Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа
над образами главных героев сказки.
Тип
урока: ОНЗ Урок
открытия нового знания
Цель: формирование умения создавать образ главных героев сказки.
Задачи урока:
- развитие умения анализировать характер героев,
доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения; - развитие речи и словарного запаса учащихся,
совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного
чтения; - воспитание потребности вырабатывать положительные
качества характера для успешного существования в социуме.
Оборудование:
11 картинок с изображением золотой рыбки;старика, старухи.
экран, компьютер.
Формирование УУД:
Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать
цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в
парах и группах; планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника;
Коммуникативные:
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о
правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Ход урока
1.Мотивация
к учебной деятельности. 1-2 мин.
Цель:
1)
включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2)
определение содержательных рамок урока;
3) актуализация
требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Порядок на столе,
Порядок в
голове,
Как всегда
мы снова
Начать
урок готовы.
— Сегодня на уроке у
нас гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются и молча приветствуют
гостей)
А теперь посмотрите на
доску?/ На доске изображение двери с замком/.
Сказка начинается,
Двери открываются.
Но на дверях висит
замок. Для того, чтобы его открыть, необходимо обратиться к нему, используя
вежливые слова. Наша речь при этом должна быть чистой, красивой, выразительной.
А для этого давайте потренируем наш язычок.
Работа по развитию
артикуляционного аппарата и речи учащихсяФонетическая зарядка. Р
— (Дети читают хором в
полголоса)
Рыбке рак ни друг, ни
враг
Рыбке вряд ли страшен
рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
— А теперь наш язычок
готов произнести вежливые слова, чтобы открыть замочек.
-Дети: Уважаемый,
замочек, откройся пожалуйста! и т . д .
-Молодцы!
Двери открываются и встречает нас сказочная страна
— Ребята, посмотрите на
доску. Прочитайте сначала буквы написанные красным цветом, а потом синим
цветом, и вы увидите какой у нас урок.
ЛИЧТЕРАТЕТУРННОИЕЕ
(ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
Золотая
рыбка, золотая рыбка
Там,
где волны бьются, там, где плеск весла.
Как
поймать мне рыбку, как поймать мне рыбку,
Чтобы
моя рыбка счастье принесла?
—
Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла золотая рыбка. И мы вместе с
ней отправимся в путешествие по сказке.
— Как
вы думаете по какой? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
— А
кто написал эту сказку? ( А.С. Пушкин)
— Верно! Трудно найти человека, который не знал бы
произведений А.С. Пушкина. С детства мы слышим и читаем его сказки и
стихотворения, в более старшем возрасте знакомимся с поэмами, повестями,
романами- Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Отец
Пушкина – Сергей Львович – был потомком знатного рода. (Слайд
— Он очень любил литературу, был дружен со многими
писателями и поэтами того времени. Мать Пушкина – Надежда Осиповна –,
урожденная Ганнибал – внучка «арапа Петра Великого», была образованна,
остроумна, хороша собой. В семье Пушкиных всего было пятеро детей. В живых
остались трое – Александр, Ольга и Лев.
С детства маленький Саша любил читать и
перечитал множество книг. (Слайд 6)
«Чтение – вот лучшее учение», — любил
повторять Пушкин. Благодаря книгам, он знал литературу. Эта любовь сохранилась
на всю жизнь.
Перед сном он часто слушал сказки. А рассказывала их
ему няня – Арина Родионовна Матвеева – крепостная Пушкиных
Именно Арина Родионовна передавала Саше волшебные
сказания русской старины, знакомила с русской речью.
— Многие сказки Пушкин записывал в уже более взрослом
возрасте, присказки, пословицы использовал в своих сказках.
Учитель:
— У каждого
возраста свой Пушкин. Для вас он пока поэт-сказочник. В дальнейшем вы узнаете
много нового и интересного о его творчестве. Его именем названы улицы, города,
площади, библиотеки, школы, парки. Ему поставлено много памятников
— И
так, отправляемся в путешествие!
2.
Актуализация знаний. 4-5 мин.
— И
первая остановка с стране выученных уроков. Как вы думаете, какие испытание
ждет нас в этой стране? ( Проверка домашнего задания)
— Вы дома работали со сказкой.
Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Все ученики делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа по очереди
«вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого
записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов
будет больше?
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая
корона).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что держит стража царицы на плечах? (Топорики).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
Как встретила старика старуха-царица? (Выгнала).
— Молодцы.
Первое испытание прошли успешно. Можно отправляться дальше.
3.
Постановка цели. 4-5 мин
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать
и понимать речь других.
— Как
вы думаете что это за послание и какое испытание нас ждет? (Мы будем работать с
ними.)
—
Попробуйте определить тему урока. ( Работа над образами главных героев сказки)
—
Какова будет цель нашего урока? (Дать характеристику каждому главному герою
сказки)
—
Составим алгоритм нашей работы.
— Что
сделаем первым? (Вспомним, то что уже знаем о сказке)
— Что
будем делать, после? (найдем и прочитаем в сказке фрагменты о героях)
—
Когда найдем и прочитаем все, что пишет о героях автор, что сделаем сами?
(выделим главное и создадим конкретный образ героев)
— И в заключении?
(Выразим собственное мнение о поступках героев)
План
записываю на доску при помощи напечатанных заготовок
Сказка-
главные герои- характер каждого героя- выводы
Внимание
на экран.
Слайд
3 «дед»
— Кто
изображен на экране?
Слайд
4 «Бабка»
Слайд
5 «рыбка»
— Кем
они являются в сказке? (Это главные герои сказки.)
—
Перед выполнением самого большого задания, рыбка предлагает размяться. Прошу
всех встать.
ФИЗМИНУТКА 1-2мин (на
экране)для глаз
4. Основной этап урока
Коммуникативные:
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
слушать и понимать речь других;
— Итак, приступим.
— Кто будет нашим главным помощником? (Учебник)
— Откроем учебник на стр.135
Дома, когда вы читали
сказку, вам встретилось много устаревших слов. Где мы можем прочитать, что эти
слова обозначают? Давайте поработаем с толковыми словарями и прочитаем, что
обозначают те или иные слова. Так же в этом вопросе нам может помочь учебник.
/на доску вывешиваются
новые слова, а так же на слайдах появляется их толкование/
Ветхая землянка —
дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод — сеть
рыболовная.
Пряла пряжу –
скручивала волокна и делала нити.
Молвить – сказать.
Старче
– старик.
Невод — (большая рыболовная сеть)
Столбовая
дворянка — (особо почетная дворянка древнего рода)
Душегрейка — (женская теплая кофта без рукавов)
Бояре — (богатые земледельцы)
«Была на
посылках» — (прислуживала)
Перечить — (возражать, спорить)
Простофиля — (глупый человек)
Невежа — (грубый, невежливый человек)
Откуп — (плата за что-то)
Работа с карточками в
парах .
Молодцы!
Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.
Физкультминутка
на экране.
— Следуя алгоритму, вспомним, почему произведение А.С. Пушкина
можно по праву назвать сказкой? (Есть зачин, концовка, Волшебство,
Повторение сюжета, Магическое число, Добро побеждает зло)
— Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (Золотая рыбка).
— В чём необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом,
исполняет желания).
Познавательные:
Уметь
находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
— Есть
ли повторение сюжета в сказке Пушкина.
— Найдите и зачитайте 1 приход старика к рыбке.стр.135
— Найдите и зачитайте 2 приход старика к рыбке.стр.136
— Найдите и зачитайте 3 приход
старика к рыбке.стр.138
— Найдите и зачитайте 4 приход
старика к рыбке.стр.142
— Найдите и зачитайте 5 приход старика к рыбке.стр.145
—
Найдите и зачитайте 6 приход старика к рыбке.стр.
— Чем они похожи? (Во всех идёт разговор старика и рыбки).
— Чем отличаются? (Меняются желания старухи и её обращения к
старику; меняется состояние моря).
-Как
вы думаете, почему менялось море?
— Как просит старуха? (Все больше и больше)
— А меняется ли манера поведения старика возле моря? (Нет, он всегда с
поклоном)
— Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?
(Рассуждения учеников).
Регулятивные:
Учиться
работать по коллективно составленному плану в парах и группах.
Коммуникативные:
учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и
общения в паре, в группе и следовать им.
Работа
парами и в группах.
— Давайте выясним, какой же характер у каждого героя.
— У вас на партах лежат листы со словами, выражающими черты
характера людей. Вам необходимо выбрать, те которые подходят только вашему
герою. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.
1 ряд – бабка, 2 ряд – старик, 3 — ряд
рыбка.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и
старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают
выбранные ими отрывки.
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный,
безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный,
неблагодарный.
Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.
— составим конкретный образ каждого героя на доске.( Под портретом
героя выставляются слова).
Коммуникативные:
Учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
слушать и понимать речь других;
—
Сделаем вывод. Образ бабки — ….., образ старика — …, образ рыбки- …
— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
— Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого
только положительными? (Добро побеждает зло)
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати
сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в
речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная
черта.
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том
случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости
противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её
жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни?
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер,
настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые
просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
— А сейчас, передать образ героев сказки попробуют дети в инсценировке отрывка
из сказки.
Инсценировка
5. Итог урока.
-Как мы заканчиваем наш урок? ( посмотрим, все ли выполнили)
-Какова была цель сегодняшнего урока? ( Дать характеристику
главным героям)
-Достигли ли цели? Докажите. (Да)
— Какой урок извлекли
вы из сказки? —Поднимите свои глазки на доску, прочитайте пословицу про
себя.
-Как вы думаете, к
какому из героев сказки она подходит? Почему?
Жадность — что река:
чем дальше, тем шире.
6.Заключительный
этап.
Итог
урока.
— Пушкин писал: «Сказка
– ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»
-А какой урок мы
возьмем из этой сказки?
-А еще, ребята, когда
человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего
не достигнет, он останется у разбитого корыта.
-Сейчас каждый из вас
побудет рыбаком из сказки Пушкина и выловит свою рыбку с домашним заданием.
/прохожу с аквариумом и каждый из учеников вылавливает рыбку с пословицами:
Лишнее пожелаешь —
последнее потеряешь.
Бездонной кадки водою
не наполнишь.
Много желать- добра не
видать.
Жадность всякому горю
начало.
— Молодцы. Рыбаки из
вас отличные, а вот дома нужно будет прочитать еще раз отрывок из «Сказки о рыбаке
и рыбке» АС Пушкина на выбор: соотнести пословицу на рыбке с героем из сказки,
найти слова в тексте подтверждающие пословицу или нарисовать рисунок к этой
пословице.
Оценивание
обучающихся.
— Ребята, а как
называется сказка, с которой мы знакомились на уроке? Кто автор этой сказки?
Достигли ли мы поставленных целей на уроке?
7
.Рефлексия.
Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Загадай
желание.
— Если бы вы были
рыбкой, как бы поступили с желаниями старухи?
·
А в жизни желания
сбываются?
·
Если бы Вы поймали золотую
рыбку, какое желание загадали?
Перед Вами «золотые рыбки».
Каждый возьмет рыбку и с обратной стороны
рыбки запишет свое желание. Я соберу, положу ваши рыбки с желаниями в большой
конверт, а когда вы будете заканчивать школу, раздам их вам и посмотрим,
сбудется желание?
VI. Подведение итогов
-Подведем итог. Какая команда
набрала больше баллов. Подсчет баллов.
-Вы сегодня все
молодцы, но я бы хотела отметить…./
Подсчитаем наш улов и
узнаем. Какая команда была первой.
Ученик читает
строки:
-Читайте Пушкина,
друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь
тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина,
друзья!
Вот Вам подсказка!
И пронесете сквозь
года
Вы радость сказки!
— Наш необычный и
сказочный урок подходит к концу. Ребята, а с каким настроением вы
заканчиваете урок? Почему?
— Молодцы! Вы сегодня
замечательно работали на уроке. Я довольна вами!
На этом наш урок
окончен. Спасибо вам за урок и нашим гостям.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам нового добудет.
Пусть добрым будет ум у
вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я.
.
Домашнее задание.
— Перечитать сказку еще рази подумать, кто еще является в сказке
действующим лицом?
— Благодарю всех за активное участие на уроке. Присутствующих гостей
за добрую улыбку и поддержку!
Многомудрый Литрекон призывает читателей адекватно оценивать свои возможности и вообще вести себя хорошо. Вдохновят Вас итоговые сочинения на тему: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Аргументы он взял из книг «Преступление и наказание», «Война и мир», «Шинель», «Золотая рыбка».
Вариант 1
(445 слов) Высокомерие, тщеславие, жажда самоутверждения — все эти качества свойственны многим людям. Но далеко не каждый из них задумывается, к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? О последствиях этого неблаговидного желания и его реализации много писали выдающиеся литераторы и философы. Обратимся к их произведениям, чтобы узнать правду.
О нелегком уделе тех, кто предпочитает смотреть на людей свысока и стремится к власти над ними, писал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Борис Друбецкой рос в бедной семье. Его обеспечением занималась одна лишь несчастная вдова, которая вечно попрошайничала у более богатых вельмож, используя заслуги своего покойного мужа. Из-за унижений и стыда Анна вложила в голову своего сына одну лишь истину: нужно занять в обществе выгодную позицию и приобрести высокой статус любой ценой. Борис вынужден был участвовать в этих набегах на богачей, просить и лицемерить, лишь бы добиться своего. Такое воспитание сделало героя до боли самолюбивым, высокомерным и беспринципным. Борис готов был на все, лишь бы вылезти из бедности и перестать пресмыкаться. Поэтому он не стеснялся лгать, хитрить, претворяться. Но к чему его привело стремление возвыситься над былыми покровителями? Он женился не по любви на Жюли, хотя нравилась ему Наташа. На службе Борис постоянно врал, подслушивал и унижался до подлости. Все его настоящие друзья, видя такое отношение, отвернулись. В результате Друбецкой стал влиятельным человеком, но одиноким, все еще зависимым и несчастным в семейной жизни. Вот до чего его довела гонка за властью и признанием.
Иногда стремление возвыситься доводит человека и до преступления. Такой пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников был унижен бедностью, но самолюбив и тщеславен, поэтому от жизни он хотел большего. Его кумиром был Наполеон, который смог добиться своего, не боясь идти по крови. Поэтому Родион мысленно поделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Лидеры могли мять и давить серую массу по своему усмотрению, если цель была благородна. Родион решил проверить теорию на практике и убил того члена общества, которого считал наиболее вредным. Алена Ивановна занималась ростовщичеством и была жестокой женщиной. Раскольников рассудил, что он выше ее по нравственным убеждениям, а значит, лучше распорядится ее деньгами. Однако расправа не принесла миру нового мецената. Родион не смог нормально жить после убийства и едва не сошел с ума от мук совести. Лишь покаяние принесло ему облегчение. Только на каторге он смерил свою гордыню, читая Библию и переживая духовный кризис. Именно стремление стать «право имеющим», возвыситься над людьми привело героя к нравственному падению и крушению всех надежд.
Таким образом, желание самоутвердиться за счет других ни к чему хорошему не приводит. Из-за высокомерия и тщеславия они теряют нравственные принципы и законы, и в итоге окружение отталкивает их. В награду им остается одиночество и сомнительные награды в виде самобичевания и неудовлетворенности жизнью.
Вариант 2
(421 слово) Никто не станет спорить с утверждением, что быть выше других — это приятное ощущение. Чувство собственного превосходства доставляет удовольствие, но к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Последствия движения к этой цели совсем не так милы и хороши, как впечатление от победы. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.
Рассмотрим один из них. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» главный герой стал жертвой всеобщего стремления к самоутверждению за счет «мальчика для битья». Акакий Акакиевич мирно и честно трудился в своем департаменте, никому ничего плохого не делал, но сослуживцы не давали ему прохода. Они высмеивали и оскорбляли его, пользуясь тем, что Башмачкин не сопротивлялся. Насмешники хотели поставить себя выше его и намеренно унижали человека, чтобы добиться этого. Данное желание не давало покоя и грабителям, которые отняли у Акакия Акакиевича новую одежду. Они тоже использовали силу, чтобы почувствовать себя хозяевами положения. Наконец, даже «значительное лицо» накричало на Башмачкина и выгнало его вон только потому, что хотело показать свою власть тем, кто сидел с ним рядом. Всеобщая мания превосходства довела жертву обстоятельств и людей до преждевременной смерти. Акакию Акакиевичу никто не помог, потому что все были заняты гонкой за самоутверждением. В финале муки совести появились у «значительного лица», которое осознало свою вину. Но было уже слишком поздно: доминирование над Башмачкиным переросло в травлю и закончилось трагедией.
Конечно, далеко не всегда стремление человека возвыситься отражается на его окружении. Чаще он сам получает по заслугам, ведь никто не любит самовлюблённых и высокомерных людей. Последствия зацикленности личности на жажде своего превосходства были описаны А.С. Пушкиным в знаменитой сказке «О рыбаке и рыбке». Старик удил рыбу, и однажды ему попалась волшебная рыбка. За свое спасение она предложила человеку исполнение нескольких желаний. Дед отпустил ее бескорыстно, но, вернувшись домой, получил от жены упрёки. Она была очень тщеславной и высокомерной, поэтому стала просить у рыбки все больше и больше чинов, богатств и власти. Из крестьянки она превратилась в столбовую дворянку, но и этого ей было мало. Стала она царицей, а мужа своего оставила в конюшне. Затем вздумалось ей владеть морем и самой золотой рыбкой. Но на этот раз волшебница наказала жадную старуху по заслугам: осталась она у разбитого корыта. Это очень поучительный финал: когда человек одержим жаждой поклонения и доминирования, он приходит к одиночеству и краху своих амбиций, ведь никто не поддержит его в трудную минуту.
Таким образом, стремление возвыситься над окружающими приводит человека не к ожидаемому успеху, а к разрыву отношений с людьми и одиночеству. Более того, попытка самоутвердиться за чужой счет может стать причиной трагедии: «мальчик для битья» не выдержит очередного наскока, и его обидчик будет виноват в трагедии.