Смотреть чтение рассказов и повестей русских классиков

диана днепр 24 дек 2021, 09:14видеопроект тайги.инфо богатство сибири: идеи и люди, съемки которого прошли иркутске, красноярске, барнауле, томске,

© Диана Днепр

12 «гениев места» из сибирских городов: о ком рассказывает документальный сериал Тайги.инфо

24 Дек 2021, 09:14

Видеопроект Тайги.инфо «Богатство Сибири: идеи и люди», съемки которого прошли Иркутске, Красноярске, Барнауле, Томске, Новокузнецке, Новосибирске и Омске, победил на конкурсе АНО «ИРИ». В каждом городе есть свои «гении места» — люди, которые оставили яркий след, привнесли что-то новое в жизнь города. Есть и современники, которые продолжают дело «гения места» и рассказывают о нем журналистам.

Александр Деринг — Андрей Молчанов (Барнаул)

Основатель архитектурного бюро «Классика» в Барнауле Александр Деринг уже шесть лет по субботам приходит на Барнаульский сереброплавильный завод. Двести лет назад здесь производили 90% серебра Российской империи. Живая история, созданная архитектором Андреем Молчановым на стыке XVIII и XIX веков, находится в упадке, забытая и отданная на откуп активистам. Наследие Молчанова будоражит творцов города уже не первый год. Мы приехали, чтобы ответить на вопрос: зачем люди очищают от кленов старые кирпичи? Как поступить более правильно, — снести 17 разрушенных бараков и заработать денег или же научиться рисовать и сохранить себя?

Владимир Красилов — Вячеслав Климашин (Барнаул)

Барнаульский учитель математики Владимир Красилов всю жизнь мечтал заниматься музыкой. Мечте было суждено осуществиться только на четвертом десятке. Зато своим ученикам Красилов предоставил возможность находиться в музыке с самого детства. Его студия «Синтез» стала стартовой площадкой для сотен алтайских мальчишек и девчонок. Сам Владимир Красилов — приверженец «качественной попсы», а один из его учеников Вячеслав Климашин — известный современный сибирский рок-музыкант. Климашин создал в Барнауле крутую рок-школу, через которую ежегодно проходит более сотни учеников, и теперь им нести через время волшебное звучание Алтая.

Сергей Маяренков — Дмитрий Бутин (Иркутск)

Сергей Маяренков, предприниматель, урбанист и один из авторов проекта «130-го квартала», часто произносит слово «инновация» и считает, что важнейшие составляющие бизнеса — новаторство и творчество. Потому-то Сергея и вдохновляет фигура Михаила Дмитриевича Бутина — русского купца, владевшего множеством предприятий в Иркутске. Подобно Петру Первому, полтора века назад он отправился в Америку, чтобы перенять опыт западных мастеров и применить его на производстве в Иркутске (и даже написал книгу о своих деловых странствиях!)

Александр Снарский — Сергей Снарский (Иркутск)

В Иркутске полно антикварных лавок. Самая первая появилась в начале 90-х, ее открыл бывший актер ТЮЗа Сергей Афанасьевич Снарский, которого теперь в городе знают именно, как хранителя древностей. К семейному делу присоединился и сын-историк Сергея Афанасьевича Александр, для которого антиквариат — одна из форм эскапизма. Пообщавшись с семьей антикваров, мы узнали, почему, живя в настоящем, они так много времени уделяют прошлому и как им, коллегам и родственникам, удалось избежать проблемы «отцов и детей».

Ксения Васильева — Альберт Фёдоров (Новокузнецк)

Как одно звездное шоу в столице России может изменить жизнь сибирского города? Именно представление передвижного планетария заставило молодого учителя физкультуры, Альберта Федорова, загореться мечтой — увидеть звезды в Новокузнецке. Спустя годы кропотливой работы появился первый за Уралом планетарий со своим отдельным зданием. Экскурсовод Ксения Васильева, рассказывая туристам и горожанам о Новокузнецке, обязательно упоминает знаменитого земляка. Его отношение к жизни и работе как нельзя лучше отражает истинную мечту о Кузбассе. Регионе не угля и заводов, но месте, где люди продолжают мечтать и смотреть в космос.

Марина Кирюнина — Василий Ершов (Красноярск)

В Красноярском крае, где так много труднодоступных городов и поселений, одна из сильнейших летных школ. Знаменитый пилот Василий Ершов, уйдя на пенсию, написал целый цикл книг об авиации, в которых рассказывает, как перестать бояться летать, воспевает любимый ТУ-154, делится воспоминаниями о внештатных ситуациях на борту и сравнивает летчиков с ездовыми псами. Книги земляка Ершова еще в детском возрасте прочитала журналистка Марина Кирюнина, которая и стала нашим проводником по красноярской авиации.

Егор Матвеенко — Владимир Теплых (Красноярск)

Столбизм — полноценная субкультура Красноярска. Кто-то лишь перенимает ее атрибуты и изредка выбирается прогуляться по скалистой местности, а кто-то посвещает этому жизнь. Действующий столбист, мастер спорта по скалолазанию Егор Матвеенко рассказывает о трагически погибшем на Столбах Владимире Теплых. Еще в 13 лет Егор покорил Петлю Теплых — сложнейший склон, впервые поддавшийся лишь легендарному предшественнику.

Дмитрий Вирже — Антон Сорокин (Омск)

Омский художник Дмитрий Вирже установил на входе в галерею «Левая нога» бюст «Короля писателей» и «Мозга Сибири» — так величал самого себя Антон Сорокин. Автор около двух тысяч рассказов, повестей и пьес, живописных картин и графики, он был еще и одним из первых русских акционистов — причем свои эпатажные выходки он совершал тогда, когда не существовало даже подходящего термина, потому-то омичи считали Сорокина чудаком и сочиняли о нем анекдоты.

Татьяна Романенко — Сергей Сокрута (Омск)

Сергей Сокрута называл себя фотохудожником, а не фотографом — его пленочные полотна и впрямь хочется сравнивать с живописью. Он не только экспериментировал со стилями съемки и способами проявки фотографий, но еще и открыл собственную школу. Хоть Татьяна Романенко не снимает на пленку, она переняла стиль учителя и рассказала нам, каким был и как «видел» мир через свою камеру Сергей Сокрута.

Антон Гашенко — Борис Гордеев (Новосибирск)

Антон Гашенко — один из организаторов проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм!». Параллельно основной работе в архитектурном университете создал три тематических авторских рисованных карты города, является ведущим экскурсий по наследию конструктивизма и организатором фестиваля #КонструктивизмЗдесь. В своих инициативах Антон вдохновляется Борисом Гордеевым, ставшим первым главным архитектором Новосибирска в возрасте 30 лет и подарившем Новосибирску несколько ярких памятников авангарда.

Владимир Терехов — Самсон Кутателадзе (Новосибирск)

Владимир Терехов — доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией термогазодинамики Института теплофизики СО РАН и один из продолжателей дела выдающегося предшественника — академика Самсона Кутателадзе. Сейчас Владимир Терехов занимается реализацией уникального проекта — новой лаборатории управления тепломассообменом при фазовых и химических превращениях, под руководством крупнейшего в мире специалиста в области термодинамики и механики жидкости из Швеции.

Сегодня новосибирские физики решают передовые задачи в области энергетики, вдохновляясь примером советского физика, педагога, специалиста в области гидродинамики газожидкостных систем и проблем энергетики — Самсона Семеновича Кутателадзе.

Екатерина Кирсанова — Петр Макушин (Томск)

Каждый находит любовь в своем: в напечатанных буквах или в деревянных узорах, в повозке доверху нагруженной бумагой, или старинных ставнях. Сто лет назад в Томск приехал человек, который придумал как превратить любовь к знаниям в прибыльный бизнес, а теперь и сам переместился на страницы книг, которые продавал. История Томска привлекла и кемеровчанку Екатерину Кирсанову. Ее дом-музей поражает своим кропотливым подходом к сохранению прошлого, помогая одновременно просвещать своих гостей. Мы приехали узнать о том, как Томск связал двух приезжих и как история одного вдохновляет другого.

Олег Циплаков

Урок внеклассного
чтения
 во 2 классе 

«Рассказы
о животных в творчестве русских писателей»

Цели:

1)    Познакомить
детей с рассказами о животных русских писателей: Виталия Бианки «Музыкант» и
Евгения Чарушина «Что это за зверь?».

2)    Учить
анализировать текст, развивать интерес к литературе, наблюдательность.

3)    Воспитывать
бережное отношение к книге, любовь к животным и к природе.

Оборудование:
портреты писателей В. Бианки и Е. Чарушина; выставка книг; напечатанные тексты
рассказов; памятки о правильном и бережном обращении с книгой; словарные слова;
картинный план рассказа «Что это за зверь?».

Ход
урока.

Учитель:

-Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга-самый верный,

Самый лучший друг.

На сегодняшнем занятии мы посетим литературную
гостиную. А для того, чтобы узнать кто здесь хозяйничает и кто встретит нас у
своих дверей, давайте все вместе отгадаем загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Ученики:
Книга.

Учитель:
Правильно, ребята. Это книга. А как вы думаете, могли бы мы прожить без книг?
Для чего они нам нужны! (выслушивает ответы детей.)

Без
книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит нас с прошлым, позволяет разобраться в
настоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это единственная «машина
времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия. Вот
послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения «Как бы жили мы без книг»

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей…

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник,

И тебя могли оставить Все герои детских
книг
.

Учитель:
Ребята, а о чём вы любите читать и слушать книги? (ответы детей)

Как много книг вы уже прочитали? ( игра
«Угадай книгу или сказку» —

определить по иллюстрации из какого
произведения она взята)

Рассмотрите обложки книг, которые сегодня
представлены на выставке в нашей

литературной гостиной ( но выставке
представлены книги В. Бианки, Е. Чарушина, К. Паустовского, М. Пришвина.) Как
вы думаете, о чём или о ком эти книги?

Дети:
о природе, о птицах, о животных.

Учитель:
Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с несколькими рассказами о животных,
написанными русскими писателями. Свои произведения о животных, о природе
посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, М.
Пришвин, К. Паустовский и другие. Многие из них были познавательными,
воспитывали интерес к активному изучению природы.

Книга,
откуда будет прочитан наш первый рассказ, называется «Щур». Ребята, найдите эту
книгу на нашей выставке.

Один
из учеников находит из нескольких изданий нужную книгу и озвучивает вслух её
автора. Учитель вывешивает на доску портрет писателя.

А
может быть какие-нибудь его произведения вам уже знакомы? (ответы детей)
Евгения Чарушина называют рассказчиком — анималистом, (ведётся словарная работа
Анималист-художник, изображающий животных) потому что он не только писал
рассказы, а ещё и рисовал иллюстрации к своим произведениям. Герои его
рассказов — детёныши животных, дикие и домашние животные, животные и птицы,
живущие в зоопарке. Тем, что он стал художником и писателем, Чарушин всю жизнь
был благодарен своим родителям, которые подарили ему детство, наполненное
яркими, сильными и интересными впечатлениями.

И
сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его рассказов, а точнее с рассказом
— загадкой. Загадка кроется уже в самом названии, а называется он «Что это за
зверь?» Для того, чтобы отгадать загадку, приготовленную для вас автором,
внимательно послушайте меня и следите по своим текстам.(Учитель зачитывает
рассказ вслух.)

Учитель:
Итак, ребята, что же за зверёк таинственно наведывался к дому девочки?

Ученики:
Это был кролик.

Учитель:
Понравился ли вам рассказ и чему он вас учит?

Ученики:
рассказ учит читателей быть любознательными, внимательному и бережному
отношению к животным, потому что они братья наши меньшие.

Учитель: Что сделала девочка Катя, чтобы
узнать какой зверь приходил к её крыльцу? Как же ей удалось познакомиться с
таинственным зверем? Для того, чтобы ответить на эти вопросы нам необходимо
восстановить последовательность Катиных действий (на доске вывешивается картинный план в
нарушенной последовательности и детям необходимо его восстановить.)

Молодцы,
ребята! Вы отлично справились с заданием.

Воспитательная
пятиминутка: Мы привыкли к книге, редко думаем о ней как о замечательном
сокровище и бывает, что не всегда ценим и бережём её. Послушайте обращение
книги к вам, которое прочитают ваши одноклассники.

1-й
ученик:

Я-книга, я-товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

2-й
ученик:

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня залил!

Что здесь за звери, что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

3-й
ученик:

Мой переплёт не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни, я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

Учитель: Спасибо, вам, ребята!

А теперь я хочу познакомить вас с ещё
одним рассказом, но уже другого писателя- Виталия Бианки. Он известен, как
автор журнала «Воробей» и знаменитой» Лесной газеты». Герои его
произведений-животные, птицы, растения. Бианки вырос в семье известного
учёного-орнитолога (ведётся словарная работа Орнитолог — учёный, изучающий
птиц.) Его книги адресованы любознательным детям. Можете ли вы назвать себя
такими? (ответы
детей)

Рассказ,
который мы с вами сейчас прочитаем, называется «Музыкант». Ребята, а как вы
понимаете значение слова музыкант? Ответы детей

Музыкант
— это человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте.

А как вы думаете, если наш рассказ о
животном, кто в нём может выступать в роли музыканта? (дети высказывают свои
предположения)

Думаю, что мы сможем проверить ваши
предположения, прочитав этот рассказ.

Хорошо читающие ученики читают рассказ по
цепочке.

Учитель:
Итак, ребята, кто же в итоге оказался музыкантом?

Ученики:
медведь.

Учитель:
Действительно, ребята, в жизни очень часто можно встретить необычное в
поведении и способностях животных. А вы встречались с чем-нибудь необычным?

Дети
делятся своими наблюдениями.

Как
вы думаете, почему старый медвежатник не убил медведя, ведь он шёл на охоту?
Ученики: Старый медвежатник всю жизнь охотился на медведей, но этот случай так
поразил его, что, возможно, он больше никогда не поднимет ружья на животных.

Итог
урока. 
Вот сегодня на уроке мы с вами познакомились с 2-мя рассказами
разных писателей. Подумайте и скажите есть ли между ними что-то общее?

Ученики:
Оба рассказа учат нас быть любознательными по жизни, бережному отношению к
природе и к животным, ведь не зря их называют братьями нашими меньшими.

Учитель:
И напоследок я хотела бы вам пожелать:

Пусть каждый день
и каждый час

Вам новое добудет

Пусть добрым будет
ум у вас,

А сердце добрым
будет.

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
РЕЧИ

2-4 КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА

Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах
являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя,
осмысленно воспринимать прочитанное.

У учащихся формируется навык сознательного, правильного,
беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного
творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию
статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся
последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании
прочитанного.

В программе на каждый год обучения даётся примерная
тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения,
анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного
чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом
максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора,
воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей
Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется
последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание, которым учащиеся,
в силу особенностей психического развития, овладевают с большим трудом, что
затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи
чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам,
постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения
совершенствуется.

Одновременно овладение чтением вслух школьники учатся
читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается
с 3 класса.

С выразительностью речи учащиеся знакомятся в 1 и 2
классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается
примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить
особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных
средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции
недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию
связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным
пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание
содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение
правильному построению предложений и в процессе упражнений на воспроизведение
прочитанного. С этой целью в младших классах, в зависимости от сложности
текста, используются вопросы, готовый или коллективно составленный план,
картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу формирования
читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению,
знакомства с лучшими, доступными их пониманию, произведениями детской
литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской
культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про
себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями,
логического ударения, необходимой интонации.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

Выделение главной мысли произведения, осознание
последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на
законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к
основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных
учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения,
сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных
действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений,
характеризующих героев, события, картины природы.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ
по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и
детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора;
ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из
прочитанного.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА

Чтение произведений устного народного творчества в
обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время
войны.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных
классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена
года.

Практические грамматические упражнения, правописание и
развитие речи.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами
правильно, самостоятельно, с 1-2 ошибками; читает выразительно, с соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, в 3 классе – логических ударений; отвечает на
вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

 Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми
словами, некоторые трудные слова – по слогам; допускает 1-2 ошибки при чтении,
соблюдении смысловых пауз, в 4 классе – логических ударений; допускает
неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их
самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении
наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно
выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в
основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при
чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, в 4 классе – логических
ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью
учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в
основном, по слогам, даже лёгкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении
и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе
содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя;
не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в
чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок,
искажающих смысл прочитанного; не отвечает на вопросы и не может передать
содержания прочитанного; не знает наизусть стихотворения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащийся должен уметь:

читать сознательно, правильно текст целыми словами
вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

читать «про себя»;

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё
отношение;

определять главную мысль произведения;

пересказывать прочитанное полно и выборочно.

Учащийся должен знать:

наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.

ЧТЕНИЕ, 2 КЛАСС

Учащиеся должны уметь:

·       
читать по слогам короткие
тексты;

·       
слушать небольшую сказку,
рассказ, стихотворение, загадку;

·       
по вопросам учителя и по
иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

·       
наизусть 3-5 коротких
стихотворений, отчётливо читать их перед классом.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ:

Осознанное,
правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами.
Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. ЧТЕНИЕ, 2 КЛАСС.

Оценка «5» ставится учащемуся, если он:

·        
читает по слогам (с
переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно
исправленными ошибками короткие тексты;

·        
соблюдает синтаксические
паузы;

·        
отвечает на вопросы по
содержанию прочитанного;

·        
пересказывает прочитанное
полно, правильно, последовательно;

·        
твёрдо знает наизусть
стихотворение и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится учащемуся, если он:

·        
читает по слогам,
затрудняясь читать целиком даже лёгкие слова;

·        
допускает 1-2 ошибки при чтении
и соблюдении синтаксических пауз;

·        
допускает неточности в
ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно
или с незначительной помощью учителя;

·        
допускает при чтении
стихотворения наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть
достаточно выразительно.

Оценка «3» ставится учащемуся, если он:

·        
затрудняется в чтении по
слогам трудных слов;

·        
допускает 3-4 ошибки при
чтении и соблюдении синтаксических пауз;

·        
отвечает на вопросы и
пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

·        
обнаруживает при чтении
наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» ставится учащемуся, если он:

·        
затрудняется в чтении по
слогам даже лёгких слов;

·        
допускает более 5 ошибок
при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

·        
в ответах на вопросы и при
пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь
учителя.

Оценка «1» учащимся во 2 классе не ставится.

Сценарий  школьного этапа

конкурса «Живая классика»

2021 год.

Автор:
Кухарчук  Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Мигулинская
СОШ  Верхнедонского  района  Ростовской области.

ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

1.Повышение
интереса к чтению детей и подростков.

2.Расширение
читательского кругозора детей.

3Популяризация
чтения среди детей и подростков.

4.Возрождение
традиций семейного чтения.

5.Повышение
интереса учащихся и их родителей к библиотекам.

6.Поиск и
поддержка талантливых учащихся

Учитель: Здравствуйте, уважаемые участники,
члены жюри, гости! Мы рады видеть Вас сегодня на ежегодном конкурсе «Живая
классика». Вас ждёт необыкновенное путешествие в свет литературного творчества
различных повестей и рассказов. Вы окунётесь в удивительный мир книги. Книга — это верный наш спутник, это источник, из которого мы получаем знания.
Мне вспомнилось замечательное стихотворение
Юрия Энтина:

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна — недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе
слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

                                       
   Ход мероприятия.
                                                

Ведущий : Здравствуйте,
дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на школьном этапе конкурса «Живая
классика -2021». История его началась  в 2011 году. Этот год, юбилейный.
Конкурсу исполнилось 10 лет. Это конкурс — соревнование по чтению вслух
отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей среди
учащихся 5-10 классов. В каждом классе есть свои  таланты, и нам особенно приятно 
сегодня приветствовать  наших конкурсантов. Их у нас сегодня восемь. Победу
в конкурсе приносит не только артистическое мастерство,
но и глубина проникновения в смысловую структуру и образную
систему художественного текста.

Ведущий : Позвольте
представить жюри конкурса:

1.Булатова И.А. директор МБОУ Мигулинская СОШ

2Аксенова О.Б. учитель  русского
языка и литературы МБОУ Мигулинская СОШ

3.Деревянкина Н.И.
педагог-библиотекарь
МБОУ Мигулинская СОШ

4.Ландина Т.Г. завуч по
воспитательной работе МБОУ Мигулинская СОШ

5.Демина О.А. завуч по
учебной работе МБОУ Мигулинская СОШ

 Ведущий 1: Выступления
оцениваются по следующим критериям:

           — выбор текста произведения;

           — грамотная речь;

           — артистизм исполнения;

       — глубина проникновения в образную
систему и смысловую

           структуру  текста.

            Оценка выступления участника
осуществляется по 10-балльной шкале.

 Ведущий
:
 
Желаем удачного выступления  всем участникам. Сегодня мы поговорим
о книгах, которые завоевали сердца читателей  и многие годы радуют уже не одно
поколение. Эти книги читали ваши    родители, бабушки и дедушки. Эти книги
любимы и востребованы. Они стали классикой русской и зарубежной  литературы. 
Итак, начинаем наш конкурс.

Ведущий : Ирина Михайловна Пивоварова (3 марта 1939, Москва — 10 августа
1986, Москва) — русская детская писательница, иллюстратор.

Родилась в Москве в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь
пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину
привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский
Текстильный Институт на факультет прикладного искусства.

Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую
литературу — Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для
маленьких читателей, а её муж создавал иллюстрации к её произведениям. Сначала
рассказы Ирины печатают в небольших, не очень известных журналах. И только
после того, как её стихи были опубликованы в журнале «Веселые картинки», Ирина
Пивоварова получает известность. Дети любят милые, яркие, добрые произведения
Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они
пронизаны.

К несчастью, Ирина Пивоварова умерла очень рано, не успев
сделать многое — её не стало в 1986 году. Она была заядлой курильщицей, и
это способствовало развитию заболевания. Ушла из жизни 10 августа 1986 года от
рака лёгких.

Ведущий
:
 Открывает нашу
конкурсную программу ученица 5 класса Аверкова Валентина  произведением 
Ирины Пивоваровой «Сочинение».

Ведущий :   Троепольский Гавриил Николаевич
(16 (29).11.1905), родился в с. Новоспасовка, ныне Грибановского р-на
Воронежской обл. Русский советский писатель. Работал сельским учителем,
агрономом. Троепольским было написано немалое количество интересных
произведений. Однако, главной книгой, обеспе-чившей ему мировую известность,
стала повесть о Биме, изданная в 1971 году. «Белый  Бим Черное ухо» можно
назвать трагическим повествованием о жизни преданного пса, встретившего на
своем пути радости и беды, хороших и плохих людей.

Мы предлагаем
вам, дорогие друзья, послушать отрывок из
произведения известного писателя  Г.Троепольского
 «Белый Бим  Чёрное ухо»».  

 Читает ученик 6 класса Солодухин
Арсений
.

Ведущий : Антон Павлович Чехов
(1860–1904 гг.) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик,
врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие
произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах
по всему миру.
Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы
интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным
среди них был Антоша Чехонте.

 Послушаем  Беляева  Дмитрия, учащегося
6 класса,  он познакомит Вас  произведением А.П.Чехова «Детвора»

Ведущий :   Замечательная русская писательница
Надежда Лохвицкая, взявшая впоследствии псевдоним Тэффи, родилась 21 мая 1872
года в Санкт-Петербурге в дворянской высокообразованной семье, состоящей из
папы-адвоката, мамы с французскими корнями и четверых детей, где все были
увлечены и очарованы литературой. Но особенно ярко литературный дар проявился у
двух сестер, Мирры и Надежды. Только у старшей сестры – поэтический, а у
Надежды – юмористический. Ее творчеству присущ и смех сквозь слезы, и смех в
чистом виде, но встречаются и полностью драматичные произведения. Писательница
признавалась, что у нее, как на древнегреческих театральных фресках, два лица:
одно смеющееся, другое плачущее.

О ее любви к литературе
свидетельствует тот факт, что, будучи тринадцатилетним подростком, она ездила к
своему кумиру Льву Толстому, мечтая, чтобы в «Войне и мире» он оставил Андрея
Болконского живым. Но при встрече не решилась обременять его своими просьбами и
взяла только автограф.

Надежда Лохвицкая – мастер
миниатюрного рассказа, очень трудного литературного жанра. Из-за краткости и
емкости в нем приходится выверять каждую фразу, каждое слово.

С рассказом «Взятка» вас
познакомит Трухляев Даниил, ученик 7класса

Ведущий
:
   Наталия Волкова родилась 16 августа 1977
года в Москве.

Окончила
факультет иностранных языков Московского педагогического государственного
университета, получив специальность преподавателя иностранных языков. Работала
там же на кафедре лексики английского языка, закончила аспирантуру.

Наталия
Волкова работает в московской библиотеке семейного чтения им. Н. Ф. Погодина и
в развивающем центре. Занимается с детьми и подростками литературным
творчеством, английским языком. Является также редактором журнала о детской
литературе «Переплёт». К моменту рождения двух сыновей Наталией Волковой уже
были написаны детские стихи и сказки. Сначала она выкладывала их в Интернет,
затем молодую писательницу заметили и опубликовали в журнале «Кукумбер» (март
2009).

Далее
молодой автор отправила свои работы на разнообразные литературные конкурсы.
Участвовала в VI и VII семинарах молодых писателей России, пишущих для детей
(2009, 2010), в IX форуме молодых писателей под руководством  Э. Н. Успенского
(2009), в фестивале «Молодые писатели вокруг 
Детгиза (2009). С 2011 года постоянная
участница 
фестиваля детской
литературы имени Корнея Чуковского
.

Наталия
Волкова пишет стихи для детей, построенные на игре слов, художественную прозу
для детей и подростков. Интересны ее познавательные книги, некоторые из них
написаны в соавторстве с мужем — Василием Волковым — об истории Москвы.

Недавно на бенгальский язык была переведена книга Наталии
Волковой «Разноцветный снег».

 Отрывок
из повести
«Разноцветный снег» расскажет ученица 7 класса Трофимова Юлия

Ведущий :   Виталий Александрович Закруткин родился  27 марта 1908 года в
городе Феодосия. Отец мальчика был школьным учителем. После окончания школы
Виталий поступает в педагогический институт города Благовещенска. Затем
поступает в аспирантуру педагогического института им. А. И. Герцена в Ленинграде.
Первые произведения автора были издана именно в период его обучения.

С
началом Первой мировой войны, писатель уходит на фронт, где работает военным
корреспондентом. В период с 1941 по 1945 год Закруткин непрерывно находится на
передовой, где ему довелось пройти через множество боев (в том числе и в штурме
Берлина). В 1945 году был принят в Союз советских писателей. После окончания
фронтовой службы писатель так никогда и не смог забыть ужасы войны, и это
отображено в каждом его произведении.

Творческая
жизнь Виталия Александровича складывается очень успешно, и его первые
послевоенные работы публикуются в периодических изданиях. Но не смотря на это,
в 1947 году, писатель оставив свою научную работу переезжает жить в сельскую
местность, где плодотворно работает над несколькими повестями (среди которых
«За высоким плетнем») и романом «Плавучая станица».

В
1969 году писатель был награждён Государственной премией РСФСР имени Горького
за роман на военно-патриотическую тематику «Матерь Человеческая».
Также, большинство его работ были высоко оценены партией и самим Сталиным.

На
протяжении нескольких лет, писатель занимал высокий пост секретаря правления
Союза писателей РСФСР.

Виталий
Александрович скончался 10 октября на 76-ом году жизни

Послушайте Бухареву Анну, ученицу 8 класса  с отрывком из повести
«Матерь Человеческая».

Ведущий : Юрий Яковлевич Яковлев
краткая биография Юрий Ховкин (настоящая фамилия) родился в Петрограде 26 июня
1922 года
. Стихи Яковлев начал писать еще в школе. В 1940 году был
призван на военную службу. В должности химинструктора зенитно-артиллерийского
полка участвовал в обороне Москвы, был ранен. Мать погибла летом 1942 года во
время блокады. э В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская
книга «Наш адрес». Во второй книге — «В нашем полку» — он собрал стихи о войне,
об армии. В 1952 году окончил Литинститут имени А. М. Горького. Занимаясь
журналистикой, публиковался под псевдонимом Яковлев. Первый рассказ был опубликован
в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Потом вышел
рассказ – «Мальчик с коньками». Юрий Яковлев написал многих рассказов и
повестей о детях и молодежи -«Мой боевой друг», «Мистерия. Страсти по четырём
девочкам», «Травести», «Трудная коррида», «Автопортрет», «Иван-виллис», «Дочь
преферансиста». О войне он написал такие произведения: «Реликвия», «Девочки с
Васильевского острова.», «Жить нам суждено», «Где стояла батарея», «Позавчера
была война». По его сценариям были сняты фильмы: «Первая Бастилия», «Мы с
Вулканом», «Красавица», «Всадник над городом», «Пущик едет в Прагу». Умер 29
декабря 1995 года в Москве.

Сегодня
отрывок из  произведения  «Девочки с Васильевского острова» читает ученица 8
класса 
Кучмасова Анастасия.

Ведущий
2:
   Объявляется последний  участник конкурса –
Верьян Владимир, ученик10 класса. Он познакомит Вас с рассказом
А.П.Чехова «Пересолил».

Ведущий :    Вот мы и
прослушали выступления ребят.

Всем
участникам большое спасибо. Молодцы! Так держать!

 Пока
жюри подводит итоги, послушаем песню  «Тот, кто любит читать»

(поёт подготовленный ученик):

(Тот кто любит читать)2 раза
Может столько узнать, увидеть и столько узнать
(может узнать)
Открывать и исследовать новые страны
Переплыть на дельфине моря, океаны
Может сесть в звездолет на луне побывать.
(Тот кто любит читать)2 раза
Припев:
Возьмите в руки книгу дети,
Мир необъятный рад вас встретить
Помогут книжные страницы
Всему вокруг преобразиться.
(Тот кто любит читать)2 раза

Кем захочет на свете тем сможет он стать
(может он стать)
Капитаном, врачом, цирковым акробатом,
Доброй феей и волшебником, храбрым солдатом
Может в битве со злом всех врагов побеждать.
(Тот кто любит читать)2 раза
Припев:

Возьмите в руки книгу дети,
Мир необъятный рад вас встретить
Помогут книжные страницы
Всему вокруг преобразиться. [  6]

Слово
предоставляется жюри. Попросим их назвать победителей  и призёров.

(Награждение
победителей, призёров  и участников конкурса Дипломами)

           Учитель:  Дорогие друзья! Мы поздравляем победителей и  призеров конкурса.

           Надеемся, что книга и
для многих из вас станет настоящим   спутником вашей

           жизни.

         
Ведущий : Дорогие друзья! Благодарим вас за
внимание! Наша конкурсная программа подошла к
концу.
 Надеемся, что вы получили сегодня только положительные эмоции! Желаем,
чтобы книга стала   для вас настоящим другом и советчиком! До новых встреч в
следующем году.

Шерлок Холмс – главная фигура литературного детективного мира. Персонаж, ненавидимый своим автором. Герой, который воскрес благодаря любви королевы Виктории. Человек удивительной выдержки и поразительной дедукции. Непостижимый умом, завораживающий с первых страниц. Книги про Шерлока Холмса обладают удивительным талантом: их хочется перечитывать снова и снова. Затем смотреть фильмы, а потом снова перечитывать. 


Вы как раз собрались взяться за это благодарное дело, освежив в памяти историю знакомства Шерлока Холмса и доктора Ватсона или страшное происшествие в Баскервиль-холле? Или (и тогда мы вам завидуем!) только собираетесь прочитать серию книг про Шерлока Холмса? Тогда скорее сохраняйте себе вкладку с этим текстом. Сейчас мы расскажем, в каком порядке вам стоит прочитать все 56 рассказов и 4 повести. Несмотря на внушительное число, они удивительно быстро заканчиваются. Итак, Шерлок Холмс по порядку. И хотя истории объединены самим автором в сборники, мы приводим полный список, с перечислением всех рассказов. Это связано с тем, что Шерлока Холмса переиздают часто и в странных конфигурациях, нарушая заведённый Артуром Конан Дойлем порядок. А так вы точно не запутаетесь!

1. Этюд в багровых тонах (1887)

Первый рассказ про Шерлока Холмса и его будущего помощника доктора Ватсона, написанный 27-летним Артуром Конан Дойлем на скорую руку. Скорость никак не сказалась на качестве: сначала Холмс удивит Ватсона своими способностями к дедукции, а затем уже они вместе помогут лондонской полиции распутать дело об убийстве американца, рядом с трупом которого кто-то неровными буквами вывел слово «Месть». 

2. Знак четырёх (1890)

Второе знаменитое дело Шерлока Холмса, дело о загадочном «знаке четырёх», которое перебросит нас из холодного Лондона в жаркую Индию. Не лишённая экзотической романтики история о пропавших сокровищах, которая заканчивается предложением руки и сердца. Не от Холмса, конечно – он может любить только загадки. 

3. Приключения Шерлока Холмса. Сборник рассказов (1891–1892)

В сборник «Приключения Шерлока Холмса» автор поместил рассказы о самых интересных делах сыщика. Одно из них, «Скандал в Богемии», расскажет нам интересный факт: Холмс впервые влюбится. И в кого! В авантюристку Ирэн Адлер, шантажирующую особу королевских кровей. 

В сборник вошли рассказы «Скандал в Богемии», «Союз рыжих», «Установление личности», «Тайна Боскомской долины», «Пять зёрнышек апельсина», «Человек с рассечённой губой», «Голубой карбункул», «Пёстрая лента», «Палец инженера», «Знатный холостяк», «Берилловая диадема», «Медные буки».

4. Записки о Шерлоке Холмсе. Сборник рассказов (1892–1893)

Этим сборником обиженный на персонажа Артур Конан Дойль (никто не читал других его книг, все хотели только Шерлока!) собирался завершить карьеру сыщика. В финальном рассказе, прямо названном «Последнее дело Холмса», он убил его руками профессора Мориарти. Но что тут началось! Писателю не дали спокойно жить. За Шерлока просила лично королева Виктория – факт недоказанный, но широко растиражированный. Дойлю пришлось уступить армии раздражённых фанатов. Но надо признать, он долго держался. Следующий рассказ вышел почти через восемь лет. 

В сборник вошли рассказы «Серебряный», «Жёлтое лицо», «Приключения клерка», «Глория Скотт», «Обряд дома Месгрейвов», «Рейгетские сквайры», «Горбун», «Постоянный пациент», «Случай с переводчиком», «Морской договор», «Последнее дело Холмса». 

5. Собака Баскервилей. (1901–1902)

Если это была месть Артура Конан Дойля за то, что его заставили продолжать, то она вышла по-шерлоковски изящной. Небольшая, но быстро ставшая легендарной повесть «Собака Баскервилей» публиковалась с августа 1901 по апрель 1902 года в ежемесячном журнале Strand Magazine. Фанаты еле могли дождаться очередного кусочка, чтобы узнать, чем же всё кончится!

В роду Баскервилей из поколения в поколение передаётся легенда о дьявольской собаке, которая преследует всех мужчин этого рода. И вот умирает сэр Чарльз Баскервиль, причём при странных обстоятельствах. Шерлок Холмс не верит в призраков и прибывает в поместье вместе с племянником сэра Чарльза Генри, последним отпрыском рода Баскервиль. 

6. Возвращение Шерлока Холмса. Сборник рассказов (1903–1904)

Тринадцать историй этого сборника продолжают отдавать «вынужденностью»: очевидно, что автор больше не живёт и не дышит приключениями своего персонажа. Однако все они написаны на самом высоком уровне, а разгадать интригу самостоятельно почти невозможно. В этих рассказах пособники Мориарти попытаются отомстить сыщику за гибель своего босса, а Холмс займётся одним из самых своих любимых дел – делом о «пляшущих человечках». 

В сборник вошли рассказы «Пустой дом», «Подрядчик из Норвуда», «Пляшущие человечки», «Одинокая велосипедистка», «Случай в интернате», «Чёрный Питер», «Конец Чарльза Огастеса Милвертона», «Шесть Наполеонов», «Три студента», «Пенсне в золотой оправе», «Пропавший регбист», «Убийство в Эбби-Грейндж», «Второе пятно». 

7. Долина ужаса. Повесть (1914–1915)

Артур Конан Дойль черпает вдохновение в реальных событиях судебной хроники. «Долина ужаса» частично основана на деле о тайном обществе ирландских шахтёров. В повести Шерлоку Холмсу предстоит разоблачить шайку «Чистильщиков» – масонскую ложу, известную своей кровожадностью. 

8. Его прощальный поклон. Сборник рассказов (1917)

Название сборнику дал финальный рассказ «Его прощальный поклон», и сам Шерлок Холмс в нём почти не фигурирует. В этой сборке из семи повестей мы наконец близко знакомимся со старшим братом Шерлока Майкрофтом. До этого он уже вскользь встречался в трёх повестях, но детальной проработки удостоен не был. Майкрофт обладает таким же дедуктивным талантом, что и Шерлок, но принципиально его не использует, служа на благо Великобритании. А кем – большой секрет. 

В сборник вошли рассказы «В Сиреневой сторожке» (альтернативное название «Происшествие в Вистерия-лодж»), «Картонная коробка», «Алое кольцо», «Чертежи Брюса-Партингтона», (Майкрофт будет здесь!), «Шерлок Холмс при смерти», «Исчезновение леди Фрэнсис Карфэкс», «Дьяволова нога», «Его прощальный поклон».

9. Архив Шерлока Холмса. Сборник рассказов (1927) 

Самые последние рассказы Дойля о Шерлоке Холмсе, который он выдавал жаждущей публике с 1921 по 1927 год. Всего их двенадцать, и почти каждый – фактически не детектив. Новеллы либо вовсе не содержат «состава преступления», либо в них почти не фигурирует Шерлок Холмс. А одна из повестей, «Три Гарридеба», практически повторяет интригу знаменитой повести «Союз рыжих». 

В сборник вошли рассказы «Камень Мазарини», «Загадка Торского моста», «Человек на четвереньках», «Вампир в Суссексе», «Три Гарридеба», «Знатный клиент», «Происшествие на вилле «Три конька», «Человек с побелевшим лицом», «Львиная грива», «Москательщик на покое», «История жилички под вуалью», «Загадка поместья Шоскомб».

Шерлок Холмс прочитан, порядок книг освоен, но вам всё ещё хочется продолжать? Знайте, что есть специальный термин шерлокиана – им обозначаются рассказы о приключениях сыщика, написанные другими авторами. Их тысячи, перечислять все бессмысленно. Если возьмётесь за это чтение, обратите внимание на рассказы сына писателя Адриана Дойля («Подвиги Шерлока Холмса»). В основе этих рассказов, по словам наследника, сюжеты отца, которые он не успел написать сам. Также о приключениях Шерлока Холмса писали Марк Твен («Детектив с двойным прицелом»), Стивен Кинг («Дело доктора Ватсона»), Борис Акунин («Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трёх мудрых»), Сергей Лукьяненко («Царь, царевич, король, королевич»).

Читайте также «Миллениум». Порядок чтения».

  • Смотри не хочу как пишется
  • Смотреть чтение рассказов на всю ночь
  • Смотреть тв программу на канал в гостях у сказки
  • Смотреть страшные сказки с евой грин
  • Смотреть страшные сказки 2014 2016