Слушать сказку витя малеев вшколе идома

1. история создания произведения. свою повесть витя малеев в школе и дома николай носов создал в 1951 году. в этом

1. История создания произведения.
Свою повесть «Витя Малеев в школе и дома» Николай Носов создал в 1951 году. В этом же году ее впервые напечатали в журнале «Новый мир» (выпуск № 6). Немного позже повесть напечатают отдельной книгой в издательстве «Детгиз». К тому времени писатель внес в нее ряд значительных изменений.
Всего произведение выдержало тридцать переизданий и было переведено на двадцать три языка. А автору дали за него Сталинскую премию III степени.
Есть версия, что перед публикацией повести редактор издания обратился к автору с просьбой упомянуть в тексте имя Сталина, так как вождь пролетариата будет читать эту книгу. Носов отнесся к этому с иронией, но в раннем издании все-таки имя Сталина было использовано один раз.
2. Жанр произведения.
Произведение Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» по жанру относится к повести. Оно имеет средний объём, а сюжетная линия сосредоточена вокруг главного героя, что соответствует признакам этого жанра.
3. Название произведения и его смысл.
Как часто принято в повестях, в название своего произведения писатель вынес имя главного героя. От его имени ведется повествование, вокруг его личности развивается сюжет. Название детализировано: ведь указано не только имя, но и места действия – в школе и дома. Это говорит о том, что для ребенка именно эти две сферы являются важными. Именно дома и в школе дети формируются как личности. Этим объясняется название.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от имени мальчика Вити Малеева, ученика четвертого класса. Он является главным героем и рассказчиком. Автор выбирает такой прием для того, чтобы читатель увидел события глазами ребенка и лучше понял детский мир.
5. Тема и идея произведения.
Тема повести – жизнь обычных школьников, их неудачи и победы.
Идея повести – борьба личностей, которые еще только формируются, со своими недостатками, воспевание высоких моральных ценностей: доброты, взаимопомощи, дружбы, любви.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Повесть начинается с того, что каникулы закончились, и дети снова идут в школу. Главный герой, Витя Малеев, размышляет о том, как здорово перейти в четвертый класс. Но одно его огорчает – он не занимался математикой летом, как обещал учительнице.
Все последующие события связаны со школьными буднями, праздниками, соревнованиями и домашним бытом.
Главный конфликт – борьба главных героев со своей ленью, неорганизованностью. Мальчики, как и все обычные дети, ленятся делать уроки, любят играть, но со временем они становятся дисциплинированными и ответственными.
7. Система образов произведения.
Главные герои повести – рассказчик Витя Малеев и его друг Костя Шишкин. К важным второстепенным героям относятся: учительница Ольга Николаевна (образцовый педагог), мудрый директор школы, сестра Вити – Лика (умная и талантливая девочка, ученица третьего класса), пионервожатый Володя, староста класса Глеб Скамейкин и другие.
8. Композиция произведения.
Произведение состоит из двадцать одной главы. Все они объединены общей темой – описание домашнего быта и школьной жизни главных героев. В повести мало описаний и портретов, внимание сосредоточено больше на событиях и размышлениях о них главного героя.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Автор создает веселую динамичную сюжетную картину в повести. Он удачно использует юмор в эпизодах с детьми. Их рассуждения о мире взрослым кажутся наивными и вызывают улыбку.
10. Читательское восприятие произведения.
Повесть Николая Носова оставила приятные впечатления, веру в то, что люди могут преодолеть свои недостатки.

ГЛАВА 10.
Пришел я домой и сразу взялся за дело. Такая решимость меня одолела, что я даже сам удивился. Сначала я задумал сделать самые трудные уроки, как Ольга Николаевна нас учила, а потом взяться за то, что полегче. Как раз в этот день была задана задача по                                                                                                                                                                                                                                      арифметике. Недолго думая я раскрыл задачник и принялся читать задачу:
“В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше. Одной бригаде плотников продали половину топоров и три пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?”
Сначала я совсем ничего не понял и начал читать задачу во второй раз, потом в третий… Постепенно я понял, что тот, кто составляет задачи, нарочно запутывает их, чтобы ученики не могли сразу решить. Написано: “В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше”. Ну и написали бы просто, что топоров было 24 штуки. Ведь если пил было 8, а топоров было в три раза больше, то каждому ясно, что топоров было 24. Нечего тут и огород городить! И еще: “Одной бригаде плотников продали половину топоров и 3 пилы за 84 рубля”. Сказали бы просто: “Продали 12 топоров”. Будто не ясно, раз топоров было 24, то половина будет 12. И вот все это продали, значит, за 84 рубля. Дальше опять говорится, что оставшиеся пилы и топоры продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Какие это оставшиеся? Будто нельзя сказать по-человечески? Если всего было 24 топора, а продали 12, то и осталось, значит, 12. А пил было всего-навсего 8; 3 продали одной бригаде, значит, другой бригаде продали 5. Так бы и написали, а то запутают, запутают, а потом небось говорят, что ребята бестолковые – не умеют задачи решать!
Я переписал задачу по-своему, чтоб она выглядела попроще, и вот что у меня получилось:
“В магазине было 8 пил и 24 топора. Одной бригаде плотников продали 12 топоров и 3 пилы за 84 рубля. Другой бригаде плотников продали 12 топоров и 5 пил за 100 рублей. Сколько стоит одна пила и один топор?”
Переписавши задачу, я снова прочитал ее и увидел, что она стала немножко короче, но все-таки я не мог додуматься, как ее сделать, потому что цифры путались у меня в голове и мешали мне думать. Я решил как-нибудь подсократить задачу, чтоб в ней было поменьше цифр. Ведь совершенно неважно, сколько было в магазине этих самых пил и топоров, если в конце концов их все продали. Я сократил задачу, и она получилась вот какая:
“Одной бригаде продали 12 топоров и 3 пилы за 84 рубля. Другой бригаде продали 12 топоров и 5 пил за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?”
Задача стала короче, и я стал думать, как бы ее еще сократить. Ведь неважно, кому продали эти пилы и топоры. Важно только, за сколько продали. Я подумал, подумал – и задача получилась такая:
“12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля.
12 топоров и 5 пил стоят 100 рублей.
Сколько стоит один топор и одна пила?”
Сокращать больше было нельзя, и я стал думать, как решить задачу. Сначала я подумал, что если 12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля, то надо сложить все топоры и пилы вместе и 84 поделить на то, что получилось. Я сложил 12 топоров и 3 пилы, получилось 15, Тогда я стал делить 84 на 15, но у меня не поделилось, потому что получился остаток. Я понял, что произошла какая-то ошибка, и стал искать другой выход. Другой выход нашелся такой: я сложил 12 топоров и 5 пил, получилось 17, и тогда я стал делить 100 на 17, но у меня опять получился остаток. Тогда я сложил все 24 топора между собой и прибавил к ним 8 пил, а рубли тоже сложил между собой и стал делить рубли на топоры с пилами, но деление все равно не вышло. Тогда я стал отнимать пилы от топоров, а деньги Целить на то, что получилось, но все равно у меня ничего не получилось. Потом я еще пробовал складывать между собой пилы и топоры по отдельности, а потом отнимать топоры от денег, и то, что осталось, делить на пилы, и чего я только не делал, никакого толку не выходило. Тогда я взял задачу и пошел к Ване Пахомову.
– Слушай, – говорю, – Ваня, 12 топоров и 3 пилы вместе стоят 84 рубля, а 12 топоров и 5 пил стоят 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила? Как, по-твоему, нужно сделать задачу?
– А как ты думаешь? – спрашивает он.
– Я думаю, нужно сложить 12 топоров и 3 пилы и 84 поделить на 15.
– Постой! Зачем тебе складывать пилы и топоры?
– Ну, я узнаю, сколько было всего, потом 84 разделю на сколько всего и узнаю, сколько стоила одна.
– Что – одна? Одна пила или один топор?
– Пила, – говорю, – или топор.
– Тогда у тебя получится, что они стоили одинаково.
– А они разве не одинаково?
– Конечно, не одинаково. Ведь в задаче не говорится, что они стоили поровну. Наоборот, спрашивается, сколько стоит топор и сколько пила отдельно. Значит, мы не имеем права их складывать.
– Да их, – говорю, – хоть складывай, хоть не складывай, все равно ничего не выходит!
– Вот поэтому и не выходит.
– Что же делать? – спрашиваю я.
– А ты подумай.
– Да я уже два часа думал!
– Ну, присмотрись к задаче, – говорит Ваня. – Что ты видишь?
– Вижу, – говорю, – что 12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля, а 12 топоров и 5 пил стоят 100 рублей.
– Ну, ты замечаешь, что в первый раз и во второй топоров куплено одинаковое количество, а пил на две больше?
– Замечаю, – говорю я.
– А замечаешь, что во второй раз уплатили на 16 рублей дороже?
– Тоже замечаю. В первый раз уплатили 84 рубля, а во второй раз – 100 рублей. 100 минус 84, будет 16.
– А как ты думаешь, почему во второй раз уплатили на 16 рублей больше?
– Это каждому ясно, – ответил я, – купили 2 лишние пилы, вот и пришлось уплатить лишних 16 рублей.
– Значит, 16 рублей заплатили за две пилы?
– Да, – говорю, – за две.
– Сколько же стоит одна пила?
– Раз две 16, то одна, – говорю, – 8.
– Вот ты и узнал, сколько стоит одна пила.
– Тьфу! – говорю. – Совсем простая задача! Как это я сам не догадался?!
– Постой, тебе еще надо узнать, сколько стоит топор.
– Ну, это уж пустяк, – говорю я. – 12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля. 3 пилы стоят 24 рубля. 84 минус 24, будет 60. Значит, 12 топоров стоят 60 рублей, а один топор – 60 поделить на 12, будет 5 рублей.
Я пошел домой, и очень мне было досадно, что я не сделал эту задачу сам. Но я решил в следующий раз обязательно сам сделать задачу. Хоть пять часов буду сидеть, а сделаю.
На следующий день нам по арифметике ничего не было задано, и я был рад, потому что это не такое уж большое удовольствие задачи решать.
“Ничего, – думаю, – хоть один день отдохну от арифметики”.
Но все вышло совсем не так, как я думал. Только я сел за уроки, вдруг Лика говорит:
– Витя, нам тут задачу задали, я никак не могу решить. Помоги мне.
Я только поглядел на задачу и думаю:
“Вот будет история, если я не смогу решить! Сразу весь авторитет пропадет”.
И говорю ей:
– Мне сейчас очень некогда. У меня тут своих уроков полно. Ты поди погуляй часика два, а потом придешь, я помогу тебе.
Думаю:
“Пока она будет гулять, я тут над задачей подумаю, а потом объясню ей”.
– Ну, я пойду к подруге, – говорит Лика.
– Иди, иди, – говорю, – только не приходи слишком скоро. Часа два можешь гулять или три. В общем, гуляй сколько хочешь.
Она ушла, а я взял задачник и стал читать задачу:
“Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки?”
Прочитал я задачу, и даже смех меня разобрал: “Вот так задача! – думаю. Чего тут не понимать? Ясно, 120 надо поделить на 2, получится 60. Значит, девочка сорвала 60 орехов. Теперь нужно узнать, сколько мальчик: 120 отнять 60, тоже будет 60… Только как же это так? Получается, что они сорвали поровну, а в задаче сказано, что девочка сорвала в два раза меньше орехов. Ага! – думаю. – Значит, 60 надо поделить на 2, получится 30. Значит, мальчик сорвал 60, а девочка 30 орехов”. Посмотрел в ответ, а там: мальчик 80, а девочка 40.
– Позвольте! – говорю. – Как же это? У меня получается 30 и 60, а тут 40 и 80.
Стал проверять – всего сорвали 120 орехов. Если мальчик сорвал 60, а девочка 30, то всего получается 90. Значит, неправильно! Снова стал делать задачу. Опять у меня получается 30 и 60! Откуда же в ответе берутся 40 и 80? Прямо заколдованный круг получается!
Вот тут-то я и задумался. Читал задачу раз десять подряд и никак не мог найти, в чем здесь загвоздка.
“Ну, – думаю, – это третьеклассникам задают такие задачи, что и четвероклассник не может решить! Как же они учатся, бедные?”
Стал я думать над этой задачей. Стыдно мне было не решить ее. Вот, скажет Лика, в четвертом классе, а для третьего класса задачу не смог решить! Стал я думать еще усиленнее. Ничего не выходит. Прямо затмение на меня нашло! Сижу и не знаю, что делать. В задаче говорится, что всего орехов было 120, и вот надо разделить их так, чтоб у одного было в два раза больше, чем у другого. Если б тут были какие-нибудь другие цифры, то еще можно было бы что-нибудь придумать, а тут сколько ни дели 120 на 2, сколько ни отнимай 2 от 120, сколько ни умножай 120 на 2, все равно 40 и 80 не получится.
С отчаяния я нарисовал в тетрадке ореховое дерево, а под деревом мальчика и девочку, а на дереве 120 орехов. И вот я рисовал эти орехи, рисовал, а сам все думал и думал. Только мысли мои куда-то не туда шли, куда надо. Сначала я думал, почему мальчик нарвал вдвое больше, а потом догадался, что мальчик, наверно, на дерево влез, а девочка снизу рвала, вот у нее и получилось меньше. Потом я стал рвать орехи, то есть просто стирал их резинкой с дерева и отдавал мальчику и девочке, то есть пририсовывал орехи у них над головой. Потом я стал думать, что они складывали орехи в карманы. Мальчик был в курточке, я нарисовал ему по бокам два кармана, а девочка была в передничке. Я на этом передничке нарисовал один карман. Тогда я стал думать, что, может быть, девочка нарвала орехов меньше потому, что у нее был только один карман. И вот я сидел и смотрел на них: у мальчика два кармана, у девочки один карман, и у меня в голове стали появляться какие-то проблески. Я стер орехи у них над головами и нарисовал им карманы, оттопыренные, будто в них лежали орехи. Все 120 орехов теперь лежали у них в трех карманах: в двух карманах у мальчика и в одном кармане у девочки, а всего, значит, в трех. И вдруг у меня в голове, будто молния, блеснула мысль: “Все 120 орехов надо делить на три части! Девочка возьмет себе одну часть, а две части останутся мальчику, вот и будет у него вдвое больше!” Я быстро поделил 120 на 3, получилось 40. Значит, одна часть 40. Это у девочки было 40 орехов, а у мальчика две части. Значит, 40 помножить на 2, будет 80! Точно как в ответе. Я чуть не подпрыгнул от радости и скорей побежал к Ване Пахомову, чтоб рассказать ему, как я сам додумался решить задачу.
Выбегаю на улицу, смотрю – идет Шишкин.
– Слушай, – говорю, – Костя, мальчик и девочка рвали в лесу орехи, нарвали 120 штук, мальчик взял себе вдвое больше, чем девочка. Что делать, по-твоему?
– Надавать, – говорит, – ему по шее, чтоб не обижал девочек!
– Да я не про то спрашиваю! Как им разделить, чтоб у него было вдвое?
– Пусть делят, как сами хотят. Чего ты ко мне пристал! Пусть поровну делят.
– Да нельзя поровну. Это задача такая.
– Какая еще задача?
– Ну, задача по арифметике.
– Тьфу! – говорит Шишкин. – У меня морская свинка подохла, я ее только позавчера купил, а он тут с задачами лезет!
– Ну, прости, – говорю, – я не знал, что у тебя такое горе.
И вот я как-то совсем неожиданно из одного человека превратился в совсем другого. Раньше мне самому помогали, а теперь я сам мог других учить. И главное, у меня ведь по арифметике была двойка!
На другой день, когда я проснулся, то увидел в окно, что уже наступила зима. На дворе выпал снег. Все побелело вокруг: и земля и крыши, а деревья стояли как кружевные – все веточки облепило снегом. Я хотел сейчас же пойти покататься на конечках, которые подарила мне мама, но нужно было идти в школу, а после школы я сначала засел за уроки, а потом стал делать задачи по Ликиному задачнику. Я задумал перерешать все задачи для третьего класса. Там было много простых задач, и я щелкал их, как будто семечки, но попадались и такие, над которыми приходилось ломать голову. Только это теперь меня не пугало. Я поставил себе за правило не двигаться дальше, пока не решу задачи. Конечно, я в один день не решил все задачи, а сидел над ними недели две или три. На коньках я ходил кататься только по вечерам, когда становилось совсем темно. Зато когда я перерешал все задачи для третьего класса, то я очень поумнел и уже мог без посторонней помощи решать задачи для четвертого класса, которые задавала нам Ольга Николаевна. В задачнике для четвертого класса было много задач, которые были похожи па задачи для третьего класса, только они были сложнее, но теперь я уже умел распутывать сложные задачи. Мне даже интереснее было решать те задачи, которые посложней. Я уже не боялся арифметики, как раньше. С меня как будто свалилась какая-то тяжесть, и жить мне стало легко. Ольга Николаевна была довольна моими успехами и ставила мне хорошие отметки. Ребята больше не упрекали меня. И мама и папа были рады, что я стал хорошо учиться. Меня приняли в баскетбольную команду, и я через день тренировался с ребятами по два часа А когда тренировки не было, я катался на коньках, ходил на лыжах, играл с ребятами в хоккей – было что делать.
После обеда я сейчас же отправился к Шишкину и еще на лестнице услышал собачий лай. Захожу в комнату, смотрю – Лобзик уже сидит на стуле и лает, а Костя щелкает пальцами у него перед самым носом.
– Это, – говорит, – я его приучаю к сигналу, как Игорь Александрович учил. Давай немножко позанимаемся с Лобзиком, а потом начнем делать уроки. Все равно ведь Лобзика учить надо.
– Э, брат, – говорю я, – сам сказал, что с Лобзиком начнешь заниматься после того, как исправишься по русскому языку, и уже передумал.
– Кончено! – закричал Шишкин. – Пошел вон, Лобзик! Вот, даже смотреть на него не стану, пока не исправлюсь по русскому. Скажи, что я тряпка, если увидишь, что я занимаюсь с Лобзиком. Ну, с чего мы начнем?
– Начнем, – говорю, – с русского.
– А нельзя ли с географии или хотя бы с арифметики?
– Нет, нет, – говорю. – Я уж на собственном опыте знаю, кому с чего начинать. Что нам по русскому задано?
– Да вот, – говорит, – суффиксы “очк” и “ечк”, и еще мне Ольга Николаевна задала повторить правило на безударные гласные и сделать упражнение.
– Вот с этого ты и начнешь, – сказал я.
– Ну ладно, давай начнем.
– Вот и начинай. Или, может быть, ты думаешь, что я с тобой буду это упражнение делать? Ты все будешь делать сам. Я только проверять тебя буду. Надо приучаться все самому делать.
– Что ж, хорошо, буду приучаться, – вздохнул Шишкин и взялся за книгу.
Он быстро повторил правило и принялся делать упражнение. Это упражнение было очень простое. Нужно было списать примеры и вставить в словах пропущенные буквы. Вот Шишкин писал, писал, а я в это время учил географию и делал вид, что не обращаю на него внимания. Наконец он говорит:
– Готово!
Я посмотрел… Батюшки! У него там ошибок целая куча! Вместо “гора” он написал “гара”, вместо “веселый” написал “виселый”, вместо “тяжелый” “тижелый”.
– Ну-ну! – говорю. – Наработал же ты тут!
– Что, очень много ошибок сделал?
– Да не так чтоб уж очень много, а, если сказать по правде, порядочно.
– Ну вот! Я так и знал! Мне никогда удачи не будет! – расстроился Костя.
– Здесь не в удаче дело, – говорю я. – Надо знать, как писать. Ты ведь учил правило?
– Учил.
– Ну, скажи: что в правиле говорится?
– В правиле? Да я уж и не помню.
– Как же ты учил, если не помнишь?
Я заставил его снова прочитать правило, в котором говорится о том, что безударные гласные проверяются ударением, и сказал:
– Вот ты написал “тижелый”. Почему ты так написал?
– Наверно, “тежелый” надо писать?
– А ты не гадай. Знаешь правило – пользуйся правилом. Измени слово так, чтоб на первом слоге было ударение.
Шишкин стал изменять слово “тяжелый” и нашел слово “тяжесть”.
– А! – обрадовался он. – Значит, надо писать не “тижелый” и не “тежелый”, а “тяжелый”.
– Верно, – говорю я. – Вот теперь возьми и сделай упражнение снова, потому что ты делал его и совсем не пользовался правилом, а от этого никакой пользы не может быть. Всегда надо думать, какую букву писать.
– Ну ладно, в другой раз я буду думать, а сейчас пусть так останется.
– Э, братец, – говорю, – так не годится! Уж если ты обещал слушаться меня, слушайся.
Шишкин со вздохом принялся делать упражнение снова. На этот раз он очень спешил. Буквы у него лепились в тетрадке и вкривь и вкось, валились набок, подскакивали кверху и заезжали вниз. Видно было, что ему уже надоело заниматься. Тут к нам пришел Юра. Он увидел, что мы занимаемся, и сказал:
– А, занимаетесь! Вот это хорошо! Что вы тут делаете?
– Упражнение, – говорю. – Ему Ольга Николаевна задала.
Юра заглянул в тетрадь.
– Что же ты тут пишешь? Надо писать “зуб”, а ты написал “зуп”.
– А какое тут правило? – спрашивает Шишкин. – У меня правило на безударные гласные, а это разве безударная гласная?
– Тут, – говорю, – такое правило, что надо внимательно списывать. Смотри, что в книжке написано? “Зуб”!
– Тут тоже есть правило, – сказал Юра. – Надо изменить слово так, чтобы после согласной, которая слышится неясно, стояла гласная буква. Вот измени слово.
– Как же его изменить? “Зуб” так и будет “зуб”.
– А ты подумай. Что у тебя во рту?
– У меня во рту зубы, и язык еще есть.
– Про язык тебя никто не спрашивает. Вот ты изменил слово: было “зуб”, стало “зубы”. Что слышится: “б” или “п”?
– Конечно, “б”!
– Значит, и писать надо “зуб”.
На следующий день Ольга Николаевна проверила упражнение, которое задала Косте на дом, и нашла у него ошибки, каких даже я не заметил. Пропущенные буквы в словах он написал в конце концов правильно, потому что я за этим следил, а ошибок наделал просто при списывании. То букву пропустит, то не допишет слово, то вместо одной буквы другую напишет. Вместо “кастрюля” у него получилась “карюля”, вместо “опилки” – “окилки”.
– Это у тебя от невнимательности, – сказала Ольга Николаевна. – А невнимательность оттого, что еще нет, наверно, охоты заниматься как следует. Сразу видно, что ты очень торопишься. Спешишь, как бы поскорей отделаться от уроков.
– Да нет, я не очень спешу, – сказал Костя.
– Как же не спешишь? А почему у тебя буквы такие некрасивые? Посмотри: и косые и кривые, так и валятся на стороны. Если б ты старался, то и писал бы лучше. Если ученик делает урок прилежно, с усердием, то обращает внимание не только на ошибки, но и на то, чтобы было аккуратно, красиво написано. Вот и сознайся, что охоты у тебя еще нет.
– У меня есть охота, только вот не хватает силы воли, чтоб заставить себя усидчиво заниматься. Мне все хочется сделать поскорей почему-то. Сам не знаю почему!
– А потому, что ты еще не понял, что все достигается лишь упорным трудом. Без упорного труда не будет у тебя и силы воли и недостатков своих не исправишь, – сказала Ольга Николаевна.
С тех пор по Костиной тетрадке можно было наблюдать, как он боролся со своей слабой волей. Иногда упражнение у него начиналось красивыми, ровными буквами, на которые просто приятно было смотреть. Это значило, что вначале воля у него была сильная и он садился за уроки с большим желанием начать учиться как следует, но постепенно воля его слабела, буквы начинали приплясывать, налезать друг на дружку, валиться из стороны в сторону и постепенно превращались в какие-то непонятные кривульки, даже трудно было разобрать, что написано. Иногда получалось наоборот: упражнение начиналось кривульками. Сразу было видно, что Косте хотелось как можно скорее покончить с этим неинтересным делом, но, по мере того как он писал, воля его крепла, буквы становились стройнее, и кончалось упражнение с такой сильной волей, что казалось, будто начал писать один человек, а кончил совсем другой.
Но все это было полбеды. Главная беда была – это ошибки. Он по-прежнему делал много ошибок, и, когда был диктант в классе, он опять получил двойку.
. Я дал ему тетрадку по русскому языку, и он начал списывать.
– Послушай, – говорит. – А зачем ты в слове “светлячок” приставку одной чертой подчеркнул? Корень одной чертой надо подчеркивать.
– Много ты понимаешь! – говорю я. – Это и есть корень!
– Что ты! “Свет” – корень? Разве корень бывает впереди слова? Где-тогда, по-твоему, приставка?
– А приставки нет в этом слове.
– Разве так бывает, чтобы приставки не было?
– Конечно, бывает.
– То-то я ломал вчера голову: приставка есть, корень есть, а окончания не получается.
– Эх, ты! – говорю п. – Мы ведь это еще в третьем классе проходили.
– Да я уж не помню. Значит, у тебя тут все правильно? Я так и спишу.
Я хотел рассказать ему, что такое корень, приставка и окончание, но тут прозвонил звонок и в класс вошла Ольга Николаевна.
Некоторые книжки были уже старенькие. У некоторых еле держались переплеты или оторвались страницы. Мы решили взять такие книжки домой, чтоб починить. И вот, сделав все уроки, мы пошли с Костей ко мне, потому что у меня дома был клей, и взялись за дело. Лика увидела, что мы починяем книжки, и тоже захотела нам помогать.
Особенно много возни у нас было с переплетами. Костя все время ворчал.
– Ну вот! – говорил он. – Не знаю, что ребята делают с книжками. Бьют друг друга по голове, что ли?
– Кто же это дерется книжками? – сказала Лика. – Вот еще выдумал! Книги вовсе не для того.
– Почему же переплеты отрываются? Ведь если я буду сидеть спокойно и читать, разве переплет оторвется?
– Конечно, не оторвется.
– Вот об этом я и говорю. Или вот, смотрите: страница оторвалась! Почему она оторвалась? Наверно, кто-то сидел да дергал за листик, вместо того чтоб читать. А зачем дергал, скажите, пожалуйста? Вот дернуть бы его за волосы, чтоб не портил книг! Теперь страничка выпадет и потеряется, кто-нибудь станет читать и ничего не поймет. Куда это годится, спрашиваю я вас?
– Верно, – говорим, – никуда не годится.
– А вот это куда годится? – продолжал кричать он. – Смотрите, собака на шести ногах нарисована! Разве это правильно?
– Конечно, неправильно, – говорит Лика. – Собака должна быть на четырех ногах.
– Эх, ты! Да разве я о том говорю?
– А о чем?
– Я говорю о том, что разве правильно в книжках собак рисовать?
– Неправильно, – согласилась Лика.
– Конечно, неправильно! А на четырех она ногах или на шести, в этом разницы нет, то есть для книжки, конечно, нет, а для собаки есть. Вообще в книжках ничего не надо рисовать – ни собак, ни кошек, ни лошадей, а то один нарисует собаку, другой кошку, третий еще что-нибудь придумает, и получится в конце концов такая чепуха, что и книжку невозможно будет читать.
Он взял резинку и принялся стирать собаку. Потом вдруг как закричит:
– А это что? Рожу какую-то нарисовали, да еще чернилами!
Он принялся стирать рожу, но чернила въелись в бумагу, и кончилось тем, что он протер в книге дырку.
– Ну, если б знал, кто это нарисовал, – кипятился Шишкин, – я бы ему показал! Я бы его этой книжкой – да по голове!
– Ты ведь сам говорил, что книжками нельзя бить по голове, – сказала Лика. – От этого переплеты отскакивают. Костя осмотрел книгу со всех сторон.
– Нет, – говорит, – эта книжка выдержит, у нее переплет хороший.
– Ну, – говорю я, – если все библиотекари будут бить читателей по голове книжками, то переплетов не напасешься!
– Надо же учить как-нибудь, – сказал Костя. – Если у нас будут такие читатели, то я и не знаю, что будет. Я не согласен, чтоб они государственное имущество портили.
– Надо будет объяснить ребятам, чтоб они бережно обращались с книжками, говорю я.
– А вы напишите плакат, – предложила Лика.
– Вот это дельное предложение! – обрадовался Костя – Только что написать? Лика говорит:
– Можно написать такой плакат: “Осторожней обращайся с книгой. Книга не железная”.
– Где же это ты видела такой плакат? – спрашиваю я.
– Нигде, – говорит, – это я сама выдумала.
– Ну, и не очень умно, – ответил я. – Каждый без плаката знает, что книга железная не бывает.
– Может быть, написать просто: “Береги книгу, как глаз”. Коротко и ясно, сказал Костя.
– Нет, – говорю, – мне это не нравится. При чем тут глаз? И потом, не сказано, почему нужно беречь книгу.
– Тогда нужно написать: “Береги книгу, она дорого стоит”, – предложил Костя.
– Тоже не годится, – ответил я, – есть книжки дешевые, так их рвать нужно, что ли?
– Давайте напишем так: “Книга – твой друг. Береги книгу”, – сказала Лика.
Я подумал и согласился:
– По-моему, это подойдет. Книга – друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, ее нужно беречь, как друга.
Мы взяли бумагу, краски и написали плакат. На другой день мы повесили этот плакат на стене, рядом с книжным шкафом, и начали выдавать ребятам книжки.
Я тоже не хотел брать ежа, потому что мыши, которых он нам подарил, расплодились во множестве, и несколько мышей поселилось в комоде, к тому же этот еж был какой-то вялый, наверно, больной. Но Шишкин сказал, что еж совсем не больной, а находится в оцепенении, так как ежи обычно погружаются на зиму в спячку, и вот этот еж, значит, тоже уже погружался в спячку. Тогда я согласился взять ежа, а Шишкин сказал, что весной, когда еж пробудится от спячки, он заберет его обратно к себе.
– Ты зверей любишь? – спрашивал меня Шишкин, пока я намыливал лицо мылом.
– Смотря каких, – говорю я. – Если таких, как тигры или крокодилы, то не люблю. Они кусаются.
– Да я не про таких зверей спрашиваю. Мышей любишь?
– Мышей, – говорю, – тоже не люблю. Они портят вещи: грызут все, что ни попадется.
– И ничего они не грызут. Что ты выдумываешь?
– Как – не грызут? Один раз они у меня даже книжку на полке изгрызли.
– Так ты, наверно, не кормил их?
– Вот еще! Стану я мышей кормить!
– А как же! Я каждый день их кормлю. Даже дом им выстроил.
– С ума, – говорю, – сошел! Кто же мышам дома строит?
– Надо же им где-нибудь жить. Вот пойдем посмотрим мышиный дом.
Мы кончили умываться и пошли на кухню. Там под столом стоял домик, склеенный из пустых спичечных коробков, со множеством окон и дверей. Какие-то маленькие белые зверушки то и дело вылезали из окон и дверей, ловко карабкались по стенам и снова залезали обратно в домик. На крыше домика была труба, а из трубы выглядывала точно такая же белая зверушка.
Я удивился.
– Что это за зверушки? – спрашиваю.
– Ну, мыши.
– Так мыши ведь серые, а эти какие-то белые.
– Ну, это и есть белые мыши. Что ты, никогда белых мышей не видел?
Шишкин поймал мышонка и дал мне подержать. Мышонок был белый-пребелый, как молоко, только хвост у него был длинный и розовый, как будто облезлый. Он спокойно сидел у меня на ладони и шевелил своим розовым носиком, как будто нюхал, чем пахнет воздух, а глаза у него были красные, точно коралловые бусинки.
– У нас в доме белые мыши не водятся, у нас только серые, – сказал я.
– Да они ведь в домах не водятся, – засмеялся Шишкин. – Их покупать надо. Я купил в зоомагазине четыре штуки, а теперь видишь, сколько их расплодилось. Хочешь, подарю тебе парочку?
– А чем их кормить?
– Да они всё едят. Крупой можно, хлебом, молоком.
– Ну ладно, – согласился я.
А Шишкин все свободное время возился с Лобзиком и выучил его не только держать палку в зубах, но и таскать ее за собой. Правда, все это Лобзик делал не даром, а за сахар, но трудился очень усердно. За какой-нибудь маленький кусочек сахару он мог тащить палку или даже целое полено как отсюда до Вокзального переулка.
Шишкин говорил, что выучит Лобзика не только этому, но и многому другому, только больше пока ничему не выучил, потому что ему надоело, и вообще он долго не любил заниматься одним делом, а перескакивал с одного на другое и ничего не доводил до конца.
На третьем уроке у нас была география. Я думал, что география – это какой-нибудь очень трудный предмет, вроде арифметики, но оказалось, что она совсем легкая. География – это наука о Земле, на которой мы все живем; про то, какие на Земле горы и реки, какие моря и океаны. Раньше я думал, что Земля наша плоская, как будто блин, но Ольга Николаевна сказала, что Земля вовсе не плоская, а круглая, как шар. Я уже и раньше слыхал об этом, но думал, что это, может быть, сказки или какие-нибудь выдумки. Но теперь уже точно известно, что это не сказки. Наука установила, что Земля наша – это огромнейший-преогромнейший шар, а на этом шаре вокруг живут люди. Оказывается, что Земля притягивает к себе всех людей и зверей и все, что на ней находится, поэтому люди, которые живут внизу, никуда не падают. И вот еще что интересно: те люди, которые живут внизу, ходят вверх ногами, то есть вниз головой, только они сами этого не замечают и воображают, что ходят правильно. Если они опустят голову вниз и посмотрят себе под ноги, то увидят землю, на которой стоят, а если задерут голову кверху, то увидят над собой небо. Вот поэтому им и кажется, что они ходят правильно.
А Шишкин, вместо того чтобы взяться как следует за учебу, накупил разных морских свинок, белых крыс, черепах. Одних ежей у него было три штуки! И он с ними по целым дням возился, кормил их, ухаживал за ними, а они у него часто болели и дохли. И еще он достал где-то Лобзика. Этот Лобзик был обыкновенный бездомный щенок, то есть, если сказать по правде, то совсем не щенок, а уже довольно большая собака, но еще. видно, молодая, не совсем еще взрослая: мохнатая такая, черного цвета, и уши у нее висели, как лопухи. Он ее встретил где-то на улице и поманил за собой, и привел домой, и выдумал ей имя “Лобзик”, хотя Лобзик – это совсем неподходящее для собаки имя, потому что лобзик – это такая маленькая пилочка для выпиливания по дереву. Но Шишкин не знал, что такое лобзик, и вообразил, будто это собачье имя.

Тема: Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».
Цели: 1) познакомить учащихся с творчеством Н. Носова; начать знакомство с содержанием пьесы «Витя Малеев в школе и дома»;
2) развивать речь, память, творческие способности учащихся;
3) воспитывать нравственные качества.
Оборудование: выставка творческих работ учащихся, портрет Н.Н. Носова,
выставка книг Н.Носова.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по разделу
«Мир – театр, люди – актеры». Но сначала давайте сделаем небольшую разминку.                ч1/
II. Динамическое чтение.
1. Жужжащее чтение (птичий базар)
2. Чтение чистоговорок.
Са-са-са – в лесу бегает лиса,
Со-со-со – у Вити колесо,
Ос-ос-ос – на поляне много ос,
Су-су-су – было холодно в лесу,
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
3. Чтение скороговорок.        ***
Ах вы, сени, сени,                                       Везет на горку Саня
Вышел в сени сонный Сеня,                      За собою сани.
И в сенях споткнулся Сеня,                       Ехал с горки Саня
И кувырк через ступени.                           А на Сане сани.
***                ***
Было весело на горке                               Слышит смех честного люда,
Сане, Соне и Егорке,                               Трусит с горки съехать Люда.
А Маруся не каталась –
В снег упасть она боялась.
III. Проверка домашнего задания.
1. Пересказ пьесы учащимися.
2. Выставка творческих работ учащихся.
(несколько учеников рассказывают придуманное ими продолжение)
IV. Актуализация знаний.
– Ребята, объясните название раздела, который мы изучаем?
-Над произведением какого жанра мы начали работать? (пьесы)
– Можете ли вы объяснить смысл слова «пьеса»?
– Правильно, пьеса – это любое драматическое произведение, предназначенное для театра – трагедия, комедия, драма, водевиль.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с пьесами. Но сначала вспомните, из какого произведения следующие строки: «Мы с Мишкой ре шили бороться за красное
знамя… Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили
участки и вбили колышки с номерами. («Огородники»).
– Кто автор произведения? (Н.Носов)
– Какое еще произведение этого автора вы читали на уроке в этом учебном году? («Клякса»)
– А как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Н.Носове?
– Правильно, потому что повесть, которую мы будем читать сегодня на уроке написал Н.Носов и называется «Витя Малеев в школе и дома».
– Что характерно для произведений Н.Носова?
– Кто является главным героем его произведений?
– Носов всегда писал для детей и о детях. Но читали и читают его люди всех
возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого
человеческого существа, которое называется «мальчик». Уже не дитя, но еще и не
юноша. А именно мальчик. Мальчики Носова несут в себе такие черты, как
принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новому, привычку изобретать.
– Давайте послушаем это произведение.
V. Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем.
Беседа по прочитанному.
– Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста?
– Кто является главным героем повести?
– Понравился ли вам этот герой? Чем?
– Что бы вы ему посоветовали?
– Кто был близким другом Кости Шишкина?
– Каким мальчиком был Витя?
– Почему он оказался втянут в эту историю?
– Как Вите нужно было поступить с самого начала?
– Давайте еще раз прочитаем о каждом из них.
VI. Повторное чтение о каждом из героев.
VII. Словесное «рисование».
– «Нарисуйте» словами каждого из главных героев, используя слова из текста.
(2-3 ученика рассказывают, а остальные учащиеся дополняют).
VIII. Работа над содержанием текста.
1. Подготовка к чтению по ролям (работа в парах).
– Сейчас, работая в парах, подготовьте чтение по ролям наиболее понравившегося отрывка.
2. Чтение по ролям нескольких групп.
– Какой группе наиболее удачно удалось с помощью интонации и голоса передать характеры всех героев повести?
3. Деление текста на части и озаглавливание.
– Ребята, а на сколько частей можно разделить эту главу повести? (на три).
а) Работа над 1-й частью.
– Как можно озаглавить эту часть? (Шишкин болен)
– Кто навестил Шишкина в тот день? А кто навещал его каждый день?
– Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему? Каким голосом Костя разговаривал с ребятами?
– Какой диагноз, по словам Шишкина, был поставлен ему доктором?
-Как ребята подбадривали больного?
б) Работа над 2-й частью.
– Как можно озаглавить эту часть?
-Кто раскрыл секрет Шишкина?
– Как это случилось?
-Как ребята отнеслись к обману Шишкина?
-Как он пытался объяснить свой обман?
в) Работа над 3-й частью.
-Озаглавьте эту часть.
– О чем говорится в этой части?
– Как Костя объяснил свои прогулы?
– Как ученики относились к своей учительнице?
– Какие слова текста подтверждают это?
– Какое обещание дал Костя Шишкин?
– С какой просьбой обратился Костя к учительнице?
– Как она отреагировала на эту просьбу?
IX. Работа с иллюстрациями учебника.
– Какой момент изображен на рисунке?
X. Подведение итогов урока.
– Чему учит этот отрывок из повести Носова?
XI. Домашнее задание.

Актуализация
знаний.

(3
мин)

-Какой
раздел вы сейчас изучаете?

-А что
значат эти слова?

-Верно,
эти слова означают, что у каждого человека в этом мире есть роль, каждый день
вы надеваете на себя маски, в зависимости от ситуации. Например когда вы
приходите в школу, кто вы?

-В школе
вы надеваете маски учеников. А когда вы переходите дорогу?

-Человек,
как и актёр всегда носит маску, которая позволяет играть роль и скрывать свои
настоящие чувства, поэтому не всегда можно узнать, о чем на самом деле думает
человек.

Над
произведением какого жанра мы начали работать?

-Что же
такое пьеса?

-Как
изображается жизнь в пьесах? Через кого?

-Что ещё
вы знаете о пьесах? Какую форму она имеет?

-А есть
ли в пьесах авторские характеристики персонажей?

-А как
мы тогда можем понять характеристики героев? Что нам в этом поможет?

-Мир –
театр, а люди в нём – актёры.

-Слова
значат, что каждый человек в этом мире живёт своей жизнью, у каждого своя
роль, например, роль учителя, роль врача и т.д…Каждый день люди разыгрывают
какие-нибудь жизненные ситуации.

-Ученики

-Роль
пешехода

-Пьесы

-Пьеса –
это произведение, предназначенное для постановки на сцене.

-Жизнь
изображается через поступки, действия, столкновения, речь персонажей, которых
называют действующими лицами.

-Пьеса
имеет форму диалога.

-Нет,
так как это диалог.

-Можно
понять из высказываний и поступков действующих лиц.

На
слайде названия раздела

Цель
этапа: актуализировать знания учащихся

Подведение
к теме урока. Целеполагание.

(2
мин)

-Что вы
изучали на прошлом уроке?

На
прошлом уроке вы читали один из фрагментов повести Носова «Витя Малеев в
школе и дома». Сегодня познакомимся с тем же эпизодом, но он будет отличаться
от предыдущего. А вот чем – это мы выясним после того, как вы, молча,
посмотрите, прочитаете этот фрагмент на странице учебника 22

-Итак,
кто уже догадался, какая тема нашего урока?

-Верно,
тема нашего сегодняшнего урока «Пьеса Н.Н. Носова – Два друга». Это отрывок
из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома».

-Какую
цель поставим перед собой, исходя из этого? Что мы должны сделать с этой
повестью и пьесой?

-Скажите,
а можем мы сейчас определить, чем отличается отрывок повести «Витя Малеев в
школе и дома» и пьеса «Два друга»?

-Какие
задачи мы поставим для реализации нашей цели?

-Повесть
Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» (глава 15)

Рассматривают
страницы учебника, чтобы найти отличия

-Тема:
Пьеса Н.Н. Носова « Два друга» .

-Прочитать
пьесу

-Не
можем

-Вспомнить
отрывок повести «Витя Малеев в школе и дома», прочитать пьесу и сравнить
отрывки этих двух произведений.

Цель:
подвести детей к теме урока.

Учитель
задаёт вопросы для того, чтобы вывести детей на тему.

После
это задаёт вопрос, ответ на который и является темой. После чего учащиеся
ставят цель и задачи урока

Реализация
плана

Физминутка

-Вспомним,
о чём же отрывок повести Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»?

-Какую
маску надел на себя Костя?

-А зачем
он это сделал? Почему он не пошёл в школу?

-А после
этого почему не ходил?

-Какое
впечатление у вас сложилось от поступка Кости?

-Можно
ли прогуливать уроки? Почему?

-Верно,
прогуливая уроки, ты лишаешь себя возможности получить новые знания, а
самостоятельно выучить и понять новый материал, который объясняет учитель на
уроке очень сложно. Получая знания, мы становимся умнее, перед нами
открывается много возможностей.

-Кто
рассказывает эту историю?

-Что
Витя говорил об отсутствии Кости?

-Правильно
ли поступали Костя и Витя?

-Уютно
ли себя Витя чувствовал, когда всех обманывал?

-Расскажите,
как одноклассники узнали об обмане Кости.

-Как вы
думаете, почему люди обманывают?

Обман  показывает
невоспитанность человека, и неуважение к другим людям! Многие люди не любят
обманщиков, и стараются с ними не общаться. Если много обманывать или вообще
врать, можно окончательно потерять доверие. Но ни в коем случае не надо
обманывать близких людей, родителей.

-А сейчас немного отдохнём. Все встанем.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

-Мы с
вами вспомнили, о чём отрывок повести. Что у нас дальше идёт по плану?

-Откройте
страницу 22. С каким произведением мы будем работать дальше?

-Кто
такие действующие лица в пьесе?

-Какие
здесь даны действующие лица? Перечислите их.

-Сходятся
ли персонажи пьесы с повестью?

-Первое
отличие вы уже заметили.

-Кто
такой Витя Малеев?

-Знаете,
кто такие пионеры?


поступление в школу ребёнка принимали в октябрята. Когда исполнялось 9 лет,
ребёнок вступал в пионеры. Пионер – значит первый. Пионер – всем ребятам
пример! Они носили красные галстуки. Законы юных пионеров: пионер любит
трудиться и бережёт народное дело, пионер любит природу, он защитник зелёных
насаждений, птиц и животных, пионер растёт смелым, не боится трудностей.

Вы,
возможно, слышали даже такое выражение «Честное пионерское»? Что это значит?

 -Да,
верно, когда так говорят, значит, человек уверен в своей правдивости.

-Что ещё
вы можете сказать о Вите? Какой он?

-Следующий
персонаж?

-Кто
такая Ольга Николаевна?

-Кто же
такая Ира?

-Как вы
это понимаете?

-Пионерские
отряды состояли из звеньев, звеньевая – это руководитель звена, самая
главная.

-Кто ещё
остался у нас?

-Перед
тем, как начать, что мы должны сделать?

(Распределяем,
кто читает)

-Что
такое ремарки?

-Реплики?

-Итак,
сейчас мы с вами наденем маски персонажей и будем читать. А перед чтением
вспомним, как нужно читать пьесу?

-Все
слушаем и следим внимательно, не забываем, что вы должны понять, чем
отличается повесть и пьеса.

-Начинаем
читать громко, выразительно. Все слушаем внимательно!

(По ходу
чтения вопросы)

-Что вы
уже заметили? Как начиналась повесть?

-Читаем
дальше.

-Что вы
здесь заметили? Что вы можете сказать о ребятах?

(Непонятные
слова: ревматизм – воспаление сосудов, аппендицит – воспаление отростка
прямой кишки, микстура – жидкое лекарство из смеси нескольких лекарственных
средств)

После
прочтения


сейчас все, кто слушали, оценим, как ребята справились со своей ролью.

-Какие
же сходства мы можем выделить пьесу с повесть? Кто написал повесть?

А пьесу?

-Значит,
какое первое сходство мы выделим?

-Что ещё
общего?

-В чем
отличия? Каких жанров эти произведения?

-Как вы думаете, с какой целью Носов написал
два произведения?


мальчике, Косте, который притворялся больным, не ходил в школу.

-Маску
больного мальчика.

-Он не
пошёл, потому что боялся получить за диктант двойку.

-После
этого он боялся, что учительница будет требовать записку от мамы.

-Нет, в
школе получаешь знания, а если прогуливаешь уроки, потом будет сложно, т.к.
много пропустил.

-Витя
Малеев, одноклассник и друг Кости.

-Витя
всем говорил, что он болен.

-Нет,
обманывать некрасиво.

-Нет,
его мучила совесть, он уговаривал Костю вернуться в школу.

-Когда
Лёня вернулся за перчатками, он увидел Костю, стоящего вверх ногами. Ещё Лёня
понял, что Костя не мог так быстро одеться, значит, он лежал в постели
одетым.

-Боятся
сказать правды.

-Составить
характеристики героев повести.

-Пьеса 
Н.Н. Носова «Два друга».

-Персонажи
пьесы.

-Витя
Малеев, Костя Шишкин, Ольга Николаевна, Ира, Ваня, Ася, Стасик, Игорь, Толя.

-Не все,
у одноклассников другие имена.

-Пионер,
ученик 4 класса.

-Честное
слово.

-Друг
Кости, отзывчивый, навещал постоянно его.

-Костя
Шишкин – школьный товарищ Вити. Прогуливал школу, обманывал маму и
одноклассников.

-Учительница.

-Звеньевая.

-Главная
в классе, староста класса.

-Ваня,
Ася, Стасик, Игорь, Толя – пионеры, ученики 4 класса. Отзывчивые, добрые
одноклассники, приходили навестить Костю.

-Распределить
роли.

-Краткие
авторские пояснения

-Слова
персонажей пьесы

-Выразительно,
учитывать все знаки препинания..

Читают
по ролям

-Повесть
начиналась, как Витя хотел навестить Костю, а пьеса начинается, как Костя
думает, что с нм будет.

-Ребята
вежливые, воспитанные, все поздоровались с Костей.

-Н.Н.
Носов

-Н.Н.
Носов

-Автор

-Сюжет

-Витя
Малеев в школе и дома – это повесть, а «Два друга» – пьеса;

Изменены
имена одноклассников;

В
повести слова автора, в пьесе – ремарки;

Разное
начало 15 главы.

Чтобы пьесу можно было играть на сцене.

Подведение
итогов


теперь подведём итоги нашего сегодняшнего урока.

-Какую
цель мы ставили в начале урока?

-Чем же
отличается пьеса от повести?

-Для
чего пишут пьесы?

-Как вы
думаете, чему хотел научить вас Николай Носов?

-Вернёмся
к плану, посмотрим, все ли этапы плана мы выполнили?

Сейчас
выполним! На столах у вас лежат листочки с тестом. На выполнение у вас 2
минуты.

Обменяйтесь с соседом и проверьте, если всё верно поставьте 5,
если 1-2 ошибки то 4, если больше то 3.

Поднимите руки у кого 5,4,3.

-Посмотрите
внимательно на свои ошибки и скажите, в чём у вас возникли затруднения.

-Прочитать
пьесу, сравнить её с повестью

-В пьесе
есть реплики действующих лиц, ремарки.

-Для
постановки в театре. –Научить быть честными, не обманывать никого, не
оставаться равнодушными к проблемам одноклассников.

-Нет, не
выполнен тест

Анализируют
свою работу, в чём возникли трудности

Цель:
проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, самооценка
учащимися результатов своей учебной деятельности

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 148-149

Размышляем о прочитанном

1. Понравилась ли вам сказка? Увлекли ли вас события, происходящие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Почему?

Это очень интересная и увлекательная сказка. Она мне понравилась.

Отношение к Алёше у меня менялось, в зависимости от его поступков. В начале сказки я его жалела, он вызывал симпатию. Когда он загордился, мне стало стыдно за него. Когда он переболел и исправился, я вновь сочувствовала ему.

2. Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?

В народных сказках не может быть столь детальных описаний.

Они изначально были устными, передавались от рассказчика к рассказчику, а в таком случае передаются лишь основные события, мелкие детали каждый рассказчик придумывает сам. Невозможно запомнить и повторно воспроизвести такое детальное описание какого-нибудь дворца или избушки на курьих ножках.

3. Почему Алёша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор»? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?

Алёша мечтал увидеть волшебницу, которая провертела для него эти дырочки, как он думал. Он ждал, что волшебница принесёт игрушку или письмо от родных.

Также Алёша ждал приезд директора. Он представлял его рыцарем из романов, которыми зачитывался. Но приехал обычный лысый человек. Для Алёши такой неказистый директор стал разочарованием.

4. Как Алёша спас Чернушку? Перескажите эпизод спасения от лица Алёши, передавая те чувства, которые он переживал.

Алёша спас Чернушку, выкупив её у кухарки, хотевшей зарезать курицу.

Пересказ эпизода спасения Чернушки от лица Алёши

В тот день я как обычно кормил курочек. Вдруг я увидел, как во двор вышла кухарка Трина с огромным ножом. Я знал, что кухарка убивает кур и петушков, и моё сердце сжалось от предчувствия беды.

Я стал размахивать руками, отгоняя кур, потом встал и бросился прочь. Я не хотел, не мог видеть, как кухарка поймает кого-нибудь из моих любимцев. Мне хотелось плакать от горя.

Позади что-то кричала кухарка, но я не слушал её, убегая всё дальше. Как вдруг голос Чернушки пробился до моего сознания. Чернушка громко кричала от страха, и я понял, что Трина поймала именно её.

Забыв про страх, я бросился обратно и запрыгнул на шею кухарке. Та от неожиданности выпустила Чернушку и курица взлетела на крышу, торжествующе вереща. Трина начала было ругаться, но я протянул ей империал, единственное богатство, которое у меня было. Мне было не жаль расставаться с деньгами, ведь я спасал жизнь своего друга.

Трина взяла деньги, Чернушка была спасена, я был счастлив.

5. Как менялся характер Алёши после того, как король вручил ему конопляное семечко? Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.

Характер Алёши испортился. Он стал важничать и считать себя умнее всех.

Рассказ о характере Алёши от лица его товарища

Я давно знаю Алёшу и даже дружил с ним. В то время он был скромным и добрым мальчиком, которого все любили. Если его наказывали, то Алёшу все жалели.

Но потом с ним что-то случилось. Характер Алёши стал меняться не в лучшую сторону. Он грубил, стал заносчивым, считал себя умнее всех.

И постепенно от Алёши все отвернулись. Мы больше не были с ним друзьями, а когда он попытался обратиться ко мне, я просто отвернулся.

А Алёша стал врать и выдумывать небылицы. За этого его строго наказал учитель и никому не было жаль Алёшу.

После наказания Алёша долго болел, а когда поправился, вновь стал нормальным мальчиком. Алёша опять был скромным и добрым. Постепенно к нему стали относиться лучше, а я думаю, что мы снова подружимся.

6. Почему Алёша стыдился рассказывать кому-либо о том, что с ним произошло?

Алёше было стыдно вспоминать своё некрасивое поведение и трусость. Он хотел бы вычеркнуть этот эпизод не только из памяти, но и из жизни..

7. Похож ли Алёша на героя русских народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Алёша совершенно не похож на героя волшебной сказки. Он обычный мальчик, такой как все вокруг. Он не очень смел и может ошибаться.

Алеша не положительный и не отрицательный герой. В начале сказки он совершает добрые поступки и является положительным героем. В середине Алёша совершает глупости и ведёт себя плохо. Он становится отрицательным героем. В конце он исправляется и вновь оказывается героем положительным.

Таких героев в волшебных сказках нет. Там они либо положительные, либо отрицательные.

Обогащаем свою речь

1. Объясните слова, подберите синонимы, составьте в ними предложения.

Суровый. Строгий, сердитый. Учитель был суровым, но справедливым.

Дряхлый. Старый, слабый. Дряхлый дед сидел на лавочке.

Отдалённый. Далёкий. Отдалённый холм зарос лесом.

Неведомый. Незнакомый, неизвестный. Неведомый зверь оставил следы на тропе.

Невиданный. Чудесный, неизвестный. Невиданный мир лежал за рекой.

Грозный. Сердитый, строгий. Грозно посмотрел он на меня.

Тужить. Грустить, печалиться. Не надо тужить о лете.

Снарядился. Собрался, приготовился. Он снарядился в поход.

Желанный. Ожидаемый, вожделенный. Желанный случай представился скоро.

Трезвонить. Звонить, болтать. Хватить трезвонить о ерунде.

Перечить. Идти наперекор, прекословить, огрызаться. Будешь перечить — быть тебе битым.

Потешить. Веселить, смешить. Учитель потешил учеников смешным заданием.

Печальный. Грустный, невесёлый. Печальный страус смотрел на закат.

2. Найдите в сказке Погорельского слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривал, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи.

Слова, которые редко используются в современной речи:

Помещался, славный, заступали, нежели, тогдашний, содержатель, дортуары, письмецо, бранчливая, возымел, с горестию, умильно, ободрился, шандалы, кисейные, учительша, несбыточное, яхонты, насилу мог, особливо, обхождение.

Мне нравится слово Учительша и жаль, что сейчас его не используют. Оно кажется мне более ласковым, чем привычное Учительница.

AVvXsEitAVtu8owCdtynOSnEUduV7Ph qWPIzGJvCIv3uFhXoGa2REgEF lHA3l1KhYIA4tRtFAtFCVD90J8i822qemWeG6K5i1AgvccqHmz8n49 MdpyCGW5tQVLph1g09zVWbUyIGWrPM84I9G 2fkxry2tmnh232uXuKZ5 z1zk0EvZ8 GclKtw3OGF7wg=w344 h400

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 154. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Жить по совести, любя друг друга»

1. Какие произведения вы прочитали?

Мы прочитали рассказы и одно стихотворение.

2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.

Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается один или несколько случаев из жизни какого-то человека.

Стихотворение — это поэтическое произведение, написанное по определённым правилам, обладающее рифмой и ритмом.

Сказка — это литературное произведение, в котором происходят волшебные, невозможные в реальной жизни события.

Отличие рассказа от стихотворения в том, что он написан прозой и в нём рассказан какой-то реальный случай.

Отличие рассказа от сказки в том, что в события рассказа могли произойти в реальной жизни, в них нет ничего волшебного.

3. Обсудите с друзьями. Что значит жить по совести? Можем ли мы сказать, что совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми? Нравственность — это духовные и душевные качества человека, те правила, которые определяют его поведение?

Жить по совести, значит быть честным, добрым, справедливым. Значит совершать только добрые поступки, и не совершать те, за которые будет стыдно.

Таким образом мы смело можем сказать, что совесть — это ответственность за свои поступки.

А нравственность — это правила, по которым человек живёт. И эти правила основаны на его совести.

4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения вы уже читали об этом?

Я думаю, что по совести живут герои повести Толстого «Детство Никиты». В их семье царят уважение и вежливость.

Так же по совести живут герои повести Гайдара «Тимур и его команда». Они совершают добрые поступки, помогают другим людям, дружат.

5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, не включая подробности, содержание одной главы из повести Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.

Перескажем 7 главу повести, в которой рассказывается о спектакле.

Разделим главу на смысловые части.

  1. Подготовка к спектаклю. Главная мысль: нужно исправить отметки, а потом на сцене играть.
  2. Изготовление коня. Главная мысль: вместе можно со всеми трудностями справиться.
  3. Спектакль. Главная мысль: Смеяться нужно вовремя.
  4. Двойка за четверть. Главная мысль: Всё делай вовремя, чтобы потом не плакать.

Пересказ 7 главы повести «Витя Малеев в школе и дома» для 4 класса

Однажды вожатый Володя предложил поставить сценку «Бой Руслана с головой». Ребята с восторгом приняли эту идею и стали готовиться к спектаклю. Они сделали картонную голову и репетировали на сцене.

А Витя и Костя смотрели на них из зала и завидовали. Учительница не разрешила им принять участие в спектакле, потому, что у них было много двоек.

Но тут Шишкину в голову пришла замечательная мысль. Он предложил сделать коня, потому что Руслан в поэме был на коне. Мальчики попросили помочь Лику, и девочка сшила шкуру коня из старого матраса. В шкуру забрались Витя и Костя и стали репетировать.

Лика очень смеялась, потом смеялись родители Вити.

Ребята подошли к Ване, который играл Руслана, и сказали, что для него есть конь. Ваня удивился, но согласился сесть на коня, потому что ему было неловко ходить по сцене пешком.

Когда конь с Русланом появился на сцене, зрители пришли в восторг. Конь шатался, шевелил ушами и отлетал, сдуваемый головой. Все смеялись.

Когда спектакль закончился, Володя пристыдил ребят. Он сказал, что задумка была хорошей, но баловаться на сцене было нельзя. Мальчики расстроились.

А через несколько дней им выдали табели, в которых стояли двойки за четверть. Они решили не показывать табели родителям до праздника, чтобы не испортить веселье.

6. Обсудите с другом смысл высказываний.

Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Это значит, что человек должен жить по совести, не совершать ничего постыдного.

Живите в мире со всеми и любите всех. Это значит, что человек должен с уважением относиться к любому человеку, уважать его интересы и образ жизни, ни с кем не ссориться.

Не делайте никому зла и прощайте обиды. Это значит, что человек не должен обижать другого человека. А если кто-то обидел его, то нужно уметь простить, а не обижать в ответ.

7. Составьте и запишите небольшой рассказ о том, как вам удалось простить какую-то обиду.

Рассказ о том, как я простила обиду для 4 класса

Однажды случилось так, что мы сильно поссорились с подругой. Она сказала, что я жадина, потому что не хочу подарить ей пенал, которым сама не пользуюсь. Но я просто не могла этого сделать, ведь этот пенал мне подарила мама на день рождения.

Я очень обиделась на эти слова, а на другой день мы даже не разговаривали.

Но потом я подумала, что глупо обижаться на слова, сказанные в сердцах. Мне было совестно, что я отказала подруге в просьбе. И я решила с ней поговорить.

На перемене я подошла к ней и предложила всё забыть и помириться. Подруга обрадовалась. Ей и самой было плохо в ссоре. Теперь мы снова дружим и везде ходим вместе. А тот пенал я спрятала подальше, чтобы не вспоминать эту ссору.

AVvXsEjOP9Sx2RrejsueexrdKFuHys2c2 zNZiQMvBnNYpKjSJCUBpvF3phYoN1faNBe9A61Og8dBL4Sg6UxWXiQeqO6CFZoqx7BoS5tapt8yebQN7qLEXWH6gCBtsiyU59YdnSSmjK5wqcK dtKwwKLX kA3l7lrGfBAAsseRr Ha9VH5FXcAM1YWxFDu3bA=w400 h258

Слушать сказку витя малеев вшколе идома

20210413 vu tg sbscrb2

Урок разработан по 130 приказу.

Слушать сказку витя малеев вшколе идома

Поурочный план по самопознанию

Раздел:

Мудрость веков

ФИО педагога

Калаузек Надежда Фаритовна

Дата:

Класс: 3

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:-

Тема урока № 8

Учение – мой труд

Цели обучения

в соответствии
с учебной программой

Умеет проявлять ответственность в делах и поступках

Ценность:

Внутренний покой

Качества:

Трудолюбие, упорство в достижении цели, ответственность

Цель урока

Расширение представлений учащихся об общечеловеческой ценности Внутренний покой через осознание важности учения как непрерывного труда в жизни человека

Задачи урока:

  1. Обучающая

  2. Развивающая

  3. Воспитательная

Раскрыть смысл понятия «Учение – мой труд»;

Развивать стремление быть упорным и трудолюбивым;

Воспитывать стремление к познанию нового.

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Ресурсы

Орг.момент

1.Позитивный настрой

Учитель приветствует детей и проверяет готовность к уроку.

Учитель проводит позитивный настрой с целью концентрации внимания; настроить на позитивное мышление и внутренний покой. «Путешествие на облаке»

Закройте глаза. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овивает ваши лица.Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас втакое место, где вы будете счастливы.

Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 30 сек.)

Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас в нашу школу. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе… Откройте глаза…Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

-Какие ощущения испытали при позитивном настрое?

Учащиеся слушают,

концентрирую свои мысли и успокаиваются

Учащиеся отвечают на вопрос

2. Проверка опережающего домашнего задания(беседа)

Учитель организует беседу по прочитанному отрывку из рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» с целью выявления качеств, позволяющих хорошо учиться.

-Почему Костя Шишкин пропускал школу?

— Какой совет дал Косте директор школы?

-А как мальчику удалось добиться успехов по арифметике?

— Как вы понимаете смысл фразы «Учёба и есть самый настоящий труд»?

-Какие качества помогают хорошо учиться?

— Вспомните случай из своей жизни, когда эти качества помогли вам добиться успехов в учёбе?

-Расскажите о своих чувствах, когда вы добиваетесь успехов?

Учебник самопоз-нания

3 класс с.27-29

3.Позитивное высказывание (цитата) (беседа)

Учитель знакомит с цитатой урока и предлагает ответить на вопросы.

Учение и труд рядом живут.

(на интерактивной доске)

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Чему учит пословица?

Проговаривают хором. Объясняют смысл пословицы и записывают её в тетрадь

Презентация, рабочие тетради

https://posloviz.ru/category/trud/

4.Рассказывание истории (беседа)

Учитель предлагает послушать сказку в подарок с целью глубокого раскрытия темы урока.

Сказка про ослика или о том, как полезно ходить в школу

В одном лесу жил был ослик с друзьями- зверятами. Они любили гулять, играть, веселиться. Наступила осень. Все зверята пошли в школу, только ослик не хотел учиться, вот, однажды пришел почтальон из соседнего леса и принес ослику письмо от бабушки. Но так как ослик в школу не ходил и буквы не учил, то прочитать письмо не смог. Он пошел к друзьям-зверятам и попросил их прочесть письмо. Но зверята ответили ослику: «Ты сам должен научиться читать, тебе это в жизни всегда пригодится. Вот представь себе, идешь ты в магазин и сам читаешь названия магазинов и улиц. Покупая игрушки или конфеты, также читаешь их название. Ведь это так интересно – уметь читать, поэтому, учись читать сам!».

Ослик расстроился и заплакал. Мимо пробегал зайчик, ему стало жалко упрямого ослика, и зайчик прочитал письмо от бабушки. Она писала:

Дорогой мой, ослик!

Помни, путь к знаниям лежит через скалистые горы, на которые тебе придется карабкаться изо всех сил.

Первая гора называется – «Трудно». Трудно буквы писать, учиться читать, задачи решать, но ты помни мою подсказку:

«Если трудно – смелей и старайся сильней». И тогда одолеешь ты гору, научишься справляться с трудностями.

Вторая гора называется – «Скучно». Скучно буквы, цифры по строчке аккуратно писать. Хочется бегать, играть, хочется все бросить, но ты не бросай, а выучи подсказку:

«Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда ты научишься справляться со скукой и подойдешь к самой крутой горе – «Неудача». Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются и неверные тропы сами собой выбираются. Но ты заучи мою подсказку:

«Если ошибка приключится, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь ученым осликом – пятерочником.

Успехов тебе в учебе! Твоя бабушка.

Ослик обрадовался письму и на следующий день с друзьями-зверятами торопился в школу. Сначала ослику было трудно учиться в школе. Так не хотелось слушать объяснения учителя, не получалось задачу составить и решить ее, кривые буквы падали со строки. И тогда ослик вспоминал «подсказки» бабушки, и старательно применял их на уроках. Примерно выводил каждую буковку, циферку, научился читать, решать и запоминать объяснения учителя. И у ослика стало получаться все замечательно!

Сейчас ослик совсем взрослый, он выучился и стал профессором медицинских наук. К нему в гости приходят бабушка и друзья-зверята. Бабушка гордится достижением внука. Все вместе они пьют чай, вспоминают детство. А также ослик-профессор лечит бабушку и друзей от всех болезней.

Учитель организует беседу с целью понимания содержимого рассказа.

-Чем любили заниматься друзья – зверята?

-Почему ослик не пошёл осенью со своими друзьями в школу?

-От кого получил письмо из соседнего леса?

-Какие чувства испытал ослик, когда не смог прочитать письмо от бабушки?

-Почему друзья не помогли прочитать письмо? А кто помог?

-Про какие 3 горы говорила бабушка в письме?

-Какими качествами нужно обладать, чтобы справится с трудностями и ленью?

-Осознал ли ослик, что необходимо учиться с трудолюбием и упорством?

-Расскажите случай из вашей жизни, когда трудолюбие и упорство помогли вам.

Слушают учителя

Отвечая на вопросы учителя, раскрывают качества трудолюбия, упорства и ответственности.

Иллюстрации

5.Творческая работа

7 мин

Учитель предлагает раскрасить птицу счастья. Одно крыло – упорство в достижении цели, другое крыло – трудолюбие и подумать, как и в каких делах, эта птица поможет в жизни.

Учащиеся раскрашивают птицу счастья и рассказывают, где в их жизни пригодится эта птица.

6.Домашнее задание

Учитель с целью опережения изучения следующей темы предлагает прочитать рассказ «Осенние каникулы»

Учебник

С.36-37

7. Групповое пение

Учитель предлагает исполнить песню Юрия Кудинова «Учиться!» с целью закрепления из закрепления изучаемой ценности.

Тебе нужны как воздух знания,
Чтобы найти своё призванье.
Звенит звонок – пора всем в класс,
Где ждёт учительница нас!
Чем больше в школе ты узнаешь?
Тем лучше и добрее станешь.
Так прогони скорее лень,
Учись учиться каждый день,

Припев:
Учиться! Чтобы умным стать!
Учиться! Чтобы много знать!
Учиться! Чтобы всё успеть!
Учиться! Чтобы всё уметь!

Привет, девчонки и мальчишки.
Цветы, тетрадки, ручки, книжки.
Телеканал, наш, Карусель
Поможет всем собрать портфель.
Решать, творить, дружить, трудиться!
Всегда к своей мечте стремиться!
Задача эта непроста –
Начните с чистого листа.

-О чём эта песня?

Учащиеся совместно с учителем исполняют песню

8.Заключите

льная минута урока

Учитель под музыку завершает урок.

Давайте сядем удобно и вспомним наш урок, вспомним, о чём мы говорили на уроке… Старайтесь всегда быть ответственными и трудолюбивыми. Выполняйте порученные дела, добывайте новые знания с большой любовью и упорством и тогда у вас всегда всё будет получаться!

Спасибо за урок!

Дети закрывают глаза

Спокойная музыка

164241 59d393d19c475

-80%

Курсы профессиональной переподготовке

Учитель начальных классов

Продолжительность 300 или 600 часов

Документ: Диплом о профессиональной переподготовке

Сохранить у себя:

Слушать сказку витя малеев вшколе идома КСП по самопознанию 3 класс «Учение – мой труд» (47.55 KB)

icon visionoff

icon visionon

  • Слушать сказку волк и лиса ловись рыбка
  • Слушать сказку винни пух в гостях у кролика
  • Слушать сказку винни пух и все
  • Слушать сказку винипух и пятачок
  • Слушать сказку василиса прекрасная и баба яга