Рассказы для сценок или прочтения можно выбрать произвольно. Действующие лица: Ведущий. Ведущая. Чтец. Участники сценки «В больнице»: Больной. Толстый больной. Гражданка в платке. Врач. Медсестра. Отец. Мать. Девочка.
Предварительная подготовка. Разучивается инсценировка. Для исполнителей хорошо использовать элементы костюмов — белые халаты для врача и медсестры, платок для гражданки. Для изображения толстого больного исполнителю можно подложить за щеки комки ваты. В качестве иллюстраций к рассказам М. Зощенко также можно использовать отрывки из фильмов режиссера Л. Гайдая «Не может быть» и «За спичками».
Перед зрителями появляются Ведущий и Ведущая.
Ведущая. Вы знаете, ребята, какой случай однажды состоялся в медицинской практике?
Ведущий. А что такое, что случилось?
Ведущая. В тридцатые годы XX века к одному Санкт-Петербургскому врачу пришел на прием примечательный пациент.
Ведущий. А что же в нем было такого примечательного?
Ведущая. У него был очень угрюмый вид. Пациент пожаловался врачу на то, что не может найти средства против уныния.
Ведущий. Да, это, действительно, противно, когда у тебя постоянно унылое настроение. И что посоветовал ему врач?
Ведущая. Врач внимательно осмотрел посетителя и не нашел у него ни одной болезни, кроме постоянной хандры. Тогда он посоветовал пациенту читать веселые книжки, такие, от которых, даже если не хочешь, все равно захохочешь. «Вот, например, — сказал врач, — я очень часто для того, чтобы поднять настроение, читаю смешные рассказы писателя Михаила Зощенко. И вам советую купить его книжку».
Ведущий. А что, дельный совет. Ведь Михаил Зощенко до сих пор считается одним из самых веселых писателей. Я думаю, что пациент последовал совету врача и выздоровел.
Ведущая. А вот и нет, ты ошибаешься.
Ведущий. Неужели пациент отказался читать смешные рассказы?
Ведущая. Да.
Ведущий. А почему?
Ведущая. Ты не поверишь, пациент ответил врачу: «Мне эти рассказы не помогут. Потому что я сам и есть Михаил Зощенко».
Ведущий. Вот необычный случай. Писатель-юморист Зощенко и был тем самым угрюмым посетителем больным! А читая его рассказы, об этом ни за что не догадаешься.
Ведущая. Вот таким необычным человеком был Михаил Зощенко. На его долю выпала слава, которая редко посещает литераторов при жизни. А ведь когда он творил, журналы отчаянно спорили из-за того, кому принадлежит право первым публиковать его рассказы. Выпускать его книги было честью почти каждого издательства. Потому что издатели знали: книги Зощенко будут раскуплены в считанные дни. Кроме того, рассказы писателя часто исполнялись с эстрады ведущими артистами того времени. И наградой за их исполнение был оглушающий хохот зрителей.
Ведущий. Да, известность этого писателя была, прямо скажем, легендарной. Его многие знали в лицо, по улицам ему ходить было очень нелегко, так как за ним начинал идти буквально шлейф восторженных поклонников. Ежедневно почтальоны приносили ему пачки писем, его телефон надрывался от огромного числа звонков. Вот это популярность! А как писатель достиг ее? Может быть, он закончил какое-то престижное учебное заведение, где его научили так здорово сочинять маленькие смешные рассказы?
Ведущая. А вот давай послушаем его послужной список, в котором он рассказывает о некоторых датах своей жизни. В 1927 году в Санкт-Петербурге издавался веселый журнал под названием «Бегемот». И вот сотрудники этого журнала решили выпустить сатирическую энциклопедию с перечнем всех авторов, которые издавались в журнале «Бегемот». Эту энциклопедию они, конечно же, назвали «Бегемотник». Для «Бегемотника» Зощенко написал свою шуточную автобиографию.
Появляется Чтец.
Чтец. Я родился в 1895 году. В прошлом столетии! Это меня ужасно огорчает. Я родился в XIX веке! Должно быть, поэтому у меня нет достаточной вежливости и романтизма к нашим дням: я — юморист. Я не знаю даже, где я родился. Или в Полтаве, или в Петербурге. В одном документе сказано так, в другом — этак. По-видимому, один из документов — «липа». Который из них «липа», угадать трудно, оба сделаны плохо… Профессий у меня было очень много… Комендант почт и телеграфа, агент уголовного розыска, инструктор по кролиководству и куроводству, постовой милиционер, сапожник.
Сейчас у меня биография скудная. Писатель. Кажется, это последняя профессия в моей жизни. Мне жаль, что я остановился на этой профессии. Это очень плохая профессия, черт ее побери! Самая плохая из 12-ти, которые я знаю. (Уходит.)
Ведущая. Вот такая авторская скромность была у этого писателя. А ведь в литературу он пришел уже с огромным опытом. Несмотря на молодость, Зощенко успел два года побывать на фронтах Первой мировой войны, участвовать во многих боях, получить четыре боевых ордена и чин штабс-капитана. Да и годы его юности пришлись на очень беспокойное время: передел страны, несколько государственных переворотов, голод, холод, тиф, поиски своего места в жизни. И, наконец, писательская слава, которой искренне наградил его читатель.
Ведущий. А знаешь, когда я читаю рассказы Михаила Зощенко, меня всегда удивляет язык, которым он писал. В языке этого писателя не найдешь многострочных фраз с большим числом придаточных предложений. Его фразы — короткие, рубленые. Мне даже всегда вспоминаются слова другого писателя — Чехова, который сказал, что краткость — сестра таланта.
Ведущая. Короткая фраза — огромное достижение художественного приема Зощенко. Он сам об этом говорил так: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая, доступная бедным. Может быть, поэтому у меня так много читателей». Да ведь и сюжеты рассказов Михаила Зощенко тоже просты и бесхитростны. Вспомните хотя бы смешную кинокомедию, которая называется «Не может быть», снятую по рассказам Зощенко. Кто помнит, о чем в ней говорится?
Ведущий. Я помогу нашим зрителям. Комедия состоит из экранизаций нескольких коротких сюжетов. В одном из них описывается переполох в доме мелкого жулика по фамилии Горбушкин, когда его по ошибке забирают в милицию.
Ведущая. А в другой истории жених не мог узнать на свадьбе собственную невесту. Потому что в загсе, когда он с ней расписывался, она была в шубке и шапочке. Это очень смешная комедия. Жаль, что она вышла после смерти писателя. Думаю, он экранизациями своих рассказов был бы весьма доволен.
Ведущий. Давайте перечислим еще несколько сюжетов, использованных Зощенко в качестве основы его рассказов. Например, в рассказе «На живца» одна бабушка захотела поймать жулика в трамвае и для этого стала с собой возить повсюду фальшивый пакет, набитый тряпьем. Все ждала, когда жулик попадется, чтобы его за руку поймать.
Ведущая. А вот в рассказе «Богатая жизнь» один гражданин вдруг выиграл пять тысяч золотом, а вся его жизнь, наоборот, вкривь и вкось пошла. Потому что они всей семьей эти деньги караулили.
Ведущий. В рассказе «Аристократка» слесарь повел даму в театр, но ему не хватило денег, чтобы угостить ее пирожными в буфете.
Ведущая. В рассказе «Стакан» описывается случай, когда разгорелось судебное дело из-за треснувшего стакана.
Ведущий. А теперь посмотрим инсценировку… (называет рассказ.)
Идет показ инсценировки.
Ведущая. Необычный язык писателя, о котором мы говорили, можно с полным правом назвать собирательным. Кажется, что писатель многие годы внимательно вслушивался в окружающие его разговоры, а потом запечатлел их на бумаге. Когда писателя спрашивали, как ему удается создавать характерный язык почти каждого персонажа, он признавался: «Быть может, я немного утрировал, чтоб это было сатирично». Читая рассказы Зощенко, представляешь себе, что их создавал человек, которого можно в любую минуту увидеть радом с собой в кухне, в бане, в трамвае. Действия многих его рассказов, особенно — ранних, происходят в коммунальных квартирах, где люди постоянно сталкиваются с разными жилищными проблемами.
Чтец читает отрывок из рассказа «Нервные люди».
Ведущая. Другие рассказы Михаила Зощенко высмеивают глупость, которую рождает высокая должность чиновника. А вот есть у него рассказ о том, как ребята придумали хорошую игру — давать прохожим правильные подсказки. Послушаем, как они это делали.
Чтец читает отрывок из рассказа «Хорошая игра».
Ведущий. Зощенко не просто высмеивал человеческие недостатки. Он пытался помощь людям перемениться в лучшую сторону. А для этого надо было показать, что такие качества, как хамство и грубость, глупость и грубость, вовсе не являются достоинствами. Сам Зощенко утверждал, что человеку надо помочь оказаться от «пошлых навыков и инстинктов». И если читатель будет смеяться над таким героем, он почувствует свои недостатки и не захочет быть на него похожим. Это стремление Зощенко очень чутко уловил самый крупный писатель того времени А. М. Горький. Он написал автору коротких веселых рассказов такие теплые слова: «Юмор ваш я ценю высоко, своеобразие его для меня, да и для множества грамотных людей, бесспорно, так же, как бесспорна его «социальная педагогика». Социальной педагогикой Горький как раз назвал умение Зощенко иронично показать многие человеческие недостатки.
Ведущая. Знаешь, иногда читаешь смешной рассказ, а при этом думаешь: как же трудно такую вещь написать. Короткий, на 2-3 страницы сюжет, написанный запоминающимися невероятно смешными фразами, а настроение тебе поднимет на несколько дней. Только, как мне кажется, большинство писателей-юмористов объединяет одно: они с трудом доказывали свое право вообще называться писателями.
Ведущий. Действительно, это так. Не повезло в этом смысле и Зощенко. Ведь писателя часто критиковали за зубоскальство, говорили, что он не к той теме обратился: писал бы лучше про трудовых героев, а не сыпал на головы читателям мелкие бытовые неурядицы. Зощенко такую критику, конечно, тоже читал, и она его очень обижала. «Чертовски ругают, — писал он в очередном ответе на критику, — Ругают за мещанство… Тему путают с автором». Действительно, критики не понимали многого. Например, как можно, опираясь лишь на тему городских неурядиц, много лет и даже десятилетий неустанно находить темы для творчества. Как пронести через десятилетия боевой дух борьбы с тем самым мещанством, которое несправедливо приписывали самому автору. Думаю, как и у всякого талантливого человека, у Зощенко было много завистников, которые и донимали его своей глупой критикой. Например, писали, что Зощенко — «хулиган и подонок, глумящийся над советскими людьми».
Ведущая. Да, злые завистники не унимались, и критика Зощенко стала нестерпимой. Вершиной издевательства над писателем можно назвать постановление 1946 года, в котором Зощенко был исключен из Союза писателей. В постановлении была совершенно нелепая аргументация: «Членами Союза писателей могут быть писатели, стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве». Только спустя семь лет Зощенко был восстановлен в Союзе писателей. На целых семь лет он был лишен права публиковать свои замечательные рассказы и повести, его книги не издавались. Тогда писатель занялся переводами с других языков. И вот парадокс: в это время он перевел с финского языка юмористическую книжку писателя Майю Лассила «За спичками».
Ведущий. Я знаю, о чем ты хочешь сказать. Спустя много лет, когда писателя уже не было в живых, по этой книге также была поставлена смешная кинокомедия «За спичками», которую многим из нас довелось смотреть.
Можно показать отрывок из фильма «За спичками».
Ведущая. Но мы сейчас говорим о маленьких рассказах Зощенко, а ведь он был автором большого числа и произведений в других жанрах — повестей, пьес, киносценариев. Жаль, правда, что в годы Великой Отечественной войны, когда писатель был эвакуирован в Алма-Ату, часть его архива безвозвратно исчезла. Зато Зощенко очень гордился успехами театральных постановок, сделанных по его комедийным пьесам. Одна такая комедия под названием «Парусиновый портфель» была поставлена в Ленинградском драматическом театре и только за театральный сезон 1945 — 1946 гг. выдержала 200 представлений.
Ведущий. После 1953 года, когда Михаил Михайлович был восстановлен в Союзе писателей, он много работал в популярных журналах «Крокодил» и «Огонек».
Ведущая. Да, книги, которые написаны с хорошим пониманием смешного, всегда ценятся нашим читателем. По этой простой причине до сих пор люди любят веселые книги Михаила Зощенко.
4 января 2022 в 13:19
Дорога в «заграницу»
Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Дорога в «заграницу»Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Читать дальше
Про кухню, столовую и вообще — еду. Часть II. Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Про кухню, столовую и вообще — еду. Часть II. Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Читать дальше
Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Читать дальше
Учиться военному делу … (Боевые будни или тяжело в учении… )
А чтобы знали.… Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Учиться военному делу … (Боевые будни или тяжело в учении… )
А чтобы знали.… Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Читать дальше
Опять про игры на свежем воздухе.
Учиться военному делу … (Боевые будни или тяжело в учении… )
А чтобы знали.… Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Опять про игры на свежем воздухе.
Учиться военному делу … (Боевые будни или тяжело в учении… )
А чтобы знали.… Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Читать дальше
Учиться военному делу … (Боевые будни или тяжело в учении… )
А чтобы знали.… Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Учиться военному делу … (Боевые будни или тяжело в учении… )
А чтобы знали.… Письма из Армии, прочитанные 40 лет спустя
Читать дальше
Ванька-встанька
Это тоже игра такая, из серии подвижных и активных. Для военных первый дней службы особенно интересная и весёлая. И очень необычная. А всё для того, чтобы не скучали.
Ванька-встанька
Это тоже игра такая, из серии подвижных и активных. Для военных первый дней службы особенно интересная и весёлая. И очень необычная. А всё для того, чтобы не скучали.
Читать дальше
Строилки — пятнашки – салки – догонялки, в основном бегалки – равнялки
Строилки — пятнашки – салки – догонялки, в основном бегалки – равнялки
Читать дальше
Читать именно так, как написано. И даже не думайте ни о каких вшах! Какие такие вши в Советской Армии на шестидесятом году Советской власти?!?!?!
Читать именно так, как написано. И даже не думайте ни о каких вшах! Какие такие вши в Советской Армии на шестидесятом году Советской власти?!?!?!
Читать дальше
« … Осмотрись вокруг детально,
Вот в ряду твоя кровать.
И учти, что это — спальня,
То есть место — специально
Для того, чтоб только спать … »
« … Осмотрись вокруг детально,
Вот в ряду твоя кровать.
И учти, что это — спальня,
То есть место — специально
Для того, …
Читать дальше
Прощай гражданка.
Наконец произошло то, что должно было произойти. Нас повели в баню, и переодеть решили заодно.
Вообще-то это была картина маслом по … горячей сковородке. Помните, наверное, фильмы о начале войны? Колонна военнопленных, показанная любым режиссером – это НИЧТО, по сравнению с нашим видом, в котором мы перемещались в эту самую баню.
Прощай гражданка.
Наконец произошло то, что должно было произойти. Нас повели в баню, и переодеть решили заодно.
Вообще-то это была картина маслом по … горячей сковородке.
Читать дальше
« … Тут не скажешь: я — не я,
Ничего не знаю,
Не докажешь, что твоя
Нынче хата с краю …»
« … Тут не скажешь: я — не я,
Ничего не знаю,
Не докажешь, что твоя
Нынче хата с краю …»
Читать дальше
Я тут поймал себя на мысли, что в вышеизложенном очень часто присутствует слово «построили» и производные от него. А что делать? Никогда больше, за всю армейскую жизнь, не было на моей памяти столько построений, сколько было в первые пять суток службы.
Я тут поймал себя на мысли, что в вышеизложенном очень часто присутствует слово «построили» и производные от него.
Читать дальше
ГОРОДСКОЙ СБОРНО-ПРИЗЫВНОЙ ПУНКТ
(ВТОРАЯ ПРИЗЫВНАЯ КОМИССИЯ)
Представьте себе автобус с военными номерами и военным водителем, едущий по утренней Москве. А из автобуса громко так, с выражением льётся песня удалая. Мы не пели «… мы едем, едем, едем …», мы пели что-то другое, вернее не пели, а орали.
ГОРОДСКОЙ СБОРНО-ПРИЗЫВНОЙ ПУНКТ
(ВТОРАЯ ПРИЗЫВНАЯ КОМИССИЯ)
Представьте себе автобус с военными номерами и военным водителем, едущий по утренней Москве.
Читать дальше
Военкомат.
Когда мы приехали к воротам военкомата, меня поразило то, что у оных собралось людей, наверное, с тыщу. Нет, правда, было очень много народа. Мы подъехали где-то минут без пятнадцати, а люди с вечера, что ли очередь занимали? Непонятно.
В толпе пели гармошки, звенели гитары, орали магнитофоны. Гуляли по рукам бутылки и стаканы, передавалась нехитрая закусь.
Военкомат.
Когда мы приехали к воротам военкомата, меня поразило то, что у оных собралось людей, наверное, с тыщу. Нет, правда, было очень много народа.
Читать дальше
Итак, наступил последний перед службой вечер дома. Вечер, перетекающий в ночь. Ночь пьяная и разгульная. Ночь напутствий и слёз. Ночь смеха и глупой щенячьей бравады. Ночь разлучница. Ночь, являющаяся рубежом между детством, юностью беззаботной и взрослой жизнью.
Итак, наступил последний перед службой вечер дома. Вечер, перетекающий в ночь. Ночь пьяная и разгульная. Ночь напутствий и слёз. Ночь смеха и глупой щенячьей бравады. Ночь разлучница.
Читать дальше
Караул
Не в смысле крик о помощи, а в смысле … « …Караулом называется вооруженное подразделение, назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне….».
Караул
Не в смысле крик о помощи, а в смысле … « …Караулом называется вооруженное подразделение, назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, …
Читать дальше
| Истории про моряков и морские байки Был у нас на судне матрос по кличке «Зайчик», весом так 110 кг, 2 метра, сажень в плечах. Отличался от других любовью к сувенирам. Сувениры обычно сам выбирал в портовых барах. Например, увидит картину на стене, снимает ее, на плечо — и домой. Администрация — куда? Он — сувенир! Как в известной юмореске. Как правило, ему не отказывали *** Протокол допроса русского моряка в полиции Хоккайдо переведенный буквально — Откуда пришло ваше судно? Растерявшийся японский полицейский, поняв, что нужно временно перейти к другой теме, меняет тактику. Но его ждёт очередное разочарование: — Ваше семейное положение?
*** Каждый год, летом, в последнее воскресенье июля, в Архангельске празднуют День Военно-морского флота. На Северной Двине выстраиваются военные корабли, на городской пляж суматошно стреляя во все стороны высаживается десант, потом народ гуляет по набережной, пьет пиво, вечером фейерверк и спящие любители пива под кустами, в общем, все, как положено! *** По молодости я работал радистом на рыболовном судне. Ну, работал – это громко сказано! День начинался с завтрака, потом преферанс в каюте и сладкий сон в радиорубке. Стоит заметить, что взятое с собой спиртное как раз закончилось, а у экипажа страшное похмелье (за день до этого был день варенья старпома). История – Ровно в три часа ночи по коридорам нашей ржавой посудины прокатился ужасный, полный боли и безысходности вопль. Все вскочили, маты, ругань – сонные люди отчаянно разбегаются по своим постам (мало ли что случилось – спокойно можем идти ко дну, кораблю на металлолом уже лет пять как пора), никто не понимает в чём дело. Минут через пять нашли источник воплей – главного механика, который забился в угол родного машинного отделения и мирно там боялся… После стакана воды и пары пинков мех смог произнести «р-р-рука». Ещё через пару минут несчастный поведал как он, движимый желанием опохмелиться, слоняясь по нашему плавучему зоопарку, забрел в каюту к штурману. Штурман был на вахте, каюта была открыта – в углу стояла стиральная машина, а на столе лежала книжка, что-то из хичкоковских ужастиков. Окончательно ослабевший без живительной влаги мех прилег на диванчик с книжкой. Далее цитата: — «Читаю книгу. Вдруг слышу – из угла комнаты доносится утробное похрюкивание. Прислушиваюсь – прекратилось. Книжку уже не читаю. Лежу, вслушиваюсь. Снова что-то хрюкает и ба! У стиральной машинки поднимается крышка! Ну, я встал, подошел к стиралке, приподнимаю крышку, а оттуда ЧЁРНАЯ РУКА-А-А-А…» — и снова истерика… Короче, наскоро составленная комиссия по выявлению нечисти на корабле (кэп и старпом) зашла в гости к штурману и извлекла из стиральной машинки (верхняя загрузка) канистру браги с надетой на неё диэлектрической перчаткой. В общем, рассекретили нашу со штурманом нычку… *** Дело было в конце 90 годов в городе Киркинесе. Это северная Норвегия, в 6 километрах от российской границы. Там ремонтируются и просто стоят множество российских рыболовных пароходов… Соответственно по городу болтается множество наших моряков… И тоскуют по дому! Звонить в Россию из Норвегии не дешево, поэтому был найден альтернативный вариант! Если отойти от города совсем не далеко и взобраться на сопку, то там ловят российские мобильные сети… к этой сопке ведет проселочная дорога и никаких признаков жизни вокруг! Поэтому на этой горе по вечерам сидело множество моряков и болтало по телефонам. И вот как то прямо перед новым годом отправился я на эту сопочку, что бы поздравить своих женщин с наступающим праздником… иду и никому не мешаю… абсолютно трезвый… Вдруг навстречу мне едет полицейская машина… они тоже заинтересовались, куда может идти человек, прямо перед новым годом куда то в тундру!! И так как норвежская полиция более доброжелательно относится к людям, чем наша, то они остановились и очень вежливо поинтересовались, куда я иду, не заблудился ли я и не нужна ли мне помощь! И я как на духу им честно и сказал, иду, что бы позвонить домой… у норвежских полицейских наступила легкая заминка… они долго и мучительно соображали… потом до них медленно дошло, что дальше нет ни жилья, ни тем более телефонных будок!! Пришлось дальше им объяснять! И так как мой английский далеко не совершенен, я как мог объяснил… что хочу взобраться на эту гору и поздравить близких с наступающим…. Вот тут то они просто впали в ступор… до них никак не могло дойти, зачем для этого надо карабкаться на очень приличную гору по пояс в снегу… пришлось им объяснять особенности национальной связи… потом вместе посмеялись… *** Далекие 80-е годы. Средиземное море. Две эскадры – советская и натовская (считай США) контролируют друг друга. Гоняются друг за другом, следят кто куда пошел и прочее. Покуда происходят эти военные игры, на якорь становится наш танкер. Матросам скучно, и решают они на переходной палубе между надстройками натянуть волейбольную сетку и размяться. Размеры палубы позволяют это сделать, мячик веревкой привязали, что бы за борт не улетел, и дело пошло. Резвятся как стадо молодых бизонов, развлекаются. *** Эстонскому флоту посвящается. Был в Эстонском флоте корабль «Ахти» — убийца авианосцев. Способ изготовления: берёте норвежское китобойное судно 1960 года постройки 20 метров длиной, отколупываете пушку против китов и ставите пушку против самолётов образца 1937 г., красите в серый цвет, готово дело. Команда отборная, в смысле отбор происходит по принципу российского стройбата. Итак: пятница, вечер, «Ахти» назначают дежурным кораблем. Капитан строит команду и говорит: мы дежурим, никому не уходить, а у меня дела, буду завтра до поднятия флага или послезавтра.
*** В Антигуа, кроме нас восьмерых русских никого нет и похоже никого до нас особенно и не было. Б… Сон прошел уже совсем. И окрепшим шагом направляется на свою яхту. *** Вот вам настоящий рассказ военного моряка. Он мне рассказал его лично, а уж если где приврал, все вопросы направляйте почтой в Мурманск, откуда он родом. *** В одесском порту пришвартовался боевой корабль. На него была организована экскурсия школьников. Но две 14-летние девушки прибыли за час до начала экскурсии. В это время на корабле проходил телесный медосмотр, приуроченный к появлению на Черноморском флоте сифилиса. Шесть моряков заразились болезнью, отдохнув с «ночной бабочкой». И флотское начальство строго подошло к вопросу здоровья экипажа. Девочки вышли на пирс и стали рассматривать корабль. А на палубе стоят 250 бравых моряков в трусах и тапочках. И в этот момент звучит команда дежурного по кораблю: — К медицинскому осмотру на предмет сифилиса трусы спустить! И все 250 человек в две секунды остались в одних тапочках. Школьниц потом еле уговорили зайти на корабль. *** Морская история. *** 70-е годы, битва двух мировых систем за «умы и души» на африканском континенте. Коронация нового царька в одной из банановых республик. США и СССР тут же с подарками. Теплоход из Одессы везет боевой вертолет. Заходя в порт, команда высыпает на палубу, ожидая теплый прием, море цветов, оркестр и журналистов, и ничего этого не обнаруживает. После швартовки и непродолжительных выяснений ситуации оказывается, что в то же самое время в другом порту судно из Штатов выгружает свой подарок — роскошную океанскую яхту. Король, видимо, решив, что плавать на яхте гораздо больший кайф, чем летать на вертолете, отправился со всем «двором» туда. Поглазев пару дней на опустевший порт (да и весь город), команда начинает чувствовать себя в чем-то обиженной за себя и за страну. Яхта яхтой, но по стоимости с вертолетом не сравнить. В конце концов, жутко матерясь, своими же грузовыми стрелами (местных грузчиков не найти, да и веры им никакой нет) вываливает ящик с вертолетом на пирс, отчаливает и, не солоно хлебавши, возвращается в Одессу. Прикол обнаружился уже в Одессе. Третий помощник, проверяя по приходу состояние трюма, нашел в дальнем углу какой-то длинный и узкий ящик. Более подробная инспекция быстро пределила, что содержит он …. лопасти от советского подарка. Морские анекдоты Прикольные статусы моряков Анекдоты про моряков подводников Прикольные фотографии моряков Поздравления моряков ВМФ в стихах и прозе
|
|

© Предоставлено: Parents.Ru
Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Почитать с ними вместе книги о ней. Чтобы облегчить эту задачу, мы подобрали для вас и ваших детей книги о войне с выдуманными героями, книги с героями реальными, а также энциклопедии на военную тему.
© архивы пресс-служб
Приходиться признать, что за последние годы новых детских художественных книг о войне почти не появлялось… Поэтому почти все представленные здесь художественные произведения — переизданные, написанные много лет назад.
Многие книги о войне грустные. Ведь какие бы оптимисты ни воевали на ней, все равно война дело невеселое, потому что смертельно опасное. На войне не до мелкотемья, остается только самое важное, то, ради чего стоит жить. И стоит умирать.
Среди юных персонажей книг о Великой Отечественной войне есть и обыкновенные ребята, оставшиеся в тылу, и те, кто уже живет мирной жизнью, но еще хорошо помнит залпы орудий. А есть и истинные герои — и выдуманные, и настоящие, которые воевали на фронтах или в партизанских отрядах наравне со взрослыми. Поймут ли нынешние дети, что двигало их сверстниками, готовыми отдать жизнь за свою Родину? И смогли бы они сегодня поступить так же, как те, военные ребята? Некоторые из книг, представленных здесь, прочли дети, друзья нашего журнала, и любезно поделились с нами своими впечатлениями.
100 стихов и рассказов о войне. Хрестоматия
Издетельство: АСТ, Малыш
© архивы пресс-служб
В этой объемной хрестоматии собраны лучшие и, в то же время, доступные детскому пониманию, стихи и отрывки из произведений о войне. Важно и то, что большинство произведений написаны в годы войны писателями-фронтовиками.
Аглая, 9 лет, рассказывает о книге
Эту книгу я советую прочитать не только друзьям-ровесникам, но и тем, кто старше меня и даже взрослым. Читать о войне должны все. Это наша память о погибших и гордость за нашу победу. В этой хрестоматии собраны прекрасные стихи и рассказы о войне, герои многих из них дети. Многим кажется, что воевали только взрослые, а это совсем не так. Дети тоже участвовали в войне. Благодаря этой книге можно узнать много нового о разных военных профессиях: связистах, артиллеристах, бронебойщиках.
В этой книжке мне понравились все рассказы и стихи. Но больше всего я хочу выделить «Длинное ружье» Александра Миняева, «Похождения жука-носорога» Константина Паустовского, «Девушку в военном» Владимира Железнякова.
В хрестоматии собраны очень хорошие стихи о войне. Некоторые были мне знакомы, а вот стихотворение Валентина Берестова «Великан» я прочитала тут впервые. Оно необычное — сначала не понимаешь, при чем тут война. И становится понятно только в самом конце — и понимаешь, что тебе очень-очень грустно. Не все знают, что Агния Барто написала много стихов о войне — в этом сборнике можно прочитать некоторые из них.
Очень удобно, что так много интересного о Великой Отечественной войне собрано в одной книге — легко можно найти стихотворение, которое захочется выучить наизусть к школьному концерту и рассказ, который можно пересказать на уроке одноклассникам.
Отрывки стихов из книги
Сергей Михалков «Детский ботинок»
«Час расплаты пришел!
Палачей и убийц — на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди многих улик –
Этот детский ботинок с заплатой,
Снятый Гитлером с жертвы
«Три тысячи двести девятой».
Евгений Винокуров
«В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире,
Который год подряд,
Одни в пустой квартире,
Их матери не спят».
Евгений Евтушенко. М. Бернесу
«Пусть вам ответят ваши сны,
Хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю грустную свою.
Спросите вы у матерей.
Спросите у жены моей.
И вы тогда понять должны,
Хотят ли русские войны».
Рассказы о юных героях
Издательство: Machaon
© архивы пресс-служб
О самых настоящих, непридуманных, а, когда-то живших и воевавших, самых юных героях войны, рассказывает эта книга. Зина Портнова, Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик и другие… На долю этих рано повзрослевших девчонок и мальчишек выпало немало испытаний. Они ходили в разведку, помогали партизанам, голодали, терпели лишения. А еще они, конечно же, очень боялись. Но те чувства, что двигали ими, заставляя вновь и вновь пробираться в тыл врага, рискуя жизнью, были сильнее страха. Правда, они, эти девочки и мальчики, которым едва исполнилось 13-14 лет, мало говорили о своей любви к Родине и вообще не произносили высоких слов, они просто защищали ее, и отдавая за это свои жизни. Эти, почти документальные рассказы, помогут читателям поставить себя на место героев и подумать над вопросом: а смог бы так и я?
Фёдор, 8 лет, рассказывает о книге.
Леня Голиков был отличным мальчишкой, терпеливым. Когда он раздобыл сухари, то не сразу съел свой сухарь, а ел по крошечке. Еще он классно сражался. Как он смог подорвать 9 машин с боеприпасами и 2 железнодорожных моста? Я не знаю, смог бы я. Он умелый и хитрый. Умелый, потому что он научился быть хорошим разведчиком. Не каждый ведь мальчик может заминировать мины. А вот фашисты очень жестоко поступили, они двух учителей повесили. Почему? Да потому что потом не будут учиться дети. Учителей ни за какой поступок нельзя убивать.
Виктор Голявкин «Мой добрый папа»
Издательство: Риппол классик
© архивы пресс-служб
В сборнике две повести. «Мой добрый папа» — одно из самых известных произведений Виктора Голявкина для детей, автобиографическое. Впервые вышедшее в 1964 году, оно неоднократно издавалась, а в 1970 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм с одноименным названием. Добрая и светлая книга о том, как дети жили в тылу, пока их отцы воевали на фронте. Составлена из коротких рассказов, очень удобных для чтения маленькими читателями. Повествование ведется от лица мальчика, для которого привычная – «детская» — жизнь меняется, с наступлением войны. В книге нет описаний военных действий и других трагических сцен, однако неспокойное ощущение войны пронизывает все повествование. Вторая повесть «Полосы на окнах», это продолжение первой книги.
Матвей, 10 лет, рассказывает о книге
Я выбрал эту книгу потому, что раньше читал рассказы Голявкина и они мне очень нравились. Вроде бы обычные случаи в них описываются, а выходит так смешно! И будто видишь этих мальчишек, будто они не словами, а таким детским карандашиком нарисованы. Книга «Мой добрый папа» мне тоже поначалу показалась такой. Куча персонажей, каждая глава — как забавный рассказик: мама, братики, соседи и, конечно, папа — самый любимый, самый добрый, иногда — ужасно смешной (взять хотя бы историю с тазиком мороженого). И только вдруг, ровно посередине книги, — две крошечные главки, из которых узнаешь: война, папа уезжает на фронт. И стало так тревожно, что уже и читать не очень хотелось. Ведь когда через пять лет во двор возвращается дядя Али и другие соседи, папы среди них нет. Он не вернется. Никогда…
Русские солдатские сказки
Издательство: АСТ, Малыш
© архивы пресс-служб
Эта книга не про Великую отечественную войну, но персонажей, действующих здесь, вполне можно представить и на ней тоже. Герои этих сказок – солдаты, самые главные и непосредственные участники всех войн всех времен во всем мире. Находчивый, неунывающий и смекалистый русский солдат никому не отказывает в помощи: ни царям, ни беднякам. И кашу из топора сварит, и от разбойников убережет. И даже никакого оружия и силы ему для этого не понадобится. Народ своих солдат любит, поэтому и сказки про них пересказывает и передает из поколения в поколение.
Станислав, 6 лет, рассказывает о книге
В этой книжке я прочитал 7 сказок про солдат и царя Петра 1. Мне больше всего понравились «Каша из топора», «Чья одежда лучше» и «Про солдата и Петра Первого». Солдаты — это герои, которые защищают свою страну. Но в сказках говорится еще о том, что они не просто воюют, а еще проявляют смекалку. Они могут хитростью выбраться из плена или сварить кашу без продуктов. И они всегда придумывают, что делать в трудных ситуациях: потому что солдаты храбрые и хитрые. Мне понравилось, что солдаты, о которых говорится в этих сказках, всегда побеждают любого врага. Еще я узнал, что царь Петр Первый очень любил солдат и многому у них учился, хотя и был царем — самым главным в России.
Александр Шаров. Батальон Бориса Ивановича
Издательство: Махаон
© архивы пресс-служб
В книгу вошли три повести о Великой Отечественной войне. И написаны они так, как может написать только человек, сам прошедший всю войну. А. Шаров честно и на равных говорит с юными читателями об очень важных вещах: что такое война, как выжить в войну не воинам, а обыкновенным людям, почему война, на самом деле, противоестественна человеческой природе.
Детям, живущим в семьях, трудно представить и понять детей войны, оказавшихся в детском доме. Повесть «Батальон Бориса Ивановича», в которой рассказывается о жизни таких ребят на Ставрополье, написана автором еще когда он был в действующей армии, в 1944 году. «Развалины» — грустный и достаточно тяжелый рассказ о еврейской «семье подземелья» — папе, маме и двух детях, под угрозой уничтожения, вынужденных целый год выживать под землей.
«Лучшие стихи о войне»
Издательство: Клевер
© архивы пресс-служб
В подарочной папке собраны 5 стихотворных произведений известных советских поэтов-фронтовиков: «Зинка» Ю. Друниной, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Сын артиллериста» К. Симонова, «Маленький солдат» А. Кардашовой, «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского. Стихи пронзительные, заставляющие сдерживать слезы и вызывающие и боль, и гордость за своих соотечественников. Все стихи о мужестве и стойкости воинов Великой Отечественной войны: защитников Брестской крепости, жителей осажденного Ленинграда, бойцов, павших на полях. Еще больше погрузиться в тревожное военное прошлое читателям помогает оформление книг документальными фотографиями и свидетельствами войны.
Отрывки из стихов
Юлия Друнина
«Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины…»
Константин Симонов «Сын артиллериста»
» — Так вот, как отец, раз вышло
На жизнь и смерть воевать,
Отцовский долг мой и право
Сыном своим рисковать,
Раньше других я должен
Сына вперед посылать.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать». К. Симонов.
Валентин Катаев «Сын полка»
Издательство: Machaon
© архивы пресс-служб
Наверное, одно из самых известных произведений для детей о войне, входящее в школьную программу внеклассного чтения.
Валентин Петрович Катаев, советский писатель и драматург, прошедший Великую Отечественную войну и не понаслышке знавший о горе, которое она принесла нашей стране, лишив тысячи ребят детства, написал эту повесть в 1944 г. Это рассказ о непростой судьбе двенадцатилетнего мальчика Вани Солнцева, потерявшего во время войны родных, дом, детство. Оказавшись в артиллерийском полку, он находит здесь свою новую семью и, наравне со взрослыми воинами, защищает Родину. Еще интересней повесть для юных читателей делают сюжетные иллюстрации Владимира Плевина.
Петер ван Гестел «Зима, когда я вырос»
Издательство: Самокат
© Предоставлено: Parents.Ru
История, развернувшаяся на трагическом, послевоенном фоне, рассказана устами десятилетнего мальчика. В Амстердаме 1947 г. живет с папой мальчишка Томас, у которого умерла мама. Друзья Томаса — его ровесник Пит Зван, чьи родители стали жертвами Холокоста, и девочка Бет Зван, в которую Томас влюблен.
Хорошая книга о взрослении и об одиночестве, всегда его сопровождающем. А еще, о том, как война изменила тогдашних мальчишек, украв у них, вместе с родителями безмятежность детства. И о том, что о войне, даже удаляющейся от нас на многие-многие десятилетия, ни за что и никогда нельзя забывать.
Роман переведен на все европейские языки и удостоен трех национальных наград.
Игорь Ефимов, «Таврический сад»
Издательство: Самокат
© Предоставлено: Parents.Ru
Действие повести происходит в 1946 году в Ленинграде. Город только оживает после блокады и бомбёжек; взрослые восстанавливают нормальную жизнь, а дети играют, учатся, растут и взрослеют. Пленные немцы, возвращение эвакуированных в свои квартиры — самые обычные явления в жизни. Покупка спортивного костюма — событие, а вступление в шайку местного хулигана Смарыги — удача…
Несмотря на то, что книга написана в 60-е годы, она легко читается и в наше время. Будет интересна всем, кому любопытно знать, чем жили мальчишки послевоенного Ленинграда. Написана увлекательным языком понятным детям.
Виталий Семин. «Ласточка-звездочка»
Издательство: Самокат
© архивы пресс-служб
Когда главному герою книги Сергею было 14 лет, в его город Ростов-на-Дону вошли фашисты и начались первые расстрелы мирных жителей. А чуть позже случилось самое страшное — мальчишку, с тысячами других ростовчан, угнали в Германию. Он стал остарбайтером, бесправной и почти бесплатной рабочей силой для немецких хозяев, фактически возродивших рабство…
Ласточка-звездочка — это мамино прозвище для маленького Сергея, которого он страшно стесняется. В книге не только война, но и то, что волнует детей во все времена: как стать своим в компании, как дать отпор сильному, и многое другое.
Ури Шулевиц. Как я учил географию
Издательство: Карьера Пресс
© архивы пресс-служб
Все, что рассказано в этой книге, случилось на самом деле. Книга, в которой больше иллюстраций (они авторские и великолепны), чем текста, основана на воспоминаниях автора о годах, проведенных в эвакуации в Казахстане, где его семья спасалась после бегства из Польши в годы Второй мировой войны. Маленькому Ури было всего 4 года, у него не было ни игрушек, ни уютного дома, а, иногда и еды тоже, но у него была географическая карта, купленная отцом. Часами изучая ее, мальчишка переносился из голодной и бедной жизни в чудесную страну воображения. Книга о том, что ребенку, даже в самых ужасных условиях, труднее быть несчастливым, чем счастливым. Уж так они устроены эти дети.
Серия «Отличная энциклопедия» Великая Отечественная война
Издательство: АСТ
© архивы пресс-служб
Великая отечественная война — это часть нашей и мировой истории, это масса событий, это множество имен. И множество вопросов, с нею связанных и возникающих у любого заинтересовавшегося мальчишки и девчонки. Почему нападение Германии на СССР стало для нас неожиданностью? Кто задолго до гитлеровцев изображал на своих самолетах свастику? Кто из наших летчиков сбил в одном бою 9 вражеских самолетов, установив при этом абсолютный мировой рекорд? Кто первым поднял Знамя Победы над Рейхстагом? Специально для самых юных любителей истории издательство АСТ выпустило эту энциклопедию. А описание кровопролитных сражений, яркие иллюстрации и множество интересных фактов делают книгу не только познавательной, но и весьма увлекательной.
Серия «70 лет Великой Победы!» Вячеслав Ликсо. Корабли и подводные лодки Великой Отечественной войны
Издательство: АСТ
© архивы пресс-служб
Книга понравится всем любителем кораблей и моря. Известное высказывание русского императора Александра III: «У России есть только два союзника: армия и флот», находило подтверждение в русской истории не раз. Так и во время Великой Отечественной войны флот нашей державы сыграл важнейшую роль — советские моряки продемонстрировали высочайшую выучку и боевые качества, а советские кораблестроители доказали, что могут создавать шедевры военной инженерии в самых сложных условиях. В этой интересной для любого мальчика книге приведены не только описания (с фотографиями, рисунками и даже техническими характеристиками) линкоров, крейсеров, эсминцев, торпедных катеров и подводных лодок. Дополняют описания документальные рассказы о том, в каких сражениях войны эти суда принимали участие.
Серия «Детская энциклопедия РОСМЭН» Виктор Бакурский. Танки
Издетельство: РОСМЭН
© архивы пресс-служб
Кто придумал первый танк? Есть ли среди танков свои красавцы и уродцы? Какие танки принимали участие в Великой Отечественной войне? Чем отличаются танки разных стран? На эти и другие вопросы даст исчерпывающие ответы эта книга и познакомит юных читателей с удивительным миром танков. Автор рассказывает не только об их почти столетней истории и самых интересных образцах, об участии в двух мировых войне и ряде локальных конфликтов, но и о легендарных бронированных машинах, оказавших наибольшее влияние на ударную мощь бронетанковых соединений и на развитие бронетанковой техники. Книга иллюстрирована замечательными рисунками.
Материалы по теме:
- Как рассказать ребенку о Великой отечественной войне
- Недетские вопросы и ответы в детских книгах
- Три стиля развития ребенка: бегун, пешеход или прыгун
- Что почитать вместе с ребенком: 13 книжных новинок для всей семьи
- 12 лет в сундуке и жизнь с собаками: как сложилась судьба самых известных детей-маугли
Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.
Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.
Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.
Видео дня
У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.
В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.
01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.
Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:
«А если станет невтерпежь,
В сердцах сожмешь кулак
Прибаки требовать пойдешь,
Поднимешь красный флаг —
Жандармы схватят, изобьют,
Узнаешь, где острог
И как колодники поют
Когда их путь далёк.»
О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.
02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.
03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.
В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:
04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.
Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!
05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.
06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»
О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.
Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.
07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.
08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.
Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.
09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.
10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:
«В день парада,
В утро Первомая,
В майский день весенней чистоты,
Девочку высоко поднимая,
Принял вождь
Из детских рук цветы.
Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —
Тот душой и сердцем понимал:
В этот миг
Наш Сталин по-отцовски
Всех детей на свете обнимал!
Всех детей на свете:
Честных, дружных,
Тех, кто счастлив,
Тех, кто угнетён
Белых,
Чёрных,
Северных и южных,
Всех народов
Наций
И племён…»
11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.
12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))
13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.
14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.
15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.
16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)
Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.
А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?
Расскажите, интересно)
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…