ÐнижнÑе ÑÑазÑ, воÑедÑие в ÑеÑÑ
26.03.2021
/
РедакÑиÑ
Ð ÑÑÑкий ÑзÑк необÑÑайно Ð±Ð¾Ð³Ð°Ñ Ð¾Ð±ÑазнÑми вÑÑажениÑми, позволÑÑÑими инÑеÑеÑно вÑÑазиÑÑ Ð»ÑбÑÑ Ð¼ÑÑлÑ. Ðногие из Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑное пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ, пÑиÑли в ÑÑÑнÑÑ ÑеÑÑ Ð¸Ð· книг. Ðе вÑегда говоÑÑÑие знаÑÑ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ ÑпоÑÑеблÑемÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸ ÑÑаз. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð²Ð¾ÑполниÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð¿Ñобел, Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑмÑÑл познакомиÑÑÑÑ Ñ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ некоÑоÑÑÑ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑнÑÑ ÑÑÐºÐ¸Ñ Ð²ÑÑажений.
ÐедленнÑм Ñагом, Ñобким зигзагом
ÐÑÐ¾Ñ ÑÑазеологизм, ÑпоÑÑеблÑемÑй иÑониÑеÑки по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº неÑеÑиÑелÑнÑм лÑдÑм, ÑвлÑеÑÑÑ ÑиÑаÑой из ÑаÑиÑиÑеÑкого ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ðимн новейÑего ÑÑÑÑкого ÑоÑиалиÑÑа», опÑбликованного в 1901 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð´ именем ÐаÑÑиÑÑа ТÑпоÑÑлова. Такой пÑевдоним ноÑил извеÑÑнÑй в ÑеволÑÑионной ÑÑеде ÑоÑиалиÑÑ Ð. ÐаÑÑов, впоÑледÑÑвии один из идейнÑÑ Ð¿ÑоÑивников Ðенина. ÐÐ¾Ñ ÐºÐ°Ðº звÑÑала ÑÑÑоÑа ÑÑого ÑоÑинениÑ:
— ÐедленнÑм Ñагом,
Робким зигзагом,
Ðе ÑвлекаÑÑÑ,
ÐÑиÑпоÑоблÑÑÑÑ,
ÐÑли возможно,
То оÑÑоÑожно,
ТиÑе впеÑÑд,
РабоÑий наÑод!
СÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение бÑло напиÑано в Ñ Ð¾Ð´Ðµ полемики Ñ Ñеми, кÑо опаÑалÑÑ ÑеволÑÑионнÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий и пÑедпоÑиÑал оÑÑоÑожное движение к ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸.
Ðак Ñ Ð¾ÑоÑи, как Ñвежи бÑли ÑозÑâ¦
ÐÑÑлаÑÐ°Ñ ÑÑаза воÑла в ÑеÑевое ÑпоÑÑебление из ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑа Ðвана ÐÑÑлева «РозÑ»(1844г.). ÐолÑÑила попÑлÑÑноÑÑÑ, когда Ðван ТÑÑгенев повÑоÑил ÐµÑ Ð² ÑвоÑм ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑении в пÑозе Ñ Ñем же названием. Тема ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑениÑ — гÑÑÑÑÑ Ð¾ пÑоÑедÑей молодоÑÑи. РТÑеÑÑÑковÑкой галеÑее Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ ÑкÑлÑпÑÑÑа Ð. ÐеклемиÑева «Ðак Ñ Ð¾ÑоÑи, как Ñвежи бÑли ÑозÑ», пÑедÑÑавлÑÑÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ Ð¶ÐµÐ½ÑинÑ, ÑидÑÑÑÑ Ð² задÑмÑивоÑÑи Ñ Ñозой на ÑÑÐºÐ°Ñ .
СейÑÐ°Ñ ÑÑа ÑÑаза ÑпоÑÑеблÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº воÑпоминание о ÑÑм-Ñо ÑадоÑÑном, бÑвÑем в пÑоÑлом.
Ðзбави бог и Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ ÑÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑÑдей
ЦиÑаÑа из баÑни Ðвана ÐÑÑлова «ÐÑÑл и Соловей» (1811 г.). ÐÑÑл, ÑÑлÑÑав пение СоловÑÑ, вÑÑказал ÑÐ²Ð¾Ñ ÑÑждение о нÑм:
— â¦ÑÑÑавÑÑÑ Ð² Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð»Ð±Ð¾Ð¼,
«ÐзÑÑдно, — говоÑиÑ,- СказаÑÑ Ð½Ðµ ложно,
Ð¢ÐµÐ±Ñ Ð±ÐµÐ· ÑкÑки ÑлÑÑаÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾;
РжалÑ, ÑÑо незнаком
Ð¢Ñ Ñ Ð½Ð°Ñим пеÑÑÑ Ð¾Ð¼:
ÐÑÑ Ð± ÑÑ Ð±Ð¾Ð»Ðµ навоÑÑÑилÑÑ,
Ðогда Ð±Ñ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ немножко поÑÑилÑÑ».
УÑлÑÑа ÑÑд Ñакой, мой беднÑй Соловей
ÐÑпоÑÑ Ð½Ñл и — полеÑел за ÑÑидевÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ¹.
Ðзбави бог и Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ ÑÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑÑдей.
ФÑаза вÑÑÐ¼ÐµÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÑенÑнÑе ÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ ÑвоÑÑеÑÑве невежеÑÑвеннÑÑ ÐºÑиÑиков.
РдобÑÑ Ð¸ Ð·Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑдно ÑавнодÑÑнÑ
ЦиÑаÑа из ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð»Ð° ÐеÑмонÑова «ÐÑма» (1839г.). РпÑоизведении оÑÑждаÑÑÑÑ ÑовÑеменники поÑÑа, ÑÑÑаÑивÑие ÑпоÑобноÑÑи к акÑивной обÑеÑÑвенной деÑÑелÑноÑÑи в ÑÑловиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкой ÑеакÑии. Ð ÑовÑеменном ÑеÑевом ÑпоÑÑеблении Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð²Ð°ÑианÑ: добÑÑ Ð¸ Ð·Ð»Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÑавнодÑÑно. Так говоÑÑÑ Ð¾ паÑÑивнÑÑ Ð»ÑдÑÑ , не ÑÑаÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð² полезнÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ Ð¸ занÑÑÑÑ ÑолÑко Ñвоей лиÑной жизнÑÑ.
ÐазÑннÑй пиÑог. ÐиÑог Ñ ÐºÐ°Ð·Ñнной наÑинкой
ÐвÑÐ¾Ñ ÑÑÐ¸Ñ ÑÑаз  — великий пиÑаÑелÑ-ÑаÑиÑик ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð» СалÑÑков-ЩедÑин. Ðн ÑпоÑÑеблÑл Ð¸Ñ Ð² неÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑоизведениÑÑ Ð² знаÑении гоÑÑдаÑÑÑвенного имÑÑеÑÑва, коÑоÑое незаконно пÑиÑваиваÑÑ Ñиновники. «УÑвал кÑÑок казÑнного пиÑога и пÑоваливай» («Ðа ÑÑбежом»,1880г.) «ÐÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ñ ÑоÑванÑов, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð½Ð° ÑзÑке «гоÑÑдаÑÑÑво», а в мÑÑлÑÑ Ð¿Ð¸Ñог Ñ ÐºÐ°Ð·Ñнной наÑинкоÑ» («ÐÑÑглÑй год»). «â¦Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ°Ñи-ÑаÑкенÑÑÑ, оÑведÑваÑÑие оÑеÑеÑÑвенного пиÑога!» («ÐоÑпода-ÑаÑкенÑÑÑ»). ÐÑи ÑÑÐ°Ð·Ñ ÑÑÐ°Ð·Ñ ÑÑали кÑÑлаÑÑми, о ÑÑм ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾ÑÑÑвок из ÑаÑÑказа Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð²Ð° «Ðена»: «Я знал, ÑÑо ÑÑи ÑÑÑеждениÑ, пÑиÑоÑавÑиеÑÑ Ðº земÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¸ казÑÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¸ÑогÑ, каждÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÑжали Ñвои ÑÑÑ Ð½Ð°Ð³Ð¾Ñове, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑиÑоÑаÑÑÑÑ Ðº какомÑ-нибÑÐ´Ñ ÑÑеÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¸ÑогÑ».
ÐкÑÑалÑноÑÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ ÑÑаз, оÑевидно, не ÑÑÑаÑиваеÑÑÑ Ñ ÑеÑением вÑемени.
ÐнÑÑ, где не ÑеÑл
ФÑаза вÑÑÑеÑаеÑÑÑ Ð² Ñказке ÐеÑÑа ÐÑÑова «ÐонÑк-гоÑбÑнок»:
— ÐиÑÑ, ÑÑо ÑÑаÑÑй Ñ Ñен заÑеÑл:
ХоÑÐµÑ Ð¶Ð°ÑÑ Ñам, где не ÑеÑл, —
Ðолно, лаком болÑно ÑÑал.
ÐÑÑажение воÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑекÑÑÑ ÐµÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸Ñ: «â¦Ð±ÐµÑÑÑÑ, Ñего не клал, и жнÑÑÑ, Ñего не ÑеÑл» (евангелие Ð¾Ñ ÐÑки,19,21). Ревангелие ÑÑаза могла попаÑÑÑ Ð¸Ð· гÑеÑеÑкой поговоÑки  «ÐаÑÑ ÑÑжÑÑ Ð¶Ð°ÑвÑ». Так говоÑÑÑ Ð² пеÑеноÑном ÑмÑÑле о недобÑоÑовеÑÑнÑÑ Ð»ÑдÑÑ , полÑзÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸ ÑÑжого ÑÑÑда.
ÐавиÑалÑнÑе идеи
ÐÑÑажение впеÑвÑе ÑпоÑÑебил ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐÑибоедов в знамениÑой комедии «ÐоÑе Ð¾Ñ Ñма» (1824г.). Слова ФамÑÑова, обÑаÑÑннÑе к ЧаÑкомÑ:
— Ðожало-ÑÑа, пÑи нÑм не ÑпоÑÑ ÑÑ Ð²ÐºÑÐ¸Ð²Ñ Ð¸ вкоÑÑ,
РзавиÑалÑнÑе идеи бÑоÑÑ. ( д.2.Ñвл.3)
ÐеÑвонаÑалÑно ÑÑаза оÑÑждала полиÑиÑеÑкое волÑнодÑмÑÑво, а заÑем пÑиобÑела более ÑиÑокое знаÑение. ÐÑ Ð¸ÑполÑзовали и дÑÑгие пиÑаÑели. Так, в пÑеÑе Ð. ÐÑÑÑовÑкого «ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ðµ меÑÑо» один пеÑÑонаж ÑовеÑÑÐµÑ ÑеÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ ÐадовÑ:
— ÐÐ¾Ñ ÑÑо Ñ Ñебе ÑовеÑÑÑ Ð² поÑледний Ñаз: ÑкÑоÑи немного Ñвой Ñ Ð°ÑакÑеÑ, бÑоÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑалÑнÑе идеи, глÑпо ведÑ, ÑлÑжи, как ÑлÑÐ¶Ð°Ñ Ð²Ñе поÑÑдоÑнÑе лÑди, Ñо еÑÑÑ Ð³Ð»Ñди на Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ на ÑлÑÐ¶Ð±Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑки». Ð ÑовÑеменной ÑеÑи Ñак назÑваÑÑ Ð»ÑбÑе неоÑноваÑелÑнÑе и неÑеÑÑÑзнÑе мнениÑ.
РдÑм ÐÑеÑеÑÑва нам Ñладок и пÑиÑÑен
ÐÑа ÑÑаза Ñоже воÑла в ÑеÑевое ÑпоÑÑебление из «ÐоÑе Ð¾Ñ Ñма». ÐÑ Ð¿ÑоизноÑÐ¸Ñ Ð§Ð°Ñкий, веÑнÑвÑийÑÑ Ð½Ð° ÑÐ¾Ð´Ð¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ñле пÑÑеÑеÑÑвиÑ:
— ÐпÑÑÑ ÑвидеÑÑ Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ðµ ÑÑждено ÑÑдÑбой!
ÐиÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ надоеÑÑ, и в ком не ÑÑÑеÑÑ Ð¿ÑÑен?
Ðогда ж поÑÑÑанÑÑвÑеÑÑ, воÑоÑиÑÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¹,
РдÑм оÑеÑеÑÑва нам Ñладок и пÑиÑÑен.
ФÑаза бÑла заимÑÑвована ÐÑибоедовÑм из ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð. ÐеÑжавина «ÐÑÑа»(1798г.), где она звÑÑала Ñак:
— Ðила нам добÑа веÑÑÑ Ð¾ наÑей ÑÑоÑоне:
ÐÑеÑеÑÑва и дÑм нам Ñладок и пÑиÑÑен.
Ðднако и ÐеÑжавин иÑполÑзовал в ÑвоÑм ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑении лаÑинÑкÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Â«Et fumus patrie dulcis» (РдÑм оÑеÑеÑÑва Ñладок), коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ñла опÑбликована в каÑеÑÑве ÑпигÑаÑа в жÑÑнале «РоÑÑийÑкий мÑзеÑм»(1792-1794). УÑÑановлено, ÑÑо ÑÑаза воÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑекÑÑÑ Ð³Ð¾Ð¼ÐµÑовÑкого ÑпоÑа «ÐдиÑÑеÑ». ÐимÑа ÐалипÑо пÑÑаеÑÑÑ ÑдеÑжаÑÑ ÐдиÑÑÐµÑ Ð½Ð° ÑвоÑм оÑÑÑове лаÑковÑми ÑеÑами, но Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ «ÑладоÑÑна Ñама ÑмеÑÑÑ, лиÑÑ Ð±Ñ ÑолÑко в Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð´Ñма, ÑбегаÑÑего Ñ ÐºÑÐ¾Ð²ÐµÐ»Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑодинÑ». РимÑкий поÑÑ Ðвидий ÑиÑиÑÑÐµÑ ÑÑи ÑÑÑоки в ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Â«ÐонÑийÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑланиÑÑ Â»: «Ðодобно ÐдиÑÑеÑ, он Â«Ð¶Ð°Ð¶Ð´ÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð²Ð¸Ð´ÐµÑÑ Ñ Ð¾ÑÑ Ð´Ñм Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвеннÑÑ Ð¾Ñагов. Ð Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð²Ð»ÐµÑÑÑ Ðº Ñебе Ñеловека, пленив его какоÑ-Ñо невÑÑÐ°Ð·Ð¸Ð¼Ð¾Ñ ÑладоÑÑÑÑ, и не допÑÑÐºÐ°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ забÑÑÑ Ð¾ Ñебе». ÐеÑоÑÑно, из ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð² ÐÐ²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð¸ возникла ÑпомÑнÑÑÐ°Ñ Ð»Ð°ÑинÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑловиÑа. Ðднако, извеÑÑна и дÑÑÐ³Ð°Ñ ÑÑакÑовка Ñой мÑÑли, ÑÑо положена в оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑной ÑÑазÑ. ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐаÑковÑкий в поÑме «ХоÑоÑо!» пÑедложил ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿ÑоÑÑение ÑÑого вÑÑажениÑ:
— ЧÑо Ð²Ñ Ð·Ð½Ð°Ð»Ð¸, кÑоме Ñ Ð»ÐµÐ±Ð° и водÑ,
С ÑÑÑдом пеÑебиваÑÑÑ Ñо Ð´Ð½Ñ Ð½Ð° денÑ!
Такого оÑеÑеÑÑва
Такой дÑм
Разве Ñж
ÐаÑÑолÑко пÑиÑÑен?
ÐаждÑй Ñеловек Ñам впÑаве ÑеÑиÑÑ, какой ÑмÑÑл извеÑÑной ÑÑÐ°Ð·Ñ ÐµÐ¼Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð¶ÐµÂ — пÑÑмой, воÑÑ Ð¾Ð´ÑÑий к ÐомеÑÑ Ð¸ ÐвидиÑ, или пеÑеноÑнÑй, иÑониÑеÑкий. Ðо вÑÑазиÑелÑноÑÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑила ей долгÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð² ÑзÑке.
Ðак белка в колеÑе
ÐÑа ÑиÑоко извеÑÑÐ½Ð°Ñ ÑÑаза пÑиÑла из баÑни Ð. ÐÑÑлова «Ðелка» (1833г.). СÑÑоÑа ,из коÑоÑой она взÑÑа, звÑÑÐ¸Ñ Ñак:
— ÐоÑмоÑÑиÑÑ Ð½Ð° делÑÑа иного:
ХлопоÑеÑ, меÑеÑÑÑ, ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¸Ð²ÑÑÑÑ Ð²Ñе;
Ðн, кажеÑÑÑ, из кожи ÑвÑÑÑÑ,
Ðа ÑолÑко вÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑÑд не подаÑÑÑÑ,
Ðак белка в колеÑе.
ÐÑÑажение, ознаÑаÑÑее ÑÑеÑливÑÑ Ð¸ беÑполезнÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ, ÑÑало ÑÑазеологизмом вÑкоÑе поÑле поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð°Ñни. Ðно ÑпоÑÑеблÑеÑÑÑ, в ÑаÑÑноÑÑи, в ÑаÑÑказе Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð²Ð° «РлÑбви»: « â¦Ð¶Ð¸Ð²Ñ в деÑевне, веÑÑÑÑÑ, как белка в колеÑе, много ÑабоÑаÑ, но вÑегда без гÑоÑа».
ÐнÑÑ Ñж неÑ, а Ñе далеÑе,
Ðак Сади некогда Ñказал.
ЦиÑаÑа из Ñомана Ð. ÐÑÑкина «Ðвгений Ðнегин» (гл.8,51). РнаÑÑ ÑеÑÑ Ð²Ð¾Ñла пеÑÐ²Ð°Ñ ÑÑÑока ÑÑой ÑÑазÑ, Ñо знаÑением гоÑÑкой ÑÑÑаÑÑ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ Ð»Ñдей. ÐпеÑвÑе ÐÑÑкин ÑпоÑÑебил ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð´Ñевнего пеÑÑидÑкого поÑÑа Саади (1203â1291гг.) в каÑеÑÑве ÑпигÑаÑа к поÑме «ÐÐ°Ñ ÑиÑаÑайÑкий ÑонÑан»(1824г.): «Ðногие Ñак же, как и Ñ, поÑеÑали Ñей ÑонÑан; но инÑÑ Ñже неÑ, дÑÑгие ÑÑÑанÑÑвÑÑÑ Ð´Ð°Ð»ÐµÑе». РпеÑиод ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ñоизведений ÐÑÑкина пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ð°Ð°Ð´Ð¸ еÑÑ Ð½Ðµ бÑли пеÑÐµÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° ÑÑÑÑкий ÑзÑк. Ðо поÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ ÑзнаÑÑ ÑÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¸Ð· Ñомана английÑкого пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¢Ð¾Ð¼Ð°Ñа ÐÑÑа «Ðалла-Ð Ñк», где еÑÑÑ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑÑаза Саади: «Ðногие, как Ñ, ÑозеÑÑали ÑÑÐ¾Ñ ÑонÑан, но они ÑÑли, и глаза Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð²ÐµÐºÐ¸Â». ÐлагодаÑÑ Ñвоей вÑÑазиÑелÑноÑÑи, ÑиÑаÑа ÐÑÑкина ÑÑала кÑÑлаÑой ÑÑазой.
ÐÑÑÑ Ñпоение в боÑ
Ð Ð±ÐµÐ·Ð´Ð½Ñ Ð¼ÑаÑной на кÑаÑ.
ÐÑо ÑиÑаÑа из маленÑкой ÑÑагедии Ð. ÐÑÑкина «ÐÐ¸Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑмÑ» (1832г.), Ñлова пÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¸Ñа во вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑмной Ñпидемии в Ðнглии. Ð ÑеÑи ÑпоÑÑеблÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº пÑизнание Ñого, ÑÑо и в Ñамой Ñложной ÑиÑÑаÑии можно иÑпÑÑаÑÑ ÑилÑное ÑвлеÑение, ÑÑÑаÑÑÑ. ХоÑоÑо Ñказал об ÑÑом Ðиколай ÐекÑаÑов в оÑеÑке «ÐеÑеÑбÑÑг и пеÑеÑбÑÑгÑкие даÑи»: «ÐÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð½Ðµ бÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÑÑаÑÑей в ÑеловеÑеÑком ÑеÑдÑе, и Ñего не могÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ ÑделаÑÑ Ð¸Ð· Ñеловека?
— ÐÑÑÑ Ñпоение в боÑ
РмÑаÑной Ð±ÐµÐ·Ð´Ð½Ñ Ð½Ð° кÑаÑ.
ÐÑÑÑ Ñпоение в ÑеÑÑи и доблеÑÑи, в лÑбви, в богаÑÑÑве, в ниÑеÑе полÑнагой и голодной».
ÐÑиÑе женÑинÑ
ÐÑо кÑÑлаÑое вÑÑажение ÑпоÑÑеблÑеÑÑÑ, когда Ñ Ð¾ÑÑÑ ÑказаÑÑ, ÑÑо виновниÑей какого-Ñо пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¶ÐµÐ½Ñина. Ðго ввÑл в ÑеÑевой обоÑÐ¾Ñ ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐÑма-оÑÐµÑ Ð² Ñомане «Ðогикане ÐаÑижа», пеÑеделанном в одноименнÑÑ Ð¿ÑеÑÑ (1864г.). ÐÑи Ñлова в ÑказаннÑÑ ÑоÑинениÑÑ Ð¿ÑоизноÑÐ¸Ñ ÐºÐ°Ðº поговоÑÐºÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑейÑкий Ñиновник. Ðо Ñже Ñ ÑимÑкого поÑÑа Ювенала (1 век н.Ñ.) в 6-й ÑаÑиÑе еÑÑÑ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑÑаза: «Ðдва ли найдÑÑÑÑ ÑÑжба, в коÑоÑой пÑиÑиной ÑÑоÑÑ Ð½Ðµ бÑла Ð±Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñина». Ð Ñомане Ð. ТÑÑгенева «РÑдин» пеÑÑонаж ÐигаÑов по Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð»Ñбого неÑÑаÑÑÑÑ ÑпÑаÑивал: «Ðак ÐµÑ Ð·Ð¾Ð²ÑÑ?», Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð² Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¶ÐµÐ½ÑÐ¸Ð½Ñ ÐºÐ°Ðº пÑиÑÐ¸Ð½Ñ ÑлÑÑивÑегоÑÑ. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑÑаза пÑиобÑела ÑÑÑоÑное знаÑение.
ÐоÑолÑ-Ñо голÑй
ФÑаза ÑÑала кÑÑлаÑой поÑле пÑбликаÑии Ñказки Ð-Ð¥. ÐндеÑÑена «Ðовое плаÑÑе коÑолÑ» (1837г.). Ð ÑÑом ÑоÑинении два плÑÑа обеÑали ÑÑиÑÑ Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¿Ð»Ð°ÑÑе из ÑонÑайÑей Ñкани, коÑоÑÑÑ Ð½Ðµ видÑÑ ÑолÑко дÑÑаки и Ñе, кÑо Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÑжое меÑÑо. Ðогда коÑÐ¾Ð»Ñ Â«Ð½Ð°Ð´ÐµÐ»Â» ÑÑо ÑÑдеÑное плаÑÑе, ни он, ни пÑидвоÑнÑе не Ñвидели никакой Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð° нÑм, но не ÑеÑилиÑÑ ÑÑо пÑизнаÑÑ Ð²ÑлÑÑ , ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ оказаÑÑÑÑ Ð´ÑÑаками. Ðни ÑÑали пÑиÑвоÑно воÑÑ Ð¸ÑаÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑаÑелÑнÑм плаÑÑем. ÐоÑÐ¾Ð»Ñ Ð¾ÑпÑавилÑÑ Ð² гоÑод во главе ÑоÑжеÑÑвенной пÑоÑеÑÑии, и вÑе, кÑо его видел, Ñоже ÑалÑÑиво воÑÑ Ð¸ÑалиÑÑ ÐºÑаÑоÑой невидимого плаÑÑÑ, Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¾ его волÑебном ÑвойÑÑве. ТолÑко маленÑкий малÑÑик оÑкÑовенно закÑиÑал: «СмоÑÑиÑе, коÑолÑ-Ñо ÑовÑем голÑй!» Ð Ñогда вÑем ÑÑало ÑÑно, ÑÑо моÑенники Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð¼Ð°Ð½Ñли. ÐÑÑажение ÑпоÑÑеблÑеÑÑÑ, когда ниÑпÑовеÑгаÑÑ Ð¼Ð½Ð¸Ð¼Ñе авÑоÑиÑеÑÑ, неÑоÑÑоÑÑелÑнÑе ÑеоÑии.
ÐÑгкоÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð² мÑÑлÑÑ
ФÑаза из комедии Ð. ÐÐ¾Ð³Ð¾Ð»Ñ Â«Ð ÐµÐ²Ð¸Ð·Ð¾Ñ», Ñлова Ñ Ð²Ð°ÑÑливого ХлеÑÑакова (д.3,Ñвл.6): «РвÑÑ ÑлÑÑаем: Ñ Ð½Ðµ Ñ Ð¾Ñел пиÑаÑÑ, но ÑеаÑÑалÑÐ½Ð°Ñ Ð´Ð¸ÑекÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑ: «ÐожалÑйÑÑа, бÑаÑеÑ, напиÑи ÑÑо-нибÑдÑ». ÐÑÐ¼Ð°Ñ Ñебе: пожалÑй, изволÑ, бÑаÑеÑ! Ð ÑÑÑ Ð¶Ðµ в один веÑеÑ, кажеÑÑÑ, вÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñал, вÑÐµÑ Ð¸Ð·Ñмил. У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð»ÑгкоÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð² мÑÑлÑÑ Â». ÐÑÑлаÑÐ°Ñ ÑÑаза ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¾ÑÑÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑнов, вÑÑнов и вÑÐµÑ , кÑо бездоказаÑелÑно ÑÑвеÑÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ñвои мнениÑ.
Ðови моменÑ
ÐÑÑ ÐºÑÑлаÑÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¿ÑипиÑÑваÑÑ ÑимÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑ ÐоÑаÑиÑ, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого в 1-й оде еÑÑÑ Ð²ÑÑажение carpe diem,ÑÑо ознаÑÐ°ÐµÑ Â«Ð¿Ð¾Ð»ÑзÑйÑÑ Ð´Ð½Ñм, ÑдаÑнÑм ÑлÑÑаем». Ð ÑÑом знаÑении оно и воÑло в ÑиÑокое ÑеÑевое ÑпоÑÑебление, поÑколÑÐºÑ ÑдаÑное ÑÑеÑение обÑÑоÑÑелÑÑÑв бÑÑÑÑо пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ.
Ðаг и волÑебник
ÐÑÑоÑник ÑÑазÑ —Â ÐºÐ¾Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñ ÐлекÑандÑа СÑÑ Ð¾Ð²Ð¾-ÐобÑлина «СвадÑба ÐÑеÑинÑкого» (на ÑÑене поÑÑавлена в 1855 годÑ). ШÑÐ»ÐµÑ Ð Ð°ÑплÑев Ñ Ð²Ð¾ÑÑ Ð¸Ñением говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð± аванÑÑÑиÑÑе ÐÑеÑинÑком: Ðаполеон, говоÑÑ, Ðаполеон! Ðеликий богаÑÑÑÑ, маг и волÑебник!» (д.3,Ñвл.1). С ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ Ñак ÑÑали говоÑиÑÑ Ð¾ Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ¸Ñ Ð»ÑдÑÑ , бÑÑÑÑо добиваÑÑÐ¸Ñ ÑÑ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð°, а Ñакже плÑÑÐ°Ñ Ð¸ моÑÐµÐ½Ð½Ð¸ÐºÐ°Ñ .
ÐÑÑг подобнÑÑ ÐºÑÑлаÑÑÑ ÑÑаз, пÑиÑедÑÐ¸Ñ Ð¸Ð· лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений, оÑÐµÐ½Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸Ðº. СÑиÑаÑÑ, ÑÑо каждÑй наÑÑоÑÑий пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ñмог ввеÑÑи в ÑеÑевой обоÑÐ¾Ñ Ñ Ð¾ÑÑ Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑÑазÑ. Ркак же бÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑвлекаÑелÑно вÑÑÑеÑиÑÑ Ð¸Ñ Ð² ÑекÑÑÐ°Ñ Ð»ÑбимÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³!
ÐÑкадий Цоглин
г. СаÑаÑов