толковый словарь
несов. перех. и неперех.
1. перех.
Воспринимать слухом (производимые чем-либо звуки).
2. неперех.
Обладать слухом [слух 1.].
3. Иметь какие-либо сведения о ком-либо, чем-либо; знать.
4. перен. разг. перех.
Замечать, чувствовать.
СЛЫ́ШАТЬ — глаг., нсв., употр. наиб. часто
Морфология: я слы́шу, ты слы́шишь, он/она/оно слы́шит, мы слы́шим, вы слы́шите, они слы́шат, слы́шь, слы́шьте, слы́шал, слы́шала, слы́шало, слы́шали, слы́шащий, слы́шимый, слы́шавший, слы́шанный, слы́ша; св. услы́шать
функция органов слуха, звуковая информация
1. Если кто-либо слышит, то это означает, что этот человек или животное обладает способностью воспринимать звуки или шумы органами слуха.
Левое ухо совсем не слышит. | Плохо слышу этим ухом. | Старик не слышит.
2. Если кто-либо слышит что-либо, то это означает, что этот человек различает, воспринимает органами слуха издаваемые кем-либо, производимые чем-либо звуки.
Слышать пение дрозда, жужжание мухи. | Слышать эхо. | Слышать игру на рояле. | Слышать крик, смех, стук, гром. | Слышать чье-либо дыхание, чьи-либо шаги. | Я вас не слышу, говорите громче. | св.
Он остановился и прислушался, боясь услышать окрик.
смысловая информация
3. Если вы слышите что-то, о чём-то, о ком-то, то это означает, что вы получаете какие-либо сведения о событиях, сообщения о людях из чьих-либо рассказов, новостей и т. п.
Впервые слышать о чём-либо. | Слышать от отца, деда. | Услышать по радио о землетрясении. | Услышать интересную историю.
4. Если вы, к примеру, слышите чьё-либо мнение, то это означает, что в процессе, в результате общения с кем-либо вы получаете представление, узнаёте, что думает другой человек по какому-либо вопросу и т. п.
Всё это слова, а где же факты? Я был бы рад услышать ваши истинные мотивы.
5. Если кто-либо говорит, что слышал своими собственными ушами что-либо, то это означает, что этот человек подтверждает достоверность какой-либо информации, факт её личного восприятия.
6. Если кто-либо впервые (в первый раз) слышит о чём-либо или что-либо, то это означает, что этот человек заявляет о своей прежней неосведомлённости в чём-либо.
Фамилию Каценеленбоген слышу впервые.
7. Выражение Слышал звон, да не знает где он употребляется в том случае, если речь идёт о человеке, который имеет приблизительное, неточное представление о чём-либо.
8. Фразу Что я слышу! кто-либо говорит в том случае, если он удивляется сообщаемой ему информации.
9. Выражение то и дело слышишь употребляется в том случае, если речь идёт о чём-либо, что часто повторяется, о чём часто сообщают средства массовой информации или люди в общении друг с другом.
Сейчас то и дело слышишь о загрязнении воды в разных регионах страны.
10. Если кто-либо не хочет и слышать о чём-либо, то это означает, что этот человек решительно отказывается принимать участие в чём-либо, делать что-либо или обсуждать предлагаемое кем-либо.
После печального опыта с Мурзиком я о кошках и слышать не хочу.
11. Если кто-либо говорит Чтобы я больше не слышал чего-либо, то это означает, что этот человек запрещает кому-либо произносить что-либо, затрагивать в разговоре какую-либо тему и т. п.
Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в доме!
12. Если о ком-либо или о чём-либо не слышно, то это означает, что кто-либо давно не даёт о себе знать, не появляется в обществе, что-либо не имеет место, не происходит.
13. Выражения слышишь, слышите употребляются для подчёркивания сказанного.
Вечером я вас жду, слышите. | Тебе нужно отдохнуть, слышишь.
слы́шимость сущ., ж.
толковый словарь ушакова
СЛЫ́ШАТЬ
слышу, слышишь, несов.
1. (сов. услышать) кого-что. Воспринимать слухом (производимые чем-н. звуки). Я вас не слышу, говорите громче. «Слышу ли голос твой, звонкий и ласковый.» Лермонтов. «Нынче первый мы слышали гром.» Фет. «Раз ночью сидим мы и слышим: музыка плывет по степи.» Максим Горький. «Слышал звон, да не знает, где он.» Поговорка.
2. без доп. Обладать слухом. Одно ухо у него не слышит. Он одним ухом не слышит.
3. (сов. услышать) что, о ком-чем, про кого-что и с союзом «что», «будто», «как» и т. п. Обладать какими-н. сведениями о ком-чем-н., знать. «- Ты слышал? -Что? Об Чацком? -Что такое?» Грибоедов. «Я слышал, будто для певца всего нужнее дарованья.» Баратынский. Он не слышал этой новости. «И ты повторяешь слышанное от других!» Гончаров.
4. (сов. услышать) перен., что и с союзом «что», «будто», «как» и т. п. Замечать, чувствовать. «Девка и не слышала, как укололась до крови.» Некрасов. «Удильщик слышит, когда рыба клюнет.» Даль.
5. 2 л наст. вр. слы́шишь (слышите) употр. также для подтверждения сказанного, настоятельного указания. «Приходите к нам в восемь часов, слышите, непременно.» Тургенев.
• Не слыша ног (бежать, мчаться и т. п.) — быстро, не замечая усталости. «Словно кипятком ошпаренный, я бежал, не слыша ног.» Некрасов. Ног или земли под собой не слышать — см. нога.
толковый словарь ожегова
СЛЫ́ШАТЬ, -шу, -шишь; -анный; несовер.
1. кого (что). Различать, воспринимать что-н. слухом. Слышишь: зовут. С. голоса спорящих.
2. Обладать слухом. Старик не слышит (глух).
3. кого (что). Интеллектуально воспринимать на слух (оперу, пьесу, певца, музыканта, чтеца). С. Шаляпина, Качалова. С. оперу «Пиковая дама».
4. о ком (чём) и с союзом «что». Получать какие-н. сведения, узнавать. Я слышал, что он скоро приедет.
5. перен., что и с союзами «что», «как». Замечать, чувствовать (разг.). Слышу, что по руке ползёт муравей. Не слышит запахов.
6. слышишь (слышите), вводн. Употр. для подтверждения сказанного (разг.). Приходи непременно, слышишь!
| совер. услышать, -шу, -шишь; -анный (к 1, 3 и 4 знач.).
популярный словарь
Слышать
-шу, -шишь, -ат, нсв.; услы́шать (ко 2, 3 знач.), сов.
1) Обладать слухом.
Старик совсем не слышал.
— А звать будешь — кричи громче, я плохо слышу! (Грибачев).
2) (кого/что) Воспринимать слухом какие-л. звуки.
Слышать пение птиц.
Слышать крик ребенка.
Слышать выстрел.
Когда я слышу из гостиной Ваш легкий шаг, иль платья шум, я вдруг теряю весь свой ум (Пушкин).
3) (что, о ком/чем) Узнавать, получать сведения о ком-л. или о чем-л.
Слышать новости.
Кроме того, и от профессоров, и от наших офицеров, которых посылали за границу «для усовершенствования», я слышал многое о Германии, и особенно о Саксонии, и не раз мечтал о возможности побывать за границей (Шелгунов).
Родственные слова:
слы́шаться, слы́шимость, слы́шный, неслы́шный, слы́шащий, слы́шавший, слы́шимый, слы́шанный
Этимология:
Слово общеславянского происхождения. Образовано от слых ‘слух’, ‘молва’, связанного со слух (см. слушать).
И слы́шать не хо́чет — категорически отказывается не только принимать участие в чем-л., делать что-л. и т. п., но и обсуждать, обдумывать предлагаемое.
Себя́ не слы́шать (от чего) — забывая все, горячо, полностью отдаваться чему-л.
энциклопедический словарь
СЛЫ́ШАТЬ -шу, -шишь; слы́шимый; -шим, -а, -о; нсв. (св. услы́шать).
1. (кого-что, также с придат. дополнит.). Различать, воспринимать слухом издаваемое, производимое кем-, чем-л. С. смех. С. стук. С. крик. С. гром. Я вас не слышу, говорите громче. Не слышал, как звенел будильник. Своими собственными ушами слышал что-л. С. похвалы. С. возражения. Вы слышали вопрос? И с. об этом не хочу (категорически отказываюсь принимать участие в чём-л., делать что-л. и даже обсуждать предлагаемое).
2. Обладать слухом (1 зн.). Левое ухо совсем не слышит. Плохо слышу этим ухом. Старик не слышит (глухой).
3. что, о ком-чём, про кого-что или с придат. дополнит. Иметь какие-л. сведения, знать по разговорам, слухам и т.п. Слышали анекдот? Это имя я где-то уже слышал. Слышал, что вы побывали в Италии. Не раз слышал о повадках этого зверя от местных жителей. Ты что-нибудь слышал про Петрова? Что я слышу! (возглас удивления услышанным).
4. что и с придат. дополнит. Разг. Распознавать путём ощущения; ощущать, чувствовать, замечать. С. запах, аромат. С. сердцем, душой. В покорности ягуара дрессировщик слышал угрозу. Не слышал, что его толкают. Сердце слышит беду. Земли под собой не слышать (испытывать сильную радость, быть в восторге). Не слышать ног под собой (испытывать чрезмерно сильную усталость от бега, ходьбы или восторга). Себя не слышать от чего (забывая всё, горячо, полностью отдаваться чему-л., какому-л. чувству).
5. кого-что. Разг. Распознавать чутьём; чуять (о животных). Пёс слышит дичь. Старая кошка не слышит мышей.
◁ Слы́шишь; слы́шите, в зн. межд. Разг. Употр. для подчёркивания сказанного, настоятельного указания на что-л. Вечером я вас жду, слышите. Тебе нужно отдохнуть, слышишь.
академический словарь
-шу, -шишь; несов. перех. (сов. услышать).
1. также с придаточным дополнительным и без доп.
Различать, воспринимать слухом (издаваемые, производимые кем-, чем-л. звуки).
Слышать стук. Слышать крик. Слышать смех.
◊
[Надя:] Вот слышите, в роще соловей поет. А. Островский, Воспитанница.
|
О восприятии речи, ее содержания.
Слышать похвалы. Слышать возражения.
◊
Тяжело было ей слышать суровые слова отказа. Чернышевский, Русский человек на rendez-vous.
— Ай да новичок! — слышал он сзади себя одобрение. Помяловский, Очерки бурсы.
2. (сов. нет) без доп.
Обладать слухом (в 1 знач.).
Он уже плохо видел, нетвердо ступал, неясно слышал. Герцен, Долг прежде всего.
— Звать будешь — кричи громче, я плохо слышу! Грибачев, Рассказ о первой любви.
3. также о ком-чем, про кого-что или с придаточным дополнительным.
Иметь какие-л. сведения, знать (по разговорам, слухам и т. п.).
— Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость. Гоголь, Страшная месть.
[Вожеватов:] Слышали новость, Мокий Парменыч? Лариса Дмитриевна замуж выходит. А. Островский, Бесприданница.
— Обычно все коренные жители так или иначе знают друг друга. Во всяком случае, слышали друг о друге. Катаев, Катакомбы.
4. также с придаточным дополнительным. разг.
Распознавать путем ощущения; ощущать.
Слышать запах.
◊
Она слышала в себе движение новой жизни. Л. Толстой, Анна Каренина.
Он не слышал, как его толкнули справа, слева. А. Н. Толстой, Эмигранты.
|| перен.
Чувствовать, ощущать, замечать.
Слышит душа многое, а пересказать или написать ничего не умею. Гоголь, О лиризме наших поэтов.
В книгах я часто слышал чувство писателя, его гнев, радость. М. Горький, В людях.
5. разг.
Распознавать чутьем (о животных); чуять.
Пес бежит сторонкой, нюхает, Поминутно слышит дичь. Н. Некрасов, Коробейники.
6. 2 л. наст. вр. слы́шишь (слы́шите). разг.
Употребляется для подчеркивания сказанного, настоятельного указания на что-л.
— Помни же, Александр, что у тебя есть дядя и друг — слышишь? И. Гончаров, Обыкновенная история.
[Лидия:] Через десять минут чтобы все было! Слышите, что я говорю! Иначе я вас пускать не велю. А. Островский, Бешеные деньги.
◊
ног{ (или земли)} под собой не слышать
испытывать сильную радость, быть в восторге.
не слышать ног под собой
чрезмерно, до изнеможения устать от бега, долгой изнурительной ходьбы и т. п.
себя не слышать {от чего}
забывая все, горячо, полностью отдаваться чему-л., какому-л. чувству и т. д.
Когда сын примет, бывало, отца хорошо, то старик себя не слышит от радости. Достоевский, Бедные люди.
и слышать не хочет
категорически отказывается не только принимать участие в чем-л., делать что-л. и т. п., но и обсуждать, обдумывать предлагаемое.
пунктуация и управление в русском языке
что и о чем.
1. что (полный охват предмета действием). Слышать похвалы. Слышать возражения. Тяжело было ей слышать суровые слова отказа (Чернышевский).
2. о чем (частичный охват предмета действием). Слышать о случившемся. Слышать о вчерашних событиях.
орфографический словарь
формы слов
слы́шать, слы́шу, слы́шим, слы́шишь, слы́шите, слы́шит, слы́шат, слы́ша, слы́шал, слы́шала, слы́шало, слы́шали, слы́шь, слы́шьте, слы́шащий, слы́шащая, слы́шащее, слы́шащие, слы́шащего, слы́шащей, слы́шащих, слы́шащему, слы́шащим, слы́шащую, слы́шащею, слы́шащими, слы́шащем, слы́шавший, слы́шавшая, слы́шавшее, слы́шавшие, слы́шавшего, слы́шавшей, слы́шавших, слы́шавшему, слы́шавшим, слы́шавшую, слы́шавшею, слы́шавшими, слы́шавшем, слы́шусь, слы́шимся, слы́шишься, слы́шитесь, слы́шится, слы́шатся, слы́шался, слы́шалась, слы́шалось, слы́шались, слы́шься, слы́шьтесь, слы́шимый, слы́шимая, слы́шащаяся, слы́шимое, слы́шащееся, слы́шимые, слы́шащиеся, слы́шимого, слы́шащегося, слы́шимой, слы́шащейся, слы́шимых, слы́шащихся, слы́шимому, слы́шащемуся, слы́шимым, слы́шащимся, слы́шащийся, слы́шимую, слы́шащуюся, слы́шимою, слы́шащеюся, слы́шимыми, слы́шащимися, слы́шимом, слы́шащемся, слышим, слышима, слышимо, слышимы, слы́шанный, слы́шанная, слы́шанное, слы́шанные, слы́шанного, слы́шанной, слы́шанных, слы́шанному, слы́шанным, слы́шанную, слы́шанною, слы́шанными, слы́шанном, слы́шан, слы́шана, слы́шано, слы́шаны
синонимы
1. различать, разбирать, улавливать; слыхать (разг.); внимать (трад.-поэт.)
2. см. чувствовать
гл. несов.
чуять
чувствовать
слыхать
распознавать с помощью чутья (о животных))
См. чувствовать
под собой земли не слышать…
ссловообразование
глаг.
Пост. пр.: II спр.; несов. в.; перех.; невозвр.
Я слышу2 музыку листопада.
ЛЗ Различать, воспринимать слухом какие-либо звуки.
Непост. пр.: изъяв. накл.; наст. вр.; ед. чис.; 1 л.
Основа словоформы: слыш-
Основа слова: слыш
грамматический словарь
слы́шать нсв 5a, повел. затрудн.
глагольная сочетаемость
(не) слышать последних слов => Neg, восприятие
(не) слышать собственного голоса => Neg, восприятие
слова слышать => восприятие
слышать вопрос => восприятие
слышать выстрелы => восприятие
слышать голос => восприятие
слышать звон => восприятие
слышать звуки => восприятие
слышать историю => восприятие
слышать крик => восприятие
слышать мнение => знание
слышать музыку => восприятие
слышать разговор => восприятие
слышать слово => восприятие
слышать стук => восприятие
слышать шаги => восприятие
слышать шум => восприятие
полезные сервисы
Правильный вариант написания слова: слышишь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова слышишь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: слышать (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение (глагол-исключение), переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо, невозвратный.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
* * * Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо? С криком летят через дом к теплым полям журавли, Желтые листья шумят, в березнике свищет синица. Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны… Друг мой! могу ль при…
«Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое…»
* * * Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся. Хорошо с любимой в поле затеряться. Ветерок веселый робок и застенчив, По равнине голой катится бубенчик, Эх вы, сани, сани! Конь ты мои буланый! Где-то на поляне клен…
«Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся…
Здравствуй! Легкий шелест слышишь Справа от стола? Этих строчек не допишешь — Я к тебе пришла. Неужели ты обидишь Так, как в прошлый раз,- Говоришь, что рук не видишь, Рук моих и глаз. У тебя светло и просто. Не гони меня туда…
«Здравствуй! Легкий шелест слышишь.»
Похожие слова
3
5 ответов:
2
0
У многих возникают сомнения, как правильно — «слышит» или «слышет», «слышите» или «слышете». И между прочим, такие вопросы — хороший аргумент того, что детей в школе лучше учить не интегралам, а правильному произношению Потому что многие ошибки в письме мы делаем именно из-за того, что слышим ошибочное произношение, а потом пишем на слух.
Так вот, слово «слышит», равно как и во множественном числе — «слышите», пишется с буквой «и» в окончании. Тут нет какого-то общего правила, это слово надо просто запомнить, вместе с другими исключениями. Главное — приучитесь правильно, четко произносить такие слова, тогда и правильное написание отложится в памяти автоматически.
1
0
Правильным вариантом является второй предположенный Вами. А всё потому, что глагол «слышать» относится ко второму спряжению, а у глаголов второго спряжения в форме третьего лица единственного числа окончание -ит.
1
0
Глагол «слышать», хотя и на -ИТЬ, относится ко второму спряжению — это глагол-исключение, один из 11 исключений.
Определяем форму глагола с безударным личным окончанием: он что делает? — слыш(…) — это 3 лицо единственного числа.
Вспоминаем, что в этой форме глаголы второго спряжения имеют окончание -ИТ: носит, строит, возит.
Значит, пишем букву -И-.
1
0
«Слышит» или «слышет» — одно из этих слов написано неверно. Разбираем какое.
Для этого надо определить к какому спряжению относится этот глагол. Ставим его в начальную форму «слышать» и смотрим на окончание. Из правила следует, что если окончание «ать», то это 1 спряжение. Однако к правилу есть исключения, и слово «слышать» одно из них — относится оно не к 1, а ко 2 спряжению. Глаголы же второго спряжения имеют окончания «ит» и «ишь».
То есть правильно: слышит, слышишь.
1
0
Правильно писать данное выражение следует так: «он слышит«.
Причина та, что глагол «слышать» является глаголом-исключением<wbr />, наряду со следующими: гнать, дышать, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, смотреть, обидеть и терпеть. Все они относятся ко второму спряжению.
Читайте также
Слово посоленный пишется с двумя нн. Это прилагательное. Найдём корень этого слова,подобрав проверочное слово,-это соль. Значит енн это будет суффиксом, а в таком суффиксе, как мы знаем,пишутся две нн.
Слово «научился» означает действие, а потому оно является глаголом. Теперь нам нужно вспомнить правило, которое гласит, что с отрицательной частицей «не» глаголы пишутся в два слова.
Однако существуют глаголы-исключения, которые без частицы «не» не употребляются:
Среди приведенных слов нашего глагола нет, поэтому будем прописывать глагол «научился» с частицей «не» раздельно: «не научился».
Примеры:
Если ты в школе не научился быть дисциплинированным и собранным, то в дальнейшей жизни тебе будет трудно.
В детстве я долгое время занимался с преподавателем по вокалу, но чисто петь так и не научился.
С детства мы знакомимся с добрыми сказочными героями, например, с Доктором Айболитом, Белоснежкой, Золушкой, Иваном-царевичем, Василисой Премудрой. Да не только среди сказочных героев много добрых персонажей. Меня окружает очень много добрых людей. Некоторые из них обладают этим качеством в бОльшей мере, чем большинство добрых людей.
И тогда я употребляю прилагательное пр*добрый или добрый-пр*добрый.
Какую же приставку следует приставить к прилагательному добрый в этом случае? Возможны следующие способы проверки.
1) Определить значение слова с приставкой.
Если слово имеет значение высшей степени качества, переход за пределы обычного, привычного, то пишется приставка пре-. Если нет, — пишите приставку при-.
2) Замена слова сочетанием его с каким-либо другим словом, придающим ему значение, указанное в пункте 1).
Например, используем слова очень, самый. Добрый => очень добрый, самый добрый => ПРЕДОБРЫЙ.
Так правильно пишется заданное прилагательное .
Это сложное имя существительное, обозначающее определенное время суток. Первый компонент в этом существительном — «пол», а второй — порядковое числительное «шестой» в форме родительного падежа: «полшестого».
Обычно такое слово широко употребляется в разговорной речи, как и полпервого, полчетвёртого, полседьмого,.. полдвенадцатого. По нормам же литературной речи употреблять следует вместо слов с частью «пол» сочетания со словом половина: половина четвёртого, половина двенадцатого и т.п..
Это особая группа сложных существительных с первым компонентом «пол», и склоняются такие существительные
по-особому. Вернее даже будет сказать, что они, как правило, не изменяются по падежам: во всех падежах (от именительного до предложного) имеют неизменяемую форму именительного падежа. Исключением является только форма падежа дательного, которая может иметь и вариантную форму, но это просторечная форма.
В заданных предложениях существительное «полшестого» как раз употреблено с предлогом к, требующим падежа дательного. В этом падеже можно использовать оба предложенных варианта: и «приду к полшестого» (литературный вариант) и «приду к полшестому» (вариант просторечный). Принципиальной ошибки в этом случае не будет.
Произношение форм глагола «создАть» в настоящем и будущем времени сложностей не вызывает, а вот в прошедшем они имеют разноместное ударение в зависимости от рода и числа: я/ты/он сОздал, она создалА, оно сОздало, мы/вы/они сОздали.
Модератор: Селена
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine »
По словарю глагол «слыхать» относится к разговорным, но есть ли между этими словами семантическое отличие? В современной литературе мне встретился такой текст:
…Внучка Екатерины Скавронской, продолжал хвалиться портрет, знаменита не меньше бабки. Вы её точно знаете — Юлия Пален.
— Никогда не слыхала, — сказала Вера.
— А если под фамилией Самойлова?
Конечно же — Брюллов! …
Вообще говоря, глагол «слыхать» довольно часто использовался в литературе раньше, да и сейчас тоже его можно встретить. Вот, к примеру, у Лермонтова: мы…по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем; фамилии его я никогда не слыхал. [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839-1841)]
В романе Вера — искусствовед, и еще она умеет разговаривать с портретами. Поэтому вряд ли она стала бы пользоваться разговорно-просторечной лексикой. Или это всё-таки разговорный стиль, а не особая семантика? Возможно, здесь есть особая коннотация (некоторое недоверие, пренебрежение к собеседнику или к ситуации)?
Как вы думаете? Спасибо.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5209
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex »
Семантическое различие есть (оно проявлется в некоторых контекстах в других формах слова), но не выдумывайте, в Ваших примерах это не более чем просторечный диалект.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine »
Спасибо за ответ. Итак, вы полагаете, что семантических различий нет. И у Лермонтова тоже просторечный диалект? Но вот в Нацкорпусе 862 примера, где встречается сочетание «не слыхала». Большинство из них вряд ли можно отнести к просторечию.
И коннотации в моем примере тоже нет? А вы в этом уверены, можете обосновать свою точку зрения? Чтобы любить и понимать русскую художественную речь, нужно внимание и терпение, поспешные выводы и суждения не всегда правильны.
И еще к вам дополнительный вопрос. А в глаголе «выдумать» (в вашем тексте) есть коннотация? Например, пренебрежение к вопросу автора, подчеркивание его незначительности. Или мне это показалось? Я недавно на форуме, возможно, это принятый здесь стиль общения и мне не стоит обращать на это внимание?
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5209
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex »
Коннотации нет. Одни говорят «слухаешь», а другие «слушаешь», и все они имеют в виду одно и то же.
Цитирую чужие доклады:
Уже в ранний период творчества Лермонтов отказался от традиционных условно-поэтических слов, перифрастических выражений, устоявшихся символов и формул, которые еще широко использовались в поэзии Пушкиным, Баратынским, Кюхельбекером и другими: # пиит, творец, любимец Феба, муза, Геликон, Парнас, Пинд. Он отбрасывает и архаичные поэтические слова, выражения, заменяя их словами из живой народно-разговорной речи. Язык освобождается от условностей, становится необыкновенно выразительным, звучным, обретает силу воздействия, а выражения – афористичность и меткость.
Лермонтов вовлекает в систему литературного языка главным образом общегородское просторечие и общенародные формы крестьянского языка. Он ориентируется на общенациональный фонд живой разговорной речи и чуждается областных диалектизмов.
А в стихотворении «Бородино» совершенно отсутствуют декоративные штампы романтического стиля. В нем господствует солдатское просторечие и поговорочный простонародный язык. Здесь присутствуют морфологические, синтаксические и лексические средства живой разговорной речи (например, просторечные слова, разговорные частицы).
Это из первых ссылок поиска про просторечия у Лермонтова. Это к тому, что он любил язык народа, а не брезговал им, как напыщенные ценители.
Отправлено спустя 8 минут 26 секунд:
marine: ↑22 апр 2020, 12:05
А в глаголе «выдумать» (в вашем тексте) есть коннотация?
Я попросил Вас не выдумывать, и ничего иного. Все на этом форуме — личности. Есть грубые, есть сумасшедшие, есть сухо-деловые… Я писал не про незначительность вопроса, а про то, что не надо думать, что белая краска на самом деле не белая краска.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine »
Спасибо, что уделили мне внимание. ВСего лишь пара замечаний. Печорин — представитель дворянского класса, предложение взято из его дневника. Откуда там разговорно-просторечная речь? Почему он не использовал нейтральный глагол «слышать» в своих записках? О чем-то это говорит, как вы думаете?
И про «выдумывать»? Я всего лишь изложила свое мнение, и вряд ли это глагол, а также выражение «если угодно», уместны при вежливом общении с собеседником. А ведь этот форум вроде бы оценивается его участниками как очень доброжелательный. Не хотелось бы разочароваться.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5209
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex »
Подождём других людей. Я не компетентен отвечать о Печорине. Лично мне ни о чём не говорит.
У Вас первый вопрос написан так, что все подумают, что это вопрос о речи Веры, а не о речи Печорина и не о другом.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine »
Ну, ТЬСЯ и ТСЯ — это описка, а не ошибка, я же всё-таки не в школе учусь, а это детская орфограмма. На эту тему я могу целую «поэму» написать, например, три способа проверки ТЬСЯ и ТСЯ, также причина орфограммы и всё такое прочее. А по поводу глагольного сочетания вы, конечно, правы, тоже невнимательность, извините. Я хотела поправить, но «карандаш» не сразу нашла.
Просто это дополнительные замечания, а они у вас на первом месте оказались, практически весь ответ занимают. Я бы их в примечания отправила, если бы давала ответ.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5209
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex »
ОК. Я убрал свои замечания. Теперь могу предложить версию, но это гипотеза, что У Печорина были армейские привычки и в этих привычках проскакивало армейское просторечие. Говорить сложнее, чем писать. А привычки, в том числе паразитного характера, часто появляются незаметно.
Читаю биографию (в википедии):
Родился в Санкт-Петербурге. По его словам, «обучение ему быстро наскучило»
Сразу возникает вопрос: «А был ли он на самом деле образованным?». Может создаться впечатление, что Вы считаете, что все дворяне рождаются уже образованными.
Отправлено спустя 12 минут 32 секунды:
Разведка доложила:
Кажущаяся неясность образа рассказчика «Тамани» послужила главным доводом концепции о раннем написании этой повести, неорганичном «вмонтировании» ее в текст «Героя нашего времени», о невыдержанности характера Печорина и т. п. Отправным пунктом явилось наблюдение Б. М. Эйхенбаума над одной фразой в журнальном варианте «Тамани»: «А право, я ни в чем не виноват: любопытство — вещь, свойственная всем путешествующим и записывающим людям». В полном издании «Героя нашего времени» эта фраза снята, потому
что она почти дословно фигурирует в «Бэле», где рассказчик — профессиональный писатель: «Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку — желание, свойственное всем путешествующим и записывающим людям».
Печорин, видимо, превосходно знает и западноевропейскую литературу. … Просторечия встречаются во всех частях романа и даже в речи светского Печорина: «Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку»
Отправлено спустя 4 минуты 2 секунды:
Ещё причиной может быть то, что Лермонтов торопился написать роман, отчего деталям внимания досталось меньше, чем могло быть надо.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine »
В Интернете все пишут: «по его словам, обучение ему скоро наскучило». А откуда это? И какое у светских богатых молодых людей могло быть «обучение»? Там было воспитание и образование. Эти люди знали несколько языков, читали иностранную литературу в подлиннике, изучали древние языки и всемирную историю. А кроме этого светское образование: музыка, танцы, рисование, фехтование, верховая езда, знание этикета. Вряд ли наше общество может дать молодежи такое образование. Возьмем биографию самого Лермонтова: сначала домашнее воспитание, потом московский пансион, затем университет, потом гвардейская школа в Петербурге. Их беда состояла в том, что они не могли применить свои знания на практике: «мы иссушили ум наукою бесплодной». А знания, которые не используются, обременительны для человека, так как люди нуждаются в их творческом применении. Но цели в жизни нет, на хлеб зарабатывать не надо, служить необязательно. На Кавказ же Печорин попадает после «истории», скорее всего, после дуэли, так он становится армейским офицером. Поэтому непонятно, о каком «наскучившем обучении» пишут авторы в своих сочинениях, вернее, списывают друг у друга.
Просторечие в его словах? Но ведь мы любую фразеологию может отнести к разговорному стилю. Фразеологические обороты делают нашу речь ярче, выразительнее. Детали? Они очень важны, настоящий художник слова придает деталям большое значение, здесь не может быть небрежности и торопливости.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5209
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex »
Отвлечёмся? Я могу сказать о современности и не могу о людях прошлого (в тем более не могу о вымышленных людях прошлого). Наше общество — может, другой вопрос, что жизнь, которую выбирают нам, а не которую выбираем мы, диктует ненужность этого, одна фальсификация вокруг, включая знание: имитируют учение, наскоро вываливая сотни и тысячи гигабайт как мусор, а не как ценность, в головы поколений. Эта тема пересекается с той, о которой нельзя говорить. Надо делать вид, что всё прекрасно.
Отправлено спустя 18 минут 41 секунду:
Откуда это про «наскучило»… Посмотрим:
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine »
Печорин здесь говорит скорее о специализированных знаниях, в то время как общий образовательный уровень у него достаточно высок. По крайней мере он вполне владеет грамотным русским языком, что видно из его записок. А вот углубиться в какую-то область знаний не получается, для этого опять же нужна мотивация. Что ему изучать, психологию, экономику, точные науки? Но где он их может применить, только если в искусстве управлять людьми, а это непременно когда-нибудь надоест. Другими словами, не мог он найти свое призвание, и возможно, по объективным причинам.
А теперь про наше общество. У нас за последнее время случилось два знаковых события: информационная революция, которая длится уже 20 лет, и вот теперь еще пандемия. Мир уже не будет прежним, думаю, и образование изменится значительно. Каким оно будет? Хотелось бы, чтобы новое поколение стало более творческим, нам нужны мыслители, а не исполнители, истинные знания, а не их имитация. Многое будет зависеть от каждого из нас. Так что нам с вами досталось интересное, хотя и трудное время. Наверное, Печорин не отказался бы жить в нем и, может быть, нашел бы себя, но — «времена не выбирают».
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5209
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex »
Вас надо тыкать как котёнка, чтобы навык внимательности в письме прокачать?
Отправлено спустя 4 минуты 57 секунд:
Про углубиться в какую-то область знаний, это, полагаю, Вы решили, что так. Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал в том числе и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.
Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его
Отправлено спустя 17 минут 29 секунд:
ВОЕ́ННАЯ СЛУ́ЖБА Лермонтова началась с того дня, когда он был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров унтер-офицером л. -гв. Гусарского полка —14 ноября 1832.
Отправлено спустя 2 минуты 4 секунды:
В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение на смерть Пушкина, в котором открыто обвинял власти в случившемся. Стихотворение принесло поэту известность, но за него Николай I отправил поэта на Кавказ, где тогда шли военные действия.
Отправлено спустя 6 минут 19 секунд:
Наше время, да… В тюрьму за лайки, это вам не на войну, это куда человечнее. И на троне ну прям совсем не царь. Совсем другие нынче нравы.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine »
Спасибо теперь за котенка (в трех или четырех программах проверила текст, ошибок нигде не нашли).
Также спасибо за беседу, в то же время мы далеко ушли от темы. Если же к ней вернуться, то мой вывод такой: слыхать — глагол особый, в словаре ему уделено недостаточно внимания. Замена его нейтральным глаголом слышать меняет текст, обычно ухудшает его. Это мое личное мнение, я это воспринимаю на слух. Считаю, что и в моем примере, и во всех других примерах авторы выбирали именно этот вариант намеренно.
В любом случае мне был интересен ваш ответ.
Кстати, о Лермонтове: с 1828 по 1830 год он учился в Московском университетском Благородном пансионате.
Осенью поступил в Московский университет на нравственно-политическое, потом на словесное отделение, где проучился два года(1830-32). Не закончил Московский университет, так как решил посвятить себя военной карьере и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге, а с 1834 года он начал службу в звании корнета в гусарском полку в Царском селе.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5209
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex »
Вы считаете, что программы всегда знают, где надо ставить запятые? У Вас в этот раз вводные выражения не обособлены, и Вы игнорируете это обособление вообще. Снова будете отвечать, что это не ошибка? Читающему мне читать тяжело.
Когда называете слово, как сейчас: «слыхать — глагол особый», «Замена его нейтральным глаголом слышать» — выделяйте называемое слово или кавычками, или курсивом по правилам, или не по правилам жиром, цветом или ещё как-то, чтоб было видно, что это именно, что слово, а не значение…
Ухудшает или нет — зависит от субъективного чувства восприятия, от необходимости использовать и выдержать стиль.
Ваше мнение — это хорошо.
Из увлеченцев, живущих на форуме, я здесь самый слабый, так что ждём других участников. Они могут дать более ценную информацию.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine »
Так вот откуда история про котенка, которого надо потыкать носом. Вам не хватает вводных слов?
А вы в курсе, что практически любое вводное слово имеет парное наречие, и я имею право выбрать нужный мне вариант (в соответствии с правилами, конечно). Это касается «скорее» и «по крайней мере», у меня эти слова употреблены в значении наречий. Вы ко мне очень строги (в основном по оформительским мелочам, курсивы, кавычки), а давайте-ка я вас проверю. Я тоже умею это делать.
Вот ваше предложение: Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал, в том числе, и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.
1) Слитное написание НЕ, а должно быть раздельное 2) Некорректно построенное предложение с союзом В ТОМ ЧИСЛЕ. В каком это том числе изучал он русский язык? Почитайте Справочник по пунктуации.
В ТОМ ЧИСЛЕ, союз. Присоединительные обороты, начинающиеся союзом «в том числе», обособляются. На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым. Вот так эти обороты строятся.
И вывод. Я скромно задаю на форуме очень простой вопрос, надеясь получить на него короткий и ясный ответ. Мне интересно, почему автор употребил разговорно-просторечный вариант слова при наличии нейтрального варианта? В этом есть особый смысл или кто-то плохо знает русский язык (автор, персонаж, составитель словаря)? Нет ответа.
Зато меня научили правильно писать ТСЯ и ТЬСЯ, употреблять курсив и кавычки, а также обособлять вводные слова. Это всё как бы взамен отсутствующего ответа, причем в довольно невежливой форме. Казалось бы, в этом случае строгий учитель должен знать язык безупречно, но это далеко не так.
Мне очень хотелось подружиться с автором ответа, но ничего не получилось. Нет, не нравится мне на этом форуме. Это какой-то некорректный форум.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5209
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex »
отступление, по русскому языку
Я Вам коротко и ясно написал: обычное просторечие, что Вы сочли неправильным. Я коротко написал «ждём других», два раза написал коротко. Третий раз: «ждём других».
Образование среднее-низшее.
-
Селена
- —
- Всего сообщений: 2733
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
Селена »
marine: ↑22 апр 2020, 22:29
в трех или четырех программах проверила текст, ошибок нигде не нашли
Во-первых, программы такие программы… Перечитывайте себя, если для вас очень важно, чтобы не было описок. Они есть, программы их не замечают.
Вы не обижайтесь. Я с daslex часто спорю, но в этом случае он прав:
marine: ↑22 апр 2020, 18:10
Но ведь мы любую фразеологию может отнести к разговорному стилю
Далее.
marine: ↑22 апр 2020, 23:52
А вы в курсе, что практически любое вводное слово имеет парное наречие, и я имею право выбрать нужный мне вариант (в соответствии с правилами, конечно). Это касается «скорее» и «по крайней мере», у меня эти слова употреблены в значении наречий
Я — в курсе. Но здесь нет условий для волюнтаризма. В вашем тексте это именно вводные слова, а не наречия.
Кстати, стилистически первое предложение хромает, в связи с чем в нем очень сомнительная пунктуация.
Конечно, это мелочи, но вы ведь обижаетесь и начинаете отстаивать свою правоту.
А daslex отнюдь не эталон грамотности, но он и не настаивает на своей безупречности.
Теперь по теме. Обратимся к Далю:
Слышать более относится к орудию и чувству слуха, а слыхать — к вестям, слухам, что слышат.
В бумажном объясняется и на примерах.
Во времена Лермонтова — не просторечное.
Даль достаточно авторитетен?
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine »
Сначала о вводных словах
Откройте Справочник по пунктуации на Грамоте.ру и наберите «по крайней мере» и «скорее», это ведь нетрудно. Не буду пересказывать содержание статей, сами прочитаете. К примеру, обособлять « скорее» я научилась еще лет несколько назад (тоже сделали замечание на форуме). Здесь не «скорее говоря», а «скорее …чем », то есть значение сопоставления, которое подразумевается (в той теме общее и специальное образование).
Вот за эти как бы «вводные слова» ваш участник обещал потыкать меня носом, как котенка. Это у вас принято на форуме, извинений не будет? Кодекса вежливости нет?
Теперь о Дале. Даль – история (1801 – 18072), он для этимологических и исторических вопросов интересен, а язык меняется, это живой организм. Отслеживать его желательно на разных исторических периодах.
Я слышу в этом глаголе особые значения, его просто так не употребляет ни Лермонтов, ни современный автор, так как изображенные персонажи имеют хорошее образование. Нейтральное «не слышал» им, вероятно, не подходит, не содержит дополнительной эмоциональной окраски (некоторой раздраженности в одном случае или пренебрежительной оценки в другом). Я в этом хотела разобраться.
У вас же форум русской словесности, но как-то здесь мало любят словесность. Эмоциональная окраска, семантика, коннотация? Нечего выдумывать! Все просто: разговорное просторечие, малограмотные авторы или персонажи. Ну что ж, сюда делиться своими «выдумками» я больше не приду.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5209
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex »
Не за вводные слова, а в непоставленные запятые. А ещё за непроставление точек, за лишние пробелы. На грамотаре есть профессионалы, соображающие хуже меня, при том, что я дваплюсник, а не отличник.
Я не участник Селены. Правильно «участник форума», «мой неприятный собеседник», «этот хам».
Я люблю не только словесность, но и письмо. И меня огорчает видеть у хорошо пишущего человека детские ошибки.
Вы не видите в упор ответы, которые дают:
daslex: ↑22 апр 2020, 11:34
Семантическое различие есть (оно проявлется в некоторых контекстах в других формах слова), но не выдумывайте, в Ваших примерах это не более чем просторечный диалект.
Селена: ↑23 апр 2020, 08:09
Во времена Лермонтова — не просторечное.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine »
Спасибо за общение, давайте на этом закончим. Учите вводные слова, читайте Справочник по пунктуации. И будьте добрее к людям. У вас и так мало посетителей, а так и последние разбегутся. Если, конечно, вы и дальше будете учить их ставить точки и считать пробелы (вы же не книгу к печати готовите, чтобы их считать).
В русском языке есть два уровня знаний. Основные правила письма школьники обычно усваивают за 11 лет обучения, но это всего лишь первый этап. Грамотное построение речи, ее выразительность, грамматика и стилистика — вот что не всем дается, что вызывает постоянные вопросы. И еще особое понимание правил пунктуации, умение применить их в конкретной ситуации, а не просто формально скопировать — в этом высший пилотаж. Не верите? Тогда я вам процитирую Розенталя:
«При составлении различного рода справочников приходится исходить из того, что общий свод пунктуационных правил не мог, естественно, охватить все многообразие случаев частного характера, в результате чего наблюдаются противоречия и двойственность в применении правил. Само по себе это обстоятельство не должно нас смущать: если в области орфографии желательна и необходима полная унификация, то к пунктуации это требование неприменимо. Особенности русской пунктуации — в присущей ей многофункциональности знаков препинания и широкой их взаимозаменяемости, в своеобразии индивидуально-авторского использования знаков препинания, в гибкости пунктуационной системы, позволяющей выявлять не только смысловую сторону текста, но и стилистические его оттенки. Все это исключает формальный подход к соблюдению правил».
А вы тут точки считаете, пробелы, буквы пропущенные… И это вместо грамотного и обоснованного ответа на вопрос.
На это письмо не надо отвечать. Спасибо.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5209
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex »
Если Вы ищете площадку для самоутверждения и пытаетесь убедить себя, что правы в том, что тут у нас особый случай и случай этот с просторечием заслуживает особого внимания, если Вы ищете сторонников своего самоутверждения, а не ответ на свои сомнения, то выбрали не ту площадку. Это на этом форуме понимают даже такие, как я, люди с низшим средним образованием.
Кто хочет видеть ответ на вопрос, тот видит ответ на вопрос, а кто не хочет или хочет не видеть — не видит.
Образование среднее-низшее.
-
Селена
- —
- Всего сообщений: 2733
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
Селена »
moderatorial: Тему закрываю.
За некорректное поведение и перевод темы в плоскость выяснения отношений участнику форума marine выносится устное предупреждение.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 3 Ответы
- 803 Просмотры
- Последнее сообщение Тимур
-
- 2 Ответы
- 642 Просмотры
- Последнее сообщение Секач
-
- 1 Ответы
- 6161 Просмотры
- Последнее сообщение slava1947
-
- 4 Ответы
- 1331 Просмотры
- Последнее сообщение Мартынова Елена
-
- 13 Ответы
- 858 Просмотры
- Последнее сообщение Марго