира I, которого ещё называют Владимир Красно Солнышко. Этот князь больше всего прославился тем, что именно при нём произошло Крещение Руси. Так что Руслан и Людмила якобы живут в начале XI века — но это, конечно, не значит, что Пушкин описывал реальные события. Кстати, вспомним: что там вообще происходит?

Нет повести печальнее на свете

Поэма начинается со сцены во дворце Владимира Красно Солнышко. Гости празднуют свадьбу главных героев — Руслана и Людмилы, но не все в этот день счастливы. За столом сидят три соперника Руслана, которые тоже боролись за руку и сердце прекрасной девы, но получили отказ:

  • За шумным, свадебным столом
  • Сидят три витязя младые;
  • Безмолвны, за ковшом пустым,
  • Забыты кубки круговые,
  • И брашна [напитки] неприятны им; <…>
  • То три соперника Руслана;
  • В душе несчастные таят
  • Любви и ненависти яд.
  • Один — Рогдай, воитель смелый,
  • Мечом раздвинувший пределы
  • Богатых киевских полей;
  • Другой — Фарлаф, крикун надменный,
  • В пирах никем не побежденный,
  • Но воин скромный средь мечей;
  • Последний, полный страстной думы,
  • Младой хазарский хан Ратмир:
  • Все трое бледны и угрюмы…

В этот момент читатель думает, что, возможно, один из соперников вот-вот украдёт красавицу прямо со свадебного пира, но дело обстоит ещё хуже: когда праздник закончится и новоиспечённые муж и жена отправятся ночевать, Людмилу похитит злобный колдун Черномор… Отец же несчастной девушки, тот самый Владимир Красно Солнышко, обратится к славным воинам с такой речью:

  • …Дети, други!
  • Я помню прежние заслуги:
  • О, сжальтесь вы над стариком!
  • Скажите, кто из вас согласен
  • Скакать за дочерью моей?
  • Чей подвиг будет не напрасен,
  • Тому — терзайся, плачь, злодей!
  • Не мог сберечь жены своей! —
  • Тому я дам её в супруги
  • С полцарством прадедов моих.
  • Кто ж вызовется, дети, други?..

Бедный Руслан! Он несколько лет добивался руки и сердца Людмилы — и в тот момент, когда, казалось бы, можно больше ни о чём не беспокоиться и ничего не бояться, теряет жену. И как теряет: любой из его соперников может всё-таки стать её мужем! На поиски несчастной отправляются и Рогдай, и Фарлаф, и Ратмир. Характеры у этих героев разные: кто-то будет действовать грубой силой, кто-то — хитростью… Сможет ли Руслан справиться со всеми их происками, да ещё и одолеть Черномора?

Помня, что пушкинская поэма — это всё-таки сказка, читатель с самого начала может быть уверен, что всё закончится хорошо. Тем более — если знать, кто является литературным «предшественником» Руслана. Этот герой и именем, и характером напоминает ещё одного персонажа древнерусских преданий — Еруслана Лазаревича, великого богатыря: он и вражеское войско может в одиночку разгромить, и ужасную богатырскую голову одолеть, и волшебный меч отыскать… Не правда ли, совпадений не так-то мало?

Впрочем, всё это интересно и замечательно, но при чём тут всё-таки Василий Андреевич Жуковский? Рассказываем.

Побеждённый учитель

Задумывая «Руслана и Людмилу», Пушкин вдохновлялся не только русскими народными сказками, но и творчеством друзей-поэтов. Так, у В. А. Жуковского есть длинная-длинная баллада «Двенадцать спящих дев». Сюжет её такой.

В незапамятные времена жил-был человек по имени Громобой, настолько бедный, что у него не было даже собственного дома. До поры до времени он стойко переносил трудности, но в какой-то момент поддался унынию и даже решил покончить с собой, прыгнув с обрыва в реку. Однако тут к нему пришёл искуситель, который пообещал несметные богатства в обмен на душу. Громобой согласился — и действительно, зажил так, как и не мечтал:

  • И вышел в люди Громобой —
  • Откуда что взялося!
  • И счастье на него рекой
  • С богатством полилося;
  • Как княжеский, разубран дом;
  • Подвалы полны злата;
  • С заморским выходы вином,
  • И редкостей палата…

К сожалению, деньги часто портят людей, и Громобой не стал исключением. Богатый и знаменитый, он не стал дожидаться, когда ему встретится та, которая искренне его полюбит. Вместо этого он похитил двенадцать прекрасных девушек — совсем как пушкинский Черномор, — и несчастные пленницы родили ему двенадцать дочерей. К счастью, характером девочки в папу не пошли: тихие и скромные, они всё время проводили в молитвах. Они просили у Бога милости к отцу, матери и сёстрам — и их мольбы оказались услышаны: Громобой раскаялся в содеянном, и Господь помиловал его душу…

В пушкинском произведении, впрочем, двенадцать дев не молятся в церкви, а только и делают, что искушают проходящих мимо путников. В какой-то момент в их сети попадается Ратмир — один из соперников Руслана. Как-то ночью он слышит девичий голос, который поёт:

  • Ложится в поле мрак ночной;
  • От волн поднялся ветер хладный.
  • Уж поздно, путник молодой!
  • Укройся в терем наш отрадный.
  • Здесь ночью нега и покой,
  • А днём и шум и пированье.
  • Приди на дружное призванье,
  • Приди, о путник молодой!

Через много лет, пересматривая свои юношеские труды, А. С. Пушкин жалел о том, что посмеялся над балладой 37-летнего Василия Андреевича. Но тот — что в 1820-м, что потом — и не думал расстраиваться: его радовало, что верный друг и способный ученик «переделал» возвышенный, грустный сюжет о жестоком Громобое и его несчастных дочерях в весёлую, даже легкомысленную историю.

Использованные материалы

  • К. Сушичев. «У Лукоморья дуб зелёный… Где находился былевой прообраз пушкинского Лукоморья и откуда взялся дуб?»
  • Б. Томашевский. «»Двенадцать спящих дев» и «Руслан и Людмила»».

СЦЕНАРИЙ

новогоднего
утренника

«Проделки
Бабы-Яги и Кощея Бессмертного»

в
старшей группе

Дети под музыку входят в зал вокруг елки.

Ведущий: 

Старый
год кончается,
 

Хороший,
добрый год.
 

Не будем
мы печалиться,
 

Ведь новый
к нам идёт!
 

Его мы
встретим пением на сотни голосов,
 

И ждём
мы с нетерпением весёлый бой часов.
 

Звучит фонограмма «Бой часов»

Ведущая: Часы
бьют в шутку,
 

А
всерьёз – прийти к нам должен Дед Мороз! (хором дети)
 

                      
Песня « ДЕД МОРОЗ»

Ведущий: Как
всегда, под Новый год 
 

Сказка в
гости к нам идет. 
 

Тише,
тише, свет погас. 
 

Настает
волшебный час. 
 

Дверь
откройся, свет зажгись,
 

Сказка в
гости к нам явись!
 

Входит
под музыку Снеговик

Снеговик: 

Здравствуйте!
А вот и
я!              
 

Всех
приветствую
друзья!                     
 

Все
тропинки
обошел,                            
 

наконец,
ваш сад нашел!    
 

Ведущий: Что
такое? Что за чудо? Кто ты будешь и откуда?
 

Снеговик:

Снеговик
я, снеговик! С детства к холоду привык!
 

Услыхал
я от друзей, ото всех лесных зверей,
 

Что вы
елку нарядили, всех на праздник пригласили.
 

Снеговик: 

Посмотрите
на часы
 

Как
пробьют 12 раз,
 

Так
появится тот час
 

Наш любимый
Дед Мороз,
 

Привезёт
подарков воз!
 

Дедушка Мороз
поручил мне сегодня завести Волшебные Часы, чтобы наступил
Новый год.  А вот и часы. Сейчас стрелочки сдвину и наступит новый
год
.

Звучит музыка,
влетают Баба Яга на метле и Кощей

Б.-Я.: Опаньки!
Какая ёлочка! Пушистая, зелёная, уже с игрушками!
 

Ах, как
славненько кругом,
 

Ах, как
симпатично!
 

Как ты
думаешь, Кощей,
 

Правда
ведь, прилично?
 

Кощей: Я всю
жизнь мечтал
 

Быть на
ёлке у ребят
 

Да чуть
не опоздал
 

На такой
прекрасный бал!
 

Ведущий: А, кто
вообще сюда вас звал?
 

Где
приглашение на бал?
 

Здесь
праздник для ребят
 

Это ж
детский сад!
 

Б.-Я.: Значит,
выгнать нас хотите?!
 

Кощей: Ну,
тогда добра теперь не ждите!
 

Б.-Я.: Стоит
мне метлой махнуть
… (машет
метлой на часы)
 

            И
часы уж не идут!
 

К.Б.: Стрелки
мы у вас заберем и не будет у вас нового года, и не придет к вам дед мороз!
 

(музыка сломали)

Снеговик: 

Что ж
наделали, злодеи!?
 

Ведь
теперь без волшебных часов…
 

Б.К.: Ну-ка
тихо, а то и тебе сейчас достанется…
 

Снеговик: 

…И Новый
год не наступит,
 

И дети
останутся без подарков…
 

Б.Я.: Тихо,
кому говорю…
 

Снеговик: ой беда,
беда…
 

Б.Я. Ах ты не
понял, ну держись… 
 

(кружит
снеговика, уводит за елку, а из-за нее высыпаются 
фитболы и
маленькие снежки)

Кощей: А, давайте
поиграем в снежки?!
 

Игра
в снежки

К.Б. и Б.Я.: Ой,
ну и повеселили вы нас (смеются)…
 

(Играет музыка, в зал
выходит снегурочка)
 

Снегурочка: Здравствуйте! 

Ах,
как много ребятишек – и девчонок и мальчишек!
 

К.Б.
и Б.Я.:
 А, ты зачем к нам пришла? 

Снегурочка: Услыхала
я в лесу,
 

Что
здесь елку нарядили, всех на праздник пригласили.
 

И мой
друг Снеговик тоже к вам отправился, где же он? 
 

Снеговик должен выполнить
поручение Дедушки мороза, завести   волшебные часы, чтобы наступил Новый
год.
 

Ведущая: Снегурочка, мы ведь тоже ждем наступление Нового
года, как же нам вернуть снеговика?
 

Снегурочка: Я
знаю друзья,
 

На дворе белым-бело, все тропинки замело. 
Предлагаю вам, друзья,
поиграть со снегом я.
 

Игра:

Раз – рука, два – рука,

(Дети по очереди вытягивают вперёд руки)

Лепим мы снеговика.

(имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком,

(имитация катания кома)

Вот такой!

(разводят руки в стороны, показывая
величину кома)

А потом поменьше ком

Вот такой!

(показывают величину кома поменьше)

А наверх поставим мы

(поднимают руки вверх домиком)

Маленький комок…

(показывают величину маленького кома)

Нос – морковка

(нажимают пальчиком на нос)

Глазки – угли.

(закрывают глазки ладошками)

Вот так да! Сделали снеговика!

(качают головой)

«Трек-трак-трик,
оживи, наш Снеговик!»

(Играет волшебная музыка, снеговик
выходит к детям)

Снеговик: Спасибо тебе снегурочка,
но только зря вы меня спасали, я не смогу выполнить поручение 
Д.М., так
как К. и Б.Я.. сломали нам часы…
 

Б.-Я.: Чтоб
часы починить
 

И
подарки получить,
 

Нужно
будет веселить!
 

Снеговик: Кого
веселить?
 

Кощей: Нас с
Бабушкой 
Ягусей! 

Выполнять
все наши желания!
 

Детки,
вы готовы?
 

Дети: Да! 

 Б.-Я    Ну тогда, а вы умеете, ли танцевать? Ну-ну, посмотрим. 

Танец
№ 1

Кощей: Вот это да, весело танцевали. А играть
то любите? Тогда играем в игру «Снежинка, сосулька, сугроб” — если говорю
снежинка — вы кружитесь, на слово сосулька прямо стоите, а если 
сугроб, то приседаете. 

Игра
“Снежинка, сосулька, сугроб”

Ведущая: Б.-Я.
и К.Б., а ребята еще хотят станцевать для Вас.
 

Танец
№ 2

К.Б.:  А,
я знаю, вы петь не умеете!
 

Песня вокалистов 

К.Б.Я.:
Ребята какие вы молодцы, и танцевали и песни пели, и играли, возвращаем мы вам
стрелочки, а мы пойдем к себе в лес, а то Дед мороз нас 
заморозит, за наши
пакости.
 

Снегурочка:
Снеговик иди заводи часы.

Снеговик: Выполнил
я задание
, друзья мои до свидания!

(звук тик-так, снеговик уходит,
бъют часы, выходит Д.М.)
 

 Д.М.: Здравствуйте,
ребятишки –

Девчонки
и мальчишки

С новым
годом поздравляю,

Счастья,
радости желаю.

Из своих лесов дремучих

К вам я долго шел сюда.

Я не опоздал? Правильно попал?

Ваша елка так красива,

Так нарядна и стройна

И игрушки на ней блестят…

 Снегурочка: Только что-то не горит. 

Дед
Мороз к ней подойдёт
 

И
волшебными словами,
 

Разноцветными
огнями
 

Нашу ёлочку
зажжёт.
 

Д.М.:     Вы хотите, чтобы
елка

Огоньки свои
зажгла?

Дружно скажем
«Раз, два, три! Елочка гори!» (повторяем два раза)

(Елочка загорается)

Д.М.: В круг скорее все
вставайте,

 Песню дружно
запевайте!

Песня
«Маленькой елочке»

(дети идут
вокруг елочки, Д.М. медленно идет в противоположную сторону)

Ведущая: Раз попался к нам
в кружок – тут и оставайся,

Не уйти тебе
Мороз, как не вырывайся!

Игра «Не выпустим» (дети
присаживаются в кругу, «воротики»-руки опускают, ДМ пытается перешагнуть через
них, дети привстают, тогда ДМ пытается разомкнуть руки у детей, чтобы выбраться
из круга, но не получается)

Д.М.: Как же мне выйти
из круга?

Ведущая: Д.М., а ты станцуй
с нами.

Песня –
игра

«Шел по
лесу Дед Мороз»

Дети идут по кругу и выполняют движения на
слова текста: трут носик, прыгают зайками, идут как медведи и лиса, а после
пятого куплета ДМ танцует – легко вприсядку-пятачка (4 раза), кружимся в одну
сторону, а затем в другую, сходимся к елочке и расходимся от елочки, кружимся,
опять вприсядку-пятачка)

1.                
Шел
по лесу ДМ, ДМ, ДМ.

Важно
поднял красный нос,

Красный
нос … вот так!

2.                
А
по тропочке лесной,

По лесной,
по лесной.

Прыгал
зайчик озорной,

Озорной …
вот так!

3.                
Мишку
зайку догонял,

Догонял,
догонял,

Он вразвалочку
шагал,

Он шагал,
он шагал … вот так!

4.                
А
лисичка хороша,

Хороша,
хороша,

Шла
лисичка, не спеша,

Не спеша,
не спеша … вот так!

5.                
Дедушка
Мороз пришел,

К нам
пришел, к нам пришел

В пляс веселый
он пошел,

Он пошел…
вот так!

ДМ: Вот спасибо вам,
друзья, позабавили меня.

Снегурочка:Дети пели и
плясали, угостить их не пора ли?

Правда, Дедушка
Мороз?

А ты мешок то свой
принес?

Д.М.: Ну, конечно, как
же без подарков то.

Где мешочек мой
заветный?  (достает из-под елки пустой мешок)

Чтоб подарки получить,
нужно их в котле сварить.

Слушайте
внимательно.

Положу я
апельсины, а за ними мандарины

И немного
серпантина,

Да орешков
золотых, пряники хрустящие,

Денежки звенящие,
звезды новогодние

И вкуснейший
шоколад, подарить ребятам рад.

Все как будто положил.
Где ж подарки? Ох забыл!

Нужно все посохом
волшебным перемешать. (звучит волшебная музыка)

Кажется, готово!
(достает подарок)

ДМ: Пора, друзья
прощаться.

 В новом году вам
желаю успеха,

 побольше веселого
звонкого смеха!

Снегурочка: Побольше задорных
друзей и подруг,

Чтоб смеялись все
вокруг!

  • Смотреть сказка про лунтика
  • Смотреть осенняя сказка 1998
  • Смотреть рождественская сказка с катрин денев
  • Смотреть рождественская сказка мультфильм смотреть
  • Смотреть мультик сказка о рыбаке и рыбке в хорошем качестве