3 сочинения к новой демоверсии ОГЭ по русскому языку 2022.
9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Граник Генриетты Григорьевны: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов».
Генриетта Григорьевна Граник утверждает: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов». Я полностью согласна с мнением ученого, так как, действительно, знаки препинания не только выполняют свою синтаксическую функцию, но и передают особенные эмоции, переживания персонажей. Попробую доказать справедливость данного высказывания примерами из рассказа Л. Пантелеева, рассматривая роль многоточий в тексте.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к следующему предложению: «Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?..». В данном случае писатель использует в конце смыслового отрезка многоточие, показывая искренние переживания, размышления главного героя. Из фрагмента текста мы узнаем, то очевидца событий напугал дождь из зенитных осколков, а ребенок же, перевозящий людей через реку, остался спокоен и хладнокровен. С помощью многоточия автор показывает попытку взрослого объяснить такое поведение мальчика, желание найти ответ, докопаться до причин подобной смелости маленького человека. Данный знак препинания позволяет читателю наблюдать за мыслительным процессом персонажа, за его душевной работой.
Также особенная роль многоточия хорошо проявляется в реакции командира: «Да, да…». В этом ответе и смущение, и стыд. Ведь после этого мы узнаем, что отец мальчика погиб не от вражеских снарядов, а от советских, по трагической случайности. С помощью многоточия мы чувствуем эмоции, которые переполняют военного в этот момент. Дальнейшие реплики он произносит спокойно, может быть, даже отстраненно. Может показаться, что он равнодушен к подобным случаям. Но заминка в первые секунды, переданная многоточием, показывает его переживание, сожаление.
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что знаки препинания – это не только синтаксические единицы, разделяющие текст на смысловые отрезки и выражающие интонационные паузы, но и еще один литературный прием, который поможет передать силу эмоций и степень переживаний героев.
9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был
проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался».
Я считаю, что мысль данного фрагмента текста заключается в том, что не всегда страшные события в жизни оттолкнут от какой-либо деятельности, некоторые находят в себе силы продолжать дело близких людей с честью и отвагой. И ребенок способен проявить лучшие качества, свойственные героям, совершая каждодневный подвиг, несмотря на гибель родного человека.
Действительно, спокойствие мальчика поражает, восхищает его хладнокровие. Не каждый взрослый так бы смог владеть собой в минуту опасности, оберегать других от паники. Так, в предложениях 11-15 юный гребец руководит посадкой. И не подумаешь, что раздает указания ребенок! И это несмотря на сильную усталость!
Ещё более поражает его реакция на падающие рядом с судном осколки! В предложениях 22-24 показано, что мальчик привык к опасности, головы не повернул в сторону снарядов. И это в тот момент, когда взрослые испытывали страх и ужас (предложения 25-27)! Мальчик продолжает дело отца, даже не рассматривает угрожающую жизни ситуацию как нечто пугающее.
Мне удалось проиллюстрировать примерами из текста верность данного мной объяснения фрагмента текста. Мальчик не следует ожидаемой реакции на смерть отца, не трусит, а каждый день совершает подвиг.
9.3
Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать смелым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Что такое смелость? Кого можно назвать смелым человеком? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Я думаю, что смелость – это способность человека побеждать страх в минуту опасности, решительность в действиях.
В тексте Л. Пантелеева показано, что благодаря стойкости и смелости, решительному характеру юного гребца дело его отца живет, не прерывается сообщение между берегами реки даже под осколками от зенитных снарядов. Действительно, смелым можно назвать того человека, который усмирил свои страхи и совершает важные дела, рискуя своей жизнью.
Как показывает писатель, мальчик не паникует, не боится даже тогда, когда не выдерживают нервы у взрослых людей. Он каждый день перевозит людей, попадает под осколки снарядов. Мальчик изо дня в день совершает подвиг, продолжая нужное и важное дело своего погибшего отца. Его с уверенностью можно считать смелым.
Образец смелого человека можно найти в русской литературе. Достоин уважения поступок Петра Гринева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: даже под страхом смерти он верен присяге, не переходит на сторону Пугачева. Он не боится погибнуть, даже не помышляет об измене, о предательстве. Нужно быть смельчаком, сильным духом человеком, чтобы выступить против врага, когда его численность преобладает.
Таким образом, можно сделать вывод: смелый человек – это тот, кто победил, подчинил себе свои страхи, уверен в себе, силен духом.
- Сочинения
- 9 класс ОГЭ
- Что такое Смелость
Что такое смелость? Это способность человека преодолевать свой страх в случае возникновения какой-либо опасности. Часто смелость путают с бесстрашием, однако, это не одно и то же. Мне кажется, нет бесстрашных людей, у каждого из нас есть свой страх или что-то что вызывает тревогу или волнение. Смелость – это осознанные действия человека перед лицом опасности.
Тему смелости, отваги, храбрости часто затрагивают писатели в своих произведениях. Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Бородино» повествует о мужественности и отваге русского народа во время Бородинского сражения. Повествование ведется от лица солдата, который с гордостью рассказывает о смелости отважных бойцов. Во время сражения на поле битвы многие солдаты отдали свою жизнь за спасение Отечества. Их подвиг навсегда вошел в историю как пример мужественности и патриотизма.
Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для нашей страны. Потому не случайно многие произведения того времени являются отражением смелости, героизма, отваги русского народа. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» повествует о жизни Андрея Соколова. На протяжении всей войны герой мужественно переносит тяжелые испытания, которые выпадают на его долю. Он преодолевает страх смерти, плена, сражений. Оказавшись в плену врага, Андрей Соколов проявляет смелость и решительность. Отказ от повиновения захватчикам мог стоить герою собственной жизни. Во время войны солдат лишается самого дорогого – своей семьи. Несмотря на трагедию, Андрей Соколов остается человеком. После потери родных и пережитых испытаний, герой берет на воспитание осиротевшего ребенка. Солдат обладает храбрым человечным сердцем.
В нашем мире есть профессии, которые основаны на человеческой смелости. К примеру, спасатель проявляет храбрость и отвагу, заходя в горящий дом, крыша которого может обвалиться в любую минуту. Спасатель проявляет решимость и смелость, борясь со страхом ради спасения других людей.
Смелость – это важная особенность человека. Умение бороться со своими страхами позволяет нам достойно жить, быть честными перед собой. Смелость может проявляться как в больших, так и в малых поступках. Смелость героев представленных произведений является примером героизма. Но каждый день нам приходится бороться со своими «небольшими» страхами. К примеру, кому-то трудно выступать перед аудиторией. Такому человеку приходится перед каждым выступлением подавлять свою боязнь, проявлять решимость и смелость.
Сочинение про Смелость
Любой человек способен на проявление смелости. Ее самый ближний синоним – храбрость. Смелость идет изнутри, она является частью характера. Она бывает нескольких видов: постоянная, временная, выборочная.
По-настоящему храбрый человек находится в этом состоянии всегда. Он ничего, или почти ничего не боится. Ни воды, ни пауков, ни войны, ни других вещей. Он смело бросается грудью на амбразуру. Таких людей зовут героями. Их имена увековечены в памяти поколений. Они бесстрашны и бессмертны. Но, на самом деле, таких людей встречается немного, потому что их смелость становится нутром, смыслом существования.
Второй вариант храбрости – временная. Зависит от конкретного желания конкретного человека. То есть отвага проявляется в человеке тогда, когда он хочет сам. Или ему это выгодно. Например, нужно почистить окна в высотке за вознаграждение, или же зарплату. В этих случаях мужество работника приобретает профессиональную основу. Есть и другой вариант – когда доблесть и героизм зиждется на лицемерии и тщеславии. К сожалению, есть такие личности, которые бросаются на помощь другим, исключительно ради награды и почестей. Это уже не смелость, а – фарс и притворство. Характеризует человека как лживого и нечестного.
Существует исключительно выборочная решимость. Она похожа со вторым типом, но немного отличается. Имеет другую основу. Например, любовь и бравада. Влюбленный парень хочет выглядеть в глазах девушки героем, поэтому с радостью полезет за котенком на высокое дерево. А вот бравада – действие напоказ, желание произвести впечатление. Например, на незнакомых людей. Некоторые персоны просто-напросто живут этим, имиджем и броскими поступками.
Смелость необязательно связана с риском для жизни. Она проявляется, когда человек преодолевает свой страх. Например, боязнь темноты, змей, гусениц, собак, клаустрофобия и т.д. Страхов существует безграничное количество. Когда кто-то преодолевает эту боязнь, происходит настоящая победа над ней. Это и есть реальная отвага, решимость и мужество. Особенно, со стороны детей. Например, детский страх монстра под кроватью. Победа над этим ощущением дарит ребенку удовлетворение, радость и восторг. Это победа над собственной слабостью. Реальная храбрость.
Как бы то ни было, настоящая бесстрашность и отважность заслуживают уважения и всяческих восторгов. Не каждый бросится спасать утопающего, если никогда этим профессионально не занимался. Мешает страх и испуг. Искреннюю смелость и отвагу нужно ценить и уважать. На таких людях держится мир.
Смелость и трусость
Принято считать, что смелый человек не боится ничего. Но так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, что значит смелость и какой она бывает. В словарях смелость – это положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.
Действительно, смелость обычно связывают с хождением по краю, с угрозой жизни, но ведь она может проявляться и в повседневных ситуациях. Храбрецы бывают не только на войне, они встречаются нам повсюду.
Смелым можно назвать того, кто не боится высказать свое мнение, кто имеет храбрость отличаться от большинства, способен воспринимать новое. Предполагает ли смелость страх? На мой взгляд, не боится только глупец. Бояться не стыдно, но только человек, преодолевающий страх, может называться смелым.
Множество писателей обращались к этой теме. Так, повесть Е. Ильиной «Четвертая высота» посвящена преодолению страхов. Гуля Королева – пример смелости во всех ее проявлениях. Вся ее жизнь – это сражение со страхом, и каждая ее победа – это новая высота.
В произведении мы видим историю жизни одного человека, становление настоящей личности. Каждый ее шаг – это манифест решимости. С первых строк повести маленькая Гуля проявляет настоящую смелость в разных жизненных ситуациях. Преодолевая детские страхи, она достает из коробки ужа голыми руками, пробирается в клетку со слонами в зоопарке.
Героиня растет, и испытания, встречающиеся в жизни, становятся серьезнее: первая роль в кино, признание своей неправоты, умение отвечать за свои поступки. На протяжении всего произведения делает то, чего боится.
Повзрослев, Гуля Королева выходит замуж, у нее рождается сын. Кажется, что все страхи побеждены, можно жить спокойной семейной жизнью, но впереди ее ждет самое большое испытание: начинается война, и ее муж уходит на фронт. Она боится за мужа, своего сына, будущее страны, но страх не парализует ее, не заставляет спрятаться.
Девушка идет работать санитаркой в госпиталь, чтобы внести свой вклад. К сожалению, ее муж погибает, и Гуле приходится бороться в одиночестве. Она уходит на фронт не в силах смотреть на ужасы, происходящие с ее близкими.
Героиня берет «четвертую высоту». Она погибает, победив самый последний страх, живущий в человеке, страх смерти. На страницах повести мы видим, как главная героиня боится, но преодолевает свои фобии.
Проблема преодоления страха также раскрывается в романе Вероники Рот «Дивергент». Беатрис Прайор – главная героиня произведения, уходит из своего дома, фракции «Отреченных» чтобы стать «Бесстрашной». Она опасается реакции своих родителей, боится не пройти обряд инициации, быть непринятой в новом месте.
Но главная ее сила состоит в том, что она бросает вызов всем своим страхам, смотрит им в лицо. Трис подвергает себя огромной опасности, находясь в обществе «Бесстрашных» ведь она «другая», таких, как она, уничтожают.
Это жутко ее пугает, но куда больше она боится саму себя. Она не понимает природу своего отличия от других, ужасается от мысли о том, что само ее существование может быть опасно для людей.
Борьба со страхами – одна из ключевых проблем романа. Так, возлюбленного Беатрис зовут Фор, в переводе с английского это означает «четыре». Именно такое количество страхов ему необходимо победить.
Трис и Фор бесстрашно сражаются за свои жизни, справедливость, мир в городе, который называют домом. Они побеждают как внешних врагов, так и внутренних, что, несомненно, характеризует их как смелых людей.
Завершить свои размышления я бы хотела высказыванием М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие». Действительно, не нужно бояться страха и ассоциировать его с трусостью, нужно бороться с ним, преодолевая не только внешние обстоятельства, но и разрешая внутренние конфликты.
Рассуждение
Легко ли быть смелым? Это довольно сложный вопрос, поскольку проверить себя каждый человек может только перед лицом реальной опасности. И примечательно то, что смелым может оказаться вовсе не тот, кто физически силён. Писатели и поэты в своих произведениях часто воспевают смелых и мужественных людей. Одним из таких примеров можно назвать «Бородино». Лермонтов блестяще показал подвиг русского народа, который сражался за свободу своей Родины. И здесь не единичный пример самоотверженности и мужества.
Героические поступки советские люди совершали в годы Великой Отечественной войны. Такой пример рассказал читателям Шолохов в своём произведении «Судьба человека». Главному герою довелось перенести самые суровые испытания. Но он стал не только образцом мужества, но и человечности. У главного героя из-за фашистских захватчиков погибает вся семья, и он усыновляет мальчика, который из-за войны тоже оказался сиротой. Существует пример смелости и в наши дни. Есть много профессий, которые связаны с риском для жизни – это служащие правопорядка, которые изо дня в день сражаются с преступниками, это пожарные, спасатели, шахтёры, военные. Все они сознательно идут на риск ради того, чтобы другим людям жилось лучше и безопаснее.
Смелость – это осознанное решение человека стать на пути преступления, катастрофы, заслонив собой других. Безусловно, смелые люди заслуживают уважения. Смелость – это способность трезво оценить ситуацию и быстро принять правильное решение. Смелость – это способность преодолеть себя. Иногда обычному человеку в сложной ситуации бывает трудно пойти вперёд. И вот почему так важно, чтобы рядом оказался тот, у кого хватит силы духа поддержать, направить, не позволить струсить. Мне кажется, что тот, кто уже закалил себя в испытаниях, будет более смелым, чем тот, кто ещё не сталкивался с настоящей опасностью. Получается, что чем больше имеет опыта человек, тем он смелее.
К сожалению, есть люди, которые любят покрасоваться перед публикой, но как только они оказываются наедине с трудностями, их фарс исчезает. Такой человек может не выполнить ответственное задание и сбежать с порученного поста. На него нельзя положиться, поэтому в сложных ситуациях принято рассчитывать на тех, кто уже сумел зарекомендовать себя. Про таких говорят – это проверенный боец или с ним можно идти в разведку. Да, смелость не каждому по плечу, но к тому, чтобы стать смелым человеком стоит стремиться.
Какого человека можно считать смелым
Люди испокон веков воздают славу смелым. Но что же такое смелость? На мой взгляд, смелость – это качество человека, которое заключается в способности подвергнуть свою жизнь опасности ради благополучия окружающих. Смелым обычно называют человека, который совершает подвиг, который без раздумий и беспокойств о себе бросается на помощь нуждающимся.
Примером смелого человека является герой текста В.П. Крапивина Володя. С первого взгляда и не подумаешь, что маленький мальчик, мечтающий о каникулах, может быть настоящим героем.
Однако он не раздумывая бросается на выручку своим любимцам, как только сарай с лошадьми оказывается охваченным огнем: «Володя резал и разматывал ремни, стараясь ни о чем не думать… Только торопил себя: скорее, скорее!» Эти предложения показывают: смелый человек не будет думать о своей выгоде, когда рядом беда и кому-то нужна его помощь.
Другим примером смелого человека может служить Данко – герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Он повел свой народ сквозь лес, чтобы спасти его от рабства, однако по пути началась гроза, и лес накрыла кромешная тьма. Тогда люди стали свирепеть и ругать Данко.
Данко не сдался: он чувствовал, что в нем было мужество вести за собой людей, ведь он их любил. Он вырвал свое сердце из груди, чтобы осветить им путь. Этот герой доказывает нам, что смелый человек не ждет благодарности, не думает о своей выгоде, он готов на самопожертвование ради благополучия тех, кого оно любит.
Проанализировав два примера, можно сделать вывод: смелость – это свойство сильного духом человека, лишенного тщеславия, эгоизма и способного на самопожертование.
Жизненные примеры
Чаще всего приходится сталкиваться с необходимостью рисковать собой ради спасения других представителям таких профессий, как:
- пожарный,
- летчик,
- военный,
- спасатель.
Но какого человека мы назовем мужественным? Только ли спасателя или борца с огнем? В жизни все гораздо сложнее.
К примерам смелости, которые мы можем наблюдать в жизни, относится дуэль 1837 года Александра Сергеевича Пушкина и его мужественное поведение в последние дни перед смертью. Он бросил вызов обществу, не только врагам, но и друзьям, не понимавшим его, защищая себя и свою ни в чем не повинную супругу. Только после его смерти близкие поэта осознали, что ему пришлось пережить. Многие до конца дней обвиняли себя в бездействии, что оставили его одного бороться с целым светом.
По-настоящему смелые люди – Евгения Гинзбург и ее супруг, встреченный ею в сталинских лагерях конца 30-х гг. прошлого века. Он помогал другим, отдавая себя целиком и не думая о необходимости выжить самому. В страшных условиях он остался Человеком с большой буквы.
Из последнего – история жизни Елизаветы Петровны Глинки, которую все с любовью звали доктор Лиза. Основавшая благотворительный фонд, эта женщина всегда шла на помощь туда, где это было необходимо, свистели пули и лилась кровь. Она думала не о себе, а только о тех, кому ее поддержка могла сохранить жизнь или сделать ее последние дни и часы хоть немного более счастливыми.
Смелость и трусость. Направление итогового сочинения
Как подготовиться к итоговому сочинению
Текст ОГЭ. Л. Пантелеев. О смелости
Текст из демоверсии ОГЭ по русскому языку 2021 г.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку
(1)На маленькой пристани уже набился народ. – (2)Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы. – (7)Матвей Капитоныч, здравствуй! – (8)Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой. – (11)Эй! – покрикивал он. – (12)Садись с левого борта. (13)А ты, с котелком, – туда… (14)Тихо… (15)Без паники. (16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17)Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18)Лёгким гулом он прошёл по реке. (19)И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20)В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке. – (21)Мотенька, что это? – (22)Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – (23)Ничего особенного. (24)Зенитки. (25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу – было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? – подумал я. – (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?.. (33)А впрочем, он ещё маленький, – подумалось мне. – (34)Не понимает, что такое смерть». (35)Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36)В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел. – (38)Да, да… – сказал он, вытирая платком лицо. – (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило. – (43)Как перевозчика? – сказал я. – (44)Где? (45)Какого? – (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе. – (49)А сейчас там какой-то мальчик, – сказал я. – (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб. (52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось. (53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? – подумал я. – (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. (58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60)Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий». (По Л. Пантелееву*)
* Леонид Пантелеев (1908–1987) – русский советский писатель, журналист.
Сочинение 9.3. Как вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сочинение 9.3 Какого человека можно считать смелым?
ОГЭ по русскому языку 2021 (2020) / Тексты ОГЭ
4
- adminn
- 0
Текст: А. Беляев. Чайки садятся на воду
14.02.2021 15:20:37
Автор: Яна Стокоз
Какими качествами должен обладать человек? Именно эта проблема находится в центре внимания А. Беляева.
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает слова пятнадцатилетнего мальчика Кузьмы Куроптева, которого не хотели принимать в училище из-за низкого роста: «Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. На училище одна надежда была. Я буду очень стараться». На этом примере мы видим, что после отказа приёмной комиссии, мальчик не сдался и продолжил настаивать на своём, добиваясь своей цели, к которой он долго стремился. Далее А.Беляев, чтобы показать смелость и отверженность мальчика, обращает внимание на его действия во время аварии у них в рейсе. Автор пишет: «В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. Вы представляете — в раскаленную топку лезть? А Кузьма полез. Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо».Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять какими качествами обладаёт настоящий человек.
Автор считает, что человек должен быть целеустремлённым, старательным, смелым.
Я согласна с мнением автора и считаю, что храбрость, отвага, настойчивость, усердие должны являться неотъемлемыми качествами у людей. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта. В произведении Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке» главный герой летчик Алексей Мересьев, во время одного из вылетов, пережил катастрофу, но сам чудом выжил. Восемнадцать дней он полз по лесу к людям, не сдавался трудностям, учился их преодолевать. Когда его доставили в госпиталь, пришлось ампутировать обе ноги. Это было для него страшным ударом. Он учился ходить на протезах и мечтал снова подняться в небо. Это стало его целью. Преодолев множество трудностей, но не сдавшись обстоятельствам, он через полтора года возвратился в авиаци. Мересьев совершал по семь вылетов в день, стал одним из лучших летчиков своего полка, а потом командиром эскадрильи истребителей. Благодаря таким качествам, как упорство, сила воли, смелость, целеустремленность, он добился своей цели.
В заключении хотелось бы отметить, что никогда нельзя сдаваться, опускать руки при первой же неудачи, нужно всегда добиваться своего и ничего не бояться.
Здравствуйте, Яна!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 — Комментарий + 3 балла
Пример 1 (поступление Кузьмы Куроптева) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (самоотверженность Кузьмы Куроптева во время аварии) указан, но не пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована.
Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять какими качествами обладаёт настоящий человек.
Этого недостаточно для анализа. Как именно они дополняют друг друга? Что привносит один, а что другой?
Совет: на мой взгляд, лучше структурировать комментарий следующим образом: пример 1+пояснение (абзац), пример 2 + пояснение (абзац) + связь + анализ связи (абзац). Так Вы помогаете себе и эксперту. Выбор всегда за Вами, я только даю совет.
Кроме того, хочу обратить внимание на предложение, с помощью которого Вы начинаете комментирование:
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает слова пятнадцатилетнего мальчика Кузьмы Куроптева, которого не хотели принимать в училище из-за низкого роста…
На мой взгляд, это неудачное начало.
Автор пишет: «В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. Вы представляете — в раскаленную топку лезть? А Кузьма полез. Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо».
Это тоже неудачный пример комментирования. Получается, что это автор говорит? («А Кузьма полез»). Вы нигде не пишете о рассказчике, а ведь это его слова. Важно уметь различать понятия «автор» — «рассказчик».
Ещё один совет: не увлекайтесь цитированием. Обратите внимание на формулировку задания: в скобках разработчики ЕГЭ предупреждают нас, чтобы мы не увлекались цитированием. По-моему, в Вашем сочинении много цитат.
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Ошибки:
Преодолев множество трудностей, но не сдавшись обстоятельствам, он через полтора года возвратился в авиаци.
Союз «но» в данном случае неуместен.
K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки:
Наличие речевых ошибок и недочётов ведёт к снижению балла по критерию К6.
K7 — Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
…он через полтора года возвратился в авиаци.
Опечатка/описка.
В заключении хотелось бы отметить, что никогда нельзя сдаваться, опускать руки при первой же неудачи, нужно всегда добиваться своего и ничего не бояться.
Производный предлог «в заключение».
Окончание существительного «неудача» (при первой же неудачЕ).
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Ошибки:
На этом примере мы видим, что после отказа приёмной комиссии, мальчик не сдался и продолжил настаивать на своём, добиваясь своей цели, к которой он долго стремился.
Лишняя запятая.
Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять ЗПТ какими качествами обладаёт настоящий человек.
Нет запятой перед придаточной частью сложноподчинённого предложения.
В произведении Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке» главный герой летчик Алексей Мересьев, во время одного из вылетов, пережил катастрофу, но сам чудом выжил.
Лишние запятые.
K9 — Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Я согласна с мнением автора и считаю, что храбрость, отвага, настойчивость, усердие должны являться неотъемлемыми качествами у людей.
Нарушение управления.
K10 — Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
Далее А.Беляев, чтобы показать смелость и отверженность мальчика, обращает внимание на его действия во время аварии у них в рейсе.
Неудачное использование местоимений.
Автор считает, что человек должен быть целеустремлённым, старательным, смелым.
Я согласна с мнением автора и считаю, что храбрость, отвага, настойчивость, усердие должны являться неотъемлемыми качествами у людей.
Он учился ходить на протезах и мечтал снова подняться в небо. Это стало его целью. Преодолев множество трудностей, но не сдавшись обстоятельствам, он через полтора года возвратился в авиаци.
Неоправданные повторы.
Восемнадцать дней он полз по лесу к людям, не сдавался трудностям, учился их преодолевать.
Лексическая несочетаемость.
K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, речевым оформлением, структурой сочинения, пунктуацией. Желаю удачи!
Баллы по критериям
К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 — Пример 1: 1
K2 — Пояснение к примеру 1: 1
K2 — Пример 2: 1
K2 — Пояснение к примеру 2: 0
K2 — Указание на связь между примерами: 1
K2 — Анализ связи между примерами: 0
К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 — Точность и выразительность речи: 1
K7 — Соблюдение орфографических норм: 2
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 — Соблюдение грамматических норм: 1
K10 — Соблюдение речевых норм: 0
K11 — Соблюдение этических норм: 1
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1
Итоговый балл — 14
Возврат к списку
сочинение-рассуждение на тему «как я понимаю храбрость?». помогите пожалуйста, у меня всегда было плохо с сочинениям. и получил лучший ответ
Ответ от Thfghhgfh[гуру]
Ответ от …
[новичек]
Храбрость-одна из важнейших черт характера человека. Храбрый человек имеет мужество прямо смотреть в глаза обстоятельствам, принимать твёрдое решение и идёт до конца в своих начинаниях.
Уверенность в своей првоте придаёт смелость этому человеку, прогоняет страх. Но чтобы стать храбрым человеком, необходимо иметь большую силу воли, терпение, некоторую настойчивость.
Храбрость бывает разнойюИногда храбрость граничит с безрассудством, и тогда совершаются невероятные, непредсказуемые «подвиги».Но иногда храброе сердце обнаруживается у робкого, застенчивого, неприметного человека, и тогда торжествует сила духа.
Необыкновенной храбростью обладают люди, попавшие в экстренные ситуации. Это и воины, и пожарные, и спасатели, и врачи. Они не опускают руки в трудную минуту, а борются за жизнь и спасение людей. Но так же храбр и обыкновенный прохожий, который не побоялся снять маленького котёнка с дерева.
Каждый человек храбр по-своему.
Добавь еще что-то от себя внекоторых предложениях, а так основа у тебя есть)
Ответ от Alina_Sh.
[новичек]
Марк Цицерон, рассуждая о храбрости, утверждал, что храбрость — это то, что делаешь несмотря на страх. Попробуем доказать это утверждение.
Храбрость — это свойство личности, которое заключается в умении преодолеть свой страх перед опасностью. Но не стоит путать храбрость с полным отсутствием страха — это уже безрассудство.
Необыкновенной храбростью обладают люди, попавшие в экстренные ситуации. Это и войны, и пожарные, и спасатели, и летчики, и врачи. Они не опускают руки в трудную минуту, а борются за жизнь людей преодолевая свои же страхи.
Таким образом, храбрость означает: идти в неведомое вопреки всем страхам. В этом нас и убеждает Марк Цицерон, с мнение которого трудно не согласится. :))
Ответ от Макс Валеев
[новичек]
да
Ответ от Гризли
[новичек]
нет
Ответ от Atom800
[активный]
Наверна
Ответ от Илья Воробьёв
[новичек]
правильно
Ответ от Елена Михеева
[новичек]
пять
Ответ от Sasa gygy
[новичек]
попа
Ответ от Дмитрий Дмитриев
[новичек]
храбрость это пиписка надо иметь хитрость!!!
Ответ от Надежда кислиціна
[активный]
Храбрость-одна из важнейших черт характера человека. Храбрый человек имеет мужество прямо смотреть в глаза обстоятельствам, принимать твёрдое решение и идёт до конца в своих начинаниях.
Уверенность в своей првоте придаёт смелость этому человеку, прогоняет страх. Но чтобы стать храбрым человеком, необходимо иметь большую силу воли, терпение, некоторую настойчивость.
Храбрость бывает разнойюИногда храбрость граничит с безрассудством, и тогда совершаются невероятные, непредсказуемые «подвиги».Но иногда храброе сердце обнаруживается у робкого, застенчивого, неприметного человека, и тогда торжествует сила духа.
Необыкновенной храбростью обладают люди, попавшие в экстренные ситуации. Это и воины, и пожарные, и спасатели, и врачи. Они не опускают руки в трудную минуту, а борются за жизнь и спасение людей. Но так же храбр и обыкновенный прохожий, который не побоялся снять маленького котёнка с дерева.
Каждый человек храбр по-своему.
Пример итогового сочинения на тему «Смелость и трусость как показатель внутренней силы» с примерами из литературы.
«Смелость и трусость как показатель внутренней силы человека»
Вступление
Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.
Проблема
Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.
Тезис №1
Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.
Аргументация
Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.
Вывод
Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.
Тезис №2
Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.
Аргументация
В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.
Вывод
Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.
Тезис №3
Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.
Аргументация
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.
Вывод
Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.
(381 слово)
Человек – существо многогранное. В нём редко встречаются только положительные или только отрицательные стороны. Всё больше полутона, плавные переходы из одного состояния души в другое. Некоторые черты характера проявляются лишь в экстремальных ситуациях и служат превосходными индикаторами подлинных качеств личности. Такими чертами с лёгкостью можно назвать смелость и трусость. В сложном положении человек способен как решительно взять дело в свои руки и идти напролом, так и сбежать, поджав хвост, и оставив за собой лишь знак вопроса.
Подобное противопоставление описывает Л.Н. Толстой в своём произведении «Война и мир». Здесь смелость отдельных героев вплотную граничит с героизмом. Тушин, подающий пример своим солдатам, сам стоит у орудия с полной готовностью отдать жизнь за родное Отечество, а князь Болконский поддерживает боевой дух товарищей, гордо неся знамя вперед и подавляя врага морально. С другой стороны стоят такие персонажи, как Жерков и Долохов. Первый испытывает жуткий страх при исполнении приказа Багратиона и трусит перед лицом опасности, словно мальчишка, а Долохов, убив француза, ожидает непременной похвалы, будто он совершил выдающийся подвиг. Но всё дело в том, что подобные подвиги совершали солдаты ежеминутно, и они, всей душой радеющие за Родину, не искали признания. В этом и заключалась их отвага, проявившаяся в экстремальной ситуации, когда сложнее всего было бороться со страхом за свою жизнь.
Об истинных героях в своей повести «А зори здесь тихие…» поведал и Б.Л. Васильев. Героизм старшины Васкова и его подопечных девушек действительно поражает воображение. Эти отчаянные люди шли на верную смерть и полностью осознавали свои действия, но об отступлении или спасении собственной шкуры даже не задумывались: «Не отдавать немцу ни клочка … Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать…». Их вели вперед патриотизм и святая вера в победу. И ради такой великой цели они без сожаления готовы отдать самое дорогое, что у них было. В ситуации, когда даже мужчины иногда покидали боевые посты, героини Васильева проявили истинную отвагу и не отступили. Их доблесть прошла проверку смертельным риском, поэтому никто не может сомневаться в ее подлинности.
В конечном итоге, настоящая смелость – черта, которая проявляется в обстоятельствах, представляющих реальную опасность для жизни. Если человек способен на подвиг, его не остановят безвестность и страх смерти. Трус же при любом раскладе увильнёт от ответственности и найдёт себе место поуютнее, где его ничто не потревожит, даже если для этого придётся предать умное, светлое, вечное и перейти на сторону врага.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Лучшие сочинения:
Храбрость издавна почиталась одним из высших достоинств мужчины — о храбрых и мужественных воинах слагали песни и легенды, в то время как прослыть трусом считалось худшим позором и приравнивалось к предательству. Если трус — непременно предаст. В эпоху рыцарей храбрость, наряду с щедростью, служила главным критерием оценки мужчины — трус и крохобор рыцарем быть не мог. Во времена кровопролитных войн от храбрости и мужества солдат и офицеров зачастую зависел исход сражений, именно за храбрость, проявленную в бою, получали ордена и награды, пусть даже и посмертно. В давние времена женщины, провожая своих мужей и сыновей на войну, говорили: «Вернись ко мне со щитом или на щите». Это означало, что воин должен или победить, или погибнуть — труса не ждал никто.
Сегодня, к счастью, не надо сражаться, чтобы доказать свою храбрость. Наоборот, больше ценится умение уладить спор без насилия. Современные храбрецы проявляют себя в экстремальных видах спорта — авто и мотогонках, альпинизме, катании на лыжах и сноуборде, прыжках с парашютом. Такими смельчаками восхищаются, их уважают, им пытаются подражать. Многие считают, что настоящая храбрость состоит в том, чтобы не бояться смерти, играть со своей жизнью и презирать опасность. Справедливо ли это?
Есть ведь и другая храбрость, она не столь заметна окружающим, но проявлять ее способны лишь немногие. Рискуя жизнью и здоровьем, заступиться за незнакомого человека, который оказался жертвой каких-то подонков, если можно было спокойно пройти мимо — разве это не храбрость? Отказаться выполнить преступный приказ начальника, потеряв при этом должность — разве это не храбрость? Выступить на стороне проигравшего, зная, что он прав — разве это не храбрость? Признать свою вину и понести наказание, когда можно было спихнуть на другого — разве это не храбрость? Забрать неизлечимо больного ребенка из роддома, или даже взять из приюта — разве это не храбрость? И, наконец, иметь смелость отстаивать справедливость, когда все против тебя, бороться, когда выгоднее и удобнее сдаться — разве это не храбрость? И разве такая храбрость не требует от человека всех его моральных сил, чистоты и самоотверженности, разве не достойна она орденов и медалей, разве не стоит она песни и легенды?
Что такое смелость? На мой взгляд, смелость это та положительная черта характера, которая присутствует в отважном, решительном в поступках человеке. Такой человек всегда совершает хорошие поступки. Некоторые люди преодолевают свои страхи, такие как волнение или сомнение перед преодолеванием какого-либо поступка, например, признание и раскаяние перед своими близкими, когда ты проступил плохо или неправильно. Перечислять можно очень долго, этих страхов сейчас хватает, но именно смелость дает нам побороть свои страхи и все эти трудности.
В подтверждении моего мнения можно привести очень большое количество примеров из литературы или же жизненного опыта. А ведь если вспомнить историю, все эти героические поступки, которые совершали богатыри, князья или же самые обычные люди. Например, те же самые дети войны, которые стояли до последнего, помогали многим взрослым, некоторые даже были разведчиками.
А все они всего лишь дети! Конечно, многие боялись, но всё же шли вперёд, несмотря ни на что. По моему мнению, это, действительно, самое настоящие проявление смелости и храбрости.
Таким образом, я могу сделать вывод, что храбрость может проявляться в самых разных ситуациях, будь это война или обыденная жизнь. Самое главное, чтобы человек не подавлял в себе эту черту, поступал честно, при этом признавал свои ошибки и умел взять на себя ответственность, ведь только смелые люди выигрывают битвы и управляют государствами в эпоху перемен. Но к сожалению не каждый обладает этой чертой характера.
Обновлено: 2017-11-17
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Тезисы
- О смелости и способности человека совершать героические поступки люди всегда говорят с восхищениям, ведь далеко не каждый готов рискнуть чем-то важным во благо других.
- Конечно, иногда мужество требуется и в повседневной жизни, но чаще всего личность полностью раскрывается в особо опасных, напряженных ситуациях.
- В чем проявляется смелость? В рискованных поступках, которые имеют благую цель.
- Что такое смелость? Это умение победить свой страх ради высшей цели.
- Смелость — это двигатель прогресса. Если бы ученые не шли против существующих предрассудков и не отваживались на рискованные эксперименты, темпы эволюции замедлились бы, и мы бы до сих пор жили в каменном веке.
- Отважный человек всегда рискнет собой ради того, чтобы достичь новых высот.
- Смелость — это способность к риску, которая измеряется выдающимися поступками человека.
- Отвага неразрывно связана с силой воли: только личность, способная властвовать собою, может победить свой страх.
- «Смелым помогает судьба» — Вергилий.
- «Храбрость — это умение превозмочь страх. Бояться, но, несмотря ни на что, идти вперед. А когда вместо того чтобы заглянуть своему страху в глаза и победить его, человек превращается в боящееся всего и вся агрессивное существо…» — Алекс Кош.
- «Смелость позволяет превозмочь страх, потому что она сильнее его» — Марк Леви.
Аргументы
М. Горький, «Старуха Изергиль». Смелость выражается в способности взвалить на себя ответственность. Мы находим подтверждение этому в рассказе «Старуха Изергиль». В одной из историй под названием «Легенда о Данко» повествуется о юноше, который отдал свою жизнь, чтобы спасти целый народ. Попав в темный лес, люди не могут отыскать выход из него, и тогда их вызывается повести молодой красавец по имени Данко. Толпа не противится благородному порыву, так как «в очах его светилось много силы и живого огня». Долго идут они в неизвестность. Но вдруг начинается страшная гроза. Напуганная резкой сменой погоды и обессиленная долгим странствием, толпа обвиняет предводителя в том, что он неспособен выручить их. И тогда юноша, желая осветить путь, вырывает сердце из груди – так сильно оно переполнилось любовью, что запылало ярче солнца. Он выводит народ из чащи, но умирает сам, увидев в последний момент просторы свободной земли. Его поступок не только отважен, но и благороден потому, что Данко совершает его не по просьбе или принуждению, а по личному желанию. Он не побоялся взять на себя ответственность за жизни людей и оправдал их доверие своей отвагой.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Смелость не всегда проявляется в бою. В повседневной жизни человек должен быть решительным и отважным, чтобы помочь близким и стать для них опорой. Доказательство этого мы находим в романе «Преступление и наказание». Соня Мармеладова жертвует ради семьи не только своей репутацией, но и возможным счастливым будущим. «Желтый билет» в ту эпоху являлся практически клеймом: выбраться из подобного общества было крайне трудно. Исключение составляли случаи, когда девушки из борделей переходили в статус содержанок. В основном же женщины были лишены большинства прав и подвергались общественному порицанию. То, что добрая и кроткая Сонечка идет на это, говорит о ее бесстрашии и широкой милосердной душе. Несмотря на тяготы и лишения, она остается хорошим человеком. Искренне верит в лучшее и старается видеть в окружающих только светлые черты. Ее поступок ради семьи — это яркий пример смелости в повседневной жизни.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Смелость играет важную роль в судьбе героя Пушкина. Поступки Гринева, которые он совершает под влиянием сильных чувств к Машеньке Мироновой, можно назвать героическими. Сначала он бросает вызов более опытному противнику, Швабрину, чтобы защитить честь возлюбленной. Потом он предпочитает смерть предательству и гордо отказывается присягнуть Пугачеву. Узнав о том, что Марья в опасности, он обращается за помощью к бунтовщику после того, как видел его жестокость. Он разговаривает с ним на равных, не боясь за свою жизнь, ведь его больше волнует участь возлюбленной. Петр любыми способами скрывает личность МАрьи: утаивает ее имя во время следствия ценой свободы, так как хочет защитить ее от опасности. Его поведение — эталон отваги.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Отвага скрывается глубоко в душе человека и становится очевидной только тогда, когда приходит время для решительных действий. Смело действуют обитатели крепости в романе «Капитанская дочка», отстаивая свой дом до самого конца. Капитан Миронов храбро отказывает в почестях самозванцу, не желая присягать ему на верность, Василиса Егоровна не молит о пощаде, чтобы сохранить свою жизнь. Они оба ставят долг и честь выше самих себя, и гордо встречают смерть. Их сопротивление — это блестящий пример достойной уважения храбрости во имя благой цели.
А. Т. Твардовский «Василий Теркин». В военный период героические свершения не считались явлением необычным. Мужество проявляли независимо от пола и возраста, ради себя и ради других. Герой поэмы Твардовского – бывалый солдат, душа компании и удалой воин – переправляется через ледяную реку, чтобы передать важные сведения об отряде. Он не задумывается о том, насколько это опасно, а просто делает, потому что понимает важность сообщения. Василий не только перебирается на один берег, но и готовится затем в обратную дорогу, чтобы обнадежить оторванных от полка товарищей.«Доложил по форме, словно тотчас плыть ему назад…» — пишет автор. Смелость на войне — это настоящий подвиг, который нужно уважать и чтить.
Б. Васильев «А зори здесь тихие». Каждый человек проявляет смелость в экстремальной ситуации по-своему. В этом проявлении выражается сила или слабость личности. Это демонстрирует пример из повести «А зори здесь тихие». Лиза Бричкина, девушка из обычной семьи, попадает на фронт случайно. Она готовится к учебе в техникуме, но все ее планы рушатся с началом войны. Лиза достаточно умна, хорошо ориентируется на местности, многое знает о лесных обитателях и окружающем мире в целом. Но перед силой суровой природы оказывается беззащитной. Она отправляется за подкреплением для их маленького отряда, но гибнет в болоте, затянутая на дно трясиной. И все же ее добровольное решение пойти за подмогой по болоту — храбрость, достойная вечной памяти. А вот Женя Комелькова, бойкая и озорная дочь офицера, видевшая расстрел всей своей семьи, принимает вражеский огонь на себя, давая товарищам возможность скрыться. Она не колеблется, и даже не сразу чувствует, что в нее попадает первая пуля. «Так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…» – пишет автор. Старшая по взводу, Рита Осянина, идет на передовую добровольно – ею движет желание отомстить немцам за гибель любимого мужа. Она продолжает сражаться, несмотря на то, что у нее есть маленький сын. Получив рану от взрыва гранаты, она решается на самоубийство, видя, что шансов выжить нет. Ее решение — показатель отваги и силы воли, ведь далеко не каждый может убить себя ради того, чтобы выжили остальные. Интеллигентная, тихая Соня Гурвич становится жертвой случайности. Вернувшись за кисетом с махоркой для Васкова, она сталкивается с неприятелями. Умирая от удара ножом, она успевает криком предупредить остальных об опасности. Ее поведение на войне было не менее храбрым. Воспитанница детского дома Галя Четвертак рвется на фронт, желая стать особенной, заметной. Очутившись в окопах, она узнает, что война, в первую очередь, это не почести и медали, а боль, жестокость и бесконечные потери. Но Галя не сбегает, хоть и отчаянно боится погибнуть. Каждая из героинь повести по-своему отважна. Они бьются за спокойствие родной страны, и их жертва оказывается не напрасной. Их смелость выражается в подвиге.
В. Быков «Сотников». Смелость на войне проверяется тяжелыми обстоятельствами и лишениями. Правильный нравственный выбор могут сделать немногие. Например, Сотников, находясь в плену, отказывается выдать информацию о партизанах. Ему известно, что за неповиновение его казнят, но он выбирает молчание. В отличие от своего друга, Рыбака, который сдает товарищей, не выдержав морального и физического давления, он сохраняет тайну. Когда их ведут на виселицу, Сотников пытается уберечь сослуживца, взяв всю вину на себя, но тот его предает Родину и переходит на сторону врага. В критической ситуации Сотников проявляет себя как стойкую, бесстрашную, непоколебимую личность с высокими моральными принципами. Он страшится смерти, но предпочитает ее предательству. «Лишь сердце его болезненно сжалось в предсмертной судороге: перед концом так захотелось отпустить все тормоза и заплакать…» — пишет автор. Герой сдал жестокий экзамен на смелость и стал примером для подражания, достойным вечной памяти.
Л. Н. Толстой «Война и мир». Писатель утверждает, что настоящим героем может стать любой. Не важно, генерал ли это, офицер или обычный солдат – каждый был готов отдать все за освобождение Родины. Например, капитан Тушин решается на подвиг во время Шенграбенского сражения: когда другие бегут с поля боя, он и его батарея остаются один на один с врагом. Без приказа «сверху» он собирается противостоять французам и начинает ответный обстрел. «Неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек…» — пишет автор. Только благодаря феноменальной храбрости Тушина русские выигрывают сражение. Но этот эпизод проходит мимо внимания руководства. Только князь Андрей Болконский указывает начальству на отвагу кроткого капитана, но те не считают нужным даже поблагодарить его: «Князь Багратион посмотрел на Тушина <…> наклонил голову и сказал Тушину, что он может идти…». Увы, смелость не всегда вознаграждается по заслугам.
М. А. Шолохов «Судьба человека». Смелость проявляется ярче всего в экстремальных условиях, когда человек подвергается реальной опасности. Такой пример описал М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека». В жизни центрального персонажа – солдата Андрея Соколова – происходит множество трагедий. В тяжелое военное время он теряет семью, несколько лет проводит в неволе на чужой земле, тяжело работает, терпит издевательства от неприятеля. Когда его ловят после неудачного побега и отправляют к начальнику лагеря, он отвергает предложение чествовать победу врага, осознавая, что его за это жестко накажут. Соколов не унижается, стараясь вымолить пощаду, не позволяет обращаться с собой, как с животным, и за это его стали уважать даже враги. Стоя напротив садиста Мюллера, Андрей не падает духом и не демонстрирует ни намека на страх. Его смелость настолько поражает коменданта, что он не казнит пленного за дерзость. И после всех лишений и испытаний Соколов находит в своем сердце достаточно любви, чтобы спасти другого. Он усыновляет сироту и заботится о нем, как о родном сыне. Делает все, чтобы подарить мальчику радостное будущее. Его смелость выражается и в стремлении взять на себя ответственность за мальчика. Вот так выглядит храбрость на войне и в мирной жизни, ее нужно уметь различать.
М. А. Булгаков «Белая гвардия». Смелость не зависит от возраста или социального статуса. Подтверждение этому мы находим в романе «Белая гвардия». Семнадцатилетний Николай Турбин – младший сын в семье. Но совсем еще юный Николка является человеком чести и достойным примером для молодых людей. Он прилежно несет службу, возглавляет юнкерский отряд и в сражении проявляет себя очень благородно. Во бою с петлюровцами Николай до самого конца остается рядом с начальником, чтобы вместе с ним защитить спасавшихся юнкеров. После гибели полковника он, подвергая себя опасности, ищет тело, чтобы провести достойные похороны. Таким образом, герой показывает, что жизнь другого представляет для него большую ценность, чем собственная. Его поступок досказывает, что смелыми могут быть даже подростки, ведь это качество не зависит от возраста.
Б. Л. Васильев «Завтра была война». Смелость — это качество, которое формируется с детства и закладывается воспитанием. Пример, подтверждающий это, мы находим в романе «Завтра была война». Искра Полякова, активистка 9 «Б» класса, защищает подругу, несмотря на угрозы со стороны учителей и матери. Она открыто поддерживает Вику Люберецкую тогда, когда отца одноклассницы признают «врагом народа» и увозят для проведения следствия, и даже собирается отправить просительное письмо в ВКП(б). Также Искра отказывается проводить собрание, на котором Вику исключили бы из комсомола, а после гибели подруги читает на ее могиле запрещенные стихи Есенина. В период войны Полякова служит связной подполья, за что ее и казнят вместе с матерью. Вся жизнь ее состоит из таких, казалось бы, скромных деяний, которые она совершает на благо других. Она не боится идти против системы, думая, что может сделать чье-то существование чуть лучше. И в этом выражается ее самоотверженность, способность к героическим поступкам.