Литератор Платон Гарин в последнее время активно участвует в обсуждении прозы и публицистики, публикующихся на нашем сайте. Сегодня он прислал свой рассказ со следующей припиской: «Добрый день. До окончания приёма заявок на конкурс «Детектив Достоевский», организованный службой исполнения наказаний, остались считанные дни. Представлю свой рассказ «Совесть» для обсуждения и последующего направления на конкурс».
Не совсем понятно, почему мы должны отправлять его сочинение на конкурс. А насчёт обсуждения – это пожалуйста! Публикуем рассказ П.Гарина, так сказать, в первозданном виде – без редакторской правки и корректуры. Уж обсуждать – так обсуждать! И впредь будем публиковать прозаиков таким образом. Очень уж это кропотливое дело – выискивание «блох» в их сочинениях. А снабжать публикации придётся отныне казённой формулой: «Редактура и корректура – автора». Так честнее.
ПЛАТОН ГАРИН
СОВЕСТЬ
Рассказ
Михаил осторожно открыл входную дверь и вошел в дом. В доме было тихо и пахло сыростью. Он обошел все комнаты, а потом сел в кресло, закутался в плед и уснул.
Вскоре он проснулся от стука топора. Михаил откинул плед, встал, посмотрел в окно и увидел соседа, который колол лучины для своего самовара.
Михаил накинув на плечи куртку, вышел на крыльцо.
— О! Дядь Саша! Добрый вечер!- крикнул он и помахал соседу рукой.
-Мишка, ты что ли? -удивился тот, отложив в сторону топор.
Михаил подошел вплотную к забору.
-Ох и чаёк сегодня будет! — радостно произнес он.
-Уж скоро закипит, не хочешь угоститься лесным сбором?- спросил дядя Саша.
-Ну можно,- протянул Мишка.
Спустя десять минут соседи сидели за чайным столом в доме дяди Саши.
-Хороший чай! Терпкий! — нахваливал Мишка.
-Лесной летний сбор. Тут тебе и лесная мята и молодые листы ежевики, еще много чего.
-Да Вы дядя Саша словно знахарь и живете отшельником.
-Ну эт ты загнул конечно про знахаря, а что отшельником живу, так что мне от людей, я никого не трогаю, они ко мне не лезут. Пришла пенсия на карту, магазины все рядом. Мне много не надо. Живу-хлеб жую, чужого не беру, своего не отдаю.
-Ну а пенсии хватает?
-Не жалуюсь. Ко мне вся округа ходит мои чаи покупать. Да вот еще недавно предлагали старостой при церкви быть. Только я отказался.
-А почему?
-Сейчас многие ходят в церковь, и даже те, кто отродясь в неё не ходил.
-Наверное, грехи замаливают,- усмехнулся Михаил.
-А что замаливать? Грех это как болезнь. Её лечить надо, сама не пройдет. Сколько не говори «зуб не боли»- хворь не пройдет.
-А ты сам то верующий человек?- спросил Михаил.
-Вот меня порой спрашивают — « Какой ты веры дядь Саша?». А я отвечаю, что вера может быть разная. Есть иудейская, мусульманская, другие есть. А вот если живет человек праведником, ему все равно какой он веры. А если уж и сотворил что либо страшное и думаешь простит ли Господь? Нет брат! Надо просить прощения у того, кого обидел. Порой проще у Господа попросить, а у человека не каждый сможет. Не каждый может и принять свой грех. Вот поэтому многие ходят в церковь, а пользу от этого никакой.
Жить Мишка надо честно, справедливо, по закону и не смотреть на других, не ровняться с ними, потому как ответ только тебе держать перед Господом.
-Справедливость и законы то у всех разные. Зависят от менталитета, культуры, истории.
-У Господа они едины, что у христианина, что у иудея, что у кого еще и смысл всей нашей жизни найти эти законы и ступать по ним. Но помни, что если найдешь, то жить станет не проще, нет! Но жить станет легче. Душа твоя будет спокойна. Вот такой коленкор Мишка получается.
Михаил сделал глоток уже остывшего чая с лесным ароматом.
-Мне пора, темнеет уже, пойду я- устало произнес гость.
Придя домой, он вновь сел в кресло, закрыл глаза.
Через некоторое время Михаил проснулся от того, что скрипнула входная дверь и кто то вошел в дом.
-Мишка, ты тут?- послышался голос на кухне.
-Я в спальне- ответил Михаил и встал с кресла.
В комнату вошел мужчина с пакетами в руках.
— Вот, Нинка моя тебе наготовила- указал он на пакеты.
— Я у дяди Саши поужинал, да и настроение не то…
-Сейчас я тебе его подниму- сказал Иван и достал из внутреннего кармана исписанный лист бумаги.
-Что это? – спросил Михаил.
— Это деньги от твоих квартир, твоего гаража, машин и доли бизнеса, ну не сами деньги, а номера счетов, где они лежат. Здесь хватит тебе на многие годы жить где-нибудь на берегу океана. Вот ещё твоя доверенность, -произнес Иван и достал из своего паспорта сложенный в четверо документ .
-Спасибо тебе. – ответил Михаил и обнял брата.
-Мишка, не кисни. Давай налетай пока всё горячее. – ответил Иван выкладывая из пакета контейнеры с едой.
Михаил сидел за столом и нехотя угощался тем, что положила жена Ивана, а сам брат сидел напротив и пил кофе.
— Как сказал нам твой адвокат есть два выхода. Либо мы договариваемся с экспертом и у тебя есть шанс, что признают тебя невиновным, либо как мы уже решили, ты уезжаешь заграницу. Кроме этих денег -произнес полушепотом Иван ,- есть еще валюта выведенная на счета, ну на те которые ты мне указал.
Есть еще третий- сесть в тюрьму лет на пятнадцать,- ответил Михаил сдвинув чашку с кофе в сторону.
-Но мы его не допустим, давай ложится спать. Завтра самолет утром.
Михаил лег спать на диване, брат расположился на старой кровати.
Дом остался братьям от отца. Михаил отдал свою долю брату и тот с радостью каждые выходные приезжает сюда из города со своей большой и дружной семьей сажать, полоть, копать, строгать, пилить.
-Спишь?- тихо спросил Михаил
-Да пытаюсь.
-Помнишь, как мы на этой кровати прыгали и представляли, что мы на батуте?
-Да, и от отца досталось нам потом.
-Ну, досталось не нам, а только мне. Ты всегда был его любимчиком. Отец только тобой и гордился.
-Вань, ну так мне просто везло.
-Да, тебе везло! Тебе везло когда моя первая любовь Зойка бросила меня и ушла с тобой на выпускном, когда ты поступил на физмат, а я нет. Мне пришлось вернулся сюда в деревню и работать в совхозе. Хорошо у Нинки общага в городе была, мы туда потом переехали. Я приезжал в деревню каждые выходные, чтобы отцу помочь. Он говорил мне, что Миша учится, ему некогда. Я работал на приборном заводе, а ты в это время пропадал на дискотеках, в барах.
-Ты знаешь брат, всё так и есть. Я раньше считал себя баловнем судьбы. На втором курсе познакомился с Мининым. В начале девяностых он делал деньги из воздуха. Потом появились первый джип, квартира в столице, девушки с модельной внешностью. Были бандиты, разборки. А потом всё утихло. Красивая жизнь вновь пошла своим чередом. Спишь?
-Тебя слушаю. Слушаю и завидую.
-Я тебе брат так скажу, что за всё в жизни нужно платить, и за всё просить прощение, — ответил Михаил и встал с дивана.
-Мне каждую ночь снится девочка, у которой родители и брат погибли в аварии. Поначалу думал что пройдет, всё таки СИЗО, стресс. Потом когда выпустили под залог не прошло. Я помню её испуганное лицо разбитое в кровь. И глаза! Они были словно стеклянные и в какой-то миг она посмотрела на меня, а я поймал её взгляд. Вот этот взгляд, это лицо, эта чёртова авария мне снятся каждую ночь, а я так больше не могу! Пробовал всё. И молиться и водку и уходить с головой в работу. Вроде по началу отпускает, а через пару дней вновь всё возвращается. А я не могу. Моя душа как тряпка на ветру- измотанная, выгоревшая, пустая, никчемная.
Иван откинул одеяло и сел на край кровати.
-Мишка, ты к доктору сходи, может, выпишет чего.
-Да был я. Купил таблетки. У меня целый пакет их, не помогают. Как только ночью глаза закрываю, так начинается.
Михаил встал с дивана, стал ходить по комнате.
-Понимаешь Вань, только сейчас я понял, что вся моя жизнь этим и должна была закончится. Мне всегда всё было мало, всё не хватало чего-то, всё что- то искал. Вот ты говоришь, что мне завидовал, а я скажу честно, что сам завидовал тебе. У тебя всё как то правильно сложилось в жизни. Есть работа, квартира, семья, пацаны твои. Раз в год на море, по выходным сюда, в деревню. А что у меня? Ничего! Никого! Остались только деньги, а не будет их и не будет никого. Понимаешь?
Михаил сел на стул.
— И утром улетаю, не потому что спасаюсь от тюрьмы. Нет! Бегу от себя! А далеко ли убегу? Надолго ли? Пока ты там занимался с адвокатом моим имуществом, я думал, что уеду, всё начну с начала, другой паспорт, новое имя, а вот сегодня понял, что душа то останется прежняя, её стёркой не сотрешь и краской не замажешь.
-Ну Мишка дел ты натворил конечно! Отец говорил всегда, что Мишку погубят либо деньги, либо водка. Не сел бы ты за руль тогда пьяным, то жил бы себе спокойно сейчас.
— Я сегодня говорил с дядей Сашей. У него пенсия небольшая, а живет в своем счастье. А знаешь какую истину он мне открыл? Главное жизнь прожить по справедливости, честно не перед кем нибудь, а перед самим собой.
-Мишка, время уже второй час ночи, утром вставать рано, до аэропорта часа два нам ехать.
-Вань, ты ложись, я это, немного воздухом подышать схожу, потом будильник поставлю. Спокойной ночи,- ответил брат и вышел из комнаты.
Иван рукой подмял подушку, натянул на себя одеяло и лег на бок.
– Форточку на ночь закрой, а то ветром откроет,- произнес он, уже проваливаясь в сон.
Иван проснулся утром от лая соседского пса, дотянулся рукой до телефона и посмотрел сколько время.
-Ох чёрт, проспали немного. – выругался он, вскочил с кровати и стал наспех одеваться.
Брата на диване не было.
-Мишка, ты где?- крикнул он поправляя рубашку.
Неожиданно на столе Иван увидел записку. Он взял её и подошел ближе к свету.
«Иван, я на рассвете уехал в город. После вчерашнего разговора не смог уснуть. Хочу начать новую жизнь, но не под чужим именем. Из тех денег, что у тебя от продажи моего барахла большую часть переведи на благотворительный счет, который открыт для сбора средств на операцию девочки, так, чтобы хватило на ей лечение, восстановление и на всю оставшуюся её долгую жизнь. Ты всегда хотел свой бизнес. Брат, купи себе автомастерскую. Пацаны твои скоро подрастут, будут помогать тебе. Да, вот еще, с адвокатом рассчитайся, скажи, что в его услугах уже не нуждаюсь, мне дадут бесплатного от государства. Я на тебя рассчитываю, что ты всё сделаешь так, как я написал. Надеюсь, что лет через пятнадцать с тобой встретимся. Твой брат Мишка».
Поделиться:
Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»
3 класс
Наименование УМК: «Школа России»
Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.
Задачи:
образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: обобщающий урок – проект.
Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;
личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.
I Оргмомент.
Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете, о чём я говорю?
( Проект – шаг вперёд).
— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)
— Как вы его понимаете?
II Мотивация.
Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».
— Почему девочка ничего не поняла?
— Что такое слово?
— С чем будем работать?
Тема проекта – рассказ о слове.
(Выставляется книжка с названием проекта)
III Предпроектная подготовка
Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)
Задачи:
вспомнить ….
найти …
работать …
— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)
— Речь пойдёт о слове свет.
IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.
(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)
1. Фонетический состав слова.
2. Лексическое значение слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.
6. Словосочетания. Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка. (Слайд 5)
— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)
Гипотезы.
— Как можно точно узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым словарём.
свет
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник освещения, освещённое место.
3. Восход солнца, рассвет.
4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная среда, общество.
— Что подсказывает словарь?
— Прочитайте их значения.
— Каким является первое слова свет?
— Какие это слова по отношению друг к другу?
— Стоит ли оставлять последний рисунок?
3. Часть речи.
— Какой частью речи является слово свет?
На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
4. Однокоренные слова.
— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.
Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд
Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)
— Из какой сказки отрывок? Кто автор?
— Нет ли здесь нужных нам слов?
— Что такое светлица?
Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.
5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.
Карточка № 5.
Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.
— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.
Самостоятельная работа. Проверка.
— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?
Работа с предложениями.
Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)
Проверка. (Слайд 11)
— Прочитайте, что выписали.
— Где пригодится знание таких прилагательных?
7. Работа с пословицами.
— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)
Проверка. (Слайд 13)
V Защита проекта.
Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.
— Справилась ученица со своей задачей?
— Достаточно ли полно изложен материал?
— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?
VI Рефлексия.
— Удалось узнать что-то новое?
— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?
Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?
Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.
(Слайд 14)
Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.
Тема. А П.Чехов.
Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий».
Цель урока: ознакомление с биографией и творчеством А.П.Чехова, новыми
литературоведческими терминами; с содержанием рассказа «Толстый и тонкий»,
определение темы и идеи произведения; развитие умения внимательно и вдумчиво
читать; воспитание негативного отношения к чинопочитанию и угодничеству.
Задачи:
Ознакомление с
биографией А.П.Чехова. Введение понятия «юмор».
Развитие культуры
речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над
темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие монологической речи.
Воспитание интереса
к предмету, воспитание нравственных качеств.
Оборудование: художественный текст «Толстый и тонкий», учебник
литературы (автор Коровин
Н.Я.), дидактические карточки.
Методические приемы: сообщения учащихся, выразительное чтение,
объяснение
теоретических вопросов, беседа по вопросам, работа с учебником,
самостоятельная работа, «Закончи предложение».
Тип урока: изучение
нового материала
Ход урока
В
человеке всё должно быть прекрасно:
и
лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П.Чехов
І.
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
1. Работа с
эпиграфом
2. Беседа
1)Что же должно
быть прекрасным в человеке?
2)Как вы понимаете
высказывание А.П.Чехова? Согласны ли вы с такой точкой зрения?
II. Изучение нового материала
1.Слово учителя.
Дома
вы познакомились с одним из шедевров Чехова. Это рассказ «Толстый и тонкий».
Давайте попытаемся
сформулировать тему и цели сегодняшнего урока (Ответы учащихся: изучим
биографию писателя, его рассказ «Толстый и тонкий», попытаемся определить тему
и идею этого произведения, будем учиться анализировать литературное
произведение, характеризовать героев рассказа, развивать
монологическую речь).
2.Изучение кратких биографических данных о писателе.
Сообщения учащихся по предварительным индивидуальным заданиям.
1 ученик
Родился в Таганроге (Россия), где получил образование в гимназии. В
связи с банкротством отца большая семья переезжает в Москву (1876), а юному
Чехову приходится взять на себя заботы, связанные с кредиторами, распродажей
семейного имущества. Именно эти трудные три года самостоятельной жизни повлияли
на его дальнейшую судьбу: он стал сдержанным, научился вести дела, не унижая
себя и людей. С этого времени вся семья жила за его счёт. В 1879-1884 г.г.
А.Чехов учится в Московском университете на медицинском факультете. Некоторое
время работает врачом. С 80-х годов начинает печататься в юмористических
журналах и газетах. Осознаёт себя писателем с 1886 года, когда получает от
Д.Григоровича письмо, где тот признаёт его яркий дар. Были очарованы талантом
Чехова Л.Толстой, И. Репин и другие известные в России и мире личности.
2ученик.
Автор выслушивает также много критики в свой адрес. Сначала его
обвиняют в «безпринципиальности», потом замалчивают. Писатель так и не
выработал для себя целенаправленной жизненной позиции. Чехов пытается найти
«норму» жизни, бьётся над вопросом смысла собственного существования и
человеческой жизни вообще. Позже, в связи с этим «застоем», он едет в Сахалин
(1890). Писатель пытался сделать прорыв, выйти на новые горизонты в собственном
творчестве: ему захотелось практического большого дела, какого-то человеческого
подвига. Поездка оказалась нелёгкой, со временем дала о себе знать тяжёлым
состоянием здоровья, но это будет попозже, а в 1895 году Чехов выдаёт книгу
«Остров Сахалин», которая стала сенсацией в России – речь шла о быте каторжан и
высланных поселенцев. К «сахалинской теме» принадлежит и «Палата №6».
3 ученик.
В начале 90-х годов он посещает Францию, Италию, Австрию. Драматическое
мастерство писателя — это 1896-1903г.г. Успешная постановка «Чайки» в 1898
году в Художественном театре – основа совместной работы Чехова именно с этим
театром. С 1898 года писатель из-за болезни живёт в Ялте. За месяц до смерти он
выезжает на лечение в санаторий в Германии, где умирает. Похоронили его в
Москве.
3. Интересные
факты о писателе.
Сообщения учеников
В биографии Антона
Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно очень много. Медики
считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по литературному цеху
восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А родные и друзья называли
его не иначе, как «человеком будущего». Кем же он был на самом деле?
·
Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои
рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым
популярным среди них был Антоша Чехонте. В семье Чехова считалось, что фамилия
их рода происходит от предка чеха.
·
У Чехова было две любимых собаки породы такса,
которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.
·
Первые рассказы Чехова были напечатаны в журнале
«Осколки», главный редактор которого, Николай Лейкин, был очень требовательным.
Лейкин считал, что это должны быть сто слов: описание, диалоги, характеры,
сюжетная линия – всё должно быть мастерски выписано! Так появилась знаменитая
«краткость», которая навсегда стала любимой сестрой таланта Чехова.
·
В мелиховский период Чехов работал земским врачом,
построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель
позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на
железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял
прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи
вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в
Таганроге общественную библиотеку.
·
Чехов был очень ответственным человеком, причем, во
всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в
определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в
костюме и знаменитой бабочке
III.Анализ
произведения А.П.Чехова «Толстый и
тонкий».
1. Как зовут
героев рассказа? (Михаил и Порфирий)
2. Кем они
приходились друг другу? (Они были школьными товарищами, давно не виделись и
очень обрадовались встрече)
3. Докажите, что
радость героев была искренней. (Цитаты из текста)
4.С чего начинается разговор двух
друзей? (монолог Тонкого).
5.Что вспоминает Тонкий? (Как дразнил толстого.
«Геростратом, а меня Эфиальтом»). За что? (Ябедничать любил).
6.Как задает вопросы Толстый? (Восторженно глядя на
друга).
7.Что мы узнаем о
материальном положении Тонкого? (Плохое жалование, жена дает уроки музыки,
он изготавливает деревянные
портсигары).
8.А как обстоят дела у Толстого? Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на
социальной лестнице? (Стал тайным советником, получил
две звезды).
9.Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь выглядит? Как
заговорил? (Проследите по тексту). (После
этого с тонким, с его семьёй, даже с его вещами произошли удивительные
превращения: они «съёжились», «сузились»,
«сгорбились», «поморщились»… Человек исчез, появился
чиновник.. на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и
почтительной кислоты, его лицо «искривилось»
«широчайшей улыбкой». Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не
«заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность,
натянутость и вымученность этой улыбки.)
10..Почему стало противно? И кому? Какое
слово находит толстый,
чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание).
11.Чинопочитание. Как вы его
понимаете? Подберите синонимы. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства).
12. Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога? Прочтите.
«Нафанаил немного подумал и снял шапку».
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».
«…Нафанаил вытянулся во фрунт и
застегнул все пуговки своего
мундира…»
13. Почему, по-вашему,
третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»?
(Привычка к чинопочитанию
прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача —
выполнять распоряжения старших по рангу).
14.В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены». Какие чувства они
испытывали? (Встрече рады
члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который
занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством.
Толстый (Михаил) встрече уже не рад).
15.Из
каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных,
восклицательных). О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к
другу, герои интересуются жизнью друг друга).
16.Обратите
внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется
разговор двух и более лиц? ( Диалог).
17.Какой прием
лежит в основе построения произведения?
(Антитеза – противопоставление.
На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от
богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного –
«ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет.
Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к
нему «на вы», в речи Порфирия появляется высокий
стиль («милостивое внимание», «вы-с»,
«приятно-с».).
18.Найдите
фразеологизм в тексте. («Сколько зим, сколько лет!»)
IV.Работа
над теорией литературы.
Работа в тетрадях.Объяснение
учителя.
Комическое в искусстве — это средство раскрытия
противоречий путём их сравнения с идеалами.
Комическое (греч. kemikos — веселый, смешной) —
эстетическая категория, изучающая смешное в литературе (жизненное явление, вызывающее смех).
Основными формами функционирования комического является сатира, юмор и ирония. Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные
ситуации, а сатира бичует пороки общества. (Запись в тетрадь: юмор —
дружелюбный смех, сатира — злая насмешка).
—
Какой вид комического использует автор в рассказе?
— Смешным или грустным назвали бы вы рассказ, а может быть
смешным и грустным одновременно? (В своём рассказе писатель умело соединяет
смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность
его таланта).
Чтение рассказа в лицах.
— Какие черты характера героев мы можем
назвать? (Запись в тетрадях )
Толстый Тонкий
Скромный,
успешный, Хвастливый, подхалим,
благородный ценит чин больше человека
V.Самостоятельная работа. Работа в парах.
Заполните цитатные таблицы(на
карточках)
Таблица1.
| ||
«Толстый» | «Толстый» | «Толстый» |
Таблица2.
Перемены в | ||
Не знает о служебном | Знает о служебном | |
Лицо | ||
Интонация | ||
Поведение | ||
Вещи |
VІ. Подведение итогов урока
1.Беседа
1.
Докажите, что прочитанное произведение является рассказом. (Повествуется
об одном эпизоде из жизни героев)
2.
Какие виды комического использует Чехов в этом рассказе? (Сатиру)
3.Тема рассказа –( встреча двух друзей.)
4..Идея рассказа –( высмеивание чинопочитания (почитание
старших младшими по службе), низкопоклонства (рабское и льстивое преклонение
перед кем-либо или чем-либо) и подхалимства.)
VІІ.Рефлексия. Прием «Незаконченное
предложение»
— Я познакомился с….
-Я узнал об ….
— Я запомнил термин…
— Особенно понравилось..
— Хочу отметить работу…
VI. Выставление оценок за урок.
VII.Домашнее
задание:
.Письменная работа в тетради (на выбор):
1) Можно ли подхалима назвать настоящим
другом?
2)Впечатления от
встречи с бывшим одноклассником. Написать этот рассказ от лица толстого
(тонкого).
Инфоурок
›
Русский язык
›Научные работы›Проект по русскому языку на тему: Рассказ о слове
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Проект
по русскому языку
на тему: Рассказ о слове
Выполнил:
ученик 3 Г класса
МБОУ СОШ № 5
Косов Андрей -
2 слайд
Описание слайда:
Цель проекта:
подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
составить словарную статью о слове;
участвовать в презентации своего проекта. -
3 слайд
Описание слайда:
Задачи:
научиться подбирать текстовую информацию;
выделять из большого количества информации главное;
пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;
находить полезную информацию в словарях;
совершенствовать умения находить однокоренные слова;
собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;
сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
представлять свой проект. -
4 слайд
Описание слайда:
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Тема исследования: анализ слова.
Предмет исследования: слово.
Гипотеза: каждое слово можно дополнительно исследовать. -
5 слайд
Описание слайда:
План работы над проектом:
Сбор информации;
Составление словарной статьи;
Оформление проекта;
Защита проекта. -
6 слайд
Описание слайда:
Ход работы над проектом
Как пишем и как произносим;
Лексическое значение слова;
Однокоренные слова;
Синонимы;
Фразеологизм;
Сочетаемость слова;
Предложение;
Пословицы;
Загадки;
Это интересно. -
7 слайд
-
8 слайд
Описание слайда:
Дружба
дружба
[друшба]
2. Лексическое значение слова:
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
3. Однокоренные слова: дружок, дружелюбный, дружить, дружно, дружочек, дружище.
произносим.
записываем.
1. Как пишем и как произносим: -
9 слайд
Описание слайда:
4. Синонимы: приязнь, привязанность, симпатия, приятельство.
5. Фразеологизм:
Не в службу, а в дружбу (говорят, когда просят оказать услугу за просто так, а не по обязанности);
Не разлей вода (говорится о крепкой дружбе);
Водить дружбу (дружить).
6. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба). -
10 слайд
Описание слайда:
7. Предложение: Настоящая дружба редко слабеет с годами.
8. Пословицы:
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Верному другу цены нет.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
9. Загадки:
1. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.
2. Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мужская… -
11 слайд
Описание слайда:
10. Это интересно:
Считается, что слово «дружба» произошло от слова «дружина».
Но, так же, считается, что слово «дружба» произошло от слова «друг», «друг» от слова «другой».
Причем некоторые считают, сто слово «друг» произошло от слова «дорогой». -
12 слайд
-
13 слайд
-
14 слайд
-
15 слайд
Описание слайда:
Спасибо
за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 319 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Проверочные работы по предмету «Русский язык» (3 класс)
-
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»( 3 класс)
-
Презентация «Действительные и страдательные причастия»
-
Контрольно-измерительные материалы по » Русскому языку» ( 3 класс )
-
Презентация «Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный разбор».
-
Презентация «Готовимся к ОГЭ. Орфография».
-
Памятки по русскому языку
-
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» (4 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452523 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
«Да с ним все понятно, он экзальтированная личность» — о каких людях это можно услышать? Давайте разберемся.
Ангелина Дука, кандидат психологических наук, когнитивно-поведенческий психолог, специалист сервиса подбора психологов Alter
Что такое экзальтация
Сам термин «экзальта́ция» (лат. exaltatio — «подъём, воодушевление») означает эмоциональное состояние, в котором человек испытывает неестественное воодушевление, часто не имея для этого весомых причин. Синонимы слова «экзальтированный» — крайне возбужденный, восторженный.
Чтобы лучше понять значение этого термина, обратимся к истории психиатрии. Знаменитый немецкий психиатр Карл Леонгард, много изучавший неврозы и психопатологии, ввел в психологию понятие «акцентуация характера». Акцентуация — это особенность характера, которая находится в пределах клинической нормы, но при этом отдельные его черты чрезмерно усилены. Как следствие, человек может быть очень чувствителен к некоторым травмирующим или раздражающим факторам (например, людям, которые по природе очень общительны и энергичны, может быть сложно переносить жесткую дисциплину и монотонную деятельность). Акцентуация — это не патология, но может ею стать, если человек будет оказываться в неблагоприятных условиях часто и надолго.
Карл Леонгард описал десять различных акцентуаций, среди которых и аффективно-экзальтированный тип, который Леонгард называет «темпераментом тревоги и счастья». У таких людей от печали до радости и обратно — одно мгновенье. Причины могут быть самыми разными: сентиментальная песня, отсутствие ответа на сообщение от партнера, новости в соцсетях и так далее. Человек с подобной акцентуацией способен страстно радоваться чему-то — и через секунду смертельно тосковать.
Кого называют экзальтированным человеком
Экзальтированных люди отличает несоразмерно сильная эмоциональная реакция на «стимулы» среды. У них постоянные перепады настроения, что, в свою очередь, влияет на все сферы: из-за таких эмоциональных «качелей» у них может нарушаться сон, аппетит, снижается или повышается работоспособность. Экзальтированные люди чутко реагируют на чужое горе и проблемы, поэтому они в числе первых откликнутся на призыв о помощи: организуют сбор средств для пострадавших или будут искать передержку для бездомного животного.
Отличный пример экзальтированного характера — Король Джулиан из мультфильма «Мадагаскар». Какие черты у него мы наблюдаем? Он чувствительный, его очень легко расстроить; в то же время он любит закатывать вечеринки и веселиться.
Героиня советского мультфильма «Влюбчивая ворона» тоже относится к экзальтированным персонажам: она влюбчива, словоохотлива, эмоциональна, она показана как «яркая» дама, у которой быстро меняются предметы обожания. При этом к ней легко привязываются, она входит в доверие благодаря своей открытости и эмоциональности.
Наиболее яркие черты, которые выдают экзальтированный тип личности:
- склонность к излишней драматизации событий,
- плаксивость,
- истеричность,
- громкий смех,
- влюбчивость,
- ранимость,
- неуместное проявление эмоций,
- высокий уровень тревожности.
Причины экзальтации
В течение жизни любой человек может периодически бывать в состоянии экзальтации, но это не обязательно перерастает в акцентуацию характера. Так, дети, которые только учатся управлять своим эмоциональным состоянием, часто переживают яркие скачки эмоций — от радости до огорчения и обратно. Затем, в подростковом возрасте, следует гормональная перестройка организма, в результате чего острее переживаются события: дружба, конфликты со сверстниками, первая влюбленность, пробы себя в каком-то увлечении. Для подростков экзальтация — характерное состояние.
К причинам экзальтации во взрослом возрасте, когда яркое проявление эмоций становится для человека нормой жизни, относят следующие факторы:
- генетика («подвижность» нервной системы, полученная по наследству);
- особенности среды, где воспитывался ребенок: каких взрослых он видел рядом, каким реакциям был научен в семье;
- мировоззрение (например, крайне религиозные люди, стремящиеся распространить свою веру, нетерпимые к другим верованиям, находящиеся под сильным влиянием гуру или наставников);
- травматичные события, пережитые в детстве и подростковом возрасте, конфликты со сверстниками либо нахождение в нестабильной среде, где не закрывались потребности ребенка в безопасности.
Плюсы и минусы экзальтированного типа
Экзальтированные личности эмпатичны, доброжелательны и позитивны, их жизнь кажется ярче, так как они испытывают массу эмоций даже от незначительных событий. Поскольку такие люди крайне эмоциональны, они тоньше чувствуют партнера, к ним тянутся, так как они способны сопереживать и готовы прийти на помощь.
Экзальтированные личности найдут себя в сферах, где нужен творческий подход, эмоциональный накал. Многие представители творческих профессий, в которых важна глубина переживания чувств, — люди с аффективно-экзальтированным темпераментом. Однако такая особенность может стать проблемой при выборе профессии, где важно подходить к работе с «холодной головой»: врачи, судьи, адвокаты, исследователи. Но и сами перечисленные профессии для экзальтированных личностей будут скучными. При этом они могут быть великолепными, увлеченными артистами, художниками, педагогами, воспитателями, спикерами и ведущими.
В то же время сильная впечатлительность и яркое проявление эмоций могут приводить к тому, что собеседникам сложно понять такого человека. На работе излишне эмоциональных людей могут воспринимать как «несерьезных», недостаточно профессиональных в своем деле.
Как общаться с экзальтированным человеком
В общении с экзальтированным человеком бывает сложно отследить момент, когда он с состояния эйфории приходит в отчаяние. Такие люди могут утомлять своими перепадами настроения и яркостью переживания событий (как уже упоминалось, независимо от объективной причины).
Экзальтированные личности (как и люди с другими акцентуациями характера) — словно непредсказуемая погода: то дождь, то солнце. Знание их особенностей поможет вам лучше понимать и объяснять их поведение.
Если вы видите, что человек, скажем, очень огорчен, то важно проявить сострадание: сказать, что понимаете его чувства, спросить, как вы можете ему помочь. Выслушать его, предложить чаю, посидеть рядом, отнестись с добротой и сочувствием, попробовать переключить на что-то другое — например, выйти с ним на прогулку.
Что делать, если из описания экзальтированных личностей вы узнали себя
Связать эмоции с поведением
Первое, с чего стоит начать, — научиться отслеживать связь своих мыслей/эмоций и поведения, применяя техники когнитивно-поведенческой психотерапии. Одна из самых известных и эффективных техник — ведение дневника мыслей.
Разделите лист бумаги на четыре колонки и по каждой ситуации, которая вас эмоционально затронула, записывайте:
- что это была за ситуация;
- какая при этом возникла мысль;
- какие были эмоции;
- как это отразилось на ваших действиях, поведении.
Что это дает? За любой эмоцией стоит мысль. Невозможно обидеться или обрадоваться «просто так», не подумав сначала ни о чем. Это упражнение позволяет нам увидеть, как мы своими мыслями влияем на эмоции, как себя «накручиваем», «подбрасываем дров в костер».
Завести дневник
Полезно также вести дневник, в котором мы оцениваем силу эмоциональной реакции на события (например, по шкале от 0 до 100).
- запишите событие или ситуацию, в которой вы находились, когда поймали себя на слишком сильной эмоциональной реакции, например: «Финал фильма был неожиданным»;
- укажите мысли, которые вызвали такую реакцию;
- оцените критически, насколько эти мысли соответствуют действительности;
- опишите возникшие эмоции и оцените их силу от 0 до 100.
В случае с неожиданным финалом фильма мы можем подумать, например: «Это ужасно, невыносимо, так не должно быть». А правда ли невыносимо? Критическое мышление нам в помощь.
Если мы наблюдаем, что те или иные события регулярно вызывают у нас слишком сильные эмоции, это повод обратить на такие ситуации особое внимание — возможно, будет полезно разобрать их с психологом.
Начать действовать
Переносите фокус внимания с переживаний на деятельность — это направит эмоции в конструктивное русло. Здесь также помогут описанные выше техники по работе с мышлением и тренировка навыков осознанности.
Быть осмотрительнее
Признайте эту свою особенность и учитесь подстраивать под нее свою жизнь: знайте ситуации, в которых вы можете быть уязвимы, и старайтесь оберегать себя от них.
Дышать глубже
Освойте навыки работы с дыханием — это поможет вам переключиться в моменты, когда эмоция берет верх. Учитесь наблюдать за своей эмоцией как за волной, которая приходит, накрывает, но она непременно отступит, — поддаваться ее влиянию не обязательно.
Сохранять спокойствие
В момент сильного эмоционального переживания используйте техники, направленные на расширение фокуса внимания: перечислите пять предметов, которые вас окружают, услышьте четыре разных звука, выделите три телесных ощущения… Старайтесь максимально осознанно относиться к окружающему миру, к каждой его детали. Попытайтесь полностью сосредоточиться на физических или ментальных действиях, которые вы сейчас совершаете. Важно «выйти» из переживаний в голове во внешний мир.
Запоминать лайфхаки
Зная свою особенность, сделайте заметку о том, как можно поддержать себя в будущем, если вы поддались негативным эмоциям. Записывайте туда все, что вам помогает: может, это прогулка по лесу, разговор с другом или напоминание самому себе о том, что это точно пройдет, так как у вас уже есть похожий опыт… Пополняйте копилку способов, благодаря которым вам удалось удержать «золотую середину» в эмоциях, и чаще их практикуйте.
В качестве самопомощи важно понимать, как возникают эмоции и как научиться с ними справляться. В этом могут помочь книги «Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управлении эмоциями» Лизы Фельдман Барретт, «Стрессоустойчивый мозг» Мелани Гринберг и другие. А если вам сложно самостоятельно управлять своим состоянием, можно обратиться к когнитивно-поведенческому психотерапевту, и вы вместе будете осваивать этот навык.