Смочить платок как пишется

На фоне жалоб москвичей на гололедицу, неубранные тротуары и прочие атрибуты плохой работы системы жкх, столичные власти говорят о снижении

На фоне жалоб москвичей на гололедицу, неубранные тротуары и прочие атрибуты плохой работы системы ЖКХ, столичные власти говорят о снижении количества мигрантов в этой сфере. Однако многие иностранцы, возможно, сами не хотят приезжать на работу в мегаполис. Как выяснил NEWS.ru, условия работы в ГБУ «Жилищник» могут быть очень плохими, а зарплата — слишком низкой. Более того, сами мигранты жалуются, что заработанные деньги многим выплачивают не полностью, а трудиться иногда приходится за нескольких человек, которые в случае реализации коррупционных схем существуют лишь на бумаге.


9 декабря заместитель мэра Москвы Пётр Бирюков отчитался, что за последние пять — семь лет мигрантов в жилищно-коммунальном хозяйстве столицы стало почти в два раза меньше. До этого сам Сергей Собянин рассказывал, что столичные власти уже давно реализуют программу постепенного замещения мигрантов на ключевых городских проектах специалистами из Москвы или других российских регионов. По его словам, они обладают более высоким уровнем квалификации.

Скользкая дорожка: отношение к мигрантам может лишить Москву чистых улицСергей Булкин/NEWS.ru

В последнее время в медиа часто появляются новости о проблемах, связанных с мигрантами. Согласно исследованию «Новой газеты» и «Важных историй» (признано Минюстом СМИ, выполняющим функции иностранного агента), антимигрантскую риторику распространяют в основном «провластные СМИ и Telegram-каналы». В то же время жители Москвы жалуются на плохую уборку снега и улиц. Председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин в разговоре с NEWS.ru высказал предположение, что антимигрантская политика и проблемы с уборкой снега связаны между собой. По его словам, из-за плохих условий работы, обмана, низких зарплат и бюрократических сложностей мигранты просто не приехали в Москву этой зимой.

Сейчас мигранты почувствовали, что у нас дефицит труда, они тоже пытаются свои права защищать, многие отказываются. <…> На сегодняшний день властям осталось только объявить, что они сами отказываются от мигрантов, — сказал он.

Однако председатель ЦК Профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов не согласился с такими выводами. По его словам, мигранты продолжают приезжать в Россию, потому что другие близлежащие страны не могут принять такое количество рабочей силы, — они возвращаются «не от большой любви к Российской Федерации, но от нищеты, от безысходности».

«Мёртвые души»

Улицы в Москве убирают сотрудники «Жилищников». Несмотря на общеупотребимое название, в столице нет единой организации с таким названием. У каждого района, кроме пяти зеленоградских и Новой Москвы, есть своя компания. Принадлежат они непосредственно городу, а управляются префектурами соответствующих округов. В департаменте ЖКХ Москвы заявили NEWS.ru, что не координируют работу «Жилищников», и посоветовали обращаться в департамент территориальных органов, куда NEWS.ru направил запрос, но на момент публикации не получил ответа.

Скользкая дорожка: отношение к мигрантам может лишить Москву чистых улицСергей Булкин/NEWS.ru

В 2016 году за появление «мёртвых душ» в «Жилищниках» работы лишились главы управ Северного и Южного Бутово, а префект ЮЗАО получил выговор. Ситуация была настолько громкой, что об этом решении объявлял лично мэр Сергей Собянин. Тогда в СМИ даже появилась аудиозапись, предположительно, одного из совещаний в префектуре.

Почему сто человек липовые? Почему я должен выяснять, что сто человек липа, эмпирическим путём? Надо мне писать прокурору сейчас… Пока неясно, украдены деньги или нет, но мы разберёмся, — кричит на записи человек, чей голос, как считают журналисты, мог принадлежать префекту ЮЗАО Олегу Волкову.

В 2018 году занимавший на тот момент пост главы Красносельского муниципального округа столицы Илья Яшин рассказывал, что муниципальные депутаты направили в Следственный комитет заявления с просьбой проверить все «Жилищники» из-за подозрений в коррупции. Политик был уверен, что к происходящему причастен лично Пётр Бирюков.

Примерно в то же время следственное управление УВД по ЮВАО возбудило сразу 20 дел в связи с фиктивным трудоустройством в ГБУ «Жилищник района Люблино». По данным журналистов, фигурантом каждого дела был отдельный сотрудник, который, как считали правоохранительные органы, участвовал в схеме с «мёртвыми душами»: люди за разовое вознаграждение предоставляли свои данные, их оформляли как сотрудников организации, а зарплату, которая перечислялась на счёт «работника», фигуранты забирали себе.

Скользкая дорожка: отношение к мигрантам может лишить Москву чистых улицСергей Лантюхов/NEWS.ru

Как рассказывают собеседники NEWS.ru, в 2021 году, несмотря на все попытки решить проблему, ситуация почти не изменилась. По словам члена комитета по ЖКХ Торгово-промышленной палаты Константина Крохина, в «Жилищниках» и сейчас существует схема, которую он называет системой приписок, — «когда есть левые люди, которые не работают, но которые получают зарплату».

«Жилищник» — это государственное бюджетное учреждение, из него очень сложно вынуть деньги просто так, у него нет расчётного счёта. Один из способов воровства — «мёртвые души», приписки, — сказал он.

Эксперт объяснил, что в одной организации могут работать одни люди, быть оформленными другие, а деньги получать — третьи.

Зарплата с возвратом

В бюджете Москвы на 2022 год заложено 593,3 млрд рублей на жилищно-коммунальное хозяйство в целом, в 2021 году на эти цели закладывалось 548 млрд рублей, а в 2020 году — 538,7 млрд рублей. Посчитать траты «Жилищников» по открытым данным невозможно. Например, «Жилищник Таганского района» в последний раз публиковал бухгалтерскую отчётность за 2018 год. Такая же ситуация наблюдается на сайтах многихдругих «Жилищников» ЦАО. Даже на сайте «Реформа ЖКХ», где публикуются открытые данные по всем управляющим компаниям России, данные о многих «Жилищниках» не содержат полной информации.

Скользкая дорожка: отношение к мигрантам может лишить Москву чистых улицСергей Лантюхов/NEWS.ru

В Интернете «Жилищники» размещают вакансии, в которых указаны совершенно разные зарплаты. Так, дворникам в Вешняках или в Южном Тушино обещают платить от 40 до 45 тысяч рублей, а в Метрогородке — от 22,4 до 29 тысяч рублей до вычета налогов. Ещё в 2018 году заммэра Москвы по вопросам ЖКХ утверждал, что дворник в столице получает 45 тысяч рублей. Однако в 2021 году журналисты писали, что из-за пандемии и оттока мигрантов заплата поднялась и теперь стартует от 40 тысяч рублей.

В любом случае, председатель ЦК Профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов уверен, что декларируемые зарплаты — лукавство. По его словам, настоящая зарплата дворников составляет 25 тысяч рублей летом и 35 тысяч рублей зимой. Кроме того, он обращает внимание, что официально трудоустроенные мигранты из «Жилищников» платят большие налоги: кроме стандартных 13% НДФЛ, они каждый месяц покупают патент за пять с лишним тысяч рублей.

При этом правозащитник Александр Ким уверен, что не все работники ГБУ сейчас трудоустроены официально.

В связи с недавними инициативами «Жилищники» были вынуждены уволить многих рабочих, но уволить только на бумаге, чтобы они не числились, но по факту работали. Периодически бывают обращения, когда людям не выплачивают обещанную зарплату, но когда человек не является нанятым и у него нет подтверждающих документов, ему сложно что-либо доказать, — рассказал он NEWS.ru.

Трудоустроенные официально мигранты тоже сталкиваются с проблемами, рассказывают собеседники NEWS.ru. По словам правозащитника Бахрома Хамроева, сотрудники правоохранительных органов «беспредельничают» по отношению к мигрантам. В результате у работодателей появляется возможность давить на работника. Хамроев утверждает, что в случаях коррупционных схем людям угрожают, что их вышлют из России, если они не подпишут документы с фиктивными данными по зарплате. В результате напуганные мигранты подписывают бумаги, по которым их зарплата достигает 65 тысяч рублей, а на руки получают около 30 тысяч.

Член комитета по ЖКХ ТПП и председатель Жилищного союза Москвы Константин Крохин уверен, что в системе ЖКХ существует «мафиозная система», на вершине которой находятся чиновники, размещающие госзаказ. Куда конкретно передаются деньги, изначально направленные на зарплаты, он сказать затруднился. Председатель Национального антикоррупционного комитета, член СПЧ Кирилл Кабанов тоже обращает внимание, что мигранты отдают часть своих зарплат начальству.

Сегодня «Жилищник» — это на 90% мигранты, [все эти] 90% своим руководителям отдают часть денег. Непонятно, для них или для кого-то выше, — считает он.

За себя и за Сашку

Крохин тоже оценивает среднюю зарплату дворника-мигранта в Москве в 35–40 тысяч рублей. При этом, по его словам, человек выполняет работу, которую должны были выполнять три-четыре человека: кроме обязанностей дворника, он может, например, чистить мусорные камеры.

Я бы говорил, что существует схема освоения денег, по которой начисляется больше, чем граждане получают и должны получить. Тут нет прямого обмана, мигранту сказали руководители, что он получит 40 тысяч, он эти 40 тысяч и получает. А работы выполняет на 120 тысяч, по документам проходит 120 тысяч, и там записаны какие-то родственники, друзья, знакомые, — рассказал NEWS.ru Крохин.

Скользкая дорожка: отношение к мигрантам может лишить Москву чистых улицСергей Булкин/NEWS.ru

Летом 2020 года дворники ГБУ «Жилищник района Левобережный» выходили на забастовку. Они жаловались не только на снижение зарплат (им перестали платить премию в 10 тысяч рублей, что сделало их доход равным окладу — 24 тысячи рублей), но и на переработки. Газета «Наш Север» писала, что дворники вместо семичасового рабочего дня трудились по 11-12 часов, а зимой убирали снег до часа ночи. Это был не первый случай протестов мигрантов. Так, в 2019 году Чертановский суд Москвы оштрафовал четверых сотрудников ГБУ «Жилищник» за акцию, которую те организовали, потому что им недоплачивали за переработки.

Председатель ЦК Профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов называет переработки второй по важности проблемой, с которой сталкиваются сотрудники «Жилищников». По его словам, люди трудятся дольше, чем нужно, каждый день и за это им не платят.

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание букв О и Ё после шипящих

Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?

1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?

1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ

Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.

Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.

Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.

Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.

Упражнение

1. – И на кой ч_рт я не пош_л прямо на стрельцов! – с горечью восклицал Бородавкин.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
2. Его поразила тишина во время дня и ш_рох во время ночи. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
3. Автобус остановился, и ш_фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)
4. В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плеч_ свою руку.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
5. Поехал к ним орловец, надеясь в Старице стерлядями полакомиться, но наш_л, что там «только грязи довольно». (М. Е. Салтыков-Щедрин )
6. …Смотрит в поле сквозь реш_тку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха …(Н. М. Карамзин)
7. Некоторое время он напряж_нно прислушивался. (А. и Б. Стругацкие)
8. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по ж_лтым пескам, течет светлая река (Н. М.Карамзин)
9. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягч_нный долгами. (Н. М. Карамзин)
10. …Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастуш_к. (Н. М. Карамзин)
11. …Печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и меч_м опустошали окрестности… (Н. М. Карамзин)
12. Просвещ_нный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми. (А. С. Пушкин)
13. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облуч_к, ямщик свистнул и лошади поскакали. (А. С. Пушкин)
14. Офицер, разгоряч_нный вином, игрою и смехом товарищей, поч_л себя жестоко обиженным.(А. С. Пушкин)
15. Поч_тно, но хлопотно, и не столько почетно, сколько хлопотно, да в конце концов и не поч_тно вовсе, а так… (А. и Б. Стругацкие)
16. У границы освещ_нного пространства мокнул автомобиль с брезентовым верхом, а рядом с автомобилем двое в блестящих плащах пригибали к мостовой третьего – в ч_рном и мокром. (А. и Б. Стругацкие)
17. Здоровенный губастый дылда с румяными щеками, прищ_лкивая на ходу пальцами и пританцовывая, направился к стойке.(А. и Б. Стругацкие)
18. Виктор отступил на шаг. Это был больной из лепрозория – «мокрец», или «очкарик», как их здесь называли за ж_лтые круги вокруг глаз, – в плотной ч_рной повязке, скрывающей нижнюю половину лица.(А. и Б. Стругацкие)
19. Только однажды он отч_тливо и громко произнес: «Не знаю». (А. и Б. Стругацкие)
20. И он достал авторучку и принялся свинчивать колпач_к, с интересом постороннего прислушиваясь к своим ощущениям, и он не удивился, ощутив гордость. (А. и Б. Стругацкие)
21. Знакома ли вам игрушка под названием «Злой волч_к»? (А. и Б. Стругацкие)
22. Во-первых, может быть, вовсе не кастетом, а кирпич_м, а во-вторых, мало ли где мне могут дать по черепу? Меня в любой момент могут повесить, так что же, теперь – из номера не выходить? (А. и Б. Стругацкие)
23. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш_нов. (А. и Б. Стругацкие)
24. Общество, по крайней мере, было бы сладко ш_кировано, и бледные юноши с горящими глазами таскались бы за тобой по пятам.(А. и Б. Стругацкие)
25. У меня больная печень, катар киш_к и еще что-то с желудком. (А. и Б. Стругацкие)
26. «Наша с тобой психика к таким ш_кам не приспособлена. (А. и Б. Стругацкие)
27. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш_рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)
28. – А ну, стой! – Ш_потом сказали из темноты и уперлись в грудь чем-то знакомым. Виктор машинально поднял руки. (А. и Б. Стругацкие)
29. К подъезду подкатил джип, отворилась дверца, и под дождь, прикрывшись одним плащ_м, вылезли молодой человек в очках и с портфелем и его долговязый спутник. (А. и Б. Стругацкие)
30. Такие слова мог знать только Тэдди – приютская крыса, воспитанник портовых трущ_б. (А. и Б. Стругацкие)
31. Здесь были освещ_нные витрины и озаренный неоновым светом вход в кинотеатр, где под навесом толпились очень одинаковые молодые люди неопределенного пола, в блестящих плащах до пяток. (А. и Б. Стругацкие)
32. Господин президент изволил взвинтить себя до последней степени, из клыкастой пасти летели брызги а я достал платок и демонстративно вытер себе щ_ку, и это был, наверное, самый смелый поступок в моей жизни, если не считать того случая, когда я дрался с тремя танками сразу. (А. и Б. Стругацкие)
33. – Все ли читали мои произведения?
– Да, — отозвались детские голоса. — Читали… Все…
– Прекрасно, – сказал Виктор озадаченно. – Польщ_н, хотя и удивлен.(А. и Б. Стругацкие)
34. То ли они начнут смущ_нно переглядываться, то ли их лица озарятся пониманием, или некий вздох облегчения пронесется по залу в знак того, что недоразумение разъяснилось. (А. и Б. Стругацкие)
35. Диана здраво рассудила, что Росшеперу, при всей его аномальной прож_рливости, с такой массой ягод в одиночку не управиться. (А. и Б. Стругацкие)
36. Где бандж_, подумал он. Куда я сунул бандж_? (А. и Б. Стругацкие)
37. Здесь было полно народу, каких-то полузнакомых мужчин и женщин, они стояли кругом и хлопали в ладоши, а в центре круга Диана отплясывала с тем самым желтолицым пиж_ном, обладателем орлиного профиля. (А. и Б. Стругацкие)
38. Сегодня утром ко мне приходил следователь. Понимаете, изж_га зверская, голова трещит, сижу, смотрю в окно, и тут является эта дубина и начинает шить дело…(А. и Б. Стругацкие)
39. Он вскочил, заж_г свет и, морщась от рези в глазах, стал наощупь искать свою одежду. (А. и Б. Стругацкие)
40. Перед полицейским управлением сгрудились автомобили с зажж_нными фарами. (А. и Б. Стругацкие)
Упражнение подготовили Н. Горбанев-Гамалея и Б.А. Панов («Лига школ»)

Смочить платок как пишется

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

23.03.2021.
Тест. Русский язык, 8 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

тест проверяет умение писать н-нн в частях речи, оосновывать правила выбора написания

Вопрос 1

Выберите ряд, во всех словах которого пишется НН.

Варианты ответов
  • сочинение списа(н,нн)о, ветре(н,нн)ый день, озадаче(н,нн)ый взгляд
  • забракова(н,нн)ая деталь, нерешё(н,нн)ая проблема, петуши(н,нн)ый крик
  • письмо написа(н,нн)о, девочка удивле(н,нн)а рассказом, искусно расписа(н,нн)ый
  • дли(н,нн)ая история, затравле(н,нн)ый собаками заяц, закраше(н,нн)ая стена
Вопрос 2

Выберите ряд, во всех словах которого пишется НН.

Варианты ответов
  • свойстве(н,нн)ые ему, речь произнесе(н,нн)а, серебря(н,нн)ый кофейник
  • бессо(н,нн)ых ночей, изыска(н,нн)ым деликатесом, обнаруже(н,нн)о в пещере
  • рассея(н,нн)о соглашался, укута(н,нн)ый в шубку, чугу(н,нн)ое кольцо
  • намёта(н,нн)ый глаз, было безветре(н,нн)о, топлё(н,нн)ое молоко
Вопрос 3

Выберите ряд, во всех словах которого пишется НН.

Варианты ответов
  • време(н,нн)ые постройки, запакова(н,нн)ый товар, ветре(н,нн)ый день
  • устрое(н,нн)ый праздник, мороже(н,нн)ые овощи, скамейка выкраше(н,нн)а
  • выглаже(н,нн)ая рубашка, память свяще(н,нн)а, торжестве(н,нн)ый марш
  • довере(н,нн)ое лицо, мощё(н,нн)ая дорога, плетё(н,нн)ая корзина
Вопрос 4

Выберите ряд, во всех словах которого пишется НН.

Варианты ответов
  • утро туман(н,нн)о, украше(н,нн)а снежинками, книги собра(н,нн)ы
  • жёва(н,нн)ая бумага, непридума(н,нн)ая история, крупа рассыпа(н,нн)а
  • пересмотре(н,нн)ое мной решение, изране(н,нн)ое животное, стари(н,нн)ая книга
  • платя(н,нн)ой шкаф, занятие пропуще(н,нн)о, надломле(н,нн)ая ветка
Вопрос 5

Выберите ряд, во всех словах которого пишется НН.

Варианты ответов
  • письмо написа(н,нн)о, подметё(н,нн)ый пол, рассея(н,нн)ая девочка
  • надорва(н,нн)ый конверт, мороже(н,нн)ое мясо, совреме(н,нн)ый подход
  • изъеде(н,нн)ая молью, написал дли(н,нн)о, смотрел испуга(н,нн)о
  • со(н,нн)ый мальчик, увлече(н,нн)а делом, скован(н,нн)ая льдами
Вопрос 6

Выберите ряд, во всех словах которого пишется НН.

Варианты ответов
  • получе(н,нн)ая вечером, собра(н,нн)ая в дорогу, иллюстрацио(н,нн)ый материал
  • объявле(н,нн)ые результаты, песча(н,нн)ая отмель, законче(н,нн)ная дискуссия
  • ягоды подавле(н,нн)ы в корзине, удивлё(н,нн)ые люди, безветре(н,нн)ый день
  • трава подстриже(н,нн)а, карти(н,нн)ая галерея, румя(н,нн)ые щёки
Вопрос 7

Выберите ряд, во всех словах которого пишется НН.

Варианты ответов
  • заброше(н,нн)ые на полку, глядел испуга(н,нн)о, листве(н,нн)ые деревья
  • исключё(н,нн)ый из программы, стари(н,нн)ая рукопись, организова(н,нн)а поддержка детей
  • увере(н,нн)ая поступь, спуще(н,нн)а на воду, це(н,нн)ое изобретение
  • вяза(н,нн)ые бабушкой носки, ю(н,нн)ый возраст, мороже(н,нн)ая рыба
Вопрос 8

Выберите ряд, во всех словах которого пишется НН.

Варианты ответов
  • избалова(н,нн)ая публика, замаскирова(н,нн)ый вход, выгруже(н,нн)а рабочими
  • отправле(н,нн)ое письмо, обоснова(н,нн)ый вывод, гуси(н,нн)ая кожа
  • имущество застрахова(н,нн)о, поджаре(н,нн)ая колбаса, вяза(н,нн)ая шапка
  • приободрё(н,нн)ый вид, дли(н,нн)ая очередь, варё(н,нн)ые в кастрюле сардельки
Вопрос 9

Выберите ряд, во всех словах которого пишется НН.

Варианты ответов
  • медле(н,нн)о представляли, серебря(н,нн)ая ложка, рва(н,нн)ый башмак
  • бесчисле(н,нн)ое множество, волны сдержа(н,нн)ы стеной, кова(н,нн)ый плуг
  • племе(н,нн)ой скот, собрание прошло организова(н,нн)о, перевяза(н,нн)ая рука
  • сыгра(н,нн)ая роль, утре(н,нн)яя прохлада, жаре(н,нн)ый картофель
Вопрос 10

Выберите ряд, во всех словах которого пишется НН.

Варианты ответов
  • стари(н,нн)ая чашка, неноше(н,нн)ая вещь, бумаги оформле(н,нн)ы
  • продума(н,нн)ое решение, исполне(н,нн)ая искренне, смотрел изумлё(н,нн)о
  • вызва(н,нн)ый к доске, девушка румя(н,нн)а, беше(н,нн)о стучит
  • ветре(н,нн)ый день, тема изуче(н,нн)а, спрята(н,нн)ая игрушка
Вопрос 11

Выберите ряд, во всех словах которого пишется Н 

Варианты ответов
  • Мочё(н/нн)ые яблоки, самонадея(н/нн)ый эгоист, некормле(н/нн)ый скот
  • Тка(н/нн)ый золотом платок, поле зеле(н/нн)о, вяле(н/нн)ая рыба
  • Вдохнове(н/нн)ая музыка, невестино прида(н/нн)ое, недое(н/нн)ые коровы
  • Спута(н/нн)ые волосы, движения царстве(н/нн)ы, бето(н/нн)ый раствор.
Вопрос 12

Выберите ряд, во всех словах которого пишется Н 

Варианты ответов
  • Рожде(н/нн)ый революцией, беше(н/нн)о колотится, телефо(н/нн)ый разговор
  • Кипячё(н/нн)ый чай, студенты озабоче(н/нн)ы зачётом, смоля(н/нн)ая бочка
  • Бесцеремо(н/нн)ость, дитя румя(н/нн)о, таможе(н/нн)ый контроль
  • Соловьи(н/нн)ые трели, полы(н/нн)ый запах, обтёса(н/нн)ое полено.
Вопрос 13

Выберите ряд, во всех словах которого пишется Н 

Варианты ответов
  • Новорожде(н/нн)ый ребёнок, мороз(н/нн)ое утро, покло(н/нн)ый крест
  • Прекрас(н/нн)о выглядеть, комиссия образова(н/нн)а из членов совета, серебря(н/нн)ые украшения
  • Заваре(н/нн)ый чай, улица освеще(н/нн)а, бесце(н/нн)ые документы
  • Заплака(н/нн)ые глаза, дли(н/нн)ый доклад, хозяйстве(н/нн)ый отдел.
Вопрос 14

Выберите ряд, во всех словах которого пишется НН

Варианты ответов
  • Лу(н/нн)ый свет, листве(н/нн)ый лес, выжже(н/нн)ая пустыня
  • Низме(н/нн)ость, ра(н/нн)ее утро, учё(н/нн)ый вид
  • Сезо(н/нн)ые работы, неткан/нн)ая скатерть, кровать застеле(н/нн)а
  • Плавле(н/нн)ый сырок, плетё(н/нн)ая мебель, собака привяза(н/нн)а.
Вопрос 15

Выберите ряд, во всех словах которого пишется Н

Варианты ответов
  • Топор(н/нн)ая работа, заплетё(н/нн)ая коса, разреза(н/нн)ый ножом
  • Змеи(н/нн)ый укус, ноше(н/нн)ая куртка, задача реше(н/нн)а
  • Закута(н/нн)ый в шарф, неожида(н/нн)ое известие, варе(н/нн)ый в мундире картофель
  • Измуче(н/нн)ый вид, гружё(н/нн)ая дровами машина, бли(н/нн)ая мука
Вопрос 16

Выберите ряд, во всех словах которого пишется Н

Варианты ответов
  • Земля(н/нн)ой орех, плетё(н/нн)ая корзина, наив(н/нн)о полагая
  • Змеи(н/нн)ый укус, лицензио(н/нн)ый отдел, подоко(н/нн)ик
  • Ваго(н/нн)ый номер, Вселе(н/нн)ая, запатентова(н/нн)ый метод
  • Листве(н/нн)ый лес, пого(н/нн)ый метр, взъероше(н/нн)ые волосы
Вопрос 17

Выберите ряд, во всех словах которого пишется Н

Варианты ответов
  • Торжестве(н/нн)ость момента, свин(н/нн)ой жир, закруче(н/нн)ая гайка
  • Деньги освое(н/нн)ы, пута(н/нн)ое дело, оси(н/нн)ое гнездо
  • Вымоле(н/нн)ый ребёнок, маши(н/нн)ое масло, скоше(н/нн)ое сено
  • Дли(н/нн)ая нить, ветре(н/нн)ый день, испечё(н/нн)ый хлеб
Вопрос 18

Выберите ряд, во всех словах которого пишется Н

Варианты ответов
  • Воспита(н/нн)ик, безымя(н/нн)ый герой, свяще(н/нн)ая война
  • Заветре(н/нн)ый хлеб, це(н/нн)ое замечание, деревя(н/нн)ая ложка
  • Снесе(н/нн)а крыша, маши(н/нн)остроительный завод, гладкокраше(н/нн)ый ковёр
  • Смета(н/нн)ый соус, ржа(н/нн)ой колос, ветря(н/нн)ой двигатель
Вопрос 19

Выберите ряд, во всех словах которого пишется Н

Варианты ответов
  • Приготовле(н/нн) для посадки, комари(н/нн)ое жужжание, серебря(н/нн)ый источник
  • Письме(н/нн)ая работа, це(н/нн)ое замечание, натренирова(н/нн)ая мышца
  • Увеличе(н/нн)а громкость, рискова(н/нн)ый шаг, утин(н/нн)ая походка
  • Меблирова(н/нн)ая квартира, ржа(н/нн)ой хлеб, пенсио(н/нн)ая реформа
Вопрос 20

Выберите ряд, во всех словах которого пишется Н

Варианты ответов
  • Печё(н/нн)ые пирожки, лошади(н/нн)ая сбруя, вещь броше(н/нн)а
  • Связа(н/нн)ый морским узлом, кваше(н/нн)ая капуста, развеше(н/нн)ая одежда
  • Унесё(н/нн)ые ветром, приготовле(н/нн) на пару, имени(н/нн)ый пирог
  • Стреля(н/нн)ый воробей, холсти(н/нн)ая рубаха, выпрямле(н/нн)ые волосы
Вопрос 21

Выберите верное объяснение написания слова

Варианты ответов
  • Нагруженная машина
  • асфальтированная улица
  • сдержанно поздоровались.
Вопрос 22

Выберите верное объяснение написания слова

Варианты ответов
  • связанный шарф
  • осенний день
  • вязанный мамой шарф
Вопрос 23

Выберите верное объяснение написания слова

Варианты ответов
  • На улице безветренно
  • барабанный бой
  • расклеенные афиши
Вопрос 24

Выберите верное объяснение написания слова.

Варианты ответов
  • На улице безветренно
  • барабанный бой
  • расклеенные афиши
Вопрос 25

Выберите верное объяснение написания слова

Варианты ответов
  • топленое молоко
  • произошла путаница
  • деревья посажены
Вопрос 26

Выберите верное объяснение написания слова

Варианты ответов
  • письменный стол
  • на улице ветрено
  • жаренные с луком грибы
Вопрос 27

Выберите верное объяснение написания слова

Варианты ответов
  • скажет непременно
  • штампованная продукция
  • показанный материал
Вопрос 28

Выберите верное объяснение написания слова

Варианты ответов
  • пропитанный влагой
  • задолженность
  • невеста красива и образованна
Вопрос 29

Выберите верное объяснение написания слова

Варианты ответов
  • овсяные хлопья
  • торжественный
  • мысленно
Вопрос 30

Выберите верное объяснение написания слова

Варианты ответов
  • история стара и запутанна
  • временно
  • кипячёное молоко

icon visionoff

icon visionon

07:32 2 декабря 2021 г.

В ряду советских афоризмов – таких, как «Никто не забыт и ничто не забыто!» (Ольга Берггольц), «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат…» (Сергей Орлов), тихоновское высказывание «Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей» вошло в отечественный лексикон прежде и тоже навсегда.

Позднее Тихонов скажет: «Мне казалось, что нет на свете крепче этих стальных, закаленных легендарных моряков Балтфлота, кричавших «ура!», погибая». Сергей Орлов писал: «Мы уходили на Великую Отечественную войну с этой формулировкой долга», и называл Николая Семеновича Тихонова «учителем фронтовых поэтов» – и это было верно как с литературной точки зрения, так и с политико-организационной.

Участник Первой мировой войны, Гражданской войны, советско-финской войны, Тихонов с первых дней обороны Ленинграда был в городе, выступал по радио, выполнял задания Совинформбюро, руководил группой писателей при Политуправлении Ленинградского фронта, куда вошли Александр Прокофьев, Виссарион Саянов, Евгений Федоров, Леонид Соболев и другие. «Я работал вместе со многими писателями Ленинградского фронта, которые делили со всеми ленинградцами тяготы осады и всевозможные лишения, связанные с полным или почти полным окружением города, – напишет он потом. – Мы чувствовали ежедневную, постоянную, могучую помощь партии, правительства, родины».

Родился Николай Тихонов 4 декабря (22 ноября) 1896 года в Петербурге, в доме №25 по Большой Морской улице – это на углу с Гороховой улицей (в советское время – Герцена и Дзержинского) в семье ремесленника-парикмахера, занимавшегося мужскими стрижками, и матери-портнихи. От скучной жизни мальчика спасало чтение приключенческих книг и попытки писать самому. Большим потрясением стал для него расстрел 9 января 1905 года царскими войсками мирной демонстрации рабочих, проходившей с хоругвями мимо его дома на Дворцовую площадь, к Зимнему дворцу. «На странно притихшей улице валялись повсюду шапки, кепки, платки, калоши, перчатки, какие-то пакеты, палки, – вспоминал он в статье «На всю жизнь» о «Кровавом воскресенье». – В переулках стоял шум и гам. Кричали от испуга, от негодования, от ярости». Те незабываемые эпизоды трагедии определили и политические настроения его, хотя родители пытались направить мальчика по торгово-административной линии. Закончив гимназию, которая находилась тоже неподалеку, на Почтамтской улице, он учился в Петровской торговой школе, выпускавшей мелких чиновников, и был принят конторщиком в Главное морское хозяйственное управление, располагавшееся в ту пору в Адмиралтействе. А в 1915 году Тихонов, мобилизованный в армию, напишет стихотворение «Петербург», продолжая традиции русских классиков, считавших город и прекрасным и трагическим:

Ты сотворен тяжелою рукою,
И мыслью ты мозолистой украшен,
Вот почему ты величав и страшен,
И я люблю, что ты такой.
О, усмехнись же и ответь мне: нет!
Я знаю, сероглазый демон,
Пускай не каждый житель твой – поэт,
Но каждый камень твой – поэма!

Стихи Тихонов писал все эти годы, а до войны даже печатался в журнале «Нива», но «Меня поэтом сделала Октябрьская революция», нередко говорил и писал он, добавляя: «Нож сломанный в работе не годится, Но этим черным сломанным ножом разрезаны бессмертные страницы». А когда революция произошла, он служил гусаром под Ригой, вернулся в Петроград, вступил в Красную Армию, воевал на Пулковских высотах против белогвардейцев Юденича. Отсюда с 1-й Советской ротой имени Карла Либкнехта он дойдет до Перекопа, последнего рубежа барона Врангеля, который будет взят красноармейцами в ожесточенной схватке с классовым врагом: «За море, за горы, за звезды спор, Каждый шаг – наш и не наш. Волкодавы крылатые бросились с гор, Живыми мостами мостят Сиваш», – писал поэт о жестоких боях, подчеркивая стойкость и мужество своих товарищей в битве за идеалы Великого Октября:

Но мертвые, прежде чем упасть,
Делают шаг вперед –
Не гранате, не пуле сегодня власть,
И не нам отступать черед.

Эти стихи будут написаны в 1922 году, когда закончится Гражданская война, Николай Тихонов возвратится в родной город, поселится в Доме искусств, что на Мойке, 59, открытом и опекаемом Алексеем Максимовичем Горьким, вступит в группу «Серапионовы братья», которые приветствовали друг друга словами: «Здравствуй, брат, писать очень трудно» и в которую входили Илья Груздев, биограф Горького, прозаики Михаил Зощенко, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Константин Федин, поэтесса Елизавета Полонская, драматург и литературовед Лев Лунц. Себя Николай Тихонов характеризовал так: «Праздничный, веселый, бесноватый, С марсианской жаждою творить, Вижу я, что небо небогато, Но про землю стоит говорить». Писатель Михаил Леонидович Слонимский, часто бывавший в ленинградском отделении газеты «Известия», где я работал собкором, рассказывал: «Свежесть юности была отнята у нашего поколения кошмарами Первой мировой войны, но революция омолодила наше поколение, она озарила нас романтикой, оптимизмом, и это с удивительной выразительностью зазвучало в творчестве Тихонова». Здесь, в Доме искусств, готовил поэт первые книги «Орда» и «Брага», сразу выдвинувшие его в первые ряды молодой советской литературы, у которой герой по-революционному активен, боевит, но и нежно лиричен:

Ты написала на холодной льдине –
Не помню я, и лед и небеса
Не помнят тоже, что ты написала, –
Теперь та льдина в море, далеко.
Плывет и дышит глубоко и тихо,
Как этот вечер в золотых осколках
Плывет в груди…

Поэт Всеволод Александрович Рождественский, у кого я не раз брал интервью, рассказывает, что пригласил он однажды в Дом искусств свою знакомую – молодую театральную художницу Марию Неслуховскую, и Тихонов в нее влюбился, как говорится, с первого взгляда и стал часто бывать на Петроградской стороне, в квартире № 21 по Зверинской улице, 2, принадлежавшей ее отцу – инспектору и преподавателю пехотного юнкерского училища генералу К.Ф. Неслуховскому, давно сочувствовавшему революции, жившему на Малой Гребецкой улице, дом 9/5 (угол с улицей Музыкантской), где бывали В.В. Воровский, В.Д. Бонч-Бруевич, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, а с конца лета и осени 1906 года в течение двух месяцев работал В.И. Ленин – писал, встречался с товарищами, проводил встречи журналистов большевистских газет. Об этом Тихонов в стихотворении, посвященном Марии Константиновне Неслуховской, уже жене, напишет:

О, эта редкая квартира,
Где с наивысшей простотой
Крыло неведомого мира
Касалось мебели простой.
…Какое б грянуло смятенье,
Когда б узнали стороной,
Что здесь в тиши работал гений
Над мира новою судьбой.
…Над прошлым бури и туманы,
Но все он в памяти живет, –
Тот ленинский, всегда нежданный,
Всегда волнующий приход.

Смочить платок как пишется

Друзья иногда называли Николая Тихонова поэтом-путешественником. Начиная с 20-х и годов он ездит по стране, особенно полюбились ему Средняя Азия и Кавказ – пишет о социалистическом преображении жизни разных народов, делает переводы со многих языков, отзывается на международные события в стихотворениях, поэмах, балладах, разрабатываемых новаторски по стилю и по духу – «Афганская баллада», «Индийский сон», поэма «Сами» с образом Ленина как политика мирового масштаба. На Первом съезде советских писателей в 1934 году Николая Семеновича Тихонова избирают в президиум правления, что прибавляет ему важные общественные обязанности и служит новым источником вдохновения. Он поэтически осмысливает тему пролетарского интернационализма, дружбы народов, пишет лирические циклы «Стихи о Кахетии» и «Горы»: «Я прошел над Алазанью, Над волшебною водой, Поседелый, как сказанье, И, как песня, молодой». Когда он в 1935 году  съездит в составе советской делегации в Париж на Конгресс в защиту прогресса и мира, то выпустит книгу «Тень друга» (1935–1936) о своих впечатлениях от западных стран, где уже ощущалось приближение войны, заметив: «Я не знал, возвращаясь домой, что новая война скоро меня самого позовет на защиту родного города Ленинграда».

В войне с белофиннами Тихонов работает военным корреспондентом газеты «На страже Родины». Статьи, стихи, репортажи, написанные тогда, он объединит в цикл «Палатка под Выборгом». С началом Великой Отечественной войны Николай Семенович находится в Ленинграде, организовав, напомню, при Политуправлении Ленинградского фронта группу писателей, участвовавших в боевых операциях, наладивших выпуск фронтовых газет. А уже 23 июня в «Ленинградской правде» печатается его стихотворение с такими словами: «Пусть тянет руку дерзкий враг К нам в ленинградские пределы. Их было много, тех вояк, Чья рать войти сюда хотела. На неприступном берегу Обрубим руку мы врагу».

В 24-ю годовщину Октябрьской революции , 7 ноября 1941 года, Тихонов выступает по радио, обращаясь к интеллигенции: «Писатели и поэты, артисты и инженеры, врачи, художники, скульпторы Ленинграда – мы боремся вместе со всеми бойцами, потому что мы сами – бойцы. Когда настанет момент нам всем оставить оружие своей профессии и взять винтовки, мы возьмем их и будем сражать врага до последней капли крови, до последнего вздоха». Так и вышло: десятки и десятки ленинградских литераторов погибли на фронтах, о чем сообщала памятная доска при входе в Дом писателя имени В.В. Маяковского, сгоревшего (подожженного?!) в перестроечное время, чтобы открыть там «элитный» отель…

Огромным художественным и политическим событием стала поэма «Киров с нами», напечатанная 1 декабря 1941 года в «Правде»: «Под грохот полночных снарядов, В полночный воздушный налет, В железных ночах Ленинграда по городу Киров идет…» – писал поэт, создавая яркий портрет руководителя ленинградских коммунистов. Впервые эту поэму он читал на Кировском заводе. Присутствовавший там А.А. Фадеев вспоминал: «Сила этой поэмы, прекрасной самой по себе, удваивалась оттого, что она была написана Николаем Тихоновым той жестокой зимой, в промерзшей квартире, при свете коптилки, и тем, что читал он ее сам кировским рабочим в подвале одного из зданий Кировского завода в то время, когда шел сильный артиллерийский обстрел завода. В лицах слушателей было что-то суровое и трогательное». А один из участников той «литературной встречи» говорил, что у многих в глазах навернулись слезы, когда Тихонов читал:

Пусть наши супы водяные,
Пусть хлеб на вес золота стал,
Мы будем стоять, как стальные,
Потом мы успеем устать.
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого вовеки не будет
На невском святом берегу,
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу.

В течение мая 1942 – января 1944 года, вплоть до полного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом, Николай Семенович напишет еще и «Ленинградские рассказы», и книгу стихов «Огненный год», и примерно тысячу статей, очерков, заметок, объединив многое в цикл «Ленинград принимает бой». Жители города предстают перед нами сегодня как многоликий портрет поколения, о котором Тихонов скажет точно, с выразительной образностью: «Люди, население и защищавшие Ленинград, превратились в одну семью, в один небывалый коллектив». Лишь 16 января 1944 года Тихонов переехал в Москву, став председателем Союза писателей СССР. Хотя ненадолго – до постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года (отменено 20 октября 1988 г.). Перипетии эти не оторвали, однако, поэта от главного – от творчества. Он продолжает писать о том, в чем принимал активное участие и что не могли затмить никакие ошибки, как бы кто ни старался раздуть их ни раньше, ни теперь, – о революции, о социалистическом строительстве, о Ленине: «В Смольном комната есть небольшая, Ее знает вся наша страна. Глыбы времени в прах сокрушая, Все такая ж, как прежде, она. И все кажется в этом молчанье, А оно неподвластно перу, Что в нее он с ночных совещаний, Как всегда возвратится к утру…»

К слову сказать, нынешняя антисоветская кампания, развернутая сильно побитыми на сентябрьских выборах 2021 года единороссами и жириновцами, имеет давние корни. В то время как Николай Семенович Тихонов продолжал свои поездки по стране и миру, писал стихи, поэмы, повести, рассказы, работал на постах члена Всемирного совета мира, председателя Советского комитета защиты мира, депутата Верховного Совета СССР, затаившиеся враги советской власти копили силы на «перестройку» и уничтожение социалистических завоеваний Великого Октября. И сейчас немногие знают, что началась «перестройка с того, что кто-то ночью, по-бандитски трусливо, разбил мемориальную доску на Зверинской улице, 2, где было написано: «Здесь с 1922 по 1944 год жил и работал Герой Социалистического Труда, писатель и общественный деятель Николай Семенович Тихонов». Доску быстро восстановили, но факт фактом и остается – антисоветчики ни перед чем не остановятся, если не давать им решительный отпор, разоблачать их гнусную клевету на русский народ и живущие рядом с ним народы, избравшие революционный, социалистический путь в своей жизни. Верно же писал Тихонов:

Наш век пройдет, откроются архивы,
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда.
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

Николай Семенович Тихонов никогда не забывал свой родной город. На праздновании 500-летия азербайджанского поэта-мыслителя Насими я познакомился в Баку с Тихоновым, и он, пожимая мне руку своей крепкой рукой, радостно воскликнул: «О, вы из Ленинграда, родного моего Ленинграда!» Он был великим поэтом-ленинградцем, стал известен всей стране и множеству стран, восславив свой город и свою страну. Скончался Н.С. Тихонов 8 февраля 1979 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Созданное им в поэзии, прозе, публицистике продолжает жить и жить поныне, а его политическая деятельность учит новые поколения умению сопрягать личное и общественное, ставить во главе угла интересы Родины.

Советская Родина высоко оценила заслуги Тихонова. Он, Герой Социалистического Труда, был удостоен трех Сталинских премий первой степени – за поэму «Киров с нами» (1942), за сборник стихов «Грузинская весна» (1949), за сборники стихов «Два потока» и «На Втором Всемирном конгрессе сторонников мира» (1952); Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1957); Ленинской премии (1970); награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Октябрьской революции, другими орденами и медалями. Он был поэтом нового времени – времени просвещения, социальной справедливости, этической и эстетической красоты. Светлый и мужественный образ его сохраняется, как я знаю, у всех, кто работал с ним и встречался.

Петербург–Ленинград

 15.11. Русский язык 5 -Б     

Сочинение по
картине А. А. Пластова «Летом».

Цели: научить учащихся точному,
полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас учащихся
по теме «Лето»;  закрепить правописание
падежных окончаний имен прилагательных. 
 

Ход
урока.

Сообщение
темы и цели урока.

Начать
сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща
зеленеет, 
Палящим солнцем облита, 
А в ней — какою негой веет 
От каждой ветки и листа! 

Войдем и сядем над корнями 
Дерев, поимых родником,- 
Там, где, обвеянный их мглами, 
Он шепчет в сумраке немом. 

Над нами бредят их вершины, 
В полдневный зной погружены, 
И лишь порою крик орлиный 
До нас доходит с вышины… 

-Как
вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?

(Лето).


каким чувством проникнуто стихотворение?

(Восторг).

Поэт
восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и
поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы
сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её — Аркадий Александрович
Пластов.

Рассказ
о художнике А. А. Пластове и его картинах

Прочтите
рассказ о художнике А.А. Пластове и его картинах

Аркадий
Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник
СССР.

Пластов
родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В
раннем детстве Аркадий решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын
стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное
училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у
молодого художника Д.И. Архангельского. Учился в скульптурной мастерской
Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи. Стал тем, кем мечтал
быть с детства – художником.

В
родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни.
Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды
и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской
деревни.

Его
полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение
человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир
изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова –
деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне. Например,
в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов»,  и
др.

Картины
А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой
изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года,
когда вся природа расцветает. В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов
показал богатство и щедрость родной земли.

Беседа.


теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович
 Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину.
Вспомним, что такое описание.  

Описание – это изображение
какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия
его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия,
внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания — увидеть предмет
описания, представить его в своем сознании.

Композиция описания:

1. Общее представление о
предмете.

2. Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод,
заключение

-Что
прежде всего привлекло ваше внимание на картине? 

(Яркая, солнечная опушка леса,
здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с
грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка.
Ярко-зелёная трава).

-Вглядитесь
внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины
более подробно.

(На картине мы видим женщину и
девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На
женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой
ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко
уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).

-На
чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

(На руках).

-Какие
они?

(Руки у женщины загорелые,
натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник
хотел показать, что эта женщина – великая труженица).

-Опишите
девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

(Девочка сидит на траве,
вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает
их в кружку. На ней белое платье и красный платок).

-Что в
наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

(Ярко-красный платочек сразу выделяет
девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно
вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены,
тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные
длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).

-Что
вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

(Собака выбрала место рядом с
 девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза
у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).

-Где
расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(Грибники расположились на
тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от
жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют
цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками,
какие-то жёлтые цветы).

-Как
художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

(Ослепительное солнце озаряет
поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет
на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в
тени, — тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не
шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).

-Какие
цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие
краски преобладают в картине?

(Зелёный, светло-зелёный,
белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).

-Цвет
в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ,
передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень
важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый,
розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета
ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они
излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение.
Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это
цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и
тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет
смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее.

-Какое
впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»?

(Хочется долго смотреть на
картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам
близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный
уголок природы и не раз бывал здесь).


картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие
 природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует
контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки,
синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы),
которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной
приподнятости.

Физкультминутка

Взгляд
влево — прямо, вправо — прямо, вверх — прямо, вниз — прямо, без задержки в
отведенном положении.

Круговые
движения глаз-от влево и вправо. Сначала быстрее, потом — как можно
медленнее.

Посмотрите
на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша,
удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение
несколько раз. Сожмите веки, затем моргните несколько раз.

Работа
над синонимами, изобразительными средствами.

-Какие
изобразительные средства вы будете использовать при описании картины? (Сравнения, эпитеты, олицетворение).

При
описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий,
солнечный, а когда можем воспользоваться словами изумрудный,
ослепительный? Составим с этими словами словосочетания или предложения и запишем
их.

Пятнадцатое
ноября

Дистанционное
обучение

Ослепительный луч солнца, яркие
краски лета, свежая, яркая, чистая зелень, сверкают, подобно дорогим
изумрудам.

Солнечные зайчики играют в
 траве. Лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг

Составление
плана сочинения 

Вступление. Тема и основная мысль картины
 А. А. Пластова.

Основная часть. Описание
картины А. А. Пластова «Летом»

1. Внешний
вид, выражение лиц, позы героев картины.

2. Пейзаж.

3. Настроение,
вызванное картиной.

Заключение. Мастерство художника

Работа
над темой и основной мыслью картины.

Вспомним,
что такое тема и основная мысль картины?

 
   (Тема-это предмет
изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник
раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного
подхода к теме.)

-Из
всего прочитанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль
картины А. А. Пластова «Летом».

(Тема картины — красота летней природы. Основная
мысль — желание автора показать богатство и щедрость родной земли)

Устное описание картины

Примерный ответ.

Лето – прекрасная пора, которая
дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод,
фруктов, грибов!  О лете написано много стихотворений, созданы
картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён
знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки
расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы
видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве,
неторопливо обирает  с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку.
Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её
лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка
виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.

Рядом с девочкой улеглась
собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по
лесу.

Позади девочки лежит женщина в
синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем
воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от
палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник
очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно,
что женщине приходится много работать.

В густой траве стоят корзина и
ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с
красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный
кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень
хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной
лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой
красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной
травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы.
Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в
золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина.
Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски
радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется
долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке,
полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их
аромат  и полежать в мягкой душистой траве.

Рефлексия

-Наш
урок подходит к концу

-Мы
сегодня с вами повторили: что такое описание, какие изобразительные средства
могут использоваться при описании картины, тема и основная мысль картины.

  • Смущенно сказал как пишется
  • Смочить водой как пишется
  • Смотри не влюбись в него как пишется
  • Смотреть фэнтези страшные сказки
  • Смотреть фэнтези сказки для детей