Текст: Ольга Лапенкова
Учителя литературы обожают рассказывать, что Пушкин с детства слушал русские народные сказки: их он узнавал от любимой няни — Арины Родионовны. Эти произведения устного народного творчества легли в основу первой поэмы Александра Сергеевича Пушкина — «Руслана и Людмилы»: классик задумал её ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, а закончил, когда ему был всего 21 год. Сегодня мы не только вспомним сюжет поэмы, но и проследим, с каких сказочных персонажей автор «списал» своих героев. А ещё поговорим о наставниках и друзьях поэта, в первую очередь — о Василии Андреевиче Жуковском, который, прочитав поэму, подарил Пушкину собственный портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
Сказку эту поведаю теперь я свету
Первая часть поэмы «Руслан и Людмила» — это так называемая присказка, то есть отрывок, в котором основные герои пока что не появляются. Эту присказку многие ребята ещё в начальной школе учат наизусть. Приведём её с небольшими сокращениями:
- У лукоморья дуб зелёный;
- Златая цепь на дубе том:
- И днём и ночью кот учёный
- Всё ходит по цепи кругом; <…>
- Там чудеса: там леший бродит,
- Русалка на ветвях сидит; <…>
- Избушка там на курьих ножках
- Стоит без окон, без дверей; <…>
- И тридцать витязей прекрасных
- Чредой из вод выходят ясных,
- И с ними дядька их морской; <…>
- В темнице там царевна тужит,
- А бурый волк ей верно служит;
- Там ступа с Бабою Ягой
- Идёт, бредет сама собой;
- Там царь Кащей над златом чахнет;
- Там русской дух… там Русью пахнет!
Этот отрывок «добавлен» в поэму не случайно: так А. С. Пушкин показывает, в каком мире будет происходить действие, а также напоминает о старинных сказках и преданиях.
«Лукоморье» — это, как ни странно, не просто красивое выдуманное слово, а вполне определённое географическое понятие. Оно встречается в самом знаменитом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». Произошло оно от фразы «лука моря»; слово «лука» много-много лет назад означало «изгиб, изогнутый берег». По мнению многих учёных, в «Слове о полку Игореве» имелись в виду земли рядом с Азовским морем, где обитали половцы — племена, которые совершали набеги на русские княжества.
Кот учёный — персонаж, который гуляет по волшебному дереву, затерянному где-то на границе миров; такое дерево часто встречается в финских мифах. Но как же эти мифы «попали» в Россию? Дело, скорее всего, в том, что Арина Родионовна — знаменитая няня Пушкина — родилась и выросла недалеко от Санкт-Петербурга; в этих местах давным-давно жили и русские, и финно-угорские племена. Поэтому неудивительно, что, будучи девочкой, Арина наслушалась местных сказок, а потом «передала» их Пушкину.
Леший и русалка — типичные персонажи русских сказок. Леший назван так потому, что живёт в лесу; слово «русалка», скорее всего, происходит от слова «русло», то есть — место, где река разливается шире всего.
Избушка на курьих ножках — таинственный дом Бабы-яги. Избушка может поворачиваться (в сказках главный герой часто просит: «Повернись, избушка, к лесу задом, ко мне передом») и даже ходить. Находится на границе миров: реальности, где живут простые люди, и потустороннего измерения.
Тридцать витязей и дядька их морской — персонажи из сказки о тридцати трёх богатырях, которую Пушкин, вероятно, услышал от няни Арины Родионовны. Дядьку богатырей, что любопытно, зовут Черномор — так же, как главного злодея в «Руслане и Людмиле». Но путать их не надо. «Плохой» Черномор обитает в воздушном замке и похищает прелестных девушек, а «хороший» Черномор живёт на дне морском. В 1831 году А. С. Пушкин напишет «Сказку о царе Салтане», в которой «хороший» Черномор станет одним из важных героев-помощников.
Баба-яга и Кощей Бессмертный — два популярных персонажа, которые издревле встречались в произведениях устного народного творчества: Кощей Бессмертный всегда вредит главному герою, а Баба-яга ведёт себя непредсказуемо — иногда строит козни, а иногда, наоборот, выручает. О них мы уже говорили в статье «Волшебные сказки».
Впрочем, действие поэмы «Руслан и Людмила» происходит не в какие-то непонятные древние времена, а в период правления Владимира I, которого ещё называют Владимир Красно Солнышко. Этот князь больше всего прославился тем, что именно при нём произошло Крещение Руси. Так что Руслан и Людмила якобы живут в начале XI века — но это, конечно, не значит, что Пушкин описывал реальные события. Кстати, вспомним: что там вообще происходит?
Нет повести печальнее на свете
Поэма начинается со сцены во дворце Владимира Красно Солнышко. Гости празднуют свадьбу главных героев — Руслана и Людмилы, но не все в этот день счастливы. За столом сидят три соперника Руслана, которые тоже боролись за руку и сердце прекрасной девы, но получили отказ:
- За шумным, свадебным столом
- Сидят три витязя младые;
- Безмолвны, за ковшом пустым,
- Забыты кубки круговые,
- И брашна [напитки] неприятны им; <…>
- То три соперника Руслана;
- В душе несчастные таят
- Любви и ненависти яд.
- Один — Рогдай, воитель смелый,
- Мечом раздвинувший пределы
- Богатых киевских полей;
- Другой — Фарлаф, крикун надменный,
- В пирах никем не побежденный,
- Но воин скромный средь мечей;
- Последний, полный страстной думы,
- Младой хазарский хан Ратмир:
- Все трое бледны и угрюмы…
В этот момент читатель думает, что, возможно, один из соперников вот-вот украдёт красавицу прямо со свадебного пира, но дело обстоит ещё хуже: когда праздник закончится и новоиспечённые муж и жена отправятся ночевать, Людмилу похитит злобный колдун Черномор… Отец же несчастной девушки, тот самый Владимир Красно Солнышко, обратится к славным воинам с такой речью:
- …Дети, други!
- Я помню прежние заслуги:
- О, сжальтесь вы над стариком!
- Скажите, кто из вас согласен
- Скакать за дочерью моей?
- Чей подвиг будет не напрасен,
- Тому — терзайся, плачь, злодей!
- Не мог сберечь жены своей! —
- Тому я дам её в супруги
- С полцарством прадедов моих.
- Кто ж вызовется, дети, други?..
Бедный Руслан! Он несколько лет добивался руки и сердца Людмилы — и в тот момент, когда, казалось бы, можно больше ни о чём не беспокоиться и ничего не бояться, теряет жену. И как теряет: любой из его соперников может всё-таки стать её мужем! На поиски несчастной отправляются и Рогдай, и Фарлаф, и Ратмир. Характеры у этих героев разные: кто-то будет действовать грубой силой, кто-то — хитростью… Сможет ли Руслан справиться со всеми их происками, да ещё и одолеть Черномора?
Помня, что пушкинская поэма — это всё-таки сказка, читатель с самого начала может быть уверен, что всё закончится хорошо. Тем более — если знать, кто является литературным «предшественником» Руслана. Этот герой и именем, и характером напоминает ещё одного персонажа древнерусских преданий — Еруслана Лазаревича, великого богатыря: он и вражеское войско может в одиночку разгромить, и ужасную богатырскую голову одолеть, и волшебный меч отыскать… Не правда ли, совпадений не так-то мало?
Впрочем, всё это интересно и замечательно, но при чём тут всё-таки Василий Андреевич Жуковский? Рассказываем.
Побеждённый учитель
Задумывая «Руслана и Людмилу», Пушкин вдохновлялся не только русскими народными сказками, но и творчеством друзей-поэтов. Так, у В. А. Жуковского есть длинная-длинная баллада «Двенадцать спящих дев». Сюжет её такой.
В незапамятные времена жил-был человек по имени Громобой, настолько бедный, что у него не было даже собственного дома. До поры до времени он стойко переносил трудности, но в какой-то момент поддался унынию и даже решил покончить с собой, прыгнув с обрыва в реку. Однако тут к нему пришёл искуситель, который пообещал несметные богатства в обмен на душу. Громобой согласился — и действительно, зажил так, как и не мечтал:
- И вышел в люди Громобой —
- Откуда что взялося!
- И счастье на него рекой
- С богатством полилося;
- Как княжеский, разубран дом;
- Подвалы полны злата;
- С заморским выходы вином,
- И редкостей палата…
К сожалению, деньги часто портят людей, и Громобой не стал исключением. Богатый и знаменитый, он не стал дожидаться, когда ему встретится та, которая искренне его полюбит. Вместо этого он похитил двенадцать прекрасных девушек — совсем как пушкинский Черномор, — и несчастные пленницы родили ему двенадцать дочерей. К счастью, характером девочки в папу не пошли: тихие и скромные, они всё время проводили в молитвах. Они просили у Бога милости к отцу, матери и сёстрам — и их мольбы оказались услышаны: Громобой раскаялся в содеянном, и Господь помиловал его душу…
В пушкинском произведении, впрочем, двенадцать дев не молятся в церкви, а только и делают, что искушают проходящих мимо путников. В какой-то момент в их сети попадается Ратмир — один из соперников Руслана. Как-то ночью он слышит девичий голос, который поёт:
- Ложится в поле мрак ночной;
- От волн поднялся ветер хладный.
- Уж поздно, путник молодой!
- Укройся в терем наш отрадный.
- Здесь ночью нега и покой,
- А днём и шум и пированье.
- Приди на дружное призванье,
- Приди, о путник молодой!
Через много лет, пересматривая свои юношеские труды, А. С. Пушкин жалел о том, что посмеялся над балладой 37-летнего Василия Андреевича. Но тот — что в 1820-м, что потом — и не думал расстраиваться: его радовало, что верный друг и способный ученик «переделал» возвышенный, грустный сюжет о жестоком Громобое и его несчастных дочерях в весёлую, даже легкомысленную историю.
Использованные материалы
- К. Сушичев. «У Лукоморья дуб зелёный… Где находился былевой прообраз пушкинского Лукоморья и откуда взялся дуб?»
- Б. Томашевский. «»Двенадцать спящих дев» и «Руслан и Людмила»».
СЦЕНАРИЙ
новогоднего
утренника
«Проделки
Бабы-Яги и Кощея Бессмертного»
в
старшей группе
Дети под музыку входят в зал вокруг елки.
Ведущий:
Старый
год кончается,
Хороший,
добрый год.
Не будем
мы печалиться,
Ведь новый
к нам идёт!
Его мы
встретим пением на сотни голосов,
И ждём
мы с нетерпением весёлый бой часов.
Звучит фонограмма «Бой часов»
Ведущая: Часы
бьют в шутку,
А
всерьёз – прийти к нам должен Дед Мороз! (хором дети)
Песня « ДЕД МОРОЗ»
Ведущий: Как
всегда, под Новый год
Сказка в
гости к нам идет.
Тише,
тише, свет погас.
Настает
волшебный час.
Дверь
откройся, свет зажгись,
Сказка в
гости к нам явись!
Входит
под музыку Снеговик
Снеговик:
Здравствуйте!
А вот и
я!
Всех
приветствую
друзья!
Все
тропинки
обошел,
наконец,
ваш сад нашел!
Ведущий: Что
такое? Что за чудо? Кто ты будешь и откуда?
Снеговик:
Снеговик
я, снеговик! С детства к холоду привык!
Услыхал
я от друзей, ото всех лесных зверей,
Что вы
елку нарядили, всех на праздник пригласили.
Снеговик:
Посмотрите
на часы
Как
пробьют 12 раз,
Так
появится тот час
Наш любимый
Дед Мороз,
Привезёт
подарков воз!
Дедушка Мороз
поручил мне сегодня завести Волшебные Часы, чтобы наступил
Новый год. А вот и часы. Сейчас стрелочки сдвину и наступит новый
год.
Звучит музыка,
влетают Баба Яга на метле и Кощей
Б.-Я.: Опаньки!
Какая ёлочка! Пушистая, зелёная, уже с игрушками!
Ах, как
славненько кругом,
Ах, как
симпатично!
Как ты
думаешь, Кощей,
Правда
ведь, прилично?
Кощей: Я всю
жизнь мечтал
Быть на
ёлке у ребят
Да чуть
не опоздал
На такой
прекрасный бал!
Ведущий: А, кто
вообще сюда вас звал?
Где
приглашение на бал?
Здесь
праздник для ребят
Это ж
детский сад!
Б.-Я.: Значит,
выгнать нас хотите?!
Кощей: Ну,
тогда добра теперь не ждите!
Б.-Я.: Стоит
мне метлой махнуть… (машет
метлой на часы)
И
часы уж не идут!
К.Б.: Стрелки
мы у вас заберем и не будет у вас нового года, и не придет к вам дед мороз!
(музыка сломали)
Снеговик:
Что ж
наделали, злодеи!?
Ведь
теперь без волшебных часов…
Б.К.: Ну-ка
тихо, а то и тебе сейчас достанется…
Снеговик:
…И Новый
год не наступит,
И дети
останутся без подарков…
Б.Я.: Тихо,
кому говорю…
Снеговик: ой беда,
беда…
Б.Я. Ах ты не
понял, ну держись…
(кружит
снеговика, уводит за елку, а из-за нее высыпаются фитболы и
маленькие снежки)
Кощей: А, давайте
поиграем в снежки?!
Игра
в снежки
К.Б. и Б.Я.: Ой,
ну и повеселили вы нас (смеются)…
(Играет музыка, в зал
выходит снегурочка)
Снегурочка: Здравствуйте!
Ах,
как много ребятишек – и девчонок и мальчишек!
К.Б.
и Б.Я.: А, ты зачем к нам пришла?
Снегурочка: Услыхала
я в лесу,
Что
здесь елку нарядили, всех на праздник пригласили.
И мой
друг Снеговик тоже к вам отправился, где же он?
Снеговик должен выполнить
поручение Дедушки мороза, завести волшебные часы, чтобы наступил Новый
год.
Ведущая: Снегурочка, мы ведь тоже ждем наступление Нового
года, как же нам вернуть снеговика?
Снегурочка: Я
знаю друзья,
На дворе белым-бело, все тропинки замело.
Предлагаю вам, друзья,
поиграть со снегом я.
Игра:
Раз – рука, два – рука,
(Дети по очереди вытягивают вперёд руки)
Лепим мы снеговика.
(имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком,
(имитация катания кома)
Вот такой!
(разводят руки в стороны, показывая
величину кома)
А потом поменьше ком
Вот такой!
(показывают величину кома поменьше)
А наверх поставим мы
(поднимают руки вверх домиком)
Маленький комок…
(показывают величину маленького кома)
Нос – морковка
(нажимают пальчиком на нос)
Глазки – угли.
(закрывают глазки ладошками)
Вот так да! Сделали снеговика!
(качают головой)
«Трек-трак-трик,
оживи, наш Снеговик!»
(Играет волшебная музыка, снеговик
выходит к детям)
Снеговик: Спасибо тебе снегурочка,
но только зря вы меня спасали, я не смогу выполнить поручение Д.М., так
как К. и Б.Я.. сломали нам часы…
Б.-Я.: Чтоб
часы починить
И
подарки получить,
Нужно
будет веселить!
Снеговик: Кого
веселить?
Кощей: Нас с
Бабушкой Ягусей!
Выполнять
все наши желания!
Детки,
вы готовы?
Дети: Да!
Б.-Я Ну тогда, а вы умеете, ли танцевать? Ну-ну, посмотрим.
Танец
№ 1
Кощей: Вот это да, весело танцевали. А играть
то любите? Тогда играем в игру «Снежинка, сосулька, сугроб” — если говорю
снежинка — вы кружитесь, на слово сосулька прямо стоите, а если сугроб, то приседаете.
Игра
“Снежинка, сосулька, сугроб”
Ведущая: Б.-Я.
и К.Б., а ребята еще хотят станцевать для Вас.
Танец
№ 2
К.Б.: А,
я знаю, вы петь не умеете!
Песня вокалистов
К.Б.Я.:
Ребята какие вы молодцы, и танцевали и песни пели, и играли, возвращаем мы вам
стрелочки, а мы пойдем к себе в лес, а то Дед мороз нас заморозит, за наши
пакости.
Снегурочка:
Снеговик иди заводи часы.
Снеговик: Выполнил
я задание, друзья мои до свидания!
(звук тик-так, снеговик уходит,
бъют часы, выходит Д.М.)
Д.М.: Здравствуйте,
ребятишки –
Девчонки
и мальчишки
С новым
годом поздравляю,
Счастья,
радости желаю.
Из своих лесов дремучих
К вам я долго шел сюда.
Я не опоздал? Правильно попал?
Ваша елка так красива,
Так нарядна и стройна
И игрушки на ней блестят…
Снегурочка: Только что-то не горит.
Дед
Мороз к ней подойдёт
И
волшебными словами,
Разноцветными
огнями
Нашу ёлочку
зажжёт.
Д.М.: Вы хотите, чтобы
елка
Огоньки свои
зажгла?
Дружно скажем
«Раз, два, три! Елочка гори!» (повторяем два раза)
(Елочка загорается)
Д.М.: В круг скорее все
вставайте,
Песню дружно
запевайте!
Песня
«Маленькой елочке»
(дети идут
вокруг елочки, Д.М. медленно идет в противоположную сторону)
Ведущая: Раз попался к нам
в кружок – тут и оставайся,
Не уйти тебе
Мороз, как не вырывайся!
Игра «Не выпустим» (дети
присаживаются в кругу, «воротики»-руки опускают, ДМ пытается перешагнуть через
них, дети привстают, тогда ДМ пытается разомкнуть руки у детей, чтобы выбраться
из круга, но не получается)
Д.М.: Как же мне выйти
из круга?
Ведущая: Д.М., а ты станцуй
с нами.
Песня –
игра
«Шел по
лесу Дед Мороз»
Дети идут по кругу и выполняют движения на
слова текста: трут носик, прыгают зайками, идут как медведи и лиса, а после
пятого куплета ДМ танцует – легко вприсядку-пятачка (4 раза), кружимся в одну
сторону, а затем в другую, сходимся к елочке и расходимся от елочки, кружимся,
опять вприсядку-пятачка)
1.
Шел
по лесу ДМ, ДМ, ДМ.
Важно
поднял красный нос,
Красный
нос … вот так!
2.
А
по тропочке лесной,
По лесной,
по лесной.
Прыгал
зайчик озорной,
Озорной …
вот так!
3.
Мишку
зайку догонял,
Догонял,
догонял,
Он вразвалочку
шагал,
Он шагал,
он шагал … вот так!
4.
А
лисичка хороша,
Хороша,
хороша,
Шла
лисичка, не спеша,
Не спеша,
не спеша … вот так!
5.
Дедушка
Мороз пришел,
К нам
пришел, к нам пришел
В пляс веселый
он пошел,
Он пошел…
вот так!
ДМ: Вот спасибо вам,
друзья, позабавили меня.
Снегурочка:Дети пели и
плясали, угостить их не пора ли?
Правда, Дедушка
Мороз?
А ты мешок то свой
принес?
Д.М.: Ну, конечно, как
же без подарков то.
Где мешочек мой
заветный? (достает из-под елки пустой мешок)
Чтоб подарки получить,
нужно их в котле сварить.
Слушайте
внимательно.
Положу я
апельсины, а за ними мандарины
И немного
серпантина,
Да орешков
золотых, пряники хрустящие,
Денежки звенящие,
звезды новогодние
И вкуснейший
шоколад, подарить ребятам рад.
Все как будто положил.
Где ж подарки? Ох забыл!
Нужно все посохом
волшебным перемешать. (звучит волшебная музыка)
Кажется, готово!
(достает подарок)
ДМ: Пора, друзья
прощаться.
В новом году вам
желаю успеха,
побольше веселого
звонкого смеха!
Снегурочка: Побольше задорных
друзей и подруг,
Чтоб смеялись все
вокруг!