Смородинка пермяк главная мысль рассказа

Тема: пословицы о руде . е.а.пермяк маркел-самодел и его дети цель: познакомить с биографией и творчеством е,а, пермяка, воспитывать

Тема:
Пословицы о руде . Е.А.Пермяк « Маркел-самодел и его дети»

ЦЕЛЬ: познакомить
с биографией и творчеством Е,А, Пермяка, воспитывать интерес к книге; формировать
умение анализировать поступки людей;

Планируемые
образовательные результаты-        Предметные (
объем освоения и
уровень владения компетенциями): научатся: находить главную мысль текста;
характеризовать героев рассказа, соотносить качества героев сказки с их
поступками; получат возможность научиться; соотносить пословицу и текст,
рисунок и сюжет сказки;

Метапредметные:
познавательные: выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков
объектов с целью решения конкретных задач; регулятивные: выполняют учебные
действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, используют речь
для регуляции своего действия; коммуникативные: задают вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: принимают
и осваивают социальную роль обучающегося; осознают мотивацию к учебной
деятельности.

I. Организационный
момент

II.
Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА
ДОБРЫЕ ДЕЛА».

— Покажите
голосом, что дано человеку?для чего?для каких дел?

— Какое,
по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

— Вывод. Для чего
дана жизнь человеку?

-А какие пословицы
вы подготовили к уроку? ( о труде)

-Значит о чем
будет наш урок?

III.
Речевая зарядка.

— Прочитайте
предложение жужжащим чтением и задайте соседу два вопроса.

«У ЧУЖОЙ КАЛИТКИ
ЩЕКОЛДА НА ХОРОШИЕ ШУРУПЫ ПРИВЕРНУТА».

— Какие задали
вопросы?

— Какие вопросы
еще можно задать?

— Сколько слов в
предложении?

— Сократите

  • до 7
    слов.
  • до 5
    слов.
  • до 3
    слов.

IV. Беседа
о рассказах Е.Пермяка.

Евгений Андреевич
Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот
город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии
предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и
юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с
бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя
учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное,
слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые
заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году
Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре
уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой
Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с
известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений
Пермяк в 1982 году.

  • -Что
    запомнили о Евгении Пермяке?
  • «Маркел-Самодел и его дети»
  • -Как
    вы думаете о чем или о ком этот рассказ?

V. Работа
по теме урока

Чтение рассказа по
цепочке.

Какие старинные
профессии нам встретились в тексте?( просмотр иллюстраций)

Ответы на вопросы
по рассказу.

— Кто помогает нам
стать добрыми, трудолюбивыми, честными?

— Кто научил детей
делу? — Кто помогал в работе?

— Какие хорошие
качества появились у детей?

конверт
«Собери пословицу».

— составить
пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО
ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И
ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА ЖИТЬ –
ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ»

«КОНЧИЛ ДЕЛО –
ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО
ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В
ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

— О чем эти
пословицы?

— Прочитайте, как
взрослые хвалили детей. (выборочное чтение учащихся)

— Расскажите, чему
вы научились дома, у кого?(обмен мнениями)

— Зачем вас дома
учат трудиться?

VI.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IX.
Подведение итогов.

— Всегда ли дети
бывают хорошими, выполняют все просьбы, трудятся?

— Каким должен
быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

-Какую главную
мысль рассказы вы запомнили?

«Каждые
руки по-своему хватки, во всякой голове — свои задатки».
-Как вы понимаете эту пословицу?

Давнее давнего это было. Жил в те незапамятные времена
Маркел-Самодел. Все сам делал. Пашню пахал, железо ковал. Домницы ставил, руду
в них плавил. Рыбу ловил, на охоту ходил.

И жена у него, Маркеловна-Самоделовна, тоже сама всю женскую
работу справляла. Лен пряла, холсты ткала, кожи квасила-мяла, одежу-обужу шила.
Жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.

Дельными подрастали сыны-дочери. В отца-мать пошли
Маркеловичи-Самоделовичи. Никакая работа из рук не валится. Топором машут,
сохой пашут, горн раздувают, горшки обжигают. Сеют и веют — все умеют.

Только стал замечать Маркел, что набольший сын пуще других к
пашне тянется и та же земля у него лучше родит, а второй сын от наковальни не
отходит и до того славно кует, что и Маркел так не ковывал. То же и третий сын,
Сазон Маркелович-Самоделович, все может, а рыбу-зверя лучше других промышляет.
Подрос и четвертый сын, Платон Маркелович. И так-то он к топору пристрастился,
что каждому брату срубил по избе, каждой сестре — по терему.

Видит Маркел, что и дочери у них в отца-мать уродились, только в
каждой своя трудовая жилка бьется. Одна одежу шьет — залюбуешься, вторая
холстину ткет — не надивуешься. У третьей посуда в руках улыбается. Какой
горшок-чашку ни слепит — всем весело.

Задумался над этим Маркел-Самодел. Долго думал. А когда пришло
время Маркелу-Самоделу со своей семьей навечно прощаться, созвал всех и напутствует:

— Дети мои! Вижу я, что из всех дел каждый в своем уме. Значит,
разные руки по-разному хватки, во всякой голове — свои задатки. Так и живите.
Так и детям-внукам наказывайте.

Умер Маркел. Разделили сыны-дочери между собою отцовский труд. А
отцовское хозяйство не распалось. Каждый хоть и сам по себе — своим домом
живет, а свою работу для всех делает. Один сын для всех пашет и сеет. Другой —
для всех железо кует, руду плавит. Третий — в лесу промышляет, братьев-сестер в
меха одевает.

И дочери также — кто сукна ткет, кто кожи мнет, овчины квасит,
холсты красит. Тоже для всех.

Мастера, мастерицы на земле появились. Ремесла зародились. Лучше
люди зажили.

От Маркеловых сыновей-дочерей внуки-правнуки пошли. Эти-то уж
вовсе хваткими мастерами стали. И каждый из них в своем деле так далеко шагнул,
что ветер, воду, огонь на службу поставил да на себя работать заставил. Только
это из других времен сказка, тоже не без умысла сложена.

А в этой сказке умысел простой. Как станешь трудовую дорожку,
счастливую тропинку искать — Маркелов наказ вспомни.

Проверь, какая в тебе трудовая жилка бьется, какая работа лучше
других удается, — та и твоя.

Бери ее и дальше двигай, выше подымай. Не ошибешься. Далеко
пойдешь, если свое дело найдешь. Не зря старый Маркел добрым людям памятный
узелок завязал:

«Каждые руки по-своему хватки, во всякой голове — свои задатки».

На чтение 18 мин. Опубликовано

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По произведениям литературы» Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк

«Смородинка» Евгений Пермяк

1. Евгений Пермяк (настоящее имя Евгений Андреевич Виссов)

2. «Смородинка»;

3. класс: 2;

4. жанр: рассказ;

5. Год издания: 1969;

6. Эпоха, описываемая в рассказе, относится, скорей всего, к послевоенному времени. Из-за малого объема рассказа сложно сказать точнее. Ясно только, что это уже советское время.

5.

Главные герои: ученица младших классов Танюша Калинникова — старательная, трудолюбивая девочка, ее отец.

6. Сюжет произведения:

Однажды отец Танюши принес домой маленькие палочки и сказал, что это смородиновые черенки, из которых можно вырастить кусты. Танюша очень удивилась, потому что у черенков не было ни корней, ни листиков. «Зато на них почки есть», — сказал отец и объяснил, что из нижних почек после посадки образуются корешки, а из верхних вырастут листики. Захотелось Танюшке самой смородину вырастить. Будущие кусты решили сажать в палисаднике, где до этого рос репейник с лопухом. Вместе с бабушкой девочка выполола сорняки, затем сняла с почвы жесткий дерн, после чего вскопала землю, сделав ее мягкой. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

И лишь после подготовки почвы, разметив участок колышками и шнуром, Танюша посадила черенки.

Вскоре на прутиках показались листья, и постепенно невзрачные палочки превратились в маленькие смородиновые кустики. А через год был собран первый урожай — с каждого кустика по госточке ягод.

В конце произведения автор называетТанюшу «смородинкой», говорит о ее настойчивости и трудолюбии.

7. Личное мнение:

Рассказ «Смородинка», как и многие другие рассказы Евгения Пермяка, незамысловат: у него небольшой объем, простой сюжет, доступные для детей язык. Посыл произведения прост: показать, что трудолюбие и настойчивость важны в жизни и непременно приведут человека к успеху. Однако автор не морализирует, а просто показывает читателю несколько эпизодов из жизни ровесницы, ни к чему при это не призывая. И лишь в самом конце дает характеристику героини. Мне кажется, это более удачный ход, нежели прямое восхваление положительного героя и побуждение читателей к подражанию. Здесь показан интерес ребенка к делу, которым он занимается, показан результат. Прочитав, ребенок, возможно, сам захочет сделать что-то подобное, увлечется, начнет глубже изучать предмет и т.д. Во всяком случае, не будет сидеть без дела и маяться от скуки.

Полезный материал по теме:

Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк По произведениям литературы Стр. 1 Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк По произведениям литературы Стр. 2 Скачать Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк Tags Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

Евгений Пермяк. Рассказы

  1956 Балкунчик  

7.00 (2)

  1956 Дедушкины очки  

7.43 (7)

  1956 Сказка о белом аисте  [= Преданный аист]     1957 Волчок  

7.33 (3)

  1957 Дедушкины глаза  

8.00 (3)

  1957 Египетские голуби  

8.00 (2)

  1957 Обманное озеро  

7.50 (2)

  1957 Славка  [= Слава]  

6.75 (4)

  1957 Старый ёрш     1957 Тёмка  [= Кот в сапогах]  

7.50 (2)

  1957 Шестой малахай  

9.20 (5)

  1958 Дедушкин характер  

6.25 (4)

  1958 Красный вагон  

8.00 (1)

  1958 Мама и мы  

8.25 (4)

  1958 Набольший  

8.00 (1)

  1958 Пальма  

7.25 (4)

  1958 Памятная охота  

8.00 (2)

  1958 Разбойник  

8.00 (2)

  1958 Сёма и Сеня  

7.00 (2)

  1958 Серёжа  

7.75 (4)

  1958 Тонкая струна  

7.67 (3)

  1958 Шарик и Торик  

7.50 (2)

  1959 От костра до котла  

7.00 (1)

  1959 Разговор с Марфой Егоровной и её дочерью Катей     1959 Туфли Гоголя     1960 Дочь луны  

6.00 (1)

  1960 Как человек покорил море     1960 Надёжный человек  

7.20 (5)

  1960 Недовольный человек  

9.00 (2)

  1960 Саламата     1960 Чужая калитка  

7.50 (4)

  1960 Шоша-шерстобит     1961 Дефицитное дарование     1961 Колосок  

9.00 (1)

  1961 Страничка юности  [= Страница юности]     1962 Место под солнцем     1963 Случай на улице     1964 Беглая малина  

6.00 (4)

1 отз.

  1964 Одуванчики     1964 Разные цветы  

6.50 (2)

  1967 Чижик-Пыжик  

6.75 (4)

  1967 Щучий остров     1968 Быль-небыль о Тухлявом болотце  [= Тухлявое болотце; Чудеса на болотце]  

7.25 (4)

  1968 Ведьма в стеклянном тереме     1969 Голландские луковицы     1969 Золотые колечки     1969 Неблагодарный человек     1969 Страшная черепаха  

6.00 (1)

1 отз.

  1971 О волшебном ошейнике и семи драконах  [= Волшебный ошейник]  

7.00 (1)

  1972 Далматова Фартуната  

8.67 (3)

  1975 Голубые белки     1975 Золотая ручка     1975 Новоселье с раздумьями     1978 Дудилка  

6.00 (1)

  1978 Каменные самовары  

7.00 (1)

  1978 Легкомысленная покупка     1978 Лесной лешачок (Быль)  

6.00 (1)

  1978 Ложбинка     1978 Мелкие мелочи  

7.00 (1)

  1978 Отстающий мальчик     1978 Про Вову и кошку  

7.00 (1)

  1978 Скандальный случай     1978 Тридцать три бригады     1978 Ужасный почерк  

7.00 (2)

  1978 Фигурное катание     1979 Тараканий охотник  

7.00 (1)

  1980 Дон Кихот и Дуся     1980 На все голоса     1980 Цвет и свет [деликатная сказка]     1980 Черёмуха в снегу     1981 Гость из юности     1985 Упрямые дрова  

6.00 (2)

  1986 Волшебная правда  

6.00 (1)

  1987 Железный характер  

6.50 (2)

  1987 Необычная пятница  

6.00 (1)

  1987 Первый лук  [= Десять стрел]  

7.50 (2)

  2006 Заповедный остров     Куда делись скворцы  

5.00 (1)

  Собачья привязанность   div>

Евгений Пермяк. Микрорассказы

  1956 Как Миша хотел маму перехитрить  [= Как Миша хотел маму обмануть]  

7.25 (8)

  1956 Про нос и язык  

6.33 (9)

  1956 Торопливый ножик  

7.30 (43)

  1956 Филя  

7.17 (6)

  1957 Бумажный змей  

7.12 (8)

  1957 Для чего руки нужны  

6.77 (13)

  1957 Как Маша стала большой  

7.53 (34)

  1957 Первая рыбка  

6.88 (17)

  1957 Самое страшное  

6.75 (12)

  1958 Как Тата голос выплакала  

7.00 (2)

  1958 Кто?  

7.50 (4)

  1958 Новые имена  

9.00 (1)

  1958 Пичугин мост  

7.89 (19)

  1958 Смородинка  [= Смородина; «Смородинка»]  

7.21 (19)

  1959 Ах!  

6.00 (5)

  1959 Перо и чернильница  

8.00 (3)

  1960 Дежурные сёстры  

8.00 (1)

  1960 Для себя  

8.00 (1)

  1960 Мамина работа  

8.00 (1)

  1960 Ослик  

6.50 (4)

  1960 Первая вахта     1960 Птичьи домики  

6.33 (6)

  1960 Раки  

6.62 (8)

  1960 Счастливая труба  

8.00 (1)

  1961 Знакомые следы  

6.89 (9)

  1962 Двойка  

6.83 (6)

  1962 Мой мяч     1962 Ребячий песельник     1962 Удачливый рыбак  

7.67 (3)

  1964 Тополя     1975 Надина ласточка  

6.50 (2)

  1982 Случай с кошельком  

7.50 (6)

  1986 Сластёна-своевольник  

7.00 (4)

  1987 За что?  

6.25 (4)

  1987 Лёва  

6.67 (3)

  1987 Нелюдим  

10.00 (1)

  1987 Сердечные подарки     1987 Толковый мальчик  

6.00 (1)

  1987 Хромая курица  

6.20 (5)

  О Змее-полозе [сказ]  

9.00 (1)

div>

Евгений Пермяк. Сказки

  1947 Сказка-присказка про родной Урал  [= Присказка про Урал]     1955 Высокомерные калоши  [= Мелкие калоши]  

8.00 (7)

  1955 Золотой гвоздь  [= Счастливый гвоздь]  

7.74 (31)

  1955 Семьсот семьдесят семь мастеров  [= Как Ваня лесным мастером стал]  

7.83 (6)

  1956 Как огонь воду замуж взял  [= Как Огонь — Воду замуж взял]  

7.71 (28)

  1956 Кто мелет муку  

7.67 (6)

  1956 Маркел-Самодел и его дети  [= Маркел Самодел и его дети; Маркел-Самодел]  

7.00 (21)

  1956 Мыльные пузыри  

7.67 (6)

  1956 Некрасивая ёлка  

7.42 (19)

  1956 Про дедушку Само  [= Сказка о дедушке Само]  

7.60 (10)

  1956 Пропавшие нитки  

7.50 (4)

  1956 Рукавицы и топор  

6.83 (6)

  1956 Самоходные лапотки  

7.64 (14)

  1956 Сказка о большом колоколе  

7.33 (3)

  1956 Скрипучая дверь  

7.25 (4)

  1956 Тайна цены  

6.71 (17)

  1956 Трудовой огонёк  [= Негасимый огонёк]  

6.22 (18)

  1956 Фока — на все руки дока  

7.71 (21)

  1956 Шантон-болтон  

6.75 (4)

  1957 Белая Бабочка  

6.80 (5)

  1957 Вечный король  

7.80 (5)

  1957 Гусь лапчатый  

7.29 (7)

1 отз.

  1957 Две пословицы  

6.83 (6)

  1957 Дорогая ласточка  

5.83 (6)

  1957 Ежиха-форсиха  

6.86 (7)

  1957 Зоркий слепец  

7.00 (2)

  1957 Как самовар запрягли  

8.00 (4)

  1957 Луна, Лужица и бельмо на вороньем глазу  [= Луна, лужица и одноглазая ворона]  

7.25 (8)

  1957 Маляр с золотой медалью  

5.80 (5)

  1957 Мать-мачеха  

6.83 (6)

  1957 На все цвета радуги  

7.80 (5)

  1957 Неуступчивые сёстры  

6.00 (3)

  1957 Пастух и Скрипка  

7.50 (4)

  1957 Про два колеса  

7.50 (4)

  1957 Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу  

6.43 (7)

  1957 Пять зёрен  

7.00 (3)

  1957 Свечка  

7.50 (4)

  1957 Семь королей и одна королева  

8.14 (7)

  1957 Сказка о топоре и его родне  

5.67 (3)

  1957 Стакан и Нитка  

5.00 (2)

  1957 Толковая муха  

6.40 (5)

  1957 У кольца нет конца  

7.50 (4)

  1957 Удочерённая яблонька  

6.50 (2)

  1957 Уральская побасенка  

7.25 (4)

  1957 Четыре брата  

7.00 (5)

  1957 Шумливое море  

6.60 (5)

  1958 Болтливая молния  

9.00 (2)

  1958 Долговекий мастер  

6.00 (2)

  1958 Замок без ключа  

8.50 (2)

  1958 Про силу и правду  

5.00 (1)

  1959 Быль-небыль про железную гору  

10.00 (1)

  1959 Королева Буль-Буль  [= Буль-Буль]  

8.00 (1)

  1959 Чугун и сталь  [= Притча про сталь и чугун]  

7.00 (3)

  1960 Волшебные краски  

7.66 (42)

1 отз.

  1960 Сказ про газ  [= О принце в голубой короне; Принц в голубой короне, или Сказ про Газ]  

5.50 (4)

  1961 Хитрый коврик  

7.50 (2)

  1962 Берёзовая роща  

5.50 (2)

  1962 Как солнышко электрическую лампочку зажгло  

6.00 (1)

  1962 Новое платье королевы  

7.00 (4)

1 отз.

  1962 Про яблоньку, которая рано зацвела  

5.00 (2)

  1962 Чертознаева памятка  

8.33 (3)

  1962 Штраф за штраф     1963 Белая ворона  

5.00 (3)

  1963 Первая улыбка  

7.33 (3)

  1963 Ядовитый дракон     1964 Иголкины братья  

6.00 (1)

  1969 О трёх сердцах  

8.00 (2)

  1969 Солнечный подарок     1969 Счастливый прибор  

7.00 (1)

  1972 Счастливые часы     1975 О начале всех начал  [= Ясноглядный свет; Сказка о ясноглядном свете]     1978 Три брата  

5.00 (1)

  1979 Старая сказка     1986 Дикая яблонька  [= Дичок; Про дикую яблоньку]     1986 Золотые ключи  

7.50 (2)

  1986 Негоримая скатерть  

7.50 (2)

  1986 Про двойную лиственницу     1987 Бабушкин огонёк     1987 Глиняное царство     1987 Господа сорняки     1987 Дары владычицы Ойль     1987 Еловые шишки  [= Про еловые шишки]  

6.00 (1)

  1987 Как Новый год не пришёл  

8.00 (1)

1 отз.

  1987 Красотеющая красота     1987 Крылатая изменщица  

7.00 (3)

1 отз.

  1987 Милорд-горбун и говорящая гвоздика     1987 Перо Жар-птицы  

5.50 (2)

  1987 Саранча-Ачнарас  

6.00 (1)

  1987 Сказка о старой ведьме     1987 Царь горох и царица курица  

9.00 (1)

  2006 Лес-именинник  [= Лес именинник]     Загвоздка     Как я был ящерицей     Крыша     Ленивый вол     Маленькая да удаленькая     Маловажная шайба     Счастливая лужа   div>

Евгений Пермяк. Пьесы

  1931 Бей фактом! [сценки-каркасы] // Соавтор: Н. Болберг     1935 Зелёный авангард     1935 Петрушка на аварийном фронте     1935 Сказка про белого бычка     1937 Лес шумит…     1937 Слушай, история [театрализованный агитплаткат]     1938 Рожь цветёт     1939 Дубовый идол     1939 Золотая рыбка     1939 Перекат     1940 Серебряная ложка     1941 Шумите, ратные знамёна!     1942 Ермаковы лебеди     1942 Иван да Марья     1942 Хозяин вернулся     1945 Василий Иванович     1955 Ясное солнышко     1958 Серебрянное копытце  

8.00 (3)

  1960 Золотая сорока     1963 Старая ведьма   div>

Евгений Пермяк. Очерки

  1929 История живой театрализованной газеты     1942 Говорит Урал     1943 Бумага     1943 Дальний район     1943 Заповедник старины     1943 Красноуральск     1943 Молодая столица     1943 Новый завод     1943 ОРС Горы Высокой     1943 Тагил     1943 Танковый завод     1943 Фанерный комбинат     1943 Энский завод     1943 Юный город Краснокамск     1944 Сталевар     1948 Анна Кузнецова     1952 Землекоп     1957 40 лет Октября     1957 Радость созидания  

6.00 (2)

  1959 Заглядывая в завтра…     1960 Народ — государство — народ     1964 В юности всё происходит впервые     1970 Мой край     1971 Наше государство     1977 Горе луковое     1977 Какое бывает счастье?     1977 Печальная история     1977 Помолвка и свадьба     1977 Разговор без обиняков   div>

Евгений Пермяк. Сборники

  1943 Уральские записки [сборник очерков]     1944 Строители [сборник очерков]     1956 Счастливый гвоздь  

8.00 (2)

  1957 Дедушкина копилка  

7.00 (1)

  1957 Торопливый ножик  

5.67 (3)

  1958 Тонкая струна  

7.00 (1)

  1959 Ах!     1959 Дедушкины глаза  

7.00 (1)

  1959 На все цвета радуги  

8.00 (2)

  1959 Семьсот семьдесят семь мастеров  

7.00 (1)

  1959 Тайна цены     1959 Трудовой огонёк     1960 Балкунчик  

7.00 (1)

  1960 Дедушкин характер  

7.00 (1)

  1960 Золотой гвоздь     1960 Кто мелет муку  

8.00 (2)

  1960 Обманное озеро     1960 Первая вахта     1960 Пичугин мост     1960 Рассказы и сказки     1961 Рассказы и сказки     1961 Смородинка  

6.00 (1)

  1962 Замок без ключа  

7.00 (1)

  1962 Сегодня и вчера  

7.00 (1)

  1962 Сказки     1962 Чужая калитка  

6.00 (1)

  1963 Первая улыбка  

7.00 (1)

  1964 Как самовар запрягли  

8.00 (2)

  1964 Тонкая струна  

7.00 (1)

  1966 Двойка     1966 Перо и чернильница  

8.00 (3)

  1966 Сказка о сером волке [Уральские романы]     1967 Бабушкины кружева  

9.00 (1)

  1967 Двойка  

7.50 (2)

  1967 Памятные узелки  

7.50 (2)

  1968 Бабушкины кружева     1968 Хитрый коврик  

7.00 (1)

  1969 На разные голоса     1971 Рассказы и сказки     1972 Первая рыбка     1972 Пичугин мост  

7.00 (2)

  1972 Сказы-пересказы  

7.00 (1)

  1973 Избранные произведения в 2 томах     1975 Памятные узелки  

7.00 (1)

  1975 Торопливый ножик  

7.33 (3)

  1977 Далматова Фартуната     1977 Разговор без обиняков     1978 Голубые белки     1979 Собрание сочинений в 4 томах [1977-1979]  

7.00 (1)

  1980 Черёмуха в снегу     1981 Избранное  

5.00 (1)

  1981 Торопливый ножик  

7.33 (3)

  1981 Хитрый коврик  

7.50 (2)

div>

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

—  Как же это так? —  спрашивает Митю отец.

—  Ножик плохой, —  отвечает Митя,-косо строгает.

—  Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

—  А как? —  спрашивает Митя.

—  А вот так, —  сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Первая рыбка

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!

— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.

— Лучше всего первым на Луну полететь, — говорит третий. — Тогда уж во всех странах будут знать.

А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точеный. И стал он рубить им ветлу.

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

— Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали его называть Сёминой фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.

Вот оно как в жизни случается.

Как Миша хотел маму перехитрить

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

— Оно, мама, само отломалось.

— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?

— Она, мамочка, сама разорвалась.

— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

— Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:

— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

— А как? — спросил Миша.

— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.

Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

Кто?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

— Нет, я… Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.

Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.

Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.

— Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, — ответила Маша. — Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.

— А зачем? — спрашивают девочки.

— А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, — сказала Маша и принялась снова читать букварь.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

Ах!

Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.

Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.

Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!

Методическая разработка

Чтение 6 класс

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся коррекционной школы VIII вида.
Опыт работы с обучающимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для обучающихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.
Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.
Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества: 
еглость 
-п
равильность
ыразительность
сознанность 
Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой.

По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается. 
Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.
Беглое чтение – это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении. 
Приемы работы по формированию беглого чтения:
многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев); 
речевая разминка (пятиминутка) 5-6 класс .

Например:
А) речевая гимнастика: 
Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки. 
Качели”. Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад. 
Лошадка”. Цоканье. 
Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты. 
Б) скороговорка (на доске):
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба Говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста; 
прием подсчета слов («жжужащее» чтение); 
развитие смысловой догадки; 
зрительные диктанты (4-5 класс). Проводится на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка). Правильность чтения у школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова.  
Типичные ошибки и их причины:
замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов); 
пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов); 
добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения — застревание, склонности к упрощению). 
Приемы работы над правильностью чтения:
Многократность прочтения текста со сменой заданий: 
чтение по заданию; 
эстафета цепочкой; 
выборочное чтение; 
чтение по ролям (с 3-го класса). 
Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения. 
Использование различных игровых приемов: 
игра «Будь внимательным» (в таблице сходные по звуковому составу слова — потеплели, потемнели); 
игра «Фотоаппарат» (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения); 
игра «Буксир» (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников). 
Включение в чтение обучающихся со слабой техникой чтения: 
отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет); 
хоровое чтение; 
чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает); 
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.
Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка – использование мультимедиа)
Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.
Логические ударения.
Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до обучающихся путем выполнения несложных упражнений. Например:
На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Паузы
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:
Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Обучающиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого обучающимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений. 
Доброе братство | лучше богатства. 
Один в поле | не воин. 
Согласье | крепче каменных стен. 
Одна пчела | не много меду натаскает. 
Осознанность чтения — это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.
Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.
Задания, связанные с лексической работой над словом:
Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.
ключ – родник; воин — солдат, боец ;зябнуть — стынуть, мерзнуть; забор — изгородь, плетень ;стеречь — охранять, караулить, сторожить ;храбрый — смелый, отважный, мужественный, бесстрашный 
Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
Веселый — грустный (рассказ). Веселое — грустное (выражение лица). Веселый — скучный (день). 
Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
а) Найди ошибку.
У котенка белая лапки.
Дедушке Ване семь лет.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.
Вся работа, направленная на развитие у обучающихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность обучающихся в работе над текстом.

Тема: Е. А. Пермяк «Тайна цены».

Цель:

— познакомить с произведением Пермяка Е. А. «Тайна цены»; продолжить обучение выразительному чтению;

— развивать умение выделять главную мысль рассказа; развивать умение работать с иллюстрацией, составлять описание героя;

— воспитывать уважение к труду, к людям труда.

Задачи: 

Образовательные:  

  • учить понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному слову через  детальное  знакомство  с  произведением;
  • способствовать умению выражать своё   отношение к герою произведения  через  обсуждение.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки  правильного, сознательного чтения;
  • способствовать развитию  связной  речи  школьников;
  • работать  над  выразительным чтением произведения  .

Воспитательные:

  • формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту  ; 
  •  воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе.

Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, иллюстрация к произведению.   

Ход урока.

I. Орг. Момент.

  1. Подготовка к восприятию текста. 

— Сегодня мы познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Тайна цены». (Настоящая фамилия писателя Пермяка – Виссов. Он  родился в г. Пермь. Когда Евгению Андреевичу было 3 года, его отец умер. Матери пришлось переехать к бабушке с дедушкой. Он окончил церковную школу и освоил 5 профессий. Затем переехал в Москву, где начал работать корреспондентом газеты.

Так Евгений Андреевич стал писателем.)

— Кто вспомнит, с какими произведениями Пермяка мы уже знакомы? («Торопливый ножик», «Пичугин мост».)

— О ком или о чем пишет автор в своих рассказах? (о детях и их поступках).

Все книги, выставленные у доски, написал Е. А. Пермяк. На переменке эти книги можно будет посмотреть  и взять почитать.

  1. Физминутка.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй:

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

  1. Знакомство с новым произведением.

Сейчас произведение Евгения Андреевича Пермяка «Тайна цены» прочитаю вам я. (первичное чтение сказки учителем.)

Понравилась ли вам история?

  1. Чтение трудных и непонятных слов.

Высекал, портки, картуз, кумачовый (работа со словарем).

  1. Повторное чтение текста и анализ содержания.

Игра «Буксир» (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников). 

— Автор назвал это произведение сказкой. Как вы думаете, можно ли его назвать и былью? Почему?

— Найдите в тексте, как автор описывает мальчика. (Выборочное чтение.)

— О чем эта сказка?

— Какую тайну искал Сергунька?

— С кем он познакомился в поисках тайной силы?

— Найдите в тексте предложения, которые раскрывают нам главную мысль рассказа?

Как вы понимаете главную мысль этого рассказа?

Задание . Разбор значений слов-синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами.
Высекал- вырезать,добывать; паренек-мальчик; обутки- обувь, обувка; пригожая- хорошая, красивая; гляди — смотри; дюжина- двенадцать; хитрить- юлить,лукавить.

  1. Домашнее задание.

Стр. 75-76 – чтение, пересказ.

VIII. Итог урока. 

— Какую сказку сегодня читали?

— Кто автор?

— Так в чем тайна цены?

Рекомендации по теме недели

«Город мастеров»

С  13 декабря по 17 декабря 2021 г.

Для детей 3-4 лет:


изготовить елочную игрушку для участия в конкурсе.

— рассмотреть с
детьми узоры на посуде, обратить внимание на сочетание цвета, на элементы
украшения, их расположение.

— познакомить
детей с семейными традициями, обычаями (дни рождения, празднование Нового года,
поздравление бабушек и дедушек и т.д.)

— проведение с
детьми прогулки по городу. Задачи: 
Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в
общественных местах: не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них
угощения и различные предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке
незнакомого человека.

 Для детей 4-5 лет:

— беседу с
детьми о членах семьи. Составить простейшее генеалогическое дерево семьи

-подобрать
кусочки ткани и бумаги для пополнения коллекций «Ткани» и «Бумага»

— посмотреть с
детьми спортивные телепередачи, соревнования; 

—  прочитать сказку «Снегурочка» Одоевского;

— рассмотреть с
детьми предметы декоративно-прикладного искусства.

Рекомендации по теме недели

«Здравствуй,зимушка — зима!»

С  1 декабря по 10 декабря 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— найти и
вырезать из журналов картинки с изображением людей в зимней одежде.

— выучить с
ребенком стихотворение В.Берестова «Снегопад».

—  совершить с ребенком прогулку по парку,
рассмотреть снежинки на варежке, заснеженные деревья.

— изготовить
совместно с ребенком кормушку из подручного материала.

 Для детей 4-5 лет:

— понаблюдать с детьми за красотой
зимнего леса; за снегом в разную погоду;

— почитать сказку «Снегурочка»,
«Зимовье»;

— построить из
снега горку  на участке;

— составить
книжку описательных рассказов ребенка «Зимние забавы».

— сделать альбом
«Наши славные дела» — о помощи зимующим птицам

— составить «Сказку
про снеговика»

— совместно с
детьми из ваты, мятой бумаги, двухстороннего скотча и т.д. создать композицию
на тему «Здравствуй, зимушка-зима!»

— посетить
снежный городок, полюбоваться снежными 
постройками.

— выучить с детьми  стихотворения: И. Никитин  «Зима», И. Суриков «Зима».

— прогуляться по
парку и полюбоваться снегом, вызвав у детей положительный эмоциональный отклик

  Рекомендации по теме недели

«Кто как готовится к зиме»

С  22 ноября по  30 ноября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— понаблюдать за способом
перенесения зимних условий насекомыми (обследовать деревья с трещинами дощатый
забор, сложенные доски) и др;

— посетить с
детьми зоопарк, побеседовать об увиденных животных;

— поиграть в
дидактические игры на активизацию словарного запаса (употреблять в речи
названий животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа);

— привлекать ребенка
к выполнению простейших трудовых поручений дома;

— почитать с
ребенком дома русские народные сказки о животных, помочь ребенку понять смысл
сказки.

 Для детей 4-5 лет:

— совместно с ребенком сделать кормушку, ежедневно добавлять
корм, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке;

— почитать с ребенком дома:
(«Олененок» Ю. Кушак, «Покормите
птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г.
Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье
зверей», «Лисичка-сестричка и волк», «Сказка про Комара Комаровича», народные
сказки о животных, их повадках;

— дидактические игры на использовании в речи прилагательных,
глаголов, наречий (описание животных, птиц);

— привлечение ребенка к работам на садовом участке по
подготовке к зиме, объяснять, что и для чего делается (перекапывание почвы,
укрывание растений и т.п.);

— заготовить корм для птиц на зиму (ягоды рябины, семена и
т.д.);

— в беседах уточнять представления ребенка о том, что нужно
делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.

Рекомендации по теме недели

«Здоровей-ка»

С  15 ноября по 19 ноября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— закрепление умения пользоваться
мылом, правильно вытирать руки, чистить зубы по утрам и после еды;

— проведение с детьми в домашних условиях закаливающих
процедур и утренней гимнастики, регулярных прогулок
на свежем воздухе с целью совершенствования привычки к здоровьесберегающему
поведению;

— изготовление странички в групповую кулинарную книгу
«Любимое блюдо моего ребенка или нашей семьи»

— привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых
поручений;

— почитать с ребенком дома: М. Газиев «Утром», Р. Сеф
«Мыло», учить правильно называть процесс ухода за своим телом, предметы,
необходимые для его осуществления;

— прочитать стихотворение К.И. Чуковского «Мойдодыр»
(посмотреть мультфильм) и побеседовать о значении гигиенических навыков для
здоровья;

Для детей 4-5 лет:

— рассказы из
личного опыта родителей на тему: «Представление о здоровье и здоровом образе
жизни»;

— почитать с
ребенком дома: М. Дружинина «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьев «Добрый
день!», С. Маршак «Ежели вы вежливы», С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша
обедает», И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»;

— выполнение
совместной творческой работы (рисунок, аппликация) для семейной выставки «Мой
друг Мойдодыр»;

— закреплять культурно-гигиенические
навыки в домашних условиях;

— рассмотреть  ребёнка фото с раннего возраста, отметить,
как вырос малыш;

— в беседах
уточнять представления ребенка о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым;

— составить с ребенком
комплекс упражнений для утренней гимнастики.

Рекомендации по теме недели

«Транспорт»

С  8 ноября по 12 ноября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

                  
прогулки
по городу в ходе которых родители показывают пример детям по соблюдению правил дорожного движения,
рассказывают о правила поведения в транспорте, на улице,

                  
чтение художественной литературы с целью закрепления
с детьми правил дорожного движения
А. Барто «Игрушки» («Грузовик», «Самолет»
«Кораблик», С. Маршак «Кораблик», С. Михалков «Шла по улице машина»)

                  
учить
ребенка правильно переходить дорогу (родители должны проговаривать свои
действия), рассказывать об опасностях, которые могут возникнуть на дороге.

Для детей 4-5 лет:

                   
строительные
игры с обыгрыванием  постройки: «Построим
большой автомобиль», «Грузовик для кота», «Пожарная машина», «Самолет», Корабль»,«Машина
скорой помощи», «Светофор»

                  
сюжетно-ролевые
игры «Скорая помощь» (назначение машины, знакомство с работой бригады скорой
помощи), «Водитель автобуса» (пассажир, водитель, пешеход, если кашляем, чихаем
– закрываем рот платком)

                  
прогулка
«Наша улица».показать движения транспорта на перекрестке. Объяснить назначение
специальных видов транспорта и значение сигналов светофора.

Рекомендации по теме недели

«Дружба»

С  1 ноября по 3 ноября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

     чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Сказка для храброго зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа по прочитанному;

     прогуляться по осеннему парку и поиграть с детьми в игры: с бегом.   «Птички и птенчики», с прыжками. «По ровненькой дорожке», , С подлезанием и лазаньем. «Haceдкa и цыплята»;

Для детей 4-5 лет:

      
составление
рассказа вместе с ребёнком на тему «У меня есть друг» (ко дню животных);

      
чтение
рассказов, сказок, стихотворений об именах, о мальчиках и девочек (их
взаимоотношениях, интересных делах, увлечениях) и другое;

      
посетить главную площадь 
города, украшенную к празднику 
День народного единства
;

      
понаблюдать вечером   с
ребенком праздничный  Салют
;

      
посетить
с детьми выставку совместных поделок «Шире круг»;

       послушать песни
о дружбе: «Дружба начинается с улыбки», «Друг в беде не бросит…», Учим детей
осознанию полезности труда, моем посуду, помогаем маме;

      
чтение,
рассматривание иллюстраций «Дружба»;

      
посетить
выставку с детьми  к Дню народного
единства

Рекомендации по теме недели

«Наш быт»

С  25 октября по 29 октября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

       выполнение несложных действий
с флажком, платочком, ленточками,  мячом
под музыку марша, плясовой мелодии;

       называние предметов домашнего
окружения и действий, которые с ними выполняются;

       отгадывание загадок о
предметах быта;

       обыгрывание  ситуации «Кукла собирается на прогулку»,
«Кукла ложится спать», «Мишка кушает» и др.;

       рассматривание с детьми
орудий труда и электроприборов (веник, пылесос, совок, ведро, кастрюля, и
т.д.), ситуативный разговор о действиях с ними;

       придумывание предложений о
том, что делает мама (папа);

       прогулка по городу, обращение
внимания на чистоту улиц, рассказ о профессии дворника, о том, что чистая улица
результат его труда.

Для детей 4-5 лет:

    
использование
трудовых поручений  в семье;

    
дидактические игры «Раз, два, три, что может быть
опасно — найди» с целью закрепления у детей представлений об источниках
опасности в доме, развития сообразительности, внимания;

     поиграть с детьми в игру
«Встреча гостей»;

    
прочитать
сборник сказок К.И.Чуковского;

    
совместные
подвижные игры с детьми: с бегом. «Ловишки», с ползанием и лазаньем. «Пастух и
стaдo», «Перелет птиц», с бросанием и ловлей. «Сбей булаву»;

    
просмотр видеофильм «Улица полна неожиданностей»;

     совместные
сюжетно-ролевые игры: «Мы пассажиры», «Мы покупатели»;

     совместное рисование для конкурса: «Наши увлечения»;

     чтение детям «Полюбуйтесь-ка, игрушки»
Е. Благининой,
Л.Квитко
«Бабушкины руки»
, А. Барто «Девочка чумазая»;

     рассмотреть иллюстрации
«Предметы вокруг нас», E.И. Радиной, В.А. Езикеевой «Игра с куклой»;

    
показ
детям посуды, объяснение ее назначение (кухонная, столовая, чайная)
;

    
составление
рассказа на тему « Мама моет посуду»
;

    
рассматривание
дома мебели, уточнение материалов из которых она сделана, её свойств
;

    
составить
рассказ «Мебель в моей комнате» и нарисовать ее план.

Рекомендации по теме недели

«Народная культура и традиции «

С  18 октября по 22 октября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

       посетить выставки народных
промыслов: народного декоративно-прикладного искусства;

       домашнее чтение русских
народных сказок, потешек, прибауток с обсуждением характера героев, их
поступков, отношениях друг с другом;

       для домашнего чтения –
пословицы, поговорки, потешки Т; И; Тарабарина, Н;В; Елкина; русские народные
сказки «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», Хитрая лиса»; о народных приметах,
праздниках, народной кухне;

       побеседовать «Какую одежду
носили бабушки наших бабушек», попросить принести  фотографии бабушек и мам в красивой одежде;

       поиграть с детьми в русские народные
игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей
кеглю», «Береги предмет»; с подлезанием и лазаньем:; «Haceдкa и цыплята», «Мыши
в кладовой», «Кролики»; с прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комapa»,
«Bopoбышки и кот», «C кочки на кочку»; с бегом: 
«Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Птички в
гнездышках»; на ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Угадай, кто и
где кричит».

Для детей 4-5 лет:

       рассматривание книг,
обсуждение;

       рассматривание предметов на
тему «Русской избы», 

       подвижные игры с детьми: с
бегом; «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»; 

       посетить музей
декоративно-прикладного искусства;

       нарисовать иллюстрацию вместе
с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;

       рассмотреть дома фотоальбом
«Национальные костюмы»;

       рассказать ребёнку о народных
промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;)

Рекомендации по теме недели

«Я человек «

С  11 октября по 15 октября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

                  
совместное
рассматривание картин и иллюстраций, фотографий (как я рос, моя семья, родители
в детстве, старшие дети в детском саду;);

                  
побеседовать
с детьми о труде взрослых в семье;

                  
прочитать
произведения С.Маршак «Великан», «Тело человека», «Руки», «Мои руки»,  «Ноги», В. Катаев «Цветик — семицветик»;
Л.Толстой «Старый дед и внучек», Е. Пермяк «Как Маша стала большой»; 

Рекомендации по теме недели

«Животный мир «

С  4 октября по 8 октября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

              
рассмотреть
иллюстрации с изображением животных;

              
рассмотреть
игрушки, изображающие домашних и диких животных;

              
понаблюдать
за животными, экскурсия в городской зоопарк, формирование элементарных
представлений о правильных способах вза­имодействия  с животными: наблюдать за животными, не
беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения
взрослых;

              
понаблюдать
за птицами;

              
понаблюдать
за питомцем, привлечь к уходу (налить молоко, положить в тарелочку корм и
т.д.);

рассмотреть
с детьми теплые вещи, связанные из шерсти животных (носки, варежки, шарфики),
отметить особенности таких вещей (мягкие, теплые, пушистые).

Для детей 4-5 лет:

  
рассмотреть
иллюстрации с изображением явлений осенней природы, животных;

  
рассмотреть
игрушки, изображающие домашних и диких животных;

  
привлечь к уходу
за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.);

  
подготовить
фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы»;

  
понаблюдать за
животными, птицами на прогулке, по дороге в детский сад;

  
посетить
городской зоопарк, формировать элементарные представления о правильных способах
вза­имодействия  с животными: наблюдать
за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с
разрешения взрослых;

  
прочитать
народные сказоки в обр. Ю. Ванага: «Лиса и заяц», «Рукавичка», «Лесной мишка и
проказница мышка»;

  
изготовить маски
для игры – драматизации. Формировать позиции помощника;

  
рассказать детям
интересную историю, произошедшую с участием животных;

  
разучить стихи о
животных.

Рекомендации по теме недели

«Краски осени»

С  27 сентября по 1 октября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— погулять в парке, понаблюдать за осенними изменениями в
природе (птицы, деревья, трава ветер);

— принять участие в фотовыставке «Я люблю осень»;

— собрать природный материал и опавшие листья и изготовить
из них поделку для выставки;

— рассматривание книг, иллюстраций об осени;

— поговорить с ребенком о том,  что 
интересного он видел на улице;

—  привлекать ребенка
к посильному участию в труде взрослых на огороде, в саду.

Для детей 4-5 лет:

— погулять в осеннем парке;

— отразить впечатления от посещения парка в рисунках;

— принять участие в выставке 
«Осенняя фантазия»;

— подбор пословиц и поговорок об осени;

— составление рассказа «Что мне нравится в осени»;

— привлекать детей к посильной работе дома или на садовом
участке.

Рекомендации по теме недели

«Урожай»

С  20 сентября по 24 сентября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— прогулки на огород, в сад;

— изготовление поделок из овощей и фруктов;

— закреплять правила поведения в природе (не рвать без
надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.);

— загадывание простейших загадок об овощах;

— привлекать детей к посильному труду на даче;

— рассматривание садовых инструментов;

— рассматривание овощей и фруктов;

— составление кулинарной книги семьи «Книга витаминных
рецептов»;

— участие в выставке Даров осени;

— рисование любимого овоща (фрукта).

Для детей 4-5 лет:

— поговорить с ребенком об овощах и фруктах;

— посетить огород, сад, продуктовый магазин;

— загадывание загадок об овощах и фруктах;

— рассказывать о том, из каких овощей делают салат;

— привлекать к посильной помощи по сбору урожая;

— совместное изготовление салатов;

— совершить прогулку в лес за грибами;

— принять участие в составлении «Книги витаминных рецептов»;

— составление с детьми кулинарной книги семьи  (салаты)

— принять участие в выставках «Мы любим овощи и фрукты»,
«Осенняя фантазия» (поделки из фруктов и овощей).

Рекомендации по теме недели

«Мой дом, мой город, моя страна»

С  13 сентября по 17 сентября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— поговорить с ребенком о своем городе, домашнем адресе;

— поговорить о правилах безопасного поведения дома, в
детском саду, на улице;

— оформить фотоальбом «Мы гуляем по городу»;

— нарисовать с ребенком «Свой любимый коврик»;

привлекать к оказанию посильной помощи дома

Для детей 4-5 лет:


обговорить с ребенком схему безопасной дороги в детский сад;


объяснять правила безопасного поведения дома, в детском саду, на улицах города;


демонстрировать ребенку пример бережного отношения к природе, учить соблюдать
чистоту в городе;


посетить места отдыха (театр, зоопарк, парк, кинотеатр), обращая внимание на
архитектуру зданий;


изготовить альбом (газету) «Мой родной город»;


участвовать в конкурсе семейного рисунка «Мой город»;


рассказать о своей профессии;


понаблюдать с детьми за строительством нового здания (из какого материала
строят, сколько этажей уже построено, для чего или для кого будет предназначено
здание).

Рекомендации по теме недели

«Здравствуй, детский сад!»

С  1 сентября по 10 сентября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— показывать и
называть реальные предметы ближайшего окружения ребёнка, пополняя активный
запас детей новыми словами;

— комментировать
свои действия во время выполнения домашней работы и поощрять детей помогать
взрослым и повторять их действия и речевые комментарии;

— привлекать
детей к выполнению посильных поручений дома;

— стихи о лете
для чтения и заучивания с детьми;

— создать альбом
«Я в детском саду» для формирования портфолио ребенка.

Для детей 4-5 лет:


поощрять рассказы ребенка о том, как прошел день в детском саду, с кем и  как играл, что интересного узнал;


участвовать в конкурсе рисунков (фотографий) «Ах, какое было лето!»;


познакомиться с приемами самомассажа;


привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых поручений;


поговорить о правилах дорожного движения;


прогулки в парке, лесу с целью наблюдения за неживой природой

  • Смотрел не весело как пишется слитно или раздельно
  • Смольный собор сочинение описание
  • Смоляное покрытие как пишется
  • Сможете прийти как правильно пишется
  • Сможешь или сможишь как пишется правильно пишется