Смекалка это сочинение драгунский

Самой загадочной и обсуждаемой литературой всех времн считается древнегреческая. одиссея это второе произведение после илиады, авторство которых приписывают поэту

Самой загадочной и обсуждаемой литературой всех времён считается древнегреческая. «Одиссея» — это второе произведение после «Илиады», авторство которых приписывают поэту Древней Греции Гомеру. Литературоведы предполагают, что Гомер был странствующим певцом, но вот вопрос, действительно ли он является автором двух классических масштабных поэм, остаётся открытым. 

История создания

Создана «Одиссея» приблизительно в 8 в. до н.э. Написана она гекзаметром – особым древнегреческим размером (шестистопным дактилем), состоит из 12 110 стихов. В состав произведения входит 24 песни, по количеству букв в греческом алфавите. Автор разделил повествование на два плана: человеческий (приключения Одиссея и ожидание Пенелопы) и божественный (происки мифических героев). Но в «Одиссее» мистические элементы вплетаются в описания реальности и образуют единый художественный пласт.

Поэма написана уникальным языком, который не схож ни с одним греческим диалектом. Особенно часто употреблялись специфические языковые формы, которые не встречались в живом языке. 

Действие в поэме происходит через 10 лет после падения Трои, запечатленного в «Илиаде». Хитрый и мудрый царь Итаки Одиссей возвращается домой, но Пасейдон решил отомстить ему за убийство Палифема (циклопа) и продлить его путь, устроив герою веселые встречи с богинями, сиренами и морскими чудовищами. Но царь покровительствует богиня мудрости Афина, и ей удается провести дядю.

Об авторе поэмы известно крайне мало. Исследователи говорят о том, что Гомер был слепым странствующим певцом. Он хорошо знал мифы и древние сказания, общался со многими людьми и узнавал об исторических событиях. На этой основе он постепенно создал эпические поэмы, сочетающие в себе и фольклорные традиции героических песен, четкую композицию письменного литературного произведения. Если их описание верно, то Гомер изобразил в «Одиссее» себя. В 8 песне на играх слепой певец Демодок поёт о подвигах Одиссея.

Несмотря на то, что сама одиссея (то есть странствия) главного героя заняла 10 лет, все события в «Одиссее» происходят в течение 40 суток, причём главными событиями наполнено всего 9 дней. Временные рамки произведения расширяются за счёт многочисленных вставных новелл.

Споры вокруг древнегреческого литературного наследия не утихают до сих пор. Так, 24-ую песнь многие ученые считают поздним добавлением, авторство которого принадлежит другому лицу.

Интересно и то, что в «Одиссее» современный читатель найдет не мистическую сказку, а бытовую новеллу. Автор дал многим мистическим явлениям рациональную трактовку. В центре повествования герой, но его главными чертами являются не сила или отвага, а хитрость, изворотливость, мудрость. Он действует на холодную голову и всегда продумывает свои ходы. Это новаторство автора.

Исследователи за время изучения текста выдвинули две главные версии истории написания «Одиссеи»:

  1. Кирхгоф и его единомышленники утверждают, что канонический текст поэмы — это компиляция нескольких «малых эпосов» («Телемахия», «странствия», «возвращение Одиссея» и т. п.). Автор (или авторы) соединил воедино сюжеты, уже получившие распространение в фольклоре.
  2. «Унитарная» теория предполагает, что Гомер создал поэму, безусловно, опираясь на другие источники, но придумав главный сюжет самостоятельно. 

Жанр и направление

Жанром произведения является поэма – крупный текст с линейным сюжетом, написанный в форме стихотворения. Размер — гекзаметр.

Также «Одиссея» сохраняет в себе как лирическую, так и эпическую составляющую. Поэтому литераторы дают более точную характеристику и определяют жанр – лироэпическая поэма. 

Композиция и конфликт 

Две поэмы «Илиада» и «Одиссея» имеют различия в своём построении, так в «Одиссее» происходит усложнение композиции. Хронология событий отличается непоследовательностью (произведение начинается с середины истории), встречаются различного рода отступления. Такой литературный метод носит название ретроспекция. Объём произведения составляет 12 110 стихов, и эта поэма несколько меньше «Илиады».

Так же, как и в «Илиаде», композиция поэмы симметрична. Начало и конец поэмы посвящены эпизодам на Итаке, а композиционный центр отдан рассказу Одиссея о его странствиях, в которых главное место занимает спуск в Аид, непосредственно перекликающийся с «Илиадой» (беседа Одиссея с душами Агамемнона и Ахилла)

Также здесь представлены три сюжетные линии:

  1. Олимпийский пантеон
  2. Возвращение Одиссея
  3. Жизнь на Итаке

Что касается конфликта, то он присутствует на протяжении всей поэмы. Основной причиной такого положения дел является полоса препятствий и трудностей, которых автор постоянно сталкивает с главным героем. Одиссей — не только азартный воин, но и увлечённый путешественник, за что расплачивается нескончаемыми проблемами, опасностями и искушениями. Ему приходится многое отдать, чтобы вернуться в свой дом, в том числе время (само возвращение на родину занимает 10 лет), а также силы. 

Конфликты в поэме можно классифицировать по трём признакам:

  1. Одиссей в сражении с самим собой: здесь можно привести пример, как главный герой просит свою команду пристегнуть его к мачте. С одной стороны, он хочет остаться в живых, с другой – Одиссей имеет непреодолимое желание услышать песню мифического существа – Сирены. 
  2. Одиссей в борьбе с природой: примером такого рода конфликта будет служить сражение с мифическим водоворотом Харибда, который находится напротив логова чудовища Сциллы. 
  3. Одиссей в борьбе с обществом: по возвращению домой, главный герой узнаёт, что за долгие годы странствий к его жене Пенелопе приходили свататься сотни женихов. И он убивает их, а потом еще решает возникшие вопросы с их родней.

Все конфликты в поэме имеют разные начала, своеобразную борьбу и последствия. 

Смысл названия

Автор не использовал в названии никаких загадок и ребусов. Поэма «Одиссея» названа в честь главного героя и описывает его путешествие. 

Но стоит отметить, что в Древней Греции имя Одиссей связывалось с такими глаголами, как ненавидеть и гневаться. Также в латинском языке Одиссей переводится как Улисс, а в переносном смысле слово «одиссея» означает долгую дорогу, полную разнообразных приключений. 

Суть: о чём произведение?

Основу сюжетной линии составляет история о возвращении домой правителя Итаки. Одиссей 10 лет находился на Троянской войне, но вот она закончилась, одержана победа. Только Одиссей разгневал богов-олимпийцев, и без их помощи герою потребовалось ещё 10 лет, чтобы добраться до своей родины. Он убил циклопа, который съел нескольких его товарищей. И Посейдон наказал Одиссея несколькими кораблекрушениями и другими неприятностями в море. Лишь заступничество Афины, богини мудрости и справедливой войны, помогло герою выжить и вернуться домой. Но и его хитрость, решительность, преданность сыграли немаловажную роль в благополучном исходе.

Телемах, сын Одиссея, тоже не сидит сложа руки. Он услышал зов Афины и начал поиски отца. Он собрал нужные сведения и раньше всех узнал, что царь Итаки вернулся. Телемах помог ему вновь взойти на престол.

В долгом путешествии не могло обойтись без трудностей, опасностей и даже жертв. Лишь Одиссей выжил из всей команды. Но не все эти долгие 10 лет герой плыл домой, 7 лет он провёл на острове Калипсо. Нимфа очень полюбила Одиссея, а он горевал и тосковал по дому. Только по разрешению богов он мог покинуть ненавистный ему остров и продолжить свой путь. 

Герою удалось добраться до Итаки. Там под видом бедняка он приходит к своему дворцу и понимает, что к его жене сватаются другие мужи. «Женихи» начинают издеваться над Одиссеем и даже сговариваются на убийство. В это время Пенелопа придумывает испытание для мужчин и пройти его смог только доблестный Одиссей. Он открыл свою личность и убил всех соперников. 

Главные герои и их характеристика

Главные герои «Одиссеи» многочислены, и Литрекон ограничился их минимальным перечислением, иначе он рискует растянуть повествование и перегнать самого Гомера. Если же Вам чего-то не хватило, напишите в комментариях, и он добавит.

  1. Главным героем произведения является Одиссей – царь Итаки. Он представляется умным, хитрым, находчивым, а также обладает смекалкой – все эти качества помогают герою в столь сложном путешествии. Одиссей пользуется покровительством богини Афины, но единственное его желание – это возвращение в свой дом. Герой любит свою семью и очень болезненно переживает долгое отсутствие. Это преданный и добрый семьянин, которого не смогли увлечь за собой даже богини.
  2. Пенелопа – жена Одиссея. Также она сестра Прекрасной Елены, из-за которой и началась Троянская война. Пенелопа обладает такими качествами, как находчивость и смекалка, ведь именно они помогают в обмане бесконечного потока женихов. Она остаётся 20 лет верна своему мужу и продолжает его ждать. Пенелопа — настоящая хранительница домашнего очага, она скромна и сдержана, верна и умна. Её любимое занятие – рукоделие. 
  3. Телемах – сын главного героя. Он с чистым искренним чувством относится к своим родителям. Помимо этого, Телемах бесстрашный и решительный воин. Он умен и проницателен, как и отец.

Темы

В «Одиссее» отражено множество тем, но главной является рискованное приключение, наполненное опасностями и трудностями. Эмоциональные рассказы главного героя заставляют проникнуться приключенческой атмосферой.

Также раскрывается любовная тематика. Примером может послужить то, что герой отказывается от любви прекрасной нимфы Калипсо и ни за что не соглашается предать свою семью. С помощью образа Пенелопы, автор выделяет тему супружеской верности. Она не только отвергает шанс нового замужества, но и продолжает верить в возвращение своего возлюбленного. 

В тексте можно встретить тему судьбы. Одиссей — не только мужественный воин, но и настоящий бунтарь. Он протестует против олимпийцев, против судьбы и предназначения, но очень скоро понимает, что уже всё заранее предначертано. 

Также в поэме поднимается немаловажная тема – честь и бесчестье. Например, сын считает своим главным долгом найти отца, жена не опускается до измен, так как это нравственное падение, а главный герой считает нечестным перестать бороться. 

Проблемы

Основу главной проблематики поэмы «Одиссея» составляет нравственность. Мысль о святости брака и ценности семьи в полном объеме показана на главных героях произведения. Эта история должна напоминать, что человеку важно оставаться человеком, хранить обещания, выполнять свой долг, а также сохранить в сердце любовь и теплоту.

Можно выделить ещё одну проблематику – приключенческую. В поэме одно из главных мест занимают подвиги главного героя, его поступки. Также имеется проблема вторжения, вмешательства богов-олимпийцев. Они лишают человека всякой уверенности, так как управляют им, словно куклой. 

Проблема мести — одна из главных в поэме. Посейдон мстит Одиссею и не может остановиться в гневе своем. Возмездие лишает его здравого смысла и отвлекает от более насущных дел. Кроме того, его злоб лишена справедливости: циклоп сам виноват в гибели, ведь съел друзей Одиссея.

Проблема рока тоже очень важна. Что бы ни делал Одиссей, от судьбы не уйти. Боги тоже бессильны против нее.

Проблема гордыни и высокомерия поставлена наиболее остро. Эти качества привели царя Итаки к многолетним скитаниям и невозможности вернуться домой раньше. Если бы он не бросил вызов богам, ему удалось бы добраться до дома более благополучно.

Смысл 

Одиссей не просто так плавал 10 лет и не мог добраться до желаемого дома. Он оскорбил богов, а именно верховного морского бога Посейдона – убил его сына. Главный герой достаточно эгоистичен и самолюбив, в один момент он сказал, что способен сам выбирать свою судьбу и управлять ею. Эти вещи боги попросту не смогли ему простить. Из этого можно сделать вывод, что главная мысль «Одиссеи» состоит в том, что нельзя подчиняться гордыне. Нельзя так же быть эгоистом, нужно уметь признавать свою вину и приносить извинения. 

У литературоведов существует мнение, что автор поэмы хотел донести одну простую идею – всё в этом мире уже предопределено. Основная идея поэмы «Одиссея» — неотвратимость рока. Однако все наши шаги предопределены не Мойрами, которые просто видят судьбу. Они выстроены в соответствии с нашими качествами характера, с нашими способностями и неспособностями. То, что Одиссей смог добраться до дома, можно было предсказать, зная, кто он.

Чему учит?

Произведение «Одиссея» способно вдохновить читателя. Можно сделать вывод, что работа над собой, борьба с трудностями обязательно приведут к результату, точно так же, как привели домой Одиссея. 

Это масштабная античная поэма, в которой затронуты наиважнейшие темы, такие как честь, храбрость, верность, любовь. Мораль данного произведения заключается в том, что никогда не нужно сдаваться, необходимо идти к своей цели, любить и сохранить верность как семье, так и самому себе. 

Критика

Достаточно сложно найти человека, который бы взялся высказывать мнение о таком великом античном литературном памятнике. Многие писатели сравнивали, приводили примеры из поэм Гомера.

Вот что написал в своём произведении Достоевский:

«О, если бы я был поэт! — разумеется, по крайней мере такой, как Гомер или Пушкин; с меньшим талантом соваться нельзя, — я бы непременно изобразил вам яркими красками и широкою кистью, о читатели! весь этот высокоторжественный день.» (Ф. М. Достоевский «Двойник», 1846 г.)

Или, например, Чехов:

«Душой овладевает чувство, какое, вероятно, испытывал Одиссей, когда плавал по незнакомому морю и смутно предчувствовал встречи с необыкновенными существами.» (А. П. Чехов «Остров Сахалин», 1895 г.)

Автор: Ксения Сизова

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Когда Пушкин описывал, как кот ученый «все ходит по цепи кругом», он имел в виду Многомудрого Литрекона — это известный исторический факт. Уже тогда Литрекон начал думать над тем, какие аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно привести в 2021 году на итоговом сочинении. Хорошие были времена, меду вдоволь наливали, всем хватало. Но и сейчас не хуже, так как наработки Литрекона наконец-то пригодятся общественности! Многолетние труды не должны пропасть даром, но и дополнения им не повредят. Так что если Вы считаете, что каких-то аргументов не хватает в подборке, смело обращайтесь к Литрекону в комментариях — он все сделает. Кстати, посмотрите подробнее темы и направления этого года, а также пример сочинения по этому направлению.

  1. Что человек ищет в путешествиях? А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описал героя, который искал в путешествии забвения и просветления. Евгений убил на дуэли своего друга и раскаивался в содеянном. Он больше не мог оставаться в той деревне, где это произошло, и уехал в длительную поездку по России. Из опубликованных автором отрывков (глава о путешествии Онегина не была включена в текст романа) становится ясно, что Евгений побывал в Нижнем Новгороде, в Астрахани, на Кавказе и других местах. Онегин побывал возле Бахчисарайского фонтана и даже вспомнил там о Пушкине. Скитаясь и наблюдая за жизнью других людей, Евгений хотел развлечься и отбросить «горькие размышления». Однако даже в путешествии он думал: «Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!..». Видимо, именно тогда герой понял, что ему необходимо что-то менять в себе, и встреча с Татьяной показала ему, чего именно не хватает. Таким образом, в поездке персонаж смог развеяться, набраться сил и даже переосмыслить свою жизнь. 
  2. Почему люди хотят путешествовать? А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Многие люди хотят расширить свой кругозор и получить уникальные знания о мире в путешествии. Туризм является уникальной возможностью обогатить эрудицию. Это доказывает пример Александра Радищева. Будучи богатым дворянином, он не знал, как в действительности живет русский народ. Поэтому он предпринял героическое усилие — отправился на перекладных в Москву, что в его времена было нелегким делом, ведь на лошадях это расстояние преодолеть очень долго и трудно. В поездке он увидел реальное положение дел: простые жители деревень голодали, прозябали в нищете и невежестве, всецело зависели от тирании вышестоящего начальства. Один крестьянин рассказал, что 6 дней работал на барщине, и лишь седьмой мог посвятить работе на себя и содержанию семьи. Радищев был так опечален увиденным, что винил себя в том, что имеет слуг и крепостных. Путешествие открыло ему глаза на положение народа и не только ему. Вся интеллигенция того периода болезненно восприняла открытие автора. Поэтому люди стремятся ездить по миру и узнавать его лучше, чтобы иметь максимально полную картину, как все происходит на самом деле.
  3. Как путешествия развивают личность? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал благотворное влияние путешествий на личность: главный герой стал намного умнее и добродетельнее своего прежнего окружения, ведь получил новый опыт и новые знания за границей. Раньше Чацкий был частью фамусовского общества, гостил у Павла Афанасьевича и не видел истинной сущности московского дворянства. Он, как и все, принимал действительность в России такой, какой она была. Но увидев иностранные достижения, иную культуру и среду, Александр понял, что его страна идет по ложному пути. Сравнение показало ему, что Россия серьезно отстает от западных государств, а правящая элита стремится лишь к разграблению ее богатств. Чацкий осознал вред крепостного права, безнравственность панибратства на службе, глупость поклонения перед всем иностранным. А его окружение за эти годы никак не изменилось, все люди остались на том же уровне. Это свидетельствует о том, что путешествия и правда делают человека совершеннее.
  4. Что человек ищет на своем жизненном пути? А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил свой офицерский долг. А вот Швабрин был лживым, беспринципным и слабым человеком, который хотел получить все и даром. Он свернул на кривую дорожку, чтобы сократить путь, но вышел в тупик: его заключили в тюрьму за измену, ведь он стал слугой Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Очевидно, что каждый герой пришел к тому результату, к которому вела выбранная им тропа.
  5. Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» подтвердил точку зрения многих современных людей о том, что развиваться и учиться новому необходимо на протяжении всей жизни. Главная героиня, сбежав из дома и спасшись от корыстной матери, могла бы удовлетвориться ролью скромной помощницы Лопухова. Однако Вера поняла, что ей необходимо стать достойной его поддержки. Она начала обучаться и со временем смогла создать швейную мастерскую, где каждая работница получала процент от доли успеха предприятия. Это нововведение позволило десяткам других девушек спастись от позорной эксплуатации и развращения. Они смогли обеспечить себя честным трудом. Казалось бы, такое достижение дает право на отдых, но Вера не ограничилась им. Она получила медицинское образование и стала совершенствовать свою интеллектуальную подготовку. Она обрела счастье с Александром Кирсановым и осталась подругой Дмитрия Лопухова, и в этом выборе тоже раскрывается степень ее зрелости: Вера не удовлетворилась благодарностью, она нашла настоящую любовь. Весь ее жизненный путь — это стремление к личностному росту, которое постоянно мотивировало ее на достижения.
  6. Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»? И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который ни к чему не движется, живет бесцельно, ничего и не получает от жизни. Книга начинается с описания одного дня из жизни Ильи Ильича. С самого утра и вплоть до приезда Штольца он ничего не делает. Поэтому читателя не удивляют ни грязь в комнате, ни распущенность слуги, ни внешний вид изнеженного барина. Имение Ильи Ильича находится в таком же плачевном состоянии и едва не разоряется. Если бы ни помощь Штольца, Обломов и вовсе остался бы без Обломовки. Сам Илья Ильич не заинтересован в управлении хозяйством и другой работе, поэтому он не может привести финансы в порядок даже ради женитьбы на любимой девушке. А потому вполне логично, что Обломов ничего не добивается, не побеждает себя и умирает в цвете лет от своего ненормального образа жизни. Под лежачий камень вода не течет — это правда.
  7. Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»? А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» доказал, что человек не всегда находит призвание там, где рождается. Порой он нужнее где-то в другом месте, ведь судьба непредсказуема. Так, Василий Теркин родился в деревне под Смоленском, но воевал совсем в других областях, потому что его часть была нужна там, где проходили ожесточенные бои за еще не занятые земли. Василий очень сожалеет, что не может биться за родное село, что не использует свое исключительное знание местности, что оставил дом на разграбление врагу. Но его миссия продумана вышестоящими людьми, и его силы понадобились на другом краю русской земли. Он освободил других соотечественников, как и его земляков освободили другие солдаты. Но всех их связывает одно дело, одна страна, и совершенно не важно, родную деревню героя отстоял не он лично. Так что пригодиться человек может в любом месте, ведь у нас очень большая Родина.
  8. Дорога к счастью — какая она? А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой» описал тернистый путь к личному счастью. Главным героям пришлось переосмыслить свои взгляды на мир и преодолеть неуверенность в себе, чтобы обрести шанс на настоящую любовь. Анна и Дмитрий пошли против предрассудков — своих и чужих. Анна поняла, что в близости с Гуровым совершила не измену или грех, а познание своих истинных чувств. Она смогла принять, что не любит мужа и не хочет больше жить во лжи. Дмитрий признал, что зря думал о женщинах так пренебрежительно и напрасно жил с нелюбимой. Он также осознал, что жил пустой и суетной жизнью, где не было места его истинным потребностям и склонностям. Филолог зря пошел работать в банк, юноша ошибся, женившись так рано и не по любви. С признания ошибок начался путь к счастью — борьбе за свою любовь, за право быть вместе.
  9. Можно ли идти к цели «по головам»? А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Но он был всего лишь мелким чиновником. Дабы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели он даже решился на подлость: женился на расчету на некрасивой вдове с капиталом. Николай Иванович положил ее на алтарь своей мечты, и вскоре вдова зачахла от скаредности мужа. И вскоре герой смог реализовать свои планы, правда, речка возле барского дома была кофейного цвета из-за близкого соседства с заводами, но хозяина это не смущало. Он пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Однако его брату довольство и сытость Николая показались ужасно эгоистичными и достойными презрения, ведь под их влиянием герой деградировал. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.
  10. Какие города России Вы хотели бы посетить и почему? Невероятно красиво А.С. Пушкин описал крымский город в поэме «Бахчисарайский фонтан». Именно там хотелось бы побывать больше всего, ведь там сохранились достопримечательности минувших дней и уникальный природный ландшафт. В «Ханском дворце» в городе Бахчисарай до сих пор стоит древний фонтан слез, который оплакивает гордую Марию и ревнивую Зарему. По легенде, хан привез невольницу из Польши, полюбил ее, но ее сердце оказалось холодным. Мария не хотела жить в заточении и предпочла бы смерть неволе. А вот Зарема, грузинская пленница, любила хана и от ревности убила соперницу. За это правитель велел казнить ее. В знак скорби он возвел фонтан, на который было интересно посмотреть вживую. Конечно, такие красивые пейзажи и экзотические здания привлекают внимание туристов со всего мира.
  11. Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»? А.П. Чехов в повести «Степь» описал первые шаги маленького Егора к большой цели. В первой главе мы видим растерянность и слезы ребенка: ему непросто дается этот шаг в неизвестность. Он не хочет расставаться с мамой и ехать в гимназию, где все чужие. Дядя не поддерживает мальчика и даже предлагает ему вернуться, его раздражают детские слезы. Но Егор успокаивается, ведь осознает, что ехать нужно, раз мама велела и обо всем договорилась. Прощание с родными местами оставляет осадок на душе, щиплет глаза, но эти шаги Егор все-таки сделал. Он приезжает в новый город и побеждает свой страх, чтобы поступить в гимназию и выйти на большую дорогу жизни, где человека с образованием ожидают новые перспективы и возможности. 
  12. Как не сбиться с жизненного курса? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» описывает мальчика, который, по мнению окружения, уже давно сбился с пути истинного. Вася был ребенком из приличной семьи, сыном судьи, но весь день проводил на улице среди беспризорников. Такая компания закрепила за героем дурную славу. Но Вася твердо знал, что люди ошибаются, ведь бездомные дети не такие плохие, как о них говорят. Валя — добрый мальчик, который заботится о сестре и ворует только для того, чтобы утолить голод и спасти Марусю. Эти ребятишки научили Васю отзывчивости, доброте и ответственности. У них был богатый жизненный опыт, который  показал Васе, что обеспеченные люди закрывают глаза на правду и не желают обращать внимание на тех, кто оказался на улице не по своей вине. Общение с беспризорниками помогло Васе найти свой жизненный путь, а не сбило его с курса. Оно открыло ему глаза на проблемы, которые ему предстояло решить во взрослой жизни.
  13. Чему человек может научиться в путешествии? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показывает, как путешествие расширяет кругозор личности и меняет ее мировоззрение. Григорий Мелехов был казаком и всю жизнь провел в родной станице. В ту пору хлеборобам было не до туризма: работа за выживание занимала все время, да и денег не было лишних. Поэтому Григорий был ограниченным и необразованным человеком. Но война заставила казака повидать мир. После ранения он отправился в Москву на лечение и впервые увидел большой город. Новые знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной и незрелой. Он убедился, что войну затевают господа, которые сами бороться не идут, а посылают тех, кто от них зависит. Простым людям нечего делить друг с другом. Зато богачи стремятся захватить капиталы и власть. Мелехов проникается идеями социализма и возвращается домой совсем другим человеком — более развитым и независимым. Он узнал окружающий мир намного лучше.
  14. Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» доказал, что люди могут достичь любых целей, если будут предпринимать реальные шаги для их достижения. Так, пока соплеменники отчаивались и кляли судьбу, не решаясь двигаться на выход из чащи, Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он призвал народ идти за ним и не бояться. Люди прислушались к лидеру и отправились в путь. Только благодаря нему они, наконец, сдвинулись с мертвой точки. В дороге они устали, отчаялись и выплеснули злобу на предводителя, но Данко все равно смог их спасти, вынув горящее сердце из груди и осветив путь. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.
  15. Как определить свой путь в жизни? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дал людям возможность проследить становление героев и сделать полезные выводы о том, как определить направление своей судьбы. Так, мы наблюдаем за духовными поисками Пьера Безухова. Герой с самого начала ищет свое предназначение, но не имеет знаний, силы воли и опыта, чтобы найти себя безошибочно. Сначала он погряз в легкомысленных светских забавах, потом вступил в брак не по любви и стал дойной коровой для алчного семейства Курагиных. Тлетворное влияние окружения лишь поощрило наклонности Пьера к чревоугодию, разврату и пьянству. Но он все равно стремился выйти из порочного круга и вступил в масонское братство, чтобы помочь обществу и найти себе достойное применение. Однако и эта попытка не увенчалась успехом, ведь в ложе Пьер отыскал только меркантильные интересы собратьев. Пройдя через десятки проб и ошибок, герой попал в плен и пережил духовое возрождение, общаясь с простыми людьми и усвоив народную мудрость. После этого Безухов окончательно понял, для чего был рожден. Он нашел свой путь и стал общественным деятелем и образцовым семьянином. В этих социальных ролях он обрел долгожданное счастье. Его опыт учит нас тому, что путь в жизни определяется методом проб и ошибок — только так. 

Каких аргументов не хватает в подборке? Обращайтесь, Многомудрый Литрекон все добавит.

Спасибо за Ваши идеи! Вот новая подборка аргументов по тем книгам, которые Вы рекомендовали.

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеДорога в жизни человекаитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЧеловек путешествующий

Читайте также:

Текст: В. Драгунский. Отрывок из повести «Он упал на траву» (знаменитый текст о лопатах)

03.02.2021 23:33:12

Автор: Александр Самохвалов


         “Работали горячо, на совесть, потому что отчаянно верили, что делаем самое главное, помогаем своими руками, своим личным трудом близкому делу победы”, — так пишет В.Ю. Драгунский в своём тексте. Как труд сплачивает людей? Именно этот вопрос стал предметом рассуждения автора.
          Мы узнаём историю из жизни рассказчика, которая помогает нам понять, над какой проблемой размышляет автор. Драгунский поднимает проблему общности в военное время. Он утверждает, что предметом труда для людей была лопата: “Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты…”. Копающие, отдавая все силы на спасение своей Отчизны, предстают истинными патриотами. Этим примером Драгунский демонстрирует, как общее дело объединяет людей, делает сильней, дарит веру в светлое будущее.
         Этот пример дополняет другой, где автор, сравнивает ополченцев со снежинками: “Снег падает, вон его сколько, сугробы, а каждая снежинка откована по-особому – протри глаза! ”По мере развития авторской позиции, можно увидеть, что люди являются “единым целым”, которые возлагают все свои силы на достижения поставленной цели. Данное рассуждение позволяет понять, что сплочённость и общий труд позволяют преодолеть трудности жизни.
          Оба примера, основанные на приёме дополнения,  показывают, что общий труд способен объединить людей самых различных слоёв населения. Чувство гордости за свою Родину и общая цель могут стать определяющим фактором к единству народа.
          Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что преданность своему долгу, к малой Родине может воссоединить людей в одну семью.
          Я согласен с мнением автора. Действительно, общая цель и совместный труд дарят надежду на светлое будущее, позволяет отстаивать свои интересы.
          Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к примерам из художественной литературы. Одним из таких примеров может послужить рассказ М.A. Шолохова “Судьба человека”. На долю Андрея Соколова выпало немало испытаний. Чтобы сохранить свою семью, герой произведения отправляется на фронт. Попав в плен к фашистам, он не потерял рассудок и нашёл силы жить дальше. Пленные поддерживали друг друга, как только могли. Шолохов сумел чётко и ясно передать  “напряжённость” военного времени, когда люди жертвовали во имя своей Родины, общего дела.
          Таким образом, люди, совместно преодолевая все тяготы войны, становились равными друг перед другом, добивались желаемого. Лишь совместный труд позволил укреплению характера человека, заложил нравственные начала.


Здравствуйте, Александр!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 — Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

“Работали горячо, на совесть, потому что отчаянно верили, что делаем самое главное, помогаем своими руками, своим личным трудом близкому делу победы”, — так пишет В.Ю. Драгунский в своём тексте.

Анализ текста- это комментарий, место которого после постановки проблемы. Во вступлении можно рассуждать о теме.

Драгунский поднимает проблему общности в военное время.

Вы второй раз пишете проблему. Достаточно или вопроса, или ПРОБЛЕМА ЧЕГО.

позволяет отстаивать свои интересы

Почему вдруг возникает такой тезис? Нигде Вы до этого не упоминали о СВОИХ интересах.

K6 — Точность и выразительность речи + 1 балла.

Ошибки: повторы, лексическая несочетаемость

K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

По мере развития авторской позиции,

лишняя запятая

K9 — Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

люди являются “единым целым”, которые возлагают все свои силы на достижения поставленной цели

нарушение порядка слов: люди, которые являются …, возлагают …

Драгунский поднимает проблему общности в военное время. Он утверждает, что предметом труда для людей была лопата.

фактором к единству народа

фактором (чего?) единства

K10 — Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Мы узнаём историю из жизни рассказчика

Мы- это кто? Вы и эксперт?
Неудачное использование местоимения.
Читатель узнаёт…

Мы узнаём историю из жизни рассказчика, которая помогает нам понять, над какой проблемой размышляет автор. Драгунский поднимает проблему общности в военное время.

повтор

Мы узнаём историю из жизни рассказчика, которая помогает нам понять, над какой проблемой размышляет автор.

«Вода»- можете убрать это предложение: оно не несёт информации.

Он утверждает, что предметом труда для людей была лопата.

А до Драгунского никто не знал, что лопата- орудие труда?
Лопата- символ единения ополченцев.

По мере развития авторской позиции

ПА есть сразу, она не развивается.
А вот развитие авторской мысли читатель может увидеть.

Оба примера, основанные на приёме дополнения

Это не приём, а вид связи.

Это повествование. Замените синонимом, чтобы не возникло фактической ошибки.

людей самых различных слоёв населения

избыток смысла: люди= слои населения

неудачно использованное слово: ВОССОЕДИНИТЬ означает, что раньше было нарушено единство, а потом восстановлено. Но разве это имеет в виду автор?

…обратившись к примерам из художественной литературы. Одним из таких примеров может послужить…

повтор

Попав в плен к фашистам, он не потерял рассудок и нашёл силы жить дальше. Пленные поддерживали друг друга

тавтология

люди жертвовали во имя своей Родины, общего дела.
          Таким образом, люди, совместно преодолевая все тяготы войны, становились равными друг перед другом

повтор

K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Чтобы сохранить свою семью, герой произведения отправляется на фронт.

Нет, Андрей отправляется на фронт защищать Родину.

Общие рекомендации: следует усилить работу над речью.
Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 1

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 1

K2 — Указание на связь между примерами: 1

K2 — Анализ связи между примерами: 1

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0

K6 — Точность и выразительность речи: 1

K7 — Соблюдение орфографических норм: 3

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 2

K9 — Соблюдение грамматических норм: 0

K10 — Соблюдение речевых норм: 0

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 0

Итоговый балл — 16

Возврат к списку

Смекалка это сочинение драгунский

Симфония № 6 es-moll, ор. 23 — сочинение в 4-х частях русского композитора Николая Мясковского для симфонического оркестра тройного состава (шесть валторн, челеста, арфа). Первая редакция симфонии сочинялась в 1921—1923 годах с хором в финале. В завершённой в 1947 году в основном оркестровой второй редакции сочинения финальный хор является необязательным. Первое исполнение состоялось 4 мая 1924 года в Большом театре (Москва) под управлением Н. С. Голованова. Это самая большая по длительности и самая амбициозная из 27 симфоний композитора, с поистине малерианским масштабом и хором в финале. Шестую симфонию Мясковского как и его Двадцать первую и Двадцать седьмую относят к шедеврам композитора. О сочинении отзываются как об одной из самых значительных русских симфоний, сравнивая её с «Патетической симфонией» Чайковского и Четвертой Шостаковича. Над инструментовкой сочинения Мясковский работал в Клину, где Чайковский создавал Шестую симфонию. Произведение сыграло значительную роль в становлении советского симфонизма.

История написания

И. А. Урюпин писал: «Шестая симфония по праву называется многими историками, дирижерами, музыковедами вершинным сочинением композитора». Музыковеды едины во мнении, что Шестая симфония представляет собой многоплановое, композиционно сложное, самое продолжительное и самое монументальное произведение Мясковского. Её масштабная концепция связана с художественным осмыслением бурных событий Октябрьской революции, но название «Революционная» не является программным и авторским, имея большее распространение за рубежом.

Симфония сочинялась в 1921—1923 годах, хотя замысел произведения возник ранее. По воспоминаниям Е. В. Копосовой-Держановской, после переезда из Петрограда в Москву осенью 1918 года Мясковский первое время жил у Держановских. В холодную и голодную зиму 1919 года композитор музицировал по выходным дням в квартире Держановских, когда «Лопатинский, долго живший в Париже, рассказывая однажды о жизни рабочих парижских предместий, их песнях и плясках, напел «Çа ira» и «Карманьолу» так, как по его словам, поют рабочие. Мелодия эта запала Н. Я. в память. Под влиянием яркого рассказа и пения у него возникло желание выразить эти впечатления в музыке. Так зародился замысел 6-й симфонии. Между прочим, Н. Я. потом искал и нигде не нашел этих мелодий в такой записи». Именно эти песни нашли отражение в финале симфонии. Также композитор находился под влиянием стихотворной драмы бельгийского поэта Эмиля Верхарна «Зори» (Les Aubes), где описана смерть революционного героя и его похороны. Грегор Тесси (Gregor Tassie), автор первой объёмной зарубежной монографии о Мясковском, писал, что Мясковский впервые прочёл пьесу 20 годами ранее. В то время друзья советовали ему сочинить на основе пьесы оперу, но композитор не последовал совету. Только в 1921 году он вернулся к драме, пытаясь найти в ней вдохновение для создания новой симфонии. Грегор Тесси цитировал оценку драмы Верхарна из предисловия к её изданию: «Пророческая пьеса описывает грандиозную трагедию современного Армагеддона».

Известно, что отец Мясковского не поддержал его решение служить новой власти и попытался выехать на Украину, где погиб в самом начале Гражданской войны. Тот факт, что красные фактически убили отца, сильно угнетал композитора. Музыковеды советского времени (Т. Н. Ливанова, А. А. Иконников, И. Ф. Кунин) не касались обстоятельств смерти Якова Константиновича Мясковского, ограничиваясь констатацией факта его трагической гибели в 1918 году. З. К. Гулинская вовсе не упоминает о смерти отца композитора. В некоторых источниках указания на то, что Я. К. Мясковский был убит а) солдатом, б) матросом, в) красными не имеют ссылок на какие-либо документы. Согласно В. М. Келле, впервые об этом страшном факте рассказала О. П. Ламм в 1992 году, передавая слова П. А. Ламма — отца композитора растерзала толпа, когда он появился в деревне в генеральской шинели. Михаил Сегельман в буклете к выпуску CD Шестой симфонии под управлением Кирилла Кондрашина писал: «На самом деле симфония — реквием, вопль души по отцу, генералу Якову Мясковскому, застреленному революционным солдатом в 1918 году, на глазах у сына». Джеффри Дэвис (Jeffrey Davis) и Игорь Вишневецкий повторили версию Михаила Сегельмана. Грегор Тесси писал, что в 1918 году его отец был случайно застрелен красноармейцем на железнодорожной станции на Украине. В том же 1918 году умер от тифа близкий друг композитора Александр Михайлович Ревидцев, полковой врач и однополчанин в Первую мировую войну, а в 1921 году ушла из жизни тётя Е. К. Мясковская. 30 декабря 1921 года Мясковский записал в дневнике: «Умерла 25/XI тётя (Еликонида Константиновна Мясковская)… Приехал в Петроград после смерти… В ледяной квартире ночью пришли на мысль образы средних частей VI симфонии».

Резкая, решительная нисходящая тема, с которой начинается симфония, видимо, возникла в сознании композитора на массовом митинге, где он услышал слова советского прокурора Крыленко, заключившего свое выступление призывом «Смерть, смерть врагам революции!». Таким образом, в Шестой симфонии Мясковский воплотил революционные события в России, отразил неизбежность жертв и своё отношение к ним, в частности, ввиду трагических утрат родных и близких.

Из дневниковой записи композитора от 17 октября 1921 года следует, что работа над Шестой симфонией началась в апреле того же года. Эскизы сочинения были окончены в августе 1922 года, а оркестровка была завершена 3 июля 1923 года. По данным З. К. Гулинской, в 1922 году директор клинского дома-музея П. И. Чайковского пригласил Н. Я. Мясковского, П. А. Ламма с семьёй, А. Ф. Гедике и В. М. Беляева провести лето в Клину. Именно там Мясковский приступил к инструментовке Шестой симфонии, и, как писала Гулинская, некоторые исследователи даже склонны считать, что пребывание в Клину сказалось на этом сочинении композитора. Вероятнее всего, источником этих данных были воспоминания О. П. Ламм, скептически относившейся к любителям усматривать «сходство» или влияние знаменитой 6-й симфония Чайковского на характер 6-й симфонии Мясковского. В отличие от Ламм, Тесси отнёс события в Клину к 1923 году.

Оконченная в 1923 году первая редакция сочинения исполнялась с хором в финале. Вторая редакция была выполнена композитором в 1947 году, в ней финальный хор с религиозным текстом является необязательным, что следует из примечания автора: «Ad libitum». Партитура 1-й редакции сочинения была опубликована в 1926 году Универсальным издательством (Universal Edition), 2-я редакция симфонии издана в 1948 году Музгизом и там же повторно в 1953 году. Переложение для фортепиано в 4 руки сделано Д. Б. Кабалевским (Музгиз, 1934), для 2-х фортепиано в 8 рук — П. А. Ламмом.

Состав оркестра

Оркестр включает 3 флейты (третью нередко заменяет пикколо), 3 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 6 валторн, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, тарелки, большой барабан, малый барабан, там-там, челеста, арфа, струнные и смешанный хор.

Структура

Шестая симфония Мясковского состоит из четырех частей:

  • I. Poco largamente. Allegro feroce
  • II. Presto tenebroso
  • III. Andante appassionato
  • IV. Molto vivace

Анализ

Первая часть Poco largamente. Allegro feroce включает большую и турбулентную сонату и Allegro. Во второй части скерцо создано на основе впечатлений от смерти тёти композитора, заменившей ему и сёстрам рано умершую мать, и, по-видимому, как писал А. А. Иконников, изображает «ночной вой ветра в печах, словно справлявшего тризну по умершей». Кроме этого вой ветра и вьюги в скерцо напоминал Иконникову строки из поэмы Блока «Двенадцать».

В трио Andante moderato использована тема средневекового песнопения Dies Irae. Медленная третья часть создана в романтическом духе. В. А. Васина-Гросман писала: «Основная тема третьей части — один из самых пленительных лирических образов в русской симфонической музыке».

Четвёртая часть представлена фрагментарным финалом Allegro vivace – Più sostenuto – Andante molto espressivo, начинающимся с ярко-бемоль-мажорной фантазии на тему французских революционных песен «Все вперёд» (Çа ira) и «Карманьолы», затем музыка плавно переходит в темно-минорную тему Dies Irae, после которой Мясковский вводит архаический заупокойный раскольничий стих «О расставании души с телом», который звучит в исполнении хора низких голосов:

Что мы видели? Диву дивную, Диву дивную Телу мёртвую. Как душа-то с телом Расставалася, Расставалася Да прощалася. Как тебе-то, душа, На суд Божий идить А тебе-то, тело, Во сыру мать землю.

Хор достигает почти воплей, которые акцентируют основной посыл гимна. В коде музыка возвращается к основной теме третьей части которая завершается в мирном эпилоге. Согласно Д. В. Житомирскому, трагические образы среднего эпизода скерцо и песня о смерти финала связаны с традицией Мусоргского.

Восприятие и оценки

Премьера Шестой симфонии Н. Я. Мясковского была встречена большим успехом, после чего В. М. Беляев писал В. А. Успенскому:

«…Вчера исполнялась в первый раз Шестая симфония Мясковского, и мы ходили на репетицию. Симфония имела потрясающий успех. В течение почти четверти часа публика понапрасну вызывала скрывшегося автора, но все-таки добилась своего, и автор появился. Его вызывали раз семь и поднесли ему большой лавровый венок.

Некоторые видные музыканты плакали, а некоторые говорили, что после Шестой симфонии Чайковского это первая симфония, которая достойна этого названия…»

— Из письма В. М. Беляева к В. А. Успенскому от 5 мая 1924 года.

Согласно И. Ф. Кунину, «Шестая симфония Мясковского вслед за Пятой и раньше многих других советских симфоний получила признание за рубежом». После пражской премьеры Зденек Неедлы писал в газете «Руде право»:

«Наконец пришла к нам подлинная музыка сегодняшнего русского дня. Музыка, выросшая из русской революции. В Мясковском увлекает чрезвычайная серьезность, отсутствие жонглерства и цирковых номеров… Это музыка морально чистая и художественная, в противовес гнилой музыке Запада. Шестая симфония Мясковского — его лучшее произведение… Ненавязчивая трактовка Сараджева позволила проникнуть в самое художественное произведение, и от этого значительно возросло впечатление серьезности, вообще характерное для этого концерта»

— Цитата по книге: К. С. Сараджев. М., 1962, с. 37—38.

После первого исполнения в США под управлением Леопольда Стоковского монументальность Шестой симфонии дала повод филадельфийской газете сравнить русского композитора с Малером:

«Русское произведение оставило очень глубокое впечатление во многих из нас, а некоторых утомило своей необычайной длиной… Только Малер среди современников сочинял в таких громадных масштабах. Революция — тема этого сочинения, могучая и страстная. Вы чувствуете, что эта сложная музыка не может быть укорочена ни на один такт — столь логично ее развитие, столь сильна его форма…»

Philadelphia Evening Public Leader, 1926, 27 ноября.

После лондонской премьеры под управлением Генри Вуда газета The Daily Telegraph сообщала:

«Шестая симфония Мясковского грандиозное произведение, обладающее многими прекрасными чертами. Больше того — это самое убедительное современное сочинение в классической симфонической форме из всех, которые здесь когда-либо игрались»

The Daily Telegraph, Лондон. 1927, 7 марта.

Оценка Б. В. Асафьева о Шестой симфонии Мясковского как об одной из выдающихся русских симфоний цитировалась В. А. Васиной-Гроссман и преобладала в советском музыковедении. Асафьев писал о преемственности, когда Мясковский своим монументальным сочинением «восстановил прерванный путь развития» от русского к советскому симфонизму. По воспоминаниям Шебалина, Сараджев сравнил значимость премьеры сочинения Мясковского в русской музыкальной жизни с исполнением Шестой симфонии Чайковского.

З. К. Гулинская согласилась с мнением Т. Н. Ливановой об этом произведении Мясковского: «Шестая симфония, одна из самых сильных русских симфоний вообще — произведение вдохновенное, созданное в предельном душевном напряжении, — полнее всего воплотила трагедийное начало в творчестве Мясковского». По мению А. А. Иконникова, начиная с Шестой симфонии Мясковского «открылась новая глава русской национальной музыки, именуемая советским симфонизмом». Иконников и Гулинская сходились во мнении о том, что по воплощению трагизма событий Шестая симфония Мясковского сравнима с «Борисом Годуновым» и «Хованщиной» Мусоргского, с «Пиковой дамой» и Шестой симфонией Чайковского, как и с «Колоколами» Рахманинова, в которых вместе с «глубиной выражения трагической идеи» одновременно чувствуется и ощущается огромная, неиссякаемая сила жизни.

Помимо этого В. М. Келле цитировала оценку Ю. В. Келдыша, вынесенную, по её мнению, не столько по художественному, сколько по идеологическому критерию: «При всей своей силе и грандиозности это произведение насквозь проникнуто упадочно-мистическим миросозерцанием». Взгляды музыковедов различались относительно степени объективности отражения революционных событий. Иконников полагал, что симфонии Мясковского, как и его Шестая, отразили существенные черты умонастроений русской общественности XX века. Ливанова считала, что темой Шестой симфонии было не раскрытие революции, «а то переживание, то восприятие, та эмоциональная концепция революции, какая была характерна для психики значительных слоев русской интеллигенции тех лет», и главным недостатком сочинения считала жертвенное понимание революции. В 1953 году музыковед писала, что «шестая симфония Мясковского правдиво и с большей своеобразной силой раскрывает переживания значительных слоев русской интеллигенции, ещё не сумевших понять великую истинную сущность Октября, но уже стихийно почувствовавших силу и необходимость Великой революции».

Согласно А. К. Санько, Е. К. Голубев по отражению апокрифического катарсиса поместил Шестую симфонию Мясковского в один ряд с «Лоэнгрином», «Парсифалем» и «Гибелью богов» Вагнера.

Исполнения

  • 1924 — 4 мая первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Москве в Большом театре оркестром Большого театра под управлением Н. С. Голованова. Симфония имела такой успех, что о ней заговорили как о первой симфонии после Чайковского, достойной носить название Шестой. Согласно Дмитрию Горбатову, «на премьере Шестой симфонии московская публика провожала её стоя». Четверть часа Мясковского вызывали овацией. Автор писал С. С. Прокофьеву: «Большое спасибо за все сведения и за пропаганду моей жалкой Музы. В последнем я окончательно убедился после исполнения 6-й монструозы. В концерте она произвела «потрясающее» впечатление как на музыкантов, так и на «просто» публику, индивидуумы с расшатанной нервной системой проливали слёзы».
  • 1926
    • 24 января первое исполнение за рубежом — в Праге под управлением К. С. Сараджева.
    • 1 марта в Вене под управлением К. С. Сараджева.
    • 10 ноября в Ленинграде под управлением К. С. Сараджева.
    • в ноябре впервые в США в Филадельфии Филадельфийский оркестр под управлением Леопольд Стоковского.
    • 30 ноября в Нью-Йорке Филадельфийский оркестр под управлением Артура Родзинского — с этого выступления, когда дирижёр заменил заболевшего Стоковского, началась американская карьера Родзинского.
  • 1927
    • в январе первое исполнение в Чикаго Чикагским симфоническим оркестром под управлением Фредерика Стока. Согласно воспоминаниям Г. М. Шнеерсона, Фредерик Сток стал поклонником творчества композитора, до 1941 года Шестая симфония Н. Я. Мясковского была исполнена в Чикаго одиннадцать раз под его управлением. По данным А. А. Иконникова, на протяжении более десяти лет Сток открывал концертный сезон в Чикаго Шестой симфонией Мясковского.
    • 16 февраля в Вене под управлением А. Райхвайна.
    • в марте в Лондоне под управлением Генри Вуда.
  • 1930 — 30 января в Лос-Анджелесе под управлением Артура Родзинского.
  • 2010 — 28 апреля в Лондоне сочинение исполнили Лондонский филармонический хор и оркестр под управлением Владимира Юровского, когда Шестая симфония прозвучала в британской столице во второй раз после премьеры Генри Вуда.

Дискография

  • 1959 — ГСО СССР и Государственная республиканская хоровая капелла под управлением Кирилла Кондрашина, Международная книга, «Мелодия» Д 05472-5; CD «Русский диск» RDCD 15 008
  • 1978 — Академический симфонический оркестр Московской филармонии и Государственный академический русский хор под управлением Кирилла Кондрашина, «Мелодия» MEL CD 10 00841 (2005), продолжительность 57:42
  • 1991 — Симфонический оркестр Словацкого радио и хор национальной Словацкой оперы под управлением Роберта Станковского (Robert Stankovsky), Marco Polo 8.223301 (1992), продолжительность 63:28
  • 1992 — Симфонический оркестр России и Московский камерный хор «Анима» (руководитель Андрей Драгунский) под управлением Вероники Дударовой, Olympia OCD 510
  • 1991—1993 — Государственный академический симфонический оркестр России под управлением Е. Ф. Светланова, в этой записи из Большого зала Московской консерватории хор в финале симфонии не задействован; выпуски:
    • «Русский диск» RDCD 00664 (2001)
    • Olympia — Myaskovsky Complete Symphonic Works Vol. 6 OCD 736
    • Warner Classic 2564 69689-8 (2007)
  • 1994 — Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского
  • 2002 — Гётеборгский симфонический оркестр и Гётеборгский симфонический хор под управлением Неэме Ярви, Deutsche Grammophon DG 471 655-2, продолжительность 64:30
  • 2006 — Уральский академический филармонический оркестр и Екатеринбургский муниципальный хор «Доместик» под управлением Дмитрия Лисса, Warner 63431-2

Анализ романа Фадеева Разгром

Роман Фадеева «Разгром» является самой известной работой писателя. Критики отмечают в романе некую пропаганду революции. Автор опубликовал произведение, когда ему едва стукнуло двадцать пять лет, но несмотря на столь юный возраст роман был довольно зрелым. Практически сразу после публикации автора настигали признание и успех. Свою роль сыграло и то, что база романа отлично вписывалась в политический курс страны. Действие романа разворачивается во времена Гражданской войны. Тема войны была близка писателю, так как он лично в свое время принимал участие в сражениях на Дальнем востоке против Колчака. Именно по этой причине описание военной жизни представляется читателю невероятно правдоподобно, живо и ярко.

Главная мысль

Главная мысль произведения о том, что революция слишком сильно меняет людей. А людей, не готовых к революции, не понимающих ее сути, революция буквально сразу отсеивает.

Герои

В романе три главных героя. Фадеев подробно описывает их жизненный путь, описывает их эмоции, чувства и переживания. Показывает, как революция изменила их. Герои довольно сильно отличаются друг от друга, но революция способствовала их объединению между собой. В силу того, что они сражались ежедневно бок о бок, против единого врага, они испытывали схожие эмоции. Персонаж Морозка с самых ранних лет жил тяжёлой жизнью, в тринадцать лет он вынужден был начать работать на шахте, попал в отряд он случайно, по воле судьбы, но начал очень ценить своё место в нем, так как служба придавала смысл его жизни. Морозка по натуре всегда готов совершать добрые дела, но и он с лёгкостью мог совершить гадкий поступок. В конце романа Морозка отдал жизнь за товарищей, по мнению автора именно в таких людях нуждается революция, ведь товарищей они любят всем сердцем, в них нет ни капли эгоизма.

Левинсон с самого начала являлся примером для подражания у своих товарищей, он всегда всех вдохновлял. Товарищи считали его невероятно умным и талантливым. Герой родом из обыкновенной еврейской семьи, помогал с детства отцу в работе. На самом деле у Левинсона было множество страхов(он даже мышей боялся), но он тщательно скрывал их, он не мог допустить, чтобы товарищи сомневались в нем, он так же, как и Морозка готов отдать жизнь за друзей.

Мечик является полной противоположностью двух предыдущих героев. Он из интеллигентной семьи, всю жизнь жил в розовых очках, он не понимал, что есть революция на самом деле. После попадания в отряд, у Мечика рухнула вся картина мира, Фадеев показал весь путь героя, который в конечном счёте привёл к предательству. В отряд Мечика приняли не сразу, так как он банально внешне сильно от многих, он впервые тогда увидел грязных и грубых людей, это зрелище сильно разочаровало героя. Над героем часто издевались, его оскорбляли, друзей у него не было, его поглотило одиночество, Мечик эгоист чистой воды, он не из тех, кто готов отдать жизнь ради близких, поэтому он и пошёл на предательство, его дух слаб, революция не нуждается в людях, вроде него. Фадеев не относится негативно к герою, он просто принимает его эгоизм, писатель понимает, что Мечика уже не исправить, он останется таким навсегда.

Основные проблемы

Основной проблемой в романе является проблема предательства. Важно понимать, что постоянно метаться от одного дела к другому приведёт лишь к ужасному исходу. Нужно быть верным одному делу, изучить все его тонкости, довести его до конца. Только тогда прибудет успех. Александр Александрович Фадеев старается понять тех, кто пошёл на предательство, он призывает всех людей к этому же. Он считает, что нельзя сразу отворачиваться от предателя, необходимо постараться понять истинные причины предательства.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Фадеева Разгром

Популярные сегодня темы

Глинка – русский классик. До его появления на музыкальном олимпе в России слушали иностранную музыку. С начала его деятельности стали говорят о музыкальном импортозамещении.

Наша героиня уснула и ей приснилось удивительная сказочная страна. Сначала попрыгал мимо кролик. По всему его виду было ясно, что он сильно торопится. Он произносил имя королевы. Видно, что он очень боялся опоздать!

Каждый человек понимает, что жизненный путь – это череда печальных и радостных событий. Мы сталкиваемся с принятием решений каждый день. При этом перед нами ежеминутно возникают ситуации

Может ли доброта быть как-то связана с красотой? Отрицательный ответ сначала кажется очевидным, ведь эти понятия совершенно не связаны друг с другом: доброту никак не увидеть, а красота, наоборот

Несмотря на то, что душу русского человека зачастую невозможно понять, именно он способен показать истинные человеческие качества, которыми славятся подвиги нашего народа

«Разгром» (Фадеев А)

Как можно узнать человека? Как разглядеть его истинные ценности?

Именно в годы войны это можно определить. Кто-то совершает героические поступки, жертвуя собой, понимая всю необходимость защищать Родину. Только человек, которому присущи стойкость, отвага, может стать героем. Кто-то же рискует всем отрядом, множеством людей, ради себя одного, подло прячется. В душе такого человека идёт внутренняя война между трусостью и совестью. К счастью, проявление второго случая происходит редко, либо мы о них просто не знаем, потому что они опять же решили спрятаться. Но подвиги и предательства находят своё отражение в произведениях великих писателей.

Так, А. Фадеев свой роман «Разгром» построил на полном контрасте. Как я считаю, Левинсон противопоставлен Павлу Мечику.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внешне главнокомандующий Левинсон не столько привлекателен, как Павел. А вот Мечик красив собой, окончил, гимназию, вышел из интеллигентной семьи. А Левинсон же родился в обычной семье, с самого детства помогал отцу торговать мебелью. Сам он маленький и неказистый на вид, «весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен».

Может быть, Мечик и мог бы стать героем, но он сам же придумывал себе обстоятельства, мешавшие его подвигам. С самого начала, когда он пришёл в отряд по собственному желанию, ему не понравилась лошадь Зючиха, поэтому решает за ней не ухаживать. Потом наихудшим и самым подлым образом он поступает со своим отрядом — он предаёт. Так, по его вине погибает Морозка.

Совершенно противоположными поступками проявляет себя Левинсон. Мы видим, что герой борется со своим страхом. На мой взгляд, он является центральным героем всего произведения. Автор выделяет его роль и вкладывает в него весь дух патриотизма.

Все доверяют ему и «. никто не мог себе представить его на другом месте. «, но не потому, что никто не хотел брать на себя ответственность, а потому что ею в большей степени обладал Левинсон.

Сочинения по произведению «Разгром» Фадеев

Роман А. А. Фадеева «Разгром» был написан в 1926 году. В основе произведения лежит рассказ-этюд писателя «Метелица», который был затем развернут автором до крупного произведения. Является ярким примером литературного направления соцреализм.

Сочинения по произведению «Разгром» Фадеев

В романе «Разгром» Фадеев, сосредоточившись на изображении военной жизни небольшого отряда партизан, описывает события Гражданской войны (1917 – 1923), происходившие в Уссурийском крае.

Анализ романа «Разгром»

История создания

Роман Фадеева «Разгром» является самой известной работой писателя. Критики отмечают в романе некую пропаганду революции. Автор опубликовал произведение, когда ему едва стукнуло двадцать пять лет, но несмотря на столь юный возраст роман был довольно зрелым.

Практически сразу после публикации автора настигали признание и успех. Свою роль сыграло и то, что база романа отлично вписывалась в политический курс страны.

Действие романа разворачивается во времена Гражданской войны. Тема войны была близка писателю, так как он лично в свое время принимал участие в сражениях на Дальнем востоке против Колчака. Именно по этой причине описание военной жизни представляется читателю невероятно правдоподобно, живо и ярко.

Герои

В романе три главных героя. Фадеев подробно описывает их жизненный путь, описывает их эмоции, чувства и переживания. Показывает, как революция изменила их. Герои довольно сильно отличаются друг от друга, но революция способствовала их объединению между собой. В силу того, что они сражались ежедневно бок о бок, против единого врага, они испытывали схожие эмоции.

Персонаж Морозка с самых ранних лет жил тяжёлой жизнью, в тринадцать лет он вынужден был начать работать на шахте, попал в отряд он случайно, по воле судьбы, но начал очень ценить своё место в нем, так как служба придавала смысл его жизни.

Морозка по натуре всегда готов совершать добрые дела, но и он с лёгкостью мог совершить гадкий поступок. В конце романа Морозка отдал жизнь за товарищей, по мнению автора именно в таких людях нуждается революция, ведь товарищей они любят всем сердцем, в них нет ни капли эгоизма.

Левинсон с самого начала являлся примером для подражания у своих товарищей, он всегда всех вдохновлял. Товарищи считали его невероятно умным и талантливым. Герой родом из обыкновенной еврейской семьи, помогал с детства отцу в работе.

На самом деле у Левинсона было множество страхов (он даже мышей боялся), но он тщательно скрывал их, он не мог допустить, чтобы товарищи сомневались в нем, он так же, как и Морозка готов отдать жизнь за друзей.

Мечик является полной противоположностью двух предыдущих героев. Он из интеллигентной семьи, всю жизнь жил в розовых очках, он не понимал, что есть революция на самом деле. После попадания в отряд, у Мечика рухнула вся картина мира, Фадеев показал весь путь героя, который в конечном счёте привёл к предательству.

В отряд Мечика приняли не сразу, так как он банально внешне сильно от многих, он впервые тогда увидел грязных и грубых людей, это зрелище сильно разочаровало героя. Над героем часто издевались, его оскорбляли, друзей у него не было, его поглотило одиночество, Мечик эгоист чистой воды, он не из тех, кто готов отдать жизнь ради близких, поэтому он и пошёл на предательство, его дух слаб, революция не нуждается в людях, вроде него.

Фадеев не относится негативно к герою, он просто принимает его эгоизм, писатель понимает, что Мечика уже не исправить, он останется таким навсегда.

Основные проблемы

Основной проблемой в романе является проблема предательства. Важно понимать, что постоянно метаться от одного дела к другому приведёт лишь к ужасному исходу. Нужно быть верным одному делу, изучить все его тонкости, довести его до конца. Только тогда прибудет успех.

Александр Александрович Фадеев старается понять тех, кто пошёл на предательство, он призывает всех людей к этому же. Он считает, что нельзя сразу отворачиваться от предателя, необходимо постараться понять истинные причины предательства.

Главная мысль

Главная мысль произведения о том, что революция слишком сильно меняет людей. А людей, не готовых к революции, не понимающих ее сути, революция буквально сразу отсеивает.

О чем роман Фадеева – сюжет

Командир партизанского отряда Левинсон приказывает ординарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он предлагает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно приказывает ординарцу сдать оружие и отправляться на все четыре стороны. Морозка, одумавшись, берет письмо и отправляется в путь, заметив, что «уйтить из отряда» ему никак нельзя.

Далее следует предыстория Морозки, который был шахтёром во втором поколении, все в жизни делал бездумно — бездумно женился на гулящей откатчице Варе, бездумно ушёл в восемнадцатом году защищать Советы.

На пути к отряду Шалдыбы, куда ординарец и вёз пакет, он видит бой партизан с японцами; партизаны бегут, бросив раненого парнишку в городском пиджачке. Морозка подбирает раненого и возвращается в отряд Левинсона.

Раненого звали Павлом Мечиком. Очнулся он уже в лесном лазарете, увидел доктора Сташинского и медсестру Варю (жену Морозки). Мечику делают перевязку. В предыстории Мечика сообщается, что он, живя в городе, хотел героических подвигов и поэтому отправился к партизанам, но, когда попал к ним, разочаровался.

В лазарете он пытается разговориться со Сташинским, но тот, узнав, что Мечик был близок в основном с эсерами-максималистами, не расположен говорить с раненым.

Мечик не понравился Морозке сразу, не понравился и позже, когда Морозка навещал свою жену в лазарете. На пути в отряд Морозка пытается украсть дыни у сельского председателя Рябца, но, застигнутый хозяином, вынужден ретироваться. Рябец жалуется Левинсону, и тот приказывает забрать у Морозки оружие.

На вечер назначен сельский сход, чтобы обсудить поведение ординарца. Левинсон, потолкавшись между мужиками, понимает окончательно, что японцы приближаются и ему с отрядом нужно отступать.

К назначенному часу собираются партизаны, и Левинсон излагает суть дела, предлагая всем решить, как быть с Морозкой. Партизан Дубов, бывший шахтёр, предлагает выгнать Морозку из отряда; это так подействовало на Морозку, что тот даёт слово, что больше ничем не опозорит звание партизана и бывшего шахтёра.

В одну из поездок в лазарет Морозка догадывается, что у его жены и Мечика возникли какие-то особенные отношения, и, никогда не ревновавший Варю ни к кому, на этот раз чувствует злобу и к жене, и к «маменькиному сынку», как он называет Мечика.

В «Разгроме» герои стремятся к светлому будущему, убирая на своем пути все лишнее и наносное.

Сочинение о романе Разгром

Роман “Разгром” относится к лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов. Это лиро-эпическое произведение, где описания и переживания слиты в многозначительных подробностях, где даже пейзажи по-своему романтичны, эмоциональны.

Фадеев ориентировался на толстовское восприятие фразы в романе, на толстовский подход к изображению. Но в итоге получилось романтическое и светлое произведение. Стихия героизма и лиризма как бы входит в произведение с самого начала и остается в нем до конца.

Психологическая зоркость — вот что характерно для романа Фадеева. Вот один из примеров. Пойманного белыми Метелицу, жизнелюбивую натуру, допрашивает белый офицер. Метелице ясно, что его ждет смерть, и весь допрос ему просто противен.

Вдруг офицер, глядя на его изрытое лицо, спрашивает, как бы внося ненужную, фальшивую для Метелицы ноту человечности, сожаления, хрупкой надежды, как бы сближающую их через барьеры: “Оспой давно болел?”

Зачем этот вопрос? К чему случайная, никуда не ведущая сентиментальность? Метелица раздражен, он не принял подобного отношения, игры в гуманизм, фальшивого очеловечивания поединка.

Он не хочет цепляться за жизнь, быть униженным перед врагом: “Он растерялся потому, что в вопросе начальника не чувствовалось ни издевательства, ни насмешки, а видно было, что он просто заинтересовался его рябым лицом. Однако, поняв это, Метелица рассердился еще больше…”

И так во всем. Реальная подробность в романе подается заостренно, наглядно. Для выявления ее сущности создается особая ситуация, сюжетная поправка. Прообразом Левинсона был И. М. Певзнер — командир Особого Коммунистического отряда.

Детали кульминационного момента романа — встреча дозорного Морозки с белогвардейцами — так близки описанию реального события, о котором Фадеев рассказывал. Он говорил, что небольшой отряд красных наскочил на засаду врагов. Отстреливаясь, бойцы дали условный сигнал и спасли основные силы.

В “Разгроме” последняя ситуация романтически преображается, заостряется. Морозка не просто выстрелил во врагов, угрожавших ему непосредственно: он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено.

Реальная ситуация весьма сильно преувеличена, преображена, героизирована — до выстрелов Морозка убедился, что Мечик действительно предал его, предал отряд: “Сбежал, гад…”. Герой переживает и чувство своей правоты в этом споре с себялюбцем, эгоистом, более глубокое чувство родства с бойцами, с доверившимися ему людьми. Все это пережил и автор.

Эти три выстрела — три точки в сюжетных линиях, в диалогах с Левин-соном, чуть не отобравшим у него оружие после кражи дынь, с Варей, которую он все-таки любил, наконец, с Мечиком, неуязвимым в спорах, в искусстве самозащиты.

Реализм Фадеева — это окрыленный мечтой реализм; этот реализм обусловил все искусство концентрации действия, резкую очерченность характеров Левинсона, Морозки, Метелицы и их антипода Мечика.

Как сочетаются реалистическое и романтическое при раскрытии характера Левинсона?

В романе изображено множество крупных и мелких деяний, в которых этот герой — человек невысокого роста, уязвимый перед ударами судьбы, знающий, как мы видели, сомнения и состояния бессилия,— как бы плывет по течению, по воле событий. Наступают на район белые и японцы — он уводит отряд, заранее готовит походные сухари. Он просит доктора Сташинского сократить мучения безнадежно больного Фролова.

Надо на кормить отряд — он отнимает свинью у крестьянина-корейца. Наконец, будучи прижат казаками к болоту, он, спасая отряд, приказывает строить гать. В повседневном быту он то перевоспитывает Морозку, способного воровать дыни на бахчах, то внимательно выслушивает исповеди Мечика, изумляясь одному: какой набор из простого самолюбия, сознания своей исключительности, неуважения к партизанам-шахтерам, к Морозке и Метелице живет в нем. “Вот тебе и на… ну — каша!” — думал Левинсон.

В один из моментов Левинсон вдруг, как мученик Христос, преодолевает боли и страдания своего бренного тела и чувствует прилив необыкновенных сил, “вздымавших его на недосягаемую высоту”. Писатель, правда, оговаривается, спасая героя от сходства с неземным Мессией: “И с этой обширной, земной человеческой высоты он господствовал над своими недугами, над слабым своим телом…”

Но эта высота и это господство — в известном плане именно неземные, порождаемые Идеей, завтрашним днем, мечтой. Фактически все время в Левинсоне происходит осознание неотвратимости его земного пути. С одной стороны, он видит всю скудость и бедность жизни старого, ветхого человека, живущего в бедности и грязи. С другой — он видит мир иной, способен укреплять в себе волю к победе, к преодолению этой скудости жизни.

В чем смысл этой борьбы, раскрывающей жизненные силы Морозки и Мечика?

Характер Морозки, ординарца Левинсона, может быть, самый живой народный характер в романе. Герой проходит перед духовным взором читателя сложный путь: от бесшабашности, безответственности перед отрядом, перед шахтерами до высокого чувства братства, к пониманию своей обделенности в любви.

Но если психологическая жизнь Левинсона или скрыта, или закреплена в его цитатных формулах о новом человеке, то Мо-розка раскрывается во внешне бездумных действиях, в ситуациях драматичных, в поворотах сюжета.

В этом сопоставлении героев — огромная правда романа. Вроде бы ни о чем серьезном не думающий Морозка, не знающий своей личности, явно забывший о ней, в конце романа предстает перед нами совсем другим человеком.

Основную идею романа Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала… Все неспособное бороться отсеивается… Происходит переделка людей”.

Такая переделка и произошла со всеми героями этого произведения. Какой бы противоречивой ни была оценка гражданской войны с позиции сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, что он показал войну изнутри.

Читайте также: Адресаты любовной лирики Лермонтова – сочинения 8–11 классы.

Основная мысль романа Фадеева «Разгром» заключается в том, как в тылу гражданской войны меняется мировоззрение людей, проходит естественный отбор истинных патриотов. Отсеиваются случайные, не определившиеся до конца люди, и остаются идейные революционеры, отчетливо понимающие идеологию партии коммунистов.

  • Смеется надо мной как пишется
  • Смазанный маслом как пишется
  • Смазанные краски как пишется н или нн
  • Смекалка или смикалка как правильно пишется
  • Смазщик или смазчик как правильно пишется слово