Приветствую вас, мои дорогие читатели! Давайте сегодня вспомним великого советского режиссера и великого сказочника Александра Артуровича Роу. Те, у кого детство прошло в советское время, помнят и, наверное, смотрели все его фильмы. Сказки Александра Роу отличаются от современных киносказок тем, что они очень добрые, наполнены оптимизмом, верой в добро и торжеством справедливости. В них нет жестокости и насилия. Все его фильмы вызывают лишь только положительные эмоции.
Мне захотелось написать об этом великом сказочнике после очередной литературной гостиной, которая была посвящена Александру Роу. Может быть, вспомнив его веселые и добрые фильмы, читатели вместе со своими детьми снова посмотрят эти фильмы. А еще я вам расскажу интересные истории, которые случились, когда снимались фильмы, о них вы узнаете, если дочитаете до конца эту статью.
Немного фактов из биографии Александра Роу
Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 в г. Юрьевец (ныне это Ивановская область) в семье ирландского инженера, который приехал в Россию налаживать мукомольное производство в Сергиевом Посаде. В России он женился на гречанке и через год у них родился сын Александр — будущий известный кинорежиссер.
Но детство Александра быстро закончилось, когда в 1914 году, как только началась Первая мировая война, отец сбежал обратно в Ирландию, бросив свою больную жену с ребенком без средств к существованию. Чтобы хоть как-то прожить, мальчик уже с 5 лет начал торговать спичками и галантерей с лотка. Но учебу в школе он не бросил и после окончания семилетней школы поступил в промышленно-экономический техникум.
С 1921 года работал в агитбригаде «Синяя блуза». Из техникума перевелся в киношколу им. Б.В.Чайковского которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М.Н. Ермоловой (окончил в 1934 году). С 1930 года Александр Роу работал на киностудии « Межрабпомфильм» ассистентом у Якова Протазанова на съемках фильмов «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936) и у других режиссеров. С 1937 года – режиссер киностудии «Союздетфильм» (затем — ЦКДЮФ им. М.Горького).
Первой самостоятельной режиссерской работой стал фильм – сказка « По щучьему велению». Этот фильм был особенным. В те далекие времена не было и в помине компьютеров, и все чудеса в фильмах осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации. В этом же фильме чудеса происходили с реальными людьми и животными. Так, в фильме печка, ведра передвигались сами по себе, пятились задом гуси, говорила щука. Именно это и подкупило зрителей всех возрастов.
Успех этого фильма стал определяющим жанром его кинокартин. Александр Роу снял 16 фильмов по сюжетам сказок. В некоторых фильмах он был не только режиссером, но и сценаристом. Последний фильм, 17-й по счету, по его сценарию уже был снят после его смерти, это фильм «Финист — ясный сокол».
А это список всех его фильмов. Скорее всего, все эти фильмы вы смотрели.
1972 Золотые рога
1969 Варвара-краса, длинная коса
1967 Огонь, вода и… медные трубы
1964 Морозко
1963 Королевство кривых зеркал
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки
1960 Хрустальный башмачок
1959 Марья-искусница
1958 Новые похождения кота в сапогах
1956 Драгоценный подарок
1954 Тайна горного озера
1952 Майская ночь, или Утопленница
1949 День чудесных превращений
1944 Кащей Бессмертный
1941 Конек-Горбунок
1941 Боевой киносборник №7
1939 Василиса Прекрасная
1938 По щучьему веленью
Георгий Милляр и Баба- Яга
У Александра Роу создалась прекрасная команда артистов. В его команде среди начинающих актеров можно было увидеть настоящих звезд советского кино: Михаила Пуговкина, Сергея Столярова, Людмилу Хитяеву, Сергея Мартинсона, Татьяну Пельтцер. Некоторые из них снимались не в одном фильме. А Георгию Милляру «повезло» больше всех, порой ему Александр Роу давал сразу несколько ролей в одном фильме, например:
- Шут и Ведьма Дама Пик – «Новые похождения Кота в сапогах»,
- Наиглавнейший Церемониймейстер, вдовствующая королева и возчик – «Королевство кривых зеркал»,
- Баба-Яга и разбойник-дьяк – «Морозко»,
- Кащей и Баба-Яга и Пожарный – «Огонь, вода и… медные трубы»,
- Кастрюк, оборотень, слуга Картауса – «Финист — Ясный Сокол».
Но особенно Милляру удавались роли Бабы — Яги. В общей сложности ему пришлось сыграть этот образ около десяти раз. И каждый раз Баба-Яга была разная. Сначала – это была злобная и вредная старуха, но со временем она превратилась в старушку, измученную радикулитом и не лишенной человеческих слабостей.
К своей роли Георгий Милляр всегда тщательно готовился. И не только тщательно подбирал и накладывал грим, сколько репетировал перед зеркалом ужимки и повадки своей героини.
На роль Бабы- Яги пробовались многие знаменитые артистки, даже Фаине Раневской хотели дать эту роль. Но Роу долго сомневался в выборе артистки на роль Бабы- Яги, ему не нравилась ни одна актриса, так как понимал, что такой персонаж должен быть каким-то другим. Тогда Георгий Милляр сам предложил свою кандидатуру.
«А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина…»
Роу согласился и как видите, не прогадал. Персонажи Милляра всегда получались живыми и вызывали восторг у зрителей. «Самая обаятельная нечистая сила» — такой титул Милляр получил от детей на одном из кинофестивалей.
Интересные факты и истории, случившиеся на киносъемках
- Михаил Пуговскин вспоминал, как у Александра Роу на съемках всегда был термос с горячим чаем. И если игра какого-то актера нравилась режиссеру, он всегда его угощал чаем. А для актера – это своего рода была большая честь.
- Знаете ли вы, что актерский дебют Бориса Грачевского – отца «Ералаша», была в фильме «Варвара-Краса». Правда, тогда у него роль была совсем маленькая. Помните, как из колодца, к которому приблизился царь, высунулась рука и пригрозила ему пальцем, как напоминание о долге: царь должен был после совершеннолетия своего сына – царевича отдать его морскому царю. Так вот, это была рука Бориса Грачевского.
- В фильмах Александра Роу все чудеса происходили естественно, но присутствовала режиссерская хитрость. Помните, в фильме «Морозко», когда Дед Мороз шел по лесу, напевая песенку « В лечу родилась елочка», направлял свой посох на деревья и тот час же они покрывались инеем? О компьютерной обработке (в то время) не могло быть и речи, поскольку в то время этого не было в принципе. Оказывается, когда снимали такой кадр, находили, покрытую инеем елочку, помощники встряхивали с нее снег. А когда шел монтаж отснятого материала, то эти кадры снимали в обратном порядке.
- Однажды, при съемке фильма «Морозко», отснятый материал хранился в подвале дома, где жила съемочная группа. И надо же такому случиться: в подвале прорвало трубу. И если бы не Георгий Милляр, то неизвестно, смогли ли восстановить отснятый материал. Когда к подвалу прибежали киношники, они увидели Милляра в одних трусах, который вынес к тому времени уже последнюю коробку с пленкой. Оказалось, о прорвавшей трубе ему сообщила хозяйка, и Милляр в одних трусах (было некогда одеться!) побежал в подвал. Не найдя ключа от подвала. «щупленький» актер снес плечом дверь в подвал. Горячая вода доходила ему до пояса, а на улице мороз — 20⁰. Он сильно замерз, но зато спас все пленки. Коллеги растерли его водкой, да и внутрь для согрева тоже дали стаканчик горячительного напитка, благодаря чему герой не простыл. По другой версии, пленки спасла женщина, которую позднее Александр Роу отблагодарил импортным холодильником (это в те -то времена!).
- При снятии эпизода в «Василисе Прекрасной» Милляру пришлось 25 раз съезжать по желобу из печки, в результате артист получил ожог.
- Артистке Наталье Седых, сыгравшей роль Настеньки в «Морозко», тогда было 15 лет. С 4-х лет она занималась фигурным катанием и даже была призером СССР. С 10 лет она стала заниматься балетом и училась в школе при Большом театре. Однажды на ледовом шоу она исполняла «Умирающего лебедя», именно тогда ее и заприметил Александр Роу и пригласил сниматься в кино. Съемки сначала проходили на Кольском полуострове, где снимали зимние натуры, позднее в подмосковном Звенигороде. Чего только ей не приходилось делать! Она каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощном грузовику, прыгала в грязный пруд, когда спасала Марфушеньку — душеньку, которую играла Инна Чурикова.
- Еще был один интересный эпизод. По сценарию Марфушенька- душенька ждала в лесу под елкой Деда Мороза с подарками и должна была грызть яблоко. Но ассистенты по какой-то причине яблоки забыли, но нашлась луковица, которую артистке пришлось съесть, даже не сморшившись.
- Артист Александр Хвыля играл роль Деда Мороза в «Морозко». Это был дебют непрофессионального актера. Но он так хорошо сыграл свою роль, что буквально на следующий год и на многие последующие года он стал главным Дедом Морозом на Кремлевской елке.
- В России перед каждым Новым годом по телевидению показывают фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!» А в Чехии перед Новым годом показывают советский фильм «Морозко». В Чехии есть даже мороженое «Морозко» (по-чешски «Mrazík).
Награды для фильмов Александра Роу
Фильм «Морозко» получил несколько наград на международных кинофестивалях, из них только четыре за фильм «Морозко», это
- приз за лучший фильм на ВКФ в Киеве в 1966 году;
- серебряную медаль за лучший фильм для детей в Тегеране в 1066 году;
- Гран-при «Золотой Лев Святого Марка» на МКФ в Венеции.
- Приз «Капитолийский Юпитер»
В 1961 году на МКФ в Ванкувере фильм «Хрустальный башмачок» был награжден Почетным дипломом; в 1981 году (уже посмертно) фильм «Конек-Горбунок» получил золотую медаль на МКФ детских фильмов в Кито.
Умер Александр Роу в 1973 году в возрасте 67 лет и похоронен на Бабушкинском кладбище в Москве.
Дорогие читатели! А вы смотрели сказки Александра Роу? Если еще нет, то я вам рекомендую найти эти фильмы в интернете и посмотреть их вместе со своими маленькими детьми или внуками. Некоторые фильмы в полной версии у меня выложены в этой статье, посмотрите обязательно! Уверена на 100%, что эти фильмы детям очень понравятся. А если вам понравилась моя статья, то поделитесь ею со своими друзьями и подписывайтесь на обновления блога.
А я с вами прощаюсь до новых встреч на страницах моего блога. С вами была Таисия Филиппова.