Смотреть мульт сказка о рыбаке и рыбке

Тема: а.с. пушкин сказка о рыбаке и рыбке. работа над образами главных героев сказки. тип урока: онз урок открытия нового

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа
над образами главных героев сказки.

Тип
урока: ОНЗ
  Урок
открытия нового знания

Цель: формирование умения создавать образ главных героев сказки.

Задачи урока:

  • развитие умения анализировать характер героев,
    доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся,
    совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного
    чтения;
  • воспитание потребности вырабатывать положительные
    качества характера для успешного существования в социуме.

Оборудование: 
11 картинок с изображением золотой рыбки;старика, старухи.
экран, компьютер.

Формирование УУД:

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать
цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в
парах и группах;  
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные: 

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о
правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
 

Познавательные:

Уметь находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Ход урока

1.Мотивация
к учебной деятельности.
 1-2 мин.

Цель:

1)
включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2)
определение содержательных рамок урока;

3) актуализация
требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Порядок на столе,

   Порядок в
голове,

   Как всегда
мы снова

   Начать
урок готовы.

— Сегодня на уроке у
нас гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются и молча приветствуют
гостей)

А теперь посмотрите на
доску?/ На доске изображение двери с замком/.

Сказка начинается,

Двери открываются.

Но на дверях висит
замок. Для того, чтобы его открыть, необхо­димо обратиться к нему, используя
вежливые слова. Наша речь при этом должна быть чистой, красивой, выразительной.
А для этого давайте потренируем наш язычок.

Работа по развитию
артикуляционного аппарата и речи учащихсяФонетическая зарядка. Р

— (Дети читают хором в
полголоса)

Рыбке рак ни друг, ни
враг

Рыбке вряд ли страшен
рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

— А теперь наш язычок
готов произнести вежливые слова, чтобы открыть замочек.

-Дети: Уважаемый,
замочек, откройся пожалуйста! и т . д .

-Молодцы!
Двери открываются и встречает нас сказочная страна

— Ребята, посмотрите на
доску. Прочитайте сначала буквы написанные красным цветом, а потом синим
цветом, и вы увидите какой у нас урок.

ЛИЧТЕРАТЕТУРННОИЕЕ

(ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)

Золотая
рыбка, золотая рыбка

Там,
где волны бьются, там, где плеск весла.

Как
поймать мне рыбку, как поймать мне рыбку,

Чтобы
моя рыбка счастье принесла?


Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла золотая рыбка. И мы вместе с
ней отправимся в путешествие по сказке.

— Как
вы думаете по какой? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

— А
кто написал эту сказку? ( А.С. Пушкин)

 — Верно! Трудно найти человека, который не знал бы
произведений А.С. Пушкина. С детства мы слышим и читаем его сказки и
стихотворения, в более старшем возрасте знакомимся с поэмами, повестями,
романами- Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в  Москве. Отец
Пушкина – Сергей Львович – был потомком знатного рода. (Слайд

— Он очень любил литературу, был дружен со многими
писателями и поэтами того времени. Мать Пушкина – Надежда Осиповна –,
урожденная Ганнибал – внучка «арапа Петра Великого», была образованна,
остроумна, хороша собой. В семье Пушкиных всего было пятеро детей. В живых
остались трое – Александр, Ольга и Лев. 

С детства маленький Саша любил читать и
перечитал множество книг. (Слайд 6)

«Чтение – вот лучшее учение»,  — любил
повторять Пушкин. Благодаря книгам, он знал литературу. Эта любовь сохранилась
на всю жизнь.

Перед сном он часто слушал сказки. А рассказывала их
ему няня – Арина Родионовна Матвеева – крепостная Пушкиных

Именно Арина Родионовна передавала Саше волшебные
сказания русской старины, знакомила с русской речью.

— Многие сказки Пушкин записывал в уже более взрослом
возрасте, присказки, пословицы использовал в своих сказках.

Учитель:

— У каждого
возраста свой Пушкин. Для вас он пока поэт-сказочник.  В дальнейшем вы узнаете
много нового и интересного о его творчестве. Его именем названы улицы, города,
площади, библиотеки, школы, парки. Ему поставлено много памятников

— И
так, отправляемся в путешествие!

2.
Актуализация знаний. 4-5 мин.

— И
первая остановка с стране выученных уроков. Как вы думаете, какие испытание
ждет нас в этой стране? ( Проверка домашнего задания)

— Вы дома работали со сказкой.
Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру. 
Все ученики делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа по очереди
«вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого
записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов
будет больше? 
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая
корона).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что держит стража царицы на плечах? (Топорики).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
Как встретила старика старуха-царица? (Выгнала).

— Молодцы.
Первое испытание прошли успешно. Можно отправляться дальше.

3.
Постановка цели. 4-5 мин

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать
и понимать речь других.

— Как
вы думаете что это за послание и какое испытание нас ждет? (Мы будем работать с
ними.)


Попробуйте определить тему урока. ( Работа над образами главных героев сказки)


Какова будет цель нашего урока? (Дать характеристику каждому главному герою
сказки)


Составим алгоритм нашей работы.

— Что
сделаем первым? (Вспомним, то что уже знаем о сказке)

— Что
будем делать, после? (найдем и прочитаем в сказке фрагменты о героях)


Когда найдем и прочитаем все, что пишет о героях автор, что сделаем сами?
(выделим главное и создадим конкретный образ героев)

— И в заключении?
(Выразим собственное мнение о поступках героев)

План
записываю на доску при помощи напечатанных заготовок

Сказка-
главные герои-  характер каждого героя- выводы

Внимание
на экран.

Слайд
3 «дед»

— Кто
изображен на экране?

Слайд
4 «Бабка»

Слайд
5 «рыбка»

— Кем
они являются в сказке? (
Это главные герои сказки.)


Перед выполнением самого большого задания, рыбка предлагает размяться. Прошу
всех встать.

ФИЗМИНУТКА 1-2мин (на
экране)для глаз

4. Основной этап урока

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

слушать и понимать речь других;  

— Итак, приступим.

— Кто будет нашим главным помощником? (Учебник)

— Откроем учебник на стр.135

Дома, когда вы читали
сказку, вам встретилось много устаревших слов. Где мы можем прочитать, что эти
слова обозначают? Давайте поработаем с толковыми словарями и прочитаем, что
обозначают те или иные слова. Так же в этом вопросе нам может помочь учебник.

/на доску вывешиваются
новые слова, а так же на слайдах появляется их толкование/

Ветхая землянка —
дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод — сеть
рыболовная.

Пряла пряжу –
скручивала волокна и делала нити.

Молвить – сказать.

Старче
– старик.

Невод — (большая рыболовная сеть)

Столбовая
дворянка
 — (особо почетная дворянка древнего рода)

Душегрейка — (женская теплая кофта без рукавов)

Бояре — (богатые земледельцы)

«Была на
посылках»
 — (прислуживала)

Перечить — (возражать, спорить)

Простофиля — (глупый человек)

Невежа — (грубый, невежливый человек)

Откуп — (плата за что-то)

Работа с карточками в
парах .

Молодцы!
Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

 Физкультминутка
на экране.

— Следуя алгоритму, вспомним, почему произведение А.С. Пушкина
можно по праву назвать сказкой? (Есть зачин, концовка, Волшебство,
Повторение сюжета,   Магическое число, Добро побеждает зло)

— Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (Золотая рыбка).
— В чём необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом,
исполняет желания).
Познавательные:

Уметь
находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

— Есть
ли повторение сюжета в сказке Пушкина.

— Найдите и зачитайте 1 приход старика к рыбке.стр.135

— Найдите и зачитайте 2 приход старика к рыбке.стр.136

— Найдите и зачитайте 3 приход
старика к рыбке.стр.138

— Найдите и зачитайте 4 приход
старика к рыбке.стр.142

— Найдите и зачитайте 5 приход старика к рыбке.стр.145


Найдите и зачитайте 6 приход старика к рыбке.стр.
— Чем они похожи? (Во всех идёт разговор старика и рыбки).
— Чем отличаются? (Меняются желания старухи и её обращения к
старику; меняется состояние моря).

-Как
вы думаете, почему менялось море?
— Как просит старуха? (Все больше и больше)
— А меняется ли манера поведения старика возле моря?  (Нет, он всегда с
поклоном)
— Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?
(Рассуждения учеников).

Регулятивные:

Учиться
работать по коллективно составленному плану в парах и группах.

Коммуникативные:

учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и
общения в паре, в группе и следовать им. 

Работа
парами и в группах.

— Давайте выясним, какой же характер у каждого героя.

— У вас на партах лежат листы со словами, выражающими черты
характера людей. Вам необходимо выбрать, те которые подходят только вашему
герою. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

1 ряд – бабка, 2 ряд – старик, 3 — ряд
рыбка.        
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и
старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают
выбранные ими отрывки.
 

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный,
безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный,
неблагодарный.

Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.

— составим конкретный образ каждого героя на доске.( Под портретом
героя  выставляются слова).

Коммуникативные:

Учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

слушать и понимать речь других;  


Сделаем вывод. Образ бабки — ….., образ старика — …, образ рыбки- …
— Кто из героев вам больше нравится? Почему? 
— Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого
только положительными? (Добро побеждает зло)
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати
сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в
речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная
черта.
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том
случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости
противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её
жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни? 
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер,
настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые
просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком. 
— А сейчас, передать образ героев сказки попробуют дети в инсценировке отрывка
из сказки.

Инсценировка

5. Итог урока.

-Как мы заканчиваем наш урок? ( посмотрим, все ли выполнили)

-Какова была цель сегодняшнего урока? ( Дать характеристику
главным героям)

-Достигли ли цели? Докажите. (Да)

— Какой урок извлекли
вы из сказки?Поднимите свои глазки на доску, прочитайте пословицу про
себя.

-Как вы думаете, к
какому из героев сказки она подходит? Почему?

Жадность — что река:
чем дальше, тем шире.

6.Заключительный
этап.

Итог
урока.

— Пушкин писал: «Сказка
– ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

-А какой урок мы
возьмем из этой сказки?

-А еще, ребята, когда
человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего
не достигнет, он останется у разбитого корыта.

-Сейчас каждый из вас
побудет рыбаком из сказки Пушкина и выловит свою рыбку с домашним заданием.
/прохожу с аквариумом и каждый из учеников вылавливает рыбку с пословицами:

Лишнее пожелаешь —
последнее потеряешь.

Бездонной кадки водою
не наполнишь.

Много желать- добра  не
видать.

Жадность всякому горю
начало.

— Молодцы. Рыбаки из
вас отличные, а вот дома нужно будет прочитать еще раз отрывок из «Сказки о рыбаке
и рыбке» АС Пушкина на выбор: соотнести пословицу на рыбке с героем из сказки,
найти слова в тексте подтверждающие пословицу или нарисовать рисунок к этой
пословице.

Оценивание
обучающихся.

— Ребята, а как
называется сказка, с которой мы знакомились на уроке? Кто автор этой сказки?
Достигли ли мы поставленных целей на уроке?

7
.Рефлексия.

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Загадай
желание.

— Если бы вы были
рыбкой, как бы поступили с желаниями старухи?

·        
А в жизни желания
сбываются?

·        
Если бы Вы поймали золотую
рыбку, какое желание загадали?

Перед Вами «золотые рыбки».

Каждый возьмет рыбку и с обратной стороны
рыбки запишет свое желание. Я соберу, положу ваши рыбки с желаниями в большой
конверт, а когда вы будете заканчивать школу, раздам их вам и посмотрим,
сбудется желание?

VI. Подведение итогов

-Подведем итог. Какая команда
набрала больше баллов. Подсчет баллов.

-Вы сегодня все
молодцы, но я бы хотела отметить…./

Подсчитаем наш улов и
узнаем. Какая команда была первой.

Ученик читает
строки:

-Читайте Пушкина,
друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь
тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина,
друзья!

Вот Вам подсказка!

И пронесете сквозь
года

Вы радость сказки!

— Наш необычный и
сказочный урок подходит к концу. Ребята, а с каким настроением вы
заканчиваете урок? Почему?

— Молодцы! Вы сегодня
замечательно работали на уроке. Я довольна вами!

На этом наш урок
окончен. Спасибо вам за урок и нашим гостям.

Пусть каждый день и
каждый час

Вам нового добудет.

Пусть добрым будет ум у
вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я.

.

Домашнее задание.

— Перечитать сказку еще рази подумать, кто еще является в сказке
действующим лицом?

— Благодарю всех за активное участие на уроке. Присутствующих гостей
за добрую улыбку и поддержку!

Многомудрый Литрекон призывает читателей адекватно оценивать свои возможности и вообще вести себя хорошо. Вдохновят Вас итоговые сочинения на тему: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Аргументы он взял из книг «Преступление и наказание», «Война и мир», «Шинель», «Золотая рыбка».

Вариант 1

(445 слов) Высокомерие, тщеславие, жажда самоутверждения — все эти качества свойственны многим людям. Но далеко не каждый из них задумывается, к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? О последствиях этого неблаговидного желания и его реализации много писали выдающиеся литераторы и философы. Обратимся к их произведениям, чтобы узнать правду.

О нелегком уделе тех, кто предпочитает смотреть на людей свысока и стремится к власти над ними, писал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Борис Друбецкой рос в бедной семье. Его обеспечением занималась одна лишь несчастная вдова, которая вечно попрошайничала у более богатых вельмож, используя заслуги своего покойного мужа. Из-за унижений и стыда Анна вложила в голову своего сына одну лишь истину: нужно занять в обществе выгодную позицию и приобрести высокой статус любой ценой. Борис вынужден был участвовать в этих набегах на богачей, просить и лицемерить, лишь бы добиться своего. Такое воспитание сделало героя до боли самолюбивым, высокомерным и беспринципным. Борис готов был на все, лишь бы вылезти из бедности и перестать пресмыкаться. Поэтому он не стеснялся лгать, хитрить, претворяться. Но к чему его привело стремление возвыситься над былыми покровителями? Он женился не по любви на Жюли, хотя нравилась ему Наташа. На службе Борис постоянно врал, подслушивал и унижался до подлости. Все его настоящие друзья, видя такое отношение, отвернулись. В результате Друбецкой стал влиятельным человеком, но одиноким, все еще зависимым и несчастным в семейной жизни. Вот до чего его довела гонка за властью и признанием.

Иногда стремление возвыситься доводит человека и до преступления. Такой пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников был унижен бедностью, но самолюбив и тщеславен, поэтому от жизни он хотел большего. Его кумиром был Наполеон, который смог добиться своего, не боясь идти по крови. Поэтому Родион мысленно поделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Лидеры могли мять и давить серую массу по своему усмотрению, если цель была благородна. Родион решил проверить теорию на практике и убил того члена общества, которого считал наиболее вредным. Алена Ивановна занималась ростовщичеством и была жестокой женщиной. Раскольников рассудил, что он выше ее по нравственным убеждениям, а значит, лучше распорядится ее деньгами. Однако расправа не принесла миру нового мецената. Родион не смог нормально жить после убийства и едва не сошел с ума от мук совести. Лишь покаяние принесло ему облегчение. Только на каторге он смерил свою гордыню, читая Библию и переживая духовный кризис. Именно стремление стать «право имеющим», возвыситься над людьми привело героя к нравственному падению и крушению всех надежд.

Таким образом, желание самоутвердиться за счет других ни к чему хорошему не приводит. Из-за высокомерия и тщеславия они теряют нравственные принципы и законы, и в итоге окружение отталкивает их. В награду им остается одиночество и сомнительные награды в виде самобичевания и неудовлетворенности жизнью.

Вариант 2

(421 слово) Никто не станет спорить с утверждением, что быть выше других — это приятное ощущение. Чувство собственного превосходства доставляет удовольствие, но к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Последствия движения к этой цели совсем не так милы и хороши, как впечатление от победы. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Рассмотрим один из них. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» главный герой стал жертвой всеобщего стремления к самоутверждению за счет «мальчика для битья». Акакий Акакиевич мирно и честно трудился в своем департаменте, никому ничего плохого не делал, но сослуживцы не давали ему прохода. Они высмеивали и оскорбляли его, пользуясь тем, что Башмачкин не сопротивлялся. Насмешники хотели поставить себя выше его и намеренно унижали человека, чтобы добиться этого. Данное желание не давало покоя и грабителям, которые отняли у Акакия Акакиевича новую одежду. Они тоже использовали силу, чтобы почувствовать себя хозяевами положения. Наконец, даже «значительное лицо» накричало на Башмачкина и выгнало его вон только потому, что хотело показать свою власть тем, кто сидел с ним рядом. Всеобщая мания превосходства довела жертву обстоятельств и людей до преждевременной смерти. Акакию Акакиевичу никто не помог, потому что все были заняты гонкой за самоутверждением. В финале муки совести появились у «значительного лица», которое осознало свою вину. Но было уже слишком поздно: доминирование над Башмачкиным переросло в травлю и закончилось трагедией.

Конечно, далеко не всегда стремление человека возвыситься отражается на его окружении. Чаще он сам получает по заслугам, ведь никто не любит самовлюблённых и высокомерных людей. Последствия зацикленности личности на жажде своего превосходства были описаны А.С. Пушкиным в знаменитой сказке «О рыбаке и рыбке». Старик удил рыбу, и однажды ему попалась волшебная рыбка. За свое спасение она предложила человеку исполнение нескольких желаний. Дед отпустил ее бескорыстно, но, вернувшись домой, получил от жены упрёки. Она была очень тщеславной и высокомерной, поэтому стала просить у рыбки все больше и больше чинов, богатств и власти. Из крестьянки она превратилась в столбовую дворянку, но и этого ей было мало. Стала она царицей, а мужа своего оставила в конюшне. Затем вздумалось ей владеть морем и самой золотой рыбкой. Но на этот раз волшебница наказала жадную старуху по заслугам: осталась она у разбитого корыта. Это очень поучительный финал: когда человек одержим жаждой поклонения и доминирования, он приходит к одиночеству и краху своих амбиций, ведь никто не поддержит его в трудную минуту.

Таким образом, стремление возвыситься над окружающими приводит человека не к ожидаемому успеху, а к разрыву отношений с людьми и одиночеству. Более того, попытка самоутвердиться за чужой счет может стать причиной трагедии: «мальчик для битья» не выдержит очередного наскока, и его обидчик будет виноват в трагедии.

  • Смотреть кино однажды в сказке все сезоны подряд в хорошем качестве
  • Смотреть кино сказка о потерянном времени
  • Смотреть кино рассказ 2018
  • Смотреть из под лобья как пишется
  • Смотреть исподлобья как пишется