Судья из Одессы Александр Гарский признал двоих молодых людей виновными в краже. Одного приговорил к году условно, другого – к трем годам условно. Обязал регулярно являться в центр пробации, сообщать о перемене места жительства и так далее. А помимо этого, судья Гарский обязал осужденных читать Марка Твена, Джека Лондона и Тараса Шевченко.
«Я увидел, что они дети»
«Допрашивая обвиняемых в судебном заседании, судом установлено, что они фактически по своему развитию еще несовершеннолетние дети, хотя и имеют соответствующий возраст. Отвечая на вопрос сторон и суда, обвиняемый явно не понимает всех последствий возможной уголовной ответственности за совершение правонарушения против собственности. В целом отношения собственности для обоих обвиняемых являются определенным пробелом в знаниях. И это неудивительно, поскольку воспитанием обоих обвиняемых, очевидно, занимались не в достаточной мере» – так звучит цитата из приговора одесского судьи Александра Гарского по делу о воровстве.
Фигуранты – 23-летний Максим и 19-летний Руслан. Они вытащили из нескольких машин магнитолы и динамики. Их заметил охранник, они бросились бежать и выбросили рюкзаки. А потом за ними вернулись – и были задержаны. Помимо условного срока, судья Малиновского районного суда обязал Максима и Руслана прочесть книги Марка Твена, Джека Лондона и Тараса Шевченко.
«Я стараюсь в каждом деле подойти индивидуально к каждому человеку. Здесь я увидел, что они дети. Они не понимают, что совершили. Они улыбаются, не могут нормально какую-то свою мысль выразить. Для них это какая-то игра, но последствия могли быть гораздо серьезнее, чем они думали», – объясняет Александр Гарский.
Во время процесса судья интересовался, что могло сподвигнуть молодых людей на преступление. От Максима в детстве отказалась мать, а родной отец с мачехой сдали его в интернат. У Руслана отец погиб, когда тот еще учился в школе, юношу воспитывали мать и отчим. Денег вечно не хватало. Кроме Руслана в семье росли еще трое младших братьев. Из-за этого он бросил учебу, книги были не в приоритете. Сейчас Руслан и сам уже отец. Рассказывает, что на воровство они с товарищем решились, чтобы заработать на билет домой:
«Ему не хватало, его с работой тогда кинули. И так закрутилось, получилось. Мы ничего не отрицали, приняли все как есть, помогли следствию. Конечно, я в школе читал. Я до седьмого класса хорошистом был, а потом подрос, учебу забросил, друзья, знакомые…»
Среди произведений, которые по решению суда нужно прочитать осужденным, – «Том Сойер» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Белый клык» Джека Лондона и стихотворение «Проходят дни, проходят ночи» Тараса Шевченко.
«Он так хорошо к нам отнесся, не дал по всей мере закона, а так вот, мягко. Больше не хочется в такую ситуацию попадать. Вечером после работы буду читать», – обещает Руслан.
«Я не обращал внимание на название, я обращал внимание на содержание, – объясняет выбор литературы судья Гарский. – Некоторые детские произведения нужно читать и взрослым. Там много чего полезного, и каждый может там из своей жизни увидеть сюжеты. Запомнилось – и мысль пришла сама собой. В англосаксонской системе правил такие решения принимаются очень часто, надо какую-то правовую традицию внедрять и в Украине».
Что думают библиотекари и психолог
Одесский судья благодаря своим решениям прославился на всю страну. Выбор произведений для Руслана и Максима оценили литераторы, филологи и библиотекари. Многие говорят, судья подобрал книги с глубоким смыслом, они дают возможность получить необходимый жизненный опыт.
«Жизнь не всегда так безнадежна, как кому-то кажется. Собственно, что и есть в «Белом клыке» Джека Лондона, где бесконечная тяга к жизни, к хорошему», – комментирует библиотекарь Ольга Нагорнюк.
Но есть и другие мнения. Директор детской библиотеки Татьяна Палий полагает, что наказанные могут просто не понять перечисленные судьей книги: «Мне кажется, что они вообще ничего не читали, и поэтому на первый взгляд кажется, что в этом возрасте им книги того же Марка Твена будут достаточно сложными. Им надо начинать, наверное, со сказок».
По мнению психолога Марии Фендюры, измениться можно в любом возрасте, и судья в этом случае взял на себя воспитательную функцию:
«[Прежде чем] осуждать, надо сначала пройти путь этих детей, понять, с чем они столкнулись в своей жизни, с какими сложностями. У них нет опыта, когда их понимают, принимают, если учитываем историю их жизни. И когда их еще отправляют в тюрьму – наказание такое привело бы к какому-то разочарованию в людях в целом. У такой меры наказания, [которую выбрал судья], есть шансы дать им возможность понять свою ошибку, найти другие возможности в жизни, реализовать себя».
Адвокат Александр Гладенко, комментируя решение судьи, назвал его и законным, и человечным:
«Это способствует воспитанию и исправлению человека. Если люди, которые считают, что наказание в виде отбывания срока в специальных учреждениях способствует перевоспитанию человека, – я не знаю. Но уверен, что вряд ли наши учреждения ориентированы на эту функцию. Скорее делают хуже. У этих ребят есть шанс. Это послужит холодным душем, и они больше не будут повторять таких ошибок».
Контролировать исполнение приговора будет центр пробации. После прочтения книг Руслан и Максим должны будут сдать экзамен. А пока они готовятся, судья Гарский вынес новый приговор по еще одному делу о воровстве: обязал мужчину прочесть трилогию Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и выучить стихотворение Ивана Франко.
«Дать людям шанс» или «чтение из-под палки»? Судья Лариса Гольник об инициативе коллеги
В эфире Настоящего Времени мы обсудили инициативу судьи из Одессы с его коллегой – украинской судьей Ларисой Гольник. Она сейчас работает в Октябрьском райсуде Полтавы и известна в Украине борьбой за честное и справедливое правосудие, за независимость судей.
— Как вам такой приговор коллеги? Получится у него, по вашему мнению, перевоспитать этих парней?
— Я надеюсь, что получится. Я считаю, нужно, чтобы суд не только карал. Я согласна со своим коллегой – суд должен и воспитывать, давать шанс тем людям, которые оступились. Это называется индивидуальный подход к каждому человеку. Поэтому я думаю, что в данной ситуации это должно сработать. Я тоже читала об этом, очень редко, когда судьи своими решениями становятся известными на всю Украину. Это тот положительный пример, который мы сейчас видим.
— В приговоре судья ссылается на статью 76 Уголовного кодекса Украины, где описаны обязательства, которые суд может наложить на людей при условном сроке. Там есть пункт 6: «Придерживаться установленных судом требований о в том числе проведении досуга». Если так трактовать эту статью, судья, получается, может присудить, например, петь арии по утрам или танцевать гопак на площади перед прохожими?
— Конечно, есть и достаточно скептическое отношение к этому. Нельзя так массово, практически к каждому такое применять – это действительно должен быть индивидуальный подход. Может ли [такое решение судьи] для этого человека повлиять на его дальнейшую жизнь? Видимо, судья подумал, он считает, что через книги возможно перевоспитать этих людей. Тут есть и другая сторона медали, кроме такой позитивной: как же этот приговор будет проверяться? Если эти осужденные не выполнят приговор суда – то как же тогда они будут отбывать наказание?
— Вообще непонятно, честно говоря. Они придут в центр пробации, а там им говорят: «Перескажите содержание», – так это должно быть?
— Да, тут как раз возникает вопрос, как это должно происходить. Знаете, я тоже начала читать, интересоваться, а как же в других странах… Тут действительно [судья] должен быть тонким психологом, тут нужно понимать, что не каждый человек может через книжку измениться.
— Правильно ли я поняла, что этот приговор лежит в рамках украинского законодательства и теоретически любой судья вправе что-то подобное нестандартное присудить?
— Конечно, в принципе этот приговор в рамках законодательства, и он как бы действительно может быть возложен на определенный досуг. Но обычно судьи с таким определенным формализмом подходили к этой статье. Что значит досуг? То есть прибывают в вечернее время туда, где распиваются спиртные напитки, например. Это более понятно.
— Так трактовалась статья.
— Скажем так: я, допустим, не ожидала, что к ней можно так оригинально подойти.
— Будете теперь использовать эту практику?
— Я сейчас не рассматриваю уголовные дела, поэтому я не буду применять, но в принципе для себя на заметку возьму.
Но я скажу еще, что я по первому образованию педагог. И поэтому я думаю, что нужно очень осторожно относиться к такому обязательному чтению, потому что обязаловка может иметь негативный подтекст: «меня заставляют читать».
— Хочется через какое-то время отыскать этих парней и понять, повлияет или нет.
— Это интересно. Некоторые психологи как-то очень настороженно относятся к такого рода мере наказания. Поэтому нужно следить за этим и смотреть, возможно, какие-то научные исследования провести.
III. Открытие новых знаний и
первичное закрепление.
13
минут
Обеспечение
восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися темы.
Учитель:
Займемся чтением и анализом рассказа. Кто желает начать? Читаем и фиксируем
неизвестные Вам слова.
«Чтение
вслух с остановками».
Лапти
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и
холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело
болен ребенок.
И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему
какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже
плакала горькими слезами,—от страха и от своей беспомощности. Что сделать,
чем помочь?
-В
какое время года происходит действие рассказа?
-Какое
художественное средство использует автор в 1-ом предложении?
-Что
просит больной ребёнок?
—
Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
-Почему
мать одна переживает за сына?
Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора
тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…
-Что
имеет ввиду автор под словосочетанием «в такую страсть»?
-Давайте
предположим, кто станет помогать матери?
Стукнуло в прихожей,— Нефед принес соломы на топку,
свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью,
приотворил дверь, заглянул:
— Ну
что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда
там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…
— Лапти?
Что за лапти такие?
— А
господь его знает. Бредит, весь огнем горит…
Мотнул шапкой, задумался.
Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все
в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:
-С
какими героями вы познакомились?
-Кто
такой Нефед?
—
Каким вы его себе представляете? Чтобы ответить на этот вопрос составим
кластер-описание героя.
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА
Когда мы
рассматриваем образ какого-то героя, на что мы обращаем внимание? На
одежду,… Продолжите ряд. (На одежду, внешность, особенности речи, черты
характера). (устное
словесное рисование).
Почему
мать мальчика называет его Нефедушка?
-Почему
он интересуется состоянием мальчика?
-Что
заставило героя задуматься?
-О
чем он мог задуматься?
— Значит,
надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как
добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое
дело.
— Бог
с тобой, до Новоселок шесть верст! Где же в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет,
пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет
мне в зад, пыль-то…
-Чем
опасно то решение, которое принял Нефед? Чего он не учел?
-Почему
он не подумал об этом?
И, приотворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не
говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской,
взял в руки кнут и вышел вон, пошел утопая по сугробам, через двор, выбрался
за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было.
Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес.
Обыденкой в такую пору не вернешься.
Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его
все-таки не было, ночь была еще страшнее.
-Что
взял с собой Нефёд? Для чего?
-Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие
Нефёда?
-Переживали ли домашние о Нефёде?
-Почему Нефед не вернулся, что с ним могло случиться?
-Читаем
дальше.
Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в
поле, в бездне снежного урагана и мрака.
Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать
поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена
казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и
грозными видениями.
-Есть
ли надежда на улучшение состояния мальчика?
А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал
горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему
красные лапти:
— Мамочка,
дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била
себя в грудь:
— Господи,
помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь
гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь
мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем
торопливый, зловещий стук в окно.
-Почему
стук в окно был «зловещим»?
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,—
белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях
Нефеда.
Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на
рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег
и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из
снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело —
оказывается, знакомый человек…
-Что
произошло? Как мужики нашли Нефеда?
-Что
значит фраза автора «решили пропадать»?
Тем только и
спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на
горе, в двух шагах, жилье…
-Почему
спаслись мужики?
-Как
вы думаете, сделал ли Нефед то, что пообещал?
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек
с фуксином.
— Как
вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
Учитель: Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье,
что, если выполнить заветное
желание больного, он выздоровеет.
— Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради
чего?
-Чью жизнь спас Нефед?
— Ребята, как вы думаете, что
хотел сказать автор этим рассказом?
-Только ли жизнью можно
жертвовать ради людей?
Учитель: В тексте вам встретились
непонятные слова. Назовите. Давайте узнаем, что они обозначает, и для этого
поработаем с карточкой у Вас на столах. В них вам даны определения и их
толкования. Вам нужно соединить каждое определение с нужными толкованиями
стрелочками. Работаем в парах.
Фуксин | это |
Зипун | это |
Розвальни | это |
Кнут | это |
Обыдёнка | это |
Обучающиеся читают и анализируют
текст: работают над созданием кластера, дают толкования неизвестным словам.
Отвечают на вопросы:
— Эпитет – «непроглядная вьюга».
— Больной ребёнок просит красные лапти.
— Возможно, он наблюдал за крестьянскими детьми, хотел стать
участником их игр.
— В такую плохую погоду.
-Крестьянин.
— Шапка, борода,
старый полушубок, разбитые валенки, народная простая речь, работящий,
серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий,
добросердечный.
— Любит, ценит,
уважает его.
— Мальчик дорог ему.
-Герой задумывается,
не отправиться ли ему в путь за лаптями.
— Герой не учёл того,
что на улице страшный мороз, вьюга, что ему скорее всего не дойти, не
исполнить задуманное.
— В этот момент он
думал только о том, как спасти мальчика, не думал о собственной жизни.
— Он взял с собой
кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки.
Использовал, как средство опоры в метель.
— Домашние переживали
о Нефёде. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался
переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.
— Случилось что-то
плохое.
Мужики нашли Нефёда
случайно, лежащим в снегу.
-Решили пропадать –
сдались.
— Мужики спаслись
благодаря Нефёду.
— Он выполнил, что обещал.
— Да. Ради жизни
мальчика.
— Мы должны помнить о
других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным
людям, близким людям.
— Нет. Можно личным
временем, вещью, спокойствием, комфортом.
Записи
в тетради. Усвоение значений новых слов. Осмысление текста.