«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» – эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.
Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.
Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.
В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.
В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.
Путешествие друзей
Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.
Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет
Петушок
Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.
Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.
А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.
Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.
Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет
Самый быстрый в лесу
В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.
Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.
Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет
Письмо
Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.
Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет
Вини-Пух, Шарфик, Ёжик
В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…
Андрей Харченко, 6 лет
Как они спасли зайца
Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.
Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет
Новый друг
В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.
Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.
Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.
Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет
Как Дружок заблудился в лесу
Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.
Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.
Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.
Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:
«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».
Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.
Даша Новосёлова, 7 лет
Лесное происшествие
В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.
Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет
Как Лиса повадилась в курятник
В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.
Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.
Аня Жукова, 6 лет
Сказки, сочинённые с родителями.
Снежная печка
Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.
А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.
Ксюша Лобанова, 7 лет.
Зимний рассказ
Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.
Настя Алметева, 6 лет.
Чудо
Однажды в студёную, зимнюю пору
Я из дому вышла, был сильный мороз!
Смотрю весь народ, направлялся на площадь.
И мы побежали на площадь бегом.
А там, я глазам своим не поверила,
На площади ёлка стоит: «Красота!»
Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.
Они с Дед Морозом ведут хоровод.
Меня поздравляют, подарки мне дарят.
О чудо!Ведь это пришёл Новый год!
Софья Рыбакова, 6 лет
Предыстория
Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.
Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.
Что важно выделить в сюжете теремка?
Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:
Сказка в сборнике А.Н. Афанасьева
Сказка под номером 82
Сказка под номером 83
Сказка под номером 84
Вид теремка
«Построила муха терем»
Кувшин
Лошадиная голова
Кто жил в теремке
муха-горюха
вошь-поползуха
блоха-попрядуха
комар долгоногий
мышечка-тютюрю?шечка
ящерка-шероше?рочка
лиса Патрикеевна
заюшко из-под ку?стышка
волчище серое хвостище
муха-шумиха
комар-пискун
мышь из-за угла хмыстень
лягушка на воде балагта
заяц на поле свертень
лиса на поле краса
собака гам-гам
волк из-за кустов хап
мышка-норышка
лягушка-квакушка
заяц на горе увёртыш
лисица везде поскокиш
волк из-за кустов хватыш
Кто разрушил теремок
медведь толстоногий
медведь лесной гнёт
медведь всех вас давишь
Как разрушил теремок
спустил лапой по терему и разбил его
Сел на кувшин и всех раздавил
сел на голову и раздавил всех
Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.
Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.
Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.
Образом чего является теремок?
Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.
В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:
«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».
Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.
Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норышка; а ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Ступай ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.
Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.
Почему не влез медведь?
Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий». Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель, т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.
Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.
Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.
В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:
— Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)
— А я лесной гнёт!
Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)
— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)
Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.
Специфика советского понимания
Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.
Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.
Больше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский
сад «Улыбка» села Бижбуляк муниципального района
Бижбулякский
район Республики Башкортостан
Конспект занятия по развитию связной речи
в старшей группе № 1 «Любознайки»
с презентацией.
Тема: Пересказ сказки «Почтовая улитка».
Подготовила и провела:
Г.В. Биктимирова
Бижбуляк, январь – 2021г.
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с
опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий.
Задачи:
1.
Образовательные:
— познакомить со сказкой «Почтовая
улитка»;
— учить составлять простые предложения,
самостоятельно опираясь на графические схемы;
— закреплять представления детей об особенностях
сказки, ее отличиях от рассказа.
2.
Развивающие:
— продолжать формировать умение внимательно
слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на
поставленные вопросы;
— развивать основные мыслительные операции:
анализ, синтез, обобщение;
— развивать монологическую речь;
— совершенствовать связную речь.
3.
Воспитательные:
— формировать интерес к речевой деятельности;
самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;
— воспитывать ценностное отношение к литературе.
Предварительная работа: чтение сказок
других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о
природе, рассматривание иллюстраций с изображением растительного и животного
мира, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры.
Словарная работа: травоядная,
влаголюбивая, почтальон, сотрудники озадачились, ценный конверт, ответственный
работник.
Методы и приемы:
1) Игровые: игровая мотивация, физкультминутка.
2) Словесные: беседы, чтение художественной
литературы, объяснения.
3) Наглядные: рассматривание иллюстраций,
картинок.
4) Практические: работа с опорными схемами.
Оборудование: слайд-шоу, иллюстрации к
сказке, графические схемы к сказке, доска.
Ход образовательной
деятельности
1.
Орг. момент.
Воспитатель:
— Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости,
давайте с ними поздороваемся.
— Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
— У меня тоже сегодня хорошее и радостное
настроение.
Игра приветствие
Нежные,
добрые девочки!
Сильные, смелые мальчики!
Встанем в круг и за руки все возьмемся,
И радостно друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
— Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё
настроение всем, кто нас окружает. А теперь садимся за столы.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель:
— Сегодня я предлагаю вам отправиться в
удивительный мир животных. Где нам предстоит открыть самые интересные тайны
жизни животных, их самые необычные особенности и узнать много нового. И сегодня
мы будем говорить….
А о ком, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
В домике
всегда своем,
Даже в гости ходит в нем…
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает? (Улитка)
Воспитатель: Ребята сейчас я вам расскажу немного об улитке, а вы меня
внимательно послушайте.
— Улитка — травоядная. Что это значит?
Травоядная – это значит, питается травой и другими растениями и овощами.
— На языке улитки, как на напильнике,
расположены сотни маленьких зубов, ими улитка срезает и перемалывает пищу.
-Улитка влаголюбива — это значит, влагу любит.
Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мхе.
Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, питаться выходит ночью.
Наиболее активна улитка ночью или после дождя.
— Улитка движется очень медленно. Попробуем все
вместе сказать такие слова: «Улитка, проползи немножко на своей ножке!»
(Дети произносят хором эти слова).
Ребята,
пока мы говорим эти слова, улитка успевает
проползти вот такое расстояние. (Показ
отрезка длиной 1,5 см).
— У улитки не просто рожки, а одна пара рожек,
одна пара усиков. Усики -маленькие, улитка ими нюхает. А рожки — большие — это
глаза. И рожки и усики улиток очень чувствительны: если они случайно касаются
какого — либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь.
— Вот сколько всего мы узнали про жизнь улитки.
3. Поисковый этап
Воспитатель:
— А сейчас ребята, я хочу прочитать вам одну
интересную сказку, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак….
Чтение сказки «Почтовая улитка».
Больше
всего на свете улитка хотела быть почтальоном. «Как же это замечательно, —
думала она, — разносить хорошие новости и доставлять ценные посылки! Быть
почтальоном – самая интересная, самая важная и самая радостная работа!»
Но в почтальоны улитку не брали. Вы, наверное, уже догадались, почему: ползала
она о-о-очень медленно.
— Как же ты будешь разносить новости? – посмеялись над малышкой на почте.
— Улиток в почтальоны не берут. Пока ты доберешься до адресата, новости
устареют! Это же будут уже не новости, а «старости» какие то! Кому они будут
нужны?
«Эх, — вздыхала улитка, — и почему я не родилась зайцем или голубем? Тогда бы
никто не смеялся, сразу бы приняли! Вот бы мне стать такой быстрой, как они!» И
она решила тренироваться, чтобы стать быстрее. Каждое утро малышка просыпалась
затемно и выходила на пробежку. К рассвету она была уже на беговой дорожке. А к
обеду проползала целых два метра! Потом два метра и ещё немножечко…. Но, увы,
сколько бы она ни старалась, она оставалась чуть быстрой, но все же улиткой. И
по-прежнему не годилась для работы на почте.
— Брось ты эту затею! – кричал заяц, поправляя на бегу сумку, набитую письмами
и журналами.
— Только зря время теряешь. Даже самая быстрая в мире улитка не сможет работать
почтальоном!
Улитка понимала, что он прав, только отказаться от мечты все равно не могла. Но
однажды на почту попало письмо с особой пометкой. «Дорогой почтальон, — было написано
на конверте, — пожалуйста, будьте бережны с этим письмом: оно полно нежных
чувств и может повредиться».
Сотрудники почты озадачились. Кому же доверить доставку такого ценного
конверта? Вдруг заяц помнет нежные чувства? Или они испортятся от тряски?
— Улитка! – вдруг вспомнила сорока.
— Вот кто сможет справиться с такой задачей! Правда, она не сможет доставить
нежные чувства быстро, зато они прибудут в целости и сохранности! И все
согласились, что так будет лучше. Улитка очень старалась! И, конечно же, она
справилась!
Теперь малышка работает на почте и очень счастлива. Когда нужно доставить
что-нибудь очень бережно и аккуратно, это доверяют улитке.
И все очень гордятся тем, что у них есть такой ответственный работник!
(материал из простора интернета)
Работа по содержанию.
Воспитатель:
— Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы
детей).
— Давайте с вами побеседуем по содержанию этой
сказки. Отвечаем полным предложением.
— Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)
— Кем хотела быть улитка? (Ответы детей)
— Почему ей нравилась профессия почтальон? (Ответы
детей)
— Почему сотрудники почты не брали на работу
улитку? (Ответы детей)
— Какие усилия прилагала улитка, чтоб стать
быстрой? (Ответы детей)
— Что советовал заяц улитке? (Ответы детей)
— Что произошло дальше? (Ответы детей)
— Что значит «сотрудники озадачились»? (Ответы
детей)
Воспитатель дает определение выражения.
— «Озадачились», значит попасть в трудное
положение, затруднение с ответом.
— Что предложила сорока? (Ответы детей)
— Что значит «ответственный работник»?
Воспитатель дает определение выражения.
— «Ответственный работник», значит выполняющий
работу аккуратно, на отлично.
Воспитатель:
— А сейчас я вам предлагаю сделать
физкультминутку.
Физкультминутка
Вы,
наверное, устали?
Ну, тогда все дружно
встали.
Мальчики потопали.
Девочки похлопали.
Вместе дружно
повертелись,
И за парты все
уселись.
Глазки крепко
закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем,
поморгаем.
И работать
продолжаем.
Повторное
чтение сказки.
Воспитатель:
— Ребята, я вам прочитаю сказку еще раз, вы
слушайте внимательно, потом мы будем пересказывать. А читать сказку я буду с
опорой на схемы.
(Выставить схемы). Чтение.
4. Практический этап.
Пересказ сказки с опорой на схемы (можно
использовать презентацию)
Воспитатель:
— Ребята, пересказывать такую большую сказку
одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем,
даже вчетвером.
Пересказ сказки с опорой на схемы (по цепочке, по частям).
Воспитатель:
— Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по
схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом
еще 4 детей)
— А как бы ты озаглавил эту сказку?
Анализ ООД.
Воспитатель:
— С какой сказкой вы сегодня познакомились?
— Что вам больше всего запомнилось из сказки?
Индивидуальный анализ деятельности детей на
занятии.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
— Кто был героем нашего занятия?
— Что вы там узнали нового?
— В следующий раз мы с вами познакомимся еще с
одной доброй и поучительной сказкой.
Задачи:
— Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе,
— Обобщить знания родителей о сказках, активизировать творческий потенциал взрослых.
— Показать формы и методы работы со сказкой.
— Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
— Воспитывать бережное отношение к книге.
Форма проведения: дискуссия.
Участники: воспитатели, родители.
Предварительная работа:
— изготовление объявления на родительское собрание для родителей;
— за две недели до начала родительского собрания проводилось анкетирование для родителей «Роль сказки в семье»;
— запись на диктофон беседы с детьми «Кто читает сказку дома?»;
— заготовка памяток.
План проведения:
- Вступительное слово воспитателя.
- Доклад. «Роль сказки в жизни ребёнка».
- Викторина.
- Награждение родителей медалями «Великий сказочник».
- Советы для родителей по домашнему чтению.
- Анализ анкет.
- Памятки.
- Разное.
Решение собрания.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Я рада Вас видеть. Сегодня мы с Вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено сказке, нашей любимой русской народной сказке.
Доклад:
Сказка, это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение.
Детская сказка — это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Ведь любая сказка рассказывает о взаимоотношениях между людьми, о способах выхода из сложных жизненных ситуаций. И, что из любой ситуации всегда найдётся выход. Язык сказки понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Через сказку к ребёнку приходит понимание, что в жизни «хорошо», а что «плохо». Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а большими осмысленными предложениями.
А как приятно слушать или читать веселую сказку. Её герой чаще всего бедный мужик или храбрый солдат. Благодаря своему уму и находчивости они ставят смешное и глупое положение гордого барина, жадного попа, деревенского богатея, и даже смерть.
Народные сказки полны мудрости. В них выражены мечты, и надежды трудовых людей, а лучшей доли, о справедливой и счастливой жизни.
Уважаемые родители я вам предлагаю провести интересную викторину по нашим добрым сказкам, но для этого вам необходимо разделиться на две команды.
Викторина
Послушайте, правила которые необходимо соблюдать во время нашей викторины
• вопросы надо слушать внимательно;
• если одна команда не может ответить на вопрос, то другая команда подняв руку может сделать это заработав таким образом жетон если ответит правильно.
• за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к второй команде.
• победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов.
Первый тур разминка
Вспомни и назови правильно сказку.
Вопросы 1 команде
«Сестрица Аленушка и братец Андрюшенька»
«Бычок красный бочек зеленые ножки»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«Гусочка Ряба»
«Перчатка»
«Марьюшкина избушка»
Вопросы 2 команде
«Кренделек»
«Петушок и фасолевая семечка»
«Волк и 7 котят»
«Пашенька и медведь»
«Гуси-вороны»
«Редиска»
Второй тур
Ответь на вопросы
Вопросы для 1 команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Вопросы для 2 команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
Третий тур
Собери правильно картинку и назови из какой она сказки
1 команда
«Гуси – лебеди»
2 команда
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Четвертый тур
«Ассорти из сказок»
Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?
1. “. Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. ”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
2. “. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок, а из чего печь то муки ведь нету…”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Колобок –”)
3. “. Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я — лягушка – квакушка. ”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).
4. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит испеки мне бабушка колобок.
Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и заяц».)
Пятый тур
Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,
движений и жестов. Тянут жребий кому какая сказка попадет
(«Репка» и «Колобок»)
Шестой тур заключительный
Из какой сказки эти слова
1. Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать. («Лиса и заяц»)
2. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка»)
3. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: («Три поросенка»)
4. Не пей, братец, жеребеночком станешь! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
5. Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. («Гуси Лебеди»)
6. Да, теперь тебе нужно готовить приданое, — сказала старая мышь. — Ты выйдешь замуж за важного господина, и надо, чтобы у тебя всего было в достатке. («Дюймовочка»)
7. Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил… («Рукавичка»)
8. Эх, куманек! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри – мозг выступил, насилу плетусь. («Лиса и волк»)
9. Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не отворяйте, никого не впускайте. («Волк и 7 козлят»)
10. Высоко сижу, далеко гляжу. («Маша и медведь»)
Дорогие наши родители вы большие молодцы, хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подошла к концу. И пора подвести итоги и узнать какая команда стала победителем.
Обе команды награждаются.
Как вызвать интерес к книжке?
Пусть у ребенка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное – не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте постепенно, чтобы был элемент новизны. Не нужно навязывать ребенку незнакомую книгу, даже если вам хочется ее прочитать. Пусть он сам через какое то время заинтересуется этой книгой. Можно положить ее на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься ее чтением на глазах у ребенка, а потом прочитать из нее какой-нибудь интересный отрывок. И вообще старайтесь сами увлеченно читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Если ребенок часто будет видеть взрослого, читающего с интересом, у него сформируется определенный стереотип: чтение книги доставляет удовольствие. Сделайте чтение новой книги для ребенка праздником для всей семьи, когда все участвуют и делятся своими впечатлениями. Воспитывайте у своего ребенка отношение к книге как к ценному подарку: дарите книги своему ребенку, его и своим друзьям.
Как сделать так, чтобы ребёнку понравилось слушание книги.
Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчеркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение (рассказывание) превратиться в маленький театр. Чем больше интересного вы добавите в чтение, тем лучше. Чем легче вы войдете в роль, тем внимательнее ваш ребенок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.
Как воспитать активного читателя?
Прежде всего, будьте активны, любопытны сами. Задавайте ребенку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги. Читая о каком-либо известном ребенку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например о том, какого цвета или какой формы этот предмет. Старайтесь поощрять и у ребенка желание задавать вопросы, разжигайте его интерес к персонажам произведения, сюжету. Прервите чтение на самом интересном месте и предложите ему придумать продолжение истории.
Анкета для родителей
«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»
- Есть ли у Вас дома детская библиотечка?____________________
- В Вашей детской библиотечке преобладают:
а) познавательные книги
б) сказки
в) стихи
3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? _____________________
4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку?
а) просматриваю содержание
б) учитываю возраст ребёнка
в) выбираю книгу по иллюстрациям
г) покупаю случайно
5. Как часто Вы читаете ребёнку книги?
а) ежедневно
б) редко
6. По чьей инициативе Вы читаете книги?
а) по просьбе ребёнка
б) по своей инициативе
7. Как Вы узнаёте, внимательно ли ребёнок слушал произведение?
а) спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги
б) обсуждаю поступки героев
в) предлагаю пересказать содержание
8. Какие любимые художественные произведения есть у ребёнка?
_____________________________________________________________________________
9. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? __________________
10. Какова по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка?
______________________________________________________________
Период
Образовательная деятельность на занятиях
Совместная и самостоятельная деятельность
Обогащение РППС
Тема, страница
Цель
Сентябрь
1 нед
Знакомство
с потешкой «Бежала лесочком лиса с кузовочком».
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 113
Игрушка-лисичка,
кузовок, грибы шишки, орехи
(муляжи
или картинки)
2 нед
Рассказывание русской народной сказки «Коза-дереза».
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 115
Формирование
умения внимательно слушать и слышать воспитателя; развитие умения понимать
обращенную речь с опорой на наглядность; развитие умения отвечать на вопросы,
используя форму простого предложения; формирование умений эмоционально
откликаться на происходящее; привлечение детей к активному участию в
рассказывании сказки; воспитание интереса к русской народной сказке, желание
ее слушать.
Игра
имитационная «Коза дереза»
Рассматривание
персонажей сказки, беседа по инициативе детей.
Предложить
детям нарисовать петушку хвост.
Плоскостные
фигурки персонажей: дед, бабка, девочка, коза, заяц, волк, медведь, лиса,
тетух. Картинки леса и избы.
Для
сюрпризного момента: почтальон Печкин и посылка.
Картинки
с изображением петуха без хвоста, гуашь, стаканчики непроливайки, кисти,
клеенки.
3 нед
Знакомство
с потешками «Барашеньки», «Божья коровка». О.М. Ельцова,
В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 123
Книга с
потешками, картинки барашка и божьей коровки.
4 нед
Рассказывание
русской народной сказки Кот, лиса и петух»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 127
Развитие умений понимать
обращенную речь с опорой на
наглядность и без нее; привлечение
детей к активному участию в
рассказывании сказки; воспитание
интереса к русской, народной сказке.
Режиссерская
игра с плоскостными фигурками животных.
Игрушки
:
Дед,
бабка, девочка, коза, заяц, лиса, волк, медведь, петух с косой. Плоскостные
фигурки персонажей сказки Фигурки к сказке: кот, лиса, петух. Избушка лисы,
изображение леса и опушки.
Октябрь
1 нед
Чтение
стихотворения А.Барто «Девочка-ревушка». О.М. Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н.
Терехова, стр.
133
Книга А.
Барто. Иллюстрации к стихотворению.
2 нед
С.Маршака
«Усатый -полосатый».
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 120
Знакомство
детей с творчеством Ушинского; вовлечение детей в игровую ситуацию, вступать
в речевой контакт, отвечать на вопросы воспитателя; приучать детей
внимательно слушать и слышать.
Рисование
по замыслу детей «Кот усатый, полосатый».
Краски
или гуашь, кисти, клеенка, стаканчики с водой, цветные карандаши, картинка
кота.
Книга с
текстом А.Барто, иллюстрации В.Лебедева.
«Нарисуем
котику усы».
Бумага с
изображением кота без усов, карандаши цветные.
3 нед
Знакомство
с потешками-забавушками.
Речевые
игры «Доскажи словечко», «Скажи наоборот».
Бубен.
Иллюстрации Ю.Васнецова к русским народным потешкам.
4нед
Чтение
рассказа Е.Чарушина «Томкин сны» О.М. Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр.141
Знакомство
детей с рассказом Чарушина, формирование знаний взаимосвязи между содержанием
и названием произведения, нахождение сходств и различий между человеком и
животными, развитие эмоционально го отклика от прочитанного, воспитание
умений внимательно слушать, совершенствовать умения давать полные ответы на
вопросы, закрепление навыка связной речи, умения говорить не торопясь,
выразительно.
Беседа
по прочитанному.
Рассказы
детей о своих домашних животных.
Книга с
текстом Чарушина, авторские иллюстрации.
Ноябрь
1 нед
Чтение
отрывка из стихотворения И.Сурикова «Белый снег, пушистый».
Картина
с зимним пейзажем, маленькое солнышко, тучка, снеговик.
Рисование
по замыслу детей-снежная горка, снеговик.
Гуашь
белого цвета, бумага тонированная или голубая, кисти, стаканчики с водой,
клеенка
2 нед
Рассказывание
русской народной сказки «Маша и медведь»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр.144
Формирование
умений внимательно слушать и слышать, развитие умения понимать обращенную
речь с опорой на наглядность и без нее, отвечать на вопросы используя форму
простого предложения, привлечение детей к активному участию в рассказывании
сказки, воспитывать интерес к сказке, желание ее слушать.
Театрализованное
представление с куклами
би-ба-бо
по сказке «Маша и медведь».
Магнитная
доска, серия картинок по сказке «Маша и медведь»
Фигуры
леса, избушки, пальчиковые игрушки би-ба-бо с персонажами сказки: дед, бабка,
медведь, девочка, кузовок.
3 нед
Знакомство
с потешками о зиме.
Игры-забавы
со снежками под стихотворное сопровождение.
Картинки
с зимними пейзажами, изображение русской тройки, картина на тему «Зимние
забавы детей».
«Снежки»-вязаные,
мягкие.
4 нед
Чтение
рассказа К.Ушинского «Уточки».
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр. 154
Знакомство
детей с рассказом, формирование знаний взаимосвязи между содержанием и
названием произведения, нахождение сходств и различий между человеком и
животными, развитие эмоционально го отклика от прочитанного, воспитание
умений внимательно слушать, совершенствовать умения давать полные ответы на
вопросы, закрепление навыка связной речи, умения говорить не торопясь,
выразительно.
Игра
имитационная «Уточки»
Раскрашивание
раскрасок с изображением уток.
Книга с
рассказами Ушинского.
Иллюстрации
к книге.
Раскраски,
цветные карандаши.
Декабрь
1 нед
Заучивание
стихотворения О.Высотской «Снежный кролик» О.М. Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н.
Терехова, стр.
169
Аппликация
«Снежный кролик» по замыслу детей.
Книга с
текстом.
Бумага,
ножницы, клей, салфетки, кисти, картинки кролика.
Подвижная
игра «Зайка серенький сидит», «Волк и зайцы» под стихотворный текст.
Маски
зайцев, волка.
2 нед
Рассказывание
русской народной сказки «Снегурушка и лиса»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 161
Формирование
умений внимательно слушать и слышать воспитателя; развитие умения понимать
обращенную речь; отвечать на вопросы используя простые предложения или фразы;
активизация словаря детей и привлечение их к рассказыванию сказки; воспитание
интереса к литературе.
Просмотр
советского мультфильма «Морозко»
Плоскостной
театр, фигурки персонажей: дед, бабка, Снегурушка, волк, лиса, медведь.
Ноутбук,
сказка «Морозко».
3 нед
Чтение
стихотворения К.Чуковского «Ёлка» О.М. Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр.
165
Аппликация
«Елочка нарядная»
Книга
К.Чуковского.
Заготовки
елки для приклеивания, клей, гуашь, кисти, стаканы непроливайки, клеенки,
салфетки.
4 нед
Рассказывание
русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» О.М. Ельцова, В.Н.
Волкова, А.Н. Терехова, стр.172
Формирование
умений внимательно слушать и слышать воспитателя; развитие умения понимать
обращенную речь; отвечать на вопросы используя простые предложения или фразы;
активизация словаря детей и привлечение их к рассказыванию сказки; воспитание
интереса к литературе.
Литературный
досуг по сказке
Книга со
сказкой, иллюстрации к сказке.
Костюмы
персонажей сказки.
Январь
1 нед
2 нед
Чтение
рассказа Е.Чарушина «Волчишко»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр.176
Знакомство
детей с рассказом, формирование знаний взаимосвязи между содержанием и
названием произведения, нахождение сходств и различий между человеком и
животными, развитие эмоционально го отклика от прочитанного, воспитание
умений внимательно слушать, совершенствовать умения давать полные ответы на
вопросы, закрепление навыка связной речи, умения говорить не торопясь,
выразительно.
Рисование
волка.
П/И «Волк
и зайцы»
Книга с
рассказами Чарушина.
Бумага
цветные карандаши, картинки волка.
Маска
волка для игры.
3 нед
Заучивание
потешки «Тили-бом»
Беседа с
детьми о героях, их поведении.
Магнитная
доска, мнемотаблица из 9 квадратов, каждый квадрат заполнен рисунком.
4 нед
Чтение сказки
Л.Н.Толстого
«Три медведя»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 184
Продолжать
знакомить детей с творчеством Толстого; формирование умений слушать и слышать
воспитателя; развитие умения понимать обращенную речь с опорой на
наглядность; формирование умений детей отвечать на вопросы используя простые
предложения; привлечение детей к активному участию в разговоре по содержанию
сказки; воспитание интереса к авторской сказке, желанию ее слушать.
Строительная
игра по сказке «Три медведя»
Дети
строят дом, стулья, столы.
Обыгрывание
построек детей совместно с воспитателем.
Иллюстрации
к сказке, магнитная доска.
Строительный
материал, фигурки животных: медведи, девочка, дед, бабка.
Февраль
1 нед
Чтение
стихотворения З.Александровой «Мой мишка».
Игра
«Гномы» под стихотворный текст.
Книга с
текстом стихотворения, цветные колпаки на голову.
2 нед
Рассказывание
словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 196
Продолжать
знакомство с творчеством других народов; формирование умений слушать и
слышать воспитателя; развитие умения понимать обращенную речь с опорой на
наглядность; формирование умений детей отвечать на вопросы используя простые
предложения; привлечение детей к активному участию в разговоре по содержанию
сказки; воспитание интереса к народной сказке, желанию ее слушать.
Предлагаю
детям нарисовать солнце.
Подвижная
игра «Курочка-хохлатка».
Магнитная
доска, корзинка, картинки по сюжету сказки.
Бумага,
гуашь желтая, кисти, клеенки, стаканы непроливайки.
Маска
кошки, курочки.
3 нед
Рассматривание
тематического альбома «Домашние животные»
Тематический
альбом «Домашние животные».
4 нед
Чтение
рассказа Л.Толстого «У Вари был чиж», «Нашли дети ежа»
Вовлечение
детей в игровую ситуацию, продолжать знакомство с творчеством
Л.
Толстого; формирование умений детей вступать в речевой конфликт со взрослыми
и детьми, выражение своих мыслей вербально; развитие добрых отношений между
детьми; воспитание во время игры слушать текст и быстро реагировать на
сигнал.
Лепка
ежа.
Книга с
рассказами Л.Толстого, иллюстрации для показа.
Пластилин,
спички, семечки, бусины для глаз.
Март
1 нед
Чтение
произведения К.Чуковского «Мойодыр»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр.192
Повторение
строк из стихотворения «Мойдодыр» в режимных моментах (мытье рук)
Книга с
произведением.
Магнитная
доска, шкатулка, предметные картинки-подушка, свечка, книжка, самовар, утюг,
сапоги, пироги, кочерга.
2 нед
Чтение
рассказа К.Ушинского «Бишка»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр.207
Знакомство
детей с рассказом, формирование знаний взаимосвязи между содержанием и
названием произведения, нахождение сходств и различий между человеком и
животными, развитие эмоционально го отклика от прочитанного, воспитание
умений внимательно слушать, совершенствовать умения давать полные ответы на
вопросы, закрепление навыка связной речи, умения говорить не торопясь,
выразительно.
Раскрашивание
раскрасок с изображением собак разных пород.
Подвижная
игра «У медведя во бору»
Книга
для чтения, иллюстрации
А.
Лаптева, маска медведя, раскраски, цветные карандаши.
Маска
медведя.
3 нед
Разучивание
стихов о весне.
Книга со
стихами
4 нед
Чтение
рассказов Я.Тайца «Кубик на кубик», «Ага»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр.210
Знакомство
детей с рассказом, формирование знаний взаимосвязи между содержанием и
названием произведения, нахождение сходств и различий между человеком и
животными, развитие эмоционально го отклика от прочитанного, воспитание
умений внимательно слушать, совершенствовать умения давать полные ответы на
вопросы, закрепление навыка связной речи, умения говорить не торопясь, выразительно.
Строительная
игра «Кубик на кубик»
Книга с
рассказами Я. Тайца.
Строительный
материал для игры.
Апрель
1 нед
Загадывание
загадок о весне.
Книга с
загадками.
2 нед
Рассказывание
литовской народной сказки «Почему кот моется после еды»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 214
Продолжать
знакомство с творчеством других народов; формирование умений слушать и
слышать воспитателя; развитие умения понимать обращенную речь с опорой на
наглядность; формирование умений детей отвечать на вопросы используя простые
предложения; привлечение детей к активному участию в разговоре по содержанию
сказки; воспитание интереса к народной сказке, желанию ее слушать.
Имитационные
движения умывания кота.
Игровая
ситуация «Накормим котика»
Веревка,
зеленая махровая салфетка, игрушки-кот и птички.
Создание
игровой ситуации, тарелка ля кота, бутылка молока-предметы заместители.
3 нед
Чтение
стихотворения Е.Благининой «Не мешайте мне трудиться»
Дидактическая
игра «Что растет на огороде».
Раскрашивание
овощей –картинки раскраски
Книга с
текстом стихотворения, предметные картинки для игры «Что растет на огороде»
Раскраски
овощи.
4 нед
Чтение
маленьких рассказов Л.Толстого
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 219
Вовлечение
детей в игровую ситуацию, продолжать знакомство с творчеством
Л.
Толстого; формирование умений детей вступать в речевой конфликт со взрослыми
и детьми, выражение своих мыслей вербально; развитие добрых отношений между
детьми; воспитание во время игры слушать текст и быстро реагировать на
сигнал.
Беседа
по прочитанному, детские рассказы из личного опыта.
Книга
детских рассказов
Л
.Толстого с иллюстрациями.
Май
1 нед
Чтение
стихотворения Д.Хармса «Кошки».
Подвижная
игра «Кот и мыши».
Книга с
текстом стихотворения, 2 обруча
2 нед
Рассказывание
украинской народной сказки «Колосок»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 225
Продолжать
знакомство с творчеством других народов; формирование умений слушать и
слышать воспитателя; развитие умения понимать обращенную речь с опорой на
наглядность; формирование умений детей отвечать на вопросы используя простые
предложения; привлечение детей к активному участию в разговоре по содержанию
сказки; воспитание интереса к народной сказке, желанию ее слушать.
Подвижная
игра «Найди себе пару»
Книга с
текстом сказки, иллюстрации
Ю.
Васнецова к сказке.
Платочки
парные разных цветов.
3 нед
Чтение
стихотворения А. Барто «Ути-ути»
Игры с
водой.
Книга с
текстом стихотворения , картина «Утка с утятами», магнитная доска таз с
водой, резиновые утята.
4 нед
Рассказывание
эстонской народной сказки «Почему у зайца губа рассечена» О.М. Ельцова, В.Н.
Волкова, А.Н. Терехова, стр. 229
Продолжать
знакомство с творчеством других народов; формирование умений слушать и
слышать воспитателя; развитие умения понимать обращенную речь с опорой на
наглядность; формирование умений детей отвечать на вопросы используя простые
предложения; привлечение детей к активному участию в разговоре по содержанию
сказки; воспитание интереса к народной сказке, желанию ее слушать.
Словарная
работа «раскосые глаза», «губа надвое рассечена».
Игра с
музыкальным сопровождением «Зайка серенький сидит»
Большая
коробка, игрушки-зайчата, платочки 2 цветов
Магнитофон,
запись музыки для игры, маска зайца или игрушка.